Национально-патриотические течения в русской интеллигенции 1950-х -первой половины 80-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Кожевников, Алексей Юрьевич

  • Кожевников, Алексей Юрьевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 310
Кожевников, Алексей Юрьевич. Национально-патриотические течения в русской интеллигенции 1950-х -первой половины 80-х гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2004. 310 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Кожевников, Алексей Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ.

I. Постановка проблемы.

II. Историография.

III. Обзор источников.

ГЛАВА I. ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕЙНЫХ ТЕЧЕНИЙ В СРЕДЕ

РУССКОЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (1956 - конец 1960-х гг.).

§ 1. Нелегальные группы и организации русской патриотической интеллигенции.

§ 2. Зарождение "легального" направления в РНП (1964-1970 гг.).

ГЛАВА II. ИДЕЙНОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ РУССКИХ НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ (конец 1960-х гг. - 1974 г.).

§ 1.Формирование "национал-либерального" и "национал-большевистского" течений внутри "нелегального" направления РНП в первой половине 1970-х гг.(журнал "Вече").'.[.

§ 2. Патриотическая публицистика А.И. Солженицына и И.Р. Шафаревича в сборнике "Из-под глыб" (1974 г.).

§ 3. "Легальное" направление в РНП конца 1960-х - начала 1970-х гг. (журнал "Молодая гвардия").

ГЛАВА III. ПЕРИОД ИДЕЙНОГО РАЗМЕЖЕВАНИЯ В ЛАГЕРЕ РУССКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАТРИОТОВ (середина 1970-х - 1-я половина 80-х гг.)

§ 1. «Национал-либеральное течение РНП во 2-ой половине 1970-х гг.

§ 2. "Национал - большевистское" течение "нелегального" PI1II в середине 1970-х -1-й половине 1980-х гг. (патриотическая публицистика Г.М. Шимапова в самиздате 1970-х -начала 80-х гг.).

§ 3. "Легальное" направление РНП во второй половине 1970-х -1984 гг.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национально-патриотические течения в русской интеллигенции 1950-х -первой половины 80-х гг.»

Послесталинский период развития советского общества протяженностью более трех десятилетий (1953-1985 гг.), насыщенный знаковыми событиями (от первых шагов по «десталинизации» политического курса и социально-экономической системы СССР, предпринятых хрущевским руководством, - и до начала политики «перестройки», приведшей эту систему к краху), - один из самых противоречивых в отечественной истории. Сложные политические и экономические процессы, происходившие в стране в эти годы, направляли развитие, формировали мировоззрение, политическое и национально-культурное самосамознание советского социума. Антисталинский XX съезд КПСС, послуживший «катализатором» социальной активности населения, нараставшие противоречия в развитии социалистического государства, -вызвали к жизни альтернативные официальному курсу политические течения в советском обществе и содействовали активизации национальных движений в стране. Возникавшие на протяжении 1950-80- гг. национальные движения, группы, идейные течения (главным образом, в среде интеллигенции) стали заметным явлением в социально-политической жизни советского общества. К их числу можно, по праву, отнести русские национально-патриотические идейные течения 1950-х — первой половины 80-х гг., характер и деятельность которых заслуживает специального изучения.

Актуальность темы исследования. Проблема русского национального патриотизма (далее РНП) и его идейных "течений" в среде советской интеллигенции 1950-80-х гг. (или "русского национального движения" - как принято именовать данные течения в работах западных учёных), в силу ряда причин не получила должного освещения как в советской, так и в современной российской историографии (исключение составляют статьи историка В.Д. Соловья, ряда отечественных публицистов, а также монография историка U.M.

Митрохина, в которых рассматриваются лишь некоторые аспекты истории "русского национального движения" 1950-80-х гг. /1/). Между тем, именно в последнее время изучение проблем, связанных с историей национальных движений в Советском Союзе 1950- 80-х гг., приобретает особую актуальность.

Сложные социально-политические процессы, происходившие в России 1990-х гг., и связанное с этим обострение национальных отношений внутри страны имели следствием появление на российском политическом пространстве многочисленных национальных движений и партий, в идеологическом арсенале которых одно из главных мест отводилось осмыслению исторического опыта народа, защите его национальных интересов, культуры и традиций. Необходимо было извлечь уроки из своей недавней истории, чтобы избежать старых ошибок и учесть позитивные факторы, содержащиеся в деятельности национальных движеиий (или национальных "течений") в СССР 1950-80-х гг. В рамках этих задач объективного исследования заслуживает деятельность национально-патриотических течений в русской интеллигенции середины 1950-х -первой половины 80-х гг.

Данные "течения" представляли собой заметное явление в общественно-политической и культурной жизни СССР тех лет. Одни из представителей РНП участвовали в политической борьбе с существующим режимом, создавая с этой целью подпольные организации и группы, другие вели активную публицистическую и культурно-просветительскую работу на страницах "самиздата", в официальных советских журналах, издавали книги, посвященные различным вопросам истории и культуры русского народа. Среди деятелей РНП 1970-80-х гг. было немало известных писателей, публицистов, учёных. Научное освещение этого аспекта отечественной истории предполагает определение понятия "русский национальный патриотизм 195080-х гг.", выяснение основных черт этого явления, выделение основных идейных течений внутри РНП, характеристики их программных документов, публицистических материалов, периодизацию течений в РНП.

Исследование проблемы русских национально-патриотических течений в русской интеллигенции 1950-х -первой половины 80-х гг. помогает полнее представить не только историю национальных движений в СССР, но и общественно-политическую и культурную жизнь страны в указанный период времени.

Существование отличных от официальной советской идеологии (как и от взглядов советских либеральных диссидентов) воззрений на национальные проблемы русского народа, оригинальная оценка его исторического прошлого и настоящего представителями русской интеллигенции 1950-80-х гг., появление в 1950-60-е гг. подпольных русских национально-патриотических организаций и групп, возникновение русского национально-патриотического "самиздата", активная публицистическая деятельность представителей РНП на страницах официальных советских изданий, появление целого направления в советской литературе 1970-80-х гг., представители которого отстаивали в своих произведениях национальную самобытность русского парода и ратовали за его социальное и духовное возрождение, - все эти факты могут представить для историка несомненный интерес, поскольку раскрывают всю многогранность общественно-политической и культурной жизни СССР того времени. В свете сегодняшних проблем, предельно обостривших вопросы социально-экономического и культурного развития народов России, актуальное значение приобретает изучение теоретических взглядов деятелей РНП 1950-80-х гг. на проблемы сохранения русской нации, её духовно-нравственных основ, культуры и религии.

Подробного изучения требует процесс формирования идейно-политических течений внутри РНП 1950-80-х гг., многие участники которого принимают активное участие в общественной жизни современной России. Идеология создаваемых течений и партий во-многом базируется на теоретических разработках русских патриотов предшествующих десятилетий. К примеру, многие идейные "положения" современной русской патриотической организации "Союз "Христианское возрождение", которую возглавил ведущий представитель одного из течений РНП 1970-х гг. В.Н. Осипов, перекликаются с его прошлыми взглядами на пути развития России: ведущая роль православия в возрождении страны, монархизм, так называемый, "третий" - "русский путь" /2/. Таким образом, изучение теоретических документов русских национальных патриотов предшествующих десятилетий поможет историку глубже разобраться в идеологических хитросплетениях многочисленных современных русских "патриотических" организаций, выявить их идейных и политических предшественников.

Понятие "русский национальный патриотизм" (РНП) введено автором данной работы для обозначения конкретного общественно-политического, идейного и культурного явления в жизни советской интеллигенции 1950-х -первой половины 80-х гг.

Следует отметить, что понятие "национальный патриотизм" уже использовалось отечественной историографией для обозначения определённого идеологического, духовного и политико-культурного явления в жизни конкретного народа (нации). По мнению ряда современных историков, "национальный патриотизм" - это «проявление национального самосознания, духовного и культурного возрождения и здоровья нации, защита национальных интересов и ценностей», а по выражению Н.М. Карамзина, - "любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях" /3/. Середина 1950-х - первая половина 60-х гг. были отмечены появлением в СССР первых нелегальных политических групп и организаций (состоявших, преимущественно, из представителей русской гуманитарной интеллигенции), участники которых выступали под лозунгами русского патриотизма и ставили своей целью национальное возрождение русского народа. В 1970-е гг. русская национально-патриотическая интеллигенция становится заметным явлением в советской общественно-политической и культурной жизни. Деятельность русских национальных патриотов осуществлялась в двух формах: "легальной", или официальной (публицистическая и литературная деятельность в советских периодических изданиях, выпуск научно-популярных работ, посвященных различным вопросам русской истории и культуры и т.д.) и "нелегальной" (создание подпольных политических организаций и групп, выпуск "самиздатских" журналов и сборников, участие в "правозащиной" деятельности).

Как идейно-политическое явление, русская национально-патриотическая интеллигенция не была однородной. В её среде существовали различные идейные течения, представители которых занимали свою, отличную от других позицию по многим актуальным общественно-политическим вопросам, к проблемам русской истории, к другим общественно-политическим течениям и их идеологии, к вопросу о путях дальнейшего развития России и т.д.). Различным было и отношение представителей русской национально-патриотической интеллигенции к существующему в СССР политическому режиму: от жесткой оппозиции к советской власти одних деятелей РНП, до призывов к сотрудничеству с ней, со стороны других. Однако, при всём многообразии идейных и политических позиций, которых придерживались представители русского национального патриотизма 1950-80-х гг., можно выделить общие, характерные для этого сложного явления черты:

1) Деятельность представителей РНП была направлена прежде всего на защиту национальных интересов, традиций, культуры и религии русского народа. Как будет показано ниже, русские национальные патриоты напрямую заявляли о себе как о выразителях и защитниках интересов русского народа в СССР и оценивали себя как сугубо национальную политическую силу /4/. Представители РНП брали на себя определённые охранительные функции, право на отстаивание и возрождение нравственно-этических, идеологических, политических, религиозных и культурных ценностей, традиционно свойственных русскому народу.

2) Идеология представителей РНП, при всём разнообразии её оттенков, носила ярко выраженный патриотический характер. В своих программных документах и публикациях деятели РНП открыто заявляли о своей любви к России, к русскому народу, его истории и культуре, подчеркивали свою неразрывную связь с исторической судьбой народа, выражая обеспокоенность за его состояние и дальнейшее развитие. Многие деятели РНП прямо называли себя "русскими патриотами" и причисляли себя к представителям русского патриотического направления в общественной жизни страны /5/.

3) РНП состоял преимущественно из представителей советской (русской по национальности) гуманитарной интеллигенции - публицистов , писателей, ученых, участников "самиздата" и др. /6/.

Исходя из вышеперечисленных признаков, свойственных РНП, попытаемся дать определение этому явлению:

Русский национальный патриотизм 1950-80-х гг.- сложное идейно-политическое и культурное явление в жизни советской интеллигенции тех лет. Представители РНП исповедовали идеи русского патриотизма и осуществляли деятельность, направленную на защиту национальных интересов, традиций, истории, религии и культуры русского народа.

Являлся ли по своему характеру русский национальный патриотизм • > общественно-политическим движением?

Такие исследователи истории русского национального патриотизма, как Л.М. Алексееза, В.Д. Соловей, Н.М. Митрохин, говоря о данном явлении, оперируют понятиями "русское национальное движение" или "движение русских националистов" /7/. Однако трактовка такого общественно-« политического явления, как "движение", едЕш ли может считаться правомерной. Любое, даже незначительное общественное движение предполагает определённую массовость, наличие обшей или хотя бы "объединительной", приемлемой для его участников программы, теоретических документов, деклараций, наконец, общей стратегии общественно-политической деятельности, общего руководящего центра (центров), лидеров, признанных большинством участников. Как уже отмечалось выше и будет показано далее на конкретных примерах, все эти признаки либо отсутствовали в РНП 1950-х-первой половины 80-х гг., либо были представлены в формирующемся, "зачаточном" состоянии. Неодинаковыми были и идейные позиции представителей РНП по многим актуальным вопросам общественно-политической жизни страны, разными были -и их воззрения на проблемы истории русского народа (в особенности, её советского периода). По-разному представляли русские национальные патриоты и пути будущего развития России. Наконец, различным было и отношение деятелей РНП к существующему в СССР политическому режиму. Расхождение точек зрения по целому ряду актуальных проблем (отношение к советскому политическому режиму, к движению "диссидентов" в СССР; вопросы религии, культуры, национальных традиций и исторического прошлого русского народа; возможные пути дальнейшего развития России, формы её будущего государственного, социального и национального устройства и др.) вело к образованию идейно-политических течений в РНП.

В западной историографии, посвященной проблеме русского национального патриотизма 1950-первой половины 80-х гг. ("русского национал-патриотизма", "русского национализма", "русской "новой правой", "русского национального движения" - понятия, предложенные западными историками для обозначения РНП), данное историческое явление рассматривалось во всём его многообразии и противоречивости. Зарубежные историки отмечали- идейную неоднородность РНП, подтверждая это на конкретных примерах, и пытались охарактеризовать (зачастую "в общих чертах") основные идеологические направления, существовавшие внутри него. к

Однако, понятие "идейные течения" по отношению к РНП и его участникам не употреблялось. Далеко не всегда в работах западных историков давалось чёткое определение терминам, обозначавшим идейные направления в РНП, -таким как "неославянофильский лагерь", "национал-большевизм" и др. Кроме того, в России за последние годы значительно расширился круг источников по русскому национальному патриотизму 1950-первой половины 80-х гг., (новые архивные материалы, публикация в российской периодике многочисленных документов, статей, писем деятелей РНП, воспоминания участников событий и т.д.). Всё это позволяет по-новому взглянуть на многие проблемы, связанные с историей РНП этого периода и, прежде всего, - на проблему идейных течений, существовавших внутри РНП в те годы. Национально-патриотические течения в русской интеллигенции 1950-х-первой половины 80-х гг., их деятельность, общие черты и особенности идеологии, их роль в советской общественно-политической и культурной жизни тех лет - таков объект данного исследования.

Поставив в центре исследования деятельность национально-. N патриотических течений в среде русской интеллигенции в данный период, « автор работы стремился установить причины возникновения этих течений, выявить их особенности, проследить эволюцию течений на протяжении указанного периода и определить их место в советской общественной жизни тех лет. Особое внимание в работе отводится рассмотрению идейных позиций, занимаемых представителями различных течений в РНП 1950-80-х гг. по целому ряду ключевых проблем советской общественно-политической и культурной жизни (отношение к советскому государственному строю и официальной идеологии, внутренняя и внешняя политика советского руководства, национальные отношения в СССР, охрана памятников истории и культуры, экологические проблемы и др.), по вопросам религии, культуры и национального развития русского народа (проблема будущей национальной государственности русского народа, защита его культуры и традиций, отношение к Православной Церкви и её роли в духовной жизни народа, возрождение русской деревни, воспитание национального самосознания и т.д.). Автор рассматривает также и исторические взгляды деятелей РНП. Отдельно исследуется проблема взаимоотношений русских национальных патриотов со своими идейными оппонентами (представителями "диссидентского" движения в СССР) и с официальными советскими властями. Большинство вопросов не нашло до сих пор подробного освещения в историографии и поэтому требует более детального и объективного изучения на основе широкого круга источников, с учётом новых документальных материалов, появившихся в последние годы. Это позволило бы по-новому взглянуть на многие проблемы, связанные с историей русских национально-патриотических течений и восполнить имеющиеся пробелы в её освещении.

Методологической основой данной диссертации являются принципы историзма, научности и объективности. Разработка исследуемой проблемы и интерпретация всего фактического материала проведены в ракурсе особенностей рассматриваемого периода. Адекватность подхода к изучаемому материалу предполагала проведение анализа совокупности целого ряда источников с учетом их специфики, избегая односторонности и предвзятости при оценке событий, связанных как с историей всего РНП и его идейных течений, так и конкретных их представителей.

Целью диссертации является исследование сущности и особенностей национально-патриотических течений, имевших место в среде русской советской интеллигенции 1950-х-первой половины 80-х гг. Для её достижения решались следующие задачи: опираясь на широкий и во многом новый круг источников - изучить русские национально-патриотического течения 1950-80-х гг., выявить их сущность, исследовать причины возникновения этих течений, основные этапы их эволюции и формы проявления, определить социальный и национальный состав течений, изучить (на основе анализа программных документов, публицистических и художественных произведений) общественно-политические, религиозные и исторические взгляды, установить характер взаимоотношении русских национальных патриотов с официальными советскими властями и со своими идейными оппонентами.

Хронологические рамки исследования охватывают период с середины 1950-х гг. (с момента возникновения в СССР первых подпольных русских национально-патриотических организаций) и до 1985 г., когда в истории русских патриотических течений начался качественно новый этап. Особое внимание в диссертации уделяется периоду 1960-70-х гг., времени наиболее интенсивной деятельности участников РНП.

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, библиографию. Содержит 310 страниц:, компьютерного текста. Во введении даётся постановка проблемы, обзор историографии и источников, обозначение целей и задач исследования, его хронологических рамок, обоснование структуры диссертации. Структура основной части (3 главы) диссертации определена периодизацией истории течений РНП. Каждая из глав диссертации соответствует определённому этапу в истории течений. Первая глава рассматривает период становления течений, связанный с появлением первых подпольных русских национально-патриотических организаций (середина 1950-х — конец 1960-х гг.). Вторая глава представляет период окончательного идейного оформления и наиболее активной деятельности течений (конец 1960-х-первая половина 1970-х гг.). Исключение составляет третья глава, включающая два периода в истории течений РНП: период окончательного идейного размежевания между течениями (вторая половина 1970-х - начало 1980-х гг.), а также "восстановительный" период (1982-1984 гг.), связанный с последствиями репрессий в отношении русских патриотов в начале 1980-х гг. Ввиду того, что последний период был в гораздо меньшей степени насыщен конкретными и значительными событиями, чем предыдущий, автор счёл возможным осветить два последние периода истории течений в РНП в одной главе. Заключение содержит основные выводы. В библиографии приводится список источников и основной литературы по проблеме.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Кожевников, Алексей Юрьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Русский национальный патриотизм (РНП) 1950-70-х гг. представляет собой значительное и многогранное явление в общественно-политической жизни СССР. Можно отметить следующие особенности РНП:

1) По участию в общественно-политической жизни страны РНП разделяется на два тесно связанных между собой направления: "легальное" и "нелегальное". Представители "легального" (т.е. официально "допустимого") направления занимались творческой, научной и издательской деятельностью, посредством которой пытались пропагандировать свои идеи (издание журналов "Молодая гвардия", "Наш современник" и публицистическая деятельность в них представителей РНП; творчество писателей-"деревенщиков", книги писателей-патриотов по истории России и др.). Однако "легальное" направление подвергалось давлению цензуры и гонениям со стороны официальных советских властей (в особенности в начале 1980-х гг.). "Нелегальное" направление РНП вынуждено было функционировать в условиях политического "подполья" и также подвергалось репрессиям со стороны властей. Характер деятельности "нелегального" РНП с течением времени менялся: если в 1950-60-х гг. она протекала в рамках подпольных организаций (крупнейшей из которых был ВСХСОН), то с начала 1970-х гг. деятельность этого направления в основном свелась к участию в "самиздате" (выпуск в 1971-74 гг. журнала "Вече", "самиздатская" публицистика Г. Шиманова, работа И. Шафаревича "Русофобия" и др.).

2) В идеологии РНП 1950-70-х гг. можно четко обозначить два течения -"национал-либеральное" и "национал-большевистское", в которых присутствовали как общие, так и разделяющие эти течения идейные установки. Общим для обоих течений было признание русского патриотизма как главенствующего постулата их идеологии. Представители этих течений верили в особую политическую и духовную миссию России в мировой истории, выдвигали тезис о национальном своеобразии русского народа, являлись защитниками его культуры, традиций, а также - Православия, как-национальной религии русских (что роднило современных национальных патриотов с их предшественниками прошлого столетия - славянофилами и консервативными мыслителями второй половины XIX в.).

Однако, в идеологии течений присутствовали и существенные различия, прежде всего те, которые, были обусловлены отношением к существующему в СССР политическому строю и "советскому" периоду русской истории. Если "национал-либералы" признавали в своих работах "антирусский характер" существующего в СССР политического режима и самой Советской власти (т.е., фактически занимали антисоветские позиции), то представители "национал-большевистского" течения, напротив, призывали к сотрудничеству с властью и выдвигали тезис о "непрерывности российской истории", в которой советский период являлся прямым продолжением исторического развития России: статьи в "Молодой гвардии" М. Лобанова, В. Чалмаева, С. Семанова (1968-70 гг.); публикации Ю Селезнёва в "Нашем современнике" (1980 г.); статьи в "самиздате" Г. Шиманова (1970-е гг.). Для "национал-большевиков" сотрудничество с властью было также вызвано необходимостью политического и духовного противостояния Западу, его негативному духовному влиянию на Россию. Необходимо отметить, что "антизападнизм" в идеологии "национал-большевиков" был более непримиримым, нежели у "национал-либералов". Если "национал-большевики" (как "легальные", так и "нелегальные") резко критиковали антихристианский и "буржуазно-мещанский" дух Запада (как-извечного врага России), не признавали западные либеральные ценности и "свободы", видели в Советской власти единственную силу, способную противостоять наступлению на Россию Запада, а диссидентов-правозащитников рассматривали как его пособников ("Критические заметки русского человека" в журнале "Вече"), то "национал-либералы", осуждая Запад, тем не менее, жёстко критиковали советский государственный строй и даже шли на союз с либеральными диссидентами в СССР (В. Осипов, поддерживающий борьбу "правозащитников" за политические "свободы" в СССР; участие И. Шафаревича в правозащитных организациях и т.д.) В стремлении представителей этого течения отстаивать "свободы" и "права человека" (что привело их к союзу с диссидентами) в известной степени выражается "либерализм" их деятельности и идеологии.

Во второй половине 1970-х гг. возникает "ценностно-консервативное идейное течение легального РНП. Его представители (писатели "деревенщики", иублицисты) отстаивали русские национальные традиции, видели в русской деревне носителя русских духовных ценностей.

Определённым исключением в истории РНП 1960-70-х гг.является творчество публициста, В. Скурлатова, который в своей работе "Устав нрава" выступал с позиций воинствующего ницшеанства, провозглашая культ силы и призывая к борьбе за "чистоту нации". Политико-историософская концепция, изложенная в ряде работ, представляла собой воинствующее и "аптихристианство" (что было неприемлемо для большинства деятелей РНК, придерживавшихся: "православно"-христианских убеждений). В 1980-е гг. публицист полностью перейдёт на позиции нового идейного течения РНП, так называемого "неоязыческого".

Необходимо отметить, что для подавляющего большинства деятелей РНП были чужды проявления национализма и ксенофобии. Выступая в своих работах в защиту русского народа, его истории, культуры и традиций, деятели РНП никогда не стремились унизить национальное достоинство другого народа. Русские патриоты, осуждая те или иные негативные тенденции в общественной жизни (например, "американизацию духа" части советской интеллигенции), выступая против разрушительных для государства и русского народа идей, привнесённых с Запада, никогда при этом не обвиняли сами народы западных (и иных) государств в навязывании России этих идей и тенденций, в ненависти к русским. Речь шла лишь об отдельных представителях того или иного народа, выступавших с русофобских позиций что наглядно показано в работе И. Шафаревича "Русофобия"), но ни в коей мере как о целом народе. Свидетельством национальной "терпимости" подавляющего большинства русских патриотов и их уважительного отношения к представителям других народов является существование организации "нелегального" РНП - ВСХСОНа, многонациональной по своему составу, а также высказывание В. Осипова,о том, что "предметом осуждения являются идеи", а "не национальная принадлежность их авторов и др.

3) По своему социальному составу РНП было явлением "интеллигентским" и состояло, в основном, из представителей "творческих" профессий (писателей, учёных, деятелей искусства и т.д.). Среди функционеров РНП были также и общественные деятели, служащие, редактора популярных изданий (это относится, в основном, к "легальному" РНП). "Нелегальное" направление РНП состояло из представителей интеллигенции, занимавшихся "неформальной" (т.е. не установленной государством) публицистической и общественной деятельностью (Г. Шиманов, работавший лифтёром и, в то же время, выступавший как активный публицист и издатель "самиздатских" сборников; редактор журнала "Вече" В. Осипов). По своему национальному составу РНП в основном был представлен русскими (лишь во ВСХСОНе были представители других национальностей).

4) Отношений РНП с официальными властями на протяжении всего периода 1950-х - начала 1980-х гг.нельзя назвать "бесконфликтными" Свидетельства тому: репрессии по отношению к представителям "нелегального" РНП со стороны КГБ (аресты всхсоновцев, В. Осипова и др.), критика взглядов русских национал-патриотов на страницах официальных изданий (статья А. Яковлева в "Литературной газете", статьи А. Дементьева и др.), репрессивные меры "административного" характера, предпринимаемые властями против представителей "легального" РНП (смещение с должности редактора журнала "Человек и закон" С. Семанова и др.). Усиление репрессий со стороны властей в начале 1980-х гг. поставило РНП перед угрозой разгрома.

Вместе с тем необходимо отметить, что "легальный" РНП, возможно, имел поддержку среди определённых кругов партийной, военной и культурной элиты в СССР (наиболее наглядное подтверждение этой гипотезы - поддержка представителями этой элиты журнала "Молодая гвардия" в начале 1970-х гг.). Однако, вопрос о взаимоотношениях РНП с официальной властью в СССР остаётся пока открытым (ввиду отсутствия необходимых документальных источников, способных "пролить свет" на данную проблему).

Подводя итоги, обозначим основные периоды истории РНП 1950-70-х гг.

Нелегальное" направление РНП:

1-й период - период "зарождения" нелегального РНП (середина 19501971 гг.) связан с первыми нелегальными организациями РНП (1950-60-х гг.), ,крупнейшей из которых был ВСХСОН,» В этот период начинается формирование "национал-либерального" течения "нелегального" РНП.

2-й период - период идейного и организационного становления (19711974 гг.). Связан с изданием крупнейшего "самиздатского" журнала РНП "Вече" и началом идейного размежевания его основных течений - "национал-либерального" и формирующегося "национал-большевистского".

3-й период - "период размежевания" (1975-начало 1980-х гг.). Связан с окончательным расколом "нелегального" РНП на два течения: "национал-либеральное" (постепенно отходящее от активной политической деятельности) и "национал-большевистское" (которое занимает в этот период ведущие позиции в "нелегальном" РНП).

Легальное" направление РНП:

1-й период - Зарождение "легального" направления РНП (вторая половина 1960-х гг.).- Связан с деятельностью историко-культурных клубов русской интеллигенции ("Русский клуб" и др.). Начало формирования "национал-большевистского" течения в РНП.

2-й период - Идейное и организационное становление "легального" направления в РНП. (конец 1960-х - 1974 гг.). Связан с публицистической деятельностью авторов журнала "Молодая гвардия". Окончательное оформление "национал-большевистского течения в "легальном" РНП.

3-й период - период "собирания сил" (вторая половина 1970-х-начало 80-х гг.). В этот период "легальное" РНП занимает всё более прочные позиции в общественно-политической жизни СССР. "Национал-большевистское" течение (которое?в основном?было представлено "легальным" РНП ) играет ведущую роль, формируется "ценностно-консервативное" течение легального РНП. Таким образом, в истории РНП второй половины 1970-х гг. наступает время "идейного перелома".

Необходимо отметить, что наиболее интенсивная деятельность русских национальных патриотов приходится на 1970-е гг. (автор данного исследования не случайно ограничил его хронологические рамки 1950-70-ми гг., т.е. с момента зарождения РНП до периода его наибольшего развития). В связи с усилением репрессий со стороны властей в 1980-82 гг. "нелегальное" направление РНП оказывается фактически разгромленным, а "легальный" РНП вынужден "восстанавливать" свои силы, меняя тактику в зависимости от политической конъюнктуры. В истории РНП наступает "восстановительный" период (1982-84 гг.).

Таким образом, история РНП и его идейных течений представляет собой сложный процесс оформления и развития значительного и многогранного явления в общественно-политической жизни СССР 1950-70-х гг. Дальнейшая история русского национального патриотизма будет связана уже с другим периодом, наступившим в истории нашей страны после 1985 г.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Кожевников, Алексей Юрьевич, 2004 год

1. Беседа с русским "патриотом" // The Jerusalem Post. 1989. June 28. (самиздатские статьи из архива С.И. Семанова).

2. Агурский М. Зоотехник Барбу // Новый журнал. Кн. 133. Ныо-Иорк. 1979.

3. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вильнюс. М., 1992.

4. Алексеева Л. Русское национальное движение // Алексеева JI. История инакомыслия в СССР. Вильнюс. М., 1990.

5. Амальрик А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 года? Амстердам. Фонд им. Герцена. 1970.

6. Антонов М. Учение славянофилов -высший взлёт самосознания в России в доленипский период // Вече. 1971. № 1-3.

7. Барбер Дж. Роль патриотизма в Великой Отечественной войне // Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994.

8. Барсенков А.С. Русский народ в XX столетии: меняющаяся роль в национальной политике, новые пути // Русский народ: историческая судьба в XX веке. М., 1993.

9. Безбородое А. Феномен академического диссиденства в СССР. М., 1998.

10. Бердяев Н. Новое средневековье. М., 1991.

11. Беседа редактора "Веча" В.Н. Осипова с кор-том Асошейтед пресс // Осипов В. Сколько нам осталось жить. Наш современник. 1993 № 1.

12. Бонч-Бруевич В.Д. Воспоминания о Ленине. М., 1969.

13. Бородин Л. Без выбора // Москва. 2003. № 7-8

14. Бородин Л. 'Такая привязанность на всю жизнь." // Литература в школе. 1991. №2.

15. Бурлацкий Ф. Русские государи. Эпоха реформации. М., 1996.

16. Васильев В. Талант и художественное постижение жизни // Наш современник. 1980. № 10.

17. Вагин Е. Бердяевский соблазн ("правые" в оппозиционном движении 6070-х годов) // Маш современник. 1992. № 4.

18. Вдовий А., Зорин В., Никонов А. Русский народ в национальной политике. XX век. М., 1998.

19. Вдовин А. Национальная политика большевиков и проблемы самоопределения русского народа // Русский народ: историческая судьба в XX веке. М., 1993.

20. Вдовин А. Российская нация. Национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. М., 1996.

21. Вдовин А. Российский федерализм и русский вопрос. М., 2001.

22. Величие и падение "Молодой гвардии".// Наш современник. 1997. № 9.

23. Верт Н. История Советского государства. М., 1995.

24. Верховский А., Прибыловский В. История русского национал-патриотического движения // Национал-патриотические организации в России. История. Идеология. Экстремистские тенденции. М., 1996.

25. ВсрховскийА., Папп А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. М., 1993.

26. Викулов С. На русском направлении. М., 2002.

27. Викулов С. Что написано пером. // Наш современник. 1996. № 9-12.

28. Вишневская Ю. Арест Сергея Семанова Радио свобода: материалы исследовательского отдела. 15 октября 1982 г. // "Некритически относился к антисоветской деятельности". Источник. 1996. № 2.

29. Власть и оппозиция: Российский политический процесс XX столетия. М., 1995.

30. Время требует. В секретариате правления СП СССР. О положительном герое литературы, о высокой принципиальности критики // Литературная газета, 1983. 26 января.

31. Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа: Программа, суд, в тюрьмах и лагерях // Сост. Д. Данлоп. Париж, 1975.

32. Всероссийский Социал-христианский Союз освобождения народа. Состав, программа, методы работы, идеологические позиции, причины поражения (анонимная статья, Ленинград 1969) // ВСХСОН. П. 1975.33

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.