Нравственное совершенство в культурфилософском творчестве Б.П. Вышеславцева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Виноградова, Ирина Борисовна

  • Виноградова, Ирина Борисовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Саранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 185
Виноградова, Ирина Борисовна. Нравственное совершенство в культурфилософском творчестве Б.П. Вышеславцева: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск. 2008. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Виноградова, Ирина Борисовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ

СОВЕРШЕНСТВА

1.1. Феномен совершенства в культурфилософской мысли.

1.2. Совершенство как регулятивная идея.

ГЛАВА II. КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВА В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Б.П. ВЫШЕСЛАВЦЕВА

2.1. Творчество Б.П. Вышеславцева: поиск парадигмальности в культуре.

2.2. Проблема духовного совершенствования в «Этике преображенного Эроса» Б. П. Вышеславцева.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственное совершенство в культурфилософском творчестве Б.П. Вышеславцева»

Актуальность темы исследования. Проблема совершенства является одной из наиболее значимых для теории культуры. Любая культурфилософская концепция выстраивается, исходя из начальных представлений о совершенстве, идеале, абсолюте. Данная проблема разработана с различных точек зрения (метафизической, религиозной, эстетической), но до сих пор остается одной из самых неоднозначных в культурфилософском дискурсе. Одним из исследователей феномена совершенства в культурфилософском пространстве является Борис Петрович Вышеславцев (1877- 1954). Феномен совершенства в русской религиозной философии рассматривался многими мыслителями: B.C. Соловьевым, С.Н. Булгаковым, П.А. Флоренским, C.JI. Франком и др. Можно с уверенностью говорить о том, что творчеством Вышеславцева* подводится предварительный итог развитию русской религиозной философской мысли. Он представляет в своем творчестве оригинальную трактовку проблемы совершенства, осуществляя ее на стыке философии, религии и психоанализа. Заслугой Вышеславцева является блестящая интерпретация психологических концепций (Фрейд, Юнг) и их удачное применение к проблемам этики. В работе «Этика преображенного Эроса» Вышеславцев анализирует нравственные проблемы, а именно совершенства, самосовершенствования, абсолюта, обосновывает движущие силы, которые способствуют реализации смысла человеческого существования. Основной тезис данной работы заключается в том, что подлинное самосовершенствование возможно лишь при наличии Абсолюта. Вместе с тем, русский философ пытается вывести иррациональные основания совершенства, отождествляя его с Абсолютом. Он подчеркивал, что основным неразрешимым противоречием философии является антиномия системы и бесконечности, рациональности и иррациональности; утверждал ценность интуиции в познании, так как «абсолютное не дано в понятиях».

Тема исследования относится к числу проблем, связанных с выявлением ценностного содержания культурной системы, неотъемлемым компонентом которой является феномен совершенства. В обществе все совершается только людьми, и люди не могут совершенствовать общественную жизнь, не совершенствуя самих себя. Совершенствование человека предстает как моральная проблема восхождения человека от низин сущего к вершинам должного, что характеризует уровень его нравственного достоинства, а тем самым его индивидуальность и человечность. Стремление к совершенству является условием полноценного бытия как человека, так и общества в целом.

Идея совершенства на протяжении многих эпох была одним из движущих мотивов и регулятивных принципов для культурных традиций. Она глубоко отражалась как на сознании отдельного человека, так и на характере социальных структур. Невозможно представить себе общество и культуру (как восточное, так и западное) без образа нравственного совершенства, сияющего на вершине любой стройной концепции (философской, религиозной и др.). Данные концепции рассматриваются в рамках перфекционизма, особого типа этических учений, в основе которых лежит идея совершенства; при этом в достижении совершенства усматривается конечная цель человека, а под добром и должным - все то, что этому способствует.

Интерес к проблеме совершенствования оживился, несомненно, в последние годы в России и на Западе. Данный интерес стимулируется условиями переходного периода, когда обнаруживается несостоятельность существующих традиционных норм, сопровождаемый неизбежной переоценкой всех культурных ценностей.

Современное общество столкнулось с ситуацией распада той системы высших ценностей, которые ранее легитимировали социальный порядок и обеспечивали осмысленность общей картины мира. В отличие от прошлых эпох, этот распад не преодолевается открытием новой универсальной и безусловной основы человеческой деятельности.

На наш взгляд, в настоящее время существует необходимость развернутого культурфилософского анализа феномена «совершенства» с этических позиций. Это тем более актуально, поскольку современный человек смотрит на свое существование в мире, не замечая метафизической укорененности в бытии, не осознавая ответственности за свою судьбу и сущность. Моральные нормы, долженствующие быть регулятивами поведения, воспринимаются как внешние, порой оторванные от жизни и, следовательно, невыполнимые и ненужные. Бессмысленность идеалов в свою очередь вытекает из бессмысленности человеческого существования, свободного от метафизических и онтологических характеристик. Все это свидетельствует о том, что проблема совершенства связана с глобальной проблемой человека. Как жить человеку в современной культуре? Какими ценностями руководствоваться в своей жизни? К чему стремиться? Совершенен ли мир? Достижимо ли совершенство? Осмысление данных вопросов в значительной степени определяет содержание нравственной культуры. К тому же, в настоящее время недостаточно освещены механизмы духовной деятельности, способствующие совершенствованию личности.

Однако прежде необходимо обратиться к опыту прошлого, ибо без анализа понятий «совершенство», «совершенствование», «совершенный человек», рефлексий над ними в культуре и философии, их трансформаций от эпохи к эпохе и неизменной востребованности в культуре, мы не сможем в полной мере осмыслить духовные основы бытия человека.

Степень разработанности проблемы. Основу диссертационного исследования составляет философское творчество Б.П. Вышеславцева. Русский мыслитель предлагает оригинальное решение проблемы совершенства и совершенствования, связывая ее не только с онтологическим, но и аксиологическим Абсолютом, с необходимостью и возможностью сублимации подсознания личности на основе свободы и силы воображения.

Категория «совершенство» связана с поиском предельных оснований бытия. Она входит в круг проблем, характеризующих активную^ деятельную природу духовной жизни человека. Поэтому философы и ученые издревле в той или иной мере обращались к проблеме совершенства. Среди мыслителей, заложивших основы осмысления данной проблемы и осуществивших категориальный анализ понятия совершенства следует выделить Сократа, Платона, Аристотеля, Марка Аврелия, Фому Аквинского и др. Свой вклад в теоретическую разработку перфекционизма на Западе внесли И. Кант, Ф. Ницше, М. Оссовская, Б. Спиноза, В. Татаркевич, И. Фихте, Э. Фромм, А. Швейцер, А. Шопенгауэр и др.

В эпоху средневековья византийские теологи Дионисий Ареопагит, Симеон Богослов, Василий Великий, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Григорий Палама сформировали культурную традицию понимания совершенствования как процесса обожения человека, то есть постепенного-уподобления его Богу путем посмертного преображения, как души, так и тела.

Среди русских философов, придавших совершенствованию статус ведущей антропологической проблемы, необходимо отметить философов религиозного ренессанса, среди которых - Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, И.О. Лосский, П.И. Новгородцев, Н.Ф. Федоров.

Культурологический подход к изучению проблемы совершенства представлен работами М.М. Бахтина, Н.И. Ворониной, Л.С. Выготского, А. А. Гагаева, А.В. Гулыги, П.С. Гуревича, М.С Кагана, ЛН Когана, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, В.М. Межуева и др.

Значительное влияние на развитие современной этической мысли в перфекционистском направлении оказывают работы Р.Г. Апресяна, О.В. Брейкина, В.П. Веряскиной, О.И. Генисарецкого, А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко, А.В Прокофьева, В.И. Сагатовского, А.П. Скрипника, Н.И. Учайкиной, С.С. Хоружего и др.

На рубеже веков продолжаются попытки осмысления бытия человека и общества сквозь призму совершенства. В контексте культурологических, научных и религиозных учений различные аспекты названной проблемы освещены в диссертациях П.А. Калинина, М.А. Носоченко1.

Следует отметить, что до недавнего времени в отечественной этической мысли проблема совершенства не была дифференцирована. Это и объясняет тот факт, что в советских философских справочниках и словарях нет понятий «совершенство» и «самосовершенствование» личности. Полагалось, видимо, что такие понятия, как «нравственный прогресс», «идеал» и «воспитание» делают их излишними. В современном энциклопедическом словаре по этике Р.Г. Апресяном дано Л развернутое определение данной дефиниции , что свидетельствует о придании понятию совершенства статуса самостоятельной категории* вписанной в набор фундаментальных ценностей этики.

На основании изучения литературы были выделены два подхода к толкованию феномена совершенства — религиозный и этический. Первый из них рассматривает совершенство как особую сферу реальности, атрибут Абсолюта. Соотнесение совершенства с особым, трансцендентным, планом бытия характерно для средневековья (Августин, Ф. Аквинский и др.) и русской религиозной философии (Вл.С. Соловьев, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский и др.). Однако для полноценного анализа феномена совершенства религиозный аспект представляется недостаточным, поскольку не позволяет в полной мере осмыслить стремление к совершенству как факт духовно-нравственного бытия человека.

Этический аспект интерпретации феномена «совершенства» позволяет обозначить механизм конструирования идеального проекта

1 Носоченко М.А. Совершенство как феномен культуры: автореф. дисс.канд. культурологии: 24.00.01. -Барнаул, 2003. - 24 е.; Калинин П.А. Религиозно-научные основы совершенствования человека: автореф. дисс.канд.филос.наук: 09.00.13. - Ставрополь, 2005.-30 с.

2 См.: Апресян Р.Г. Совершенство // Этика: Энциклопедический словарь. - М., 2001. - С. 447-449. деятельности индивида, на реализацию которого направлены все его нравственные устремления. Он предполагает саморазвитие индивидуальности каждой личности, ее самореализацию в течение жизни. Таким образом, совершенствование предстает как процесс бесконечный и самоценный.

Преодоление односторонности обоих подходов (этического и религиозного) возможно на основе их органического синтеза. Подобный синтез осуществлен в концепции совершенства, выдвинутой Б.П. Вышеславцевым. Трансцендентное совершенство (тождественное Абсолюту), в его понимании, не отвергает имманентный мир и человека, а охватывает их, включает в себя. Таким образом, обосновывается необходимость следовать моральным заповедям посредством санкции высшего начала.

Обзор наличной литературы позволяет сделать вывод о непреходящей актуальности теоретических разработок проблемы совершенства в нравственной культуре. Данный феномен допускает многообразие, вариативность толкований в зависимости от мировоззренческих позиций мыслителей. Объединяющим смыслом во всех концепциях совершенства является утверждение идеи приоритета созидания над разрушением, объединения над разделением, развития над деградацией.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в философской литературе определили выбор цели, задач, объекта и предмета исследования.

Объектом исследования является проблема совершенства в системе западных и отечественных культурфилософских концепций.

Предметом исследования является нравственная специфика феномена совершенства в философии Б.П. Вышеславцева.

Гипотеза исследования:

Феномен нравственного совершенства и процесс совершенствования человека имеют безусловную соотнесенность с добром как универсальной культурной ценностью. В философии Вышеславцева совершенство проявляется на следующих уровнях: онтологическом (реальность), антропологическом (природа человека), гносеологическом (категория совершенства), аксиологическом (синтез ценностей как регулятивов в процессе самосовершенствования), праксеологическом (реализация в процессе целенаправленной деятельности).

Цель состоит в выявлении сущности совершенства как универсальной культурной ценности, являющейся многоаспектной категорией, и раскрытия механизма нравственного совершенствования человека в творчестве Б.П. Вышеславцева.

Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Анализ культурфилософских концепций совершенства.

2. Обоснование механизма нравственного совершенствования как регулятивной идеи.

3. Установление качественного своеобразия совершенствования в его светском и религиозном вариантах.

4. Выявление культурфилософского контекста и его влияния на становление концепции совершенства Б.П. Вышеславцева.

5. Описание механизма духовного совершенствования личности в контексте этики сублимации Б.П. Вышеславцева. Теоретические основания исследования: теория «Единого» Платона, теория дианоэтических добродетелей Аристотеля и его теория совершенства, теория всеединства и абсолютной самоценности человека Вл.С. Соловьева, теория биосоциальной природы человека, гуманистический психоанализ Э. Фромма, философское наследие Б.П. Вышеславцева.

В качестве исходных теоретических предпосылок в диссертационном исследовании использованы также работы современных мыслителей: Р.Г. Апресяна, О.В. Брейкина, А.А. Гусейнова, E.JI. Дубко, А.В. Прокофьева, А.П. Скрипника. В них отражены особенности исторического развития морали, сущность и назначение нравственного идеала, основное содержание категории совершенства, принципов процесса совершенствования.

Среди работ отечественных культурологов, философов и историков культуры должны быть отмечены труды В.П. Веряскиной, П.С. Гуревича, JI.H. Когана, В.М. Межуева, В.А. Мильдона.

Методологическими основаниями диссертационного исследования послужили:

- системный подход, в соответствии с которым феномен совершенства представлен в качестве сложного образования, имеющего инвариативную основу, специфические принципы и динамическую сторону;

- синтез онтологического, аксиологического и этического подходов в анализе перфекционистских концепций;

- сравнительно-исторический метод, дающий возможность проследить' развитие содержательного наполнения категории совершенства и путей его достижения в истории светской и религиозной культуры;

- метод интерпретации, способствующий применению этических концептуальных средств в представлении перфекционистского аспекта того или иного философского учения;

- метод сравнения, обеспечивающей выявление в многогранном феномене совершенства собственно этической сущности;

- общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, абстрагирования, позволяющие наиболее продуктивно представить проблему совершенства.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что: проанализирован ряд философских концепций под перфекционистским углом зрения, в результате чего выявлены представления о совершенстве и возможных путях его достижения в культуре; и рассмотрена проблема совершенства в контексте философской традиции и христианской культуры; выявлена специфика совершенства как регулятивного феномена, содержащего ряд концептуальных аспектов: онтологический, этический, антропологический, праксеологический, аксиологический; раскрыта проблема нравственного совершенства и самосовершенствования в русле метафизических и антропологических воззрений Б.П. Вышеславцева.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Феномен совершенства в культурфилософской традиции представлен в нескольких аспектах. В онтологическом совершенство представляет собой космический порядок и количественные соотношения, гармонию (Пифагор), божественный атрибут (Фома Аквинский); в гносеологическом - единство общего (единого) и уникального (многого) понятия (Платон); в антропологическом - свойство человеческой природы как устремленность к развитию всех способностей и возможностей человека (Э. Фромм); в аксиологическом - систему культурных ценностей (религиозные заповеди, моральные нормы и т.п.), в праксеологическом -реализацию в процессе целенаправленной деятельности (Сократ, Аристотель, И. Кант).

2. Нравственное совершенство - понятие, выражающее идею полного воплощения высших моральных ценностей и абсолютно развитой духовности. Совершенство как регулятивная идея содержит следующие элементы:

• духовность как идентификация с Богом, Добром, Благом. Потенциал самосовершенствования;

• развитие личности: самоактуализация, самореализация, самоутверждение;

• самопознание и рефлексия о своих грехах и добродетелях; методики, программы индивидуального характера;

• достижение личностью самоидентификации и свободы в социуме.

3. Представление о совершенстве формируется в процессе рационального и (или) иррационального постижения человеком себя и бытия. В связи с этим выделяются две характерные линии в трактовке совершенства - светская и религиозная. Согласно нерелигиозной трактовке совершенства, человек сам по себе, то есть вне всякой связи с Абсолютом, способен превзойти собственную данность и достичь совершенства. Самосовершенствование представляет собой не движение человека к некоему абстрактному идеалу, а саморазвитие по идеалу, непрерывное приближение к собственной подлинности, лучшему проекту Природы.

Религиозная трактовка совершенства соотносит данное понятие с областью Абсолюта; в человеке признается наличие совершенного божественного образа, и это порождает у него стремление и способность искать Бога. В религиозном контексте совершенствование имеет два аспекта: 1) идентификация с Богом, Христом (богообожение), носящее не столько этический, сколько онтологический характер; 2) устремленность к Богу во времени и пространстве, что неизменно сопровождается следованием моральному закону, аскетической практикой.

4. Этика Б.П. Вышеславцева складывается на основе творческого синтеза западноевропейских и русских культурфилософских парадигм, что позволяет ему создать и применить собственный способ истолкования понятий, включенных в перфекционистское пространство: Абсолютное, самость, диалектика, гармония, эрос, сублимация, свобода.

5. Регулятивный аспект идеи самосовершенствования в культурфилософии Б.П. Вышеславцева представлен через синтез онтологического (соотнесенность с Абсолютом), гносеологического (постижение актуальной и потенциальной бесконечности), антропологического (психофизиологическая сущность человека), аксиологического (совокупность священных христианских ценностей) и праксеологического (реализация в процессе сублимации) уровней человеческого бытия. Существенным механизмом совершенствования человека выступает сублимация как процесс трансформации «эроса подсознания» в энергию жизни и творчества по Христу. На основе творческой силы воображения, религиозного внушения и сублимированной свободы возможно действительное преобразование («преображение») человеческой сущности.

Научная и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют и конкретизируют этические представления о человеческой природе, ее духовном потенциале, а также об образах совершенства, сформированных в философских концепциях на протяжении всего развития человеческой мысли; составляют основу для решения значимой философской проблемы совершенствования личности. Обретение целостности и уникальности человеческого существования осуществляется через самосовершенствование, результатом которого становится полная актуализация всех уровней бытия человека через их органический синтез.

Создание концепции совершенства как инструментария философско-этического знания будет способствовать расширению объектного и предметного поля перфекционистских исследований, выявлению их влияния на современные социокультурные процессы в их духовно-нравственном аспекте. Основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем исследовании проблем совершенства и самосовершенствования человека, а также в разработке теоретико-методологических основ религиоведения, философской и культурной антропологии.

Теоретические обобщения и выводы могут быть положены в основу преподавания спецкурсов «Духовный опыт человека», «Нравственная культура», «Проблема человека в русской философии», «Человек и бог в христианской философии» и т.п., содержание которых может оказаться интересным для студентов различных специальностей.

Материалы диссертации могут представлять интерес так же для средств массовой информации и других структур, занимающихся проблемами духовности, культуры, формирования общественного мнения молодежи.

Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования представлены в виде научных докладов на конференциях: VI Международная научная конференция «Рациональность и свобода» (Санкт-Петербург, 2005 г.); всероссийские научные конференции (Саранск, 2006; Смоленск, 2007); межрегиональная научно-практическая конференция (Саранск, 2006); региональные научные конференции (Саранск, 2006- 2007); Евсевьевские чтения (Саранск, 2004-2007).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, общим объемом 168 страниц. Библиографический список содержит 221 наименование.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Виноградова, Ирина Борисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исследование проблемы совершенства показывает, что данная проблема достаточно широка, многогранна и актуальна. Философы на протяжении многих веков пытались проникнуть в смысл понятия "совершенство", определить его содержательную сторону. Как свидетельствует анализ генезиса названной проблематики, уже на самых ранних этапах оформления философско-этического знания проблема выделилась в качестве одного из значимых объектов изучения.

Обратившись к историко-этическому материалу, мы увидели, что слово "совершенство" с античности раскрывается в двух плоскостях. Изначальный, смысл его заключался в характеристике практической пригодности вещи для определенных целей, достигнутости поставленной цели, свершенности замысла. Позднее оно стало пониматься в метафизическом смысле, какг законченная полнота чего-либо, высшая степень развития и гармоничность мира и человека. Основы исследования совершенства были заложены Платоном. С его точки зрения источником совершенного является трансцендентное бытие. Само совершенство как идея блага имеет онтологический статус, и во всей полноте и завершенности реализуется за пределами земного бытия. Но представление о нем доступно философам; оно соотносимо со сферой должного. Перфекционистская традиция была продолжена Аристотелем, и уже в его философии появляется понятие совершенствования - то есть процесса обретения совершенства. Он раскрывает представление о совершенной личности, путях достижения нравственного совершенства. Высшим проявлением добродетельной жизни он считает созерцательную жизнь, подчиненную деятельности разума. Таким образом, совершенство человека — в его мудрости, которая сама по себе есть добродетель и счастье, вершина развития человека и высшее благо. Характерной особенностью античных представлений было утверждение разума как божественного начала в человеке, и путь совершенствования виделся как путь самоутверждения разума в познании. Подобная традиция отразилась в большинстве перфекционистских доктрин европейской философии.

В.' средневековье идеальная природа совершенства, дополняется полнотою его бытийности, что подводит его к сближению с божественным началом, высшим бытийным принципом. Полное достижение совершенства душой мыслилось превышающим рамки эмпирического существования. Совершенство заключено в Боге, - таким образом, религиозно-мистический смысл понятия выходит на первый план по сравнению с этическим. Только со средневековой эпохи преобладает понимание совершенства и совершенствования как тесно связанных с трансцендентным, потусторонним миром, определяющим их содержание.

В эпоху Нового времени Спиноза разделяет совершенство на божественное (абсолютное) и человеческое (относительное). За человеком1 остается моральная обязанность достижения земного совершенства (посредством разума и любви к Богу).

Позднее, в трудах Ницше, Маркса, совершенство низводится в эмпирию и ставится на службу либо исключительной личности (совершенство сверхчеловека - индивидуализм и сильная воля), либо коллектива (совершенство коллективиста — общественно полезные нравственные качества).

В этике речь идет о совершенстве человека и о путях достижения им совершенства. Общим итогом исследования проблемы- в данном ракурсе стало определение совершенства как некоей ценности, связанной с абсолютной, высшей для человека ценностью. В истории культуры прослеживаются довольно устойчивые традиции перфекционистских исследований.

Согласно религиозной трактовке, берущей свои- принципиальные истоки в философии Платона, идея совершенства трансцендентна человеку и вменяется ему в исполнение. С теологической точки зрения воплощением совершенства является Бог. Бог, который создал человека (по образу своему), становится для человека единственно истинным благом, светом, к которому он должен стремиться всю жизнь. В земной жизни совершенство проявляется в устремленности к Богу как моральному законодателю и реализуется в нравственном поведении. Собственно нравственное совершенство человека заключается в аскетическом образе существования, исполнении всех заповедей под началом любви. Оно является проводником к высшему совершенству - совершенству как полному совпадению с Богом. Этот идеал обретается путем обожения -умирания во плоти и возрождения в Божестве; данная высшая форма религиозного опыта является внеморальной.

Светская, гуманистическая, этика исходит из понимания человека как самодетерминированной индивидуальности, в природе которой заложено5 стремление к совершенствованию. Его предельная цель, идеал - раскрытие человечности в человеке, «утверждение жизни, раскрытие человеческих сил»-(Э. Фромм), целостное развитие индивидуальности, приближение к своей подлинности. Таким образом, совершенство в этике выступает как абсолютная человечность, высшая степень развития духовности. При этом образ совершенства не задается извне, а создается индивидуально, он всегда уникален (как уникален каждый человек).

Нравственное совершенство предполагает не простое следование моральным нормам, принятым в том или ином обществе, но творческое преобразование собственной сущности. В самом понятии «совершенство» присутствует компонент неповторимости и оригинальности. В процессе уникальной творческой самореализации человек творит иную целостность, обретая чувство собственной завершенности, гармонии. Нравственное чувство вины (первородный грех в религии), является катализатором совершенствования. Гетевский Фауст становится человеком, пережив чувство вины перед Маргаритой. Обнаружение внутри себя более чистого (божественного внутри человеческого) заставляет личность каяться и совершенствоваться. Постоянно сверять себя с неким идеалом - и испытывать чувство вины. Такой лейтмотив нравственной жизни характерен для христианской религии и русского менталитета. Не каждый может нести бремя вины, постоянно преодолевая ее. Слабые люди не хотят задумываться над своей виной, превращают ее в самоедство, а не в конструктивное чувство, не разрушается только Личность. И чем сильнее личность, тем четче линии прогресса, тем ярче ощущение совершенства и короче путь к нему.

Современные философские трактовки совершенства сходятся в том, что' стремление к недостижимому идеалу заложено в самой природе человека. Тяга к совершенству может объясняться желанием целостности, поскольку сам человек — часть Вселенной или Божественного бытия (этим определено и его несовершенство). Все цели и идеалы относительны, изменчивы, но в противовес им существует абсолютная цель, неизменная и неразрушимая — Бог, обладающий атрибутом истинного совершенства. Эта цель может осознаваться и не осознаваться, но постоянно присутствует в человеке, и он-интуитивно ощущает ее.

Некоторые методики совершенствования основаны на опоре не на разум, а на подсознательные структуры природы человека. Как более глубокая структура человеческой психики, подсознание содержит в себе весь духовно-душевный опыт индивидуального человеческого бытия. Эта непознанная область психики напрямую связана с трансцендентным бытием, бытием Абсолюта, и взаимодействие с ней делает возможным не только преображение человека, но и активизацию процесса Вселенской эволюции.

С конца XIX в. в философии и этике благодаря, в основном, трудам русских религиозных философов, возрождается средневековая мысль о необходимой взаимосвязи "земного", человеческого, совершенствования и абсолютного совершенства. Философы приходят к выводу о важности наличия объективного критерия нравственной жизни, каковым они считают Бога.

Отождествление совершенства с моральным абсолютом и, далее, позиция рассуждения с точки зрения приоритета нравственных абсолютов как решающих оснований бытия и условий развития всякой духовной жизни характерны для этики Б.П. Вышеславцева. Он выдвинул свою перфекционистскую доктрину, в которой детально разработана природа человека, характер связи несовершенной личности с трансцендентным идеалом, механизм их взаимодействия. Более того, в его философии стремление к нравственному совершенствованию утверждается в качестве основной цели бытия личности.

Именно в системе христианства, по мнению Вышеславцева, заключены возможности полного и адекватного преображения, возвышения человека. Нельзя не согласиться с его аргументами на этот счет. Специфика новозаветной этики в том, что она трансцендентна и, вместе с тем, диалектична. Ее диалектичность проявляется в том, что Бог в Новом Завете существует не только по ту сторону бытия, но и по эту сторону. Он, как трансцендентное начало, снисходит до образа человека и живет в человеческом мире, реализуя моральные (ветхозаветные) законы. Бог выступает не только и не столько, как законодатель, но как идеал, с которым для человека возможно со-творчество, непосредственные отношения «в интимно-сердечном-соприкосновении любви» [34, 19]. Диалектический подход утверждает, что нет стереотипных ситуаций, нет одинаковых людей, поэтому и указывает лишь ориентиры в следовании по пути добра, мало значения придавая строгим моральным нормам в преображении человека и мира. Основной ориентир, конечно, - живая личность Иисуса Христа. Совершенство ее невыразимо (вспомним хотя бы, в качестве примера, то, как трудно изобразить в литературе идеал положительно прекрасного человека), но в христианской религии и этике мы имеем именно духовный идеал, а не готовую схему морально совершенного человека. Возможно, поэтому этот идеал вызывает столько споров, поэтому Он вечен и непреходящ, поскольку Он есть Жизнь, а не выдумка художника.

Концептуальные построения Вышеславцева в религиозном русле имеют твердую психоаналитическую почву. Восхождение к Абсолюту он связывал с процессом сублимации - преобразования низших форм проявлений человеческого бытия в высшие. Таким образом, осуществляется взаимодействие с самой глубокой стороной человеческой психики — подсознанием. На него нельзя- воздействовать- приказами и запретами: бессмысленно заставлять человека быть добрым, совершенствоваться. Но возвысить дух, облагородить его стремления, подвигнуть к творчеству можно под началом любви и идеала, проникшего в душу. И здесь свое слово говорят воображение и свобода, которые помогают двигаться по направлению к совершенству.

Обозревая построения Вышеславцева в целом, мы должны, признать их высокую ценность не только в пределах истории русской мысли, но и за ее пределами. Наибольшая ценность этических, антропологических построений Вышеславцева заключается именно в том, что на основе философского анализа утверждается необходимость признания Абсолюта как последней реальности, и, в1 свою очередь, рождается гимн Человеку, который в неискоренимом стремлении к- совершенству дерзает сравниться с Абсолютом: Человек в-его понимании гораздо большее, чем он думает о себе; он — тайна и сила, которая t, находится в постоянном движении вперед и вверх.

Концепция совершенства Вышеславцева восходит к философским системам, основанным на признании онтологической природы этики, где мораль воспринимается как одна из ступеней на пути приобщения человека к духовности, понимаемой как обращенность человека к абсолютному и высшему началу. Этика в этом случае не просто ориентирует человека на отношения с другими людьми, она требует одухотворения' человеческих отношений, стремление соответствовать тому образцу, который » предполагается нравственным идеалом (Бог, Иисус Христос).

В защиту такой позиции можно сказать, что абсолюты, несомненно, играют значительную роль в процессе нравственного роста, определяют координаты пространства нравственных исканий. Однако логика этих исканий в силу многомерности человеческого бытия не может строиться в соответствии с каким-то одним ведущим принципом. И перфекционизм в этом отношении достаточно плюрален. Та или иная перфекционистская доктрина только предлагает, обосновывает выбор цели, идеала, принципов, системы совершенствования. Выбор же и сама целесообразность совершенствования в жизни и жизни в совершенствовании - остаются за личностью.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Виноградова, Ирина Борисовна, 2008 год

1. Августин Аврелий. Исповедь / Августин Аврелий. М.: Республика, 1992. -335 с.

2. Аверинцев, С.С. Крещение Руси и путь русской культуры / С.С. Аверинцев // Контекст. Литературно-теоретические исследования. — М., 1990.-С. 71-72.

3. Адорно, Т.В. Проблемы философии морали / Т.В. Адорно. М.: Республика, 2000. - 239с.

4. Айзятов, Ф.А. Устойчивое развитие: состояние, модель, стратегия (методологический и философско-экологический анализ) / Ф.А. Айзятов. — Саранск, 1998.-298 с.

5. Айзятов, Ф.А. Тайна человека / Ф.А. Айзятов, В.И. Кемкин, А.С. Чаиркин. -Саранск, 1996.- 118 с.

6. Александрова, Р.И. Россия: духовность, философия любви / Р.И. Александрова, Курносикова Е.А. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1999. -176 с.

7. Алексеев, Н.Н. Религия, нравственность и право / Н.Н. Алексеев // Человек. №6. - 2006.- С. 132-149.

8. Анисмов, С.Ф. Нравственный прогресс и религия / С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1985.-159 с.

9. Апресян, Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р.Г. Апресян. М.: Изд-во РАН, 1995. - 353 с.

10. Апресян, Р.Г. Совершенство // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. - С. 447-449.

11. Апресян, Р.Г. Одухотворенность / Р.Г. Апресян // Человек. 1996. - №4. -С. 60-75.

12. Аристотель. Метафизика / Аристотель. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.-608 с.

13. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. -Т.4. 394 с.

14. Аристотель. Политика/ Аристотель. Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль, -1976.-Т. 1.-256 с.

15. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию. М.: Нар.акад.культура, 1993. -350 с.

16. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — 444 с.

17. Бердяев, Н.А. Диалектика божественного и человеческого / Н.А. Бердяев. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. - 620 с.

18. Библер, B.C. Цивилизация и культура: Философские размышления в канун XIX в. М.: Гуманит.ун-т, 1993. - 48 с.

19. Борзенко, И. М. Человечность человека: Основы современного гуманизма / И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, J1.A. Кудишина; под ред. А.Г. Круглова и В. А. Кувакина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Рос. гуманист, об-во, 2005. — 390 с.

20. Борунков, Ю.Ф. Структура религиозного сознания / Ю.Ф. Борунков. М.: Мысль, 1971.- 176 с.

21. Брегадзе, А.А. Проблема сущности личности / А.А. Брегадзе // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира: сб. статей. Вып. I. СПб: Изд-во «Петрополис», 2001.- С. 22-31.

22. Брейкин, О.В. Становление нравственного идеала в культурах Древнего мира / О.В. Брейкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. - 148 с.

23. Бруно, Дж. О героическом энтузиазме / Дж. Бруно; пер.с итал. Киев: Новый Акрополь, 1996. - 288 с.

24. Булычев, И.И. Мораль как основной связующий фактор Абсолюта (Бога) и человека в русской религиозно-философской антропологии / И.И. Булычев // На рубеже эпох. Тамбов: Тамбов, гос. ун-т, 1996: - С. 20-28.

25. Величко, В.П. Нравственное возвышение личности / В.П. Величко. — Минск: Беларусь, 1982.-208 с.

26. Вениамин, (Новик), игумен. Актуальные проблемы российского православного церковного сознания / Игумен Вениамин (Новик) // Вопросы философии. 1999. -№ 2. - С. 128-142.

27. Веряскина, В.П. Ценностно-нормативные источники концепции человеческого потенциала / В.П. Веряскина // Человек. 2005. - №2. — С. 41-45.

28. Веряскина, BIX Концепт «образцового человека» / В.П. Веряскина // Человек. 2004. - №4.

29. Войтыла К. Основания этики / К. Войтыла // Вопросы философии. 1991. - №1.—С.40.47.

30. Воронина, Н.И. Теоретическая культурология / Н.И. Воронина.— Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2001. 208 с.

31. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. — М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. — 1136 с.

32. Выготский, JI.C. Психология развития человека / JI.C. Выготский. М.: Изд-во «Смысл»; Изд-во «Эксмо», 2003. -567.

33. Вышеславцев, Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике / Б.П.

34. Вышеславцев // Вопросы философии. 1990. - №4. - С.62-63.

35. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного Эроса / Б.П. Вышеславцев. — М.: Республика, 1994.-368 с.

36. Вышеславцев, Б.П. Вечное в русской философии* / Б.П. Вышеславцев // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. — М.: Республика, 1994. — 368 с.-С. 154-325.

37. Вышеславцев, Б.П. Парадоксы коммунизма / Б.П. Вышеславцев // Путь. Кн. I. М.: Информ-Прогресс, 1992. - С. 350.

38. Вышеславцев, Б.П. Философская нищета марксизма / Б. П. Вышеславцев

39. Б.П. Вышеславцев. Сочинения. -М.: Раритет, 1995. — 461 с. С. 15-181.

40. Гаврюшин, Н.К. Б.П. Вышеславцев и его «философия сердца» / Н.К.

41. Гаврюшин // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С.55-87.

42. Гагаев, А.А., Русская душа / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев — Пенза, 1996. 265 с.

43. Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века / П.П. Гайденко. М.: Республика, 1997. - 494 с.

44. Гайденко, П.П. Нравственная природа человека в европейской традиции XIX XX вв. / П.П. Гайденко // Этическая мысль. - М.: ИФ РАН, 2000. -С.34-41.

45. Гайденко, П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века / П.П. Гайденко. — М.: Прогресс Традиция, 2001. - 472 с.

46. Генисарецкий, О. Концепция человеческого потенциала: исходные ' соображения/ О. Генисарецкий, И. Носов, Б. Юдин// Человек. 1996. - №4. — С. 5-22.

47. Генисаретский, О.И. Окрест вершин: антропологическое воображение и перфективный праксис // Совершенный человек. Теология и философия образов / Сост. и отв. ред. Ш. М. Шукуров. — М.: Институт Востоковедения, Валент, 1997. — 447 с.

48. Грыжанкова, М.Ю. Иоанн Златоуст в социуме ранней Византии и России / М.Ю. Грыжанкова. Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 2002. - 88с.

49. Гулыга, А. Русский религиозно-философский ренессанс / А. Гулыга // «Наш современник», 1990. №7. - С. 185-187.

50. Гунницкий, Г.Н. Смысл жизни, счастье, мораль / Г.Н. Гунницкий. М.: Знание, 1981.-64 с.

51. Гуревич, П.С. Философия человека: в 2 ч. / П.С. Гуревич. М.: ИФРАН, 2001 Электронный ресурс.:http://www.philosophy.m/iphras/library/gurevich/philos2.htm

52. Гуревич, П.С. Философия культуры. -М.: Аспект, 1994. 228 с.

53. Гусейнов, А.А. Великие моралисты /А.А. Гусейнов. — М.: Республика, 1995. -351 с.

54. Гусейнов, А.А. Этика /А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. — М.: Гардарики, 1998.-472 с.

55. Гусейнов, А.А. Что же мы такое? / А.А. Гусейнов // Человек. — 2001. — № 2.-С. 5-19.

56. Гусейнов, А. Краткая история этики / А. Гусейнов, Г. Иррлитц. М.: Мысль, 1987.-413 с.

57. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / Bi Даль. -М.: Терра, 1995. Т.1. - С. 257-258; Т.4. - С. 254-255.

58. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М.: Мысль. 1986. 571 с.

59. Доленко, Д.В. Геополитика в XXI веке / Д.В. Доленко. Саранск, 2004. -140 с.

60. Доленко, Д.В. Россия в процессе политической модернизации: сб. научных трудов / Под ред. Д.В. Доленко. Саранск: Изд-во Морд.ун-та, 2005.-228 с.

61. Дробницкий, О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк / О.Г. Дробницкий. М.: Наука, 1974. - 368 с.

62. Дробницкий, О.Г. Научная истина и моральное добро / О.Г. Дробницкий // Наука и нравственность. М.: Политиздат, 1971. - С. 312-322.

63. Дубко, Е.Л. Идеал, справедливость, счастье / Дубко Е.Л, В.А. Титов. — М.: Изд-во МГУ, 1989.- 191с.

64. Дубровский, Д. И. Обман: Опыт философско-психологического анализа / Д.И. Дубровский. М.: ДОРВИ, 1994. - С. 98.

65. Евлампиев, И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта / И.И. Евлампиев. СПб.: Алетейя, 2001: в 2 ч. - 4.1. - 415 е., Ч. 2. - 413 с.

66. Евлампиев, И.И. Антропологическая тема в русской философии / И.И. Евлампиев// Вестник СПбГУ. Серия 6: Философия. Вып. 3, 1998. С. 2429.

67. Евлампиев, И.И. История русской философии / И.И. Евлампиев. — М:: Высшая школа, 2002. 584 с.

68. Ерина, Е.Б. Б.П. Вышеславцев / Е.Б. Ерина. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н / Д, 2006.-112 с.

69. Зеньковский, В: В. История русской философии / В.В. Зеньковский. М.: Раритет, 2001. - 880 с.

70. Зеньковский, В.В. Б.П. Вышеславцев как философ / В.В. Зеньковский// Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып.1./ Сост.: A.JI. Доброхотов, С.Б. Неволин, Л.Г. Филонова. - М.: Изд-во «Кн! палата», 1993. - 368 с. - С. 125-134.

71. Зеньковский, В.В. Об образе Божием в человеке / В.В. Зеньковский // Вопросы философии. №12. - 2003. - С. 147-161.

72. Зеньковский, В.В. Основы христианской философии. М.: Канон, 1997. -560с.

73. Зотов, Н.Д. Нравственная активность личности: сущность и этапы становления / Н.Д. Зотов. -М.: Знание, 1981. 115 с.

74. Иванов, А.В. Метафизический статус Московского университета / А.В.

75. Иванов,// Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. М.:

76. Изд-во Москов.ун-та, 2004. №6. - С. 5-7.

77. Иванченко, Г.В. Три грани совершенной любви / Г.В. Иванченко. -Человек-2006. № 2. - С. 70-81.

78. Иванченко, Г.В. Самоопределение личности как открытый проект / Г.В. Иванченко //Человек. 2005 - №3. - С. 5-16.

79. Игнатовский, JI. И. Нравственное самовоспитание личности в условиях развитого социализма/ Л.И. Игнатовский. — М.: Высшая школа, 1979. — 135с.

80. Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. — М.: Республика, 1993. — 430 с.-С. 307.

81. Ильин, В.В. Моральные абсолюты в нормативном сознании / В.В. Ильин // Вестник Моск. ун-та. Сер:7. Философия. 1992. - № 5.- С. 3-16.

82. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. — М.: Изд-й отдел Моск. Патриархата, 1993. 894 с.

83. Иоанн Златоуст. Избранные творения. Беседы на послание к римлянам. -М.: Изд-й отдел Моск. Патриархата, 1994. 859 с.

84. Иррлитц, Г. Этика Джордано Бруно / Г. Иррлитц. М.: Знание, 1985. - 64 с.

85. История этических учений / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003.-911 с.

86. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с.

87. Калинин, П.А. Религиозно-научные основы совершенствования человека: Автореф. дисс.канд.филос.н. /П.А. Калинин. Ставрополь, 2005. -30 с.

88. Канке, В.А. Философия / В.А. Канке. — М.: Логос, 2001.— 272 с. С. 105.

89. Кант, И. Основоположения метафизики нравственности // И. Кант. Собрание сочинений: В 6 тт. Т.4. -М.: ЧОРО, 1965. 630с.

90. Кант, И. Критика практического разума // И. Кант. Собрание сочинений: В 6 тг. Т.4. М.: ЧОРО, 195. - 630с.

91. Кант, И. Трактаты и письма / И.Кант. М.: Наука, 1980. - 709 с.

92. Кант, И. Из «Лекций по этике» (1870-1782) / И. Кант // Этическая мысль. Ежегодник. - М.: Политиздат, 1990. - 480 с. - С. 297-323.

93. Кевбрин, Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон / Б.Ф. Кевбрин. М., 1998, 244 с.

94. Коган, Л.Н. Теория культуры / ЛН. Коган.-Екатеринбург: УрГУ, 1994.-160 с.

95. Краус, В1 Нигилизм сегодня, или Долготерпение истории. Об идеалах.

96. Эссе/ В. Краус. М.: Радуга, 1994. - 256 с.

97. Кузнецова, Г. В. Природа моральных абсолютов / Г.В. Кузнецова, JI.B.

98. Максимов. М.: Наследие, 1996. - 127 с.

99. Лазарева, А.Н. Идея нравственно-духовного единства и свободыличности в русской религиозной философии / А.Н. Лазарева // Философскиеисследования. — 2003. — № 2. — С. 61-76.

100. Латинско-русский словарь. М.: «Русский язык», 1976. — 1096 с. — С. 16.

101. Левада, Ю.А. Мера всех вещей / Ю.А. Левада, Т.А. Ноткина // Вчеловеческом измерении. -М., 1989. С. 10-22.

102. Левицкий, С.А. Очерки по истории русской философии / С.А. Левицкий. -М.: «Канон», 1996. 454 с.

103. Лосев, А.Ф. Личность и Абсолют / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1999. - 719 с.

104. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 524 с.

105. Лоскутов, Ю. В. Формирование целостного человека — основа развития современной цивилизации / Ю.В. Лоскутов // Философское осмысление судеб цивилизации. М.: Кафедра философии РАН, 2002. - 4.4. -С.107-110.

106. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. М.: Высшая школа, 1991. - 559 с.

107. Лосский, Н.О. Учение о перевоплощении / Н.О. Лосский // Лосский Н.О. "Учение о перевоплощении. Интуитивизм". М.: Изд. группа "Прогресс", 1992. - С. 13-134.

108. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло / Н.О. Лосский. М.: Республика, 1994.-409 с.

109. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства XVIII- нач. XIX вв. СПб: Искусство - СПБ, 1994. - 339 с.

110. Межуев, B.M. Культура и история / В.М. Межуев. М.: Политиздат, 1977.-199 с.

111. Микешина, JI.A. Философия науки / JI.A. Микешина. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. — 440с.

112. Микешина, Л.А.Философия познания: полемические главы / Л.А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 624 с.

113. Маркс, К Сочинения в 3-х тт.: 2-е изд/ К. Маркс, Ф. Энгельс. М: Политиздат,1986r.-T.3.:-693c.

114. Маркс, К. Из ранних произведений/ К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1956.1. С. 590.

115. Марксистская этика / Общ.ред. А.И. Титаренко. М.: Политиздат, 1986.-336 с.

116. Мень, А.В. История религии: в 7 тт./ Протоирей А. Мень. М.: Слово,1992. Т. 4: Дионис, Логос, Судьба. - 271 с.

117. Мень, А. Человек в библейской аксиологии /А. Мень // Мень А. Трудный путь к диалогу: Сборник. М., 1992. - С. 395-409.

118. Мень, А. Сын человеческий / А. Мень. М.: Правда, 1991. - 415 с.

119. Мильдон, В.А. Совершенный человек/ В.А. Мильдон // Человек. 1990. -№ 3. - С. 50-60.

120. Михайлов, В.Д. Поднимись над собой: Нравственные аспекты активизации человеческого фактора / В.Д. Михайлов. Якутск: Кн.изд-во, 1989. - 143 с.

121. Модификация человека (круглый стол Института философии РАН и журнала «Человек») // Человек. 2006. - №6 - С. 82-96.

122. Моральный кодекс строителя коммунизма // Философский словарь / Под. ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. М.: Политиздат - 1963. - 545 с. -С. 283.

123. Мур, Дж. Природа моральной философии / Дж. Мур. М.: Республика, 1999.-351 с.118: Мур, Дж. Принципы этики / Дж. Мур. М.: Прогресс, 1984. - 324с.

124. Назаров, В.Н. Опыт хронологии русской этики XX века: второй период (1923-1959) / В.Н. Назаров // Этическая мысль. Ежегодник. - М.: ИФ РАН, 200.-С. 42-51.

125. Неллас, П. Образ Божий / П. Неллас // Человек. 2000. - № 4. - С. 71-86.

126. Нерсесянц, B.C. Сократ / B.C. Нерсесянц. М.: Изд.гр. Инфра. М-Норма, 1996.-312 с.

127. Никитин, Е.П. Самоутверждение человека / Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова//Вопросы философии. 1997. - № 9. - С. 96-117.

128. Ницше, Ф. Сочинения: Философская проза. Стихотворения / Ф.Ницше; пер. с нем.; Редактор-сост. Т.Г. Тетенькина. Калининград: ФГИУПП «Янтарный сказ», 2002. - 456 с.

129. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Ницше Ф: По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 848 с. - С. 557-747.

130. Новгородцев, П.И. Об общественном идеале / П.И. Новгородцев. М.: Пресса, 1991.-С. 13-523.

131. Новый Завет. -Минск: корпорация «Пикорп», 1995. -264 с.

132. Носоченко, М.А. Совершенство как феномен культуры: автореф. дисс. .канд. культуролог, н. / М.А. Носоченко. Барнаул, 2003. - 24 с.

133. Нравственное самосовершенствование личности (По материалам «круглого стола». Москва, 1987г.). М.: Знание, 1989. - 64 с.

134. Омельченко, Н.В. Человек в современных философских концепциях / Н.В. Омельченко// Человек. 2002 г. - .№5.

135. Оссовская, М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали/ М. Оссовская. М: Прогресс, 1987. - 528 с.

136. Писачкин, В.А. Природа: разум и милосердие / В.А. Писачкин. — Саранск: Мордов. книж. изд-во, 1990. 184 с.

137. Писачкин, В.А. Социология жизненного пространства / В.А. Писачкин.- Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1997. 180 с.

138. Платон. Пир / Платон // Платон. Сочинения: в 3 т. М.: Мысль, 1970. -Т. 2.-516 с.

139. Плотин. Сочинения / Плотин. СПб: Алетейя, 1995. — 762 с.

140. Платон. Филеб / Платон. Соч. в 3-х томах.- М.: «Мысль», 1971. — Т. 3,ч. I. 687 с.

141. Платон. Федон / Платон. Собр. соч. в 4-х томах. — М.: "Мысль", 1993. -Т. 2. -С. 96-128.

142. Постмодернизм Электронный ресурс. /http://www.philosophy.ru/edu/rel7rudnev/b 177.htm.

143. Прокофьев, А.В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: исследование неоднородности нравственных феноменов / А.В. Прокофьев; НовГУ имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. - 284 с.

144. Прокофьев, А.В Долженствование и возможность / А.В. Прокофьев // Вопросы философии. 2003- № 6. - С. 69-86.

145. Прокофьев, А.В. Идея нравственного совершенства в социальной этике /А.В. Прокофьев// Человек. 2004 - №4. - С.64-77.

146. Разин, А.В. Моральные абсолюты в историческом мышлении / А.В. Разин // Вестник Московского ун-та. Серия 7. Философия. №2, 1997. С. 90-105.

147. Разин, А.В. Ценностная ориентация и благо человека / А.В. Разин // Вестник Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1996. -№1. - С. 77-87.

148. Рассел, Б. История западной философии/ Б. Рассел. М.: Изд-во Иностранная литература, 1959. - 935 с.

149. Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию/ К.Р. Роджерс; пер.с англ. М. Злотник. М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 с. -С.201.

150. Розентол, С.Б. Этическое измерение человеческого существования / С.Б.

151. Розентол //Вопросы философии. —1995. -№5. С. 137-142.

152. Рябов, Д.Д. Социалистическое государство и воспитание нового человека / Д.Д

153. Рябов.-М.: Изд-во Моек Гос-ш ун-та, 1972. 155 с.

154. Сабиров, В.Ш. Проблема добра и зла в христианской этике / В.Ш.

155. Сабиров//Человек.- 2001. № 5. - С. 125 - 135.

156. Савкин, Н.С. Социальная философия / Н.С. Савкин. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — 176 с.

157. Сагатовский, В.Н. Бытие идеального / В.Н. Сагатовский. СПб: ООО "Издательство "Петрополис", 2003. - 104 с.

158. Савкин, Н С. Философия ненасилия / Н.С. Савкин // Вестник Морд.ун-та, 1994, №4.

159. Самохвалова, В.И. Творчество и энергии самоутверждения / В.И. Самохвалова // Вопросы философии. 2006 г. - №5 - С. 34-46.

160. Сапов, В.В. Философ преображенного эроса / В.В. Сапов // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. — 368 с. - С. 5-12.

161. Сапронов, П.А. Русская философия. Опыт типологической характеристики / П.А. Сапронов. СПб.: Церковь и культура, 2000.-396 с.

162. Семенова, С.Г. Николай Федоров и Фридрих Ницше / С.Г. Семенова //

163. Вопросы философии". 2001. - № 2. - С. 43-52.

164. Сенека, JL А. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии / Луций Анней Сенека. Пер.с лат. - М.: Худож. литература, 1986. — 541 с.

165. Скрипник, А.П. Моральное зло / А.П. Скрипник. — М.: Полит, литература, 1992.-351 с.

166. Скрипник, А.П. Этика / А.П. Скрипник. М.: Проект, 2004. - 352 с.

167. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

168. Совершенный человек. Теология и философия образов. /Сост. и отв.ред. Ш. М. Шукуров. — М.: Институт Востоковедения, Валент, 1997. — 447с.

169. Соина, О.С. Этика самосовершенствования: JI. Толстой, Ф.Достоевский, Вл. Соловьев (Философское эссе) / О.С. Соина. — М.: Знание, 1990.-64 с.

170. Соколов, В.В. Европейская философия XV XVII веков / В.В. Соколов. — М.: Высшая школа, 2003. — 428 с.

171. Соловьев, B.C. Оправдание добра: Нравственная философия / B.C. Соловьев. М.: Республика, 1996. - 479 с.

172. Соловьев, B.C.-Смысл любви / B.C. Соловьев. // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т.- М.: Мысль, 1990. Т. 2. - С. 493-547.

173. Соловьёв, В. С. Идея сверхчеловека // B.C. Соловьев. Сочинения: в 2 т. М: «Мысль», 1989. - Т. 2. - 687 с.

174. Соловьев, Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. 416 с.

175. Социальная философия / Под ред. И.А. Гобозова. М.: Издатель Савин С.А., 2003. - 528 с.

176. Спасибенко, С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека / С.Г. Спасибенко // Социально-гуманитарное знание. -№2.-2002. С. 109-126.

177. Спасибенко, С.Г. Биолого-генетические основания социальной структуры человека / С.Г. Спасибенко // Социально-гуманитарное знание. -№3.-2002. С. 97-113.

178. Спиноза, Б. Приложение, содержащее метафизические мысли / Спиноза. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - 608 с. - С. 134- 280.

179. Спиноза, Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье/ Спиноза. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 608 с. - С. 23-133.

180. Спиноза, Б. Трактат об усовершенствовании разума / Б. Спиноза. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 608 с. - С. 281-325.

181. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 608 с.-С. 327-591.

182. Степин, B.C. Философия науки / B.C. Степин. М.: Гардарики, 2006. -384 с.

183. Субири, К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла / К. Субири //Человек. 2000. - № 2-5.

184. Судаков, А.К. Абсолютная нравственность: этика автономии и безусловный закон / А.К. Судаков. М.: Эдиторная УРСС, 1998. - 237с.

185. Судаков, А.К. Этика совершенства в нравственной системе И. Канта /

186. А.К. Судаков / / Этическая мысль. — Вып. 4. — М., 2003. — 205 с. 67-89

187. Сухарев, А.И. Фундаментальные и прикладные проблемы* регионологии: сб. научных статей / Под ред. А.И. Сухарева, В.В. Козина; НИИ Регионологии при Мордов. гос. ун-те. Саранск, 2003. - 336 с.

188. Сухарев, А.И. Основы регионологии / А.И. Сухарев. Саранск, 1996. — 120 с.

189. Татаркевич, В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс,1981.- 367 с.

190. Титаренко, А.И. Критерий нравственного прогресса. Критические очерки / А.И. Титаренко. М.: Мысль, 1967. - 190 с.

191. Толстых, В.И. Сократ и мы: об активной позиции личности и нравственных ее исканиях / В.И. Толстых. М: Политиздат, 1981. - 383с.

192. Успенский, П.Д. Психология возможной эволюции человека / П.Д.

193. Успенский. СПб.: ИД «Весь», 2001.-192 с.

194. Учайкина, Н.И. Утопическое сознание как социокультурный феномен врусской историософии: автореф. дисс.доктора философских наук / Н.И.

195. Учайкина. Саранск, 2002. - 54 с.

196. Учайкина, Н.И. Утопия и утопическое сознание в русской культуре XVIII первой половины XIX вв. / Н.И. Учайкина. - М.: Прометей, 2001. -254 с.

197. Фаулз, Д. Аристос: Философская эссеистика / Д. Фаулз. СПб.: «Симпозиум», 2003. - 284 с.

198. Филонова, Л.Г. Борис Петрович Вышеславцев/ Л.Г. Филонова // Русские философы (конец XIX — середина XX века): Антология. Вып.1. — М.: Изд-во «Кн. палата», 1993. 368 с. - С. 120-125.

199. Философия: Курс лекций. / Отв.ред.Б.Ф. Кевбрин; Саран, кооп. ин-т МУПК. Саранск, 2002. - 452с.

200. Фихте, И.Г. Назначение человека // Фихте И.Г. Сочинения в 2т. Т.2 — СПб: Мифрил, 1993. С. 65-224.

201. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / Флоренский П.А. // Флоренский П.А. Сочинения: в 2-х томах. М.: Правда, 1990. Т.1.-490 с.

202. Фома Аквинский. О благе и зле // Вопросы философии. 1997. - № 9. - С. 163-179.

203. Франк, С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии / С.Л. Франк. // Философы России XIX-XX столетий. М.: «Книга и бизнес», 1995.-750 с. -С. 719-726.

204. Франк, С.Л. Свет во тьме / С.Л. Франк. М.: Факториал, 1998. -256 с.

205. Франк, С.Л. Крушение кумиров // Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990.-607 с.-С. 113-180.

206. Франк, С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990.-607 с.-С. 183-555.

207. Франкл, Л.В. Человек в поисках смысла / Л.В. Франкл. М.: Прогресс, 1999.-368 с.

208. Фрейд, 3. По ту сторону принципа наслаждения/ 3. Фрейд. — М.: Прогресс, Литера, 1992. — 567 с.

209. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм М.:

210. Республика, 1994. 447 с. .

211. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. Киев: Ника-Центр, 1998. - 400с.-С. 189-389.

212. Фромм, Э. Из плена иллюзий / Э. Фромм. М.: ИНИОН, 1991. - 147 с.

213. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. СПб.- М.: ООО Изд-во ACT: ООО «Транзиткнига», 2004. - 572 с.

214. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. М.: "Коллегиум", 1992.- 253 с.

215. Хен, Ю.В. Теория и практика усовершенствования человеческой «породы» / Ю.ЧВ. Хен // Вопросы философии. 2006. - № 5. - С. 123-136.

216. Церковь Христова / Сост. И.М. Косов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.-400 с. ;

217. Цицерон. Философские трактаты. М.: Наука, 1985. - 382 с.

218. Шарден, П. Тейяр де. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. М:1. Наука, 1987.-240 с.

219. Швейцер, А. Культура и этика / А. ТТТвейцер. М.: Прогресс, 1973. - 344 с.

220. Шишкин, А.Ф. Человеческая природа и нравственность: Историко-критический очерк / А.Ф. Шишкин. М.: Мысль, 1979. - 268 с.209'. Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауэр. М.: Республика, 1992. - 448 с.

221. Шрейдер, ЮА. Этика. Введение в предмет/ ЮА Шрейдер. М: Текст, 1998. -271с.

222. Шубарт, В. Европа и душа Востока / В. Шубарт // Общественные науки и современность. 1993.-№ 1.-С. 108-120.'

223. Эпиктет. Беседы Электронный ресурс. http://sem44.narod.ru/epiktet/glava2.htm#t0208

224. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Апресяна Р.Г., Гусейнова А.А. М.: Гардарики, 2001. - 671 с.

225. Этика: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Гусейнова А.А., Дубко Е.Л. М.: Гардарики, 1999. - 496 с.

226. Юдин, Б.Г. О человеке, его природе и его будущем / Б.Г. Юдин // Вопросы философии. 2004. - № 2. - С. 16-29.

227. Юдин, Б.Г. Еще раз о перспективах человека / Б.Г. Юдин // Человек. -2004.-№4.

228. Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. М.: «Университетская книга», 1998.-716 с.

229. Goffman, Е. The Presentation of Self in Everyday Life. Garden City, N. Y., 1959- 154 p.

230. Laing, R. D. The Divided Self. Harmondsworth, 1965.-196 p.

231. Taylor, Ch. Sources of the self. The Making, of the Modern Identity (Harvard University Press), 1994. 211 p.

232. Rainbolt, Dg. W. Marcy: an independant, imperfect virtue // American Philosophical Qurterly. V. 27. N 2. April 1990. P. 169-172.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.