Образ князя Мышкина: христологический контекст романа Ф.М. Достоевского "Идиот" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Леушина Ольга Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 253
Оглавление диссертации кандидат наук Леушина Ольга Владимировна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ХРИСТОЛОГИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»
§1.1. Проблематика христологического контекста и аспекты его
литературоведческого исследования
§1.2. Структурно-системный и контекстуальный анализ как способ целостного
описания
§1.3. Проблема истолкования главного героя и постановка его образа
ГЛАВА 2. МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»
§ 2.1. Мотивика романа Ф.М. Достоевского «Идиот»
§ 2.2. Христологические мотивы в обрисовке главного героя
§ 2.3. Мотив «сердца» и «святоотеческий комплекс Христа» в образе князя
Мышкина
§ 2.4. Мотив «рыцарства» в поэтике романа Ф.М. Достоевского «Идиот» .... 119 § 2.5. Роль баллады А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...» в поэтике романа Ф.М. Достоевского «Идиот»
ГЛАВА 3. ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ РОМАНА
Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»
§ 3.1. Христологический контекст романа Ф.М. Достоевского «Идиот» и
«эволюция» образа князя
§ 3.2. Круг чтения Ф.М. Достоевского в 1850-1870-х гг. и проблематика
«главного» и «неглавного» ума
§ 3.3. Святоотеческое учение Иоанна Лествичника «Лествица» и образ князя Мышкина
§ 3.4. «Слово о смерти» Игнатия Брянчанинова и творческая история героев
романа «Идиот»
§ 3.5. Роман «Идиот» и сочинение инока Парфения «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле постриженника Святыя
Горы Афонские инока Парфения»: опыт сопоставительного анализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
211
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Диалог античной и христианской традиций в романе Ф.М. Достоевского "Идиот"2009 год, кандидат филологических наук Щетинин, Роман Борисович
Образ князя Мышкина в романе Ф.М. Достоевского "Идиот": проблема реально-исторических прототипов2013 год, кандидат наук Батталова, Айгуль Наилевна
Поэтические компоненты структуры образа главного героя в романе Ф.М. Достоевского "Идиот"2003 год, кандидат филологических наук Колесникова, Татьяна Александровна
Христианские основы мировосприятия и изображения героя в произведениях Ф.М. Достоевского2006 год, доктор филологических наук Кунильский, Андрей Евгеньевич
Система второстепенных персонажей романа Ф.М. Достоевского "Идиот" в контексте литературной традиции2006 год, кандидат филологических наук Савенкова, Елена Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ князя Мышкина: христологический контекст романа Ф.М. Достоевского "Идиот"»
ВВЕДЕНИЕ
Произведения Ф.М. Достоевского не потеряли своей ценности в культурной реальности XXI века. Интерес ко второму роману «великого пятикнижия» Достоевского не удивителен. Роман «Идиот» посвящён образу героя, не имеющего повторений и сходства среди персонажей мировой литературы. Образ князя заключает в себе черты идеала. В отличие от «лишних» героев XIX века (Онегин, Печорин) и героев «пустых» душой XX века (Самгин) князь Мышкин - пример великого смирения и кроткой души. Многомерность сложной природы образа литературного героя возрастает при попытке интерпретировать контекст романа. Настоящая духовная глубина открыта в облике князя. Мышкин поразительно чувствует кризис эпохи. Дух времени вбирает в себя князь, будучи крайне эмпатичен ко всему происходящему вокруг, проявляя слишком сильное беспокойство о других. Тьма времени оказывается светоносной, побуждающей к необходимости верить, несмотря на мрачный мир и вытягивать из бездны омертвелые и окостенелые души. Душевный строй героя поражает широтой сочувствия и понимания переживаний других, готовностью к самопожертвованию. Князя отличает та самая «премудрость красоты», которая соединяет в себе черты добра и истины. Разногласия между умом и сердцем, поиски умственные и нравственные заставляют страдать героев романа. На перебои их сердца каждый раз откликается «князь Христос», но подобный подвиг истинно высокой души делает князя всё слабее и печальнее. Физическая природа человека не в состоянии перенести такого сверхнапряжения духа [Злочевская 2012: 208]. Неизбывную скорбь вокруг он видит всё яснее. Сам князь Мышкин мечтает не о том, конечно, как устроиться в жизни или спасти мир, герой философствует, учит, тратя не только все свои силы, но и жизнь на воскресение совести в людях, на пробуждение в них идеала, высокого положительно прекрасного образа.
Достоевский обращает нас внутрь себя, объясняя причины тревожных, неровных перебоев нашего больного сердца. И.Ф. Анненский сравнил
творчество Достоевского с поэзией: «поэзия Достоевского - это поэзия чистого сердца, поэзия совести» (курсив наш. - О.В.) [Анненский 1979: 237]. Прозаическое слово Достоевского необходимо изучать поскольку оно служит средством выражения неуловимой жизни нашей души, как она растёт, какую боль испытывает, все мучения, мрак и тот кроткий свет, которым озаряется эта глубина. В произведениях Достоевского главным до сих пор остаётся боль о человеке.
Достоевский изображает и ценит не блестящий, полированный, европейский образ человека. Живописуя «ад бессмысленной и ненормальной жизни» [Достоевский 1972: 300] писатель разрывает, раскалывает его светоносными образами христоподобных святых и мучеников [Назиров 1974: 9, 12]. Именно христоцентричность героев, исключительность их светлого образа становится главной чертой поэтической структуры не только персонажей Достоевского, но и структуры его произведений. Идея воплощения «исключительной христоподобной индивидуальности» представлена в романе Достоевского «Идиот» [Ковач 1977: 104].
С именем Достоевского появилось новое слово о мире и человеке [Захаров 2001: 21]. Новое слово о мире и человеке явилось как образ, созданный художником. Достоевский - художник слова и мысли. Произведения Достоевского - это новый тип прозы, для которой характерно включение реальности иного, высшего плана бытия [Физиков 1995: 21]. Повествование идёт на основе «самосознания личности, которая восходит ко всё более высоким степеням духовной универсальности» [Физиков 1995: 22]. Духовные искания самого писателя становятся нашими реальными вопросами, которые мы задаём себе, «проклятыми вопросами», вопросами о жизни и смерти, то есть вопросами онтологическими. Само бытие вмешалось в смысл слова и наполнило собой контекст творчества писателя. Стать настоящим человеком, смотреть на самого себя, на свои мысли с высоты возможного христоподобия -таков должен быть душевный строй человека [Леушина 2017: 126]. Достоевский побуждает постоянно задумываться о том, что наполняет душу, какой идеал хранится в глубине её, как этот идеальный образ оживляет и
преобразует всю деятельность и всё содержание ума и сердца. Несмотря на серьёзность задаваемых вопросов и крайние точки зрения, писатель не рисует затвердевших форм. Плотность и динамика пространства-времени в его романах невероятно высока. Постоянно рефлексируя, герои как бы ещё создают добавочные пространственно-временные ниши, зазор для духа. Беспрестанное циркулирование и взаимодействие этих рефлексирующих сознаний отражает в какой-то мере и вечный внутренний конфликт человека и мира, его нравственные и умственные шатания.
Замысел и написание романа «Идиот» относится к периоду четырехлетнего пребывания Достоевского за границей (1867-1871) [Достоевский 1974: 337]. Роман имеет множество переизданий, начиная с 1882 г. и по сегодняшний день. Выбор этого произведения для нашего исследования не случаен. Эта книга обладает глубоким философско-символическим смыслом и силой эстетического влияния на читателей. За последнее время заметно возрос интерес к переосмыслению классического творения. Романы Достоевского сохраняют, характерное для традиции русской классической литературы, принятие жизни во всех её разнообразных проявлениях и стремление к синтезу, цельности [Богданова 2008: 139]. Обращение к классической литературе, к проблеме героя особенно актуально в сегодняшнее время, когда обостряются противоречия и необходимым становится поиск нравственных основ в реальной духовно-культурной среде.
Творческое наследие Ф.М. Достоевского в отдельных его аспектах становилось объектом изучения ряда исследователей. Можно выявить следующие этапы изучения романа «Идиот»:
1) прижизненные критико-публицистические отзывы и статьи современников: А.Н. Майкова, Н.Н. Страхова, А.А. Краевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова;
2) обращение к произведению критиков Серебряного века и русской эмиграции первой половины XX века (Д.С. Мережковский, НА. Бердяев, В.С. Соловьёв, В.И. Иванов, В.В. Розанов, И.Ф. Анненский, Л.И. Шестов, Ю.И. Айхенвальд, Р.В. Плетнёв, Н.О. Лосский, В. В. Зеньковский, И.А. Ильин);
3) осмысление романа отечественными литературоведами в советский период (М.М. Бахтин, Б.М. Энгельгардт, А.П. Скафтымов, Г.М. Фридлендер, Л.П. Гроссман, Ф.И. Евнин, Е.М. Мелетинский, Р.Г. Назиров, Д.Л. Соркина, Г.К. Щенников, Г.Б. Курляндская, Р.Н. Поддубная, Р.Я. Клейман);
4) постсоветская мысль и современные статьи, историко-литературные и монографические работы (И.Л. Альми, В.А. Свительский, Г.С. Померанц, В.А. Котельников, Н.Ф. Буданова, Г.Г. Ермилова, В.А. Викторович, В.Н. Захаров, В.В. Иванов, Т.А. Колесникова, К.А. Степанян, Б.Н. Тихомиров, Т.А. Касаткина, А.Г. Григорьев, В.В. Дудкин, А.Е. Кунильский, Ф.Б. Тарасов, Б.Н. Тарасов, А.А. Казаков, А.Н. Кошечко, Е.Г. Новикова, А.Б. Криницын).
Стремление создать образ положительного героя, сочетающего реальные черты и высокое, идеальное, нравственное начало было задачей не только контекста творчества Достоевского. Проблема положительного героя занимала умы почти всех крупных писателей XIX века (Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков) [Фридлендер, Г.М., Битюгова, И.А 1989: 619]. Сам писатель называет идею создания такого образа «старинной, любимой» и «безмерной» [Достоевский Письма, II: 71]. Приступая к написанию романа «Идиот» Ф.М. Достоевский осознавал трудность поставленной задачи воплощения «положительно прекрасного героя», и в письме С.А. Ивановой определил, в чём заключается сложность замысла нового романа: «На свете есть одно только положительно прекрасное лицо - Христос» [Достоевский 1930]. В письме А.Н. Майкову от 28 августа 1867 г. Достоевский продолжает размышлять над мыслью о Христе как об «идеале человечества вековечном» [Достоевский 1930: 31].
Отзывы и рецензии современников до и после публикации романа в 1868 году в «Русском вестнике» обусловлены литературной полемикой второй половины XIX века. Первые отклики были разными: как положительными и сочувственными, так и отрицательными. О появившемся романе высоко отзывались А.Н. Майков и Н.Н. Страхов, со временем отмечая сложность, «фантастичность» и подчас неправдоподобность системы образов.
В письме от 18 февраля (1 марта) 1868 г. А.Н. Майков отмечал «оригинальную задачу героя» [Достоевский 1974: 410]. Однако в связи с завершением печатания первой части Майков в письме от 14 марта 1868 г., определяя художественное целое романа, проявил своё критическое отношение к «фантастическому» способу представления в нём лиц и событий: «во всём действии более возможности и правдоподобия, нежели истины» [Достоевский 1974: 410]. Майков отмечает особый «фантастический» характер, заложенной в романе идеи. Подобное критическое восприятие говорит о том, что идея, заключённая в основе романа, превосходит по своей сложности многие другие, уводя в глубины противоречий, раздумий и сомнений, которые пришлось пережить писателю на пути движения образа и сохранить мысль о духовном восхождении.
Подобное же развитие претерпели и рассуждения о романе H.H. Страхова [Достоевский 1974: 411]. В письме от середины марта 1868 г. он одобрил замысел: «Какая прекрасная мысль! Мудрость, открытая младенческой душе и недоступная для мудрых и разумных, - так я понял Вашу задачу» [Там же: 411]. Спустя два года после выхода романа 12 апреля 1871 г. Страхов писал Достоевскому: «Если бы ткань Ваших рассказов была проще, они бы действовали сильнее. <...> И весь секрет, мне кажется, состоит в том, чтобы ослабить творчество, понизить тонкость анализа» (курсив наш. - О.В.) [Там же: 411].
Эпистолярные отклики и отзывы русских газет на роман Достоевского содержали сообщение об успехе у читающей публики. В обзоре «Библиография и журналистика», опубликованном в газете А.А. Краевского «Голос», образ главного героя трактовался автором как «тип», который «в таком широком размере встречается <...> в первый раз в нашей литературе», но в жизни представляет «далеко не новость»: общество часто «клеймит» таких людей «позорным именем дураков и идиотов», но они «по достоинствам ума и сердца стоят несравненно выше своих надменных хулителей» (курсив наш. - О.В.) [Там же: 413].
Отрицательная оценка романа даётся в откликах Д.И. Минаева и В.П. Буренина, которые отмечают неправдоподобность, субъективизм повествования, «характер некоторой фантасмагории» [Там же: 414].
Менее категоричным был разбор романа в обозрении Н.С. Лескова. Стоит отметить факт положительной взаимооценки писателей. Полемика с Достоевским выстраивается на противопоставлении «высшего реализма» (изображающего «неисследимые глубины духа и характера человеческого») и конкретно-бытового типизма, препятствующего психологической глубине изображения. Несмотря на чуждую эстетическую позицию, Лесков стремился всё же понять ключевую идею, которая была заключена в основании образа центрального героя. О князе Мышкине Лесков высказывается, как о человеке «крайне развитом духовно, с болезненно развитою рефлексиею, у которого две крайности, наивная непосредственность и глубокий психологический анализ, слиты вместе, не противореча друг другу» (курсив наш - О.В.) [Там же: 415]. Таким образом, Лесков выявляет двойственность образа князя Мышкина, крайнее развитие его духовной сферы.
После завершения публикации «Идиота» долго отсутствовал критический опыт всестороннего и целостного анализа романа, некого обобщающего отзыва. Причиной выступала противоречивость романа [Там же: 415].
Глубокое понимание замысла романа при жизни Достоевского представлено в отзыве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сложность романа, «внутренняя противоречивость» творчества Достоевского, по мысли Щедрина, обусловлена ломкой прежних и появлением новых тенденций жизни в конце 1860-х гг. [Там же: 416].
Щедрин писал о том, что отличает Достоевского от других писателей-современников: глубина и широта замысла, многоплановость творчества, попытка вступить «в область предвидений и предчувствий» [Там же: 416]. Как на убедительную иллюстрацию к этому Щедрин указывает на образ князя Мышкина, как на тип человека, достигшего «полного нравственного и духовного равновесия, положенный в основание романа "Идиот"» (курсив наш. - О.В.) [Там же: 416]. Кроме того, согласно мемуарному свидетельству Л.Ф.
Пантелеева, Щедрин считал «Идиота» «лучшим произведением Достоевского» [Там же: 416].
В 1879 году критик В.В. Чуйко, рассматривая роман «Идиот», отмечал особый драматизм и событийность фабулы, перепутанность мотивов действия (курсив наш. - О.В.). По мнению Чуйко, Достоевского отличает поиск мистического в создании определённого ряда своих героев (князя Мышкина, Алёши, старца Зосимы). В этих персонажах, по мнению критика, Достоевский положил определённую долю своего личного мировоззрения [Там же: 418].
Историк литературы П.Н. Полевой в очерке «Фёдор Михайлович Достоевский», вошедшем в цикл «Современные русские писатели» в журнале «Огонёк» отмечал, что тип «забитого» человека «теперь здесь не только сочувственно описывается, а даже ставится на пьедестал, возвышается над разными умниками и фразёрами». По мнению Полевого, «в полусумасшедших, идиотах, чудаках, автор находит "искру божию" и показывает её современному, хотя и очень умному, но зато ведь и эгоистичному человеку» (курсив наш. - О.В.) [Там же: 418].
Образ центрального героя романа Достоевского высоко оценил Л.Н. Толстой. Между тем отзывы Толстого об «Идиоте» как о целостном произведении были противоречивы. Неразработанными моментами писатель считал ясность и простоту изложения [Там же: 419].
Литературная критика 1868-1878-х гг. ещё не была в полной мере подготовлена к восприятию творческого метода Достоевского, в художественной системе которого роль «фантастических», «исключительных» элементов раскрыта столь явно [Там же: 416]. Отмечается умение писателя следить за постепенным развитием движений человеческой души как о тех качествах его дарования и особенностях литературного направления, которые воплотились более полно в «Идиоте» (курсив наш. - О.В.) [Там же: 413]. В главном герое романа критики видят оригинальное лицо, живую натуру, показанную в сопоставлении с искусственностью, выделанностью современной жизни. Ход событий романа, как отмечают большинство критиков, отличается драматизмом, широтой замысла [Там же: 414]. Согласно О.Ф. Миллеру,
основную тему романа создают сложные перипетии чувств героев, их душевная борьба, воспроизведённая с «психологическою глубиною» (курсив наш. - О.В.) [Там же: 417]. Экспериментальность и переходность романа определили полемику в русской критике данного периода.
В читательской среде середины 1870-х годов роман «Идиот» получил широкое признание в отличие от полемического восприятия произведения критикой [Там же: 419].
Тенденция рассмотрения оригинальной структуры и загадочной природы центрального героя романа, заложенная критиками XIX века, оказалась актуальной и в дореволюционный период, когда наступает новый кризис, более глубокий рубеж культур, формируется новая эстетическая модель действительности. Появление новых направлений в исследовании связано с необходимостью осмысления религиозно-философских воззрений, христианского идеала творчества писателя (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьёв, Д.С. Мережковский).
К проблеме христианского контекста творчества Достоевского обращаются представители русского зарубежья Р.В. Плетнёв, Л.А. Зандер, Ю.И. Айхенвальд, Н.О. Лосский, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин.
Взгляд Р.В. Плетнёва и Л.А. Зандера был обращён к осмыслению цельного православного мировосприятия писателя. Р.В. Плетнёв отмечает влияние высшего идеального образа на идею романа, проявившуюся в образе постепенного восхождения героев. Герои романов Достоевского несут на себе художественное заштрихованное отражение идеальной личности - Христа [Плетнёв 1933: 62].
К проблеме личности автора обращается Ю.И. Айхенвальд. Критик пишет о князе Мышкине как о праведном герое, причастном событиям духа [Айхенвальд 1994: 243].
Н.О. Лосский, разбирая характер главного героя, определяет в качестве доминанты образа смирение князя, отмечая также его эмоциональную мягкость, незлобивость, неспособность стать организующим центром. Причиной неспособности князя реализоваться, воплотиться является, по мысли
Лосского, «отсутствие перегородок между ним и чужою душою», чрезмерный отклик на страдания других [Лосский 1953: 301].
Идея прекрасного у Достоевского, по В.В. Зеньковскому, не может явить себя в своей глубине, которая остаётся скрытой. Полнота христоподобного идеала мыслится в человеке как скрытая его глубина и часть души [Зеньковский 1994].
И.А. Ильин в образе князя Мышкина усматривает человека праведного, человека сердца и совести, отмечая обращённость героя к внутреннему, духовному [Ильин 1997]. Для образа характерно пребывание в сущности. Глубина его духа имеет сердечную открытость, постоянное движение. Характерно внутреннее расширение образа за счёт вчувствования, созерцания главного и сердечного видения (курсив наш. - О.В.) [Ильин 1997].
Стоит отметить, что роман «Идиот» не являлся отдельным предметом подробного разбора и анализа для представителей критики эмиграционного периода.
Попытка с должной полнотой и системностью изучить образную структуру романа «Идиот» была предпринята критиком Серебряного века А.Л. Волынским в ключе философско-религиозного осмысления. Кроме того, Волынский первым подробно проанализировал особую «идеалистическую» или «символическую», художественную манеру Достоевского, обратив внимание на то, что у писателя изобразительная сторона в гораздо большей степени, чем у других авторов, несамостоятельна, прежде всего, она выполняет идейную функцию. В каждом персонаже критик выявлял внутреннюю борьбу добра и зла с метафизической точки зрения (курсив наш. - О.В.) [Быков 2004].
В символистской критике образ князя воспринимался как созерцательно -пассивная фигура, отмечалась «недовоплощённость» героя в сюжетном плане [Белякова 2014: 163]. Л.И. Шестов говорит о «бесцветности» Мышкина, называя его «образом-ширмой», не выстраданным, не выношенным в душе автора, в основе которого - одна идея, то есть пустота [Белякова 2014: 165]. Замысел образного воплощения добра критик не принимает в силу его принципиальной неосуществимости.
В.В. Розанов отмечает в романе его рафаэлевский колорит, фантастичность, мерцающий свет. По мысли Розанова, в образе князя Мышкина отражён образ сердца писателя, в котором воплотилось идеальное соотношение в герое одновременно бесконечной высоты и отчуждённости от людей и слитность с их страданиями [Белякова 2014: 163].
Примечательно, что Анненский в главном герое не видит иной сущностной значимости, чем болезненное душевное состояние.
Совершенно иначе образ князя Мышкина воспринимается в религиозно-мистической философии Д.С. Мережковского. Философ рассматривает в князе стихию метафизических и религиозных тайн, неодолимое сопротивление окружающему нехристианскому, антихристову миру, покорность Божией, но не человеческой воле, «святость». Мережковский воспринимает и инородность Мышкина, способность выйти за пределы трагедии и, соответственно, в перспективе преодолеть её, когда сквозь муки и боль душа прорывается к источнику «высшего или, по крайней мере, не всем доступного бытия» [Белякова 2015: 105].
Таким образом, князь Мышкин обретает статус героя, причастного инобытию, знающего чувство преодоления трагического разлада, для которого открыт путь к восхождению. Мережковский определил трагическую раздвоенность образа князя и широкий размах творческой мысли писателя [Белякова 2015: 106]. Критик высказывается о Мышкине как о герое, обладающем духовной силой для осознания, разрешения неразрешимых вопросов и перехода на новый духовный уровень (символ «лествицы». - О.В.) [Белякова 2015: 107].
Таким образом, на исходе Серебряного века отзывы критиков обусловлены полемикой в рассмотрении природы образа князя Мышкина. Это тот авторский «смысловой избыток», тот философско-символический, фантастический подтекст в романе Достоевского, вопрос о котором был поставлен в критике второй половины XIX века. Противоречие в критических взглядах символистского периода состояло в представлении главного героя с одной стороны, как типа «нового» героя, а с другой - как образа, не имеющего
глубокой сущностной значимости. Отличительной чертой большинства исследований является то, что в природе образа князя Мышкина отмечается определённого рода сложность, которая трактуется как обращённость к духовной сфере сознания.
В отечественном литературоведении советского периода были разработаны новые концепции изучения проблем поэтики писателя. Несмотря на идеологический подход, характерный для данного этапа развития науки о литературе, выходили крупные работы литературоведов Ю.Н. Тынянова, Б.М. Энгельгардта, А.П. Скафтымова, Л.П. Гроссмана, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, A.C. Долинина. Поэтический строй языка в романах Достоевского, творческие принципы, проблемы стиля и ритма изучались в трудах А.В. Чичерина и Р.Г. Назирова. В этот период происходит глубокое контекстуальное изучение нероманного творчества писателя (писем, подготовительных материалов, журнальной деятельности и т. д.). Это работы таких исследователей, как И.А. Битюгова, А.В. Архипова, Т.И. Орнатская, А.И. Батюто, Е.И. Кийко, О.А. Богданова.
В советском литературоведении к творчеству Достоевского, и в частности к роману «Идиот», обращаются такие учёные, как Л.П. Гроссман, М.М. Бахтин, А.П. Скафтымов, Г.М. Фридлендер, Ф.И. Евнин, Р.Г. Назиров, Д.Л. Соркина, Г.К. Щенников, Г.Б. Курляндская, Р.Н. Поддубная, Р.Я. Клейман. Постепенно роман «Идиот» становится отдельным предметом изучения.
Л.П. Гроссман, анализируя сюжет романа «Идиот», подчёркивает в образе князя Мышкина стремление писателя воплотить представление о прекрасном человеке, показать превосходство своего героя перед другими персонажами (помещиками и генералами) (курсив наш. - О.В.) [Гроссман 2012]. Князя Мышкина Гроссман определяет не просто как тип идеального человека, но видит в нём глубокий поэтический символ, заключающий в себе образ судьбы человека прекрасного душой в мире наживы, сладострастия и преступления [Гроссман 2012]. Мышкин приближен к высотам духовной жизни. Князь появляется как праведник среди грешников. Несмотря на это, Гроссман замечает противоречия в жизни и характере князя Мышкина,
невозможность раскрытия в самой действительности высшего нравственного идеала, принципиальную невоплощённость героя. Гроссман намечает проблематику композиционного построения романа «Идиот», называя произведение «романом-поэмой» и самым лирическим среди крупных работ писателя, когда главная тема реализуется через ряд соответствий, повторов или «сюжетных рифм» [Гроссман 2012].
Б.М. Энгельгардт определяет, что в основе системы романов Достоевского лежит постепенная внутренняя эволюция, весь цикл его романов представляет собой систему восходящей мысли [Энгельгардт 1924: 91]. Для «вполне прекрасного человека» характерны этапы духовного восхождения личности, герой оказывается существом гораздо более сложным, так как он не некая первоначальная данность [Энгельгардт 1924: 105]. Проблема непрерывности восхождения, становления идеи получает, по мысли Энгельгардта, первенствующее значение для художника [Энгельгардт 1924: 89].
М.М. Бахтин основную тему романа видит в неспособности героя к воплощению. Образ князя Мышкина граничит со святостью, которая в жизни не имеет места. Согласно взглядам Бахтина, князь Мышкин несёт в себе болезненно заострённое самосознание и непрерывную рефлексию своих поступков [Бахтин 1972: 71]. Для речи Мышкина характерен внутренний диалогизм [Бахтин 1975: 146]. Постепенно становясь частью этой новой жизни, получая всё больше и больше новых связей с этим миром, герой попадает в ситуацию, когда всё сильнее чувства, всё труднее высказаться и всё дальше и дальше от мечты (от вековечного идеала. - О.В.). Образ князя можно считать принципиально незавершимым, неспособным воплотиться до конца и, соответственно, бесследно исчезнуть. Для героя характерно стремление к внутренней бесконечности [Бахтин 1972: 357]. К пониманию мысли Бахтина о «внутренней бесконечности» образа князя Мышкина можно подойти и с той позиции, что герой устремлён в область духовного восхождения и поэтому принципиально незавершим.
А.П. Скафтымов разрабатывает концепцию тематической композиции романа «Идиот», понятие «совмещения» тематических мотивов. Действующие лица романа представляют собой внутренне целостные образы, естественные узлы, вокруг которых объединены тематические комплексы [Скафтымов 1972: 31]. Учёный исследует поэтический принцип, с помощью которого создаётся противоречивый двойной план произведения.
Е.М. Мелетинский не отвергает того, что описание Мышкина прямо ориентировано на образ Христа [Мелетинский 2001: 95]. Основное проявление христоцентричности образа героя - это идея сострадания, слишком возвышенный характер любви (курсив наш. - О.В.) [Мелетинский 2001: 96]. В этом отношении Мелетинский определяет князя Мышкина односоставным героем среди социально-психологического хаоса [Мелетинский 2001: 110].
Г.М. Фридлендер говорит о многоплановости героев романа Достоевского «Идиот», о «странном и невыносимом» сочетании в их образах качеств души. Особенно противоречивым, по мысли Фридлендера, можно назвать главного героя романа - князя Мышкина, в котором «гуманистическая светлая мечта о высоком человеке объединяется с идеализацией христианской морали» [Фридлендер 1986: 644].
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проблема трагического и комического: На материале романа Ф. М. Достоевского "Идиот"2000 год, кандидат филологических наук Чо Хе Кюн
Роман Ф.М. Достоевского "Идиот": проблема веры и неверия в морально-нравственных позициях героев2006 год, кандидат филологических наук Сальникова, Оксана Михайловна
Роман Ф.М. Достоевского "Идиот" в свете научно-философской рефлексии XX-XXI вв.: смысл и ритм2011 год, кандидат наук Отева, Ксения Николаевна
Романы Ф.М. Достоевского "Идиот" и Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго": типологическое сходство художественных систем2011 год, кандидат филологических наук Камельянова, Флида Фанавиевна
Проблема целостности романов Ф.М. Достоевского: на примере романов "Идиот" и "Бесы"2013 год, кандидат филологических наук Неклюдов, Степан Алексеевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Леушина Ольга Владимировна, 2019 год
- 190 с.
134. Касаткина, Т.А. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского [Текст] / Т.А. Касаткина // Достоевский и мировая культура.
- 1995. - Альманах № 5. - С. 18-36.
135. Касаткина, Т.А. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» : современное состояние изучения : сборник работ отечественных и зарубежных учёных [Текст] / Т.А. Касаткина. - М. : Наследие, 2001. - 557, [2] с.
136. Касаткина, Т.А. Достоевский : Дополнения к комментарию [Текст] / под ред. Т.А. Касаткиной. - М. : Наука, Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького, 2005. - 694 с.
137. Касаткина, Т.А. Авторская позиция в произведениях Достоевского [Текст] / Т.А. Касаткина // Вопросы литературы. - 2008. - № 1. - С. 196-226.
138. Кибальник, С.А. «Село Степанчиково и его обитатели» как криптопародия [Текст] / С.А. Кибальник // Достоевский. Материалы и исследования. - СПб. : Наука, 2010. - № 19. - С. 108-143.
139. Кириллова, И.В. Литературное воплощение образа Христа [Текст] / И.В. Кириллова // Вопросы литературы. - 1991. - Август. - С. 60-74.
140. Клейман, Р.Я. Вселенная и человек в художественном мире Достоевского [Текст] / Р.Я. Клейман // Достоевский. Материалы и исследования. - Л. : Наука (Ленинградское отделение). - 1978. - № 3.
- С. 21-41.
141. Клейман, Р.Я. Сквозные мотивы творчества Достоевского в историко-культурной перспективе [Текст] / Р.Я. Клейман. - Кишинёв : Штиица, 1985.
- 206 с.
142. Ковач, А. Роман Достоевского : опыт поэтики жанра [Текст] / А. Ковач. - Budapest : Tankonvynkiado, 1985. - 372 с.
143. Ковач, А. Иван Карамазов: Фауст или Мефистофель? [Текст] / А. Ковач // Достоевский. Материалы и исследования. - СПб. : Наука, 1997.
- № 14. - С. 153-164.
144. Кожинов, В.В. Проблема автора и путь писателя [Текст] / В.В. Кожинов //Литературно-теоретические исследования. - М. : Наука, 1978.
- С.23-47.
145. Коздринь, Я.Р. Символ лествицы в русской литературе 1810-х - 1850-х гг. [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Я.Р. Коздринь.
- Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. - 22 с.
146. Колесникова, Т.А. Поэтические компоненты структуры образа главного героя в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Т.А. Колесникова. - Барнаул : Алтайский госун-т, 2003. - 226 с.
147. Комарович, В.Л. Достоевский. Современные проблемы историко-литературного изучения [Текст] / В.Л. Комарович. - Л. : Изд-во культурно-просветительского трудового товарищества «Образование», 1925.
- 64 с.
148. Коптева, Э.И. Традиции «духовного христианства» и проблема «обособления» в русской мысли XIX века (П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, Ф.М. Достоевский) [Текст] / Э.И. Коптева // Вестник Омского университета. -2007. - № 4. - С. 84-88.
149. Коптева, Э.И. Истоки русской философской прозы в литературе конца XVIII - начала XIX вв. [Текст] : монография / Э.И. Коптева. - Омск : ОмГПУ, 2012. - 340 с.
150. Копыстянская, Н.Ф. Контекст как литературоведческое понятие и категория поэтики романа [Текст] / Н.Ф. Копытянская // Literaria Humanitas.
- № 14. - 2006. - С. 245-253.
151. Кори, С. Смерть в сюжетном построении романа «Идиот» [Текст] / С. Кори // Достоевский. Материалы и исследования. - 1997. - № 14.
- С. 130-139.
152. Корман, Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы [Текст] / Б.О. Корман; предисл. и сост. В.И. Чулкова. - Ижевск : Удмуртский университет, 1992. - 236 с.
153. Котельников, В.А. Достоевский и Иван Киреевский [Текст] / В.А. Котельников // Русская литература. - 1981. - №4. - С. 57-77.
154. Котельников, В.А. Оптина пустынь и русская литература [Текст] / В.А. Котельников // Русская литература. - 1989. - № 1. - С. 3-31.
155. Котельников, В.А. Покой в религиозно-философских и художественных контекстах [Текст] / В.А. Котельников // Русская литература.
- 1994. - №1. - С. 3-42.
156. Котельников, В.А. Кенозис как творческий метод у Достоевского [Текст] / В.А. Котельников // Достоевский. Материалы и исследования. - СПб. : Наука, 1996. - № 13. - С. 194-200.
157. Кошемчук, Т.А. Человек самосознающий в романах Ф.М. Достоевского (Раскольников и князь Мышкин) [Текст] / Т.А. Кошемчук // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. Общественные и гуманитарные науки. - Вып. 4 (97). - 2008. - С. 84-93.
158. Кошечко, А.Н. Поэтика художественного пространства романов Ф.М. Достоевского 1860-х годов : «Преступление и наказание», «Идиот» [Текст] : дис. ... д-ра филол. наук / А.Н. Кошечко. - Томск : Томский ун-т, 2003.
- 250 с.
159. Кошечко, А.Н. Достоевский и апостасия: к вопросу об атрибутивных характеристиках экзистенциального сознания [Текст] / А.Н. Кошечко // Вестник Томского государственного педагогического университета. - № 11 (139).
- Томск: Томский государственный педагогический университет, 2013.
- С.23-31.
160. Красавина, А.В. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» в историко-функциональном аспекте : на материале основных экранизаций [Текст] : дисс. ... канд. филол. наук / А.В. Красавина. - Магнитогорск : Магнитогорский ун-т, 2009. - 184 с.
161. Кукуева, А.А. Вечная тема в романе Ф.М. Достовеского «Идиот» [Текст] / А.А. Кукуева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. - Вып. 2.
- 2008. - С. 20-29.
162. Кулакова, Е.Е. Начало в творческих исканиях Ф.М. Достоевского [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Е.Е. Кулакова. - Магнитогорск : Магнитогорский ун-т, 2002. - 201 с.
163. Кунильский, А.Е. О христианском контексте в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» [Текст] / А.Е. Кунильский // Проблемы исторической поэтики. - 1998. - №5. - С. 392-409.
164. Кунильский, А.Е. Христианские основы мировосприятия и изображения героя в произведениях Ф.М. Достоевского [Текст] : дис. ... д-ра филол. наук / А.Е. Кунильский. - Петрозаводск : ПетрГУ, 2006. - 357 с.
165. Курляндская, Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского [Текст] / Г.Б. Курляндская. - М. : Просвещение, 1988.
- С. 215-244.
166. Латыпова, С.А. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» в историко-функциональном освещении [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / С.А. Латыпова. - Уфа : БГПУ, 2006. - 185 с.
167. Лейдерман, Н.Л. Теория жанра [Текст] : научное издание / под ред. М.Н. Липовецкого. - Екатеринбург : Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ун-т, 2010. -904 с.
168. Лепахин, В.В. Христианские мотивы в романе Достоевского «Идиот» [Текст] / В.В. Лепахин // Dissertationes Slavicae. - Szeged, 1984. - XVI.
- С. 65-92.
169. Леушина, О.В. Христологический контекст творчества Ф.М. Достоевского в романе «Идиот» [Текст] / под общ. ред. А.Э. Еремеева // «Наука о человеке» : гуманитарные исследования. - № 4 (26). - 29 декабря 2016 г. - Омск : Полиграфический центр издательства ОмГА. - С. 30-36.
170. Леушина, О.В. К проблеме системно-структурного анализа баллады А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный.» [Текст] / О.В. Леушина // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2016. - № 3(12). - С. 75-82.
171. Леушина, О.В. Мотив «рыцарства» в поэтике роман Ф.М. Достоевского «Идиот» [Текст] / под общ. ред. А.Э. Еремеева // «Наука о человеке» : гуманитарные исследования. № 1 (27). - 31 марта 2017 г. - Омск : Полиграфический центр издательства ОмГА. - С. 21-25.
172. Леушина, О.В. Мотивика романа Ф.М. Достоевского «Идиот» [Текст] / О.В. Леушина // Филологические науки. Вопросы теории и практики.
- Тамбов : Грамота, 2017. - № 7(73) : в 3-х ч. - Ч. 2. - C. 30-32.
173. Леушина, О.В. Роль баллады А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный.» в поэтике романа Ф.М. Достоевского «Идиот» [Текст] / под общ. ред. А.Э. Еремеева // «Наука о человеке» : гуманитарные исследования.
- № 2 (28). - 30 июня 2017 г. - Омск : Полиграфический центр издательства ОмГА. - С. 20-27.
174. Леушина, О.В. Ф.М. Достоевский о природе человека: христологический контекст творчества (на примере романа «Идиот») [Текст] / О.В. Леушина // Реальность. Человек. Культура : антропологические проекты русской культуры. IX Ореховские чтения: материалы всерос. науч. конф. (17 ноября 2017 г., Омск). - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2017. - С. 125-129.
175. Леушина, О.В. Об особенностях изучения творчества Ф.М. Достоевского в школе (христианские традиции в романе «Идиот») [Текст] / О.В. Леушина // Лепта : ежегодный научно-методический альманах / редкол. : Е.А. Глотова (отв. ред.) [и др.]. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2017. - № 2.
- С. 211-214.
176. Леушина, О.В. Святоотеческий мотив «сердца» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» [Текст] / под общ. ред. А.Э. Еремеева // «Наука о человеке» : гуманитарные исследования. - № 2 (32). - 30 июня 2018 г. Омск : Полиграфический центр издательства ОмГА. - С. 16-32.
177. Лихачёв, Д.С. «Летописное время» у Достоевского [Текст] / Д.С. Лихачев // Поэтика древнерусской литературы. - М. : Наука, 1979.
- 376 с.
178. Лихачёв, Д.С. Избранные работы [Текст] : в 3 т. / Д.С. Лихачёв.
- Л. : Художественная литература, 1987. - Т. 3. (Человек в литературе Древней Руси). - 520 с.
179. Логиновская, Е.В. Достоевский и румынский роман Джиба Михэеску «Русская» [Текст] / Е.В. Логиновская // Достоевский. Материалы и исследования. - СПб. : Наука, 1997. - № 14. - С. 273-286.
180. Лотман, Л.М. Романы Достоевского и русская легенда [Текст] / Л.М. Лотман // Русская литература. - 1972. - № 2. - С. 129-141.
181. Лотман, Л.М. Особенный и «положительно прекрасный» человек [Текст] / Л. М. Лотман // Реализм русской литературы 60-х годов XIX в.
- Л., 1974. - С. 243-256.
182. Лотман, Ю.М. Избранные статьи [Текст] : в 3 т. / Ю.М. Лотман.
- Таллин : Александра, 1992. - Т.1. (Статьи по семиотике и топологии культуры) - 472 с.
183. Лотман, Ю.МЛекции по структуральной поэтике [Текст] / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа.
- М. : Гнозис, 1994. - С. 10-257.
184. Лотман, Ю.М. О русской литературе: Статьи исследования (1958-1993). История русской прозы. Теория литературы [Текст] / Ю.М. Лотман; вступ. ст. И.А. Чернова. - СПб. : Искусство-СПБ, 1997. - 842 с.
185. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста [Текст] / Ю.М. Лотман // Об искусстве. - СПб. : Искусство - СПБ, 1998. - С. 14-285.
186. Манн, Ю.В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма [Текст] / Ю.В. Манн. - М. : Изд-во РГГУ, 2007. - 520 с.
187. Мартьянова, С.А. Образ человека в литературе : от типа к индивидуальности и личности [Текст] : монография / С.А. Мартьянова.
- Владимир : ВГПУ, 1997. - 121 с.
188. Мелетинский, Е.М.Заметки о творчестве Достоевского [Текст] / Е.М. Мелетинский. - М. : РГГУ, 2001. - С. 95-110.
189. Мильдон, В.И. Раскольников и Мышкин. К художественной идеологии Достоевского [Текст] / В.И. Мильдон. - Вопросы литературы. - 2005. - № 3.
- С. 344-357.
190. Назиров, Р.Г. О прототипах некоторых персонажей Достоевского [Текст] / Р.Г. Назиров // Достоевский. Материалы и исследования. - Л. : Наука (Ленинградское отделение). - 1974. - № 1. - С. 202-219.
191. Назиров, Р.Г. Творческие принципы Ф.М. Достоевского [Текст] : научное издание / Р.Г. Назиров ; ред. Л.Г. Бараг. - Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1982. - 160 с.
192. Натарзан, Е.В. Житийные мотивы в творчестве Достоевского [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Е.В. Натарзан. - Новосибирск : Новосибирский ун-т, 2000. - 190 с.
193. Нагевичене, В.Я., Пивоваров, Д.В. Целостный человек (христианская традиция) [Текст] : монография / В.Я. Нагевичене, Д.В. Пивоваров.
- Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2005. - 160 с.
194. Пичугина, О.В. Религиозно-философские основания позднего творчества Ф.М. Достоевского (1863-1881) [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / О.В. Пичугина. - Кемерово : Кемеровский ун-т, 2006. - 273 с.
195. Плетнёв, Р.В. Сердцем мудрые (О «старцах» Достоевского) [Текст] / Р.В. Плетнёв // О Достоевском. - Прага : Скит, 1933. - С. 53-92.
196. Померанц, Г.С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским [Текст] / Г.С. Померанц. - М. : Советский писатель, 1990. - 386 с.
197. Померанц, Г.С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским [Текст] / Г.С. Померанц. - М. : Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 416 с.
198. Попова, И.Л. «Другая вера как социальное безумие частного человека. «Крик осла» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» [Текст] / И.Л. Попова // Вопросы литературы. - 2007. - № 1. - С. 149-164.
199. Роднина, Т.М. Достоевский. Повествование и драма [Текст] / Т.М. Роднина. - М. : Наука, 1984. - 244 с.
200. Романычева, Е.В. Топика рыцарства в художественной системе Ф.М. Достоевского и М.А. Булгакова [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.В. Романычева. - Иваново : Ивановский ун-т, 2009. - 19 с.
201. Рожковский, В.Б. Богословско-философские основания идеи кеносиса в контексте христианской антропологии [Текст] / В.Б. Рожковский // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 12. - С. 240-246.
202. Сабаева, Н.В. Пространство в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» [Текст] / Н.В. Сабаева// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Вып. 1. - Т. 17. - 2015. - С. 162-164.
203. Сабаева, Н.В. Мифологемы «судьба» и «путь» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» [Текст] / Н.В. Сабаева // Известия Саратовского университета. - 2015. - Т.15. - № 1. - С. 39-42.
204. Салъвестрони, С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского [Текст] / С. Сальвестрони : пер. с итальянского. - СПб. : Академический проект, 2001. - 187 с.
205. Сапельников, А.В. Имена героев романа Ф.М. Достоевского «Идиот» [Текст] / А.В. Сапельников // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2005. - № 33. - С. 69-72.
206. Сараскина, Л.И. Христос Достоевского в 1854 году. Исторический аспект [Текст] / гл. ред. К.А. Степанян // Достоевский и мировая культура : альманах. - СПб. : Серебряный век. - 2007. - № 22. - С. 85-110.
207. Свительский, В.А. «Сбились мы. Что делать нам!..» (К сегодняшним прочтениям романа «Идиот» [Текст] / В.А. Свительский // Достоевский и мировая культура : альманах. - СПб. : Серебряный век. - 2000. - № 15.
- С. 205-231.
208. Селезнёв, Ю.И. Достоевский [Текст] / Ю.И. Селезнёв. - М. : Молодая гвардия, 1981. - 543 с., ил.
209. Силантьев, И.В. Поэтика мотива [Текст] / отв. ред. Е.К. Ромодановская. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - 296 с.
210. Скафтымов, А.П. Нравственные искания русских писателей [Текст] : статьи и исследования о русских классиках / сост. Е.И. Покусаева; вступит. ст. Е.И. Покусаева и А.А. Жук. - М. : Художественная литература, 1972. - 544 с.
211. Слизина, И.А. Философские и литературные источники «положительно прекрасного человека» [Текст] / И.А. Слизина // Русская литература. 1870-1890 гг. Проблемы литературного процесса. Сб. науч. тр.
- Свердловск, 1985. - С. 43-59.
212. Сморжко, С.Н. Художественная эсхатология в романах Ф.М. Достоевского 1860-1870-х годов [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С.Н. Сморжко. - Краснодар : Краснодарский ун-т, 2007. - 46 с.
213. Созина, Т.Н. Трогательное в романной поэтике Ф.М. Достоевского : дис. ... канд. филол. наук / Т.Н. Созина. - Магнитогорск : Магнитогорский ун-т, 2010. - 168 с.
214. Соломонова, В.В. Святоотеческие традиции в русской литературе [Текст] : материалы I Всерос. интернет-конф. с междунар. участием / отв. ред. В.В. Соломонова, С.А, Демченков. - Омск : Вариант-Омск, Ом. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, филол. фак., каф. рус. и зарубеж. лит., 2010. - 277, [1] с.
215. Степанян, К.А. Евангелие от Иоанна и роман «Идиот» [Текст] / К.А. Степанян // Достоевский и мировая культура : альманах. - СПб. : Серебряный век, 1993. - № 14 - С. 96-111.
216. Степанян, К.А. «Сознать и сказать». «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского [Текст] / К.А. Степанян. - Екатеринбург : Раритет, 2005. - 512 с.
217. Сузи, В.Н. Достоевский и преп. Максим Исповедник [Текст] / В.Н. Сузи // Культура и текст. - 2013. - № 1 (14). - С. 74-83.
218. Сурат, И.З. «Жил на свете рыцарь бедный.» [Текст] / И.З. Сурат.
- М. : Московское культурологическое общество. Ротапринт РТИ АН СССР.
- 1990. - 165, [1] с.
219. Сызранов, С.В. Евангельский текст Достоевского в свете общих закономерностей формообразования [Текст] / С.В. Сызранов // Проблемы исторической поэтики. - 2014. - Т. 12. - С. 275-295.
220. Тарасов, Б.Н. Ф.М. Достоевский и современный мир [Текст] / Б.Н. Тарасов. - М. : Московские учебники, 2013. - 328 с.
221. Тарасов, Ф.Б. Роль Евангелия в художественном творчестве Ф.М. Достоевского [Текст] / Ф.Б. Тарасов // Проблемы исторической поэтики.
- 2005. - № 7. - С. 304 -311.
222. Тарасов, Ф.Б. «Ризы кожаны» и «брачные одежды»: о преображении человека у Достоевского [Текст] / Ф.Б. Тарасов // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. Сер. : Общественные и гуманитарные науки. - 2010. - № 7 (112). - С. 66-70.
223. Тарасов, Ф.Б. Пушкин и Достоевский: евангельское слово в литературной традиции [Текст] : дис. ... д-ра филол. наук / Ф.Б. Тарасов.
- Москва : Московский государственный областной ун-т, 2011. - 368 с.
224. Тарасов, Ф.Б. Евангельский текст в эстетической системе Ф.М. Достоевского [Текст] / Ф.Б. Тарасов // Знание. Понимание. Умение.
- 2011.- № 2. - С. 131-134.
225. Творчество Ф.М. Достоевского и современный культурный процесс [Текст] : сб. науч. ст. / науч. ред. : Л.Ю. Егле, Е.Д. Трухан ;
МАУК «Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского». - Новокузнецк ; Кемерово : КемГИК, 2017. - 226 с.
226. Теория литературы [Текст] : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений : в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - Т. 1 (Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика). - 512 с.
227. Теория литературы [Текст] / Ю.Б. Борев, Н.К. Гей, А.В. Михайлов, С.А. Небольсин, И.Ю. Подгаецкая, Л.И. Сазонова. - Т. I. Литература. - М. : ИМЛИ РАН; Наследие, 2005. - 336 с.
228. Теория литературы [Текст] / Ю.Б. Борев, Н.К. Гей, А.В. Михайлов, С.А. Небольсин, И.Ю. Подгаецкая, Л.И. Сазонова. - Т. II. Произведение. - М. : ИМЛИ РАН; Наследие, 2011. - 376 с.
229. Теория литературы [Текст] / Ю.Б. Борев, Н.К. Гей, А.В. Михайлов, С.А. Небольсин, И.Ю. Подгаецкая, Л.И. Сазонова. - Т. III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - М. : ИМЛИ РАН; Наследие, 2003. - 592 с.
230. Теория литературы [Текст] / Ю.Б. Борев, Н.К. Гей, А.В. Михайлов, С.А. Небольсин, И.Ю. Подгаецкая, Л.И. Сазонова. - Т. IV. Литературный процесс. - М. : ИМЛИ РАН; Наследие, 2001. - 624 с.
231. Тихомиров, Б.Н. О «христологии» Достоевского [Текст] / Б.Н. Тихомиров // Достоевский. Материалы и исследования. - СПб. : Наука, 1994. - № 11. - С. 28-40.
232. Тихомиров, Б.Н. Религиозные аспекты творчества Ф.М. Достоевского. Проблемы интерпретации, комментирования, текстологии [Текст] : дис. ... д-ра филол. наук / Б.Н. Тихомиров. - Санкт-Петербург : СПбГУК «Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского», 2006. - 567 с.
233. Тихомиров, Б.Н. «.Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» : статьи и эссе о Достоевском [Текст] / Б.Н. Тихомиров. - СПб. : Серебряный век, 2012. - 504 с.
234. Томашевский, Б.В. Писатель и книга : очерк текстологии [Текст] / Б.В. Томашевский. - М.- Л. : Прибой, 1959. - С. 107.
235. Трофимова, Т.Б. Достоевский и Пушкин. Литературные параллели в повести «Дядюшкин сон» [Текст] / Т.Б. Трофимова // Достоевский. Материалы и исследования. - СПб. : Наука. - 2010. - № 19. - С. 295-300.
236. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино [Текст] / Ю.Н. Тынянов. - М. : Наука, 1977. - 572 с.
237. Успенский, Б.А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы [Текст] / Б.А. Успенский. - М. : Искусство, 1970. - 225 с., 15 л. ил.
238. Физиков, В.М. К вопросу о ритмической организации элегии А.С. Пушкина «На холмах Грузии.» [Текст] / В.М. Физиков // Фольклорные и литературные исследования : современные научные парадигмы: материалы ежегодной научной конференции с международным участием (17 февраля 2012 г., Омск). - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013. - С. 45-48.
239. Фридлендер, Г.М. Реализм Достоевского [Текст] / Г.М. Фридлендер.
- М. : Л.: Наука, 1964. - 405 с.
240. Фридлендер, Г.М. Наука о Достоевском сегодня (Спорные вопросы. Искания. Проблемы) [Текст] / Г.М. Фридлендер // Русская литература. - 1971.
- № 3. - С. 2-24.
241. Фридлендер, Г.М. Наследие Достоевского и наша современность [Текст] / Г.М. Фридлендер. - Русская литература. - 1981. - №4. - С. 32-57.
242. Фридлендер, Г.М. Путь Достоевского к роману-эпопее [Текст] / Г.М. Фридлендер // Достоевский. Материалы и исследования. - Л. : Наука (Ленинградское отделение). - 1988. - № 8. - С. 159-177.
243. Фридлендер, Г.М., Битюгова, И.А. Комментарии: Ф.М. Достоевский. Идиот [Текст] / Г.М. Фридлендер, И.А. Битюгова // Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. - Л. : Наука. (Ленинградское отделение), 1989.
- Т. 6. - С. 617-670.
244. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра [Текст] / О.М. Фрейденберг. - М. : Лабиринт, 1997. - 448 с.
245. Хализев, В.Е. О составе литературоведения и специфике его методологии [Текст] : сб. статей / В.Е. Хализев // Наука о литературе в ХХ веке (история, методология, литературный процесс). - М., 2001. - С. 7-30.
246. Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст] / В.Е. Хализев. - М. : Высшая школа, 2002. - 438 с.
247. Христианство и русская литература [Текст] : сб. статей / отв. ред. В.А. Котельников, О.Л. Фетисенко. - Сборник шестой. - СПб. : Наука, 2010.
- 503 с.
248. Христианство и русская литература [Текст] : сб. статей / отв. ред. В.А. Котельников, О.Л. Фетисенко. - Сборник седьмой. - СПб. : Наука, 2012.
- 409 с.
249. Чернец, Л.В. «Как слово наше отзовётся». Судьбы литературных произведений [Текст] : учебное пособие / Л.В. Чернец. - М. : Высшая школа, 1995. - 239 с.
250. Чернова, Н.В. Последняя книга Настасьи Филипповны случайность или знак? («Героиня с книгой» как сквозной мотив в творчестве Достоевского) [Текст] / Н.В. Чернова // Достоевский. Материалы и исследования. - СПб. : Наука, 2010. - № 19. - С. 192-203.
251. Честнова, Н.Ю. Исповедальность как принцип становления поэтики художественной прозы Ф.М. Достоевского (на материале повести «Записки из подполья» и романа «Подросток») [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.Ю. Честнова. - Нижний Новгород, 2012. - 26 с.
252. Чичерин, А.В. Поэтический строй языка в романах Достоевского [Текст] / А.В. Чичерин // Творчество Ф.М. Достоевского. - М. : Советский писатель, 1959. - С. 417-444.
253. Щенников, Г.К. Синтез русских и западно-европейских традиций в творчестве Ф.М. Достоевского [Текст] / Г.К. Щенников // Творчество Ф.М. Достоевского : искусство синтеза. - Свердловск : УрГУ, 1991. - С. 15-62.
254. Щенников, Г.К. Целостность Достоевского [Текст] / Г.К. Щенников. -Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001. - 440 с.
255. Щенников, Г.К. Диалог частей как жанровый принцип [Текст] / Г.К. Щенников. // Целостность Достоевского. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. - С. 65.
256. Щетинин, Р.Б. Диалог античной и христианской традиций в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Р.Б. Щетинин.
- Томск : Томский ун-т, 2009. - 215 с.
257. Энгелъгардт, Б.М. Идеологический роман Ф.М. Достоевского [Текст] / под ред. А.С. Долинина // Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы. Сб. второй.
- Л.-М. : Мысль, 1924. - С. 69-105.
258. Эткинд, Е.Г. Психопоэтика. «Внутренний человек» и внешняя речь. Статьи и исследования [Текст] / Е.Г. Эткинд. - СПб. : Искусство-СПБ, 2005.
- 704 с.
259. Янг, С. Библейские архетипы в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» [Текст] / С. Янг // Проблемы исторической поэтики.- 2001. - № 6. - С. 383-391.
260. Ясенский, С.Ю. О некоторых особенностях литературного и культурологического контекста романа «Преступление и наказание» [Текст] / С.Ю. Ясенский // Достоевский. Материалы и исследования. - СПб. : Наука, 2000. - № 15. - С. 372-382.
261. Miller, R. Dostoevsky and "The Idiot" : Author, Narrator, and Reader [Text] / R. Miller. - Cambridge, Mass. : Harvard Univ. Press, 1981. - 275 p.
III. Философско-эстетические, культурологические исследования и
богословские работы:
262. Бахтин, ММЭстетика словесного творчества [Текст] / сост. С.Г. Бочаров; текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова - 2-е изд. - М. : Искусство, 1986. - 445 с.
263. Бердяев, Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского [Текст] / Н.А. Бердяев // Русская мысль. - 1918. - Кн. 3-6. - С. 39-61.
264. Бердяев, Н.А. Миросозерцание Достоевского. Главы из книги [Текст] / Н.А. Бердяев // Волга. - 1988. - №10. - С. 146-166.
265. Бердяев, Н.А. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов [Текст] / Н.А. Бердяев. - М., 1990. - С. 215-233.
266. Гачев, Г.Д. Образ в русской художественной культуре [Текст] / Г.Д. Гачев. - М. : Искусство, 1981 - 248 с.
267. Лищинер, С.Д. Герцен и Достоевский. Диалектика духовных исканий [Текст] / С.Д. Лищинер //Русская литература. - 1972. - № 2. - С. 37-62.
268. Лопухин, А.П. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета [Текст] / А.П. Лопухин. - М. : Эксмо, 2018. - 640 с.
269. Лосев, А.Ф. Форма - Стиль - Выражение [Текст] / А.Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1995. - 944 с.
270. Лосский, Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание [Текст] / Н.О. Лосский. - Нью-Йорк : Изд-во им. Чехова, 1953. - 406 с.
271. Мамардашвили, М.К. Сознание и цивилизация [Текст] / М.К. Мамардашвили. - СПб. : Азбука, 2011. - 228 с.
272. Мехед, Г.Н. Проблема человека в этике и эстетике Ф.М. Достоевского [Текст] / Г.Н. Мехед // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2013. - № 4 (32).
- С. 143-148.
273. Свительский, В.А. Личность в мире ценностей (Аксиология русской психологической прозы 1860-1870-х годов) [Текст] / В.А. Свительский.
- Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2005. - С. 137.
274. Соловьёв, В.С. Три речи в память Достоевского [Текст] / В.С. Соловьёв // Философское искусство и литературная критика. - М. : Искусство, 1991. - С. 227-260.
275. А.С. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист [Текст] : сб. ст. по материалам междунар. науч. конф., состоявшейся 14-17 апреля 2004 г. в г. Москве в Литературном ин-те им. А.М. Горького / отв. ред. Б.Н. Тарасов. -Т. 1. - М. : Языки славянских культур, 2007. - 728 с.
276. Шакин, С.А. Красота : этический и эстетический идеал в философии Ф.М. Достоевского [Текст] / С.А. Шакин // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Вып. 2. - 2013. - С. 18-21.
277. Шестов, Л.И. О перерождении убеждений у Достоевского [Текст] / Л.И. Шестов // Русская литература. - 1991. - № 3. - С. 51-65.
IV. Справочно-библиографическая и энциклопедическая литература,
библиографические указатели:
278. Айхенвалъд, Ю.И. Поэтика [Текст] / Ю.И. Айхенвальд // Литературная энциклопедия : словарь литературных терминов : в 2 т. - Т 2. - П.-Я. : Издательство Л.Д. Френкель, 1925. - С. 633-636.
279. Белов, С.В. Ф.М. Достоевский. Указатель произведений Ф.М. Достоевского и литературы о нём на русском языке, 1844-2004 гг. [Текст] / С.В. Белов. - СПб. : Российская национальная библиотека, 2011. - 755 с.
280. Библиография произведений Ф.М. Достоевского и литературы о нём. 1917-1965 гг. [Текст] / под ред. С.В. Белова. - М. : Книга, 1968. - 408 с.
281. Веселовский, Ю.А. Рыцарский роман [Текст] / Ю.А. Веселовский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. - СПб. : Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1890-1907. - Т. 82. - С. 454-455.
282. Веселова, Н.А., Орлицкий, Ю.Б., Скороходов, М.В. [Текст] Поэтика заглавия: материалы к библиографии / Н.А. Веселова, Ю.Б. Орлицкий, М.В. Скороходов // Литературный текст: проблемы и методы исследования : сб. научных трудов. - Тверь, 1997. - Выпуск III. - С. 158-180.
283. Введение в литературоведение [Текст] / под ред. Л.В. Чернец. - М. : Высшая школа, 2004. - 679 с.
284. Гусъкова, А.П., Сотин, Б.В. Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический [Текст] / А.П. Гуськов, Б.В. Сотин. - 3-е изд., стереотип., справоч. - М. : Русский язык Медиа, 2007. - 871 с.
285. Егорова, Л.П. Краткий словарь общенаучных и литературоведческих терминов. [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.П. Егорова. - 2-е изд., стер.
- М. : ФЛИНТА, 2014. - 296 с.
286. Иванов, В.В. Поэтика [Текст] / В.В. Иванов // Краткая литературная энциклопедия : в 9 т. / ред. А.А. Сурков. - Т. 5. - М. : Советская энциклопедия, 1968. - С. 936-943.
287. История мировой славистики. Указатель литературы 2006 г. [Текст] / сост. А.И. Слива, Е.Ю. Матвеева; отв. ред. Г.Ф. Матвеев. - М. : РАН. ИНИОН. Фундамент. б-ка. Отд. науч.-библиогр. информ.; Междунар. комит. славистов. Междунар. комис. по истории славистики, 2017. - 158 с.
288. История русской литературы XIX века : библиографический указатель [Текст] / под ред. К.Д. Муратовой. М. - Л. : Академии наук СССР, 1962. - 970 с.
289. История русской литературы XIX - начала XX века : библиографический указатель [Текст] / под ред. К.Д. Муратовой. М. - Л., 1963.
- 521 с.
290. История русского романа [Текст] : в 2 т. / под ред. Г.М. Фридлендера.
- Т.1. - М. - Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1962. - 630 с.
291. История русского романа [Текст] : В 2 т. / под ред. В.П. Городецкого, Н.И. Пруцкова. - Т.2. - М. - Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1964. - 646 с.
292. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / под ред.
A.Н. Николюкина. - М. : НПК Интелвак, 2001. - 1600 с.
293. Литературная энциклопедия [Текст] : словарь литературных терминов : в 2 т. / ред. кол. : Н.Л. Бродского, В.Л. Львова-Рогачевского, М.М. Розанова,
B.Ф. Чешихина-Ветринского. - Т. 1. - М. - Л. : Издательство Л.Д. Френкель, 1925. - С. 392.
294. Литературоведческие термины (Материалы к словарю) [Текст] / ред.-сост. Г.В. Краснов. - Вып.1-2. - Коломна: Коломенской пединститут, 1999. - 132 с.
295. Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы [Текст] : сб. науч. тр. / отв. ред. Т.И. Печерская. - Вып. 3 : Литературное произведение: сюжет и мотив. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 1999. - 239 с.
296. Овчаренко, О.А. Сюжет, фабула, композиция [Текст] / О.А. Овчаренко // Теория литературы : в 4 т. - Т. 2 : Произведение. - М. : Наследие, 2011.
- С. 183-199.
297. Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий [Текст] / М.М. Гиршман, М.Н. Дарвин и др. ; гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - М. : Издательство Кулагиной; INTRADA, 2008. - 358 с.
298. Рекомендательный список литературы. Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество [Текст]. - Н. : НБ НГУ, 2011. - 305 с.
299. Роднянская, И.В. Лейтмотив [Текст] / И.В. Роднянская // Краткая литературная энциклопедия. - Т.4. - М. : Советская энциклопедия, 1967.
- С. 101-102.
300. Руднев, В.П. Словарь культуры ХХ века [Текст] / В.П. Руднев. - М. : Аграф, 1997. - 384 с.
301. Русские писатели 1800-1917 [Текст] : биографический словарь / редкол.: П. А. Николаев (гл. ред.) и др.- Т. 1. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.
- 672 с.: ил.
302. Русские писатели. 1800-1917 [Текст] : биографический словарь / гл. ред. П.А. Николаев. - Т. 2. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1992.
- 623 с.: ил.
303. Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы. Экспериментальное издание [Текст] / отв. ред. Е.К. Ромодановская. - Вып. 1.
- Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2003. - 243 с.
304. Степанов, Ю.С. Константы : Словарь русской культуры [Текст] / Ю.С. Степанов. - М. : Языки русской культуры, 1997. - 824 с.
305. Тимофеев, Л.И. Образ / Л.И. Тимофеев // Литературная энциклопедия : в 11 т. - Т. 8. - М. : Советская энциклопедия, 1934. - Стб. 175-197.
306. Чудаков, А.П. Мотив / А.П. Чудаков // Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. А.А. Сурков. - Т. 4 : Лакшин — Мураново. - М. : Советская энциклопедия, 1962-1978. - 1967. - С. 995.
307. Щемелёва, Л.М., Коровин, В.И. и др. Мотивы / Л.М. Щемелёва, В.И. Коровин и др. // Лермонтовская энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом), 1981. - С. 290-312.
308. Щенников, Г.К. Библиографический указатель трудов [Текст] / Г.К. Щенников. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2001. - 24 с.
309. Энциклопедия литературных героев. Русская литература второй половины XIX века [Текст] / под ред. Е.А. Шкловского. - М. : АСТ, 1997. - 768 с.
310. Эпштейн, М.Н. Образ художественный [Текст] / М.Н. Эпштейн // Литературный энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1987. - С. 252-257.
V. Интернет-источники:
311. Иванов, В.В. Христоцентризм / В.В. Иванов // Философский словарь [Электронный ресурс]. URL: http:// http://vslovare.info/slovo/hristotzentrizm (дата обращения 09.02.2017).
312. Долгова, Е.В. Русская духовная проза 30-70-х гг. XIX века [Электронный ресурс]. URL: http://aseminar.narod.ru/dolgova.htm (дата обращения 09.04.2018).
313. Достоевский, Ф.М. Pro et contra [Электронный ресурс]. https://rvb.ru/dostoevski/01text/vol14/01journal_77/254.htm (дата обращения 29.04.2018).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.