Нравственно-эстетический аспект экологического образования учащихся средствами русского языка и литературного чтения (IV-VIII армянской школы) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Милитосян, Луиза Хореновна

  • Милитосян, Луиза Хореновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1983, Ереван
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 231
Милитосян, Луиза Хореновна. Нравственно-эстетический аспект экологического образования учащихся средствами русского языка и литературного чтения (IV-VIII армянской школы): дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ереван. 1983. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Милитосян, Луиза Хореновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ НРАВСТВЕННО-ХТЕГИЧЕСКОГО АСПЕКТА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 1У-УШ КЛАССОВ АРМЯНСКИХ ШКОЛ.

1. Исходные данные для анализа учебных материалов и выявления уровней экологической подготовленности учащихся.

2. Анализ учебных материалов и классификационное распределение отобранных текстов для чтения.

3. Диагностируиций эксперимент по выявлению уровней экологической подготовленности учащихся.

ГЛАВА П. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО АСПЕКТА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НЭА ЭО) УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

1. Отбор методов и приемов осуществления нравственно-эстетического аспекта экологического образования

2. Проверка эффективности разработанного содержания НЭА ЭО путем обучающего эксперимента в ходе опытного обучения

ГЛАВА Ш. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ И УТОЧНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ . ИЗ

1. Психолого-педагогическая оправданность предлагаемого содержания НЭА ЭО. ИЗ

2. Повышение эффективности НЭА ЭО средствами армянского языка и литературы.

3. Общие и частные рекомендации для осуществления НЭА ЭО средствами русского языка и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственно-эстетический аспект экологического образования учащихся средствами русского языка и литературного чтения (IV-VIII армянской школы)»

Актуальность данной темы исследования в первую очередь определяется требованиями советского общества к образованию и воспитанию в средней школе.

На июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС товарищем Ю.В.Андроповым поставлено следующее требование перед научными учреждениями и каждым ученым в отдельности: "Необходим решительный поворот к реальным практическим задачам, которые ставит жизнь перед нашим обществом" Д1,с.5/.

К подобным задачам относится коренное улучшение работы нашей школы, "чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения" /У1,с.11-12/.

Среди новых педагогических задач, продиктованных временем, на одно из первых мест выдвигается "развитие сознания и чувства ответственного отношения к природе" (Зверев И.Д. /58,с.30/).

Признание необходимости охраны окружающей среды в нашем обществе имеет свои методологические истоки. Они лежат в целом ряде высказываний классиков марксизма-ленинизма, а также в правильном понимании известного положения о "триединстве: природа-человек-общество". Это триединство К.Маркс и Ф.Энгельс связывали с появлением противоречий между человеком и природой, которые возникают вместе с возникновением человечества и которые объясняются становлением и развитием двух сторон: не только природа действует на человека, но и человек воздействует обратно на природу, изменяет ее, создает себе новые условия существования /Ш,с.494/.

Возникновение третьей стороны триединства - общества - еще более усугубляет противоречия между человеком и природой, придавая им социальный характер. К.Маркс и Ф.Энгельс пишут: "определенное отношение к природе обусловливается формой общества, и наоборот. Здесь, как и повсюду, тождество природы и человека обнаруживается также и в том, что ограниченное отношение людей к природе обусловливает их ограниченное отношение друг к другу" /1,с. 29-30/. И действительно, при капитализме погоня за максимальной прибылью ведет к загрязнению природных богатств, загрязнению среды. В.И.Ленин указывал, что "Основное свойство капиталистического хозяйства - его неспособность заботиться о научно-правильной эксплуатации как земли, так и рабочей силы" /1У,с.173/.

К.Маркс писал: "Вывод таков, что культура, - если она развивается стихийно, а не направляется сознательно. - оставляет после себя пустыню" /Д,с.45/. Только в социалистическом обществе, где природа является общенациональным богатством, в условиях планового хозяйства открываются безграничные возможности для регулирования взаимодействия человека, природы и общества.

Соответствующие требования к школе и педагогике вытекают из целого ряда партийно-правительственных постановлений последних лет, в которых полностью воплотились ленинские идеи об охране природы и рациональном использовании естественных ресурсов. Так, в постановлении Верховного Совета СССР "О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов", принятом в 1972г., предусматривалось "улучшение подготовки учащихся школ. в области природоведения и защиты природной среды" /IX,с.I/.

В "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года", принятых ХХУ1 съездом КПСС, в особый раздел выделены конкретные мероприятия по охране природы, в заключении которых говорится: "Шире привлекать общественность к охране природы" /УШ,с.183-184/.

В советской педагогике, которая всегда своевременно откликается на каждый политико-государственный заказ нашего общества, идеи охраны природы реализуются в постановке проблемы экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Решение этой проблемы, как отмечает И.Д.Зверев, подчинено взглядам классиков марксизма-ленинизма о взаимном проникновении наук, вследствие чего "во всех областях науки, где выделяются связи между природной средой - человеком - обществом, имеет место экологизация наук" /61,с.7/. Иначе говоря, ставится задача экологизации образования, т.е. учебных предметов средней школы, что, в свою очередь, связано и с экологическим направлением самой педагогики. "Экологическое воспитание в школе характеризуется, - подчеркивает Б.Г.Иоганзен, - тесной связью с коммунистическим воспитанием в целом" /63,с.5/, ибо формирование мотивов охраны природы есть "важное приобретение личности будущих сознательных и активных строителей коммунистического общества" /63,с.6/.

Советские ученые-педагоги единодушно признают экологическое образование и воспитание частью коммунистического воспитания.При этом особое внимание обращается на этико-эстетический принцип экологического образования (И.Д.Зверев /57,с.38-39/) или на нравственно-эстетический аспект его (И.С.Матрусов /80,с.22/). Обосновано также положение о нравственно-эстетическом влиянии природы на человека (И.Д.ЗверевД.Н.Захлебный /56,с.36/) и установлена связь экологического воспитания с коммунистическим воспитанием через такие стороны последнего как нравственная и эстетическая (И.Д.ЗверевД.Н.Захлебный,И.Т.Суравегина /53,с.10/). Акцент на этические и эстетические начала в современной интерпретации экологического образования и воспитания является вполне закономерным. Почти все лучшие умы человечества много и убедительно писали о благотворном, облагораживающем влиянии природы на человека, о возможности, говоря словами В.А.Сухомлинского, придти "через красивое к человечному" /114,с.157/. Он же видел в природе мощный "источник любви к Родине" и формирования гражданско-патриоти-ческих мотивов и считал, что красота войдет в детское сердце вместе с памятью о героях /114,с.158/. Непосредственно-чувственное восприятие природы В.А.Сухомлинский считал основой развития интеллекта и мышления ребенка: "Умение дать ребенку подумать - это одно из самых тонких качеств педагога. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать" /114, с.159/. И далее: "Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы", ибо "Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями" /114,с.160/. Взаимосвязывая общение с природой и нравственное становление ребенка, В.А.Сухомлинский писал: "Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой., он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечие" /114/, поскольку, благодаря восприятию прекрасного в природе., человек открывает прекрасное в самом себе" /114, с.163-165/.

Армянский революционер-демократ Микаэл Налбандян также подчеркивал эстетическую роль природы: "Наилучшим критерием прекрасного, как известно, является близость к природе или уподобление ей" /88,с.108/. Он также говорил об интеллектуальном, воспитательном и нравственном значении природы: "Сама природа просвещает человека, дает ему познания, воспитывает его. В природе нет обмана, и все, что пытается противоречить природе, есть ложь" /87,с.308/. Интересно, что М.Наябандян высказывал и вполне современные суждения об отношении к природе, когда, например, писал: "Природа очень справедлива. она потребует столько, сколько дала тебе. Природа так вое уравновешивает, так разумно ведет свое хозяйство, что у нее стоило бы поучиться этому" /87,с.309/.

Подобные мысли высказывают многие ученые, педагоги, писатели и поэты прошлого и современности, но лишь приведенных наш идей М.Л.Налбандяна и В.А.Сухомлинского достаточно, чтобы подтвердить закономерность обращения педагогики к нравственно-эстетическому воспитанию в ракурсе экологического образования.

Благоприятным фактором экологического образования в Армянской ССР является не только экологическая политика, которая широко проводится в настоящее время, но и национальные традиции. Они укреплялись в ходе всей истории армянского народа, тяжелым трудом создававшего на камнях цветущий край, а также благодаря мудрой деятельности, осуществляемой прогрессивными деятелями прошлого, по защите растительного и животного мира.

Не менее закономерным представляется и то, что решение задач нравственно-эстетического-экологического воспитания ученые-педагоги и практики-учителя видят в экологизации предметов гуманитарного цикла и, в том числе, - литературы и языка. В курсе литературы, к примеру, полезно обращать внимание на нравственные аспекты общения человека с природой /57,с.38/. Особое место занимает раскрытие условий эстетического воспитания в процессе познавательной деятельности учащихся, когда "взаимодействуют воспитание природы, изучение основ науки и искусства (литературы)" /58,с.27/. Современное, расширенное понимание проблемы экологического образования и воспитания связано не только с предметами естественнонаучного цикла, но и при "междисциплинарном решении этой педагогической проблемы" - и с "социально-гуманитарными" предметами (И.Т.Суравегина /III,с.41/), к которым относятся литература и язык. Убедительные доводы в пользу широких возможностей экологизации курса литературы в средней школе приводит В.М.Сенкевич, которая в проблеме "человек и природа" выделяет аспект: "нравственно-эстетическое воздействие природы на человека, обогащение его духовного мира в результате общения с природой" /102, с.67/. А.Н.Захлебный, раскрывая сущность межпредметных связей как интегрированной системы экологических знаний, указывает на "этические и эстетические" начала ряда предметов, в том числе и литературы, которые призваны развивать знания о ценностях природы" /54,с.112/ и "знания о критериях оценки результатов взаимодействия человека - общества - природы" /54,с.117/.

Сказанное выше имеет прямое отношение к овладению русской литературой в средних классах армянской школы. Но при этом следует учесть существенную специфику: в средних массах отсутствует автономное преподавание русской литературы, оно взаимосвязано с преподаванием русского языка и протекает как овладение русской речью на основе литературных текстов с преобладанием такого речевого процесса как чтение текстов, безусловно, взаимосвязанного с другими речевыми процессами - аудированием, говорением и письмом. Соотнося наши условия овладения русской литературой с положительной ролью "внимательного,вдумчивого чтения" в экологическом литературном образовании /102,с.66/,можно,следовательно, отнести все сказанное о возможностях экологического образования и нравственно-эстетического воспитания и к чтению литературных текстов на русском языке в средних классах армянской школы.

Постановка конкретных партийно-правительственных требований на основе марксистско-ленинской методологической трактовки взаимоотношений человека, природы и общества способствовало и более конкретному и современному пониманию того, что называют "охраной природы". "В наши дни охрана природы - это комплекс мер, направленных на то, чтобы обеспечить современному и грядущим поколениям возможность постоянно пользоваться природными ценностями, создавать на их основе свое материальное благополучие, удовлетворять культурные и эстетические потребности" /85,с.31; 52,с.40; 80,с.II/.

Полной гарантией того, что в нашей стране может и должна правильно осуществляться охрана природы, является, во-первых, факт выделения огромных средств на сохранение окружающей среды. Во-вторых, задача охраны природы возведена в ранг государственного закона. "В интересах настоящего и будущих поколений, - гласит статья 18 Конституции ССОР, - в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного ми-, ра, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды" /УП,с.74/.

Ленинские идеи об охране природы и рациональном использовании естественных ресурсов воплотились не только в принципы внутренней политики КПСС, но и вошли в круг задач международной деятельности нашего правительства. Охрана природы, рациональное использование ее богатства требуют широкого, планетарного международного сотрудничества.

Наше государство выступает активным участником многих международных организаций и форумов. Так, с 1956г. Советский Союз является членом Международного союза охраны природы и природных ресурсов - МСОП, созданного в 1948г. СССР принял также участие в Межправительственных конференциях ЮНЕСКО в Хельсинки в сентябре 1968г. и в Стокгольме в 1972г. В рамках СЭВ по инициативе СССР в 1971г. заключено соглашение по комплексной программе "Разработ-■ка мероприятий по охране природы". Плодотворное сотрудничество нашего государства имеет место и в области образования по вопросам окружающей среда в рамках ШЕИ - на Хельсинском Европейском совещании в январе 1977г. и на Тбилисской межправительственной конференции в октябре 1977г. и т.д. Иначе говоря, дело охраны природы получило международный статус.

Актуальность решения вопросов экологического образования в процессе преподавания основ наук в средней школе связана с недостаточно благополучной постановкой в школах учебно-воспитательной работы в этом направлении. В 1969г. Президиум Академии педагогических наук СССР принял постановление, в котором отмечались серьезные недостатки в формировании ответственного отношения учащихся к природной среде /80,с. 16/. По данным лаборатории экологического образования НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, полученным в 1977г., в ответах 1200 учащихся 5-10 кл. городских и сельских школ не обнаружено единого понимания вопросов охраны и рационального использования природы /104,с.6/. Е.С.Сла-стенина пишет о необходимости осуществления профессионально-педагогической направленности природоохранного просвещения студентов педвузов /107,с.35/. По мнению Б.Г.Иоганзена и Н.И.Иголки-на вопросами природоохранительного образования занимаются лишь учителя биологии, природоведения и географии /64,с.63/, в то время, как с позиции сегодняшнего дня задачи экологического воспитания, как полагает Б.Г.Иоганзен, еще не решаются комплексно и системно /63,с.5-6/. И.Д.Зверев, касаясь вопросов экологизации образования, т.е. всех школьных предметов, пишет: "Содержание же школьного образования медленно и слабо перестраивается в этом направлении" /61,с.7/. Говоря о межпредметных связях в экологическом образовании сегодняшних школьников, И.Т.Суравешна замечает: "Однако многие вопросы еще предстоит разрешить" /III,с.43/. На серьезные недостатки в преподавании литературы указывает В.М. Сенкевич, которая путем анализа установила, что огромные возможности для экологического образования такого предмета как литература "недостаточно учитываются программой и не всегда четко реализованы в учебниках и методических пособиях" /102,с.88/. По данным Т.А.Задлавной, проводившей анализ сочинений абитуриентов Томского пединститута на тему: "Люблю березу русскую", выпускники средней школы не показали должного понимания русской природы: все сочинения написаны "на один манер", откровенно сентиментальный и какой-то очень уж созерцательный, граничащий с равнодушием; нет олицетворения березы с Россией, нет описания "своей березки" ни у одного из авторов сочинений" /51,с.65-66/.

Из всего сказанного выше становится ясной не только политико-государственная необходимость, но и практическая, насущная потребность обратиться к решению проблемы нравственно-эстетического аспекта экологического образования и в наших условиях -при овладении учащимися-армянами средних классов русским языком и литературой, что имеет место при работе с текстами на русском языке и протекает как чтение этих текстов на уроке, дома и на внеклассных мероприятиях. Установленные общественно-политические факторы указывают на оправданность выбора нашей темы и являются ее обоснованием на практике. Согласно положениям марксистско-ленинской гносеологии "практика ставит перед познанием определенные задачи, способствует решению этих задач" /16,с.131/. Однако, "теория только отражает мир, обобщает практический опыт человечества. Но, обобщая практику, она оказывает на нее обратное воздействие, способствует ее развитию. Теория без практики беспредметна. Практика без теории слепа" /16,с.131/. Говоря иначе, показав практическую оправданность выбора темы, мы должны доказать и теоретическую оправданность нашего выбора, т.е. привести аргументы в пользу научной обоснованности задуманного исследования, доказав проблемный характер темы. Как известно, научная проблематика возникает в том случае, когда существуют актуальные задачи практики и такие данные теории, которые способствуют решению этих задач как новых и еще не решенных. Ориентируясь на сказанное, приведем аргументы в пользу научно-теоретической оправданности выбора темы.

В качестве главного аргумента мы берем тот неоспоримый факт, что в настоящее время проблема экологического образования успешно разрабатывается как в теории воспитания и в общей дидактике, так и в частных дидактиках - в методиках преподавания биологии, географии и природоведения. К тому, что выше говорилось об обращении советской педагогики к идеям охраны природы и к разработке проблем экологического образования и воспитания можно добавить, что в ряде работ И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного, И.Т.Суравегиной, В.М.Сенкевич, И.С.Матрусова, Н.И.Иголкина, Н.В.Шкарбан и других авторов дано детальное описание природоохранительного просвещения и его методологических основ, раскрыта педагогическая сущность экологического образования, определены его принципы,аспекты, цели и задачи в средней школе, указаны роль и место ответственного отношения учащихся к природе в системе коммунистического воспитания, описаны история и современное состояние экологического образования в зарубежной педагогике и обосновано понятие "межпредметные связи". В отдельных работах показаны также структура содержания, формы, методы и средства экологического образования в преподавании предметов естественного цикла в средней школе. С позиции сегодняшнего дня можно уже говорить, что экологическое образование получает все более "системное" описание.

Одновременно с этим появились первые публикации о более широком понимании междисциплинарных связей в экологическом образовании и о возможности реализовать его в преподавании обществоведения и истории /69/, физкультуры /ИЗ/, иностранных языков /106/, а также в преподавании русского языка /51/ и литературы /36/. В двух последних публикациях содержатся интересные для нас данные. Мы имеем ввиду статью Т.А.Заллавной /51/, в которой рекомендуются так называемые тематические уроки русского языка, посвященные природе и проводимые "не ради одной грамотности" /51,с.64/. Автор пишет: "на уроках русского языка, как, впрочем, и на любых других, есть возможность говорить и о чувствах к природе, и сообщать о ней что-то новое, интересное и воспитывать в подрастающем человеке уважение и понимание природы, и желание ее защищать" /51,с.66/. Т.А.Заплавная, рассказывая о "тематических уроках", отмечает, что "процессы познания и воспитания, столь органично сплетенные в одно целое, дали хороший эффект: грамматические категории, правила усваивались легче и незаметнее, чем на обычных уроках" /51,с.67/.

Автор второй публикации - 10.Т.Ельцов - пишет: "Художественная литература как вид искусства обладает особо широкими возможностями в деле воспитания чувства природы, заботы о ней, смелого и доброго вторжения в нее" /36,с.68/. Анализируя программы по литературе, автор указывает на два плана воспитания уважения к природе: I) привитие эстетического чувства к красотам и богатствам родной земли и 2) воспитание деятельного и активного отношения к охране природы /36,с.69/. Ю.Т.Ельцов дает конкретные методические рекомендации в связи с использованием литературных произведений в 5-8 классах.

Другим аргументом в пользу научной оправданности выбора нашей темы исследования и ее новизны является тот факт, что подобная тема в аналогичных нашим условиях до сих пор не была предметом какого-либо педагогического или методического диссертационного исследования. Наше утверждение основано на обзоре проблематики более 50 диссертаций по теории и практике воспитания, по общей и частной дидактике (методике обучения русскому языку и ли

- 15 тературе в средней школе, в том числе и в армянской).

Кратко резюмируя результаты обзора, следует отметить наличие существенных для нас положений и данных в ряде докторских и кандидатских диссертаций по вопросам: I) общетеоретических положений экологического образования с реализацией идеи межпредметных связей (Я.И.Габев /28/, 1977); 2) состояние его за рубежом (Н.В.Шкарбан /125/, 1977); 3) природа как прямое средство экологического воспитания (Б.Д.Олимов /91/, 1967; А.П.Сидель-ковский /105/, 1978), с замечаниями, что дополнительными средствами воспитания должны быть ".литературные описания природы и ее явлений, а также жизни животных" /91,с.II/ и что на факультативных занятиях по литературе в нерусских школах эффективным дополнительным средством экологического воспитания являются сочинения учащихся о природе /105, с.10/; 4) природа как средство эстетического воспитания (Т.В.Калугина /67/, 1972; Н.М.Ар-теменко /14/, 1978; А.И.Самарцев /100/, 1976; Н.Л.Касимов /68/, 1976) при использовании дополнительных средств - образцов литературно-художественного описания природы /100/ и фоль-клорно-краеведческая работа по сбору устной народной поэзии /68/.

Среди многочисленных исследований по методике обучения русскому языку в армянской школе для нас определенный интерес представляют работы, раскрывающие специфику методических средств, применяемых для речевого развития (Г.М.Агабабян /2/, 1972; Б.М. Есаджанян /39,40/, 1960,1970 и другие исследования).

Не менее интересные для нас данные содержатся в диссертациях по методике преподавания литературы, в которых частично освещается роль и место чтения художественных текстов в нравственном и эстетическом воспитании школьников, делается акцент на специфику армянской школы, а также - на использование описаний природы и краеведческого материала*.

Таким образом, проблема нравственно-эстетического аспекта экологического образования армянских школьников средних классов на уроках языка и литературы до сих пор никем не исследовалась, что и подтверждает новизну избираемой нами темы. Она подтверждается также словами И.Д.Зверева, который среди нерешенных и важных вопросов экологического образования упоминает, в частности, вопросы, касающиеся наших предметов: "В чем отличие непосредственного восприятия красоты природы от восприятия ее через искусство и литературу? Как влияет чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение к природе на практическую деятельность по охране природы?" /58,с.22/.

Объединяя сказанное с тем, что говорилось ранее об уже имеющихся в педагогике теоретико-практических данных, сделаем заключение об оправданности выбора темы в научно-теоретическом плане. Объединяя далее это заключение с доводами в пользу политико-социальной и практической потребности решить проблему, соответствующую данной теме, будем считать обоснованным ее выбор для кандидатского диссертационного исследования по педагогике.

Для того, чтобы наметить возможный план исследования, определяющий дальнейшее содержание работы, нам следует определить основные рабочие термины, объект и предмет исследования, высказать х) Обзор более 40 книг и статей армянских ученых по проблемам экологического образования показал, что в основном затрагиваются социальные и философские аспекты этой проблемы, а также рассматриваются роль природы в формировании личности и вопросы экологического образования учащихся средствами естественнонаучных предметов. В книге Валяна A.A. рассматривается роль школьных предаетов в формировании эстетического отношения к природе. См.: АвалянТ.Е., Атаян Дж.Х. По тропам родной природы. Ереван: Луйс, 1980; Айралетян Э.М., Арутюнян Л.В. Основы охраны природы. Ереван: Луйс, 1983; Бадалян Г.М. Роль чтения статей, изображающих природу, в формировании личности. Советакан манкаварж, № I, 1970; Григорян А.Л. Охрана природы и школьники. Советакан манкаварж, № 3, 1962; Мартиросян Ш.С. Общественные системы и современная экологическая ситуация. Ереван,1977; Мириманян Х.П. Основные вопросы охраны природы. Ефеван: Айастан, 1979. его общую гипотезу, установить цель и задачи исследования, а также - методы его.

Как видно из формулировки теш, мы говорим об экологическом или природоохранительном образовании и нравственно-эстетическом аспекте ее в процессе обучения русскому языку и литературе, но рассматриваем все эти педагогические категории как бы на фоне природоохранительного или экологического образования.

Выбирая между определениями "природоохранительный" и "экологический" и останавливаясь на последнем, отметим,что в советской педагогике раньше чаще употреблялось первое, но с 1979г. - второе. Это имеет не только терминологическое, но и принципиальное значение: определение "экологический" расширяет то понятие, которому оно придается, подразумевая не только охрану природы, но и правильное использование ее, правильное отношение к ней. Кроме того, как верно замечает И.Т.Суравегина, "И.Д.Зверев расширил понимание термина экологического образования и воспитания, показал его интегральный характер, социальную направленность и необходимость междисциплинарного решения этой педагогической проблемы" /III,с.41/.

Комплексная проблематика нашего исследования представлена нравственно-эстетическим аспектом (I) экологического образования (2) и средствами осуществления - нашими учебными предметами (3), т.е. в ходе образования армянских школьников или их обучения русскому языку и литературе.

Приведенное понимание третьего компонента темы закономерно, так как "результатом обучения является образование" /95,с.7/, ибо обучение "есть процесс образования" /93,с.21/ или звено в образовании.

Вместе с тем, под образованием можно понимать такую сторону коммунистического воспитания . "которая состоит в овладении системой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством" /93,с.20/, что достигается "в результате учебно-воспитательной работы" /95,с.13/. Эта трактовка основных педагогических понятий соответствует, во-первых, положению советской педагогики о воспитывающем обучении и, во-вторых, ее ведущей идее: "О системе воспитания как направленного воздействия общества на формирование индивида, т.е. система, в которой умственное образование и обучение неразрывно связаны с нравственным, эстетическим и физическим воспитанием" /12,с.14/.

Все сказанное имеет отношение ко второму компоненту темы -экологическому образованию, сливающемуся с экологическим воспитанием, трактуемым по И.Д.Звереву "в системе всех элементов коммунистического воспитания - умственного, идейно-политического, нравственного, эстетического, трудового, физического" /60,с.46/, которое при этом захватывает всю систему обучения. Отсюда второй компонент темы есть не просто экологическое образование, а такая система ее, которая одновременно является и одной из сторон коммунистического воспитания и сама состоит из ряда сторон воспитания.

Первый компонент нашей комплексной темы - нравственно-эстетический аспект* можно рассматривать, во-первых, как две из сторон коммунистического воспитания, рядоположенные с раскрытой вых) Эти понятия нами трактуются в свете современной педагогической теории, нашедшей свое отражение в следующих трудах: Апресян Г.З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. М., 1981; Балян A.A. Теория эстетического воспитания. Ереван: Луйс, 1980; Гончаров Й.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М., 1978; Основы эстетического воспитания. /Под ред.А.К.Дремова. М., 1975; Эстетическое воспитание школьников. /Под ред.А.И.Дурова и Б.Т.Лихачева. М., 1974; Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. М., 1979; Мальковская Т.Н. К вопросу нравственного развития личности в учебном процессе обучения и воспитания. - В кн.: Актуальные проблемы коммунистического воспитания школьников. М., 1980, с.5-18; Проблемы нравственного воспитания. /Под ред.Л.И.Рувимского. М.: Изд.МГУ,1977. ше системой экологического образования, но, во-вторых, и как две из сторон, подчиненные в нашем понимании экологическому образованию (т.е. второму компоненту темы) и тесно взаимосвязанные с его нравственной и эстетической сторонами.

В итоге вырисовывается основной предмет исследования темы: нравственно-эстетический аспект экологического образования или НЭА ЭО, под которым вслед за И.Д.Зверевым мы понимаем такую взаимосвязь образования и воспитания, которая способствует формированию у школьников соответствующих этических норм отношения к природе, возбуждая их эстетические переживания /57,с.38/.

Объектом исследования будет экологическое образование учащихся 1У-УШ классов армянской школы. Говоря иначе, подсистема НЭА ЭО должна развить у учащихся мысли и поступки, облагороженные под влиянием природы и делающие школьников добрыми, чуткими, а также создать у них радостные ощущения от восприятия красоты природы, научить их видеть эту красоту. Решение перечисленных задач мыслится в процессе обучения русскому языку и литературному чтению.

Таким образом, предварительная и общая гипотеза исследования заключается в том, что педагогическую подсистему НЭА ЭО средствами русского языка и литературы можно сделать достаточно эффективной, если экологизовать соответствующим образом тексты для чтения на русском языке (как основное средство обучения русскому языку и литературе в средних классах армянской школы) и отобрать такие методы и приемы учебно-воспитательной работы с текстами, которые будут максимально способствовать НЭА ЭО.

Таким образом цель нашей работы - создание педагогической подсистемы НЭА ЭО на уроках русского языка и литературы в средних классах армянской школы.

Отсюда вытекают исследовательские задачи: I) проанализировать современное состояние Э0 в ходе преподавания русского языка и литературного чтения в средних классах армянской школы путем выяснения степени экологичности содержания текстов для чтения и уровня экологической подготовленности школьников в этих классах и отобрать соответствующие тексты;

2) разработать педагогическую подсистему НЭА ЭО средствами русского языка и литературы путем экологизации текстов, а также отбора методов и приемов учебно-воспитательной работы с этими текстами на русском языке и экспериментально проверить эффективность подсистемы в ходе опытного обучения;

3) обсудить полученные результаты с психолого-педагогических позиций и предложить окончательные практические рекомендации.

Из перечисленных задач следует, что наш основной метод -дедуктивно-экспериментально-индуктивный. Но с точки зрения педагогических методов исследования /93,с.26/ мы используем такие методы:

1) эмпирические (наблюдение в естественных условиях учебно-воспитательного процесса за деятельностью учащихся и учителя, опрос учащихся 4-8 классов армянской школы, анкетирование);

2) экспериментальные (проведение диагностирутсщего, разведывательного и подтверждающего экспериментов; организация последнего в виде опытного обучения методом естественного эксперимента, т.е. в специально созданных и строго учитываемых условиях, но при естественном течении учебно-воспитательного процесса; математическая обработка данных течения опытного обучения и формализация его результатов).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Милитосян, Луиза Хореновна, 1983 год

1. Воспитательная цель урока: приучить и начать упражнять детей в правильном понимании эстетического и нравственного влияния природы на человека. (Разъяснить учащимся роль эстетического и нравственного влияния природы на человека).

2. Содержание: упр.278 /5,с.120/ - текст об Айболите по К.Чуковскому, в котором следует найти подлежащее предложений и указать их число.

3. Воспитательная цель: упражнять учеников воспринимать и оценивать красоту природи, научить их за^лечать красивое в природе.

4. Содержание текста: стихотворение "Зима" И.З.Сурикова - 204 -/49,c.I00-I0I/.

5. Цель воспитания: упражнение учащ1/хся в правильном отношении к природе и приучение их к мысли об эконог,1ической ценности ее. (Разъяснение уч-ся способов правильного отношения к природе и экономической ценности природы для человечества).

6. Содержание текста: упр.266 /43,с.112/ "Голубые патрули": история появления голубых патрулей, их роль в борьбе против загрязнения рек и прудов.

7. Содержание текста: вопросы по картине М.Сарьяна "Арарат весной" /45,0.99/.

8. Содержание текстов упражнений 503 и 504, часть а) /47, с.235/: описание зимы и предложения модели: "глагол существительное (объекты природы)" с заданием выделить разделительный "ь" и поставить слова во множественном числе.

9. Последовательность видов работ: 1) Чтение учащимися текста с выполнением морфологической операции. 2) Беседа учителя путем постановки вопросов: а) о признах^ах зимы и б) о том, г^к помогать зимой птицагл.

10. Цель: упражнение учащихся в эстетической оценке природы (на примере зимы) как источника, вдохновляющего поэтов, которые используют метафоры, что делает язык стихотворения эмоциональным и экспрессивным.

11. Содержание текста - стихотворение Есенина "Поет зима - аукает" /90,c.II5-II6/.

12. Цель: упражнение учащихся в правильном отношении к природе и приучеш-те к оценке ее экономического значения.

13. Содергкание текста упр.221 /10,с.90/: о деятельности юннатов при посадке фруктового сада; об уходе за ним и об охране его зимой.

14. Цель: приучение и упражнение в правильном отношении к природе на примере В.И.Ленина.

15. Содержание текста упр.533 /10,с.223/; "Дуб, посаженный В.И.Лениным" (по Макрушенко) - о том, как В.И.Ленин, скрываясь в Разливе, организовал посадку дуба и сам принял в этом участие.

16. Цель: приучение и зшражнение учащихся в понимании художественно-эстетической ценности природы и необходимости береггсно-го отношения к ней.

17. Содержание: отрыв1Ш из "Мцыри" М.Лермонтова /124,с.82/ и "Три пальмы" из учебншш речи УП класса /141,с.42-43/. - 210 -

18. Упр.145,/101, Забота о животных + с. 92/

19. Упр.357 /101, Сведения о живот- + с.226/ ных 9."Мой друг - Животные - друзья + дельфин^' , человека /44.с.173/ + + +

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.