Европейский нигилизм: социально-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ульянов, Владимир Александрович

  • Ульянов, Владимир Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 148
Ульянов, Владимир Александрович. Европейский нигилизм: социально-философский аспект: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Воронеж. 2009. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ульянов, Владимир Александрович

ВВЕДЕНИЕ3

Глава I. СУЩНОСТЬ НИГИЛИЗМА,

ЕГО ГЕНЕЗИС И ТИПОЛОГИЯ

1.1. Понятие «нигилизм» и егощнь 12

1.2. Предпосылки нигилистического отрицания в античной филой парадигме 16

1.3. Нигилистические интуиции в контексте средневековой хриаой традиции29

1.4. Типология нигилистических проявлений вциокультурном контее Нового времени и их филие оки37

Глава II. ФОРМЫ ОБЪЕКТИВАЦИИИ

ЕВРОПЕЙСКОГО НИГИЛИЗМА

ПЛ. Философский нигилизм: проблема переоценки ценней53

П.2. Политический нигилизм: проблема взаимоотношения лични и гдава91

П.З. Эстетический нигилизм: проблема эстетизации Красоты и по новой мифологии 100

Глава III. ИТОГИ РАЗВИТИЯ НИГИЛИЗМА

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

III. 1 .Теоретичий ект 115

Ш.2.Социально-антропологичий ект 122

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Европейский нигилизм: социально-философский аспект»

Актуальность темы исследования. В современной социально-философской литературе как на Западе, так и в России современная социокультурная ситуация повсеместно характеризуется как кризисная. На все лады обсуждаются темы, так называемых, глобальных проблем: бесконтрольное распространение и пролиферация оружия массового поражения, упадок традиционных ценностей и деконструкция таких составляющих частей цивили-зационного процесса развития человечества, как семья, школа, церковь. К этим почти банальным проблемам за последние десятилетия добавились новые - экофашизм и контроль над рождаемостью (week-end family u same sex marriage), христианство и гомосексуализм, эвтаназия и легализация лёгких наркотиков. Наконец, после взрывов 11 сентября 2001 в полный рост возникла проблема мирового терроризма и религиозного (прежде всего исламского) экстремизма.

При всей видимой разношерстности и подчас кричащем разнообразии этих явлений, внимательно присмотревшись, можно увидеть их глубинную, онтологическую тождественность, некий общий для всех этих феноменов знаменатель, дающий основание для постановки удручающего диагноза. Пожалуй, никогда прежде, со времен начала письменной истории человечества, со времен египетских обелисков, законов царя Хаммурапи и римских Двенадцати таблиц, человечество не искало так ожесточённо всё новых и новых способов само-деструкции, способов не-быть. Открывающаяся перед нами социально-историческая перспектива обещает стать преимущественно ниги-тологической. Этого не стоит бояться, но, пожалуй, всё же стоит попытаться понять, как и почему, при каких обстоятельствах казалось бы безусловная и естественная для человечества парадигма Бытия, замещается (вытесняется) с неумолимой очевидностью торжествующим небытием.

Возможно, кто-то возразит, указав, что отмеченные выше явления и тенденции характерны для западной цивилизации, тогда как страны «третьего мира» переживают взрыв витальности и далеки от декадентских влияний трансатлантической культуры. На первый взгляд это так. Но если оценить ситуацию более обстоятельно и объективно, то окажется, что с точки зрения экономической, политической, духовной культуры, даже стиля жизни «третий мир» восточной традиции всё в большей-большей степени вовлекается в орбиту западного влияния, в систему его ценностей и приоритетов. «Макдо-нальдизация» Востока идёт полным ходом. Даже такие бастионы традиционализма, как Саудовская Аравия, не могут защитить себя от «тлетворного влияния Запада». Следствием чего, отчасти, и является взрыв исламского фундаментализма.

Демографический бум в странах Востока грозит дестабилизацией хрупкому мировому экономического и политическому равновесию. Уже сейчас эксперты Всемирной Организации Здравоохранения и Всемирного Банка Реконструкции и Развития говорят о прогрессирующей нехватке продовольствия в развивающихся странах и росте цен на продовольствие во всём мире в 2009 году. Перспектива голода или недоедания, как известно из истории и этнографии, является одним из ключевых дестабилизирующих факторов в жизни этноса, ведущих к росту его агрессивно-деструктивного потенциала и поводом к войне. В конечном счёте, в качестве своеобразной ответной реакции пресловутый взрыв пассионарности юго-восточных «тигров» и «драконов», может послужить мощнейшим катализатором отмеченной выше смене парадигм.

Международная статистика, приведенная в сборнике "Международный Справочник по Самоубийствам и Попыткам Самоубийства"\ТЬе International Handbook of Suicide & Attempted Suicide 2007 года показывает, что от 2% до 11% населения в различные периоды жизни склонны к совершению самоубийств. В мире каждые 20 секунд один человек кончает с собой, а каждые 2 секунды кто-то безуспешно пытается свести счеты с жизнью. Число самоубийц превышает количество жертв убийств и войн вместе взятых.

Создается впечатление, что избыточное человечество настойчиво ищет способы сократить свое присутствие на Земле через демонтаж тех форм социально-культурного бытия, которые на протяжении тысячелетий консервировали и стимулировали Жизнь, подвергают её переоценке. А раз так, нигилистический опыт переоценки традиционных ценностей, укореняющие человека в бытии, его генезис и последствия вновь оказывается актуален.

Очевидно, что рассмотрение эволюции нигилистической составляющей европейской социокультурной традиции в его исторической ретроспективе может помочь нам отследить начало процесса преодоления «философии Бытия», уловить тот момент в истории человечества (хотя бы только европейской его части), когда от века существовавшие жизнеутверждающие идеалы Бога, Любви, Красоты, Добра и самой Жизни стали подвергаться сомнению, осмеянию, вызывать раздражение и протест. Небытие вторгается в социальное тело со всех сторон, и миллионами различных способов, подобно тому, как эмпедоклов пе1коз исподволь разъедает сферическое царство Любви. Нигилизм - один из них.

В своей работе нам бы менее всего хотелось безоглядной критики «базаровщины» в стиле советских школьных сочинений, «праведного гнева» и предписанных возражений. В конечном итоге ценность Бытия становится более очевидной, когда понимаешь бес-ценность того, что ему противостоит. Социально-философское изучение европейского нигилизма даёт тому массу свидетельств.

Степень разработанности проблемы. Проблема нигилизма не является абсолютно неразработанной в философии. Начиная с середины XIX века, в философской литературе Запада неоднократно предпринимались попытки выявления основных форм нигилизма. Тема нигилизма звучала в работах С.Кьеркегора, М.Штирнера, Ф.Ницше, О.Шпенглера, Х.Ортега-и-Гассета, К.Ясперса, М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, А.Камю, В.Крауса и других. Эти труды внесли существенный вклад в рассмотрение данной проблемы. Однако авторы ограничили свой анализ изложением преимущественно морально-этического аспекта нигилизма, исследуя последнее, как сложившееся явление и практически, не касаясь причин его возникновения.

Психологические аспекты нигилизма и сопутствующих ему явлений (в частности, деструктивности) анализируются в трудах З.Фрейда, А.Адлера, К.-Г. Юнга, Э.Фромма. Социальные аспекты деструктивности рассматриваются в трудах Э.Тоффлера, Ф.Фукуямы. Нигилизм, приобретая черты ниги-тологии, находит свое отражение среди проблем литературы постмодернизма, в частности, в работах Ж.Делеза и М.Фуко.

В отечественной традиции исследованием нигилизма в разные годы занимались Д.Писарев, М.Бакунин, П.Кропоткин, Н.Бердяев, С.Франк. В советский период в работах Ю.Давыдова, А.Новикова, А.Уледова и других в рамках марксистско-ленинской идеологии рассматриваются социально-психологические черты нигилизма, характеризуются основные стадии развития нигилизма как социального явления.

В перестроечный и пост-перестроечные периоды истории современной России тема нигилизма нашла свое место в трудах П.Гайденко, П.Зубова, Ю.Каграманова, К.Кантора, А.Кара-Мурзы, В.Кутырева, В.Кучевского, Т.Ойзермана, Б.Парамонова, А.Пигалева, В.Савчука, М. Эпштейна и др. Однако, проблема нигилизма этими исследованиями не исчерпана и требует дальнейшей разработки.

Цели и задачи исследования.

ЦЕЛЬ данного диссертационного исследования:

- выявить сущность нигилизма как феномена новоевропейского сознания, социокультурного явления и социальной практики;

- вскрыть его мировоззренческие и социально-исторические истоки;

- дать характеристику основным тенденциям развития нигилизма в контексте социально-философского дискурса;

- обозначить перспективы развития данного феномена в современном социокультурном пространстве.

Реализация обозначенной цели предполагает необходимость решения следующих ЗАДАЧ:

1. Определение смыслового содержания термина «нигилизм».

2. Выявление тенденции развития европейского сознания и социкуль-турной парадигмы, в конечном итоге, приведших к возникновению нигилизма.

3. Исследование нигилистических проявлений в социокультурной ситуации Античности и Средневековья, а также рассмотрение философских и мировоззренческих предпосылок нигилизма в новоевропейской философской традиции.

4. Анализ форм объективации новоевропейского нигилизма в философии, эстетике, социально-политической теории.

5.Характеристика нигилистических тенденций в рамках социально-антропологической составляющей современной европейской цивилизации.

6. Оценка перспектив развития нигилизма в социокультурной реальности современной глобальной цивилизации.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования выступает нигилизм, как социокультурный феномен.

Предмет исследования. Предметом исследования социально-философский аспект нигилизма в эволюции европейского сознания.

Теоретические и методологические основания диссертационного исследования. Анализ темы нигилизма невозможен без выявления предпосылок и условий его возникновения, генезиса нигилистических интуиций на различных этапах социокультурного процесса. Без учёта этой подготовительной фазы невозможно понять специфику классических форм объективации нигилизма в новоевропейской традиции, степень влияния феномена на общественное сознание и социальную практику.

Хотя нигилистических проявлений в социокультурной традиции множество, о сущностном содержании явления мы судим, прежде всего, по работам тех мыслителей, которых по праву можно отнести к числу корифеев нигилизма. Речь идёт о М.Штирнере и Ф.Ницше. Помимо этих авторов, теоретической базой исследования также послужили произведения А.Камю,

М.Хайдеггера, Э.Юнгера, М.Бакунина, П.Кропоткина, Д.Писарева. Ш.Бодлера, С.Малларме и др.

Размышления на тему нигилизма содержатся и в работах не менее значимых философов, в частности, О.Шпенглера и К.Ясперса. Однако, на наш взгляд, их исследования проблемы нигилизма «по касательной» дают не так много для понимания сути феномена, как, например, «Воля к власти» Ф.Ницше или «Европейский нигилизм» М.Хайдеггера.

Методологической основой диссертации являются принципы объективности, историзма в подходе к изучению феномена нигилизма. Сама специфика предмета исследования диктует потребность в комплексном подходе к его изучению, который предполагает творческое сочетание сугубо исторических, историко-культурных, культурологических, литературоведческих и, наконец, социально-философских подходов к решению заявленной проблемы.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней:

- предпринят анализ посылок возникновения нигилизма, условием которых является метафизическое «удвоение» реальности; в исследовании генезиса феномена вскрыты причины, по которым происходит отказ от метафизического идеала в его соотношении с подобием, миром реальным;

- в рамках социально философского дискурса показано, каким образом нигилизм, являясь порождением метафизики и одновременно протестом против нее, актуализируется, объективируется в философии, эстетике, политике и социальной практике;

- представлена социально-философская оценка перспектив развития нигилизма в условиях современной глобальной цивилизации, в частности, его перерождение в нигитологию в рамках философии постмодернизма;

- обозначено влияние нигилизма на современные тенденции развития социальной реальности, представлены перспективы развития таких родственных нигилизму явлений социальной практики как терроризм, религиозный фундаментализм, экофашизм;

Положения, выносимые на защиту:

1.В своих сущностных характеристиках нигилизм есть позиция абсолютного отрицания ценностей наличествующей реальности, её высшего смысла и предназначения. Имплицитно нигилистические интуиции проявляют себя в такой оценке «этого» мира, при которой он мыслится как неполноценный, как подобие некоего идеального состояния, подлежащее изменению, улучшению, трансформации ради приведения в соответствие с этим гипотетически предположенным идеалом.

2.Подобное возможно лишь на постмифологическом пространстве, в связи с возникновением концептуального сознания и его дифференцирующей способности. Своеобразное «удвоение» реальности, парадигмальное для европейского культурно-исторического типа (дихотомии: Хаос - Космос, материя — идея, имманентное — трансцендентное и т.д.), создаёт новую модель сознания, а также предпосылки для пересмотра ценностного статуса имманентного, в сопоставлении с неким лежащим по ту сторону Абсолютом или идеалом.

3. Нигилизм, как отражение реальности, имеет в качестве предпосылки переживание неполноты, несовершенства и несоответствия «подобия» умозрительному идеалу. В результате возникают условия для третирования «этого» мира с разной степенью ожесточённости — от эскапизма и призывов к радикальному переустройству до полного отрицания реальности как таковой.

4.Актуализация этих скрытых в европейском сознании потенций происходит тогда, когда вслед за ценностной девальвацией наличествующей реальности (отчасти нивелировавшейся надеждой на водворение в ней идеального состояния), происходит радикальный разрыв с идеалом как таковым, а вместе с этим — утрата высшего смысла и цели бытия во всех его аспектах, источником которых этот идеал являлся.

Отказу от идеала предшествует радикальное разочарование в нём, являющееся следствием всё более глубокого понимания невозможности его реализации в сфере имманентного. По существу, именно смена идеалов составляет внутреннюю пружину развития цивилизации. Она подчинена внутренней логике и закономерностям развития сознания. Социальный фактор (войны, революции и т.д.) имеют лишь провоцирующую роль в этом процессе, но не вызывают смены идеальных парадигм как таковых.

5.Специфика философского нигилизма в отличие от иных форм его объективации (например, в искусстве, в политической практике и т.д.) заключается в доктринальном оформлении нигилистических интуиций, абстрактно-теоретической рефлексии в отношении их. Философский нигилизм в Европе (Штирнер, Ницше, Камю и т.д.) стал возможным как результат последовательно протекавшего в европейском сознании со времён позднего Средневековья процесса поэтапного сведения бытия к вещественно-материальной одномерности. Онтологическая редукция, пришедшая на смену дуалистической христианской парадигме, повлекла за собой последовательный отказ от Абсолюта и шире - отказ от метафизической интуиции вообще. В результате индивид оказался «заброшен» в одномерно-бесхозную реальность без высших смыслов цели и ценностей, следствием чего и стало возникновение философского нигилизма и иных форм протестного сознания (например, философии абсурда А.Камю), близких ему стилистически и по сути.

6. Нигилистические проявления в социальной практике, философии, идеологии, искусстве и т.д., осуществляя демонтаж старых идей и представлений («идолов театра» в терминологии Ф.Бэкона), несомненно являются одним из существенных факторов развития общественного сознания.

7.Пафос тотального отрицания, который предлагают радикальные нигилистические доктрины, не только способствует высвобождению исторического пространства для проявления конструктивных сил, но и в известной мере стимулирует их активность. От того, способно ли общество противостоять развитию деструктивно-нигилистических тенденций, не в последнюю очередь зависит его способность к выживанию в кризисных ситуациях и развитию на началах созидания.

Теоретическое и практическое значенне диссертационного исследования.

Результаты исследования, представленные в работе, выводят понимание исходной проблематики феномена нигилизм, в контексте европейской социокультурной традиции, на качественно новый уровень, что обусловлено новизной, заявленной в работе, это создает перспективу дальнейшей разработки указанной проблематики в пространстве социально-философский исследований, способствующую раскрытию сущности таких явлений социальной практики как терроризм, религиозный фундаментализм, экофашизм.

Положения данной работы могут быть использованы в преподавании курсов социальной философии, истории философии, футурологии, культурологии, литературоведения (французская литература XIX века).

Апробация темы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии, социологии и истории Воронежского государственного архитектурно-строительного университета.

Диссертантом опубликовано 7 работ (в том числе, две статьи в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных работ), каждая из которых имеет непосредственное отношение к теме исследования.

Структура диссертационного исследования. Диссертация изложена на 148 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения и списка литературы, включающего 156 источников (из них 150 отечественных и 6 иностранных).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ульянов, Владимир Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По нашему мнению, проведённое нами исследование позволяет придти к следующим выводам.

Исходя из определений нигилизма как абсолютного отрицания ценности наличествующей реальности, её высшего смысла и предназначения, можно констатировать, что имплицитно нигилистические интуиции содержатся в такой оценке «этого» мира, при которой он мыслится как своеобразный онтологический «полуфабрикат», подобие некоего идеального состояния, подлежащее изменению, улучшению, трансформации ради приведения в соответствии с этим гипотетически предположенным идеалом. Очевидно, что это возможно лишь на постмифологическом пространстве, в связи с возникновением концептуального сознания, его дифференцирующей способности.

Своеобразное удвоение реальности, парадигмальное для европейского культурно-исторического типа (дихотомии: Хаос - Космос, материя - идея, имманентное — трансцендентное, капитализм — коммунизм и т.д.) создаёт новую метафизическую модель сознания, а также предпосылки для пересмотра ценностного статуса имманентного, сопоставления последнего с неким лежащим по ту сторону Абсолютом или идеалом. Например, в Античности -это дихотомия метафизического и физического, в Средние века - Града Божьего и Града Земного, в Новое время — утопического идеала (скажем, коммунизм) и наличествующей реальности.

С нашей точки зрения, само переживание неполноты, несовершенства и несоответствия «подобия» умозрительному идеалу создаёт предпосылки для третирования «этого» мира с разной степенью ожесточённости - от эскапизма и призывов к радикальному переустройству до полного отрицания реальности как таковой. Актуализация этих скрытых в европейском сознании разрушительных тенденций происходит тогда, когда вслед за ценностной девальвацией наличествующей реальности (отчасти нивелировавшейся надеждой на водворение в ней идеального состояния, как, скажем, в средневековых ересях), происходит радикальный разрыв с идеалом как таковым, а вместе с этим — утрата высшего смысла и цели бытия во всех его аспектах, источником которых этот идеал являлся («Бог умер»). То, что ещё вчера примиряло человека с несовершенным миром, было источником надежды, социального, экзистенциального оптимизма, стало восприниматься по-базаровски, как подлежащее анигиляции. Это является сущностью нигилизма.

Отказу от идеала предшествует радикальное разочарование в нём, являющееся следствием всё более глубокого понимания невозможности его реализации в сфере имманентного. По существу, именно смена идеалов составляет внутреннюю пружину развития цивилизации. Она подчинена внутренней логике и закономерностям развития сознания. По нашему мнению, социальный фактор (войны, революции и т.д.) имеет лишь провоцирующую роль в этом процессе, но не вызывает смены идеальных парадигм как таковых.

Специфика философского нигилизма, в отличие от иных форм его объективации в период Нового и Новейшего времени (например, в искусстве, в политической практике и т.д.), заключается в доктринальном оформлении нигилистических интуиций, абстрактно-теоретической рефлексии в отношении последних. Философский нигилизм Нового и Новейшего времени в Европе (Ницше, Штирнер) стал возможным как результат последовательно протекавшего в европейском сознании со времён позднего Средневековья процесса поэтапного сведения бытия к его вещественно-материальной одномерности.

Онтологическая редукция, пришедшая на смену дуалистической христианской парадигме, повлёкла за собой последовательный отказ от Абсолюта и шире — отказ от метафизической интуиции вообще (имея ввиду классическую метафизику Бытия, восходящую к парменидовско-платоновской традиции). Этапом этого процесса был философский пантеизм (Кузанский, Бруно, Спиноза) и сопутствующие ему гилозоистические и органицистские воззрения, ведшие к принижению идеального аспекта бытия и переносу на материю атрибутов Божественного (неисчерпаемая творческая потенция; бесконечность как эмпирический аналог метафизической интуиции Вечности; неуничтожимость и т.д.). В результате индивид оказался заброшен в одномерно — бесхозную реальность без высших смыслов, целей и ценностей. Следствием чего и стало возникновение философского нигилизма и иных форм протестного сознания (например, философии абсурда А.Камю), близких ему стилистически и по сути.

Если на секунду отрешиться от внешне-формальных факторов становления европейского нигилизма во всем многообразии типов его объективации, от логики развития концептуального сознания и культуры в целом и попытаться предельно сузить проблему, то окажется, что вопрос о самом происхождении нигилизма как крайней формы отрицания, имеет выраженную экзистенциально-психологическую мотивацию. Нигилизм - это отрицание Абсолюта, отрицание в силу глубокой усталости от непомерности ожиданий и требований, которые измышленные человеком идолы предъявляют своему творцу.

Природа Абсолюта такова, что, единожды утвердившись как высшая ценность и смысл, он побуждает в человеке комплекс онтологической неполноценности, вечный зуд неуспокоенности, неполноты и несовершенства, не даёт «человеческому, слишком человеческому» возобладать в повседневной жизни. Идолы порабощают людей, принуждая их взваливать на свои хрупкие плечи не свойственную человеку in essentia - роль «образа и подобия», «строителя коммунизма» и т.д. От того, на наш взгляд, и возникают метафизическая усталость и нигилистический протест.

Священным коровам» идеального противоположен нигилистический антитезис, содержащий в себе диалектическое отрицание того типа менталь-ности, которому нигилизм пытается придти на смену. Отрицание это проявляет себя с разной степенью интенсивности. Впрочем, ненадолго: природа его такова, что с необходимостью и неумолимой логикой ведёт отрицателя либо к самоубийству (пусть даже к философскому), либо в сумасшедший дом. Однако - и это бывает чаще всего - тезис и антитез рождают синтез.

Взамен поверженных истуканов возникают новые. И кажется, этот процесс неостановим.

Чтобы укоренить себя в «мире вещей», человек вынужден измысливать несвойственные самой предметной реальности смыслы, ценности и предназначения. Поскольку их нет вне его сознании, лаборатория идолотворчества будет работать бесперебойно. Идолы Ф.Бэкона неуничтожимы. Абсолют похож на трехглавое сказочное чудовище. Нигилизм — это усталость и тоска по Свободе, свободе от любой вариации Абсолютного. Недаром М.Штирнер мечтал об искоренении из сознания самой идеи Бога. Правда, оказывается, чтобы стать свободным, нужно совсем немного — перестать быть человеком, ego cogitans — перестать Быть!

Трагическая история философского, политического и эстетического нигилизма в Европе Х1Х-ХХ веков со всей очевидностью показывает, что все попытки выйти из отрицания к новым типам позитивного сознания заканчиваются инверсией к Абсолюту, до неузнаваемости видоизменившемуся подчас, но не утратившему своей природы. Вместо Ветхого Бога христиан - Человеко-Бог - бунтарь или форменная нелепица — ницшеанская «белокурая бестия», Цезарь с сердцем Христа, Афины и Иерусалим, слившиеся в экстазе, «старая песня о главном».

Нигилизм как отрицание, усталость от идолов и тоска по свободе всецело антитетичен по отношению к тому, чему он оппонирует, предложенному Платоном двухмерному инварианту, единственному, согласно мнению А.Ф.Лосева, адекватному типу философского изображения реальности (даже если эта модель подвергается мутации, видоизменяясь до неузнаваемости и превращаясь в «базис» и «надстройку»). Нигилизм антитетичен, и в этом его позитивное значение. Но не более того. И в этом его трагедия.

В данной работе мы исходили из того, что нигилизм как духовный феномен возникает, получает доктринальное оформление и объективируется в культурной и социальной практике в период Нового времени. Позднейшие трансформации нигилизма в Новейший период европейской истории (прежде всего, деконструктивизм и нигитологогия) следует рассматривать отдельно в контексте становления культуры постмодернизма в силу того, что последний обладает рядом существенных особенностей, нехарактерных для контекста «классического» нигилизма и новоевропейской духовно-философской ментальности, с присущей ей метафизичностью. Поэтому в данной работе мы посчитали возможным ограничиться лишь определением исходных позиций для понимания нигилизма в традициях постмодернизма и after postmodernism" а.

Другой перспективной линией исследования представляется нам изучение нигилистических аспектов социальной практики, в частности, в контексте таких радикально экстремистских явлений, как терроризм, религиозный фундаментализм, экофашизм.

В целом, тема нигилизма, несмотря на значительный комплекс исследований, посвященных ей, не утратила своей актуальности и поныне. Скорее наоборот. Реактивация нигилистических настроений подчас приобретает весьма экстравагантный характер. Например, в таких явлениях современной альтернативной культуры, как punk, goths, skinheads, что позволяет говорить о самом явлении как о симптоме гораздо более глубоких структурных трансформаций современного сознания. Ведь за последние шесть тысяч лет само Бытие никогда не подвергалось столь мощной агрессии, столь кричащим нападкам. Как и в прежние эпохи, ныне вспышки нигилистических проявлений, как болевой рефлекс возвещают нам о приближении чего-то нового. Каким будет или не-будет оно, покажет время.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ульянов, Владимир Александрович, 2009 год

1. Андреев А.П. Русская традиция / А.П. Андреев, А.И. Селиванов. М.: Алгоритм, 2004. - 320 с.

2. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век / Л.Г. Андреев. -М.: Моск. рабочий, 1994. 333 с.

3. Андреев М.Л. Итальянский литература зрелого и позднего Возрождения / М.Л. Андреев, Р.И. Хлодовский. М.: Наука, 1988. - 296 с.

4. Антокольский П. Артюр Рембо / П.Антокольский // Рембо А. В Зелёном Кабаре. М.: Изд-во Эксмо, 2007. - С. 6-42.

5. Арсеньев И. Секты Европы от Карла Великого до Реформации / И.Арсеньев. М.: Вече, 2005. - 480 с.

6. Асмус В. Ф. Декарт / В.Ф. Асмус. М. : Высш. шк., 2006. - 334 с.

7. Бакунин М.А. Государственность и анархия / М.А.Бакунин. Философия. Социология. Политика. -М.: Правда, 1989. С.291-526.

8. Бакунин М.А. Письмо к С.Г. Нечаеву, от 2-го июня 1870 г. / М.А.Бакунин Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989. С.527-568.

9. Бакунин М.А.Федерализм, социализм и антитеологизм / М.А.Бакунин Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989. - С. 11-124.

10. Бачинин В.А. Постмодернизм и христианство / В.А.Бачинин // Общественные науки и современность. 2007. - №4. - С. 162-171.

11. Баш В. Индивидуалистический анархист Макс Штирнер / В.Баш // Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994. -С. 442 - 474.

12. Белый А. Символизм как миропонимание / А.Белый. М.: Республика, 1994.-528 с.

13. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А.Бердяев. -М.: Республика, 1994.-479 с.

14. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого / Н.А.Бердяев. М.: ACT Издательство, 2006.-351 с.

15. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры / П.М.Бицилли. -СПб.: Мифрил, 1995. 244 с.

16. Бодлер Ш. Об искусстве / Ш.Бодлер; пер. с франц. Н.Столяровой и Л.Липман; предисл. В.Левика; Послесл. В.Мильчиной. -М.: Искусство, 1986. 420 с.

17. Бодлер Ш. Салон 1859 года // Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986. - С.181-242.

18. Бодлер Ш. Стихотворения в прозе // Бодлер Ш. / Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. Жан-Поль Сартр Бодлер. — М.: Искусство, 1993. -С. 175-214.

19. Бодлер Ш. Цветы зла / Ш.Бодлер. М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 304 с.

20. Бодлер Ш. Школа язычников / Бодлер Ш. Цветы зла. М.: Изд-во Эксмо, 2007. С.253-261.

21. Бодрийяр Ж. Соблазн / Жан Бодрийяр; пер. с фран. А.Гараджи; вступ. ст. Е.Петровской. М. : Ас! Мащтет, 2000 . - 317 с.

22. Боровой А.А. Анархизм / А.А.Боровой. М.: Либроком, 2009. - 168 с.

23. Бэкон Ф. Сочинения : в 2 т. / Ф. Бэкон ; сост, общ. ред., вступ. ст. А.Л. Субботин. М. -.Мысль, 1971-1972.

24. Великовский С.И. В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции / С.И.Великовский. М.: Худож. лит., 1979.-295 с.

25. Великовский С.И. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю / С.И.Великовский. М.: Искусство, 1973.-240 с.

26. Володин А.И. И это называется нигилизмом? // А.И.Володин / Писарев Д.И. Исторические эскизы. Избранные статьи. М.: Правда. - С.3-10.

27. Гайденко П.П. Нигилизм / П.П.Гайденко // Философская энциклопедия в 5-ти т. Т.4. М.: Советская энциклопедия, 1967. - С.64-66.

28. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П.П.Гайденко. -М.: Республика, 1977.-495 с.

29. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. / Гидденс Э. М.: Весь мир, 2004. - 120 с.

30. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Гидденс Э.; пер. с англ. В. Анурина. СПб.: Питер, 2004 - 208 с.

31. Голосовкер ЯЗ. Засекреченный секрет. Философская проза / ЯЗ. Го-лосовкер. Томск: Изд-во «Водолей», 1998. - 224 с.

32. Гумилёв Н.С. Поэзия Бодлера / Н.С.Гумилев // Бодлер Ш. Цветы зла. М.: Изд-во Эксмо, 2007. - С.5-12.

33. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. М.: Искусство, 1972. - 318 с.

34. Давыдов Ю.Н.Эстетика нигилизма (искусство и «новые левые») / Ю.Н. Давыдов. М.: Искусство, 1975. - 270 с.

35. Данто А. Ницше как философ / А.Данто; пер. с англ. А.А.Лавровой. -М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2001. 280 с.

36. Декарт Р. Избранные произведения / Р. Декарт; ред. и вступ. ст. В.В. Соколова; пер. с фр. и лат. М. : Госполитиздат, 1950. - 710 с.

37. Делез Ж. Логика смысла. Фуко М. ТЬеайтш! рИПоБорЫсит / Ж.Делез, М.Фуко; пер. с фр. Я.И.Свирского под науч. ред. А.Б.Толстова. М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. — 480с.

38. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Ж.Делез, Ф.Гваттари; пер. с фр. Зенкин С.Н. М.: Ин-т эксперимент социологии, СПб.: Алетейя, 1998.-288 с.

39. Деррида, Жак. О грамматологии / Жак Деррида; пер. с фр. и вступ. ст. Н. Автономовой . М. : Ас! Ма^тет, 2000. - 511 с.

40. Докинз Р. Бог как иллюзия / Докинз Р. Пер. с англ. Н. Смелкова. М.: КоЛибри (Иностранка), 2008. 560 с.

41. Замалеев А.Ф. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности / А.Ф.Замалеев, Е.А. Овчинникова. — Л.: Лениздат, 1991. 207 с.

42. Зубов В.П. К истории слова «Нигилизм» / В.П.Зубов // Избранные труды. М.: Индрик, 2004. - С.З85-400.

43. Иванов В.Н. Феномен терроризма / В.Н. Иванов // Социологические исследования- 2005.- №7.- С.63-71.

44. История орденов Средневековья. М.: Харвест, 2007. - 464 с.

45. История французской литературы. Т.З. М.: Изд-во АН СССР, 1959. -583 с.

46. Кагарлицкий Б.Ю. Марксизм: не рекомендовано для обучения. / Кагар-лицкий Б.Ю. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. - 480 с.

47. Каграманов Ю.М. Метаморфозы нигилизма. О «новых философах» и «новых правых» / Ю.М. Каграманов. М.: Политиздат, 1986. - 160 с.

48. Камю А. Бунтующий человек / Камю А. // Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. - С.119-356.

49. Камю А. Бунтующий человек / Камю А. // Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. - С.23-100.

50. Кантор K.M. История против прогресса / К.М.Кантор. История против прогресса: Опыт культурно-исторической генетики /АН СССР, Ин-т пробл. рабочего движения и сравн. политологии; Ин-т пробл. рабочего движения и сравн. политологии. М.: Наука, 1992. - 147с.

51. Кара-Мурза A.A. «Новое варварство» как проблема российской цивилизации / A.A. Кара-Мурза // РАН. Ин-т.философии. М.: ИФ РАН, 1995. -211с.

52. Карпачев М.Д. Истоки российской революции: легенды и реальность./ Карпачев М.Д. М.: Мысль, 1990. - 269 с.

53. Келле В.Ж. От эпистемы Мишеля Фуко к матрице культуры / В.Ж. Келле // Человек. 2003. - №3. - С.93-106.

54. Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? / Г.С.Киселев // Вопросы философии. 2007. - №7. - С.9-23.

55. Клоссовски П. Маркиз де Сад и Революция / Клоссовски П. //Колледж социологии, 1937—1939; сост. Дени Олье. СПб.: Наука, 2004. - 588 с.

56. Кнабе Г.С. Историческое пространство и историческое время в культуре Древнего Рима / Г.С.Кнабе // Культура Древнего Рима. В 2-х т. Т.2. М.: Наука, 1985. - С.78-124.

57. Кожев А. В. Атеизм и другие работы. / Кожев A.B. М.: Праксис, 2007. - 512 с.

58. Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон / Г.К. Косиков // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни французского символизма. М., 1993. - С.5-62.

59. Косиков Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» / Ш. Бодлер // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. Ж.-П. Сартр. Бодлер. -М.: Высш. шк., 1993. С.5-40.

60. Краус В. Нигилизм сегодня, или Долготерпение истории. Следы рая. Об идеалах / В. Краус. М.: Радуга, 1994. - 256 с.

61. Кропоткин П.А. Нигилизм и нигилисты // Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991. - С. 404-410.

62. Кутырев В.А. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) / В.А. Кутырев // Вопросы философии. -2003.- №.1.- С.63-75.

63. Кутырев В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) / В.А.Кутырев // Вопросы философии. 2000. - №5. - С. 15-32.

64. Кутырев В.А. От какого наследства мы не отказываемся / В.А. Кутырев // Человек. 2005. - №1. - С.33-48.

65. Кутырев В.А. От какого наследства мы не отказываемся / В.А. Кутырев // Человек. 2005. - №2. - С.5-19 .

66. Кутырев В.А. Философия иного, или Небытийный смысл трансмодернизма / В.А. Кутырев//Вопросы философии. 2005.- №12. -С.3-18.

67. Кучевский В.Б. Философия нигилизма Фридриха Ницше / В.Б. Кучев-ский. М.: Наука, 1996. - 166 с.

68. Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор.; пер. с дат. М.: Терра -Книжный клуб; «Республика», 1998. - 384 с.

69. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В.М. Лейбин. М.: Политиздат, 1990. - 397 с.

70. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1989. - 204 с.

71. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. -М.: Наука, 1993.-959 с.

72. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения; Исторический смысл эстетики Возрождения / А.Ф. Лосев // Сост.А.А.Тахо-Годи. М. : Мысль, 1998. -750 с.

73. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) / К.Лоренц.; пер. с нем. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 272 с.

74. Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1999. - С.47-123.

75. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-изд. Т.З. М.: Госполитиздат, 1955. - С.7-544.

76. Михаленко Ю. П. Ф.Бэкон и его учение / Ю.П. Михаленко. М. : Наука, 1975.-264 с.

77. Муссолини Б. Доктрина фашизма / Б.Муссолини.; пер. с итал. В.Н. Новиков -Б.м.: Триасъ, 1995.- 60с.

78. Нарский И.С. Давид Юм и его философия / Юм Д. Сочинения в 2-х томах. Т.1. -М.: Мысль, 1965. С.5-64.

79. Нечаев С.Г. Катехизис революционера / С.Г. Нечаев // Революционный радикализм в России: век девятнадцатый.; док. публикация.; ред. Е.Л. Рудницкая. -М.: Археологический центр, 1997. — С.244-248.

80. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству / Ницше Ф. // Сочинения в 2 т. Т.2. -М.: Мысль, 1990. С. 631-692.

81. Ницше Ф. Весёлая наука (la gaya scienza) / Ницше Ф. // Сочинения в 2 т. Т.1.-М.: Мысль, 1990.-С. 491-709.

82. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ницше Ф.// Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей.; пер. с нем. Е.Герцык и др. М.: Культурная революция, 2005. - С.3-568.

83. Ницше Ф. «ЕССЕ HOMO. Как становятся сами собою. / Ницше Ф.Н Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1990. - С. 693-769.

84. Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение / Ницше Ф. // Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1990. - С.407-524.

85. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего / Ницше Ф. // Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1990. - С.238-406.

86. Ницше Ф.Сумерки идолов, или Как философствуют молотом // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. -М.: Мысль, 1990. С.556-630.

87. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Ницше Ф. // Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1990. - С. 5-237.

88. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты (опыт критической характеристики) / А.И. Новиков. JL: Лениздат, 1972. - 296 с.

89. Нордау М. Вырождение. Современные французы / М.Нордау. М.: Республика, 1995. - 400с.

90. Обломиевский Д.Д. Французский символизм / Д.Д. Обломиевский. -М.: Наука, 1973.-300 с.

91. Ойзерман Т.Н. Оправдание ревизионизма / Т.П. Ойзерман. М.: «Канон плюс», РООИ «Реабилитация», 2005. - 688 с.

92. Орбел H. «Ессе Liber» опыт ницшеанской апологии / Н.Орбел // Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей.; пер. с нем. Е.Герцык и др. -М.: Культурная революция, 2005. С.569-734.

93. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Сборник / Х.Ортега-и-Гассет.; пер. с исп. С.Л.Воробьева, А.М.Гелескуп. М.: ACT ООО Издательство, 2007. -270 с.

94. Парамонов Б. След: Философия. История. Современность / Б.Парамонов. -М.: Изд-во Независимая газета, 2001. 528 с.

95. Пигалев А.И.Философский нигилизм и кризис культуры / А.И. Пига-лев. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1991. - 149 с.

96. Писарев Д.И. Реалисты / Д.И. Писарев. М.: Худож.лит., 1956. - 191 с.

97. Писарев Д.И. Схоластика XIX века / Писарев Д.И. // Сочинения Д.И.Писарева. 4.9. Изд-е Ф.Павленкова. СПб., 1868.-С. 78-143.

98. Платон «Гиппий Больший» //Платон. Собр. Соч. в 4-х т.; общ. Ред. А.Ф.Лосева.; Пер. с древнегреч. Т.1. -М.: Мысль, 1990. С.386-418.

99. Платон «Горгий» // Платон. Собр. Соч. в 4-х т.; общ. Ред. А.Ф.Лосева.; Пер. с древнегреч. Т.1. -М.: Мысль, 1990. -. С.477-574.

100. Платон «Тимей» // Платон. Собр. Соч. в 4-х т.; общ. Ред. А.Ф.Лосева.; Пер. с древнегреч. Т.З. М.: Мысль, 1990. - С.421-500.

101. Поросёнков C.B. Существование и деятельность в определении ценностного отношения / C.B. Поросёнков. — Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 2002.-408 с.

102. Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора / Лотреамон.; под ред. Г.К.Косикова. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 512 с.

103. Рассел Б. Почему я не христианин / Б. Рассел.; пер. с англ. М.: Политиздат, 1987.- 334 с.

104. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность / Рорти Р.; пер. с англ. И. Хестанова . М. : Русское фенологическое общество, 1996 . - 279 с.

105. Рыков A.B. Постмодернизм как радикальный консерватизм / А.В.Рыков. М.: Алетейя, 2007. - 376 с.

106. Савчук В.В. Время нигилизма / В.В. Савчук // Судьба нигилизма: Эрнсг Юнгер. Мартин Хайдеггер. Дитмар Кампер. Гюнтер Фигаль.; пер. с нем. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. С. 163-220.

107. Сартр Ж.-П. Бодлер / Ж.-П.Сартр // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. Жан-Поль Сартр Бодлер. М., 1993. - С.319-449.

108. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов.; сост. и общ. ред. А.А.Яковлева. - М, 1989. - С. 319-344.

109. Семушкин A.B. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии / A.B. Семушкин. М.: Высш. школа, 1996. - 192 с.

110. Сретенский H.H. Лейбниц и Декарт. Критика Лейбницем общих начал философии Декарта : очерк по истории философии / Н. Н. Сретенский. -СПб. : Наука, 2007. 181 с.

111. Сухов А.Д. А. Кропоткин как философ / А.Д. Сухов. М.: ИФ РАН, 2007.- 141 с.

112. Тахо-Годи A.A. Греческая мифология / A.A. Тахо-Годи. М.: Искусство, 1989.- 304 с.

113. Тоффлер А. Футурошок / Э. Тоффлер. СПб.: Лань, 1997. - 464 с.

114. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. /Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 557 с.

115. Тоффлер Э. Третья волна/ Э. Тоффлер; пер с англ.; науч. ред., авт. пре-дисл. П.С. Гуревич М. : ACT, 2002 . - 781 с.

116. Тоффлер Э. Война и антивойна. Что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете XXI века / Э. Тоффлер, X. Тоффлер; пер. с англ. М.Б. Левина . М. : ACT : Транзиткнига, 2005 . - 412 с.

117. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века / Э Тоффлер; пер. с англ. В.В. Белокосков и др.; науч. ред. и авт. предисл. П.С. Гуревич . М. : ACT, 2003 . - 669 с.

118. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности / Г.Л. Тульчинский. СПб.: Алетейя, 2002. - 678 с.

119. Уледов А.К. Общественная психология и идеология / А.К. Уледов. -М.: Мысль, 1985.- 268 с.

120. Фокин С.Л. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. / С.Л. Фокин. -СПб.: Алетейа, 1999. 379 с.

121. Франк С.Л. Этика нигилизма. (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) / С.Л. Франк //Вехи (сборник статей о русской интеллигенции). Из глубины (сборник статей о русской революции). М.: Изд-во: Правда, 1991.- С. 167-199. .

122. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод / Э. Фромм; авт. вступ. ст. П.С.Гуревич. М.: Республика, 1994. — 447 с.

123. Фрэзер Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Д.Фрэзер, пер. с англ. 2-е изд. М.: Политиздат, 1983. - 703 с.

124. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М.Фуко; пер с фр. В.П.Визгина, Н.С.Автономовой.; вст. ст. Н.С.Автономоворй. СПб., 1994. - 406 с.

125. Фуре В. Контуры современной критической теории / В.Н. Фуре -Минск.:ЕГУ, 2002. 164 с.

126. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек The End of History and the Last Man / Ф. Фукуяма. M.: ACT, 2005 - 592 c.

127. Фукуяма Ф. Великий разрыв / Ф.Фукуяма; пер. с англ.; под общ.ред. В.А. Александровой. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 474 с.

128. Фукуяма Ф. Будущее фундаментализма / Ф. Фукуяма. // Политнаука Политология в России и мире: сайт. URL: http://www.politnauka.org/library/nation/fukuyama.php (дата обращения 12.03.2009г.)

129. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Хабермас Ю. Пер. с нем. М.: Издательство «Весь мир», 2003. - 416 с.

130. Хайдеггер М. Европейский нигилизм / Хайдеггер М. Ницше и пустота. М.: Алгоритм. Эксмо, 2006.- С.79-298.

131. Хайдеггер М. О «Линии» / М.Хайдеггер // Судьба нигилизма: Эрнст Юнгер. Мартин Хайдеггер. Дитмар Кампер. Гюнтер Фигаль.; пер. с нем. -СПб., 2006.- С.65-120.

132. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. М.: Республика, 1993. - С. 192-221.

133. Хайдеггер М. Преодоление метафизики / Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. М.: Республика, 1993. - С. 177-192.

134. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / Хайдеггер М; пер с нем. В.В. Бихина. -М.: Академический проект, 2007. 303с.

135. Хевеши М.А. Анархизм и нигилизм как умонастроение / М.А. Хевеши // Социологические исследования. 1998.- №2.- С.119-126.

136. Холлингдейл Р. Дж. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души / Р.Холлтнгдейл. М.: Центрполиграф, 2004. - 384с.

137. Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзание чувств»: два концепта в сравнительной перспективе / С.С. Хоружий // Вопросы философии. 1999. - №3. - С.47-61.

138. Хоружий С.С. Неотменимый антропоконтур. 1.Контуры До-Кантова Человека / С.С.Хоружий // Вопросы философии. 2005. - №1. - С. 5263.

139. Цыбенко В.А. Мировоззрение Д.И.Писарева / В.А.Цыбенко. М.:Изд-во МГУ, 1969. - 352 с.

140. Шопенгауэр, Артур. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр; пер. с нем. М.В. Драко. Т.2. Минск : Попурри, 1998-1999 . - 829с.

141. Шпенглер О. Закат Европы / О.Шпенглер. М.: Айрис, 2003.T.I. 613 с. Т.2. 624 с.

142. Штирнер М. Единственный и его собственность / М.Штирнер. -Харьков: Основа, 1994. С. 3-353.

143. Эпштейн М.Н. Философия возможного / М.Н. Эпштейн. СПб.: Але-тейя, 2001.-334 с.

144. Эпштейн M. «De'but de siecle, или ОТ пост- к прото-. Манифест нового века»/ М. Эпштейн. URL: http://magazines.russ.rU/znamia/2001/5/epsh-pr.htm (дата орбращения 21.07.2009г.)

145. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам /Д. Юм // Соч. в 2-х т.; под общ. ред., со вступит, статьей и примеч. И.С.Нарского. Т.1. М.: Мысль, 1965. - С.79-788.

146. Юнгер Э. Сердце искателя приключений. Фигуры и каприччо / Э.Юнгер.; пер.с нем. и послесловие А.Михайловского. — М.: «Ад Маргинем», 2004. 287 с.

147. Юнгер Э. Через линию /Э.Юнгер // Судьба нигилизма: Эрнст Юнгер. Мартин Хайдеггер. Дитмар Кампер. Гюнтер Фигаль; пер. с нем. СПб., 2006. - С.7-64.

148. Юсим М.А. Этика Макиавелли / М.А. Юсим. ; отв. ред. В.И. Рутенбург. -М.: Наука, 1990.- 155 с.

149. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования / К.Ясперс. СПб.: Изд-во Владимир Даль, 2004. - 632с.

150. Ясперс К. «Призрак толпы» / К. Ясперс, Ж. Бодрийар. М.: Алгоритм, 2008.-272с.

151. Baudelaire С. Les Fleurs du mal Paris: Maxi-Livres, 2005. 283 p.

152. Berger P.L. The Capitalist Revolution. N.Y., 1998. 351 p.

153. Kaufmann W. The Future of Humanities. N.Y., 1997. 169 p.

154. Nishitani K. The Self-Overcoming of Nihilism. N.Y., 1990. 263 p.

155. Rose E. Nihilism: The Root of the Revolution of the Modem Age.California, 2004.217 p.

156. Rosen S. Nihilism: a Philosophical Essay. London, 2006. 325 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.