Национальная идея таджикского народа как предмет социально-философского анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Арифджанова, Назира Рахматджановна

  • Арифджанова, Назира Рахматджановна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 147
Арифджанова, Назира Рахматджановна. Национальная идея таджикского народа как предмет социально-философского анализа: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Душанбе. 2006. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Арифджанова, Назира Рахматджановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ.

§ 1.Сущность и содержание национальной идеи как социально философской категории.

§ 2.Становление и развитие категории национальной идеи в контексте философского знания.

ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ТАДЖИКСКОГО НАРОДА.

§ 1. Истоки формирования национального самосознания таджикского народа.

§ 2. Становление и развитие национальной идеи таджиков в период до и после правления династии Саманидов.

§ 3. Роль культурно-исторических традиций в становлении и развитии национальной идеи таджиков.

ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАДЖИКСКОГО

ОБЩЕСТВА.

§ 1. Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в национальной идее таджикского народа.

§ 2. Место национальной идеи в социально-политической и духовной жизни современного таджикского общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальная идея таджикского народа как предмет социально-философского анализа»

Актуальность темы. Социально-политические изменения, приведшие к распаду монолитного духовного и идеологического единства огромного многонационального и многоязычного советского государства, зиждившегося на коммунистической идее, тревога за судьбу нации выдвинули на первый план необходимость научно-теоретического изучения национальной идеи как важного фактора сохранения, развития и консолидации нации.

На протяжении более 70 лет существования советского государства, несмотря на огромные достижения в области науки и культуры, национальные идеи, интересы и ценности народов бывших союзных республик не находили должного понимания и поддержки со стороны центральной власти. О важнейших компонентах общенациональных идей -национальном менталитете, национальном сознании и самосознании, национальной гордости, национальном достоинстве говорили лишь в рамках общесоветских ценностей. Ко всякому проявлению интереса к различным национальным идеям относились с опаской, предвзято, как к проявлению национализма и его крайней формы - шовинизма.

В условиях государственной независимости, роста культурно-исторического самосознания в этих новых государствах заметно повысился интерес людей к своей национальной идее, к своим национальным особенностям. В национальной идее видели «национальное ядро», из которого и вокруг которого совершается политическая и экономическая деятельность любого независимого государства в региональном и мировом масштабе.

Таджикский народ с первых дней своей политической независимости в силу наличия в обществе различного рода сепаратистских и экстремистски настроенных сил оказался в анклаве гражданской войны. Раздробленность, разобщенность таджикского общества с острой необходимостью диктовали поиск и изучение духовно - нравственных основ объединения таджикской нации. В этом процессе стало очевидно, что таким консолидирующим фактором, способным сплотить нацию в условиях государственной независимости, мобилизовать ее к достижению высоких целей, может стать только таджикская национальная идея, которая бы воплощала, объединяла и интегрировала в себе лучшие черты характера всех этносов республики. Она стала специфическим способом философского осмысления разрешений противоречий, ценностно-нормативным определением, которая должно было включить в себя универсальное интегрированное содержание, способствующее внутреннему единству, устойчивости и стабильности таджикского общества. Составляя духовно-нравственные основы национального, правового, демократического и светского государства, национальная идея превратилась в мощный фактор укрепления безопасности и стабильности таджикского общества.

Таким образом, актуальность данной проблемы вытекает, прежде всего, из необходимости осознания новых духовных и социально-политических преобразований, которые происходили в жизни таджикского народа после обретения государственной независимости, состоит в поиске духовно-нравственной основы консенсуса и консолидации таджикской нации. Исследование данной проблемы имеет огромную практическую значимость по той причине, что, только осмыслив национальную идею, мы можем достаточно четко представить себе то, как движется таджикское общество в русле самоопределения и саморазвития, постепенно интегрируясь в современную мировую цивилизацию.

Степень разработанности проблемы. В Таджикистане исследуемая нами тема еще не была предметом специального социально-философского анализа, но ей посвящен ряд статей в периодической печати, в научных сборниках. Между тем о необходимости и важности теоретического исследования данной проблемы говорили еще представители немецкой классической философии. Немецкие мыслители1 доводили до общественного сознания существование формы идеи, как внутренней мысли рождающейся в умах людей и являющейся творческой причиной всякого порядка между людьми, посредством которой всякий народ осознает себя причастным к определенной духовной общности.

В русской философии проблема национальной идеи основательно разработана Н. Бердяевым, И. Ильиным, Вл. Соловьевым, Н. Троицким, которые говорили о необходимости обращения теоретической мысли к проблеме национальной идеи в ее историко-философском понимании.

Серьезный вклад в разработку проблемы национальной идеи внесли такие современные ученые, как Б. Андерсон, М.Вебер, Э. Геллнер, В. Межуев, В. Нерсесянц3 и другие, которые в своих трудах затрагивали различные теоретические и методологические аспекты социальной сущности национальной идеи. Вопрос о национальной идеи таджикского народа в современной научной литературе в основном рассматривался в связи с проблемами национального самосознания и общественно - политической

1 Гегель. Философия истории. Соч. - М.; Л., 1935 - Т. 8.; Фихте И.Г. Общие прииципы наукоучения // Антология мировой философии. - М., 1972. - Т. 2.; К.Маркс и Ф.Энгельс. Немецкая идеология. Соч. - М., 1956.- T.3.

2 Соловьев В. О русской идее // Вопросы философии. - 1996. - № 6 -. С. 21.Бердяев Н. Судьба России. - М., 1990.; Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.; Троицкий Е.С. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление: социально-философский очерк. - М., 1989.; Ильин И. О России. - М., 1991; Русская идея. - М.: 1992.

3Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. - М., 1994; Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истории и распространении национализма. - М., 2001.; Геллнер Э. Нация и национализм. М., 1991.; Межуев B.M. О национальной идее// Вопросы философии. -1997.- № 12.; Нерсесянц B.C. Национальная идея России во всемирном историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. -М., 2001. ситуаций в стране. В этом плане выделяются работы С. Абашина, В.И В. Бушкова, В. Лившица, Д. Микульского, JL Чвыря, П. Шозимова и др.1

Говоря о таджикской национальной идее, выраженной в большей мере в этнических параметрах, необходимо отметить, что эта тема в разном варианте, под разными названиями поднималась еще в X веке в таджикско-персидской классической литературе в период существования государства Саманидов. Философско-поэтическая интерпретация национальной идеи таджикского народа наиболее четко прослеживается в творчестве классиков таджикско-персидской литературы Рудаки, Фирдоуси, Саади, Хайама, Джами; просветителей Ахмад Дониша, академиков Садриддина Айни, В.В. л

Бартольда, Б.Гафурова.

Современное видение теоретической и практической значимости национальной идеи таджиков отражено в отдельных публикациях таджикских ученых-философов А.Самиева, И.Шарипова.3 В их работах подчеркиваются ценность и значимость национальной идеи в формировании национального самосознания и самоопределения таджиков.

Однако, несмотря на значительное число работ по проблеме национальной идеи, до сих пор не осуществлен комплексный, концептуальный анализ национальной идеи как социально-философской категории, не проанализированы различные аспекты данной проблемы в

1 Абашин С.Н. Регионализм в Таджикистане: становление «этнического языка». Расизм в языке социальных наук. - М., 2002.; Бушков В.И. Микульский Д.В. Этнокультурные особенности таджикского народа и их влияние на современную политическую жизнь // Центр. -1996.- № 6.; Лившиц В. Политическая ситуация в Таджикистане, (лето 1993) // Россия и мусульманский мир. -1993. - № П.; Микульский Д.В. Кланы и политические партии в Таджикистане // Россия и мусульманский мир. -1995.-№ 12. ; Чвырь Л. О структуре таджикского этноса. Россия и народы. М., 2001. - Вып. 27.; Шозимов П.Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. - Душанбе, 2003.

2 Айни С. Намунахои адабиёти точик. - Сталинобод, 1925: Он же. Ахгари инкилоб. - Душанбе, 1974.; Бартольд В.В. Соч. - M., 1969, - T.2. -; 1971, - T.7.; Гафуров Б. Таджики. М., 1972; Он же. Избранные труды. -М., 1985.

3 Самиев А.Х. Национальная идея и тенденция развития духовной жизни современного Таджикистана // Народная газета. - 2004. 14 июля.; Шарипов И. Ш. Развитие национальных отношений в Таджикистане. -Душанбе, 2002. истории духовной культуры таджикского народа. Именно потребностью в более углубленном исследовании проблемы национальной идеи обусловлен выбор темы диссертации, определены ее цель и задачи.

Цель и задачи исследования. Целью работы являются анализ и определение понятийного и категориального статуса национальной идеи, ее места в социальном опыте таджикского социума.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- проанализировать и раскрыть сущность и содержание национальной идеи как социально-философской категории;

- проанализировать категории национальной идеи в контексте философского знания;

- показать развитие, содержание и сущность национальной идеи в ходе становления и формирования национального самосознания таджиков;

- определить соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в национальной идее таджиков.

Теоретико-методологическую базу диссертации составляет комплекс философских принципов, ориентирующихся на всесторонний объективный анализ феномена национальной идеи в ее историческом развитии в контексте духовной культуры таджикского народа. Наряду со многими общенаучными методами, использованными в диссертации, особое место занимает принцип историзма - системно-деятельный подход, который позволяет соединить воедино динамику развития национальной идеи в различных исторических периодах, показать роль культурно-исторических традиций в становлении национальной идеи таджикского народа, выявить национальные и общечеловеческие ценности в самой ее структуре.

Объект и предмет исследования включают в себя теоретические аспекты национальной идеи как социально-философской категории, процесс ее формирования и функциональной роли в культурно-историческом развитии общества и строительстве национального государства.

Источниковую базу исследования составили: труды классиков философии, произведения как устной, так и письменной литературы таджикского народа, культурно - историческои концепции таджикских просветителей, произведения современных писателей и поэтов Таджикистана, научные труды историков и обществоведов, политических деятелей, непосредственно затрагивающие проблему национальной идеи.

Научная новизна работы. Научная новизна диссертации, прежде всего, определяется самой постановкой проблемы. В ней впервые

- национальная идея таджиков исследуется с позиции социальной ^ философии не только как субъективный феномен сознания, но и как его активная и конструирующая функции в вопросах формирования и • мобилизации современной таджикской нации;

- прослеживается процесс становления и формирования национальной идеи как социально-философской категории через развитие ее структурных основных компонентов, таких как патриотизм, народный дух, любовь к родине, защита отечества, отстаивание независимости и толерантность к другим культурам;

- выявлены особенности проявления составляющих элементов национальной идеи таджиков в социальных действиях, выраженных в таких формах как адаптация национальной истории к современным требованиям общественной жизни

Таджикистана, создание символической истории для придания легитимности политической власти, создание социальных и этических нормативов, регламентирующих социальное поведение социума.

Практическая значимость работы. Материалы данной диссертации можно широко использовать:

- при чтении курса лекций по социальной философии и культурологии в высших учебных заведениях республики; ф - при ведении спецкурсов на историческом, филологическом, психологическом и философском факультетах;

- как методическое пособие для разработки перспективных программ по реализации государственных проектов по реформированию системы народного образования и проведению культурно-массовой работы среди различных слоев населения, особенно молодежи.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Авторское понимание сущности «национальной идеи» в его социально-философском аспекте, степени ее относительной автономности в соответствии с главными целями изучаемых аспектов как категории социальной философии.

- Научно объективный анализ национальной идеи таджиков возможен при сопоставлении с национальной идеей народов, имевших в прошлом общность территории и социокультурной среды.

- Зависимость состояния современной национальной идеи от социально — политических исторических факторов, сильно влияющих на ее становление и развитие.

- Соотношение между духовными факторами и социальными условиями, от которых зависит состояние национальной идеи каждого народа, выраженной в соответствии с каждой национальной идеей тому социально-политическому контексту, из которого она исходит.

- Зрелость национальной идеи непосредственно связана с уровнем духовного и интеллектуального развития населения регионов и образа жизни различных социальных общностей.

- В формировшши отношения к национальной идее доминирующую роль играют внутренние социальные качества бытия таджиков, их ценностные ориентации, мотивы поведения. На современном этапе государственного и национального развития Таджикистана необходимо провести ряд мероприятий по воспитанию чувства патриотизма, национальной гордости, национального единства и сплоченности, национального духа, базирующихся на фундаментальных принципах национальной идеи таджикского народа.

Апробация темы. Основные положения диссертации апробировались на научно-теоретических семинарах отдела социальной философии Института философии и права АН РТ, на конференции по теме: «Консолидация таджикской нации» - в октябре 1997 г., на международном семинаре «Влияние общественного мнения на реализацию прав человека в развитии демократии в современном мире», 2 -3 июня, Душанбе, 1997, на конференции «Исторический опыт миротворчества в Таджикистане» - апрель 2001 г.; на симпозиумах и семинарах Институт философии и права АН РТ.

Работа была обсуждена в Отделе социальной философии ИФ и права АН РТ и на расширенном заседании специализированной секции по социальной философии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Арифджанова, Назира Рахматджановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Осознание национальной идеи как особой социально-философской категории, в основном, произошло во второй половине XVIII в. в Европе. Здесь предпринимались попытки раскрытия сущности и содержания категории национальной идеи как отражения реальных процессов социально - психологического и культурно - исторического развития нации. Философы писали о существовании формы идеи как внутренней мысли, рождающейся в умах людей и являющейся творческой причиной всякого порядка между людьми, посредством которой всякий народ осознает себя причастным к определенной духовной общности.

2. Национальная идея как социально — философская категория формируется на базе исторически переходящих народных идей в процессе осмысления самости народа, национального «Я» в соотношении национального бытия народа. Она является отражением национального интереса, связанного с идеалом народа и представляет собой внутреннюю мысль, вытекающую из исторического опыта и бытия народа. Феномен национальной идеи указывает на то, что она существует вне опыта, но аналогично стремлению каждой идеи, устремлена к своей материализации, и имеет тенденцию, хотя и не столь уж преодолимую, становиться истинным критерием осуществления национальных целей. Обобщая исторический опыт, выявляя тенденции исторического развития, национальная идея выводится за пределы данного опыта, проектирует должное, т.е. то, к чему народ стремится, чего он страстно желает. Она определяет контуры будущего, являясь детерминаций будущего.

В структуре национальной идеи особое место отводится патриотизму. Социальное чувство патриотизма, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины, явилось нравственным, политическим постулатом и фундаментальной основой в становлении национальной идеи как социально-философской категории.

Она вбирает в себя воедино разнообразные идеи и формы самовыражения различных субэтнических групп. Она имеет формообразующую структуру и представляет собой единство в многообразии. Этот факт позволяет нам точно понять сущность национальной идеи как таковой. Суть национальной идеи мы видим в признании национальных различий субэтносов и тотализации определенной идеи в ней в рациональных параметрах. В этом отличительная черта национальной идеи от национализма. Попытка осуществления национальных программ национализма на начальном этапе развития национальной идеи является положительным актом. Однако абсолютизация и тотализация идей приводит к радикальному национализму. Исходя из этого, при формулировке национальной идеи необходимо дистанцироваться от проявлений радикальных форм.

В судьбоносные периоды национального развития она обладает стремлением воплотиться в реальность, пересекать порог бессознательного и выходит из-под спуда в национальное сознание. Таким образом, национальная идея обосновывается как продукт национальной духовной культуры нации и движущей силы развития национально - освободительных движений.

3. Выявленные в ходе исследования взаимосвязи категорий бытия: ума - души - мудрости; сознания - духа - мышления; национального сознания -народного духа - национального самосознания открыли глубинные взаимосвязи компонентов духовной культуры, участвующих опосредственно и непосредственно в формировании категориального аппарата национальной идеи.

4. Разграничение понятий «идеала» и «идеи»; «национальной идеи», «национализма» и «народного духа», а также определение соотношения патриотических и национальных чувств позволило нам определить сущность и структуру национальной идеи, как социально - философской категории.

5. Концепция национальной идеи таджикского народа, формирование которой неразрывно связано с установлением советского строя, опирается в большей степени на отечественный опыт художественной, общественно-политической деятельности, восприятие достижений многих поколений с момента образования первого таджикского государства Саманидов.

Факт формирования национальной идеи в эту эпоху отмечался в нашей литературе, однако при этом фиксировались именно функциональные сдвиги, которые происходили в обществе, например, создание твердой централизованной власти, национализация государственного языка, развитие новой письменной литературы и таджикской культуры. Формирование национальной идеи таджиков, таким образом, было обусловлено идейно-художественными и национальными потребностями, а также культурно историческими традициями, уходили в глубь веков.

6. Среди общенациональных идей, имеющих отношение к историческому опыту народа, в обществе, выделяется идея возрождения, объединения и единства таджикского народа, его национальной государственности и независимости.

Излагая актуальность и практическую направленность общенациональных идей на современном этапе, следует отметить, что это как весьма важная проблема для нашей науки. Она имеет стратегический смысл, долговременный характер, мобилизирующее содержание, требует своего комплексного социально-философского анализа. От ее решения во многом зависят территориальная целостность нашего государства, единство народа.

7. Переосмысление обществом себя и своих национальных позиций, приоритетов, недостатков и перегибов в политике, в сфере национальных и межнациональных отношений, борьба за сохранение независимости на постсоветском пространстве показали, что перспективы развития национального общества зависят от четкого определения содержания и сущности национальной идеи таджиков в контексте духовной культуры и ее позиции в современном мире.

8. Формированию и развитию национальной идеи таджиков способствовали довольно прочные традиции, основу которых составляют важнейшие идеи арийской духовной культуры. Исторические памятники духовной культуры, дошедшие до нас, свидетельствуют о наличии патриотической мысли, связанной с творческой эволюцией идеи государственности - объединения народов. Образы Спитамена (329 - 327 гг. до н. э), Муканны (776), Тимурмалика (1220/21), Восе (18в.), как богатый опыт осуществления народной воли путем борьбы за свободу и независимость посредством воспитания доблести и личных качеств, сохранили в народной памяти таджиков идеи свободы духа, сплочения и единения народа на многие века.

9. Классификация народных идей, культивирующихся в сознании таджикского народа по комплексу культурно - исторических данных, позволяет выделить в их составе две ветви. Одну из них представляет арийская духовная культура, другую - исламская.

10. Таджикский народ и первое таджикское национальное государство (X в.) вели свою национальную идентичность от тех ираноязычных этносов, которые исповедовали идеи консолидации народа в едином государственном пространстве и которые в свое время приняли зороастризм и ислам.

Поиск идеалов и образов в прошлом - это своего рода специфика восточного мышления. Так, период правления Саманидов считался идеальным веком процветания национальной культуры таджиков. Движение вперед предполагало осмысление прошлого опыта в области идей, что позволяло прошлому сосуществовать с настоящим. Новое не может существовать за счет старого, но оно существует благодаря старому и произрастает из него. В этом суть традиционализма в таджикской национальной политике.

11. Таджики пережили достаточно много ударов судьбы, имеют традиционную манеру считаться с реалиями, думать абстрактно, они чувствительны, эмоциональны, способны к умозрительности, что выработала особую форму и характер их переживаний и эмоционального реагирования - толерантность к другим культурам. Таджики всегда были преданы идеям мира, гуманизма и миротворчества, как условий существования и сохранения нации.

12. Национальная идея таджиков, прошедшая в своем развитии долгий и сложный путь конкретизации и освоения смысла национального бытия, занимает базовое место в современной национальной духовности народов Востока. Для развития таджикской культуры и формирования ее национальной концепции принципиальное значение имели три этапа национального возрождения - период Саманидов, советский и постсоветский периоды. На разных этапах общественного развития эта концепция испытала значительное влияние социальных идей многих национальных культур, тем не менее, сумела сохранить свои самобытную сущность и содержание, обновится, определить свое место в мире.

Выявлены особенности проявления составляющих элементов национальной идеи таджиков: адаптация национальной истории к современным требованиям общественной жизни Таджикистана; создание символической истории для придания легитимности политической власти; создание социальных и этических нормативов, регламентирующих социальное поведение социума.

13. Формирование новой государственности на демократической основе в условиях плюрализма идей предполагает конструктивный подход к проблемам национальной идеи таджиков. Национальная идея таджиков, наконец, приобрела ту свободу духа, ту независимость, которые предки таджиков искали на путях рационалистической мысли. Огромную роль в формировании национальной идеи, конечно, играют задачи демократизации национальной и языковой политики в республике. В одних случаях эта задача сводится к восстановлению первичных общественных функций таджикского языка, особенно в сфере образования. В других случаях - к интеграции народов республики в более широкие экономические и политические сообщества, конечно, при сохранении национального своеобразия. Здесь идет речь о защитных мерах по сохранению общественной функции языка и национального государства. Вхождение таджикского общества в рыночную экономику в свою очередь выявило необходимость достижения соотношения национальных и общечеловеческих ценностей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Арифджанова, Назира Рахматджановна, 2006 год

1. Абашин С.Н. Регионализм в Таджикистане: становление «этнического языка». Расизм в языке социальных наук. - М., 2002. - 32 с.

2. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991.224 с.

3. Авеста. Избранные гимны. Душанбе: Адиб, 1990. - 176 с.

4. Аврелий М. Наедине с самим собой //Антология мировой философии. -М., 1969. -Т.1. С.320.

5. Адабиети форсу точик дар нимаи аввали асри XI. Дар зери тахрири Р.Ходизода ва С.Саъдиев. Душанбе, 1979. - 285 с.

6. Айни С. Ахгари инкилоб. Душанбе, 1974. - С. 90 -98.

7. Айни С. Намунаи адабиети точик. -М., 1926. С. 3-26.

8. Айни С. Повести и очерки. Душанбе, 1984. - 356 с.

9. Айни С.Рабы. Душанбе, 1970. - 432 с.

10. Амонов Р. Лирикаи халки точик. Душанбе, 1968. - С.354.

11. Андерсен Б. Воображаемые сообщества. Размышление об истории и распространении национализма. / Пер. с англ. В.Г.Николаева. М.: Канон - Пресс - Ц. Кучково Поле, 2001.-277 с.

12. Антология мировой философии. В 4 т. Т.1 Философия древности и средневековья, часть 1. М.: Мысль, 1969. - 576 с.

13. Аристотель. О душе. М.: Соцэкгиз Печатный двор, 1937. - 179 с.

14. Артановский Н. Этноцентризм и возврат к этничности: Концепции и действительности. М., 1992.

15. Асимов М.С. Историко-культурные аспекты этногенеза народов Средней Азии // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1990. - Вып. 1.-118 с.

16. Ашрафи М.М. Персидско-таджикская поэзия в миниатюрах XIV XVIII вв.- Душанбе: Ирфон, 1974.- 127 е.: ил.

17. Ашуров Г. Интеллектуальное и политическое развитие Средней Азии (со второй половины XIX в до конца XX в.).- Душанбе, 2003. Рукопись в Институте философии и права АН РТ.

18. Ашуров Г. О некоторых методологических вопросах просветительства в социально философской мысли таджикского народа // Изв. АН Тадж. ССР. Сер: философия, экономика, правоведение. - 1986. №1. - С. 3-12.

19. Бабаков В.Г., Семенев В.М. Национальное сознание и национальная культура (Методологические проблемы). М., 1996.- 70 с.

20. Бартольд В.В. Сочинения: В 9 т. / Вступ ст. И.Петрушевского Т.1. М.: изд - во вост. лит., 1963.- Т. 1. - 760 с.

21. Бартольд В.В. Сочинения: В 9 т. М.: изд - во вост. лит., 1963. - Т.2, ч.1. -1020 с.

22. Бартольд В.В. Сочинения: В 9 т. М.: изд - во вост. лит., 1964. - Т.2 ч.2 -760 с.

23. Бартольд В.В. Сочинения: В 9 т. М.: изд - во вост. лит.,1965.- Т.З.- 711 с.

24. Бартольд В.В. Сочинения: В 9 т. М.: изд - во вост. лит.,1971,- Т.7. - 663с.

25. Бартольд В.В. История Туркестана. Ташкент: Туркгосиздат, 1922.- 50 с.

26. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия СПб., 1909.- 139 с.

27. Бердяев Н. Судьба России. Русская идея: основные проблемы русской мысли.Х1Х нач. XX вв. - М. 1990. - С. 90.

28. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М.: Наука, 1965.- 524 с.

29. Бертельс Е.Э. Очерки история персидско-таджикской литературы. Д., 1928.-С. 51-52.

30. Богоутдинов A.M. Очерки по истории Таджикской философии. -Сталинабад: Таджикгосиздат, 1961.-332с.

31. Богоутдинов A.M. Избранные произведения. /Отв. ред. Г.А. Ашуров.-Душанбе: Дониш, 1980 .-415 с.

32. Бойс Мэри. Зороастризм: верования и обычаи. М., 1988. - С.47.

33. Брагинский И.С. Очерки из истории таджикской литературы. -Сталинабад, 1956. -452 с.

34. Брагинский И.С. Исследования по таджикской культуре. М.: Наука, 1978. -288 с.

35. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988. - 207 с.

36. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). М.: Наука, 1981.- 390 с.

37. Бромлей Ю.В. Этнос и Этнография. М.: Наука, 1973.- 283 с.

38. Бушков В.И., Микульский Д.В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане: (Этно социальные процессы и политическая борьба, 1992 - 1996).- М., 1997.-280 с.

39. Бурмистрова Т.О. Теория социалистической нации. JL: Изд - тво ЛГУ, 1970.-88 с.

40. Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии. // Вопр. философии. 1994. - № 1. - С. 68 - 72.

41. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. М.: Юрист, 1994. -505 с.

42. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческого мышления. М.: Прогресс, 1988.-221 с.

43. Вклад иранских народов в развитии мировой цивилизации. Душанбе, 1992.- 180 с.

44. Воронина B.JT. конструкция и образ в архитектуре средневекового Ирана // Искусство и археология Ирана.- М., 1973.- С. 39-42.

45. Гафуров Б. Избранные труды. М.: Наука, 1985.- 544 с.

46. Гафуров Б.Г. Таджики. Душанбе: Ирфон, 1989. - Кн.1- 384 с.

47. Гафуров Б.Г. Таджики Душанбе: Ирфон, 1989. - Кн.2. - 479 с.

48. Гегель. Философия истории. Соч. М., 1935 - Т. 8. - С. 75, 104.

49. Гердер Н.Г. Идея к философии человечества. М.: Наука, 1977. - 703 с.

50. Гостев А.В. Проблема мышления в трактате Аристотеля «О душе» //Вопр. филослфии.1997. № 12. - С. 73-94.

51. Гулшани адаб. Душанбе: Ирфон, 1975. - Т. 1.- 432 с.

52. Гулшани адаб. Душанбе: Ирфон, 1975. - Т.2.- 496 с.

53. Гулшани адаб. Душанбе: Ирфон, 1976. - Т.З.- 384 с.

54. Гулшани адаб. Душанбе: Ирфон, 1977. - Т.4.- 386 с.

55. Гулшани адаб. Душанбе: Ирфон, 1980. - Т.5.- 464 с.

56. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. -359 с.

57. Данилов А. Переходное общество проблемы системной трансформации. -МН ООО «Харвест», 1998. 432 с.

58. Дашдамир А.Ф. Нация и личность Баку: Элм, 1976.- 225 с.

59. Демографический энциклопедический словарь. М., 1985.- С.464

60. Джононов С. Общее и особенное в формировании и развитии социалистических национальных отношений. М.: Дониш, 1987.- 214 с.

61. Джунусов М. С. Введение в марксистко-ленинскую теорию нации / Отв. ред. Росляков А.А., Абаева М.М. Ашхабад: Ылым, 1988.- 404 с.

62. Дмитрев А.В., Запрудский Ю.Г., Казимирчук В.П., Кудрянцев В.Н.; Основы конфликтологии: учеб. пособие. М.: Юрист, 1977. - 200 с.

63. Додихудоев X. Регионализм как феномен общественного сознания. // Изв. АН Респ. Таджикистан. Сер.: Философия и правоведение 2001.- №1/4.-С.31-42.

64. Домусульманские верования и обряды Средней Азии. М., 1975. - 340 с.

65. Дониш А. История мангитской династии.- Душанбе: Дониш, 1967.-142 с.

66. Достоевский Ф.М. Статьи и материалы. М.: Мысль, 1922. 517 с.

67. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Лениниздат, 1999. 736 с.

68. Журавлев В. Отечественная история. Рос. АН, 1996. С.6.

69. Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания// Социол. исслед. 1993. - №8.- С.12-21.

70. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты (в постсоветском пространстве).- М.,1997. 286 с.

71. Зиёр А .Я. Философское мышление и художественное творчество. // Вопр. философии. 1978. - № 11. - С. 25 - 129.

72. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.- 462 с.

73. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968.- 319 с.

74. Ислам в истории народов Востока. (Сб. ст).- М.: Наука, 1981. 197 с.

75. Иовчук М.Т. Проблемы исследования истории философской и общественно политической мысли в Средней Азии и Казахстане. // Вопр. философии. - 1978. - № 11. - С. 113 - 114.

76. Ионин JI.T. Социология культуры. Национальный миф.-М., 1995,- С. 159.

77. Иордам М.В. Интернационализм против национализма. М.: Наука, 1980.- 264 с.

78. Ислам в истории народов Востока. М., 1981. - 199 с.

79. История таджикского народа /Т.П. книга вторая Поздний феодализм (XVII в 1917 г.) Под ред. Б.И. Искандарова, A.M. Мухторова. М.: Наука, 1964.- Т. 2, кн. 2: Поздний феодализм (XVII в. - 1917 г.). - 356 с.

80. Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе, 2001. — 320 с.

81. Калашников B.JI., Мурин В.Б. Категория национальных отношений. М.: Граница, 1999.- 291 с.

82. Калтахчян С.Т. Марксистко-ленинская теория нации и современность. -М.: Политиздат, 1983,- 367 с.

83. Камилов Ш. Пути развития историко-революционной таджикской прозы и ее связь с русской советской литературы Душанбе: Дониш, 1985.-18 с.

84. Камол Худжанди. Газели. Антология таджикской поэзии. М.,1957.- С. 374.

85. Карасев А.В. Символика и смысл русской идеи. // Вопр. философии. -1992.-№8.-С. 92-99.

86. Козинг А. Нация в истории и современности: (исследование в связи с историко-материалистической теорией нации).- М.: Прогресс, 1978.-291 с.

87. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972.- 495 с.

88. Концепции национальной художественной культуры. М.: Наука, 1985280 с.

89. КПСС в резолюциях. М.: Политиздат, 1968. - 909 с.

90. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопр. философии. 1992. - №12. - с. 21.

91. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М.: Госполитиздат, 1961. - Т.24. - 566 с.

92. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч. М., 1956.-Т.1.

93. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1957. - Т.З. - 360 с.

94. Масов P.M. История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане. — Душанбе: Дониш, 1988.-318 с.

95. Масов P.M. История топорного разделения.- Душанбе: Ирфон, 1991.-189 с.

96. Масов P.M. Таджики: история с грифом «совершено секретно».-Душанбе: Центр изд. культур, наследия, 1995.- 200 с.

97. Материалы по истории и истории культуры Таджикистана.- Душанбе: Дониш, 1981.-350 с.

98. Межуев В.М. Отношение к прошлому ключ к будущему. // Куда идет Россия?. Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год 1999. М.: Легос, 1999.100. Мирзозода X. Акидахои зиддидинй дар адабиёти точик. - Душанбе: Ирфон, 1966.-252 с.

99. Мирзозода. Таърихи адабиёти точик. Душанбе: Маориф,1987. кн. I.-688 с.

100. Миротворческие процессы в Таджикистане, (матер, науч. практ. форума). - Душанбе, 1997.- 426 с.

101. Миротворческие процессы в Таджикистане: консолидация и гарантирование миротворческого процесса, (межд. науч. практ. конференции). - Душанбе, 1997.- 426 с.

102. Муминзода X. Зардушт ва оини у (бахши аввал).- Душанбе, 1993.-193 с.

103. Наймов М. Социально-экономические основы сближения социалистических нации. Душанбе: Ирфон, 1986.- 256 с.

104. Национальный вопрос в освободившихся странах Востока. М.: Наука, 1986.- 263 с.

105. Национальные процессы в СССР. -М.: Наука, 1991.- 264с.

106. Негматов Н. Государство Саманидов: (Мавераннахр и Хоросан в IX X вв.). - Душанбе: Дониш,1977.- 279 с.

107. Негматов Н. Давлати Сомониён дар асрхои IX -X. Душанбе: Ирфон, 1989.-304 с.

108. Негматов Н. Таджикский феномен: история и теория. Душанбе: Оли Сомон, 1997.- 406 с.

109. Нерсесянц B.C. Национальная идея России во всемирно- историческом прогрессе равенства свободы и справедливости.- М.,2001.

110. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1991.-301 с.

111. Нысанбаев А.Н. Казахстан в поиске национальных идей. Ж-л. Аль -Фороби (философско-политический и духовно познавательный журнал) 2003 2 (2).

112. Нысанбаев А.Н. Между мифом и разумом: из опыта духовных историй XX века. Алма-Ата: Казахстан, 1991. - 138 с.

113. Нысанбаев А.Н. От «единомыслия» к плюрализму мнений (Беседы о путях к социал. диалогу). М.: Знание, 1990. - 63 с.

114. Политология: Энциклопед. словарь. /Общ. ред. и сост. Ю.И.Аверьянова -М.:Изд-во Коммер. ин -та, 1998. -431 с.

115. Раджабов М. Абдурахман Джами и таджикская философия XV века-Душанбе, 1987.-318 с.

116. Расовый смысл русской идеи. Сб. ст. /Под ред. В.Б Авдеева, А.Н. Савельева. М., 1999. - Вып. 1. - 544 с.

117. Рахмонов Э.Ш. Избранные речи и статьи: В 4 т. Душанбе, 2004.

118. Рахмонов Э. Ш. Таджики в зеркале истории. Душанбе: Ирфон, 1997. -136 с.

119. Рахмонов Э.Ш. Долгий путь к миру. Душанбе, 1998. 100 с.

120. Рахмонов Э.Ш. Наша цель национальное единство. - Душанбе: Ирфон, 1997.-72 с.

121. Рахмонов Э. Таджикистан на пороге будущего //Сегодня. 1997. 24 июля.

122. Российская политология. М.: ОП РАГС, 1995,- 400 с.

123. Русская идея. / Сост. и авт. вступ. ст. М.А. Маслин. М.: Русская идея, 1992.-С. 417-438.

124. Самиев А.Х. Национальная идея и тенденция развития духовной жизни современного Таджикистана // Народная газета. 2004. 14 июля.

125. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991.-366 с.

126. Сафаров С.С Достижение общественного согласия в Таджикистане: особенности переходного периода // Материалы международной научно-практической конференции «Место Таджикистана в новом международном порядке». Душанбе, 1997. - С.52.

127. Соловьев В.О. Русская идея. //Вопр. философии.- 1996,- № 6.- С. 21.

128. Сорокин Ю.А., Морковина И.Ю. и др. Этнопсихолингвинстика. М.: Наука, 1988.-192 с.

129. Социализм и национальный вопрос // Материалы Всесоюз. науч.- теорет. конф. Душанбе, 1991. - 228с.

130. Тишков В.А. Советский Союз до и после перестройки, (опыт этнологического прогноза) //Гипотезы. Прогнозы. (Наука и фактистика): Междунар. ежегодник. М.,1991.- Вып. 24.- С. 27.

131. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. - 450 с.

132. Тофлер Э. Метаморфозы власти. / Пер. с англ. Э.Тофлер. М.: ООО ACT, 2002.- 669 с.

133. Унсуралмаали. Кабуснаме. Энциклопедия персидской таджикской прозы. - Душанбе, 1986. - С.ЗЗ.

134. Фарханги забони точики. М., 1969. - С.772, ч. I; ч. II. - С. 105.

135. Фаттоев С. Социально политические конфликты в современном обществе: (Опыт Таджикистана).- Душанбе: Шарки озод, 2001.- 127 с.

136. Философская энциклопедия. М.: Совет, энцик. 1967. - Т.4.-С.224 - 227.

137. Фирдоуси. Шахнаме. //Библиотека всемирной литературы. / Предис. Б. Гафурова.- М.: Изд во худож. лит., 1972. - 810 с.

138. Фирдавси. Шохнома. Душанбе, 1987.- Т. 1.- 480 с.

139. Фихте И.Г. Общие принципы наукоучения //Антология мировой философии. М., 1972. - Т. 2. - С. 236-237.

140. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. - 575 с.

141. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений /Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989.- 448 с.

142. Ханыков Н. Записки по этнографии Персии, (на тадж. яз.) Душанбе: Ирфон, 1992,- 160 с.

143. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. /Пер. с англ. Т. Велимеева, Ю.Новикова. М.: ООО ACT, 2003.-603 с.

144. Ходизода Р. Каримов У., С.Саъдиев Адабиёти точик асрхои XVI XV ва ибтидои асри XX.: Китоби дарси барои мактабхои оли. - Душанбе: Маориф, 1988.-140 с.

145. Шарипов И. Предпосылки преобразования общественных отношении в Таджикистане на пути некапиталистического развития. Душанбе: Дониш, 1973.- Ч.1.- 168 с.

146. Шарипов И. Предпосылки преобразования общественных отношений в Таджикистане на пути некапиталистического развития. Душанбе: Дониш, 1976.-4.2.-142 с.

147. Шарипов И. Закономерности формирования социалистических общественных отношений в Таджикистане. Душанбе: Дониш, 1983. -94 с.

148. Шарипов И. Развитие национальных отношений в современном Таджикистане. Душанбе: Дониш, 2002. - 233 с.

149. Шозимов П.Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. Душанбе, 2003. 208 с.

150. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философии. М., 1994. -130 с.

151. Якубшох Юсуфшох. Точикон. Душанбе, 1994. - 82 с.

152. Ярошук Н.З. Почему национализм обречен?. М.: Мысль, 1985.- 141 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.