Образ и стиль жизни китайской женщины в шанхайской культуре: 1920 - 30 - е гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Селиверстова, Юлия Андреевна
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 232
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Селиверстова, Юлия Андреевна
Содержание
Введение
Глава 1. Зарождение и развитие особой культуры Шанхая
1.1. История иностранных поселений Шанхая
1.2. Особенности культуры хайпай
1.2.1. Эклектичная культура иммигрантской среды
1.2.2. Подражание иностранной культуре
1.2.3. Превалирование материальных ценностей
1.2.4. Культура декаданса
Глава 2. Новая женщина Китая и эволюция ее образа в сознании жителей Шанхая
2.1. Движение за новую культуру и образ новой женщины
2.2. Переход к образу современной женщины в сознании жителей Шанхая 1920-30-х гг
2.2.1. Издание женских журналов
2.2.2. Новые стандарты женской добродетели
2.3. Стиль жизни женщин из различных социальных слоев населения Шанхая
2.3.1. Женщины верхнего угла
2.3.2. Средний класс
2.3.3. Бедное население и трудовые мигранты
Глава 3. Изменения в стиле жизни женщин Шанхая под воздействием социокультурной среды хайпай
3.1. Появление первых образованных женщин в Шанхае
3.2. Повышение социальной роли женщин
3.3. От «тройной покорности» к равноправию в семье
3.4. Сложности и социальные конфликты нового времени
3.4.1. Трансформация института наложничества
3.4.2. Несчастливые браки и одиночество в городе
Глава 4. Изменения во внешнем облике шанхайской женщины
4.1. Внешнее проявление борьбы за равноправие женщин
4.1.1. Отмена бинтования ног
4.1.2. Новый цивилизованный костюм
4.1.3. Движение за обрезание волос
4.2. Обретение женственности
4.2.1. Влияние западной моды
4.2.2. Популяризация образа современной женщины
4.2.3. Внешние атрибуты современной девушки
Заключение
Список источников и использованной литературы
Приложение 1. Глоссарий
Приложение 2. Иллюстрации
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Горожанки Западной Сибири первой половины XIX в.2010 год, кандидат исторических наук Пинчукова, Ирина Валентиновна
Российская женщина в провинциальном городе на рубеже XIX-XX вв. 1890-1914: На материалах Владимирской, Костромской, Ярославской губерний2003 год, доктор исторических наук Котлова, Татьяна Борисовна
Повседневность городской женщины Ставропольской губернии в к. XIX - н. XX вв.2010 год, кандидат исторических наук Бармина, Татьяна Борисовна
Российская эмиграция в Китае: 1920 - 1950-е гг.2004 год, доктор исторических наук Аурилене, Елена Евлампиевна
Жизнь и творчество современной китайской писательницы Ван Аньи2007 год, кандидат филологических наук Львов, Дмитрий Владиславович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ и стиль жизни китайской женщины в шанхайской культуре: 1920 - 30 - е гг.»
Введение
В данной диссертации исследуется образ женщины в истории Китая первой половины XX в., возникший в сознании горожан под воздействием новой массовой культуры. В контексте социальных изменений автором анализируется дальнейшая трансформация этого образа, а также стиля жизни женщин Шанхая 1920-30-х гг.
Объектом исследования является образ новой женщины Китая, созданный в сознании горожан под влиянием шанхайской культуры, а также характерные особенности социальной, экономической, семейной и культурной жизни горожанок, связанные с воздействием данного образа.
Научная актуальность работы определяется самим ходом развития взаимоотношений Востока и Запада в конце XX - начале XXI вв. В условиях современного общества, когда вопрос взаимовлияния и сближения культур стал особенно актуальным, активно идущий процесс вестернизации нуждается в более подробном изучении. Особенно важным видится обращение к истокам данного явления. Если рассматривать историю Китая, то наиболее показательным и интересным примером взаимодействия культур в Новое и Новейшее время является шанхайская среда. Активное влияние западной культуры на жизнь горожан породило множество явлений, прежде не имевших места в традиционном китайском обществе. Особенно ярко данные изменения отразились на жизни женщин Шанхая начала XX в.
Анализ положения женщины в шанхайской среде является необходимым этапом в исследовании проблем тендера в Китае. Начало XX в. стало ключевым моментом в истории женского движения в этой стране. Яркие образы женщин, отраженные в кинолентах шанхайских студий, рассказах писателей, на обложках журналов и рекламных плакатах 1920-40-х гг., оказали влияние на восприятие китайской женщины не только в Китайской Республике, но и за рубежом. Образ новой женщины Шанхая стал репрезентативным типом
китаянки середины XX в. далеко за пределами страны. Не смотря на то, что эпоха, в которую формировался данный образ, уже давно прошла, он по-прежнему широко представлен в современном искусстве, как самой КНР, так и других стран1.
Цель диссертации состоит в том, чтобы, основываясь на письменных и вещественных источниках, изучить образ современной женщины, сформировавшийся в сознании жителей Шанхая в 20-30-е гг. XX в., а также его влияние на поведение и внешний облик горожанок.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
- установить репрезентативные черты культуры Шанхая;
-определить особенности образа новой китайской женщины,
характерные для периода 1920-30-х гг.;
- определить социальный состав женщин Шанхая и выявить круг горожанок, испытавших наибольшее влияние местной культуры;
- исследовать, как менялся стиль жизни женщин Шанхая в результате воздействия городской среды и образов массовой культуры в исследуемый период;
- определить основные черты, присущие внешнему облику горожанок в исследуемый период.
Хронологические рамки работы определяются целью и задачами исследования. Верхней границей изучаемого периода является рубеж 1910-20-х гг., когда наступает расцвет культурной и экономической жизни Шанхая. Окончание Первой мировой войны способствовало быстрому экономическому развитию города и значительному увеличению иностранной диаспоры. Приток инвестиций в различные отрасли экономики привел к улучшению инфраструктуры, активизации торговой и промышленной деятельности, повышению доступности образования. В этот период особенно быстрыми темпами развивались киноиндустрия и печатные средства массовой
1 См.: Ма Шанлун. Шанхай нюйжэнь (Женщины Шанхая). Шанхай, 2007. С. 266-270.
информации, что оказало значительное воздействие на развитие местной культуры.
Нижняя граница хронологических рамок исследования определена концом 1930-х - началом 1940-х гг. Выбор данного рубежа связан с внешне- и внутриполитическими событиями в Китае, приведшими к введению военного положения в городе, замедлению экономического роста, оттоку из Шанхая значительной части иностранного населения. С начала 1940-х гг. в местной среде не наблюдалось новых культурных явлений, угасла жизнь столичной элиты, индустрия развлечений пришла в состояние стагнации. Во время Второй мировой войны многие известные деятели культуры и искусства покинули Шанхай, отправившись в более спокойный Гонконг . Спустя некоторое время после окончания войны к власти пришла Коммунистическая партия Китая, что окончательно лишило Шанхай особого положения и исключило возможность существования прежней полуколониальной культуры. Таким образом, рассматривая развитие образа и особого стиля жизни китайской женщины в условиях шанхайской культуры, следует, прежде всего, говорить о периоде начала 1920-х - конца 1930-х гг.
Источниковедческая база исследования. Для решения поставленных в работе задач использован разнообразный круг источников, различных по своему происхождению, содержанию и форме. Первую группу составили полноформатные цветные журналы на китайском языке конца 20-х - середины 30-х гг., издававшиеся специально для женской читательской аудитории. Прежде всего, это журналы «Фунюй цзачжи» (Женский журнал), «Цзиньдай фунюй» (Современная женщина), «Линлун» (Элегантность), «Лянъю» (Молодой компаньон), «Нюйшэнь» (Богиня), «Нюй тунсюэ» (Студентка). Данные периодические издания содержат большое количество иллюстративных материалов, статьи приглашенных редакторов журналов, а также заметки
2См. например: Сунь Мэнъин. Лаошанхай дэ минсин (Знаменитости старого Шанхая). Шанхай, 2010; ДайЮньюнь. Шанхайсяоцзе (Шанхайскаядевушка). Шанхай, 1999.
читателей, посвященные широкому кругу вопросов. Особенная ценность данного типа источников заключается в возможности проследить эволюцию многих социальных концепций и образов женщины в шанхайской культуре за счет практически полной подборки выпусков журналов за все годы, с момента начала их издания и до конца 1930-х гг. На страницах данных журналов публиковались заметки как познавательного, так и развлекательного характера, размещались фоторепортажи о женщинах Китая и других стран.
Ко второй группе источников относятся статьи и интервью, выходившие в периодических изданиях - журналах, еженедельных и ежедневных газетах, издававшихся в Шанхае на английском и китайском языках в период 1920-40 гг. XX в. Данные статьи рассказывают о повседневной жизни горожан, социальных, экономических и политических проблемах. Это, прежде всего, отдельные статьи периодических изданий на английском языке: «Чайна джорнал»3, «Норт Чайна Хэральд»4, «Форчюн мэгэзин»5. Издания на китайском языке представлены журналами литературного и общественного характера, на страницах которых обсуждались вопросы культуры, развития китайского общества, положения женщины. К подобным изданиям относятся журналы «Сяньдай пинлунь» (Современное обозрение)6, «Шэхуэй юэкань» (Социальный
industrial, commercial and financial notes // The China Journal. Shanghai, 1937. Vol. XXVII, №3. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-journal.htm (дата обращения: 14.10.2012); Cholera Epidemics in Shanghai & Hongkong // The China Journal. 1937. Vol. XXVII, № 4. URL: http://www.eamshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-journal.htm (датаобращения: 14.10.2012); BignerJ. War-torn Shanghai//The China Journal. Shanghai, 1937. Vol. XXVII, №3.URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-journal.htm (датаобращения: 14.10.2012).
""Letter to the editor // North China Herald. 1911. May. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-public01.htm (дата обращения: 14.10.2012).
The megapolis of continental Asia // Fortune magazine. 1935. Vol. XI, №1. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/library/fortune/t-fortune.htm (датаобращения: 14.10.2012); Appendix III: Extract from a Taipan's Budget // Fortune magazine. 1935. Vol. XI, No.l. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/Iibrary/fortune/t-fortune5.htm (дата обращения: 14.10.2012).
'Шанхай дэ цзуцзе (Иностранные поселения Шанхая) // Сяньдай пинлунь. Шанхай. 1925. № 33. С. 125-127.
ежемесячник)7, «Цзачжи» (Журнал)8, «Шиши синьбао» (Текущие события)9, «Тяньди» (Небо и земля)10 и др.
Третья группа источников представлена автобиографическими и мемуарными произведениями китайских и западных авторов, проживавших в исследуемый период в Шанхае. В этих работах содержатся описания социально-экономической и культурной жизни города, быта горожан, сделанные от лица непосредственных участников событий. Особенно ценным является то, что авторство части произведений принадлежит непосредственно женщинам, что позволяет почерпнуть дополнительную информацию для исследования, касающуюся самовосприятия женщиной нового статуса в обществе. К данной группе источников относятся работы издателя одного из шанхайских литературных журналов Чжан Цзыцина 11 , часть
1 "7
автобиографических рассказов писательницы Чжан Айлин, письма Лу Синя, адресованные своим друзьям, воспоминания о Шанхае одной из четырех великих писательниц Китая - Сяо Хун13 и др. Большой информативностью отличается биографический роман «Опавшие листья возвращаются к корням»14, представляющий собой мемуарные воспоминания китайской писательницы Янь Цзюньлин15. Первая часть работы посвящена воспоминаниям двоюродной бабушки, дедушки, тети писательницы, которые жили в Шанхае в 1910-30-е гг. Также роман содержит детские воспоминания самой Янь о ее пребывании в
'Шанхай дэ нюйгун вэнти (Проблемы женщин-рабочих Шанхая) // Шэхуэй юэкань. 1930. № 4. С. 1-7.
*Чжан Айлин. Даоди ши шанхайжэнь (Я все же из Шанхая) // Цзачжи. 1943. № 5. С. 27 -31.
9Го Можо. Шанхай иньсян (Впечатления от Шанхая) // Шиши синьбао. 1921.04.04. [Ицзы тун] URL:
http://yizitong.com/cpoetry/cipai.php?cipai_id=51 l&poem_id=248851&no=2 (дата обращения 17.12.2012). 1°Чжан Айлин. Гунъюй шэнхо дэ цзицюй (Интересные заметки о жизни в апартаментах) // Тяньди. 1943. №3. С. 20-22.
иЧжан Цзыцин. Во дэ цзыцзы Чжан Айлин (Моя сестра Чжан Айлин). Шанхай, 2003. URL: http://learning.sohu.com/2004/04/01/03/article219700394.shtml (дата обращения 10.07.2012).
12 Чжан Айлин. Сыюй (Сокровенное). URL: http://book.kanunu.org/book3/7108/index.html (дата обращения 25.10.2012); Тунъянь уцзи (Слова ребенка без злого умысла). URL: http://book.kanunu.org/book3/7108/index.html (дата обращения: 25.10.2012).
13 Сяо Хун. Хуэйи Лу Сюнь сяньшэн (Воспоминания о Лу Сине). URL: http://www.thn21.com/Article/chang/10971_4.html (дата обращения: 17.12.2012).
14 Янь Цзюньлин. Ло е гуэй гэнь (Опавшие листья возвращаются к корням). Пекин, 2001.
15В зарубежной литературе известна под именем Аделин Ma (AdelineYenMah). Роман переведен на несколько иностранных языков, английское название романа «Falling leaves go to roots».
Шанхае и Тяньцзине с 7-летнего возраста и до отъезда в Америку в середине 1940-х гг.
Источники на английском языке представлены работами журналиста Джона Гантера 16 , в 1939 г. посетившего Шанхай, а также заметками «Путешествие в войну»17, оставленными американцами, которые исследовали жизнь города в момент японской оккупации. Данные работы помогают лучше понять социально-экономическое положение Шанхая в период 1930-х гг., а также оценить степень иностранного влияния на местную культуру и быт. При большой информативности данного типа источников необходимо признать наличие доли вымысла в описаниях и определенного субъективизма в выводах авторов.
Часть источников данной группы представлена воспоминаниями русских эмигрантов, живших и работавших в Шанхае в 30-е гг. XX в. К числу таких работ относится книга «Китай, как он есть» журналиста Льва Арнольдова 18 и воспоминания о судьбе русской эмиграции Владимира Слободчикова19. Особый интерес представляют работы, написанные авторами-женщинами, нашедшими в Шанхае временное пристанище после отъезда из северных районов Китая. Ярким примером могут служить мемуары сестер Ильиных20 , которые жили в городе в исследуемый период. Большой информативностью отличаются и воспоминания Лариссы Андерсен 21 , известной в Шанхае русской поэтессы и танцовщицы.
К четвертой группе источников относятся художественные произведения зарубежных и китайских авторов, содержащие описания быта и культуры шанхайского общества, оценочные замечания авторов о его жителях.
16 Gunther J. Inside Asia. Shanghai, 1939. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/library/short/asia.htm (дата обращения 16.10.12).
17 lsherwood Ch., Auden W.H. Journey to a War. 1939. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/library/war/war.htm (дата обращения: 14.10.2012).
18 Арнольдов Л. В. Китай, как он есть. Шанхай, 1933. URL:
http://www.russianshanghai.eom/articles/china/post5404#more-5404 (дата обращения: 07.12.2012).
19 Слободчиков В. А. О судьбе изгнанников печальной... Харбин. Шанхай. М., 2005.
20 Ильина-Лаиль О. И. Восточная нить. URL: http://www.russianshanghai.eom/hi-story/now/postl559#more-1559 (дата обращения 02.11.12); Ильина H. И. Дороги и судьбы. М. 1991.
Андерсен Л. Н. Одна на мосту: Стихотворения. Воспоминания. Письма. М., 2006.
Данные работы нельзя отнести ни к числу мемуарных, ни к числу автобиографических произведений, так как повествование в них не всегда ведется от первого лица, автор обезличен. К таким работам относятся книги Вики Баум 22 , Морин Карнс и Пэта Паттерсона23 , опубликованные на английском языке и содержащие красочные описания жизни иностранной диаспоры Шанхая, пересказы историй, некогда происходивших в городе, а также многочисленные замечания авторов о взаимоотношениях китайского и западного населения Шанхая. Влияние западной культуры на жизнь города нашло свое отражение в сатирическом рассказе Элси МакКормик «Неопубликованный дневник шанхайского ребенка» 24 , в котором повествование ведется от лица американского младенца, взрослеющего в семье шанхайских резидентов.
Источники данного типа на китайском языке в основном представлены работами писателей, выражавших в своих работах отношение к злободневным социальным темам, в том числе к вопросам о положении женщин и особенностям шанхайской культуры. Среди таких работ, прежде всего, следует
лг л/:
выделить часть произведений Чжан Айлин и Лу Синя .
Пятую группу источников представляют англоязычные издания энциклопедического и справочного характера, изданные в исследуемый период в Шанхае. Информация, представленная в данных работах, позволяет получить необходимые статистические данные о жизни населения города, оценить степень воздействия западной культуры на китайский быт, а также больше
22Baum V. Sity-by-the-Sea. Shanghai, 1937. URL: http://www.eamshaw.com/shanghai-ed-india/tales/library/pott/index.html (дата обращения: 14.10.2012).
21Karns M„ Patterson P. High lights, low lights, tael lights. Shanghai, 1936. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-
ed-india/tales/library/high/t-high.htm (дата обращения: 14.10.2012). 2*McCormic E. The Unexpurgated Diary of a Shanghai Baby. Shanghai, 1927. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-all.htm (дата обращения: 14.10.2012).
25 Чжан Айлин: Гэн и цзи (Заметки об изменениях в одежде). URL:
http://book.kanunu.org/book3/7108/155481.html (дата обращения 25.10.2012); Ее же. Юй нюй тун чэ (Женщины похожи) // Цачжи. 1944. № 1. и др.
26 Jly Синь\ Шанхай шаонюй (Шанхайские девочки). URL: http://www.en84.com/thread-285-l-l.html (дата обращения: 10.11.2012); Его же. Е сун (Гимн ночи). [Вую вулюй чжунсюэ юй вэньван]. URL: http://www.5156edu.com/page/07-07-19/26343.html (дата обращения: 17.12.2012); Его же. Рассказ о волосах. [Электронный ресурс]. URL: http://prochtu.ru/text.php?avtor=673&kniga=9&f=html&p=view (дата обращения 02.11.12) и др.
узнать об особенностях жизни и отношении западных резидентов Шанхая к местному населению. К числу таких источников относятся издание
27 28
«Энциклопедия Синика» и «Улицы Шанхая» , а также многочисленные путеводители и справочники29, знакомящие с культурой и бытом шанхайского населения.
Визуальные материалы, созданные в исследуемый период, составляют шестую группу источников. К числу таких произведений относятся кинокартины двух шанхайских киностудий 1930-х гг. «Минсин» и «Ляньхуа». Эти картины представляют взгляд режиссеров на противоречия и сложности городской жизни нового времени, воплощенные на экране через призму взаимоотношений женщины с окружающим миром. В рассматриваемых кинолентах жительницы города практически всегда выступают в качестве главного действующего лица. Слова и поступки героинь отражают существовавшие в то время представления об образе новой женщины Китая. К данному типу источников также относятся многочисленные фотографии и рекламные плакаты с изображениями известных певиц и актрис 1920-30-х гг., которые демонстрируют модные образы тех лет и показывают эволюцию этих образов во времени. Представления о внешнем образе горожанок, социальных конфликтах и популярных городских трендах также дают иллюстрации, использовавшиеся в шанхайской наружной и печатной рекламе31. Значительное
21Couling S. Encyclopedia Sinica. Shanghai, 1917. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-sinica.htm (дата обращения: 13.09.2012)
28 Gordon A. H. The streets of Shanghai. Shanghai, 1941. http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-all.htrn (дата обращения: 14.10.2012).
29AI1 about Shanghai and environs. A standard guidebook. Shanghai, 1934. [Sinomedia]. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-all.htm (дата обращения: 14.10.2012); Flying Tiger: guide to Shanghai. New York, 1945. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-all.htm (дата обращения: 14.10.2012); Shanghai country walks. Shanghai, 1934. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/library/walks/walks.htm (дата обращения: 14.10.2012).
30Го фэн (Нравы страны). Реж. Ло Минъю. Шанхай, 1935; Малу тяньши (Ангел дорог). Реж. Юань Мучжи. Шанхай, 1937; Модэн нюйсин (Современная девушка). Реж. Ту Гуанци. Шанхай, 1945; Нюйшэн (Богиня). Реж. У Юнган. Шанхай, 1934; Цзымэй хуа (Сестры). Реж. Чжэн Чжэнцю. Шанхай, 1933; и др.
31 Лаошанхай гуангао (Реклама старого Шанхая). Шанхай, 2000. С. 124.
количество подобных источников представлено в ресурсах сети Интернет , посвященных визуальному искусству Китая XX в.
Степень изученности проблемы. В отечественной историографии до настоящего момента не было написано ни одной работы, посвященной теме женщины в шанхайском обществе начала XX в. Говоря об изученности вопроса, стоит в первую очередь определить имеющиеся работы по смежным тематикам, таким как: социально-экономическое положение Шанхая в раннее Новейшее время, положение женщины в китайском обществе начала XX в.
Новая и новейшая история Китая традиционно вызывает большой интерес представителей российской востоковедческой школы. По данному периоду отечественными историками написано значительное число работ политической и социально-экономической тематики. Однако эти труды, как правило, носят комплексный характер, рассматривают китайское общество в целом, практически не учитывая специфики Шанхая. Исключением служат несколько статей , написанные в 2000-е гг. Данные исследования затрагивают отдельные стороны социально-экономической и культурной жизни города, однако они не содержат анализа влияния западной цивилизации на быт местных жителей. Говоря о шанхайском обществе в контексте взаимодействия культур, необходимо также отдельно упомянуть о серии научных статей востоковеда A.C. Ипатовой34, в которых автор подробно анализирует влияние русской общины на различные стороны жизни города. К сожалению, в данных работах не рассматривается история других иностранных диаспор мегаполиса.
32The common people and the artist in the 1930's : an essay in the cultural and social metahistory of China through visual sources. URL: http://commonpeople.vcea.net/index.php (дата обращения: 14.10.2012); Women's magazines from the republican period at the institute of Chinese studies. URL: http://www.sino.uni-heidelberg.de/womag/04-xfn-intro.htm (дата обращения: 14.10.2012).
33Почагина О. В. Сексуальные услуги как социальный феномен в современном Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 5. С. 73-87; Архимандрит Августин (Никитин). Седьмая тетрадь. Пилигрим. Шанхай: встреча Востока и Запада // Нева. 2005. №7. С. 276-279. URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/8256692 (дата обращение 12.12.2010).
34См. например: Ипатова А.С. Российская эмиграция в Шанхае: русские музыканты и русская музыка (1920-1930-егт.) // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 5. С. 141-157; Ее же. Российская Духовная Миссия в Китае: век двадцатый.URL: http://www.orthedu.rU/ch_hist/hist/istor.pom.-/10kitajskaja—/663rossijskaja-dukhov-.htm (Дата обращение 17.02.2012).
Тема социальной и семейной ролей женщины в китайском обществе была затронута в достаточно большом количестве работ отечественных востоковедов. Среди подобных трудов необходимо отметить монографии известных российских синологов, таких как В.В. Малявин35, В.Н. Усов36, A.A. Маслов37. Однако хронологические рамки данных исследований, как правило, ограничиваются 1911 г. или даже более ранними периодами, что позволяет провести анализ изменения положения жительниц крупных городов Китая лишь на протяжении XVII-XIX вв. Применительно к истории раннего Новейшего времени стоит еще раз упомянуть серию статей русского
то
журналиста Льва Арнольдов , написанную им в начале XX в. Заметки автора служат не только источником по вопросу социального положения женщин в Китае, но также должны быть отнесены к историографическим работам, так как кроме описания увиденной реальности статьи JI.B. Арнольдова содержат анализ происходивших в китайском обществе изменений, сравнения с более ранними периодами истории. Вопрос изменения положения женщины в китайском обществе в начале XX в. также частично был исследован в статье Ю.А. Кузнецовой39, где автор говорит о переосмыслении традиционных женских образов в современной китайской драме.
Активное исследование истории и культуры шанхайского общества начала XX в. в зарубежной историографии началось лишь в 1990-е гг. Описание научной литературы по теме представлено в соответствии с проблематикой работ, без учета этнической принадлежности авторов. Связано это с тем, что значительное число работ принадлежит китайским авторам,
35 Малявин В. В. Китай в XVI-XVII веках. Традиция и культура, 1995; Китай: энциклопедия любви. Сост., пер. с кит., вступит, ст. и комм. Малявин В. В. М., 2003.
36Усов В. Н. Жены и наложницы Поднебесной. М., 2006.
37Маслов А. А. Образы маскулинности-фемининности и супружеских отношений в традиционном Китае. URL: http://woman.upelsinka.com/history/tao_2.htm (дата обращения: 25.01.2010).
38 Арнольдов Л. В. Цит. соч.
39 Кузнецова Ю.А. Переосмысление традиционных женских образов в китайской драме XX века: Пань Цзиньлянь в драмах Оуян Юйцяня и Вэй Минлуня. URL:
ЬИр://ш\^.5упо^1а.ги/а/Переосмысление_традиционных_женских_образов (дата обращения: 13.12.2012).
проживающим за пределами КНР и пишущим как на китайском, так и на английском языках.
Для понимания особенностей шанхайской культуры, сложившейся в результате синтеза восточной и западной традиций, безусловно, важной является книга Лин Пань «Шанхайский стиль: искусство и дизайн между двумя войнами»40. В данной работе подробно рассмотрены составные элементы шанхайской культуры, представленные различными направлениями визуального искусства: архитектурой, изобразительным искусством, дизайном, полиграфией, рекламой. Тема особенностей шанхайского стиля также затронута в работах Шэнь Цунвэня41 и Ли Юндуна42. Авторы уделяют особенное внимание анализу психологического портрета жителей мегаполиса, описанию социальных конфликтов и противоречий в обществе. Специфика местной среды также представлена в статьях, рассказывающих о жизни западной диаспоры города, литературной и издательской деятельности отдельных представителей искусства 43 , особенностях функционирования рекламного рынка Шанхая44. Среди трудов западных историков, посвященных исследованию полуколониальной культуры Шанхая, стоит назвать книгу Грэхема Ирншоу «Рассказы старого Шанхая»45, в которой анализируется широкий пласт текстовых и вещественных источников начала XX в.
40 Pan L. Shanghai style: art and design between the Wars. Hong Kong, 2008.
4<Шэнь Цунвэнь. Лунь хайпай (О хайпай). URL: http://www.ccview.net/htm/xiandai/wen/shencongwen071.htm (дага обращения 12.11.2012).
42ЛиЮндун. Жэнь юй чэн дэ дуэйхуа: Лу Сюнь юй цзуцзе хуа дэ Шанхай (Диалог человека с городом: Лу Синь и иностранный Шанхай) // Сянтань дасюэ сюэбао, чжэсюэ шэхуэй кэ сюэбань. 2006. Vol. XX, №5. С. 102-107. UR1: http://courseware.eduwest.eom/courseware/0360/content/yanjiu/wen/4.pdf (дата обращения 10.07.2012).
41 Shu Meishi. The Lure of the Modern: Writing Modernism in Semicolonial China, 1917-1937. London, 2001; Hockx
M. Gentility in a Shanghai literary salon of the 1930s/The quest for gentility in China. Edit. By Daria Berg. Abington,
2007. P. 58-72.
44 Jin Xuechen. Preface: Advertisement of the old times of Shanghai// Лаошанхай гуангао (Реклама старого Шанхая). Шанхай, 2000. С. 1-2; Дин Хао. Цзянишуцайхуафэнсяньгэйшанъемэйшу
(П»священиехудожественноготалантакоммерческойрекламе)//Лаошанхайгуангао (РекламастарогоШанхая). Шанхай, 2000. С. 13-19; Чжан Чжунминь. Цзиньдай Шанхай гунжэнь цзецэн дэ гунцзы юй шенхо - и 20 шицзи 30 нянь дай дяоча вэй чжунсинь дэ фэньси (Анализ жизни и уровня оплаты рабочего класса Шанхая на материале исследований 30-х гт. XX в.). URL: http://economy.guoxue.com/?p=2741 (дата обращения: 10.07.2012).
45Earnshaw G. Tales of Old Shanghai. Hong Kong, 2008.
Тендерной проблематике Нового и Новейшего времени посвящена комплексная работа китайских авторов Чжэн Юнфу и Лу Мэйи46, исследующих изменения в социально-экономическом положении женщин Китая в период 1911-1949 гг. В более узком ключе данный вопрос рассматривается в монографиях, вышедших на Западе, в первую очередь здесь стоит упомянуть работы Рэя Чоу47, Хершаттер Гэйл48, Пола Байли49 и некоторых других50. В своих трудах зарубежные исследователи анализируют изменения в законодательной, образовательной и трудовой сферах, которые оказали воздействие на положение женщины в обществе. Если говорить о статьях и монографиях, в которых исследуется роль женщин в культуре Китая, то стоит отметить труды Хань Юйфэна51, Барбары Миттлер52, Янь Хайпина53, Люй Чжоу54. Данные работы рассказывают о деятельности горожанок в сфере искусства, дают представление о новых женских образах в литературе. Отдельного внимания заслуживают несколько работ на китайском языке, в которых описывается трансформация образов шанхайских девушек в массовом сознании горожан на протяжении XX в. В первую очередь — это труд историка Ма Шанлуна55, коллективная монография «Редкие хроники Шанхая»56, а также серия работ исследователя культуры города Сунь Мэнъи57.
46 Чжэн Юнфу, Jly Мэйи. Чжунго фунюй тунши, миньго цзюань (История женщин Китая, период миньго). Ханчжоу, 2010.
47Chow R. Woman and Chinese Modernity: The politics of reading between West and East. Minneapolis, 1991.
48Hershatter G. Women in China's long twentieth century. Berkeley, 2007.
49Bailey P. J. Gender and education in China. Abingdon, 2007.
50DongJinxia. Women, sport and society in ModernChina. London, 2003; Wexler L. Allowing girls to hold up half the sky: combining norm shifting and economic incentives to combat daughter discrimination in China // Florida State University Research Paper Series FSU College of Law, Public Law Research Paper, 2007. №209. P. 1-25. URL: http://ssrn.com/abstract=907276 (датаобращения 12.10.2012).
51Хань Юйфэн. Исследование живописи женского движения Китая // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №82-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/ii/issledovanie-zhivopisi-zhenskogo-dvizheniya-kitaya (датаобращения: 24.12.2012).
S2Mittler В. In spite of gentility: women and men in Linglong (Elegance), a 1930s women's magazine / The quest for
gentility in China. Edit. By Daria Berg. Abington, 2007. P. 207 - 234.
Yan Haiping. Chinese women writers and the feminist imagination, 1905 - 1938. Abingdon, 2006. 5ALiu Zhou. The commercialization of emotions in Zhang Ailing's fiction // The journal of Asian Studies. 2011. Vol. LXX, № 1. P. 29-51.
5$Ma Шатун. Шанхай нюйжэнь (Женщины Шанхая). Шанхай, 2007.
56 Шанхай чжэньдан (Редкие хроники Шанхая). Под ред. Си По. Шанхай, 2007.
57СуньМэнъин. Лаошанхайдэминсин (ЗнаменитостистарогоШанхая). Шанхай, 2010; Сунь Мэнъин.
Лаошанхайдэянжэнь (ИностранцыстарогоШанхая). Шанхай, 2010.
Для лучшего понимания произошедших в Китае социальных перемен важно было проанализировать монографии, посвященные более ранним периодам истории страны. Тема семейного уклада, быта и традиций китайского общества в правление последней императорской династии Цин была всесторонне освещена в работах известных западных синологов: Ч.П. Фицджеральда58, Роберта Ван Гулика59, Дороти Ко60. Нельзя не отметить две монографии на китайском языке61, которые включают в себя подробные сведения о положении женщины в традиционном китайском обществе: в работах китайских авторов Лю Далиня и И Чжунтяня подробно рассматривается эволюция представлений о женщине и ее социальной роли в китайском обществе до начала XX в., затрагиваются вопросы морального облика девушек, обучения и воспитания.
Рассмотрев комплекс работ, посвященных исследуемой проблеме, мы можем сделать вывод о том, что при наличии широкого круга научных трудов по смежным тематикам, в российской и зарубежной историографии до настоящего момента не было проведено всестороннего исследования образа и стиля жизни китайской женщины в шанхайской культуре.
Методологическая основа работы определяется многоплановостью избранной проблематики и предмета исследования, целью и задачами диссертационной работы. Основу исследования составили проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы. Принцип историзма позволяет видеть исследуемые события и процессы в их развитии и взаимосвязи. Использование в исследовании комплексного подхода обусловлено необходимостью всестороннего изучения влияния культурного,
58 Фицджерапьд Ч. П. История Китая. Пер. Л.А.Калашникова. М., 2008.; его же. Китай: Краткая история культуры. Пер. Р. В. Котенко, СПб., 1998. URL: http://www.enoth.narod.ru/History/Fitzgerald.htm (дата обращение 12.12.2012).
59Гупик Р.В. Сексуальная жизнь в древнем Китае. Пер. с англ. Кабанова А. М. СПб., 2000.
60 Ко D. Teachers of the Inner Chambers. Women and Culture in Seventeenth-Century China. Stanford, 1994.
ьхЛю Далинь. Чжунго гудай син вэньхуа (Культура взаимоотношения полов в Древнем и Средневековом Китае).
Нинся, 2002; И Чжунтянь. Чжунго дэ наньжэнь хэ нюйжэнь (Мужчина и женщина в Китае). Шанхай, 2000.
социального, экономического факторов на процессы, происходившие внутри Китая, в частности в Шанхае.
Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые в отечественной историографии предпринимается попытка рассмотреть особенную атмосферу Шанхая, сложившуюся в условиях взаимодействия традиционных китайских и западных культурных парадигм. В работе исследуется образ женщины Китая, сформировавшийся в сознании горожан под воздействием нового типа массовой культуры, анализируется дальнейшая трансформация этого образа, а также стиль жизни жительниц Шанхая первой трети XX в.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены при дальнейшем изучении историко-культурного и социального развития Китая на современном этапе, при исследовании проблем взаимоотношения Востока и Запада и синтеза культур. Широкий спектр анализируемых вопросов позволяет использовать основные положения диссертации при написании работ смежной тематики.
Материалы исследования могут быть применены при подготовке лекционных курсов и практических занятий по истории, культуре, тендерным проблемам Китая.
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Эмиграция гражданского населения из России в Китай и ее особенности: 1917-1945 гг.2012 год, кандидат исторических наук Чуприна, Мария Владимировна
Русская художественная эмиграция в Китае в первой половине XX века2007 год, кандидат искусствоведения Ван Пин
Современная башкирка в городах Зауралья Республики Башкортостан: этносоциальные и этнокультурные процессы2000 год, кандидат исторических наук Ахметова, Гульдар Фаритовна
Донская горожанка: социальный портрет и повседневность 1920 - х годов2011 год, кандидат исторических наук Обрезкова, Наталья Владимировна
Городские женщины Западной Сибири в 1930-е годы2008 год, кандидат исторических наук Волчо, Екатерина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Селиверстова, Юлия Андреевна
Заключение
В четырех главах данного исследования были последовательно изучены важные явления в жизни шанхайского общества, которые помогли раскрыть тему образа и стиля жизни китайских женщин в культуре Шанхая в 1920-30-е гг.
1. Шанхайская культура, именуемая в китайской историографии как хайпай, представляет собой сложное и неоднозначное явление. Ее особенности сформировались в результате взаимодействия традиционных форм городской культуры южной части Китая с традициями Запада, начало этому было положено в середине XIX в. В условиях синтеза западной и восточной культур в Шанхае была создана устойчивая социокультурная среда, с присущими ей яркими особенностями, которые стали наиболее заметными в период расширения территории города с начала 1920-х. Характерными чертами шанхайской культуры этого периода были подражание западному стилю жизни, коммерциализация духовного и культурного пространства города, распространение психологии декаданса в среде местного населения. Для хайпай было характерно отсутствие монолитной культурной среды, что было обусловлено значительным расслоением общества, присутствием иностранных диаспор и китайского населения из других, в основном южных, провинций страны. Все вышеописанные черты, так или иначе, были связаны с проживанием в городе выходцев с Запада и массовым проникновением в шанхайскую среду элементов чуждой культуры. Говоря о хайпай, стоит в первую очередь понимать, что это была не одна из вариаций китайской региональной культуры, а именно отдельная локально ограниченная культурная общность, сложившаяся в результате взаимодействия в границах Шанхая цивилизаций Запада и Китая.
2. Важнейшей частью исследования стало изучение основных образов новой женщины, которые получили распространение в городской среде. В исследуемый период в Шанхае произошла значительная трансформация того концепта новой женщины Китая (синь нюйсин), который активно пропагандировался в среде жителей крупных городов на рубеже Х1Х-ХХ вв. и далее в трудах активистов движения за новую культуру и движения 4 мая593. На начальном этапе в Шанхае понимание данного образа как символа модернизирующейся страны и либерального общества практически не отличалось от восприятия его в других крупных городах страны. Шанхайская культура, в силу непосредственного контакта горожан с представителями Запада и большей либеральности местных настроений, лишь способствовала абсолютизации части тенденций, их более яркому проявлению. Женскому типажу на рубеже 20-х гг. были присущи такие характеристики, как наличие образования, собственной гражданской позиции, трудолюбие, самостоятельность, внешнее уподобление мужчине, нарочитая демонстрация способности ни в чем не уступать противоположному полу, будь то труд на заводе или же участие в спортивных соревнованиях.
На рубеже 1920-30-х гг. образ новой женщины претерпевает заметные изменения. В связи с появлением большего числа новых инструментов культурной пропаганды, таких как специализированные журналы, реклама, кинокартины, магазины женских товаров, новая женщина Китая в границах Шанхая становится уже не просто новой (синь нюйсин), но современной женщиной (модэн нюйсин). Этому трансформированному типажу, популяризируемому в среде горожанок, стали свойственны те черты, о которых не говорили китайские интеллектуалы ранней Республики. Современная женщина должна была не только не уступать мужчине по объему полученных прав и свобод, но и превосходить его. Она должна была стоять выше мужчины в силу наличия терпения, упорности, быстрой обучаемости, широкого кругозора, врожденного чувства стиля. Жительницы Шанхая 30-х гг. более не стремились уподобиться мужчине. В соответствии с новыми критериями,
593 Массовое движение в Китае в мае-июне 1919 г., начавшееся с активного выступления молодежи по всей стране. Развернулось в ответ на решение Парижской мирной конференции не возвращать Китаю захваченные Японией бывшие германские концессии в провинции Шаньдун. предъявляемыми обществом к модэн нюйсин, она должна была быть образованной, мыслящей, трудолюбивой, но одновременно с этим и привлекательно выглядящей, модно одетой, коммуникабельной, имеющей собственные интересы вне рамок семейной жизни. Способность сочетать внутреннюю независимость и внешнюю красоту стала первостепенной задачей каждой успешной горожанки 30-х гг. Образ активной и привлекательной современной горожанки модэн нюйсин постепенно вытеснил образ мужеподобной новой женщины синь нюйсин периода начала Республики.
3. Благодаря активному проникновению западной модели функционирования различных институтов общества городская культура Шанхая с опережением прочих районов Китая приобрела черты именно массовой культуры. Говоря о влиянии хайпай на поведение и внешность женщины, стоит отметить, что атмосфера Шанхая не только отражала происходившие в сознании горожанок перемены, но и сама сильнейшим образом оказывала воздействие на местных жительниц. Благодаря новым инструментам воздействия массовой культуры на сознание горожанок, широкие слои общества оказались вовлечены в сферу влияния хайпай. Рассматривая женщин, ставших объектами массовой городской культуры, можно сделать вывод о том, что за исключением представительниц наиболее бедных слоев населения из числа бывших сельских жителей окрестностей и мигрантов из других провинций Китая, практически все горожанки в той или иной степени столкнулись с влиянием западных ценностей на собственную жизнь. В работе был также исследован определенный тип женщин, которые явились субъектами новой массовой культуры, творцами и законодателями основных тенденций в шанхайском социуме. В число представительниц общества, оказывавших влияние на появление новых образов и новых тенденций в хайпай, в основном вошли горожанки среднего достатка, имевшие среднее и высшее образование и способные самостоятельно себя обеспечивать.
В первую очередь иконами для подражания жительниц Шанхая стали звезды кино и театра, эстрадные певицы, писательницы, спортсменки.
В третьей главе работы были исследованы основные перемены, произошедшие в стиле жизни женщины, ее социальной и семейной ролях. Если говорить о том, как образы новой женщины со страниц журналов и газет воплощались в реальной жизни горожанок, то стоит отметить превалирование внешнего подражания над внутренним соответствием выбранному типажу.
С началом республиканского периода и в течение последующих 30 лет в образе мышления и поведения женщин Шанхая произошли изменения, ставшие революционными в истории китайского общества. Для стиля жизни женщин в период 20-х гг. XX в. было характерно незнакомое прежде китаянке стремление к маскулинности, отрицанию самого женского естества, как проявления слабости. Девушки активно поступали в учебные заведения, как государственные, так и частные, открытые китайцами и иностранцами Шанхая. Распространение грамотности и проводимая правящим режимом социальная политика способствовали активному включению женщины в трудовую деятельность, обретению ею определенной экономической самостоятельности. В исследуемый период количество горожанок, занятых в текстильной, табачной и пищевой промышленности превысило число работников-мужчин. Параллельно с занятостью на низкооплачиваемой работе, не требующей квалифицированного труда, жительницы Шанхая активно устремились в те сферы деятельности, которые ранее были для них закрыты: журналистика, литература, медицина, педагогическая, издательская и офисная работа. Более того, новые отрасли, возникшие в 20-е гг. и после активно развивавшиеся в городе, во многом были ориентированы именно на сотрудниц-женщин: кинематограф, эстрадное пение, модельный бизнес, парикмахерское искусство, сфера торговли.
С изменением экономического положения жительниц города повысился и семейный статус женщин. Жизненные перспективы, открывшиеся перед молодыми девушками с начала 20-х гг., улучшили положение девочек в семье и изменили само отношение горожан к рождению дочерей. Девочки не только получили возможность посещать начальную и среднюю школы, но и стали активными участницами системы высшего образования. При сохранении многих пережитков традиционного семейного уклада часть девушек получила право голоса в вопросе выбора будущего супруга и заключения брака. С начала 30-х гг. с изданием нового Гражданского Кодекса Китайской Республики право женщины на свободу брака и развода было закреплено официально. Частые появления на экранах кино и страницах журналов сюжетов о разводах, инициированных женщинами, демонстрируют повышение социального и семейного статуса женщины. Однако наряду с получение новых прав и свобод жительницы Шанхая столкнулись и с большим количеством сложностей, как материального характера, так и связанных с глубокими психологическими переживаниями. Стремительное социально-экономическое развитие города и его институтов не соответствовало тем традиционным основам жизни, которые прочно укоренились в сознании китайской женщины. Невозможность принятия самостоятельных решений, тотальная зависимость девушек от воли отца, а затем и мужа, защищенность от решения материальных проблем, закрытость личной жизни от общественного мнения были характерны для традиционного китайского общества. Неспособность рядовой женщины в повседневной жизни соответствовать пропагандировавшимся массовой культурой образам привела к возникновению конфликтов, от которых китаянка была ограждена в прошлом. Резкие изменения окружающей действительности, произошедшие в период 1910-30-х гг., привели к распространению в обществе одиночества, самоубийств, иждивенческих настроений, упадку общего морального облика.
4. Рассматривая процесс изменения стиля жизни горожанок, положения в обществе и семье, можно говорить о плавном, постепенном движении, медленной эволюции отдельных социальных институтов. Если же проанализировать перемены во внешнем облике девушек, то обнаруживается параллельное существование различных тенденций, быстрые перемены веяний моды и стиля. В связи с этим в исследуемый период невозможно выделить общие тенденции во внешнем облике шанхайской женщины и стоит говорить о двух знаковых десятилетиях, в которые наблюдалось доминирование различных, порой даже противоречивых, представлений о надлежащем внешнем облике новой горожанки.
Первые два десятилетия после Синьхайской революции вошли в историю Шанхая как период адаптации общества к новым либеральным ценностям, активно проникавшим с Запада. Ярче всего переходность этого периода проявилась во внешнем виде девушек, ставшим зеркалом изменений китайского общества. Местные интеллектуалы призывали дать женщине свободу и равноправие с мужчиной, право быть естественной и самостоятельной. Единственный путь, по которому могла пойти китаянка, веками лишенная возможности выражения собственного мнения, была имитация мужского стиля в одежде и поведении. Первые яркие перемены во внешнем облике произошли в среде наиболее прогрессивно мысливших горожанок - студенток. Они ранее других жительниц крупных городов, и в частности Шанхая, одели грубые кожаные ботинки, стали экспериментировать с прической, отказались от традиционного наряда ханьских женщин, облачившись в мужские брюки или маньчжурский халат. Спортивное, физически крепкое тело, короткая утилитарная стрижка, простой крой монохромного костюма давали женщине 20-х гг. ощущение свободы и равенства. В то же время нарочитая демонстрация собственной красоты, желание нравиться мужчине воспринимались как духовная отсталость, возвращение к конфуцианской морали. Выглядеть привлекательно в те годы стремились лишь те девушки, что были вынуждены зарабатывать на жизнь за счет умения быть соблазнительными. Танцовщицы, певицы, проститутки своим внешним видом заметно контрастировали в сравнении с образованными женщинами Шанхая. Они первыми стали отпускать челку, носить импортные чулки и примерять западные платья.
5. К 30-м гг. XX в. взгляды прогрессивных женщин в вопросе внешнего вида обратились в противоположном направлении. Образ современной женщины, активно распространявшийся в городской среде, заставил горожанок пересмотреть отношение к собственной привлекательности. Уподобление мужчине и стремление отринуть слабость, хрупкость и даже некую искусственность традиционного образа китаянки предшествующих столетий были забыты. С середины 20-х гг. и вплоть до начала войны с Японией в Шанхае происходит расцвет буржуазной культуры. Женщины Шанхая перестают носить грубую мужскую обувь, отказываются от коротких стрижек и бесформенных ципао. Горожанка 30-х гг. становится более раскованной, смелой, сексуально привлекательной, частично своим внешним видом уподобляется танцовщицам и девушкам из домов терпимости. Вынужденные существовать в условиях нового капиталистического общества, женщины осознали, что красота могла стать залогом успешности, экономической состоятельности и дать ощущение превосходства. Именно в этот период в городе возникает канонический образ роковой китайской красавицы, распространившийся далеко за пределы Поднебесной. Изящная молодая женщина, одетая в приталенный наряд ципао ярких расцветок, с искусно завитыми волосами, непременно на высоких каблуках, воплотила универсальный стандарт женской красоты в стиле хайпай. Кинофильмы, рекламные плакаты, витрины магазинов и печатные издания активно пропагандировали подобный образ. Туфли и западные платья стали символами прогрессивного мышления и экономической самостоятельности.
Мы можем видеть, что уникальная атмосфера Шанхая оказала значительное влияние на формирование образа новой женщины Китая начала XX столетия, отличного от подобных же образов в других частях страны. Возникшая в среде хайпай массовая культура в сочетании с высокоразвитой экономикой наложила отпечаток на нравы местного населения. Уникальные для Китая черты в образе современной женщины на рубеже 20-30-х гг. были продиктованы новой идеологией потребления, захватившей город. Копирование местными жительницами данного образа привело к складыванию особого стиля жизни шанхайских женщин. Поведение и поступки их продолжали нести отпечаток традиционных догматов конфуцианства, в то время как внешне эти женщины олицетворяли собой наиболее передовых, прогрессивно мыслящих, независимых жительниц Поднебесной. Неспособность женщины быстро приспособиться к стремительному ритму шанхайской жизни и новым законам общества вылилась во множество психологических и социальных конфликтов. Однако эти проблемы оказались замаскированы за яркостью и блеском внешнего облика горожанок.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Селиверстова, Юлия Андреевна, 2013 год
Список источников и использованной литературы.
Источники
На русском языке:
1. Андерсен JI. Н. Одна на мосту: Стихотворения. Воспоминания. Письма. М., 2006.
2. Арнольдов JL В. Китай, как он есть. Шанхай, 1933. URL: http://www.russianshanghai.eom/articles/china/post5404#more-5404 (дата обращения: 07.12.2012).
3. Вэй Юн. Книга женских прелестей // Китай: энциклопедия любви. Сост., пер. с кит., вступит, ст. и комм. Малявин В. В. М., 2003.
4. Ильина Н. И. Дороги и судьбы. М. 1991.
5. Ильина Н. И. Записи разных лет (1957-1993). Под ред. Вероники Жобер. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.rU/october/2000/6/ilina.html (дата обращения 02.11.12).
6. Ильина-Лаиль О. И. Восточная нить. URL: http://www.russianshanghai.eom/hi-storv/now/postl559#more-1559 (дата обращения 02.11.12).
7. Корсаков В. В. Пять лет в Пекине. Из наблюдений над бытом и жизнью китайцев/Усов В. Н. Жены и наложницы Поднебесной. М., 2006.
8. Ли Юй. Подстилка из плоти. Пер. Воскресенский Д. Н. СПб., 2004.
9. Лу Синь. Рассказ о волосах. [Электронный ресурс]. URL: http://prochtu.ru/text.php?avtor=673&kniga^9&f=html&p=view (дата обращения 02.11.12).
10. Слободчиков В. А. О судьбе изгнанников печальной... Харбин. Шанхай. М„ 2005.
11. Фэн Мэнлун. Энциклопедия любви // Китай: энциклопедия любви. Сост., пер. с кит., вступит, ст. и комм. Малявин В. В. М., 2003.
12. Чжан Айлин. Любовь, разрушающая города / Пограничный городок. Китайская проза XX века. Пер. с кит.яз/Сост. A.A. Родионов. СПб., 2012.
На китайском языке:
13. Бу яо ба нюйэр гуань цзай цзяли (Нельзя запирать дочерей дома) // Линлун. 1936. №4. С. 2612-2613.
14. Го Можо. Шанхай иньсян (Впечатления от Шанхая) // Шиши синьбао. 1921.04.04. [Ицзы тун] URL: http://yizitong.com/cpoetry/cipai.php7cipai id=51 l&poem_id=248851&no=2 (дата обращения 17.12.2012).
15. Гудай хуньинь чжиду дэ люду (Пагубное влияние древнего семейного уклада» // Линлун. 1936. №45. С. 3495-3496.
16. Гэго нюй циннянь дэ цзяньшэнь юньдун (Спортивное движение девушек в разных странах) // Линлун. 1937. №29. С. 2256 -2268.
17. Жуань Линъюй. Жэнь янь кэ вэй (Страшна людская молва). URL: http://www.tianyabook.com/luxun/qіtz 1 /005.htm (Дата обращения: 01.12.2012)
18. Жуцзя саньцзин: Лицзин (Конфуцианское трехканонье: Каноны о ритуале). Пекин, 1999.
19. Лао чунюй дэ бэйай (Горести старой девы) // Линлун. 1936. №24. С. 1834-1835.
20. Лу Синь. Е сун (Гимн ночи). [Вую вулюй чжунсюэ юй вэньван]. URL: http://www.5156edu.com/page/07-07-19/26343.html (дата обращения: 17.12.2012).
21. Лу Синь. Лунь «Жэнь янь кэ вэй» (О фразе «Страшна людская молва»). URL: http://www.tianyabook.com/luxun/qitzl/005.htm (Дата обращения: 01.12.2012)
22. Лу Синь. Цзинпай юй хайпай (Пекинский стиль и шанхайский стиль). [Тяньэ цзайсянь шуку]. URL: http://www.tianyabook.com/luxun/qitz 1 /002.htm (дата обращения 12.11.2012).
23. Jly Синь. Чжи Ляо Лиэ (Письмо к Ляо Лиэ). [Лусюнь байкэ]. URL: http://luxun.baike.com/article-282408.html (дата обращения 02.11.12).
24. Лу Синь. Шанхай дэ артун (Шанхайские дети). URL: http://www.ziyexing.com/luxun/nanqiangbeidiao/luxun_zw_nqbdj_3 5 .htm
25. Лу Синь. Шанхай шаонюй (Шанхайские девочки). URL: http://www.en84.com/thread-285-l-l.html (дата обращения: 10.11.2012).
26. Модэн нюйцзы дэ тяоцзянь (Критерии современной девушки) // Лин лун. 1933. №18. С. 822-823.
27. Синь цзятин юй синь фунюй (Новая семья и новая женщина) // Линлун. 1937. №2. С. 88-89.
28. Сяо Хун. Хуэйи Лу Сюнь сяньшэн (Воспоминания о Лу Сине). [Хуаюй ван]. URL: http://www.thn21 .com/Article/chang/1097 l_4.html (дата обращения: 17.12.2012).
29. Цзуйсинь дэ мэйжунфа (Новейшие способы ухода за собой) //Линлун. 1936, №24. С. 1851.
30. Цун гуши фунюй шодао сяньдай фунюй (От женщин древности к женщинам современности) // Линлун. 1937. №27. С. 2094-2095.
31. Чан ципао юй гаогэньсе (Длинное ципао и туфли на высоком каблуке) // Линлун. 1937. №21. С. 1623 - 1626.
32. Чжан Айлин, Су Цин. Гуаньюй фунюй, цзятин, хуньинь чжу вэньти (О женщинах, семье и браке). URL: http://book.kanunu.org/book3/7108/155456.html (дата обращения 25.10.2012).
33. Чжан Айлин. Гэн и цзи (Заметки об изменениях в одежде). URL: http://b00k.kanunu.0rg/b00k3/7108/155481 .html (дата обращения 25.10.2012).
34. Чжан Айлин. Во кань Су Цин (О Су Цин). URL: http://book.kanunu.org/book3/7108/155456.html (дата обращения 25.10.2012).
35. Чжан Айлин. Гунъюй шэнхо дэ цзицюй (Интересные заметки о жизни в апартаментах) // Тяньди. 1943. №3. С. 20-22.
36. Чжан Айлин. Даоди ши шанхайжэнь (Я все же из Шанхая) // Цзачжи. 1943. № 5. С. 27-31.
37. Чжан Айлин. Сыюй (Сокровенное). URL: http://b00k.kanunu.0rg/b00k3/7108/index.html (дата обращения 25.10.2012).
38. Чжан Айлин. Тань нюйжэнь (О женщинах) // Тяньди. 1944. №14. С.
14-18.
39. Чжан Айлин. Тань тяоу (О танцах) // Тяньди. 1944. №14. С. 1-7.
40. Чжан Айлин. Тунъянь уцзи. (Слова ребенка без злого умысла). URL: http://b00k.kanunu.0rg/b00k3/7108/index.html (дата обращения 25.10.2012).
41. Чжан Айлин. Шуан шэн (Дуэт). URL: http://b00k.kanunu.0rg/b00k3/7108/index.html (дата обращения 25.10.2012).
42. Чжан Айлин. Юй нюй тун чэ (Женщины похожи) // Цзачжи. 1944. № 1.С. 133.
43. Чжан Цзыцин. Во дэ цзыцзы Чжан Айлин (Моя сестра Чжан Айлин) // Бяо. 1944. №10. С. 61.
44. Шанхай дэ нюйгун вэнти (Проблемы женщин-рабочих Шанхая) // Шэхуэй юэкань. 1930. № 4. С. 1-7.
45. Шанхай дэ цзуцзе (Иностранные поселения Шанхая) // Сяньдай пинлунь. 1925. № 33. С. 125-127.
46. Шанхай дэ юйлэ (Развлечения в Шанхае) // Линлун. 1931. №15. С.
532.
47. Янь Цзюньлин. Ло е гуэй гэнь (Опавшие листья возвращаются к корням). Пекин, 2001.
На английском языке:
48. All about Shanghai and environs. A standard guidebook. Shanghai, 1934. [Sinomedia]. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-all.htm (дата обращения: 14.10.2012).
49. Appendix III: Extract from a Taipan's Budget // Fortune magazine. 1935. Vol. XI, №1. URL: http://www.eamshaw.com/shanghai-ed-india/tales/library/fortune/t-fortune5.htm (дата обращения: 14.10.2012).
50. Baum V. Sity-by-the-Sea. Shanghai, 1937. URL:
http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/library/pott/index.html_(дата
обращения: 14.10.2012).
51. Bigner J. War-torn Shanghai // The China Journal. Shanghai, 1937. Vol. XXVII, №3. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-iournal.htm (дата обращения: 14.10.2012).
52. Cholera Epidemics in Shanghai & Hongkong // The China Journal. 1937. Vol. XXVII, №4. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-journal.htm (дата обращения: 14.10.2012).
53. Couling S. Encyclopedia Sinica. Shanghai, 1917. URL: http ://www. earnshaw. com/shan ghai-ed-india/tales/t-sinica. htm (дата обращения: 13.09.2012).
54. Flying Tiger: guide to Shanghai. New York, 1945. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-all.htm (дата обращения: 14.10.2012).
55. Gordon A. H. The streets of Shanghai. Shanghai, 1941. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-all.htm (дата обращения: 14.10.2012).
56. Gunther J. Inside Asia. Shanghai, 1939. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/library/short/asia.htm (дата обращения: 16.10.12).
57. Industrial, commercial and financial notes // The China Journal. Shanghai, 1937. Vol. XXVII, №3. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-iournal.htm (дата обращения: 14.10.2012).
58. Isherwood Ch., Auden W.H. Journey to a War. Shanghai, 1939. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/library/war/war.htm (дата обращения: 14.10.2012).
59. Karns M., Patterson P. High lights, low lights, tael lights. Shanghai, 1936. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/librarv/high/t-high.htm (дата обращения: 14.10.2012).
60. Letter to the editor // North China Herald. 1911. May. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-public01.htm (дата обращения: 14.10.2012).
61. McCormic E. The Unexpurgated Diary of a Shanghai Baby. Shanghai, 1927. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-all.htm (дата обращения: 14.10.2012).
62. Shanghai American Community organized // The China Journal. Shanghai. 1934. Vol. XXI, №6. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-i ournal.htm (дата обращения: 13.09.2012).
63. Shanghai country walks. Shanghai, 1934. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/library/walks/walks.htm (дата обращения: 14.10.2012).
64. Sowerby A. Back to Confucius // The China Journal. 1934. Vol. 21, №3. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-iournal.htm (дата обращения: 14.10.2012).
65. Sowerby De A. The disposal of Shanghai's waste products // The China Journal. 1938. Vol. XXIX, №2. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-380812.htm (дата обращения: 14.10.2012).
66. The kennel // The China Journal. 1932. Vol. XVI, №4. http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-iournal.htm (дата обращения: 14.10.2012).
67. The megapolis of continental Asia // Fortune magazine. 1935. Vol. XI, №1. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/librarv/fortune/t-fortune.htm (дата обращения: 14.10.2012).
Кинофильмы:
68. Го фэн (Нравы страны). Реж. Ло Минъю. Шанхай, 1935.
69. Малу тяныпи (Ангел дорог). Реж. Юань Мучжи. Шанхай, 1937.
70. Модэн нюйсин (Современная девушка). Реж. Ту Гуанци. Шанхай,
1945.
71. Нюйшэнь (Богиня). Реж. У Юнган. Шанхай, 1934.
72. Цзымэй хуа (Сестры). Реж. Чжэн Чжэнцю. Шанхай, 1933.
73. Шицзы цзетоу (Перекрестки). Реж. Шэнь Силин. Шанхай, 1937.
74. Ясуй цянь (Новогодняя монета). Реж. Чжан Шичуань. Шанхай, 1937. Иллюстрации и фотографии:
75. Лаошанхай гуангао (Реклама старого Шанхая). Шанхай, 2000.
76. Historical photographs of China. URL: http://hpc.vcea.net/Collection/Fu_Bingchang_Image (дата обращения: 14.10.2012).
77. The common people and the artist in the 1930's: an essay in the cultural and social metahistory of China through visual sources. URL: http://commonpeople.vcea.net/index.php (дата обращения: 14.10.2012).
78. Women's magazines from the republican period at the institute of Chinese studies. URL: http://www.sino.uni-heidelberg.de/womag/04-xfii-intro.htm (дата обращения: 14.10.2012).
Литература На русском языке:
1. Архимандрит Августин (Никитин). Седьмая тетрадь. Пилигрим. Шанхай: встреча Востока и Запада // Нева. 2005. №7. С. 276-279. URL: http.y/www.ebiblioteka.ru/browse/doc/8256692 (дата обращение 12.12.2010).
2. Виноградов Н. П. Рабочее движение в Китае накануне образования единого национального антиимпериалистического фронта // Вопросы истории. 1952. №10. С. 64-89. URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/7023719 (дата обращение 12.12.2010).
3. Грошев И. В. Рекламные технологии тендера. Общественные науки и современность. 2000, №4. С. 172-187. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/807/566/1216/018gROx5bEW.pdf (дата обращение 12.12.2012).
4. Гулик Р. В. Сексуальная жизнь в древнем Китае. Пер. с англ. Кабанова А. М. СПб., 2000.
5. Зюзин А. А. Прически китаянок // Азия и Африка сегодня. 2002. №2. С. 77 -78. URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/4088114 (дата обращение 12.12.2010).
6. Ипатова А. С. Российская эмиграция в Шанхае: русские музыканты и русская музыка (1920-1930-е гг.) // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 5. С. 141-157. URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/22941292 (дата обращения: 14.10.2011).
7. Исаева Л. И. Красавицы древнего Китая. М., 2009.
8. Китай: энциклопедия любви. Сост., пер. с кит., вступит, ст. и комм. Малявин В. В. М., 2003.
9. Кузнецова Ю.А. Переосмысление традиционных женских образов в китайской драме XX века: Пань Цзиньлянь в драмах Оуян Юйцяня и Вэй Минлуня. URL: http://www.synologia.ru/a/Пepeocмыcлeниe_тpaдициoнныx_жeнcкиx_oбpaзoв (дата обращения: 13.12.2012).
10. Малявин В. В. Китай в XVI-XVII веках. Традиция и культура. М.,
1995.
11. Маслов А. А. Образы маскулинности-фемининности и супружеских отношений в традиционном Китае. URL: http://woman.upelsinka.com/history/tao_2.htm (дата обращения: 25.01.2010).
12. Николаева В. Б. Маньчжурский костюм эпохи династии Цин: дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2006. URL: http://www.narodko.ru/artiс 1 e/avtoref/man4gurckii koctum_epohi_dinactii_cin.htm (дата обращения: 25.01.2013).
13. Почагина О. В. Сексуальные услуги как социальный феномен в современном Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 5. С. 73-87.
14. Пушкарева Н. JI. Тендерная проблематика в исторических науках // Жеребкина И. М. (ред.) Введение в тендерные исследования. Т. 1. СПб., 2001. С. 277 - 312. URL: http://psvlib.myword.ru/index.php?s=d7a0a051 f2cf6481 fflc968901317ccf0&automod ule=downloads&showfile=4240 (дата обращение 12.12.2012).
15. Селиверстова Ю.А. Зарождение и развитие танцевальных клубов Шанхая 1920-40-е гг. // Олимпийские игры: история и современность: Сборник статей межвузовской научной конференции. М.: РУДН, 2012. С. 446-458.
16. Старосельская Н.Д. Повседневная жизнь «русского» Китая. М., 2006. URL: http://www.litmir.net/br/?b=145492 (дата обращения: 17.01.2013).
17. Усов В. Н. Жены и наложницы Поднебесной. М., 2006.
18. Фицджеральд Ч. П. История Китая / Усов В. Н. Жены и наложницы Поднебесной. М., 2006.
19. Фицджеральд Ч. П. Китай: Краткая история культуры. Пер. Р. В. Котенко, СПб., 1998. URL: http://www.enoth.narod.ru/History/Fitzgerald.htm (дата обращение 12.12.2012).
20. Хань Юйфэн. Исследование живописи женского движения Китая // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №82-1. URL: http://cvberleninka.ru/article/n/issledovanie-zhivopisi-zhenskogo-dvizheniya-kitaya (дата обращения: 24.12.2012).
21. Хисамутдинов А. А. История. Русская община в Шанхае // Проблемы Дальнего Востока. 2003. №5. С. 133-138.
22. Швейгер-Лерхенфельд А. Ф. Женщина, ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара / Усов В. Н. Жены и наложницы Поднебесной. М., 2006.
На китайском языке:
23. Ван Аньи. Чан хэнь гэ (Песня вечной скорби). Пекин, 1995.
24. Вэй Чжэнтун. Чжунго дэ чжихуй (Мудрость Китая). Цзилинь, 1988.
25. Дай Юньюнь. Шанхай сяоцзе (Шанхайская девушка). Шанхай, 1999.
26. Дин Хао. Цзян ищу цайхуа фэнсянь гэй шанъе мэйшу (Посвящение художественного таланта коммерческой рекламе) / Лаошанхай гуангао (Реклама старого Шанхая). Шанхай, 2000. С. 13-19.
27. Ду Фанцин. Нюйсин гуаньнянь дэ яньбянь (Эволюция понятия женщина). Хэнань, 1988.
28. И Чжунтянь. Чжунго дэ наньжэнь хэ нюйжэнь (Мужчина и женщина в Китае). Шанхай, 2000.
29. Ли Юндун. Жэнь юй чэн дэ дуэйхуа: Лу Сюнь юй цзуцзе хуа дэ Шанхай (Диалог человека с городом: Лу Синь и иностранный Шанхай) // Сянтань дасюэ сюэбао, чжэсюэ шэхуэй кэ сюэбань. 2006. Vol. XX, №5. С. 102107. URL: http://courseware.eduwest.com/courseware/0360/content/yaniiu/wen/4.pdf (дата обращения 10.07.2012).
30. Линь Сяосяо. Цзю Шанхай дэ цяньвэй нюйсин цачжи: люсин лоти нюй (Авангардные женские журналы старого Шанхая: распространение фото в жанре ню). URL: http://www.leiting001.com/news/201202/33890.html (дата обращения 10.07.2012).
31. Лю Далинь. Чжунго гудай син вэньхуа (Культура взаимоотношения полов в Древнем и Средневековом Китае). Нинся, 2002.
32. Лю Юнцун. Циндай цяньци гуаньюй нюйсин инфоу ю «цай» дэ таолунь (Рассуждения о возможности наличии «таланта» у женщины в период раннее Цин). Пекин, 2004.
33. Ma Шанлун. Шанхай нюйжэнь (Женщины Шанхая). Шанхай, 2007.
34. Сунь Мэнъин. Лаошанхай дэ лифаши (Парикмахеры старого Шанхая). Шанхай, 2010.
35. Сунь Мэнъин. Лаошанхай дэ мин син (Знаменитости старого Шанхая). Шанхай, 2010.
36. Сунь Мэнъин. Лаошанхай дэ хуньли (Свадьбы старого Шанхая). Шанхай, 2010.
37. Сунь Мэнъин. Лаошанхай дэ янжэнь (Иностранцы старого Шанхая). Шанхай, 2010.
38. Сюй Байи. Лаошанхай гуангао дэ фачжань гуйцзи (Основные пути развития рекламы в старом Шанхае) / Лаошанхай гуангао (Реклама старого Шанхая). Шанхай, 2000. С. 3-12.
39. Циндан нюйцзы дэ фасин яньбянь (трансформация женских причесок в правление династии Цин). URL: http://www.360doc.eom/content/10/0919/01/316204 54746131 .shtml (дата обращения 12.10.2012).
40. Чжан Цзыцин. Во дэ цзыцзы Чжан Айлин (Моя сестра Чжан Айлин). Шанхай, 2003. URL: http://learning.sohu.com/2004/04/01/03/article219700394.shtml (дата обращения 10.07.2012).
41. Чжан Чжунминь. Цзиньдай Шанхай гунжэнь цзецэн дэ гунцзы юй шенхо - и 20 шицзи 30 няньдай дяоча вэй чжунсинь дэ фэньси (Анализ жизни и уровня оплаты рабочего класса Шанхая на материале исследований 30-х гг. XX в.). URL: http://economy.guoxue.com/?p=2741 (дата обращения: 10.07.2012).
42. Чжэн Юнфу, Лу Мэйи. Чжунго фунюй тунши, миньго цзюань (История женщин Китая, период Республики). Ханчжоу, 2010.
43. Шанхай «шан чжн цзяо» хэ «ся чжи цзяо» дэ юлай (Происхождение терминов «верхний угол» и «нижний угол» Шанхая). URL: http://hi.baidu.com/fishonbund/item/a9cf72193lc07dl Ie3f98638 (дата обращения: 14.10.2012).
44. Шанхай чжэньдан (Редкие хроники Шанхая). Под ред. Си По. Шанхай, 2007.
45. Шэнь Цунвэнь. Лунь хайпай (О шанхайском стиле). URL: http://www.ccview.net/htm/xiandai/wen/shencongwen071 .htm (дата обращения 12.11.2012).
46. Янь Цзиньмин. Лу Сюнь хэ та шенхо дэ чэнши (Лу Синь и города, в которых он жил). URL: http://www.chinawriter.com.cn/wxpl/2009/2009-09-04/76513.html (дата обращения 02.11.12).
На английском языке:
47. Bailey P. J. Gender and education in China. Abingdon, 2007.
48. Bastid-Bruguiere M. The modern invention of traditional Chinese culture // Far Eastern Affairs. 2003. № 1. P. 83-91.
49. Chow R. Woman and Chinese Modernity: The politics of reading between West and East. Minneapolis, 1991.
50. Conner A. W. Don't Change Your Husband: Divorce in Early Chinese Movies // Law review. 2008. Vol. XL, №5. URL: http://ssrn.com/abstract-1427535 (дата обращения 12.06.2012).
51. Dong Jinxia. Women, sport and society in Modern China. London, 2003.
52. Dooling A. D. Women's literary feminism in twentieth century China. New York, 2005.
53. Earnshaw G. Tales of Old Shanghai. Hong Kong, 2008.
54. Hershatter G. The Hierarchy of Shanghai Prostitution, 1870-1949 // Modern China. 1989. Vol. XV, № 4. P. 463-498.
55. Hershatter G. Women in China's long twentieth century. Berkeley, 2007.
56. Носкх М. Gentility in a Shanghai literary salon of the 1930s / The quest for gentility in China. Edit. By Daria Berg. Abington, 2007. P. 58-72.
57. Jiang Xingzhen. Fated Futures: Females in Eileen Chang's Fictions. P. 19. URL: http://web.hk.edu.tw/~humanities/journa/l-15.pdf (дата обращения 12.10.2012).
58. Jin Xuechen. Preface: Advertisement of the old times of Shanghai // Лаошанхай гуангао (Реклама старого Шанхая). Шанхай, 2000. С. 1-2.
59. Kerlan A. Death of a woman, birth of a movie star — Ruan Lingyu (1910-1935). URL: http://commonpeople.vcea.net/Article.php?ID=69 (дата обращения 12.11.2012).
60. Ко D. Teachers of the Inner Chambers. Women and Culture in Seventeenth-Century China. Stanford, 1994.
61. Liu Zhou. The commercialization of emotions in Zhang Ailing's fiction // The journal of Asian Studies. 2011. Vol. LXX, №1. P. 29-51.
62. Mittler B. In spite of gentility: women and men in Linglong (Elegance), a 1930s women's magazine_/ The quest for gentility in China. Edit. By Daria Berg. Abington, 2007. P. 207 - 234.
63. Pan L. Shanghai style: art and design between the Wars. Hong Kong,
2008.
64. Shu Meishi. The Lure of the Modern: Writing modernism in semicolonial China, 1917-1937. London, 2001.
65. The Britannica guide to Modern China. London, 2007.
66. Wexler L. Allowing girls to hold up half the sky: combining norm shifting and economic incentives to combat daughter discrimination in China // Florida State University Research Paper Series FSU College of Law, Public Law Research Paper, 2007. №209. P. 1-25. URL: http://ssm.com/abstracH907276 (дата обращения 12.10.2012).
67. Yan Haiping. Chinese women writers and the feminist imagination, 1905 - 1938. Abingdon, 2006.
Фильмы:
Хуайнянь Жуань Линъюй чжуянь шиши 77 чжоунянь (К 77 годовщине со дня смерти кино звезды Жуань Линъюй). URL: http://www.56.eom/ul7/v NzAxNTA2MT0.html (дата обращения 10.10.1212).
Ресурсы интернета:
68. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства.
URL:
Ьцр://з1оуап.уап0ех.ги/декаданс/Словарь%20изобразительного%20искусства/Де каданс/ (дата обращения 15.03.2011).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.