Национальное сознание адыгов в контексте культурно-исторических процессов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Ахмедов, Алим Артурович
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 169
Оглавление диссертации кандидат наук Ахмедов, Алим Артурович
Содержание
Введение
Глава 1. Национальное сознание адыгов как предмет культурологического исследования
1.1. Нация как суверенная историческая общность: развитие концептуальных представлений
1.2. К вопросу о времени и географическом ареале формирования адыгской идентичности
1.3. Модели развития национального сознания адыгов в контексте культурно-исторических процессов в XVIII - XIX вв
Глава 2. Культура и социальное пространство: к вопросу о генезисе современной адыгской идентичности
2.1. Культурная основа адыгской этничности
2.2. Социокультурная автономия как фактор развития политического сознания адыгов в конце XIX - первой половине XX вв
Глава 3. Проблемы формирования национального сознания адыгов в контексте культурно-исторических процессов в XX - XXI вв
3.1. Проблемы адыгской идентичности на современном этапе
3.2. Вектор развития российской государственности и перспективы адыгской идентичности
3.3. Этническая общность как национальная идея: кризис культуры как фактор этнического национализма
3.4. Адыгская идентичность в культурологической перспективе
Список использованных источников и литературы
с. 147-168
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов2003 год, кандидат философских наук Ашхамахов, Руслан Хамедович
Соотношение национального и этнического в культуре адыгейского народа2004 год, доктор философских наук Овсянникова, Татьяна Анатольевна
Личность в традиционной культуре адыгов2004 год, доктор философских наук Ляушева, Светлана Аслановна
Социокультурное пространство причерноморских адыгов (шапсугов) в условиях модернизации российского общества2013 год, кандидат наук Набокова, Лариса Вячеславовна
Этническая и гражданская идентичность в контексте межэтнической толерантности2008 год, кандидат социологических наук Рыжова, Светлана Валентиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальное сознание адыгов в контексте культурно-исторических процессов»
Введение
Актуальность проблемы. Современный мир характеризуется обострением национальной, этнической, цивилизационно-культурной проблематики в жизни государств и обществ. В условиях глобализации специфика государственного и социального развития определяется взаимосвязью политического суверенитета с экономическими основами жизни общества и состоянием его культуры.
Особого внимания заслуживают вопросы формирования национального сознания, его взаимосвязь с этничностью, проблемы российской идентичности в условиях адаптации к новым социально-экономическим и социокультурным реалиям, роль в данных процессах таких факторов как состояние информационной среды и культурное наследие.
В данной связи важное научное и общественное значение имеет изучение особенностей формирования этнического и национального сознания народов Северного Кавказа. С учетом исторической динамики социально-экономических и культурных трансформаций в указанном регионе, одним из актуальных направлений подобных исследований является изучение вопросов, связанных с национальным сознанием дисперсной этнокультурной общности адыгов.
Хотя данная тематика интересна в различных аспектах, мы полагаем целесообразным проводить подобное исследование в рамках культурологического анализа. Это объясняется тем, что социокультурная динамика особенно явно отражает взаимодействие индивидуального и массового сознания с социально-экономическими процессами и информационной средой, поэтому может служить индикатором состояния и тенденций развития той или иной общности. Способствуя лучшему пониманию происходящего, подобное исследование может повысить эффективность прогностических и когнитивных возможностей, важных для культурологии и современной гуманитарной науки и образования в целом.
Степень научной разработанности.
Взаимосвязь культуры и национального сознания, в её различных аспектах, является одним из ключевых вопросов большого количества различных исследований. Для нашей работы особое значение получили взгляды и аргументы таких авторов как Э. Геллнер, Э. Хобсбаум, Б. Андерсен, Э. Смит, Н. Элиас, уделявших внимание вопросам формирования наций, становления и развития национального сознания, связи этих процессов с этничностью, с представлениями о цивилизации, с социально-экономическим устройством и его динамикой.
В работах указанных исследователей наше внимание привлекли прежде всего вопросы о роли представлений и дискурсов властных элит и интеллектуалов в формировании национального сознания, а также механизмы утверждения этого сознания в обществе и их культурный компонент. В частности, движение от государства к единому культурному пространству в этатическом национализме и от общей культуры к общему государству в этническом национализме (Э. Геллнер), роль массового образования и информационных технологий в формировании и распространении национального дискурса (Б. Андерсен, Э. Геллнер), значение этносимволизма (Э. Смит) и изобретения традиций (Э.Хобсбаум и Т. Рейнджере), роль элит в формировании культурного пространства и идентичности масс в условиях глубоких трансформаций общественного устройства (Э. Геллнер, Н. Элиас).
Во взглядах Э. Геллнера для нас также особое значение имеет обоснование уникального характера современного процесса модернизации и глобализации, его тесная связь с рядом дискурсов сознания, приобретших, во взаимосвязи с экономическими и мировоззренческими трансформациями, ключевое значение для превращения человеческой ойкумены в мир национальных государств. В данном отношении мы также опирались на выводы таких авторов как М. Вебер, А. Тойнби, Ф. Бродель, Э. Балибар, И. Валлерстайн и некоторых других. Определённое значение для нашего
исследования имели обзоры зарубежных концепций нации и национализма
B.В.Коротеевой, К. Калхоуна и М. Мишевича, обзоры зарубежных антропологических теорий и этнологических концепций В.А.Белик и
C.В.Лурье.
Среди отечественных авторов мы опирались в первую очередь на исследование семиосферы национального дискурса М.Ю.Тимофеева, обобщающее результаты работ зарубежных и российских специалистов по вопросам специфики процессов формирования и развития национального сознания. Определённое значение для нашего исследования имели обзор советской этнографической мысли Э.Г.Александренкова, исследования по социологии культуры Л.Г.Ионина и А.В.Матецкой.
Что касается вопросов формирования национального сознания конкретно адыгов, то существующие работы касаются преимущественно современного периода. Мы, в частности, использовали выводы таких авторов как Г. Дерлугьян, И.Л.Бабич, Ч. Брам, а также исследования более общего характера, посвященные проблемам формирования идентичности народов России, в работах Р. Брубэйкера, С.Ю.Ивановой, В.А.Шнирельмана,
A.Г.Здравомыслова, А.И.Миллера, И.В.Олейниковой, С.В.Рыжовой,
B.А.Тишкова, А.А.Цуциева и др. Исключением является статья Ч. Кинга, посвященная роли британцев в формировании черкесского национализма в XIX веке.
В то же время, существует большой пласт посвященных адыгской идентичности исследовательских работ, в которых она рассматривается одновременно и как этническая, и как национальная. В нашей работе мы опирались на сведения и выводы, содержащиеся в исследованиях Б.Г.Ашхотова, Б.Х.Бгажнокова, З.Бесленея, Р.Ж.Бетрозова, А.Х. и З.Х.Бижевых, А.Х.Борова, К.Ф.Дзамихова, З.Я.Емтыль, В.Х.Кажарова, З.П.Кардангушева, Дж.Н.Кокова, Т.Х.Кумыкова, Б.К.Мальбахова, З.М.Налоева, Н.А.Нефляшевой, А.Д.Панеш, М.В.Покровского, Ю.В.Чирга, Л.Х.Шауцуковой и других авторов. Отдельного упоминания заслуживает
такое посвященное прошлому и настоящему адыгов издание как «Адыгская (черкесская) энциклопедия». Важное значение для нашего исследования имели также посвященные различным аспектам этнической и социальной истории адыгов работы В.А.Дмитриева, Я.А.Гордина, А.В.Сивера, Л.Д.Федосеевой.
Однако в целом пока не существует комплексных исследований, которые бы раскрывали перипетии взаимосвязи содержания культурно-исторических процессов с этнической идентичностью адыгов, а также время и обстоятельства проявлений в прошлом того, что можно было бы назвать национальным сознанием этого народа. Более того, в настоящее время в адыговедении скорее преобладает тенденция рассматривать адыгскую культуру и адыгскую идентичность как нечто статично-древнее, не подверженное динамике вплоть до критических процессов новейшего времени. Противоречивость подобной позиции очевидна в самом содержании многих адыговедческих работ, особенно в отношении вопросов истории государственных институтов, социокультурной динамики и отличий этнической идентичности от национальной.
Поэтому в своей работе мы стремились, с одной стороны, разграничить концепты «нации» и «этноса», с другой - определить, что из себя представляет адыгское национальное сознание и как оно связано с этнической идентичностью, в прошлом и настоящем. Подобный подход предопределил структуру работы и постановку проблем, до сих пор не становившихся предметом целенаправленного изучения в адыговедении либо затрагивавшихся косвенно или в частных аспектах.
Методологической основой и принципом нашего исследования явился мулътидисциплипарный подход. Использование современных методов позволяет продуктивно осмыслить генезис общественного сознания адыгов, а также представить новые модели его эволюции в ходе исторического развития.
Как за рубежом, так и в России содержание понятий «нация» и «этнос», а также вопросы соотношения национального сознания и этничности остаются предметом острых дискуссий. Такое положение дел предопределило наше стремление определить смыслы концептов «нация», «этнос», «цивилизация» и «культура» на основании существующих в мировой и отечественной науке подходов и культурно-исторического материала. Важность данных концептов для адыговедения определяется их актуальностью в России и мире, связью с активно развивающимися событиями и процессами глобального значения. Это объясняется тем историческим содержанием, которое стоит за указанными понятиями.
С опорой на принципы семиотического исследования, на основании анализа содержания источников, мы попытались дифференцировать содержание имён «адыги» и «черкесы», выявив их взаимосвязь с этнической идентичностью и национальным сознанием. Благодаря культурно-историческому подходу нам удалось обозначить аксиологическую значимость для социальных процессов таких концептов как хабзэ, хэку, напэ, пэмыс, г{1ыхугъэ, адыгагьэ, жылэ и др. Эти понятия традиционно служили маркерами коллективной и личной идентичности адыгов и продолжают занимать важное место в общественном сознании в настоящее время. Раскрывая взаимосвязь их семантической динамики с историческими процессами, с характером социально-экономических трансформаций и культурных изменений, мы смогли приблизиться к лучшему пониманию основ самоидентификации адыгов, принципов и форм этого процесса в прошлом и настоящем.
Теоретической базой нашего исследования стали труды представителей школы культурно-исторического подхода в психологии (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, М. Коул), антропологические исследования факторов обособления этнокультурных сообществ Ф. Барта, социологические и культурологические концепции П. Бурдье (теория габитуса, топология социального пространства), концепция семиосферы Ю.М.Лотмана,
концепция нацаосферы М.Ю.Тимофеева, исследования адыгской этической культуры Б.Х.Бгажнокова, концепция «цивилизации лектона» Х.Г.Тхагапсоева, исследование X. Карнера о соотношении роли и места этничности в современной повседневности. На наше понимание исследуемой проблематики оказали влияние те или иные аспекты концепции дискурса М. Фуко, дискурсивно-аналитического подхода Э. Сайда, исследований Т.М.Дридзе в области семасиологии, а также суждений о культуре К. Леви-Стросса, Ю. Асояна и ряда других авторов.
Источннковая база исследования делится на:
- сборники архивных документов;
- записки и мемуары путешественников и участников тех или иных исторических событий;
- публикации, отражающие динамику объекта исследования в настоящее время.
В истории адыгов можно выделить эпоху относительной политической самобытности, завершившейся с присоединением к Российской империи во второй половине XVIII - XIX столетиях. При анализе данного периода мы опираемся на известные источники, значительная часть которых была опубликована либо переиздана в последние два десятилетия: свидетельства путешественников, документальных архивов, российскую и европейскую публицистику XIX века.
Основные исторические сведения предоставляют опубликованные документы из российских дипломатических и административных архивов (сборники «Кабардино-русские отношения», «Кавказ и Российская империя...», «Кабарда: история и фамилии»), свидетельства состоявших на российской службе военных и ученых, как непосредственно посещавших и исследовавших регион в XVIII - XIX в.в., так и адыгов по происхождению (К.И.Гильденштедт, С.Н.Броневский, П.С.Паллас, Г.-Ю.Клапрот, С. Хан-Гирей, Ш. Ногмов, А.-Г.Кешев, А.П.Ермолов, Ф.Ф.Торнау. Л.Я.Люлье, Н.И.Дубровин, К.Ф.Сталь, Н.И.Карлгоф, К.А.Чхеидзе и др.). А также
сведения зарубежных путешественников и исследователей, как включенные в состав ряда антологических сборников, так и опубликованные отдельно (сборники «Античные источники о народах Северного Кавказ», «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв.», «Ислам и советское государство» и т.д., издания записок Э. Челеби, Э.Спенсера, Дж. Бэлла, Г. де Монпере и других авторов).
В отношении диаспоры, помимо исследовательских работ А.А.Ганич, А.В.Кушхабиева, М. Хафице, затрагивающих и современный период, актуальная информация по вопросам идентичности представлена в работах М. Ширдиевой, Б. Утижева, Ш. Хавжоко, Х.Х.Кауфова, в некоторых публикациях СМИ, а также была нами почерпнута при личном общении с представителями адыгской (черкесской) диаспоры из разных стран.
Отдельно можно отметить проведенный нами анализ известных сборников фольклорных материалов, устные консультации с исследователями фольклора и личное общение с представителями интеллигенции и вовлечённой в общественную активность молодёжи.
При анализе указанных групп источников целью являлось выявление коннотативов понятий «нация», которые бы свидетельствовали о воззрениях и представлениях носителей адыгской идентичности в тот или иной исторический период.
Гипотеза исследования: понятие о национальном сознании подразумевает дискурс представлений о политическом суверенитете той или иной человеческой общности, обладающей либо стремящейся обладать собственной государственностью. Основанием для формирования и развития национального сознания служат как ментальные абстракции, так и реальные практики социальных отношений, в которых важную роль играет фактор экономических ресурсов. Формы и способы организации и проявления национального дискурса тесно связаны с культурой, как фактором сознания, или, другими словами, как фактора восприятия и отношения к действительности [152].
В определённом географическом ареале на территории Кавказа, в условиях относительной политической и социокультурной автономии, на определённом историческом этапе сформировались предпосылки для проявления национального сознания у носителей адыгской идентичности. Его развитие, трансформации и проявления связаны с переплетением или контекстом комплекса обстоятельств исторических процессов нового и новейшего времени. Фактором и средой проявления последствий данных процессов выступает пространство культуры и идентичности.
По мере вхождения в контекст глобализации, адыгская идентичность кристаллизовывалась как в первую очередь идентичность этнокультурная. В то время как связанное с ней национальное сознание европеизировалось, в той или иной мере превращаясь из повседневной практики отношений в виртуальный дискурс воображаемого сообщества.
На сегодняшний день, на фоне общемирового кризиса социальности, имеет место проблематизация традиционной адыгской идентичности, наблюдается рост этнического национализма и других явлений, негативных по своим последствиям для индивидуальной и общественной жизни. В то же время, происходят процессы, связанные в том числе с цивилизационным и национальным сознанием, которые, вовлекая в свое поле носителей адыгской идентичности и её самое как ментальную реальность, ведут к развитию новых форм государственности и общественного устройства. Критически важным в таких условиях является наличие диалога - фактора переобретения целостного сознания человечности в эпоху постпостмодернизма.
Объект исследования: генезис и трансформации национального сознания адыгов в контексте культурно-исторических процессов.
Предмет исследования: социокультурная детерминированность формирования и проявления национального и этнического сознания адыгов в прошлом и настоящем.
Цель исследования: изучение роли культуры в формировании национального и этнического сознания адыгов в исторической динамике,
попытка создания модели эволюции общественного сознания адыгов, отвечающей состоянию современного гуманитарного образования и культурологической науки.
Задачи исследования:
- изучить и обобщить данные зарубежных и отечественных исследований, раскрывающих понятия национального, культурного и этнического в качестве категорий цивилизационных процессов;
- изучить процессы формирования национального и этнического сознания адыгов в исторической динамике;
- представить соотношение проблем этнического и национального сознания с гражданской идентичностью современных адыгов, их взаимосвязь с факторами культуры;
- определить перспективы исследуемой проблематики в контексте актуальных процессов.
Научная новизна определяется целью и задачами исследования и заключается в следующем:
- обоснована роль культуры как медиатора процессов социально-экономических и политических трансформаций в истории адыгов, выявлена взаимосвязь адыгской идентичности со спецификой конкретно-исторических условий социогенеза;
- впервые предложено культурологическое объяснение причин национализации адыгской этничности, выявлены различия в социокультурных основаниях этнокультурной общности и национальной идентичности;
- впервые поставлен вопрос о соотношении традиционного и посттрадиционного факторов в формировании этнического и национального сознания адыгов с точки зрения культурологической перспективы;
- обоснована необходимость формирования новой российской идентичности на цивилизационных началах в интересах нейтрализации
негативных тенденций дезинтеграции государства и последующей гуманитарной катастрофы.
Теоретическая значимость работы определяется постановкой и рассмотрением ряда проблемных положений:
о культурной обусловленности адыгской идентичности и темпоральном характере современной адыгской этничности;
- о детерминированности национального сознания адыгов культурно-историческими процессами, примате традиционной культурной идентичности по отношению к национальному сознанию;
- о взаимосвязи формирования сознания адыгской общности со специфическим социально-экономическим и социокультурным укладом в прошлом и о виртуализации данного процесса в настоящем;
- о критическом переходном состоянии адыгской идентичности как аспекте общероссийских и общемировых тенденций в гуманитарной сфере.
Практическая значимость исследования заключается в подтверждении ряда теоретических положений и практических выводов в области культурологии и других гуманитарных наук, успешной реализации междисциплинарных методов исследования, а также в возможности использования содержания диссертации как части учебных дисциплин и специальных курсов в высших учебных заведениях. В частности, таких, как «История и культура народов Северного Кавказа», «Традиционная культура народов Северного Кавказа», «Социология культуры» и др.
Кроме того, материалы работы могут быть использованы для выработки практических рекомендаций по проведению научных исследований, общественно-политических мероприятий в сфере межнационального диалога, сохранения и развития этнокультурного наследия, обеспечения гражданского единства народов Российской Федерации.
Положения, выносимые на защиту:
- национальное сознание представляет собой ментальную реальность, генерируемую полем культуры во взаимосвязи с актуальным социальным укладом, обусловленную состоянием информационной среды и инфраструктурой общественных связей и основанную на представлении о политическом суверенитете и исторической субъектности той или иной общности;
- современный национальный дискурс формировался в русле европейского цивилизационного развития и распространялся в ходе глобализации, в контексте кардинальных социальных, культурных, экономических и политических трансформаций, вступая во взаимодействие с другими цивилизационными традициями и культурами;
- понятие о «национальном сознании» имеет как партикулярное, так и универсальное измерения, так как может относиться не только к ментальности, подвергшейся воздействию европейского цивилизационного дискурса, но и употребляться в качестве экспликативного либо компаративного научного определения;
- в самобытном прошлом адыгской общности, у определённых социальных страт, можно обнаружить предпосылки формирования и собственно проявления сознания политического суверенитета, сопоставимого с национальным;
- современная адыгская идентичность носит этнокультурный характер и основана на наследии самобытного социокультурного развития;
- усвоение представлений о «нации» в контексте европейской цивилизационной традиции среди адыгов происходило постепенно, по мере интеграции элит, а затем народной массы в соответствующее информационное пространство;
- сочетание этнического и национального сознания в адыгской среде обусловлено воздействием ментальной реальности глобальной нациосферы и особенностями национальной политики советского государства;
- активизация этнического национального дискурса в конце XX века в адыгской среде обусловлена спецификой глобальных процессов в социальном и информационно-культурном пространстве;
- национальная идентичность современных адыгов сочетает в себе гражданское и этническое измерения, усиление влияния этнического национализма происходит в меру социальной неудовлетворённости, проявляющейся также в кризисе традиционной этнокультурной идентичности;
- большую роль в связанных с адыгской идентичностью процессах играет хабзэ — в прошлом тотальный универсум культуры, превратившийся к настоящему времени в комплекс специфических черт менталитета и ситуативных культурных практик;
- ключевое значение для будущего адыгской идентичности имеет вопрос о векторе дальнейшего развития российской государственности;
тенденции глобального общества позволяют рассматривать коллективные формы сознания современных адыгов как формы и инструменты приспособления к меняющемуся миру.
Апробация результатов исследования:
Основные положения диссертации, её концептуальность, методы научных изысканий и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры культурологии СКГИИ.
Положения и результаты диссертационного исследования были освещены в материалах VI Международной научно-практической конференции «Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития» (г. Махачкала, 17.01.2014 г.), XXXII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (г. Новосибирск, 20.02.2014 г.), X Международной научно-практической конференции «Традиционные общества: неизвестное прошлое» (г. Челябинск, 21-22.04.2014 г.).
Структура исследования. Работа состоит из Введения, трех Глав, Заключения и Списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Национальное сознание адыгов как предмет культурологического исследования
1.1. Нация как суверенная историческая общность: развитие концептуальных представлений
Изначально слово пайо (лат.) означало происхождение, но уже в период римских завоеваний оно ассоциировалось с культурой, как состоянием верований, уклада жизни, нравов и обычаев населения той или иной страны [88; 248]. Такого рода представления отчетливо проявляются в описаниях народов как коллективных социально-политических и культурных феноменов, обладающих набором специфических уникальных черт [3; 79]. Особость представителей той или иной общности воспринималась как атрибут культурного или политического суверенитета. В таком значении смыслосфера паНо была воспринята средневековой христианской Европой [79, с. 14; 255, с. 9]. Затем развитие представлений о нагцш в условиях идеологических (мировоззренческих), культурных и социально-экономических трансформаций привело к разработке развёрнутых теоретических концепций. Особую роль сыграло взаимодействие концепта нации с представлениями о культуре и цивилизации.
По мнению исследователей, в новое и новейшее время европейские общества объединяет контекст понимания цивилизации, культуры и национальности как универсальных категорий с определённым содержанием [132; 269]. Н. Элиас полагает, что субъективное представление о цивилизации и культуре, выработанное придворными обществами и интеллектуалами ведущих европейских держав XVII - XVIII вв., стало национальным сознанием европейцев (Запада) [269]. Уникальную взаимосвязь современного национального дискурса с контекстом и этапами
развития социальной и экономической истории Европы подчёркивают и другие авторы: М. Вебер, Э. Хобсбаум, Б. Андерсен, Ф. Хэйес, Э. Кедури, Л. Гринсфельд и др. [136; 170; 255; 289]. Такие разные исследователи как И. Валлерстайн, Э. Геллнер, Э. Гидденс, А. Тойнби каждый по-своему отмечают указанную взаимосвязь как аспект истории идеологических (мировоззренческих), культурных и социально-экономических трансформаций в странах Запада, приведших к формированию современного типа общества [98; 131; 214; 241].
Для нас важно выделить устойчивые семантические атрибуты, если не сказать, ядерные элементы, концептов цивилизация, культура и национальность. Последовательно их можно, квинтэссируя, выразить как гражданственность, человечность и государственность [221; 233; 248]. Под гражданственностью при этом понимается взаимосвязь идентичности со спецификой общественного уклада, состоянием социальной среды и культуры, под человечностью - идеалистически мотивированное отношение человека и общества к самому себе и окружающим, под государственностью - наличие политического суверенитета у той или иной социокультурной общности.
Национальное сознание, как сознание политической суверенности, может распределяться между социальными группами в зависимости от их символических и практических статусов, политических и экономических позиций. Его распространение осуществляется посредством взаимодействия интеллектуальных дискурсов с властными режимами и влиятельными кругами, коррегируя с этнической либо социально-стратовой идентичностью. Восприятие формирующего национальное сознание воздействия предопределяется культурным состоянием (фондом), в свою очередь, связанном с состоянием информационной среды и социокультурных институтов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Этническая идентификация черноморских адыгов-шапсугов, XVIII-XX вв.2001 год, кандидат исторических наук Сивер, Александр Викторович
Социокультурная адаптация косовских адыгов-репатриантов в Республике Адыгея2009 год, кандидат социологических наук Шадже, Азмет Аскерович
Бурятские этнокультурные процессы в условиях трансформации российского общества: 1990-е - 2000-е гг.2009 год, доктор исторических наук Амоголонова, Дарима Дашиевна
Этническое самосознание молодежи в условиях исторического межэтнического взаимодействия: На материале исследования коренных этносов Северного Кавказа2001 год, доктор психологических наук Иванова, Анна Алексеевна
Формирование национального самосознания в условиях государственного строительства Таджикистана2010 год, доктор философских наук Джононов, Саидамир
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ахмедов, Алим Артурович, 2014 год
Литература
73. Абазины: Историко-этнографический очерк / Отв. ред. Л.З.Кунижева. — Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1989. — 240 с.
74. Абазов, А.Х. Трансформация системы композиций кабардинцев в конце XVIII - первой половине XIX в.: автореф. дне. ... канд. ист. наук: 07.00.07 / Абазов Алексей Хасанович. - М., 2008. - 23 с.
75. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А.Абульханова - Славская. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
76. Агрба, Б.С. «Островная» цивилизация Черкесии. Черты историко-культурной самобытности страны адыгов / Б.С.Агрба, С.Х.Хотко. - Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2004. - 48 с.
77. Аджигиреев, A.A. Лидеры и этапы становления Международной Черкесской ассоциации [Электронный ресурс] / А.А.Аджигиреев // Сайт Международной черкесской ассоциации. - 2011. - 21 октября. - Режим доступа: http://intercircass.org/?p=4665
78. Адыгская (Черкесская) энциклопедия / М.: Фонд им. Б.Х.Акбашева, 2006 г. - 1248 с.
79. Александренков, Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? // Э.Г.Александренков // Этнографическое обозрение. - 1996. - № 3. - С. 13-22.
80. Алишаев, М. Чеченское чудо Рамзана Секреты превращения чеченцев в политическую нацию [Электронный ресурс] / Мансур Алишаев, Тимур Юсупов // Сайт Федеральной лезгинской национально-культурной автономии. - 14 марта 2013. - Режим доступа: http://flnka.ru/main/1640-chechenskoe-chudo-ramzana.html
81. Андерсен, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Бенедикт Андерсен; пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С.Баньковской. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001.-288 с.
82. Анчабадзе, Ю.Д. Сельский сход в системе властных отношений в постреволюционном адыгском ауле (1920-е гг.) [Электронный ресурс] / Ю.Д.Анчабадзе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. - 2011. - № 2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/ri/selskiy-
shod-v-sisteme-vlastnyh-otnosheniy-v-postrevolyutsionnom-adygskom-aule-1920-e-gg#ixzz2ipQvX6hP
83. Арапов, Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII — начало XX вв.) / Д.Ю.Арапов. - М.: МПГУ, 2004. - 288 с.
84. Арутюнов, С.А. Заключение РАН об этнониме Черкес и топониме Черкесия [Электронный ресурс] / Сост. С.А.Арутюнов, утв. В.Ю.Зорин. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН. - 2010. Режим доступа: http://natpress.net/index.php?newsid=4874.
85. Арутюнян, Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание / Ю.В.Арутюнян //СоцИс. - 1990. - № 7. - С. 42-49.
86. Асланов, Л.А. Культура и власть. Философские заметки / Л.А.Асланов. - Кн. 1. - М.: Издательство ИТРК, 2001. - 496 с.
87. Асланова, Л.Х. Социальные отношения у адыгов в концепции профессора Т.Х.Кумыкова [Электронный ресурс] / Л.Х.Асланова, П.А.Кузьминов // Архивы и общество. - 2008. - № 7. - Режим доступа: http://archivesjournal.ru/?p=l 281
88. Асоян, Ю. Историография концепта «cultura» / Ю.Асоян,
A.Малафеев // Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины XIX - начала XX веков. - М., 2000. - С. 29-61.
89. Аствацатурян, Э.Г. Оружие народов Кавказа / Э.Г.Аствацатурян. - СПб.: Атлант, 2004. - 432 с.
90. Афасижев, Т.И. Глобализация в восприятии адыгского этноса: опыт социологического исследования [Электронный ресурс] / Т.И.Афасижев,
B.Н.Нехай // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2012. -№ 1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/ri/globalizatsiya-v-vospriyatii-adygskogo-etnosa-opyt-sotsiologicheskogo-issledovaniya#ixzz2ipOQVAIc
91. Ашхотов, Б.Г. Феноменология кавказской этномузыкальной идентичности в парадигме «Восток - Запад» / Б.Г.Ашхотов // PAX SONORIS. -Вып. VI.-2012.-С. 31-38.
92. Ахиезер, А.И. Культурные основы этнических конфликтов / А.И.Ахиезер //ОНС, 1994. - №4. - С.115-125.
93. Ахмедов, A.A. К вопросу об использовании иноязычных лексем в религиозно-культурной сфере кабардинского языка / А.А.Ахмедов // Культура, искусство, образование на рубеже веков; сборник работ студентов и аспирантов СКГИИ. - Вып. 3. - Нальчик: 2009.
94. Бабич, И.Л. Черкесская идеология, ислам и культурная глобализация на современном Северном Кавказе [Электронный ресурс] / И.Л.Бабич // Режим доступа: http://www.nirsi.ru/137
95. Багапш, Н.В. Формирование этнической мозаики Абхазии / Н.В.Багапш // Бюллетень Владикавказского института управления. - 2006. -№20.-С. 82-118.
96. Бакиев, А.Ш. Адыгская цивилизация: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07 / Бакиев Амур Шодиевич. - Нальчик., 1997. - 29 с.
97. Балагова - Кандур, JI.X. Адыгская литературная диаспора. История. Этнодуховная идентичность. Поэтика: автореф. дис. ... д-ра филолог, наук: 10.01.02 / Балагова - Кандур Любовь Хазреталиевна. - М., 2009. - 55 с.
98. Балибар, Э. Раса, нация, класс: двусмысленные идентичности / Этьенн Балибар, Иммануил Валлерстайн; пер. с англ. И.Кефал, П.Хицкого при участии А.Маркова. - М.: Лого2, 2004. - 285 с.
99. Барт, Ф. Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий / Сборник статей под ред. Ф. Барта. - Пер. с англ. И. Пилыцикова. - М.: Новое издательство, 2006. - 200 с.
100. Бгажноков, Б.Х. Адыгский этикет / Б.Х.Бгажноков. - Нальчик: Эльбрус, 1978.-160 с.
101. Бгажноков, Б.Х. Адыгская этика / Б.Х.Бгажноков. - Нальчик: Эль-Фа, 1999.-96 с.
102. Бгажноков, Б.Х. Древние боги адыгов / Б.Х.Бгажноков // Газета Юга. - 2003. - 7 августа - № 32 (493).
103. Бгажноков, Б.Х. Инал - основатель княжеских династий Черкесии / Б.Х.Бгажноков // Кабардино-балкарская правда - 2007 - 4 июня.
104. Бегеулов, P.M. Народы Центрального Кавказа в XVII - первой четверти XIX в.: этнополитические аспекты взаимоотношений: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02 / Бегеулов Рустам Маратович. - СПб., 2005. - 365 с.
105. Бейтуганов, С.Н. Восстание крестьян в Кабардино-Балкарии в 1928-31 годах. Исторический очерк / С.Н.Бейтуганов // Советская молодежь. -1991.-2, 9, 16 августа.
106. Бейтуганов, С.Н. Кабарда: история и фамилии / С.Н.Бейтуганов. - Нальчик: Эльбрус, 2007. - 785 с.
107. Бейтуганов, С.Н. Кабарда и Ермолов. Очерки истории / С.Н.Бейтуганов. - Нальчик: Эльбрус, 1993. - 304 с.
108. Белик, A.A. Психологическая антропология: история и теория / А.А.Белик. - М.: Росийская академия наук. Институт этнологии и антропологии им. H. Н. Миклухо-Маклая, 1993. - 191 с.
109. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П.Бергер, Т.Лукман; пер. с англ. Е.Руткевич. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
110. Берзедж, Н. Изгнания черкесов (причины и последствия) / Н. Берзедж; пер. с турец. Н.Хуажева, М.Губжоков. - Майкоп: РИПО «Адыгея», 1996.-224 с.
111. Беров, Х.Ж. Дамалеево восстание по устным и историческим источникам / Х.Ж.Беров // Актуальные вопросы кабардино-балкарской фольклористики и литературоведения. - Нальчик, 1986. - С. 65 - 78
112. Бетрозов, Р.Ж. Этническая история адыгов. С древнейших времён до XVI века / Р.Ж.Бетрозов. - Нальчик: Эльбрус, 1996. - 247 с.
113. Бижев, А.Х. Социально-экономический строй народов Центрального и Северо-Западного Кавказа в годы Кавказской войны (по материалам российской разведки) / А.Х.Бижев. — Майкоп: Качество, 2005. — 224 с.
114. Бижева, З.Х. Культурные концепты в адыгской языковой картине мира: дис. ... д-ра филолог, наук: 10.02.09 / Бижева Зара Хаджимуратовна. -Нальчик, 1999.-297 с.
115. Блок, М. Феодальное общество / Марк Блок // Пер. с француз. М. Кожевниковой и Е. Лысенко. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. — 504 с.
116. Бобровников, В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие / В.О.Бобровников. - М.: Восточная литература, 2002. - 368 с.
117. Бобровников, В.О. Северный Кавказ в составе Российской империи / В.О. Бобровников, И.Л.Бабич (ред.). - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 460 с.
118. Боров, А.Х. Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе / А.Х.Боров. - Нальчик: КБГУ, 2007 - 297 с.
119. Боров, А.Х. Современная государственность Кабардино-Балкарии. Истоки, пути становления, проблемы / А.Х.Боров, Х.М.Думанов, В.Х.Кажаров; отв. ред. А.И.Першиц. - Нальчик: Эль-Фа, 1999. - 185 с.
120. Боров, А.Х. «Черкесский вопрос» как историко-политический феномен / А.Х.Боров; отв. ред. П.М. Иванов. - Научные доклады Центра социально-политических исследований КБНЦ РАН (№ 1). - Нальчик: Издательство КБНЦ РАН, 2012. - 60 с.
121. Бочаров, В.В. О реформе, бюрократии, научной этике [Электронный ресурс] / В.В.Бочаров // Этнографическое обозрение. -Ноябрь, 2006. - Режим доступа: http://journal.iea.ras.ru/online/2006/E002006_6c.pdf
122. Бродель, Ф. Динамика капитализма / Фернан Бродель; пер. с фр. В. Колесникова. - Смоленск: Полиграмма, 1993. - 128 с.
123. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В.Бромлей. - М.: Наука, 1983.-418 с.
124. Бурдье, П. Социология социального пространства / Пьер Бурдье; пер. с фр.; отв. ред. перевода, предисл. В. Шматко. - СПб.: Алетейя, 2007. -288 с.
125. Вебер, М. Избранные произведения / Макс Вебер; пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова, предисл. П.П.Гайденко. - М.: Прогресс, 1990.- 808 с.
126. Вико, Дж. Основания новой науки об общей природе наций / Джамбаттиста Вико; пер. А.Губер. - Киев - M.: REFL - Ирис, 1994. - 637 с.
127. Волкова, Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа / Н.Г.Волкова. - М: «Наука», 1973. - 211 с.
128. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский. - Сост., вступ. А.А.Леонтьев. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
129. Ганич, A.A. Черкесы в Иордании: особенности исторического и этнокультурного развития / А.А.Ганич. - М.: ИСАА МГУ, 2007. - 272 с.
130. Гарданов, В.К. Историк и этнограф / Пред. и сост. А. И. Мусукаев. - Нальчик: Эль-Фа, 2004. - 399 с.
131. Геллнер, Э. Нации и национализм / Эрнест Геллнер; пер. с англ. Т.В.Бредниковой, М.К.Тюнькиной; ред. и послесл. И.И.Крупника. - М.: Прогресс, 1991.-320 с.
132. Геллнер, Э. Разум и культура. Историческая роль рациональности и рационализма / Эрнест Геллнер; пер. с англ. Е.Понизовкиной. - М.: Издательство Московской школы политических исследований, 2003. - 252 с.
133. Гирц, К. Интерпретация культур / Клиффорд Гирц; пер. с англ. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 560 с.
134. Гордин, Я.А. Кавказ: земля и кровь. Россия в Кавказской войне XIX века / Я.А.Гордин. — СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2000. — 464 с.
135. Госьо, Ж.-Ф. Ethnie и этничность: определения, теории, апории / Ж.-Ф.Госьо. - Вступительная статья из монографии «Pouvoirs ethniques dans les Balkans». - Paris: PUF, 2002. - C. 9-21.
136. Гринфельд, JI. Пять путей к современности / Лия Гринфельд; пер. с англ. - М.: «ПЕР СЭ», 2008. - 528 с.
137. Гусов, К. Мир-системный подход Иммануила Валлерстайна о либерализме [Электронный ресурс] / К. Гусов. - Веб-сайт Фонда им. П. Сорокина. - Режим доступа: http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=803
138. Джандар, М.А. - Остались адыгами. Этнографическое исследование / М.А.Джандар. - Майкоп: Адыгейское республиканское книжное издательство, 2007. - 92 стр.
139. Джигунова, Ф.К. О половозрастной и социальной градации раннесредневекового общества Закубанья / Ф.К.Джигунова // Тезисы докладов Международной научно-практической конференции XXIII «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа, - М., 2004.
140. Дзамихов, К.Ф. Адыги: вехи истории / К.Ф.Дзамихов. — Нальчик: Эльбрус, 1994. - 168 с.
141. Дерлугьян, Г.М. Адепт Бурдье на Кавказе. Эскизы к биографии в миросистемной перспективе / Авторизованный перевод с английского. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. - 560 с.
142. Дерлугьян, Г.М. Горские князья, партвыдвиженцы и помидорщики: двести лет социальной эволюции адыгейских элит [Электронный ресурс] / Г.М.Дерлугьян // Веб-сайт Circassianworld.com. -Режим доступа: http://www.circassianworld.eom/RU/Derluguian.html#_ftn 1
143. Дмитриев, В.А. Западные адыги / В.А.Дмитриев // Северный Кавказ: традиционное сельское сообщество: социальные роли, общественное мнение, властные отношения: сборник статей. - РАН, Музей антропологии и
этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) [отв. ред. С.А. Штырков]. -Санкт-Петербург: Наука, 2007. - 333 с.
144. Дмитриев, В.А. Личность в изменяющемся социо-культурном окружении. Черноморские шапсуги: от традиционного социума к современному / В.А.Дмитриев // Северный Кавказ: человек в системе социокультурных связей. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. — С. 267-337.
145. Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т.М.Дридзе. - М.: Наука, 1984. - 232 с.
146. Емтыль, З.Я. Адыгская интеллигенция (конец XIX - начало XX вв.): дисс. ... канд. ист. наук 07.00.02 / Емтыль Зарема Яндарбиевна. — Майкоп, 1999.-208 с.
147. Емтыль, З.Я. Советская власть и мусульманское духовенство Северного Кавказа в 1920-е - начале 1930-х гг. / З.Я.Емтыль // Вестник российского университета дружбы народов. - 2010. - №1. - С.155-161.
148. Епифанцев, A.A. Неизвестная Кавказская война. Был ли геноцид адыгов? / А.А.Епифанцев. - М.: ИПЦ «Маска», 2010.-356 с.
149. Жемухов, С.Н. Мировоззрение Хан - Гирея. - Нальчик: Эльбрус, 1997.-115 с.
150. Женетль, Н.Х. Бжедуги в конце XVIII - первой половине XIX в.: социально-экономические отношения и политическое развитие: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Женетль Нурбий Хазретович. - Майкоп, 2004. -13 с.
151. Здравомыслов, А.Г., Цуциев, A.A. Этничность и этническое насилие: противостояние теоретических парадигм / А.Г.Здравомыслов, А.А.Цуциев // Социологический журнал. - 2003. - № 3. - С. 20-50.
152. Зинченко, В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии / «Вопросы философии». - 1977. - № 7. -Постнеклассическая психология. - 2004. - №1. Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/_zimamar.htm
153. Иванова, С.Ю. Современная российская идентичность: цивилизационное и историко-культурное измерения/ С.Ю.Иванова // Вестник ВЭГУ. -2011. - №5/55. - С. 102-108.
154. Ильин, И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм / И.П.Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 210 с.
155. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / / И.П.Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 256 с.
156. Инал-Ипа, Ш.Д. Вопросы этнокультурной истории абхазов / Ш.ДИнал-Ипа. - Сухуми: Алашара, 1976. - 464 с.
157. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.Г.Ионин. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Логос, 2000.-431 с.
158. История Кабардино-Балкарии в трудах Г.А.Кокиева. Сборник статей и документов / Нальчик: ГП КБР, 2005. - 904 с.
159. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. / Под ред. Б.Б.Пиотровского. - М.: Наука, 1988. - 527 с.
160. История философии: энциклопедия. / Сост. и отв. ред. А.Ф.Грицанов. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. - 1376 с.
161. Кагиева, Т.А. Эволюция земельных отношений в Кабарде во второй половине XVIII - начале XX в.: дис. ...канд. ист. наук: 07.00.02 / Кагиева Тамара Альбертовна. - Нальчик, 2011. - 191 с.
162. Казаков, A.B. Деятельность органов безопасности Кабардино-Балкарии по нейтрализации подрывных акций эмигрантских организаций в 20-х - 50-х гг. XX века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Казаков Аслан Владимирович. - М., 2005. - 174 с.
163. Кажаров, В.Х. Адыгская хаса / В.Х.Кажаров. - Нальчик: Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г., 1992. - 158 с.
164. Кармов, Т.М. Военная знать Западного Предкавказья в первых веках н.э./ Т. М. Кармов // Тезисы докладов Международной научно-практической конференции XXIII «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. - М., 2004.
165. Кармов, Т.М. Воинская знать Западного Предкавказья в первых веках н.э.: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.06 / Кармов Тимур Михайлович. - СПб., 2009. - 12 с.
166. Киш, Э. Философия глобализации / Киш Эндре // Век глобализации. Пер. с англ. Т.А.Бирюковой. - Выпуск №2(6) - 2010.
167. Кожев, З.А. Эволюция этносоциальной дихотомии «адыгэ-абазэ» // З.А. Кожев. - Тезисы III Конгресса этнографов и антропологов России. М., 1999.
168. Коков, Дж.Н. Избранные труды. Адыгская антропонимия / Дж.Н.Коков. - Т. 2. - Нальчик: Эльбрус, 2001. - 526 с.
169. Кокшаров, Н.В. Этничность. Этнос. Нация. Национализм: библиографический справочник / Н.В.Кокшаров. - СПб.: Сказ, 2003. - 118 с.
170. Коротеева, В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках / В.В.Коротеева. - М.: РГГУ, 1999. - 140 с.
171. Коул, М. Культурно-историческая психология: наука будущего / М.Коул. - М.: Когито-Центр, 1997. - 432 с.
172. Кропотова, Л.В. История развития лексической коннотации / Л.В.Кропотова// Язык и культура. - 2010. - №1.- С. 33-47.
173. Кудрин, A.B. Этничность: есть ли предмет спора? [Электронный ресурс] / А.В.Кудрин. - Режим доступа: http://socioline.ru/_shows/secret.php?todo=text&txt=es_4
174. Кумыков, Т.Х. Дмитрий Кодзоков / Т.Х.Кумыков. - Нальчик: Эльбрус, 1985.-180 с.
175. Кумыков, Т.Х. Казн Атажукин (жизнь и деятельность) / Т.Х.Кумыков. - Нальчик: Эльбрус, 1969. - 172 с.
176. Кумыков, Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX - начале XX века / Т.Х.Кумыков. - Нальчик: Эльбрус, 1996. - 328 с.
177. Кумыков, Т.Х. Хан-Гирей / Т.Х.Кумыков. - Нальчик: Эльбрус, 1968.- 135 с.
178. Кумыков, Т.Х. Казы-Гирей. Жизнь и деятельность / Т.Х.Кумыков. - Нальчик: Эльбрус, 1978. - 135 с.
179. Кунов, H.A. Культура и быт моздокских кабардинцев в XIX -первой половине XX века / Н.А.Кунов. - Нальчик: Эльбрус, 2009. - 208 с.
180. Кушхабиев, A.B. Черкесы в Сирии / А.В.Кушхабиев. - Нальчик: Эль-Фа, 1993.-175 с.
181. Лавров, Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа / Л.И.Лавров. - Ленинград: Наука, 1978. - 183 с.
182. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / Клод Леви-Стросс; пер. с фр., вступ. ст. и прим. А.Б.Островского. - М.: Республика, 1994. - 384 с.
183. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
184. Лескинен, М.В. Идентификация народности в российской науке: язык описания, классификации, стереотипы (1850-е -1900-е гг.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.07 / Мария Войттовна Лескинен. - М., 2011. - 42 с.
185. Ловпаче Н., Куёк А. Адыгский флаг. Откуда он? [Электронный ресурс] / Н.Ловпаче, А.Куёк // Сайт Международной черкесской ассоциации. -Режим доступа: http://intercircass.org/?p=415
186. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры / Ю.М.Лотман. - Избранные статьи в трех томах. Т. 1. — Таллин: Александра, 1992.-249 с.
187. Лукинова, И.А. Патриотизм как ценностная идентичность: теоретико-философский анализ [Электронный ресурс] / http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2913-2012-05-27-15-43-29
188. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р.Лурия; под ред. Е.Д.Хомской. -Издательство Московского университета, 1979. - 320 с.
189. Лурье, C.B. Историческая этнология: учебное пособие для ВУЗов / С.В.Лурье. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 448 с.
190. Лурье, C.B. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы / С.В.Лурье. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2005. - 624 с.
191. Любимов, Ю.В. Глобализационные процессы в прошлом / Ю.В.Любимов //Историческая психология и социология истории. - 2008. -№2.-с. 113-134.
192. Ляушева, С.А. «К вопросу о социокультурной интеграции мигрантов» [Электронный ресурс] / С.А.Ляушева, З.З.Хот // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2012 - № 4. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/ri/k-voprosu-o-sotsiokulturnoy-integratsii-migrantov#ixzz2ipJrlIIy
193. Максидов, A.A. Исторические и генеалогические связи адыгов с народами Причерноморья: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Максидов Анатолий Ахмедович. - Нальчик, 2001. - 22 с.
194. Малинова, О.Ю. Либеральный национализм (середина XIX — начало XX века). / О.Ю.Малинова. - М.: РИК Русанова, 2000. - 254 с.
195. Мальбахов, Б. К. Кабарда на этапах политической истории (середина XVI - первая четверть XIX века) / Б.К.Мальбахов. - М.: Поматур, 2002.-512 с.
196. Мамсиров, Х.Б, Модернизация культур народов Северного Кавказа в 20-е годы XX века / Х.Б.Мамсиров. - Нальчик: Эльбрус, 2004. -328 с.
197. Маргиналыюсть в современной России [Электронный ресурс] / Коллективная монография. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/__Index.php
198. Матецкая, A.B. Социология культуры: учебное пособие / А.В.Матецкая. - Ростов-на-Дону: РПГУ, 2006. - 260 с.
199. Маффесоли М. Околдованность мира или божественное социальное / Мишель Маффесоли; пер. с француз. И. И. Звонаревой // СОЦИО-ЛОГОС. - М.: Прогресс, 1991. - С. 274-283.
200. Мейен, C.B. Методологические аспекты теории классификации / С.В.Мейен, Ю.А.Шрейдер // Вопросы философии, 1976. - № 12. - С.67-79.
201. Миллер, А.И. История понятия «нация» в России [Электронный ресурс] / А.И.Миллер // Отечественные записки. - 2012. - №1. - Режим доступа: http://magazines.russ.ni/oz/2012/l/m22.html
202. Мир культуры адыгов / Сост. и науч. ред. Р.А.Ханаху. - Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. - 516 с.
203. Музаев, Т. Чеченское золото в Париже. Tana Чермоев, английский олигарх и русская императрица / Тимур Музаев // Ахульго. — 2009.-№9.-С. 23 -27.
204. Мукожев, А.Х. Ислам в новейшей истории кабардинцев / А.Х.Мукожев // Архивы и общество. - 2010. - №15. - С. 173-180.
205. Налоев, З.М. Адаб баксанского культурного движения / З.М.Налоев. - Нальчик: Эльбрус, 1991. - 500 с.
206. Налоев, З.М. О восточном культурном канале // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX в. (материалы конференции 28-29 марта 1974 г.). Нальчик, 1976.
207. Налоев, З.М. Сказания о Жабаги Казаноко / сост., подгот. текста к печати, коммент. и прил. З.М.Налоева, А.М.Гутова. Вступ. ст. З.М.Налоева. -Нальчик: Эль-Фа, 2001. - 331 с.
208. Натхо, К. Черкесы в США [Электронный ресурс] / Кадыр Натхо // Сайт Международной черкесской ассоциации. - 2011. - 21 декабря. - Режим доступа: http://intercircass.org/?p=593
209. «Нас издавна черкесами зовут»: изменит ли Всероссийская перепись этническую карту России? [Электронный ресурс] / Сайт ИА «Регнум». - 2010. - 2 сентября. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1321249.html
210. Нации и национализм: сборник статей / Под ред. Б. Андерсена; пер с англ. и нем. Л.Е.Переяславцевой, М.С.Панина, М.Б.Гнедовского. - М.: Праксис, 2002. - 416 с.
211. Национализм в мировой истории / Отв. ред. В.А.Тишков, В.А.Шнирельман. - М.: Наука, 2007. - 601 с.
212. Нефляшева, H.A. Аналитическая записка. Республика Адыгея: проблемы реисламизации [Электронный ресурс] / Н.А.Нефляшева. - Вебсайт Фонда черкесской культуры «Адыги» им. Ю. X. Калмыкова. - Режим доступа: http://fond-adygi.ru/dmdocuments/
213. Оганесян, А.Г. Мультикультурализм: война или мир? // Международная жизнь. - 09.08. 2013. - С. 100-106.
214. Оджаклы, О.Ю. Влияние риска и безопасности на экзистенциальный опыт личности в эпоху «высокого модерна» Э. Гидденса [Электронный ресурс] / О.Ю.Оджаклы. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. -№ 70. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/ri/vliyanie-riska-i-bezopasnosti-na-ekzistentsialnyy-opyt-lichnosti-v-epohu-vysokogo-moderna-e-giddensa#ixzz2ip3JZh9I - С. 252-256
215. Олейникова, Ю.В. Культурные репрезентации в структуре этнической идентификации: автореф. дне. ... канд. социолог, наук: 22.00.06 / Олейникова Юлия Владимировна. - Саратов 2008. - 16 с.
216. Островский, А. Мост между современными и бесписьменными обществами [Электронный ресурс] / А.Островский // Веб-сайт Полит.ру. -2010. - 14 января. - Режим доступа: http://polit.ru/article/2010/01/14/levistrauss/
217. Панарин, A.C. Стратегическая нестабильность в XXI веке / А.С.Панарин. - М.: Алгоритм, 2003. - 560 с.
218. Панеш, А.Д. Западная Черкесия в системе взаимодействия России с Турцией, Англией и имаматом Шамиля в XIX в. (до 1864 г.) / А.Д.Панеш. -Майкоп: издательство МГТУ, 2007. - 240 с.
219. Панеш, А.Д. Мюридизм и борьба адыгов Северо-Западного Кавказа за независимость (1829 - 1864 гг.) / А.Д.Панеш. - Майкоп: Полиграфиздат «Адыгея», 2006. - 125 с.
220. Покровский, М.В. Из истории адыгов в конце XVIII - первой половине XIX века: Социально-экономические очерки / М.В.Покровский. -Краснодар: Краснодаркнигоиздат, 1989.—319 с.
221. Плебанек О.В., Вирачёва В.А. К вопросу о происхождении понятия «цивилизация» / Вопросы культурологии. - 2014. - №1. - С. 39-44.
222. Плюснин, Ю.М. Генетически и культурно обусловленные стереотипы поведения / Ю.М.Плюснин // Поведение животных и человека: сходство и различия. - Институт истории филологии и философии СО АН СССР. - Новосибирск: 1989. - С. 89-106.
223. Прасолов, Д.Н. Кабардинская сельская община во второй половине XIX - начале XX в.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07 / Прасолов Дмитрий Николаевич. - Нальчик, 2001. - 222 с.
224. Расизм в языке социальных наук / Под ред. В.Воронкова, О.Карпенко, А.Осипова. - СПб.: Алетейя, 2002. - 223 с.
225. Ревзина, О.Г. О понятии коннотации / О.Г.Ревзина // Языковая система и её развитие во времени и пространстве: Сборник научных статей к 80-летию профессора Клавдии Васильевны Горшковой. - М.: Издательство МГУ, 2001.-С. 436-446.
226. Рыжова, C.B. Этническая и гражданская идентичность в контексте межэтнической толерантности: автореф. дис. ... канд. соц. Наук: 23.00.02. / Рыжова Светлана Валентиновна. - М., 2008. - 33 с.
227. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / Рубинштейн Сергей Леонидович. Сост., коммент., послеслов.: А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
228. Сайд, Эдвард В. Ориентализм. Западные концепции Востока / Эдвард В. Сайд; пер. с англ. и комм. А.В.Говорунова с послесл. К.А.Крылова. - СПб.: Русский Mipb, 2006. - 637 с.
229. Северный Кавказ в национальной стратегии России / Под общ. ред. В.А.Тишкова [Электронный ресурс] // Институт Этнологии и Антропологии РАН, 2007. - Режим доступа: http://w\vw.valerytishkov.ra/cntnt/publikacii3/kollektivn/severnyj_kavkaz_v_nacio nalnoj_strategii_rossii.html
230. Семенов, Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней) [Электронный ресурс] / Ю.И.Семенов. - «Современные тетради», 2003. - Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_1065.html
231. Сивер, A.B. Этническая идентификация черноморских адыгов-шапсугов, XVIII-XX вв.: дисс. ... канд. ист. наук, 07.00.07 / Сивер Александр Викторович. - М., 2001. - 239 с.
232. Сокуров, В.Н. «Сказание о князьях черкесских» как исторический источник [Электронный ресурс] / В.Н.Сокуров // Архивы и общество. - 2011. - №1. - Режим доступа: http://archivesjournal.ru/?p=53
233. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия /Сост., ред. и вступ. ст. Б.С.Ерасов. — М.: Аспект Пресс, 1998.— 556 с.
234. Суслова, Т.И. Глобализация: к вопросу идентичности русской культуры / Т.И.Суслова // Век глобализации. - Выпуск №2(6) - 2010.
235. Теунов, М.К. Шариатские суды в Советской Кабардино-Балкарии: дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Теунов Мурат Касимович. -Нальчик, 2007. - 174 с.
236. Тимофеев, М.Ю. Нациосфера: Опыт анализа еемиосферы наций / М.Ю.Тимофеев. - Иваново: Ивановский государственный ун-т, 2005. - 279 с.
237. Тишков, В.А. Очерки теории и политики этничности в России / В.А.Тишков. - М.: Русский мир, 1997. - 532 с.
238. Тишков, В.А. Российский народ и национальная идентичность [Электронный ресурс] / В.А.Тишков // Известия. - 2007. - 19 июня. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/325722
239. Тишков, В.А. Российская нация и российские национальности [Электронный ресурс] // В.А.Тишков. - Режим доступа:
http:// www. valeiy ti shkov.ru/engine/documents/document1257 .pdf
240. Тишков, В.А. Этнополитология: политические функции этничности: Учебник для вузов / В.А.Тишков, Ю.П.Шабаев - М.: Издательство Московского университета, 2011. - 376 с.
241. Тойнби, А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е.Д.Жаркова. - М.: Рольф, 2001. - 640 с.
242. Трахо, Р. Черкесы / Ред. Б. Гедгафов. - Нальчик: Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г., 1992. - 120 с.
243. Тресков, И.В. Фольклорные связи Северного Кавказа / И.В.Тресков. - Нальчик: Эльбрус, 1963. - 348 с.
244. Тульвисте, П.Э. Культурно-историческое развитие вербального мышления / П.Э.Тульвисте. - Таллин: Валгус, 1987. - 344 с.
245. Тхагапсоев, Х.Г. Кавказская культура: особенности генезиса и тенденции развития / Х.Г.Тхагапсоев. - СПб.: Астерион, 2008. - 224 с.
246. Тхагапсоев, Х.Г. К проблемам и перспективам развития российской культурологии / Х.Г.Тхагапсоев // Вопросы культурологии. -2012.-№8. - С. 6-12
247. Федосеева, Л.Д. Иностранное вмешательство в Кавказскую войну [Электронный ресурс] / Л.Д.Федосеева // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2005. - № 4. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/ri/inostrannoe-vmeshatelstvo-v-kavkazskuyu-voynu#ixzz2ioI52r9V
248. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С.Кагана, Ю.В.Перова, В.В.Прозерского, Э.П.Юровской. - СПб.: Издательство «Лань», 1998. - 448 с.
249. Фуре, В.Н. «Критическая теория позднего модерна» Энтони Гидденса/ В.Н.Фурс // Социологический журнал - 2001, №1. - 18 с.
250. Унежев, К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры / К.Х.Унежев. - Нальчик: Эль-Фа, 1997. - 228 с.
251. Хакуашева, М.А. Новые сведения к биографии Нури Цагова [Электронный ресурс] / М.А.Хакуашева // Архивы и общество. - 2011. - №1. - Режим доступа: http://archivesjournal.ru/?p=76
252. Ханаху, P.A., Цветков, О.М. Исламская община в Адыгее: внутренняя динамика и перспективы эволюции (по итогам социологического исследования) [Электронный ресурс] / Р.А.Ханаху, О.М.Цветков // Вестник
Адыгейского государственного университета. - 2012 - № 1. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/islamskaya-obschina-v-adygee-vnutrennyaya-dinamika-i-perspektivy-evolyutsii-po-itogam-sotsiologicheskogo-issledovaniya#ixzz33ndfU06v
253. Хаттон, П. История как искусство памяти / Патрик Хаттон; пер. с англ. Ю.В.Быстрова, послесл. И.М.Савельева. - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 422 с.
254. Хацукова, М.М. Духовная вселенная адыгов / М.М.Хацукова. -Нальчик: Полиграфсервис и Т., 2004. - 440 с.
255. Хобсбаум, Э. Нации и национализм после 1780 г. / Э. Хобсбаум; пер. с англ. А.А.Васильева. - СПб.: Алетейя, 1998. - 306 с.
256. Хобсбаум, Э. Изобретение традиций / Эрик Хобсбаум, Теренс Рейнджер; пер. с англ. С.Панарина // Вестник Евразии. - 2000. - №1. — С. 47 — 62.
257. Хоконов, М.А. Мифологический образ бога Тхашхо (Тхьэшхуэ) (этнометафизические идеи в адыгской мифоэпической культуре) [Электронный ресурс] / М.А.Хоконов // Архивы и общество. - 2012. -Выпуск 20. — Режим доступа: http://archivesjournal.ru/?p=4457
258. Цветкова, Н.А. Cultural imperialism: международная образовательная политика США в годы «холодной войны» / Н.А.Цветкова. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. - 200 с.
259. Цуциев, А.А. Атлас этнополитической истории Кавказа [Электронный ресурс] / А.А.Цуциев // Москва: Европа, 2007. - Веб-сайт Iriston.com. - Режим доступа: http://www.iriston.com/books/cuciev_-_etno_atlas/cuciev_etno-polit_map.htm#01
260. Чеучева, А.К. Османская империя и Северо-Западный Кавказ в XVIII столетии / А.К.Чеучева // Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2007. - № 1. - С. 39-53.
261. Черкесы тоже хотят обучаться родному языку [Электронный ресурс] / НатпрессИнфо. - 2011. - 5 декабря. - Режим доступа: http://www.natpress.info/index.php?newsid=7050
262. Чирг, А.Ю. Государственность Адыгеи: этапы становления и развития / А.Ю.Чирг, Н.Н.Денисов, Т.П.Хлынина. - Майкоп: Качество, 2002. -163 с.
263. Шандыбин, С.А. Постмодернистская антропология и сфера применимости её культурной модели / С.А.Шандыбин / Этнографическое Обозрение. - 1998 -№1 - С. 14-27.
264. Шауцукова, JI.X. Система моральных воззрений адыгского мыслителя XVIII века Жабаги Казаноко: дисс. ... канд. культуролог, наук: 24.00.01 / Шауцукова Людмила Хажсетовна. - Краснодар, 2005. - 143 с.
265. Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием / Г.Шиллер. - М.: Наука, 1980.-325 с.
266. Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. - Шанхай, 1923. - 135 с.
267. Шнирельман, В.А. Быть аланами: Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке / В.А.Шнирельман. - М.: HJIO, 2006. - 690 е.:
268. Шортанов, А.Т. Адыгские культы / А.Т.Шортанов. - Нальчик: Эльбрус, 166 с.
269. Элиас, Н. О процессе цивилизации: социогенетические и психогенетические исследования [Электронный ресурс] / Норберт Элиас. -М. - СПб.: Университетская книга, 2001. - Т. 1, 2. - 332 е., 382 с. - Режим доступа: http://krotov.info/libraiy/26_ae/li/as_00.htm
270. Этническое самосознание славян в XV столетии / Г.Г.Литаврин (отв. ред.). - М.: Наука, 1995. - 242 с.
271. Этничность и власть в полиэтничных государствах / Материалы международной конференции 1993 г.- М.: Наука, 1994. - 313 с.
272. Этничность, толерантность и СМИ / Отв. ред. И.В.Следзевский. -М.: Центр цивилизованных и региональных исследований Института Африки РАН, 2006.-224 с.
273. 6 ООО лет адыгской цивилизации: в свет вышел Черкесский календарь 2013 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.aheku.org/page-id-3320.html
274. Къардэнгъущ1, 3. Адыгэ хабзэу щы1ахэр / З.П.Кардангушев, Х.И.Шогенов. - Нальчик: Эльбрус, 1995. - 182 с.
275. Хьэф1ыц1э, М. Адыгэ мамлюкхэр / М.Хафицэ. - Нальчик: Эльбрус, 1994.-215 с.
276. Abu Assab, N. Circassians in the Age of Nation-States: Stateless Entities, Banal Nationalism in the Pan-Islamism, Pan-Arabism and Territorial Nationalism in the Middle East [Электронный ресурс] / Nour Abu Assab // MERC - Middle East Research Competition. - July 2007. - Режим доступа: http://www.circassianworld.com/pdf/Nour_Assab.pdf
277. Alba, R. Rethinking Assimilation Theory for a New Era of Immigration // Richard Alba, Victor Nee // International Migration Review. - Vol. 31. - No. 4. - 1997. - Pp. 826-874.
278. Arslan, E.Z. Circassian Organizations In The Ottoman Empire (19081923) / Elmas Zeynep (Aksoy) Arslan. - Bogazi?i: Bogazi?i University, 2008. — 315 pp.
279. Baumann, T. Defining Ethnicity / Timothy Baumann // The SAA Archaeological Record. - September 2004.
280. Besleney, Z.A. Transformative Effect of the Internet on Circassian Diaspora / Zeynel Abidin Besleney // Politics in Turkey
281. Bram, Ch. The Circassian World Congress: Dilemmas of Ethnic Identity and the Making of an Ethno-National Movement / Chen Bram // The Caspian Region. - Vol. 3. The Caucasus, ed. by M. Gammer. - London: Routledge. - 2004. - Pp. 4 - 103.
282. Bram, Ch. Muslim revivalism and the emergence of civic society. A case study of an Israeli-Circassian community / Chen Bram // Central Asian Survey. - March, 2003. No. 22 (1). - Pp. 5-21.
283. Brewda, J. David Urquhart's Holy War / Joseph Brewda, Linda de Hoyos // Strategic Studies. - September 10, 1999. - Pp. 24 - 27.
284. Brubaker, R. Nationalism Reframed. Nationhood and the national question in the New Europe / Roger Brubaker. - Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - 216 pp.
285. Bullough, O. Sochi 2014 Winter Olympics: The Circassians Cry Genocide [Электронный ресурс] / Oliver Bullough // Newsweek. - May 21, 2012.
- Режим доступа: http://www.thedailybeast.com/newsweek/2012/05/20/sochi-2014-winter-olympics-the-circassians-cry-genocide.html
286. Calhoun, С. Nationalism and Ethnicity / C. Calhoun. - Annual Review of Sociology. - Volume 19. - 1993. - Pp. 211-239;
287. Dogan, S.N. From national humiliation to difference: The image of the Circassian Beauty in the Discourses of Circassian Diaspora Nationalists / Setenay Nil Dogan [Электронный ресурс] // New Perspectives On Turkey - No. 42. - Spring 2010, - Режим доступа: http://www.circassianworld.com/pdf/SNDogan_From_national_humiliation.pdf
288. Gleason, Ph. Identifying Identity: A Semantic History / The Journal of American History. - Vol. 69. - No. 4. - March, 1983. - Pp. 910-931
289. Greenfeld, L. The Spirit of Capitalism: Nationalism and Economic Growth / Liah Greenfeld. - Second printing. - Harvard University Press, 2003. -338 p.
290. Hroch, M. Social preconditions of national revival in Europe: a comparative analysis of the social composition of patriotic groups among the smaller European nations / Miroslav Hroch. - Columbia University Press, 2000 -220 pp.
291. Hutchinson, J. Moral Innovators and the Politics of Regeneration: The Distinctive Role of Cultural Nationalists in Nation-Building / John Hutchinson // International Journal of Comparative Sociology. - March, 1992. - Vol. 33. - No. 1-2 - Pp. 101-117.
292. Karada§, Y. 21st Century is the last opportunity for Circassians / Yal?in Karada§ [Электронный ресурс] // Circassian World.com - August 18, 2010. - Режим доступа: http://www.circassianworld.com/new/headlines/1497-21 st-century-is-the-last-opportunity-for-circassians.html
293. Karner, С. Ethnicity and everyday life / Christian Karner. -Routledge, 2007.- 188 pp.
294. Kasumov, Kh. Caucasian War: History and Representations [Электронный ресурс] / Khasan Kasumov // CircassianWorld.com - May, 2010.
- Режим доступа: Istanbul http://www.circassianworld.com/new/history/war-and-exile/1477-caucasian-war-kh-kasumov.html
295. Kaya, A. Political Participation Strategies of the Circassian Diaspora in Turkey / Ayhan Kaya // Mediterranean Politics. - Vol. 9. - No. 2 - 2004. -Pp.221-239.
296. King, Ch. Imagining Circassia: David Urquhart and the Making of North Caucasus Nationalism / Charles King // The Russian Review. - No. 66. -April, 2007.-Pp. 238-255.
297. Kreindler, I. Circassian Israelis: Multilingualism As a Way of Life [Электронный ресурс] / Isabelle Kreindler, Marsha Bensoussan, Eleanor Avinor, Chen Bram // Language, Culture and Curriculum. - Vol. 8. - No. 2. - 1995. - Pp. 149-62. Режим доступа: http://www.circassianworld.com/pdf/Circassian_Israel.pdf
298. Kuzio, Т. Nationalising States or Nation Building? A Critical Review of the Theoretical Literature and Empirical Evidence / Taras Kuzio / /Nations and Nationalism. - 7 (2) 2001. - Pp. 135—154.
299. Lentin, A. The Crises of Multiculturalism: Racism in a Neoliberal Age http://www.multiculturecrisis.com/2011/07/18/the-crises-on-opendemocracy/ July, 18, 2011
300. Marx, AAV. Faith in Nation: Exclusionary Origins of Nationalism / Anthony W. Marx. - Oxford University Press, Inc., 2003. - 259 pp.
301. Miscevic, N. Nationalism [Электронный ресурс] // Nenad Miscevic // Stanford Encyclopedia of Philosofy. - Режим доступа: http://plato.stanford.edu/entries/nationalism/
302. Smith, A.D. The Ethnic Origins of Nations / A. D. Smith. - Oxford: Biackwell, 1986.-312 pp.
303. Smith, A.D. The Cultural Foundations of Nations: Hierarchy, Covenant and Republic / A.D.Smith. - Oxford: John Wiley and Sons, 2008. - 243 pp.
304. Smith, A.D. Ethno-symbolism and Nationalism: A Cultural Approach / A. D. Smith. - London: Routledge - Taylor & Francis, 2009. - 184 pp.
305. Renan, E. Qu'est-ce qu'une nation? [Электронный ресурс] / Ernest Renan. - Conference faite en Sorbonne, le 11 mars 1882. - Режим доступа: http://www.assemblee-nationale.fr/histoire/michel-debre/michel-debre-renan_nation_l 1031882.asp
306. Richmond, W. An Interview With Professor Walter Richmond [Электронный ресурс] / CircassianWorld.com. - June 2009. - Режим доступа: http://www.circassianworld.com/new/interview/1365-interview-wrichmond-june-2009.html
307. Shenfield, S. D. A Russian Discussion on the History of the Caucasian War [Электронный ресурс] / Stephen D. Shenfield // CircassianWorld.com. - 08 June 2010. - Режим доступа: http://www.circassianworld.com/new/headlines/1483-a-russian-discussion-sshenfield.html
308. Warwick Debates on Nationalism [Электронный ресурс] / Anthony D. Smith vs Ernest Gellner. - 1995. - Режим доступа: http://www2.lse.ac.uk/researchAndExpertise/units/gellner/WarwickO.html
309. Zhemukhov, S. Circassian World: Responses to the New Challenges / Sufian Zhemukhov // PONARS Eurasia Policy Memo. - No. 54. - December, 2008.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.