Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Соколова, Юлия Витальевна

  • Соколова, Юлия Витальевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.05
  • Количество страниц 187
Соколова, Юлия Витальевна. Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса: дис. кандидат психологических наук: 19.00.05 - Социальная психология. Москва. 2004. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Соколова, Юлия Витальевна

Введение.

Глава I. Теоретико-методологические основы осмысления и интерпретации национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса.

1.1. Этнопсихология как научная предпосылка изучения национально-психологических особенностей представителей чукбтского этноса.

1.2. Источники формирования национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса.

Глава II. Эмпирическое исследование национальнопсихологических особенностей представителей чукотского этноса.

2.1. Программа эмпирического исследования национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса.

2.2. Характеристика результатов исследования национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса»

Актуальность, общественная и научная значимость темы исследования

Еще совсем недавно в нашей стране проповедовались положения о межнациональной дружбе и мирного сосуществования разных народов. Сегодня мы видим, что действительность оказалась другой. Отмечая рост числа межэтнических конфликтов в нашем многонациональном государстве за последние годы, мы находим, что современному обществу необходимы разносторонние научные знания, которые могли бы отвечать на вопросы, связанные с межэтническим общением и общественными процессами межнационального характера, и могли бы быть приложены практически. Этническая напряженность между этносами в нашем государстве далеко не единственная причина, ведущая к необходимости активного проведения исследований, содержащих этническую составляющую, как основную. В нашей стране за последние годы резко увеличились объемы миграционных процессов, стали бурно развиваться межнациональные деловые контакты вследствие падения «железного занавеса», в современном лексиконе появилось понятие о проведении «внутренней и внешней национальной политики», начался процесс культивирования самобытности всех народов страны, включая малочисленные, сохранения их культур, языков, традиций и обычаев как бесценного достояния России и т.д. Все эти процессы, активированные новыми условиями и требованиями существования современного российского сообщества не должны протекать стихийно и бесконтрольно, они нуждаются в грамотном сопровождении, направлении развития, понимании близлежащих и отдаленных результатов, корректировки воспитательных и обучающих программ детей и молодежи, обеспечении информированности общества и т.д. Так называемый «национальный вопрос» затрагивает и пронизывает абсолютно все виды деятельности члена современного российского общества, все профессиональные области, все уровни современного быта, он не является сугубо отраслевым и требует обязательного учета в большой и малой политике, в образовании, в здравоохранении, в юриспруденции, в предпринимательстве, в управлении и т.д. Но проведение каких-либо целенаправленных действий в этой области должны иметь под собой в первую очередь фундаментальную научную базу, концептуальную основу. На данном этапе развития современного российского научного знания вышеуказанный «социальный запрос» в полной мере можно отнести к сравнительно молодой отрасли науки - этнической психологии, в рамках которой проводится данное исследование. Согласно наметившейся тенденции в развитии этнической психологии и требованиям нынешней действительности, отметим актуальность прикладных исследований психологического своеобразия представителей конкретных этнических групп, а также приложение и учет полученных данных в практической сфере жизнедеятельности общества. Во-первых, это ведет к развитию и определению самой этнопсихологии, которая пока не является дисциплиной с устоявшейся терминологией, методологией и методами исследования, а во-вторых, такие исследования позволяют выявлять современную этническую картину нашего государства.

Сегодня всякая деятельность в условиях конкретной республики или национального региона нашей страны немыслима без опоры на знание и учет национально-психолошческих особенностей.

На необходимость учета национально-психологических особенностей в воспитании разных племен и народов указывали зарубежные этнографы (Р. Бенедикт, М. Мид, Г. Плосс, М. Рид, Д. Уайтинг и другие). Они отмечали уникальность этических признаков, присутствующих в культурной жизни народа - особенностей языка, быта, религии, философии жизни, в зависимости от разных исторических и климатических условий возникновения этноса.

В связи с вьпиеизложеиным, определяем тему диссертации как «Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса».

Объект данного исследования - национально-психологические особенности представителей чукотского этноса.

Предмет данного исследования - специфика проявления национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса в их жизни, поведении и деятельности.

Цель данного исследования - выявить и описать основные национально-психологические особенности представителей чукотского этноса, изучить специфику их проявления в наиболее значимых областях жизни представителей этой этнической общности и показать их влияние на поведение и деятельность.

Гипотеза данного исследования - для представителей чукотского этноса характерны свои национально-психологические особенности, которые сформировались и закрепились под воздействием конкретных социально-исторических, политических, экономических, культурных и природных факторов. Эти особенности находят выражение в специфике восприятия, мышления, мотивации поведения и деятельности, своеобразии эмоциональной и волевой активности, межличностного и межгруппового взаимодействия представителей чукотского этноса, а также влияют на конкретные стороны их жизни и деятельности.

Задачи данного исследования:

1. на примере представителей чукотского этноса уточнить теоретическую концепцию сущности национальной психологии, осуществить дальнейшее изучение свойств, функций, форм проявления их национально-психологических особенностей;

2. проанализировать факторы, оказавшие влияние на формирование и закрепление национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса;

3. на основе гносеопсихолошческого подхода выявить национально-психологические особенности представителей чукотского этноса;

4. разработать методологию и методику научно обоснованной программы стандартного этнопсихологического исследования национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса;

5. сравнить и представить в комплексном виде, полученные с помощью гносеопсихологического подхода и стандартного этнопсихологического исследования наиболее значимые черты национальной психологии представителей чукотского этноса и дать их общую характеристику;

6. показать влияние национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса на их повседневную жизнь.

Методологическая основа данного исследования: разработанные, развитые и конкретизированные в трудах российских ученых кардинальные положения о целостном процессе формирования всесторонне и гармонично развитой личности с определенными национально-психологическими особенностями, методологические принципы психологической науки; идеи и высказывания о социально-исторической природе национальной психологии, о детерминирующих ее объективных факторах, о влиянии национальной психологии одного народа на психологию других.

Теоретическая основа данного исследования: работы, раскрывающие в частности научные основы психологии личности и психологии различных общностей, их роль в жизни и деятельности людей

К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Ананьев, АВ. Бруншинский, АА Бодалев, JI.C. Выготский, АГ. Ковалев, А.А Леонтьев, АВ. Петровский, М.Г. Ярошевский и другие); социально-психологическую сущность национальной психологии (Г.М. Андреева, Ю.В. Арутюнян, Э.А Баграмов, К.В. Бромлей, Л.Ф. Дашдамиров, Н. Джандильдин, Л.М. Дробижева, Б.А Душков, В.И. Козлов, И.С. Кон, С.И. Королев, В.Г. Крысько, Н.М. Кузнецов, Ш. Ниязалиев, Б.Ф. Поршнев, Ю.В. Решетов, Г.В. Старовойтова, В.П. Трусов, П.Н. Шихирев и другие); основные принципы и методы построения этнопсихологического исследования (B.C. Агеев, Н.В. Бахарева, А. Бороноев, АХ. Гаджиев, Л.М. Дробижева, В.Г. Крысько, Г.У Кцоева, АП. Оконешникова, В.Ф. Петренко, Г.В. Старовойтова и другие).

Методы данного исследования:

Для изучения национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса и их учета в различных условиях жизни и деятельности была разработана и применена комплексная методика стандартного этнопсихологического исследования, сочетавшаяся с использованием гносеопсихологического подхода, включавшего теоретическое и практическое обобщение научных идей и взглядов о национальной психологии представителей чукотского этноса, изложенных в исторической, психологической, педагогической, этнографической, философской и методической литературе (проанализировано 330 источников); контент-анализ специальных научных источников, произведений чукотского поэтического, этического, фольклорного творчества (проанализировано 180 источников); беседы и интервью с представителями чукотского этноса в различных районах Чукотского автономного округа (всего опрошено 1242 человека); специальное тестирование и моделирование жизни и деятельности представителей чукотского этноса (всего использовано 8 методик); общее количество респондентов составило 2056 человек.

Кроме того, использовались:

1. методики подготовки и организации исследования;

2. методы сбора данных;

3. методы математической и статистической обработки и интерпретации данных (факторный и дисперсионный анализ; проценты, среднее арифметическое; среднее квадратичное отклонение; коэффициент вариации; коэффициент удовлетворенности; коэффициент значимости).

Исследование проводилось: на территории Чукотского автономного округа в период с 1999 по 2002 гг. Всего исследованием было охвачено 2056 человек.

Надежность и достоверность результатов обеспечивались:

Исходными методологическими позициями автора, применением апробированного инструментария, проведением повторных исследований, взаимопроверкой данных, сравнением с выводами других исследований.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

Дана сущностная характеристика национально-психологических особенностей людей и оценена возможность учета в различных сферах их жизнедеятельности;

Обоснован принципиально новый подход к исследованию и анализу национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса;

Выявлены и проанализированы факторы, оказавшие воздействие на национальную психологию представителей чукотского этноса: своеобразие их исторического и политического развития (до и после вхождения в состав России), специфику их культурных традиций, особенности их религиозного сознания;

Впервые проведено стандартное этнопсихологическое исследование представителей чукотского этноса;

Представлен целостный и всесторонний анализ национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса;

У Проанализированы конкретные формы проявления национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса в их политической, экономической, общественной, культурной жизни и деятельности.

Научная обоснованность и достоверность результатов применяемых методик определяется: достоверностью и проверенностъю исходных методологических позиций; проверкой общих теоретических положений посредством соотнесения их с полученными результатами; анализом и обобщением данных разнообразных источников, содержащих информацию о национально-психологических особенностях представителей чукотского этноса; применением совокупности надежных методик стандартного этнопсихологического исследования, адекватных его цели и задачам; использованием апробированного инструментария, повторных исследований, взаимопроверкой данных, репрезентативностью полученной выборки.

Практическая значимость исследования:

Выделены основные сферы исследования национально-психологических особенностей представителей определенной национальной группы,

Выявлены и представлены в комплексном виде национально-психологические особенности представителей чукотского этноса;

Реализован принцип сочетания стандартного этнопсихологического исследования с пюсеопсихологическим подходом к анализу национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса;

Подобран (адаптирован и апробирован) комплекс методик стандартного этнопсихологического исследования;

Разработаны практические рекомендации по совершенствованию взаимодеятельности представителей различных этнических общностей с учетом национально-психологических особенностей.

Кроме того, результаты проведенного исследования позволяют: по-новому взглянуть на историю, социально-экономическое развитие Чукотского автономного округа и психологии его народа; более точно прогнозировать и оценивать перспективы политических, экономических и социальных перемен в округе; в его общественной жизни (в комплексе с данными других наук); совершенствовать процесс межличностного общения с представителями чукотского этноса, что важно для данного этапа нашей жизни.

Внедрение и апробация результатов исследования: Содержание диссертации, ее выводы и научно-методические рекомендации докладывались на конференциях в Московской гуманитарно-социальной академии, Международного эколого-пе дагогиче ского университета, на заседаниях кафедры психологии личности и педагогики, социальной и этнической психологии Московской гуманитарно-социальной академии, в Московском институте национальных и региональных отношений.

Результаты исследования внедрялись в практику путем: чтения специально подготовленного курса, проведения по нему семинарских и практических занятий в МВШ МУ, МНЭПУ, ГУУ, МИНРО. На защиту выносятся следующие положения: Национальная психология как явление общественного сознания существует и проявляется в виде социально-психологических характеристик национальных особенностей людей и их групп, получивших название национально-психологические особенности.

Понятие «национально-психологические особенности» является подчиненным по отношению к понятию «национальная психология» как к общему, как к одному из признаков нации. Национальный характер, национальное самосознание, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции являются структурообразующими, а национально-психологические особенности -динамическими компонентами национальной психологии.

В структуру системообразующих компонентов психологии нации обычно включаются национальное самосознание, национальный характер, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции. В структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей.

Национально-психологические особенности имеют определенные свойства, к которым можно отнести: невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю; способность детерминировать характер функционирования других психологических явлений, придавая им особую направленность; большая по сравнению с другими психологическими явлениями консервативность и устойчивость, многообразие.

Проведенное исследование показало, что под воздействием многих факторов у представителей чукотского этноса сформировались следующие национально-психологические особенности: Под влиянием географического положения территории -ограниченность широты мировоззрения, преобладание образного мышления, равнодушие, непритязательность, простота, неприхотливость, отсутствие целеустремленности, скрытность, наивность;

Под влиянием климатических и природных условий проживания чукотского этноса - высокий уровень адаптивности к внешним проявлениям, т.е. умение выживать в труднейших условиях для жизни, способность переносить большие трудности, умение довольствоваться малым, трудолюбие, работоспособность, знание природы и специфики природопользования, простота, выносливость, ловкость, сила, упрямство, независимость, смекалка, хитрость, наблюдательность, находчивость, внимательность, волевая активность;

Под влиянием общественной организации, социально-экономических отношений и общественного строя, принятых во внутриэтнической среде чукчей - преобладание коллективистической направленности, основанной на родственных взаимосвязях, высокая значимость семьи (имеется в виду большая семья, включающая в себя различные уровни родства), высокий уровень групповой сплоченности, взаимоуважение между всеми членами группы, независимо от пола и возраста, мобильность, простота, отсутствие зависти;

Под влиянием обычаев и традиций, принятых в обществе, а также его культурной составляющей - самостоятельность, наивность, взаимоуважение между молодежью и старшими поколениями, равноправие всех членов группы, почитание женщины, матери, доверчивость, добродушие, скромность;

Под влиянием исторического периода проведения захватнических войн с соседними племенами - выносливость, ловкость, сила, хитрость, бесстрашие, решительность, свободолюбие, агрессивность, жесткость, чувство единой национальной принадлежности;

Под влиянием прихода русских на Чукотку в середине XVII в., включения Чукотки в состав Российской империи - любопытство, любознательность, открытость, лень, иждивенчество, исполнительность, зависимость, предприимчивость, деловитость, волевая пассивность.

Структура и объем диссертации:

Диссертация представляет собой 187 страниц машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Соколова, Юлия Витальевна

Выводы по второй главе:

1. Стандартное этнопсихологическое исследование национальнопсихологических особенностей представителей чукотского этноса должно включать изучение их: национального самосознания, специфики национальной самоидентификации, потребностно-мотивационной сферы национальной психики, ценностных ориентаций и установок, национальных автостереотипов и гетеростереотипов, проявления коммуникативно-поведенческой сферы их национальной психики и общения.

Комплекс методик, направленных на изучение национально-психологических особенностей через посредство исследования указанных выше феноменов, должен изначально быть ориентирован на учет:

А). Показателей проявления национально-психологических особенностей и национального самосознания представителей чукотского этноса, осознания ими своей национальной принадлежности; представлений об этноконсолидируюших и этно дифференцирующих признаках; представлений о своей и «чужой» национальной психологии; самоотношения представителей чукотского этноса; этнических стереотипов; приверженности к национальным ценностям: языку, культуре, обычаям, традициям, ценностям.

Методики этой проблематики исследования включали использование: этнопсихологического опросника; специально адаптированного опросника исследования самоотношения (МИС).

Б). Показателей в измерении национальной специфики потребностей и мотивов представителей чукотского этноса: их национальных предпочтений определенных видов деятельности; интенсивности, регулярности и продолжительности занятий этими видами деятельности; национальных отличий в намерениях выбора представителями изучаемой этнической общности конкретных видов деятельности.

Методики этой проблематики включали использование: этнопсихологического опросника, специально адаптированного теста измерения потребности в общении, специально адаптированного теста-вопросника измерения потребности в достижениях; специально адаптированного теста измерения ценностных ориенгаций.

В). Показателей оценки национальной специфики коммуникативно-поведенческой сферы национальной психики и общения представителей изучаемой этнической группы: межличностной перцепции и рефлексии в группе, нормативных эталонов и ценностей группы; восприятия индивидом группы; направленности личности в группе.

Методики исследования этих феноменов включали использование: специально адаптированного опросника оценки способов реагирования на конфликтные ситуации; методики исследования восприятия индивидом группы, методики исследования нормативных предпочтений в группе.

2. Проведенное стандартное этнопсихологическое исследование национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса показало:

Этноконсолидирующими признаками представители чукотского этноса являются родственные связи, национальный язык, культурные традиции, обычаи и обряды, черты характера, психология.

Неявными признаками, объединяющими представителей в одну этническую общность, являются религия, черты внешнего облика, общее поведение.

Подавляющее большинство представителей изучаемого нами этноса ориентировано на сочетание ценностных достижений своей национальной культуры с культурным наследием других народов. У сельских жителей и пожилых людей (в возрасте от 35 до 58 лет) ориентация на сугубо национальные ценности выражена несколько больше, чем у жителей городов и молодых людей, в возрасте от 18 до 35 лет. Следовательно пожилые люди и жители сельской местности в большей мере сохраняют национальное своеобразие.

Своими положительными нащюнально-психологическими особенностями представители чукотского этноса считают добродушие, доброта, доброжелательность, трудолюбие, гостеприимство, гордость, честность, порядочность, скромность, отзывчивость, смелость, спокойствие, справедливость, верность, щедрость, целеустремленность, доверие, стремление к знаниям.

Представители изучаемой нами национальной общности отрицательно относятся к таким качествам, по их мнению, проявляющимся в их национальной психологии, как пристрастие к алкоголю, слабохарактерность, слабость, лень, нерешительность, безразличие, равнодушие, доверчивость к чужим, наивность, уступчивость, нерасчетливость, склонность к воровству, хвастливость, мелочность, шщемерие, жадность, пессимизм, утеря уважения к традициям, отсутствие стремления.

В число положительных характерологических признаков, приписываемых представителям чукотского этноса представителями других национальностей, проживающих на территории Чукотского автономного округа входят: аккуратность и тщательность в работе, верность, выносливость, гостеприимство, добродушие, доброжелательность, доброта, исполнительность, любовь к детям, любовь к родным местам, отзывчивость, простота, прямота, пунктуальность и исполнительность при выполнении задания, сдержанность, скромность, сплоченность, спокойствие, степенность, стремление к реализации собственного решения, трудолюбие, умение бережно относится к природе и пользоваться ею, умение выживать в суровых условиях, художественная одаренность относительно прикладного национального творчества, целеустремленность, честность, щедрость. В ряду отрицательных характерологических признаков, приписываемых изучаемой этнической общности представителями других национальностей оказались: агрессивность, безразличие, болтливость, внушаемость, высокомерие, доверчивость, жестокость, зависть, злопамятность, инертность, лень, недальновидность, необязательность, нецелеустремленностъ, предательство, предрасположенность к злоупотреблению спиртных напитков, прямота, равнодушие, скрытность, слабость к соблазнам, слабохарактерность, стеснительность, упрямство, утеря национального достоинства, чувство национальной ущербности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса позволило сделать следующие выводы:

1. Национальная психология как явление общественного сознания проявляется в форме нащюнально-психологических особенностей. Понятие «национально-психологические особенности» является подчиненным по отношению к понятию «национальная психология» как к общему, как к одному их признаков нации. Национальный характер, национальное самосознание, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции являются системообразующей, а национально-психологические особенности — динамической сторонами национальной психики людей.

Национально-психологические особенности имеют определенные свойства, к которым можно отнести: невозможность приведения своеобразия к какому-то общему знаменателю; способность детерминировать характер функционирования других психологических явлений, придавая им особую направленность; большая по сравнению с другими психологическими явлениями консервативность и устойчивость; многообразие.

Национальная психология как явление общественного сознания существует и проявляется в виде социально-психологических характеристик национальных особенностей людей и их групп, получивших название национально-психологических особенностей.

2. Применение гносеоисихологического подхода к изучению психологии представителей чукотского этноса показало, что под воздействием многих факторов у представителей чукотского этноса сформировались следующие национально-психологические особенности:

У Под влиянием географического положения территории — ограниченность широты мировоззрения, преобладание образного мышления, равнодушие, непритязательность, простота, неприхотливость, отсутствие целеустремленности, скрытность, наивность;

У Под влиянием климатических и природных условий проживания чукотского этноса — высокий уровень адаптивности к внешним проявлениям, т.е. умение выживать в труднейших условиях для жизни, способность переносить большие трудности, умение довольствоваться малым, трудолюбие, работоспособность, знание природы и специфики природопользования, простота, выносливость, ловкость, сила, упрямство, независимость, смекалка, хитрость, наблюдательность, находчивость, внимательность, волевая активность;

У Под влиянием общественной организаг^ии, социально-экономических отношений и обгцественного строя, принятых во внутриэтнической среде чукчей — преобладание коллективистической направленности, основанной на родственных взаимосвязях, высокая значимость семьи (имеется в виду большая семья, включающая в себя различные уровни родства), высокий уровень групповой сплоченности, взаимоуважение между всеми членами группы, независимо от пола и возраста, мобильность, простота, отсутствие зависти;

У Под влиянием обычаев и традиций, принятых в обществе, а также его культурной составляющей — самостоятельность, наивность, взаимоуважение между молодежью и старшими поколениями, равноправие всех членов группы, почитание женщины, матери, доверчивость, добродушие, скромность;

У Под влиянием исторического периода проведения захватнических войн с соседними племенами — выносливость, ловкость, сила, хитрость, бесстрашие, решительность, свободолюбие, агрессивность, жесткость, чувство единой национальной принадлежности;

У Под влиянием прихода русских на Чукотку в середине XVII е., включения Чукотки в состав Российской империи — любопытство, любознательность, открытость, лень, иждивенчество, исполнительность, зависимость, предприимчивость, деловитость, волевая пассивность;

3. Стандартное этнопсихологическое исследование национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса может включать изучение их: национального самосознания, специфики их национальной самоидентификации, потребностно-мотивационной сферы их национальной психики, их ценностных ориентации и установок, их национальных автостереотипа и гетеростереотипа, коммуникативно-поведенческой сферы их национальной психики и общения.

Комплекс методик, направленных на изучение национально-психологических особенностей через посредство исследования указанных выше феноменов, должен изначально быть ориентирован на учет: Показателей проявления национально-психологических особенностей и национального самосознания представителей чукотского этноса своей национальной принадлежности; представлений об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках; представлений о своей и «чужой» национальной психологии, самоотношения представителей чукотского этноса - проявление их национального локуса контроля (переживания своего «я»); этнических сереоттшов; приверженности к национальным ценностям: языку, культуре, обычаям, традициям, ценностям.

Методики этой проблематики исследования должны включать использование: этнопсихологического опосника; специально адаптированного опросника исследования самоотношения (МИС).

Показателей в измерении национальной специфики потребностей и мотивов представителей чукотского этноса: национальных предпочтений определенных видов деятельности; интенсивности, регулярности и продолжительности занятий этими видами деятельности; национальных отличий в намерениях выбора ими конкретных видов деятельности.

Методики этой проблематики включали использование: этнопсихологического опросника; специально адаптиров энного теста измерения потребности в общегопг, специально адаптированного теста-вопросника измерения потребности в достижениях; специально адаптированного теста измерения ценностных ориентации.

Показателей оценки национальной специфики коммуникативно-поведенческой сферы национальной психики и общения представителей чукотского этноса: межличностной перцепции и рефлексии в группе; нормативных эталонов и ценностей группы; восприятия индивидом группы; направленности личности в группе.

Методики исследования этих феноменов включали использование: специально адаптированного опросника оценки способов реагирования на конфликтные ситуации; методики исследования восприятия индивидом группы, методики исследования нормативных предпочтений в группе.

4. Проведенное стандартное этнопсихологическое исследование национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса показало: этноконсолидирующими признаками представителей чукотского этноса являются родственные связи, национальный язык, культурные традиции, обычаи и обряды, черты характера, психология.

Неявными признаками, представители чукотского этноса считают религию, черты внешнего облика, общее поведение.

Большинство представителей чукотского этноса ориентировано на сочетание ценностей своей национальной культуры с достижениями культуры других народов, с положительными ориентациями на межнациональное общение.

Это проявляется в знании истории, искусства, деятелей культуры своего и других народов. Сравнительная ориентация на сугубо национальные ценности у городских жителей и молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет менее выражена, чем у сельских жителей и людей в возрасте от 35 до 58 лет, т.е. последние в большей мере сохраняют национальное своеобразие, проявляют интернациональную и ассимиляционную ориентацию. своими положительными национально-психологическими особенностями представители чукотского этноса считают: добродушие, доброту, доброжелательность, трудолюбие, гостеприимство, гордость, честность, порядочность, скромность, отзывчивость, смелость, спокойствие, справедливость, верность, щедрость, целеустремленность, доверие, стремление к знаниям. своими отрицательными особенностями представители изучаемой нами национальной общности считают пристрастие к алкоголю, слабохарактерность, слабость, лень, нерешительность, безразличие, равнодушие, доверчивость к чужим, наивность, уступчивость, нерасчетливость, склонность к воровству, хвастливость, мелочность, лицемерие, жадность, пессимизм, утерю уважения к традициям, отсутствие стремления:.

Представители других национальностей, проживающих на территории Чукотского автономного округа, приписывают представителям чукотского этноса следующие положительные национальнопсихологические особенности: аккуратность и тщательность в работе, верность, выносливость, гостеприимство, добродушие, доброжелательность, доброту, исполнительность, любовь к детям, любовь к родным местам, отзывчивость, простоту, прямоту, пунктуальность и исполнительность при выполнении задания, сдержанность, скромность, сплоченность, спокойствие, степенность, стремление к реализации собственного решения, трудолюбие, умение бережно относится к природе и пользоваться ею, умение выживать в суровых условиях, художественную одаренность относительно прикладного национального творчества, целеустремленность, честность, щедрость. В ряд отрицательных характерологических признаков, приписываемых изучаемой этнической общности представителями других национальностей входят: агрессивность, безразличие, болтливость, внушаемость, высокомерие, доверчивость, жестокость, зависть, злопамятность, инертность, лень, недальновидность, необязательность, нецелеустремленность, предательство, предрасположенность к злоупотреблению спиртных напитков, прямота, равнодушие, скрытность, слабость к соблазнам, слабохарактерность, стеснительность, упрямство, утеря национального достоинства, чувство национальной ущербности.

Направлениями дальнейшего исследования в рамках данной проблематики могут быть: Изучение влияния национальной психологии представителей чукотского этноса на политические, экономические и другие процессы, происходящие в Чукотском автономном округе в настоящее время; Выработка практических рекомендаций по учету национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса для их использования представителями других российских регионов и народов; Разработка психолингвистических методов анализа национапьно-пснхологической специфики жшни и деятельности представителей чукотского этноса; Выявление наиболее действенных способов и приемов воспитания представителей чукотского этноса с учетом их национально-психологических особенностей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Соколова, Юлия Витальевна, 2004 год

1. ААН СССР, ф. 21, оп. 4, кн. 33.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

3. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.

4. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1985. - №2. - С. 135-140.

5. Агеев B.C. Перспективы развития этнопсихологических исследований // Психологический журнал. 1988. - №3. - С. 3542.

6. Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. - №1. — С 35-42.

7. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983.

8. Аклаев АР. Язык в системе национальных ценностей и интересов // Духовная культура и этническое самосознание наций / Под. ред. J1.M. Дробижевой. М.: Институт этнографии АН СССР, 1990. Вып. 1. С. 12-38.

9. Актуальные проблемы психологии и педагогики в Казахстане. — Алма-Ата, 1990.

10. Ю.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

11. П.Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.

12. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.

13. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988.

14. Андреева Г.М., Богомолова H.H., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе: (теорет. направления). М.: МГУ, 1978.

15. Антология фольклора народностей Севера, Сибири, Дальнего Востока. Красноярск, 1989.

16. Аргентов А. Описание Николаевского Чаунского прихода. «Записки СО РГО», кн. III, СПб., 1857.

17. Арутюнов С.А. Об условности понятия этнопсихология // Советская этнография. 1983. - №2. - С. 82-84.

18. Арутюнов С. А. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса // Советская этнография. 1983. - №2. — С. 22-32.

19. Арутюнов С.А., Сергеев Д.А. Древнейшие культуры азиатских эскимосов (уэленский могильник). М.: Наука, 1969.

20. Арутюнов С.А., Сергеев Д.А. Проблемы этнической истории Беринговоморья (эквенский могильник). М.: Наука, 1975.

21. Арутюнян Ю.В. Изучение культурного взаимодействия народов СССР. -М.: Наука, 1973.

22. Арутюнян Ю.В. Опыт социально-этнического исследования // Советская этнография. 1968. №4. - С. 313.

23. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: Мысль, 1987.

24. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Советский образ жизни: общее и национально-особенное // Советская этнография. 1976. - №3. — С. 10-23.

25. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Социально-культурное развитие и сближение наций в СССР на современном этапе. М.: Знание, 1972.

26. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов A.A. Этно социология. М.: Аспект Пресс, 1998.

27. Архив ИЭ АН СССР, колл. III, оп. 1, папка 2.

28. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.

29. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979.

30. Асмолов А.Г. О месте установки в структуре деятельности: Автореф. канд. дисс. М., 1976.

31. Афанасьева Г.М., Симченко Ю.Б. Традционная пища береговых и оленных народов: Народы Сибири. М., 1993. Кн. I.

32. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». М.: Наука, 1973.

33. Баграмов Э.А. Национальный вопрос и буржуазная ндеолошя. -М.: Мысль, 1966.

34. Бахарева Н.В. Социально-психологическое изучение национальных особенностей. В кн. Социальная психология / под. ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. - Л.: ЛГУ, 1977 -С. 219226.

35. Белик A.A. Психологическая антропология: История и теория. -М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1993.

36. Белик A.A. Психологическая антропология: некоторые итоги развития // Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения / Под. ред. СЛ. Козлова, П.И. Пучкова. М.: Наука, 1991. С. 24-51.

37. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Под ред. Е.М. Чехарина. М.: Наука, 1990. С. 43-271.

38. Богомолова H.H., Данилин К.Е. Спецпрактикум по социальной психологии. М.: МГУ, 1979.

39. Богораз В.Г. Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, ч. I. СПб., 1900, тексты №№ 133, 134, 135 и др.

40. Богораз В.Г. Чукчи, ч. I. М.; Л.: Учпедгиз, 1934.

41. Богораз В.Г. Чукчи, ч. II. Л.: Учпедгиз, 1939.

42. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: МГУ, 1982.

43. Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.

44. Бодалев A.A. О психологических основах восприятия личности // Вопросы психологии. 1986. - №1. - С. 19-27.

45. Бодалев A.A. Психология о личности. -М.: МГУ, 1988.

46. Большая Советская Энциклопедия М.: Советская энциклопедия, издание третье, т. 14, 1973.

47. Большая Советская Энциклопедия М.: Советская энциклопедия, издание третье, т.24, книга I, 1976.

48. Бороноев A.B. Методологические проблемы исследования национальной психологии: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Л., 1962.

49. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.: Изд-во с.-Петербургского ун-та, 1994.

50. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Советская этнография. 1985. - №3. - С. 6775.

51. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1984.

52. Василевский P.C. Древние культуры Тихоокеанского Севера. -Новосибирск: Наука, 1973.

53. Василевский P.C. Происхождение и древняя культура коряков. -Новосибирск: Наука, 1971.

54. Введение в этническую психологию / Под. ред. Ю.П. Платонова. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995.

55. Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. М.-Л.: Наука (Ленингр. Отделение), 1965.

56. Вдовин И.С., Терещенко Н.М. Очерки истории изучения палеоазиатских и самодийских языков. Л.: Учпедгиз, 1959.

57. Вопросы методики этнографических исследований. М., 1970.

58. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. -М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998. С. 195-308.

59. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.

60. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций, -М., 1960.

61. Гаджиев АК. Проблемы марксистской этнической психологии. -Ростов-на-Дону: РГУ, 1982.

62. Глакгионов А. Русская социология. СПб., 2002.

63. Гердер И.Г. Избранные сочинения. М.-Л.: Гослитиздат, 1959.

64. Геродот. История в девяти книгах. Л.: Наука, 1972.

65. Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность. -Киев: Вшцашк., 1984.

66. Горячева АИ., Макаров М.Г. Общественная психология. — Л., 1979.

67. Дашдамиров А.Ф. Актуальным проблемам комплексный реалистический подход // Советская этнография. 1983. - №4. — С. 79.

68. Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национально психологических проблем // Советская этнография. — 1983. №2. - С. 62-74.

69. Дашдамиров А.Ф. Национальная и интернациональная формы социального бытия личности: Автореф. дис. докт. фолос. наук. -М, 1977.

70. Дашдамиров А.Ф. Национальные моменты индивидуального сознания: Автореф. дис. канд. фолос. наук. М, 1968.

71. Дашдамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография. -М. 1977. №3. - С.3-13.

72. Деркач A.A., Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Этнопсихология. Уч-мет. пос. в 2-х томах. М.: Инспггут молодежи, 1992.

73. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата: Казахстан, 1971.

74. Джафаров Ф.Т. Особенности социально-психологического климата в многонациональном производственном коллективе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М. 1989.

75. Диков H.H. Археологические памятники Камчатки, Чукотки и Верхней Колымы. М.: Наука, 1977.

76. Диков H.H. Древние костры Камчатки и Чукотки. Магадан: Кн. изд-во, 1969.

77. Диков H.H. Древние культуры Северо-Восточной Азии. Азия на стыке с Америкой в древности. М.: Наука, 1979.

78. Диков H.H. Наскальные загадки древней Чукотки (петроглифы Пегтымеля). М.: Наука, 1971.

79. Диков H.H. Чишпгский могильник (к истории морских зверобоев Берингова пролива). Новосибирск: Наука, 1974.

80. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984.

81. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии, 1997. №4. С. 75-86.

82. Дополнения к актам историческим. Т. 1-12.-М., 1849-1872.

83. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высшая школа, 1980.

84. Дробижева Л.М. Актуальная задача: союз с социальными психологами // Советская этнография. 1983. №4. - С. 63-67.

85. Дробижева Л.М. Некоторые проблемы этнопсихологических исследований // Психологический журнал. 1988. - Т.9. - №4. - С. 26-34.

86. Дробижева Л.М. Об изучении социально-психологических аспектов национальных отношений // Советская этнография. -1974. №4.-С. 15-26.

87. Дробижева Л.М. Психологические аспекты национальных отношений // Социальное и национальное. Тарту, 1967.

88. Дробижева Л.М. Социально-культурные особенности личности и национальные установки // Советская этнография. 1971. - №3. — С. 3-15.

89. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал. 1981. - Т.2. - №5. - С. 43-52.

90. История Дальнего Востока. М.: Наука, 1989. Т. 1.

91. История Дальнего Востока. М.: Наука, 1991. Т. 2.

92. История и культура чукчей. М.: Наука, 1987.

93. История Сибири. Т. 1-5. Новосибирск: Наука, 1964-1968.

94. История Чукотки. М.: Мысль, 1989.

95. К вопросу о периодизации истории первобытного общества. / Советская этнография №1, 1946.

96. Кавелин К.Д. Собр. Соч.: В 10 т. СПб., 1900. - Т. 4.

97. Калинников Н.Ф. Наш Крайний Северо-Восток. СПб, 1912.

98. Китов А.И. Актуальные проблемы политической психологии // Психологический журнал. 1985. - № 6. - С. 33-34.

99. Клементьев Е.И. Социальная структура и национальное самосознание: Автореф. дис. канд. фолос. наук. -М, 1971.

100. Юпокин Н.К. Краткий климатический очерк Крайнего Северо-Востока// Краеведческие записки. Магадан, 1959.

101. Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч.: В 8 т. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1956. Т. 1.

102. Ковалев А.Г. Мотивы поведения и деятельности. М.: Мысль, 1988.

103. Козлов В.Н. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии И Советская этнография. 1983.-№2. - С. 74-80.

104. Козлов В.Н., Шелепов Г.В. Национальный характер и проблемы его исследования // Советская этнография. 1973. - №2. - С. 69-83.

105. Кокорев A.A. Психология межнационального общения: Автореф. дис. . докг. психол. наук. М., 1992.

106. Колониальная политика Московского государства в Якутии в

107. XVII веке. JL: Учпедгиз, 1935.

108. Колониальная политика царизма на Камчатке и Чукотке в

109. XVIII веке. Л.: Учпедгиз, 1936.

110. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.

111. Кон И.С. К проблеме национального характера. // История и психология. Под. ред. Б.Ф. Поршнева и Л.И. Анциферовой. М.: Наука, 1971. С. 122-158.

112. Кон И.С. Нужна помощь психологов // Советская этнография. -1983. №3. - С. 75-78.

113. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.

114. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.

115. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970.

116. Королев C.PL Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов: Автореф. дис. канд. ист. наук. -М., 1965.

117. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в трудах зарубежных авторов. М., 1970.

118. Королев С.И. Психологическая ориентация в этнопсихологии: Механизмы субъективации // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. С. 20-43.

119. Косвен М.О. К вопросу о военной демократии. В кн.: Проблемы истории первобытного общества, М., Л., I960.

120. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М., 2002.

121. Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР. Л., 1989.

122. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. М.; Л.: ГеографГИЗ, 1949.

123. Крупник И.И. Арктическая этноэкология. Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. М.: Наука, 1989.

124. Крысько В.Г. Влияние национально-психологических особенностей на боевую деятельность личного состава армий империалистических государств. М.: ВПА, 1987.

125. Крысько В.Г. Национально-психологические особенности личного состава армии Китая: Дис. . канд. психол. наук М., 1977.

126. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Academia, 2002.

127. Кузнецов И.М. Методологические проблемы этнопсихологических исследований // Вопросы философии. — 1985. №2. С. 157-162.

128. Кузнецов И.М. Об обыденных этнокультурных психологических представлениях // Советская этнография. — 1983. №2. - С. 84-87.

129. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. JL: ЛГУ, 1967.

130. Кцоева Г.У. Методы изучения этнических стереотипов. В кн.: Социальная психология и общественная практика. Отв. ред Е.В. Шорохова, В.П. Левкович. - М.: Наука, 1985. С. 225-231.

131. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психологический журнал. 1986. - Т.7. - №2. - С. 41-51.

132. Кцоева Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1985.

133. Лайка H.A. Исследование этнопсихологического своеобразия познавательной деятельности студентов. В кн.: Этническая психология. - Отв. ред. H.H. Андреева. - М.: УДН, 1984. С. 34-49.

134. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Страый сад, 1998.

135. Лебедева Н.М. Новая русская диаспора: Социально-психологический анализ. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.

136. Лебединцев А.И. Древние приморские культуры северозападного Приохотья. Л.: Наука, 1990.

137. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М., 1956.

138. Левкович В.П. Социально-психологические аспекты этнического сознания // Советская этнография. 1983. - №4, -С. 75-79.

139. Левкович В.П., Андрущак И.Б. Этноцентризм как социальио-психолошческий феномен // Психологический журнал, 1995. Т. 16. №2. С. 70-81.

140. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания. В кн.: Социальная психология и общественная практика. Отв. ред. Е.В. Шорохова, В.П. Левкович. - М.: Наука, 1985. - С. 138-153.

141. Леонтьев А.А. Национальная психология и этнопсихология // Советская этнография. 1983. - М. - № 2. С. 80-84.

142. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.

143. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

144. Леонтьев А.Н. Личность и деятельность. М.: МГУ, 1977.

145. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. -М.: МГУ, 1971.

146. Леонтьев А.Н. Психология познавательной деятельности. М.: МГУ, 1978.

147. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М.: МГУ, 1967.

148. Леонтьев В.В. Хозяйство и культура народов Чукотки (19581970 гг.). Новосибирск, 1973.

149. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века). Магадан: Кн. Изд-во, 1983.

150. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. 1984.

151. Лурия A.B. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально психологическое исследование. -М.: Наука, 1974.

152. Лурия AB. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979.

153. Лурье C.B. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997.

154. Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994.

155. Лыткин В.А. Песни и танцы Чукотки // Сов. музыка, 1966. №11.

156. Майдель Г.А. Путешествие по северо-восточной части Якутской области в 1868-1870 гг. // Прил. к «Запискам Академии наук».-СПб, 1894.

157. Малинаускас К. Национальная психология и ее место в духовной жизни социалистических наций: Автореф. дис. канд. фолос. наук. М., 1975.

158. Мануйлова Д.Е. Социальные функции религии. М.: Знание, 1975.

159. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. изд. 2 - Т. 8.

160. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, изд 2, т. 21.

161. Материальная культура народов Сибири и Севера. Л., 1976.

162. Межличностное восприятие в группе / Под. ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. М.: МГУ, 1981.

163. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1990.

164. Методы исследования межличностного восприятия / Под. ред. Г.М. Андреевой и B.C. Агеева. М.: МГУ, 1984.

165. Миллер Г.Ф. История Сибири. М.; JI.: Изд-во АН СССР, 1937. Т. 1.

166. Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1955. С. 157-733.

167. Музыкальная этнография Северной Азии. Новосибирск, 1988.

168. Музыкальный фольклор народов Севера и Сибири. М., 1966.

169. Мясшцев В.Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии. М., 1965.

170. Надирашвили Ш. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.

171. Надиратпвили ИГ.А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мецниереба, 1987.

172. Народы Дальнего Востока СССР в XVII-XX веках. М.: Наука, 1985.

173. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.

174. Народы севера России. М., 1992. Т. 1-3.

175. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество / Под. ред. Н.М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997. С. 76-88.

176. Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР / Отв. ред. Е.В. Тарасов. М.:Наука, 1982.

177. Ниязалиев Ш. Национальная психология и ее место в формировании и развитии личности. Фрунзе: Кыргызстан, 1986.

178. Новая жизнь древних легенд Чукотки. Магадан: Кн. изд-во, 1986.

179. Новейшие данные по археологии Севера Дальнего Востока. -Магадан: СВКНИИ ДВНЦ АН СССР, 1980.

180. Новое в археологии Севера Дальнего Востока. Магадан: СВКНИИ ДВНЦ АН СССР, 1985.

181. Новые археологические памятники Севера Дальнего Востока. -Магадан: СВКНИИ ДВНЦ АН СССР, 1979.

182. Окладников А.П., Береговая Н.А. Древние поселения Баранова мыса. Новосибирск: Наука, 1971.

183. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1989.

184. Олсуфьев А.В. Общий очерк Анадырской округи, ее экономического состояния и быта населения // Зап. Приамур. отд. РГО. Т. II. Вып. 1. СПб., 1896. Т.2, вып. 1.

185. Опыт этиосоциологического исследования образа жизни / Под. ред. Ю.В. Арутюняна. М.: Наука, 1980.

186. Орехов А.А. Древняя культура северо-западного Беринговоморья. М.: Наука, 1987.

187. Орлов Ю.М. и др. Измерение потребности в общении с помощью вопросника. В кн.: Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. Отв. ред. М.М. Нудельман. - М.: МГПИ, 1974.

188. Орлов Ю.М. и др. Построение тест-вопросника для измерения потребности в достижениях. В кн.: Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. Отв. ред. М.М. Нудельман. - М.: МГПИ, 1974.

189. Осинов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. -М.: Наука, 1977.

190. Особенности формирования и развития русской национальной народной культуры. М., 2002.

191. Открытия русских землепроходцев и полярных мореходов XVII века на Северо-Востоке Азии / Сост. Орлова Н.С. М.: ГеографГИЗ, 1951.

192. Очерки истории Чукотки с древнейших времен до наших дней.- Новосибирск: Наука, 1974.

193. Памятники сибирской истории XVIII века. М., 1882. Т. 1; 1885. Т. 2.

194. Парамузин Ю.П. Северо-Восток и Камчатка: Очерк природы. -М.: Мысль, 1967.

195. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. -М.: МГУ, 1983.

196. Петренко В.Ф., Алиева Л.А. Исследование этнических стереотипов с использованием методики «множественных рщентификаций» // Психологический журнал. 1987. - Т.8. - №6.- С. 21-36.

197. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

198. Пилясов А.Н. Динамика демографических процессов в Магаданской области и Чукотском автономном округе. — Магадан: Облстатуправление, 1992.

199. Пилясов А.Н. Динамика расселения и демографической ситуации в Магаданской области (1954-1990). Магадан: Облстатуправление, 1992.

200. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.

201. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993.

202. Полторак А.И. Нюрнбергский процесс. М., 1969.

203. Помишин С.Б. Происхождение оленеводства и доместификация северного оленя. М.: Наука, 1990.

204. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. -М.: Наука, 1973.

205. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.

206. Потехин И.И. Военная демократия матабеле. В кн. Родовое общество. Этнографические материалы и исследования, М., 1951.

207. Почебут Л.Г. Этнические факторы развития личности // Введение в этническую психологию / Под. ред. Ю.П. Платонова. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995. С. 66-83.

208. Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. М., 1970.

209. Психологи о мигрантах и миграции в России. Выпуск 3. Под ред. Солдатовой Г.У. М., 2001.

210. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997.

211. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. Под ред. Солдатовой Г.У. -М., 2001.

212. Резников E.H. Учет национальной психологии в воспитательной работе. // Педагогические аспекты социальной психологии / Отв. ред. Я.Л. Коломинский. Минск, 1978. С. 4243.

213. Решетов А.М. Этнопсихология и смежные науки // Советская этнография. 1983. - №4. - С. 68-75.

214. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 1999.

215. Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

216. Руденко С.И. Древняя культура Берингова моря и эскимосская проблема М.; JL: Изд-во АН СССР, 1947.

217. Русские мореходы на Ледовитом и Тихом океанах: Сб. докл. / Сост. Белов М.И. М.: ГеогрфГИЗ, 1952.

218. Саракуев Э.А. Национально-психологические особенности студентов и их учет в воспитательной деятельности преподавателей ВУЗа.: Автореф. дне. канд. психол. наук. М., 1991.

219. Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2002.

220. Сарычев Г.А. Путешествие капитана Бшппшгса через чукотскую землю от Берингова пролива до Нижне-Колымского острогав 1791 г. СПб., 1811.

221. Сарычев Г.А. Путешествие по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточносу океану. М., 1952.

222. Север Дальнего Востока. М.: Наука, 1970.

223. Семейная обрядность народов Севера. М., 1980.

224. Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1983.

225. Семенов В.Е. Метод наблюдения в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1987.

226. Сеченов И.М. Замечания на книгу г. Кавелина «Задачи психологии» // Избранные философские и психологические произведения. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1947. С. 179-218.227. «Сибирский вестник», 1824, ч. 2.

227. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: «Речь», 2002.

228. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. — СПб., 1999.

229. Скорик ПЛ. Грамматика чукотского языка. Л.: Наука, 1977. Т.2.

230. Скорик ПЛ. Грамматика чукотского языка. М., Л.:Изд-во АН СССР, 1960. Т.1.

231. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. М., 1991.

232. Современная психология: справочное руководство / Под. ред. В.Н. Дружинина-М.: Инфра-М, 1999.

233. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. -М.: Смысл, 1998.

234. Социальная организация и культура народов Севера. М., 1974.

235. Социальная политика и национальные отношения / Под. ред. В.Ф. Провоторова. -М.: Мысль, 1982.

236. Социальная психология / Под. ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1987.

237. Старовойтова Г.В. К исследованию этнопсихологии городских жителей// Советская этнография. 1976. - №3. - С. 45-47.

238. Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии. В кн.: Социальная психология и общественная практика / Отв. ред. Е.З. Шорохова, В.П. Левкович. - М.: Наука, 1985.

239. Старовойтова Г.В. О предметной области этнопсихологии // Советская этнография. -1983. №3. - С. 78-85.

240. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. Л.: Наука, 1987.

241. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН «Академический проект», 1999.

242. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: МГУ, 1993.

243. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.

244. Стратанович Г.Г., Эрдниев У.Э. Опыт анализа социальной терминологии. Доклад на VII международном конгрессе антропологических наук. М., 1964.

245. Суворова Д.Г. Критика этнопсихологических концепций современной буржуазной социологии: Автореф. канд. дисс. -Алма-Ата, 1971.

246. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под. ред. Г.М. Андреевой, H.H. Богомоловой. М.: МГУ, 1977.

247. Толстов С.П. Военная демократия и проблема «генетической революции» / Проблемы истории докапиталистических обществ. №708, 1935.

248. Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов Севера. М., 1990.

249. Трусов А.П., Филиппов Л.С. Этнические стереотипы. В кн.: Этническая психология / Отв. ред. H.H. Андреева. - М.: УДН, 1984.

250. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.

251. Феденко Н.Ф., Луганский Н.И. О некоторых национально-психологических особенностях населения и личного состава армий империалистических государств. М.: ВПА, 1966.

252. Фольклор и этнография народов Севера. СПб., 1992.

253. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.

254. ЦТ АД А, ф. 199, № 528, т. I, тетр. 17, 9.

255. ЦТ АДА, ф. 199, № 528, т. I, тетр. 19.

256. ЦТ АДА, ф. 702, on. 1, д. 479.

257. Чукотка: Природно-экономический очерк. М., «Арт-Литэкс», 1995.

258. Шейкин Ю.А Акустическая культура в шаманстве палеоазиатов. Сибирские чтения, 1992 // Тез. докл. СПб., 1992.

259. Шихирев П.Н. Проблемы исследований межгрупповых отношений//Психологический журнал. 1992. Т. 13. №1. С. 15-23.

260. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. -М.: Наука, 1979.

261. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шлет Г.Г. Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996. С. 261-372.

262. Штейнталь Г. Грамматика, логика и психология // Звегинцев В. А История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях.- М.: Гос. уч—пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1960. 4.1. С. 108-116.

263. Штейнталь Г., Лацарус М. Мысли о народной психологии. — СПб., 1865. С. 6.

264. Этническая история народов Севера. М.: Наука, 1982.

265. Этническая психология / Отв. ред. Андреева. М.: УДН, 1984.

266. Этнические стереотипы поведения / Под. ред. АК. Байбурина.- Л., Наука, 1985.

267. Этногенез народов Севера. М.: Наука, 1980.

268. Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции 1785-1795 гг. Магадан.: Кн. изд-во, 1978.

269. Этнопсихологические проблемы развития личности / Отв. ред. А.С. Байрамов. Баку: АзГУ, 1985.

270. Этнопсихологический словарь / Под. ред. В.Г. Крысько. М., 1997.

271. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования / Отв. ред. Ю.В. Арупонян, И.Д. Ковальченко — М.: Наука, 1984.

272. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. М., 1995.

273. Ядов В.О. О диспозиционной структуре личности // Вопросы философии. — 1976. № 3.

274. Benedict R. Е. Patterns of culture. Boston, 1934.

275. Bock Ph. K. Rethinking psychological anthropology. Continuiti and change in the study of human action. N. Y.A W. H. Freeman and Company, 1988.

276. Bogardus E.S. Measuring social distance // J. Applied Sociology. 1925. № 9. P. 299-308.

277. Cooley, W.W. & Lohnes, P.R. Multivariate data analysis. New York: Wiley, 1971.

278. Harm an, H.H. Modern factor analysis. Chicago: University of Chicago Press, 1967.

279. Kardiner A. The individual and his society. N. Y., 1939.

280. Kim, J.O. & Mueller, C.W. Factor analysis: Statistical methods and practical issues. Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1978.

281. Kim, J.O. & Mueller, C.W. Introduction to factor analysis: What it is and how to do it. Beverly Hills, С A: Sage Publications, 1978.

282. Lindeman, R.H., Merenda, P.F. & Gold, R Introduction to bivariate and multivariate analysis. New York: Scott, Foresman & Co, 1980/

283. Linton R. The cultural background of personality. N. Y., 1945.

284. Lowley, D.N. & Maxwell, A.E. Factor analysis as a statistical method. London: Butterworth & Company, 1971.

285. Morrison, D. Multivariate statistical methods. New York: McGraw Hill, 1967.

286. Mulaik, S.A. The foundations of factor analysis. New York: McGraw Hill, 1972.

287. Stevens, J. Applied multivariate statistics for the social sciences. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1986.

288. Triandis H. C. The analysis of subjective culture. N. Y., 1997.

289. Wherry, R.J. Contributions to correlational analysis. New York: Academic Press, 1984.

290. Wundt W. Volker Psychologies Berlin, 1990.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.