Ислам в контексте общественного сознания таджиков: история и современность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Мирзоев, Гаффор Джабборович
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 140
Оглавление диссертации кандидат философских наук Мирзоев, Гаффор Джабборович
Введение. 3 —
Глава I. Особенности эволюции общественного сознания таджиков после принятия ислама
§1. Особенности становления исламского религиозного сознания таджиков. 16 2. Формирование нового менталитета таджиков в процессе интеграции доисламской и исламской культуры.39
§ 3.Взаимовлияние религиозного сознания и других форм общественного сознания у таджиков.49
Глава П. Религия в контексте национально-культурного образования современного Таджикистана @ 1. Место религии в современной социокультурной системе правового демократического общества. 62 —
12. Реформа религиозного сознания нации как условие общественного прогресса в современном обществе. 95 —
§ 3. Роль национально-религиозных обрядов и их упорядочения в формировании религиозного сознания таджиков.112—
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Реформаторские концепции и обновленческие движения в исламе (философско-критический анализ)2020 год, доктор наук Мирзоев Гаффор Джабборович
Борьба таджикского народа против Арабского Халифата2010 год, доктор исторических наук Хакназаров, Абдуназар
Соотношение религиозной и светской культуры в обществе Таджикистана (история и современность)2021 год, кандидат наук Акилова Мавзуна Махмуджановна
Этнорелигиозные и этнокультурные процессы принятия ислама в Центральной Азии: философско-религиоведческий анализ2011 год, кандидат философских наук Гуломов, Тоджиддин Мирзоалиевич
Реформаторско-религиозные взгляды Ахмада Дониша: философско-религиоведческий анализ2011 год, кандидат философских наук Закиров, Нусратулло Меликович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ислам в контексте общественного сознания таджиков: история и современность»
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития в мире в целом и в странах Центральной Азии в особенности вопрос о роли религии и религиозного сознания в процессе духовно-ценностных и политических изменений приобретает весьма актуальное значение. Происходящие изменения в области развития свободы, демократии, политических процессов и формирование новых экономических отношений опираются на традиционные формы мышления и мировоззрения народов этих стран. В силу этих обстоятельств стремление исследовать и понять специфику мышления, умонастроения и общественного сознания народа и духовную культуру общества вполне понятно. Ислам, выступая в качестве основной религиозной системы и формы общественного сознания в этой сфере, имеет особо важное значение. Он, оставаясь целостной мировоззренческой системой духовных, моральных и общественных ценностей, пытается выработать свое отношение к современным моделям общественного устройства.
Вопрос о роли религии в социально-духовном процессе общества, особенно для восточных стран, всегда был в центре внимания исследователей и ученых. Но для сегодняшнего Таджикистана в условиях перехода на путь демократизации общества и создания светского правового демократического государства изучение и исследование места религии в духовно-культурной жизни его народа, особенностей религиозного сознания населения и перспективы совместимости ислама и принципов демократии и свободы приобретают более важное значение в деле обеспечения единства и стабильности общества с преобладающим мусульманским населением.
Объективной реальностью нашего общества является то, что религиозное сознание у нашего народа остается основным и массовым сознанием. Исторически религия оказывала огромное влияние на формирование всех отраслей духовной культуры таджикского народа и его 3 общественного сознания. Исследования показывают, что игнорировать и тем более исключить столь важную и огромную величину из общественной жизни региона бессмысленно и порой опасно, между тем есть возможность и необходимость использовать ее богатый духовный и социальный потенциал в созидательном направлении. Односторонний атеистический и волюнтаристский подход к этому вопросу показал свою несостоятельность и даже наоборот, давал обратный резонанс, способствовал появлению религиозного экстремизма и радикализма. Радикальное противостояние религиозным явлениям и чувствам без учета специфики и особенности причины их проявлений дает пищу для появления агрессивной формы религиозного сознания.
Одновременно абсолютизация религиозного фактора в общественной жизни также влечет за собой отрицательные последствия. Мы считаем, что такой односторонний подход к изучению и анализу места религии в обществе приводит к ошибочным выводам и искаженным представлениям. Во-первых, это не дает нам объективного реального знания о сущности общественных явлений, что нежелательно, особенно для науки. Во-вторых, насильственное выдворение элементов религиозного сознания и его» в целом из контекста общественного сознания создает вакуум, и этот вакуум будет заполнен другими элементами и явлениями, порой очень опасными для общества. В-третьих, выдавая желаемое за действительное, мы не можем правильно предсказать и быть готовыми к дальнейшему ходу развития нашего общества во всех его многосторонних аспектах и проявлениях. Учитывая это, руководство Таджикистана в годы независимости с целью преодоления ошибок в отношении оценки роли религии в прошлом предприняло ряд мер, позволивших установить стабильность в обществе и способствующих новому научному осмыслению проблемы исламского фактора, как в республике, так и в Центральной Азии в целом. В выступлениях и статьях Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона затрагиваются основные принципы взаимоотношения государства и ислама, вопрос места религиозного сознания в системе национальной культуры.1
Правильный научный подход к данной проблеме дает нам возможность раскрыть сущность религиозных представлений и чувств, понять особенности и специфику трансформации религиозного сознания в переходный период жизни общества, найти точки соприкосновение религиозных, культурных, этических, национальных и государственных интересов и возможности их сосуществования. Научный подход создает условия для выявления и определения причин и форм возникновения таких негативных явлений, как религиозный фанатизм, экстремизм, радикализм, и определить пути преодоления этих явлений.
В культурно-духовной сфере и общественном сознании народа религиозные представления - это не случайные или ошибочные ветви, а закономерные явления, которые исходят из социально-исторической и духовной потребности населения. Для выявления и преодоления отрицательных форм проявления религиозного архаизма одних научно-рациональных опровержений его основ недостаточно, нужно ещё компенсировать эту духовную потребность человека другими „ формами общественного сознания. Пока эти потребности не будут удовлетворены другими формами общественного сознания и духовными ценностями, религия для части населения останется источником этических, психологических и социальных ценностей. Этой точки зрения придерживаются многие учёные и исследователи, в том числе её разделяли и ряд советских учёных.2
Нельзя не согласиться с Т.Саидбаевым, что каждая религия в соответствии с историческим прошлым и современным уровнем развития своих последователей, а также с особенностями собственных догматики и
1 См.: Эмомали Рахмон. Независимость Таджикистана и возрождение нации. Т.6. - Душанбе: Ирфон, 2006.-568 с.
2 См.: Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. - Л.: Лениздат, 1974. - С.34. культа, проявляется в своей неповторимой форме.1 Именно эти неповторимые формы и черты у каждого народа и последователей данной религии проявляются по-своему, удовлетворяя его духовные и социальные потребности. Если бы не было этих потребностей, то в религии не было бы и необходимости.
В данном диссертационном исследовании сделана попытка проанализировать специфику и особенности становления, развития и трансформации исламского религиозного сознания у таджиков, место религиозных представлений и ценностей в формировании умонастроения и мировоззрения таджикского народа, показать какое место занимают исламские ценности в системе его национальной культуры и общественного сознания в целом, а также роль ислама в укреплении национального государства, построении правового демократического общества и возможности реформирования религиозного сознания населения с учетом современного развития общества. Таким образом, по мнению автора, возможно определить перспективы трансформации духовной культуры и динамичного развития современного таджикского общества.
Степень изученности темы. Вопросу религии и религиозного сознания в обществе посвящена в целом огромное количество научно-исследовательских работ. Проанализировав эту литературу, мы пришли к выводу, что среди них очень мало обстоятельных специальных исследований, посвященных анализу места и особенностей религиозного сознания в современном контексте общественного сознания таджиков Многие аспекты этой проблемы разработаны слабо или не разрабатывались вовсе, некоторые из установившихся взглядов на отдельные аспекты проблемы, по нашему мнению, требуют уточнения или даже пересмотра. Хотя существуют работы по проблемам религии и религиозного фактора в таджикском обществе, но специальной работы, посвященной специфике религиозного исламского сознания у таджиков, не существует. Большинство
1 Сандбаев Т.С. Ислам и общество. - М.: Наука, 1984. - С. 7. 6 работ по проблемам религии и религиозного сознания, выполненных в советский и постсоветский периоды, носят идеологический характер. Однако это не означает, что ученые интересовались этой проблемой недостаточно. В своих работах обобщающего характера они все же касались отдельных сторон этой проблемы и пытались дать свою оценку. Многие из них затронули эту проблему косвенно в рамках других тематик, где отдельные их выводы и оценки имеют определенное значение для нашего исследования.
Значительный вклад в исследование проблем исламизации народов Средней Азии и Ирана внесли такие известные ученые с мировым именем, как В.В.Бартольд, Б.Г.Гафуров, А.М,Богоутдинов, а также Н.Н.Негматов, А.И.Колесников, Ю.Якубов и др.1
Большой вклад в исследование современных проблем религии и специфики исламского религиозного сознания внесли ученые советского и постсоветского периода, такие как М.Т.Степанянц, Л.Р.Полонская, А.А.Игнатенко, Т.С.Саидбаев, Н.С. Кирабаев, Е.А.Фролова, Д.М.Угринович, Б.С.Ерасов, Е.М.Примаков, В.Б.Кляшторина, Н.Н.Аширов, Г.Ж.Раимбекова, Р.М.Маджидов, Ш.Абдуллоев, С.Ахмедов, З.И.Левин, Ибни Курбон и др.2
1 Бартольд В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата. - Соч. Т. 6. - М.: Наука, 1966; Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. - М.: Наука, 1972; А.М.Богоутдинов. Очерки по истории таджикской философии. - Сталинабад, 1961; Негматов Н.Н. Государство Саманидов. - Душанбе: Дониш, 1977; Его же. Таджикский феномен: история и теория. -Душанбе, 1997; Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами. - М.: Наука, 1982; Якубов Ю. Религия древнего Согда. - Душанбе: Дониш, 1966.
2 Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике. - М., 1982; Ее же. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока. - М., 1974; Полонская JI.P., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеология. - М. 1982; Игнатенко А.А. Философское наследие и современная идеологическая борьба в арабских странах // Философское наследие народов Востока и современность. - М., 1983; Саидбаев Т.О. Ислам и общество. - М., 1984; Его же. Ислам и современность. - М., 1985; Кирабаев И.С. Социальная философия мусульманского Востока. - М., 1987; Фролова Е.А. Наука и ислам. - Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. - М., 1987; Угринович Д.М. Религия и общество. - М., 1971; Его же. О специфике религии. - М., 1961; Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. - М., 1982; Примаков Е.М. Ислам и общественное развитие стран зарубежного Востока // Вопросы философии. - 1980. - №8; Кляшторина В.Б. «Восток -Запад» в контексте современной иранской культуры. - М., 1985; Аширов Н.Н. Эволюция ислама в СССР. - М., 1972; Его же. Ислам и нации. - М., 1975; Раимбекова Т.Ж. Религия и политика Востока: проблемы взаимосвязи, специфика и тенденция развития. - Алматы, 1999; Маджидов P.M. Утверждение социалистического образа жизни в республиках-Советского Востока и его влияние на процесс секуляризации (на материалах Таджикистана): Автореф. дисс. . докт. философ, наук! - М., 1982; Абдуллоев Ш. Асосхон диншиносй. - Душанбе, 2001; Его же. Маъорифпарварй ва озодандешй. -Душанбе, 1994; Его же. Фалсафаи одамият. - Душанбе, 2003; Ахмедов С. Философия калама в современном исламе. - Дисс. . докт. философ, наук. - Душанбе, 2005; Левин З.И. Реформа в исламе: быть или не быть? - М.: Крафт+, 2005; Ибни Курбон. Дар дурохан фано ва эхёи миллати кадим. : Душанбе: Эр-граф, 2007 и др.
Немаловажное значение для религиоведческой науки и социальной философии представляют труды Ю.Ф.Борункова «Структура религиозного сознания», Н.А.Андрианова «Эволюция религиозного сознания», Н.С.Капустина «Особенности эволюции религии», и особенно работа Д.М.Угриновича «О специфике религии», касающиеся не только эволюции религии, но и характера трансформации и взаимовлияний религиозного сознания и других форм общественного сознания.1
Из числа зарубежных работ, в которых исследовалась интересующая л нас проблема, наибольшего внимания заслуживают работы В.Колларца , Стенли Эванса3 и Ширин Акинер4 и книга Монтгомери Уотта «Влияние ислама на средневековую Европу»5 (переведена на русский язык). А также серьезное значение имеют работы зарубежных исламских исследователей XX века, таких как Муртаза Мударриси, Муртаза Мутаххари, Али Шариат-!, Мухаммад аль-Газзали, Мухаммад Абузахра и др.6 Однако следует отметить, что перечисленные выше работы ограничиваются общими характеристиками интересующей нас проблемы и не дают полного и всестороннего раскрытия темы.
Весьма интересные и ценные для нашей работы сведения содержатся в материалах светско-исламского диалога в Таджикистане, во время проведения «круглого стола», организованного при поддержке Центра Исследования ОБСЕ и Фонда Фридриха Эберта, где видные ученые, представители Таджикской интеллигенции и духовенства изложили свои взгляды по поводу сосуществования в Таджикистане светского и
1 См.: Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - М., 1971; Андрианов Н.Т. Эволюция религиозного сознания. - Л., Лениздат, 1974; Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. - М., 1984; Угринович Д.М. О специфике религии. -М., 1961.
2 Kollars W. Religion in the Soviet Union. Landon, 1961.
3 Stanlay Evans. The churches of the USSR. Landon, 1944.
4 Shirin Akiner. Islamic peoples of the Soviet Union. - LONDON: Robert Hartnoll Ltd., 1985.
5 Монтгомери Уотт. Влияние ислама на средневековую Европу / перев. Н.И.Терлецкий и М.Резван. М.: Диля, 2000.
6 Муртазо Мударриси. Сайид Чдмолидцин ва андешахои у. Техрон, 1337 (на фарси); Муртазо Мутахарри. Хадамоти мутакобили ислом ва Эрон. Техрон (на фарси); Али Шариатй. Уммат ва имомат. Техрон, 1358 (на фарсн); Мухаммад Раззапи. Ал-ислом ал-муфтара алайхи байна аш-шуюайин ва-р-расмалиин. Ал-Кувайт, 1381 (на араб, яз.); Мухаммад Абузахра. Тар'их ал-мазахиб ал-исломия. Дар-ул-фикр ал-араби. Ал-Кувайт, 1379 (на араб.яз.). религиозного пластов.1 Но данные материалы охватывают в основном политико-правовую сторону религиозного фактора и не отличаются аналитическим характером. Это объясняется тем, что их авторов интересовал больше политический и социальный аспект данной проблемы.
Среди таджикских исследователей, затрагивающих в своих работах проблему места религиозного исламского сознания у таджикского народа, можно отметить труды таких ученых, как Ш.Абдуллоев, А.Рахнамо, гу
С.И.Шарипов, С.Ахмедов, Е.Одинаев и др. В последние годы в Таджикистане проблемами религии и специфики религиозного сознания успешно занимаются исламоведы Ш.Абдуллоев и Абдулло Рахнамо. Ш.Абдуллоев в своих работах: «Исломи муосир дар арсаи сиёсат ва идеология («Современный ислам на политической и идеологической арене»), «Фалсафаи одамият. Масъалаи инсон ва гуманизм дар адён» («Философия человечности. Проблема человека и гуманизма в религии»), «Мукдддима ба исломшиносй» («Введение в исламоведение») дает краткий, но содержательный сопоставительный анализ места и роли религии в контексте таджикской культуры. В его работах религия определяется как основной компонент культуры, а религиозное сознание как универсальная форма общественного сознания, которая активно влияет на все другие формы л общественного сознания. В следующей своей работе «Формирование таджикско-исламской культуры в эпоху Саманидов» («Ташаккули тамадцуни исломии точик дар ахди Сомониён») автор показывает, что формирование национального самосознания таджикского народа и его
1 Зайферт А.К., - Крейкемайер А. О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ: Документы светско-исламского диалога в Таджикистане. - Душанбе, 2003; Построение доверия между исламистами и секуляристами - таджикский эксперимент. — Душанбе, 2004.
- Абдуллоев Ш. Маорифпарварн ва озодфикрй. - Душанбе, 1994; Его же. Фалсафаи одамият: -Душанбе, 2003; Абдулло Рахнамо. Хизби динй ва давлати дунявй. - Душанбе, 2009; Шарипов G.H. Таджикистан: демократизация политических отношений. - Душанбе, 2000; Ахмедов С. Философия калама в современном исламе: Автореф. дисс. докт. философ, наук. - Душанбе, 2005; Муминджонов X. Философские проблемы зороастризма. - Душанбе, 2000; Одинаев Я. Коран: философское, этическое, эстетическое учение. - Душанбе, 1990.
3 Абдуллоев Ш. Исломи муосир дар арсаи сиесат. ва идеология. - Душанбе: Ирфон, 1990; Его же. Фалсафаи одамият. Масъалаи инсон ва гуманизм дар аден. - Душанбе: Эр-Граф, 2003; Его же. Введение в исламоведение. - Душанбе: Ирфон, 1998. идентичности невозможно без участия религиозного исламского сознания и необходимо указать его место в контексте духовной культуры таджиков. По мнению автора, исламские нормы и ценности в эпоху принятия таджиками новой религии для их духовной сферы не были чуждыми и инородными, и поэтому культура и самоидентичность таджиков после принятия ислама не претерпели существенного изменения, а после кратковременного, по меркам истории, затишья трансформировались, обретя новое социокультурное пространство и новый уровень развития. Автор считает, что именно это новое социокультурное пространство в дальнейшем стало полем формирования таджиков как народности. Другой исследователь современного ислама Абдулло Рахнамо в своей работе «Х^изби динй ва давлати дунявй» («Религиозная партия и светское государство») впервые с. отечественной науке затрагивает в сущности одну из важнейших теоретических и практических проблем политической жизни современного Таджикистана - проблему деятельности политической партии религиозного характера в условиях светского государства. Автор, рассматривая идущие в современном Таджикистане политические процессы как показатель культуры стабильности, приводит теоретические, в том числе теологические, обоснования возможности сосуществования ислама со светским государством, что имеет актуальное значение не только для Таджикистана, но и для многих мусульманских стран. Но названные работы затрагивают проблемы нашего исследования частично, и не со всеми высказываниями авторов можно согласиться.
Здесь уместно напомнить о других подобных работах на территории республик СНГ и провести сравнительный анализ между этими работами. Например, в работе Р.Мухаметшина «Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX веке» рассматривается характер этноконфессиональных процессов в мусульманских регионах России. В работе «Роль религии в формировании южнославянских наций», выполненной под редакцией И.В.Чуркиной, а также работах Н.М.Емельянова
Ислам как фактор формирования этнорелигиозной идентичности у кабардинцев» и М.М.Керимова «Ислам в системе национальной культуры вейнахов»1 прослеживается роль и специфика религий и конфессий в формировании национальных общностей отдельных народов. Эти публикации имеют большую научную ценность для проведения сопоставительно-аналитической работы в области нашего исследования. Об особенностях этих исследований мы будем говорить в нужном месте нашей работы.
Из числа отечественных исследований, затронувших проблему исламского фактора в современном развитии Республики Таджикистан, можно назвать работу С.И.Шарипова «Таджикистан: демократизация политических отношений».2 Данное исследование посвящено анализу социальных и политических процессов, происходящих в современном Таджикистане, исходя из этого, исламский фактор в нем рассматривается только через призму политического видения. Было бы не лишним рассматривать его как совокупность политического, этического, эстетического и культурного элементов.
Таким образом, краткий анализ существующей литературы по теме показывает, что хотя религиозный элемент в жизни нашего общества играет , огромную роль, но до сих пор проблема особенностей исламского религиозного сознания таджиков и характера его трансформации в современных условиях остается малоизученной и не разработанной, специальное целостное исследование по данной теме отсутствует. Всё это обусловило необходимость исследования данной проблемы в рамках истории и философии религий.
Цель и задачи исследования. Главная цель данной работы состоит в определении места исламского религиозного сознания в контексте общественного сознания таджикского народа и выявление механизмов
1 Мухаметдшн Р. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX в. - Казань, 2005; Роль религии в формировании южнославянских наций / под ред. И.В.Чуркиной. - М.: Эдиторнолы УРСС, 1999, Емельянова Н.М. Ислам как фактор формирования этнорелигиозной идентичности у кабардинцев: Автореф. дисс. канд. историч. наук. - М., 1998.; Керимов М.М. Ислам в системе национальной культуры вейнахов: Автореф. дисс. . канд. философ, наук. - Грозный, 1999.
2 Шарипов С.И. Таджикистан: демократизация политических отношений. - Душанбе, 2000.
11 функционирования религиозного сознания в сфере духовной и материальной культуры таджиков.
В соответствии с основной целью в исследовании решается ряд конкретных и взаимосвязанных задач, среди которых необходимо выделить следующие:
- исследование особенностей становления и развития исламского религиозного сознания у таджиков как феномена духовной культуры;
- характеристика и определение места исламского религиозного сознания в контексте современного общественного сознания таджиков;
- раскрытие специфических черт эволюции религиозного сознания и его трансформаций, возможностей его реформирования в ходе социальных изменений общества;
- выявление места религиозных верований и норм в современном правовом демократическом обществе;
- выявление внутреннего потенциала умеренности и толерантности в исламе и возможностей его применения с целью создания противовеса религиозному экстремизму и радикализму.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в работе впервые в философско-религиоведческой литературе:
- прослеживаются особенности современного религиозного сознания таджиков в контексте общественного сознания;
- более подробно и последовательно анализируются проблемы эволюции религиозного сознания и возможности его реформирования в контексте духовной культуры таджиков;
- определяются место и роль религии в современном- правовом демократическом светском обществе;
- выявляются причины и предпосылки появления религиозного экстремизма и радикализма и определяются методы и формы их предотвращения через использование внутреннего потенциала умеренности и толерантности ислама;
12
- выявляются особенности религиозного сознания во взаимовлиянии с другими формами общественного сознания.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Исторически исламская религия оказывала огромное влияние на формирование и развитие общественного сознания таджиков и всех сфер их духовной культуры в целом. Исламизация народов Средней Азии и Ирана в основном приобрела массовый характер не во время насильственного насаждения новой религии арабскими завоевателями, а после прихода к власти местных династий — Тахиридов, Саффаридов и Саманидов.
2. Со времени своего распространения в регионе исламское религиозное мировоззрение и ценности начали создавать основу духовной культуры и общественного сознания таджикского народа и всех народов Центральной Азии в целом. В структуре этой культуры, особенно на ранних этапах сс-развития, также сильны светские и рационалистические элементы, но они в той или иной форме были ориентированы на ислам, что исторически подтверждает совместимость религиозного и светского элемента в культуре таджикского народа.
3. Становление и формирование нового менталитета таджиков после образования их этнической общности происходило в процессе слияния и интеграции доисламско-арийской и исламской культур, которые оказали значительное влияние на их характер, образ жизни и мышление.
4. Начиная с середины XI века и в последующие века, особенно в период монголов, религиозное сознание таджиков и других народов Средней Азии начинает терять свои светские и рациональные элементы, а также свои толерантные качества. В нем начинают преобладать фатализм, нетерпимость и неприязнь к другим направлениям ислама и верованиям, что наблюдается и по сегодняшний день.
5. В современных процессах демократических преобразований, построения и укрепления национального государства ислам и религиозное сознание остаются влиятельным фактором общественно-политического пространства. Религиозное сознание остается основным и массовым сознанием населения и имеет большое значение в формировании национального самосознания.
6. Нынешнее состояние религиозного сознания таджиков и других центральноазиатских народов отличается традиционностью и консервативностью, в связи с чем влияние ислама не всегда имеет положительное значение. Наблюдается кризис религиозного сознания нашего народа, проявляющийся в несоответствии данного сознания уровню развития и реалиям современного общества. Исходя из этого, оно остро нуждается в реформировании и обновлении с учетом тенденций развития современного общества и происходящих в нем изменений.
7. Процесс реформирования религиозного сознания должен сопровождаться обновлением принципов и методов религиозного образования и просвещения в русле рационализации религиозного мышления, что имело место в исламе в эпоху таджикского ренессанса, т.е. в эпоху Саманидов. Начальным шагом в этом направлении можно считать процесс урегулирования и упорядочения религиозных и народных обрядов и обычаев в нашей республике.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляет диалектический подход к явлениям общественной жизни, а также принципы исторического метода в изучении и исследовании духовных и социальных явлений. Существенным источником для автора послужили работы отечественных и зарубежных исследователей - религиоведов, философов, социологов, этнографов, культуроведов, искусствоведов, литературоведов — по проблемам религии и религиозного сознания, изложенные в монографиях; научных статьях, материалах периодической печати.
Практическая значимость работы. Результаты исследования имеют определенное теоретическое и практическое значение. Оно дает цельное представление о специфике и перспективах развития религиозного сознания таджиков в системе общественного сознания в целом.
Положения и выводы диссертации могут быть использованы в учебно-педагогической работе при чтении лекционных курсов по истории религии и социальной философии, политологии, культурологии, спецкурса по проблеме «Место и роль религии в демократическом обществе», а также в практической деятельности государственных структур и религиозных организаций по ведению светско-исламского диалога.
Апробация работы. Основные положения диссертации освещены в публикациях диссертанта, а также излагались в виде докладов на международном семинаре «Влияние общественного мнения на реализацию прав человека и развитие демократии в современном мире» (г. Душанбе, 1997г.), на апрельской научно-практической конференции молодых ученых (г. Душанбе, 1999г.), на научной конференции «Философия в эпоху Саманидов» (г. Душанбе, 1999г.), на международном конгрессе «Имам Хомейни и духовное возрождение» (г. Москва, 2000г.), на научной конференции, посвященной году Имома А'зама Абуханифы, организованной комитетом молодежи, спорта и туризма г. Душанбе (2009 . г.), на теоретическом семинаре Института философии АН РТ, а также на лекциях спецкурса и семинарских занятиях для студентов Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали ибн Сино.
Диссертация обсуждена на совместном заседании Отдела истории философии таджикского народа и стран Востока и Отдела истории и философии религии Института философии им. академика A.M. Богоутдинова АН РТ и рекомендована к защите.
Структура диссертационного исследования определена ее главной целью и основными задачами. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
История религиозной жизни мусульман Таджикистана в 1941-1991 гг.2004 год, кандидат исторических наук Назаров, Аловиддин Хайруллоевич
Раннее исламское государство и формирование исламских представлений о власти2010 год, кандидат юридических наук Сафаров, Бахтовар Амиралиевич
Иранистика и таджиковедение в немецкоязычной историографии: ХV -нач. ХХI вв.2010 год, доктор исторических наук Вохидова, Санавбар
Проблема власти в политическом процессе современного Таджикистана2007 год, кандидат политических наук Хаким Абдуллохи Рахнамо
Учения об утопическом обществе в истории таджикско-персидской культуры: С древнейших времен до XVI века1999 год, доктор философских наук Комилов, Рустам Садуллоевич
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Мирзоев, Гаффор Джабборович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обращение к проблеме исламского религиозного мышления в контексте общественного сознания таджиков продиктовано теми социально-политическими и духовными преобразованиями, которые происходят в общественной жизни нашего народа в процессе построения правового демократического общества и укрепления национального государства. Для современного этапа развития постсоветских государств характерна активизация религии и религиозного сознания во всех областях общественной жизни и возрождение национальной культуры народов этих стран. В этом процессе важным моментом является определение соотношения национальных и религиозных интересов и ценностей, дабы определить особенности их сосуществования и трансформации в современных условиях. Исходя из этого мы проанализировали не саму религию ислама или общественное сознание и его формы в целом, а особенности, специфику исламского религиозного сознания у таджиков, ибс любая религия, исходя из своего исторического прошлого и уровня развития своих последователей, а также собственной догматики и культа, проявляется у каждого народа в своей неповторимой форме. Учитывая это, мы считали нужным рассмотреть не только современное состояние религиозного сознания таджиков, но и исторические предпосылки и особенности его становления и развития.
Таким образом, анализ данной проблемы приводит к следующим выводам:
1. В' культурно-духовной сфере и общественном сознании народа религиозные представления не являются случайными или ошибочными ветвями, а выступают как закономерные явления, которые исходят из социально-исторической и духовной потребности населения. Религиозное сознание таджикского народа тоже имеет свою историю и особенности становления и развития. Накануне распространения ислама в Средней
Азии и Хорасане из-за наслоения на зороастризм языческих культов, а также превращения его в религию аристократической верхушки народы данного региона, в том числе и предки таджиков, стояли перед опасностью буддизации или, скорее всего, христианизации. Политическая и духовная раздробленность Мавераннахра также диктовала необходимость единой объединяющей идеологии. Однако анализ источников показывает, что на первом этапе исламизации этих народов, при арабском присутствии, распространение ислама «мечом и топором» особого успеха не принесло. Массовый характер принятие новой религии приобретает только после ухода арабских завоевателей и прихода к власти местных династий — Тахиридов, Саффаридов и Саманидов, когда процесс исламизации приобрел мирный характер. Важным моментом в этом процессе является мирное ознакомление народов этого региона с основами новой религии, а также то, что ислам на деле показывал свое преимущество перед старыми религиями и верованиями.
2. После принятия ислама духовная культура и общественное сознание таджиков после короткого, по историческим меркам, временного затишья трансформировались, обретя новое социокультурное пространство и новый уровень развития. Именно это новое социокультурное пространство в дальнейшем стало полем формирования таджиков как народности. Формирование и становление нового менталитета таджиков происходит в процессе интеграции доисламско-арийской и исламской культур. Этот период характеризуется небывалым развитием экономики, науки и культуры, что позволило впоследствии именовать его периодом среднеазиатского ренессанса". Отличительной чертой ~ исламского религиозного сознания этой эпохи является его терпимость к другим верованиям и религиям, а также присутствие в нем светских и рационалистических идей. Однако стоит отметить, что даже самые рационалистические идеи в какой-то мере были ориентированы на исламскую религию. После прихода к власти Караханидов,
Газневидов, Сельджукидов и особенно монголов религиозное сознание таджиков и других народов Средней Азии начинает терять свои рационалистические и светские элементы, их место занимают суфийские мистические воззрения. В нем начинают преобладать фаталистические идеи, которые направлены только на потусторонней мир. Оно также в какой-то мере приобретает качества агрессивности и неприязни к другим верованиям и вероисповеданиям, что наблюдается до сих пор.
3. Религиозное сознание оказывает значительное влияние на формирование и развитие других видов общественного сознания народа, в частности, морали, философии, права, литературы, эстетики и др. Поэтому здоровое .и нормальное религиозное сознание, которое обеспечивает духовную потребность человека, способствует формированию и развитию всего общественного сознания в целом. И наоборот, неполноценное, парализованное религиозное сознание на уровне суеверия и ереси приведет к упадку духовности общества и станет причиной появления религиозного фанатизма и радикализма.
4. В современных социально-политических и культурных процессах стран Центральной Азии и особенно Таджикистана религия и религиозное сознание остаются весьма значимыми единицами общественно-политического и духовного пространства. Понятие «исламский фактор», которое некоторые исследователи трактуют слишком узко, имея в виду лишь его политический аспект,1 в действительности намного шире и объемнее по содержанию, чем понятие политического ислама. Ислам не только религия, но и образ жизни. Религиозное сознание для населении нашей республики остается и, видимо, в ближайшие несколько десятилетий будет оставаться основной и определяющей формой его общественного сознания и стержнем его духовной культуры. И от его
1 Малашенко А. Ислам и политика в государствах Центральной Азии // Центральная Азия и
Кавказ. - 1999 - № 4 (8). - С 59. способности к адаптации к новым социальным реалиям во многом зависит успех в реализации тех задач, которые стоят сегодня перед страной и перед народом — построение правого демократического гражданского общества.
5. Необходимо реформирование и обновление религиозного сознания населения с учетом изменений и уровня развития современного общества. Этот процесс должен сопровождаться реформой в области религиозного образования в русле рационализации религиозного мышления, что, по нашему мнению, позволит предотвратить возникновение религиозного радикализма и экстремизма.
В своей диссертационной работе мы проанализировали лишь малую часть проблем, связанных с исламским религиозным сознанием таджикского народа и особенностями его становления и трансформации. Значительная часть проблем, связанных с данной тематикой, осталась вне поля нашего диссертационного исследования. Но происходящие в социальной жизни изменения, приведшие к изменению места и роли религии в ней, требуют, чтобы вся совокупность связанных с этим проблем стала предметом всестороннего изучения и анализа. Это необходимо для более отчетливого понимания перспектив социальных преобразований и обеспечения стабильного и безопасного развития общества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мирзоев, Гаффор Джабборович, 2009 год
1. Абдулло Рахнамо. Потребность и адаптации политического ислама к . задачам построения национального государства в Таджикистане //
2. Построение доверия между исламистами и секуляристами — таджикский эксперимент. Душанбе, 2004. - С. 161-184.
3. Абдуллоев Ш. Исломи муосир дар арсаи сиёсат ва идеология. — Душанбе: Ирфон, 1990. 152 с.
4. Абдуллоев Ш. Ислом ва хдёти маънавии цомеа: Таносуби дин ва маданият //Известия АН РТ. Серия: философия и правоведение. — 1992. №4. — С. 23-34.
5. Абдуллоев Ш. Маорифпарварй ва озодфикрй. Душанбе, 1994. -151с.
6. Абдуллоев Ш. Револютсияи илмй-техникй ва ислом. — Душанбе: Ирфон, 1984.-44 с.
7. Абдуллоев Ш. Таухидная теология // Памир. 1992. — №4. - С. 147—153.
8. Абдуллозода Ш. Асосхри диншиносй. Душанбе: Дониш, 2001. — 244с.
9. Абдуллозода Ш. Мукдддима ба исломшиносй. Душанбе: Ирфон, 1998.-133 с.
10. Абдуллозода Ш. Ташаккули тамаддуни исломии тоцик дар ахди . Сомониён // «Фархднгу фарогат» нашри 1. — Душанбе, 1999: — С. 12—зо. • . , . ■ • , -': ■ ■. ■.
11. Абдуллозода Ш. Фалсафаи одамият. Масъалаи инсон ва гуманизм дар адён. Душанбе: Эр-граф, 2003. — 106 с.
12. Абдуллох,и Рах,намо. >цизби динй в а давлати дунявй. Душанбе, 2008. -226 с.' ■ ■ •
13. Абдыжаппарова Б.С. Ислам и национальное сознание: Автореферат на соискание уч. степ. канд. философ, наук-М., 1994.
14. Абуалй Мухдммад Балъамй. Таърихи Табарй. Ч,. 1 ва 2. /Тахдяи М.Умаров, Ф.Бобоев. Тез^рон, 2001. - 1632 с.
15. Акимбеков С. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы, 2003.
16. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. — JI: Лениздат, 1974. — 171с.
17. Арабзода Н. Исмаилитская философия Носира Хусрава. Душанбе, 1997.-307 с.
18. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. — М., 1982. 270 с.
19. Ахмедов С. Светские и религиозные элементы в национальном государстве // Построение доверия между исламистами и секуляристами — таджикский эксперимент. Душанбе, 2004. - С. 88 — 108.
20. Ахмедов С.А. Философия калама в современном исламе. — Диссертация на соискание уч. степ, доктора философ, наук. — Душанбе, 2005.
21. Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. М: Политиздат, 19721
22. Ашуров Г. Философия эпохи Саманидов (общая характеристика). -Душанбе: Ирфон, 2006. 217 с.
23. Бартольд В.В. К вопросу о сабиях //Акад. Бартольд В.В. Соч. Т.6. М: Наука, 1966. - С. 469-486.
24. Бартольд В.В. Культура мусульманства. — М., 1998.
25. Бартольд В.В. Мусейлима. // Акад. Бартольд В.В. Соч. Т. 6 М: Наука, 1966.-С. 630-647.
26. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата//Акад. Бартольд В.В. Соч. Т.6. М: Наука, 1966. - С. 81 - 139.
27. Бартольд В:В: Сабеи и ханифы //Акад. Бартольд В.В. Соч. т.6. -М: Наука, 1966.-С. 543-544. • л
28. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. -М.: Наука, 1957. 100 с.
29. Беляев Е.А: Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. -М.: Наука, 1966.-268 с.
30. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. - 382 с.
31. Бобак В.Д. Исламский фактор во внешней политике Казахстана // Ислам на современном Востоке. М.: Крафт+, 2004. — С. 335-347.
32. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. — Душанбе, 1961.-332 с.
33. Бойс Мэри. Зороострийцы. Верования и обычаи. — М: Наука, 1987. 301 с.
34. Большаков О.Т. История халифата. В 4-х томах. Т.1. Ислам в Аравии. -М: Наука, 1989. С. 570 - 633.
35. Борунков Ю.Ф. Особенности религиозного сознания. -М: Знание, 1972. — 48 с.
36. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. — М: Мысль, 1971.-176с.
37. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. — 283 с.
38. Васильев JI.C. История религии Востока. — М: Высш. школа, 1988. 414 с.
39. Вебер М. Избранные произведения: Перев. с немец. / сост., общ. ред. и послеслов. Ю.Н.Давыдова. -М.: Прогресс, 1990. 804 с.
40. Вольтер. Бог и люди. Москва: Изд-во АН СССР, 1961.
41. Гараджа В.И. Религия как предмет социологического анализа //Религия и общество.-М., 1994.
42. Гафарова М.К., Фимина Р.А. Общественное сознание (особенности его обновления). Душанбе, 2001.
43. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. В 2-х томах. Душанбе, 1989. - 860 с.
44. Гегель В.Ф. Работы разных лет в 2-х томах. М: Мысль, 1971.
45. Гегель В.Ф. Философия религии. В двух томах. М: Мысль, 1976. - 532с.
46. Гольдциер И. Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы). — М., 1987.-180 с.
47. Грюнебаум Г.Э.фон. Классический ислам. — М: Наука, 1986. 216 с.
48. Гюстав Лебон. Психология народов и масс. — СПб., 1995. 316 с.
49. Демидов А.А., Федосеев А.А. Основы политологии: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1995.
50. Диноршоев М.Д. Аз таърихи фалсафаи точик. Душанбе, 1988.
51. Диноршоев М.Д. Вклад эпохи Саманидов в развитие духовной культуры Центральной Азии //Фалсафа дар ахди Сомониён. Душанбе: Дониш, 1999.-С. 66-81.
52. Диноршоев М.Д. Каломи Мотридй //Фалсафа дар ахди Сомониён. — Душанбе: Дониш, 1999. С. 50-65.
53. Диноршоева 3. Мухаммад ал-Газали и его отношение к философии. Диссертация на соиск. учён. степ, канд философ, наук. Душанбе, 2000. — 147с.
54. Додхудоев X. Очерки философии исмаилизма. — Душанбе: Дониш, 1976. 144 с.
55. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. — М.: Наука, 1995. 229 с.
56. Емельянова Н.М. Ислам как фактор формирования этнорелигиозной идентичности у кабардинцев. Автореферат дисс. на соискание уч. степ, канд. историч. наук М., 1998.
57. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1982.
58. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.
59. Ермаков М., Микульский Д. Ислам в республиках Средней Азии. М., 1993.
60. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М., 1989.
61. Журавский А.А. Христианство и ислам. М., 1983.
62. Зайферт А.Н., Крайкемайер А.К. О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ. — Душанбе: Шарки Озод, 2003. — 269 с.
63. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. — 302с.
64. Ибни Курбон. Дар дурохди фано ва эх,ёи миллати кадим. Душанбе: Эр-граф, 2007.-480 с.
65. Игнатенко А.А. Ислам и политика. М., 2004.
66. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М., 1988.
67. Игнатенко А.Ф. Философское наследие и современная идеологическая борьба в арабских странах. — Философия народов Востока и современность. — М., 1983.
68. Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986. - 278 с.
69. Ислам в СССР. М.: Мысль, 1983. - 173 с.
70. Ислам и общественное развитие в начале XXI века.-М: Крафт+, 2005. -496 с.
71. Ислам на современном Востоке. М.: Крафт-Ь, 2004. - 440 с.
72. Ислам. Историографические очерки / под. общ. ред. С. М. Прозорова. -М.: Наука, 1991.-232 с.
73. Ислам. Краткий справочник. М: 1983. - 159 с.
74. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985. -279 с.
75. Ислам. Энциклопедический словарь. -М: Наука, 1991.-321 с.
76. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. М: Мысль, 1984. -222с.
77. Кемелев Ю.А. Современная западная философия религии. М: Мысль, 1989.
78. Керимов Г.М. Шариат закон жизни мусульман. — М. — СПб.: Диля, 2007. — 512 с.
79. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978. -223 с.
80. Керимов М.М. Ислам в системе национальной культуры вейнахов. Автореферат дисс. на соискание уч. степ. канд. филос. наук. — Грозный, 1999.
81. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. — М:, 1987.-173 с.
82. Кляшторина В.Б. «Восток—Запад» в контексте современной иранской культуры // Народы Азии и Африки. — М. 1985. — №3.
83. Кляшторина В.Б. Иран 60-80-х годов (от культурного плюрализма к исламизации духовных ценностей). М: Наука, 1990. — 206 с.
84. Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами. — М: Наука, 1982.
85. Колосницын В.И. Религиозное отчуждение. — Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1987. -179 с.
86. Коран. Перевод и комментарии И.Ю.Крачковского. — М., 1986. — 727 с.
87. Коран. Перевод смыслов и комментарии И.В.Прохоровой. М., 1999. -799 с.
88. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. — М.: Политиздат, 1988. 288 с.
89. Крывелёв И.А. История религии. Т. 1. — М.: Мысль, 1975. 415 с.
90. Крывелёв И.А. Об основном определяющем признаке понятия религии // Вопросы истории религии и атеизма. Сборник статей, IV. — М.: Изд-во АН СССР. 1956. - С. 24-55.
91. Крывелёв И.А. Происхождение религии. М: Знание, 1968. - 30 с.
92. Культурология: История мировой культуры: Учебник для вузов /под редакц. Н.Д.Марковой. 2-е изд. - М: Культура и спорт, ЮНИТТИ, 1998. - 600 с.
93. Кунов Г. Возникновение религии и веры в бога. М., 1919. — 162 с.
94. Курбанов А.Ш. Влияние ислама на сознание и психологию сельской молодежи. (На материалах Таджикской ССР). Дис. на соис.учен.степени. к.ф.н. Душанбе, 1991.
95. Лавров П:П. О религии. М:: Мысль, 1989: - 414 с.
96. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. -М: Политиздат, 1984. 286 с.
97. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М: Наука, 1965. — 263 с.
98. Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. — М., Мысль, 1988.-223 с.
99. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли. -М.: Наука, 1984. — 222 с.
100. Левин З.И. Реформа в исламе быть или не быть? — М: Крафт+, 2005. — 240с.
101. Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопросы философии. 1993. -№3. — С. 69-81.
102. Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. — Киев: Наукова думка, 1996. 248 с.
103. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат. 1988. - 364 с.
104. Лукач Й. Пути богов /перев. с венг. — М.: Полит, литература, 1984. -248 с.
105. Лукоянов А.К. Формирование исламской политической идеологии как проявление секуляристской тенденции в Иране //Религия и секуляризм на Востоке. М., 1989.
106. Маджидов P.M. Утверждение социалистического образа жизни в республиках Среднего Востока и его влияние на процесс секуляризации (на материале Таджикистана). Автореферат на соискание уч. степ. докт. философ, наук. -М., 1982.
107. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. — М.: Мысль, 1979.-431 с.
108. Малашенко А. Ислам и политика в государствах Центральной Азии //Центральная Азия и Кавказ. 1999. - №54. - С. 61-69.
109. Малушков В.Г., Хромова К.А. Поиски путей реформации в исламе: опыт Ирана. М.: Наука, 1991. - 206 с.
110. Мамадазимов А. Новый Таджикистан: вопросы становления и суверенитета. Душанбе, 1996. - 179 с.
111. Массэ Л. Ислам: очерк истории /пер. с фр. М.: Наука, 1982. - 191 с.
112. Матвеев К. Звездопоклонники // Наука и религия. — 1981. № 3. -С.62-63.
113. Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха. — М.: Изд-во политической литературы, 1988.-255 с.
114. Мец Адам. Мусульманский ренессанс. М.: ВиМ, 1996. - 536 с.
115. Мохаммад Хотами. Ислам, диалог и гражданское общество. М., 2001.
116. Муминджанов Х.Х. Философские проблемы зороастризма. — Душанбе, 2000. 243 с.
117. Мутахдрри М. Хадамоти мутак;обили ислом ва Ирон. — Душанбе, 1999. -550 с.
118. Мухаметшин Р. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX в. Казань, 2005. - 246 с.
119. Мухдммад Ик,бол. Эдеи фикри динй дар ислом. — Душанбе, 1977. — 182 с.
120. Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма. — Душанбе. 1990. 112 с.
121. Мухаммадходжаев А. Идеология накшбандизма. — Душанбе, 1991. — 230 с.
122. Мухаммадходжаев А. Мировоззрение Фаридиддина Аттора. -Душанбе, 1974. 116 с.
123. Мухаммадшариф Химматзода. Вопрос о светской сущности государства //О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ. — Душанбе: Шар^и Озод, 2003. — С. 89-100.
124. Мухиддин Кабири. ПИВТ и Хизб-ут-тахрир: совместимость и различия // О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ. Душанбе: Шарки Озод, 2003. - С. 211-224.
125. Мухиддин Кабири. Терминологические аспекты светского исламского компромиссного диалога // Построение доверия между исламистами и секуляристами таджикский эксперимент. — Душанбе, 2004. — С. 265-280.
126. Мчедлов М.П. Религия и современность. — М.: Изд-во политической литературы, 1982. — 272 с.
127. Наршахи, Мухаммад. История Бухары / Пер. Н.Лыкопшна. Под ред. В.В.Бартольда. -Ташкент, 1897. 123 с.
128. Негмагов Н.Н. Государство Саманидов. — Душанбе: Дониш, 1977. — 279с.
129. Негматов Н.Н. Таджикский феномен: теория и практика. Душанбе, 1997.-406 с.
130. Никольский Н.М. Избран, произв. по истории религии. М.: Мысль, 1974.-269 с.
131. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. — М.: Изд-во МГУ, 1989. 190 с.
132. Никонов К.И. Религиозен ли человек по природе? М.: Знание, 1990. — 63 с.
133. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. — М.: Интербук, 1989. 396 с.
134. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э. и др. Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1990.-301 с.
135. Ниязи А. Возрождение ислама в Таджикистане: традиция и политика // Центральная Азия и Кавказ. 1999. - № 5(6). - С. 153-164.
136. Ниязи А. Ислам и общество //Азия и Африка сегодня. 1996. — №7. — С.26-31.
137. Общественное сознание и его формы. — М.: Изд-во политической литературы, 1986. 367 с.
138. Одинаев Я.К. Коран: философское, эпическое, эстетическое учение. — Душанбе: Маориф, 1991. 123 с.
139. Олимов К. Баррасщо дар тасаввуф. Душанбе, 1999.
140. Олимов К. Диалектика светского и религиозного мировоззрения г условиях построения национального государства //Построение доверия между исламистами и секуляристами — таджикский эксперимент. — Душанбе, 2004. С. 65-78.
141. Олимов К. Мировоззрение Санои. Душанбе: Дониш, 1973. - 136 с.
142. Олимов К. Хорасанский суфизм (опыт историко-философского анализа) — Душанбе, 1993. 285 с.
143. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. — М.: Наука, 1977. — 279с.
144. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиздат, 1991. -493 с.
145. Петер Антее. Религии современности, история и вера. — М.: Прогресс и традиция, 2001.
146. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-X вв. JL: ЛГУ, 1996. - 400с.
147. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М: Наука, 1991. - 220 с.
148. Полонская Л.Р. Социальные идеалы Мухаммада Икбола. Творчество Мухаммада Икбола. — М., 1982.
149. Полонская Л.Р., Вафо А.Х. Восток: идеи и идеологи. М., 1982.
150. Примаков Е.М. Восток после краха национальной системы. М., 1982.
151. Примаков Е.М. Ислам и общественное развитие стран зарубежного Востока // Вопросы философии. 1980. — №8.
152. Проблемы развития стран современного Ближнего и Среднего Востока: Иран, Пакистан, Турция. -М., 1981.
153. Раимбекова Г.Ж. Религия и политика Востока: проблемы взаимосвязи, специфика и тенденции развития. Алмааты, 1999. - 274 с.
154. Рашшод Мухдммад. Фалсафа аз огози таърих. Душанбе: Ирфон, 1990. -480 с.
155. Рашшод Шох, Мухдммад. Диниёт. Кобул, 1973 (на дари).
156. Роль религии в формировании южнославянских наций / под редакцией И.В.Чуркиной. — М.: Эдиториалы УРСС, 1999.
157. Роузенталь Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе / пер. с английского С.А. Хомутова. — М., 1978. 372 с.
158. Руднев В.А. Древо жизни: об истоках народных и религиозных обрядов. — Л.: Лениздат, 1989.
159. Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные. Л.: Лениздат, 1982. . - . - - - .
160. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. — М.: Наука, 1984. 302 с.
161. Симония Н.А. Страны Востока: пути развития. М., 1975.
162. Степанянц М.Т. Восточная философия. — М., 1997. 503 с.
163. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.) М.: Наука, 1982. - 247 с.
164. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987.
165. Султаигалиева А. Центральная Азия и исламский мир //Казахстан и мировое сообщество. 1995. — №3. - С. 49-58.
166. Султонов М. Суфийская доктрина Али Хамадони. — Душанбе, 1993. — 133 с.
167. Сухов А.Д. Философские проблемы происхождения религии. М.: Мысль, 1967.-287 с.
168. Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. М., 1986. — 255 с.
169. Сюкияйнен JI.P. Религиозный экстремизм: правовые, политические и идеологические аспекты // Религиозный экстремизм в Центральной Азии (проблемы и перспективы). Материалы науч. конферен. — Душанбе, 2002.- С. 33^44.
170. Таърихи мутолиоти динхри эронй //Исследование и составитель Хошим Рози. Второе издание. Техрон, 1371 (на яз. фарси).
171. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / перевод с франц. Н.А.Содовского. М.: Прогресс, 1965. - 296 с.
172. Ткачёв А.А. Новые религии Востока. / Ин-т востоковедения. — М.: Наука, 1991.-214 с.
173. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
174. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. - 622 с.
175. Токарев С.А. Религии у разных народов в прошлом и настоящем. М.: Знание, 1961. 32 с.
176. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. — М.: Политиздат, 1976.- 575 с.
177. Тощенко Ж.Т. Теократия: фантом или-реальность? — М.: Академия, 2007.
178. Турсунов А. Ислам и наука // Наука и религия. 1989. — №7.
179. Турсунов А. Национальный дух. Историософские размышления Ч Эн>ёи Альам. Душанбе. - 2001. - №1.
180. Турсунов А. От мифа к науке. М.: Политиздат, 1973.
181. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. -270с.
182. Угринович Д.М. О специфике религии. М.: Мысль, 1961.
183. Угринович Д.М. Религия и общество. М., 1971.
184. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М— СПб.: Диля, 2008. - 192 с.
185. Фалсафа дар ахди Сомониён. — Душанбе, 1999. — 299 с.
186. Филиппова М.И. Общественные функции ислама в современном американском исламоведении. — М., 1989. — 147 с.
187. Философия, религия, культура. М.: Наука, 1982.
188. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - 839 с.
189. Филыптинский И.М., Шидфар Б .Я. Очерк арабо-мусульманской культуры. М., 1971. - 256 с.
190. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. — М.: Наука, 1983.-168 с.
191. Хаддур И. Ислам и его роль в процессе общественного развития// Цивилизация: теория, история и современность М., 1989. - С. 89-101.
192. Хаким Рахнамо. О сосуществовании светского и религиозного в Таджикистане // Зайферт А., Крайкемайер А. О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ. — Душанбе: Шаркд Озод, 2003. С. 141-167.
193. Холиков А.Т. Хадис как источник мусульманского права. Душанбе: Шарк;и Озод, 1998. - 215 с.
194. Х,оч;й Акбар Турач;онзода. Шариат ва ч;омеа. Душанбе, 2006. 172с.
195. Хомейни. Исламское правление:-Алматы, 1993.
196. Шакури М. Истикдол ва худшиносии ичтимоиву маънавй. Душанбе, 1999.-160 с.
197. Шарипов С.И. Таджикистан: демократизация политических отношений. Душанбе, 2000. — 131 с.
198. Швейцер А. Культура и этика. М., 1979. -343 с.
199. Шердаков В.Н. Иллюзия добра. Моральные ценности и религиозная вера. М.: Политиздат, 1982. - 287 с.
200. Шишаков В.А. О религиозных обрядах, обычаях и праздниках. М.: Воениздат, 1955. — 80 с.
201. Шозимов П.Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. — Душанбе, 2003. — 208 с.
202. Эмомали Рахмон. Независимость Таджикистана и возрождение нации. Т.6. Душанбе: Ирфон, 2009. - 568 с.
203. Яблоков Н.Н. Религия: сущность и явления. М.: Знание, 1982. - 64 с.
204. Яблоков Н.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. - 182 сг
205. Якубов Ю. Религия древнего Согда. Душанбе: Дониш, 1996.
206. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Изд-во политической литературы, 1991. 527 с.
207. Gibb H.A.R. Mohammedanism: a Historical Survey, 2nd ed.- London ets: Oxford University, 1957. - 206 p.
208. Gibb H.A.R. Studies of the Civilization of Islam/ Ed. By S.J. Shaw and W.R. Polk.- London: Routledge and Kegan Paul Lim., 1969. 369 p.
209. Kollarz W. Religion in the Soviet Union.-London, 1961.
210. Mohamed Jawad Chirri, Inquiries about Islam.- Michigan, The Islamic Center of America. 1986. 181 p.
211. Smart N. Worldviews. Cross Cultural Explorations of Human Beliefs.New York, Charles Scribners Sons, 1983. 190 p.
212. Shirin Akiner. Islamic Peoples of the Soviet Union.- London: Robert Hartnoll Ltd. 1985/
213. Stanley Evans. The Churches of the USSR. London, 1994
214. Watt Montgomery W. Muhammad at Mecca. Oxford: Oxford University Press, 1979. - 192 p.
215. Watt Montgomeiy W. What is Islam? London: Longman, 1979. 262 p.
216. Wheeler G. The Peoples of Soviet Central Asia.- London, 1966.f fA -) VVT '(jljfrJ.^ . (jl^A. (-JAlla j ^Lpl ^Jjb .(jifa ^ЬУ .212mLya Y «Л -1 nvv .(jljj J (jj^ .^bLj 213t j&ilt jb .Ялл^А-ujVI I—lAll-ttll ^tjjlj .SjAj Jjl Ала-а .214
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.