Образ Рождества Христова: иконография и местоположение в пространстве православного храма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Полякова, Ольга Викторовна

  • Полякова, Ольга Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 165
Полякова, Ольга Викторовна. Образ Рождества Христова: иконография и местоположение в пространстве православного храма: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2013. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Полякова, Ольга Викторовна

Введение

Глава 1. Генезис и развитие иконографии канонического образа

Рождества Христова

1.1. Основа иконографии символико-догматического варианта образа Рождества в иконописании и Рождество Христово в литургии

1.2 Семантика канонического символико-догматического

иконографического типа Рождества Христова

1.3 Генезис священноисторического иконографического типа Рождества

Христова, его воплощение в русском иконописании

Глава 2. Образ Рождества Христова в составе сложных иконописных композиций

2.1 Образ Рождества Христова в составе минейных

икон и в иконе - иконостасе

2.2 Образ Рождества Христова в иконах с притчами и

иконах - молитвах

2.3 Образ Рождества Христова в составе икон с праздниками

Глава 3. Образ Рождества Христова в пространстве

Православного храма

3.1 Христорождественский храм как икона Рождества Христова

3.2 Образ Рождества Христова в стенописях и иконостасе

3.3 Образ Рождества Христова в богослужебных предметах и предметах

церковного искусства

Заключение

Библиографический список литературы

Том 2. Альбом иллюстраций

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ Рождества Христова: иконография и местоположение в пространстве православного храма»

Введение

Диссертация посвящена исследованию образа Рождества Христова - его иконографии и местоположению в пространстве православного храма.

Актуальность исследования обусловлена подъемом в развитии русского иконописания, активизацией процессов, связанных с реконструкцией и строительством храмов в современной России, а также возрастающим интересом современного российского общества к национальной культуре и религиозному изобразительному искусству.

В научных исследованиях последних лет обсуждается ряд вопросов, связанных с феноменом иконы: выявляется потребность в переосмыслении категории религиозного образа, предлагаются подходы, соединяющие знания богословия и искусствоведения (H.A. Яковлева, 2010, 2013). Появляются работы, посвященные не только особенностям иконографии (Ю.Г. Бобров, 2010), но и определению возможностей самого иконографического метода, созданного для постижения искусства христианского мира (С.С. Ванеян, 2010). Все чаще обсуждаются проблемы архитектурной семантики, сакрального пространства храма и пространства, смоделированного в церковных памятниках малых форм: иконах, богослужебных предметах, рукописях, облачении (A.M. Лидов, 2006, 2008). Данная диссертация вносит свой вклад в разработку нового представления об иконописном образе как органической части литургии и произведении искусства, существующем в пространственной системе храма и одновременно образующем и заключающем в себе иные пространственные построения, определяемые посредством «прочтения» изображения на иконографическом и иконологическом уровнях.

Степень изученности проблемы

Первые научные идентификации и описания изображений Рождества Христова проводились в рамках изучения саркофагов и катакомбной живописи европейскими учеными Антонио Базио (1632), Раффаэле Гаруччи (1856), Джованни Батиста де-Росси (1877).

В отечественной науке, начиная с XIX века1 и до наших дней, ведутся исследования содержательного осмысления иконописных образов. Основоположник иконографического метода Н.П. Кондаков на обширном материале изучает сюжетную основу иконописного образа Рождества Христова и закладывает прочный фундамент для выявления его основных элементов. Научный труд «Иконография Богоматери» (1914) содержит иконографический анализ рождественских сцен в памятниках раннехристианского времени.

Ключевой для исследования иконографии евангельских образов является работа Н.В. Покровского (1892). В анализе конкретных памятников Н.В. Покровский опирается на литературные и исторические источники. Труд «Евангелие в памятниках иконографии» остается непревзойденным по сей день и не утратил своей научной ценности.

Как частную иконографическую тему, изображение Рождества рассматривают К.С. Мансвестов (1891), А.И. Кирпичников (1895), Ф.И. Буслаев (1908), А.П. Голубцов (1917), инок Григорий Круг (1978), Б.В. Сапунов (1981), П. Павлович (1992), H.H. Чугреева (1995), протоиерей Георгий Дробот (1996), Е.А. Луковникова (1995), М.А. Орлова (1995, 2002), А.Н. Овчинников (1999), В.В. Лепахин (2005), С.Н. Липатова (2005), Е.Я. Осташенко (2008), А.Я. Каковкин (2013)и др.

К наиболее значимым современным исследованиям иконографии евангельских сюжетов относятся работы H.A. Барской (1993) и Ю.Г. Боброва (1995, 2010), обозначившего «краткую и развернутую» композиции рождественского образа. Символике парных композиций Рождества Христова и Успения Богоматери, а также выявлению литургической основы двух образов посвящена публикация O.E. Этингоф (2000). Рассматривает парное изображение данных образов и В.Д. Сарабьянов (2001).

Значительный фактический материал содержится в научных статьях, включенных в состав сборников и каталогов разных лет советского и постсоветского времени (в ходе работы над диссертацией изучены каталоги 1977-

1 Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. М.: Искусство, 1986. С.7.

2012 годов). Это публикации В.И. Антоновой, Н.Е. Мневой, М.В. Алпатова, Г.И. Вздорнова, И.А. Кочеткова, М.М. Красилина, В.Н. Лазарева, О.М. Лелековой, Г.В. Попова, И.С. Родниковой, A.B. Рындиной, A.C. Косцовой, А.Г. Побединской, И.К. Языковой, Э.С. Смирновой, В.М. Сорокатого, A.A. Турилова, Е.К. Тюриной, Л.А. Щенниковой, Л.В. Нерсесяна, М.В. Быковой, A.C. Преображенского, И.А. Шалиной, В.И. Вахриной, Е.В. Гладышевой и др. Исследования посвящены особенностям иконографии, содержат ценную информацию о происхождении, реставрации и сохранности отдельных икон на сюжет Рождества Христова.

Однако по сей день нет специального труда, посвященного исследованию особенностей иконографии Образа Рождества Христова и его местоположения в пространстве православного храма, в частности, на предметах церковного искусства малых форм.

Объект исследования - образ Рождества Христова в христианском искусстве.

Предмет исследования - становление и историческая динамика иконографии образа Рождества Христова в русском иконописании и его местоположения в пространстве православного храма.

Цель исследования - изучение генезиса, становления и развития иконографии образа Рождества Христова в русском иконописании во взаимосвязи с его местоположением в пространстве православного храма.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи: 1. Изучить генезис и становление иконографии образа Рождества Христова:

— исследовать основные элементы иконографии образа Рождества Христова раннехристианского периода;

— проследить историю сложения и выявить особенности основных иконографических типов образа Рождества Христова в Византии и на Руси; определить наиболее распространенные изводы и варианты художественно-композиционных решений образа Рождества Христова в русском иконописании;

— исследовать влияние западноевропейской художественной системы на иконографию образа Рождества Христова в русском иконописании XVII-XVIII вв.

2. Рассмотреть особенности иконографии образа Рождества Христова в многосоставных иконах.

3. Определить местоположение образа Рождества Христова в пространстве православного храма, прежде всего, Христорождественского:

— изучить особенности Христорождественского храма как иконы Рождества Христова;

— исследовать бытие образа Рождества Христова в стенописи, иконостасе и предметах литургического богослужения;

— соотнести иконографический анализ памятников с их символической интерпретацией (в текстах и практике богослужения).

Методология исследования материала базируется на комплексном подходе, который позволяет рассмотреть образ Рождества Христова в тесной взаимосвязи с церковным предметом и его функциональным назначением, храмовым строением, текстом и элементами праздничного богослужения. В центре исследования -иконографический метод анализа памятников русского иконописания. Для выявления причинно-следственных связей, обусловивших генезис и развитие основных типов образа Рождества Христова, использован историко-генетический метод. С целью выявления контекста, источников и смысла памятника материал вводится в рамки иконологического анализа. При изучении отдельных памятников применена интерпретационная иконография и семантический анализ. Выбранная методология научного исследования определила характер и направление научного поиска. В исследовании даны рабочие определения и использованы в качестве инструментов понятия:

— Иконография понимается как установленная система изображения персонажей или сюжетных сцен, транслирующая содержание и смысл зрительных образов на семантическом уровне.

— Понятие Иконографический тип диссертантом принимается как сюжет, изображенный, оформленный для передачи одного или нескольких сообщений. Иконографический тип может порождать внутри себя новые отношения и изменения в отдельных компонентах, не меняя сообщение2.

— «Извод» определяется как «одна из разновидностей канонического иконографического типа»3.

— В данной диссертации пространство понимается не только как физическое и философское определение, но и как литургическое пространство и пространственно-изобразительная система храма.

— Образ Рождества Христова рассматривается в исследовании не только как иконописный, но и как изображения на стенах храмов, символические изображения на церковных предметах.

— Положение о Первообразе, известное со времен Отцов Церкви4, принимается в работе a-priori. Диссертантом принято также представление о «благодатном образе», согласно которому у иконы есть тело - материальный носитель, душа - художественный образ, и дух - Благодать Святого Духа (М. Н. Соколова, Н. А. Яковлева5).

Основным материалом исследования послужили памятники русского иконописания из храмов и музейных собраний Санкт-Петербурга, Москвы, Новгорода, Ярославля, Пскова, Вологды, Владимира, Суздаля. Адресация к раннехристианским, византийским и западноевропейским изображениям, изученным в оригинале и по публикациям, выполняется в целях сравнительного анализа с русскими образцами.

Анализ Христорождественского храма как иконы Рождества Христова дан на примере храма в Вифлееме и памятников Московской епархии, изученных диссертантом непосредственно.

2 Данное понятие сформулировано по обобщениям Ванеяна С.С. (Ванеян С.С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — С. 512.).

3 Яковлева H.A. Русское иконописание. Благодатный образ на Руси и в России. — М.: Белый город, Даръ, 210. — С. 475.

4 Антология восточно-христианской богословской мысли Ортодоксия и гетеродоксия / под ред. Г. И. Беневича, А. С. Бирюкова.

— СПб.: Никея, РХГА, 2009. — Т. 2. — С. 245.

5 Яковлева H.A. Благодатный образ: к определению понятия // Современная культурология: научная школа проф. J1.M. Мосоловой. Учебное пособие для студентов и аспирантов — Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. — С.442.

Основу литературных источников составили:

— произведения церковной литературы: тексты Священного Писания, патристика, гимнография, богослужебные сводники, апокрифы, труды, посвященные богословию иконы;

— архивные материалы (из музея храма Христа Спасителя);

— искусствоведческие работы, посвященные иконографии, восприятию образа, вопросам пространственно-изобразительного комплекса православного храма.

Положения, выносимые на защиту:

1. Два основных иконографических типа изображения Рождества Христова -символико-догматический (в котором заключен первоначальный сакральный литургический смысл) и священноисторический (в котором представлена событийность явления) образуют варианты художественно-композиционных решений и изводов, разнящихся деталями, но сохраняющих свой типологический характер.

2. В русском иконописании существует немалое число широко распространенных вариантов символико-догматического иконографического типа образа Рождества Христова. Наряду с этим можно выделить редкие образцы иконографии, не получившие широкого распространения.

3. Наибольшее распространение в русском иконописании получили следующие изводы священноисторического типа образа Рождества Христова:

— извод с неполным составом элементов; извод со сценой «Бегство в Египет» (в нижнем регистре); извод со сценой «Убиение Захарии возле престола»; извод со сценой «Убиение Захарии в храме».

— Образ Рождества Христова, представленный в качестве малого образа в составе икон-иконостасов, икон-молитв, многочастных композиций с праздниками в рядах иконостаса и отдельных предметах, является, как правило, символико-догматическим и семантически тождественен догматическому евангельскому образу.

4. Реконструкция пространственной среды места рождения Богомладенца позволяет доказать, что храм Рождества Христова в Вифлееме является

пространственной иконой - образом Рождества Христова, в котором основные элементы иконографии существуют в реальном трехмерном пространстве.

5. В церковно-религиозной и народной культуре универсальным образом-символом, в котором заключается всеединое представление о рождественском событии, становится звезда. Образ Вифлеемской звезды повторяется не только в памятниках мелкой пластики (подвески: звезды - кресты) на Святой земле, но получает широкое распространение в церковной и бытовой православной культуре.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

— в отечественном искусствоведении иконография образа Рождества Христова рассматривается комплексно, как органическая часть литургии священнодействия богослужения и церковного искусства во взаимосвязи с храмом, церковными предметами и текстами;

— предложена типология образа Рождества Христова в соответствии с особенностями его иконографии, функциональным назначением и иконографической программой памятника;

— выявлены наиболее распространенные варианты художественно-образного решения рождественских сцен, воедино собраны ранее изученные и впервые описанные изводы, наиболее востребованные в русском иконописании;

— выявлены и систематизированы варианты включения образа Рождества Христова в состав многосложных иконописных композиций, а также церковной утвари, литургических предметов, облачения духовенства. При этом иконография образа Рождества Христова рассматривается в тесной связи с назначением предмета, его сакральным смыслом и литургическими функциями;

— комплексно рассмотрены варианты образа Рождества Христова, помещаемые на богослужебных и церковных предметах в их обусловленности местоположением в пространстве православного храма;

— храм Рождества Христова рассматривается как образ (икона) мира в самый момент явления Спасителя.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в значительном расширении имеющихся научных представлений об образе Рождества Христова. Предложены принципы трактовки смысла визуального образа канонического типа в зависимости от его значимости в праздничном богослужении, местоположения в пространстве православного храма, особенно Христорождественского, а также включения в состав церковных предметов различного назначения. Предлагаемый подход может быть использован при комплексном изучении иных иконописных изображений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены архитекторами и реставраторами при проектировании, создании и реконструкции храмового пространства и его отдельных функционально-структурных компонентов, в практической работе иконописных и реставрационных мастерских, а также при изготовлении церковных предметов. Материалы исследования могут быть использованы при создании учебно-методических пособий, чтении лекционных курсов по истории искусства, культурологии, иконографии и семиотике.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были апробированы на следующих конференциях: II Всероссийская научная конференция «Человек в пространстве культуры» (Ярославль, 2008); Научно-практическая конференция «Философия отечественного образования, история и современность» (Пенза, 2008); Межвузовская научно-практическая конференция аспирантов и студентов «Предметы и пространства искусства» (Санкт-Петербург, 2009); Международная научно-практическая конференция «Христианская иконография и символика в западноевропейском и русском изобразительном искусстве» (Санкт-Петербург, 2009); Межвузовский конгресс молодых учёных «Санкт-Петербургская историческая школа» (Санкт-Петербург, 2009); II Всероссийская научно-богословская конференция «Актуальные проблемы изучения истории и культуры Православия» (Владивосток, 2009).

Глава 1. ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ИКОНОГРАФИИ КАНОНИЧЕСКОГО

ОБРАЗА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

1.1 Основа иконографии символико-догматического варианта образа Рождества в иконописании и Рождество Христово в литургии

Христианское богослужение пронизано глубоким смыслом, в котором особую роль играет икона. Имея литургический смысл, она составляет единство с богослужебным действием в храмовом пространстве. Одновременно существует связь между элементами богослужения и предметным содержанием, изобразительностью, выраженной в иконографии конкретного иконного образа. Рождественское богослужение в целом и каждым своим словом, предметом и священнодействием уподоблено всемирному действу Рождества Христова. Богослужебный текст раскрывается в «азбуке» иконографических элементов. Взаимосвязанность священнодействий и иконографии образа Рождества Христова отражается не только через «изобразительное», но и через символику отдельных богослужебных предметов, знаменующих события Рождества Христова. Сопоставление элементов богослужения на праздник с иконографией Рождества Христова позволяет наиболее полно, осмысленно понять и «измерить» изобразительный диапазон образа.

Взаимодействие элементов богослужения как единой системы происходило в период «становления раннехристианской культуры»6. О символике церковной службы, храма, богослужебных предметах не раз говорили Отцы Церкви и христианские деятели. Например, Кирилл Иерусалимский и Григорий Декаполит говорят о явлении Христа на месте евхаристических Даров, а Иоанн Златоуст указывает на алтарь как на «духовную колыбель» Христа, на пространство

6 Грибунина Н. Г. Христианское культовое действо как целостная система взаимодействия богослужения и его художественных элементов. - Тверь : Клевер, 2008. - С.9.

жертвенника - как на Вифлеемскую пещеру7. Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский, точно объясняет в алтаре полукружие и символическое значение места (жертвенника) для хлебов - предложения: «приалтарное полукружие или предложение в боковом алтаре, как сказано, (означает)

о

Вифлеемскую пещеру» . Симеон Солунский поясняет: «Но когда предложение

находится не под северным полукружием, а под средним, то есть у стены близ

престола, тогда оно означает не всю пещеру Вифлеемскую, а только ясли, бывшие

в ней. (...) «когда предложение бывает в углу (у стены близ престола), тогда оно

означает нищету первого пришествия Христова, убожество, скудость страны, в

особенности же сокровенную природную пещеру, где были и ясли»9 . Николай

Андидидский истолковывал пространство жертвенника как Вифлеемскую

пещеру10. Существовавшую в древние времена традицию помещать над

жертвенником икону Рождества Христова, а на самом жертвеннике Крест с

Распятием11 объясняют богословские суждения о двух значениях жертвенника,

связанных с Рождеством и погребением. Так, на место рождения и пещеру Гроба

Господня указывает Григорий Богослов: «Рождество Родившегося такого же как и

10

погребение Пострадавшего . Об этом и слова священника Германа: «Апсида соответствует Вифлеемской пещере, где родился Христос, и пещере, где Он был погребен»13. Афанасий, архиепископ Александрийский, в «Слове на рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и написание святыя Марии и на Иосифа» сравнивает события Рождества Христова со следующей символикой: «(...) ид еже роди Дева, церкви образ приемлющее, ид еже жертвенник убо - ясли, чредник же - Иосиф, диакони же - пастыри, священницы - ангелы, архиерей -Господь, престол - Дева, чаши - сосцы, одежда - вочеловечение, рипиды -

7 Приводится по: Этингоф O.E. Литургическая символика парного расположения сцен Рождество Христово и Успение Богоматери // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии 11-13 веков. - М.: 2000. - С. 208.

8 Приводится по: Кеслер М.Ю. Православные храмы. - М.: АХЦ Арххрам, 2003. Т. 1. - С. 53.

9 Приводится по: Вениамин, архиепископ. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - С. 25.

10 Приводится по: Этингоф O.E. Литургическая символика ... С.209.

11 Символика и устройство православного храма / под ред. Н. Балукова. - M.: «Лепта книга», 2012. - С. 52.

12 Приводится по: Этингоф O.E. Литургическая символика ... С.209.

13 Приводится по: Кеслер М.Ю. Православные храмы... Т. 1. С. 44.

херувимы, дискос - Дух святый, Отец - дископокровец (.. .)»14.

В изданиях, посвященных православной богословской традиции, рассматривается история сложения чинопоследований, содержание и особенности священнодействий. П.Ю. Малков, разъясняя значение предметов, используемых в Проскомидии, указывает, что звездица - символ Вифлеемской звезды; «покровцы - пелены Богомладенца; чаша, кадильница и фимиам знаменуют дары, которые принесли с собой волхвы (...) кадило может пониматься как чрево Богородицы, а уголь - есть символ Христа»15. Агничная и богородичная просфоры, используемые при совершении Евхаристии, указывают на Спасителя и Богородицу и являются воспоминанием о них. «Сначала и еще до Литургии приносят в церковь просфору, которая тогда означает Деву Марию, когда родители привели Ее в храм Господень. И священник, подражая пророку Захарии, полагает просфору во святая святых или в сосудохранительницу, или в другое какое-нибудь место, дабы она была готова к Проскомидии. Тогда эта просфора означает лета, которые Дева провела во храме. Потом, взявши ее из сосудохранительницы, иерей переносит в предложение, знаменуя этим жизнь, которую Богородица провела с Иосифом в Вифлееме, куда Она пришла записаться и где, быв непраздна и не имея, по множеству стекшагося со всех сторон народа, странноприимного места, родила Иисуса Христа в вертепе (почему просфора и имеет на себе изображение имени Иисуса Христа)»16. На Проскомидии открывается завеса над царскими вратами в знак того, что «рождение Спасителя и Его смотрение не познал дольний мир, то есть народ, но

17

только силы горния...» . Священнодействия Проскомидии связаны и с воспоминанием Рождества Христова и Распятия. Распятие знаменует крестообразное разрезание сердцевины агничной просфоры18.

Для сопоставления иконографии с внешним выражением обряда

14 Малков П.Ю. Введение в литургическое предание. - М.: Издательство ПСТГУ, 2008. - 320 с .

15 Там же. С. 234.

16 Вениамин, архиепископ. Новая Скрижаль или объяснение о церкви ... С. 150.

17 Там же. С. 160.

18 Там же. С. 152.

богослужения необходимо назвать еще некоторые особенности службы, совершаемой в наши дни. К ним относятся: вход на вечерни, в котором через действия священника «представляется тоже самое пришествие на землю Спасителя, вся Его земная жизнь и наконец Его отшествие от нас, не в словах, но в видимых и приличных образах» (...) «тем, что, одеян священническими одеждами, - воплощение...»19 . Кадильница и Евангелие при вечернем входе имеют «значение приличное воплощению Христову»20. В последовании богослужения, подобно славословию ангелов, поются молитвы и произносятся возгласы. Славословие на утрени повторяется дважды. Второй раз оно «поется

совокупно всеми, как воспевающее таинство, явившееся не пастырям только, но

21

всему миру и всем народам» . О воплощении Второго Лица Пресвятой Троицы оповещает двузвон в начале утрени, выражающий «радость Рождества Христова»23.

Вышеприведенные примеры раскрывают значение сакральных предметов, выявляют особенности богослужения и делают видимым «пульсирующее включение» образа Рождества Христова в реальное литургическое пространство храма во время совершаемой службы. Показательно, что адресация к визуальному образу Рождества Христова в богослужении происходит посредством включения его в образную структуру службы в качестве сакральной составляющей церковного обряда, коммуникативного действия. «Поклонение есть знак смирения и почтения», - говорил Иоанн Дамаскин24. Поклонение (выраженное в поклоне) священнослужителей и прихожан подобно поклонению волхвов, поклонению пастырей перед Богомладенцем и являет элемент визуального образа Рождества Христова, отчасти реконструируя при этом указанный образ в пространственно-временной среде храма. Существенным является и то, что передается и воспроизводится образ через имя (имя - «невещественное

19 Там же. С. 87.

20 Там же. С. 109.

21 Там же. С. 122.

22 Антология восточно-христианской богословской мысли Ортодоксия и гетеродоксия / под ред. Г. И. Евневича, А. С. Бирюкова. — СПб.: Никея, РХГА, 2009. — Т. 1. — С. 302.

23 Всенощное бдение / под ред. Е. Кустовского. - М.: Святитель Киприан, 2009. - С. 59.

24 Иоанн Дамаскин. О святых иконах и иконопочитании. - Краснодар: Текст, 2006. - С. 26.

богатство» , «иероглиф личности, ознаменование невидимого в видимом» ), наименование события, предмета и изображения: имя Спасителя на просфоре, название праздника - «Рождество», название предмета - «звездица». Последнее является производным словом от слова «звезда» и обусловлено значением производящего слова, так как лексическое значение двух слов совпадает. Протепресвитер Александр Шмеман пишет: «Когда мы говорим: «Иисус Христос», мы проповедуем нечто. Если взять слово, которое можно найти в катакомбах, всего лишь слово или даже только знак, то оно одно уже было целым

97

богословием» .

Несмотря на то, что в последнее время появилось немало работ, посвященных исследованию синтеза слова и изображения в храмовом пространстве, остается до конца неопределенным вопрос о взаимодействии иконографии, семантики элементов образа Рождества Христова и содержания богослужебных текстов на Рождество. Адресацией к образу Рождества Христова служат слова Священного Писания, молитв, тексты гимнографии, наполняющие храмовую службу. О событиях рождения Спасителя - «вести утешения и радости» рассказывают тексты Евангелий от Матфея и Луки. По словам блаженного Феофелакта, архиепископа Болгарского, «Евангелие от Матфея имеет лице человека, потому что оно начинается с плотского рождения и вочеловечения Слова»29. «Святого Благовествование» - так его возглашают в церкви перед чтением30, знакомит с родословной Спасителя и после этого повествует об откровении Ангела тайны Воплощения Иосифу: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от духа Святого..» (Мф. 1 : 20). ; о пути «по звезде», поклонении волхвов и поднесении ими даров: «..се, звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Полякова, Ольга Викторовна, 2013 год

Библиографический список литературы

1. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму [Текст] — Москва : Т.М.П., 1992. — 60 с.

2. Акафист Пресвятой Богородице. Православный молитвослов и Псалтырь [Текст] — Москва : Моск. патриархия, 1988. — С. 56—63.

3. Алпатов, М. В. Сокровища русского искусства XI - XVI веков [Текст] : альбом / М. В. Алпатов. — Ленинград : Аврора, 1971. — 288 с.

4. Андрей, (Эрастов) Грамматика церковно-славянского языка. Конспекты. Упражнения. Словарь [Текст] / иером. Андрей (Эрастов). — Санкт-Петербург : Библиополис, 2007. — 368 с.

5. Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия [Текст] / под ред. Г. И. Беневича, А. С. Бирюкова. — Т. 1. — Санкт-Петербург : Никея, РХГА, 2009. — 672 с.

6. Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия [Текст] / под ред. Г. И. Беневича, А. С. Бирюкова. — Т. 2. — Санкт-Петербург : Никея, РХГА, 2009. — 750 с.

7. Антоний (Храповицкий). Иконописцам о коленопреклоненных фигурах [Текст] / митр. Антоний (Храповицкий) // Богословие образа. Икона и иконописцы : антол. / под ред. А. Н. Стрижева. — Москва : Паломник, 2002. — 464 с.

8. Антонова, В. И., Мнева, Н. Е. Каталог Древнерусской живописи XI -начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации / В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. — Т.1. — Москва : Искусство, 1963. — 394 с.

9. Баранов, А. Двенадцать праздников Церкви - от истории к осознанию [Текст] / А. Баранов. — Москва : ОБРАЗ, 2007. — 128 с.

10. Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи [Текст] / Н.

A. Барская. — Москва : Просвещение, 1993. — 223 с.

11. Бекенева, Н. В. Иконопись из собрания Третьяковской галереи [Текст] / Н.

B. Бекенева. — Москва : СканРус, 2006. — 437 с.

12. Бетин, Л. В. Иконостас Благовещенского собора и московская живопись XV века [Текст] / Л. В. Бетин // Реставрация и исследования памятников культуры. — Москва : Стройиздат, 1982. — Вып. 2. — С. 227.

13. Бецис, А. Успение Пресвятой Богородицы в древнерусских иконах [Текст] / А. Бецис. — Москва : Православ. паломник, 2007. — 48 с.

14. Библейская Энциклопедия [Текст] — Москва : Изд. Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990. — 902 с.

15. Библия [Текст] / Моск. патриархия — Москва : Изд. Моск. Патриархии. Первое послание к коринфянам Святого Апостола Павла. (11.4,7), 1992. — С. 1254.

16. Бобров, Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи [Текст] / Ю. Г. Бобров. — Санкт-Петербург : Аксиома, Мифрил, 1995. — 256 с.

17. Бобров, Ю. Г. Основы иконографии памятников христианского искусства [Текст] / Ю. Г. Бобров. — Москва : Художественная школа, 2010. — 264 с.

18. Богородица. 2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве [Текст] / под ред. В. П. Бутромеева. — Москва : ОлмаМедиаГрупп, 2007. - 605 с.

19. Борг, М. Первое Рождество: «Что на самом деле говорят евангелисты о рождении Иисуса» [Текст] / Маркус Борг, Джон Доминик Кроссан; пер. с англ. М. И. Завалова. — Москва : Эксмо, 2009. — 304 с.

20. Босилков, С. 12 икони от България [Текст] / Светлин Босилков. — София : Български художник, 1977. — 56 с.

21. Булгаков, С. Икона, ее содержание и границы [Текст] / С. Булгаков // Философия русского религиозного искусства XVI - XX вв. — Москва : Прогресс, 1993. — С. 281—291.

22. Бусеева-Давыдова, И. Л. «О свободе средневекового искусства: художник и иконографическая традиция» [Текст] / И. Л. Бусева-Давыдова // Церковное искусство. Его восприятие и преподавание: Материалы Всероссийской конференции. — Москва : Свято-Филарет. православ.-христиан, ин-т, 2007. — С. 153—172.

23. Буслаев, Ф. И. О Русской иконе. Общие понятия о русской иконописи [Текст] / Ф. И. Буслаев. — Москва : Благовест, 1997. — 205 с.

24. Быкова, М. А. Рождество Христово [Текст] / М. А. Быкова, Л. В. Нерсесян, А. С. Преображенский // Иконы Владимира и Суздаля / под ред. Л. В. Нерсесяна.

— Москва : Северный Паломник, 2008. — С. 497.

25. Бычков, В. В. Феномен иконы : история. Богословие. Эстетика. Искусство [Текст] / В. В. Бычков. — Москва : Ладомир, 2009. — 633 с.

26. Вагнер Т.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве [Текст] / Г. К. Вагнер

— Москва : Искусство, 1987. - 288 с.

27. Ванеян, С. С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии [Текст] / С. С. Ванеян. — Москва : Прогресс-Традиция, 2010. — 832 с.

28. Васильев, Ф. Т. Западное влияние в русской иконописи XVII столетия [Текст] / Ф. Т. Васильев // Известия. — Казань: Общество археологии, истории и этнографии, 1908. — Т.23. — Вып. 5. — 119 с.

29. Васильева, О. А. Рождество Христово [Текст] / О. А. Васильева // Иконы Пскова / под ред. Л. В. Нерсесяна. — Москва : Северный Паломник, 2006. — С. 69-71.

30. Вахрина, В. И. Иконы Ростова Великого [Текст] / В. И. Вахрина, Е. В. Гладышева. — Москва : Северный Паломник, 2006. — 448 с.

31. Вениамин Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных [Текст] / архиеп. Вениамин. — Москва : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 244 с.

32. Верещагин, Е. М. Древнейший славянский богослужебный сборник «Ильина книга» [Текст] : факс, воспр. рукоп. Билинеарно-спатическое изд. источника с филолого-богослов. коммент. / Е. М. Верещагин. — Москва : Индрик, 2006. — Х1ЛТ — 978 с.

33. Вздорнов, Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век [Текст] / Г. И. Вздорнов. — Москва : Искусство, 1986. -384 с.

34. Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти О. И. Подобедовой (1912-1999) [Текст] / отв. ред. М. А. Орлова. — Москва : Северный Паломник, 2005. — 744 с.

35. Виноградова, Е. А. О стиле росписей Софии Трапезундской. Образ Византии [Текст] / Е. А. Виноградова. — Москва : Северный Паломник, 2008. — 268 с.

36. Владышевская, Т. Ф. Музыка Древней Руси [Текст] / Т. Ф. Владышевская // Искусство Древней Руси / под. ред. Г. К. Вагнера. — Москва : Искусство, 1993. — С. 237—239.

37. Всенощное бдение [Текст] / под ред. Е. Кустовского. — Москва : Святитель Киприан, 2009. — 59 с.

38. Выголов, В. П. Ярославль. Памятники архитектуры и искусства [Текст] / В. П. Выголов. — Ярославль : Верхне-Волжское изд., 1994. — 320 с.

39. Голубцов, А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике [Текст] / А. П. Голубцов. — Санкт-Петербург : Сатисъ держава, 2006. — 446 с.

40. Горбунова-Ломаке, И. Н. Икона. Правда и вымыслы [Текст] / И. Н. Горбунова-Ломаке. — Санкт-Петербург : Сатисъ, 2009. — 278 с.

41. Гордиенко, Э. А. Владычная палата Новгородского кремля [Текст] / Э. А. Гордиенко. — Ленинград : Лениздат, 1991. — 107 с.

42. Греков, А. П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве [Текст] / А. П. Греков. — Москва : Искусство, 1987. — 95 с.

43. Грибунина, Н. Г. Христианское культовое действо как целостная система взаимодействия богослужения и его художественных элементов [Текст] / Н. Г. Грибунина. — Тверь : Клевер, 2008. — 191 с.

44. Громова, Е. Б. История русской иконографии Акафиста. Икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля [Текст] / Е. Б. Громова. — Москва : Индрик, 2005. — 304 с.

45. Джурич, В.Н. Портреты в изображении рождественских стихир [Текст] / В. Н. Джурич // Византия, Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусства и культура / под ред. Г. И. Вздорнова. — Москва : Наука, 1973. -591 с.

46. Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. К 1100-летию Пскова [Текст]: сб. статей [т.28] / отв. ред. М.А. Орлова. — Москва : Северный паломник, 2008. — 536 с.

47. Древнехристианская иконография, как выражение древнецерковного веросознания [Текст] : репр. копия / архим. ректор Моск. духов, акад. Христофор. — Москва : Унив. тип. (М. Катков), 1886. — 288 с.

48. Дробот, Г. Фигура пастуха в иконе Рождества Христова [Текст] / Г. Дробот. // Православная икона. Канон и стиль: К Богослов, рассмотрению образа : антол. / под ред. А. Н. Стрижева. — Москва : Православ. паломник. «Глаголы жизни», 1998. — С. 329—340.

49. Евангелие от Луки [Текст]. — Козельск: Вятка, 1992. — 55 с.

50. Евангелие от Матфея [Текст]. — Козельск: Вятка, 1992. —48 с.

51. Евдокимов, П. Искусство иконы. Богословие красоты [Текст] / П. Евдокимов. — Клин: Христианская жизнь, 2007. — 383 с.

52. Евсеева, Л. М. Аналойные иконы и литургические ткани в создании сокрального пространства древнерусского храма [Текст] / Л. М. Евсеева // Иеротопия. Исследование сакральных пространств : матер, междунар. симп. / под ред. А. М. Лидова. — Москва : 2004 — 2008 гг. — С. 638—653.

53. Евсеева, Л. История иконописи. VI - XX века. Истоки. Традиции. Современность [Текст] / Л. Евсеева, Н. Комашко, М. Красилин. — Москва : Арт-Бмб, 2002. — 288 с.

54. Еремина, Т. С. Предания о русских иконах [Текст] / Т. С. Еремина. — М. : Владос, 1994. — 184 с.

55. Замятина, Н. А. Терминология русской иконописи [Текст] / Н. А. Замятина.

— Москва : Языки русской культуры, 2000. — 272 с.

56. Зеньковский, В. В. История Русской философии [Текст] / В. В. Зеньковский.

— Т. I, ч. 1 — Ленинград : Эго, 1991. — 222 с.

57. Иванова, А. В. Подготовка православных иконописцев в России: традиции и современность [Текст] : дис. канд. искусств, наук : 17.00.04 / Иванова Антонина Владимировна ; [РГПУ им. Герцена]. — Санкт-Петербург ., 2005. — 157 с.

58. Иконы XIII - XVI веков в собрании музея имени Андрея Рублева [Текст] / под ред. Л. В. Нерсесяна, С. В. Обух. — Москва : Северный паломник, 2007. — 619 с.

59. Иконы Великого Новгорода XI - начала XVI веков [Текст] / под ред. Л. В. Нерсесяна, С. В. Обух. — Москва : Северный паломник, 2008. — 576 с.

60. Иконы Владимира и Суздаля [Текст] / под ред. Л. В. Нерсесяна, С. В. Обух.

— Москва : Северный Паломник, 2008. — 648 с.

61. Иконы Вологды ХГУ-ХУ1 веков [Текст] / под ред. Л. В. Нерсесяна, С. В. Обух. — Москва : Северный паломник, 2007. — 825 с.

62. Иконы Пскова [Текст] / под ред. Л. В. Нерсесяна. — Москва : Северный Паломник, 2004. — 384 с.

63. Иконы Русского Севера : Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье [Текст] : статьи и материалы / под ред. Э. С. Смирновой. — Москва : Северный паломник, 2005. — 352 с.

64. Иконы Русского Севера : Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств [Текст] / под ред. Э. С. Смирновой, О. Н. Вешняковой. — Москва : Северный Паломник, 2007. — Т. 2.

— 480 с.

65. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV - XVII веков [Текст] / под ред. Л. М. Евсеевой, В. М. Сорокатого. — Москва : Индрик, 2000. — 416 с.

66. Иконы собрания Велимезиса [Текст] / под ред. Нано Хадзидаки. — Афины : Обществ, фонд «Александрос С. Онасис», 2009. — 497 с.

67. Иконы Ярославля XIII - XVI веков [Текст] / под ред. Л. В. Нерсесяна. — Москва : Северный паломник, 2002. — 223 с.

68. Иконы Ярославля XIII - середина XVII века [Текст] / под ред. Е. Горшковой [и др.]. — Москва : Северный Паломник, 2009. — Т. 1. — 578 с.

69. Иконы Ярославля XIII - середина XVII века [Текст] / под ред. Е. Горшковой [и др.]. — Москва: Северный Паломник, 2009. — Т. 2. — 528 с.

70. Иннокентий О великих Господских и Богородичных праздниках [Текст] / свт. Иннокентий Херсонский. — Санкт-Петербург : Русская симфония, 2005. — 112 с.

71. Иоанн Дамаскин. О святых иконах и иконопочитании [Текст] / Иоанн Дамаскин, Феодор Студит. — Краснодар : Текст, 2006. — 330 с.

72. Иоанн История Вселенских Соборов [Текст] / еп. Аксайский Иоанн. — Киев: Изд-во им. Святителя Льва, папы Римского, 2004. — 327 с.

73. Иулиания (Соколова, М.Н.). Труд иконописца [Текст] / монахиня Иулиания (М. Н. Соколова). — Москва : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. — 223 с.

74. Каковкин, А. Я. Редкое иконографическое решение сцены «Рождество Христово» в коптской росписи XII века [Текст] / А. Я. Каковкин. — Санкт-Петербург : Гос. Эрмитаж, 2013. — 57 с.

75. Карпушин, И. И. Философия христианского зодчества [Текст] / И. И. Карпушин. — Москва : Экономика и финансы, 2005. — 432 с.

76. Катасонов, В. Н. Христаинство, культура, наука [Текст] / В. Н. Катасонов. — Москва : Издательство ПСТГУ, 2009. — 478 с.

77. Кафедральный соборный храм Христа Спасителя [Текст] / под ред. Е. М. Яковлевой. — Москва : «Наш Изограф», 2004. — 148 с.

78. Качалова, И. Я. Царский храм. Благовещенский собор Московского кремля в истории русской культуры [Текст] / И. Я. Качалова, Н. А. Маясова, JI. А. Щенникова ; отв. ред. А. К. Левыкин. — Москва : Гос. истор.-культур. музей-заповед. «Московский Кремль», 2008. — 488 с.

79. Кеслер, М. Ю. Православные храмы [Текст] / М.Ю. Кеслер. - Москва: АХЦ Арххрам, 2003. — Т. 1. — 523 с.

80. Кеслер, М. Ю. Православные храмы [Текст] / М.Ю. Кеслер. — Москва : АХЦ Арххрам, 2003. — Т. 2. — 589 с.

81. Кирпичников, А. И. Этюды по иконографии Рождества Христова [Текст] / А. И. Кирпичников. — Санкт-Петербург : Изд-во И. Скороходова, 1894. — 12 с.

82. Ковалев А. Б. Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII-XX веков: специфика жанра и организация цикла [Текст] : дис. канд. искусств, наук : 17.00.02 / Ковалев Андрей Борисович; [Моск. Гос. Консерватория им. П.И. Чайковского]. — Москва., 2004. — 295 с.

83. Койпова-Арнаудова, Л. Икони от мельнишкия край [Текст] / Л. Койпова-Арнаудова. — Болгария, 1980. — 187 с.

84. Колпакова, Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды [Текст] / Г. С. Колпакова. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2010. — 528 с.

85. Кондаков, Н. П. Иконография Богоматери [Текст] / Н. П. Кондаков. — Санкт-Петербург : Товарищество А. Вильберга, 1914. — Вып. IV. — Репринт: Elibron Classics, 2003. — Т. 1 — 159 с.

86. Кондрашкова, Л. В. Изобразительно-риторические фигуры в праздничных стихирах [Текст] / Л. В. Кондрашова // Иконографические новации и традиции в русском искусстве XVI века / под ред. O.A. Дьяченко, Е. М. Евсеевой. — Москва: Индрик, 2008. — С. 149—157.

87. Копейкин, К. Лестница в небо. Пояснения к таинствам крещения и причастия [Текст] / К. Копейкин. — Санкт-Петербург : АРКА, 2009. — 136 с.

88. Копировский, А. М. Христианский храм [Текст] : учеб. пособие / А. М. Копировский. — Москва : Свято-Филарет. православ.-христиан, ин-т, 2011. — 80 с.

89. Костромская икона XIII - XIX веков [Текст] : свод русской живописи / под ред. Н. И. Комашко, С. С. Катковой. — Москва : Гранд-Холдинг, 2004. — 672 с.

90. Косцова, А. С. Рождество Христово [Текст] / А. С. Косцова. — Санкт-Петербург : Изд. Гос. Эрмитажа, 2000. — 84 с.

91. Русские Житийные иконы XVI - начала XX вв.: каталог выставки / А. С. Косцова, А. Г. Побединская; ред. М. Б. Пиатровский — Санкт-Петербург: Славия, 1999. — 168 е.: цв. ил.

92. Кочетков, И. А., Лелекова, О. В., Подъяпольский, С. С. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Архитектурные памятники [Текст] / Кочетков И.А., Лелекова О.М., Подъяпольский . — Москва : Теза, 1994. — 63 с.

93. Красилин, М. Русская икона XVIII - нач.ХХ веков [Текст] / М. Красилин // История иконописи. VI — XX века. Истоки. Традиции. Современность // под ред. Л. Евсеевой и др., — Москва : Арт-Бмб, 2002. — С. 209—230.

94. Красносельцев, Н. Ф. К истории православного богослужения [Текст] / Н. Ф. Красносельцев. — Москва : ЛИБРИКОМ, 2011. — 212 с.

95. Круг Г. Рождество Христово [Текст] / Г. Круг // Православная икона. Канон и стиль: К Богословскому рассмотрению образа : антол. / под ред. А. Н. Стрижева. — Москва : Православ. паломник. Глаголы жизни, 1998. — С. 317.

96. Крыжановская, М. Я. В мире замков и соборов. Прикладное искусство западного средневековья [Текст] / М. Я. Крыжановская. — Санкт-Петербург : Гос. Эрмитаж, 2007. — 160 с.

97. Кузнецов, С. Я. Православие и архитектура [Текст] / С. Я. Кузнецов. — М. : Изд-во Сестричество во имя преподобной мученицы великой княгини Елизаветы, 2005. — 176 с.

98. Лазарев, В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века [Текст] / В. Н. Лазарев. — Москва : Искусство, 1983. — 538 с.

99. Лепахин, В. В. Икона и иконичность. [Текст] / В. В. Лепахин. — Санкт-Петербург : Подворье Оптиной пустыни (СПб), 2002. — 400 с.

100. Лепахин, В. В. Икона и иконопочитание глазами русских и иностранцев [Текст] / В. В. Лепахин. — Москва : Паломник, 2005. — 477 с.

101. Лидов, А. М. Византийские иконы Синая [Текст] / А. М. Лидов. — Москва -Афины: Христианский восток, 1999. — 184 с.

102. Лидов, А. М. Иеротопия : Исследование сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования [Текст] / А. М. Лидов // Иеротопия. Исследование сакральных пространств [Текст] / под ред. А. М. Лидова. — Москва : 2009. — С. 32—58.

103. Лидов А. М. Гроб Господень в Иерусалиме [Текст] / А. М. Лидов // Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники / под ред. А. М. Лидова. — Москва : Прогресс-Традиция, 2006. — 440 с.

104. Липатова, С. Н. Рождество Богородицы [Текст] / С. Н. Липатова. — Санкт-Петербург : Метропресс, 2013. — 78 с.

105. Лифшиц, Л. И. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI -первая четверть XII века [Текст] / Л. И. Лифшиц, В. Д. Сарабьянов, Т. Ю. Царевская. — Санкт-Петербург : Изд-во Дмитрия Буланина, 2004. — 887 с.

106. Лихачев, Д. С. Русская культура [Текст] / Д. С. Лихачев. — Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 2007. — 440 с.

107. Луковникова, Е. Иконография Рождества Христова [Текст] / Е. Луковникова // Альфа и Омега. — 1994. — № 3. — С. 170—185.

108. Малков, П. Ю. Введение в Литургическое Предание : таинства Православной Церкви [Текст] / П. Ю. Малков. — Москва : Изд-во Православ. Свято-Тихонов. гуманит. ун-та, 2008. — 320 с.

109. Мансвестов, К. Иконы Господних праздников [Текст] / К. Мансвестов. — Санкт-Петербург : 1855. — 64 с.

110. Мастера иконописи и фрески [Текст] / под ред. К. А. Ляховой. — Москва : Вече, 2002. — 288 с.

111. Махлина, С. Т. Словарь по семиотике культуры [Текст] / С. Т. Махлина. — Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 2009. — 752 с.

112. Мень, А. Православное богослужение. Таинство, Слово и образ [Текст] / А. Мень. — Москва : СП «Слово», 1991. — 191с.

113. Мейендорф И. Об изменяемости и неизменности православного богослужения [Текст] / И. Мейендорф // Вестник РХД. - Paris: Le Messager, 1988. -№ 153.-С. 25.

114. МИНГА МЛ>'СЯЦЪ ДЕКЕ'МВРШ [Текст]. — Москва : Моск. Сретен. монастырь, изд-во «Правило веры», 1997. — 672 с.

115. Мнева, H. Е. Искусство московской Руси второй половины XV - XVII вв. [Текст] / H. Е. Мнева. — Москва : Искусство, 1965. — 252 с.

116. Монастыри и храмы Московской епархии [Текст]. — Москва : Моск. епархия, 2004. — 591 с.

117. Моршакова, Е. А. О драгоценных мощевиках второй половины XV века из Благовещенского собора [Текст] / Е. А. Моршакова // Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры / под ред. А. К. Левыкина. — Москва : ИПП «КУНА», 2008. — С. 286.

118. Музей Икон в Реклингхаузене. Германия [Текст]. — Москва: Интербук-бизнес, 2008.— 310 с.

119. Муратов, П. П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования [Текст] / П. П. Муратова. — Санкт-Петербург : Библиополис, 2008. — 432 с.

120. Мусин, А. Возникновение многоярусного иконостаса и древнерусское литургическое сознание [Текст] / А. Мусин // Иконостас / под ред. М. Лидова. — Москва: Б. и., 1996. —С. 42.

121. Нерсесян, Л. В. Об одном редком иконографическом изводе Воскресения-Сошествия во ад с евангельскими сценами [Текст] / Л. В. Нерсесян // От Царьграда до Белого моря / под ред. М. А. Орловой. — Москва : Северный паломник, 2007. — С. 293—310.

122. Неттелхорст, Р. П. Библейские образы. Истории из Ветхого и Нового Заветов [Текст] / Р. П. Неттелхорст. — Москва : АРТ-Родник, 2008. — 192 с.

123. Никитин, А. Святая Земля [Текст] / архим. А. Никитин. — Екатеринбург : ОМТА, 2011. —448 с.

124. Никифорова, А. Ю. Из истории Минеи в Византии [Текст] / А. Ю. Никифорова. — Москва : Изд-во ПСТГУ, 2012. — 398 с.

125. Новые Иерусалимы. Перенесение сакральных пространств в христианской культуре [Текст] : материалы междунар. симп. / ред.-сост. А. М. Лидов. — Москва : Индрик, 2006. — 171 с.

126. Образы и символы старой веры. Памятники старообрядческой культуры из собрания Русского музея [Текст]. — Санкт-Петербург : Palace Edition, 2008. — 288 с.

127. Овчинников, А. Н. Общность принципов письма в средневековых восточнохристианских фресках и миниатюрах [Текст] // Памятники русского

искусства : сб. науч. тр. — Москва : Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. И. Э. Грабаря, 1987. — С. 17—23.

128. Овчинников, А. Н. Символика христианского искусства [Текст] / А. Н. Овчинников. — Москва : Родник, 1999. — 520 с.

129. Озолин, Н. Православная иконография Пятидесятницы. Об истоках и эволюции византийского извода [Текст] / Н. Озолин. — Москва : Изд-во Споручницы грешных, 2001. — 208 с.

130. Оккьеппо, К. Ф. Вифлеемская звезда пред взором астронома. Легенда или факт? [Текст] / Оккьеппо, Конрадин Феррари д'. — Москва : Общедоступ. православ. ун-т, основанный прот. А. Менем, 2006. — 232 с.

131. Орлова, М. А. Наружные росписи средневековых храмов : Византия, Балканы, Древняя Русь [Текст] / М. А. Орлова. — Москва : Северный паломник, 2002. — 286 с.

132. Орлова, М. А. О формировании иконографии рождественской стихиры «Что Ти принисем...» [Текст] / М. А. Орлова // Древнерусское искусство. Балканы. Русь / под ред. А. И. Комеча [ и др.]. — Санкт-Петербург, 1995. — С. 127—141.

133. Осташенко, Е. А. Икона «Рождество Христово» второй четверти XV века из придела Благовещенского собора Московского Кремля [Текст] / Е. А. Осташова // Образ Византии / под ред. А. В. Захаровой. — Москва : Северный Паломник, 2008, —С. 357—376.

134. Павлович, П. Иконография Рождества Христова [Текст] / П. Павлович // Православная икона. Канон и стиль: К Богословскому рассмотрению образа : антол. / под ред. А. Н. Стрижева. — Москва : Православ. паломник. Глаголы жизни, 1998. — С. 379—384.

135. Петрова, Л. Л. Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника [Текст] / Л. Л. Петрова, Н. В. Петрова, Е. Г. Щурина. — Москва : Северный Паломник, 2008. — 336 с.

136. Плугин, В. А. Мировоззрение Андрея Рублева. Некоторые проблемы. Древнерусская живопись как исторический источник [Текст] / В. А. Плугин. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 160 с.

137. Подобедова, О. И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40-х - 70-х годов XVI в. [Текст] / О. И. Подобедова. — Москва : Наука, 1972. — 200 с.

138. Покровский, Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских [Текст] / Н. В. Покровский. — Москва : Прогресс-Традиция, 2001. — 564 с.

139. Покровский, Н. В. Очерки памятников христианского искусства [Текст] / Н. В. Покровский. — Санкт-Петербург : Лига Плюс, 2000. — 412 с.

140. Поляковская, М. А. Праздник Рождества Христова в рамках византийского церемониала: Эволюция ритуала [Текст] / М. А. Поляковская. — Санкт-Петербург : Гос. Эрмитаж, 2010. — 175 с.

141. Попов, Г. В., Рындина, А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV -XVI вв. [Текст] / Г.В. Попов, A.B. Рындина. — Москва : Наука, 1979. — 640 с.

142. Попова, О. С. Византийские иконы VI - XV веков. История иконописи: истоки, традиции, современность [Текст] / О. С. Попова. — Москва : АРТ-БМБ, 2002. — 672 с.

143. Поселянин, Е. А. Идеалы христианской жизни [Текст] / Е. А. Поселянин. — Санкт-Петербург : Сатисъ, 1994. — 432 с.

144. Православная иконология - основы и перспективы [Текст] : материалы 1-й междунар. науч. конф. 27 ноября 2004 года. — Санкт-Петербург : ИД «Петрополис», 2005. — 100 с.

145. Православные богослужения, таинства и обычаи [Текст] / рис. И. Петтерберг-Лаурила. — Киров : Частное изд-во предпр. «Р. Ц. Е.»,1992. — 31 с. : ил.

146. Преображенский, А. С., Тюрина, Е. К. Рождество Христово, Успение Богоматери, Богоявление, Явление ангелов женам мироносицам / A.C. Преображенский, Е.К. Тюрина // Иконы Мурома [Текст] / под ред. О. А. Суховой. — Москва : Северный Паломник, 2004. — С. 106 - 109.

147. Припачкин, И. А. О Воскресении Христовом в православной иконографии / И. А. Припачкин. — Москва : Паломник, 2008. — 60 с.

148. Пространственные иконы. Текстуальное и перформативное [Текст] : материалы междунар. симп. / под ред. А. М. Лидова. — Москва : Индрик, 2009. — 184 с.

149. Протоевангелие Иакова. Апокрифы древних христиан [Текст] / под ред. А. Ф. Окулова. — Москва : Мысль, 1989. — 137 с.

150. Пузик, И. Церковные песнотворцы [Текст] / И. Пузик. — Москва : Подворье Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 2005. — 464 с.

151. Пуцко, В. Г. Русские минейные иконы XVI века и их византийские источники [Текст] / В. Г. Пуцко // Иконографические новации и традиции в русском искусстве XVI века. Тр. центрального музея древнерусской культуры и искусства / под ред. Ж. А. Белик. — Т. 3. — Москва : «Индрик», — 2008. — С. 139.

152. Раевская, Н. Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции [Текст] / Н. Ю. Раевская. — Санкт-Петербург : Сатис, 2011.—271 с.

153. Раушенбах, Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие [Текст] / Б. В. Раушенбах. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2002. — 320 с.

154. Ровинский, Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века [Текст] / Д. А. Ровинский. — Санкт-Петербург : А. С. Суворин, 1903. — 330 с.

155. Родникова, И. С. Псковская икона XIII - XVI вв. [Текст] / сост. И.С. Родникова. - Ленинград : Аврора, 1990. - 323 с.

156. Рождество Христово. Песнопения двунадесятых праздников [Текст]. — Вып. 4. — Москва: Живоносный источник, 2002. — 392 с.

157. Розанова, Н. В. К вопросу об орнаменте на древнейших русских иконах [Текст] / Н. В. Розанова // Русское искусство XI - XIII веков : сб. ст. / под ред. Н. Г. Бекеневой. — Москва : Изобразительное искусство, 1986. — С. 46—61.

158. Российский военный сборник. Христолюбивое воинство. Православная традиция Русской Армии [Текст]. — Москва : Воен. ун-т. Независимый военно-науч. центр «Отечество и Воин», Русский путь. — Вып. 12. — 1997. — 496 с.

159. Рудзиевская, С. Православный храм [Текст] / С. Рудзиевская. — Москва : РООССА, 2010. —272 с.

160. Русская икона [Текст] : альбом / под ред. А. Родина. — Санкт-Петербург : П-2, Иван Федоров, 2006. — 128 с.

161. Русская икона XI - XIX веков в собрании новгородского музея [Текст] : путевод. по экспозиц. / под ред. Л. В. Нерсесяна. — Москва : Северный паломник, 2004. — 163 с.

162. Русская икона XVII - XVIII веков в собраниях Государственного музея-заповедника Исаакиевский Собор. Лицевые святцы из Сампсониевского собора [Текст] / под ред. Е. Никифоренко, И. Копылова. — Санкт-Петербург : Изд-во Зимина, 2003. —40 с.

163. Русские иконы в собрании Михаила Де Буара (Елизаветина) [Текст] : кат. выст. / авт.-сост. : Н. И. Комашко, А. С. Преображенский, Э. С. Смирнова. — Москва : ЗАО «ПриПресс Интернэшнл», 2009. — 368 с.

164. Савва (Можайский). Указатель для обозрения Московской патриаршей ризницы [Текст] / Савва (Можайский). — Москва : Типография Э. Лисснер и Ю. Романъ, 1883. — 119 с.

165. Савина, С. Г. Иконография. Богословские очерки иконографического извода [Текст] / С. Г. Савина. — Санкт-Петербург : Церковь и культура, 2001. — 304 с.

166. Сапунов, Б. В. Отзвуки античной критики христианства в композиции икон Рождества Христова [Текст] / Б. В. Сапунов // Искусство и религия : сб. науч. тр. — Санкт-Петербург : Гос. Эрмитаж. — С. 131—144.

167. Сарабьянов, В. Д. «Успение Богоматери» и «Рождество Христово» в системе декорации собора Антониева монастыря и их иконографический протограф [Текст] / В.Д. Сарабьянов // Искусство христианского мира / под ред. А. Салтыкова. — Москва : Православ. Свято-Тихонов. гуманит. ун-т, 2001. — Вып. 5. —С. 91—103.

168. Сарабьянов, В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря [Текст] / В. Д. Сарабьянов // Монументальная живопись Великого Новгорода / под ред. В. Д. Сарабьянова, Т. Ю. Царевской. — Санкт-Петербург : ДБ, 2004. — С. 685.

169. Сарабьянов, В. Д. Фрески древнего Пскова [Текст] / В. Д. Сарабьянов. — Москва : Сорек, 1993. — 48 с.

170. Сарабьянов, В. Д. История древнерусской живописи [Текст] / В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. — Москва : Православ. Свято-Тихонов. Гуманитар. Ун-т, 2007. — 750 с.

171. Святое Евангелие с толкованием святых отцов [Текст]. — Единец : Единецко-Бричан. епарх., 2004. — 640 с.

172. Святая Земля: исторический путеводитель-справочник [Текст] / под ред. М.В. Бибикова. — Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 2013. — 188 с.

173. Святыни Московского Кремля [Текст] / под ред. С.А. Беляев — Москва : Государственный истор.-культур, музей-запов. Моск. Кремль, 2001. — 128 с.

174. Семененко-Басин, И. В. Святость в русской православной культуре XX века: История персонификации [Текст] / И.В. Семененко-Басин. — Москва : РГГУ,2010. — 291 с.

175. Серов, С. И. Пространство символики крестово-купольного храма [Текст] / С. И. Серов // Человек. — 1994. — № 5. — С. 156—162.

176. Символ Веры [Текст] / под ред. В. П. Ерохина. —Москва : Изд-во Моск. инта дух. культуры, 2006. — С. 5.

177. Символика и устройство православного храма [Текст] / под ред. Н. Балуковой. — Москва : Лепта книга, 2012. — 95 с.

178. Скабалланович, М. Н. Рождество Христово. Христианские праздники [Текст] / М. Н. Скабалланович. — Москва : Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1995. — 128 с.

179. Скабалланович, М. Н. Толковый Типикон [Текст] / М. Н. Скабалланович. — Москва : Сретенский монастырь, 2004. — 266 с.

180. Скляревская, Г. Н. Словарь православной церковной культуры [Текст] / Г. Н. Скляревская. — Москва : Астрель: ACT, 2008. — 447 с.

181. Смирнова, Э. С. Живопись Обонежья XIV - XVII веков [Текст] : автореф. дис. канд. искусств, наук : 17.00.04 / Смирнова Энгелина Сергеевна ; [МГУ]. — Москва : 1965. — 25 с.

182. С нами Бог. Рождество Христово в русской поэзии XVIII - XX вв. [Текст] / сост. Л. И. Колодяжная; ред. Е. С. Полищук. — Москва : Московская Патриархия, 2000. — 111 с.

183. Сорокатый, В. М. О развитии содержания праздничного ряда русского иконостаса в XII - XVI вв. [Текст] / В. М. Сорокатый // Иконостас.

Происхождение - Развитие - Символика / под. Ред. A.M. Лидова. Москва : Прогресс-Традиция, 2000. С. 465 - 490.

184. Стародубцев, О. В. Русское церковное искусство X - XX веков [Текст] / О. В. Стародубцев. — Москва : Лепта Книга, Изд- во Сретен. монастыря, 2007. — 728 с.

185. Сухова, О. А. Богоматерь Звезда Пресветлая [Текст] / О. А. Сухова // Иконы Мурома / под ред. О. А. Сухововой. — Москва : Северный Паломник, 2004. — С. 52.

186. Тарабукин, H. М. Смысл иконы [Текст] / H. М. Тарабукин. — Москва : Изд-во Православ. Братства Свят. Филарета Моск., 2001. — 222 с.

187. Тарасов, О. Ю. Икона и благочестие [Текст] : очерки иконного дела в императ. России / О. Ю. Тарасов. — Москва : Прогресс-Культура : Традиция, 1995.—495 е., 63 с. цв. ил.

188. Толстая, Т. В. Местный ряд иконостаса Успенского собора в конце XV начала XVI вв. [Текст] / Т. В. Толстая // Успенский собор Московского Кремля: материалы и исследования. — Москва : Наука, 1985. — С. 100 - 122.

189. Трубецкой, Е. Н. Три очерка о русской иконе. [Текст] / Е. Н. Трубецкой. — Москва : Лепта, 2000. — 320 с.

190. Уваров, А. С. Христианская символика. Ч. 1. Символика древнехристианского периода [Текст] / А. С. Уваров. — Москва : изд-во ун-та истории культур. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. — 255 с.

191. Ульянов, О. Г. О месте Живоначальной Троицы в праздничном ряду иконостаса [Текст] / О. Г. Ульянов // Троицкие чтения 2003-2004 гг. / под ред. А. Рязанова. — Большие Вяземы, 2004. — С. 152—162.

192. Успенский, Л. А. Богословие иконы Православной Церкви [Текст] / Л. А. Успенский. — Москва : ДАРЪ, 2007. — 480 с.

193. Федоров, А. Церковное искусство как пространственно - изобразительный комплекс [Текст] / А. Федоров. — Санкт-Петербург : Сатисъ, 2007. — 227 с.

194. Фельми, К. Икона и истолкование божественной литургии [Текст] / К. Фельми // Церковное искусство : матер. Всеросс. конф. Свято-Филарет. правосл.-христиан. ин-т. — Москва : 2007. — С.21.

195. Феофилакт Благовестник. Толкование на святыя Евангелия [Текст] / архиеп. Болгарский Феофилакт. — Санкт-Петербург : Сатис, 1993. — 267 с.

196. Флоренский, П. А. Иконостас [Текст] / П. А. Флоренский. — Москва : Искусство, 1994. — 255 с.

197. Хаджитрифонос, Е. «Божественная» и «Мир». О двух пространственных зонах византийского храма [Текст] / Е. Хаджитрифонос // Иеротопия. Исследование сакральных пространств: материалы междунар. симп. / под ред. А. М. Лидова. — Москва : Индрик, 2006. — С. 250—260.

198. Харламова, И. Г., Бусева-Давыдова, И. Л., Нерсесян, Л.В. [Текст] // Иконы Ярославля XIII - XVI веков / под ред. И. Л. Нерсесяна. — Москва : Северный паломник, 2002. — С. 52.

199. Хауштайн-Барч, Е. Музей икон в Реклингхаузене, Германия [Текст] / Е. Хауштайн-Барч, И. Бенчев. —Москва : Интербук-бизнес, 2008. — 312 с.

200. Царевская, Т. Ю. Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода [Текст] / Т. Ю. Царевская. — Москва : Северный паломник, 2002. — 72 с.

201. Цеханская, К. В. Икона в жизни русского народа [Текст] / К. В. Цеханская. — Москва : Паломник, 1998. — 317 с.

202. Черный, В. Д. Искусство средневековой Руси [Текст] : учеб. пособие. — Москва : Гуманит. издат. центр Владос, 1997. — 432 с.

203. Чугреева, Н. «Слово плоть бысть». Икона Рождества Христова [Текст] / Н. Чугреева // Православная икона. Канон и стиль: К Богослов, рассмотрению образа : антол. / под ред. А. Н. Стрижева. — Москва : Православ. паломник. «Глаголы жизни», 1998. — С. 321—329.

204. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее [Текст] / под ред. А. М. Лидова, Г. В. Сидоренко. — Москва : Радуница, 2001. — 96 с.

205. Чуркин Путь святых праздников [Текст] / иерод. Серафим Чуркин. — Санкт-Петербург : Сатисъ, 2006. — 332 с.

206. Шалина, И. А. Минейные иконы 1569 года из Иосифо-Волоколамского монастыря [Текст] / И. А. Шалина // От Царырада до Белого моря : сб. ст. по средневек. искусству в честь Э.С. Смирновой / под ред. М. А. Орловой. — Москва: Северный Паломник, 2007. — С. 667.

207. Шалина, И. А. Художественные традиции изображения реликвий в восточнохристианском искусстве и иконография воздвижения креста [Текст] : автореф. дис. канд. искусствов. наук : 17.00.04 / И. А. Шалина Ирина Александровна; [С.-Петерб. Гос. Рус. музей]. — Санкт-Петербург., 2005. — 32 с.

208. Шевкунов, Т. Византийский урок [Текст] / Т. Шевкунов. — Москва : Эксмо, 2008. — 240 с.

209. Шевцова, Т. И. Православный иконостас : происхождение, виды, духовный смысл [Текст] / Т. И. Шевцова. — Москва : Олма-пресс, 2002. — 239 с.

210. Шелкова, E.H. Путеводитель по композициям стенописи Дионисия 1502 года в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря [Текст] / Е. Н. Шелкова. — Москва : Северный паломник, 2005. — 152 с.

211. Шесть веков русской иконы. Новые открытия [Текст] / под ред. Н.И. Комашко. — Москва : Индрик, 2007. — 206 с.

212. Щенникова, Jl. А. Богоматерь Владимирская с Акафистом [Текст] / Л. А. Щенникова // Иконы Владимира и Суздаля / под ред. Л. В. Нерсесяна, С. В. Обух. — Москва : Северный Паломник, 2008. — С. 290.

213. Щенникова, Л. А. Рождество Христово из Благовещенского собора Московского Кремля [Текст] / Л.А. Щенникова // Введение во Храм / под ред. Л.И. Акимовой. — Москва : Языки русской культуры, 1997. — 796 с.

214. Шмеман, А. Введение в богословие / протопресв. А. Шмеман — Москва : Свято-Тихонов. Богослов, ин-т, 1993. —44 с.

215. Этингоф, О. Е. Литургическая символика парного расположения сцен Рождество Христово и Успение Богоматери [Текст] / О. Е. Этингоф // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI - XIII веков / под ред. О. Е. Этингофа. — Москва : Прогресс-Традиция, 2000. — С. 205—228.

216. Эткинд, М. А. Н. Бенуа и русская художественная культура [Текст] / М. Эткинд. — Москва : Художник РСФСР, 1989. — 480 с.

217. Эрмитаж. Рождественские сюжеты [Текст] / под ред. А. Бутяковой. — Санкт-Петербург : Арка, 2010. — 275 с.

218. Юровская, 3. В. Византия - Западная Европа : иконография сошествия Христа во ад (IX-XI вв.) [Текст] : автореф. дис. канд. искусствов. наук : 17.00.04 / Юровская Зинаида Викторовна ; [МГУ им. М. В. Ломоносова] — Москва, 2006. 24 с.

219. Юрьева, Т. В. Православный иконостас как культурный синтез [Текст] : дис. д-ра культурол. наук : 24.00.01 / Юрьева Татьяна Владимировна [Мордов. гос. ун-т им. Н. П. Огарева]. — Саранск, 2006. — 370 с.

220. Языкова, И. К. Богословские основы иконы и иконография [Текст] / И. К. Языкова // История иконописи. VI - XX века. Истоки. Традиции. Современность / под ред. Игумена Луки (Головкова). — Москва : Арт-Бмб, 2002. - С. 11 - 28.

221. Языкова, И. К. Со-творение образа. Богословие иконы [Текст] / И. К. Языкова. — Москва : Издательство ББИ, 2012. — 368 с.

222. Яковлева, А. И. Праздничный ряд иконостаса Благовещенского собора: состав и происхождение [Текст] / А. И. Яковлева // Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры / под ред. А. К. Левыкина. — Москва : ИПП «КУНА», 2008. — С 144—179.

223. Яковлева, Е. М. Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя [Текст] / Е. М. Яковлева. — Москва : ИП Мельников, 2012. — 367 с.

224. Яковлева, Н. А. Благодатный образ [Текст] / Н. А. Яковлева // Наука и религия. -2013. — № 7—8. С. 14—21.

225. Яковлева H.A. Благодатный образ: к определению понятия [Текст] / Н. А. Яковлева. // Современная культурология: научная школа проф. Л.М. Мосоловой. Учебное пособие для студентов и аспирантов — Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. — С.437 - 448.

226. Яковлева, Н. А. Икона и жанр: к проблеме типологии в иконографии [Текст] / Н. А. Яковлева. 2013. — С. 1—2.

227. Яковлева, Н. А. Русская икона [Текст] / Н. А. Яковлева. — Москва : Белый город, 2002. — 64 с.

228. Яковлева, Н. А. Русское иконописание. Благодатный образ на Руси и в России [Текст] / Н. А. Яковлева — Москва : Белый город, Даръ, 2010. —480 с.

Интернет-ресурсы

229. Православие.Яи [Электронный ресурс]. — URL: http://pravoslavie.ru (10. 10. 2013).

165 \ ^

230. Православная энциклопедия [Электронный ресурс] // Церковно-научный

http://www.pravenc.ru/text/1319774.html. (10.10.2013).

231. Липатова С. Н. Рождество Христово // Сретенский монастырь. Интернет-журнал. [Электронный ресурс] — URL: http://www.pravoslavie.ru / jurnal /412 htm (10. 10. 2013).

232. Храм Христа Спасителя. Путеводитель по храму. [Электронный ресурс] — URL: http://www.xxc.ru/complex/xxc/painting/altar/ (10.10.2013).

233. Universitats bibliothek Heidelberg [Elektronische ressource] // Universität Heidelberg. — URL: http://www.ub.uni-heidelberg.de/helios/kataloge/ (10.10.2013).

234. URL. http//didi.ubuni-hoidelberg.de/diqlit/garruccil877bd4/0203 (10.10.213).

центр

«Православная

энциклопедия».

URL.

235. Sarcofagi paleocristiani dal volume Roma subterránea di Antonio Bosio (1659) [Risorsa elettronica] // Gli Scritti centro culturale. — URL,: http://www.gliscritti.it/gallery3/index.php/album 031 (10.10.213).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.