Несказочная проза хоролоров: традиция бытования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Герасимова, Лидия Петровна
- Специальность ВАК РФ10.01.09
- Количество страниц 128
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Герасимова, Лидия Петровна
Введение.
Глава I. Фольклорно-этнографическая характеристика хоролоров.
1.1. Историко-этнологический контекст бытования несказочной прозы.
1.2. Современное бытование несказочной прозы.
Глава П. Своеобразие жанров несказочной прозы хоролоров.
2.1. Исторические предания.
2.2. Топонимические предания.
2.3. Тотемические мифы и легенды.
2.4. Мифы и легенды о шаманах.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Несказочная проза теленгитов2012 год, кандидат наук Яданова, Кузелеш Владимировна
Калмыцкие народные легенды и предания2009 год, кандидат филологических наук Басаев, Дорджи Эдяшевич
Шаманский прозаический фольклор бурят: сюжеты, мотивы и персонажи2010 год, кандидат филологических наук Пурбуева, Марина Валерьевна
Несказочная проза горнозаводского Башкортостана и Южного Урала1998 год, доктор филологических наук Ахметшин, Борис Гайсеевич
Мифологические мотивы и образы в фольклорной прозе Урала, XX век1998 год, кандидат филологических наук Голованов, Игорь Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Несказочная проза хоролоров: традиция бытования»
Актуальность темы исследования. Произведения устного творчества хоролоров, племени, проживающего в Саха-Якутии, донесли до нас бесценные свидетельства народного мировосприятия, особого видения себя в мире. Составляющей частью традиционной культуры хоролоров, одной из их этнических характеристик является несказочная проза. Несказочной прозе хоролоров присущи специфика бытования, особая организация композиционной структуры, свои функции.
В якутской фольклористике жанровая специфика легенд, преданий и мифов в целом изучена, выявлены особенности бытования этих жанров. Однако несказочная проза хоролоров ещё не была предметом специального изучения. В настоящее время актуально исследование региональных фольклорных традиций как проявление инварианта в его конкретных условиях. Мифы, легенды и предания хоролоров исследовались лишь в контексте якутской несказочной прозы. Между тем несказочная проза хоролоров, обладая самобытными сюжетом, композицией и содержанием, представляет собой богатый материал для реконструкции материальной и духовной культуры, потестарной организации, древних обычаев и традиций.
Изучение хоринских преданий, легенд и мифов как уникального архаичного пласта народной культуры позволяет приблизиться к пониманию всей системы традиционного фольклора якутов, проследить мифологические истоки верований и культов. Введение в научный оборот и систематизация доныне разрозненных материалов из архивов, научных изысканий и собственных многолетних полевых записей могут быть актуальны для дальнейших исторических и этнографических исследований. Изучение несказочной прозы хоролоров может в дальнейшем послужить сохранению исторической памяти народа, его духовных ценностей и национальных традиций. Все вышесказанное объясняет тот факт, что научное осмысление, изучение и анализ несказочной прозы хоролоров выдвигается в ряд наиболее актуальных проблем якутской фольклористики.
Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является характеристика несказочной прозы хоролоров в свете ее фольклорно-этнологической судьбы.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. охарактеризовать в целом фольклорно-этнографический фон формирования несказочной традиции хоролоров;
2. провести систематизацию и классификацию материала по несказочной прозе хоролоров;
3. выявить особенности хоринских мифов, легенд и преданий в свете общеякутских фольклорных традиций.
Объект исследования — мифы, легенды и предания хоролоров.
Предмет исследования - традиция бытования хоринской несказочной прозы.
Методологическую основу диссертации составили общие теоретико-методологические принципы изучения фольклора, сформулированные в отечественной фольклористике М.К. Азадовским, Б.Н. Путиловым, В.П. Аникиным, С.Н. Азбелевым, К.В. Чистовым; фундаментальные исследования по теории и истории мифов, легенд и преданий, а также основные теоретико-региональные изыскания в области несказочной прозы в трудах В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, Э.В. Померанцевой, H.A. Криничной, К.С. Новик, Г.В. Ксенофонтова, Г.У. Эргиса, С.И. Боло и др.; историко-этнографические работы, посвященные изучению традиционной культуры и быта народов сибирского Севера (B.JI. Серошевский, И.А. Худяков, Н.В. Емельянов, H.A. Алексеев и др.).
• Основными методами исследования являются системный метод, необходимый при анализе произведений в единстве отражения ими народных представлений; историко-типологический, структурно-семантический, сравнительно-типологический методы, призванные способствовать выявлению общности и отличия жанров, образов и архитектоники памятников устного народного творчества, а также выявлению традиции бытования несказочной прозы хоролоров. При выявлении путей формирования тематического и жанрового состава несказочного фонда применяется функционально-контекстуальный метод.
Источниковедческая база исследования. Исследование основано на опубликованных фольклорных произведениях (Г.У. Эргиса «Исторические предания и рассказы якутов», «Предания, легенды и мифы Саха» из серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», Г.В. Ксенофонтова «Эллэйада», «Урангхай сахалар», С.И. Боло «Жизнь якутов до прихода русских», H.A. Алексеева «Якутские мифы») и на записях, хранящихся в архиве Якутского института языка, литературы и истории ЯНЦ СО РАН. Привлечены собственные полевые материалы, записанные во время комплексных фольклорно-этнографических экспедиций к хоролорам, проживающих в заречной зоне улусов.
В диссертации использованы наиболее типичные, полные и логически последовательные тексты произведений несказочной* прозы хоролоров. Общее число проанализированных в работе образцов составляет 450. Некоторые из них приведены в качестве иллюстративного материала.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно является первой в якутской фольклористике работой, посвященной системному изучению мифов, легенд и преданий хоролоров. Научное описание фонда несказочной прозы хоролоров позволило определить локальные тенденции формирования' жанрового состава хоринской несказочной прозы, выявить типологические характеристики мифов, легенд и преданий. Для решения поставленных задач впервые привлекается широкий материал, характеризующий происхождение и расселение хоролоров. По исследуемой теме впервые вводятся в научный оборот материалы из архива ЯНЦ СО РАН.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении жанрового своеобразия мифов, легенд и преданий хоролоров в системе несказочной прозы якутов, что позволяет уточнить некоторые проблемы в изучении основных направлений и закономерностей функционирования устного народного творчества якутов. Работа позволяет расширить и углубить научные представления о традиции бытования несказочной прозы в условиях сибирского Севера.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты, выводы и отдельные положения могут быть использованы для сравнения и анализа как жанров несказочной прозы, так и других жанров фольклора различных народов Сибири и Крайнего Севера. Фольклорно-этнографический материал диссертации может быть использован и в дидактическом аспекте: при составлении учебно-методических пособий для вузов, при разработке спецкурсов, лекционных и практических занятий по фольклору, диалектологии и краеведению на филологических и исторических факультетах вузов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Содержание произведений хоринской несказочной прозы во многом подтверждается историческими документами и научными выводами исследователей о том, что генезис племени хоро отличается от происхождения основного состава саха-якутов.
2. За последние тридцать лет активное бытование жанров несказочной прозы перешло в пассивное в связи с тем, что постепенно ослабевает роль фольклора в целом как носителя коммуникативной и нормативной функций.
3. Данные топонимики и топонимических преданий заречной зоны улусов косвенно свидетельствуют не о тюркском, а монгольском происхождении хоринцев. При этом отмечается, что они пришли на Лену первыми и потом были смешаны с якутами.
4. Тотемические мифы и легенды хоролоров в целом имеют местный якутский колорит с некоторыми автохтонными мотивами и образами. В тотемических повествованиях, являющихся одним из древнейших пластов фольклора, существующий цикл о таком орнитоморфном персонаже, как ворон, и присущий только хоролорам, можно считать своего рода этнодифференцирующим фактором в фольклорной традиции якутов. 5. Хоринский шаман в цикле якутской несказочной прозы о шаманах относится к числу древнейших архетипов жреца и прорицателя, владеющего собственно «шаманским» языком. При этом этимология имён хоринских небожителей, их цифровые и цветовые кодировки в определенной мере указывают на их связь с ураническими представлениями древних монголов.
Степень изученности темы. С конца XVII в. путешественники и исследователи обращались к преданиям и мифам якутов как к достоверному свидетельству их этнической истории, образа жизни и быта. Западноевропейский купец Исбрандт Идее, ездивший по поручению русского правительства в 1692-1695 гг. в Китай через Южную Сибирь и Даурию, впервые выдвинул гипотезу о южном происхождении якутов, описал их быт и весенний кумысный праздник. Филипп Страленберг, шведский офицер, пробывший в сибирской ссылке тринадцать лет и установивший родство якутского языка с языком тюркских народов, был знаком с преданиями об Эр Соготох Эллэе и Тыгыне. Первые подробные материалы об исторических преданиях оставили участники Второй
Камчатской (Великой Северной) экспедиции Г. Миллер, И. Фишер и ЯМ. Линденау. В небольшой работе последнего впервые встречается упоминание предания о вороне как тотеме хоринцев [Линденау, 1989, с. 7]. Исторические предания и мифы якутов привлекли особое внимание русских исследователей после путешествия академика А.Ф. Миддендорфа на северо-восток Сибири и выхода книги 0.Н. Бётлингка «О языке якутов».
Большой вклад в дело собирания, систематизации и исследования якутских мифов и преданий внесли политические ссыльные: И.А. Худяков, В.Л. Серошевский, В.Ф. Трощанский, В.М. Ионов, Э.К. Пекарский и др. Наибольший вклад в изучение преданий и мифов хоролоров внёс И.А. Худяков. Отдельная глава его работы «Краткое описание Верхоянского округа» посвящена историческим преданиям, в этой главе исследователь подробно осветил жизнь и быт хоролоров, живших в устье реки Чуогур в Эгинцах, их взаимоотношения с верхоянскими якутами. В главе собраны сведения о тотемизме якутов, обрядах, магических поверьях, связанных с животным миром, почитании домашних животных. Привлекает внимание обилие параллельных текстов на якутском и русском языках.
B.JI. Серошевский в своей работе «Якуты» привел предание о народе хоро как прародителе якутов. По данному преданию, якуты некогда жили в Эгинском наслеге Верхоянского улуса, в тридцати верстах от устья реки Бытантай. Как отмечает исследователь, лексема хоро не раз упоминается в олонхо. Так, в сюжете о «Старухе со стариком» представлены имена злого духа Хоро-Дыбырдан 'богатыря со стременами из девяти пуговиц', коня Хоро-Тябен. В олонхо «Кёньчё-Бого» говорится, что у северных ворот стоит «Звучный Звон-богатырь с хоролорским языком». До сих пор сохранилось выражение: «Не по-хоролорски тебе говорю, а по-якутски», в значении 'говорю понятно' [Серошевский, 1993, с. 237].
В.Ф. Трощанским в работе «Эволюция черной веры (Шаманство у якутов)» осуществлена попытка объяснения происхождения и сущности религиозных верований якутов на основе преданий хоролоров [Трощанский, 1902, с. 105]. C.B. Ястремский, также изучавший религиозные верования якутов, поверья и обряды, связанные с рождением ребенка, подчеркнул исключительную важность культа огня в повседневной жизни хоринцев, считающих, что в солнечном мире нет силы могущественнее и возвышеннее огня [Ястремский, 1897, с. 130]. Значительный фактический материал о преданиях хоролоров имеется в работах В.М. Ионова, представившего свидетельства о почитании орла, сохранившиеся у якутов. Также исследователь особо подчеркнул сакральное отношение хоринцев к огню при врачевании.
Изучением преданий, легенд и мифов занимались и первые ученые из якутов - А.Е. Кулаковский, С.А. Новгородов и Г.В. Ксенофонтов. В работе «Материалы для изучения верований якутов» А.Е. Кулаковский подробно описал представления якутов о вселенной, их анимистические воззрения, собрал большое количество мифов и легенд, преданий о родоначальниках. Следует отметить, что легенду об Улуу Тойоне 'Великом господине' исследователь относит к хоринским мифам. Г.В. Ксенофонтов широко использовал легенды и предания для подтверждения своей концепции об этногенезе и ранней истории якутов.
Крупным исследователем исторического фольклора был С.И. Боло. Наиболее ценными для нашей темы являются описанные им предания о белых и черных шаманах, сведения о языке хоро, которым в прошлом пользовались якутские шаманы. Работа Г.У. Эргис о якутских преданиях и ■ устных рассказах является первым специальным исследованием по этой теме [Эргис, 1960]. Будучи большим знатоком исторических преданий хоролоров, ученый раскрыл некоторые важные аспекты данной темы. Таким образом, в исследованиях по якутскому фольклору, посвященных несказочной прозе, были частично рассмотрены те или иные аспекты мифов, преданий, легенд и устных рассказов хоролоров, послужившие основой нашего исследования.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы -освещены в книгах, статьях, изданных в реферируемом журнале, сборниках по якутскому фольклору, литературе и представлены в виде докладов на научно-практических конференциях преподавателей Якутского государственного университета, региональных конференциях, Конгрессе тюркологов в г. Туркестан (Республика Казахстан). Диссертация обсуждена на заседании кафедры фольклора и национальной культуры факультета якутской филологии и культуры Якутского государственного университета. По теме диссертации опубликовано девять статей, издано две книги «Кус хоро» и «Хоролор», состоящие из мифов и легенд о -хоролорах.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Список использованной литературы включает 190 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Жанровая специфика хакасских мифов2004 год, кандидат филологических наук Миндибекова, Валентина Виссарионовна
Этнонациональные особенности даргинских преданий и легенд2010 год, кандидат филологических наук Алиева, Эльмира Магомедсаидовна
Устная несказочная проза русских казаков Забайкалья: конец XX - начало XXI веков2007 год, кандидат филологических наук Лабутина, Наталья Вячеславовна
Несказочная проза в системе жанров чувашского фольклора2006 год, кандидат филологических наук Ильина, Галина Геннадьевна
Легенды и предания хонгодоров2004 год, кандидат филологических наук Малзурова, Любовь Цыдыповна
Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Герасимова, Лидия Петровна
Заключение
Во всем мире нет сегодня проблемы важнее, чем проблема «человек и его окружение». Без знания прошлого своего народа, его культуры, искусства, традиций, обычаев проблема эта неразрешима. Несказочная проза, являясь неотъемлемой частью культуры и самосознания хоролоров, представляет большой интерес для фольклористики с точки зрения генезиса и формирования ее жанров в целом. Варианты хоринских легенд и преданий дают обширный материал для изучения проявления жизни этих жанров в их многочисленных версиях.
Несомненно, объяснение особенностей фольклорной традиции невозможно без фольклорно-этнологического контекста данной этнической группы. Фольклорное наследие, бережно хранимое хоринцами до 80-х гг. XX в., не оставалось застывшим и неизменным на древней стадии. Со времени появления первых фольклорно-этнографических материалов образцы всех зафиксированных тогда жанров сохранились, однако произошло изменение объема и качества материалов, сокращение количества вариантов произведений несказочной прозы, что было результатом коллективных усилий общества. Сравнение текстов разновременных вариантов свидетельствует о «консервативности» сюжетов и образов легенд и преданий.
Фольклорный тип мышления главенствует в каждой региональной традиции несказочной прозы, однако, обыденный, более прагматический тип мышления завоевывает все более сильные позиции.
В преданиях, легендах и мифах интерпретированы основные этапы ранней истории хоролоров. В сюжетах и образах произведений несказочной прозы прослеживаются элементы раннего представления человека об окружающем мире, этические нормы поведения и житейские правила. В настоящее время эти жанры фольклора функционируют в скрытой форме. Мифы, изменив свою форму бытования, слились с другими жанрами фольклора. Самостоятельно бытуют легенды и предания, отражающие различные факты и события из жизни рода в яркой и образной форме.
Рассмотренные в данной работе произведения жанров несказочной прозы, охватывающие события прошлого, в отличие от олонхо, песен и сказок, можно назвать массовыми произведениями, которые мог рассказывать любой знаток.
В процессе передачи произведений от поколения к поколению, долгого бытования какие-то сообщения, подробности утрачивались, а некоторые моменты, наоборот, заострялись, переосмысливались, не поддавались объяснению те или иные причины, связи, вследствие чего в исторические легенды и предания вводятся фантастические элементы. Если их опустить, остаётся сама историческая основа — действительное событие. Потому эти повествования служат важным дополнением к архивным документам, раскрывая суть тех или иных обычаев, обрядов. Повествования этого жанра характеризуются исторической и социальной конкретностью, определённостью, локальностью, достоверностью, вместе с тем они остаются творениями устного народного творчества.
Исторические легенды и предания в процессе живого бытования претерпевают творческую интерпретацию носителями фольклора. Основным характерным признаком легенд и преданий является установка на правдивость изображаемых событий. Уникальны также и топонимические легенды и предания, увязывающие названия местностей, обжитых хоролорами, с историческими событиями, легендарными, мифическими лицами, с именами первооткрывателей и первопоселенцев. История географических названий, сохранившихся в преданиях, является тем звеном в общей цепи истории народов, которое тесно связано одновременно с древними веками и последними несколькими столетиями.
Топонимические предания характеризуются противоречивостью объяснения происхождения географических названий, этимология которых может разниться не только от места к месту, от информанта к информанту, но даже один и тот же сказитель может привести несколько вариантов одного предания, противоречащих друг другу. Прежде всего, это объясняется древностью происхождения многих преданий, а также процессом заимствования названий.
Наличие древних мифологических образов у якутов обусловлено тем, что их мифология базировалась на духовной культуре предков, память которых сохранила произведения, восходящие к самому раннему этапу истории человечества. Анализ тотемических мифов хоролоров показал трансформацию их тотемических воззрений: если до начала XX в. они относились к тотему как к старшему родственнику, убийство своего тотемного вида птиц приравнивали к убийству человека, а жены, согласно обычаю, избегали встречи с тотемом рода мужа, то в начале XX в. птицы уже не считаются прямыми родственниками людей, а признаются божествами, спасшими от гибели основателя рода. Мотив о вороне, принесшем огниво предку хоринского рода, когда тот, сломав ногу, умирал от холода и голода, является устойчивым элементом хоринских тотемических мифов сравнительно позднего пласта якутской мифологии.
В мифологических, исторических преданиях хоринцев определены их различия в отражении реальной действительности, в интерпретации исторических событий. Следует подчеркнуть, что хоринские предания представляют собой синкретический жанр, вбирающий в себя художественные достижения мифологии, эпоса, легенды.
Легенды о хоринских шаманах также обладают ценными историко-этнографическими сведениями. Они дают материал для реконструкции традиционного мышления и мифологии якутов. В ряде легенд содержатся сведения, позволяющие судить о статусе шамана в якутском обществе, об особенностях приемов камлания в отдельных местностях и т.п. При явной фантастичности ряда изложенных сюжетов в текстах легенд прослеживаются реалии якутского общества.
В целом легенды и предания конкретной местности или конкретного племени ценны реалистическими подробностями, раскрывающими атмосферу старой жизни. Предания содержат любопытные сведения о социальном положении, экономическом состоянии, о взаимоотношениях между племенами. В мифах и легендах мы отметили сочетание реалистической основы с фантастическими деталями. Мы констатируем, что именно волшебные персонажи, некоторые символические сюжеты, знаковые образы дают возможность для выявления особенностей фольклорной традиции хоролоров.
Полученные результаты и выводы диссертационного исследования дают возможность всесторонне и объективно определить значимость образцов несказочной прозы хоролоров. Перспективы изучения сводятся к более обобщающим конкретным исследованиям по художественно-стилистическим особенностям легенд и преданий, сравнительному сопоставлению с образцами других локальных традиций Сибири (хори-бурятской в частности).
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Герасимова, Лидия Петровна, 2010 год
1. Авляев Г.О. К вопросу о происхождении кереитов и их участие в этногенезе средневековых ойратов Джунгарии и калмыков Поволжья /Г.О. Авляев//Проблемы этногенеза калмыков. Элиста, 1984.- С. 14.
2. Азбелев С.Н. Отношение предания, легенды и сказки к действительности (с точки зрения разграничения жанров) / С.Н. Азбелев // Славянский фольклор и историческая действительность. — М.-Л.: Наука, 1965. С. 11-20.
3. Алексеев A.A. Забытый мир предков: Очерки традиционного мировоззрения эвенов северо-западного Верхоянья / A.A. Алексеев. Якутск, 1993.-93 с.
4. Алексеев А.Н. Древняя Якутия: неолит и эпоха бронзы / А.Н. Алексеев. -Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 1967. -144 с.
5. Алексеев H.A. Традиционные религиозные верования якутов в XIX — начале XX вв. / H.A. Алексеев. Новосибирск: Наука, 1975. - 198 с.
6. Алексеев H.A. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири / H.A. Алексеев. Новосибирск: Наука, 1980.-318 с.
7. Алексеев H.A. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири / H.A. Алексеев. -Новосибирск: Наука, 1984. -233 с.
8. Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь / М.Ф. Альбедиль. — СПб.: Паритет, 2002. 335 с.
9. Байбурин А.К. К проблеме «У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов» / А.К. Байбурин, Г.А. Левинтон // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. -Л., 1984.-С. 229-245.
10. Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят / С. П. Балдаев. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1970. Ч. I. - 364 с.
11. Банзаров Д. Собр. соч. / Д. Банзаров. М.: Изд-во АН СССР, 1955.-374 с.
12. Барадин Б.Б. Отрывки из бурятской народной литературы / Б.Б. Барадин. -СПб.: Тип. Император. Акад. наук, 1910. 38 с.
13. Барадин Б.Б. Шэлэгдэмэл зохёолнууд / Б.Б. Барадин. — Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 242 с.
14. Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора: пословицы, загадки, благопожелания / С. С. Бардаханова. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1982.-208 с.
15. Березкин И.Г. По следам наших предков и современников: Быт коренных жителей Якутского края с древнейших времен до наших дней. / И.Г. Березкин. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1987. - 112 с.
16. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена / Н.Я. Бичурин. — М.-Л.: АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая, 1950. Т. 1. — 347 с.
17. Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену / С.И. Боло // Сб. тр. Науч.-исслед. ин-та якутского языка и культуры при СНК ЯССР / Под ред. П.А. Ойунского. Якутск, 1938. - Вып. 4. - 227 с.
18. Боло С.И. Лиэнэгэ нуучча кэлиэн иннинээни саха олоно / С.И. Боло. — Дьокуускай: Бичик, 1994.— 243 с.
19. Бутанаев В.Я. Культ огня у хакасов / В.Я. Бутанаев // Этнографическое обозрение. 1998. - № 3. - С. 25-35.
20. Васильев В.Н. Шаманский костюм и бубен у якутов / В.Н. Васильев // Сб. МАЭ Имп. Академии наук. СПб., 1910. - Т. 1. - Вып. 8. - С. 1-17.
21. Васильев В. Верхне-Вилюйск / В. Васильев // Кыым. 24 апреля 2008 г., №16.-С. 38.
22. Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов / Ф.Ф. Васильев. Якутск: Бичик, 1995.-221 с.
23. Васильев Ф.Ф. Сино-маньчжурские параллели в якутской этнографии / Ф.Ф. Васильев // Язык миф - культура народов Сибири. - Якутск, 1994. - С. 13-20.
24. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. М.: Высш. шк, 1989.-406 с.
25. Веселовский А. Н. Миф и символ / А. Н. Веселовский // Русский фольклор. Т. XIX. Вопросы теории фольклора. Л.: Наука, 1979. - С. 186199.
26. Виноградова Л.Н. Ритуальные приглашения / Л. Н. Виноградова, С. М. Толстая // Малые формы фольклора: Сборник. М.: Вост. лит. РАН, 1995. -С. 166-197.
27. Галданова Г.Р. Культ огня у монголов / Г.Р. Галданова // Исследования по истории филологии Центральной Азии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1976. - Вып. VI. - С. 149-154.
28. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят / Г.Р. Галданова. -Новосибирск: Наука, 1987. — 116 с.
29. Галданова Г.Р. Ритуал шаманского посвящения и культ дерева в бурятском шаманизме / Г.Р. Галданова // Центральноазиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты. Улан-Удэ: ЦОП БИРП СО РАН, 1996.-С. 102-104.
30. Гоголев А.И. Лекции по исторической этнографии якутов: учеб. пособие для студентов ист. отд-ния историко-филол. фак-та / А.И. Гоголев; Якут. гос. ун-т; Отв. ред. Е.С. Сидоров. Якутск, 1978. - Ч. 1. - 80 с.
31. Гоголев А.И. Якуты: (проблемы этногенеза и формирования культуры) / А.И. Гоголев; Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. Якутск: Изд. журн. "Илин", 1993. - 136 с.
32. Гоголев А.И. История Якутии (Обзор исторических событий до начала XX в.) / А.И. Гоголев. Якутск: Изд-во Якутск, ун-та, 2000. - 201 с.
33. Горохов К.И. Исследования и материалы участников Якутской (Сибиряковской) экспедиции ВСОИРГО в 1894-1896 гг. в области этнографии якутов / К.И. Горохов // Из истории Якутии XVII-X3X вв. -Якутск, 1965.-С. 52-74.
34. Гунгаров В.Ш. Современное бытование бурятских легенд и преданий (по материалам полевых исследований в Бурятии и Монголии в 70-90-х гг.): автореф. . дис. канд. филол. наук / В.Ш. Гунгаров. Улан-Удэ, 1993. - 21 с.
35. Гунгаров В.Ш. Топонимические легенды и предания хори-бурят / В. Ш. Гунгаров // Поэтика жанров бурятского фольклора / Ин-т обществ, наук. Бурят, филиал. Сиб. отд-ние. Акад. наук СССР. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1982.-С. 34-41.
36. Гусев В.Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев. JL: Наука, 1967. - 319 с.
37. Дампилова JI. С. Шаманские песнопения бурят: символика, поэтика / JI. С. Дампилова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. - 256 с.
38. Дампилова JI. С. Символика шаманских песнопений / JI. С. Дампилова // Культурные связи древней Сибири и Америки: проблемы, исследования, гипотезы. Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2004. - С. 66-71.
39. Дампилова JI. С. Заянские песнопения: историческая действительность и миф / Л. С. Дампилова // Вестник Бурят, гос. ун-та. Улан-Удэ, 2005. — Вып. 1. - С. 115-122. - (Сер. 18 : Востоковедение)
40. Данилова А.Н. Из истории собирания фольклора в зоне заречных улусов /
41. А.Н. Данилова // Якутский архив. — Якутск: Изд-во ЯНЦ, 2004. № 1. - С. 41
42. Дашибалов Б.Б. Археологические памятники курыкан и хори / Б.Б. Дашибалов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. - 189 с.
43. Дашибалов Б. Б. Очерки по древней и средневековой истории монголов и бурят / Б. Б. Дашибалов. — Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская тип.», 2002. 80 с.
44. Дашибалов Б.Б. Истоки: от древних хори-монголов к бурятам. Очерки / Б.Б. Дашибалов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. - 124 с.
45. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. / Б.О. Долгих. М., 1960. - 622 с.
46. Дугаров Б.С. Мифология бурятской; Гэсэриады: восточные тэнгри / Б.С. Дугаров. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. - 226 с.
47. Дугаров Б.С. Мифология бурятской Гэсэриады: западные тэнгри / Б.С. Дугаров. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. - 266 с.
48. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят) / Д.С. Дугаров. — М.: Наука, 1991. 300 с.
49. Дугаров Д.С. К проблеме происхождения хонгодоров / Д.С. Дугаров // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии / Рос. акад. наук. Сиб. отд-ние. Бурят, ин-т обществ, наук; отв. ред. Б.Р. Зориктуев. -Новосибирск, 1993. С. 207-235.
50. Дьяконов В. На великой Туймааде: меж священных гор / В. Дьяконов // Илин. 2003. - № 3-4. - С. 15-16.
51. Илларионов B.B. Ньырбакаан удьуордара / B.B. Илларионов, Л.Ф. Рожина. Дьокуускай, 1991. - 115 с.
52. Ионов В.М. Орёл по воззрениям якутов // Сб. Музея антропологии и этнографии Академии наук. — Вып. 16. — Петроград, 1913.-С. 1-13.
53. Ионов В.М. Орёл по воззрениям якутов // Якутский фольклор. Хрестоматия. Якутск, 1989. - С. 3-16.
54. Исторические предания и рассказы якутов. — Ч. I. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960.-322 с.
55. Кенин-Лопсан М.Б. Легенды о сверхъестественных способностях шаманов электронный ресурс. / М.Б. Кенин-Лопсан // http://seidr.woods.ru/shaman2.htm
56. Кессиди Ф. От мифа к логосу: Становление греческой философии. 2-е изд., испр., доп. / Ф.Кессиди. - СПб., 2003. - 360 с. - (Серия «Античная библиотека. Исследования»)
57. Ковалев Г.Ф. Ономастические исследования и изучение родного края- // Лингвистическое отечествоведение; Елец, 2001. - Т. 1. - С. 228-234:
58. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. / С.А. Козин.-М.-Л., 1941.-248 с.
59. Константинов И.В. Происхождение якутского народа и-его культуры / И.В. Константинов // Якутия и ее соседи в древности: Труды Приленской археологической эскпедиции. Якутск: Изд-во ЯФ СО АН СССР, 1975. -С.106-173.
60. Косвен М.О. Из истории ранней русской этнографии / М.О: Косвен // Советская этнография. 1952. - №4. - С. 45-49.
61. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика: Учебное пособие / Н. Л. Жуковская. М.: Вост. лит., 2002. - 247 с.
62. Криничная H.A. Легенды. Предания. Бывальщины / H.A. Криничная. М.: Современник, 1989.-286 с.73 .Криничная H.A. Предания Русского Севера / H.A. Криничная; Карел, ф-л АН СССР; Ин-т яз., лит. и ист. СПб. : Наука, 1991.-325 с.
63. Кругляшова В.П. Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора / В;П. Кругляшова. Свердловск, 1974. - 153 с.
64. Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах. Приложение к «Очеркам изучения Якутского края» / Г.В. Ксенофонтов. Иркутск, 1928. -Вып. 2. - 77 с.
65. Ксенофонтов Г.В. Хрестес. Шаманизм и христианство (Факты и выводы). Иркутск: Власть труда, 1929. — 143 с.
66. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар / Г.В. Ксенофонтов. Якутск, 1992. -Т.1.-317 с.
67. Ксенофонтов Г. В. Избр. тр.: Шаманизм / Г. В. Ксенофонтов. Якутск: Творческо-производственная фирма «Север-Юг», 1992.— 318 с.
68. Кудияров A.B. Художественно-стилевые закономерности«- : эпоса монголоязычных народов / A.B. Кудияров // Фольклор: образ и поэтическое слово в контексте. -М.: Наука, 1984. С. 10-56.
69. Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований якутов / А.Е. Кулаковский // Записки Якутского краевого геогр. об-ва, 1923. Кн. 1.-107 с.81 .Кулаковский А.Е. Научные труды / А.Е. Кулаковский. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1979. — 483 с.
70. Кулаковский А. Е. Легенды, былины / А.Е. Кулаковский. Дьокуускай: Бичик, 2007.-189 с.
71. Кычанов Е.И. Легенды. Звучат лишь письмена / Е.И. Кычанов. М.: Наука, 1965.- 139 с.
72. Линденау Я.И.Описание якутов. Материалы, собранные с 1741 по 1745 гг. / Я.И. Линденау // Якутский фольклор. Хрестоматия. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1989.-С. 17-24.
73. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока / Я.И. Линденау. Магадан, 1983. - 175 с.
74. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. М., 1970.-384 с.
75. Лукина А.Г. Традиционные танцы саха: идеи, образы, лексика / А.Г. Лукина. Новосибирск: Наука, 2004. - 356 с.
76. Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области / Р.К. Маак. М.: АО «Яна», 1994. - 576 с.
77. Максимов А.Н. К вопросу о тотемизме у народов Сибири / А.Н. Максимов // Учен. зап. РАНИОН. М., 1928. - Т. 7. - С. 3-14.
78. Малзурова Л.Ц. Легенды и предания хонгодоров / Л.Ц. Малзурова. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2006. 128 с.93 .Материалы по истории Якутии XVII в. (Документы ясачного сбора). М, 1970.-4.3.-1280 с.
79. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники / Е.М. Мелетинский. М.: Изд-во вост. лит., 1963. -462 с.
80. Мелетинский Е.М. Миф и сказка / Е.М. Мелетинский // Фольклор и этнография. Л., 1970. - С. 284-296.
81. Мелетинский Е.М. Структурно-типологический анализ мифов северовосточных палеоазиатов (Вороний цикл) / Е.М. Мелетинский //
82. Типологические исследования по фольклору: сб. ст. памяти В.Я. Проппа (1895-1970).-М.:Наука, 1975.-С. 92-141.
83. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. — М.: Издательская фирма «Восточ. лит.», 2000. 407 с.
84. Меликов В.В. Введение в текстологию традиционных культур / В.В. Меликов. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1999. - 304 с.
85. Мифы и легенды хакасов / Сост. П.А. Трояков. Абакан, 1995. - 184 с.
86. Мифы народов мира: Энциклопедия / гл. ред. С.А.Токарев. М., 1980. -Т. 1.-671 с.103 .Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.) / Т.М. Михайлов. Новосибирск: Наука, 1980. - 320 с.
87. Мочанов Ю.А. Начальный этап в изучении палеолита Северо-Восточной Азии / Ю.А. Мочанов // Археологические исследования в Якутии. -Новосибирск, 1992. С. 3-20.
88. Мухоплева С. Д. Якутские народные обрядовые песни: (система жанров) / С. Д. Мухоплева. Новосибирск: Наука, 1993. - 112 с.
89. Юб.Неклюдов С.Ю. О функционально-семантической природе знака в повествовательном фольклоре / С.Ю. Неклюдов // Семантика и художественное творчество / Под ред. Ю. Я. Барабаша, Е. М. Мелетинского, Л. Нире, М. Саболочи. М., 1977. - С. 193-228.
90. Неклюдов С.Ю. Закономерности стадиальной эволюции эпоса Центральной Азии и Южной Сибири / С.Ю. Неклюдов // Mongolica. Памяти Б.Я. Владимирцова — М., 1986. С. 66-73.
91. Никифоров В.М. Якутские народные предания. Художественные особенности и историческое развитие жанра / В.М. Никифоров. -Новосибирск, 1994. 120 с.
92. Никонов В. А. Введение в топонимику / В. А. Никонов. М., 1965. - 180 с.
93. Нимаев Д.Д. О средневековых хори и баргутах / Д.Д. Нимаев // Этническая история народов Южной Сибири и центральной Азии. -Новосибирск, 1993.-С. 144-166.
94. Нимаев Д.Д. О некоторых вопросах происхождения хоринских бурят / Д.Д. Нимаев // Приложение к ж. «Байкал». 2003. — Спецвыпуск №7. - С. 813.
95. Нимаев Д.Д. Проблемы этногенеза бурят. — Новосибирск, 1988.
96. Нимаев Д.Д. Проблемы этногенеза бурят / Д.Д. Нимаев // Отв.ред. Вайнштейн С.И.; АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят, фил. Бурят, ин-т обществ, наук. Новосибирск, 1988. - 169 с.
97. Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур / Е. С. Новик. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издат. фирма «Вост. лит.» РАН, 2004. 304 с. - (Исследования по фольклору и мифологии Востока).
98. Новик Е.С. К типологии жанров несказочной прозы Сибири и Дальнего Востока / Е.С. Новик // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Горно-Алтайск, 1986. — С. 39-40.
99. Окладников А.П. История Якутии / А.П. Окладников. Якутск, 1949. -Т. 1.-439 с.
100. Окладников А.П. Шишкинские писаницы. Памятники древней культуры Прибайкалья / А.П. Окладников. Иркутск, 1959. - 540 с.
101. Ойунский П.А. Дьулуруйар Ньургун Боотур / П.А. Ойунский. Якутск, 2003.-400 с.
102. Павлов E.B. Семантика хоринского этногонического мифа: к этимологии этнонима «хори» / Е.В. Павлов // Монголоведные исследования. Улан-Удэ, 2003. - Вып. 4. - С. 120-126;
103. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка / Э.К. Пекарский. — M.-JI., 1959.-Т. I-III.
104. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии / Г.Н. Потанин.- СПб., 1883.-Вып. 3.-126 с.
105. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. — М.: Издательство Кулагиной. Intrada, 2008. 358 с.
106. Предания, легенды и мифы саха (якутов) // Памятники фольклора, народов Сибири и Дальнего Востока / Сост. H.A. Алексеев, Н.В. Емельянов, В:Т.,Перов;.-Новосибирск, 1995.-339 с.
107. Приклонский В.А. гГри года в Якутской губернии / В.А. Приклонский // Живая старина. 1891. - Вып. 3. - С. 48-84.
108. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров / В.Я. Пропп // Сов. этнография. — 1964. — №4. (Цитата по переизд. с дополнениями 1969.).
109. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент / Б.Н. Путилов // Типологические исследования по фольклору: сб. ст. памяти В.Я. Проппа (1895-1970).-М., 1975.-С. 141-155.
110. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фолькло9а / Б. Н. Путилов. Л., 1976. - 244 с.
111. Путилов Б.Н. Миф обряд - песня Новой Гвинеи / Б. Н. Путилов. - М.: Наука, 1980.-384 с.
112. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура: т шешопаш / Б.Н. Путилов; РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. -СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. 464 с.
113. Рашидаддин. Сборник летописей / Рашидаддин. Т. I, 1952, т. II, 1960, т. III, 1957.
114. Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия / Ю.Н. Рерих. Самара: Агни, 1999.-360 с.
115. Решетникова А.П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте / А.П. Решетникова. Якутск: Бичик, 2005. - 408 с.
116. Румянцев Г. Н. Происхождение хоринских бурят / Г. Н. Румянцев. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1962. —267 с.
117. Саввинов А.И. Традиционные металлические украшения якутов XIX -нач. XX вв. Историко-этнографическое исследование / А.И. Саввинов. -Новосибирск, 2001. 171 с.
118. Свинин В.В. Основные этапы древней истории населения побережья озера Байкал / В.В. Свинин // Древняя история народов юга Восточной Сибири. Иркутск, 1974. - С. 17-23.
119. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования / В.Л. Серошевский. М.: Русская панорама, 1993. - 2-е изд. - 736 с.
120. Симченко Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии / Ю.Б. Симченко. М., 1976. - 311 с.
121. Скрынникова Т.Д. Архетипы древнеиндийской и западно-бурятской традиционной культуры / Т.Д. Скрынникова // Россия — Индия: перспективы . регионального сотрудничества. М., 2002. - С. 103-109.
122. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингисхана / Т.Д. Скрынникова. М.: Вост. лит., 1997. - 216 с.
123. Слепцов П.А. Якутский литературынй язык. Формирование и развитие общенациональных норм / П.А. Слепцов. Новосибирск: Наука, 1998. - 120 с.
124. Соколова В.К. Русские исторические предания / В.К. Соколова. М.: Наука, 1970.— 323 с.
125. Соколова В.К. Изображение действительности в разных фольклорных -жанрах (на примере соотношения преданий с историческими песнями и быличками) / В.К. Соколова // Русский фольклор. Фольклор и историческая действительность. Т. XX. JL, 1981. - С. 38-45.
126. Соколова Т.С. Особенности функционирования фольклорных онимов / Т.С. Соколова // Проблемы общей и-региональной ономастики: материалы VI Всероссийской научной конференции. Майкоп, 2008. - С. 274-275.
127. Стеблева И.В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в раннеклассический период / И. В. Стеблева. М. : Наука, 1976. — 214 с.
128. Стеблин-Каменский М. И. Миф / М. И. Стеблин-Каменский. JL: Наука, -Ленингр. отд-ние, 1976. - 104 с.
129. Стрелов Е.Д. К вопросу о доисторическом прошлом якутов : (По поводу брошюры проф. Б.Э. Петри «Доисторические кузнецы в Прибайкалье») / Е.Д. Стрелов // Сборник трудов исследовательского о-ва "SAQA KESKILE". -1926. -№3.~ С. 5-25.
130. Сюлбэ Б. История Земли в географических названиях: Топонимика Якутии. / Б. Сюлбэ // 1977. -№1. - С. 128-132.
131. Сюлбэ Б. Топонимика Якутии / Б. Сюлбэ. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1985.-144 с.
132. Сюлбэ Б. Топонимика о туматах Якутии / Б. Сюлбэ // Полярная звезда, 1997.-№3.-С. 122-124.
133. Сюлбэ, Б. Топонимика Амги / Б. Сюлбэ // Амгинский улус: история, культура, фольклор. -Якутск, 2001. — С. 170-185.
134. Тихонова E.JI. Русские предания Восточной Сибири о засёлении и освоении края / E.JI. Тихонова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. - 220 с.
135. Токарев С.А. Общественный строй якутов XVII-XVIII вв. / С.А. Токарев. — Якутск: Госиздат, 1945. — 414 с.
136. Токарев С.А. О происхождении бурятского народа / С.А. Токарев // Советская этнография. 1953. — № 2.
137. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие / С.А. Токарев. — М.: Наука, 1964. —399 с.
138. Толмачев Ю.А. Народное песенное творчество электронный ресурс. / Ю.А. Толмачев // window.edu.ru
139. Топоров В.Н. К проблеме жанров в фольклоре / В.Н. Топоров // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. 1 (5). Тарту, 1974. - С. 10-21.
140. Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов / В.Ф. Трощанский. — Казань: Типо-литогр. Импер. ун-та, 1902. — 185 с.
141. Урмаева М.Д. Современное бытование фольклора эхирит-булагатских бурят: Автореф. дис. . канд. филол. наук / М.Д. Урмаева. Улан-Удэ, 2004. -21 с.
142. Хангалов М.Н. Собрание сочинений / М.Н. Хангалов; под ред. и с предисловием Г.Н. Румянцева. Улан-Удэ, 1958. - Т. 1.
143. Хоролор. 0с номохторо, уЬуйээннэр, чинчийиилэр / Эп. ред. В.В. Илларионов, хомуйан онордо Л.П. Герасимова. Дьокуускай, 2004. - 182 с.
144. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа / И.А: Худяков; под ред. В.Г. Базанова. Л.: Наука, 1969. - 439 с.
145. Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословныекак источники по истории бурят / Ц. Б. Цыдендамбаев. Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская тип.», 2001. — 256 с.
146. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XVIII вв. / К.В.Чистов. М.: Наука, 1967. - 341 с.
147. Чистов К.В. Прозаические жанры в системе фольклора / К.В. Чистов // Прозаические жанры фольклора народов СССР: Тезисы докл. на Всесоюзной науч. конф., 21-23 мая 1974 г. Минск, 1974. - С. 6-31.
148. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории / К.В. Чистов. Л.: Наука, 1986. - 304 с.
149. Шаныпина Е.В. Мифология первотворения у тунгусоязыч-ных народов юга Дальнего Востока России / Е.В. Шаныпина. Владивосток, 2000. — 157 с.
150. Шаракшинова Н. О. Бурятский фольклор / Н. О. Шаракшинова. -Иркутск: Иркут. кн. изд-во, 1975. —220 с.
151. Штернберг Л. Я. Культ орла у сибирских народов: (этюд по сравнительному фольклору) / Л. Я. Штернберг // Кунсткамера: избр. ст. -СПб.: «Европейский дом», 1995. С. 357-384.
152. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии / Л. Я. Штернберг; под ред. и с прелисл. Я.П. Алькора. Л.: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича, 1936. - 533 с.
153. Щукин Н. С. Поездка в Якутск / Н.С. Щукин; изд. 2-е, испр. и доп. -СПб.: Тип. Деп. воен. поселений, 1844. 315 с.
154. Элиаде М. Аспекты мифа: пер. с фр. / М. Элиаде. М:: Академич. проект, 2000. - 222 с.
155. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза: пер. с англ. / М. Элиаде. Киев: «София», 2000. - 480 с.
156. Элиаде М. Мифы о вечном возвращении / М. Элиаде. М.: Изд-во «Алетейя», 2000. - 249 с.
157. Элиасов Л.Е. Русский фольклор Восточной Сибири / Л.Е. Элиасов. -Улан-Удэ, 1960. Ч. II. Народные предания. - 480 с.
158. Элиасов JI.E. Байкальские предания. Фольклорные записи / JI.E. Элиасов. Улан-Удэ, 1966. - 252 с.
159. Эргис Г.У. Исторические предания и рассказы якутов / Г.У. Эргис. — М.-Л., I960.-4.1.-362 с.
160. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору / Г.У. Эргис. М.: Наука, 1974.-402 с.
161. Якутские мифы. Сахалар ос-номохторо / Сост. Н.А. Алексеев; Ин-т филологии СО РАН. Новосибирск: Наука, 2004. - 451 с.
162. Ястремский С.В. Остатки старинных верований у якутов: Материальная среда. / С.В. Ястремский // Изв. / ВСОИРГО. 1897. - Т. 28, №4. - С. 226269.
163. Ястремский С. В. Образцы народной литературы якутов / С.В. Ястремский. Л.: Наука, 1929. - 226 с. - (Труды / Комиссии АН СССР по изучению ЯАССР; т. 7).
164. Bogoras W. Element of the circumpolar zone // American anthropologist: New Series.- 1929-1931.- №4. -P. 579-601.
165. Bogoras W. Paleoasiatic tribes of South Siberia // International Congress of americanists: Twenty second. Rome, 1926-1928. - Vol. 1. - P. 249-272.,
166. Popov A. Consecration ritual for a blacksmith novice among the yakut // J.of American folklore, 1933. T. XLVI (181). - P. 257-271.
167. Sales A.de. La relation forgeronchaman chez les yakoutes de Siberie // L'homme: Pev. fr. d'anthropologic. Paris; New-York, 1981. - Vol. 21., №4. - P. 35-61.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.