Природное и культурное в философии человека Н.Ф. Федорова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Риц, Евгения Семеновна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 158
Оглавление диссертации кандидат философских наук Риц, Евгения Семеновна
Введение.
Глава 1. Философско-антропологические обоснования активного христианства» Н. Ф. Федорова.
1.1. Началополагающее осознание проблемы человека в философии античности.
1.2. Человек в философской христианской мысли Средневековья.
1.3. Антропоцентрическая философия эпохи Возрождения.
1.4. Человек в концепциях основоположников философии Нового времени и в немецкой классической философии.
1.5. Проблемы бытия человека в западно-европейской философии XIX-XX века.
Глава 2 Философская антропология Н. Ф. Федорова как продолжение и преодоление европейского философского осмысления Человека.
2.1. Научные и религиозные истоки философской антропологии Н. Ф. Федорова.
2.2. Становление подлинной человечности в философской антропологии
Н. Ф. Федорова как переход от природного бытия к культурному.
2.3 Наука, религия и искусство как важнейшие средства преобразования человека в философской антропологии Н. Ф. Федорова.
Глава 3 Философско-антропологические идеи в трудах современников и последователей Н. Ф. Федорова.
3.1. Диалог идей в философии всеединства В. С. Соловьева и активном христианстве Н. Ф. Федорова.
3.2. Взгляды на человека Ф. М. Достоевского в контексте идей Н. Ф. Федорова.
3.3. Развитие антропологии Н. Ф. Федорова в философии русского космизма.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Мировоззренческая парадигма русского космизма :социально-философский анализ: социально-философский анализ2011 год, доктор философских наук Хабибуллина, Зиля Наиловна
Космистская антропология единства мира в отечественной культурной и философской традиции: конец XIX - середина XX вв.2007 год, кандидат философских наук Авдеева, Елена Владимировна
Проблема человека в социально-философских построениях русского космизма, Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского2000 год, кандидат философских наук Бернюкевич, Татьяна Владимировна
"Философия общего дела" Н.Ф. Федорова в контексте современной нравственной философии2011 год, кандидат философских наук Фесикова, Оксана Валерьевна
Утопические идеи в философии русского космизма: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский2007 год, кандидат философских наук Введенская, Елена Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Природное и культурное в философии человека Н.Ф. Федорова»
Актуальность темы исследования
Философское наследие Н. Ф. Федорова представляет собой целостную и оригинальную систему, ставшую важным моментом для формирования отечественной философской мысли и послужившую отправной точкой для создания уникальной философии русского космизма, соединяющей в себе основные положения европейской философии Модерна с глубинно присущей отечественной культуре идеей соборности (Всеединства).
Антропологическая составляющая философии Н. Ф. Федорова, его своеобразная трактовка соотношения природной и культурной составляющих в Человеке во многом предопределили как антропологическую доктрину отечественной философской науки, так и многие, зачастую наиболее характерные моменты отечественной культуры XX века - как в обыденном сознании (например, пафосное отношение к достижениям техники и освоению космического пространства), так и в художественном творчестве (здесь примерами могут послужить поэзия ОБЭРИУтов, литературная школа советской научной фантастики, конструктивизм в архитектуре, скульптуре и живописи).
Творческое наследие Н. Ф. Федорова представляет собой цельный идейный проект, характеризующийся этико-религиозным пафосом и высокой коррелированностью всех идей. Однако познавательная задача вычленения антропологической составляющей философии Н. Ф. Федорова не только корректна, но и правомерна, так как человек является крайне важным для федоровского учения объектом - именно Человеку предстоит привести мир в соответствие с божественным замыслом, подчинив себе Природу; именно Человек является, согласно Н. Ф. Федорову, адресатом божественных заповедей. По ходу становления и оформления своего проекта Н. Ф. Федоров оригинальным образом ставит и решает ряд важных антропологических задач, например, проводит границу между Человеком, мнящим себя совершенным, и оттого статичным, неразвивающимся, и Сыном Человеческим, идеальным человеком будущего, к осознающим свое несовершенство, особенно выраженное в виде долга перед умершими предками, и от того готового привести себя и мир в соответствии с божественным замыслом, преобразующего себя.
Анализ решения Н. Ф. Федоровым природно-кулыурной (шире: материально-духовной) дилеммы основ человеческого существования имеет не • только умозрительное, но и прикладное значение: он позволяет точнее уяснить место Человека как индивидуально-родового существа между изначально наличествующим миром Природы и сотворенной Человеком культурной средой обитания, найти пути выхода - практические и духовные - из сложившегося на данный момент экологического кризиса, преодолеть существующее в современном сознании (и отчасти предопределенное идеями Н. Ф. Федорова) отчуждение человечества от Природы. Этим и обусловлена актуальность исследуемой темы -«Природное и культурное в философии человека Н. Ф. Федорова».
Безусловно, анализ творческого наследия Н. Ф. Федорова в контексте русской культуры и русской философии крайне важен как для понимания щ оригинальной философской системы Н. Ф. Федорова, так и для выявления специфики отечественной философии в целом. В работе подробно анализируется взгляд Н. Ф. Федорова на такой характерный именно для русской религиозной философии момент, как концепция соборности. В работе делается вывод о том, что Н. Ф. Федоров считал соборность одним из основных орудий, способных привести мир в соответствие с божественным замыслом, важным аспектом истинной культуры, преобразующей природу.
Также третья глава работы анализирует идейный диалог Н. Ф. Федорова с такими крупнейшими отечественными мыслителями - современниками Н. Ф. Федорова, как В. С. Соловьев и Ф. М. Достоевский, и интерпретацию федоровских идей во всецело и специфически отечественной философии русского космизма.
Традиционно творческое наследие Н. Ф. Федорова принято рассматривать в оптике «Бог-природа-человек». Формулировка темы «Природное и культурное в философии человека Н. Ф. Федорова ни в коем случае не стремиться опровергнуть этот взгляд и не вступает с ним в полемику, но, напротив, акцентирует внимание на одном из аспектов этой оптики.
Степень научной разработанности темы
Разработанность проблемы анализа федоровского наследия в отечественной науке достаточно велика: высказанные Н. Ф. Федоровым идеи были не только продолжены, но и внимательнейшим образом проанализированы и интерпретированы представителями философии русского космизма: мыслители-космисты досоветского периода и эмиграции, такие как В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев и другие, работали в основном в области анализа и интерпретации религиозно-философской компоненты федоровского учения; космисты же философско-методологического направления - К. Э. Циолковский, В. В. Вернадский, А. Л. Чижевский и другие - раскрывали научно-философский, в том числе имеющий прикладное значение потенциал изысканий Н. Ф. Федорова; при этом труды космистов как религиозно-философского, так и философско-методологического направления отличало пристальное и благожелательное внимание к поднимаемым Н. Ф. Федоровым проблемам этики.
Собственно аналитический федоровский дискурс открывает вышедшая в 1901-1908 годах работа В. А. Кожевникова «Николай Федорович Федоров»1, содержащая биографический очерк и подробный критический анализ творчества Н. Ф. Федорова.
В эмиграции выходят и посвященные Н. Ф. Федорову труды отечественных мыслителей, не стоящих на собственно космистских позициях, зачастую содержащие точку зрения, полемическую взглядам Н. Ф. Федорова и его последователей. Здесь в первую очередь следует упомянуть такие работы, как «О религиозном и философском мировоззрении Н. Ф. Федорова» В. Н. Ильина2, «Пути
1 Кожевников, В. А. Николай Федорович Федоров / В. А. Кожевников. - М., 1901.
2 Ильин, В. Н. О религиозном и философском мировоззрении Н. Ф. Федорова / В. Н. Ильин. — Евразийский сборник. Кн. VI. - Прага, 1929. русского богословия» Г. П. Флоровского3, «Эсхатология и культура» Г. Федотова4, «Николай Федорович Федоров. Биография» А. Остромирова5.
Место Н. Ф. Федорова в истории отечественной философии, его роль в ее становлении очерчивают труды В. В. Зеньковского «История русской философии»6 и Н. О. Лосского «История русской философии» .
Официальная идеология советского строя не препятствовала усвоению отечественной философской наукой и общественной мыслью идей Н. Ф. Федорова: в советское время бытовало - как в научной литературе, так и в официальной периодической печати - достаточно пафосное умонастроение, связанное если и не напрямую с личностью и учением Н. Ф. Федорова, то с фигурами и наследием его последователей — космистов философско-методологического направления; особенным пиететом было проникнуто отношение к личности К. Э. Циолковского. (В частности, в 60-70 гг. XX века проводится ряд чтений, посвященных наследию этого мыслителя.)8 Вообще же, многие положения, рассматриваемые или даже впервые на русской почве выдвинутые в трудах Н. Ф. Федорова, - идеи солидарности (соборности), полного подчинения человеку природы и присвоения космических пространств - стали частью официальной советской идеологии.
В середине 80-х - начале 90-х в поле зрения отечественной науки оказываются не только социально и научно-технически значимые идеи Н. Ф. Федорова, но и вся его философская система в целом; отныне пристальное внимание уделяется и философско-религиозному потенциалу «активного христианства», и своеобразной федоровской этике. В это время выходят фундаментальные труды, посвященные жизни и творчеству Н. Ф. Федорова, -монографии В. П. Пазиловой «Критический анализ религиозно-философского
3 Флоровский, Г. П. Пути русского богословия / Г. П. Флоровский. - Париж, 1936.
4 Федотов, Г. Эсхатология и культура / Георгий Федотов // Новый град. - Париж, 1938. -№13.
5 Остромиров, А. Николай Федорович Федоров. Биография / А. Остромиров (А. К. Горский). - Харбин, 1928.
Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. - Ростов на/Д., 1999.
7 Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М., 1991.
8 См., напр.: Труды III-IV Чтений К.Э. Циолковского. - М., 1969. t учения H. Ф. Федорова»9 и С. Г. Семеновой «Николай Федоров: творчество жизни»10. Также в это время выходит антология философской мысли «Русский космизм»11, включающая фрагменты творческого наследия философов-космистов, вступительную статью С. Г. Семеновой и аналитико-биографические очерки, написанные С. Г. Семеновой и А. Г. Гачевой. Выход антологии является этапно ф значимым моментом для философии русского космизма - по сути он обозначает завершение собственно космистского дискурса в отечественной философии и поворот к историко-аналитической рефлексии над достижениями этой школы.
С 1988 года Российская государственная библиотека, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Музей-библиотека Н. Ф. Федорова проводят Всесоюзные, а затем Всероссийские Федоровские чтения, по итогам которых издаются сборники научных трудов12.
Наконец, в 1995-2000 годах выходит собрание сочинений Н. Ф. Федорова, включающее также вступительную статью С. Г. Семеновой13 и составленные ею дополнения и комментарии. Ф Также в 90-х гг. XX века в отечественной философии формируется особый коэволюционистский дискурс, отчасти наследующий космистскому, отчасти вступающий в полемику с ним. Представителями коэволюционной теории в современной отечественной философии являются А. В. Барковская, Н. Г. Бых, Ф. И. Гиренок, М. М. Прохоров, В. А. Кутырев и другие. В своих работах эти ученые систематически обращаются к творческому наследию Н. Ф. Федорова, причем проблема решения им оппозиции «природное - культурное» относительно философии человека занимает в их трудах важное место. Представители этого
9 Пазилова, В. П. Критический анализ религиозно-философского учения Н. Ф. Федорова / # В. П. Пазилова. - М., 1985.
10 Семенова, С. Г. Николай Федоров: творчество жизни / С. Г. Семенова. - М., 1990.
11 Русский космизм: Антология философской мысли. - М., 1993.
12 См., напр.: Общее дело: сборник докладов, представленных на I Всесоюзные Федоровские чтения (г. Боровск, 14-15 мая 1988 г.). - М., 1990; Русский космизм: по материалам II и III Всесоюзных Федоровских чтений, 1989-1990 гг.: В 2 ч. - М., 1990; Философия бессмертия и воскрешения: по материалам VII Федоровских чтений. Вып. 1,2. -М., 1996.
13 Семенова, С. Г. Философия воскрешения Н. Ф. Федорова / С. Г. Семенова // Федоров Н. Ф. Собр. соч. в 4 тт. Т.2, - М.,1995. направления относят труды Н. Ф. Федорова к модернистской (М. М. Прохоров14, В. А. Кутырев15 и др.) или коэволюционной (С. Г. Семенова, И. В. Черникова16 и др.) парадигме сознания. Наиболее интересной и плодотворной, на наш взгляд, является точка зрения, выраженная, в частности, в трудах М. М. Прохорова и В. А. Кутырева, - по их мнению, творчество Н. Ф. Федорова в основном находится в рамках модернистской парадигмы сознания, оценивающей культурное начало в Человеке как более высокое по сравнению с природным, и в современных условиях более уместным оказывается не экстраполяция идей «активного христианства» на складывающуюся новую философскую картину мира, но пристальный критический анализ творческого наследия Н. Ф. Федорова.
В настоящее время космистская и коэволюционная тематика продолжает вызывать пристальный интерес со стороны научно-философского сообщества. Изучение ее продолжается, в том числе и на уровне диссертационных исследований17.
Научная новизна диссертации
В исследовании решается проблема соотношения природного и культурного начал в философии человека Н. Ф. Федорова в контексте антропологической проблематики европейской философии на всех этапах ее развития.
Проведен компаративистский анализ религиозно-мистических и рационалистических (сциентистских) истоков «активного христианства»
14 См., напр.: Прохоров, М. М. Философская метафора экологической эпохи / М. М. Прохоров. - Н. Новгород, 1995.
15 См., напр.: Кутырев, В. А. Естественное и искусственное: борьба миров / В. А. Кутырев. -Н. Новгород, 1994.
16 См., напр.: Черникова, И. В. Философия и история науки [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ou.tsu.ru/MschooV4ermkova/, свободный. — Загл. с экрана.
17 Кузнецов, М. А. Философские основания ноосферного мировоззрения: автореф. дисс. .докт. филос. наук: 09.00.01; 09.00.08. - М., 2001. - 32 е.; Туфанов, А. О. Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании: автореф. дисс. .канд. филос. наук: 09.00.13. - СПб., 2001. - 20 е.; Белозерова, И. А. Идея коэволюции человека и природы в современной культуре: автореф. дисс. .канд. филос. наук: 09.00.13. - Белград, 2001. - 22 е.; Парфенова, А. И. Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX—начала XX века: автореф. дисс. .канд. культурологии: 24.00.01. - СПб., 2001 .-17 с.; Неженец, А. Н. Экологическая культура в русском космизме: автореф. дисс. .канд. филос. наук: 24.00.01. - М.,
Н. Ф. Федорова и выявлена оригинальная компонента, ставящая учение Н. Ф. Федорова и наследующую ему школу русского космизма особняком в контексте мировой философии, - слияние в разработанном Н. Ф. Федоровым дискурсе рационалистического и мистического начал.
Также в диссертации прослеживается назревание философской и этической Ф проблемы отчуждении Человека (как носителя Разума) от Природы на протяжении всего нововременного философского дискурса. Особое внимание уделяется аксиологическим аспектам решения проблемы пренебрежения телесным началом в европейской философии модерна.
Исследован творческий диалог Н. Ф. Федорова и таких выдающихся мыслителей - современников Н. Ф. Федорова, как В. С. Соловьев и Ф. М. Достоевский.
Исследовано влияние «активного христианства» Н. Ф. Федорова на философию русского космизма, причем прослеживается специфика интерпретации федоровских идей двумя направлениями этой школы: религиозно-философским и ^ философско-методологическим.
Намечаются пути решения проблемы соотношения природного и культурного в Человеке в современной философии и возможности преодоления сложившейся на данный момент ситуации отчуждения человека от природы.
Предмет исследования
Предметом диссертационного исследования является специфика формирования взгляда Н. Ф. Федорова на человека как природно-культурное существо в контексте европейской философской антропологии. ф Объект исследования
Объектом диссертационного исследования является творческое наследие Н. Ф. Федорова.
2002. - 23 е.; Черемисова, Н. В. Культурная парадигма русского космизма: идеалы и ценности: автореф. дисс. .канд. фил ос. наук: 24.00.01. - Ростов н/Д, 2003. - 30 с. и др.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является выявление специфики взгляда Н. Ф. Федорова на человека как природно-культурное существо. Для достижения этой цели были решены следующие задачи: анализ гносеологических и онтологических оснований взгляда на человека как природно-культурное существо; выявление античных и раннехристианских истоков представлений о человеке и мире в европейской философии последующих эпох; представление этапов формирования единой картины человека и мира в классическом философствовании XVII-XIX веков; выявление и анализ центральных идеологем «активного христианства» Н. Ф. Федорова - «соборности», «супроморализма», «регуляции природы»; выявление и анализ рационалистических тенденций в философской антропологии Н. Ф. Федорова; выявление и анализ религиозных и мистико-философских мотивов в философской антропологии Н. Ф. Федорова; представление философской системы Н. Ф. Федорова как диалектического единства рационалистических - сциентистски-ориентированных - и иррационалистических - мистико-религиозных тенденций; анализ диалога идей в философии всеединства В. С. Соловьева и активном христианстве Н. Ф. Федорова; сопоставление взглядов на человека Н. Ф. Федорова и Ф. М. Достоевского; представление путей развития антропологии Н. Ф. Федорова в философии русского космизма.
Методология исследования
Теоретической и методологической базой исследования послужили универсальные принципы интегрального подхода, диалектической цельности и органичности (А. В. Гулыга, JI. А. Зеленов, JI. Е. Шапошников, С. Н. Пушкин). В соответствии с данными принципами, специфика поставленной цели и сформулированных задач, сводящихся к интерпретации и анализу текстов, а также реконструкции антропологической концепции Н. Ф. Федорова предполагает синхронное сочетание методов герменевтического анализа (В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, П. Рикёр и др.) с элементами структуралистского подхода (К. Леви-Стросс, М. Фуко, М. Бахтин, Ю. Лотман, Б. Успенский и др.).
Ш Вполне закономерно обращение к «русской версии» данного метода, одним из ярчайших представителей которого является А.В.Михайлов. «Личность каждой эпохи — всё равно что язык, подлежащий изучению, - пишет он. - Коль скоро мы познаем личность через ее произведения, то задача изучения языка личности тесно связана с изучением языка культур»18.
Присутствие в работе исторического аспекта обуславливает необходимость использования исторического метода. Из исторических методов при написании диссертационной работы были использованы историко-генетический, историко-сравнительный и ретроспективный методы. В исследовании применялись также:
Ф теоретический метод, использование которого дает понимание своеобразия изучаемого объекта в сравнении с другими, его природы, структуры, функциональных связей и подчиненности элементов последней, движущие силы развития явления. В отличие от исторического метода, теоретический метод позволяет вскрыть закономерность изучаемого явления19; метод ретроспективный, отличительной чертой которого «является направленность от настоящего к прошлому, от следствия к причине»20. В своем содержании данный метод выступает, прежде всего, как прием реконструкции, позволяющий синтезировать, корректировать знания об общем характере развития явления.
1 fi
Цит. по: Гоголев, Р. А. Философия истории К. Н. Леонтьева: автореф. дисс.канд. филос. наук: 09.00.03. - Нижний Новгород, 2001. - С. 8.
См.: Кожевников, В. П. Методологические основы культурологии / В. П. Кожевников. -М., 1999.-С. 31-32.
20 Иванов, В. В. Методологические основы исторического познания / В. В. Иванов. - М., 1991.-С. 71.
Выбор этих методов в диссертационном исследовании позволил детально проанализировать этапы развития единой антропологической концепции в европейской философии, начиная с возникновения ее предпосылок в античности и раннем Средневековье и заканчивая кризисом классического философствования в конце XIX - первой половине XX века, а также вычленить специфику философской антропологии Н. Ф. Федорова в контексте европейской философско-антропологической концепции в целом.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту
1. Антропологическая концепция Н. Ф. Федорова обусловлена философской антропологией модерна в целом, но при этом имеет глубоко оригинальные, новаторские черты.
2. Система взглядов Н. Ф. Федорова представляет собой диалектическое единство рационалистических и мистико-религиозных тенденций.
3. В онтологии Н. Ф. Федорова Разум (Дух) понимается как первичная по отношению к телесно-тварному началу субстанция.
4. Пафос федоровского проекта - этико-религиозный. К оригинальной религиозно-философской системе Н. Ф. Федорова применим термин «активное христианство», собственно Н. Ф. Федоровым и предложенный. Культура в системе ценностей «активного христианства» есть именно заповеданный в христианском вероучении (своеобразно понятом Н. Ф. Федоровым) инструмент преобразования мира. Вместе с тем следует иметь в виду, что «активное христианство», наследующее христианству как религии, тем не менее является философским, а не религиозным учением; коренное же отличие между собственно христианской философией и «активным христианством» состоит именно в постулируемой последним активности.
5. По мнению Н. Ф. Федорова, Природа есть чуждая Человеку стихия, индифферентная к нему, но подлежащая преобразованию методами Культуры. t 4
Апробация и практическая значимость исследования
Материалы исследования были апробированы в ходе семинарских занятий по философии в двух группах экологического факультета ННГАСУ в 2001-2002 учебном году. С основными выводами и положениями диссертационного исследования автор выступил на следующих научно-практических конференциях: «Актуальные вопросы развития образования и производства»: II Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов (22-23 мая 2001 г.), Нижний Новгород; «Высокие технологии в научно-педагогическом процессе»: II Международная методическая конференция преподавателей вузов, ученых и специалистов (30-31 января 2001 г.), Нижний Новгород; «Пути развития общества в эпоху перемен»: II Региональная научная конференция (16-17 апреля 2001 г.), Нижний Новгород, НКИ; «Проблемы взаимодействия этнических культур: история и современность»: VIII межвузовская конференция по культурологии (18 ноября 2001 г.), Нижний Новгород; «Россия и проблемы глобализации»: III Региональная конференция (15 апреля 2002 г.) Нижний Новгород.
По теме исследования опубликованы следующие статьи:
1. РицЕ. С. Закон научения в философском и педагогическом наследии Н.Ф. Федорова // Законы педагогики: Материалы докл. Шестой Междунар. Ярмарки идей. 31 Академического симпозиума (27-30 мая 2003 г.). - Н. Новгород, ННГАСУ, 2003.
2. Риц Е. С. Импровизированная оппозиция «психология - музыка» в символической философии А. Белого // Актуальные вопросы развития образования и производства: Тез. докл. II Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов (22-23 мая 2001 г.). - Н. Новгород, ВГИПИ, 2001.-С. 23.
3. Риц Е. С. К вопросу о термине «философский ренессанс» в русской философии «серебряного века» //Высокие технологии в научно- педагогическом процессе: Тез. докл. II Междунар. метод, конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов (30-31 января 2001 г.). - Н. Новгород, ВГИПИ, 2001. - С. 11.
4. РицЕ. С. Место и роль «философского ренессанса» в культурной жизни России конца XIX - начала XX веков // Пути развития общества в эпоху перемен: Материалы докл. II Региональной науч. конф. НКИ. (16-17 апреля
2001 г.). - Н. Новгород, НКИ, 2001. - С. 348-350.
5. Риц Е. С. Метафора протезирования в современной философии науки и техники и экстраполяция ее на философию Н.Ф. Федорова // История. Философия. Культурология: Сб. тр. аспирантов и магистрантов. - Н. Новгород, ННГАСУ, 2003.
6. Риц Е. С. Наследие Н. Ф. Федорова и философов-космистов в современном высшем образовании (к проблемам педагогики высшей школы) // Законы педагогики: Материалы докл. Шестой Междунар. Ярмарки идей. 31 Академического симпозиума (27-30 мая 2003 г.). - Н. Новгород, ННГАСУ, 2003.
7. Риц Е. С. Национально-культурная специфика концепции человека в экзистенциализме М. Хайдеггера и Н. А. Бердяева // Проблемы взаимодействия этнических культур: история и современность: Материалы докл. VIII межвуз. конф. по культурологии (18 ноября 2001 г.). - Н. Новгород, Гуманитарный институт, 2002. - С. 49-52.
8. Риц Е. С. Психократическая концепция глобализации Н. Ф. Федорова // Россия и проблемы глобализации: Материалы III Региональной конф. (15 апреля
2002 г.). - Н. Новгород, НКИ, 2002. - С. 242-245
9. Риц Е. С. Психократическая концепция общественного устройства Н. Ф. Федорова в контексте идеи правового государства // Правовое государство и гражданское общество. М., МЮИ, 2003.
10. Риц Е. С. Развитие общественной жизни по закону соборного творчества (концепция Н. Федорова) // Законы развития человеческого общества. Материалы докл. Пятой Междунар. Ярмарки идей. 30 Академического симпозиума (27-30 мая 2002 г.). - Н. Новгород, Изд. Гладкова О.В., 2002. - С. 298.
11. Риц Е. С. Сакрализация космоса в отечественной и западной футурологии (на примере работ Н. Ф. Федорова и Э. Тоффлера) // Актуальные вопросы развития образования и производства: Тез. докл. III Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов (22-23 мая 2002 г.). -Н. Новгород, ВГИПА, 2002.-С. 11.
12. Риц Е. С. Содержание исторического развития в философии русского космизма // Законы развития человеческого общества. Материалы докл. Пятой Междунар. Ярмарки идей. 30 Академического симпозиума (27-30 мая 2002 г.). -Н. Новгород, Изд. Гладкова О. В., 2002. - С. 272-274.
13. Риц Е. С. Специфика пересечения мистической и сциентистской тенденций в русской философии (на примере анализа работ Н. Ф. Федорова) // Актуальные проблемы современного философского образования. Инновационные технологии в образовательном пространстве. Современные проблемы подготовки специалистов в области профессионального образования: Сб. науч. тр. Вып. 5. Часть 1. - Н. Новгород, ВГИПА, 2002. - С. 68-71.
14. Риц Е. С. Философия науки Н. Ф. Федорова // Наука и повседневность: основания науки в цифровом обществе: Материалы IV межвуз. науч. конф. (3-5 декабря 2001 г.). Вып. 4. - Н. Новгород, ННГУ, 2002. - С. 123-128.
15. РицЕ. С. Человек и природа в историософии русского космизма // Высокие технологии в педагогическом процессе: Тез. докл. III Междунар. науч.-метод. конф. преподавателей вузов, учителей и специалистов (30-31 января 2002 г.). - Н. Новгород, ВГИПА, 2001. - С. 11.
Материалы работы могут быть использованы для дальнейшего изучения научного наследия Н. Ф. Федорова и философов-космистов, в том числе и в контексте тенденций развития мировой философии. Некоторые выводы и научный материал исследования имеют значение для совершенствования учебного процесса в высшей школе и вполне могут быть использованы при разработке и преподавании курсов «Философия», «История философии», «Философия науки и техники». Исследование может стать основой вузовского курса по выбору.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Экологические идеи в русском космизме2004 год, кандидат культурологии Платонова, Дарья Викторовна
Русский космизм о природе жизни и смерти: Н. Федоров, К. Циолковский, А. Платонов1996 год, кандидат философских наук Ефимова, Наталья Михайловна
Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция2006 год, кандидат философских наук Волошина, Марина Андреевна
Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма2003 год, кандидат философских наук Ковалева, Галина Петровна
Социально-философские основания русского космизма2003 год, кандидат философских наук Базанчук, Владислав Игоревич
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Риц, Евгения Семеновна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия Н. Ф. Федорова задачу соотношения в Человеке природного и культурного решала в целом традиционно для европейской философии модерна: культурное начало в Человеке признавалось первичным и единственно ценным, призванным одолеть Природу.
Требования аскезы, предпочтения духовного плотскому в учении Н. Ф. Федорова находятся в рамках христианской традиции. Высокая оценка роли науки в жизни человечества, глобальная сциентизация Бытия также характерны для классического философского дискурса, вектор развития которого еще Бэконом и Декартом был задан как гносеологический.
Подлинно новаторскими в философской антропологии Н. Ф. Федорова и его «активном христианстве» можно считать введение понятия соборности как онтологической, а не только социальной и этической категории, переосмысления некоторых теологических и мистико-философских понятий в контексте рационалистического дискурса, а также выстраивание особой сциентистски центрированной утопической концепции, согласно которой вся деятельность соборного человечества должна быть направлена на регуляцию Природы вплоть до глобального преобразования и подчинения Человеку природного начала.
Именно момент пристального внимания Н. Ф. Федорова к отношениям Человека и Природы и значению культурного компонента в этих отношениях делает концепцию «активного христианства» и наследующую ей философию русского космизма столь актуальными для нынешнего, уже постнеклассического философского и обыденного образа мысли.
События последних десятилетий XX века отчетливо показали - наиболее актуальной в контексте гуманистического философского дискурса современности является проблема выживания человека как родового и индивидуального существа в его взаимоотношениях с природой.
Пассивно-созерцательное отношение к природе, как показывает весь предшествующий опыт человечества, оказалось несостоятельным, изжило себя, мимикрировало в иные формы не только в европейской культуре, но и в иных, до недавнего времени, казалось бы, приверженных именно этой парадигме (особенно красноречиво об этом свидетельствует пример «технологического скачка» в странах Дальнего Востока).
Активистский же тип отношения человечества к природе, с большей или меньшей интенсивностью принятый сегодня повсеместно, показал свою ущербность; поставивший своей целью превратить человека в «царя природы», этот стиль мышления в итоге не только оторвал человека от природы (понимаемой в равной степени и как Бытие, и как некая изначально заданная естественность в окружающей среде и сознании человека, предшествующая всякой культуре), но и поставил человечество в условия, когда речь идет не о «воцарении» человека над природой и не о подчинении его ей, но о вероятности полного уничтожения последней (в том числе и самого человека как природного существа).
В данных условиях единственно возможным и правомерным выходом представляется построение новой, коэволюционной, ситуации, когда проблема выживания человека как природно-культурного существа будут решаться не с помощью безжалостной эксплуатации природы, или, напротив, прибегнув к отказу от уже имеющихся и потенциально возможных технологических достижений, но путем построения паритетных отношений человека и природы, достижение равновесия между природой в человеке и человеком в природе, выстраивания и сохранение биосоциальной гармонии.
Течением отечественной философской мысли, в центр метафизического дискурса поставившим проблему отношения человека и природы, является русский космизм, причем если при своем возникновении это философское направление с большей симпатией относилось к активистской парадигме человеко-мирных отношений (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. В. Вернадский и др.), то впоследствии в космизме зарождаются и набирают силу коэволюционистские тенденции (A. JI. Чижевский, Л. Н. Гумилев и др.)
Особое внимание философы-космисты уделяли соотношению природного и культурного факторов в сущности человека.
Эта и другие присущие космистскому типу философствования тенденции представляли интерес и для всей русской философии рубежа XIX-XX веков, т.е. «Серебряного века», поэтому в качестве космистских могут быть рассмотрены идеи мыслителей этого периода, традиционно историей философии безоговорочно к космизму не относимых или выходящих в своем творчестве за рамки космизма (В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, В. В. Розанова,философов-символистов и др.).
Н. Ф. Федоров - оригинальный отечественный философ, родоначальник русского космизма. Центральная тема его творчества - отношение природного, т. е. естественного, стихийно-земного, и культурного, т.е. искусственного (по мнению Н. Ф. Федорова — боговдохновенного) в человеческом сознании и окружающем мире.
В современной науке не существует однозначного мнения, был ли Н. Ф. Федоров сторонником активистской (В. А. Кутырев, М. М. Прохоров, Н. Г. Бых и др.) или же коэволюционной (С. Г. Семенова, А. В. Барковская и др.) парадигмы отношений человека и природы, однако несомненно, именно Н. Ф. Федоров одним из первых в истории отечественной философии указал на значимость этих отношений, подчеркнул важную роль природных сил в повседневной жизни человека и культуре.
Таким образом, дальнейшее осмысление темы «Природное и культурное в философии человека Н. Ф. Федорова», безусловно, является актуальной для философского дискурса современности. Причем в равной степениактуально как рассмотрение данной темы как социально-философском (диалектика культурного и природного в жизни человека и общества и достижение биосоциальной гармонии) так и к историко-философском контексте (взгляды на данную проблему в предшествующей Н. Ф. Федорову истории философии, а также в русском космизме и общественной мысли «Серебряного века», как наиболее близких Н. Ф. Федорову во временном и идеологическом отношениях). В ближайшей перспективе данное исследование может быть продолжено по следующим направлениям:
Анализ природопользовательских идей Н. Ф. Федорова в контексте теории коэволюции»,
Сочетание приватного и соборного в человеческом бытии в контексте «активного христианства» Н. Ф. Федорова»,
Человек как субъект и объект преобразовательной деятельности в истории философии»,
Искусство и культура как ценности и антиценности в философии Н. Ф. Федорова»
Педагогический потенциал философии Н. Ф. Федорова»,
Концепт Музея в историософии Н. Ф. Федорова»,
Идеи воскрешния как взаимопроникновения прошлого и будущего в историософии русского космизма»,
Прочтение концепции «футурологического шока» в контексте социально-утопической идеологии русского космизма»,
Психократия Н. Ф. Федорова как православный вариант социальной глобализации»,
Этика Н. Ф. Федорова и Канта: противоречия и точки пересечения»,
Метафора протезирования в «активном христианстве» Н. Ф. Федорова и немецкой философии науки и техники 20-30 годов XX века»,
Позитивизм и философия Н. Ф. Федорова: прочтение диалога» и др.
Методико-педагогический потенциал диссертационного исследования заключается в возможности разработки на его материале ряда спецкурсов историко-философской и философско-экологической тематики, расширяющих кругозор и профессиональное мышление студентов философских и экологических факультетов вузов, а также аспирантов естественно-научных и гуманитарных специальностей, в частности, экологического факультета ННГАСУ.
Антропологическая концепция Н. Ф. Федорова, как и его философия в целом, продолжает оставаться объектом пристального внимания со стороны отечественных ученых. Однако, наряду с этим, развитие получили далеко не все аспекты учения Н. Ф. Федорова, не до конца раскрыт как потенциал федоровских идей, так и роль и роль их в формировании философского и обыденного сознания современности. Для раскрытия этих аспектов необходимо новое прочтение творческого наследия Н. Ф. Федорова, использование новых методов научного анализа.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Риц, Евгения Семеновна, 2004 год
1. Федоров Н.Ф. Из «Философии общего дела» / Вступ.ст., примеч. и сост. Титаренко Е. М. Новосибирск: Кн.изд-во, 1993. - 214 с.
2. Федоров Н.Ф. Из материалов к третьему тому «Философии общего дела» / Публ. и примеч. Гачевой А.Г. // Начала. М., 1993. - №1. - С. 31-79.
3. Федоров Н.Ф. Из материалов к третьему тому «Философии общего дела» / Публ. и примеч. Гачевой А.Г. // Начала. М., 1993. - №3. - С. 18-36.
4. Федоров Н.Ф. Из материалов к третьему тому «Философии общего дела»: Дополнение к ст. / Публ. подгот. Семенова С.Г., Гачева А.Г // Вопр. философии. М., 1993.-№1.-С. 133-182.
5. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений : В 4 т. М.: Традиция, 1997 Т. 3. - 743 с.
6. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. / Сост. и подгот. текста Гачевой А.Г. при участии Семеновой С.Г. М.: Традиция, 1999 Т. 4. - 687 с.
7. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений : В 4 т. / Сост., подгот. текста и коммент. Гачевой А.Г., Семеновой С.Г. -М.: Прогресс, 1995 Т.1. 518 с.
8. Федоров Н.Ф. Сочинения / Вступ. ст., примеч. и сост. Семеновой С.Г.; Общ. ред. Гулыги А.В.; АН СССР. Ин-т философии. М.: Мысль, 1982. - 711 с.
9. Федоров Н.Ф. Сочинения / Сост., вступ.ст. и примеч. Семеновой С.Г. М.: Раритет, 1994. - 415 с.1.. ЛИТЕРАТУРА
10. Абрамов А.И. Философские проблемы в «Философии общего дела» Н.Ф.Федорова // Философия и культура в России: методологические проблемы. М., 1992. - С. 124-134.
11. Абрамова Т.В. «Правящий разум природы» Н.Н. Федорова // Социальная теория и современность. М., 1992. - Вып. 5. - С. 198-202.
12. Августин К «Евангелию от Иоанна» // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М., - 1991.
13. Агацци Э. Человек как предмет философского познания // О человеческом в человеке. М., 1991.
14. Аксенов Г.П. Рецензия. // Вопр. философии. М., 1991. - №4. - С. 158-160 Рец. на кн.: Семенова С.Г. Николай Федоров: творчество жизни. - М.: Советский писатель, 1990. - 384 с.
15. Аксенов Г.П. Времявластие ( О Валериане Муравьеве и его философии ) // Вопр. философии. М., 1992. -№1. - С. 89-97.
16. Антипов Г.А. Феномен прошлого человека в учении Н.Ф. Федорова // История философии и современная идеологическая борьба. Новосибирск, 1981.-С. 151-163.
17. Антонов Е.В. Философское понимание свободы человека // Философия человека: диалог с традицией и перспективы. М., 1988.
18. Аристотель О душе // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М., 1991.
19. Арсенов Ю.Е. Влияние философии Н. Федорова на творчество А. Платонова // V Ломоносовские чтения. Архангельск, 1993. - С. 28-29.
20. Архиереев С. «Общее дело» или индивидуальный прорыв: (Идеи Н.Ф. Федорова и Ауробиндо Гхоша) // Философия бессмертия и воскрешения. -М., 1996.-Вып. 1.-С. 194-196.
21. Балакирев А. Русские коммунистические утопии и учение Н. Ф. Федорова //Россия XXI. 1996. -№1/2. - С. 117-130; №3/4. - С. 120-140.
22. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
23. Бахтин Ю.Б. Дерзость вос1фешения: Утопия Н. Ф. Федорова в свете современной генетики//Химия и жизнь. 1991. - №8. - С. 12-14.
24. Белоплотов М. Огонь из огня//Первое сент. 1996. - 19 нояб.16.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.