Философия творчества Б. П. Вышеславцева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Кондратьев, Евгений Андреевич
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 139
Оглавление диссертации кандидат философских наук Кондратьев, Евгений Андреевич
Введение
Глава I. Онтология и проблема свободы в философии творчества Б.П. Вышеславцева
1.Абсолютное и бытие. (Абсолютное, бесконечность и ступени бытия. Закономерности соотношения ступеней бытия. Понятие материи. Идеал-реализм.)
2.Свобода и произвол. (Свобода и необходимость. Антиномии свободы.)
Глава П. Сублимация свободы и сущность творчества
1. Проблема сублимации свободы. (Предназначение творчества. Этика закона. неспособность закона преодолеть свободу произвола, сопротивление плоти. Этика благодати. Этика благодати и сублимация бессознательного. Вера и свобода воли. Критика рационализма.)
2. Творчество как воплощение и построение гармонии. (Назначение творчества. Особенности концепции творчества Вышеславцева. Творчество как исчерпание противоречий. Творчество как воплощение. Спасение и гармония.)
3. Роль воображения и образа в преображении иррационального
Трансформирующая сила воображения. Значение творческого образа.)
Глава Ш. Творчество и личность
1. Сердце как источник свободы и творчества
2. Персональные ценности как вершина сублимации. (Конкретное единство личности. Проблема творческого преображения русской душевной стихи).
3 .Творчество, социальный вопрос и хозяйство
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Философия преображенного Эроса и метафизика сердца Б. П. Вышеславцева2003 год, кандидат философских наук Голович, Радое
Проблемы человека и культуры в философии Б. П. Вышеславцева2000 год, кандидат философских наук Дядина, Елена Анатольевна
Нравственное совершенство в культурфилософском творчестве Б.П. Вышеславцева2008 год, кандидат философских наук Виноградова, Ирина Борисовна
Этика сублимации Б.П. Вышеславцева2007 год, кандидат философских наук Абрамова, Анастасия Владимировна
Проблемы любви в философии В.С. Соловьева и его "школы"2003 год, кандидат философских наук Кизюн, Галина Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия творчества Б. П. Вышеславцева»
Актуальность темы исследования
Борис Петрович Вышеславцев (1877, Москва -1954, Женева) является одним их самых значительных философов и диалектиков русского зарубежья первой половины XX столетия. Однако до сих пор творческое наследие этого мыслителя еще не становилась предметом систематического научного исследования, хотя в последнее время о Вышеславцеве опубликован ряд статей и предисловий к его работам. Задача данной работы - восполнить этот пробел и сделать картину русского религиозно-философского ренессанса более полной.
В 1994 году издательством «Республика» были впервые в России напечатаны важнейшие труды Вышеславцева: «Этика преображенного Эроса» и «Вечное в русской философии». В 1995 году в «Библиотеке духовного возрождения» были переизданы работы «Философская нищета марксизма» и «Кризис индустриальной культуры». В печати в последнее время появился ряд статей Вышеславцева, напечатанных в довоенное время в эмигрантских журналах и теперь труднодоступных, появились даже новые, ранее неизвестные архивные материалы, однако большинство статей Вышеславцева по-прежнему не опубликованы в России. Кроме того, первая фундаментальная работа философа, его диссертация «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии», объемом примерно в 700 страниц, не переиздавалась с 1914 года.
Исследователь или читатель, приступающий к изучению творчества Вышеславцева, сталкивается поначалу с некоторыми трудностями, а именно, разбросанностью идей Вышеславцева по различным статьям, небольшим числом крупных философских работ, краткостью в разработке многих важных тем, некоторой импровизационностью и несистематичностью философии Вышеславцева. К достоинствам философии Вышеславцева можно отнести афористичность, изящество и образность философского мышления, которые хорошо иллюстрируют диалектические выводы, которые делает Вышеславцев. В мысли философа органично сочетаются логическая форма и художественная сила. Ощущение несистематичности работ Вышеславцева пропадает, стоит погрузиться в круг разбираемых Вышеславцевым проблем, - так все они диалектически взаимосвязаны. Вышеславцев любую проблему представляет в виде антиномии, различные темы у него постоянно перекликаются друг с другом, повторяются во все новых вариациях и по-новому трактуются.
Вышеславцев был хорошо известен и признан в философских кругах русской эмиграции, общался он и с ведущими европейскими мыслителями, такими, как Н.Гартман и К.Г.Юнг. На идеи Вышеславцева часто ссылались ведущие русские философы, и как правило, отзывы о его философии были либо положительные, либо порой восторженные. Существует мнение, что многие из рассмотренных Вышеславцевым тем уже были поставлены в русской философии другими мыслителями. Это верно только отчасти и нисколько не умаляет философской оригинальности Вышеславцева, так как в каждую из поднятых им тем он внес оттенок своей виртуозной мысли, что сделало его философские выводы оригинальными, глубокими и плодотворными. Хотелось бы также отметить последовательность и большую внутреннюю цельность философского творчества Вышеславцева. Уже в ранних его работах были намечены эскизные, но уже вполне отчетливые разработки будущих больших тем.
Вопросы, которые разбирает Вышеславцев, актуальны для русской философии и поставлены им по-новому. Основная тема философии Вышеславцева - это тема творчества. Философия Вышеславцева антропологична, так как говорит о творческом назначении человека. Здесь мысль Вышеславцева, безусловно, тесно смыкается с мыслью Бердяева. Но философия Бердяева изучена уже очень хорошо, поэтому было бы чрезвычайно важно показать и альтернативную Бердяеву концепцию творчества, развиваемую примерно в том же направлении, но совершенно самостоятельную. Вышеславцев рассматривает проблему творчества в связи с религиозной идеей обожения, спасения мира. Концепция Вышеславцева - один из вариантов трактовки идеи обожения в русской философии, основывающийся в первую очередь на идее сохранения мира в творчестве. Проблема творчества у Вышеславцева понимается не как узкая, сугубо эстетическая проблема. Вышеславцев строит религиозно-нравственный фундамент культуры и художественного творчества. В его концепции человек рассматривается как сила, способная к преображению себя и мира. Вышеславцев в духе христианской традиции полагает, что мир должен быть целиком преображен и просветлен. Веру и христианскую любовь Вышеславцев считает «творческими силами». Любовь является «высшей творческой силой», а вера «предвосхищает» конкретное творческое дело любви.
Задача Вышеславцева, в отличие от Бердяева, не столько в апологии творчества, сколько в раскрытии сущности и движущих сил творчества. Конечно, Вышеславцев не в меньшей степени, чем Бердяев, является апологетом творческой свободы, но он не отрывает свободу от мира, показывая, как свобода может преобразить мир, не теряя своей сущности.
У Вышеславцева обнаруживается множество интереснейших и оригинальных постановок проблемы свободы, связанных, например, с сущностью Абсолютного, а также с антиномичностью свободы.
Развивая концепцию творчества, Вышеславцев подробно разрабатывает проблему соотношения Абсолюта и мира. В духе русской философской традиции Вышеславцев обращается к идее Абсолюта как высшей ценности. Основной пафос философии Вышеславцева - это творческий пафос возведения мира к Абсолюту, направленный против профанации высших нравственных и культурных ценностей. Вышеславцев подчеркивает значение Абсолютного в духовной жизни и отмечает, что русской философии свойственна постановка предельных вопросов, поиск Абсолюта.
Силой, ведущей человека к Абсолюту, является творческий Эрос, «влюбленность» в прекрасное. Эрос стремится к бесконечному, но в понимании Вышеславцева не к отрешенной сфере идей, а к конкретной полноте бытия. Прекрасное, которого жаждет Эрос, согласно Вышеславцеву, включает как идеальное, так и преображенное материальное. Здесь в контекст своей концепции Вышеславцев вводит понятие воплощения. Прекрасное, красота - это не отвлеченная, идеальная красота, а воплощенная красота. Преображение мира состоит в «рождении в красоте». Понятие Эроса непосредственно связано с идеей творчества, ибо творчество направлено к полноте преображения мира.
Большое внимание Вышеславцев уделяет проблеме иррационального в мире и Абсолюте. Иррациональное выступает как возможность осуществления свободы и преображения, в противовес рационалистическому нормированию жизни. Вышеславцев глубоко разработал проблему единства сознания и бессознательного в условиях крушения рациональной модели мира.
Под влиянием теории психоанализа Вышеславцев уделяет большое внимание изучению феномена воображения и делает воображение наряду с сердцем и волей одной из центральных сил процесса преображения мира.
Представляют большой интерес исследования Вышеславцева в области социальной психологии и философии.
Творческая биография Б.П. Вышеславцева.
Б.П. Вышеславцев родился 30 октября (по ст. ст.) 1877 года в Москве в образованной дворянской семье, с детства приобщившей будущего философа к богатствам культуры, в частности, к музыке. В 1895 году Вышеславцев на отлично заканчивает 3-ю московскую гимназию и поступает на юридический факультет Московского университета. С 1896 года на кафедре философии права начинает работать П.И. Новгородцев, ставший впоследствии учителем Вышеславцева. Как отмечает В.Н. Сперанский, Вышеславцева не увлек широко распространенный в то время в интеллигентских кругах марксизм. Со студенческих лет и до конца жизни Вышеславцев придерживался религиозно-идеалистического мировоззрения. «В молодости он склонялся к некоторому скептическому эстетизму, никогда все-таки не доходя до полной замены мерил добра мерилами красоты . На таких завороженных и односторонних «жрецов красоты», как Эрнест Ренан, Фридрих Ницше, Оскар Уайльд и Константин Леонтьев, он смотрел всегда трезво-критически»1. В 1899 году Вышеславцев оканчивает университет и начинает практическую деятельность в качестве адвоката. Однако в Вышеславцеве гораздо сильнее были развиты научные, а не адвокатские склонности. «Цивилистическая практика очень его тяготила. Через три года он отошел от юристов-дельцов и весь сосредоточился на научно-философской работе»2. В 1902 году
1 Сперанский В.Н. Памяти Б.П. Вышеславцева//Возрождение. 1954. №36. с. 197.
2 Там же, с. 197.
Вышеславцев был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. В 1908 году сдал магистерский экзамен и был командирован за границу для занятий философией, правом, историей. За границей Вышеславцев без перерыва провел три года во Франции, Италии, Германии, а в Марбурге посещал лекции неокантианцев Г. Когена и П. Наторпа, а также общался с Н. Гартманом. Затем, с перерывами, Вышеславцев жил за границей еще два года. По возвращении в Россию Вышеславцев с 1911 года читал лекции по истории философии права в Московском университете, а в Коммерческом институте и в университете Шанявского читал общую теорию права, историю политических учений и государственное право, зарекомендовав себя как блестящий оратор и диалектик. В 1914 году после защиты и публикации диссертации «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии» Вышеславцев получил ученую степень магистра государственного права. Эта первая крупная работа ученого (437 стр.) была не только исследованием философии Фихте, но и явилась самостоятельным трудом по основным вопросам философского идеализма и получила высокую оценку в научных кругах. До революции Вышеславцев работал штатным доцентом, а затем был избран экстраординарным профессором Московского университета. После революции Вышеславцев участвовал в работе Академии духовной культуры в Москве, где сблизился с Н.А. Бердяевым. По архивным материалам стало известно, что и после революции Вышеславцев числился сверхштатным профессором Московского университета. Он также читал курс эстетики в Государственных художественных мастерских и состоял действительным членом Российской Академии Художественных Наук.
В 1922 года Вышеславцев был выслал из страны и с этого года начался новый, зарубежный период жизни и творчества философа, прервавший его академическую карьеру, но в который были созданы все его основные философские труды. С 1922 по 1924 годы Вышеславцев жил в Берлине и преподавал в Религиозно-философской академии. Затем Вышеславцев до второй мировой войны жил в Париже, работал редактором в издательстве ИМКА-Пресс, был профессором Православного Богословского института, в 1925 году вместе с Н.А. Бердяевым основал и затем был редактором журнала «Путь». За время жизни за границей Вышеславцев опубликовал много значительных статей в эмигрантских литературно-философских журналах, выступал с лекциями. В середине двадцатых годов Вышеславцев знакомится с К.Г. Юнгом, идеи которого отразились в основном труде Вышеславцева - «Этике преображенного Эроса», опубликованном в 1931 году. Относительно того, где жил Вышеславцев во время второй мировой войны есть разные сведения. По одним, ему удалось выехать в Швейцарию, по другим, Вышеславцев жил в Германии, участвуя в антикоммунистических сборниках. После второй мировой войны Вышеславцев сотрудничал с Национально-трудовым союзом, в результате чего выпустил книгу «Философская нищета марксизма» (1952). В 1953 году была опубликована крупная работа, в которой рассматривались проблемы свободы личности в современном индустриальном социуме, - «Кризис индустриальной культуры». Посмертно (в 1955 году) вышла еще одна значительная книга Вышеславцева «Вечное в русской философии». Скончался Б.П. Вышеславцев 2 октября 1954 года в Женеве.
Цель диссертационного исследования.
Цель данного диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить и представить в виде системы основные положения и особенности философии Вышеславцева, раскрыв таким образом новую страницу в изучении философии русского зарубежья.
В соответствии с указанной целью в исследовании философии Вышеславцева ставятся следующие задачи:
- Раскрыть концепцию творческого преображения мира Вышеславцева.
- Показать, что целью творческого преображения мира является соединение всех противоположностей бытия в гармонию.
- Рассмотреть проблему соотношения Абсолюта и бытия.
- Рассмотреть проблемы свободы и антиномичности свободы.
- Исследовать сущность этики благодати, или этики творчества.
- Исследовать проблему воплощения.
- Рассмотреть роль воображения и значение сердца в творчестве.
- Исследовать значение личности как творческого центра человека.
- Провести сравнение концепции Вышеславцева с другими системами русской философии.
Научные результаты работы, выносимые на защиту, и научная новизна исследования.
- Впервые в отечественной историко-философской науке проведено целостное изучение и логическая систематизация основных положений концепции творчества Вышеславцева, а также открыты новые архивные материалы, уточнена биография и список трудов философа.
- Показано, что философия творчества Б.П. Вышеславцева представляет собой один из вариантов метафизики свободы в русской философии. Назначение человека состоит в осуществлении богоподобной свободы и творческой потенциальности.
- Сущность свободы и творчества состоит в устремлении всего бытия к трансцендентному Абсолюту, божественной свободе. Творческое обожение мира в концепции Вышеславцева носит трансцендентный, а не имманентный характер.
- Философская система Вышеславцева представляет собой синтез принципов свободы и личности с принципами воплощения и целостного преображения всего бытия. Персональные ценности не оторваны от бытия, а «оформляют» и сублимируют иррациональные низшие уровни бытия.
- Вышеславцевым по-новому решается проблема Абсолюта, которая увязывается с понятием иррационального. Абсолютное понимается как трансцендентное начало, связь которого с миром не имманентна, а трансцендентна.
- Вышеславцев обосновывает особую этику благодати, или этику творчества. Сущность творческой этики благодати и любви состоит в сублимации, а не в отрицании бытия. Вышеславцев понимает преображение мира как спасение материи, синтез идеального и материального. Проблема творческого преображения решается Вышеславцевым через концепцию сублимации свободы произвола тварного мира.
- В концепции сублимации центральное значение придается понятию воображения как силы, способной сублимировать и воплотить свободу. Наряду с воображением важнейшим преображающим центром человека Вышеславцев считает сердце. Вышеславцев разрабатывает концепцию антиномичности сердца.
- Антиномичность свободы является основным противоречием, злом мира, причиной разорванности божественного и человеческого. Преображение свободы является условием преображения всего бытия, преодоления всех других противоречий, связанных с греховностью тварного мира.
- Прослеживается внимание Вышеславцева к аналитической психо логии, некоторые понятия и проблемы которой философ творчески разрабатывает в своей системе.
Методологическая основа исследования
Логическая реконструкция основных идей философии Вышеславцева. Применяется системный и компаративистский подходы. В рамках системного подхода осуществляется анализ ключевого понятия творчества в контексте целого комплекса проблем (онтологических, этических, эстетических) с тем, чтобы представить творчество как основной путь их разрешения.
Источниками исследования стали труды и статьи изучаемого философа, архивные материалы, работы русских религиозных философов XIX - XX, труды по христианской философии.
Научно-теоретическая и практическая ценность исследования состоит в том, что исследование философии творчества Вышеславцева позволяет яснее представить картину философии русского зарубежья и место концепции Вышеславцева в ней. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания истории философии, при разработке спецкурсов.
Апробация исследования.
Теоретические положения диссертационного исследования были изложены в двух публикациях (объемом 1 п.л.).
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав (состоят из восьми параграфов), заключения, библиографии и Приложения1.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Феномен Эроса в эстетике и культуре Серебряного века2010 год, кандидат философских наук Джежер, Нина Станиславовна
Феномен свободы в русской нравственной философии2006 год, кандидат философских наук Якушкин, Максим Васильевич
Эрос в русской философии конца XIX - начала ХХ века1999 год, кандидат философских наук Птицына, Ольга Вячеславовна
Проблема бессмертия в русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ вв.2000 год, доктор философских наук Пугачев, Олег Сергеевич
Проблема свободы в русской философии XIX века: П. Я. Чаадаев, В. С. Соловьев, Ф. М. Достоевский2000 год, доктор философских наук Ненашев, Михаил Иванович
Заключение диссертации по теме «История философии», Кондратьев, Евгений Андреевич
Заключение.
Философии Вышеславцева свойственен дуализм, ее можно охарактеризовать как «трансцендентализм» (термин В.В. Зеньковского). Вышеславцев утверждает, что высшая цель творчества - Абсолют - задан (а не дан) как трансцендентный идеал, как бесконечная задача, как свобода. Основное внимание Вышеславцев уделяет решению проблемы преображения тварного бытия и низшей свободы, подъему бытия из относительного в абсолютное. Этот подъем является творчеством, которое всегда находится под знаком устремления непосредственно к Абсолютному. Философия Вышеславцева - это философия непредопределенного, свободного творческого возвышения и сохранения бытия.
Понятие творчества находится в центре философской концепции Вышеславцева и понимается в широком смысле как преображение мира. В своей философии творчества Вышеславцев продолжает линию В. Соловьева в понимании творческого преображения как спасения плоти. Вышеславцев придерживается той основной идеи Соловьева, что в обожении тварного мира приоритет принадлежит высшим, идеальным ценностям, что высшая свобода не может эволюционировать из материи. Таким образом, восхождение бытия к Абсолюту становится возможны благодаря воплощению невыводимых из материи идеальных ценностей. Процесс преображения основывается и поддерживается этими идеальными ценностями, мир не может совершенствоваться исходя только из природного уровня бытия.
Относительно вопроса о соотношении идеальных, абсолютных ценностей и мира Вышеславцев расходится с концепциями всеединства и оказывается ближе к персонализму Бердяева. Абсолют у Вышеславцева не
Результатом исследования стало рассмотрение философской системы Вышеславцева как удачного синтеза принципов личности и свободы с принципами целостного преображения мира и воплощения идеального. Философия Вышеславцева сочетает в себе некоторые черты софиологического направления русской мысли, но ее все же с большим основанием можно назвать метафизикой свободы, родственной концепциям Н.А. Бердяева и С. А. Левицкого. Представляется перспективным дальнейшее изучение философии Вышеславцева в сопоставлении с указанным направлением русской философии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кондратьев, Евгений Андреевич, 1999 год
1. Алексеев Н.Н. Б.П. Вышеславцев // Вестник РСХД. 1954. №35.
2. Алексеев Н.Н. Архив Б.П. Вышеславцева // Вестник РСХД. 1954. №35.
3. Алексеев Н.Н. В бурные годы. Наш академический мир // Новый Журнал. 1958. №54. С148-163.
4. Бобринский П. Б. Вышеславцев. Сердце в христианской и индийской мистике // Числа. 1930. №2-3. С.265-267.
5. Ванчугов В.В. Б.П. Вышеславцев: Вечное в русской философии // Очерк истории философии «самобытно-русской». М., 1994. С.292-293.
6. Васильев Д.Ю. Идея Эроса в русской религиозной философии. Автореферат диссертации. Уфа, 1997.
7. Ветгер Г. Русская религиозная философия и марксизм // Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб.ст. под ред . Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. С. 104-107.
8. Гаврюшин Н.К. Б.П. Вышеславцев и его философия сердца // Вопросы философии.1990. №4. С.55-62.
9. Гаврюшин Н.К. Предисловие у публикации «Русский национальный характер» (1923) // Вопросы философии, 1995, №6, с. 111.
10. Голенищев-Кутузов И.Н. Рец.: Преображение Эроса // Возрождение. (Париж). 1932. 28 апреля. №2522.
11. Гурвич Г.Д. Б.Вышеславцев. Этика преображенного Эроса // Современные записки. 1932. №50. С.468-469.
12. Зайцев Б.К. Московский университет в моей жизни // Русская мысль. 1955. №731. 25 января. С.5.
13. Зандер Л.А. Памяти Б.П. Вышеславцева // Вестник РСХД. 1954. №35.
14. Зеньковский В.В. Рец.: Б.П. Вышеславцев. Кризис индустриальной культуры // Вестник РСХД. 1953. №29.
15. Зеньковский В.В. Рец.: Б.П. Вышеславцев. Вечное в русской философии // Новый Журнал. 1955. №43. С.284-285.
16. Зеньковский В В. Б.П. Вышеславцев как философ // Новый Журнал. 1955. №40. С.249-261.
17. Зеньковский В В. Б.П. Вышеславцев // История русской философии. Лениниград,1991. С.116- 122.
18. Ильин В.Н. Рец.: Б.П. Вышеславцев. Этика преображенного Эроса // Вестник РСХД. 1932. №6-7.
19. Крестинский Б. Вышеславцев и его критики // Грани. 1956. №32.
20. Кузнецов П. Предисловие к публикации статьи Б.П. Вышеславцева «Кришнамурти (Завершение теософии)»//Ступени. 1991. №1. С.105-106.
21. Левицкий С.А. Борис Петрович Вышеславцев // Грани. 1965. №57.
22. Левицкий С.А. Б.П. Вышеславцев // Очерки по истории русской философии. М., 1996. С.402-417.
23. Лосский Н О. Б.П. Вышеславцев // История русской философии. М., 1991. С.447-450.
24. Лосский Н.О. Б.П. Вышеславцев. Сердце в христианской и индийской мистике // Путь. 1931. №28. С. 106-107.
25. Лосский Н О. Б. Вышеславцев. Этика преображенного Эроса // Новый град. 1932. №3-4. С.89-91.
26. Лосский Н.О. Воспоминания: Жизнь и философский труд. Munchen. 1968. С.267-269.
27. М.А. Маслин, А.Л. Андреев. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре // О России и русской философской культуре. М., 1990.
28. Небольсин А. Б.П. Вышеславцев // Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб. ст. под ред. Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. С.222 230.
29. Расторгуев В. О трагическом нечувствии (По поводу статьи «Трагизм возвышенного и спекуляция на понижение») // Путь. 1933. №38. С.76-81.
30. РедлихР.Н. Диалектика Б.П. Вышеславцева. Frankfurt а.М., 1973.
31. Сазонова Ю. Рец.: Этика преображенного Эроса // Последние новости. (Париж). 1932. 3 ноября. №4243.
32. Сапов В.В. Профессор Вышеславцев Рахманинов русской философии // Письма к Э.К. Метнеру (1934, 1936). Вестник российской Академии наук, 1994, том 64, №2, с.155 - 158.
33. Сапов В.В. Вышеславцев Б.П. // статья в словаре «Русская философия». М., 1995.
34. Сперанский В. Памяти Б.П. Вышеславцева//Возрождение. 1954. №36. С. 196-200.
35. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. L: Overseas Publications Interchange Ltd. 1990. T.l. С.261-262.
36. Филонова Л.Г. Борис Петрович Вышеславцев // Русские философы. М. 1993. С. 120-125.
37. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия (Очерки русской философии и культуры). М„ 1995. С.86-88.
38. Яковенко Б. Вышеславцев // Очерки русской философии. Берлин, 1922. С.121-122.1. Труды других авторов:
39. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
40. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
41. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
42. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
43. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.
44. Бердяев Н.А. Из этюдов о Якове Беме // Путь. 1930. №21.
45. Бердяев Н.А. Два понимания христианства (к спорам о старом и новом в христианстве)//Путь. 1932. №36.
46. Бердяев Н.А. Проблема человека (К построению христианской антропологии) // Путь. 1936. №50.
47. Бондарева Я.В. Христианское содержание философии Н.А. Бердяева. Автореферат диссертации. М., 1997.
48. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.
49. Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х тт. М., 1993.
50. Бычков В.В. Эстетика отцов Церкви. М., 1995.
51. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991.
52. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.
53. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.
54. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., "1987.
55. Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 30-ти тт. Л-д., 1976.
56. Евлампиев И.И. Концепция Абсолюта в русской философии (Вл. Соловьев и его философские наследники). //Вестник РГНФ. 1997. №1. С.105-112.
57. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. Спб., 1995.
58. Замалеев А.Ф. Лепты. Исследования по русской философии. Спб., 1996.
59. Замалеев А.Ф. О русской философии. Спб., 1998.
60. Зеньковский В В. Преодоление платонизма и проблема софийной твари // Путь. 1930. №24.
61. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века.
62. Иларион, митрополит киевский. Слово о законе и благодати // Златоструй. М., 1990. С. 106-121.
63. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.
64. Ильин И. А. Путь к очевидности. М, 1993.
65. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Спб., 1994.
66. Кант И. Пролегомены. М., 1937.
67. Кант И. Сочинения в 6-ти тт. М., 1963-1966.
68. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. T.l. М., 1992.
69. Карсавин Л.П. Малые сочинения. Спб., 1994.133. арх. Киприан (Керн) Антропология Св. Григория Паламы. М., 1996.
70. Козлова О.В. Проблемы свободы в русской экзистенциальной философии. Автореферат диссертации. Ярославль, 1996.
71. КувакинВ.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М., 1980.
72. Культурология. XX век. Антология. М., 1995.
73. Кураев А. Христианская философия и пантеизм. М., 1997.
74. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.
75. Левицкий С. А. Трагедия свободы. М., 1996.
76. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.
77. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.
78. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.
79. Лосев А.Ф. Имя. Избранные работы . Спб., 1997.
80. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М.,1994.
81. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
82. Лосский В Н. Спор о Софии. Статьи разных лет. М., 1996.
83. Лосский Н О. Избранное. М., 1991.
84. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.
85. Майоров Г.Г. В поисках нравственного Абсолюта: античность и Боэций. М., 1990.
86. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев., 1995.
87. Маслин М. А. Современные буржуазные концепции истории русской философии: критический анализ. М., 1988.
88. Мережковский Д.С. Тайна трех (Египет и Вавилон). Прага. 1925.
89. Мережковский Д.С. Тайна Запада: Атлантида Европа. Белград, 1931.
90. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3-тт. М., 1994.
91. Некрасова Е.Н. Живая истина (Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века). М. 1997.
92. Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. М., 1990.
93. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М. 1991.
94. Опыты. Литературно-философский сборник. М., 1990.
95. О России и русской философской культуре. М., 1990.
96. Освальд Шпенглер и закат Европы. Сб. ст. Н.А. Бердяева, Я.М. Букшпана, С.Л. Франка, Ф.А. Степуна. М., 1922.
97. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих. М., 1996.
98. Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. М., 1993.
99. Редлих Р.Н. Философия духа Бердяева. Frankfurt а.М., 1972.
100. Редлих Р.Н. Солидарность и свобода. Frankfurt а.М., 1984.
101. Русская идея. Сб. ст. Сост. и предисл. М.А. Маслина. М., 1992.
102. Русская философия. Словарь. Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995.
103. Русский Эрос или философия любви в России. М., 1991.
104. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. 1-я треть XX века. (Справочник) М., 1997.
105. Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М., 1996.
106. Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век). М., 1996.
107. Семенкин Н.С. Философия богоискательства. М., 1986.
108. Арх. Серафим (Соболев) Новое учение о Софии. София. 1935. (Репринт 1997. София).
109. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
110. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х тт. М., 1988.
111. Соловьев B.C. Спор о справедливости. Москва Харьков, 1999.
112. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994.
113. Путь. Орган русской религиозной мысли. М., 1992.
114. Тарабанов А.Э. Воображение и воображаемое в христианской культуре: религиозный опыт и космология. Автореферат диссертации. СПб., 1997.
115. Творения преподобого Максима Исповедника, кн.2. М., 1993.
116. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.,1994.
117. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Соч. М., 1982.
118. Филимонов Г.Г. Проблемы неохристианской антропологии в религиозно-философской концепции Бердяева. Автореферат диссертации. М., 1995.
119. Философия любви. 4.1. // Под общ. Ред. Д.П. Горского. М., 1990.
120. Философия русского религиозного искусства XVI XX веков. Антология. М., 1993.
121. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
122. Фихте И.Г. Сочинения в 2-х тт. М., 1993.
123. Флоренский П. А. Сочинения в 2-х тт. М., 1990.
124. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.
125. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.
126. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.
127. Франк С.Л. Философия Гегеля//Путь. 1932. №34.
128. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
129. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
130. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
131. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
132. Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. Спб., 1997.
133. Хомяков А.С. Сочинения в 2-х тт. М., 1994.
134. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. Спб., 1994.
135. Шапошников Л.Е. Философия соборности (Очерки русского самосознания). Спб., 1996.
136. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Л-д., 1991.
137. ШелерМ. Избранные произведения. М., 1994.
138. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2-х тт. М., 1987.
139. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
140. ЮнгК.Г. Бог и бессознательное. М., 1998.
141. ЮнгК.Г. Психология бессознательного. М., 1996.
142. ЮнгК.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.
143. ЮнгК.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М., 1996.
144. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.
145. ЮркевичП.Д. Философские произведения. М., 1990.
146. Russian Philosophy, ed. by J.M. Edie, J.P. Scanlan, M.B. Zeldin, Chicago, 1965.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.