Николай Федорович Федоров: Педагогические воззрения, историко-философские концепции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Петрова, Наталья Андреевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 143
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Петрова, Наталья Андреевна
ВВЕДЕНИЕ.2
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX -НАЧАЛА XX ВЕКА.17
1.1. Н.Ф. Федоров и основные течения философской мысли в России втоюй ноловины XIX -начала XX века.17
1.2. Н.Ф. Федоров «Философия общего дела».56
ГЛАВА 2. Н.Ф. ФЕДОРОВ О ВОСПИТАНИИ, ОБРАЗОВАНИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БИБЛИОТЕКЕ.79
2.1. Теоретические воззрения Н.Ф. Федотова по вопросам. библиотечной педагогики и организации чтения.79
2.2 Н.Ф. Федотов - служение на поприще культурного просветительства.103
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Федоров. Духовно-творческий диалог2006 год, кандидат филологических наук Гачева, Анастасия Георгиевна
"Философия общего дела" Н.Ф. Федорова в контексте современной нравственной философии2011 год, кандидат философских наук Фесикова, Оксана Валерьевна
Экологические идеи в русском космизме2004 год, кандидат культурологии Платонова, Дарья Викторовна
Природное и культурное в философии человека Н.Ф. Федорова2004 год, кандидат философских наук Риц, Евгения Семеновна
Федоровское религиозно-философское движение: История и современность2003 год, кандидат философских наук Кнорре, Борис Кириллович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Николай Федорович Федоров: Педагогические воззрения, историко-философские концепции»
Реформы Александра II положили начало вступлению России на путь капиталистического развития. Произошла либерализация общественной жизни. Русская философская мысль во второй половине XIX -начале XX века вышла на передовые рубежи, значительно опередив развитие философии Западной Европы. Среди самобытных философов этого периода достойное место занимает Николай Федорович Федоров и его «Философия общего дела», оказавшая большое влияние на развитие русской общественно-политической и этической мысли.
Приняв за основу своего учения библейскую легенду о воскрешении Лазаря, Н.Ф. Федоров создает теорию о воскрешении умерших, связав единой целью создания нового общества с обновленной нравственностью, поколения отцов и детей. Философ пытался, таким образом решить проблему взаимоотношений поколений. Объединение людей в деле воскрешения умерших отцов послужит устранению противоречий между различными группами людей.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что советская философская наука в течение длительного времени трактовала «Философию общего дела» как мистическую утопию. Такая трактовка обедняла концепцию Н.Ф. Федорова, принижала ее значение в истории философии, а также социо-культурную значимость работы мыслителя. Восприятию религиозно-христианского учения Н.Ф. Федорова мешала излишняя идеологизированность советской философской науки, прямолинейно-классовое отношение к идеям, отличающимся от марксистско-ленинских.
Освободившись от предвзятого отношения к немарксистским философским теориям, можно заметить, что учение Н.Ф. Федорова содержит не только утопически-мистическую, но рационально-реалистическую направленность.
С другой стороны, сциентистеки мыслящие ученые не воспринимали смелость проекта о возможности осуществления «внехрамового» бессмертия и воскрешения. Достижения научно-технической революции, информатизации и компьютеризации общества, развитие генной инженерии позволяют пересмотреть прежние подходы к «Философии общего дела». А возникновение и дальнейшее развитие таких наук, как ювенология и иммортология, позволяют современным исследователям с новых позиций подойти к проблеме человеческой смерти.
Разрабатывая теорию супраморализма, Федоров внес в философию этики новые понятия. Молодое поколение не только заботится о предках, но благодарная память служит делу воскрешения отцов. Идея «патрофикации» («отцетворения») бесконечно смелая и дерзновенная, в наше время реально неосуществимая, получает новое звучание и высокий моральный смысл в связи с происходящими сейчас изменениями в обществе, носящими часто негативно-этический характер.
В трудах Николая Федоровича Федорова затрагиваются не только философские, но и исторические, социологические и, конечно, культурологические проблемы. Новый взгляд на историю заключался в рассмотрении исторического процесса как дела всего человечества, объединенного общей планетарной судьбой. Больше нет отдельных семей, существует единая общечеловеческая семья с общими предками. Для продолжения жизни на Земле людям необходимо доскональное знание своих исторических корней.
Федоров был одним из первых, кто обозначил проблему космического существования человечества, природы и человека, соотношения веры и знания, о месте нравственности в технократическом обществе. В XX веке открыта новая, космическая, эра в истории человечества. В наше время бурное развитие научно-технического прогресса соседствует с существованием тоталитарных и авторитарных режимов, с реальной угрозой глобального экологического кризиса. Именно поэтому становится все более актуальной необходимость серьезного осмысления проблем взаимоотношения человека и природы, отношений внутри человеческого сообщества, поиск альтернативы современной цивилизации, несущей разрушение окружающей среде и социальные отношения отчуждения. Возвращение к традициям, сложившимся в мировой мысли и отечественной культуре, для обсуждения волнующих нас тем, неизбежно.
Религиозно - нравственное учение Н.Ф. Федорова привлекало внимание ещё при жизни его создателя. Основы своей теории Федоров излагал в устном виде ученикам, с его рукописями был знаком очень узкий круг лиц, и изданы они были уже после смерти мыслителя. Из-за тяжеловесного стиля написания философские построения Федорова оставались трудно доступными для понимания.
В 1908 г. в г. Верный ученик и последователь Федорова В.А. Кожевников издает фундаментальное исследование «Николай Федорович Федоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам». Это издание преследовало двоякую цель: во-первых, приближение «Философии общего дела» к читателю, так как книга философа, изданная по его завещанию «не для продажи» тиражом 480 экз. стала библиографической редкостью сразу после выхода в свет. Во-вторых, популяризацию идей Н.Ф. Федорова, разъяснение ряда его положений. Кожевников в своем исследовании привел биографические данные, раскрыл философские взгляды учителя, рассказал о его практической деятельности библиотекаря.
Взгляды Кожевникова на учение Федорова менялись на протяжении жизни. Если начинал он с признания «Философии общего дела» безусловно христианской, то уже в переписке с П.А. Флоренским в 1912 - 1916 г.г. Кожевников признает учение Федорова «согласимым с учением христианства, но для этого надо признать., что в нём не всё сюда относящееся достаточно полно и ясно высказано».1 Если взгляды В.А. Кожевникова на наследие Федорова претерпели изменения, то другой ученик философа Н.П. Петерсон очень болезненно воспринимал любую попытку критического осмысления «Философии общего дела».
Первый опыт критического отношения к «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова был предпринят в цикле статей С.А. Голованенко, опубликованных в «Богословском вестнике». Именно в них впервые ставится вопрос о степени православноети учения Федорова, обозначено противопоставление христианского символизма и федоровского проектавизма, отмечаются противоречия в теории Федорова.
Н.А. Бердяев в работе «Религия воскрешения («Философия общего дела»)» также критикует Федорова за отсутствие в его философии и мировоззрении «иррациональной тайны индивидуального», «опыта зла, пути расщепления»". Упрекая автора «Философии общего дела» в его религиозном, «совершенно наивном материализме», Бердяев в то же время утверждает, что в «великой и дерзновенной идее воскрешения есть непреходящая духовная правда», и «сознание Федорова должно быть признано очень высоким, превышающим обычное сознание православное и католическое». «Это поистине новое религиозное самочувствие человека», в котором «под позитивно-материалистическим обли-чием скрыты пророческие чаяния новой религиозной эпохи» . Особен
1 Переписка П.А. Флоренского и В.А. Кожевникова // Вопр. Философии. - М, 1991. - № 6.- С. 142.
2 Бердяев Н.А. Религия воскрешения // Н.А. Бердяев о русской философии. - 4.2. - Свердловск, 1991.-С. 55.
3 Там же.-С. 91. но высоко ценил Бердяев федоровский протест против пассивного неделания. Одним из первых Н.А. Бердяев отметил ценность «Философии общего дела» в развитии положительно христианского богословия.
Дальнейшей пропаганде идей Н.Ф. Федорова посвящено большое количество публикаций, увидевших свет в Харбине в 1926 - 1928 гг., изданных так называемыми «федоровцами» А.К. Горским и Н.А. Сет-ницким. Работы эти весьма апологетические, но не лишены ценных наблюдений. Планировалось издать серию очерков под общим названием «Николай Федорович Федоров и современность» (вышло всего два выпуска). Авторы преследовали цель проследить взаимосвязь учения Федорова с самыми разными областями современной жизни и культуры, показать, что целый ряд научных и художественных открытий эпохи смыкается с «Философией общего дела».
С.Н. Булгаков, религиозный философ начала XX века, в осмыслении идей Федорова прошел три этапа: от восхищения новизной мысли в «Загадочном мыслителе» к критике «магизма» учения Федорова в «Свете невечернем». Последний этап характеризуется признанием значения «проекта» Федорова для жизни будущих поколений.
Н.О. Лосский подчеркивал «особое место в развитии христианской философии»1. Справедливо отмечая отсутствие систематичности и последовательности в изложении Федоровым философских идей, Лосский все же признает их большую значимость для грядущих поколений.
Критиком «Философии общего дела» и ее автора со строго ортодоксальных позиций можно назвать протоиерея Георгия Флоровского, который обвинил Федорова в отходе от христианских канонов, в противопоставлении Божественному человеческого. Необходимо отметить, что Флоровский, несмотря на общий критический настрой, признал наличие у Федорова многих интересных и верных догадок, отмечая правоту исканий мыслителя.
Немногие из перечисленных выше авторов обращали внимание на новизну в подходе Н.Ф. Федорова к вопросам культуры и просвещения. Между тем, Федоров предлагал создать единый культурный комплекс, куда входили бы церковь - музей - школа - библиотека. В своих трудах философ детально разрабатывает вопросы функционирования этих учреждений в обществе, проблемы их взаимодействия. Особый интерес представляют библиотековедческие воззрения мыслителя, в основе которых лежит призыв к объединению человечества в деле поминовения умерших. Федоров соединил библиотековедение и философию, продемонстрировав новый подход к библиотечному делу.
Поставив перед библиотеками новые задачи, Федоров тем самым поднял их социальную роль на новую высоту, придав им совершенно иные функции. Отныне библиотека становилась не только местом для чтения, но и местом исследования и поминовения умерших авторов. Библиотеки должны были принимать участие и в предполагаемом объединении человечества. Осуществлять данную функцию они могли бы посредством книгообмена как первого этапа в общепланетарном обмене знаниями.
Применив к разработке теории библиотечного дела философские принципы, Федоров заложил тем самым основы нового подхода к библиотековедению. До него и после него никто не рассматривал философию библиотечного дела, никто так детально не обосновал новые принципы подхода к устройству библиотек, обслуживанию в них читателей.
Многие предложения Н.Ф. Федорова не реализованы до сегодняшнего дня. Мысль о создании при церквах светских общедоступных
1 Лососий Н.О. История русской фшюсофии. - М., 1991. - С. 85. библиотек так и не была воплощена в жизнь. Кризис библиотечного дела в наши дни привел не к увеличению, а к уменьшению международного книгообмена. Происходит катастрофическое снижение уровня профессионализма библиотечных работников, что, в первую очередь, обусловлено слабым развитием материальной базы библиотек. В то же время дороговизна учебной и научной литературы приводит к притоку в библиотеки большого количества читателей.
Изучение основ профессионального подхода Федорова может многое привнести в организацию практической деятельности библиотек, так как Николай Федорович принадлежит к числу немногих, кто еще при жизни удостоился звания «идеальный библиотекарь».
Всё содержание его творчества характеризуется приверженностью либерально-гуманистическим ценностям, что также объясняет возрастающий интерес к философии Н.Ф. Федорова и актуальность её изучения.
Степень научной разработанности проблемы. Из поля зрения советской философии труды Федорова долгое время были исключены из-за содержащейся в них религиозной направленности и критики социализма.
В 1982 г. впервые в советское время выходит в свет однотомник Н.Ф. Федорова в серии «Философское наследие» ( М., 1982. - Т. 85), который положил начало знакомству наших современников с «Философией общего дела». Из сборника были исключены статьи религиозного содержания, что не дало возможности полного отражения взглядов философа. Сборник предваряла статья С.Г. Семеновой, в которой впервые в советской научной литературе предпринималась попытка комплексного анализа «Философии общего дела». С.Г. Семенова посвятила большое количество работ пропаганде идей Н.Ф. Федорова, но в них не содержится достаточно глубокий философский анализ его взглядов. Автор ограничился популярным изложением отдельных трудов философа и деятельности его в библиотеке.
В 1995 г. начато издание четырехтомного Собрания сочинений Н.Ф. Федорова, оснащенного обширным справочным аппаратом. Это издание не полностью охватывает творчество философа, но, снабженное вступительной статьей С.Г. Семеновой и А.Г. Гачевой, подробными комментариями и примечаниями, несомненно, представляет большой интерес и является заметным вкладом в отечественное федо-роведение. В.А. Пазилова в «Критическом анализе религиозно-философского учения Н.Ф. Федорова» попыталась осмыслить философскую теорию мыслителя. Но в книге ощущается влияние идеологических предрассудков в оценке трудов Федорова, что ставит под сомнение весомость вклада этой работы в изучение наследия Н.Ф. Федорова. Среди российских ученых наиболее серьезный анализ философского наследия Федорова дается М.Б. Хомяковым и Б.В. Емельяновым. Но они, в основном, сосредоточены на проблемах проективизма в федоровском учении. Вопросы влияния идей Федорова на современность находятся в центре внимания ежегодных Федоровских чтений, которые проводятся в Москве с 1989 г. (первые Чтения прошли в г. Боровске). На них обсуждается широкий спектр проблем - религиозные стороны его учения, антропология и философско-исторические вопросы «Философии общего дела», этика и эстетика, возможности синтеза научного знания, искусства и религии. Отдельной темой на Чтениях вынесено влияние федоровского учения на духовную культуру: философию, литературу, науку, искусство. На последних и предпоследних Федоровских чтениях рассматривались вопросы библиотечной теории и практики. Обсуждаются проблемы иммортологии, ювенологии и экологии. Результатами Чтений стали сборники «Общее дело» (М., 1990),
Русский космизм» (М, 1990), «Философия бессмертия и воскрешения» (М., 1996) и др.
Вместе с тем, приходится констатировать факт отсутствия трудов историков отечественной философии, в которых содержался бы комплексный подход к рассмотрению учения Н.Ф. Федорова в его цельности, совокупности всех его составляющих в их сложной гармонии, выявлении идейных корней «Философии общего дела», определении места теории Федорова в истории отечественной философской мысли. Наиболее изученными являются положения философа, имеющие естественно-научную и экологическую направленность, об активной роли человека в глобальной эволюции. Появившиеся в последнее время диссертационные работы1 также рассматривают теорию Федорова в рамках, ограниченных темой исследования. «Философия общего дела» и ее автор как отдельное уникальное явление духовной и культурной мысли России до сих пор не стали предметом изучения историков отечественной философии и культурологии. Подтверждением этому может служить тот факт, что во многих современных курсах истории российской философии о Федорове или не говорится вовсе, или имя его только упоминается.2 Из наиболее серьезных исследований наследия Н.Ф. Федорова следует назвать труд немецкого ученого М. Хагеймей-стера. Работа, состоящая из двух частей, охватывает основы «Философии общего дела» и биографию ее автора, большое место в ней уделено и рассмотрению всевозможных направлений в учениях последователей Федорова, так называемых «федоровцев» - от Кожевникова и Петерсона до советского «прометеизма» (термин, с нашей точки зре
1 См. например: Бых Н.Г. Религиозно - философские основания учения Н.Ф. Федорова. - М, ] 996.; Ефимова Н.М. русский космизи о природе жизни исмерти: R Федоров, К. Циолковский,
Л. Платонов. - М., 1996; Усалко M.D. Философия бессмертия Н.Ф. Федорова в контексте ментальное™ XX века. - Ростов-на- Дону, 1998.
2 См. например: Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. - Ч. 1. - СПб., 1994. - 172 е.; История философии: Учеб. пособие для вузов/ Под. Ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова.- М., 1997. - 464 е.; Сербиненко В.В. История русской философии XI - XIX в.в. - М, 1993. - 148 с. ния, адекватный в немецком переводе российскому «лучизму») и европейской эмиграции. К сожалению, это фундаментальная работа остается частично недоступной из-за языковых барьеров.
Специального исследования, посвященного проблеме взаимосвязи философских и библиотековедческих воззрений Николая Федоровича Федорова до настоящего времени опубликовано не было.
В осмыслении и исследовании идей Н.Ф. Федорова в области чтения мы опирались на огромнейший массив научных трудов отечественных библиотековедов, педагогов и психологов, в первую очередь это: Б.В. Банк, А.Я. Айзенберг, Г.А. Алтухова, Л.И. Беляева, В.М. Беспалов, М.Я. Дворкина, Т.Ф. Каратыгина, Н.С. Карташов, Ю.П. Мелен-тьева, М.Д. Смородинская, В.И. Терешин, А.Е. Шапошников и др.
Весьма значимы для нашего исследования работы профессора Ю.Н. Столярова, относящиеся к изучению развития библиотековедческой мысли начала XVIII века и вклада в него таких деятелей, как: Ф.С. Салтыков, В. Н. Татищев, И.Д. Шумахер, А.И. Богданов, И.Г. Бакмейстер и др. Этот период характеризовался воздействием петровских реформ, результатом которых явились светские библиотеки и первые учебные заведения.
Для углубленного понимания читателеведческих концепций Федорова на рубеже XIX и XX веков значительную помощь оказали исследования профессора А.Я. Айзенберга, посвященные самообразовательному чтению, которое в тот период было важнейшим видом чтения для усвоения знаний в различных сферах науки, культуры, и профессиональной деятельности.
Из числа исследований, посвященных деятельности Н.Ф. Федорова на библиотечном поприще следует отметить: В.Я. Покровский «Из воспоминаний о Николае Федоровиче Федорове», Е.С. Некрасова «Памяти Н.Ф. Федорова». Позже появляются работы И. Линниченко,
А. Гинкена. В наше время заслуживает упоминание исследование С.Г. Семеновой «Николай Федоров: Творчество жизни» (в ней глава о библиотечной деятельности Н.Ф. Федорова), работы В. Борисова, JI. Коваль. В них содержится всесторонний анализ библиотечной деятельности Н.Ф. Федорова. Профессор П.С. Соков в учебно-методическом пособии «История библиотечного дела в России» (М., 1996) рекомендует изучать личность Н.Ф. Федорова как портрет библиотекаря. В учебном пособии А.Н. Ванеева1, посвященном истории библиотечного дела России XIX века, содержится краткий очерк жизни и деятельности Н.Ф. Федорова, приводятся его библиотековедческие воззрения. Но, к сожалению, автором не прослежена взаимосвязь философских и библиотековедческих взглядов мыслителя. Таким образом, можно констатировать, что во всех работах преобладает односторонний подход к освещению деятельности и воззрений Н.Ф. Федорова, в основном, исключительно его библиотечной практики. Также отсутствуют в отечественном федороведении работы, посвященные изучению педагогических идей мыслителя.
Объект исследования: педагогические и философские воззрения Н.Ф. Федорова.
Предмет исследования: роль Н.Ф. Федорова в становлении педагогических и библиотековедческих концепций. Деятельность Н.Ф. Федорова как педагога-просветителя.
Цели и задачи исследования. Цель настоящей работы - исследовать роль и место философской теории в педагогических воззрениях Н.Ф. Федорова. Для раскрытия данной темы необходимо было четко обозначить границы рассматриваемого явления, чтобы решить следующие задачи:
1 Ванеев АН Библиотековедение в России во второй половине XIX века: Учеб. пособие. - СПб., 1999. - 70 с. изучить основные этапы жизни и деятельности Н.Ф. Федорова, окружавшую его интеллектуальную атмосферу, а также состояние общественно- политических движений в России второй половины XIX - начала XX в.в.; исследовать обстоятельства формирования личности философа, воспроизвести его творческую биографию; исследовать религиозно-философское учение Н.Ф. Федорова в контексте своего времени в сравнении с идеями других представителей русской философии, выявить их взаимовлияние и взаимообогащение;
- на основе анализа сочинений Н.Ф. Федорова выявить главные парадигмы его учения;
- раскрыть взаимосвязь философской теории Н.Ф. Федорова и его педагогических и библиотековедческих взглядов;
- раскрыть взаимосвязь философской теории Н.Ф. Федорова и его педагогических взглядов; выявить практическое воплощение Н.Ф. Федоровым основных положений его педагогической теории.
Гипотеза исследования заключается в предположении о влиянии философских взглядов Н.Ф. Федорова на его педагогические воззрения, нашедшие воплощение в практической деятельности библиотекаря.
Методологической и теоретической основой диссертации являются положения отечественной философской мысли (в первую очередь, труды Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, ВВ. Зеньковского, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, отца Павла Флоренского и др.), новые данные имморто-логии о продлении жизни. Большую помощь при работе над диссертацией и в определении подхода к изучению данной темы исследования оказали работы общетеоретического характера, принадлежащие как отечественным, так и зарубежным авторам (Л.В. Березовской, В. Вундта, В.Н.
Демина,A.M. Ковалева, Б. Ливехуда, Мартинуса, J1.K. Нагорной, С.С. Хоружего и др.).
Выбор методов исследования определялся общей концепцией научного изыскания, тем, что при изучении жизни и творчества деятеля кулыуры и педагогики, философа неуместны статистические выкладки. В связи с многоаспектностью разрабатываемой темы говорить о каком-то единственном методе не приходится.
Основным методом исследования является комплексный подход к изучению историко-культурных процессов и явлений, взятых в их взаимосвязи и взаимообусловленности, характеризующийся сочетанием сравнительно-исторического и текстологического анализа. Мы стремились использовать также как описательный, сопоставительный, так и структурно-функциональный и аналитический методы исследования.
Источники диссертационного исследования. Основным источником для написания диссертации явились произведения Н.Ф. Федорова во всем многообразии их тем. Широко привлекались работы русских философов второй половины XIX - начала XX века: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского.
В ходе исследования изучались труды по истории России, философии, истории педагогики, библиотековедению. Необходимым источником для написания диссертации послужили архивные материалы из фондов Российской государственной библиотеки и отдела письменных источников Государственного исторического музея.
Многочисленные отзывы о деятельности Н.Ф. Федорова как библиотекаря почерпнуты преимущественно из воспоминаний современников о нем.
Использовался богатый материал, освещающий различные аспекты библиотечно-педагогической жизни России второй половины XIX
- начала XX века, опубликованный на страницах периодической печати, а также отчеты библиотек.
Научная новизна исследования заключается в необходимости познания философских и педагогических воззрений выдающего русского философа Н. Ф. Федорова. Таким образом, это одна из первых работ, содержащих комплексный анализ его педагогических взглядов, влияния на формирование их философской теории автора «Философии общего дела». Выявлена важность концепции теории супраморализма Н.Ф. Федорова, а также взаимодействия учреждений просвещения и культуры для воспитания подрастающего поколения.
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что оно
- открывает новое направление педагогических исследований, ранее находившихся вне поля зрения педагогов;
- вводит в научный оборот понятие о взаимодействии философии и педагогики;
- обеспечивает возможность дальнейшего продвижения научной мысли в рассматриваемой области.
Практическое значение диссертации состоит в том, что её основные положения могут быть использованы в процессе подготовки научных исследований по истории педагогики и библиотековедческой мысли, культурологии, а также лекционных курсов и учебных пособий по данной тематике.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обес-печены использованием печатных и архивных источников, а также методологической основой, системным подходом к изучению исторических материалов; соответствием методике и организации научного поиска его цели и задачам; комплексностью применяемых методов.
Апробация результатов исследования осуществлялась с помощью публикаций в журналах и в сборнике тезисов 9-ой Международной научной конференции по проблемам книговедения. Основные положения диссертации были обобщены и одобрены на заседании Федоровского общества, а также использованы при подготовке цикла лекций для студентов университетов и педагогических вузов;
Положения, выносимые на защиту:
1. В «Философии общего дела» сконцентрированы основные философские идеи ее создателя. Учение Н.Ф. Федорова внесло заметный вклад в русскую религиозно-философскую мысль, заложив основы нового подхода к культурно-просветительным учреждениям.
2. Новаторство Н.Ф. Федорова в области библиотековедения заключается в том, что он применил философские принципы к теории библиотечного дела. Библиотеки являются частью культурно-образовательного комплекса: церковь - музей- школа - библиотека, решающего задачу объединения человечества.
3. Педагогические воззрения Н.Ф. Федорова созвучны идеям прогрессивной отечественной педагогики: о воспитании близости и любви человека к природе, открытости образования, о взаимосвязи школы и общества.
4. Деятельность Н.Ф. Федорова как библиотекаря подтвердила его педагогические концепции о роли библиотекаря как педагога и организатора чтения, образованности и культуры читателя.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (с подразделением на параграфы), заключения и списка использованной литературы. Такая структура обусловлена логикой, целью и задачами исследования. Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуются степень её научной разработанности, объект и предмет, гипотеза, формулируются цели и задачи, раскрывает
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Русский космизм о природе жизни и смерти: Н. Федоров, К. Циолковский, А. Платонов1996 год, кандидат философских наук Ефимова, Наталья Михайловна
Взаимодействие этического и эстетического в русской философской мысли второй половины XIX - начала XX вв.: культурологический анализ2008 год, кандидат философских наук Фролова, Наталия Алексеевна
Проблема бессмертия в русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ вв.2000 год, доктор философских наук Пугачев, Олег Сергеевич
Утопические идеи в философии русского космизма: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский2007 год, кандидат философских наук Введенская, Елена Валерьевна
Историко-философская традиция в русской философии конца XIX - первой трети XX вв.2004 год, доктор философских наук Ермишин, Олег Тимофеевич
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Петрова, Наталья Андреевна
Заключение
Явление Н.Ф. Федорова было подготовлено всем развитием русской философской мысли. Одним из источников создания «Философии общего дела» - труда, после ознакомления с которым многие философы поражались глубине и смелости федоровской мысли, послужили идеи народничества.
Надо отметить, что влияние идей Федорова испытали многие философы второй половины XIX - начала XX века, такие, как: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, а также писатель и мыслитель Л.Н. Толстой. Воздействие федоровского «проекта» на взгляды каждого из мыслителей было неоднозначным. Так, B.C. Соловьев пережил сильнейшее увлечение идеями Н.Ф. Федорова, но в конце 80-х г.г. XIX века разошелся и ним окончательно. Расхождения эти, видимо, были обусловлены различным пониманием христианской идеи. Если Федоров допускал воскрешение при участии только благодарных потомков- «соработников у Бога», то Соловьев не мыслил дело воскресения без промысла Божьего.
Отношения Н.Ф. Федорова и Л.Н. Толстого можно охарактеризовать как постоянный философский спор. Они сходились во взглядах на крестьянскую общину как основу производственных отношений, хранительницу патриархальности села, религиозности, нравственности. По более глубоким философским вопросам между Н.Ф. Федоровым и Л.Н. Толстым возникали разногласия.
Общность эстетических взглядов прослеживается у Н.Ф. Федорова с Е.Н. Трубецким и П.А. Флоренским. Их сближает рассмотрение теории о храме как символе синтеза искусств. У Трубецкого и Федорова общие тенденции в рассмотрении вопроса о создании новой нравственности, смысле жизни.
П.А. Флоренский признавал тождественность своих идей с идеями Н.Ф. Федорова. И Флоренский, и Федоров рассматривали храм как место для воссоединения народа для свершения общего дела, чему послужит синтез храмовых искусств.
Очень высоко ценил и самого Федорова, и «Философию общего дела» С.Н. Булгаков. Характеристики Булгакова, данные им Федорову («загадочный мыслитель», «московский Сократ») переходят из издания в издание, посвященные автору «Философии общего дела». Учение Федорова Булгаков ставил выше теории Маркса.
Н.А. Бердяев же подвергал критике Федорова за попытку соединить христианство с натурализмом, отмечал, что в «Философии общего дела» сказались все противоречия XIX века с его ломкой старых патриархальных отношений и зарождением новых.
В «Философии общего дела» сконцентрированы основные философские идеи её создателя. В ней Н.Ф. Федоров соединил материалистические и идеалистические взгляды. Идеалистическая сторона учения напрямую связана с христианской идеей воскрешения умерших, материалистическая - с регуляцией природных явлений.
По мнению Федорова, боязнь смерти, зависимость от природы и, таким образом, осознание собственной слабости, является первопричиной зла, основой для развития соперничества и борьбы.
Научившись управлять смертью и смертностью, человек станет добрее, сосредоточится на совершенствовании духа, не отрываясь от материи.
Само понятие «человек» Федоров предлагает заменить на более конкретное «сын человеческий», «дочь человеческая», «сыны умерших отцов». Устранение^ противоречий между предыдущим и последующим поколениями для Федорова важнее вопроса социально-политической борьбы между классами, нациями, отдельными группами и так далее, идущей на протяжении всей истории человечества.
Особо отметим, что новаторство Федорова заключается в том, что ему удалось соединить в своём учении различные направления в философии: антропологическое, геокосмическое в синтезе с экологическом сознанием с верой в мощь человеческого разума, вооруженного верой в Бога, делающей возможным воскрешение умерших.
Федоров предлагал не только воздействовать на природу, овладевать наукой управления природными явлениями, но и заняться творческим самосовершенствованием человека. Воскрешение отцов повлечет за собой возникновение новой нравственности - супраморализма. В учении Федорова получила отражение идея всеобщего объединения, с одной стороны, теоретического и практического разума, а, с другой, трех сил, действующих в мире - Бога, человека и природы.
Еще в конце XIX века Федоров предупреждал об опасности воздействия цивилизации на окружающую среду, угрозе мирового кризиса в отношениях между обществом и природой.
Заслуга Федорова состоит в том, что он одним из первых предсказал процесс глобализации мышления, обусловленный ростом взаимозависимости всех стран и народов, общности их исторических судеб, их общей нравственной ответственности за судьбу Вселенной.
Для ученого характерно неприятие промышленного развития общества. Федоров утверждает, что первичным моментом в разделении людей является не экономический, а интеллектуальный фактор.
Федоров, давая правильный и теоретически глубокий анализ первоначальных стадий капиталистического общества, делает акцент в нём не на политико-экономические, а на социально-психологические факторы. Философ не признавал ни диалектического, ни исторического материализма, утверждая, что есть два материализма - материализм подчинения слепой силе и материализм управления материей.
Пересматривает Федоров и отношение к истории. История - это дело умерших, а также события с ними связанные. Человечество для Федорова единая семья, связанная общими предками и единой планетарной судьбой. Полнейшее знание своих исторических корней - задача, стоящая перед членами общины.
Подчеркнем, что все философские построения Федорова имеют ярко выраженную гуманистическую направленность. И в то же время в них совершенно не рассматриваются вопросы духовности, духовного мира человека.
Все это позволяет сделать вывод о том, что «Философия общего дела» впитала в себя все противоречия XIX века, отразив смешение старого, уходящего с новым и грядущим.
Федоров, являясь противником созерцательного отношения к действительности, применил свои философские взгляды к библиотечной теории и практике.
Сквозь все учение Федорова проходит мысль о месте библиотеки в системе нравственного и духовного просвещения народа. На библиотеку возлагаются образовательные функции и функции духовного просвещения.
Библиотеки посредством книги, организации выставок, лекций призваны сделать научные знания и открытия достоянием всех, объединяя человечество в общем деле овладения природой, воскрешения мертвых, создания новой нравственности и духовности.
Собрание сочинений - это не просто собрание книг, произведений того или иного автора, а собор людей со всем многообразием их взглядов и ошибок. В этой связи у библиотеки появляются новые функции, она становится не только местом для чтения, но и местом исследования.
Знакомясь с книгой, нужно учитывать, что мнение автора не всегда истинно. Поэтому к содержанию книги нужно относиться с уважением к мнению автора, но сопоставлять изложенное с последними достижениями науки, практических наблюдений и опытов.
При комплектовании библиотек в фонды должны включаться не только книги, но и брошюры, проспекты, календари и другие мелкие издания, так как такое полное комплектование помогает воссоздать целостную картину жизни общества.
Большое значение в книге имеет заглавие, которое должно точно отражать её содержание.
Федоров призывал авторов присылать в библиотеки лучшие экземпляры своих книг, предлагал всем владельцам частных библиотек составить каталог хранящихся у них книг, с тем, чтобы открыть свои собрания для безвозмездного пользования широким массам.
Для поминовения автора в библиотеках предлагалось создать специальный выставочный отдел, который бы занимался организацией выставок, приуроченных ко дню смерти автора. День смерти выбирался потому, что дата рождения не всегда была точно известна, а также логически вытекала из предлагаемого Федоровым устройства библиотек в календарном порядке по дням смерти автора.
Книга должна поступать в библиотеку вместе с аннотированной карточкой. Это способствует более быстрому отражению её в каталогах.
Отмечая роль библиотеки в образовательном процессе, а также для приближения аудиторных занятий студентов к занятиям в читальном зале, Федоров предлагал ученым в определенное время один-два раза в месяц приходить в библиотеку для чтения лекций по предмету своего исследования.
Рассматривая библиотекаря как педагога, распространителя знаний, призванного заниматься просвещением читателей, Федоров особо настаивал на том, что библиотекарем должен становиться человек большой эрудиции. Одно из непременных условий для работы в библиотеке - постоянное занятие самообразованием.
Библиография служит основой для перехода от теоретического знания к его применению в действительности. Библиографам Федоров предлагал в библиографических справочниках указывать место хранения издания в публичной библиотеке, что послужило бы скорейшему нахождению книги.
Федоровым выдвигалась идея международного книгообмена как средство сближения народов. Обмен книгами - первый этап по пути перехода к всенаучному обмену России с другими странами.
Н.Ф. Федоров работал сначала в Чертковской, а затем в библиотеке Московского Публичного и Румянцевского музеев, где на практике воплощал разработанную им теорию библиотечного дела, подтверждая тезис о том, что библиотекарь должен помогать читателю в деле образования, предоставляя максимум знаний по специальности. j Главная задача библиотекаря - просвещение читателя. Под этим подразумевалось предоставление наиболее полного объема информации по интересующей читателя теме и смежным с ней областям знания. л Отделение библиотеки от высшей школы приводит к бесполезности этих учреждений. Федоров предлагал соединить библиотеку-музей с учебными заведениями, создав таким образом условия для распространения просвещения с расширением самого знания.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Петрова, Наталья Андреевна, 2001 год
1. А. М. Воскрешение чаемое или восхищаемое? ( О религиозных воззрениях Н.Ф. Федорова). // Богословские труды. Сб. 24.- М., 1983. - С. 242 -259.
2. Абрамов А.И. Философские проблемы в «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова. // Философия и культура в России: методологические проблемы. М., 1992.- С. 124 - 134.
3. Абрамова Т.В. Космизм в русской религиозной философии: B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09. 00. 03) / Рос. акад. управления. -М., 1994. 18 с.
4. Айзенберг А.Я. Проблемы теории и практики самообразовательного чтения в России (Вторая половина X в. X в.) : Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. (13.00.01; 05.25.03). - Ташкент, 1981.- 55 с.
5. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. школа, 1986. - 128 с.
6. Айзенберг А.Я. Социально-культурная роль чтения и самообразования в развитии личности// Вопросы философии. 1986. -№6.-С. 115-119.
7. Аксеничев О.А. Философия музея Н.Ф. Федорова // Музейное дело : музей культура - общество. - Вып. 21. - М., 1992.- С. 91-101.
8. Аксенов Г.А. Мир дан не на погляденье.// В мире книг. 1980.- №8. С.71-73.
9. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб., доп. - М.: Проспект, 1998. - 508 с.
10. Алексеев П.В. Философы России XIX XX столетий. Биографии. Идеи, Труды / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Акад. проект, 1999. - 944 с.
11. Алтайский К. Московская юность Циолковского // Москва. 1966.-№9.-С. 180-182.
12. Альгин А. П. Свет по ту сторону жизни. Спб.: МИФ «Радар», 1992.-58 с.
13. Антипов Г.А. Феномен прошлого и феномен человека в учении Н.Ф. Федорова // История философии и современная идеологическая борьба. Новосибирск, 1981.- С. 151-163.
14. Бартенев С.П. Николай Федорович Федоров. Два разговора о воскрешении мертвых. // Русский архив. 1909.- № 1.- С. 119-122.
15. Бартенев Ю. Памяти Николая Федоровича Федорова // Русский архив. 1904. -№ 1. Вып. 2,- С. 191 - 192.
16. Белый А. На рубеже двух столетий /Вступ. ст., подгот. текста и коммент. А.В. Лаврова. Кн. 3. - М.: Худож лит., 1990. - 669 с.
17. Бердяев Н.А. Н.Ф. Федоров // Путь. 1928. -№11.- С.88-94.
18. Бердяев Н.А. Религия воскрешения. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова//Русская мысль. 1915.- №7 кн. 2. - С. 75-120.
19. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1989.- С. 227-234.
20. Березовская Л.В., Ковалев A.M. На пороге XXI века: Философско -социолог, исслед. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. - 302 с.
21. Берков П.Н. История советского библиофильства (1917 1967). - М.: Книга, 1971.-256 с.
22. Библиографические вопросы (Письмо В.Е. Филипченко к Е.И. Аркадьеву) // Посредник печатного дела. СПб., 1892. - № 3. - С. 17 -20; № 5-7. - С. 20 -22.
23. Библиотека и самообразовательное чтение // Библиотечное обслуживание: Теория и методика: Учебник/ Под ред. А .Я. Айзенберга. М.: Изд -во МГУК, Изд-во ТОО «Либерия», 1996. - С. 43 -55.
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические: В рус. пер. с парал. местами и словарем. М.: Рос. библейс. о-во, 1998. - 925, 292, XVI с.
25. Большакова А.В. и др. Основы философских знаний / А.В. Большакова, B.C. Грехнев, В.И. Добрынина. М.: Общ-во «Знание», 1994.- 247 с.
26. Борисов В. «Идеальный» библиотекарь. // Альманах библиофила. -Вып. 6. М., 1979. - С.201 - 206.
27. Борисов B.C. Уход Н.Ф. Федорова из Румянцевской библиотеки // Начала. 1993.- № 1. - С. 143 - 152.
28. Бородич А. А., Копытко А.И. Традиции русского космизма и образ науки в учении Н.Ф. Федорова. // Традиции отечественной философии. -Гродно, 1991.-С. 83 -90.
29. БСЭ.- 3-е изд. 1970. - Т. 27. - С.766-767.
30. Булгаков С.Н. Душа социализма // Новый град. 1931. - № 1. - С.49-58.
31. Булгаков С.Н. Загадочный мыслитель (Н.Ф. Федоров) // Два града: исследования о природе общественных идеалов : В 2 т. Т.2 . -М.,1911.- С.260-277.
32. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 415 с. - (Мыслители XX века).
33. Бых Н. Г. Религиозно- философские основания Н.Ф. Федорова. : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09. 00. 03) / Мое. гос. ун-т. - М., 1996. - 23 с.
34. В. В-в. Франко-русский обмен // Неделя. 1898. - 8 февр. - № 6. - С. 198- 199.
35. Ванеев А.Н. Библиотековедение в России во второй половине XIX века: Учеб. пособие/ А.Н. Ванеев; М-во культуры РФ. С-Петерб. гос. акад. культуры. СПб., 1999. - 70 с.
36. Вахтеров В.П. Всеобщее обучение. М.: Тип. т-ва И.Д.1. Сытина, 1897. -216 с.
37. Вопрос об обмене изданий между Парижем и Москвой // Московские ведомости. 1892. - 22 февр. - № 52.
38. Вселенское дело. Одесса, 1914.
39. Вундт В. Введение в философию/ Пер. с нем.; Под ред. А.Н. Субботина. М.: ЧеРо, Добросвет, 1998. - 354 с.
40. Гачева А. Народ и интеллигенция в учении Н.Ф. Федорова // Народ и интеллигенция. : Сб. выступлений участников Круглого стола 18 ноября 1989 г. М., 1990.- С. 51 - 57.
41. Георгиевский Г.А. JI.A. Толстой и Н.Ф. Федоров. Из личных воспоминаний. // Тыняновские чтения, 4-е. Тезисы докладов и материалы для обсуждения. Рига, 1988. - С. 27-66.
42. Голованенко С.А. Имманентизм и христианская философия (О религиозно-философских предпосылках Н.Ф. Федорова) // Богословский вестник. 1914. - июль-август. - № 7-8. - С. 569 - 592.
43. Голованенко С. А. Православие и культ предков // Богословский вестник. 1914. - май. - № 5. - С. 83 - 109.
44. Голованенко С. А. Проект или Символ (О религиозном проективизме Н.Ф. Федорова) // Богословский вестник. 1915. -апрель. - № 4. - С. 294 - 314.
45. Голованенко С. А. Тайна сыновства: о христианстве Федорова // Богословский вестник. 1915. - март. - № 3. С. 498- 516.
46. Голованенко С. А. Философия смерти и воскрешения \\ Богословский вестник. 1914. - апрель. - № 4. - С. 864 - 888.
47. Горский (Горностаев) А. К. Перед лицом смерти: Л.Н. Толстой и
48. Н.Ф. Федоров. Б. м. . , 1928. - 18 с.
49. Горский А.К., Сетницкий Н.А. Сочинения / Сост. Е.Н. Берковской (Сетницкой), А.Г. Гачевой; вступ. ст. и прим. А.Г. Гачевой М.: Раритет, 1995. - 448 с. - (Библиотека духовного возрождения).
50. Грезы о земле и небе: Антол. рус. космизма/ Сост., предисл. и коммент. О.А. Карчевцева. СПб.: Худож. лит. С-Петерб. отд-ние, 1995.- 526 е.: ил.
51. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия?: Пер. с фр. М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 206 с.
52. Демин В. Онтологические основания воскрешения и бессмертия // Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Федор, чтений 8-10 дек. 1995 г. Москва / Ред. сост.: С.Г. Семенова и др. - М.: Наследие, 1996. - С. 74-84.
53. Демин В.Н., Селезнев В.Н. К звездам быстрее света: Рус. космизм вчера, сегодня, завтра/ Акад. космонавтики им. К.Э. Циолковского и др. М., 1993. - 428 е.: ил. - (Суперкнига).
54. Дорошенко Н.М. Философия и методология русской истории ( нач. XX в.): Учеб. пособие / Санкт- Петербург, гос. ун-т. СПб: СПбГУ, 1995.- 84 с.
55. Дуденков В.Н. Русский космизм. Философия надежды и спасения. -СПб., 1992.-230 с.
56. Емельянов Б.В., Хомяков М.Б. Николай Федоров и его «Философия общего дела». Псков, 1994. - 98 с. - (Филос. б-чка учителя / Псков, обл. ин-т повышения квалификации работников образования. Кафедра философии и социологии образования; Вып. 3).
57. Емельянов Б.В., Хомяков М.Б. Христианское учение о смерти, грехе и свободе воли в философии Н.Ф. Федорова. // Научно -исследовательский ин-т русской культуры. Ежегодник . 1994. -Екатеринбург, 1995.-С. 56-67.
58. Ефимова Н.М. Русский космизм о природе жизни и смерти: Н. Федоров, К. Циолковский, А. Платонов: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.03./ Вятский пед. ун-т. М., 1996. - 19 с.
59. Жизнь. Смерть. Бессмертие: Материалы Науч. конф., провед. в дек. 1993 г. в г. Санкт -Петербурге Гос. музеем истории религии/ Науч. ред. и сост.: А.В. Коновалов, А.И. Тафинцев. СПб., 1993. - 128 с.
60. Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов как практическое руководство в духовной жизни. М.: Сретен. монастырь и др., 1998.- 702 с.
61. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. Ч. 1. -СПб., 1994. - 172 с.
62. Зеньковский В. История русской философии. Т. 1 ч.2. - Л. : Эго, 1991. - 220 с. - (Филос. наследие России).
63. Зеньковский В. История русской философии. Т. 2 ч. 1. - Л.: Эго, 1991. - 254 с. - (Филос. наследие России).
64. Зеньковский В. История русской философии. Т. 2 ч. 2. - Л.: Эго, 1991. - 268 с. - (Филос. наследие России).
65. Ивакин И.М. Воспоминания о Толстом // Лит. наследство. Т. 69. кн. 2.-М., 1961.-С. 51-52.
66. Из истории русской философии XIX- XX веков: Материалы к лекции/ Воен. инж. акад. им. В.В. Куйбышева, Каф. обществ, наук; Сост. и примеч. канд. филос. наук, доц. Б.К. Морозникова. - М.: ВИА, 1993.-48 с.
67. Избранная библиография Н.Ф. Федорова. // Начала. 1993. - №1. -С. 153-156.
68. История России (Россия в мировой цивилизации): Учеб. пособие/ Сост.: отв. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 1998. - 352 с.
69. История философии: Запад- Россия Восток: Кн. 3. Философия XIX- XX в. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой, A.M. Руткевича. М.,1999. - 444 с.
70. Кириченко Е. Русская идея синтеза искусств (Н.Ф. Федоров, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский) // Картины мира в искусстве XX века: Штрихи к портр. эпохи. М., 1994. - С. 17-41.
71. Киселев А. Одухотворение мира. // Молодой коммунист. 1989. -№ 11.-С. 78 - 85.
72. Коваль Л. Страница истории: Николай Федорович Федоров и Московский Публичный Румянцевский музей // Философия бессмертия и воскрешения. Вып. 1. - С. 236 - 243.
73. Коган Л.А. Философия Федорова // Вопросы философии. М., 1990.-№ 1.-С. 74-84.
74. Кожевников В.А. Николай Федорович Федоров: Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам. Ч. 1,- М., 1908.- 320 с.
75. Короткое К.Г. Свет после Жизни: Эксперим. исслед. биофиз. активности тела после смерти: Ч. 1-2. / Предисл. Г.Н. Дульнева. -СПб.: РИК «Культура». Санкт-Петербург, отд-ние, 1994. - 112, 128 е., ил.
76. Крат. Лит. Энцикл. 1978.- Т.9.- С. 755-756.
77. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева: ( Из цикла «Страницы истории отеч. филос. мысли») / В.А. Кувакин, д-р филос. наук. М.: Знание, 1988. - 62 с. - (Новое в жизни, науке, технике, подписная науч.- попул. сер. Философия; 8/ 1988).
78. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритизм. Крит, заметки об одной реакционной философии // Полн. собр. соч. Т. 18. - С. 7 - 384.
79. Ливехуд Б. Человек на пороге. Биографические кризисы и возможности развития/ Перевод с нем. И.Г. Меликишвили; Под общ. ред. Н.П. Банзелюка. Калуга: Духовное наследие, 1993. - 272 с.
80. Линниченко И.А. .Речи и полемики.: Сборник статей по истории рус. литературы и биогр. воспоминаний. Одесса: тип. «Техник», 1914. -И., 319 с,
81. Линниченко И.А. Задачи библиографии: Речь, произнесенная в собрании Одесского Библиографического общества при Императорском Новороссийском Университете 14-го мая 1911 года. -Одесса, 1911. 12 с.
82. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1994. - 230 с. - (Мыслители прошлого).
83. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. -719 е.: ил., портр.
84. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991. -559 с.
85. Лука (Войно Ясенецкий В. Ф.) Дух, душа и тело / Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). - М.: Изд- во Православ. Свято - Тихонов. Богослов, ин - та, 1997. - 137 с.
86. Маковченко А.Д. Идея общины в творчестве русских космистов (Н. Федоров, В. Вернадский) // Основы мира. Томск, 1996. - С. 69 - 72.
87. Мартинус Переступая порог смерти : Сборник: Перевод . М. : Изд- во агентства «Яхтсмен»; Копенгаген : Мартинус ин - т, [1994?] . -103, 1. с.
88. Матвеев С. Философия общего дела: Учение Н.Ф. Федорова. -Харьков, 1912. 16 с.
89. Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. Изд. 4-е. - Т. 1.- СПб., 1906. -986 стлб.
90. Михель Д.В. Николай Федоров и его «Философия общего дела». // Русская философская мысль конца XIX нач. XX в.в. - Саратов, 1993. -С. 19-22.
91. Моск. газета .-1892.-№ 325.
92. Моуди Р. Жизнь после жизни: Исслед. феномена продолжения жизни после смерти тела: Пер. с англ. .- М.: Физкультура и спорт; Совмест. предприятие «Интерконтакт», 1991. 98, 1. с.
93. Нагорная Л.К. Богочеловечество в русской религиозной философии (середина XIX нач. XX в.): Монография. - Барнаул: Изд - во Алт. гос. ун-та, 1994. - 139с.
94. Некрасова Е.С. Памяти Н.Ф. Федорова // Рус. ведомости. 1903.- 24 дек.
95. Несколько слов о Чертковской библиотеке. М.: тип. Бахметева, 1862.-6 с.
96. Никитин В.А. Владимир Соловьев и Николай Федоров // Символ. -1990.-№23.-С. 279- 300.
97. Никитин В.А. Н.Ф. Федоров и Православие// Журнал Московской Патриархии. 1991. - № 10. - С. 76-79.
98. Никитин В. А. Н.Ф. Федоров и православие // Начала. 1994. - № 3. -С. 14-21.
99. Никитин В.Н. Храмовое действо как синтез всех искусств // Символ. 1988.-№20.-С. 218-236.
100. Никитин В.А. Храмовое действо как синтез искусств. П.А. Флоренский и Н.Ф. Федоров. // Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы. Вып. 1. - М., 1991. - С. 16-30.
101. Новейший философский словарь / Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грищанов. Минск, 1999. - 877 с.
102. Новиков А.И. История русской философии Х-ХХ веков: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Лань, 1998. - 320 с.
103. Общее дело: Сб. докладов, представленных на I Всесоюзные Федоровские чтения (г. Боровск, 14-15 мая 1988 г.) М., 1990.
104. Остромиров А. Н.Ф. Федоров и современность. Очерки. Харбин, 1928.-51 с.
105. Отчет Московского Публичного и Румянцевского Музея за 1898.год.- М., 1899.- 80 с.
106. Пазилова В.П. Критический анализ религиозно философского учения Н.Ф. Федорова. - М. : Изд - во МГУ, 1985. - 135 с.
107. Пазилова В.П. Религиозно философская утопия Н.Ф. Федорова. // Науч. докл. высш. школы. Филос. науки. - 1981. - № 4.- С. 88 - 94.
108. Первоушина Л.Н. Николай Федорович Федоров библиотекарь и человек ( по литературным источникам ) // Современные тенденции развития библиотечных фондов. - М., 1987. - С. 145 - 153.
109. Первушина В.Н. Тексты лекций по русской философии: ( Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Федоров). Воронеж: ВГАСА, 1996.- 67 с.
110. Петерсон Н.П. Н.Ф. Федоров и его книги «Философия общего дела» в противоположность учению Л.Н. Толстого « О непротивлении» и др. идеям нашего времени. Верный, 1912. - 183 с.
111. Петерсон Н.П. О религиозном характере учения Н.Ф. Федорова. ( По поводу статей С.А. Голованенко в «Богословском вестнике» . 1914 г.) . М., 1915.-30 с.
112. Петрова Н.А. Библиотековедческие воззрения Н.Ф. Федорова // 9-я
113. Междун. науч. конфер. по проблемам книговедения. Тез. докл. / Сост.
114. В.И. Васильев, Б.В. Ленский, Г.И. Матрюхин, К.М. Сухорукое; Подобщ. ред. Б.В.Ленского. М.: Наука. 2000. - С. 222 - 223.
115. Петрова Н.А. Н.Ф. Федоров о книге, библиотекаре, библиотеке //
116. Библиотековедение. 2000. - № 4. - С. 78 - 84.
117. Позднева С.Д., Хотинская Г.А. Идеи синтеза в философском наследии Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, Н.К. Рериха // Русскаяфилософская мысль конца XIX нач. XX века. - Саратов, 1993. - С. 14-18.
118. Покровский П.Я. Из воспоминаний о Николае Федоровиче Федорове // Моск. ведомости. 1904. - 23-26 янв.
119. Проект нового Устава Императорской Публичной Библиотеки. Рец. // Отечеств, записки. 1865. - Июль. - Кн. 2. - С.
120. Пругавин А.С. О парадоксах JI.H. Толстого // Сб. воспоминаний о Л.Н. Толстом. М, 1911.-С. 2-11.
121. Романовский И. Книга и жизнь. Очерки о Государственной библиотеке СССР им. Ленина. М.: Моск. рабочий, 1950. - 388 с.
122. Роменец В.А. Жизнь и смерть в научном и религиозном истолковании. Киев: Здоровья, 1989.- 190 с.
123. Рубакин Н.А. Избранное : в 2 т. / Сост., крат, библиогр. очерк и коммент. проф. А.Н. Рубакина. Т. 1.- М.: Книга, 1975.- 221 с. - (Труды отеч. книговедов).
124. Рубакин Н.А. Избранное : в 2 т. / Сост., крат, библиогр. очерк и коммент. проф. А.Н. Рубакина. Т. 2.- М.: Книга, 1975.- 280 с. - (Труды отеч. книговедов).
125. Рубакин Н.А. Книжное оскудение // Рус. богатство. 1893. - № 11. отд. 2.- С. 124 - 165.; № 12. - С. 78-122.
126. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию. М.: Книга, 1977.- 264 с.
127. Русская философская мысль конца XIX начала XX в.в./ Редкол. : д-р филол. наук С. П. Позднева. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993.-52 с.
128. Русские философы: Конец XIX середина XX в.: Биогр. очерки. Библиогр. тексты соч.: Антология / Рос. гос. б-ка; Сост.: А.Н. Доброхотов, д-р филос. наук и др. - Вып. 1. - М.: Книж. палата, 1993. -365 с.
129. Русские философы: Конец XIX середина XX в.: Биогр. очерки. Библиогр. тексты соч.: Антология / Рос. гос. б-ка; Сост.: С.Б. Неволин, Л.Г. Филонова. - Вып. 2. - М.: Книж. палата, 1994. - 420 с.
130. Русские философы: Конец XIX середина XX в.: Биогр. очерки. Библиогр. тексты соч.: Антология / Рос. гос. б-ка; Сост.: Л.Г. Филонова. - Вып. 3 - М.: Книж. палата, 1993. - 323 с.
131. Русский космизм: Антология филос. мысли/ Сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; Вступ. ст. С.Г. Семеновой. М.: Педагогика - Пресс, 1993.- 365.: ил.
132. Русский космизм: По материалам II и III Всесоюз. Федоров, чтений, 1989-1990 г.г.: В 2 ч. Ч. 1.- М., 1990.- 136 с.
133. Русский космизм: По материалам II и III Всесоюз. Федоров, чтений, 1989-1990 г.г.: В 2 ч. Ч. 2.- М., 1990.- 177 с.
134. Савин А.Ю. Проблемы человечества и космоса в «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова // Человек: грани философской рефлексии. М., 1996. - Вып. 1. - С. 34 - 42.
135. Сандулов Ю.А. История России: народ и власть. СПб.: Лань, 1997.- 448 с.
136. Семенова С. Г. Активное христианство Н.Ф. Федорова в контексте нашего времени. // Философия русского космизма. М., 1996. - С. 52 -78.
137. Семенова С.Г. Вера, пришедшая в «разум истины» // Путь. 1992. -№ 2. - С. 202 - 247.
138. Семенова С.Г. Метаморфозы пола // Московский вестник. 1991. -№ 1. - С.314 - 335.
139. Семенова С.Г. Николай Федорович Федоров (жизнь и учение). // Прометей. № 11. - М., 1977. - С. 87 - 105.
140. Семенова С.Г. Николай Федоров принципиальный противник смерти. //Социум. - 1991.-№ 3. - С. 97 - 105.
141. Семенова Н.Г. Николай Федоров: Творчество жизни. М.: Сов. писатель, 1990 .- 384 с.
142. Семенова С.Г. Об одном идейно философском диалоге: Л.Н. Толстой и Н.Ф. Федоров // Север. - 1980. - № 2. - С. 115-128.
143. Семенова С. Г. Преодоление трагедии (История и культура в мысли Н.Ф. Федорова) // Российский ежегодник. 1989. Вып. 1. - М., 1989. -С. 89- 110.
144. Семенова С.Г., Гачева А.Г. Проект человека бессмертного в мысли Н.Ф. Федорова // Вишев И.В. Проблемы иммортологии. Кн. 3. -Челябинск, 1993.-С. 33 - 53.
145. Семенова С.Г. Тайны царствия небесного. М.: Школа - Пресс, 1994. - 414 с. - (Сер. «Вселенная духа»).
146. Семенова С.Г. Учение Н.Ф. Федорова о воскрешении // Путь. 1993.- № 1.-С.4-31.
147. Семенова С.Г. Философ будущего века // «Молодая гвардия».- М., 1997.- № 1,-С. 226-252.
148. Семенова С.Г. «Человек изумительный, редкий, исключительный». // Сов. библиография. 1990. - № 6. - С. 59 - 62.
149. Семенова С.Г. Этика «общего дела» Н.Ф. Федорова: (Из цикла «История этич. учений»), М.: Знание, 1989. - 63 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Подписная науч. - попул. сер. Этика; 7/ 1989).
150. Сербиненко В.В. История русской философии XI XIX в. в. - М., 1993.- 148 с.
151. Сетницкий Н.А. Кап. строй в изображении Н.Ф. Федорова. -Харбин, 1926. 17 с.
152. Сетницкий Н.А. Целостный идеал // О конечном идеале. Харбин, -С. 65 - 90.
153. Скатов Н. Спор двух утопистов: Об отношениях JI.H. Толстого и Н.Ф. Федорова . // Звезда. 1978. - № 8. - С. 172 - 186.
154. Смирнов Сокольский Н. Рассказы о книгах. - 2-е изд. - М.: Изд -во АПН, I960.- 568 с.
155. Смит Ф. Тайны загробной жизни: Пер. с англ. . М.: Ренессанс, Б.г. (1993). - 251, 1. е.: ил. - (Великие материи). - (Мир мистики).
156. Соков П.С. История библиотечного дела в России: Учеб. метод. Пособие для студентов вузов культуры / Моск. гос. ун-т культуры. - М., 1996.- 55 с.
157. Соловьев B.C. Письма / Под ред. ЭЛ. Радлова. Т. 3. - СПб.: Общ. польза. 1908.
158. Соловьев B.C. Собр. сочинений: В 10-ти т.т. Т. 1. - СПб.: Общ. польза, 1911 - 1914.
159. Соловьев B.C. Собр. сочинений: В 10-ти т.т. Т. 2. - Спб.: Общ. польза, 1911 - 1914.
160. Соловьев B.C. Собр. сочинений: В 10-ти т.т. Т. 3.- СПб.: Общ. польза, 1911 - 1914.
161. Соловьев B.C. Собр. сочинений: В 10 -ти т.т. Т. 8. - СПб.: Общ. польза, 1911- 1914.
162. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России/ Сост. и вступит, ст. С.С. Дмитриева; Комм. С.С. Дмитриева и Л.П. Двойниковой. М.: Правда, 1989. - 768 е.: ил.
163. Стасов В.В. Новая драгоценность в Императорской Публичной библиотеке // Собр. соч. Т. 2. Отд. 3. - Спб., 1894. - С.7 - 76.
164. Стасов В.В. Собр. соч. Т. 2. Отд. 3. - Спб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1894. - 484 стлб.
165. Столяров Ю.Н. Библиотека как система // Книга. Исследования и материалы. 1984. - Сб. 49. - С. 59 - 79.
166. Столяров Ю.Н. Первый российский государственный библиотекарь Иоганн-Даниил Шумахер (К 300-летию со дня рождения) // Книга. Исследования и материалы. 1990. - Сб. 61. - С. 116-130.
167. Столяров Ю.Н. Татищев как книговед: (К 300-летию со дня рождения) // Книга. Исследования и материалы. 1986. - Сб. 53. - С. 144- 153.
168. Тайна смерти / Сост. и предисл. М. Ощуркова. М.: Рипон, 1995. -505 с. - (Ваша тайна).
169. Тайны загробной жизни: Попул. энцикл. / Ред.- сост. Е. Басаргина . СПб.: ТОО «Диамант»: АОЗТ «Золотой век», 1995. - 574, 1. с. -(Универсальная серия).
170. Тарасов С.В. Философия русского космизма: (Крат, очерк истории и теории): Пособие для учителя/С. Петерб. Гос. ун-т пед. мастерства, Центр глобал. образования. - СПб.: Центр глобал. образования СПГУПМ, 1996. - 27 с.
171. Титаренко Е.М. Культ и культура в контексте идеи православного синтеза. К характеристике мировоззрения Н.Ф. Федорова// Духовная и светская культура как фактор социального развития региона. -Кемерово, 1996. С. 26 -28.
172. Токарчик А. Мифы о бессмертии: Потусторонний мир / Перевод с польского Л.В. Васильева; Ред. и предисл. с. 5-27. И.С. Гуревича. М.: Прогресс: Фирма «Прогресс - академия», 1992. - 238 с.
173. Толстой И.Л. Мои воспоминания. М., 1969. - С. 189 - 190.
174. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Юбилейное издание (1828-1928). / Под общ. ред. В.Г. Черткова. При участии редколл. в составе А.Е. Грузинского и др.- Т. 49. М.-Л.: Гос. изд-во худож. лит. - 1952. - 308 с.
175. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Юбилейное издание (1828-1928). / Под общ. ред. В.Г. Черткова. При участии редколл. в составе А.Е. Грузинского и др.- Т. 50 [51]. - М.-Л.: Гос. изд-во худож. лит. - 1952. -XIX, 350, 288 с.
176. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Юбилейное издание (1828-1928). / Под общ. ред. В.Г. Черткова. При участии редколл. в составе А.Е. Грузинского и др.- Т. 63. М.-Л.: Гос. изд-во худож. лит. - 1934. - XIII, 523 с.
177. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Юбилейное издание (1828-1928). / Под общ. ред. В.Г. Черткова. При участии редколл. в составе А.Е. Грузинского и др.- Т. 66. М.-Л.: Гос. изд-во худож. лит. - 1953. - 529 с.
178. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Юбилейное издание (1828-1928). / Под общ. ред. В.Г. Черткова. При участии редколл. в составе А.Е. Грузинского и др.- Т. 68 [69] . - М.-Л.: Гос. изд-во худож. лит. - 1954. -304, 268 с.
179. Толстой С.Л. Очерки былого. Тула: Приок. кн. изд - во, 1975.- 469 с.
180. Трубецкой Е.Н. Два мира в древнерусской иконописи // Избранное. М.: Канон, 1995. - С. 354 - 385.
181. Трубецкой Е.Н. Жизненная задача Соловьева и всемирный кризис жизнепонимания // Вопросы философии и психологии. М., 1912. - № 4. - сентябрь - октябрь. - С. 224 - 287.
182. Трубецкой Е.Н. Звериное царство и грядущее возрождение России // Кубань. 1991.- № 2. - С. 58-66.
183. Трубецкой Е.Н. Избранное / Науч. ред. О.В. Кирьязев; Авт. послесл. и коммент. В.В. Сапов. . М.: Канон, 1995. - 475, [3] е.: портр. - (История христианской мысли в памятниках).
184. Трубецкой Е.Н. Несколько слов о Соловьеве // Вопросы философии и психологии. 1913.-Кн. 118. - С. 412 - 426.
185. Трубецкой Е.Н Смысл жизни// Смысл жизни в русской философии. -М., 1995.-С. 259-340.
186. Трусевич О.Г. Петр Иванович Бартенев библиотекарь и библиограф (1829 - 1914) // Библиотека и история. - Вып. 2. - 1994. - С. 75- 89.
187. Федоров Н.Ф. К вопросу об установлении постоянного правильного научно-литературного обмена между Франциею и Россиею // Русские ведомости. 1892. - 9 марта. - № 67.
188. Федоров Н.Ф. Собр. сочинений: В 4-х т.т. Т. 1. - М.: Изд. группа «Прогресс», 1995. - 518 с.
189. Федоров Н.Ф. Собр. сочинений: В 4-х т.т. Т.2. - М.: Изд. группа «Прогресс», 1995. - 544 с.
190. Федоров Н.Ф. Собр. сочинений: В 4-х т.т. Т. 3. - М.: «Традиция», 1997.- 744 с.
191. Федоров Н.Ф. Собр. сочинений: В 4-х т.т. Т.4. - М.: «Традиция», 1999.-688 с.
192. Федоров Н.Ф. Сочинения / Вступ. Ст., примеч. и сост. С.Г. Семеновой; Общ. ред. А.В. Гулыги. -М.: Мысль, 1982. 711 е., портр. -(Филос. наследие / АН СССР; Ин-т философии; Т. 85).
193. Федоров О.А. История реформ в России ( с середины XVI по конец XX века): Моногр. / Орлов, юрид. ин-т. Орел, 1997. - 334 с.
194. Фейербах JI. Избранные философские произведения/ Общ. ред. и вступ. статья с. 5-50 М.М. Григорьяна. Т. 2. - М.: Госполитиздат, 1955.- 943 с.
195. Философия: Учеб. пособие / Моск. гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики (Техн. ун-т); В. П. Баранников и др. М., 1994.- 166 с.
196. Философия бессмертия и воскрешения. М., 1996.- // По материалам VII Федор, чтений 8-10 дек. 1995 г. Москва /Ред. - сост.: С.Г. Семенова и др. М.: Наследие, 1996. - Вып. 1. - 268 е.: ил.
197. Философия бессмертия и воскрешения. М., 1996.- // По материалам VII Федор, чтений 8-10 дек. 1995 г. Москва /Ред. - сост.: С.Г. Семенова и др. М.: Наследие, 1996. - Вып. 2. - 284 е.: факс.
198. Философская энциклопедия. 1970.- Т. 5.- С. 308-309.
199. Философы двадцатого века / Науч. ред. A.M. Руткевич, И.С. Вдовина. М.: Искусство, 1999. - 261 с.
200. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993.
201. Флоренский П.А. Антоний романа и Антоний предания. Сергиев -Посад: тип. Св. - Тр. Сергиевой лавры, 1907. - 41 с.
202. Флоренский П.А. Переписка с В.А. Кожевниковым // Вопросы философии. М., 1991. -№ 6. - С.85- 151.
203. Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Сочинения: В 4 т./ Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева) и др. М.: Мысль, 1996. - 878 с. - (Филос. наследие; Т. 124). - Т. 2. - С. 352 - 369.
204. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Сочинения: В 4 т./ Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева) и др. М.: Мысль, 1996. - 878 с. - (Филос. наследие; Т. 124). -Т. 2.- С. 370- 382.
205. Флоровский Г. Проект мнимого дела : О Н.Ф. Федорове и его продолжателях // Современ. зап. 1935. - Т. ИХ. - С. 42.
206. Флоровский Г. Пути русского богословия / Прот. Георгий Флоровский; С предисл. прот, И. Мейендорфа и указ. имен. Киев: Христиан. - благотвор. ассоц. «Путь к истине», 1991. - 599 с.
207. Хомяков М.Б. Deux ex machina. Рационализм и мистицизм в «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова. Екатеринбург, 1995.- 195 с.
208. Хопко Ф. Основы православия: (Печатается с сокр.) / Протоиерей Фома Хопко; Пер. с англ. под ред. протоиерея А. Трегубова. Репринт, изд. - Минск: Творч. - произв. Центр «Полифакт», 1991. - 338 с.
209. Хоружий С.С. Диптих безмолвия: Аскет. Учение о человеке в богосл. и филос. освещении. М.: Центр психологии и психотерапии, 1991.- 135 с.
210. Хоружий С.С. После перерыва : Пути русской философии. Спб.: Алетейя, 1994. - 445 с. - (Серия «Наши современники»).
211. Шагинян Столетие лежит на ладони: Сб. Очерков и статей послед. Лет. М.: Современник, 1981. - 351 с.
212. Шишкина В.И., Пурынычева Г.М. История русской философии. XI- нач. XX в.: Учеб. для вузов / Map. ГТУ. Йошкар-Ола, 1997. - 264 с.с.- (Б-ка журн. «Путь»).
213. Щетинов Ю.А. История России XX век: Учеб. пособие для вузов. -М.: Гранд, 1998.- 352 с.
214. Ярышкин В.П. Новая концепция человека. Русский космизм. Феномен пульсирующего бессмертия личности: (Сб. популяр, ст.). -Ижевск: Персей, 1998. 66 с.
215. Hagemeister М. Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung. Munchen: Sagner, 1989. - V, 550 c.
216. Lukashevich St. N. F. Fedorov (1828 1903). A Study in Russian Eupsychian and Utopian Thougt. Newark University of Delaware Press. -London: Associated University Press, 1977.
217. ОПИ ГИМ ф. 445 ед. xp. 283. л. 13.
218. ОПИ ГИМ ф. 445. ед. хр. 291. л.38.
219. ОПИ ГИМ ф. 445 ед. хр. 303 л. 70.
220. ОР РГБ ф. 315 ед. хр. 4 л. 16.
221. ОР РГБ ф. 315 ед. хр. 40 л.2.
222. ОР РГБ ф. 328 ед. хр. 3. л. 1-2.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.