Нигилизм как специфическая форма деструктивности: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Павельев, Роман Николаевич

  • Павельев, Роман Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 138
Павельев, Роман Николаевич. Нигилизм как специфическая форма деструктивности: Социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Воронеж. 1998. 138 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Павельев, Роман Николаевич

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ с

I. СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ НИГИЛИЗМА с

1. Консервативное общество с

2. Общество структурной перестройки с. 27 II . ЛИЧНОСТНЫЕ МОТИВАЦИИ НИГИЛИЗМА с

1. Феномен бессознательного стимула

деструктивности с

2. Сущность и мотивы деструктивности с. 62 III. НИГИЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ

ДЕСТРУКТИВНОСТИ с

1. Нигилизм как способ самореализации с

2. Роль идеологии в нравственном оправдании нигилизма с

ЗАКЛЮЧЕНИЕ с

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА с

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нигилизм как специфическая форма деструктивности: Социально-философский анализ»

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Современные тенденции развития общества придают проблеме нигилизма особое звучание. Неприятие социальной действительности, в разнообразных формах утверждающееся сегодня во многих сферах человеческого бытия,, актуализирует проблему теоретического и социально-философского осмысления нигилизма, выявления его социально-психологической сущности,

Сложившаяся традиция исследования феномена нигилизма кар: правило предполагает обращение к этической стороне вопроса. Подобный подход был доминирующим в философии периода XIX - нач. XX века. Особое видение проблема нигилизма приобрела во взглядах советских исследователей, отдавших приоритет конкретно-историческому, классово-идеологическому началу в содержании данного явления. Однако реальная практив: а исторического развития в целом убедительно показала бесперспективность одностороннего подхода в: выявлению всего спектра причин, вызывающих нигилистическую активность. Сегодня настоятельной необходимостью стало не только формирование единого подхода, синтезирующего многообразные формы философского и теоретического опыта, но и поиск общих, глубинных и универсальных мотиваций, запускающих механизм нигилистического отрицания бытия.

Очевидно, что истоки нигилизма заложены в противостоянии социального и индивидуального, в конфликте социальной среды с представлениями, потребностями и качествами, присущими конкретному индивиду или определенной "социально-ущемленной" группы. Основной характеристикой современного

нигилизма становится его Непосредственная, взаимовоздейст-вующая связь с психической конституцией отдельного человека и общества в целом. Нигилизм становится частью человеческой структуры, ее alter ego, психосоциальным элементом, несущим огромную опасность для всего общества. Поэтому очевидно, что исследуя современный нигилизм, необходимо прежде всего обратиться к первоистокам, к его деструктивной природе и тем факторам, которые непосредственно влияют на процесс как зарождения, таг: и трансформации глубоко личных деструктивных переживаний в акты социально активного нигилистического экстремизма.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. В философской литературе, начиная с середины XIX века, неоднократно предпринимались попытки выявления основных форм нигилизма. Тема нигилизма в той или иной степени звучала в работах Ф.Ницше, С.Кьеркегора, О.Шпенглера, М, Хайдеггера, Х.Ортеги-и-Гассета, К.Ясперса, А.Камю, Е.Роуза, С.Розена, В.Крауса, Н.А.Бердяева, С.Л.Франка, и других философов. Эти труды внесли существенный вклад в разработку проблемы. Однако, авторы ограничивали свой анализ рассмотрением преимущественно морально-этических аспектов, исследуя нигилизм как сложившееся явление и практически не касаясь причин его возникновения.

В отечественной традиции исследования нигилизма следует выделить работы Ю.Н.Давыдова "Эстетика нигилизма" (М.,1975), "Этика любви и метафизика своеволия" (Н.,1989) и монографию А.И.Новикова "Нигилизм и нигилисты" (Л., 1972). В последней раскрываются (насколько это было возможно в рамках известной идеологической системы) социальные и, час-

тично, психологические истоки нигилистических реакций, характеризуются основные стадии процесса становления нигилиста как социально- активного типа. Тем не менее, работа А.И.Новикова не дает ответа на многие вопросы, относящиеся к осмыслению нигилизма кар; целостного социального феномена. К тому же выводы, содержащиеся в ней, чрезмерно политизированы и "жестко привязаны" к классово-антагонистическим противоречиям.

На наш взгляд, любое сужение таг;ой многоаспектной темы как нигилизм до анализа конкретной проблематики, не в состоянии дать полного представления кал?: о причинах возникновения нигилистических настроений, так и о механизме их выхода в социальную практику. Только системно-комплексный подход, опирающийся на в: онкр е т ко - ис т ор ич е ск ую основу и учитывающий причинно-следственную связь социальных и личностных мотиваций в поведении людей, способен изобразить объективную картину такого сложного явления как нигилизм.

Данная работа посвящена поиску и анализу глубинных и универсальных истоков и мотиваций нигилизма, которые, на наш взгляд, коренятся в деструктивности в психологических реакциях на социальную неадаптивность и невостребованность.

Среди ученых, исследующих психологические истоки антисоциальной деятельности, особая роль принадлежит З.Фрейду и его ученикам - А.Адлеру и К.Юнгу» Интересные размышления на э т у т ему пре дл аг ае т 3.Фромм.

Социальный аспект рассмотрен нами на основе работ О.Тоффлера, Б.Чалидзе, В .Н. Келасьева, А.А.Горелова, А.И.Китов а, М.Я.Корыеева, П. С.Кузнецов а, П.Бергер а, З.Даммана, К.Кеннистона, Е.Анчел, З.Баумана и др.

Ценные идеи относительно генезиса нигилизма (в контексте исследований его идеологической составляющей) содержатся в р абот ах П. С, Гуревича, А. Ф. Лосев а, К. Хюбнер а.»

A. С, Кравеца, М.В.Яковлева, Б.Ф.Поршнева, А.К.Уледова.

Выявление специфических особенностей развития нигилистических тенденций в истории России основывалось на изучении трудов таких философов и писателей как Н.О.Лосский, С.Н.Булгаков, В.В.Розанов, В.П.Вышеславцев, В.С.Соловьев»

B.И.Иванов, А.Белый, С.А.Левицкий, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, а также теоретиков нигилизма Д.Писарева, П.H.Тк ачева, H.В.С околов а и др.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Основная цель диссертации состоит в исследовании социально-психологической природы нигилизма, а также выявлении его места и роли в процессе социально-исторического развития. Б диссертации делается попытка комплексного анализа взаимосвязи специфиче ских социально-политических, экономических, психологических и духовно-этических причин, активизирующих данное явление.

Достижение поставленной цепи требует постановки и решения следующих задач:

- рассмотрение нигилизма как элемента деструктивности. И в этой связи;

а) типологизации социальных условий, детерминирующих разрушительные, деструктивные тенденции в обществе;

б) выявления общих и специфических (психологических) причин дестр уктивности;

в) раскрытия внутренней связи между саморефлексией личности и социальной реальностью;

- исследования механизмов трансформации индивидуальном (или массовой) деструктивности в нигилистические формы;

- констатации особой,, ключевой роли идеологии в процессе формирования нигилиста как социально-активной,, но негативно заряженной личности; ^

- определения нигилизма как одного из способов преодоления (посредством отрицания абсолютных ценностей и условий "несовершенного мира") экзистенциального кризиса и восстановления адекватного личностным притязаниям уровня внутренней оценочной шкалы и социального статуса., т.е. - специфического способа самореализации личности;

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Постановка вопроса о нигилизме как идеологически детерминированной форме деструктивности обусловлена нетрадиционным подходом к интерпретации происхождения и развития данного явления.

На наш взгляд, нигилизм является своеобразной, теоретически оправданной, производной деструктивности. Он выступает результатом взаимосвязи социально обусловленной негативной активности индивида и определенной идеологической системы. Только в том случае, когда сугубо личные деструктивные переживания и действия индивида приобретают массовый характер и четко выраженную политическую ориентацию, т.е. ползают теоретическое обоснование и оправдание, они принимают нигилистический,- разрушительный, по своей сути, характер .

В настоящем исследовании нигилизм рассматривается в качестве одного, из видовых проявлений деструктивности, для которого характерно наличие более или менее четко выражен-

ной идеологической и политической позиции. Как социально слровощ-'Хров энное состояние, нигилизм, получая идеологическое обоснование, становится способным приникать те или иные политические очертания, ориентированные, как правило, на разрушение традиционных ценностей человеческого бытия ,

Поскольку нигилизм представляет собой сложное, многогранное явление, задача исследователя заключается прежде всего в том, чтобы обнаружить его "предельные" основания, сущностные моменты, процесс самораскрытия которых порождает все многообразие нигилистических проявлений. Исследование нигилизма всегда сопряжено с известной трудностью прежде всего потому, что существует соблазн ограничится рассмотрением его внешних сторон, которые находятся на поверхности социальной жизни и поэтому доступны эмпирическому восприятию (например нигилистические тенденции в искусстве или политической практике) >

Разумеется, масштабность и многоаспектность феномена нигилизма диктует необходимость выявления специфических особенностей и механизмов данного явления в их философском, культурно-историческом, психологическом, идеологическом и политическом преломлении. Однако без определения сущностных, глубинных и всеобщих характеристик нигилизма, без их теоретического осмысления невозможно создать достаточно полную социально-философскую картину этого явления.

Нетодологической основой диссертации являются принципы объективности, конкретности и историзма. Сама специфика нигилизма как объекта исследования требует комплексного анализа, что предполагает сочетание социально-философского,

и с т ор ич е с к о г о и психологического подходов к решению заявленной проблемы. Феномен нигилизма в настоящем исследовании выполняет роль теоретического конструкта, отражающего противоречивую реальную действительность.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в следующем:

- выявляются типы социальных систем, в наибольшей степени генерирующие нигилистическую активность;

- дается интерпретация нигилизма как одного из специфических проявлений деструктивности, момент объективации которого в социальную практику обусловлен возможностями той или иной социально-политической системы удовлетворять социально-политические, экономические и экзистенциальные потребности общества и отдельного индивида;

- доказывается, что нигилизм, кар; реакция на неадекватные условия существования, становится одним из радикальных способов преодоления экзистенциального кризиса общества и личности;

- раскрывается особая роль идеологии в процессе формирования нигилиста как социально активного типа:

нигилизм инт-ерпре тируется как рационально-идеологически детерминированная и с анкционир об анная форма д е с тр ук т ив но с т и;

ПОЛОЖЕНИЯ ВЫНОСтШЕ НА ЗАЩИТУ :

1- Чи"пт-т.тгизг'1? как общественно знэнимое явление,- становится активным и опасным в моменты социально-политического и экономического кризиса (вызванного как перестройкой, так и стагнацией социального устройства).

2. Нигилизм является одной из радикальных реакций на неприемлемые (с точки зрения отдельного индивида или соци-

альной группы) условия существования, которые оказываются не в состоянии удовлетворить всего спектра материальных и духовных потребностей, необходимых для продуктивной соди-аяьной самор е ализ ации личности.

3. Трансформация индивидуальной деструктивности в нигилистические акты непременно требует наличие адекватно (отрицательно) заряженного коллектива единомышленников и соответствующей идеологической системы.

4. Б условиях затрудненной самореализации личности, нигилизм становится одним из способов самовыражения, актом "демонического творчества", зачастую бессознательным действием, деструктивное начало в котором преобладает над конструктивным.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы диссертационного исследования дают новое понимание природы и сущностных характеристик нигилизма.» Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в прэктике социальных преобразований в России, так как в современной кризисной ситуации проблема преодоления антисоциальных, нигилистических тенденций весьма актуальна и общественно значима.

Идеи данной работы могут быть использованы в преподавании курсов социальной философии, истории русской философии, этики, культурологии, социологии и правоведения,

АПРОБАЦИЯ ТЕМЫ. Основные положения диссертации .апробированы на конференциях и симпозиумах разного уровня и опубликованы в следующих работах:

1. Радикализм как особенность российского менталитета // Россия на рубеже XXI века. (Материалы конференции. Вып. III).-Воронеж, ВГУ, 1995.

2. Актуализация православной доктрины в современной России // Традиции и обновление. Диалог мировоззрений. (Материалы международного симпозиума. 4.1.) - Н.Новгород, 1995.

3. Крепостное право .в России с точки зрения его исторической необходимости // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. (Межвузовский сборник научных трудов. Вып. III). - Воронеж, ВГЛА, 1996.

4. Теория "упадка нравов" в контексте кризиса современного российского традиционализма // Человек в научной и философской картине мира XXI века. (Тезисы докладов и выступлений Всероссийской научной конференции. 4,1} , - Курск,

ТЛГЧТЧ'Ч1 Г Ч ЛАУ

ги , iSso.

5. Дуалистичность образа власти в сознании русского народа // Народное мироосвоение: народный опыт, народная культура. (Тезисы докладов к XXIV академическому симпозиуму) . - Н.Новгород, 1996.

6. Адаптационный брейкдаун как следствие структурной перестройки в современной России //Социально-экономические проблемы преодоления кризисных явлений в переходной экономик е. - В ор онеж, ВГТА, 1996.

7. Роль радикальных настроений интеллигенции в России на рубеже XX века // Судьбы российской интеллигенции. (Материалы III Всероссийской научной студенческой конференции) . - Н.Новгород, 1996.

S. Деструктивные тенденции в современной России // Судьба России: альтернативы развития (Тезисы докладов XXV международного академического симпозиума}. - Н,Новгород, 1997,

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Павельев, Роман Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенное исследование, на наш взгляд, дает основания для утверждения того, что нигилизм - это сложное социально - в: уль т урное и, одновр еме нно, конкре тно-психологиче ское явление, в котором органически переплетены элементы общественного бытия (условия той или иной социально-экономической и политической системы), общественного сознания (идеология, морально-нравственные установки и т.п.) и социальной практики (в виде общественно-политических партий и движений). Основным содержанием нигилизма становится сознательное и идейно обоснованное стремление к разрушению традиционных устоев общественной жизни,

Учитывая весь спектр социально-психологических причин, стимулирующих нигилистическую активность, можно с достаточной уверенностью констатировать исторический характер данного явления, обладающего способностью (в зависимости от конкретно-исторической ситуации и других характеристик социального бытия) принимать различные формы своего выражения ,

Общей идеей, объединяющей все нигилистические проявления, выступает идея отрицания и неприятия окружающей действительности и, как следствие, - девальвация ценности государственной системы, национальных идеалов, традиционной морали, религии, культуры. Подобные нигилистические настроения, не имеющие временной принадлежности, в равной степени служили основой для появления философских теорий киников в IV в, до н.э., питали еретические движения средневековья, стимулировали распространение террористических организаций в России конца XIX века и т.п.

На наш взгляд,, задача стопроцентного нигилиста - тотальное разрушение, аннигиляция всего сущего, включая самого себя. Подобное стремление с большой натяжкой можно назвать политической программой. Это, скорее, рецидив переживания деструктивного психологического состояния, эмоциональный выплеск человека, не находящего позитивного и продуктивного способа реализации внутренней энергии действия. Данное состояние с большим основанием можно было бы назвать "симптомом самоубийцы". Очевидно, что оно не может стать доминирующ!©! в жизни общества, но наличествует в определенные (как правило неблагоприятные) этапы его развития.

Нигилизм - как феномен общественного сознания и элемент социальной практики является признаком назревания кризисных тенденций в обществе, Сэм феномен нигилизма заставляет задуматься о двух способах понимания отрицания и различиях, существующих между ними. Б конечном итоге, от того, как мы отвечаем на вопрос о позитивном или негативном в оценке отрицания как фактора социального развития, зависит аксиологическая характеристика нигилизма: насколько оправданы нигилистические проявления", насколько полезны они для становления общественного развития?

На наш взгляд, при оценке нигилизма методологически следует исходить из диалектического понимания отрицания, в том виде, в каком оно наличествует в философии Гегеля и Маркса. Согласно закон'/ отрицания отрицания развитие общественных систем идет бесконечными циклами, в процессе которых происходит не уничтожение одного другим, но единство и борьба взашоисклшающих сторон и тенденций, приводящая, в конечном итоге, к отрицанию старого и возникновению нового, более прогрессивного социально-политического строя, содержащего, в свою очередь, свои противоречия. При таком подходе можно признать, что нигилизм вполне может играть определенную позитивную роль. Но, безусловно, лишь -при условии контролируемости, предсказуемости и локальности его проявлений.

Метафизическое же, механистическое понимание отрицания представляет его как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого, механическую смену7 типов общественных систем, в процессе которой нигилизм выполняет функцию основного орудия разрушения. На наш взгляд, подобное понимание роли нигилизма в истории способно лишь санкционировать акты деструкции в обществе. Будучи сцр оецир ов анным на социальную практику, метафизическое истолкование отрицания служит философским фундаментом, на котором возникают и действуют разнообразные общественно-политические нигилистические течения .

Определение основных механизмов возникновения деструктивно-нигилистических состояний подводит нас к следующему вопросу; существует - ли нигилизм в чистом виде?

На наш взгляд, в реальной исторической практике мы имеем дело не с нигилизмом вообще, а с конкретными нигилистическими проявлениями, либо обусловленными спецификой того или иного социального слоя, класса или группы, либо не имеющими сословно-корпоративной конкретизации, Практика показывает, что нигилистические настроения в большей степени свойственны представителям левого крыла политического спектра и являются своеобразным признаком их радикальности и экстремизма.

Диалектический подход к пониманию отрицания позволяет найти ключ к осознанию того, несут ли нигилистические проявления некий конструктивный момент? Как это ни парадоксально, пафос тотального разрушения, который предлагают радикальные нигилистические доктрины, не только способствует высвобождению исторического пространства для проявления конструктивных, созидательных сил, но и в известной мере стимулирует их активность, заставляя мобилизоваться, От того, способно ли общество противостоять развитию деструктивно-нигилистическим тенденциям не в последнюю очередь зависит его жизнеспособность к выживанию в кризисных ситуациях и развитию на началах созидания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Павельев, Роман Николаевич, 1998 год

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

1.Аргайл М. Психология счастья, М., 1990,

2.Бергсон А. Два источника морали и религии, М., 1994,

3.Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.

4.Бердяев H.A. Философия свободного духа, И., 1994.

5.Бердяев H.A. Царство Духа, и царство Кесаря, М., 1995,

6.Бороздина Л,В, Исследование уровня притязаний, М., 1986.

7.Бычко И,В, В лабиринтах свободы, М., 1976,

З.Вебер Н. Протестантская этика и дух капитализма, И., Э.Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение, школа. - Ленин град, 1991.

J-U , .с* идиВ—'о 13 ¿1 Из, Н, па ЖИ.зМП. , .i. о,

хх . übli'uTCKHIi Л •, üpOujieMea ¿sOjpctCTa, / / u-Owp , соч. — iu., isot.

12.Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. И., 1994.

1Я „г**пель Г - Эстетика. По"ч. в 4-х т - К- -1973 - Т. 4 .

14,Гооедов А,А, Ращепленный человек в юащепленном мире.

3Н¡^ртл-р». И-,

15.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли, М., 1994.

16.Гуревич П.С. Социальная мифология, М., 1983,

17.Гуревич П.С. Человек будущего: Мифы и реальность. М.

197 9 ,

18.Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма, М.,1975.

19. Давыдов Ю.Н. Этика лю'ови и метафизика своеволия.М., 9.

20«Де^яот" Избранные произведения. М«, 1950, 21.Додельцев Р.Ф. Концепция культуры З.Фрейда. // серия «Философия», М.,1989.

22.Долгов K.M. От Киркегора до Камю. М., 1990.

23.Достоевский Ф.М. Бесы. М., 1993.

24.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Минск,1983.

25.Жизнь как творчество. Киев, 1985.

2 6.Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни общества. Ростов

ч f\ =-?

Г

27.Зайцев В. Избр. соч. М., 1934.

28.Замковой В.И., Филатов М.Н. Философия агрессии. Алма-Ата, 1981.

29.Игнатов А. Метафизические корни коммунизма /7 Вопр. философии. 1994. W- 12.

30.Каграманов Ю.М. Метаморфозы нигилизма. М., 1986.

31.Кантор K.M. История против прогресса. М., 1992.

32 . Кар а—мурза A.A. "Новое варварство" кар: проел ем а рос сииск ой цивилиз ации. М., Í 9 9 5.

ЗЗ.Келасьев В .Н. йнтегративная концепция человека. СПб., 1992.

34 .Кельнер Н.С., Тарасов К.Е. «Фрейд о-марксизм;*- о человеке, м i ара

J.Ú. а , W о

35.Кива A.B. Социальные революции на исходе века. M«, 1992.

3 6.Киркегор С.Наелаждеыие и долг. Спб., 18 94.

37.Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии.М.1972

38.Корнилов A.A. Курс истории России XIX века. М=, 1993.

39.Кравец A.C. Идеалы и идолы науки. Воронеж, 1993.,

4 0.Коаус В. Нигилизм и идеалы. М.,1994,

41,Кузнецов П. С, Адаптация как Функция развития личности. Саратов, 1991,

42,Кудрявцев В.Н, Социальные деформации. И., 1992.

43,Ландесман П., Согомонов ГО, Спор с пессимизмом, М.,1971.

44,Лебедев.А, Красота и ярость мира. И,,1989,

45,Лебон Г. Психология народов и масс. Спб., 1995» 4 6,Левандовский А.А, Время Грановского. М,, 1990,

47,Левицкий С. А. Очерки по истории русской Философии» Ii,, 1996,

48.Левицкий С,А, Трагедия свободы, М., 1995»

4 9,Лейбин В, Фрейд, психоанализ и современная: западная философия. M,,1990,

50.Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма.M., 1977

51.Лоренц К. Агрессия. М», 1994,

52.Лосев А,Ф, Философия. Мифология, Культура, И., 1991.

53.Лосский Н.О. Бог и мировое зло, И.,1994.

54.Макеев С,А, Социальные перемещения в крупном городе. Киев, 1989,

55 .Манхейм К. Диагноз нашего времени» И., 1994,,

56.Маркс К, Энгельс, Ф. Соч. Т.21.

57.Маркс, К,, Энгельс, Ф. Соч. Т.23.

58.Маркузе Г. Одномерный человек. И., 1994.

59.Митрохин Л.Н. Философия религии. И.,1993.

60.Моисеев H.H. Алгоритмы развития, М., 1987 .

61.На изломах социальной структуры. М,, 1987,

Ь2.Напчаджян я. а. Социально-психическая адаптация личности. Ереван, 1988.

63.Ницше Ф. Воля в: власти. М., 19У4.

64.Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1990.

65.Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Ленинград.

? тут гп т

vi*

66„Ортега-и-Гассет X. Эстетика, Философия ку^сг^.л, ?

67.Петровский Б. А. Психология не ад аптивной активности. И., 19 9 2 .

68.Печчеи А, Человеческие качества, К., 1980,

69.Пигалев А.И, философский нигилизм и кризис культуры. Саратов, 1991,

70.Писарев Д.И» Собр. соч. в 4-х т. М., 1955,

71.Платон. Соч, в 3-х т. М.,1971.

72.Плеханов Г,Б, Избр. филос, произв. в 5-ти т. Н., 1956.,

73.Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история, // История и психо___-г «г "К.*"

С.' 1 а 1"1 * р Л- I А. ж

74.Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. И., 1979.

75.Проблема человека в западной философии. И,, 1988,

76.Райх В, Психология масс и Фашизм. Спб.-М., 1997,

пп ТЧт'.т-т П С

> / . лгДаМСКИсГ СТ^ийКН. ¿-х. , х^го . / о , * аНиВ .о , .о . дПНеМНс^е , , , хЬ'^и ,

79.Рошка А.Н. Объективное и субъективное в повышении социальной активности личности, Кишинев, 1991.

80.Румянцева Т.Г, Критический анализ концепций «человеческой

аГреССИБНоСТ>1>> . лИЫС1\, хЭс>£ .

81.Руткевич А.Н, От Фрейда в: Хайдеггеру, М,, 1985.

Q'd.Самсонов F. Социальная психика и идеология. Ереван, 1970.

83.Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. И., 1987 .

84.Соколов Н.Б. Отщепенцы. Спб., 1866.

85.Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.

86.Соловьев В. Смысл любви. M., 1991.

87.Тойнби А. Дж. Постижение истории, М.,1991.

88.Уледов А.К. Общественная психология и идеология. H., 1985.

89.Фигнер В.И. Полн. собр. соч. Н., 1932.

90.Франк С.Л. Сочинения. И.,1990»

91.Фрейд 3. «Я» и «Оно». // Труды разных лет. Тбилиси, 1991

92.Фромм Э. Здоровое общество. // Психоанализ и культура. M - , 19 9 R »

93.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности, Н.,1994.

94.Фромм Э. Бегство от свободы, М.,1990.

95.Фромм 3, Психоанализ и этика. М,, 1993,

96.Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993,

97.Холличер В. Человек и агрессия, Н., 1975,

98.Хюбнер К. Истина мифа, М., 1996.

99.Чалидзе Б. Иерархический человек. М., 1991.

1 n Ш "р; ^ т.-ГР" И Fl 'Т Р- тт Т/Т Р1'-: тттт т. 7ЩР1 îp 'р О dT-'TT'TИ, - Q Q s

101.Швалб D.M., Данчева О,В, Одиночество, Киев, 1991.

102.Шварцман К.А. «Психоанализ» и вопросы морали. М,, 1963.

103.Шпенглер О, Закат Европы, М,, 1993,

104.Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. Н,, 1975,

Ю5.Ш,тирнер М. Единственный и его собственность. Н., 1918.

Юб.ЭволаГО, Языческий империализм. М,, 1994.

107.Юнг К, Г, Архетип и символ - М., 1991.

108.Юнг К.Г. Психологические типы. Томск, 1993.

i 0 9.Як овлев М.В. Иде ология. М. , 197 9,

110.Beгgе г Р. L. The С ар italist Revоlution. 1991.

ill„Birnbaum N. The Crisis Of Modern Society.-N.Y.,1972.

112 .Bamman E, Revolution In The Affluent Society, - L. , 1984 .

113.Friedman M,,Friedman R. Free To Choose; A Personal Statement . - N,Y,, 1980.

114.Jeffreus H.V.C. Personal Values In The Modern World. -Harmondswor th, 196 9,

115.Kaufmann W. The Future Of Humanities.- N.Y.,1977.

116.Keniston K. The Uncommitted, Alienated Youth in American Society, N.Y. 1965.

117.Nishitani K. The Self-Overcoming of Nihilism, N.Y.1990.

118.Rose E. Nihilism: The Root of the Revolution of the Modern Age. Cain. 1994.

119.Rosen S. Nihilism: A Philosophical Essay. L. 1969.

12u.Staten, H, Nietzsche's Voice, N.Y. 1990,

121.Toffler A, Future Shock. Toronto. 1971.

122.Warner W.B, Chance And The Text Of Experience, Freud, Nietzsche, And Shakespeare's Hamlet, Cornell University Press, London, 198 6.

123.Wright: R. The Evolution Of Despair // Time, August, 28, 1995,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.