Нравственное воспитание курсантов военных училищ на основе общечеловеческих ценностей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.06, кандидат педагогических наук Трофимчук, Александр Григорьевич
- Специальность ВАК РФ13.00.06
- Количество страниц 195
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Трофимчук, Александр Григорьевич
стр. -j
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ \
ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ НА ОСНОВЕ
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ^' 1.1 .История развития нравственного воспитания в
Российской Армии / XVIII - начало XX вв. /. 16.
1.2.Становление и развитие нравственного воспитания в
Российской Армии советского периода.
1.3.Обоснование этических основ нравственного воспитания курсантов в военном училище, как общечеловеческих ценностей.
1 АТеоретическая модель содержания нравственно-^ этического воспитания курсантов военного училища
1.5.Анализ уровня развития моральных качеств личности курсантов на основе теоретической модели нравственно-этического воспитания.
Выводы.
Глава 2. СИСТЕМА НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ . 2.1.0боснованние системы нравственно-этического воспитания курсантов в военном училище .".
2.2.Основные условия и направления работы, обеспечивающие функционирование системы нравственно-этического воспитания курсантов.
2.3.Опытно-экспериментальная проверка эффективности нравственно-этического воспитания в военном училище
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)», 13.00.06 шифр ВАК
Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - начала ХХ вв.2002 год, кандидат педагогических наук Сушанский, Артур Сергеевич
Воспитание в кадетских корпусах России: Анализ пед. опыта, 1882-1917 гг.1997 год, кандидат педагогических наук Курмышов, Василий Михайлович
Педагогические особенности воспитания кадетов и юнкеров в военно-учебных заведениях Российской Империи2011 год, кандидат педагогических наук Яковлева, Лариса Викторовна
Технологии социально-культурной деятельности как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности курсантов военных училищ2008 год, кандидат педагогических наук Григоров, Сергей Юрьевич
Становление и развитие военного образования в России во второй половине XIX - начале XX века2006 год, доктор педагогических наук Свиридов, Владимир Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственное воспитание курсантов военных училищ на основе общечеловеческих ценностей»
Укрепление обороноспособности, обеспечение надежной безопасности страны, - всегда были первостепенной обязанностью государства, всего народа.
Демократизация и реформирование армейской действительности, уход от технократического мышления и провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей, гуманитаризация и гуманизация педагогики, в том числе и военной, предполагает и качественное повышение уровня подготовки будущих офицеров. Военная педагогика видит перспективу воинского воспитания в образовании, выработке и развитии у курсантов ввуза наряду с общими качествами, присущими всем специалистам, еще ряд других качеств, обусловленных спецификой их служебной деятельности, среди которых, как и прежде, основными будут морально-боевые качества, к которым военная педагогика относит: «Безупречный моральный облик, трудолюбие, склонность и любовь к военному делу, дисциплинированность, организованность, требовательность, любовь и уважение к подчиненным, коллективизм, общительность, чуткость, честность, правдивость, скромность, целеустремленность, самообладание, инициативность, самокритичность, решительность, стойкость, мужество, умение переносить тяготы и лишения воинской службы» [116, с. 112].
Каковы офицеры, таковы и войска, - эта истина не раз подтверждалась военной историей, высказываниями выдающихся полководцев» [77, с. 129].
Сознание отдельной личности, моральное сознание в частности, остается сферой наиболее зримо проявляющихся отражений современного общества. Практика выполнения служебных обязанностей предъявляет офицерам строгие нравственные установки, что повышает необходимость воспитания высоконравственной личности офицера.
Практическая деятельность офицерского состава сегодня связана с повышением требования к нравственной зрелости военных руководителей, к их готовности и способности бороться за повышение уровня нравственного воспитания в Вооруженных Силах, их офицерского корпуса.
Сегодня есть все основания говорить о необходимости перестройки всего учебно-воспитательного процесса и, в частности, нравственного воспитания, в условиях военных учебных заведений на основе всестороннего преобразования жизни Российского общества, армии и педагогики.
Это объективный процесс, обусловленный рядом обстоятельств, отразившихся на армейской жизни. К ним относятся:
- перестройка экономики общества, в том числе и армии по пути рыночной экономики;
- процессы гуманизации и демократизации, повышение роли нравственных^регуляторов жизнедеятельности военных-кадров;-■■
- повышение требований к нравственной зрелости личности военнослужащего в условиях перспективного перехода к профессиональной армии;
- повышение роли офицера, как военного педагога, не только организатора и руководителя боевой подготовки, но и воспитателя подчиненных военнослужащих.
Различные аспекты проблемы нравственного воспитания в армейской среде имеют давнюю историю и нашли свое отражение в трудах полководцев: П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Драгомирова и др., в работах военных философов: И.Ф. Васильченко, Д.А. Волкогонова, А.С. Миловидова, Г.Н. Миронова, Н.Д.Табунова и др., в трудах военных педагогов и психологов: А.В. Барабанщикова, В.И. Вдовюка, Е.П. Гаркуши, В.П. Давыдова, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняка, В.Г. Звягинцева, Н.И. Киряшова, Н.С. Крав-чуна, В.В.Кутузова, В.П. Лазарева, В.К. Луценко, Н.Б. Саханского, В.Ф. Сту-дентова, Э.П. Утлика, Н.Ф.Феденко и др.
Большая часть работ, посвященных проблеме нравственного воспитания в армии, пришлась на период советской педагогики, которая рассматривала проблему нравственного воспитания в рамках формирующей педагогической парадигмы.
Основной особенностью исследований этого периода явилось то, что авторитарная педагогика «. пыталась доминировать над личностью ., уничтожая свободу» [35, с. 100].
В современных условиях смены образовательной и воспитательной парадигмы набирают силу гуманистические ориентации, в том числе в системе воинского воспитания, подготовке офицерских кадров.
Доктор философских наук, полковник В.Ф. Ковалевский считает, что «. сегодня одного знания военного дела . мало,. ощущается нужда в офицере-интеллигенте, носителе высокой культуры, широкого образования.». Он считает, что в современном военном училище на равных с другими предметами должны: «. звучать лекции по всемирной и отечественной истории, литературе и искусству, политологии, этике и военному этикету, военной риторике, экологии и дизайну .» [12, с. 138].
Теоретическое поле педагогики становится местом встречи различных гуманистических концепций воспитания и образования, утверждающих человеческое достоинство, человеческую свободу, индивидуальность (П.П.Блонский, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев, М.М.Рубинштейн).
За последние годы гуманизация образования неоднократно становилась предметом научных обсуждений (М.В.Богуславский, О.С.Газман, Б.С.Гершунский, П.В.Горнастаев, Т.И.Железовская, В.И.Журавлев, В.А.Караковский, И.Я.Лернер, В.В.Макаев, С.С.Невская, Н.Д.Никандров, Л.И.Новикова, Е.Г.Осовский, З.И.Равкин, Л.И.Степашко, А.А.Фролов и др.). На основе гуманизации образования ищутся новые педагогические решения, способные преодолеть педагогические стереотипы, поставить образование и воспитание на службу саморазвития человека.
Идея личностно- ориентированной педагогики ставит во главу воспитательного процесса личность воспитываемого в единстве многообразных личностных смыслов. Ряд фундаментальных работ отечественных и зарубежных авторов лег в основу анализа гуманистического подхода (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, Г.Ф.Карпова, И.Б.Котова, С.В.Кульневич, А.Маслоу, М.Мид, В.А.Петровский, Х.Рид, К.Роджерс, В.Франкл, Э.Фромм, Е.Н.Шиянов, К.Юнг и др.). Центральное место в гуманистической педагогике и психологии занимает проблема «смысла», особенно смысла, который каждый индивид видит или ищет в своей жизни.
Признание важности ценностей, особенно этических, эстетических, и религиозных - одна из существенных составляющих гуманистической педагогики, которая выводит на рассмотрение проблем нравственного воспитания в русле аксиологического подхода.
Проблема ценностей, применительно к вопросам воспитания, рассматривалась Н.С. Розовым. В своей работе «Философия гуманитарного образования» он приводит диалог Сократа с Законами: «Будь таким, каким ты сам себя взрастишь в твоем свободном самоопределении. Но общезначимые ценности остаются непреложными. Они нуждаются в защите и поддержке, в том числе и твоей. Ты свободен во всем остальном, но за общезначимые ценности ты в ответе» и считает «главной образовательной ценностью в аспекте воспитания - ответственность за общечеловеческие ценности» [121, с. 135].
В русле аксиологического подхода возникает необходимость учета ценностных ориентаций личности, как системы ее устремлений, ее характера, представлений «об идеалах, смыслах жизни и деятельности, которые в совокупности» составляют основу и «внутренний источник . самоактивности» [5, с. 108] человека.
Усиление процессов гуманитаризации, гуманизации воспитания, связано с обращением к общечеловеческим ценностям, идеалам, включением в образование и воспитание ".гуманитарных предметов, ориентирующих на воспитание таких общечеловеческих ценностей, как уважение к личности, . справедливость, честь, достоинство и т.п. предопределяет систему нравственных взаимоотношений" (И.И.Македон) [92, с. 9].
Философская основа педагогических исследований претерпела существенное изменение. На смену монометодологической педагогике приходит философский плюрализм. Так, нередко, педагогические исследования обосновываются наряду с положениями материалистической философии, идеями религиозных российский философов Н.А.Бердяева, А.Ф.Лосева, Н.К. и Е.И.Рерих, В.В.Розанова» Л.Н.Толстого, П.А.Флоренского, а также экзистенциалистов (Э.Гуссерля, М.Хайдеггера) с их «философией жизни», возникшей в конце прошлого века и разработанной в начале нынешнего, обосновывающей необходимость целостности человеческого бытия и утверждающей, что жизнь есть первичная реальность, которая представляет собой целостный органический процесс, не требующий разделение материи и духа, бытия и сознания, обуславливающей необходимость учета всех сторон проявления бытия в его целостности, в том числе его смысла, трансцендентных истин. Человеческое предназначение, по мнению И.Канта, не исчерпывается и не ограничивается условиями и пределами нашей жизни. Назначение выходит за пределы нашей жизни. Оно связано со стремлениями к идеальному образу, с потребностью становления себя по образу и подобию.
Как отмечалось на Международном конгрессе ЮНЕСКО «.к концу XX века, в полной мере проявилась фундаментальная зависимость цивилизации от тех особенностей и качеств личности, которые закладываются в образовании» (В.Г.Кинелев) [66, с. 21]. Определить моральные качества, присущие личности, в том числе будущим офицерам, по-нашему мнению, значит определить, тот нравственный идеал, стремление к которому курсантов военных училищ - будущих офицеров, позволило бы более эффективно решать одну из главных задач - воспитание нового офицера, высоконравственного защитника Отечества.
Таким образом, современные подходы не только позволяют, но и обязывают рассматривать нравственное воспитание с учетом открывшихся новых возможностей в педагогических исследованиях.
Несмотря на требование Министра Обороны Российской Федерации к командованию Вооруженных Сил основывать воспитание личного состава на общечеловеческих ценностях, в настоящее время, в военно-педагогической науке нет фундаментальных исследований нравственного воспитания, основанного на общечеловеческих ценностях, как педагогической проблемы. Это затрудняет не только понимание офицерским составом значения и сущности моральных качеств (в том числе морально-боевых) в профессиональной деятельности, но и снижает эффективность нравственного воспитания и самовоспитания курсантов военных училищ.
Все вышесказанное определяет актуальность избранной темы исследования, которая подтверждается рядом реальных проблем и авторитетным мнением ученых: утверждением нравственных начал в системе образования, согласно которому «Образование бесполезно или вредно, если оно не служит нравственности» (А. И. Кочетов) [75, с. 83]; реформированием общественно-экономических отношений в государстве, в условиях которого в высшей школе (в том числе и военной) «Речь должна идти о качественно новых целях образования, о новых принципах отбора и систематизации знаний, о создании фундаментальных курсов по каждой из традиционных . гуманитарных дисциплин и их согласовании друг с другом для достижения нового качества образованности личности и общества» (В. Г. Кинелев) [66, с. 21]; пересмотром и разработкой военной доктрины, которая потребует нового качественного уровня подготовки Вооруженных Сил в связи с тем, что «. важным императивом,. на пороге XXI века . стало формирование у каждого глобальной этики и глобальной ответственности как принципиальных норм нового гуманизма для нового единого и целостного мира» (В. Г. Кине-лев) [66, с. 21]; перестройкой учебно-воспитательного процесса в ввузе, его гуманитаризацией и гуманизацией для возможностей развития положительных моральных качеств у курсантов на основе общечеловеческих ценностей, что неизбежно связано с удовлетворением современных педагогических требований к подготовке специалистов, «. организацией в структуре технического вуза системы гуманитарного образования . педагогической направленности» [104, с. 201]; недостаточной разработанностью новой концепции нравственно-этического воспитания в педагогике высшей школы, в том числе и военной; необходимостью актуализировать и осуществлять преемственность концепции нравственного воспитания дореволюционной военной школы, суть которой составляло «. раскрытие морально-волевых категорий и идеалов», к которым дореволюционная педагогика относила «. благородство, мужество, смелость, самообладание, стойкость, решительность, активность, трудолюбие, справедливость, сознательность, сочувствие, честность, благо-честивость, выдержку, скромность и т.п.» (И.А. Уваров) [144, с. 9]; необходимостью раскрытия педагогического смысла и содержания понятия «общечеловеческие ценности» для включения их в механизм воспитательной работы, чтобы они могли стать реальной основой процессов воспитания и самовоспитания.
Все вышеизложенное, а также тот факт, что воспитание нравственности на основе общечеловеческих ценностей определено долгосрочной приоритетной целью системы образования Российской Федерации и важнейшим направлением работы образовательных учреждений определило выбор темы и основных задач нашего исследования.
Объектом исследования выступает деятельность по нравственному воспитанию будущих офицеров в условиях военного училища.
Предметом исследования является процесс нравственного воспитания курсантов военных училищ на основе общечеловеческих ценностей.
Цель исследования заключается в обосновании и разработке содержания и организационно-методического обеспечения процесса нравственного воспитания курсантов в военном училище на основе общечеловеческих ценностей.
Гипотезу исследования составили следующие положения.
Общечеловеческие основы нравственного воспитания курсантов по нашему убеждению следует искать в современной научной этике, открытой идеям философского плюрализма. В этом отношении важен поворот от «идейно-нравственного воспитания» к «нравственно-этическому», что само по себе подчеркивает опору практической нравственности не на идеологию, политику и т.п., а на научную этику, интегрирующую ценности общечеловеческой морали, которая должна быть ее теоретической основой, придающей, ей общечеловеческий характер.
Нравственное воспитание в высшем военном учебном заведении на основе общечеловеческих ценностей будет возможным при соблюдении следующих условий:
1. Обосновании понятия и структуры общечеловеческих ценностей, составляющих содержание нравственного воспитания на их основе.
2. Организации процесса воспитания на развитии положительных моральных качеств личности, ориентации на идеал и осознание смысла жизни.
3. Органичном включении его как организованного, целенаправленного, комплексного, систематического и управляемого процесса в сложившуюся учебно-воспитательную структуру высшего военного учебного заведения.
4. Стимулировании курсантов к самовоспитанию.
5. Опоре на исторически сложившиеся в отечественной военной школе и педагогике идеи и опыт нравственного воспитания с учётом современной педагогической парадигмы.
Цель и гипотеза исследования определили его задачи:
1. Изучить историю развития идей и опыта нравственного воспитания в отечественной военной школе. Выделить основные этапы и присущие им нравственные доминанты, определявшие преимущественную направленность процесса воспитания.
2. Определить понятие и содержание общечеловеческих ценностей применительно к нравственному воспитанию будущих офицеров в военном училище.
3. Изучить уровень духовно-нравственного развития курсантов ввуза.
4. Разработать теоретическое обоснование и методические рекомендации для реализации процесса нравственного воспитания будущих офицеров в военном училище на основе общечеловеческих ценностей.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности развития положительных моральных качеств у курсантов в процессе нравственного воспитания на основе общечеловеческих ценностей.
Методологическую основу исследования составили положения философии, психологии, гуманистической педагогики о движущих силах и факторах развития личности; положения этики о нравственном воспитании и моральных качествах личности, о приоритете общечеловеческих ценностей, о смысле человеческой жизни; идеи аксиологического, системного, личностного подходов, диалектической логики о принципах анализа нравственных явлений, положение о единстве деятельности и сознания личности, ее активности.
Теоретическую основу исследования составили:
- положения о нравственном воспитании офицеров в трудах российских полководцев М.И.Драгомирова, П.А.Румянцева, А.В.Суворова и др., в трудах советских военных философов И.Ф.Васильченко, Д.А.Волкогонова,
A.С.Миловидова, Г.Н. Миронова, Н.Д.Табунова и др., в трудах военных педагогов и психологов А.В.Барабанщикова, В.И.Вдовюка, Е.П.Гаркуши,
B.П.Давыдова, М.И.Дьяченко, Л.Ф.Железняка, В.Г.Звягинцева, Н.И.Киряшова, Н.С.Кравчуна, В.В.Кутузова, В.П.Лазарева, В.К.Луценко, Н.Б.Саханского, В.Ф.Студентова, Э.П.Утлика, Н.Ф.Феденко и др.;
- гуманистические идеи о смысле жизни, духовности, общечеловеческом идеале Д.Л.Андреева, Ф.Р.Вейсса, М.Горького, А.И.Клизовского, Д.С.Лихачева, М.Монтеня, Платона, Н.К. и Е.И.Рерих, Л.Н.Толстого и др.;
- подходы к определению духовности и общечеловеческих ценностей Н.Г.Алексеева, А.Г.Андреевой, Х.М.Асоева, О.С.Газмана, А.М.Коршунова, Н.Б.Крыловой, Д.А.Леонтьева, Ю.А.Школенко, А.П.Шпона и др.;
- концепция гуманитаризации и гуманизации образования и пути её реализации (Е.В.Бондаревская, О.А.Журавлева, Г.Ф.Карпова, И.Б.Котова, С.В.Кульневич, Е.Н.Шиянов и др.);
- идеи личностно-ориентированного образования Е.В.Бондаревской, А.В.Петровского, В.В.Серикова, И.С.Якиманской и др.;
- идеи о способах развития и саморазвития положительных моральных качеств А.Г.Андреевой, Т.Мора, Е.И.Рерих и др., о месте рефлексивной деятельности в процессе саморазвития и самоосознания личности Л.Н.Алексеевой, А.А.Бирязевой, В.Г.Богина, К.Е.Данилина, С.В.Кондратьевой, Н.И.Рябцева и др.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и военно-педагогической литературы по вопросам нравственного воспитания; изучение содержания воспитательной работы в военном училище, а также обобщение опыта работы преподавателей гуманитарных кафедр ряда военных училищ; беседы, анкетирование, интервьюирование, экспериментальное изучение уровней развития моральных качеств у курсантов; методы математической статистики.
Исследовательская работа проведена в несколько взаимосвязанных этапов.
Первый этап (1988-1990 гг.) - подготовительный, включал изучение различных источников по проблеме, выбор объекта и предмета исследования, формулировку гипотезы, выбор методик экспериментальной работы, разработку методических материалов, уточнение плана диссертации и программы исследования, организацию целенаправленных наблюдений за учебно-воспитательной деятельностью преподавателей, командиров курсантских подразделений военных училищ, за процессом образования и развития моральных качеств личности у курсантов.
Второй этап (1990-1994 гг.) - основной, включал разработку теоретической модели содержания нравственного воспитания на основе общечеловеческих ценностей, проведение экспериментальной работы с целью выявления основных направлений развития моральных качеств курсантов во все периоды обучения в училище.
На этом этапе осуществлялась проверка эффективности процесса нравственного воспитания по развитию у курсантов положительных моральных качеств при проведении педагогического эксперимента. Экспериментальной работой было охвачено более 900 курсантов двух высших военных училищ: Рижского авиационного инженерного училища и Новочеркасского командного училища связи (ныне Новочеркасский военный институт связи).
Третий этап (1994-1999 гг.) - заключительный, включал обобщение и анализ полученных в ходе исследования данных, внедрение выработанных практических рекомендаций в учебно-воспитательный процесс военных училищ и вузов, оформление исследовательских материалов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в обосновании и разработке системы нравственного воспитания курсантов военного училища, на основе общечеловеческих ценностей: процесса, содержания, его структуры и основных элементов. Даны определения понятиям «общечеловеческие ценности», «смысл жизни», «нравственное воспитание на основе общечеловеческих ценностей» применительно к процессу воспитания будущих офицеров. Разработана комплексная теоретическая модель идеальной личности офицера. Разработаны критерии определения уровня развития положительных моральных качеств курсантов ввуза.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлено: методическое обеспечение процесса нравственного воспитания и самовоспитания курсантов на основе общечеловеческих ценностей (алгоритм развития положительных моральных качеств будущего офицера; дневник самоанализа курсантом положительных моральных качеств и др.). Разработаны спецкурсы "Нравственные основы семейной жизни офицера", "Духовно-нравственные основы повседневной жизнедеятельности офицера", "Этика и педагогика становления личности", методические рекомендации по нравственно-этическому воспитанию в военном училище для должностных лиц, организующих работу командования и профессорско-преподавательского состава.
Научная объективность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивались глубоким междисциплинарным теоретическим анализом проблемы, использованием адекватных цели и задачам исследования методик и процедур, репрезентативностью выборки, данными статистической обработки экспериментального материала, использованием математического аппарата обработки данных.
Полученные в диссертационном исследовании теоретические и практические результаты позволяют вынести на защиту следующие положения:
1. Нравственное воспитание на основе общечеловеческих ценностей есть воспитание, исходящее из научных положений и категорий этики, что позволяет рассматривать его, как нравственно-этическое. Основу нравственно-этического воспитания курсантов составляет развитие у них положительных моральных качеств, определённых этикой.
2. Нравственное воспитание на основе общечеловеческих ценностей в современном военном училище должно опираться на идеи и опыт нравственного воспитания исторически сложившиеся в отечественной военной школе и педагогике и представлять собой новый этап их развития в условиях смены педагогической парадигмы: решать задачу духовно-нравственного совершенствования личности.
3. К общечеловеческим ценностям, составляющим основу нравственного воспитания личности, относятся выработанные и накопленные достижения духовного, нравственного и эстетического опыта человеческого сообщества, позволяющие поддерживать в нём духовно-нравственное равновесие.
4. Нравственное воспитание будущих офицеров на основе общечеловеческих ценностей в военном училище представляет собой организованный, целенаправленный, комплексный, систематический и управляемый процесс обогащения знаниями общечеловеческих ценностей сознания и поведения курсантов в целях образования и развития положительных моральных качеств личности будущего офицера, ориентированных на общечёлдШчестш идеал, на основе общечеловеческих ценностей и понятия смысла жизни.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования нашли отражение в четырнадцати публикациях автора, в докладах и выступлениях на Всесоюзных, Всероссийских, региональных, межвузовских и международных научно-практических конференциях и психолого-педагогических чтениях (Рига -1989 г., Уфа - 1990г., Ростов-на-Дону - 1995, 1999гг., Волгоград, 1997г., Новочеркасск - 1997, 1998гг., Нижний Новгород, 1999г.).
Общие положения и рекомендации по организации процесса нравственного воспитания на основе общечеловеческих ценностей были апробированы в Рижском высшем военном авиационном инженерном училище (1990 г.), в Рижском высшем военно-политическом училище (1989-1991 гг.), в Новочеркасском высшем военном командном училище связи (1992-1994 гг.), в средней общеобразовательной школе №19 г. Новочеркасска (1995-1996 гг.), в Донском Императора Александра III кадетском корпусе (1997-1999 гг.).
I ГЛАВА
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ НА ОСНОВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1. История развития нравственного воспитания в Российской Армии / XVIII - начало XX вв. /
Нравственные традиции Российской Армии и Флота зарождались в первых военных училищах, созданных в России по указу Петра I. Богатому сырьем, но экономически отсталому огромному Российскому государству необходимы были высококвалифицированные специалисты для гражданской и военной службы. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия, реорганизованная в 1752 году в Морской шляхетский кадетский корпус. В 1732 году был учрежден кадетский корпус в Петербурге.
С самого начала создания кадетский корпус предполагал двоякую цель. Он должен был давать молодежи военное и гражданское образование, готовить офицеров для армии и гражданских чиновников для государственных учреждений. Эта цель сохранилась за кадетскими корпусами до 1863 года. Кадетский корпус пользовался большой популярностью. Все знатные дворянские семьи считали долгом отдавать сюда своих сыновей. Вскоре это превратилось в традицию. Кадетский корпус заменял дворянам гимназию и университет.
В первые годы создания кадетских корпусов воспитательная работа находилась на низком уровне. О воспитании личности, развитии у юношей их природных способностей, о нравственном воспитании командование заботилось мало.
Проблемы нравственного воспитания на тот исторический момент были следующими:
1. В представлении преподавателей, а особенно офицеров, воспитанники ничем не отличались от взрослых людей, и к ним применялись дисциплинарные меры, разработанные еще петровскими артикулами (уставами).
2. Воспитанные в обстановке лихоимства, казнокрадства, доносов, жестких телесных наказаний юноши, привыкшие к барству, безусловному выполнению всех своих капризов со стороны родителей, научившиеся уже многим порокам, приносили с собой в корпус все отрицательные нравственные качества.
3. Драки между воспитанниками, воровство друг у друга вещей и денег, грубое обращение с прислугой и даже с унтер-офицерским составом корпуса, пьянство, азартные игры, неподчинение приказам начальства было распространено, а суровое обращение офицеров и преподавателей еще более ожесточало нравы кадет.
4. С первых же лет организаций корпуса возникали большие трудности в воспитании у кадет надлежащей дисциплинированности и порядка. Были заведены штрафные журналы по ротам, куда заносились все проступки воспитанников и меры наказания.
5. Внеучебной воспитательной работы кадетский корпус не знал, книг для чтения не имел. К тому же кадеты читать не любили и избегали заниматься этим. Да и книги для чтения не могли способствовать развитию любви к литературе. Высокая стоимость книг заставляла руководство тщательно беречь их и выдавать на руки воспитанникам в исключительных случаях.
Прошло около пятидесяти лет работы кадетских корпусов. Государство и армия пополнились высоко подготовленными для своего времени специалистами, проходящими службу в армии и государственных учреждениях. Но, образованность кадет опережала процесс их воспитания.
На должность главного директора Петербургского Сухопутного кадетского корпуса в 1765 году был назначен И.И.Бецкой. Ознакомившись с кадетским корпусом и найдя его учебно-воспитательную деятельность не соответствующую задачам времени, И.И.Бецкой разработал "Устав Шляхетского сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества" [151, с. 47]. Более всего Бецкой занимался вопросами нравственного воспитания и умственного образования кадет, считая это основой в подготовке образованных офицеров и государственных чиновников. Целью нового начальника было сделать из кадет не "искусных" офицеров, а "знатных граждан", и современники заметили, что со временем у И.И. Бецкого из корпуса стали выходить не только военные, а энциклопедически образованные люди. Сама царица Екатерина хвалилась энциклопедическим образованием кадет. "Напрасно думают, - писала она, - что мои кадеты приготовляются единственно для войн. Мои кадеты сделаются вместе с тем, чем пожелают быть, и выберут себе поприще по своим вкусам и склонностям" [98, с. 318].
И.И. Бецкой принял меры к улучшению в кадетском корпусе воспитательной работы. В 1772 году он составил "Наставление воспитателям" [6], в котором определил их задачи и высказал мысли о воспитании молодежи. Воспитатели должны были стараться об общем благе и пользе всех воспитанников, показывать им хороший пример и все правила благородной породы, внушать молодежи добрые о самих себе мысли, учить умению преодолевать имеющиеся у них пороки, повиноваться гласу своего знания, сносить терпеливо несчастье и надеяться путем добродетели достигнуть благополучия.
Однако проблемы нравственного воспитания сохранялись и объяснялось это тем, что: t
1. И.И.Бецкой забывал о том, что трудно воспламенять в нежных сердцах воспитанников любовь "ко всему тому, что есть благо велико и прекрасно" и удержать это на всю жизнь человеку, не имеющему сильной нравственной основы, не умеющему бороться и побеждать пороки общества.
2. Воспитание, по мнению И.И.Бецкого, должно было лелеять юношу, обходить трудности, вызывать у него радужные представления о мире, о жизни и своих обязанностях. Действительность жестоко разрушала эти идеалы.
3. И.И.Бецкой ставил перед воспитателями обширный круг обязанностей, обращая внимание прежде всего на нравственное воспитание юношей, подчиняя этой цели умственное их образование, но не замечал того факта, что эти задачи являлись утопией в условиях существовавшей тогда действительности.
В 1784 году И.И.Бецкого сменил на посту директора Сухопутного кадетского корпуса А.Антгальт. С его приходом было усилено нравственное воспитание кадет. По указанию нового директора стены комнат кадетского корпуса были покрыты рисунками и изречениями выдающихся писателей, а в большом зале установлено несколько досок с тем, чтобы на них воспитанники могли записывать понравившиеся им места из прочитанных книг. По выходным дням А.Антгальт лично читал кадетам эти записи и беседовал с ними о значении изречений, стараясь обратить внимание молодых людей на роль нравственных поступков человека в его жизни.
С 1835 года в кадетских корпусах были организованы воспитательные комитеты, обязанные заниматься всеми вопросами физического, нравственного и умственного образования воспитанников. Главной целью нравственного воспитания в кадетских корпусах являлось "поселять и укреплять в воспитанниках страх божий, преданность государю императору, почтительность и беспрекословное повиновение начальству, чувство чести и долга, дружбы и товарищества" [6].
Нравственные правила для воспитанников были указаны в Уставе для военно-учебных заведений. В числе их на первом месте находились благочестие, воздержанность, укрощение страстей, стремление к самоусовершенствованию, порядок, честность, скромность, твердость духа, неустрашимость ит. д.
Проблемы нравственного воспитания сохранялись. Нравственные представления многих кадет оказывались на крайне низком уровне. Происходило это по ряду причин:
1 .Большинство кадет еще из семьи привезло в учреждение дурные пороки, связанные с крепостным правом и всеми его порождениями. "В число кадет, - замечает современник, - попадали юноши, в науке не пошедшие дальше азбуки, но изучившие разврат в совершенстве, привыкшие в деревне давать раздолье своей барской воле над крепостной челядью и усваивать себе отрицательную сторону нравственности" [6]. Естественно, что в корпусе эти пороки, передаваясь друг другу, только умножались.
2. Руководители кадетских корпусов полагали, что нравственные недостатки дворянских сыновей в результате воспитания исчезнут, но в жизни так случалось редко, потому что воспитатели не могли оказать на юношей сильного морального воздействия.
3. Воспитатели в кадетский корпус обычно направлялись из воинских частей. Педагогической подготовки не имели. Многие забыли науку и хорошо знали только строевые занятия.
4. В кадетских корпусах господствовало "отрицательное воспитание" [6], выражающееся в стремлении отыскивать дурное в воспитанниках и преследовать его запрещениями и наказаниями. Поэтому воспитатели превращались в надзирателей, не пользовавшихся среди молодежи авторитетом и любовью.
5. Между воспитанниками и их воспитателями существовало взаимное отчуждение. Кадеты обычно смотрели на своих наставников, как на людей, способных причинять им зло и насилие, и- в близкие контакты, и разговоры с ними не вступали.
Делались попытки проводить внеклассные занятия с воспитанниками. В отдельных кадетских корпусах они проводились планомерно. На первом месте было пение, занятия музыкой, плавание, верховая езда, воспитанников знакомили с работой столяра, слесаря, каменотеса и другими ремеслами, полезными для будущего офицера. Например, в Новгородском кадетском корпусе регулярно организовывались игры на свежем воздухе, прогулки в лес, на берег реки, читались книги, проводились беседы. Во 2-м Петербургском кадетском корпусе каждую среду устраивались вечера, на которых присутствовали учителя, воспитатели и воспитанники. Во время вечера кадеты играли на фортепиано, пели, играли в игры, пили чай со сладостями. Однако в большинстве кадетских корпусов внеклассные занятия не велись, что отрицательно влияло на воспитательную работу в них.
60-е годы XIX века в России были связаны с крестьянской, земской, городской, судебной, школьной и военной реформами. Общее руководство реформой военно-учебных заведений в 1863 году было поручено военному министру Д.А.Милютину.
Добиваясь организованности и порядка воспитатели военных учебных заведений стали разрабатывать методику нравственного воспитания, руководствуясь принципами, выдвинутыми прогрессивной педагогикой России и Запада и указаниями Педагогического комитета ГУВуза. В соответствии с ними:
- нравственное воспитание должно было осуществляться планомерно, постоянно и соответствовать развитию юношей. Воспитатель должен был прежде всего применять индивидуальное воспитание, основанное на знании особенностей личности каждого ученика, т.к. в каждом юноше хранится задаток будущего нравственного совершенствования. Такое воспитание требовало умения видеть, наблюдать и делать выводы по поводу фактов в поведении воспитанников, отличать не характерные проявления, вызванные минутным раздражением или случайным влиянием;
- воспитание должно было строиться не только на подавлении отрицательных черт нравственности воспитанников, но более всего на доверии к его положительным нравственным качествам;
- от воспитателя требовалось расположение к юношам, безыскусственность и простота отношений, соединенные с прямым, открытым, ровным характером, достаточной уверенностью и настойчивостью, знанием тех обязанностей, которые воспитатель на себя принимает;
- воспитательная работа должна была вестись так, чтобы по возможности удовлетворить разнообразные интересы воспитанников.
Эти принципы воспитания заставляли воспитателей иначе подходить к своим обязанностям, и хотя не все они практически претворяли эти начала на практике, все же вынуждены были считаться с ними. Только передовая часть воспитателей в полной мере приняла новые принципы воспитания на практике и достигала хороших результатов. В 1865 году были утверждены "Правила для воспитателей". В правилах указывалось, что военное учебное заведение заботится о равномерном развитии всех умственных, нравственных и физических сил воспитанников и этим определяется деятельность воспитателей. Воспитателям необходимо пользоваться среди воспитанников любовью, уважением и авторитетом, стараться войти в доверие. При недостатке душевной теплоты и неподдельной любви к юношеству и самый образованный человек не вполне достигает желаемых хороших результатов в деле воспитания, В "Правилах." указывалось на необходимость развивать у воспитанников "любовь к человеку, правила чести и неуклонное стремление к правде в убеждениях и действиях, уважение к старшим, сочувствие ко всему возвышенному, прекрасному и любовь к науке" [ 6 ].
Успешное осуществление выдвинутых задач воспитания станет возможным, указывалось в "Правилах.", если воспитатели будут:
- хорошо знать своих воспитанников, чаще встречаться с ними, посещать аудитории, столовую, спальные помещения, присутствовать на занятиях, организовывать игры, прогулки;
- постоянно работать над совершенствованием своих педагогических знаний, овладевать методами воспитательной работы, что позволит им разбираться в индивидуальных особенностях каждого воспитанника;
- заботиться о развитии у воспитанников добрых нравственных начал, с помощью которых следует подавлять дурные наклонности;
- постоянно подавать личный пример воспитанникам;
- применять в числе главных воспитательных средств наставления и убеждения и особенно действовать против себялюбия, самонадеянности, этих нравственных недугов большей части наших современных юношей;
- согласовывать деятельность всех воспитателей учебного заведения между собой. "Кто принял на себя обязанность воспитателя, будь то военный или статский, тот перестает быть тем или другим. Он - педагог, обязанный содействовать своему собрату во всех отношениях и всеми силами для общей цели. Антагонизм воспитателей - величайшее зло в деле воспитания" [ 6 ].
На практике было установлено, что воспитатель должен требовать выполнения правил учебного заведения, никому не давать поблажек, относиться ко всем равно, самому служить примером, помогать советом тем, кто не умеет еще вести себя, и в редких случаях прибегать к наказаниям. "Педагогическая деятельность правильно установлена, прочна и может дать наилучшие результаты, когда она сосредоточена на отдельных личностях,, в изучении их особенностей, способностей и навыков, в сознательном совершенствовании хорошего и устранении дурного, в своевременной помощи неизбежным недостаткам и слабым сторонам воспитанников, находить свой действительный центр тяжести, и первое и последнее для себя основание" [6].
Воспитательная работа велась главным образом во внеучебное время в форме различных мероприятий, которые организовывались с воспитанниками. Лучшая часть воспитателей во внеклассных занятиях видела одно из сильных средств, оживляющих жизнь воспитанников, развивающих у них интерес и любознательность, поэтому шире старались практиковать чтение книг, беседы, игры, прогулки, занятия музыкой, пением, танцами и ручным трудом. Особенно широко были распространены чтение книг и воспитательные беседы. Групповые чтения вел воспитатель. Чтение сопровождалось объяснениями и, как правило, заканчивалось беседой. Беседы воспитателя с юношами возникали не только по поводу прочитанных книг. Опытные и любящие свое дело наставники пользовались всяким удобным к тому случаем. Они избегали навязчивости и того поучающего тона, который обычно не любит молодежь.
При всякой возможности и удобном случае, - писал в отчете один из воспитателей, - заводились с воспитанниками разговоры или лучше беседы, иногда с небольшими группами, иногда с отдельными личностями или в присутствии товарищей, или наедине. Беседы заводились и по поводу статей, читаемых им воспитателем, или самими воспитанниками, и чаще всего по поводу дурных или хороших явлений в жизни самих воспитанников. В беседах имелось в виду разъяснить воспитанникам важность и необходимость тех или других нравственных качеств, убедить их в этом и тем побудить их к улучшению. Не раз беседовалось о необходимости повиновения начальствующим, о законности существующих в училище требований и известных правил, о правдивости и честности в каждом деле, о молитвах, об истинной любви к родителям и родным, о том, в чем должны состоять товарищество и дружба, о сострадании к бедным, несчастным людям и даже животным, о бережливости и опрятности, о необходимости трудолюбия и прочем. Беседы, и по самому предмету иногда, и главным образом по времени, были продолжительные и краткие, последние принимали иногда характер простого совета, наставления, внушения, вразумления" [109, с. 67-68]. Во многих военных учебных заведениях широко проводились занятия музыкой, пением и танцами, которые пользовались среди воспитанников большим успехом. Воспитанники, имевшие хорошие голоса, одновременно с музыкальными занятиями, обучались пению. С 1869 года в военных учебных заведениях было введено обязательное обучение танцам. Обучение танцам служило одним из средств, позволяющих будущему офицеру принимать участие в общественных развлечениях. В училищах было организовано обучение ручному труду. Воспитанники в свободные от учебных занятий часы по личному желанию собирались в помещении, где находились инструменты, материалы и пособия для работы по дереву, с картоном, металлом, расположенные на столах или верстаках. Воспитанник мог заниматься тем, чем пожелает, но всякую начатую вещь обязан был доводить до конца. Часть изготовленных предметов отдавались в собственность воспитанникам, другая часть продавалась, и деньги шли на приобретение инструментов и материалов.
В 1886 году было утверждено "Положение о кадетских корпусах", в котором подчеркивалась необходимость развивать в каждом из кадет "физические и духовные способности, правильно образовывать характер, глубоко укреплять благочестие и верноподданнический долг и твердо упрочивать задатки тех нравственных качеств, кои имеют первенствующее значение в воспитании будущего офицера" [60, с. 87-88].
Положение, штат и инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов" 1886 года подчеркивали мысль о том, что кадетские корпуса имеют "главной целью подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе государю и отечеству, посредством выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, кои служат прочной основой искренней преданности престолу, сознательного повиновения власти к закону и чувств чести, добра и правды" [60, с. 95-96]. У юношей следует вызывать "живой интерес к военному делу родного оружия, глубокое уважение к воинской доблести и признательную память о боевых подвигах соотчичей, искреннее сознание святости присяги и благородную готовность приносить себя в жертву родине, усердно разделяя тягости военной службы с русским народом" [60, с. 96]. Для этого необходимо было стремиться к тому, чтобы нравственные убеждения глубоко проникали в душу воспитанника. "Характер каждого человека складывается из двух элементов: природного, коренящегося в телесном его организме и духовного, вырабатывающегося в жизни под влиянием воспитания и обстоятельств. Оба эти элемента взаимно действуют друг на друга, но убеждение только тогда становится прочным элементом характера, когда оно соединяется с чувством и обращается в привычку, составляющую именно тот процесс, посредством которого мысль переходит в дело" [110, с. 35]. В деле воспитания нравственных привычек большое место отводилось чувствам, "сердечному образованию". "Сердечное образование" составляло основу нравственного воспитания. Оно должно было обеспечить светлое и бодрое душевное настроение, приучить к терпению, самообладанию, твердому перенесению невзгод, стремлению оказывать помощь ближнему.
Воспитанник должен был развивать в себе верную самооценку, не преувеличивая своих недостатков, одновременно развивать и "внешние достоинства". "Внешние достоинства" составляли - точная исполнительность, привычка к порядку, бережливость и опрятность, внимание к приличиям, приветливость, вежливость и другие положительные нравственные качества.
Важным направлением в кадетском воспитании являлось воспитание взглядов и поступков на основе морали христианской веры. Поэтому в Инструкции много места уделялось религиозно-нравственному воспитанию.
Несмотря на содержательную Инструкцию, подробно излагавшую основные направления нравственного воспитания в военном училище и прежний опыт, не все проблемы в области воспитательной работы были решены:
1. Составители Инструкции отмечали, что практическая жизнь-нередко порождает в душе человека разлад между требованиями религии, выводами науки и руководящими правилами повседневной деятельности, но средств, устраняющих этот разлад, указать не могли, ограничившись общим советом энергично противодействовать ему правильным воспитанием.
2. Каждый офицер-воспитатель решал., вопросы по своему усмотрению, что в большинстве случаев приводило к неразберихе в требованиях к воспитанникам, в выполнении указаний педагогических комитетов и директоров кадетских корпусов. А так как многие указания противоречили существующим инструкциям, то выполнение обязанностей воспитателями еще более затруднялось.
3. Воспитательная работа в военных училищах определялась не законоположениями, а распоряжениями директора. Если директором становился любитель строя, внешнего порядка и строгого выполнения требований воинской дисциплины, то и деятельность офицеров-воспитателей направлялась в эту сторону, обычно в ущерб другим сторонам воспитательной работы.
Преодолению этих недостатков способствовали открытые в 1890 году педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной работе в кадетских корпусах. Офицеры изучали здесь основы воспитания и педагогические теории Коменского, Локка, Руссо, Гельвеция, Дидро, Канта, Гербарта, педагогические идеи Платона, Аристотеля и др.
Многолетняя история развития идеи нравственного воспитания в Российской Армии может быть представлена в нескольких этапах.
1715-1765 гг. - этап становления регулярной армии и открытия военных учебных заведений, создание условий для обучения и воспитания военнослужащих. На данном этапе сложились общие нравственные начала Российской Армии с приоритетом дисциплины, сознательного отношения к воинскому долгу и чести.
1765-1832 гг. - этап разработки методов и способов осуществления воспитательной работы, обогащение их опытом отечественной войны 1812 года. На данном этапе разработаны "Наставления воспитателям" (И.И.Бецкой), " Наставления молодому офицеру", составлены "Правила учтивости офицера" и др. Нравственные ориентации Российской Армии легли в основу "Науки побеждать" А.В.Суворова.
1832-1863 гг. - этап развития путей и способов нравственного воспитания в Российской Армии. На данном этапе нравственное воспитание обогащается учреждением школы взаимного обучения, организацией воспитательных комитетов военных училищ, внеучебной воспитательной работой, выходом в свет воинского кодекса офицера.
1863-1917 гг. - этап реформирования Российской Армии, определение основных направлений воинского воспитания (умственного, физического и нравственного). На этом этапе актуализируется идея доверия солдат своим командирам, разработаны "Правила для воспитателей", "Советы молодым офицерам", начали работу курсы по подготовке офицеров-воспитателей.
Исторический анализ показал, что, несмотря на отсутствие выраженного научно-теоретического обоснования, нравственное воспитание исходило из этически сообразных положений, вытекавших из религиозной морали и христианской этики.
Несмотря на очевидные достижения военно-педагогической науки России за период 18-19вв., к началу 20 века (см. Приложение 1) в военной школе не был завершен процесс создания действенной системы нравственного воспитания.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)», 13.00.06 шифр ВАК
Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки2006 год, кандидат педагогических наук Абатнина, Ирина Анатольевна
Военно-политическя этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров1983 год, доктор педагогических наук : 13.00.01 Вдовюк, Владимир Иосифович
Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской Армии2008 год, кандидат педагогических наук Сидорчук, Виталий Анатольевич
Военно-патриотическое воспитание курсантов (слушателей) военных учебных заведений2004 год, кандидат педагогических наук Деев, Владислав Витальевич
История военно-подготовительных, специальных школ и подготовительных училищ отечественных Вооруженных сил: 1921-1955 гг.2006 год, кандидат исторических наук Березняцкий, Виктор Степанович
Заключение диссертации по теме «Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)», Трофимчук, Александр Григорьевич
Выводы по второй главе:
Для создания в военном училище системы нравственно-этического воспитания курсантов и ее реализации необходимо:
1. Организовать подготовку и переподготовку командования, профессорско-преподавательского состава и офицеров, организующих воспитательную работу с курсантами ввуза, по вопросам этики и нравственного воспитания, с регулярным переаттестованием и одновременным фиксированием уровня их нравственной готовности для выполнения своих функциональных обязанностей.
2. Включить отдельные элементы нравственно-этического воспитания в функциональные обязанности командования, профессорско-преподавательского состава и офицеров, организующих воспитательную работу с курсантами.
3. Провести целенаправленную гуманитаризацию учебно-воспитательного процесса в ввузе, путём введения курса "Духовно-нравственные основы повседневной жизни офицера", включающего отсутствующие дисциплины, несущие высокий духовно-нравственный потенциал знаний необходимых для становления личности будущих офицеров.
4. Одной из основных форм воспитательной работы считать организованную воспитательную работу во внеучебное время.
5. Развивать у будущих офицеров навыки нравственно-этического самосовершенствования.
6. В качестве фундамента культуры и нравственно-этического воспитания создать в училище и организовать культурно-воспитательную работу информационно-методического "Центра духовно-нравственного становления личности"
Педагогический эксперимент по развитию конкретного положительного морального качества трудолюбие дал положительный результат, так как подразделение курсантов (экспериментальная рота) повысило общий уровень трудолюбия, что является примером реальной возможности развития других положительных моральных качеств, обеспечивающих повышение воинской дисциплины и воинского долга (см. раздел 1.4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях проведения коренных реформ в Вооруженных Силах, перехода к профессиональной армии, демократизации всех сфер жизни общества, повышается роль человека как решающей силы в современной армии, возрастают требования к духовно-нравственному содержанию личности выпускников военных училищ. Современный учебно-воспитательный процесс военных училищ, кроме разносторонней военно-технической подготовки, должен развивать навыки самосовершенствования и реализовать требования Министра обороны о повышении уровня дисциплинированности, воинского долга, морально-боевых качеств, общей культуры выпускников ввуза.
Проведенное нами исследование, позволило решить основные поставленные задачи:
1. Описаны основные исторические этапы и присущие им нравственные доминанты, выявленные в результате изучения истории развития идей и опыта нравственного воспитания в отечественной военной школе, определявшие преимущественную направленность процесса нравственного воспитания (см. раздел 1.1, раздел 1.2, а так же Приложение 1);
2. Определены понятие и содержание общечеловеческих ценностей, применительно к нравственному воспитанию курсантов ввуза, как выработанные и накопленные достижения духовного, нравственного и эстетического опыта, вошедшие в жизнь человеческого сообщества и позволяющие поддерживать определенный уровень духовно-нравственного равновесия в человеческом сообществе, а так же являющиеся основой воспитания личности (см. раздел 1.3).
3. Дано теоретическое обоснование процесса нравственного воспитания в ввузе на основе общечеловеческих ценностей (см. разделы 1.3 и 1.4).
4. Изучен уровень духовно-нравственного развития курсантов ввуза, в ходе констатирующего эксперимента проведенного на базе Рижского высшего военного авиационного инженерного училища, который показал, что учебно-воспитательный процесс современного военного училища не способствует духовно-нравственному становлению личности будущего офицера, так как за время обучения общий уровень развития положительных моральных качеств курсантов понижается, а общий уровень отрицательных качеств увеличивается; уровни развития морально-боевых качеств, смелости, выдержки и мужества, необходимых в повседневной деятельности будущих офицеров, за время обучения в училище не повышаются, а снижаются; дисциплинированность и чувство долга будущих офицеров за время обучения в военном училище не растут, а понижаются (см. раздел 1.5).
5. Для успешной реализации нравственно-этического воспитания в учебно-воспитательном процессе ввуза нами предлагается комплексная программа, предусматривающая:
• подготовку командования, профессорско-преподавательского состава и аппарат офицеров возглавляющих воспитательную работу с курсантами по основам нравственно-этического воспитания, включение элементов нравственно-этического воспитания в функциональные обязанности;
• наличие учебных пособий по нравственно-этическому воспитанию;
• введение в учебно-воспитательный процесс "сквозной" программы взаимосвязанных и взаимодополняющих гуманитарных дисциплин по направлениям общечеловеческих ценностей, способствующих облагораживанию личности курсанта в период обучения с первого по последний курс военного училища;
• наличие "Комплексного плана нравственно-этического воспитания курсантов на весь период обучения";
• создание в ввузе информационно-методического "Центра духовно-нравственного становления личности".
Разработаны универсальные методические рекомендации для нравственно-этического воспитания курсантов военного училища (см. Приложения 3-5-11) и осуществлена экспериментальная проверка их эффективности для развития положительных моральных качеств, на примере педагогического эксперимента по развитию трудолюбия у роты курсантов Новочеркасского высшего военного командного училища связи (ныне Новочеркасский военный институт связи), который дал положительный результат: экспериментальная рота курсантов повысила общий уровень трудолюбия, что является примером реальной возможности развития других положительных моральных качеств, обеспечивающих повышение воинской дисциплины и воинского долга (раздел 2.3).
6. Нашло теоретическое и экспериментальное подтверждение положение гипотезы о том, что нравственное воспитание на основе общечеловеческих ценностей есть организованный, целенаправленный, комплексный, систематический, управляемый воспитательный процесс обогащения знаниями общечеловеческих ценностей сознания и поведения каждого курсанта в целях выработки, образования и развития положительных моральных качеств личности будущего офицера, ориентированных на общечеловеческий идеал, на основе общечеловеческих ценностей и понятия смысла жизни.
Предлагаемая нами парадигма нравственно-этического воспитания способствует решению задач духовного роста курсантов и неотделима от процесса гуманитаризации и личностно-смысловой направленности системы образования в России, в том числе высшей военной школы.
Обобщая вышесказанное, есть основание утверждать, что поставленные в исследовании задачи решены и цель достигнута.
Мы отдаём себе отчёт в том, что в пределах одного исследования невозможно решить все необходимые задачи. Перспективными вопросами для дальнейших исследований в области поднятых нами проблем представляются:
• исследование понятия смысла жизни, как основного элемента нравственно-этического воспитания курсантов в военном училище;
• разработка модели взаимодействия моральных качеств идеальной личности и её значение в нравственно-этическом воспитании курсантов ввуза;
• исследование значения нравственных основ искусств, отечественной и зарубежной литературы, религии, философии, этики, эстетики, духовно-нравственного жизненного опыта выдающихся личностей всемирной (военной) истории для нравственно-этического воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе ввуза;
• экспериментальная проверка возможности развития других, не затронутых в нашем исследовании положительных моральных качеств, например: благородства, верности, выдержки, мужества, смелости и др.;
• вопросы функционирования в ввузе информационно-методического Центра духовно-нравственного становления личности, как фундамента нравственно-этического воспитания.
Проблемы нравственно-этического самосовершенствования так же могут стать предметом специального исследования.
Таким образом, можно сказать, что нами затронут широкий круг теоретических и практико-ориентированных проблем, до сих пор не подвергавшихся исследованию в данном ключе.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Трофимчук, Александр Григорьевич, 1999 год
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979. -225 с.
2. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989.-335 с.
3. Азбука нравственного воспитания /Под ред. И.А.Каирова, О.С. Богдановой.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1979. 318 с.
4. Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов: Межвузовский сборник /Мохов Н.И., Иванов В.Г., Лисовский В.Т. и др. Л.: ЛГУ, 1978.- 208 с.
5. Алексеев Н.Г., Газман О.С., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: Часть I. М., 1995,- С. 9,32,84,108.
6. Алпатов Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России: Дис. док. пед.наук.- АПН. РСФСР, 1950.
7. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- Минск: Университетское, 1990.- 580 с.
8. Ананьев Б.Г. Личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 1984. -237 с.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1968.- 339 с.
10. Андреев Д.Л. Роза Мира.- М.: Прометей, 1991.- С. 9, 240.
11. Андреева А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики: Автореф. дис. канд.пед.наук.- М.,1996.- С. 6, 10, 15.
12. А педагогом быть обязан /Сост.Б.Г.Безлепкин. М.: Воениздат, 1990.-С.138.
13. Арамавичуте В.А. Нравственная позиция учащихся средних учебных заведений и пути ее формирования: Автореф. дис. док. пед. наук.- Вильнюс, 1990.
14. Архангельский JI.M. Марксистская этика.- М.: Мысль, 1985.- С. 215.
15. Асоев Х.М. Освоение учащимися подросткового возраста общечеловеческих ценностей (на материале школ Таджикистана): Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1995.
16. Бачинин В.А. Нравственная культура и личность.- М.: Знание, 1979.- 64 с.
17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
18. Библия. Новый Завет.- США: Чикаго, 1990.- С.931, 933, 935.
19. Блимкин В.А. О нравственной воспитанности.- М.: Знание, 1977. -64 с.
20. Богданова О.С., Черепкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников.- М.: Просвещение, 1988.- 206 с.
21. Бондарев Ю.В. Мгновения,- М.: Русский язык, 1988.- С. 93.
22. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Опыт разработки концепции воспитания. Ч.1.- Ростов н/Д: РГПИ, 1993.- С. 11-42.
23. Бондаревская Е.В. Критерии выявления уровня нравственной воспитанности учащихся // Сов. педагогика. 1978,-№ 3.- С. 29-38.
24. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.-28 с.
25. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы,- Ростов н/Д: РГПИ, 1986,- 122 с.
26. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Дис. док.пед.наук.- Ростов н/Д, 1981.
27. Бондаренко Н.Ф. Комплексный подход к воспитанию дисциплинированности у курсантов военных училищ: Дис. канд.пед.наук. М., 1986.
28. Бордунов С.В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX- начала XX вв: Автореф. дис. канд.пед. наук.-М.,1991.
29. Васильченко И.Ф. Проблемы научного управления нравственным воспитанием курсантов военных училищ (На материалах военных училищ ПВО): Дис. канд.пед. наук.- М., 1987.
30. Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: Дис. док. пед. наук.- М., 1983.
31. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни: Пер. с фр. Мн.: Юнацтва,1994.- С. 18, 487-496.
32. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Проблемы нравственности и воспитания в свете теорий свободного гармонического развития жизни и сознания. М., 1912.
33. Вичев В. Мораль и социальная психика. М.: Прогресс, 1974.-337 с.
34. Волкогонов Д.А. Воинская этика. М.: Воениздат, 1976.- С. 61, 62, 67,71,72,243-245.
35. Газман О.С., Вейсс P.M., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования: Часть II. М.,1995.-С.100.
36. Ганжин В. Этика и формирование нравственности.- М.: Знание, 1978.-64 с.
37. Гаркуша Е.П. Воспитание чести советского офицера у курсантов военных училищ (на материале ВМФ): Дис. канд. пед. наук.-М., 1989.
38. Гидаринский В. Духовный мир личности советского воина. Проблемы методологии исследования: Автореф. дис. канд. философ, наук.- М, 1970.
39. Гнатюк Н.П. Нет предела совершенству. Кн. для учащихся.-М.: Просвещение, 1989.- 208 с.
40. Городов П. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов (На материале высших военно-морских училищ). Дис. канд. пед. наук.- М., 1972.
41. Григорьев А.Н. Воспитание ответственности за выполнение воинского долга у курсантов военных училищ: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М, 1990.
42. Губин В. Формирование командирских качеств у курсантов военных училищ: Дис. канд. пед. наук.- М., 1966.
43. Гукаленко О.В. Подготовка студентов педвуза к гуманизации отношений между юношами и девушками: дис. канд. пед. наук.-Ростовн/Д., 1991.
44. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности.- М.: Молодая гвардия, 1988.- 271 с.
45. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.- 157 с.
46. Давыдов В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения (На материале высших военно-политических училищ): Дис. док. пед. наук.- М., 1977.
47. Давыдов В.П. Отрывки из бесед с молодежью // Коммунист Вооруженных Сил. 1991.-№ 9.-С. 61.
48. Догмаров А.А. Взгляды М.И. Драгомирова на нравственное и физическое воспитание войск: Дис. канд. пед. наук. М., 1946.
49. Драгомиров М.И. Избранные труды. М.: Воениздат, 1956.
50. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. -334 с.
51. Дунаевский JI.C. Культура как фактор формирования советской воинской дисциплины: Дис. канд. философ, наук. М., 1986.
52. Дьяконова В.Н. Педагогические условия нравственного воспитания студентов в процессе обучения в вузе: Дис. канд. пед. наук.-М., 1983.
53. Единство идейно-политического трудового и нравственного воспитания студентов: Научно-методическое пособие для преподавателей вузов / Под ред. Э.Л. Васиной.- М.: Высш.шк., 1984.-223с.
54. Жемчужины мысли.- Мн.: Беларусь, 1991.- С. 81.
55. Журавлева О.А. Обучение иностранному языку как средство гуманизации отношений между юношами и девушками: Дис. канд. пед. наук.-Ростов н/Д., 1992.
56. Зайончковский П.А. Военные реформы 1860-1870 годов в России.-М.: МГУ, 1952.
57. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности.- М.: Политиздат, 1974.- 126 с.
58. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов / Сост. А.Ф. Малышевский и др.: Общ.ред. А.Ф.Малышевского: Науч.ред. А.И.Ракитова.- М.: Просвещение, 1993.-288 с.
59. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1984.- 496 с.
60. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов, утвержденная военным министром 14 апреля 1986 года // Педагогический сборник.- СПб., 1886.-№ 9,- С.87-88, 95-96.
61. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России.-М.: ВПА, 1990.
62. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека.-Л.: ЛГУ, 1975.- 152 с.
63. Карлейль Т. Теперь и прежде.- М.:Республика, 1994.- С.298.
64. Карпова Г.Ф. Идеи гуманистического образования в России начала XX в. Образование в поисках человеческих смыслов.- Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995. С.27-28.
65. Карпова Г.Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века: Дис. док. пед. наук,- Ростов н/Д., 1994.
66. Кинелев В.Г. Образование и цивилизация //Учительская газета. 1996.-№ 31.- С.20-21.
67. Киселев В.П. Нравственное самовоспитание.- М.:3нание, 1977.-64 с.
68. Кленская И.О. Беседы о смысле жизни: Кн.для учащихся ст. классов сред, шк.-М.: Просвещение, 1989.-208 с.
69. Клизовский А.И. Основы миропонимания новой эпохи: В 3-х томах. T.I.- Рига: Виеда, 1991.- С. 15-16.
70. Колосов Д.В. Воля и нравственность // Сов. педагогика. 1990. № 9.- С. 29-32.
71. Колесов Д.В. Психологические основания нравственности // Сов. педагогика. 1990.- № 9.- С. 29-32.
72. Комплексный план всестороннего воспитания курсантов училища на весь период обучения.- Харьков: ХВВКИУ РВ им.Маршала СССР Крылова Н.И., 1991.
73. Кон И.С. Психология доброго поступка /Этическая мысль: Научно-публицистические чтения.- М.: Политиздат, 1988.-384 с.
74. Короткое Э.Н. Педагогические основы развития интеллектуальных качеств офицеров: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1973.
75. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования.- 2-е изд., испр. и доп.- Мн.: Ред. журн. Адукацыя выхаванне, 1996.- С. 28, 83.
76. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК.- М.: Политиздат, 1986.- С. 168-169.
77. Кривицкий А. Традиции русского офицерства.-М.: Воениздат, 1945.-С. 129.
78. Кузнецова Т.Ф., Алексашина И.Ю. Тенденция гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании / Гуманитаризация науки и образования: Проблемы корреляции.- М., 1992.- С.30-33.
79. Кутеева О.Г. Нравственное формирование личности студента педагогического института в процессе общественно-педагогической работы: Дис. канд. пед. наук.- М., 1985.
80. Лазарев В.П. Многонациональный воинский коллектив: проблемы нравственного воспитания // Сов. педагогика. 1990.4.- С. 30-34.
81. Лебедева К.Л. Формирование нравственных качеств личности будущего специалиста в системе отношений преподаватель -студент: Дис. канд. пед. наук.- Киев, 1985.
82. Леви В.Л. Искусство быть собой.- М.: Знание, 1990.- С.20-21, 240.
83. Лесковский И.Ф. Воинский этикет: Практические рекомендации. РВВКИУ им. Неделина М.И., 1991.- 59 с.
84. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб.пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Прометей, 1992.- 528 с.
85. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет.- Л.: Сов. писатель, 1989.- 608 с.
86. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.- М.: Детская литература, 1988.- С. 28-30,102-103.
87. Лихачев Д.С. Раздумья,- М.: Детская литература, 1991,- С.318.
88. Ломакин М.И. Информатизация военно-гуманитарного образования //Военная мысль. 1996,- № 3,- С. 52.
89. Лысенко Т.Ф. Проблема уровней нравственной воспитанности личности (На материале изучения нравственной ответственности студентов вуза): Дис. канд. пед. наук,- М., 1983.
90. Любушкина О.В. Мы не погибнем, только если станем жить по законам природы // Кадры индустрии.- Новочеркасск: Изд-во НГТУ, 1995.- № 6.- С.З.
91. Майоров В.В. Воспитание дисциплинированности у молодых офицеров в части (опытно-экспериментальное исследование): Дис. канд. пед. наук.- М., 1983.
92. Македон И.И. Взаимодействие школы и семьи в формировании нравственных отношений старших подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1996.- С.9.
93. Манукова С.А. Формирование идейно-нравственной готовности выпускников педвуза к профессионально-педагогической деятельности: Дис. канд. пед. наук.- Ростов н/Д., 1988.
94. Марьенко И.О. Нравственное становление личности школьника.-М.: Педагогика, 1985.- 104 с.
95. Марьенко И.О. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1980.- 183 с.
96. Межвузовский сборник.- Уфа: Изд-во Уфимского авиац. института, 1990.-с. 75-76.
97. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н.В.Кузьминой.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.- 172 с.
98. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. Часть 2 СПб., 1905.- С. 318.
99. Монтень М. Опыты. Соч. в 2-х томах. Т. I.- М.: Политиздат, 1960.-С.178.
100. Мор Томас. Утопия,- М.: Наука, 1978.- С. 185-186.
101. Мудрость воспитания: Книга для родителей. / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов.- 2-е изд., доп.- М.: Педагогика, 1989.304 с.
102. Мы живем среди людей: Кодекс поведения / Авт.- сост. И.В.
103. Дубровина.- М.: Политиздат, 1989,- 383 с.
104. Недобитюк В.В. Воинский этикет и культура взаимоотношений военнослужащих. Часть I. Этикет поведения.- МО СССР, 1990.-195 с.
105. Непомнящий А.В. Концептуальные основы и практика гуманизации высшего инженерного образования: Автореф. дис. док. пед. наук.- Ростов-на-Дону, 1996.- С. 30.
106. Николаичев Б.0. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности.- М.: МГУ, 1976.- 96 с.
107. Нравственное воспитание (Проблемы теории и практики).- М.: Мысль, 1979,- 303 с.
108. Обзор деятельности МНП в 1862-1864.- СПб., 1865.- С. 135-137.
109. О долге и чести воинской в Российской армии: Собрание материалов, документов и статей / Под ред. док. военных наук Добова В.Н.- М.: Военное изд-во, 1990.- С. 13,100,340.
110. Педагогический сборник. Кн. I.- СПб., 1869.- С. 2, 49, 67-68, 106.
111. Педагогический сборник. Кн. 2.- СПб., 1887.- С. 35.
112. Печчеи А. Человеческие качества.- М.: Прогресс, 1985.- С.43.
113. Платон Соч. в 3-х томах, Т.Н.- М.: Мысль, 1972.- С. 81.
114. Платон Соч. в 3-х томах, T.III. Ч.2.- М.: Мысль, 1972.-С. 104.
115. Платонов К.К. Структура и развитие личности- М.: Наука, 1986.254 с.
116. Проблемы нравственного воспитания /Отв. ред. Л.И. Рувинский.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977.- 229 с.
117. Психология и педагогика высшей военной школы,- М.: Воениздат, 1989.- С. 112,154-155, 269,359.
118. Путь чести или Советы молодому офицеру(1837) // Коммунист Вооруженных Сил. 1991.- № 6.- С. 69-70.
119. Рерих Е.И. Письма: в 2-х томах. T.I.- Рига: Угунс, 1940.- С. 171, 294, 508.
120. Рерих Н.К. Врата в будущее,- Рига: Виеда, 1991.- С. 203.
121. Рерих Н.К. Нерушимое.- Рига: Виеда, 1991.- С. 8.
122. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (Ценностные3основания базового гуманитарного образования в высшей школе). М.: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.-С. 135.
123. Роль общественных наук в нравственном воспитании студентов: Учеб.-метод. пособие для преподавателей вузов /Под ред.
124. B.А.Василенко.- М.: Высш.шк., 1986.- 208 с.
125. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности.- М.: Изд-во МГУ, 1981,- 184 с.
126. Рувинский Д.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1981.- 128 с.
127. Русин А.И. Воинская среда как специфический фактор нравственного развития личности советского воина: Дис. канд. философ, наук.- М., 1977.
128. Рыбакова Н.В., Наварова Р.Ф. Нравственное воспитание и культура личности.- JL: Знание, 1984.- 32 с.
129. Рябова М.В. Формирование нравственной готовности курсантов высшего военно-учебного заведения к воспитательной работе: Дис. канд. пед. наук.- Ростов н/Д, 1992.
130. СвадкоЕский И.Ф. Нравственное воспитание. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1989.- 447 с.
131. Словарь по этике /Под ред. А.А.Гусейнова, И.С.Кона.- 6-е изд.- М.: Политиздат, 1989.- 447 с.
132. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1992.1. C.21.
133. Соболева Е.А., Формирование у будущих учителей способностей к нравственно-волевой саморегуляции поведения в воспитательнойдеятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Ростов н/Д, 1993. -18 с.
134. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.Н. Прохорова.-3-е изд.-М.: Советская энциклопедия, 1984.- 1600 с.
135. Справочник политработника.- М.: Воениздат, 1978.- С. 117.
136. Савельев В.Д. Нравственные отношения в учебных коллективах высших военно-учебных заведений и их развитие в процессе деятельности слушателей и курсантов: (конкретно-социологический анализ проблемы). Автореф. дис. канд. философ. наук.-М., 1978.
137. Суглобов С. Соотношение объективных условий и субъективного фактора в нравственном воспитании советских воинов: Автореф. дис. канд. философ, наук.- М., 1964.
138. Суворов А.В. Наука побеждать. Творение Генералиссимуса Российских армий, князя Италийского, графа Суворова-Рымникского.-СПб., 1848.- С. 23-24.
139. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания).- М.: Педагогика, 1990.- 288 с.
140. Тодуров Р. Курсантам навыки обучения и воинского воспитания // Вестник ПВО.- № 10,- 1983.
141. Толстой JI.H. Круг чтения: В 2-х томах. T.I.- М.: Политиздат, 1991.- С.245.
142. Толстой JI.H. Круг чтения: В 2-х томах. Т.Н.- М.: Политиздат, 1991.-С.177.
143. Толстой JI.H. Путь жизни.- М.: Республика, 1993.- С. 5.
144. Толстухин Д.И. Нравственная воспитанность советского воина и ее критерии (метод, анализ): Дис. канд. философ. наук.-М., 1979.
145. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии.- М.: Учпедгиз, 1930.-С. 25.
146. Уваров И.А. Воспитание морально-волевых качеств кадет военно-учебных заведений дореволюционной России: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1996.- С. 9-11.
147. Фролов В.Ф. Соотношение военно-технических знаний и нравственности в формировании личности советского воина: Автореф. дис. канд. философ, наук.- М., 1972.
148. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей.- М.: Просвещение, 1983.- 160 с.
149. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Высш. шк, 1990.- С. 83, 381-382.
150. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания: историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи.-Минск: Изд-во БГУ, 1972.- 363 с.
151. Харчев А.Г. Социология воспитания: (о некоторых актуальных проблемах личности).- М.: Политиздат, 1990.- 222 с.
152. Хмурич P.M. Подготовка студентов пединститутов к профилактике отклонений в нравственном развитии и поведении младших школьников: Дис. канд. пед. наук.- Киев, 1987.
153. Хрестоматия по истории и педагогике: В 4-х томах. Т.4.- М.: Учпедгиз, 1938.-С. 47.
154. Целых М.П. Подготовка студентов к нравственному воспитанию школьников: Дис. канд. пед. наук,- Ростов н/Д, 1994.
155. Цибалов А.К. Личность командира и ее формирование в военном училище: Автореф. дис. канд. философ, наук.- М., 1973.
156. Чернокозова В.Н. Этика молодого человека,- Ростов н/Д: Ростиздат, 1985.- С. 78, 79.
157. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается.- М.: Педагогика, 1989.336 с.
158. Швейцер А. Культура и этика,- М.: Прогресс, 1973,- 343 с.
159. Швечиков А.Н. Нравственные основы советской воинской дисциплины: Дис. канд. философ, наук.- Л., 1979.
160. Щетинин М.П. Объять необъятное: записки педагога.- М.: Педагогика, 1986.- С. 176.
161. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности.- Ростов н/Д: РИО АО "Цветная печать", 1995.- 314 с.
162. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения.- М.: Политиздат, 1990.- С. 285.
163. Юрченко Я.Я. Педагогические основы укрепления воинской дисциплины: Дис. док. пед. наук.- ЛГУ, 1971.
164. Яковлев Р.Н. О воспитании в военно-учебных заведениях // Воспитание.- 1962.- № 7.- С. 57.
165. Ягодинский В. Кодекс чести войска Российского // Коммунист Вооруженных Сил.- 1989.- № 15.- С. 61-64.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.