Нигилизм в культуре современного российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Тоторкулова, Мадина Махтиевна

  • Тоторкулова, Мадина Махтиевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2002, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 159
Тоторкулова, Мадина Махтиевна. Нигилизм в культуре современного российского общества: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Ставрополь. 2002. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Тоторкулова, Мадина Махтиевна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социологического анализа нигилизма.

1.1. Концепции нигилизма в философии и социологии.

1.2. Нигилизм как социально-культурное явление.

1.3. Трансформация нормативно-ценностной системы современного российского общества как источник нигилизма.

Глава 2. Формы проявления нигилизма в культуре современного российского общества.

2.1. Правовой нигилизм.

2.2. Нигилизм и молодежная контркультура.

2.3. Экстремизм и терроризм как проявления нигилизма.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нигилизм в культуре современного российского общества»

Актуальность темы исследования. Проблематика нигилизма является одной из самых актуальных в социально-гуманитарных исследованиях предыдущего столетия. Глобализация и интенсификация социальных процессов, широкое распространение массовой культуры разрушают традиционные нормы и ценности, размывают устойчивые ориентиры деятельности. Это приводит к коренным изменениям в сознании современных людей, когда абсолютное и относительное неверие, или отрицание смысла, становится одной из самой распространенных мировоззренческих установок. На этой основе различные формы культурного нигилизма приобретают массовый характер.

Проявления нигилизма многообразны, однако все они - от социально индифферентного индивидуализма до активных асоциальных действий - носят деструктивный характер и представляют собой непосредственную угрозу стабильному развитию общества. Нигилистические установки ведут к рассогласованию механизмов поведения отдельных личностей и социальных групп, деформируют поведенческую активность людей, способствуют распространению аморальности, углубляют кризисные явления в культуре. Поэтому исследование социокультурных аспектов нигилизма приобретает на сегодняшний момент практическое значение и актуализируется в качестве проблемы выживаемости культуры в современных условиях.

Особую остроту тематика культурного нигилизма имеет в современном российском обществе, где наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, характерная для транзитивного социума. Системная трансформация нашего общества сопровождается радикальной переоценкой ценностей, сломом прежних механизмов социокультурного воспроизводства. Эти процессы являются необходимым этапом становления нового социального порядка и адекватных ему нормативно-ценностных систем. Однако стремление построить новое общество нередко сопровождается развенчанием не только отживших форм прежнего опыта, но и сложившихся культурно-исторических традиций и привычек, необходимых для нормального функционирования общественного организма. Данная ситуация осложняется тем, что многие социальные группы населения пока что слабо адаптированы к реалиям постсоветского общества.

Социальная невостребованность, отчуждение от общества, инициированная переоценкой ценностей нормативная дезориентация, которые наблюдаются в сегодняшней России, приводят к нарастанию негативизма по отношению к существующим институтам и традициям. Возникают различные социальные движения, в том числе контркультурной и экстремистской направленности. Все это - прямые или косвенные проявления нигилизма. При этом самыми распространенными, и одновременно наиболее опасными его формами являются правовой нигилизм, экстремизм и усиление контркультурных тенденций в различных, прежде всего молодежных, субкультурах.

Данная ситуация заставляет по-новому взглянуть на проблему нигилизма, которая приобретает ценностный и практический характер. Она оказывается непосредственно связанной с вопросами модернизации и стабильного развития российского социума. Разрушение и отрицание ценностей представляют непосредственную угрозу общественной безопасности. Только при наличии устойчивой нормативно-ценностной системы, разделяемой членами нашего общества, возможно преодоление многочисленных социальных коллизий и экономических трудностей. Вместе с тем большинство исследований феномена нигилизма продолжают носить традиционно философский характер. Являясь несомненно важными в теоретико-методологическом плане, они, тем не менее, недостаточны для обеспечения потребностей социальной практики.

В данной ситуации возникает насущная необходимость социологического анализа проявлений нигилизма в культуре современного российского общества. Нуждаются в социологической проработке вопросы сущности и механизмов возникновения нигилизма, требуют уточнения его взаимосвязи с процессами становления нового социального порядка. Раскрытие зависимости проявлений нигилизма от конкретных культурных, социально-политических и экономических условий создает возможности для прогнозирования распространения антикультурных и антиобщественных настроений, позволяет предотвратить их деструктивные последствия.

Степень разработанности проблемы. Проблематика диссертационного исследования представляет собой широкую и многоаспектную тему. Она составляет предмет изучения самых различных направлений социального и гуманитарного познания.

Наиболее солидная традиция в анализе нигилизма представлена западными философскими концепциями, в которых, начиная с XIX века, данная проблематика составляет одну из магистральных тем. Нигилизм здесь трактуется, в основном, как проявление кризиса духовной культуры западноевропейского общества. Заметное место в осмыслении этих проблем принадлежит представителям философии жизни (Ф. Ницше, О. Шпенглер), экзистенциализма (М. Хайдеггер, А, Камю), франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе), постмодернизма (Ж. Делез, Ж. Бодрийяр). (1)

В конце XX столетия проблематика нигилизма выходит за рамки собственно философского рассмотрения и приобретает междисциплинарный ха-рактер. Анализируются социологические (И. Гудсблом) культурологические (А. Рюстов, У. Хоманн), политические (А. Глюксман), психологические (В. Франкл), эстетические (В. Краус) аспекты нигилизма. (2)

В отечественной философии, начиная с 60-70 годов XIX века, идеи нигилизма также находятся в поле пристального внимания исследователей. При этом их осмысление имеет ярко выраженный социально-политический характер. Если в XIX столетии нигилизм обосновывался в качестве идеологии радикальной и революционно настроенной общественности (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин), то в первой половине XX века у русских религиозных философов анализ нигилизма связан с размышлениями о судьбе России и оценками русской революции (H.A. Бердяев, С.Л. Франк). (3)

В советское время исследования нигилизма подвергались идеологической цензуре и поэтому носили, как правило, преимущественно историко-философский или историко-культурный характер. Среди них стоит отметить труды Ю. Н. Давыдова, В.В. Бибихина, JI.3. Немировской. (4)

В последние десятилетия количество монографий и научных статей, посвященных анализу нигилизма и его места в отечественной культуре, значительно возросло. В работах Р.Н. Павельева, Г.П, Худяковой, И.И. Валеева рассматривается нигилизм как форма социальной деструктивности, выявляются его особенности и пути преодоления. (5)

Появляются исследования, направленные на анализ социологических и политических аспектов нигилизма. Это служит важным проявлением сдвигов, происходящих в российской социальной науке и обусловленных потребностями общественной практики. Вопросы практических и идеологических установок, основанных на нигилистическом мировоззрении, рассматриваются в контексте проблем выживания и развития российского общества, поиска социальных сил, которые могли бы способствовать укреплению позитивных процессов.

Во многих трудах разрабатываются методологические основы анализа аксиологических проблем современного российского общества (MLC Каган, Н.С. Розов, А,Г. Здравомыслов, И.А. Сурина). (6) Идет изучение нормативно-ценностных отношений в переходном социуме, исследуется роль конструктивной переоценки ценностей в становлении нового общественного порядка (A.C. Ахиезер, Ю.А. Агафонов, Н.П. Медведев, Ю.А. Шрейдер). (7)

Проводятся широкомасштабные эмпирические социологические исследования, направленные на выявление изменений в массовом сознании современного российского общества и определения тенденций динамики ценностных ориентаций различных слоев населения (Н.И. Лапин, JI.A. Беляева, Ю.А. Левада, A.B. Жаворонков, В. Звоновский, М.Г. Мацкевич, Л.Е. Кес-сельман). (8)

Стоит особо отметить работы, посвященные социологическому изучению специфики субкультур и ценностей российской молодежи в контексте ценностных сдвигов, происходящих в нашем обществе. (Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.А. Шаповалов, A.JL Маршак, С.А. Сергеев, З.В. Сикевич, В.Я. Суртаев, Т.Б. Щепанская). (9)

В трудах Д.Н. Вороненкова, JLM. Ганцевой, В.Б. Ткаченко рассматриваются особенности правосознания в современной России, анализируется правовой нигилизм как форма социокультурного нигилизма, эксплицируются причины его массового распространения и последствия для общества. (10)

Большое внимание в современных исследованиях уделяется изучению экстремизма и терроризма. Такие ученые, как A.C. Грачев, Б.К. Мартыненко, H.A. Романов, И.А. Сазонов, В.П. Емельянов, А. Верховский, А. Папп, В. Прибыловский, М. Краснов поднимают в своих статьях и монографиях вопросы сущности и содержания политического экстремизма, его причинно-следственных связей с особенностями социально-политической, экономической и криминогенной ситуации. (11)

Несмотря на то, что многие аспекты и вопросы темы диссертационного исследования в той или иной степени затрагиваются в работах специалистов самых различных отраслей социального и гуманитарного знания, трудов, специально посвященных социологическому анализу нигилизма, практически нет. Поэтому существует настоятельная потребность в разработке основ социологического подхода к изучению различных проявлений нигилизма в культуре современного российского общества.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает нигилизм как социально-культурное явление.

Предметом исследования являются причины и механизмы возникновения нигилизма в современном российском обществе, формы его проявления и особенности воздействия на социокультурную ситуацию в стране.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования служит социологический анализ особенностей проявления нигилизма в культуре современной России, переживающей переходный период своего развития.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: провести аналитический обзор основных концепций нигилизма в философии и социологии XX века; исследовать сущность нигилизма и причины его возникновения в культуре современного общества; выявить специфику нормативно-ценностной сферы современного российского общества; изучить особенности проявления правового нигилизма в современной России; проанализировать нигилистические тенденции в молодежной субкультуре нашего общества; рассмотреть экстремизм и терроризм как формы проявления нигилистических ценностно-практических установок.

Методологическая основа диссертации представлена совокупностью приемов и методов, выработанных в отечественных и зарубежных концепциях социологии культуры. В целях всесторонности охвата феномена нигилизма требуется фиксировать разнонаправленность социальных изменений в нашем сегодняшнем обществе и применять весь комплекс социологических концепций.

Для исследования культурных перемен, происходящих в настоящее время на макроуровне российского социума, применяются концептуальные положения структурно-функционального анализа и теорий социокультурной динамики общества. Изучение трансформации ценностных ориентаций и повседневной жизни российских граждан опирается на базовые понятия качественных парадигм социального познания, прежде всего феноменологической социологии. Кроме этого социологический анализ нигилизма как социокультурного явления осуществляется с привлечением процедур сравнительно-исторического и субъектно-деятельностного подходов.

В работе используются данные эмпирических социологических исследований, осуществляется их интерпретация и сравнительный анализ.

Эмпирическая база исследования. Социологический анализ нигилизма требует опоры на данные конкретных исследований ценностных ориентации различных слоев населения современной России. Описание процессов, происходящих в нормативно-ценностной сфере нынешнего российского общества, базируется на результатах социологических опросов, проводившихся различными научными группами и общественными фондами в последние десятилетия. Наиболее важные из них:

- всероссийский мониторинг 1992-2001 годов «Как живешь Россия?»;

- социологические исследования характерных черт российской переоценки ценностей, проведенные по сопоставимым методикам в 1990 и 1994 годах группой ученых под руководством Н.И. Лапина.

- опросы Центра изучения и прогнозирования социальных процессов, проводящиеся среди жителей Санкт-Петербурга с осени 1991 года в рамках долговременной программы исследования трансформации общественного сознания;

- социологические исследования россиян по поводу динамики оптимизма/пессимизма в региональных, возрастных, экономических, образовательных социальных группах, начатые в 1989 году на базе массовых репрезентативных опросов населения в Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Кемерово, Воронеже, Туле и других крупных городах;

- опрос фонда «Общественное мнение» на тему «Россия и США», проведенный в 2001 году по репрезентативной выборке в 100 населенных пунктах 44 субъектов РФ, в том числе на Северном Кавказе;

- социологическое исследование ценностных ориентаций молодежи, проведенное кафедрой политологии и социологии Ставропольского государственного университета в 1998-1999 годах;

- опрос студентов Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета на тему «Ценностные ориентации студенческой молодежи», проведенный в феврале 2002 года при участии автора.

Научная новизна исследования заключается в следующем: уточнена сущность нигилизма как социокультурного явления, доказана его связь с отрицанием культурных ценностей и социальной деструкцией; выявлены виды нигилизма путем их разграничения по объекту, субъекту, степени и характеру отрицания; эксплицированы причины возникновения нигилизма, определено, что массовое распространение нигилистических настроений в сегодняшнем российском обществе обусловлено переходным периодом его развития, сопровождающимся переоценкой ценностей; проанализирована природа правового нигилизма; показано, что антиправовые настроения и устремления в современной России детерминированы как неустойчивостью ее нынешнего правопорядка, так и исторически сложившейся слабой сформированностью правосознания; выявлен нигилистический потенциал молодежных субкультур в нашем обществе; показано, что он зависит от их контркультурной направленности; обоснована взаимосвязь экстремистской и террористической деятельности с нигилистическими мировоззренческими установками; установлено, что экстремизм, будучи крайней степенью выражения социального негативизма, в свою очередь способствует распространению различных форм нигилизма. Основные положения, выносимые на защиту.

1. Нигилизм представляет собой определенный тип мировоззрения, основанный на отрицании ценностей культуры, религиозных и нравственных норм, общественных институтов или исторического прошлого. Многообразие видов нигилизма можно классифицировать по следующим критериям: объект отрицания, субъект отрицания, степень отрицания и его характер. Общим для многообразных проявлений нигилизма служит интенсивность и категоричность отрицания, гипертрофированное сомнение в определенных ценностях и принципах, ведущее к антиобщественному поведению, нарушению нравственных и правовых норм.

2. Свойственные для современного типа социума стремления к инновациям и расширение самодеятельности личности, ведут к разрушению традиционных форм культуры и механизмов ее трансляции. В XX веке, в силу обозначившихся пределов технологической деятельности и социальной активности человека, подвергаются сомнению и ценности культуры индустриального общества. Девальвация прежних норм социального поведения -как пережитков, или норм действительно устаревших, так и жизненно необходимых - разрушает культурное ядро цивилизации и влечет за собой релятивизацию ценностей. Это лишает человека устойчивых нравственных ориентиров и становится причиной распространения нигилизма.

3. В нынешнем российском обществе на общемировую ситуацию кризиса культуры накладывается нестабильность и неопределенность, характерная для трансформирующегося социума. Переход к новым формам организации общественной жизни сопровождается переоценкой ценностей, поскольку для становления новых форм социально-политического и экономического устройства необходима иная нормативно-ценностная система, которая сможет регулировать социальные взаимодействия в изменившихся условиях. Деструкция сложившейся нормативно-ценностной системы создает условия для распространения различных проявлений нигилистических умонастроений. В условиях социальной нестабильности нигилизм приобретает тотальный и массовый характер, начинает угрожать социальной безопасности общества.

4. Сущность правового нигилизма состоит в негативно-отрицательном, отношении к праву, законам, нормативному порядку, которое может проявляться как на уровне правосознания, так и на уровне правового поведения.

Его формы варьируются от прямого нарушения правовых норм до подмены законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью. Истоки правового нигилизма коренятся как в нынешней социальной ситуации, где наблюдается реальная невостребованность права обществом, так и в особенностях культурных традиций России.

5. Контркультура как совокупность ценностей и установок, противостоящих фундаментальным принципам господствукщей культуры, может рассматриваться в качестве одного из проявлений нигилизма. Появление контркультур в современном обществе связано не только с глобальным культурным кризисом, но и с кардинальным изменением места и роли молодежи в нем. Для молодежных субкультур современного российского общества характерна контркультурная направленность. Это обусловлено тем, что в трансформирующемся обществе со свойственной ему конкуренцией нескольких нормативно-ценностных систем, нормальная социализация молодежи затруднена. Молодежные контркультуры представляют наибольшую опасность, поскольку именно молодое поколение во многом определяет направленность идущих в обществе процессов, возможность социальной стабилизации и экономического роста.

6. Экстремизм как приверженность определенных общественных сил к крайним взглядам и действиям, тесно взаимопереплетен с нигилистическими установками, так как связан с утратой веры в традиционную систему ценностей и действенность легитимных методов социального действия. С одной стороны, экстремизм получает свое развитие на фоне конфликта между ценностями и нормами поведения, деструкции прежних форм социальной регуляции и поддержания общественного порядка. С другой стороны, само распространение различных форм экстремизма создает питательную почву для развития нигилизма, поскольку способствует деформации моральных устоев и ведет к росту социокультурного негативизма.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в конкретизации основных аспектов социологического анализа нигилизма. Основные положения и выводы диссертационной работы могут применяться в дальнейшем исследовании проблематики нигилизма в культуре современного российского общества.

Результаты исследования представляют интерес для средств массовой информации и других структур, влияющих на формирование общественного мнения.

Материалы диссертации найдут свое применение в педагогической практике высшей школы для разработки учебных курсов и спецкурсов по философии и социологии культуры.

Апробация исследования. Отдельные положения диссертации были апробированы на региональной научной конференции «Качество образования как социальная проблема» (Ставрополь, март 2002 года) и на 47-й научно-методической конференции «Университетская наука - региону» (Ставрополь, апрель 2002 года).

Основные результаты научной работы нашли свое отражение в 7 публикациях, общим объемом 1,55 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, примечаний и библиографического списка литературы. Общий объем работы 159 страниц. Список литературы включает в себя 219 наименований, в том числе 7 на иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Тоторкулова, Мадина Махтиевна

Заключение.

На протяжении последних столетий нигилизм является не только одним из важнейших течений европейской мысли, но и определенным мировоззрением, оказывающим значительное влияние на условия существования человечества. Дискредитация абсолютных норм и релятивизация ценностей, характерные для нигилистического умонастроения, получают в современном обществе все большее распространение. Отрицание достоверных критериев, позволяющих отличить истину от лжи, или порок от добродетели, приводит к вседозволенности, оправданию любых девиаций. На этой основе формируется особый тип личности, не признающей никаких запретов, склонной к асоциальному поведению.

Нашу страну проблематика нигилизма затрагивает в первую очередь, поскольку здесь его деструктивные последствия проявляются с наибольшей очевидностью. Ценностное сознание - это сила, конструирующая позитивные социальные взаимодействия и способствующая стабилизации общественного порядка. Между тем, процесс трансформации российского общества сопровождается нестабильностью ценностных приоритетов, отказом от сложившихся культурно-исторических традиций. На фоне этого различные проявления нигилизма приобретают массовый характер. Это требует социологического анализа сущности, причин и механизмов распространения нигилистических установок.

Проблематика нигилизма входит в обиход философских дискуссий в XIX веке, когда идея приоритета социальной активности человека начинает утрачивать свою притягательную силу, распространяются скептицизм и пессимизм. Она носит практически-ценностный характер и фокусируется вокруг вопроса о судьбах и нереализованных возможностях европейской культуры. В конце XX века тематика нигилизма, в связи с возросшей массовостью этого явления и его социальной опасностью, начинает приобретать междисциплинарный характер. Появляются исследования, посвященные изучению культурных, политических, эстетических и психологических аспектов нигилизма.

Практически все мыслители связывают возникновение нигилизма с утратой веры в Бога и последующим возведением человеческой субъективности в статус абсолютной ценности. В большинстве концепций нигилизму дается отрицательная оценка, подчеркивается его разрушительный потенциал, и предлагаются различные пути выхода из «смыслового» кризиса современности. Менее распространена точка зрения, согласно которой нигилизм имеет положительное значение. Здесь он связывается с трезвой критичностью и освобождением от иллюзий.

В социологическом аспекте нигилизм как тип мировоззрения, основанный на отрицании ценностей и норм культуры, общественных институтов или исторического прошлого, представляется негативным явлением. Если субъективное отрицание сливается с естественным отвержением изживших себя порядков, оно перестает быть нигилизмом. Поэтому в строгом смысле нигилизм означает не диалектическое, а деструктивное отрицание, с преобладанием субъективного начала, принимающее социально опасные формы. На уровне жизненно-практических установок нигилизм приводит к безнравственности или отчаянию, а в политической жизни - к анархизму или терроризму. Многообразие видов нигилизма можно классифицировать по следующим критериям:

- объект отрицания (нравственный, политический, правовой нигилизм и т.д.);

- субъект отрицания (индивидуальный, групповой, массовый нигилизм);

- степень отрицания (относительный и абсолютный нигилизм);

- характер отрицания (активный и пассивный нигилизм).

Возникновение различных видов и форм нигилизма обусловлено, в первую очередь, кризисом культуры индустриальной цивилизации. Переход к современному типу социума ведет к принципиальному смещению приоритетов в сторону личности, к расширению ее самодеятельности и субъектной компетенции. Это потребовало новых, более гибких регулятивов поведения, основанных на личностно-избирательной, осмысленной ценностной позиции. Развенчание веры в Бога и последующее за ним разрушение традиционных шаблонов культуры стало мощным фактором освобождения человека от множества норм и запретов. С одной стороны, это стимулировало активность и самодеятельность индивидов, но с другой, привело к потере четких ориентиров действий. Когда же обозначились разрушительные последствия человеческой инновационной активности, проявились негативные черты индустриализма, стали подвергаться сомнению и ценности современного общества. Подобное разрушение основ культуры послужило основой возникновения нигилистических установок.

В современном российском обществе, в связи с переходным периодом его развития, нигилизм получает особенно широкое распространение. Важной составляющей радикальной трансформации социума является переоценка ценностей. Она необходима для формирования новой нормативно-ценностной системы, способной регулировать социальные взаимодействия в изменившихся условиях. Однако этот процесс сопровождается деструкцией существующего аксиологического сознания. При этом отвергаются не только действительно изжившие себя нормы и ценности, но и многие традиции и правила поведения, составляющие основу национального самосознания. Согласно данным социологических исследований распад прежних ценностей до сих пор продолжается. Кроме того, пока еще декларируемые новые ценности не имеют большого значения, их нарушение в настоящий момент является неписаным правилом.

Такая ситуация представляет социальную опасность, поскольку в этих условиях социальные субъекты обладают недостаточной способностью удерживать на необходимом уровне эффективность воспроизводства общественных отношений. Безразличие к средствам достижения целей, склонность к экстремистскому поведению, различные социальные патологии - все это можно назвать прямыми или косвенными проявлениями нигилизма, которые представляют собой следствия деструкции ценностных систем в трансформирующемся обществе.

Одной из наиболее распространенных форм социокультурного нигилизма в нашей стране является правовой нигилизм. Его сущность заключается в отрицательном отношении к праву, которое приводит к антиправовым поступкам. Подобный дефицит правосознания имеет свои истоки в специфике менталитета, коренящейся в истории российской государственности. Исторически сложилось так, что идея закона ассоциировалась у русского народа скорее с монархом, чем с юридическими нормами. Действительность советского периода лишь усугубила эти явления, так как огосударствление всех сфер общественной жизни приводило к отчуждению человека от власти, а следовательно, к пренебрежению к праву.

В настоящее время легитимность действующей правовой системы также недостаточна. В правосознании народа до сих пор сохраняются элементы юридического нигилизма, причудливо сочетающиеся с безграничной верой в могущество государства. Это связано с характером социальной действительности, в которой происходит постоянное нарушение законов, замена юридических норм актами власти, вследствие чего в широких массах населения прочно укореняются навыки теневого поведения. Современный правовой нигилизм в нашей стране носит разрушительный характер и препятствует действенности социально-политических и экономических реформ. Для изменения ситуации нужна кардинальная перемена установок сознания. Нормы права лишь тогда начнут выполнять свои нормативно-регулирующие функции, когда начнут осуществляться в конкретных правоотношениях, станут осознаваться населением в качестве необходимых социальных ценностей.

Контркультура также может рассматриваться в качестве одного из проявлений нигилизма по отношению к господствующей культуре общества, поскольку активно противостоит официальной культуре, пытаясь разрушить ее фундаментальные ценности. Она является феноменом современного общества и связана, во-первых, с кризисом культуры индустриального социума, а во-вторых, с происходящими в нем глубокими социальными трансформациями, которые сопровождаются декомпозицией социальных статусов и ролей большого количества людей.

Понятие контркультуры в современной социологии зачастую отождествляется с молодежной субкультурой. Это правомерно и обусловлено кардинальным изменением места и роли молодежи в современном обществе. С одной стороны, нынешняя культура ориентирует молодое поколение на самореализацию, возможную лишь в условиях инициативы и творческой активности. С другой, вступая в конкурентную борьбу со старшими поколениями, молодежь нередко оказывается в неравных условия. В современном российском обществе нигилистические тенденции молодежных субкультур усиливаются. Несмотря на присущую ему оптимистичность и способность к адаптации, молодое поколение испытывает трудности в социализации и не всегда может найти социально одобряемые пути поведения. В условиях социальной нестабильности сомнение в традиционных ценностях и социально негативное поведение становятся для молодого человека скорее нормой, чем патологией.

В условиях кризисного состояния общественных отношений происходит резкая активизация различных экстремистских движений. Под экстремизмом понимается приверженность определенных социальных сил к крайним взглядам, мерам и действиям. Для его субъектов характерно агрессивное поведение, стремление добиться своих целей любым путем, отрицание легитимных методов борьбы. Крайним проявлением экстремизма является терроризм. Он представляет собой систему насильственных действий, нацеленных на достижение целей, отражающих интересы достаточно узкой группировки, посредством создания негативного социально-психологического климата.

Экстремизм и терроризм становятся одной из основных проблем современного российского общества, они влекут за собой материальные и политические потери, ослабляют престиж государства, оказывают сильное психологическое влияние на большие массы людей. Экстремистские установки можно считать проявлением социального нигилизма, поскольку они, как и нигилизм, исходят из убеждения, что существующий мир не имеет смысла и ценности. Всплеску экстремизма и терроризма способствует ситуация переходного периода, с присущей ей расшатыванием ценностных систем и социальной неопределенностью. В то же время, массовое распространение экстремизма и нигилизма само содействует формированию нигилистического мироощущения, так как ведет к увеличению различных форм социального негативизма, подрывает веру в действенность политико-правовых регуляти-вов деятельности.

В современных условиях нигилизм превращается, по сути дела, в одну из угроз безопасности человека и государства в целом. Подрывая основы ценностной регуляции общества, он провоцирует различные формы социально-деструктивного поведения, приводит к тому, что социальные субъекты оказываются неспособными к эффективному воспроизводству общественных отношений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Тоторкулова, Мадина Махтиевна, 2002 год

1. Агафонов Ю.А. Социальный порядок в России. - Ростов-на-Дону, 2000. -256 с.

2. Актуальные проблемы Европы: Европа на пороге XXI века ренессанс или упадок? -М., 1998.-304 с.

3. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. 1997. №4. С. 112-119.

4. Артемов В.М. Социально-культурная ориентация правоохранительных органов // Социологические исследования. 2000. № L С. 51-55.

5. Ахиезер A.C. Дезорганизация как категория общественной жизни // Общественные науки и современность. 1995. № 6. С. 42-52.

6. Бакунин М.А. Государственность и анархия // Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. -М., 1989. С. 291-526.

7. Баранов С.Т. Социально-философские аспекты обыденного сознания. -Ставрополь, 1999. 159 с.

8. Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя. СПб., 2000.-254 с.

9. Басалай А. Опасность: национальный экстремизм // Диалог . 1999. № 10. С. 78-81.

10. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990. - 356 с.

11. Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце XX века,. -М., 1997.-237 с.

12. Бердяев H.A. Духи русской революции // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 250-289.

13. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. - 224 с.

14. Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990. - 286 с.

15. Бибихин В.В. Место нигилизма в «судьбе бытия» // Работы М. Хайдег-гера по культурологии и теории идеологий. М., 1981. С. 125-170.

16. Бибихин В.В. Проблема нигилизма в современной западной культурологии // Новое в современной западной культурологии. М., 1983. С. 11-56.

17. Блумер Г. Коллективное поведение // Психология масс. Самара, 2001. С. 535-588.

18. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 56-65.

19. Бойко В.И. Ценности и технологии устойчивого социального развития. Новосибирск, 1994. - 288 с.

20. Будон Р. Место беспорядка: Критика теорий социального изменения. -М., 1998-384 с.

21. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. М., 1991.-219с.

22. Быченкова И.А. Традиции как объект социогуманитарного познания // Науковедение. 2001. № 2. С. 158-171.

23. Валеев И.И. Современность и нравственный нигилизм старшеклассников.-Уфа, 1997.- 136 с.

24. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX веков // Вопросы философии. 1991. №8. С.25-54.

25. Ваттимо Д. Конец современности: нигилизм и герменевтика в постмодернистской культуре. Лондон, 1988. - 372 с.

26. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении // Социологические исследования. 1993. № 4. С. 46-56.

27. Вебер А.Б. Устойчивое развитие как социальная проблема (глобальный контекст и российская ситуация). М., 1999. - 122 с.

28. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. - 805 с.

29. Великовксий С. В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. М., 1979. - 322 с.

30. Верховский А., Папп А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России — М., 1996.-216 с.

31. Викторов A.HL Идея Апокалипсиса и кризис социокультурных ценностей в России // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 2. С. 29-39.

32. Возилов В.В. Нигилизм радикальной интеллигенции России в ее идеологии и практической деятельности (70-е годы XVIII 70-е годы XIX века. Автореф. дисс. канд. истор. наук. - Иваново, 2000. - 25 с.

33. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. Ростов-на-Дону, 2001. - 576 с.

34. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. -М., 1999.-520 с.

35. Вороненков Д.Н. Правовой нигилизм и правовой идеализм. Теоретико-правовое исследование. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Коломна, 1999. -24 с.

36. Всероссийский мониторинг 1992-1997 годов «Как живешь Россия?» // Социологические исследования. 1998. № 2. С. 67-73.

37. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. № 6. С.92-100.

38. Ганцева Л.М. Особенности формирования правового сознания россиян в современных условиях // Вестник Башкирского университета. 2001. № 1. С. 44-48.

39. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И. Маргинальный слой: феномен социальной стратификации // Социологические исследования. 1999. №9. С. 22-33.

40. Гордон Л.А. Общество «недовольных» (Особенности массового сознания в переходный период) // Политические исследования. 1998. N3. С. 32-48.

41. Горшков В.А. и др. Аксиология и современность: проблемы философии и социологии. Ставрополь, 1993. - 176 с.

42. Грачев A.C. Политический экстремизм. М., 1986. - 165 с.

43. Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 28-61.

44. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996. - 352 с.

45. Гусев С.С., Пушканский Б .Я. Обыденное мировоззрение. СПб., 1994. -233 с.

46. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989. - 317 с.

47. Давыдов Ю.Н. Стабилизационное сознание в век кризиса: его основополагающие категории // История теоретической социологии. Т. 2. М., 1998. С. 344-376.

48. Демидов А.М. Социокультурные стили в Центральной и Восточной Европе. // Социологические исследования. 1998. № 4. С. 54-63.

49. Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи (социологический аспект) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1997. №.3. С. 45-49.

50. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н,И. Лапин, Л.А. Беляева. М., 1996. - 224 с.

51. Дмитриев М.Э. Социальные реформы в России: итоги и ближайшие перспективы // Общественные науки и современность. 1998. № 5. С. 19-25.

52. Доган М. Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования. 1994. № 6. С. 26-42.

53. Дюмон Л. Эссе об индивидуализме. Дубна, 1997. - 304 с.

54. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социологические исследования. 1995. № 7. С. 45-52.

55. Емельянов В.П. Проблемы уголовно-правовой борьбы с терроризмом // Государство и право. 2000. № 3. С. 84-91.

56. Жаворонков A.B. Сдвиги в массовом сознании. Резюме научных отчетов по исследовательским проектам. М., 1995. - 164 с.

57. Звоновский В., Мацкевич М. Поведение и ценностные ориентации различных социальных групп населения Санкт-Петербурга и Самары // Ценностные ориентации и социальное поведение в изменяющихся условиях. Региональные аспекты. Самара, 1995. С. 44-64.

58. Здравомыслов А .Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. -223 с.

59. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. М., 1999. - 352 с.

60. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. СПб., 1995. - 88 с.

61. Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996. - 302 с.

62. Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Сочинения: В 10-ти т. -М., 1994. Т. 4.

63. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Сочинения: В 10-ти т. -М., 1994. Т. 1.

64. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М., 1996.-425 с.

65. Ильинский И.М. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х гг., тенденции и перспективы. М., 1999. - 324 с.

66. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. 1997. № 4. С. 6-32.

67. Кабеле И. Мифы, реальность и трансформация // Социологический журнал. 1994. № 3. С.75-84.

68. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. - 205 с.

69. Камю А. Бунтующий человек // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 119-356.

70. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 23-92.

71. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000. - 736 с.

72. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № З.С. 47-64.

73. Кашапов У.А. Правовые взгляды П.Я. Чаадаева и видных представителей славянофильства // Вестник ВЭГУ, 1999. №9. С.20-32

74. Кемеров В.Е. Проблемы личности: методология исследования и жизненный смысл. М., 1996. - 350 с.

75. Кесельман Л. Социально-структурные особенности адаптации жителей Самары к новым экономическим условиям // Поведение и ценностные ориентации различных социальных групп населения Самары. Информационный бюллетень. Самара, 1995. №6.С. 23-34.

76. Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Индивидуальный экономический оптимизм/пессимизм в трансформирующемся обществе // Социологический журнал. 1998. № 1-2. С. 39-54.

77. Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Межгенерационный сдвиг индивидуального экономического оптимизма/пессимизма в современной российской трансформации // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. № Уг. С. 113-120.

78. Кистяковский Б.А. В защиту права (интеллигенция и правосознание) // Вехи. Из глубины. -М., 1991. С.122-149.

79. Климова С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80-90-е годы) // Социологические исследования. 1995. № 1. С. 32-38.

80. Ключевский В.О. Соч. в 9-ти тт. Т.9. М., 1990. - 525 с.

81. Клямкин И.М. Советское и западное: возможен ли синтез // Политические исследования. 1994. № 4. С.41-49.

82. Кнабе Г.С. Понятие энтелехии и история культуры // Вопросы философии. 1993. №5. С. 64-75.

83. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М., 1999. - 351 с.

84. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995. - 280 с.

85. Комсин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов // Социологические исследования. 1999. № 1. С. 130-136.

86. Коломийцев В. Цивилизация в XXI веке. Некоторые современные концепции// Свободная мысль. 1996. № 11. С. 57-64.

87. Кононов А.И., Романов Н.А. Общая характеристика политического экстремизма в современных условиях. М., 1994. — 342 с.

88. Косов Г.В. Контркультура как проявление атолерантности // Качество образования как социальная проблема. Материалы региональной научной конференции. Ставрополь, 2002. С. 291-295.

89. Косова Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирических исследований // Социологические исследования. 1999. № 2. С. 114-118.

90. Косова Л.Б., Кларк Т. Субъективные оценки экономического благополучия и поддержка реформ // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 75-87.

91. Костюшев В.В. Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию. М., 1999. - 172 с.

92. Кофырин Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи // Социологические исследования. 1991. № 1. С. 82-85.

93. Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль над ним // Американская социология, -М., 1972. С. 285-296.

94. Краснов М. Политический экстремизм угроза государственности // Российская юстиция . 1999. № 4. С.4-7.

95. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / Под ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой. М., 1994. - 220 с.

96. Кристол И. Контркультуры // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 3. С. 25-37.

97. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контуры идентификации // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 21-28.

98. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления). М., 1992. - 133 с.

99. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов, 1995. - 139 с.

100. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. 1997. № 2. С. 57-70.

101. Культура и культурная политика в России / Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М., 2000. - 204 с.

102. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. ML, 2000. - 224 с.

103. Культурология. XX век. Антология. М., 1994. - 368 с.

104. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5. С. 36-47.

105. Лапин Н.И. Проблем социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия // Вопросы философии. 1996. № 5. С. 21-32.

106. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000. -320 с.

107. Лапкин В.В., Пантин В.И. Русский порядок // Политические исследования. 1997. №3. С. 34-42.

108. Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // Общественные науки и современность. 1999. № 5. С. 28-44.

109. Левада Ю.А. Социальные типы переходного периода: попытка характеристики. Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. ВЦИОМ Интерцентр - АНХ. 1997. № 2. С. 9-15.

110. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. - 184 с.

111. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15-26.

112. Лисовский В.Т. Опыт сравнительных социальных исследований молодежи // Социологические исследования. 1998. № 3. С. 97-105.

113. Локосов B.B. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития // Социологические исследования. 1998. №4. С. 86-94.

114. Магун B.C. Ценностный реванш в современном российском обществе // Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития. Вып. 1. М., 1994. С. 247-250.

115. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.- 415 с.

116. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. - 700 с,

117. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. - 368 с.

118. Мартыненко Б.К. Политический терроризм: понятие, признаки, классификация // Северо-Кавказский юридический вестник. 1999. № 1. С.64-79.

119. Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи // Социологические исследования. № 12. С. 90-102.

120. Маршак А. Проблемы молодежной субкультуры // Наука, политика, предпринимательство. 1998. № 1,2. С. 34-45.

121. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. -Ставрополь, 1995. 106 с.

122. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 100-108.

123. Механизм нормативизации ценностей в культуре, их конфликт в сегодняшней ситуации (независимый теоретический семинар) // Рубежи. 1997. № 10,11. С. 147-169.

124. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. - 304с.

125. Миньковский Г.М., Ревин В.П. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним // Государство и право. 1997. №8. С. 82-89.

126. Молодежная культура: Молодежь и проблемы современной худлжест-венной культуры / Ред. С.Н. Добротворский и др. Л., 1990. - 147 с.

127. Молодежная субкультура / Науч. ред. Н.А.Победа. Одесса, 1999. -284 с.

128. Молодежный Петербург: движения, организации, субкультуры / Под ред. В.В. Костюшева. СПб., 1997. - 220 с.

129. Молодежь и общество: Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 2000. - 302 с.

130. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями: теоретический анализ// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том1. №2. С. 102-112.

131. Мусехишвили Н.Л., Сергеев В.М., Шрейдер Ю. А. Ценностная рефлексия в разделенном обществе // Вопросы философии. 1996. №. 11. С. 3-22.

132. Назарова Е.С. Политический экстремизм и его роль в современных конфликтах. Автореф. дисс. канд. полит, наук. Ставрополь, 2001. - 21 с.

133. Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении. М., 1989. - 62 с.

134. Насильственная преступность / Под ред. В.Н. Кудрявцева, A.B. Наумова. -М., 1997.-467 с.

135. Немировская Л.З. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла». М., 1991.-57 с.

136. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Сочинения. М., 1990. Т. 2. С. 238-406.

137. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Сочинения. М., 1990. Т. 2. С. 6-237.

138. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Сочинения. М., 1990. Т. 1. С. 231-490.

139. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996. - 214 с.

140. Нойман. Э. Происхождение и развитие сознания. М., 1998.- 374 с.14L Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Психология масс. Самара, 2001. С. 195-314.

141. Павельев Р.Н. Нигилизм как специфическая форма деструктивности. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Воронеж, 1998. - 21 с.

142. Парк Р.Э. Культурный конфликт и маргинальный человек. Личность и культурный конфликт. Понятие социальной дистанции // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 1998. № 2.

143. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.-414 с.

144. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997. - 642 с.

145. Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). Уфа, 1998. - 163 с.

146. Поле мнений Фонд «Общественное мнение» // Дайджест результатов исследований. Вып. 09. 2001. С. 37-55.

147. Политический экстремизм в России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1995. - 117 с.

148. Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социологические исследования. 1999. №7. С. 62-71.

149. Постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 3-16.

150. Посттоталитарное общество на рубеже веков: динамика изменений социальной структуры и ценностных ориентаций. М., 1992. - 126 с.

151. Противодействие политическому экстремизму: теория и судебно-следственная практика//Российская юстиция. 2000. №1. С.11-14.

152. Пуляев В.Т. Российская культура и реформирование общества // Социально-политический журнал. 1998. №2. С. 113-121.

153. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4.-СПб., 1997.-880 с.

154. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, 1998. - 292 с.

155. Романов H.A. Политический экстремизм как угроза безопасности страны. Автореф. дисс. доктора полит, наук. М., 1997. - 43 с.

156. Романов H.A. Сущность и содержание политического экстремизма. -М., 1991.

157. Российсское общество на рубеже веков: штрихи к портрету / Отв. ред. И.А. Бутенко. М., 2000. - 240 с.

158. Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. М., 2001.-278 с.

159. Рукавишников В.О. Социологические аспекты модернизации России и других посткоммунистических обществ // Социологические исследования.1995. №3. С. 34-45.

160. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 68-81.

161. Рывкина Р. Социальные корни криминализации российского общества // Социологические исследования. 1997. № 4. С. 132-140.

162. Садков Е.В. Маргинальность и преступность // Социологические исследования. 2000. № 4. С. 43-47.

163. Сазонов И.А. Политический экстремизм и проблема его категориального осмысления // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2000. №2. С. 107-116.

164. Сазонова Т.Б. Право и правосознание в учениях И.А. Ильина. Автореферат канд. дисс. Благовещенск, 1998. - 42 с.

165. Сахиева P.A., Фатхулин Н.С. Законность и правопорядок: к новой парадигме // Социологические исследования. 1998. № 11. С. 52-58.

166. Сергеев С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретация. Материалы международной научной конференции. Казань,1996. С. 92-94.

167. Сергеева Т.Б. Ценности образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики. Ростов-Ставрополь, 2000. - 288 с.

168. Сергодеева Е.А. Научная рациональность в контексте философии и культуры. Ставрополь, 1999. - 146 с.

169. Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». Заметки социолога. -Л., 1990. -204 с.

170. Скороходов В.В. Боевые искусства Востока как досуговый интерес молодежи // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 79-87.

171. Смысл жизни: проблемы и поиски. Киев, 1990. - 221 с.

172. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. - 432 с.

173. Современные аспекты проблемы социального порядка: на стыке модерна и постмодерна // РЖ «Социология». 1995. № 2. С. 31-45.

174. Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества (социологический анализ) // Социологические исследования. 1993, № 9. С. 88-97.

175. Спожников Б.Г. Совместимы ли защита прав человека и политический экстремизм? // Актуальные вопросы экологии, социологии, управления и права. 1999. С.26-29.

176. Сумерки богов. М., 1989.-398 с.

177. Сурина И.А. Ценность. Ценностные ориентиры. Ценностное производство. Вопросы теории и методологии. М., 1999. - 184 с.

178. Суртаев В .Я. Молодежная культура. СПб., 1999. - 167 с.

179. Тарнас Р. История западного мышления. М.,1995. - 448 с.

180. Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983. - 280 с.

181. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 1995. №4. С. 18-25.

182. Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. JI., 1990. - 151 с.

183. Тихонова Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России // Общественные науки и современность. 1996. № 4. С. 53-65.

184. Ткаченко В.Б. Российский правовой нигилизм. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2000. - 23 с.

185. Трубина Е.Г. Посттоталитарная культура: «все дозволено» или «ничего не гарантировано»? // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 23-27.

186. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе //Государство и право. 1993. №3. С.53-61.

187. Федотова В.Г. Анархия и порядок в контексте российского посткоммунистического развития // Вопросы философии. 1998. № 5. С. 74-82.

188. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998. № 3. С. 181-187.

189. Франк C.JI. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 167-199.

190. Франкл В. Человек в поисках смысла. М,, 1990. - 368 с.

191. Фромм Э. Анализ человеческой деструктивности // Социологические исследования. 1992. № 7.

192. Фромм Э. Здоровое общество // Фромм Э. Мужчина и женщина. М., 1998. С. 129-452.

193. Фуре В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. -Минск, 2000. 224 с.

194. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Бытие и время. -М.: Республика, 1993. С. 63-176.

195. Хайдеггер М, Учение Платона об истине // Историко-философский ежегодник: 1986. -М., 1986. С. 255-275.

196. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня // Хейзинга И. Homo ludens. M., 1992. С. 241-402.

197. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М., 1998. - С.368.

198. Худякова Т.П. Мировоззренческий рационализм и мировоззренческий нигилизм: пути их преодоления. Тюмень, 1999. - 68 с.

199. Ценностные изменения российского общества // Социологический журнал. 1994. № 3 . С. 19-26.

200. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.-М., 1995. 289 с.

201. Чинчиков A.M. Правовая культура: проблемы социологического анализа // Известия ВУЗов. Правоведение. 1997. № 7. С. 169-170.

202. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998. № 3. С. 68-77.

203. Шаракшанэ С. Ислам и политический экстремизм // Религия и право. 1999. №4-5. С.26-27.

204. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: смысл и предпосылки ценностного выбора. М., 1999. - 206 с.

205. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. - 416 с.

206. Шулындин Б.П. Российский менталитет в сценариях перемен /У Социологические исследования. 1999. № 12. С. 50-53.

207. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993. - 340 с.

208. Щербина В.В. Распад культуры и сценарий возможного развития России // Личность. Культура. Общество. 2000. T. II. Вып. 2. С. 10-28.

209. Эволюция, культура, познание. М., 1996. - 166 с.

210. Яницкий О.Н. Россия: риски и опасности «переходного» общества. -М., 1998.-238 с.

211. Deleuz G., Guattari F. Anti-Oedipus: capitalism and schisophrenia. L., 1984.

212. Glucksmann A. Cynisme et passion. Paris, 1981.

213. Goudsblom J. Nihilism and culture. Oxford, 1980.

214. Homann U. Nihilismus und die Suche nach Sinn // Philosophische Literaturanzeiger. Bd. 35. 1982.

215. Kraus W. Der aesthetische Nihilismus // Deutsche Zeitschrift fuer europaei-sches Denken. Stuttgart, 1982. H. 7.

216. Problem des Nihilismus. Berlin, 1981.

217. Ruestow A. Ortsbestimmung der Gegenwart: Eine uniwersalgeschichtliche Kulturkritik. Zuerich, 1952.219. http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros.html.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.