Неакадемические формы современного художественного творчества в визуальной культуре Санкт-Петербурга тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Шахно, Наталья Викторовна

  • Шахно, Наталья Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 189
Шахно, Наталья Викторовна. Неакадемические формы современного художественного творчества в визуальной культуре Санкт-Петербурга: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2014. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шахно, Наталья Викторовна

Оглавление

Введение

ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО И НЕАКАДЕМИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В КУЛЬТУРЕ

1.1 Художественное творчество в современной визуальной кулыуре

1.2 Роль академического искусства в формировании неакадемического художественного творчества

1.3 Взаимодействие академического и неакадемического в художественном формообразовании на примере развития инсталляции

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НЕАКАДЕМИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА

2.1. Историко-культурный контекст развития неакадемического художественного творчества в современной России

22 От авангарда к андеграунду: новые виды репрезентации искусства

2.3 Неакадемическое художественное творчество в развитии современного города

ГЛАВА 3. ЮЛЬ НЕАКАДЕМИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА____________________________________________________________________116

3.1 Вторжение инноваций в академическую театральную культуру Санкт-Петербурга

3.2 Институционализация неакадемического художественного творчества на примере современной музейно-выставочной деятельности в Санкт-Петербурге_______________________________________129

33. Неакадемическос художественное творчество в мсдиакультуре--------------------------------------------141

Заключение

Список истюльзованой литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Неакадемические формы современного художественного творчества в визуальной культуре Санкт-Петербурга»

Введение

Данная работа посвящена выявлению специфики неакадемических форм современного художественного творчества — причинам их появления, характеристике, роли в современном отечественном искусстве и культуре в целом.

Актуальность темы исследования.

Благодаря особенностям современного художественного творчества возникает ситуация разнообразия в суждениях об искусстве, которая в итоге характеризуется отсутствием критериев разграничения академического и неакадемического искусства, вследствие чего до сих пор не сформировалось легитимное название современной эпохи в культурологии и других гуманитарных науках, недостаточно определены её характеристики и границы.

Изменения в советской идеологии 60 -70-х гг. XX века стали толчком к началу процесса глобализации отечественной культуры, который изменил отношение советских художников к творческому отображению реальности что повлекло за собой оппозиционное движение в отечественном искусстве по отношению к идеологии государства. Стремление к изменениям, поиск новых форм, критика действительности отобразились в многообразии феноменов рубежа XX — XXI столетий, а художественное творчество оказалось зависимым от различий между прошлым и настоящим, между «классикой» и постмодернизмом. Подобная ситуация ставит под вопрос содержательный аспект понятия искусства, выявляет необходимость осмысления современного художественного творчества в процессе его формирования между академическими и неакадемическими направлениями в искусстве. В связи со сдвигом в представлении о критериях художественности, приобретении неакадемическими формами

художественного творчества новых эстетических свойств, необходимо изучение новых приёмов в формообразовании искусства.

Современное искусство отражает стремительно меняющуюся сущность мира сегодня — развитие технологий, урбанизацию, информатизацию, массовость стиля и образа жизни человека. Искусство стало ориентироваться на символические формы познания, у которых отсутствует конкретный объект. Главенствующим стало образное выражение идей всеохватывающего характера, отражающих в той или иной мере идею повседневной жизни каждого человека.

В выставочном пространстве появляются индустриальные товары, в арсенал художественных средств начинает входить готовая вещь, современное искусство перестаёт подражать натуре, но при этом переходит к работе с готовыми формами. Первостепенное назначение вещи больше не доминирует, она осознаётся как способ выражения художественной мысли.

В связи с тем, что в академической системе. представлений об искусстве произошёл распад, перестала соблюдаться определённая иерархия жанров, основу которой составляла связь между зрителем и произведением, искусство не осознаётся в привычных категориях стилей, техник и жанров, а дифференцируется на основе различных форм его репрезентаций.

Характерным явлением для XX века стало разнообразие видов репрезентации искусства: привычная статичность стремительно сменяется динамичностью форм, упрощаются техники и технологии художественного творчества, происходит отказ от «декоративной» роли искусства в обществе, начинают затрагиваться проблемы конкретных людей, наций, народов. Таким образом, изменения в картине мира, возникновение и распространение массовой культуры влекут за собой необходимость новых форм репрезентации художественного творчества.

Благодаря новаторству представителей модернизма, художников авангарда, современное искусство стало выходить за рамки фигуративной живописи, преодолело границы традиционного художественного творчества.

Понимание картины выходит за рамки её предметной поверхности, она переходит в реальное пространство, рождаются всё новые репрезентативные формы художественной мысли, такие как перформанс и инсталляция.

Современное художественное творчество стремится максимально приблизиться к жизни, что достигается благодаря изменению выразительного языка искусства. Активное техническое развитие повлекло за собой развитие информационной культуры общества, что способствовало их синтезу, характеризующему тенденции и художественные стратегии современности.

Цель данного диссертационного исследования заключается в том, чтобы выявить особенности и характерные черты функционирования неакадемического художественного творчества в современной культуре.

В диссертации поставлены следующие исследовательские задачи:

• Проанализировать представления о художественном творчестве как многоаспектном явлении.

• Рассмотреть становление и развитие государстветшх. и частных Академий искусств.

• Проанализировать влияние неакадемического художественного творчества на художественную культуру Санкт-Петербурга.

• Охарактеризовать взаимодействие неакадемического художественного творчества с традиционными формами культуры.

• Рассмотреть неакадемическое художественное творчество в контексте современной аудиовизуальной культуры.

• Выявить влияние культуры медиа на неакадемическое художественное творчество.

Объектом исследования является отечественная культура второй половины XX — начала XXI вв.

Предметом исследования является формирование неакадемических форм художественного творчества в отечественной визуальной культуре на примере Санкт-Петербурга.

Степень научной разработанности проблемы: основой исследования проблемы творчества являются работы Августина, Аристотеля, Н. Буало-Депрео, Д. Бруно, Г. Гегеля, А. Камю, И. Канта, А. Мальро, Ф. Ницше, Платона, Плотина, Прокла, Ж.-П. Сартра, Э. Тезауро, М. Хайдеггера, Ф.Шеллинга, А. Шопенгауэра. Среди отечественных авторов проблемой творчества занимались С. П. Батракова, М.М. Бахтин, O.A. Кривцун, А.ФЛосев, Ю.М. Лотман, МЛ. Магидович, В.Н. Петрова, C.B. Пронкина, Д.Д.Пронкин, П.К. Энгельмейер.

Художественное творчество как самостоятельный феномен изучалось мыслителями со времён Античности (Аристотель, Платон и др.) до современности. В отечественной науке художественное творчество рассматривается культурологией и философией (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев и др.). Активно изучает художественное творчество психология (ЕЛ. Басин, Л Л. Дорфман, A.A. Мелик-Пашаев, В.И. Петрушин и др.), а так же представители синергетики (Р.Г. Баранцев и др.).

Проблему соотношения понятий творчества и креативности рассматривают Т.А. Барышева, Н.С. Бедова, Е.В. Буренко, Ю.А. Жигалов, Е.П. Ильин, И.Р. Пригожин, Р. Флорида, В.А. Яковлев.

В связи с повсеместным развитием технического прогресса, глобализацией, художественное творчество проникает во все сферы деятельности человека, что приводит к объединению понятий «культура» и «индустрия», появляются творческие, креативные индустрии, основой которых является индивидуальное творческое начало, направленное на развитие культуры. Данный процесс рассмотрен в работах таких социологов, философов и культурологов как Т. Адорно, Э. Амин, В. Беньямин, Ф.Бианчини, Ч. Лэндри, Н. Трифт, Д. Хокинс, М. Хоркхаймер.

Среди российских авторов проблемой творческих индустрии занимаются М.Б. Гнедовский, A.A. Гончарик, Е.В. Зеленцова, М.В.Матецкая, Д.Э. Мильков, АЛ. Флиер.

Основополагающим в представленной диссертационной работе является вопрос о становлении современного неакадемического художественного творчества на фоне сложившегося академического искусства. Проблеме связи между прошлым и настоящим, традицией и новацией посвящены труды С. А. Арутюнова, П.С. Гуревича, B.C. Ерасова, Д.С. Лихачёва, IO.M. Лотмана, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона.

Современное неакадемическое художественное творчество постепенно формирует свою среду, в которой активно развиваются музеи и галереи современного искусства. В этих институтах репрезентируются отличные от традиционных идеи воплощения мыслей художников, воздействующие на все сферы культуры и общества.

Музей как социокультурный институт рассмотрен в работах EL Бурдье, Б.Е. Гройса, М.С. Кагана, Т.П. Калугиной. Проблемой арт-рынка, его , настоящим и будущим занимаются А.Д. Боровский, Б.Е. Гройс, E.IO. Деготь, М.Л. Магидович, Т.П. Поляков, Ф. Ромер, Д.Я. Северюхин, О.В. Туркина. Авангард как один из стилистических ориентиров XX века рассмотрен в работах С.П Батраковой, К. Гринберга, ЕЛО. Деготь, B.C. Турчина,

B.АЛСрючковой, В.М. Полевого.

Ленинградский андеграунд как пример самореализации неакадемического художественного творчества рассматривали Е.Ю.Андреева, C.B. Ковальский, В.Н. Козиев (В.Вальран), С.С. Савицкий, Т.Е.Шехтер. Культура Петербурга как предмет культурологического и философского познания была рассмотрена в работах Н. П. Анциферова,

М.С.Кагана, Д.С. Лихачёва. Различные аспекты современной культуры

_ «•

Санкт-Петербурга изучают Ю.В. Лобанова, A.B. Ляшко, М.Л. Магидович,

C.Т.Махлина.

Важным аспектом анализа современного неакадемического художественного творчества является определение его эстетической ценности. A.C. Мигунов в своих работах говорит о том, что творчество осуществляется за пределами эстетических и художественных норм. Современное художественное творчество разрабатывает и создает новые эстетические феномены, являющиеся ответом на тенденции эпохи, в которой оно создается. Эстетическая составляющая проникает далеко за рамки искусства, она становится, как и художественное творчество, трансдисциплинарной. Данная тенденция рассматривается как перспективная в работах В. Вельша, Н. Б. Маньковской, так и с отрицательной точки зрения, в трудах Ж. Бодрийяра, П. Слотердайка.

Изучением развития современной культуры, её различными аспектами и институционализацией художественного творчества занимались Е.Ю.Андреева, Р. Барт, В. Беньямин, В.В. Бычков, Б. Гройс, Ж. Лиотар, Б.К. Малиновский, Э. Тоффлер, В. Тупицын, О.В. Туркина, Т.Е. Шехтер, У.Эко.

Методология исследования:

В качестве методологической основы исследования выбран системный подход, позволяющий проанализировать процесс формирования и развития современного неакадемического художественного творчества, являющегося, одним из составляющих самосознания и развития культуры в целом.

Метод системного анализа позволил рассмотреть современное неакадемическое художественное творчество как форму самодетерминации личности в ситуации глобализации и формирования культурной идентичности субъекта, в условиях постоянно развивающегося поликультурного пространства.

Так же в исследовании применялся структурно-функциональный метод, рассматривающий наличие в социокультурном пространстве

структурных элементов, их смысл, взаимодействие между собой и функционирование в культуре.

Диалектический метод позволил изучить неакадемическое художественное творчество как многосторонний и развивающийся феномен, во всеобщей связи с явлениями и процессами в современной России.

При изучении формирования неакадемического художественного творчества были использованы синхронический, диахронический и типологический методы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Неакадемическое художественное творчество является особым видом творческой деятельности, которая в меньшей степени ориентирована на достижения в искусстве предшествующих эпох, отвечает требованиям современности и стремится к уходу от традиционных установок в искусстве.

2. Современное неакадемическое художественное творчество как культуросозидательный процесс функционирует в контексте идеи глобальной креативности, проецируя мировоззренческую систему автора и способствуя созданию нового в культуре.

3. Неакадемическое художественное творчество, противопоставляющее себя академическому искусству, постепенно развиваясь и приобретая новые формы, укореняет свои позиции в истории культуры, становясь её неотъемлемой частью, постепенно позиционируется как традиционное для современности.

4. Одним из основных аспектов современного неакадемического художественного творчества является оппозиция традиции. При наличии стандартов со стороны Академии или государства, оно стремится позиционировать себя как неофициальное. В условиях отсутствия давления со стороны каких-либо институтов, художественное творчество стремится создать новые явления за счёт технического прогресса, либо эпатирует, шокирует зрителя.

5. Стремление к новизне, развитие науки и техники открывает для художественного творчества ранее недоступные возможности; благодаря ряду глобальных изменений возникает новое пространство для его функционирования —аудиовизуальная и медиакультура.

6. Аудиовизуальная и медиакультура являются основным пространством для существования современного искусства, в котором оно развивается во взаимосвязи с развитием науки и техники.

7. Неакадемическое художественное творчество, акцентируя внимание на разнообразных социальных проблемах, усиливает связь между политической, художественной и социальной сферами жизни.

8. Культурные индустрии, являясь одним из факторов развития креативной экономики, используют неакадемическое художественное творчество, что способствует развитию культуры и инфраструктуры современного города.

9. В настоящее время в Санкт-Петербурге активно развиваются креативные пространства и площадки, репрезентирующие неакадемическое художественное творчество, в то же время ведется активное сотрудничество представителей неакадемического художественного творчества с традиционными институциями искусства, что позволяет осмыслить современное творчество в максимально широком контексте.

Научная новизна.

В диссертационном исследовании рассмотрен процесс развития и становления неакадемических форм современного художественного творчества, на примере культуры Санкт-Петербурга, с середины XX до начала XXI века.

Показано, как разнообразные формы неакадемического художественного творчества влияют на развитие города, способствуют открытию музеев, проведению различных биеннале международного уровня, отражающих соответствующую тематику.

Рассмотрено планирование и возникновение новых культурных пространств в здании Главного Штаба, в отреставрированных залах которого расположены новые помещения для музейной коллекции Эрмитажа XIX — XXI веков. Освещено проведение в Санкт-Петербурге Европейской биеннале совремешюго искусства «Манифеста 10», открытие малой сцены Александринского театра, второй сцены Мариинского театра, а так же полемика, связанная с данными событиями.

Неакадемическое художественное творчество рассмотрено, в том числе, и на примере протестного акционизма. Являясь способом коммуникации не только между автором и зрителем, художественное творчество, на сегодняшний день, стало способом высказывания своей мысли к конкретному реципиенту — государству, что повлекло за собой явление художественного высказывания в политическом пространстве.

Теоретическая значимость.

Проведённый в ходе исследования анализ неакадемических форм современного художественного творчества, может быть использован как модель для анализа других явлений совремешюй культуры, а также применим к анализу современного художественного творчества в других городах.

Практическая значимость.

Культурологический анализ современных форм неакадемического художественного творчества Санкт-Петербурга позволяет выявить актуальные направления в современной культуре, изучение которых может стать основой лекционных и семинарских занятий по теории и истории культуры, философии культуры, социологии культуры. Основные выводы и положения исследования могут быть использованы при разработке культурной политики в области современной художественной культуры и культурных индустрий.

Глава 1. Значение взаимодействия академического и иеакадемнческого художественного творчества в культуре

1.1 Художественное творчество в современной визуальной кулыуре

На рубеже XX - XXI столетий активно развивается визуализация многих сфер деятельности, визуальность становится одной из неотъемлемых характеристик культуры. Современный человек подвержен процессу воздействия глобализации, что влияет на его восприятие художественной среды. Возникает потребность в поиске новых способов репрезентации художественного творчества, реализуемых за счёт влияния визуальных образов на зрителя.

Начиная с XIX века, развитию феномена визуалыюсти способствовал ряд факторов: «...визуальная среда, во-первых, стремительно расширяется географически, во-вторых, насыщается новыми знаками развития цивилизации: техническими изобретениями, постройками, средствами передвижения. В-третьих, рост городов приводит к сужению визуальной среды горожан; за счет этого сужения также происходит более стремительное изменение того, что большинство представителей человечества имеют возможность видеть. С конца XIX века визуальная среда претерпела гораздо большие изменения, чем за все предыдущие века. Этому свидетельство искусство конца XIX и XX веков»1.

В связи с переменами в области восприятия искусства, возникает потребность в новом взгляде на изучение явления искусства и разнообразных культурных феноменов. Происходит переход от «...традиционного искусствоведческого анализа произведений станкового искусства живописи, скульптуры, архитектуры, графики к анализу их как создаваемых художниками и воспринимаемых зрителем. Анализ произведений искусства

1 Савицкая Т.Е. Визуализация культуры: проблемы и перспективы / Т.Е. Савицкая //Обсерватория культуры: Журнал-обозрение, М., — 2008. - № 2. С. 32

впервые стал вестись не со стороны предметного, образного содержания или формы его выражения, а со стороны структур и процессов человеческой активности (деятельности, восприятия, мышления, понимания, оценивания и т.п.)» .

Активное развитие технологий, в совокупности с новым подходом к изучению художественного творчества и результатов деятельности художников, архитекторов, скульпторов, режиссёров и т.д., расширяет содержание понятия «визуальная культура». Однако, чёткого, общепринятого определения понятия «визуальная культура», пока не сформулировано, «...скорее можно говорить о множестве представлений, охватывающих в соответствии со значениями термина такие на первый взгляд несхожие явления, как зрительное (оптическое) и интеллектуальное видение, зрительное восприятие и мышление, внешняя (видимая) и внутренняя (образная) форма, концепции гармонизации всех зрительных (видимых) явлений (среды, бытия, жизнедеятельности) и т.п. Тем не менее, во всех подобных случаях употребляется термин «визуальное», хотя понимается он по-разному»3.

По мнению АЛО. Демшиной, в современном мире к сфере художественного творчества относят не только «произведения искусства» или «продукты художественного творчества», но и тексты, разнообразные процессы, благодаря сущностному многообразию которых расширяются границы понятия «визуальные искусства», что приводит к отличию не только «понимания «изобразительности», существовавшего в эпоху Нового времени, но и сформировавшегося в культуре модернизма»4. К визуальным искусствам автор относит различные практики, «основанные или ориентированные на визуальное восприятие: традиционные виды и формы

2 Розни В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.С.11

3Тамже, С.10

4 Демшнна АЛО. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект. СПб.: Астерион, 2010. С.5

художественной деятельности (изобразительное искусство, театр, киноискусство); многочисленные арт-практики, дизайн, разнообразные теле, видео-, медиа- формы; подчас к искусству относят мастерство пластического хирурга, стилиста, кулинара»5.

В XX веке изобразительное искусство выходит за рамки сферы художественного творчества, появление массового производства изображений, новых возможностей создания, воспроизводства, тиражирования и распространения результатов творческой деятельности, повлекло за собой поиск новых форм анализа как академического искусства, так и его новых неакадемических форм, а именно, визуальных исследований, активно развивающихся с последних десятилетий XX века.

Феномен «визуального» всегда находился в поле интересов исследователей, однако переход художественной практики к новым средствам выражения, повлек за собой потребность пересмотра и изменения способов воспроизводства реальности и творческих задумок авторов. Джеймс Элкинс, специалист по визуальным исследованиям, в своей книге «Исследуя визуальный мир» дает американскую трактовку понимания термина «визуальные исследования» - «новое междисциплинарное направление <...>, локализирующееся между искусствоведением, антропологией, теорией кино, исследованиями медиа, литературоведением и театроведением»6.

Наряду с визуальными исследованиями возникает термин «визуальная культура», по причине расширения исследуемых сфер искусства, культурологические исследования начинают затрагивать и активно изучать новые объекты теории культуры, такие как СМИ, телевидение, реклама, интернет, дизайн и многие другие современные аспекты повседневности.

5 Демшина АЛО. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии специальность 24.00.01 <Теория и история культуры> /Демшина Анна Юрьевна; [С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2011.С. 3.

6 Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир/пер с англ. — Вильнюс: ЕГУ, 2010. С 349

На сегодняшний день существует множество определений термина «визуальная культура», В статье «Визуальная культура и современное художественное образование» кандидат педагогических наук Полюдова E.H., основываясь на материалах исследований Н. Мирзоева и М. Барнарда, определяет визуальную культуру как «среду жизни современного человека, который вынужден жить в поле визуальных образов, потребляя и производя их силу особенностей профессиональной и повседневной жизни техногенного общества» .

Еще одно определение «визуальной культуры» дал автор книги «Искусство видеть» С.М. Даниэль — «это частная область понятия «культура», развивающая способности восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Визуальная культура сегодня охватывает такие объекты культуры, как кино, телевидение, фотография, концептуальное искусство, «public art», рисунок, фотография, живопись, театр, видео-арт, реклама, рекламные ролики, дизайн, web-дизайн, видеоигры, мода, граффити и т.д.»8.

Следует отметить, что визуальная культура является самодополняемой, данная функция осуществляется по причине постоянного технического процесса, а так же новых открытий в истории культуры. Интердисциплинарность визуальной культуры наделяет её ещё одной важной функцией, формированием собственного объекта исследования, и последующее его изучение в процессе своего развития.

Анализируя и используя достижения и исследования социальных и гуманитарных наук, визуальная культура становится участником дискурса

'Полюдова Е.Н. Визуальная культура и современное художественное образование // Педагогика искусства. - 2012. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http^/www.art-educatioп.ru/ЛE-magazine/aгchive/noшer-3-2012/Ро1уис1оуа_21_10_2012.pdf

8 Даниэль С. М. Искусство видеть [Текст] /С.М. Даниэль. - М.: Амфора, 2006. -С.113

повседневности, по мнению Н. Мирзоева «визуальная культура — не просто часть нашей повседневной жизни, она и есть сама повседневность»9. Таким образом, для визуальной культуры, как и для повседневной жизни современного человека будет характерен ряд черт, таких как глобализация, массовое производство визуальных образов и продуктов, а также экранность.

Ещё одно определение визуальной культуры дано в словаре «Аудиовизуальная культура»10:

1. «часть АВК (аудиовизуальной культуры), связанная со зрительным восприятием и творчеством в сфере техногенных и традиционных визуальных искусств;

2. степень художественно-эстетического развития в сфере визуального восприятия (культура зрительская), образования (визуальная грамотность) и творчества (визуальное развитие);

3. владение визуальными навыками и умениями в процессе когнитивной и креативной деятельности;

4. соотношение знаний, умений и навыков восприятия, адекватной художественной оценки и творческого использования потенциала визуальной информации»11.

Подводя итог, можно сказать, что визуальная культура включает в себя не только изобразительное искусство, киноискусство, театральную деятельность, но и феномены, выходящие за рамки традиционных видов и форм искусства, такие как дизайн, реклама, медиа искусство, объединяя художественные и нехудожественные сферы культуры.

В данном диссертационном исследовании основой для определения культуры в широком смысле, послужила концепция, представленная в трудах

9 Полюдова Е.Н. Визуальная культура и современное художественное образование // Педагогика искусства. - 2012. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vvww.aгt-cducation.ru/ЛE-magazine/archívc/noшer-3-2012/Ро1уис1оуа_21_10_2012.pdf

10 Хнлько. Н.Ф. Аудиовизуальная культура. Словарь (учебное пособие для студентов и аспирантов высших и средних учебных заведений культуры и искусства) // Отв. редактор проф., к.п.11. В.Е. Новаторов. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2000. 149 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шахно, Наталья Викторовна, 2014 год

Список нспользованой литературы

1. Адорно Т. Эстетическая теория / Т.Адорио. — М.: Республика, 2001. — 527с.

2. Академизм. Электронная Энциклопедия Изобразительное искусство. Стили и направления.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.izostili.ru/index.php?section_ID=8

3. Андреева ЕЛО. Все и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины двадцатого века / E.IO. Андреева. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. - 512 с.

4. Андреева E.IO. Желание картины / E.IO. Андреева // Назад к фотографии. - М.: Ganymed Publishers, 1996. - С.51-58.

5. Андреева E.IO. Постмодернизм: Искусство второй половины XX — начала XXI века / E.IO. Андреева. - СПб.: Азбука-классика, 2007. — 488 с.

6. Андреева E.IO. Угол несоответствия: школы нонконформизма, Москва - Ленинград, 1946-1991 / E.IO. Андреева. - Москва: Искусство-XXI век, 2012. -457 с.

7. Атгдреева Е.Ю., Е. Коловская. Новые художники 1982—1987: Антология / ЕЛО. Андреева, Е. Коловская. — СПб.: 1996. — 110 с.

8. Анциферов Н. П. Душа Петербурга - (Санкт-Петербург - Петроград -Ленинград, 1703-2003)/ Н. П. Анциферов. - Л. : Агентство "Лира", 1990.-249 с.

9. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие =Peoples and cultures. Their development and interaction / C. A. Арутюнов; Отв. ред. Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1989. — 243 с.

10.«Архипелаг Балтия: Новее нового» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://diaghilevmuseum.ru/baltijskaya-biennali.html

11.Ассамбляж. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://art-blog.uz/archives/category/asamblyaj

12.Бакпггейн И. М. Современное искусство в образовательном измерении или интеллектуализм в художественной практике/И. М. Бакштейн// Современной искусство как институт социализации молодёжи: материалы круглого стола (г. Москва, 26 января 2010); сост. С. В. Максимова. - Москва: ФИРО, 2010. - С.20-25.

13.Баранцев Р. Г. Структурная методология синтеза. Грани эпохи. [Электронный ресурс] // Этико-философский журнал. - №52. - Зима 2013-13г. - Режим доступа: http://grani.agni-age.net/articles 1 /barantsev.htm/

14. Барт Р. Избранные работы / Р. Барт. — М.: Прогресс, 1994. — 616 с.

15. Барт Р. Мифологии / Р. Барт. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. -312 с.

16. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. — 512 с.

17. Барышева Т. А. Диагностика эстетического развития личности: Учеб.-метод. пособие / Т. А. Барышева. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. - 140 с.

18. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие / Т. А. Барышева. - СПБ.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена,2002. — 205 с.

19. Барышева Т.А. Педагогика искусства - педагогика творчества / Т.А. Барышева // Творческая педагогика накануне нового века: Материалы научно-практической конференции 1-2 апреля 1997 г. - Москва.: Изд-во МПГУ, 1997.-С. 6-8.

20.Барышева Т. А. Психологическая структура креативности (опыт эмпирического исследования) / Т.А. Барышева // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. -СПб.,2012.-С. 54-64.

21. Барышева Т.А. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ. ред. Т. А. Барышевой. СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. - 296 с.

22. Басин ЕЛ. Семантическая философия искусства / ЕЛ. Басин. - М.: ИФ, 1998. -193 с.

23. Батракова С.П. Искусство и миф: Из истории живописи XX века / С.П.Батракова. - М.: Наука, 2002. - 213 с.

24. Батракова С. П. Театр-Мир и Мир-Театр: творческий метод художника XX века: драма о драме / С.П.Батракова. - Москва: Памятники исторической мысли, 2010. — 261с.

25. Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо / С.П. Батракова; отв. ред. A.B. Бартошевич. — М.: Наука, 1997. -176 с.

26. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/ М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1979. - 412 с.

27. Бедова Н.С., Буренко Е.В. Креативная лаборатория: диалог творческих практик / Н.С. Бедова, Е.В. Буренко, Н.Д. Вавилина; ред.-сост. O.A. Карлова. -М.: Академический Проект, 2009. - 476 с.

28. Беньямин В.Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин; Предисловие, составление, перевод и примечания С.А.Ромашко. - М.: Культурный центр имени Гете; Медиум, 1996. - 240 с.

29. Бердяев Н. А. Творчество и объективация /Н.А.Бердяев. - Минск: Экономпресс, 2000. - 301 с.

30. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / ВС. Библер. - М.: Политиздат, 1990. -413 с.

31.Бломквист Е. О противоречивости трактовки художественного творчества в эстетике А. Мальро/ Е. О. Бломквист // Проблемы художественного творчества, М., 1975.- С. 118- 155.

32. Боровский А.Д. Близкое чтение / А.Д. Боровский. - Москва: Новое лит. обозрение, 2009. - 278 с.

33. Боровский А.Д. Силуэты современных художников / А. Д. Боровский. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2003. - 373 с.

34. Боровский А. Д. Современное искусство и музей /А.Д. Боровский // Искусство XX века. Итоги столетия. Избранные материалы научной конференции 1999. - СПб.: Изд-во ГЭ, 2003. - С.37-40

35. Буало-Депрео Н. Поэтическое искусство / Никола Буало; пер. с фр. Эльги Липецкой. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2010. — 170 с.

36. Бурдье П. Исторический генезис чистой эстетики. Эссенциалистский анализ и иллюзия абсолютного / П. Бурдье; Пер. с фр. Ю.В. Марковой // Новое Литературное Обозрение. - 2003. - № 60.

37. Бычков В.В. Лексикон нонклассики: художеств.-эстет. культура XX в./ В.В. Бычков. - М.: РОССПЭН, 2003. - 607 с.

38. Бычков В.В. Триапог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры / В.В.Бычков, Н.Б. Маньковская, В.В. Иванов. - М.: ИФРАН, 2007. - 235 с.

39.Вальран В.Н. Ленинградский андеграунд: Живопись, фотография, рок-музыка / В.Н. Вальран. - СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2003.-80 с.

40.Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М. Вартфский; пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. И.Б. Новика, В.Н. Садовского. - М.: Прогресс, 1988. - 506 с.

41.Вольтская Т. Queer — чудной странный [Электронный ресурс] / Т. Вольтская. — Режим доступа: http://www.svoboda.Org/content/article/2161129.html/

42.Воронежская государственная Академия искусств. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим flocTyna:http://www.artacademy.vrn.ru/

43.Выставка "Штюбниц" - корабль искусства. Начало техно-искусства (1994г)7Артцентр "Пушкинская-10" приглашает// [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.rnuseum.ru/n9978

44. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа/ Георг Вильгельм Фридрих Гегель; пер. с нем. Густава Шпета, Алексея Водена. - Москва: Эксмо, 2007.-876 с.

45. Гнедовский М.Б. Творческие индустрии: стратегия инновационного развития [Электронный ресурс]/ М.Б. Гнедовский. — Режим доступа: http://www.cpolicy.ru/analytics/innovative.html

46. Гоичарик A.A. Творческие индустрии в интернет-пространстве: состояние и перспективы[Электронный ресурс] /A.A. Гончарик // Творческие индустрии, 2009. — Режим доступа: http://wwwxreativeindustries.iWms/publications/creative_industries_internet

47. Гуревич П. С. Культурология: учебник для студентов высших учебных заведений / П.С. Гуревич. - Москва: КноРус, 2011. - 448 с.

48. Гройс Б.Е. Искусство как авангард экономики / Б.Е. Гройс // Максимка. - 1999 №4 - С.46-48.

49. Гройс Б.Е. Искусство утопии / Б.Е. Гройс. - М.: Худож. журн.: Прагматика культуры, 2003. - 319 с.

50. Гройс Б.Е. Комментарии к искусству / Б.Е. Гройс; Пер. с нем.: Андрей Фоменко и др.; Пер. с англ.: Екатерина Лазарева и др. - М.: ХЖ: Прагматика культуры, 2003. — 341 с.

51. Гройс Б.Е. Медиаискусство в музее / Б.Е.Гройс // Художественный журнал. - 2002 - №40 - С.50-52.

52. Гройс Б.Е. О музее современного искусства / Б.Е.Гройс // Художественный журнал. - 1999 - №23 - С.31-35.

53. Гройс Б.Е. Скорость искусства / Б.Е.Гройс // Мир Дизайна. - 1999 - №3 - С.19-21.

54. Гройс Б.Е. Что такое современное искусство. Лекция/ Б.Е.Гройс // Митин журнал. - 1997. - №54 - С.25-28.

55. Гринберг К. Авангард и китч [Электронный ресурс] / К. Гриниберг; Пер. с англ.: А. Калинин // Художественный журнал. — 2005. - № 60. — Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/60/avangard-i-kitch/

56. Дальневосточная государственная Академия искусств. История • [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dv-art.ru/history

57.Даниэль С. М. Искусство видеть [Текст] /С.М. Даниэль. - М.: Амфора, 2006.-206с.

58. Деготь ЕЛО. Русское искусство двадцатого века / Е. Ю. Деготь. - М.: Трилистник, 2000. - 223 с.

59. Деготь Е.Ю. Террористический натурализм / Е. Ю. Деготь. - М. : Аё Маг^пеш, 1998. - 223 с.

60. Деготь Е.Ю. Тотальная фигуративность или критика модернизма / Е. Ю. Деготь // Искусство XX века. Итоги столетия. СПб.: Изд-во ГЭ, 1999. - С.14-16.

61.Демшина А.Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект :автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии специальность 24.00.01 <Теория и история культуры> /Демшина Анна Юрьевна; [С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2011. - 37, [1] с.

62.Демшина АЛО. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект/ АЛО. Демшина - СПб.: Астерион, 2010. — 192 с.

63.Демшина АЛО. Визуальные искусства в пространстве культурологического образования //Теория и практика фипософско-культурологического образования. — СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. С.92-97.

64.Демшина АЛО. Диалог искусств в пространстве современной культуры //Культурологические исследования "02. — СПб., 2002. С. 205-215.

65.Демшина АЛО. Игры в искусстве в эпоху виртуализации //Игровое пространство культуры. — СПб., 2002. С. 325-328.

66. Дорфман ЛЛ. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / ЛЛ. Дорфман, О.М. Шабалин, В Л. Катков и др.; Сб. ст. под ред. ЛЛ. Дорфмана. - М.: Смысл, 2004. - 319 с.

67. Егорова О. Председатель Мосгорсуда: "Pussy Riot" - это не политическое дело, они просто хулиганки [Электронный ресурс]/0. Егорова —Режим доступа: http://www.itar-tass.com/cl/753010.html/

68. Ерасов Б. С. Цивилизации: Универсалии и самобытность / Б.С. Ерасов.

- М.: Наука, 2002. - 522 с.

69. Ерохин С. В. Эстетика цифрового изобразительного искусства /C.B. Ерохин. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2010. — 429 с.

70. Жигалов Ю.А., Барышева Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: учеб. пособие / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов.

- СПб.: СПГУТД, 2006. - 268 с.

71.[ЗА и ПРОТИВ][ PRO&CONTRA] [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://procontra.mediaartlab.ru/

72. Заславский Г., Фокин В. Между Александринкой и Центром имени Мейерхольда [Электронный ресурс] / Г. Заславский, В.Фокин. — Режим доступа: http://www.zaslavsky.ru/person/050405_fokin.htm

73. Зеленцова Е.В. Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований [Электронный ресурс] / Е.В. Зеленцова. — Режим доступа: http://www.mista.in.Ua/ua/actual/l

74. Зеленцова Е.В., Кузовникова ЛЛО. Подробная характеристика московских кластеров: Творческий кластер: московское измерение / Е.В. Зеленцова, ЛЛО. Кузовникова// Творческие индустрии. Модель для сборки: Сб. статей. — М.: Институт культурной политики, 2005. — С. 25-31.

75. Зеленцова Е.В., Гладких Н.В. Творческие индустрии: теории и практики / Е.В. Зеленцова, Н.В. Гладких. - М.: Издательский дом "Классика-ХХГ, 2010. -240 с.

76. Ильин И.П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях / И.П. Ильин. - М.: Гос. б-ка СССР, 1988.-280 с.

77. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 256 с.

78. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 256 с.

79. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 444 с.

80. История Да-Да-Net [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www.da-da-net.ru/history .htm#3/

81. История театра — Алескандрииский театр [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.alexandrinsky.ru/about/history/

82. Кабаков И.И. Три инсталляции /И.И.Кабаков. - М.; Ad Marginem, 2002. -357 с.

83. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры : история Санкт-Петербурга от основания до наших дней, постижение прошлого, осмысление настоящего, взгляд в будущее / М.С. Каган. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Паритет, 2006. — 477 с.

84. Каган М.С. Культура - философия — искусство / М.С. Каган. - М.: Знание, 1988.-63 с.

85.Каган М.С. Традиции и новации в современных философских дискурсах / М.С. Каган // Материалы круглого стола 8 июня 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Вып. 14. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — С. 39-42.

86. Каган М. С. Эстетика как философская наука / М.С.Каган // Унив. Курс Лекций. - СПб.: ТК "Петрополис", 1997. - 543с.

87. Калугина Т. Художественный музей как феномен культуры / Т.Калугина. - СПб.: Петрополис, 2001. - 222 с.

88. Камышникова Д.Ф. Опыт музейных образовательных программ в сфере современного искусства / Д.Ф. Камышникова // Современной искусство как институт социализации молодёжи: материалы круглого стола (г. Москва, 26 января 2010); сост. С. В. Максимова. — Москва: ФИРО, 2010. — С.42-45.

89. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде/ А. Камю/ Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство.- Политиздат, 1990.С — 24100.

90. Кантор А. М. Академизм/ А. М. Каггтор// Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.big-soviet.ru/33/4022/Академизм

91.КИБЕРФЕСТ 23- 28 ноября 2012 г. [Электронный ресурс] - Режим flOCTyna:http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/06/hm6_4_13_32.html

92. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модергга к постмодерну / Н.Б. Кириллова. — М.: Академический Проект. 2006. — 447 с.

93. Ковальский C.B. Хроника неофициального искусства Ленинграда [Электронный ресурс] / C.B. Ковальский // Петербургские чтения. Вып. 3. - СПб.: 1995. - Режим доступа: http://p 10.nonmuseum.ru/text/kovalsky.htm

94.Козиев В.Н., Петрунина Л. Я. Динамика посещаемости Художественных музеев (1985 -2006) Социологические исследования, № 10, Октябрь 2008, С. 104-113

95. Котов В. Гипермариинка [Электронный ресурс] / В. Котов // Artl/ Архитектура. — Режим доступа: http://artl.ru/architecture/gipermariinka/

96. Красивый Петербург. Об особенностях Современной архитектуры в Петербурге (дата обращения 15.09.2013) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://vk.com/wall-38228859_5094

97. Красивый Петербург. Сайт, созданный волонтёрами для горожан с целью исправления нарушений благоустройства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn—80accfiasjfBcghbfut2k.xn—plai/about

98. Кривцун O.A. Творческое сознание художника / О. Кривцун. — М.: Памятники исторической мысли, 2008. - 359 с.,

99.Кривцун O.A. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ /O.A. Кривуцин. - М.: Наука, 1992. - 301 с.

100. Крючкова В.А. Авангард и бунт: Две работы по социол. соврем, искусства / В.А. Крючкова // Философия искусства в прошлом и настоящем. - М., 1981. - С. 375-396.

101. Лаборатория экономики культуры (Санкт-Петербург). Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://mass-pr.ru/2011/05/16/gost/#t23

102. Левит СЛ. Культурология. Энциклопедия. В 2-х тт. Главный редактор и автор проекта С. Я. Левит. М., "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2007. Т.2. - 1184 с.

103. Ли отар Ж-Ф. Состояние постмодерна / Жан-Франсуа Лиотар. -М.: Ин-т эксперим. социологии ; СПб.: Апетейя, 1998. - 159 с.

104. Лисаковский И.Н. Художественная культура: термины, понятия. Значения: Словарь-справочник. - М.: Изд-во РАГС, 2002. — 240 с.

105. Лисицкий Э.1890-1941. / Э. Лисицкий // Каталог выставки произведений к столетию со дня рождения. - М., 1991. - 132 с.

106. Лисовский В.Г. Академия художеств./ В. Г. Лисовский. - СПБ.: ООО «Алмаз», 1997. - 192 с.

107. Лихачев Д. С. Избранное / Д.С. Лихачев; ред. Т. Шмакова. - М.: Logos, 1997. - 559 с.

108. Лобанова Ю.В. Концепты Санкт-Петербурга в современной

Архитектуре/ Ю.В. Лобанова // Концептуальные образы Санкт —

Петербурга в современной российской и европейской культуре,

175

искусстве и литературе: Материалы международной конференции 31 мая — 2 июня 2010 года. — Санкт-Петербург: Петрополис, 2011. — С.214-222.

109. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель/А.Ф. Лосев, A.A. Тахо-Годи. —М.: Мол. гвардия, 1993 - 383 с.

110. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение / А.Ф. Лосев. - М.: «Мысль»,1995. -944 с.

111. Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. - М.: Гносис, 1992.-270 с.

112. Лотман Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. - СПБ.: Искусство, 1998. - 702 с.

113. Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. - С.-Петербург: "Искусство-СПБ", 2000. - 703 с.

114. Лэндри Ч. Креативный город / Чарльз Лэндри; пер. с англ. В. Гнедовский и др. - Москва: Классика-XXI : Институт культурной политики, 2006. — 397 с.

115. Ляшко А. В. Лофты в художественной культуре современного Петербурга: освоение концепта / А. В. Ляшко// Концептуальные образы Санкт — Петербурга в современной российской и европейской культуре, искусстве и литературе: Материалы международной конференции 31 мая — 2 июня 2010 года. — Санкт — Петербург: Петрополис, 2011. - С. 432 - 443.

116. Магидович М.Л. Поле искусства как предмет исследования / МЛ. Магидович // НЛО. - 2003. - № 60. - С. 54-69.

117. Магидович М.Л. Профессиональная идентичность художника / МЛ. Магидович// Журнал социологии и социальной антропологии. -2004. -Том VII. - № 3. - С. 140 - 152.

118. Магидович МЛ. Профессиональные стратегии художников-эмигрантов/ МЛ. Магидович // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8. № 2. - С. 127-141.

119. Магидович. M.JI, Современные модели развития культурных индустрий в регионах России: Сборник научных статей/ Отв. ред. М. JI. Магидович. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. — 418 с.

120. Малиновский Б.К. Избранное: Динамика культуры / Б.К. Малиновский; Пер. с англ.: И.Ж. Кожановская и др. ; Сост. JI.A. Мостова; Отв. ред. А.Н. Кожановский. - М.: Росспэн, 2004. - 957 с.

121. Мариинский театр. О театре. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mariinsky.nl/about/history_theatre/mariinsky_the

122. Матецкая М. В. Культурные индустрии как шшовации в культуре, менеджменте, технологиях /М.В. Матецкая // Сборник трудов научно-практической конференции факультета менеджмента 22—23 марта 2011 г. - Санкт-Петербург, 2011. - С. 96 -105.

123. Матецкая М.В. Творческие индустрии: перспективы социально-экономической трансформации / М.В. Матецкая // Вестник Института экономики РАН, 2011. - № 3. - С. 192—206.

124. Машиниста 2004 - международный медиа-арт фестиваль (Пермь-Глазго) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://infogrant.ni/doc/21681 .html

125. Махлина С. Т. Творчество современных художников Санкт-Петербурга/ С. Т. Махлина //Концептуальные образы Санкт-Петербурга в современной российской и европейской культуре, искусстве и литературе: материалы Международной конференции 31 мая -2 июня 2010 года. - Санкт-Петербург: Петрополис, 2011. — С.392-410.

126. Международный фестиваль кибернетического искусства [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://cylandfest.com/site/

127. МедиаАртЛаб. Официальный сайт [Электронный ресурс] -Режим доступа: http:// www.mediaartlab.ru/

128. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника / A.A. Мелик-Пашаев. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 269 с.

129. Микитенко П. В метрополитене состоялся пир [Электронный ресурс] / П. Микитенко. — Режим доступа: http://www.gif.ru/themes/life-in-the-world/pir/

130. Миссия проекта «Эрмитаж 20\21» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/13/hm 13_2_020_0/hm 13_2_02 0_l.html/

131. Национальное географическое общество. Официальный сайт [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nat-geo.ru/ng-community-about/

132. Ницше Ф.В. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. В. Ницше // пер. с нем. Г.А. Рачинского. — СПб.: Азбука, 2000. —230 с.

133. «Новый музей». Общая информация [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.novymuseum.ru/common/common.html/

134. О журнале National Geographic [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nat-geo.ru/ng-about/

135. О телеканале Культура [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://old.tvkultura.ru/page.html?cid=166

136. О Фестивале. Фестиваль современное искусство в традиционном музее. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://proartefestival.ru/about_festival/

137. Обращение в поддержку арт-группы «Война». Артемий Троицкий, Андрей Ерофеев, Александр Иванов, Борис Куприянов, Андрей Ковалев, Александр Косолапов, Андрей Лошак, Сергей Пахомов, Олег Кулик. (YouTube) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=l 02FaRaC2ns/

138. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / X Ортега-и-Гассет// Избранные труды. -М., 1997. - С. 70 -75.

139. Открытое Зала Художника в Эрмитаже. Дмитрий Александрович Пригов. Главный штаб [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/16/2012/hml6_12_08_04.html/

140. Официальный сайт Московской Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mdfschool.ru/events/

141. Официальный сайт Петербургского благотворительного фонда культуры и искусства «ПРО APTE» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.proarte.ru/

142. Парфан Н. Pussy Riot: «У нас господствуют равные права без понтов» [Электронный ресурс] / Н. Парфан. — Режим доступа: http://www.artukraine.com.ua/articles/862.html/

143. Первый образовательный. О нас [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.lobr.ru/about/

144. Петр Павленский и колючая проволока [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://petropolis.spb.ru/comments/4472/

145. Петрова В.Н. Антропологическая теория творчества и

креативности / Петрова В.Н., Петров А.Н. // Соврем, наукоем. технологии. - 2007. - № 2. - С. 74-75.

146. Платон. Избранные диалоги /Платон // М.: Художественная литература,1965. — 442 с.

147. Победители конкурса в номинации «Произведение визуального искусства». ИННОВАЦИЯ VIII всероссийский конкурс в области современного искусства [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.ncca.ru/innovation/shortIist?contest=6&nom= 1 &winners=true/

148. Полевой В.М. Искусство XX века. 1900-1945. / В.М.Полевой. -М., 1991.-303 с.

149. Полевой В. М. Искусство как искусство: (Без предубеждений и поучений) / В.М.Полевой. - М. : Изд. дом, 1995. - 206 с.

150. Полюдова E.H. Визуальная культура и современное художественное образование // Педагогика искусства. - 2012. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2012/Polyudova_2110_2012.pdf

151. Поляков Т. П. Музейная колея, или о методах и технологиях проектирования музейных экспозиций/ Т. П. Поляков // Музей — 2010—№4 —С. 24-36; №5. —С. 18-27.

152. Пригов Д. А. Из жизни инсталляций [Электронный ресурс] / Д.А. Пригов. - Режим доступа: http://www.gif.ru/persona/prigov/

153. Пригожин И. Р. Очеловечивание человека, креативность природы и креативность человека / И.Р. Пригожин // Сб. ст: Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире; отв. ред. Н.К. Удумян. -М.: Наука, 2004. - с. 250.

154. Пригожин И. Р. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с Природой / И.Р. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Едиториал УРСС, 2003. -310 с.

155. ПРОЕКТ «ПЕРМСКИЙ МЕДИА APT» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http 'Л school 136.pem.ru/art/artmedia2.htm/

156. Пронкин Д. Д. Одиссея творчества: к бытийности сущего через осуществление бытия / Д.Д. Пронкин, C.B. Протеина. - Санкт-Петербург: Алтея: Историческая книга, 2005. — 227 с.

157. Прохоров А.М, Российский энциклопедический словарь [Текст] : [В 2 кн.] / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М. : Большая рос. энцикл., 2001 -.

Кн.1 :А-Н.-2001.- 1023 с.

158. Пунин H.H. О Татлитне / H.H. Пунин //Сборник; Коммент. В.И. Ракитина,А.Г. Каминской. - М.: Лит.-худож. агентство "RA", 1994. -125 с.

159. Путин B.B. Выступление на церемонии открытия Новой сцены Мариинского театра [Электронный ресурс]/В.В. Путин. — Режим доступа: http://www.kremlin.ni/transcripts/l 8021

160. Разлогов К.Э. Новые аудивизуальные технологии / К.Э. Разлогов. - М.: «Едиториал УРСС», 2005. - 481 с.

161. Разлогов К.Э. Что такое медиаобразование? / К.Э. Разлогов //Медиаобразование. 2005. № 2. С.68-75

162. Разлогов К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса / К.Э. Разлогов // Языки культур: Взаимодействия / Сост. и отв. ред. В. Рабинович. - М.: РИК, 2002. - С. 24-41.

163. Рапопорт А. В. Нонконформизм остается. Санкт-Петербург-Сан-Франциско/ A.B. Рапопорт. - СПб.: ДЕАН,2002.- 237 с.

164. Розин, В. М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир / В. М. Розин . — 2-е изд . — М. : ЛИБРОКОМ, 2009.-224 с.

165. Ромер Ф. Элитарный бизнес. Искусство покупать [Электронный ресурс]/ Ф. Ромер. — Режим доступа: http://vAvw.gif.ru

166. Российская Академия Художеств (PAX). Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа:Ьйр://гаЬ.ги/

167. Русский инженерный театр «AXE» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.akhe.ru/

168. Савельева A.B. Мини-энциклопедия. Искусство XIX-XX вв. Стили и течения./ Сост.И. Г. Мосин. — Вильнюс: UAB «BESTLARY», 2012.-80 с.

169. Савицкая Т.Е. Визуализация культуры: проблемы и перспективы / Т.Е. Савицкая // Обсерватория культуры : Журнал-обозрение, М., — 2008. - № 2. — С.32-40.

170. Савицкий С.С. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной литературы) / С.С. Савицкий. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 224 с.

171. Савчук В. В. Режим актуальности. [Электронный ресурс] / В.В. Савчук. - Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/savchuk/actual.html/

172. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим flocTyna:http://www.artsacademy.ru/

173. Сапунов Б.М. Медиакультура без культуры? (Что стоит за модным понятием) /Б.М. Сапунов // Высшее образование в России. -2006-№ 12. -С. 138-142.

174. Северюхин Д.Я. «Выставочная проза» Петербурга. Из истории художественного рынка / ДЯ. Северюхин. - СПб., 2003. — 62 с.

175. Словарь терминов изобразительного искусства с иллюстрациями. Художники, скульпторы, архитекторы,фотографы разных стран и веков [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://artdic.ru/

176. Стерлинг Б. Что происходит в Петербурге / Б. Стерлинг// Неофициальная столица: Гид, каких не было: Сб. / Ред.-сост. Андрей Хлобыстин; Отв. ред.Анна Матвеева]. - М.: GIF, 2000. — С. 12 -14.

177. Театр ОсобняК [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://osobnjak.ru/

178. Тезауро Э. Подзорная труба Аристотеля / Э.Тезауро; пер. Е. Коспокович. - Спб.: Алетейя, 2002. - 384 с.

179. Тетерин С. Электро Утопия: мистики и художники в киберпространстве [Электронный ресурс] / С. Тетерин. — Режим доступа: http:// http://www.lib.ru/URIKOVA/TETERIN/eutopia.txt/

180. Тоффлер Э. «Третья волна» [Электронный ресурс] / Э. Тоффлер // Сайт «Библиотка Гумер - Культорология». - Электронные данные. — Режим доступа:

http://vvvm.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toffler/_Index.php

181. Тупицын В. Глазное яблоко раздора: беседы с Ильей Кабаковым / Виктор Тупицын.-Москва: Новое литературное обозрение, 2006. -224с.

182. Тупицын В. Коммунальный (пост)модернизм: русское искусство второй половины XX в. / В. Тупицын. - M.: Ad Marginem, 1998. - 206 с.

183. Тупицын В. Музеологическое бессознательное / В.Тупицын // Художественный журнал. — 1999. - №23. - С.48-52.

184. Туркина О.В., Мазин В. История и критика / О.В. Туркина, В. Мазин // Художественный журнал. — 2003. - №48-49 - С.23-26.

185. Туркина О.В. Репортаж из силиконовой долины современного искусства. /О.В. Туркина// Красный СПб. - 2003 - № 4 - С.49-53.

186. Туркина О.В. Современное искусство в поисках идентичности /О.В. Туркина // Страницы истории отечественного искусства. Конец XIX — XX век. - Выпуск VI. ГРМ, СПб.: Palace Editions, 1999. - С.84-94.

187. Турчин B.C. Образ двадцатого / B.C. Турчин. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 644 с.

188. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. Коллаж. «КРУГОСВЕТ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vmw.kmgosvetru/enc/ku^ra_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstv o/KOLLAZH.html?page=0,0

189. Успенский А.М. Аппликация. [Электронный ресурс]/ А.М.Успенский. - Режим доступа: http://uspensky.narod.ru/

190. Успенский А.М. Искусство: 53 термина и понятия [Электронный ресурс] / А.М. Успенский. - Режим доступа: http://uspensky.narod.ru/

191. Федоров A.B. Терминология медиаобразования /А.В.Федоров // Искусство и образование. — 2000. — С. 33-38.

192. Флеминг Т. Что такое город с креативной экономикой [Электронный ресурс]/ Т. Флеминг. — Режим доступа: http://www.snob.ru/selected/entry/11580

193. Флиер А. Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии [Электронный ресурс]/ АЛ. Флиер // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». -2012 -№ 3. — Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries/

194. ФлиерАЛ. Культурологические науки / А Л.Флиер // Культурология. XX век. Словарь. - СПб.: Университетская книга, 1997. - С 241-246.

195. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей / А. Я. Флиер. - Москва: Согласие, 2010. - 671 с.

196. Флиер АЛ. Постмодерн как поиск новой культуры / АЛ. Флиер // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2006. - № 3, ч. 2. - С. 510.

197. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р.Флорида. - М.: Классика XXI, 2005.-430 с.

198. Формальный театр Андрея Могучего [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://formalnyteatr.ru/

199. Фукуяма Ф. Сильное государство: управление и мировой порядок в XXI в. / Фрэнсис Фукуяма; пер. с англ. О. Э. Колесникова и др.; под общ. ред. О. Э.Колесникова.- Москва: ACT: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. -220с.

200. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; Пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. - М.: ACT; СПб. : Terra fantastica, 2003.-603 с.

201. Хилько. Н.Ф. Аудиовизуальная культура. Словарь (учебное пособие для студентов и аспирантов высших и средних учебных заведений культуры и искусства) // Отв. редактор проф., к.п.н. В.Е. Новаторов. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2000. 149 с.

202. Хилько Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности / Н.Ф.Хилько. - Омск: Издательство Сибирского филиала Российского института та культурологии, 2001. — 118 с.

203. Хлобыстин АЛ. Неофициальная столица: Гид, каких не было: Сб. / Ред.-сост. Андрей Хлобыстин; Отв. ред. Анна Матвеева. - М.: GIF, 2000.-318 с.

204. Хокинс Д. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги / Д. Хокинс. - Москва: Финансовая корпорация "Открытие", 2011. — 253 с.

205. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т.Адорно. — М.: Медиум; СПб.: Ювеита, 1997. -312 с.

206. Художники и журналисты записали обращение в поддержку арт-группы "Война" [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://Ienta.ru/news/2010/12/17/voina/

207. Центр развития творческих индустрии [Электронный ресурс -Режим доступа: http://www.creative-industries.spb.ru'

208. Центр Современного искусства Сергея Курёхина [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kuryokhin.net/ru/center/czentr-sergeya-kuryoxina.html/

209. Шамшин Л.Б. Аудиовизуальная культура. Т. 1 /Л.Б. Шамшин // Культурология. XX в. Энциклопедия. — СПб.: Алетея, 1998. — С. 41- 46.

210. Шехтер Т.Е. Искусство как реальность. Очерки метафизики художественного / Т. Е. Шехтер. - СПб.: Астерион, 2005. - 258 с.

211. Шехтер Т.Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда): Исторические очерки / Т. Е. Шехтер // Петербургские чтения. Вып. 3. — СПб.: 1995.-135 с.

212. Ширяев Д. Пространство. «Ткачи» [Электронный ресурс]/ Д.Ширяев. — Режим доступа: http://artl.ru/architecture/prostranstvo-tkachi/.

213. Шкуренок Н.В. Сцена вторая [Электронный ресурс]/Н.В. Шкуренок // Итоги. №05/869 (04.12.13) /Искусство и культура/ Культура. - Режим доступа: http://www.itogi.ru/kultura/2013/5/186670.html

214. Шопенгауэр А. О четверояком корне... / А.Шопенгауэр// Мир как воля и представление, т. 1. Критика кантовской философии; послесл. и примеч. Б.В. Мееровского, И.С. Нарского. - Москва: Наука, 1993. — 670 с.

215. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике / У.Эко. — СПб.: Апетейя, 2003. — 256 с.

216. Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир/Дж. Элкинс//пер с англ. — Вильнюс: ЕГУ, 2010. - 534 с.

217. «Эрарта». Музей и галереи современного искусства. О музее [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.erarta.com/about/

218. «Эрмитаж 20V21» Современное искусство в главном штабе[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gif.ru/projects/hermitage-20-21 /

219. Энгельмейер П.К. Теория творчества / П.К. Энгельмейер. - СПб.: Образование, 1910. - 208 с.

220. Яковлев В. А. Философия творчества в диалогах Платона / В. А. Яковлев // Вопросы философии. — 2003 - № 6. - 142—154.

221. Яшанова Е. «Невзятая высота» / Е. Яшанова // Вокруг света. — 2010.—№ 12(2843). —С. 22-25.

222. Academy of fine arts Vienna. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akbild.ac.at/

223. Akademie der Bildenden Künste München. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим flocryna:http://www.adbk.de/

224. AL Gallery. Галерея современного искусства [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.album-gallery.ru/index.php?p=27/

225. Announcement Manifesta 10 [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://manifesta.org/2013/02/announcement-manifesta-10/

226. CYLAND Медиа Арт Лаборатория [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.cyland.ru/site/

227. D.H.KAHNWEILER AND ON "CUBISM"[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.peterbrooke.org.uk/a&r/Du%20Cubisme/Part%200ne/kahnweil er.html

228. Die Kunstakademie Düsseldorf. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kunstakademie-duesseldorf.de

229. DoTheatre Physical and Dance theatre [Электронный ресурс]. —

Режим доступа: http://www.dotheatre.com/

230. Graduate School of Chinese National Academy of Arts. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим flocTyna:http://www.gscaa.cn/en/node_518665.html

231. History of Musashino Art University 1929-2009 . About MAU. Официальный сайт[ Электронный ресурс]. - Режим flocTyna:http://www.musabi.ac.jp/english/outline/history/

232. Krasnoyarsk International Media Art Festival [Электронный ресурс]

— Режим доступа: http://www.artmediafestival.ru/

233. Royal Academy of Arts. Официальный сайт [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.royalacademy.org.uk/

234. Tama Art University. Официальный сайт[Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.tamabi.ac.jp/

235. Tatlin's Tower and the World. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.tatlinstowerandtheworld.net/index.htm\

236. TDM - сценическое оборудование. Новая (малая) сцена Александринского театра [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://theatreworks.ru/ru/stage?id_project=124&switch_to=video

237. The Akademie der Kunste (Academy of Arts). Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим flocTyna:http://www.adk.de/en/academy/academy/index.html

238. The Lalit Kala Akademi (National Academy of Fine Art). Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lalitkala.gov.in/

Литература па иностранных языках

239. Amin A. and Thrift N. 2002. Cities: Reimagining the Urban. Cambridge: Polity Press, 2002. -184 p.

240. Bell C. The Aesthetic Hypothesis // Art in Theory/ 1900-1990. An Anthology of Changing Ideas / Ed. by Ch. Harrison, P. Wood. - Oxford; Cambridge, Mass., 1992.1214pp.

241. Bianchini F., Ghilardi Santacatterina L . Culture and Neighbourhoods: A Comparative Report/ Strasbourg: Council of Europe, 1997.

242. Florida. R. Who's Your City? : How the Creative Economy Is Making Where to Live the Most Important Decision of Your Life. - Basic Books, 2008.

243. Gombrich E. H. Norm and Form: the Stylistic Categories of Art History and their Origins in Renaissance Ideals // Gombrich E. H. Norm and Form. Studies in the Art of the Renaissance. - London; New York: Phaidon, 1966.- 169 p.

244. Julian Stallabrass - Art Incorporated: The Story of Contemporary Art Oxford University Press, 2005 - 240 p.

245. Martina Baum, Kees Christiaanse. City as Loft .Adaptive Reuse as a Resource for Sustainable Urban Development gta Verlag Zurich 2012 (Hrsg.) English, Hardcover, 360 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.