Национально-психологические особенности калмыков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Бадмаева, Занда Сергеевна
- Специальность ВАК РФ19.00.05
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Бадмаева, Занда Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
КАЛМЫКОВ.
§1. Осмысление сущности национальной психологии как предпосылка изучения национально-психологических особенностей калмыков.
§ 2. Характеристика факторов, оказавших влияние на формирование психологии калмыков.5$
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
НАДИ0НАЛЬН041^Рг1ШЙ»ЯЕСКИХ . ;-Не
ОСОБЕННОСТЕЙ КАЛМЫКОВ.
§1. Программа исследования национально-психологических особенностей калмыков.
§2. Характеристика результатов исследования национальнопсихологических особенностей калмыков.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса2004 год, кандидат психологических наук Соколова, Юлия Витальевна
Национально-психологические особенности представителей осетинского этноса2016 год, кандидат наук Туаева, Кристина Георгиевна
Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении1995 год, кандидат психологических наук Набиев, Мехродж Мирзонабиевич
Влияние национальной психологии на специфику реализации руководителем управленческих функций: на материалах исследования в Республике Казахстан2007 год, кандидат психологических наук Шутько, Олег Иванович
Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми2002 год, кандидат психологических наук Корольков, Олег Михайлович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национально-психологические особенности калмыков»
Актуальность темы исследования
Современный этап развития общества в России требует новых подходов и решений вопросов которые ставит перед нами социальная практика межнациональных отношений. Вместо всестороннего анализа существовавших острых проблем в данном вопросе чаще всего констатировали гармонию в этой сфере, нерушимую дружбу народов, а действительность диктует что, необходимо видеть все: и реальную конфликтность, и недостаточность взаимопонимания между представителями различных наций и этносов и потребности в тщательном регулировании взаимопонимания между ними. Как следствие этого деформации и ошибки в подходах к оценке роли национального фактора в духовной жизни конкретных народов, развитии родного языка, традиций и культуры негативно влияли на взаимопонимание и взаимоотношения людей.
В современных условиях от людей, живущих в современном обществе и следовательно имеющих какое-либо влияние на процессы современного общества, требуются разносторонние научные знания и особенно глубокое понимание психологических аспектов этой деятельности. Сегодня приобретает все большую значимость новая отрасль науки - этническая психология, которая занимается изучением и анализом психологических особенностей представителей различных национальных общностей.
Поэтому актуальны исследования психологического своеобразия психики представителей конкретных народов и его учет в жизнедеятельности.
Сегодня всякая деятельность в условиях конкретной республики или национального региона нашей страны немыслима без опоры на знание и учет национально-психологических особенностей.
На необходимость учета национальнопсихологических особенностей в воспитании разных племен и народов указывали зарубежные этнографы / Р. Бенедикт, М. Мид, Г. Плосс, М. Рид, Д. Уайтинг и др. /. Они отмечали уникальность этнических признаков, присутствующих в культурной жизни народа - особенностей языка, быта, религии, философии жизни, в зависимости от разных исторических и климатических условий возникновения этноса.
Посильный вклад в решение этой задачи должна вносить этнопсихология. Первая из них еще очень молода как наука, а вторая, начав развиваться на рубеже XX века, за тем оказалась по ряду причин вне круга интересов отечественных ученых. После развернувшихся, сначала в конце 60-х, а затем в начале 80-х годов, дискуссий по вопросу нации, проблемы национальной психологии, ее роли в жизни и деятельности людей, места в структуре общественного, в том числе и политического, сознания вновь стали привлекать внимание философов, историков, этнографов, филологов и представителей других наук (
Баграмов Э. А., Богатырев П. Г., Бромлей Ю. В., Воробьева Н. Н., Джандильдин Н., Козлов В. Н., Кон И. С., Королев С. И., Филатов В. Н. и др.)- Были опубликованы работы теоретической направленности, намечены пути исследования составных элементов психологии нации, рассмотрены вопросы структуры и природы этого явления, его влияния на развитие этнических и политических процессов в обществе ( Агеев В. С., Дробижева Л. Н., Душков Б. А., Кон И. С., Ладанов И. Д., Луганский Н. И., Ниязалиев Ш., Поршнев Б. Ф., Феденко Н. Ф. и др. ). Была заложена серьезная основа для последующего развития важной области научного знания.
За последние два десятилетия отечественная этнопсихология значительно продвинулась вперед в деле изучения психологических особенностей представителей разных народов мира и некоторых этнических общностей России, значительный прогресс достигнут в вопросе учета национально-психологической специфики людей при анализе межнациональных отношений, политических и других процессов в обществе ( Аллахвердянц Э. Н., Гаврилов В. А., Деркач А. А., Крысько В. Г., Куликов В.Н., Куликов И.Д., Кцоева - Солдатова Г. X., Мулдашева А. Б., Науменко Л. И., Оконешникова А. П., Резников Е. Н., Саракуев Э.А., Серова И. И., Сушков И. Р., Шихирев П. Н. и др. ). В то же время, до сих пор мало исследований на стыке психологии и политологии, которые позволяют правильно осмысливать этнопсихологические детерминанты таких явлений, как политический климат в стране, специфика функционирования взглядов и настроений в общественно политической деятельности представителей тех или иных народов, особенности их политического ангажирования. Своеобразие реагирования на политические реалии в государстве и т. д.
Все это обусловило выбор темы диссертации: «Национально - психологические особенности калмыков ».
Объект исследования - национально психологические особенности калмыков.
Предмет исследования - специфика проявления национально - психологических особенностей калмыков в их жизни, поведении и деятельности.
Цель исследования - выявить и описать основные национально - психологические особенности калмыков, изучить специфику их проявления в наиболее значимых областях жизни представителей этой нации и показать их влияние на поведении и деятельности.
Гипотеза исследования - для калмыков характерны свои национально - психологические особенности, которые сформировались и закрепились под воздействием конкретных социально-исторических, политических, экономических, культурных и природных факторов. Эти особенности находят выражение в специфике восприятия, мышления, мотивации поведения и деятельности, своеобразии эмоциональной и волевой активности, межличностного и межгруппового взаимодействия калмыков, а также влияют на конкретные стороны их жизни и деятельности. исследования :
1.В рамках изучения национально психологических особенностей калмыков уточнить методологический подход к пониманию сущности и содержания национальной психологии, её форм и своеобразия проявления в жизни и деятельности людей;
2. на основе гносео-исторического подхода выявить и описать факторы и условия, оказавшие влияние на формирование и закрепление важнейших национально-психологических особенностей калмыков;
3. разработать программу и адаптировать существующие методики для стандартного этнопсихологического исследования национально-психологических особенностей калмыков;
4. осуществить комплексный сравнительный анализ полученных с помощью гносео-исторического подхода и в результате стандартного этнопсихологического исследования наиболее значимых черт национальной психологии калмыков и дать их общую характеристику;
5. показать специфику проявления национально -психологических особенностей калмыков в их жизни и деятельности.
Методологической основой исследования явились разработанные, развитые и конкретизированные в трудах российских ученых кардинальные положения о целостном процессе формирования всесторонне и гармонично развитой личности с определенными национально-психологическими особенностями; методологические принципы психологической науки; идеи и высказывания о социально-исторической природе национальная психологии, о детерминирующих ее объективных факторах, о влиянии национальной психологии одного народа на психологию других.
Теоретической основой исследования стали работы, раскрывающие, в частности, научные основы психологии личности и психологии различных общностей, их роль в жизни и деятельности людей (К.А. Абульханова -Славская, В.Г. Ананьев, Брушлинский; А.А. Бодалев, JI.C. Выготский, А.Г. Ковалев, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др ).; социально-психологическую сущность национальной психологии ( Г.М. Андреева, Ю.В . Арутюнян, Э.А. Баграмов, К.В. Бромлей, Л.Ф. Дашдамиров, Н. Джандильдин, Л.М. Дробижева, Б.А. Душков, В.И. Козлов, И.С. Кон, С.И. Королев, В.Г. Крысько, Н.М. Кузнецов, Ш. Ниязалиев, Б.Ф. Поршнев, Ю.В. Решетов, Г.В. Старовойтова, В.П. Трусов, П.Н. Шихирев и др.), основные принципы и методы построения этнопсихологического исследования ( B.C. Агеев, Н.В. Бахарева, А. Бороноев, А.Х. Гаджиев, Л.М . Дробижева, В.Г. Крысько, Г.У. Кцоева, А.П. Оконешникова, В.Ф. Петренко, Г.В. Старовойтова и
ДР-)
Методы исследования. Для изучения национально - психологических особенностей калмыков и их учета в различных условиях жизни и деятельности была разработана и применена комплексная методика стандартного этнопсихологического исследования, сочетавшаяся с использованием гносео - исторического подхода, включавшего теоретическое и практическое обобщение научных идей и взглядов о национальной психологии калмыков, изложенных в исторической, психологической, педагогической, этнографической, философской и методической литературе (проанализировано 370 источников); контент - анализ специальных научных источников, произведений калмыцкого поэтического, этического, фольклорного творчества (проанализировано 260 источников); беседы и интервью с калмыками в различных районах Калмыкии (всего опрошено 1200 человек); специальное тестирование и моделирование жизни и деятельности калмыков (использовано всего 12 методик); общее количество респондентов составило 650 человек.
Исследование проводилось с 1993 по 1997 годы на территории Республики Калмыкия. Исследованием были охвачены 1850 человек.
Надежность и достоверность результатов обеспечивались исходными методологическими позициями автора, применением апробированного инструментария, проведением повторных исследований, взаимопроверкой данных, сравнением с выводами других исследований.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- дана сущностная характеристика национально -психологических особенностей людей и оценена возможность учета в различных сферах их жизнедеятельности;
- обоснован принципиально новый подход к исследованию и анализу национально - психологических особенностей калмыков;
- выявлены и проанализированы факторы, оказавшие воздействие на национальную психологию калмыков: своеобразие их исторического и политического развития (до и после вхождения в состав России), специфику их культурных традиций; особенности религиозного сознания калмыков;
- впервые проведено стандартное этнопсихологическое исследование калмыков;
- представлен целостный и всесторонний анализ национально-психологических особенностей представителей калмыков;
- проанализированы конкретные формы проявления национально-психологических особенностей калмыков в их политической, экономической, общественной и культурной жизни и деятельности.
Научная обоснованность и достоверность результатов применяемых методик определяется: достоверностью и проверенностью исходных методологических позиций; проверкой общих теоретических положений посредством соотнесения их с полученными результатами; анализом и обобщением данных разнообразных источников, содержащих информацию о национально - психологических особенностях калмыков; применением совокупности надежных методик стандартного этнопсихологического исследования, адекватных его цели и задачам; использованием апробированного инструментария, повторных исследований, взаимопроверкой данных, репрезентативностью полученной выборки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- выделены основные сферы исследования национально - психологических особенностей представителей определенной национальной группы;
- выявлены и представлены в комплексном виде национально - психологические особенности калмыков;
- реализован принцип сочетания стандартного этнопсихологического исследования с гносео историческим подходом к анализу национально психологических особенностей калмыков;
- подобран (адаптирован и апробирован) комплекс методик стандартного этнопсихологического исследования;
- разработаны практические рекомендации по совершенствованию взаимодеятельности представителей различных этнических групп с учетом национально-психологических особенностей.
Кроме того, результаты проведенного исследования позволяют: по новому взглянуть на историю, социально-экономическое развитие Калмыкии и психологии её народа; более точно прогнозировать и оценивать перспективы политических, экономических и социальных перемен в республике; в ее общественной жизни (в комплексе с данными исследований других наук); совершенствовать процесс межличностного общения с представителями калмыцкого этноса, что важно для данного этапа нашей жизни.
Внедрение и апробация результатов исследования. Содержание диссертации, выводы н научно-методические рекомендации докладывались на конференциях Института Молодежи, Российского психологического общества, на страницах журнала «Мир психологии», на заседаниях кафедры педагогики и психологии личности Института молодежи, в Московском институте национальных и региональных отношений.
Результаты исследования внедрялись в практику путем: чтения специально подготовленного курса, проведения по нему семинарских занятий и практических занятий на психологическом факультете Института молодежи и в Московском институте национальных и региональных отношений; подготовки к изданию «Этнопсихологического словаря».
На защиту выносятся следующие положения:
Национальная психология как явление общественного сознания существует и проявляется в виде социально-психологических характеристик национальных особенностей людей и их групп, получивших название национально - психологических особенностей.
Понятие «национально - психологические особенности » является подчиненным по отношению к понятию « национальная психология » как к общему, как к одному из признаков нации. Национальный характер, национальное самосознание, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции являются структурообразующими, а национально -психологические особенности - динамическими компонентами национальной психологии.
В структуру системообразующих компонентов психологии нации обычно включаются национальное самосознание, национальный характер, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции. В структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно - фоновые, интеллектуально - познавательные, эмоционально - волевые и коммуникативно - поведенческие национально психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей.
Национально - психологические особенности имеют определенные свойства, к которым можно отнести: невозможность приведения их своеобразия к какому- то общему знаменателю; способность детерминировать характер функционирования других психологических явлений, придавая им особую направленность; большая по сравнению с другими психологическими явлениями консервативность и устойчивость; многообразие.
Проведенное исследование показало, что под воздействием многих факторов у калмыков сформировались следующие национально - психологические особенности: •- под влиянием исторического, социально политического и экономического развития - стойкость в достижении поставленных целей, верность данному слову, выносливость, неприхотливость, настойчивость, старательность, умение довольствоваться малым, способность переносить большие трудности, самостоятельность, независимость, сплоченность, чувство единой национальной принадлежности;
• - под влиянием специфики культурного развития -уважительное отношение к старшим и младшим; уважение достоинства других людей, стремление во всех отношениях с другими людьми соблюдать порядочность и честность;
- под влиянием религиозного развития - стремление не задумываться о трудностях жизни, умение легко и быстро их преодолевать, стойкость к страданиям, неприхотливость, непритязательность, стремление к самосозерцанию, самоконтроль, самоуспокоенность, трезвость мысли и рационализм, довольство тем, что есть в жизни в настоящее время, самоограничение себя в желаниях и мечтах, определенная настойчивость при достижении реально существующих целей, жесткость при достижении реальной перспективы, уважительное отношение ко всякому живому существу, человеку в особенности, умеренность, стремление к гармонии, уравновешенность.
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Влияние национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях2001 год, кандидат психологических наук Данилевич, Юлия Иосифовна
Особенности национальных стереотипов русских и казахов: На примере Республики Казахстан2001 год, кандидат психологических наук Назырова, Лариса Сабировна
Социально-психологические особенности проявления защитных механизмов психики казахов и русских в моно- и полиэтнических группах: на примере Республики Казахстан2010 год, кандидат психологических наук Барабанова, Елена Ивановна
Этнопсихологические особенности сотрудников и их учет в работе с личным составом органов внутренних дел: На материалах МВД Республики Тыва2005 год, кандидат психологических наук Ооржак, Лариса Николаевна
Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста2003 год, кандидат психологических наук Евмененко, Елена Владимировна
Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Бадмаева, Занда Сергеевна
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:
1. Стандартное этнопсихологическое исследование национально - психологических особенностей калмыков включало изучение их: национального самосознания, специфики их национальной самоидентификации, потребностно - мотивационной сферы их национальной психики, их ценностных ориентаций и установок, их национальных (авто и гетеро) стереотипов, коммуникативно - поведенческой сферы их национальной психики и общения.
Комплекс методик, направленных на изучение национально-психологических особенностей через посредство исследования указанных выше феноменов, должен изначально быть ориентирован на учет: а) Показателей проявления национальнопсихологических особенностей и национального самосознания калмыков ими своей национальной принадлежности; - представлений об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках; - представлений о своей и «чужой» национальной психологии; - самоотношения калмыков -проявление их национального локуса контроля (переживания своего "я"); - этнических стереотипов; -приверженности к национальным ценностям: языку, культуре, обычаям, традициям, ценностям.
Методики этой проблематики исследования должны включать использование: - этнопсихологического опросника; - специально адаптированного опросника исследования самоотношения (МИС); - специально адаптированного теста Люшер. б) Показателей в измерении национальной специфики потребностей и мотивов калмыков: национальных предпочтений определенных видов деятельности; - интенсивности, регулярности и продолжительности занятий этими видами деятельности; -национальных отличий в намерениях выбора калмыками конкретных видов деятельности.
Методики этой проблематики включали использование: - этнопсихологического опросника; специально адаптированного теста измерения потребности в общении; специально-адаптированного теста-вопросника измерения потребности в достижениях; специально адаптированного теста измерения ценностных ориентации; в). Показателей оценки национальной специфики коммуникативно- поведенческой сферы национальной психики и общения калмыков: - межличностной перцепции и рефлексии в группе; - нормативных эталонов и ценностей группы; - восприятия индивидом группы; - направленности личности в группе. Методики исследования этих феноменов включали использование: - специально адаптированного опросник оценки способов реагирования на конфликтные ситуации; специально адаптированного теста исследования мотивации поведения; методики исследования восприятия индивидом группы; методики исследования нормативных предпочтений в группе; опросного листа для руководителей трудовых многонациональных коллективов.
2. Проведенное стандартное этнопсихологическое исследование национально - психологических особенностей калмыков показало: этноконсолидирующими признаками калмыков являются родной язык; народные обычаи, обряды, культура, общее историческое прошлое, религию, черты характера и психология.
Неявными признаками калмыки считают черты внешнего облика, внешнее поведение, родственные связи.
- большинство калмыков ориентировано на сочетание ценностей своей национальной культуры с достижениями культуры других народов, с положительными ориентациями на межнациональное дружеское общение.
Это проявляется прежде всего в хорошем знании истории, искусства, деятелей культуры своего народа и других народов. Сравнительная ориентация на сугубо национальные ценности у городских жителей менее выражена, чем у сельских, т.е. последние в большей мере сохраняют национальное своеобразие, проявляют интернациональную и ассимилляционную ориентацию. своими положительными национально-психологическими особенностями калмыки считают национальную гордость и чувство национального достоинства, уважение старших, мягкость характера, доброту, щедрость, мужество, любовь к красоте и хороший эстетический вкус, честность, человечность, интернационализм, рассудительность, душевное равновесие, жизнерадостность, благородство и гостеприимство, чувство национального достоинства, уважение к родному языку, любовь к своим родным местам, сплоченность, беззлобность, гостеприимство, доброта, простота, скромность, честность, мужество, храбрость, прямота, настойчивость, покладистость. калмыки отрицательно относятся к таким, качествам, которые время от времени проявлются в их психологии: неуважение к родному языку, разрозненность, завистливость, отход от национальных традиций и обычаев, замкнутость, упрямство, злопамятство, холодность, неуважение к старшим по возрасту, высокомерие, хвастливость, этноцентризм, боязнь досужих разговоров, слабая сплоченность, местничество. в числе положительных характерологических признаков, приписываемых калмыкам представителями других национальностей, проживающих на территории Калмыкии оказались: выносливость, душевное равновесие, приспособляемость, хладнокровие, упорство и настойчивость в достижении цели, редкая терпеливость, умеренно выраженная эмоциональность, взаимопонимание, взаимовыручка, любовь к родным местам, гостеприимство, преданность дружбе, трудолюбие, уважение к старшим и обычаям, любовь к национальным обычаям и традициям, исполнительность, приверженность традициям, дисциплинированность, стойкость, мужество и смелость, чувство национального достоинства, спокойный нрав, смелость и решительность, покладистость. в числе отрицательных характерологических признаков, приписываемых калмыкам представителями других национальностей проживающих на территории Калмыкии чаще всего назывались: упрямство, высокомерие, хвастливость, отчужденность, замкнутость, вспыльчивость, местничество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование национальнопсихологических особенностей калмыков позволило сделать следующие выводы:
1. Национальная психология как явление общественного сознания существует и проявляется в виде социально-психологических характеристик национальных особенностей людей и их групп, получивших название национально-психологических особенностей. Понятие «национально-психологические особенности» является подчиненным по отношению к понятию «национальная психология» как к общему, как к одному из признаков нации. Национальный характер, национальное самосознание, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции являются структурообразующими, а национально-психологические особенности - динамическими компонентами национальной психологии.
В структуру системообразующих компонентов психологии нации обычно включаются национальное самосознание, национальный характер, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции. В структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно - фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национальнопсихологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей.
Национально-психологические особенности имеют определенные свойства, к которым можно отнести: невозможность приведения их своеобразия к какому - то общему знаменателю; способность детерминировать характер функционирования других психологических явлений, придавая им особую направленность; большая по сравнению с другими психологическими явлениями консервативность и устойчивость; многообразие.
Национальная психология как явление общественного сознания существует и проявляется в виде социально-психологических характеристик национальных особенностей людей и их групп, получивших название национально-психологических особенностей.
Понятие « национально - психологические особенности » является подчиненным по отношению к понятию «национальная психология» как к общему, как к одному из признаков нации. Национальный характер, национальное самосознание, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции являются структурообразующими, а национально-психологические особенности - динамическими компонентами национальной психологии.
В структуру системообразующих компонентов психологии нации обычно включаются национальное самосознание, национальный характер, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции.
В структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно - фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национальнопсихологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей.
Национально-психологические особенности имеют определенные свойства, к которым можно отнести: невозможность приведения их своеобразия к какому- то общему знаменателю; способность детерминировать характер функционирования других психологических явлений, придавая им особую направленность; большая по сравнению с другими психологическими
2. Использование гносео - исторического подхода к изучению психологии калмыков показало, что под воздействием многих факторов у калмыков сформировались следующие национально-психологические особенности:
Под влиянием исторического, социально-политического и экономического развития - стойкость в достижении поставленных целей, выносливость, неприхотливость, настойчивость, старательность, умение довольствоваться малым, способность переносить большие трудности, самостоятельность, независимость, сплоченность, чувство единой национальной принадлежности;
- Под влиянием специфики культурного развития -уважительное отношение к старшим и младшим; уважение достоинства других людей, стремление во всех отношениях с другими людьми соблюдать порядочность и честность;
- Под влиянием религиозного развития - стремление не задумываться о трудностях жизни, умение легко и быстро их преодолевать, стойкость к страданиям, неприхотливость, непритязательность, стремление к самосозерцанию, слабая забота о бедных людях, любовь к удовольствиям, самодовольство, самоуспокоенность, трезвость мысли и рационализм, довольство тем, что есть в жизни в настоящее время, самоограничение себя в желаниях и мечтах, определенная настойчивость при достижении реально существующих целей, жесткость при достижении реальной перспективы, уважительное отношение ко всякому живому существу, человеку в особенности, умеренность, стремление к гармонии, уравновешенность.
3. Стандартное этнопсихологическое исследование национально - психологических особенностей калмыков может включать изучение их: национального самосознания, специфики их национальной самоидентификации, потребностно - мотивационной сферы их национальной психики, их ценностных ориентаций и установок, их национальных ( авто и гетеро ) стереотипов, коммуникативно - поведенческой сферы их национальной психики и общения.
Комплекс методик, направленных на изучение национально - психологических особенностей через посредство исследования указанных выше феноменов, должен изначально быть ориентирован на учет: а) Показателей проявления национально психологических особенностей и национального самосознания калмыков ими своей национальной принадлежности; представлений об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках;
- представлений о своей и «чужой» национальной психологии; - самоотношения калмыков - проявление их национального локуса контроля (переживания своего "я");
- этнических стереотипов; - приверженности к национальным ценностям: языку, культуре, обычаям, традициям, ценностям.
Методики этой проблематики исследования должны включать использование: - этнопсихологического опросника; - специально адаптированного опросника исследования самоотношения (МИС); - специально адаптированного теста Люшера; б) Показателей в измерении национальной специфики потребностей и мотивов калмыков: - национальных предпочтений определенных видов деятельности; интенсивности, регулярности и продолжительности занятий этими видами деятельности; - национальных отличий в намерениях выбора калмыками конкретных видов деятельности.
Методики этой проблематики включали использование: - этнопсихологического опросника; специально адаптированного теста измерения потребности в общении; специально-адаптированного теста-вопросника измерения потребности в достижениях; специально адаптированного теста измерения ценностных ориентаций; в). Показателей оценки национальной специфики коммуникативно- поведенческой сферы национальной психики и общения калмыков: - межличностной перцепции и рефлексии в группе; - нормативных эталонов и ценностей группы; - восприятия индивидом группы; - направленности личности в группе.
Методики исследования этих феноменов включали использование: - специально адаптированного опросник оценки способов реагирования на конфликтные ситуации; специально адаптированного теста исследования мотивации поведения; методики исследования восприятия индивидом группы; методики исследования нормативных предпочтений в группе; опросного листа для руководителей трудовых многонациональных коллективов.
4. Проведенное стандартное этнопсихологическое исследование национально-психологических особенностей калмыков показало: этноконсолидирующими признаками калмыков являются родной язык; народные обычаи, обряды, культура, общее историческое прошлое, религию, черты характера и психология.
Неявными признаками калмыки считают черты внешнего облика, внешнее поведение, родственные связи.
- большинство калмыков ориентировано на сочетание ценностей своей национальной культуры с достижениями культуры других народов, с положительными ориентациями на межнациональное дружеское общение.
Это проявляется прежде всего в хорошем знании истории, искусства, деятелей культуры своего народа и других народов. Сравнительная ориентация на сугубо национальные ценности у городских жителей менее выражена, чем у сельских, т.е. последние в большей мере сохраняют национальное своеобразие, проявляют интернациональную и ассимилляционную ориентацию. своими положительными национально-психологическими особенностями калмыки считают национальную гордость и чувство национального достоинства, уважение старших, мягкость характера, доброту, щедрость, мужество, любовь к красоте и хороший эстетический вкус, честность, человечность, интернационализм, рассудительность, душевное равновесие, жизнерадостность, благородство и гостеприимство, чувство национального достоинства, уважение к родному языку, любовь к своим родным местам, сплоченность, беззлобность, гостеприимство, доброта, простота, скромность, честность, мужество, храбрость, прямота, настойчивость, покладистость. калмыки отрицательно относятся к таким, качествам, которые время от времени проявлются в их психологии: неуважение к родному языку, разрозненность, завистливость, отход от национальных традиций и обычаев, замкнутость, упрямство, злопамятство, холодность, неуважение к старшим по возрасту, высокомерие, хвастливость, этноцентризм, боязнь досужих разговоров, слабая сплоченность, местничество. в числе положительных характерологических признаков, приписываемых калмыкам представителями других национальностей, проживающих на территории Калмыкии оказались: выносливость, душевное равновесие, приспособляемость, хладнокровие, упорство и настойчивость в достижении цели, редкая терпеливость, умеренно выраженная эмоциональность, взаимопонимание, взаимовыручка, любовь к родным местам, гостеприимство, преданность дружбе, трудолюбие, уважение к старшим и обычаям, любовь к национальным обычаям и традициям, исполнительность, приверженность традициям, дисциплинированность, стойкость, мужество и смелость, чувство национального достоинства, спокойный нрав, смелость и решительность, покладистость. в числе отрицательных характерологических признаков, приписываемых калмыкам представителями других национальностей проживающих на территории Калмыкии чаще всего назывались: упрямство, высокомерие, хвастливость, отчужденность, замкнутость, вспыльчивость, местничество.
Направлениями дальнейшего исследования в рамках данной проблематики могут быть: изучение влияния национальной психологии калмыков на политические, экономические и другие процессы, происходящие в Калмыкии в настоящее время; выработка практических рекомендаций по учету национально-психологических особенностей калмыков для их использования представителями других российских регионов и народов; разработка психолингвистических методов анализа национально-психологической специфики жизни и деятельности калмыков; выявления наиболее действенных способов и приемов воспитания калмыков с учетом их национально-психологических особенностей.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Бадмаева, Занда Сергеевна, 1997 год
1. Акты исторические, т. V. дополнения к историческим актам 1670-1676, № 9, СП б., 1857.
2. Аристов Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей.«Живая старина», вып. Ill IV. 1896 г.
3. Акты исторические, т.XI11. Дополнения к историческим актам 1678, № 1, СП б., 1862.
4. Акты исторические, т. X. Дополнения к историческим актам № 49, СП б., 1862
5. Абрамзон С. М. Киргизское население Синьцзяно -Уйгурской автономной области Китайской народной республики. Труды Киргизской археолого этнографической экспедиции, М., 1958 г.
6. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности, - М.: Наука, 1980 - 336 с.
7. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. -М.1 Наука, 1982 199 с.
8. Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа., М. Э. 1994.
9. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983 - 144 с.
10. Ю.Агеев B.C. Влияние Факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. -1985. № 2. - С. 135-140.
11. П.Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. - № 1. - С. 3542
12. Агеев B.C. Перспективы развития этнопсихологических исследований // Психологический журнал. 1988. - № 3. -Стр.35-42.
13. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука., 1977. - 380 с.
14. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988.-432с.
15. Арутюнов С. А. Об условности понятия этнопсихология. // Советская этнография. 1983. - № 2. - С.82-84.
16. Арутюнов С. А. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса // Советская этнография. 1983. - № 2.- С.22-32.
17. Арутюнян Ю.В. Изучение культурного взаимодействия народов СССР. М.: Наука, 1973 - 13 с.
18. Арутюнян Ю.В. Опыт социально-этнического исследования// Советская этнография. 1968. № 4. - С. 313.
19. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: Мысль, 1987. - 303 с.
20. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M. Социально-культурное развитие и сближение наций в СССР на современном этапе. М.: Знание 1972. 31 с.
21. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Советский образ жизни: общее и национально-особенное // Советская этнография. 1976. - № 3. - Стр.10-23.
22. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М.: Мысль, 1976 156 с.
23. Асмолов А.Г. Деятельность и установка, М.: МГУ, 1979 - 191 с
24. Баграмов Э.А. Национальный вопрос и буржуазная идеология.- М.: Мысль, 1966. -327 стр.
25. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия "национальный характер". М.: Наука, 1973 - 14с.
26. Бахарева Н. В. Социально-психологическое изучение национальных особенностей. В кн. Социальная психология / Под. ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. -Л.: ЛГУ, 1977. - С. 219-226.
27. Бакунин В. Описание истории калмыцкого народа. «Красный архив», 1939, т 3.
28. Бартольд В. В. Историко географический обзор Ирана. СП - б., 1903.
29. Бартольд В. В. Монгольская империя и Чагатайское государство. Соч., т. II, ч. 2, М., 1964.
30. Бартольд. Очерки истории Семиречья. Сочинения, т. II, ч. 1, М., 1963.
31. Батур Убаши - Тюмень. Сказание о дербен - ойратах (на калм. языке). Калмыцкая хрестоматия для чтения в старших классах калмыцких народных школ, составленная А. Позднеевым, изд. 3, 1915.
32. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. - 199с.
33. Бодалев А. А. Личность и общение, М.: Педагогика, 1983. - 271 с.
34. Бодалев А.А. О психологических основах восприятия личности // Вопросы психологии. 1986. - № 1. - С.19-27.
35. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. -188 с.
36. Бороноев А.В. Методологические проблемы исследования национальной психологии: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1962 - 14с.
37. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику// Советская этнография. -1985. № 3. - С.67- 75.
38. Бюлер Ф. (барон). Кочующие и оседло живущие в Астраханской губернии инородцы. «Отечественные записки», т. 47, 1846, № 7-8, 1847, № 7.
39. Викторова Л. Л. и Эрдниев У. Э.Калмыки. « Народы Европейской части СССР», Т.П. М., 1964 (серия «Народы мира»)
40. Владимирцов Б. Я. Монголо ойратский героический эпос Пгр-Москва, 1923.
41. Владимирцов Б. 3. Общественный строй монголов. Л., 1934.
42. Воробьев В. В. Астраханские калмыки. «Русский антропологический журнал», М.,1903,№1.
43. Вопросы методики этнографических и этносоциологических исследований. М., 1970. - 138 с.
44. Выготский JI.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.- С. 326.
45. Гаджиев А.К. Проблемы марксистской этнической психологии. Ростов - на - Дону ; РГУ. 1982 . - 181 с.
46. Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность. Киев: Вища шк., 1984 - 152с.
47. Губанов Г. Очерки жизни калмыков на Тереке. «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа». Вып. 29.
48. Грумм Гржимайло Г. И. Описание путешествия в Западный Китай. Географиздат. М., 1948 г.
49. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1967.
50. Гумилев Л. Н. Хунну. М., 1960.
51. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: 1992., С. 511
52. Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М.; 1993. С. 544
53. Гумилев Л. Н.Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М.; 1993. С. 576
54. Дашдамиров А.Ф. Национальные моменты индивидуального сознания: Автореф. дис. канд. филос.наук. М., 1968. - 19с.
55. Дашдамиров А.Ф. Национальная и интернациональная формы социального бытия личности: Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 1977 -45с.
56. Дашдамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография. 1977.- № 3. - С.3-13.
57. Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем // Советская этнография. 1983. - № 2. - С. 62-74.
58. Дашдамиров А.Ф. Актуальным проблемам -комплексный реалистический подход// Советская этнография. 1983. -№ 4. - С.79
59. Деркач А.А., Крысько В.Г., Саракуев Э.А., Этнопсихология. Уч.- мет. пос. в 2-х томах, М.: Институт молодежи 1992.
60. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. -Алма-Ата,: Казахстан, 1971. 302с.
61. Джафаров Ф.Т. Особенности социально-психологического климата в многонациональном производственном коллективе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1989. - 21с.
62. Донцов А,И. Психология коллектива. М., МГУ, 1984. -208с.
63. Древнемонгольские города. М., 1965.
64. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М.: Выс. школа, 1980. - 224с.
65. Дробижева JI.M. Социально-культурные особенности личности и национальные установки // Советская этнография. 1971. - № 3. - С. 3-15.
66. Дробижева JI .И .Об изучении социально-психологических аспектов национальных отношений // Советская этнография. 1974,- № 4. - С.15-26.
67. Дробижева Л.М. Актуальная задача: союз с социальными психологами // Советская этнография. 1983. № 4. - С.63-67.
68. Дробижева JI.M. Некоторые проблемы этнопсихологических исследований // Психологический журнал. 1988. - Т.9. - № 4. - С. 26-34.
69. Дуброва Я. JI. Быт калмыков Ставропольской губернии до издания закона 13 марта 1892 года. Казань, 1898 г.
70. Душков Б .А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал. 1981. - Т.2. - № 5.- С. 43-52.
71. Житецкий И. А. Астраханские калмыки (наблюдения и заметки). Астра хань, 1892.
72. Иакинф (Н. 3. Бичурин). Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV века до настоящего времени, СП б, 1893.
73. Ивановский А. А. Монголы торгоуты, М., 1893.
74. Калмыки в Отечественной войне 1812 г. Сборник документов, Элиста, 1964.
75. Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Документы и материалы. Элиста,1966.
76. Калмыцкая степь Астраханской губернии по исследованиям Кума Маныческой экспедиции. СП - б., 1867.82.«Калмыцкие народные сказки»,Элиста,1961.
77. Кануков X. Б. Будда ламаизм и его последствия. Астрахань, Калмиздат, 1928.
78. Карпини Плано. История монголов. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957.
79. Кичиков А.Ш. Дербетский говор. Фонетико морфологическое исследование. Элиста, 1963.
80. Клементьев Е.И. Социальная структура и национальное самосознание: Автореф. дис. канд. филос. наук. М,, 1971- 19с,
81. Книга Марко Поло. Географиздат. М., 1956.
82. Козин С. А. Джангариада героическая поэма калмыков.
83. Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольский обыденный сборник, т. 1.
84. Костенко К. Статистические сведения о калмыках, кочующих в Астраханской губернии, Астрахань, 1868.
85. Котвич В. JI. Джангариада и Джангарчи. Филология и история монгольских народов. М., 1958.
86. Ковалев А,Г. Мотивы поведения и деятельности. М.: Мысль, 1988. - 207с.
87. Козлов В.Н. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии // Советская этнография.- 1983. № 2. - С.74-80.
88. Козлов З.Н., Шелепов Г.В. Национальный характер и проблемы его исследования // Советская этнография. -1973. № 2. - - с . 69-83.
89. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -384 с.
90. Кон И.С. К проблеме национального характера. В кн. История и психология. Под ред. Б . Ф . Поршнева и Л.И. Анциферовой. - М.: Наука, 1971, - С.122-159.
91. Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
92. Кон И.С. Нужна помощь психологов // Советская этнография. 1983. - № 3. - 0.75-78.
93. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. -М.: Политиздат, 1984. 335 с,
94. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов: Автореф. дне, канд. ист. наук. М., 1965, - 1 бс.
95. Крылов А. Умственное и нравственное развитие донских калмыков и особенности их быта. Новочеркасск, 1873.
96. Крысько В.Г. Влияние национально-психологических особенностей на боевую деятельность личного состава армий империалистических государств. М.: ВПА, 1987 -131с.
97. Кузнецов И.М. Об обыденных этнокультурных психологических представлениях // Советская этнография.- 1983- № 2. С.84-87.
98. Кузнецов и.М. Методологические проблемы этнопсихологических исследований //Вопросы философии. 1985. - № 2. - С.157 - 162.
99. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967.- 173с .
100. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психологический журнал,1986. Т.7,- № 2. - - С. 41-51,
101. Левкович В.П. Социально-психологические аспекты этнического сознания // Советская этнография. 1983. -№ 4, - С.75-79.
102. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания. В кн.: Социальная психология и общественная практика . Отв. ред . Е В Шорохова, В. П. Левкович. - М.: Наука, 1985. - С.138-153,
103. Ю.Леонтьев А.А. Национальная психология и этнопсихология // Советская этнография. 1983. - М' 2, -С.80-82.
104. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту: ТГУ. 1974. - 219с. 112. Леонтьев А.Н. Психология познавательной деятельности. - М.: МГУ, 1978. - 151с.
105. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. " М.: Политиздат, 1975. 302с.
106. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М.: МГУ, 1967. -114с. Леонтьев А.Н. Личность и деятельность. - М.: МГУ, 1977. - - 122с.
107. Леонтьев А.Н, Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М.: МГУ, 1971. - 38с.
108. Лепехин И. И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российской империи. СП б., 1771 - 1805.
109. Пб.Лигети. Монгольские элементы в диалектах хазара в Афганистане. «Краткие сообщения института народов Азии», вып. 54, М., 1964.
110. Лайка Н.А. Исследование этнопсихологического своеобразия познавательной деятельности студентов. В кн.: Этническая психология . Отв .ред . Н. Н. Андреева . -М. УДН , 1 984 . - с. 34-49
111. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 444с.
112. И9.Лурия А.В. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. - 819с.
113. Материалы по истории русско монгольских отношений 1607-1636 г. под редакцией Златкина и Н. В. Устюгова. М., 1959.
114. Материалы статистико экономического и естественно -исторического обследования калмыцкой степи Астраханской губернии, ч. 1, Астрахань, 1910.
115. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой и А.И. Донцова. М.: МГУ, 1981. - 294с.
116. Методы исследования межличностного восприятия Под ред. Г. М. Андреевой и B.C. Агеева М.: МГУ, 1984. - 103
117. Миссионерский сборник статей и заметок о калмыках и киргизах, кочующих в Астраханской губернии. Астрахань, 1910.
118. Монголо ойратские законы 1640 года. СП - Б., 1880.
119. Ыадирашвили Ш.А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мецниереба, 1987. 361с.
120. Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР / Отв. ред. Е.В. Тарасов. М. Наука, 1982,1520.
121. Небольсин JI. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СП Б, 1852.
122. Нефедьев Н. И. Подробные сведения о волжских калмыках, СП Б, 1839.
123. Ниязалиев Ш, Национальная психология и ее место в формировании и развитии личности. Фрунзе: Кыргызстан, 1986. - - 108с.133 .Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. дис. докт. психол. наук. - М., 1989.- 320.
124. Опыт этносоциологического исследования образа жизни / Под ред. Ю.В. Арутюняна. М.: Наука, 1980. - 270с.
125. Орлов Ю.М. и др. Измерение потребности в общении с помощью вопросника. В кн.: Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. Отв. ред. М. М. Нудельман. - М.: МГПИ, 1974. - С.96-105.
126. Павлов Д. А. Состав и классификация фонем Калмыцкого языка. Калмгосиздат, Элиста, 1963.
127. Лаплас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи, ч. 1, СП б, 1773.
128. Пальмов Н. Н. Очерки истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. Астрахань, 1922.
129. Пальмов Н. Н. Этюды по истории приволжских калмыков, ч. I-IV. Дела земельные, Калмиздат, Астрахань, 1932.
130. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосематику: исследование Форм репрезентации в обыденном сознании, М.: МГУ, 1983. - 176с.
131. Петренко В.Ф. Алиева JI.A. Исследование этнических стереотипов с использованием методики "множественных идентификаций" // Психологический журнал. 1987. - Т.8. - № 6. - - С.21-36.
132. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982. 255с.
133. Платонов К. К. О системе психологии, М.: Мысль, 1972,-*
134. Позднеев А. М. Астраханские калмыки и их отношение к России до начала нынешнего столетия. ЖМНП, ч. СС XIV, 1886.
135. Позднеев А. М. Калмыцкие сказки. Записки восточного отдела Императорского русского археологического общества, СП б, 1888, т. III, вып. 1-Й, III-IV. СП - б, 1889, т. IV, вып. MI; III-IV, СП - б, 1891, т. VI 1895, 1896, т. X.
136. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история, М,: Наука, 1979. - 232с.
137. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973. - 13с.
138. Попов А. В., Краткие замечания о приволжских калмыках. СП б., 1839.
139. Пословицы .и поговорки народов Востока. Изд. восточной литературы, М., 1961.
140. Преображенская П.С. К вопросу о социально экономическом строе калмыков. Журнал «Истории СССР», 1963, № 6.
141. Пржевальский Н. М. Из зайсанга через Хами в Тибет. Географиздат, Москва1948.
142. Пржевальский Н. М. Монголия и страна тангутов. Географиздат, Москва. 1940.
143. Пржевальскии Н. М. Путешествия. СП Б., 1900.161 .Прозрителев Г. Военное прошлое наших калмыков. Ставрополь, 1912.
144. Резников Е.Н. Учет национальной психологии в воспитательной работе. В кн. Педагогические аспекты социальной психологии/ Отв. ред, Я. JI. Коломинский, -Минск, 1978, - С.42- -43 .
145. Решетов A.M. Этнопсихология и смежные науки // Советская этнография, 1983, - № 4. - С.68-75,
146. Рубрук Гильом. Путешествие в восточные страны. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. Географиздат, 1957.
147. Саракуев Э.А. Национально-психологические особенности студентов и их учет в воспитателоьной деятельности преподавателей ВУЗа. : Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1991.- 20с.
148. Социальная политика и национальные отношения / Под ред. В. Ф. Провоторова. М,: Мысль, 1982, - 213с.
149. Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского, -М.: Просвещение, 1987 . 222с .
150. Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии. В кн. Социальная психология и общественная практика / Отв. ред. Е.З.Шорохова, В .П .Левкович. - И. : Наука, 1985. - С. 127-136.
151. Старовойтова Г.В. К исследованию этнопсихологии городских жителей // Советская этнография. 1976. - № 3. - 0.45-57.
152. Старовойтова Г.В. О предметной области этнопсихологии // Советская этнография. 1983. • № 3. ■ С.78-85.171 .Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. JL: Наука, 1987. - 174с.
153. Стратанович Г. Г. и Эрдниев У. Э. Опыт анализа социальной терминологии Доклад на VII международном конгрссе антропологических наук, М., 1964.
154. Страхов Н. Нынешнее состояние калмыцкого народа с присовокуплением калмыцких законов. СП б, 1810.
155. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. -306 с.
156. Тодаева Б. X. Монгольские языки и диалекты. М., 1960.
157. Устюгов Н. В. Калмыки в первой половине XIX века. «Записки» Калмыцкого НИИЯЛИ, вып. 1, Элиста, 1960.
158. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. М.: МГУ, 1977 - 205 с.
159. Трусов А. П., Филлипов Л.С. Этнические стереотипы. -В кн.: Этническая психология / Отв. ред. Н.Н. Андреева. -М.: УДН, 1984. С.3-21.
160. Чебоксаров Н. Н. Калмыки Западного улуса. «Антропологический журнал». М., 1935, № 1.
161. Чанов Е. Калмыки в русской армии XVII в. и 1812 г., г. Пятигорск, 1912.
162. Шара туджи. Монгольская летопись XVII века. Пер. Н. П. Шастиной, M.-JL, 1957.
163. Эрдниев У. Э.К вопросу об основном занятии предков калмыков. «Записки» Калмыцкого НИИЯЛИ, вып. 4. Серия историческая, Элиста, 1964.
164. Эрдниев У. Э. О так называемых калмыцких родах. «Ученые записки» Калмыцкого НИИЗЛИ, вып. 5. Серия историческая. Дооктябрьский период. Эли ста, 1967.
165. Эрдниев У. Э. Этнический состав и проблема происхождения калмыков. «Ученые записки» Калмыцкого НИИЗЛИ, вып. 5. Серия историческая. Дооктябрьский период, Элиста, 1967.
166. Юштин Ф. М. Обозрение мероприятий правительства к распространению христианства между калмыками. Астрахань, 1883.
167. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979. - 299с.
168. Этническая психология / Отв. ред. Н.Н. Андреева. М.: УДН, 1984. - 77с.
169. Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина. Л., Наука, 1985. - 325с.
170. Этнопсихологические проблемы развития личности / Отв. ред. А.С. Байрамов. Баку: АзГУ 1985, - 140 с.
171. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования Отв. ред. Ю.В. Арутюнян, И.Д. Ковальченко, М.: Наука, 1984, - 255 с,1. Uи»л je ния
172. Состояние национального языка в выборочной совокупности (%)
173. Свободно говорят, читают и пишут на родном языке 15,0 Свободно говорят, но не читаюти не пишут на родном языке 25,0
174. Понимают и могут объясниться на родном языке 35,0
175. Говорят дома только на родном языке 1,5
176. Говорят дома в основном на родном языке 2,5 Дома говорят в одинаковой степении на родном и на русском языках 19,0
177. Желание более углубленно изучать родной язык 97,0
178. Обратился бы к человеку своей национальности на родном языке 09,0 Обратился бы к человеку своей национальности на русском языке 64,7
179. На каком языке обращаться зависит от конкретной ситуации 34,4
180. Результаты исследования локуса контроля1. Статистики | Значения JJK
181. Максимальная варианта внутреннего ЛК И
182. Минимальная варианта внутреннего ЛК 5
183. Максимальная варианта внешнего Ж -7
184. Минимальная варианта внешнего ЛК -4
185. Внутренний локус- контроля (%%) 57,8
186. Внешний локус- контроля (%%) 37,2
187. Нулевые значения ЛК (%%) 4
188. Средняя арифметическая внутреннего Ж 4,5
189. Средняя арифметическая внешнего Ж -2,5
190. Признаки отличия представителей разных национальностей
191. Этнодифференцирующие признаки1. Ранговое место
192. Черты характера и психология Особенности поведения Культурные традиции и обычаи Национальный язык Религия Внешний вид3 3 3
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.