О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Масловская, Татьяна Юрьевна

  • Масловская, Татьяна Юрьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 133
Масловская, Татьяна Юрьевна. О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений): дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 1984. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Масловская, Татьяна Юрьевна

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ДРАМАТУРГИЯ.

Глава П. СТИЛЬ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений)»

Творчество Г.В.Свиридова - одна из вершин советской культуры. Давно вышедшее за пределы нашей страны, оно стало значительным явлением музыкального искусства XX века.

В последние десятилетия в советской литературе и искусстве важное значение приобрело направление, связанное с резким усилением интереса к национальному, со стремлением к особой глубине его постижения. Творчество целой плеяды талантливых писателей,которых принято объединять узкой и неточной рубрикой "деревенская литература", оказало серьезнейшее влияние на весь современный литературный процесс. Когда рассеялся туман споров вокруг их произведений, стало ясно, что эти писатели - прямые наследники дела русских классиков XIX века, хранители их этических заветов. Аналогична в советской музыке роль Свиридова, вставшего, по всеобщему признанию, у истоков так называемой "новой фольклорной волны". Его творчество так же исторически закономерно, как и творчество Ф.Абрамова и В.Белова, В.Астафьева и В.Распутина. Не случайно их завоевания приходятся, не зависимо друг от друга, примерно на одно время.

Свиридов мог бы вслед за Есениным сказать: "Чувство Родины -основное в моем творчестве". Именно это чувство определяет смысл всех его свершении, несущих печать единства этического и эстетического начал, содержания и стиля. Отсюда - все главные качества его музыки, неоднократно отмеченные исследователями: самобытность, новизна и свежесть, "новая простота" и душевная отзывчивость. Свиридов - один из тех современных композиторов, кто идет путем не ломки, а бережного продолжения и развития традиций. И теперь, по прошествии почти пятидесяти лет с момента выхода в свет его первого, принесшего автору известность сочинения, можно смело утверждать, что его направление осталось среди моря "придуманных звуч-ностей" устойчивым и подлинным. Оно в полной мере отвечает тем призывам к сохранению традиций родной и всечеловеческой культуры, которые - особенно в последнее время - все чаще раздаются ъ среде литераторов, художников, музыкантов.

Творчество Свиридова, необычайно интересное для исследователя, ставящее перед ним все новые задачи, предлагает, помимо узко аналитических, широкие "пограничные" темы: "пути развития современного искусства", "фольклор и композитор", "народное и профессиональное", "национальные традиции и их жизнь в современной культуре". Последняя тема, спроецированная на творчество-одного из крупнейших советских композиторов, представляется нам одной из актуальных.

О Свиридове написано немало работ разных жанров, от популярных очерков до специальных теоретических исследований," и почти все они в той или иной мере затрагивают проблему национального в его -творчестве. Существует единственная пока крупная монография А.Сохо-ра /102/, главным стержнем которой является жизненный и творческий путь композитора. В разнообразных научных статьях советских музыковедов высказано множество ценных мыслей и наблюдений, в совокупности определяющих суть и место свиридовского феномена в современном художественном процессе. Огромную часть библиографии о Свиридове занимают рецензии и отклики на премьеры и очередные исполнения его троизведений. Среди многих исследователей и рецензентов можно выде-гить имена, чаще других встречающиеся в литературе о Свиридове. Это 1режде всего А.Сохор и Л.Полякова. Они первыми поставили и раскрыли многие важные проблемы свиридовского творчества, В статьях LCoxopa: "Свиридов и русская культура" /108/, "Традиции и новаторство в творчестве Свиридова" /110/, "Музыкальная драматургия вокально-симфонических произведений Свиридова" /103/, "Трактовка вокально-симфонических жанров в советской музыке 20-50-х годов" /109/ особый интерес представляет исследование эстетической основы сви-ридовских сочинений, оттеняющий их историко-культурный фон; вместе с тем в этих работах содержится и немало определяющих стилистических наблюдений.

Из работ Л.Поляковой выделим статьи: "Заметки о сочинениях 60-х годов" /79/, "Некоторые вопросы творческого стиля Свиридова" /82/, брошюру о "Курских песнях" /81/. В них определены особенности важного этапа пути композитора, начавшегося в 60-е годы и характерного особым вниманием к камерным жанрам, пристальным и глубоким изучением "первооснов русской национальной музыки". Л.Поляковой впервые подробно рассмотрены маленькие кантаты, жанровая разновидность, введенная в советскую музыку Свиридовым.

Одной из центральных проблем, встающих при анализе свиридов-ских сочинений, - взаимосвязи музыки и поэзии - посвящена статья \И.Элйк "Свиридов и поэзия" /127/, где серьезное внимание уделено творчеству Есенина и Блока как поэтической основе произведений ком-юзитора.

Феномен свиридовского творчества труден для аналитических определений, и может быть это особенно тревожит мысль исследовате-[ей, заставляя искать теоретические объяснения столь редкой простоте и вместе глубине и необычности егхгтлузвки* Ряд работ посвящен сдельным чертам стиля Свиридова. Много интересного вносят в рас-мотрение гармонии Свиридова статьи В.Цендровского "0 гармонии Сви-(идова" /117/ и "Принцип концентрации в музыкальней языке Свиридо-¡а" /122/, в которых утверждается мысль о свиридовском творчестве как явлении современном и глубоко национальном. Несколько частных, но важных наблюдений над особенностями формы сочинений Свиридова, подчеркивающих ту же мысль, содержится в статье К.Левиной "Некоторые приемы динамизации строфической формы в вокальных произведениях Свиридова" /54/. Объектом внимания исследователей стал вопрос о принципах организации кантатного произведения в целом, в частности на примере "Курских песен". Он оригинально решен в статье В.Бобровского "Драгоценная простота" /II/; автор аналитически подтверждает органическую связь профессионального и народного в свиридовском творчестве.

Музыка Свиридова будит исследовательскую мысль и музыковедов более молодого поколения. Статьи А.Белоненко /8/, Ю.Евдокимовой /31/, С.Савенко /91/, Л.Измайловой /42/ обнаруживают свежий взгляд на некоторые проблемы творчества, стиль и драматургию отдельных сочинений композитора. Необходимо упомянуть статьи композиторов, близких Свиридову во взглядах на искусство, на пути его развития, разделяющих творческие позиции композитора. Многие из рецензий и статей написаны В.Рубиным, А.Николаевым, Р.Леденевым. Обращают на себя внимание и статьи В.Гаврилина, в которых нам видится слияние исследовательского, художественного и публицистического начал.

О музыке Свиридова высказываются видные писатели, художники, режиссеры, певцы , подчас давая необычную, непредвзятую оценку его художественной личности. В "Книге о Свиридове" /49/ им принадлежит более двадцати заметок.

Последние произведения композитора, прозвучавшие в конце 70-х - начале 80-х годов: "Концерт для хора "Пушкинский венок", маленькая кантата "Ночные облака", хоровая поэма "Ладога", хоровой триптих "Гимны Родине",поэма "Отчалившая Русь"еще не получили в печати всестороннего научного освещения. Новый этап свиридов-ского творчества еще ждет своего осмысления.

Приведем слова А.Сохора: "многое уже сказано музыковедами. о том, как широко и органично преломлены в свиридовском творчестве достижения и заветы русской музыки разных эпох. Но тема эта далеко не исчерпана. Предстоит еще немало потрудиться для того, чтобы перевести на точный язык науки те интуитивные представления о "почвенности", которые рождаются произведениями композитора" /49, с.6-7/. Настоящая работа ставит задачу глубже изучить и систематизировать связи свиридовского творчества с русской национальной культурой в ее разнообразных проявлениях. Проблема национального многоаспектна. Автор избирает как центральную - проблему эпического, имеющую общие корни в музыке, литературе, изобразительном искусстве, в творчестве народном и профессиональном. Вопрос об эпическом в музыке Свиридова затрагивается во многих исследованиях /в частности в статьях А.Сохора, Л.Поляковой, М.Элик/, но нам представляется, что он может быть развернут шире. Исследователи скорее констатируют эту важнейшую особенность творчества композитора, чем раскрывают ее. Между тем она требует особого рассмотрения в системе составляющих ее компонентов. Цель данной работы - исследование эпической природы свиридовского творчества, систематизация свойств и признаков эпики в произведениях композитора. Проблема эпического, его проекция на современность - стержень работы. Активная жизнь эпических традиций в разных видах современного искусства и литературе позволяет включить изучение творчества Свиридова, подлинного эпика в советской музыке, в широкий контекст современной художественной культуры.

Родовые признаки эпики сложились в литературе, поэтому кажется естественным обратиться к литературоведению за выяснением некоторых важных категорий эпического, которыми приходится оперировать. При изучении драматургии и стиля сочинений Свиридова автор пользуется некоторыми понятиями и обобщениями, выработанными в трудах литературоведов и искусствоведов, где проблемы национальных традиций и среди них проблемы эпики подробно разработаны. В первую очередь сошлемся на капитальное исследование В.Я.Проппа "Русский героический эпос" /84/ - наиболее полную и всестороннюю систему характерных свойств эпического. Много принщпиально важного было почерпнуто в книге Б.Успенского "Поэтика композиции /117/ и его предисловии к труду Л.Ф.Жегина "Язык живописного произведения", равно как и в работах самого Л.Ф.Жегина /35,36/. Особо следует отметить две книги Г.Гачева - "Жизнь художественного сознания" и "Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр" /19,20/ , - захватывающие широтой и оригинальностью суждений, парадоксальной подчас яркостью аналогий, меткостью образов и глубиной выводов.

Наконец, были изучены исследования и литературоведческие статьи, в которых поднимаются и разрабатываются общие и частные проблемы, связанные с фольклором и профессиональным искусством на т разных этапах развития. Все это позволило очертить круг эпических признаков, охватывающих все уровни свиридовского кантатно-ора

I. Выделим из них следующие, наиболее значительные и интересные для решения наших проблем: труды Д.С.ЛихачеЕа /55,56,57/, книгу М.В.Алпатова "Этюды по истории русского искусства /4/, статьи Н.Драгомирецкой /29/, С.НеклюдоЕа /66/, Н.Гея /22/. ториального творчества - темы, драматургию, стиль.

Свиридову в огромной степени свойственно одно из главных качеств любого подлинно талантливого художника - "обостренное чувство Всебытия" /И.Бунин/. Поэтому такие внешне полярные произведения, как, скажем, "Поэма памяти Сергея Есенина" и "Патетическая оратория" одинаково естественны и органичны для его творчества. Важно подчеркнуть, что все сочинения Свиридова, как бы внешне они ни отличались друг от друга, имеют общие основы в истории отечественной культуры.

Необычайно возросший в последнее время интерес к нашей истории, в частности к древнерусской литературе и искусству очень актуален сегодня. В этой области достигнуто многое: как в научном изучении, так и в художественном отражении и осмыслении событий истории и исторических традиций. Среди музыкантов Свиридову принадлежит здесь бесспорно первое место. Важно, что композитор опирается не только на закономерности, свойственные глубинным национальным традициям художественного мылления, но и на устойчивый опыт нравственных начал. Так из эпоса Свиридов берет его великую утвердительность, безусловную веру в позитивное. Разрабатывая круг своих излюбленных тем, имеющих постоянное "обращение" в русском эпосе, в разных жанрах профессионального искусства и литературе: Родина, ее величие, завоеванное в битвах, судьба личная и народная, искусство и его роль в мире, Свиридов утверждает подлинный патриотизм. Излишне доказывать, насколько важна такая позиция в современной исторической и культурной ситуации, насколько возрастает ее значение и актуальность в наше время, когда в современном искусстве становится заметной тенденция к нивелировке национального, к стиранию граней между национальными культурами.

Этос русской художественной культуры, высота ее задач - основа, объединяющая творчество советского композитора и поэтов, русских и советских, к которым Свиридов обращается. Но не только из этой общей этической основы вырастает ощущение естественности и нерасторжимости музыки и поэзии, которая обращает на себя внимание всякого, кто знакомится с произведениями Свиридова. В творчестве каждого поэта композитор уловил те художественные и стилистические закономерности, которые продолжил и развил в своих сочинениях. Так, например, в произведениях иа стихи Есенина, который впервые в музыке Свиридова предо тал эпическим поэтом, он открывает новые горизонты на пути движения лирики к эпосу, как это и происходило в творческом развитии Есенина. Поэт выходил на эпический простор, все более расширяя границы лирических переживаний, за которыми лирика неизбежно переходила в иное качество. Свиридов берет за основу этот принцип в "Поэме памяти Сергея Есенина",где отдельные лирические островки в сцеплении и перекличках становятся деталями одной большой эпической картины. А в "Деревянной Руси" связывает подобные же лирические стихотворения нитью дороги -распространенного атрибута эпического сюжета. Даже у Б.Пастернака, к поэзии которого Свиридов обратился лишь однажды, он тонко подметил его настойчивое стремление к простоте /доведя ее до гиперболы в кантате "Снег идет"/ и "тоску" его лирики "по эпосу".1 Главное же, что связывает Свиридова с поэтами, на стихи которых он пишет свои крупные произведения /прежде всего с Есениным, Мая

I. См. об этом во вступительной статье Д.С.Лихачева к книге Б.Пастернака "Воздушные пути" /72, с.13-15/. ковским, Блоком/ - это эпическое чувство истории.

Все сказанное в полной мере проявилось в центральном жанре т свиридовского творчества - кантатно-ораториальном. Вокально-симфонические произведения, монументальные /"Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория"/ и камерные /"Деревянная Русь "Весенняя кантата"/ и послужили материалом настоящего исследования. Отмечая решительное предпочтение, которое композитор отдает вокальной музыке, следует на первое место среди прочих жанровых разновидностей поставить кантату и ораторию - обобщение его эстетических взглядов, творческих принципов, стилистических открытий. Само обращение Свиридова к вокальной музыке есть следствие его глубокой национальной "укорененности". Известно, что вся древняя профессиональная музыка и музыка народная была связана со словом, пелась. Песня в широком значении этого понятия, хоровая и сольная, стала основой свиридовского стиля. Во всем разнообразии и полноте своих проявлений она представлена и развита в вокально-симфонических произведениях композитора. В них становится возможным всесторонне исследовать особенности драматургии и стиля, определить эпические принципы композиции, пользуясь аналогиями с литературой и изобразительным искусством. Иначе - кантатно-ораториальный жанр

1. Трудностью четких жанровых определений в современной музыке продиктована следующая оговорка: здесь и далее "кантатно-ораториальный" и "вокально-симфонический" жанры - синонимы; "поэма" - одна из частных жанровых разновидностей.

2. Автор не включил в исследование кантату "Курские песни", т.к. она выдвигает особый аспект исследования, связанный с трактовкой народных напевов и текстов. играет в работе роль "пограничной полосы", на которой встретились и пересеклись индивидуальный композиторский стиль и широкие национальные художественные традищи, история и современность, народное и профессиональное.

Автор ограничивает сббя определенными хронологическими рамками. Это 50-е - начало 70-х годов - центральный- этап свиридовского творчества, когда зародились, развились и достигли совершенства все основные эстетические и стилевые принципы композитора, Представляя нашу современность, сочинения этого периода уже удалены от нас на определенную временную дистанцию, что позволяет оценить их достаточно объективно, как явление истории советской музыки.

Структура работы подчинена выявлению вопросов драматургии и стиля кантатно-ораториальных произведений Свиридова. Сознавая глубокую связь драматургических и стилевых принципов в любом крупном сочинении, автор счел возможным в данной работе разделить их. Соответственно этому каждая глава /"Драматургия" и "Стиль"/ сосредоточена на одной проблеме, но охватывает все исследуемые произведения. Причины такого подхода кроются в общности основных драматургических и стилевых особенностей произведений этого периода. Единая направленность ракурсов исследования позволила полнее выявить черты сходства и своеобразие каждого художественного явления, очертить круг сложившихся драматургических и стилистических закономерностей1. Во Введении представлена краткая характеристика

I. В работе выделяются те стилистические особенности, в которых более всего проявляется национальная природа творчества композитора. Поэтому некоторые важные стороны произведения /тональный план, соотношение оркестрового и вокального пластов/ почти или вовсе не входят в сферу исследования. кантатно-ораториального жанра в советской музыке. В Заключении прослеживается путь Свиридова к кантате и оратории, закономерность их появления в творчестве композитора, а также подводятся итоги исследования.

Материалы диссертации могут найти практическое применение в вузовском курсе истории советской музыки, в практике музыкантов разных профилей /педагогов, исполнителей и среди них особенно хо-ровиков/, в той или иной степени занимающихся творчеством Свиридова.

ВВЕДЕНИЕ

Кантатно-ораториальный жанр занимает одно из ведущих мест в современном советском творчестве. Об этом говорит и количество созданных за последние десятилетия произведений в этой области, и обращение к кантате и оратории широкого круга композиторов, разных по своим творческим индивидуальностям, и появление таких выдающихся сочинений, как кантаты и оратории Свиридова, "Песни вольницы" Слонимского, "Не трогайте голубой глобус" Бальсиса, "Ленин в сердце народном" Щедрина.^^ Причины - в широких возможностях самого жанра, позволяющего обобщенно, "крупным планом" выразить наиболее важные и волнующие темы современности и истории. Присущая ему композиционная свобода, почти не знающая ограничений, дает прос тор для воплощения самых масштабных идей. Благодаря этой свободе, кантатно-ораториальный жанр позволяет сочетать повествование и размышление, живую драматическую сцену и конкретную картинность. Современные вокально-симфонические сочинения синтезируют в себе историко-эпическую ораториальную традицию,уходящую корнями в русскую оперу, и традицию, идущую от кантат Танеева, с их глубоко философской проблематикой, созерцательностью,

I) Известно, что и в зарубежной музыке с начала XX века кантата и оратория стала одним из основных жанров композиторского творчества. вниманием к вопросам нравственного и этического порядка.

По мере развития литературы /и искусства / "формы традиционности становятся более совершенными и постепенно теряют свою "жесткость". Сама традиционность при этом не исчезает - она становится лишь менее заметной, но переходит при этом в более значительную область об!цих эстетических представлений и в область общего накопления опыта всего. развития литературы.,. Внешний консерватизм сменяется более сложной традиционностью внутренних организующих литературы форм и представления"/58, с.109/. Такую "сложную традиционность" можно видеть и в интересующей нас области кантаты и оратории. Вывести современные кантатно-ораториальные произведения только из истории развития этого жанра невозможно. В их основе - сложный жанровый и стилистический синтез, имеющий истоки и в опере, и в камерной вокальной лирике, и в народных обрядах и мистериях. Кантатно-ораториальный жанр стал своеобразным жанром - синтезом, обобщившим характерные особенности разных пластов русской музыки.

Известно, что кантата и оратория не стояли в центре внимания русских композиторов /хотя ораториальные принципы играли важную роль в русской опере/ И если в жанре кантаты в конце ИХ - начале XI века появился ряд значительных произведений /кантаты Римского-Корсакова,Танеева,Рахманинова/,то расцвет оратории начался толь А.Сохор, имея в виду те же линии - общенародную, героическую и философско-созерцательную, - говорит о слиянии "генделевской" и баховской" /условно/ линий в советском кантатно-ораториаль-ном творчестве /109/. ко в советское время."'" Однако в советской музыке уже в 30-е годы кантата и оратория обнаруживают тенденцию к слиянию, отсутствие четких жанровых признаков. Это явление еще более усилилось в наше время.

Условность жанровых разграничений делает невозможным определение точных жанровых признаков современных кантатно-ораториальных произведений. Богатство разновидностей, свобода трактовки жанра размывают границы кантаты и оратории, смыкают их с другими жанрами /кантата-симфония, оратория-поэма, опера-оратория/.

В современных советских кантатно-ораториальных произведениях хоровое начало продолжает играть ведущую роль, что идет от общей широкой традиции русской хоровой музыки, проявившейся и в хоровых сценах русских опер, и в народном многоголосии, и в советских массовых песнях. Именно из этих источников черпает содержание советская оратория и кантата. Естественно, что и ее интонационные истоки отличаются разнообразием и свободой соединения. Жанровый и стилистический синтез - одна из самых важных специфических сторон о современных кантатно-ораториальных сочинений. Динамика развития жанров ярко свидетельствует о . т

Первая русская оратория "Минин и Пожарский" С.Дегтярева и две оратории А.Рубинштейна - единичные примеры этого жанра в отечественной музыке. р

Раньше опера была тем синтезирующим жанром, который "втягивал" в свою орбиту принципы симфонического развития /оперы Чайковского/, цародные обрядовые формы /Римский-Корсаков/, ораториальное начало /Глинка, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский/. Сейчас таким жанром стала кантата и оратория, вобравшая в себя особенности оперы, обряда, симфонии, камерного цикла. изменениях внутри любой музыкальной культуры" /38, с.114/. Жанр кантаты и оратории, благодаря присудей ему возможности широкого охвата явлений, конкретности и вместе с тем обобщенности отвечает тенденциям современного художественного мышления. Именно поэтому он вышел на одно из ведущих мест. Исследователи отмечают при этом огромное разнообразие драматургических решений, многие из которых связаны со стремлением творчески развить национальные жанры и формы, как это было в русской опере, где появились такие жанровые разновидности, как опера-былина /"Садко"/ или сказание /"Сказание о невидимом граде Китеже"/. Теперь те же жанры мы видим в оратории /"Сказание о пугачевском бунте" Ю.Буцко, "Из летот писи" Н.Сидельникова/.

В прошлом веке камерная вокальная лирика была тесно связана с оперой, являясь для композиторов лабораторией, где находилось многое из того, что было использовано при создании оперных образов. В наши дни отмечается сильное влияние вокального цикла на кантатно-ораториальный жанр /особенно в области драматургии/.

Неприятие русскими писателями сложившихся европейских форм, "формобоязнь русского романа" стали сильнейшими стимулами самобытности русской литературы /13, с.30/. Подобное происходило и в русской музыке, прежде всего в опере.

В советском музыкальном творчестве, при все возрастающем интересе к фольклору, к национальным особенностям художественного мышления,кантатно-ораториальный жанр предоставляет широкие возможности поисков самобытных национальных форм.При этом заметна т

Развиваются и такие национальные хоровые формы, как хоровой концерт /"Лебедушка", "Добрый молодец " В.Салманова; "Пушкинский венок" Свиридова/ хоровые фрески /"Петр Первый" А.Петрова/. тенденция сближения оратории с театральными жанрами и в частности с оперой. В современной оратории "привнесение в эпическое повествование острой событийности, конкретности действия приводит к построению музыкальных сцен, приближающихся к опере" /92, с.10/. Основываясь на общности литературного сюжета, можно решиться на раскованное сравнение двух произведений, написанных на основе "Слова о полку Игореве": одноименной оратории современного композитора Л.Пригожина и знаменитого "Князя Игоря" А.Бородина. Если Бородин берет для своей оперы (в основе жанра - драматическое действие) в основном статические моменты, сообщая даже самым драматическим событиям эпическую неторопливость, широту, размах, то Пригожин для эпического по своей природе жанра, каким является оратория, выбирает, наоборот, самые действенные драматические моменты, как бы "взрывая" жанр изнутри. Подобное, но с иной жанрово-эстетической направленностью - в оратории Р.Щедрина "Ленин в сердце народном", где взволнованные рассказы-воспоминания солистов переключают внимание с эпической ( Слте/ио I и П ) на~ лирическую сферу, создавая ощущение непосредственного эмоционального обращения к слушателю, требующего его активного сопереживания.

Другой путь устремленности кантаты и оратории навстречу театральным формам - сближение с народными обрядовыми действами и революционными мистериями. "Я мыслю их (оратории) как сочинения театральные и по жанру приближающиеся к музыкальной мистерии" /109, с.124/ - слова Свиридова о своих"произведениях.

Первый в русской музыке оригинальный и художественно яркий результат соединения театрального жанра и кантаты на основе обряда-действа - "Свадебка" Стравинского ("бессюжетное эпическое действо в формах сценической кантаты" как определяет его Б.Асафьев).

Опыт Стравинского не повлек в то время за собой по-настоящему высоких творческих достижений. И неожиданно на иной эстетической основе отозвался в современных тенденциях кантатного жанра. Для современных художников интерес к обряду и действу - путь к освоению национальных форм искусства. Одно из интересных сочинений в этом плане - оратория В.Калистратова "Золотые ворота", эпическое соборное действо (с сильным элементом театральности), повествующее о событиях татарского нашествия. В стилистическом отношении это соединение особенностей знаменного распева, народной песни и псалмо-дирования.

Интерес к массовым театрализованным действам был особенно сильным в первые послереволюционные годы. Здесь заметны отголоски самых разнообразных традиций: народных обрядов, русских действ, мистерий, революционных празднеств. /109/. Музыкальное содержание этих революционных действ и мистерий было необычайно пестрым. На совершенно ином художественном уровне идея этого жанра возродилась спустя десятилетия. Один из самых ярких и творчески оригинальных примеров - "Патетическая оратория" Свиридова со сложным сплавом разнообразнейших интонационных истоков. Важно, что большую роль в действах и мистериях революционных лет- играла символичность. Символика как метод обобщения - одна из самых примечательных черт кантаты-оратории последних лет.

Стремление к синтезу с другими жанрами сопровождает путь развития кантаты и оратории. Но только в современном творчестве, когда само время в его эстетических и широких стилистических признаках выдвинуло кантатно-ораториальяый жанр на уровень самых высоких идя русской музыки жанров - оперы и симфонии, - стало возможным ах органическое внутреннее сближение.

Попытки выхода за узкие пределы жанра, к контакту с иными формами художественного мышления разнообразны. Оратория последних лет тяготеет к широким признакам современного искусства, и в частности, литературы и кино. Например, такой интересный драматургический прием, как освещение одних и тех же событий, представленных с разных точек зрения (от лица разных героев), придает особое своеобразие и содержательную емкость уже упомянутой оратории Щедрина "Ленин в сердце народном", где одно событие дано и в обобщенной интерпретаций, и в разных индивидуальных "восприятиях".

Все это говорит о свободе жанра, предоставляющей возможности самых разнообразных решений.

В советском ораториальном творчестве можно наблюдать определенную эволюцию. Общие контуры движения - от драматических кантат и ораторий 30-х годов, имеющих целеустремленно и последовательно развивающийся сюжет, основанный на национально-исторических темах ("Александр Невский", "Емельян Пугачев'1, "На поле Куликовом") -к обобщенным, не имеющим ярко выраженного сюжета, эпическим вокально-симфоническим сочинениям последних лет.*)

Важную роль сыграла в истории советской оратории и кантаты первая советская коллективная оратория "Путь Октября", произведение новаторское (несмотря на многие недостатки), от которого тянутся нити к сочинениям советских композиторов последних десятилетий. Здесь можно говорить и об общем- принципе композиции, не объединенной последовательным сюжетом, а состоящей из отдельных самостоятельных номеров, и о влиянии традиций революционных действ, и о новом интонационном содержании, где ведущую роль играли песенные и хоровые жанры, и о картинности, театральности

I) На это обратил внимание А.Сохор в статье "Трактовка вокально-симфонических жанров в советской музыке 20-50-х гг." /109/.

- 21 - ' многих эпизодов. Эти важные особенности через много лет на новом художественном уровне возродились в современной кантате и оратории.

В кантатно-ораториальных сочинениях последних лет события обычно расположены композитором так, чтобы наиболее убедительно провести основную идею произведения. Не сюжетная "плавность", а соединение событий, направленное на широкую панораму жизни,- при котором основная идея выступила бы наиболее приподнято. Сама композиция сообщает произведению обобщенность , "надсобытийность". В произведениях 30-х годов композитор давал процесс и результат развития событий, и на этой основе возникало утверждение идеи. Интересно, что в цикле Блока "На поле Куликовом", положенном в основу кантаты Шапорина, нет сюжета: Блок отнюдь не стремился передать самую конкретность реального события, он придал ему сугубо обобщенную, смиволическую трактовку. Однако, Шапорин с Лозинским, вваоя определенную сюжетную направленность, дали реальную историческую последовательность событий, ввели действенные фрагменты.

В современных кантатах и ораториях можно наблюдать почти противоположную тенденцию: из конкретных эпизодов выстраивается широкая картина целого с важной ролью именно обобщенной трактовки тем и сюжетов. Это говорит об углублении эпической природы в современном понимании кантатно-ораториального жанра.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Масловская, Татьяна Юрьевна

С конца 50-х годов в творчестве Свиридова СЛОЕИЛСЯ круг своих, излюбленных тем, объединенных широко трактованной темой Родины, Эта тема стала мыслью и чувством, лирикой и словом Сви ридова. Особенно полным, глубоким ее выражением явились крупные вокально-симфонические произведения. Это не случайно: величие темы потребовало своей формы. Вокально-симфоническое сочинение ораториального плана, допускающее вольное сочетание разных ли ний, из которых вырисовывается широкая картина целого, оказалось очень естественной фзормой развития большой темы-идеи, одновремен но гражданственно-монументальной и лирической.К этому центральному жанру своего творчества Свиридов при шел, преодолев довольно длительный период поисков. Основные чер ты эволюции схематично можно представить так: от многотемности -

к концентрированностй мысли на одной идее; от многожанровости -

к двум излюбленным жанрам - хоровому и камерному вокальному; от разностильности - к все более цельному, "неделимому" националь ному стилю. В целом картина раннего свиридовского творчества поч ти прямо противоположна нынешней. Если, начиная с 50-х годов вни мание композитора целиком отдается вокальной музыке, в которой хоры и кантатно-ораториальные произведения играют особенно важ ную роль, а инструментальная музыка представлена лишь "Маленьким триптихом" и "Музыкой для камерного оркестра", то первые два де сятилетия дают огромное разнообразие жанров. При этом инструмен тальные сочинения и музыка к спектаклям и кинофильмам явно до минирует, а среди вокальных жанров - отдельные песни, циклы, об- 116 -

работки и почти полное отсутствие хоровой музыки. От обработок народных песен тянется нить к оригинальному произведэнию этого жанра - кантате "Курские песни", блистательному образцу проникно венного слияния кo^шoзитopcкoгo творчества с творчеством народ ным.Одно из воплощений темы Родины - тема Поэт и народ. Впервые со всей определенностью она заявила о себе в поэме на стихи Иса акяна "Страна отцов". А с появлением вокального щкла "У меня отец - крестьянин" и "Поэмы памяти Сергея Есенина" она становит ся главной и композитор уже следует ей неушонно.Внимание Свиридова с этих пор целиком сосредоточивается на национальных сюжетах, на русской поэзии, в которой самыми близки ми композитору стали имена Есенина, Блока, Маяковского. Каждый из них по-своему близок Свиридову: Есенин исконно русской, крестьян ской природой его поэзии, любовным отношением к природе и прошло му народа; Блок - тревожно-чутким ощущением современности, широ кой темой России, ее исторических судеб; Маяковский - многогран ным и сложным, но всегда действенным восприятием Революции, страстью и пафосом поэта новой жизни... Свиридов как бы собирает у разных поэтов то, что созвучно его чувству Родины. В соприкос новении с творчеством близких ему поэтов у Свиридова сложилась определенная закономерность. Композитор как бы выделяет интересую щие его образы, ведет нить от отдельных песен к циклам, а затем -

к хоровым и ораториальным сочинениям на стихи того или иного по эта, тем самым укрупняя близкую ему идею. Так было с Есениным, Блоком, отчасти Маяковским. В этом, в частности, отразилась оп ределенная общая линия эволюции композитора, ведущая от фиксации отдельного, частного , к обобщениям. в зрелом творчестве Свиридова параллельно развиваются две ос новные линии: кантатно-ораториальные сочинения и хоры - и камер ная вокальная музыка. Между НИМИ устанавливается много общего: круг тем, особенности драматургии /в циклах/, принципы развития.По мнению некоторых исследователей, особенности драматургии и стиля, найденные в вокальных циклах, перешли затем в крупные со чинения. Это позволяет им считать кантаты и оратории Свиридова "следствием" его вокальных циклов /этой точки зрения придержива лись А.Сохор и Л.Полякова/. Однако нам кажется, что путь Свиридо ва к вокально-симфоническим произведениям сложнее. Их появление на определенной стадии творчества композитора представляется как широкое о б о б щ е н и е его мыслей, опыта, стиля. Влияние те атральности /вспомним слова Свиридова о своих ораториях: "Я мыс лю их как произведения театральные.,."/ и монументальность, ста тичная сила хорового начала умножают истоки его ораториального творчества.В своем движении к обобщающим эпическим полотнам Свиридов близок многим русским художникам, в частности любимым им Блоку и Есенину, которые шли от лирической непосредственности стихотворе ний и циклов - к поэмам, охватывающим большие исторические собы тия /"Возмездие" Блока, "Анна Онегина" и "Пугачев" Есенина/.Подытожим основные проявления эпического в кантатно-орато риальных произведениях Свиридова.Прежде всего - выбор темы. Главная тема свиридовского твор чества, Родина, - центральная тема национального искусства и лите ратуры - вбирает в себя и другую, подлинно эпическую тему Револю ции. В крупных сочинениях она развивается в окружении других,веч ных для русского искусства тем: преображение родной земли, вели- 118 -

чие крестьянского труда, единство человека и природы, рождение и смерть, великая сила искусства...Переплетение нескольких важных и больших тем в пределах од ного лишь произведения, пусть и монументального, но не столь про тяженного, каким является "Патетическая оратория" или "Поэма па мяти Сергея Есенина" оказалось возможным при особом типе компози ции, в которой слились традиции древнего эпического искусства с современным приемом монтажа. Это позволило свободно соединять разные темы и жанры, переносить действие из одного времени и мес та в другое, строя целое из замкнутых по смыслу фрашентов. При такой композиции конкретные события наделяются обобщающим смыслом, становятся символом, отвечая требованию эпопеи, где "временное воспринимается как проявление вечного" /Пропп/. Отсюда лаконизм и компактность формы при значительности и масштабности содержа ния.Все особенности драматургии кантат и ораторий также видятся прежде всего в эпическом ракурсе: • контраст в сцеплении отдельных эпизодов, направленный на "дифференциацию по отличию" /Пропп/. Каждая часть - самостоятель ная сцена, требующая своей "точки зрен^ш" /аналогично приему "изображения в изображении" или "рассказа в рассказе" в системе эпического искусства/; • эпический характер конфликта, который выявляется не в пря мом столкновении и действии, а в процессе рассказа или размышле ния; • параллелизм образов и, как частный случай, симметрия ком позиции; • "опорные позиции" в начале и конце произведения; • "троичность" композиции некоторых эпизодов /"Патетическая

оратория"/.В фольклоре "нет мира, отчужденного от человека, и нет чело века, отчужденного от мира" /46, с.240/. Подобная идея пронизыва ет все ораториальное творчество Свиридова^- Подчеркнем, что компо зитор выявляет это свойство в русской профессиональной поэзии, строя драматургию своих сочинений таким образш, что оно выступа ет особенно ярко и отчетливо. В применении к поэзии Есенина,близ кой фольклору, это вполне естественно. Сам Есенин задумывался над единством человека и мира, высказав ряд верных мыслей и наблюде ний в своей статье "Ключи Марии" /33, т.5/. Свиридов подчеркивает подобные же идеи в поэзии Маяковского - художника-новатора,-внеш не казалось бы далекого от фольклора и нарочито рвущего связи с традициями.Единство личности и мира, в центр которого она помещена, яв ственно обнаруживается в драматургии евиридовских сочинений*Поэт, герой произведения, естественно и свободно чувствует себя во Все ленной, подобно герою древнего мифа или сказки /Поэт в "Патети ческой оратории" оперирует глобальными понятиями как явлениями обычными и привычными, обращаясь к солнцу как к равному себе. Ге рой есенинской "Поэмы" сплетает воедино космос. Родину и себя -

"Небо - как колокол, месяц - язык. Мать моя Родина, я большевик"/.Единосущность человека и мира выявляется и в стиле крупных сочинений Свиридова, /Особенно ясно это видно в интонационном единстве "Поэмы памяти Сергея Есенина"/.Особенности стиля Свиридова также определяются эпической природой творчества композитора. Отметим его главные приметы: • "Многоязычие" стиля - слияние разных истоков, традиций,.влияний, объединенных могучей силой индивидуальной неповторимости;

- ассоциативность, обобщенность выражения национального, ко торая проявляет себя в следующем:

а) композитор почти не пользуется народными текстагли;

б) не ставит целью передать местные черты фольклорных напе вов /за исключением "Курских песен"/. Для него важен собиратель ный народный образ;

в) не воспроизводит /почти/ приемы народного интонировашш и музицирования;

г) не противопоставляет "народное" и "профессиональное". Его музыкальный язык един и целен;

д) свободно соединяет традиции городской и деревенской музы кальных культур; • песенность как доглинирующее начало музыкального языка Сви ридова; • вариантность, пронизывающая всю ткань сочинения, горизон таль и вертикаль; • система повторов, усиливающих "вес и значение" интонации в свиридовских композищадх.Последние три качества тесно связаны между собой, последова тельно вытекают друг из друга.И в заключение"еще одно частное, но необходимое замечание.Важнейший драматургический момент ораторий Свиридова - ка тарсис, смена тьмы светом. Смерть и духовное воспарение, нерасто ржимость земли и неба - из сопоставления двух последних частей "Патетической оратории" и "Поэмы" вырастает мысль о творческом, духовном бессмертии. Можно объяснить характер свиридовских фина лов либо с точки зрения эпического "параллелизма мотивировок" -

по Гачеву /20, с .ИЗ/ , либо традициями древнерусского изобрази тельного искусства преображать "мрачные, мучительные столкнове- 121 -

ния... в красочное, праздничное зрелище" /4, т.2, с.132/, либо опираясь на следующую модель профессиональной'литературы и фоль клора: "В момент воображаемого перехода из одного мира в дру гой... тьма становится светом , ... малое вместит в себя болшее,-

а большее уместится в меньшем" /46, с.240/. Суть одна - корни свиридовского творчества уходят в подлинно национальную, эпичес кую почву. И все общие и частные моменты, выявленные в результа те нашего исследования, лишь подтверждают это.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Масловская, Татьяна Юрьевна, 1984 год

1. Ленин о культуре и искусстве. Сборник. - М.: Искусство,1956.-572 с.

2. К.Маркс и Ф.Энгельс об искусстве: В 2-х т. - 3-е изд.-М.: Искусство, 1976.

3. Андрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор.-Л.: Наука, 1974. - 171 с.

4. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства: В 2-х т.-М.: Искусство,1967.

5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. I и 2. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1971;. - 376 с.

6. Белинский В. Полное собрание сочинений: В 13-ти т. /Ред.коллегия: Н.Ф.Бельчиков и др./ - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953 - 1959. - Т.5. - 863 с.

7. Асафьев Б. Русская музыка. XIX и начало XX века. - Л.: Музыка, 1968. - 323 с.

8. Бершадская Т.С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни. /Под ред.Х.С.Ку-шнарева/. - Л.: Музыка, 1961. - 156 с.

9. Блок A.A. Собрание сочинений: В 8-ми т. /Под общ.ред.В.Н.Орлова.Вступит, статья, с.УП-LXiy, подготовка текста и примеч.В.Орлова/. -М.-Л.: Гослитиздат, 1960.

10. Бобровский В. Драгоценная простота. - Советская музыка,1965, № 12, с.29-33.

11. Бобровский В. К вопросу о драматургии музыкальной формы. -В сб.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. /Сост.Л.Г.Раппопорт/. -М.: Музыка, с.26-64.

12. Бурсов Б.И. Реализм всегда и сегодня. - Л.: Лениздат, 1967.312 с.

13. Быкова Э. Эстетическая сущность музыкальной интонации: Авто-реф. дис. канд.философ.наук. - М., 1969. - 18 с.

14. Васина - Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. 4.1. Ритмика. - М.: Музыка, 1972. - 148 с.

15. Васина-Гроссман В. О поэзии Блока, Есенина и Маяковского в советской музыке. - В кн.: Поэзия и музыка. Сборник статей и исследований. - М.: Музыка, 1973, с.97-133.

16. Выготский Л. Психология искусства. /Общ.ред.В.В. Иванова/.-М.¡Искусство, 1965. - 379 с.

17. Гаврилин В.О Г.В.Свиридове. - Советская музыка, 1977, № II, с. 65-66.

18. Гачев Г. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. 4.1. -М.: Искусство, 1972. - 200 с.

19. Гачев Г. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. -М.: Просвещение, 1968. - 303 с.

20. Гей П. Слово полноценное и слово обесцененное. - Новый мир, 1977, № з, с.230-244.

21. Гей Н.К. Художественный синтез в стиле Пушкина. - В кн.: Современные проблемы литературоведения и языкознания. Сборник статей к 70-летию со дня рождения акад.М.Б.Храпченко. -М.:Наука, 1974, с.255-263.

22. Гиршман М.М. Синтез простоты и сложности в стиле. - В кн.: Теория литературных стилей. Типология стилевого развития XIX века. -М.: Наука, 1977, с.152-167.

23. Гошовский В. У истоков народной музыки славян. Очерки по музыкальному славяноведению. -М.: Советский композитор,1971.-304 с.

24. Гусарова А. "Мир искусства". - Л.: Художник РСФСР, 1972.97 с.

25. Должанский А. О связи между ритмом русской речи и русской музыки. - В кн.: Избранные статьи. - Л.: Музыка, 1973,с.178 - 198.

26. Долинский М. Связь времен. -М.: Искусство, 1976.- 327 с.

27. Дорош Ефим. Страницы ненаписанных книг. - Новый мир, 1975, Jfe 7, с.156-210.

28. Драгомирецкая Н.В. Стилевая иерархия как принцип формы.Н.В.Гоголь. - В сб.: Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX-XX в. - М.:Наука,1974, с.251-298.

29. Друскин М. 0 западно-европейской музыке XX века. - М.: Советский композитор, 1973. - 269 с.

30. Евдокимова Ю. На стихи Блока. - Советская музыка. 1980, В 12, с.25-30.

31. Ермилова Е.В. Народно-поэтическое мышление в поэтическом стиле /Некрасов/. - В кн.: Теория литературных стилей. Типология стилевого развития XIX века. - М.: НаукаД977, с.48-84.

32. Есенин С. Собрание сочинений: В 5-ти т. (Под общ.ред.Г.И. Владыкина и др.). -М.: Гослитиздат, I96I-I962.

33. Есенин и русская поэзия. Сборник. /Отв.Ред. В.Г.Базанов/-Л.:Наука, 1967. - 395 с.

34. Жегин Л.Ф. "Иконные горки". Пространственно-временное единство живописного произведения. - С сб.: Труды по знаковым системам. Вып.181. - Тарту: Изд-во Тартусского ун-та, 1965, с.231-247.

35. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. /Условность древнего искусства/. -М.: Искусство, 1970, - 123 с.

36. Житомирский Д. К изучению западно-европейской музыки XX века. В сб.: Современное западное искусство. Идейные мотивы. Пути развития. Театр. Кино. Живопись. Музыка. /Отв.ред.Г.А. Недошивия/. -М.: Наука, 1971, с.195-274.

37. Задерацкий В. К развитию национальных музыкальных культур.-Советская музыка, 1975, № II, с.113-116.

38. Зак В. 0 некоторых "секретах доходчивости" мелодики массовой песни. - В сб.: 0 музыке. Проблемы анализа. - М.: Советский композитор, 1974, с.272-312.

39. Земцовский И. Жанр, функция, система. - Советская музыка, 1971, № I, с.24-32.

40. Земцовский И. Народное в современном. Опыт стилистического анализа. - Советская музыка, 1971, № 8, с.30-37.

41. Измайлова Л. Инструментальная музыка Свиридова /к вопросуо внутристилевых контактах/. - В кн.: Георгий Свиридов.Сборник статей и исследований. /Сост.Р.Леденев/. - М.: Музыка, 1979, с.397-427.

42. Ильина С. "Курские песни" Свиридова и некоторые особенности его стиля. - В сб.: Вопросы теории музыки. Вып.З. /Ред.-сост, Т.Мюллер/ -М.: Музыка, 1975, с.176-212.

43. Кастальский А.Д. Особенности народно-русской музыкальной системы. - М.: Музгиз, 1961. - 91 с.

44. Квитка К.В. Избранные труды: В 2-х т. - М.: Советский композитор, 1971. - Т.1. - 383 с.

45. Кедров Константин. "Звездная книга". - Новый мир, 1982, № 9, с.233-241.

46. Келдыш Ю. Проблема стиля в русской музыке ХУП-ХУШ веков. -Советская музыка, 1973, № 3, с.58-65.

47. Клотынь А. Эстетика прочтения фольклора. - Советская музыка, 1972, № 2, с.2-23.

48. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. /Сост.А.А.Золотов/. -М.: Советский композитор, 1983.282 с.

49. Кон Ю. Заметки о ритме в "Великой священной пляске" из "Весны священной" Стравинского. - С сб.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. - М.: Музыка, 1971, с.8-25.

50. Конен В. Театр и симфония. Роль оперы в формировании классической симфонии. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1975. - 376 с.

51. Краснова Л. Поэтика Александра Блока. Очерки. - Львов:Изд-во Львовского ун-та, 1973. - 230 с.

52. Кулаковский Л. Уроки народного творчества. - В сб.: 0 музыке. Проблемы анализа. - М.: Советский композитор, 1974,с.366-391.

53. Левина И. Некоторые приемы динамизации строфической формы в вокальных произведениях Свиридова. - В кн.: Георгий Свиридов. Сборник статей. -М.: Музыка, 1971, с.149-187.

54. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л.: Наука, 1967. - 372 с.

55. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХП веков. Эпохи и стили. - Л.: Наука, 1973. - 254 с.

56. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - 2 изд.4/1.: Наука, 1970.- 180 с.

57. ЛихачеваВ.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. - Л.: Наука, 1971. - 121 с.

58. Лобанов М. Новые значения старого термина. - Советская музыка, 1973, № Ю, с.97-101.

59. Мазель Л. К дисскуссии о современной гармонии. - В сб.: Теоретические проблемы музыки XX века. Вып.1 /Ред.-сост.Ю.Н.Тюлин/.-М.: Музыка, 1967, с.8-26.

60. Мазель Л.А. О мелодии. - М.: Музыка, 1952. - 300 с.

61. Маяковский В.В. Сочинения: В 3-х т. -М.: Художественная литература, 1978.

62. Москаленко В.Принцип претворения фольклора в современной симфонической музыке: Автореф.дис. канд.искусствоведения. -Киев, 1972. - 25 с.

63. Музыка и время. Мысли о современной музыке. Сборник. /Сост., предисл. и общ.ред. Г.М.Шнеерсона/.- М.: Советский композитор, 1970. - 231 с.

64. Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. /Ред.-сост.Г.Шнеерсон/. -М.: Советский композитор, 1973. - 374 с.

65. Неклюдов С.Ю. Статические и динамические начала в пространственно-временной организации повествовательного фольклора.В кн.: Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти В.Я.Проппа. - М.: Наука, 1975, с.182-190.

66. Нестьев И. Венок Пушкину. - Советская музыка, 1979, & 10, с.25-31.

67. Орджоникидзе Г. Некоторые характерные особенности национального стиля в музыке. - В сб.: Музыкальный современник. Вып.1.М.: Советский композитор, 1973, с.144-181.

68. Орджоникидзе Г.О диалектике национального и интернационального. - Советская музыка, 1975, № 12, с.8-21.

69. Орджоникидзе Г. Проблема личности в музыке Свиридова. - В кн.: Георгий Свиридов. Сборник статей. -М.: Музыка, 1971, с.30-57.

70. Орджоникидзе Г. Роль творческой индивидуальности в становлении национального стиля. - Советская музыка, 1971, № 9, с.13-24.

71. Очерки по истории русской музыки. 1790-1825. /Под ред.М.С. Друскина и Ю.В.Келдыша/. - Л.: Музгиз, 1956. - 457 с.

72. Павлова Н.С. Совмещение разных точек зрения в стиле. - В кн.: Теория литературных стилей. Типология стилевого развития XIX века. -М.: Наука, 1977, с.308-339.

73. Пастернак Борис. Воздушные пути. Проза разных лет. /Вступит. статья Д.С.Лихачева, с.3-17/. -М.: Советский писатель, 1982. - 496 с.

74. Перцов В. Есенин в современности. - Новый мир, 1975, $ 10, с.227-241.

75. Перцов В.0. Маяковский. Жизнь и творчество. /1918-1924/.-М.: Наука, 1971. - 426 с.

76. Перцов В.0. Маяковский. Жизнь и творчество. /1925-1930/.-М.: Наука, 1972. - 383 с.

77. Подгаецкая И.Ю. Соотношение "народного" и "национального" в поэтическом стиле /Беранже. Гюго/. - В кн.: Теория литературных стилей. Типология стилевого развития XIX века.-М.: Наука,1977, с.85-107.

78. Полякова Л. Заметки о сочинениях 60-х годов. - В кн.: Георгий Свиридов. Сборник статей. -М.: Музыка, 1971, с.272-319.

79. Полякова Л. Заметки о стиле Свиридова. - Советская музыка, 1960, В 10, с.45-57.

80. Полякова Л.В. "Курские песни" Г.Свиридова. -М.: Советский композитор, Б70. - 68 с.

81. Полякова Л. Некоторые вопросы творческого стиля Свиридова. -В сб.: Музыка и современность. Выл Л. -М.: Музгиз, 1962,с.183-242.

82. Полякова Л. Образ и судьба поэта. - Советская музыка, 1956, № 8, с.3-12.

83. Пропп В.Я. Русский героический эпос. - изд.2-ое, дополненное и исправленное. -М.: Гослитиздат, 1958. - 603 с.

84. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. /Сост., ред., предисл. и примеч. Б.Н.Путилова/ -М.: Наука, 1976. - 325 с.

85. Раабен Л. Инструментальное творчество Свиридова 30-40-х годов-В сб.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.10. - Л.: Музыка, 1971, с.101-122.

86. Раппопорт Л. Взаимодействие жанров в западно-европейской оратории и кантате XX века. - В сб.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. - М.: Музыка, 1971, с.310-348.

87. Рахманова М. О "фольклорном направлении" в современной русской музыке. - Советская музыка, 1972, № I, с.9-20.

88. Рубцов Ф.А. Осноеы ладового строения русских народных песен.-В кн.: Статьи по музыкальному фольклору. - Л.-М.: Советский композитор, 1973, с.8-81.

89. Рубцов Ф.А. Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях. - В кн.: Статьи по музыкальному фольклору. -Л.-М.: Советский композитор, 1973, с.105-145.

90. Савенко С. Из наблюдений над "Патетической ораторией". - В кн.: Георгий Свиридов. Сборник статей и исследований. - М.: Музыка, 1979, с.198-214.

91. Свиридов Г. Строительство коммунизма и музыкальное творчество. - Советская музыка, 1974, № 2, с.8-18.

92. Селезнев Ю.И. Многоголосие стилевой системы. - В кн.: Теория литературных стилей. Типология стилевого развития XIX века.-М.: Наука, 1977, с.168-207.

93. Серегина Н. Музыкальная эстетика Древней Руси /по памятникам философской мысли/. - В сб.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. - Л.: Музыка, 1974, с.58-78.

94. Сидельников В.М. Цветок неповторимый. - В кн.: Писатель и народная поэзия. -М.: Современник, 1974, с.84-103.

95. Скорик М. О прогрессивном и догматическом новаторстве. - Советская музыка, 1971, № 8, с. Г?-23.

96. Скребков С. Русская хороЕая музыка ХУП-начала ХУШ века. Очерки. -М.: Музыка, 1969. - 120 с.

97. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей.-М.: Музыка, 1973. - 446 с.

98. Слонимский С. Искусство живое, современное. - Советская музыка, 1969, № 3, с.34-41.

99. Сохор А. Музыкальная драматургия вокально-симфонических произведений Свиридова. - В сб.: Музыкальный современник. Вып.З. -М.: Советский композитор, 1979, с.I46-I7I.

100. Сохор А. Национальное и современное в советской музыке.В сб.: Музыкальный современник. Вып.1. - М.: Советский композитор, 1973, с.13-31.

101. Сохор А. О взаимодействии вокальных жанров в творчестве советских композиторов. - В кн.: Статьи о советской музыке.-Л.: Музыка, 1974, с.80-99.

102. Сохор А. Об идейно-эстетических принципах советской музыки.-В сб.: Музыка и современность. Вып.8. -М.: Музыка,1974,с.3-25.

103. Сохор А. Рассказ, картина, песня. - Советская музыка,1961, № 6, с.70-75.

104. Сохор А. Свиридов и русская культура. - В кн.: Георгий Свиридов. Сборник статей. -М.: Музыка, 1971, с.5-29.

105. Сохор А. Трактовка вокально-симфонических жанров в советской музыке 20-50-х годов. - В кн.: Статьи о советской музыке.-Л.: Музыка, 1974, с.99-126.

106. Сохор А. Традиции и новаторство в творчестве Свиридова.-В сб.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.10. - Л.: Музыка,1971, с.60-100.

107. Сучков Б.Л. Характерные тенденции развития современной литературы. - В кн.: Современные проблемы литературоведения и языкознания. Сборник статей к 70-летию со дня рождения акад. М.Б.Храпченко. -М.: Наука, 1974, с.182-190.

108. Тер-Оганезова И. А.Исаакян и поэма Свиридова "Страна отцов".В сб.: Проблемы музыкальной науки. Вып.2. - М.: Советскийкомпозитор, 1973, с.150-176.

109. Тимофеев Л.И. К проблеме формы и содержания. - В кн.: Современные проблемы литературоведения и языкознания. Сборник статей к 70-летию со дня рождения акад.М.Б.Храпченко.-М.: Наука, 1974, с.21-31.

110. Толстой Д.Музыка и время. - Советская музыка, 1971, tö 12, с.44-50.

111. Тюлин Ю.Н. 0 зарождении и развитии гармонии в народной музыке. - В сб.: Вопросы теории музыки. Вып.2. - М.-: Музыка, 1970, с.3-21.

112. Успенский Б. К системе передачи изображения в русской иконописи. - В сб.: Труды по знаковым системам. Вып.181. - Тарту: Изд-ео Тартусского ун-та, 1965, с.248-257.

113. Успенский Б. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. - М.: Искусство, 1970, - 223 с.

114. Христиансен Лидия. Из наблюдений над творчеством композиторов "новой фольклорной волны". - В сб.: Проблемы музыкальной науки. Вып.1. -М.: Советский композитор, 1972,с. 198-218.

115. Христиансен Л.Л. Некоторые черты народно-национального в русской советской музыке 50-60-х годов./ "Новая фольклорная волна"/: Автореф. дис. канд.искусствоведения.-М.,1970.-25 е.

116. Цендровекий В. Два хора Свиридова на слова Есенина. - В сб.: О музыке. Проблемы анализа. - М.: Советский композитор,1974, с.313-322.

117. Цендровекий В. О гармонии Свиридова. - В сб.: Музыка и современность. Вып.5. -М.: Музыка, 1967, с.118-158.

118. Цендровский В. Принцип концентрации в музыкальном языке Свиридова. - В кн.: Георгий Свиридов. Сборник статей. - М.: Музыка, 1971, с.125-148.

119. Цуккерман В. "Камаринская" Глинки и ее традиции в русской музыке. - М.: Музгиз, 1957. - 497 с.

120. Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. Вып.2.-М.: Советский композитор, 1975. - 464 с.

121. Шкловский В. Тетива. О несходстве сходного. -М.: Советский писатель,'1970. - 374 с.

122. Элик М. Новая кантата Свиридова. - Советская музыка,1972, № II, с.37-41.

123. Элик М. Свиридов и поэзия. - В кн.: Георгий Свиридов. Сборник статей. -М.: Музыка, 1971, с.58-124.

124. Юденич H.H. 0 фольклорных влияниях в гармонии русских советских композиторов. /На материале творчества Н.Мясковского, С.Слонимского и Г.Свиридова/. - В сб.: Современность и фольклор. Статьи и материалы. -М.: Музыка, 1977, с.124-146.

125. Юсфин А. Композитор и фольклор. - Советская музыка, 1967, & 8, с.53-61.

126. Юсфин.А. О функциональной организации в народной музыке. -Советская музыка, 1973, № 13, с.87-90.

127. Яворский Л. А.И.Скрябин. - Советская музыка, 1972, $ II, C.II0-II3.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.