Национальное самосознание: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Давлиерова, Сафаргул Тешаевна

  • Давлиерова, Сафаргул Тешаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 131
Давлиерова, Сафаргул Тешаевна. Национальное самосознание: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Душанбе. 2007. 131 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Давлиерова, Сафаргул Тешаевна

Введение.

ГЛАВА 1. Национальное самосознание: историко-философский аспект

§ 1. Генезис национального самосознания.

§2. Национальное самосознание как культурно - историческое явление.

ГЛАВА 2. Национальное самосознание: социально-философский аспект

§ 1. Механизмы формирования и развития национального самосознания.

§2. Функции и структура национального самосознания.

§3. Национальное самосознание в период государственной независимости.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальное самосознание: социально-философский анализ»

Актуальность темы исследования. С получением Таджикистаном независимости и начавшимися здесь демократическими преобразованиями в общества повысился интерес к своей национальной самобытности как в историческом, так и в культурно-духовном и социально-политическом аспектах. Процессы, направленные на укрепление национально-государственного устройства и национальной консолидации в республике, обрели естественную форму национального возрождения в плане сохранения и творческого развития национальной самобытности и роста национального самосознания народа. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон отметил, что "мы осознаем всю сложность и тяжесть проблем, вставших перед нашей молодой суверенной страной и, опираясь на волю и поддержку народа, решительно и твердо пойдем избранным им курсом к построению демократического, светского, правового государства".1 Одной из важнейших проблем внутриполитического курса Республики Таджикистан в построении демократического государства стало осмысление с новых позиций проблем национального самосознания.

Национальное самосознание формируется под непосредственным влиянием факторов и условий возникновения и развития нации (общности экономической жизни, территории и языка, а также общности этнических, национальных особенностей, психологии, культуры, обычаев, традиций). При этом оно во многом связано с национально-государственным устройством как таковым. Взаимосвязанность этих условий выражается в том, что само стремление нации к национально-государственному самоопределению является результатом самосознания. В то же время в условиях государственной

1 Рахмонов Э.Ш. Опираясь на волю народа. -Душанбе, 1993. -С.35. независимости национальное самосознание укрепляется и направляется в созидательное русло, приобретяя общий характер. С укреплением и расцветом национального государства, его социально-экономическим и культурным развитием формируются национальная гордость и патриотизм нации, и происходит все это именно на почве национального самосознания. Таким образом, национальное самосознание, возникнув в определенных исторических условиях, приобретает относительную самостоятельность и становится одним из важных факторов функционирования и дальнейшего развития, расцвета нации. Нация консолидируется теперь уже не только на основе объективных связей (экономических, территориальных, историко-культурными и т.д.), но и благодаря связями, основанными на самосознании в самом широком смысле этого слова, включающим в себя духовно-психологические моменты, такие, как гордость за свою нацию, за ее историческое прошлое, осознание общности исторической судьбы, стремление на деле поднять престиж своей нации и государства. Национальное самосознание является важным гарантом, фактором самосохранения наций от разных форм (военной, духовно-культурной или экономической) экспансии, направленной на подрыв национальной независимости.

Все названные выше проблемы связаны с самосознанием нации и требуют своего теоретико-методологического обоснования, построения общетеоретической базы, на которой должны быть сделаны выводы и практические рекомендации для дальнейшего укрепления и углубления национального самосознания, ориентированного на общечеловеческие, глобальные проблемы. Этим и объясняется актуальность нашего исследования.

Применительно к условиям Республики Таджикистан актуальность данной темы заключается в следующем: в силу ряда исторических причин, т.е. тысячелетнего лишения таджикского народа своей национальной государственности и нахождения его под тюрко-мангытским игом, из-за определенной деформации национальных отношений, социально-экономических, инфраструктурных, географических условий, ошибок при государственно-территориальном разделении, лишивших таджиков своих исторических культурно-цивилизационных очагов, национальное самосознание таджиков существенно изменилось, к сожалению, в негативную сторону. Сейчас перед независимым таджикским государством стоит задача возрождения и формирования национального самосознания народа, ликвидации различного рода негативных издержек прошлых лет (местничество, духовно-культурная разобщенность, религиозный фанатизм, экстремизм и т.д.).

В настоящее время проблема национального самосознания стала одной из актуальнейших проблем не только для Таджикистана, но и для всех стран СНГ. Особенно она обострилась с образованием суверенных независимых государств. Формирование национального самосознания в постсоветских государствах совпало с другим всеобщим явлением -глобализацией международных отношений и интенсификацией процессов, связанных со входом в информационное поле стран Запада и Востока. В таких условиях исследовать самосознание нации без учета особенностей происходящих социокультурных изменений невозможно.

Решение этих задач требует глубокого философского осмысления и исследования. В этом мы и видим актуальность данной диссертационной темы.

Степень научной разработанности проблемы. С одной стороны, в отечественной и зарубежной социально-философской литературе проблема национального самосознания еще не была предметом широкого социально-философского исследования.

С другой стороны, интерес к проблемам национального самосознания возникает еще в 40-х годах XX в. Этой проблеме уделяли внимание историки, литературоведы, этнографы. Видный историк В. В. Мавродин в своей монографии "Образование Древнерусского государства",1 указывая на огромную роль национального самосознания в истории древних и современных народов, выделяет два основных фактора этногенеза русской народности: язык и национальное самосознание, которые определяют "народность" как понятие этническое и социально-психологическое.

По проблемам национального самосознания были посвящены труды известного русского литературоведа Д. С. Лихачева "Национальное л самосознание Древней Руси" и этнографа П. И. Кушнера "Этнические л территории и этнические границы" . В 60-е -начале 70-х годов прошлого столетия появляется ряд публикаций, также освещающих проблемы национального самосознания, этнического самосознания и пути их формирования.4 Эти работы внесли значительный вклад в развитие представлений о национальном самосознании.

В Таджикистане идея национального самосознания имеет давнюю традицию. Она четко прослеживается в персидско-таджикской литературе и культуре таджикского ренессанса IX-XIII вв. Тема патриотизма и национальной гордости была центральной уже в творчестве арабоязычных и персоязычных ученых VIII в. В IX-X вв., когда шел процесс становления таджикского государства, единого национального литературного языка, в литературе пропагандировались

1 Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. -Л.; 1945

Лихачев Д.С.Национальное самосознание Древней Руси. - М.: Л.; 1945

3 Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. М.; 1945

4Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей// Вопросы философии.М.,1964,,№ 11; Поршнев Б.Ф. Социальная психология.М,1966; Кон И.С. Психология предрассудка// Новый мир.1968, №9; Он же. Национальный характер -миф или реальность? // Иностранная литература. М., 1968,№ 9; Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры// Советская этнография.М.,1972, № 2. патриотические идеи и, таким образом, подспудно началось формирование национального самосознания. Например, великом творении Фирдоуси поэме "Шахнаме" мы видим оригинальный синтез арийского (иранского) сознания и привнесенной семитской религии, повлиявшей на формирование национального самосознания таджиков. Идеи ирано-исламского национального самосознания нашли свое отражение и в других памятниках классической литературно-эстетической мысли. В частности, в таких, как "Тарджумон-ул-балога" ("Толкователь красноречия") Мухаммада Родуени (XI в.)1, "Ал-муъджам фи миъёр-ил-ашъор-ил-Аджам" ("Оценщик проб стихов Аджама") Шамса Кайса Рози (XII в.)2, "Тазкират-уш-шуаро" ("Антология поэтов") Давлатшаха Самарканди (XV в.)3.

Национальное самосознание исследовалось также в работах современных ученых Таджикистана. В их трудах вопросы национального самосознания анализировались в историческом и философском ключе. В историческом аспекте интерес представляет работы Б.Гафурова, М.Шукурова, Н.Негматова, Р.Масова и др4.; в философском аспекте публикации Д.Балхова, М.К.Гафаровой, М.Диноршоева, М.Музаффари, И.Ш.Шарипова, Д. Хуморова, К.Бекзода, П.Д.Шозимова, К.Г.Гиёева, Х.У.Идиева, Н.Р.Арифджановой, А.Х.Самиева, С.С.Сафарова, Ф.А.Турсунова, А.Мамадазимова, З.А.Дадабаевой, С.Джононова и др.5

1 Мунтахаби "Тарджумон-ул-балога" ва "Хадоик-ус-сехр". Душанбе, 1987.

2 Ал-муъджам фи миъёр-ил-ашъор-ил-Аджам / Тасхехи Мирзо Мухаммади Казвини. -Техрон,1909.

3Давлатшохи Самарканди.Тазкират-уш-шуаро. -Техрон,1958.

4 Гафуров Б.Г.Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. В 2-х томах. -Душанбе,1989; Шукуров М. Хуросон аст ин чо. -Душанбе,1997 и др.; Негматов Н. Таджикский феномен: история и теория. -Душанбе, 1997.; Масов Р. Таджики: история с грифом «совершенно секретно». -Душанбе, 1994 и др.

5 Балхов Д. Развитие национального самосознания народных масс в условиях перехода от докапиталистических отношений к социализму (на примере таджикского народа). Автореф.дисс.канд.филос.наук. -М.,1972; Гафарова М.К., Фомина В.А. Общественное

При всем том, несмотря на значительные достижения в исследовании обозначенной проблемы, многие ее социально-философские аспекты, практически остаются неразработанными. В связи с этим, мы попытались исследовать национальное самосознание с позиции комплексного подхода, т.е. национальное самосознание анализируется нами и как историческое и как социально-философское явление.

Цель и задачи исследования. Цель нашего исследования заключается в выявлении и характеристике особенностей формирования национального самосознания как социально-исторического и социально-философского явления.

Данная цель предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

- раскрытие генезиса национального самосознания;

-определение национального самосознания как культурноисторического явления с выявлением его социокультурных парадигм;

- выявление характера взаимоотношений этнического сознания и сознание (особенности его обновления). -Душанбе,2001; Диноршоев М. О некоторых принципах философии национального мира // Фонус.2001,№3; Музаффари М. Антологияи ориёи. -Душанбе,2006 и др.; Шарипов И.Ш. Инкишофи муносибатхои милли дар Точикистони муосир. -Душанбе,2002 и др.;Хуморов Д. Тенденция развития нации и национальных отношений // Социализм и теория наций // Материалы всесоюзной научно-теоретической конференции. -Душанбе, 1991; Бекзода К. Аз таърихи худшиносии точикон. -Душанбе,2006; Шозимов П.Д.Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. -Душанбе,2003 и др.; Гиёев К.Х.Национальные интересы. -Душанбе, 1993; ИдиевХ.У. Трансформирующееся таджикское общество. -Душанбе,2003; Арифджанова Н.Р. Национальная идяи таджикского народа как предмет социально-философского анализа. Автореф. дисс. канд.филос.наук. -Душанбе,2006; Самиев А.Х. Культурно-историческая традиция как духовно-нравственная основа национальной безопасности // Миротворческие процессы в Таджикистане. -Душанбе,2006; Сафаров С.С. Нация и национальная государственность // Социализм и национальный вопрос. Материалы всесоюзной научно-теоретической конференции. -Душанбе, 1991 и др.; Турсунов Ф.А. Социокультурные особенности становления и развития национального самосознания (на примере таджикского народа). Автореф. дисс. канд.филос.наук. -Душанбе,2002; Мамадазимов А. Новый Таджикистан. Вопросы становления суверенитета. -Душанбе,1996 и др.; Дадабаева З.А. Таджикистан: межнациональные отношения в период трансформации общества. -Душанбе,2000; Джононов С. Некоторые проблемы национального самоопределения в условиях государственного суверенитета // Известия АН Республики Таджикистан. Сер.:философия и право. -Душанбе,2003. -№1-4. и др. национального самосознания;

- анализ и определение механизмов формирования и развития национального самосознания;

- конкретизация функции национального самосознания; описание и характеристика особенностей национального самосознания в период государственной независимости.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

-освещены этапы формирования национального самосознания как исторически развивающегося явления;

-охарактеризована структура и выявлены системообразующие части национального самосознания (этническое, индивидуальное, социальное сознание и др.);

- определено соотношение национального "Я" и национального самосознания в плане их характерологических проявлений;

-выявлены системообразующие особенности национального самосознания как социально-философского и социокультурного явления;

-определено соотношение национального самосознания и этнического сознания с характеристикой их отличительных особенностей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Национальное самосознание в его широком историческом, философском и социокультурном смысле есть состояние сознания нации, когда ее субъект осознает себя субъектом истории среди других наций и народностей, представляет суждение членов нации. Другими словами, исторически субъект, с одной стороны, представляет, а с другой, оценивает свои суждения о характере взаимодействия своей нации с другими этническими общностями.

2. Национальное самосознание - это стержень национального сознания. Как сложное многокомпонентное явление (национальное самосознание включает этническое самосознание, индивидуальное и общественное самосознание, национальное мышление, национальную психологию и т.д.); оно выступает обязательным условием существования человеческого сознания и базируется на духовно-национальной культуре.

3. Национальное самосознание - это в значительной мере, исторический результат реакции национального "Я" на воздействия окружающей социальной среды.

4. Проявление национального самосознания как высшего уровня национального сознания и имманентного свойства нации обусловлено целым рядом социально-экономических и духовных факторов. В современных условиях - это, прежде всего, стремление устранить состояние самоотчужденности, исторические социально-политические проблемы неравенства, несправедливости, накопившиеся в процессе исторического развития той или иной нации.

5. Национальное самосознание - это необходимый элемент духовности, оно включает в себя как самосознание индивида, так и самосознании нация в целом. В национальном самосознании в отличие от этнического, принцип разделения на своих и чужих имеет следующий характер оппозиция "свой - чужой" теряет здесь свое основополагающее значение не только для государства, но и для культуры.

6. Национальное самосознание таджиков, в условиях государственной независимости, как и всякое национальное самосознание, включает в себя сложные, нередко взаимоисключающие элементы, представляющие собой, с одной стороны, различные способы национальной идентификации, а с другой, разнообразные варианты восприятия и оценки иных национальностей. То есть, в национальном самосознании "Мы" постоянно соотносимся с "Они", и лишь через это соотношение национальная самоидентификация приобретает определенный смысл.

Само по себе выражение "мы - таджики" приобретает определенное мотивационное значение лишь благодаря тому, что за этим утверждением подразумевается существование тех - "Они", с которыми сознательно или бессознательно осуществляется сопоставление. Во многом характер соотношения "Мы" и "Они" остается неизменным, он определяется реальными межнациональными связами.

7. Национальное самосознание (на примере таджикского народа) таджиков эпохи Саманидов и постсаманидского периода не было узконациональным (арийским, исламским). Это было творческое новое по содержанию самосознание, впитавшее в себя более универсальные компоненты духовности нации.

8. История этносоциального развития народов показывает, что этническое и национальное самосознание не были замкнутыми системами, а формировались на базе социокультурного развития и заимствования созданных ими материальных и духовных ценностей, что имело и свой национальный колорит.

Теоретическую основу исследования составили труды известных философов, культурологов, социологов, политологов, историков -этнологов, религиоведов СНГ и зарубежных стран.

Методологическими принципами исследования были объективный, историологический и сравнительный методы в определении национального самосознания.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Выводы и положения диссертации могут быть полезными при дальнейшем исследовании других аспектов данной проблемы. Кроме того, ценный научный материал исследования можно использовать при написании учебников и учебных пособий по социальной философии, этнологии, конфликтологии, а также при изучении проблем национальных отношений.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на расширенном заседании Отдела социальной философии Института философии имени A.M. Богоутдинова АН Республики Таджикистан.

Основные положения и результаты исследования излагались в виде докладов и сообщений на методологических семинарах, научно-практических конференциях, а также в научных статьях.

Структура работы соответствует ее общим целям и задачам. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (пять параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Давлиерова, Сафаргул Тешаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращение к проблеме национального самосознания в условиях государственной независимости было продиктовано теми социально-политическими и экономическими преобразованиями, которые были обусловлены распадом СССР, формированием независимых государств, теми историческими потрясениями, которые сильно повлияли на возрождение национального самосознания, рост интереса народов к своей самобытности.

Переоценка системы ценностей, возрастание интереса к прошлому, к своей культуре, к становлению и развитию национального самосознания способствовали актуализации исследования особенностей формирования и развития национального самосознания в условиях независимости.

Проведенный социально-философский анализ позволил сформулировать следующие выводы.

Прежде всего, для исследования проблем национального самосознания необходимо было выявить истоки возникновения и формирования национального самосознания как историко-культурного и социально-философского явления.

Такой подход позволил нам определить национальное самосознание, как:

- субъект истории, чьи представления и суждения тесно связаны с другими аналогичными социокультурными общностями;

- национальное сознание - это сложный многокомпонентный социальный феномен, который выступает обязательным условием существования других народов и культур;

- явление, связанное с историческим результатом реакции национального "Я" на вызовы действительности; существенное звено в цепи национальной духовности, включающее в себя как самосознание индивида, так и самосознание нации в целом;

- проявление высшего уровня свойств нации, обусловленных целым рядом социально-исторических, культурных и психических причин.

Что касается национального самосознания таджикского народа, то оно складывалось в течение всей его истории, но особую роль здесь сыграли:

1) древнее ирано-зороастрийское самосознание;

2) средневековое персидско-таджикское исламское самосознание;

3) советское таджикское национальное самосознание начала XX в. и советского периода.

В социально-философском аспекте механизм формирования и развития национального самосознания определяется в процессе самонаблюдения, самопознания, осмысления себя и окружающих в социальных связях.

Национальная культура в целом и язык в частности являются основной базой формирования национального самосознания. Придание в Таджикистане государственного статуса таджикскому языку в современных условиях государственной независимости стало началом формирования и развития новых качеств национального самосознания.

Вместе с возрождением национального самосознания вторую жизнь получением полузабытые праздники, обычаи, традиции, которые оказали значительное влияние на обновление чувств, воспитание национального характера, возрождение старых народных идей в новом качестве. В то же время условия национальной независимости пробуждали и формировали чувства уважения к культурам других национальностей, проживающих в Республике Таджикистан.

В условиях обострения межнациональной напряженности сепаратизма и национализма феномен национальная идея, как консолидирующее и самоидентифицирующее начало, сыграла активную роль в социальных действиях народа в судьбоносный период сохранения суверенности государства.

При раскрытии сущности и структуры национального самосознания выявилась устойчивость "этнического ядра" этой структуры и эластичность её "социальной оболочки".

Таким образом, теоретическое осмысление проблемы национального самосознания по сути выступает как осмысление существенного элемента общественного сознания, ибо определение первого является относительно производным от социально -исторических определений реальной структуры общественных, прежде всего производственных отношений. Отсюда, в конкретно-историческом подходе к национальному самосознанию заключается смысл анализа данного феномена.

Социально-философский анализ национального самосознания, усмотрение перспектив, в которых это явление раскрывается как социокультурный процесс, несомненно, связаны с формированием теоретического представления об индивидуальном и общественном сознании, об их становлении, самоутверждении в обществе. Формирование такого теоретического представления сопряжено с решением двух, весьма значимых по своим масштабам проблем: во-первых - это теоретическое воспроизведение этнического самосознания как процесса, обладающего собственной спецификой, направленностью и внутренней детерминацией, во вторых, - это анализ духовного пласта этнического сознания, его характера, т.е. характера этноса, его сознания как результата жизнедеятельности. Однако значение исследуемой нами проблемы этим не исчерпывается. Общественно-практическая реализация теории национального самосознания была бы не осуществима, если бы эта теория не нашла своего воплощения в оценке менталитета нации, ибо оценка выступает конкретной реализацией теории национального самосознания применительно к тому или иному этносу.

Учет и оценка являются эффективными методами контроля за изменением и развитием той или иной социальной общности, народа и нации. Отсюда теоретическая разработка категории национального самосознания и совершенствование методов учета и оценки последнего имеют принципиальное методологическое значение для социальных и гуманитарных наук.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Давлиерова, Сафаргул Тешаевна, 2007 год

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". -М., 1991. -169с.

2. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. -М.: Политиздат, 1991.-222с.

3. Абдурафеи Хакикат. Таърихи нахзатхои миллй ва мазхаби дар Эрон. Дар 6 чилд. -Техрон,1371.

4. Абрамян Л.А. Этнические стереотипы поведения // Под ред. А.К. Байбурина-Л.: Наука, 1985.

5. Авесто ва тамаддуни ориёй. Тез.докл.междунар. симпозиума.-Душанбе, 2001.-182с

6. Агаев А.Г. К вопросу о теории народности. Закономерности соц. развития народностей СССР.-Махачкала, 1985.-286с.

7. Агаев А.Г. Нация и ее сущности и самосознание // Вопросы истории. 1967, №7.

8. Айни С. Тожиклар масаласи // Зарафшон.- 1923.- 30дек.(№102).

9. Алексеев В.П. Становление человечества. -М.: Политиздат,-1984.-462с. Ю.Али Шариати. Бозгашт ба хештан. Маджмуаи осор. Шумораи 4, чописеюм, интишори Илхом. -Техрон, 1369.

10. Ал~муъджам фи миъёр-ил-ашъор-ил-аджам. Тасхехи Мирзо Мухаммади Казвини. Техрон, 1909.

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л., 1968.-339с.

12. Анине И. Историческое сознание и интернациональное воспитание// Коммунистический свет Латвии. -Рига, 1988.- №4.

13. Арефьева Г.С. Социальная активность. (Проблемы субъекта и объекта в социальной практике и познании). -М.: Политиздат.- 1974.-230с.

14. Арифджанова Н. Национальная идея таджикского народа как предмет социально-философского анализа: Автореф. дисс. канд. филос. наук. -Душанбе, 2006.-21с.

15. Арутюнян Н.С. Ленинская национальная политика и современность // Осуществление ленинской национальной политики на Северном Кавказе. -Пятигорск, 1971.-С.З-18.

16. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад//Тр. Краснодар, пед. инта.- 1966.-Вып. 53с.

17. Арутюнян Ю.В. Опыт социально-этнического исследования: (по материалам ТАССР) //Сов. этнография. -1968- №4.

18. Архангельский Л.М. Социально-этнические проблемы теории личности. -М.: Мысль,- 1974.-221с.

19. Асадуллаев И.К. Новые категории философии и философия политики. -Душанбе, 2006. -389с.

20. Атамурадов С. Национальное самосознание и интернациональное воспитание. -Ташкент, 1991. -112с.

21. Антология мировой философии. В 4т. -М.:Мысль, 1969-1972.-т.1.-1969.-576с.

22. Ахмеджанов А.Х. Влияние этнообразующих признаков нации на межнациональное общение//Диалектика. Наука. Практика: Тез. выступлений. -Алма-Ата:Наука,1987. -174с.

23. Ашуров Г. Национальная государственность и самосознания народа // Известия АН Республики Таджикистан. Отделение обществ, наук. -2006.-№3.- С. 17-26.

24. Ашуров Г. Философия эпохи Саманидов. (общая характеристика). -Душанбе: Ирфон, 2006. -217с.

25. Ашуров Г. А., Диноршоев М.Д. О просветительской социальной философии Ахмада Дониша // Известия АН Тадж. ССР. Отделение обществ, наук. -1978.- №3.-С. 48-59.-Рез. тадж.

26. Бабаков В.Г. Национальное сознание и его национальная культура. -М.,1996.-С.70.

27. Бартольд В.В. Сочинения. -М.: Наука, 1974. Т.7.

28. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия: в излож. и со вступ. ст.С. Семковского. -М.: Книга, 1918.-154с.

29. Бекзода К. Аз таърихи худшиносии точикон. -Душанбе, 2006. -148с.

30. Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. -М.: Политиздат, -1982.-336с.

31. Балхов Д. Развитие национального самосознания народных масс в условиях перехода от докапиталистических отношений к социализму: (на примере таджикского народа): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1972,-19с.

32. Бартольд В.В. Таджики: Исторический очерк // Таджикистан. Ташкент, -1925.-С.93-111.

33. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. -М.: Наука,1973. -183с.

34. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С.412.

35. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. -М., 1968.-268с.

36. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х томах. -М., 1993.

37. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. -М.,1989.

38. Выгодский Л.С. Психология искусства. -М., 1986.-573с.

39. Вахдат, давлат, президент. Назария ва амалияи вахдати милли. 4.5, Душанбе, Деваштич, 2007. с.303.

40. Гак Г.М. Избранные философские труды / Под ред. Э.А.Москвичева; Акад. обществ, наук при ЦК КПСС. каф. философии. -М.: Мысль, 1981.-380с.

41. Гак Г.М. Общественные и личные интересы и их сочетание при социализме // Вопросы философии, -1955.- №4.-С. 17-28.

42. Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. -М., 1960.-200с.

43. Гафарова М.К., Фомина P.A. Общественное сознание (особенности его обновления). -Душанбе: Ирфон,- 2001.-142с.

44. Гафуров Б.Г., Прохоров H.H. Таджикский народ в борьбе за свободу и независимость своей родины: Очерки из истории таджиков и Таджикистана. -Сталинабад: Таджикгосиздат, -1944.-212с.

45. Гафуров Б.Г. О причинах возвышения и падения Саманидов // Сов. востоковедение.- 1958. -№1.-С.51-55.

46. Гафуров Б.Г. Точикон. Китоби 1 ва 2. Д., Ирфон, 1983.

47. Гафуров Б.Г. Точикон. таърихи кадимтарин, кадим ва асри миёна. Китоби якум. Душанбе: Ирфон 1983.

48. Гафуров Г.Б. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история.-Душанбе: Ирфон, 1989. Кн.-1.-382с.; Кн.2.-480с.

49. Гегель В.Ф. Работы разных лет в 2-х томах. -М.: Мысль, 1971.

50. Гегель В.Ф. Энциклопедия философских наук -М.: Мыль, 1977. Т.З: Философия духа. 471с.

51. Геллнер Э. Нация и национализм. -М.: Прогресс, 1992.

52. Гиеев К.Х. Национальные интересы. -Душанбе: Изд-во1. Санадвора", 1999. -50с.

53. Головнев А.И. Интернациональное и национальное в развитии социалистической культуры. -Минск: Беларусь,- 1974.-206с.

54. Глезерман Г.Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. -М.: Политиздат.-1973.-352с.

55. Глезерман Г.Е. Классы и нации. -М.: Политиздат, 1974.-79с.

56. Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. -М.: Мысль, -1989-1991.-Т.1.- 1989.-622с.;-т.2.-1991.-736с.

57. Гордон Я.И. Открытие Таджикистана. -Душанбе:Дониш,1981. 220 с.

58. Горячева А.И. О некоторых категориях социальной психологии: (К вопросу о структуре общественной психологии) // Проблемы общественной психологии. -М.Д965.-С.196-234.

59. Грушин Б.А. Массовое сознание. -М.,1987. 368 с.

60. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М, 1994.- 640 с.

61. Гусейнов Г.У., Дрогунский Д.В. Национальный вопрос: попытка ответа // Вопр. Философии.- 1989.- № 6.

62. Давлатшохи Самарканди. Тазкират-уш-шуаро. -Техрон, 1958.

63. Дадабаева 3. Таджикистан: Межнациональное отношение в период трансформации общества. -Душанбе, 2000. -232с.

64. Делин М.В. Анализ структуры самосознания. -М., 1980.

65. Джаборов Ш. Андешахои сиёсии Ахмади Дониш. -Душанбе,2005. -194с.

66. Джавохирлал Неру. Взгляд на всемирную историю: В 3-т. -М.: Прогресс, 1981.-т. 1.-376с; т.2.-503с.; т.З. 453с.

67. Дарси хештанншиносй: мачмуаи маколахо. Душанбе, Ирфон.-1989.-272с.

68. Дарси хештанншиносй: Дафтари дуюм. Душанбе, Ирфон.-1991 -400с.

69. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. -Алма-Ата, Казахистан, 1971.-304с.

70. Джононов С. Некоторые проблемы национального самоопределения в условиях государственного суверенитета // Известия АН Респ. Таджикистан. Сер.: Философия и правоведение. 2003. №1/4. - С.41-49.

71. Джунусов М. Об изучении нации как социально этнической общности людей. -Фрунзе, 1969.-26с.

72. Джунусов М.С. Введение в марксистко-ленинскую теорию нации. -Ашхабад: Ылым, 1988.-402с.

73. Джунусов М.С. К вопросу о классовых и гносеологических корнях и социальных функциях идеологии национализма. -Фрунзе. 1960.

74. Джунусов М.С. Национализм в различных параметрах. -Алма-Ата: Казахстан, 1990.-197с.

75. Джунусов М.С. Нация как социально-этническая общность людей // Вопр. истории. -1966, №4.-С. 16-30.

76. Диноршоев М.Д. О некоторых принципах философии национального мира. //Фонус.-2001.- №3.-С.13-18.

77. Додихудоев X. Регионализм как феномен общинного сознания // Известия АН Республики Таджикистан. Серия философия и правоведение, 2001, №1/4.-С.31-42.

78. Доктор Али Асгар Халаби. Таъсири Куръон ва хадис дар адабиёти форси. Техрон: интишори "Асотир", 1371 (на фарси).

79. Додихудоев X. Культура и цивилизация. Истины и парадоксы традиций. -Душанбе, 2006. -Т.1, кн.1.-354с.;-Т.1, кн.2.-393с.

80. Дробижева Л.М. Динамике культуры и национальные самосознание народов СССР // Социалистические теории и социальные изменения в современном мире: -М.: 1986.-С.106-115.

81. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально культурные стимулы развития // Сов. этнография,- 1985. -№5.-С.3-16.

82. Идиев Х.У. Трансформирования таджикское общество. -Душанбе, 2003. -199 с.

83. Игнатенко П.И. Национальный характер.- Днепропетровск, 1994.

84. Исаев М.К. Нация и язык // Вопр. истории. -1968,- №2.

85. История таджикского народа. -Душанбе: -1999. Т.2. Эпоха формирования таджикского народа.-791 с.

86. Калтахчян С.Т. Нация // Философский энциклопедический словарь. -М.,-1983.-С.417-418.

87. Калтахчян С.Т. Марксистко-ленинская теория нации и современность. -М.: Политиздат, 1983. -367с.

88. Калтахчян С.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей. -М.: МГУ, 1976.

89. Кант И. Критика практического разума. -СПб, 1908.

90. Ким Г.Ф. От национального освобождения к социальному. -М., Наука, 1982.-296с.

91. Калашников В.Л. Мурин В.Б. Категорий национальных отношений. -М., "Граница", 1999.

92. Кисляков И.А. Некоторые материалы к вопросу об этногенезе таджиков //КСИЭ. М.;-1968. Вып. 30.-С.130-134.

93. Князев А.И. Национальное и интернациональное в национальном самосознании удмуртского народа // Национальное и интернациональное в жизни народа. -Киев,1970.- Вып.2.-С.ЗЗ 1-342.

94. Козлов И.А Проблема этнического самосознания и ее место в теорий этноса // Советская этнография. -1974.- №2.-С.79-92.

95. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. -М., 1971.-С.122-158.

96. Кон И.С. Национальный характер миф или реальность? // Иностр. Лит. 1968.-№9.

97. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в трудах зарубежных авторов: На материалах стран Азии -М.: Наука, 1970.-100с.

98. Королюк В.Д. К вопросу о славянском самосознании в Киевской Руси и у западных славян в Х-ХП вв. //История, культура, фольклор и этнография славянских народов. -М., 1968.-С.98-113.

99. Кривец E.B. К вопросу о национальном самосознании и его взаимодействие с идеологией // Национальное и интернациональное в жизни народа. -Киев, 1970.-Вып. 2.-С.389-399.

100. Крогиус Н.З. Взаимообусловленность познания людьми друг друга и самопознание в конфликтной деятельности // Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бодалева. -М., 1981.

101. Куличенко М.И. Марксистко-ленинское учение по национальному вопросу и современность. -М.: Знание, 1972.-80с.

102. Куличенко М.И. Расцвет и сближение наций в СССР. -М., 1971. -444 с.

103. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель. "Краткое сообщение" Института этнографии им. М. Маклая. -М.,1949.

104. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. -М., 1951.-280с.-(АН СССР. Тр. Ин-та этнографии им.Н.Н. Миклухо Маклая. Н.С.; Т.15).

105. Левин З.И Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. -М.: Наука, 1988.-221с.

106. Ленин В.И. О национальном вопросе и национальном политике. -М.: Политиздат, 1989.-556с.

107. Лихачев Д.С. Национальное единообразие и национальное разнообразие //Рус. лит.- 1968.- №1.-С. 135-141.

108. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. -М.;Л., 1945.-120с.

109. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. -М.:Наука,1983.

110. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. -М., 1974.

111. Лурье. Историческая этнология. -М.,1997. -146 с.

112. Маджидов P.M. Национальный и конфессиональный вопрос в республиках Средней Азии: История и современность // Социализм инациональный вопрос: Материалы Всесоюз. Науч.-теорет. конф.-Душанбе, -1991.-С. 148-150.

113. Молдобаев К. Этносоциальное память, идентичность и глоболизация. Избаранные труды. -Бишкек, 2005. -302с.

114. Музаффари М. Антропологияи ориёи. -Душанбе, 2006.-123с.

115. Макатов И. Рост национального самосознания: Особенности и проблемы //Коммунист Узбекистана. -1989, -№5.-С.43-50.

116. Мамадазимов А. Новый Таджикистан. Вопросы становления суверенитета. -Душанбе, 1996. -179с.

117. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. -М., 1967. Т. 40-С.157.

118. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения: В 9-т. -М.: Политиздат, 1985.

119. Масов Р. Таджики: история с грифом "совершенно секретно". -Душанбе: Ирфон, 1993.-200с.

120. Масов Р. История топорного разделения. Душанбе: Ирфон, 1991. -189с.

121. Мнацаканян М.С. Нация и национальная государственность //Вопр. истории. -1988. -№9.

122. Местничество и пути его преодоления. Душанбе. 1997.-184с.

123. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977.

124. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. JT, 1945.

125. Миротворческие процессы в Таджикистане. Материалы научно -практического форума. Душанбе. -1997.-426с.

126. Наврузов С. Человеческие способности: (Социально-философский аспект). -Душанбе: Дониш, 1990.-267с.

127. Назаров М. Становление нового качества в развитии постсоветского общества. Автореф. дисс. канд.фил.наук. -Душанбе, 2000.-24с.

128. Национальные отношения: Словарь. -М.: Гуманитар, центр "Владос", 1997. -207с.

129. Негматов H.H. Давлати Сомониён: Точикон дар асрхои IX-X. -Душанбе: Ирфон: 1989.-304с.

130. Негматов H.H. Таджикский феномен: История и теория. -Душанбе, 1997. -448с.

131. Олимова С.К., Олимов М. Таджикистан на пороге перемен. -М., 1999. -168 с.

132. Платон. Тэтет. Пер.с греч. и примеч. В. Сережникова.-M.-JI.: Госиздат, 1936.-190с.

133. Платонов К.К. Проблемы способностей. -М.: Наука, 1972.-312с.

134. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Политика // Национализм: теория и практика. -М.,1994.

135. Попов С. Сознание и социальная среда. -М.: Прогресс, 1979. -232 с.

136. Проблемы укрепления национальной независимости Республики Таджикистан. -Душанбе, 2006. -255 с.

137. Проблемы формирования национальной идеи в Республике Таджикистан: Материалы науч.- практ. конф. -Душанбе, 18-19 апр. 2006г. -Душанбе: Ирфон,2007. -260 с.

138. Пуанкаре А. О науке. -М., 1983.-400с.

139. Рахимов С. Три этапа из истории эстетических воззрений таджикского народа. -Душанбе.- 2006,- 247 с.

140. Рахмонов Э.Ш. Опираясь на воля народа. -Душанбе, Точикистон, 1993.-54с.-Текст тадж., рус., узб.

141. Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. -Лондон, б.г.-Кн.1: От арийцев до саманидов. -240 с.-Текст тадж., рус.

142. Рахмонов Э.Ш. Точикистон: чахор соли истиклолият ва худшиносй.-Душанбе: Ирфон, 1995.-208с.

143. Рогачев П.М., Свердлин М.А. Нации народ - человечество. -М.: Политиздат. 1967.-191с.

144. Рогачев П.М., Свердлин M.А. О понятии "нация" // Вопр. истории.-1966.-№1.-С.ЗЗ-48.

145. Розен Г.Я. Самосознание как проблема социальной перцепции // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самосознание. -Краснодар, 1977.

146. Саидов A.C. Нация как субъект социального действия. Минск, 2000. -175 с.

147. Саидов 3. Межгосударственные отношения Республики Таджикистан в двухстороннем формате. Душанбе: Авасто,-2001.-78с.

148. Самосознание европейской культуры. М.: Политиздат, 1991.-365 с.

149. Скворцов JI.B. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, -1989.-317с.

150. Скворцов J1.B. Субъект истории и социальное самосознание. -М.,1983.

151. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М.: Госполитиздат, -1960.-471с.

152. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, -1972.-303с.

153. Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А.Н. Леонтьева // А.Н. Леонтьев и современная психология. -M., 1983.-С.220-231.

154. Столин В.В. Самосознание личности. -М.: Изд-во МГУ, -1983.-286с.

155. Сафаров С.С. Роль советской национальной государственности в формировании и развитии культуры народов СССР. Автореф.дис.канд. философ.наук. М., 1985. 20 с.

156. Таджикистан в огне. Душанбе, "Ирфон", 1993.-288с.

157. Таърихи мутолиоти динхои эрони / Исследования и составитель Хошим Рази. -2-е изд. Техрон, 1371. (на фарси)

158. Тишков В.А. От этнического к гражданскому национализму // Отечественная история. 1996.-№6.-С. 116-118.

159. Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопр. социологии. -1993, -№1/2.

160. Тойнби А.Дж. Постижение истории. -М.: Прогресс, 1991. -736 с.

161. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей // Вопр. философии. -1964. -№11.-С.43-53.

162. Тугаринов В.П. Философия сознания. М.: Мысль, -1971.-199с.

163. Турсунов Ф.А. Социокультурные особенности становления и развития национального самосознания: (на примере таджикского народа). Автореф. дис. канд.филос.наук. -Душанбе, 2002.-19с.

164. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. (Проблемы методологии исследования). -М., Мысль, 1980.

165. Уледов А.К. Структура общественного сознания. -М., 1968.

166. Филатов В. Н. Национальная психология как структурный элемент национального самосознания: Автореф. дис. канд. филос.наук. -Фрунзе, 1970.-18с.

167. Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия,-1983.-840с.

168. Филыптинский И.М. История арабской литературы. V- нач. Хв. -М., Наука, 1985.-525с.

169. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции -М.: Наука,-1989.-455с.

170. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. -М., 1925.

171. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого "Я". -М.,1925.

172. Фукуяма Ф. Неясность национального интереса И Независимая газета.-1992, -16 окт.

173. Хабибуллин К.Н. Самосознание и интернациональная ответственность социалистических наций. -Пермь, 1974.

174. Ходжи Акбар Тураджонзода. Шариат ва чомеа. -Душанбе,2006.-174с.

175. Хуморов Д.Н. Тенденция развития нации и национальных отношений // Социализм и национальный вопрос:// Материалы Всесоюзной науч.-теорет.конф. -Душанбе, 1991.-С.65-66.

176. Хусайн Воизи Кошифи. Футувватномаи султони. Ахлоки мухсини, рисолаи хотамия. -Душанбе: Адиб, 1991. -320с.

177. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. -М.: Наука, 1977.-144с.

178. Чистов К.В. Этническая сущность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры //Сов. этнография. -1972, -№ 2.

179. Шакарим Кудайберды улы. Родословная тюрков, казахов, киргизов и ханских династий. -Алма-ата: Жазушы, 1980. -118с.

180. Шакури М. Истиклол ва худшиносии ичтимоъиву маънави. -Душанбе, 1999.-160с.

181. Шарипов И.Ш. Инкишофи муносибатхои милли дар Точикистони муосир. -Душанбе: Дониш, -2002.-230с.

182. Швейцер А. Культура и этика. -М., 1979.

183. Шоазимов П.Д. Различные уровни идентичности в контексте современного Таджикистана//Фонус. -2001, -№2.-С.40-46.

184. Шоазимов П.Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. -Душанбе: Ирфон, -2003.-208с.

185. Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. -М.: Соцэкгиз, 1961.-363с.

186. Шукуров М. Хуросон аст ин чо. -Душанбе, 1997

187. Шукуров Ш. Шукуров Р. Народы Центральной Азии. Опыт истории духа. -М., 1996.

188. Ясперс К. Смысл и значение истории. -М.: Политиздат, -1991. -527с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.