Национальная идея как смыслообразующий фактор в чеченской прозе: 20-80-е годы XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Бачалова, Инна Бисолтовна

  • Бачалова, Инна Бисолтовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 167
Бачалова, Инна Бисолтовна. Национальная идея как смыслообразующий фактор в чеченской прозе: 20-80-е годы XX века: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2013. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бачалова, Инна Бисолтовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.1. Национальная идея как основной критерий в литературе

1.2. Роль национальной идеи в формировании идейно-художественной концепции литературы

Глава II. ЧЕЧЕНСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ЛИТЕРАТУРЕ

2.1. Взаимосвязь фольклора и литературы

2.2. Национальная специфика чеченского фольклора

Глава III. РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ЧЕЧЕНСКОЙ ПРОЗЕ 20-80- X ГОДОВ XX ВЕКА

3.1. Формирование и развитие национальной идеи в чеченской прозе 20-30-х годов

3.2. Сохранение национальной идеи в чеченской прозе в период депортации

3.3. Особенности национального характера и его роль в

эволюции чеченской прозы 60-80-х годов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальная идея как смыслообразующий фактор в чеченской прозе: 20-80-е годы XX века»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. При определении актуальности проблемы настоящего квалификационного исследования мы исходили из философского постулата, согласно которому национальная идея представляет собой систематизированное обобщение национального самосознания, смысл существования того или иного народа, этноса или нации, духовную связь её прошлых, настоящих и будущих поколений, которые могут быть выражены посредством художественных произведений или различных философских, публицистических и иных текстов. Национальная идея - это то, что постоянно присутствует в самой нации, в ее глубинной сущности, то, что берется у нее создателями нашей словесности, то, что объединяет всех чеченских писателей, представителей старшего поколения и современных. В этом смысле можно утверждать, что в произведениях чеченской литературы непременно и одновременно присутствуют и национальная идея, и национальная идеология.

В основе национальной идеи любого народа лежит инстинкт самосохранения, выживания нации как вида, поэтому каждый этнос с момента своего появления на исторической арене создает собственную систему самосохранения, вначале примитивную, ограниченную природным инстинктом, затем все более сложную, осознанную и, наконец, научно обоснованную.

Каждый, кто пытался осмыслить исторические пути и судьбы чеченской литературы, охватить ее широким ретроспективным взглядом, определить ее своеобразие в контексте единого литературного процесса, не мог не прийти к мысли, что основная особенность чеченской литературы, предопределившая ее основное содержание,

тематику и проблематику, своеобразие ее поэтики, жанровой и образной систем, - это лежащая в ее основе национальная идея. «История и, в особенности, история литературы и искусства представляет собой не что иное, как повторение одних и тех же суждений, которые никто не смеет оспаривать. Есть имена и вещи, которых никто не смеет коснуться», - писал еще в конце XIX века основоположник социальной психологии Г. Лебон, имея в виду богов, героев и догматы, лежащие в основе национального сознания [Г. Лебон, 1995]. И далее: «Число общих верований очень невелико. Нарождение этих верований и их исчезновение составляют для каждой исторической расы кульминационные пункты ее истории и образуют истинный остов всякой цивилизации» [Г. Лебон, 1995]. Таким «кульминационным пунктом» в истории чеченского народа, создавшим основу чеченской культуры, стал народный эпос, включающий многожанровые фольклорные произведения.

В чеченском фольклоре имеются несомненные зачатки национальной идеи, появление которой, казалось бы, должно быть отнесено к более поздним временам. Во всех случаях это должно было произойти только тогда, когда чеченцы осознали свою этническую идентичность. А для возникновения осознания собственной этнической идентичности, по мнению современных исследователей, любой человеческой общности необходимо иметь: «1. Общее имя собственное; 2. Наличие мифа об общем предке; 3. Общие исторические воспоминания; 4. Наличие одного или нескольких признаков единой культуры; 5. Чувство единой, общей родины; 6. Чувство солидарности для определения групп населения» [И. Смит,1991]. Говоря о национальном своеобразии чеченской литературы, необходимо подчеркнуть, что выделение тех или иных национальных особенностей

в качестве только ей присущего признака вызывает немало трудностей, поэтому мы подчеркиваем неразрывную связь чеченской литературы с национальной идеей, которая, на наш взгляд, может заключаться в следующем:

1. Чеченская литература выступает как носительница национальной идеи на всех этапах своего развития (это свойственно и другим литературам).

2. Национальная идея существовала изначально; неизменно, непрерывно развивалась и развивается от фольклора до наших дней.

3. Осмысление, формирование, воплощение национальной идеи -прерогатива литературы.

Степень изученности темы диссертации. Чеченская проза XX века является объектом внимания широкого круга ученых, писателей, литературных критиков. Среди них немало работ, касающихся в той или иной степени взаимосвязи литературы и национального фольклора, как основы национальной идеи, роли национальной идеи в формировании идейно-художественной концепции чеченской литературы. Особую ценность для нашего исследования имеют глубокие и основательные монографические исследования известного чеченского литературоведа Х.В. Туркаева «Исторические судьбы чеченцев и ингушей» (Грозный, 1978), «Путь к художественной правде». (Грозный, 1978), посвященные осмыслению основных путей развития чеченской литературы, ее ведущих тенденций.

Мы опирались в своей работе также на диссертационные исследования Джамбековой Т.Б. «Роль фольклора в эволюции чеченской прозы» / Дис. доктора фил.наук. (Майкоп, 2010), Инаркаевой С.И. «Эволюция жанров малой прозы в современной чеченской литературе» (Майкоп, 2000), посвященные проблемам развития малых

эпических жанров. Губанукаева М.М в своем диссертационном исследовании «Фольклорное и художественное мировидение С.-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы» (Майкоп, 2006) анализирует творчество известного чеченского писателя С.-Б. Арсанова в интересующем нас русле фольклорно-литературных взаимосвязей.

Хорошим подспорьем для нашего исследования стала монография Ибрагимова Л.М. «Этноментальные основы чеченской прозы» (Грозный,2012),в которой предпринята попытка изучения художественных, этнических и фольклорных традиций, определивших национальные особенности творчества чеченских прозаиков.

Объектом исследования является чеченская проза 20-80-х годов XX века в контексте национальной идеи.

Предмет исследования - национальная идея, определившая идейно-художественное содержание, жанрово-тематический диапазон, поэтику чеченской литературы.

Материалом исследования служат произведения национального фольклора и проза писателей: С.-Б. Арсанова, Ш. Айсханова, А. Айдамирова, С. Бадуева, А.-Г. Гойгова, А. Дадашева, М. Исаевой, М. Мамакаева, X. Ошаева, М. Сулаева, X. Эдилова, - позволяющие осмыслить роль национальной идеи в чеченской литературе.

Эмпирическая база исследования. Основными источниками исследования послужили произведения чеченских писателей и критика, изданные в советский период, сохранившиеся в фондах Российской государственной библиотеки (РГБ), Российской национальной библиотеки (РНБ). Изучены и исследованы современные научные материалы по теоретическим проблемам и вопросам диссертационного исследования,

предоставленные фондами электронных библиотек, адреса указаны в библиографическом списке работы.

Цель исследования - выявить особенности национальной идеи и определить ее роль в чеченской прозе 20-80-х годов XX века. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Определить содержательные компоненты национальной идеи на основе современных научных концепций.

2. Установить роль национальной идеи в формировании идейно-художественной концепции чеченской литературы.

3. Раскрыть взаимосвязь литературы и национального фольклора, как основы национальной идеи.

4. Выявить реализацию национальной идеи и определить её смыслообразующую роль в чеченской прозе указанного периода.

Методологической основой послужили научные концепции национальной идеи в работах Б. Андерсена, В. Аксючиц, О. Бауэра, Э. Геллнера, К. Дойча, С. Лурье, А. Молоткова, В. Катаносова Д. Купера, Э. Смита, Л. Соколовой, М. Телемтаева и других ученых. В качестве базовых теоретических источников послужили труды русских философов Н. Бердяева, И. Ильина, П. Струве, В. Соловьева и др.; известных фольклористов А. Веселовского, С. Жукас, Д. Лихачева, В. Проппа, Д. Медриш и др.; ученых и критиков В. Дегоева, Г. Гачева, В. Кожинова, Г. Ломидзе, К. Султанова, Л. Якименко и др.

В диссертационном исследовании широко используется научный опыт северокавказских ученых Ю. Айдаева, Л. Бекизовой, У. Далгат, И. ДахКильгова, О. Джамбекова, Т. Джамбековой, С. Зухбы, Б. Корзуна, А. Кусаева, И. Мунаева, К. Паранук, X. Туркаева, В. Тугова, Ю.Тхагазитова, М. Хакуашевой, Д. Чахкиева, М. Чентиевой, Р. Ужаховой, Ф. Эфендиева, К. Шаззо и др.

Методы исследования. В работе используются принципы историко-литературного и сравнительно-типологического изучения литературных

произведений, а также системный подход, позволяющий осмыслить роль национальной идеи в чеченской прозе.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые системно и научно осмысливается национальная идея, определяется её смыслообразующая роль в чеченской прозе 20-80-х годов XX века. Произведения чеченских писателей этого времени исследуются в новом ключе поставленной проблемы. Особое внимание обращается на малоисследованные произведения А. Дадашева, М. Исаевой, X. Эдилова, которые дополняют единую картину литературного процесса Чечни и позволяют создать целостное представление о ней и точнее определить роль национальной идеи в чеченской литературе обозначенного периода.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что предложено исследование литературоведческого материала сквозь призму национальной идеи, многогранного понятия, специфически проявляющееся в литературном произведении и играющем ключевую роль в определении идейно-художественного смысла.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что заявленный подход к изучению чеченской прозы 20-80- годов XX века существенно расширяет возможности анализа произведений, используемых при изучении истории чеченской литературы, а также углубляет представление о творчестве чеченских писателей, которое изучают в вузах и школе.

Материал диссертации может быть использован для спецкурсов, спецсеминаров по литературе, для дальнейших научных исследований.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Национальная идея - многоплановое понятие, получившее осмысление в разных областях знаний. В диссертационном исследовании чеченская литература рассматривается сквозь призму

национальной идеи, в которой выявлены составные компоненты, влияющие на формирование сознания личности и духовной культуры, имеющей парадигму развития, обусловленную социально-историческим развитием и идеологией.

2. Национальная идея-это огромный социально-политический, культурно-исторический опыт, помогающий на разных этапах истории отстаивать независимость нации и созидать духовные ценности.

3. Национальная идея в литературе - это форма выражения духовности, которая определяет идейно-художественный уровень произведений, поэтику, влияет на формирование жанров.

4. Чеченский фольклор является хранителем национального менталитета и духовности, отражает этнокультуру и историю народа, активно используется писателями в художественных произведениях на всех этапах развития литературы, оказывая большое влияние на поэтику и идейное содержание произведений. Национальный фольклор является ключевым концептом национальной идеи в чеченской прозе 20-80-х годов XX века.

5. В период депортации чеченские писатели сохранили в своем творчестве национальную идею, определившую идейно-художественное содержание произведений социально-исторического и нравственного содержания, в которых исключительную значимость приобрела героика образов, специфика характеров, многожанровость использованного фольклора.

6. В чеченской литературе во второй половине XX века получил активное развитие историко-революционный роман, новый импульс получила историческая тема, актуализировались произведения нравственного содержания. В рамках обозначенного периода усилилась реализация национального характера - одного из основных компонентов национальной идеи в литературе. В повестях

и рассказах С.-Б. Арсанова, М. Мамакаева, А. Дадашева, X. Эдилова и др. писателей многоплановые проблемы времени преломляются через национальные ориентиры, создавая панораму характеров.

7. Национальная идея, выраженная в борьбе за независимость чеченского народа, в полной мере выразилась в романах А. Айдамирова «Долгие ночи» и «Молния в горах» через масштабный художественный охват исторических событий в контексте документалистики и публицистики, в воссоздании героических образов борцов за свободу Чечни. Источником национальной идеи в названных произведениях является использованный автором мощный пласт народной культуры и фольклора.

Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, доложены на секционных заседаниях научных конференций: Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы чеченской и общей филологии», посвященная Дню чеченского языка [Грозный, 2011]; I Международная научно-практическая конференции «Мир гуманитарного и естественнонаучного знания» [Краснодар, 2012]; VII Международная научная конференция «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии» [Майкоп, 2013]; Научная конференция «Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации» [Майкоп, 2013]; VI Международной конференции «Мир гуманитарного и естественнонаучного знания» [Краснодар, 2013].

Отдельные разделы, теоретические положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в ряде опубликованных статей в научных сборниках (Краснодар, Майкоп, Грозный), в издании, рекомендованном ВАК (ж-л «Казанская наука», 2013, № 5).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 205 источников. Общий объем работы составляет 167 страниц.

ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ

ЛИТЕРАТУРА

1.1. Национальная идея как основной критерий в литературе

Понятие «национальная идея» не имеет четкого определения. На сегодняшний день существует множество определений философов, политологов, социологов, филологов и др. ученых, которые по своей сути едины в том, что национальная идея напрямую связана с вопросами истории возникновения и развития нации, с характеристикой ментальности этноса, с исторической миссией и рядом других вопросов, характеризующих народ.

В философии национальная идея осмысливается как систематизированное обобщение таких понятий, как «национальное самосознание», «народ», «этнос», «нация», «религия». В современной политической энциклопедии дается следующее определение: «Национальная идея - систематизированное, устойчивое ко времени обобщение национального самосознания, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических, художественных произведений, т.е. могущее иметь как рациональный, так и образный вид».

Национальная идея как бы отвечает на вопрос о смысле бытия определенной исторической общности: этноса, народа, нации, государства, отвечает на вопрос об их специфике, духовной миссии.

Национальная идея конкретизируется целым рядом вопросов, характеризующих ее содержание. Среди них вопросы о «начале» исторической судьбы народа, вопрос о важных исторических победах, о поражениях, оставивших исторический шрам, о точках развилки истории и сделанном историческом выборе, об историческом будущем и целях существования, о специфическом месте на карте мира, среди соседей, в мировой культуре и мировом разделении труда, об основаниях и чертах народного характера и проч.

Национальная идея часто представляется как продукт произвольного исторического конструирования или выбора великих политических деятелей («князь Владимир выбрал православие как религию и крестил Русь», Петр I «Россию поставил на дыбы», повернул в сторону Европы» и т.д.), но в то же время другие мыслители настаивают на нечеловеческом происхождении национальных идей («Идея нации есть не то, что она сама о себе думает во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности», - писал В. Соловьев)» [158].

В монографии М. Телемтаева «Национальная идея российского народа» представлено достаточно пространное определение национальной идеи. На наш взгляд, оно синтезирует определения разных отраслей наук и является более емким. Для подтверждения мысли обратимся к нему. «Понятие национальной идеи, - пишет М. Телемтаев, - можно определить следующим образом:

• Это принцип устройства жизни народа.

• Это такой принцип устройства жизни, который соответствует уму, разуму и душе народа.

• Это принцип устройства жизни, который надо осуществить в будущем.

• Это принцип устройства жизни, который недостаточно продуктивно осуществляется в настоящем.

• Это конструктивно выраженная мечта о будущем.

• Это мечта живущих поколений о будущем, которая едина с мечтами о будущем предыдущих поколений.

• Это целостный принцип устройства жизни народа, выражающий ум, разум и душу всех поколений народа - предыдущих, живущих, будущих.

• Национальная идея - это форма познания жизни народа, не только отражающая устройство жизни народа, но и направленная на преобразование устройства жизни. Она отражает мечты о будущем предыдущих и живущих

поколений, а также доступные живущим поколениям возможности преобразований.

В качестве формы познания, направленной на преобразование жизни народа, национальная идея содержит основной принцип будущего устройства жизни народа.

• Образно говоря, национальная идея направлена на преобразование «дня сегодняшнего в день завтрашний, о котором мечтали всегда». [171].

Национальная идея напрямую связана с понятием «нация». В Большом энциклопедическом словаре даётся следующее определение: «Нация -полисемическое понятие, применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей индустриальной эпохи» [37. С. 539]. В словаре рассматривается два основных подхода к пониманию понятия «нация». Первый рассматривает нацию как политическую общность граждан определенного государства, второй-как этническую общность с единым языком и самосознанием.

Необходимо сразу сказать, что исследование проблемы нации и национальной идеи остается в фокусе внимания ученых мирового масштаба уже не одно десятилетие. Подтверждением являются работы Дж. Э. Армстронга «Нация до национализма» (1982); Д Брёйи «Национализм и государство» (1982); Э. Геллнера «Нации и национализм" (1983); М. Хроха «Социальные предпосылки национального возрождения в Европе (1985); Э.Смита «Этнические истоки наций (1986); П. Чаттерджи «Националистическая мысль и колониальный мир (1986); Э. Хобсбаума «Нации и национализм после 1788 года» (1990).

Эти научные труды, благодаря своему широкому историческому охвату и теоретической силе, существенно изменили уровень изученности проблемы и расширили научный диапазон. Благодаря им колоссально возросло количество исторических, литературных, антропологических, социологических и иных исследований, в которых объекты этих областей изучения связывались нацией и национальной идеей.

Наибольшее влияние на современное понимание национальной идеи оказали работы Б. Андерсена, Э. Геллнера, К. Дойча, Э. Смита и др. В них разграничиваются понятия «нация» и «национализм». Традиционно считается «нация (от лат. паНо - племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки. В жизни нации, в её отношениях с другими нациями этнические (языковые и культурно-бытовые) особенности занимают большое место, но они не предопределены биологически, а являются продуктом социального развития. Длительная совместная жизнь и деятельность различных этнических групп в рамках сформировавшейся нации вырабатывают новый этнический (национальный) облик. В последнем можно проследить некоторые «сквозные» элементы, идущие от прежних исторических общностей, но и они при всей своей устойчивости не являются неизменными. Нация по своей сущности есть общественно-историческое явление» [36].

Одним из определяющих признаков понятия «нация» является самосознание, которое может появиться при наличии общего врага или какой-либо другой народности, для противопоставления себя с ними, высокая степень коммуникации в обществе и, конечно, наличие таких основополагающих общих признаков, как общий язык, культура и т.д.

Нация характеризуется формированием национального сознания личности и национальной культуры. Неотъемлемым понятием нации являются национальные интересы. Государство выступает как механизм улавливания этих интересов, их интеграции, формулирования и реализации. Так интересы общества обретают статус национальных и превращаются в ориентир конкретной государственной политики.

Э. Геллнер («Нации и национализм») считал, что нации есть результат потребности современного общества в культурной гомогенности, обусловленной развитием индустриального производства. По Э. Геллнеру,

«нации - целенаправленно создаваемые общности, ведущую роль в этом созидании играет интеллигенция» [54].

К пониманию нации Э. Геллнером во многом близка позиция Б. Андерсона («Воображаемые сообщества», 1991), рассматривающего нации как искусственно создаваемые «воображаемые сообщества».

Осознание этносом себя как нации неизбежно приводит к

г

национализму. «Национализм (фр. nationalisme) -идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы.

Российские СМИ «национализмом» часто называют этнонационализм, в особенности его крайние формы (шовинизм, ксенофобия и др.), которые делают акцент на превосходстве одной национальности над остальными. Многие проявления крайнего этнонационализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям» [199].

В свою очередь, национализм признается негативным явлением и проявляется в виде конфликтов между государствами и нациями. Согласно Э. Геллнеру, тот вид культурной однородности, к которому стремится национализм, - одна из объективных и неизбежных необходимостей

индустриального общества, а значит, явление относительно новое. Век перехода к индустриальному обществу становится периодом бурного переустройства, когда либо политические границы, либо культурные, либо и те и другие вместе должны меняться, чтобы удовлетворить новому национальному требованию, которое впервые заявляет о себе.

Однако существуют объективные условия появления национализма на конкретной территории. Одно из них - культурное и языковое единство. Однако сам по себе этот фактор не является достаточным и решающим. В качестве примера в научной литературе приводят Шотландский национализм, где, несмотря на единство языка, противоречия играют важную политическую роль в истории этого региона. Другая ситуация: культурная общность, существующая между большинством новозеландцев и большинством граждан Великобритании, такова, что две единицы никогда бы не разделились, если бы они соприкасались географически. Расстояние сделало фактический суверенитет Новой Зеландии окончательным, и ее отделение не вызывало ни у кого протеста, несмотря на нарушение национального принципа. Противопоставим им арабов, которые живут в разных странах и различаются в культурном отношении гораздо больше, но при этом сожалеют о том, что им не удалось объединиться. Ответ на противоречивую, с первого взгляда, ситуацию прост: в случае англичан и новозеландцев ни государство, ни народ ничего не теряют от своей разъединенности, в то время как арабы (или, к примеру, немцы или итальянцы в свое время) страдают от раздробленности своего политического прикрытия.

Следовательно, для появления национализма необходимо желание данной нации объединиться, то есть вовсе не национализм насаждает культурную однородность, а наоборот является выражением в объективной потребности таковой.

С точки зрения Э. Геллнера, национализм - это, прежде всего политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и

национальная единицы должны совпадать, а также, чтобы управляемые и управляющие в данной политической единице принадлежали к одному этносу.

«В то же время «теоретиков национализма, - пишет Б. Андерсон, — часто ставили в тупик... следующие три парадокса:

1) Объективная современность наций в глазах историка, с одной стороны, - и субъективная их древность в глазах националиста, с другой. Не случайно К. Поппер говорил, что «нация являет собой общность людей, объединённых не своим происхождением, а общим ошибочным взглядом на свое происхождение».

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бачалова, Инна Бисолтовна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдуллаева Х.Р. Чеченская проза: историко - культурный аспект / Автореферат дис... докт. наук. - Махачкала, 1998.

2. Абуков К.И. Новаторские тенденции в младописьменных литературах (Современная проза Дагестана и Северного Кавказа). Дис...канд. фил. наук. -М., 1971.

3. Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. -М.-Л.Д947.

4. Айдаев Ю. От эпической песни до эпопеи. - Грозный, 1975.

5. Айдаев Ю. Зеркало жизни. - Грозный, 1987.

6. Айдамиров А. Долгие ночи.- Грозный, 1996.

7. Айдамиров А. Собр. соч. в 6 т. Т.2. Молния в горах. - Грозный,

2004.

8. Айсханов Ш. Белая курица. — Грозный, 1933.

9. Аксючиц В. О русском национальном характере. [Электронный ресурс]: http://www.pravoslavie.ru/iurnal/87.htm.

10. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. [Электронный ресурс]: http://nicbar.ra/ideologii_14.htm.

11. Андреев Н.П. «Слово о полку Игореве» и народное творчество // Народное творчество. -1938. - №5.

12. Андреев Н.П. Фольклор и литература // Литературная учеба. -1936.-№2.

13. Антология литератур народов Северного Кавказа. - Пятигорск,

2003.

14. Арсанов С. Аул и люди. Главы из романа «Держи крепко своё сердце» // Революция и горец. - 1930. - №2.

15. Арсанов С. Держи крепко своё сердце. Главы из романа // Грозненский рабочий. - 1930. - 22 мая - 8 июня. - №№ 115 - 130.

16. Арсанов С. За невестой. Земли ему. Главы из романа «Держи

крепко своё сердце» // Революция и горец. - 1930. - №8.

17. Арсанов С. О близком и далёком. - Грозный, 1969.

18. Арсанов С. Основной путь развития литературы [Сокращенная стенограмма доклада на первой конференции чечено-ингушских писателей, состоявшейся 12-13 декабря 1957 года]. - Грозный, 1957.

19. Арсанов С. Отрывок из романа «Когда познаётся дружба» // Къинжьегаман байракх. - 1956. - 17 мая. - № 20.

20. Арсанов С. Расправа в тюрьме. Главы из романа «Держи крепко своё сердце» // Грозненский рабочий. - 1935.-2 - 6 октября. - №№ 227 — 232.

21. Арсанов С. Слово матери. Отрывок из романа «Когда познаётся дружба» // Грозненский рабочий. - 1960. - 17 ноября. - № 246.

22. Арсанов С. Аул и люди. Главы из романа «Держи крепко своё сердце» // Революция и горец. - 1930. - №1.

23. Арсанов С.-Б. Когда познаётся дружба. — Грозный, 1960.

24. Арутюнов С. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография. - 1981. - № 2.

25. Ахмадов Я. Исторические реалии в героических песнях илли / Поэтика чеченских героических песен илли. - Грозный, 1983.

26. Ахмадов Я. Мир вещей и «хонс» в героико-исторических илли // Вопросы поэтики и жанровой классификации чеченских героико-исторических песен илли. - Грозный, 1984.

27. Бадуев С. Адаты. - Грозный, 1930.

28. Бадуев С. Собр. соч. в 2 т. Т.1. - Грозный, 1976.

29. Базиев P.C. Роль поэтической традиции в развитии прозы в литературах Северного Кавказа. Дис... канд. фил. наук. -М., 1983.

30. Бекизова JI. От богатырского эпоса к роману. Художественные национальные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур. - Черкесск, 1974.

31. Бекизова JI. Черкесская советская литература. - Ставрополь,

1964.

32. Берберов Б. Тема народной трагедии и возрождения в карачаево-балкарской поэзии / Дис. канд. фил. наук. - Нальчик, 2002.

33. Бердяев Н. Русская идея. - М., 2008.

34. Бердяев Н. Судьба России. - М., 1990.

35. Богатырёва С. Россия и Кавказ в литературе и публицистике начала XXI века // Дис. канд. фил. наук. - Майкоп, 2008.

36. Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]: Ьйр://51оуап.уап0ех.ш/нация/БСЭ/Нация/.

37. Большая энциклопедия / Под ред. С.Н. Южакова. В.22. 4-е изд. Т.Н. - С.П6., 1900.

38. Бреус Ф. Когда познаётся дружба // Коммунист Казахстана. -1957.-№7.

39. Бушмин A.C. О ранней советской прозе // Вопросы советской литературы. Т.1. - M.-JL, 1953.

40. Вагапов Я.С. Образ одинокого героя в чечено-ингушских героико-эпических песнях // Известия ЧИНИИИЯЛ. T.V. Вып.З. - Грозный, 1968.

41. Вагапов Я.С. Образы и мотивы чеченского фольклора в поэме М.Ю.Лермонтова «Беглец» // Вопросы чечено-ингушской литературы. Грозный, 1978.

42. Вагапов Я.С. Чечено-ингушские эпические песни XVI-XVIII вв. / Автореф...канд. фил. наук. - Махачкала, 1968.

43. Верольский Ю.Б. Заметки о посещении A.C. Серафимовичем Грозного и Чечни в 1929 году // Вопросы литературных связей. Т.VIII. — Грозный, 1979.

44. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов.- Л., 1940.

45. Виноградов Б. Л.Н.Толстой на Северном Кавказе // Русские писатели в нашем крае. - Грозный, 1958.

46. Виноградов В.Б. Исторический эпос о вайнахско-кабардинских отношениях // ГЭНСК. - С. 137-140.

47. Володихин Д. Условие для SINE QUA NON. Цивилизация и традиция / Традиция и русская цивилизация. - М., 2006.

48. Вопросы поэтики и жанровой классификации чеченских героико-исторических песен илли / Сб. научных трудов ЧИИИСФ. - Грозный, 1984.

49. Вопросы поэтики литературы и фольклора. - Воронеж, 1976.

50. Вопросы эстетики фольклора и литератур чеченцев и ингушей. -Грозный, 1985.

51. Выходцев П.С. и др. История русской советской литературы. — М., 1986.

52. Гайтукаев К. В пламени слова. - Грозный, 1989.

53. Гачев Г. Национальные образы мира. - М., 1988.

54. Геллнер Э. Нации и национализм. [Электронный ресурс]: http://nicbar.ru/ideologii 14.htm.

55. Гиреев В.Ю. К вопросу о клишированности в жанре илли / Поэтика чеченских героических песен илли. - Грозный, 1983. - С. 22 - 32.

56. Глоова Ж. Становление и развитие историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа / Автореф... канд. фил. наук. -Орджоникидзе, 1981.

57. Гойгов А.-Г. Избранное. - Грозный, 1962.

58. Горелов A.A. К истолкованию понятия «фолыслоризм литературы» // Русский фольклор. - JL, 1979. - Т. 12.

59. Губанукаева М. Фольклорное и художественное мировидение С. - Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы // Автореферат дис... канд. наук. - Майкоп, 2006.

60. Гусейнов Ч. О сущности и формах единства современного литературного процесса // Современный литературный процесс и критика. -М., 1975.

61. Гутов A.M. Адыгский исторический эпос в комплексном

освещении / Героико - исторический эпос народов Северного Кавказа. -Грозный, 1988. - С. 60- 77.

62. Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев // Терский сборник. Вып.З, кн.2. — Владикавказ, 1893.

63. Далгат У. Героический эпос чеченцев и ингушей. М., 1972.

64. Далгат У. К проблеме историзма героико-исторических песен народов Северного Кавказа и Дагестана / Героико - исторический эпос народов Северного Кавказа. - Грозный, 1988. - С. 5 -17.

65. Далгат У. Фольклор и литература народов Дагестана. - М., 1962.

66. Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. — М., 1981.

67. Дахкильгов И. Ингушская литература. Период развития до 40-х годов.- М., 1978.

68. Дегоев В. Имам Шамиль: пророк, властитель, воин. - М.,2001.

69. Дегоев В. Кавказ и имперская идея // Звезда. - 2004. - № 6. [Электронный ресурс]: http://magazines.russ.rU/zvezda/2004/6/deg7.html/.

70. Джамбеков О. Жанровые и поэтические особенности чеченских героико-исторических песен (илли) // Дис... канд. фил. наук. - Майкоп, 2008.

71. Джамбеков O.A. К проблеме гуманизма в творчестве Сайда Бадуева// Общечеловеческое и вечное в литературе XX века (Русская и советская литература). Тезисы всесоюзной научной конференции. - Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1989.

72. Джамбекова Т. Роль фольклора в эволюции чеченской прозы / Дис. доктора фил. наук. - Майкоп, 2010.

73. Джусойты Н. Влюблённый в свой народ // Голос Чеченской Республики. - 1997. - № 12.

74. Джусойты И. Всё начинается с размышления // Вопросы литературы. — 1976. - №5.

75. Джусойты Н. От сказителя к писателю - путь далёкий // Вопросы литературы. — 1971. - №9.

76. Джусойты Н. Уходя от фольклора // Вопросы литературы. - 1977. -

77. Егорова Л.П. Русские писатели на Северном Кавказе. -Ставрополь, 2007.

78. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. -Л., 1978.

79. Жукас С. О соотношении фольклора и литературы // Фольклор. Поэтика и традиция. - М., 1982.

80. Зантария В. Национальная идея и современная реальность. [Электронный ресурс]: http://www.aiaaira.com/index.php/home/65-headline/ 1738-2011-03-21-12-18-49.html.

81.Зелинский К. От фольклора к роману // Актуальные проблемы социалистического реализма. Сб. статей. - М., 1969.

82. Зубайраев А.Л. Взаимосвязи и взаимодействие русской советской и чечено-ингушской литератур 20-40-х годов / Автореферат дис... канд. фил. наук.-М., 1976.

83. Зухба С. Героико-исторический эпос абхазов в типологическом освещении / Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. -Грозный, 1988.

84. Зухба С.Л. На сквозняке времён. - Сухуми: Абхазский государственный университет. - М., 2006.

85. Ибрагимов Л. Национальное своеобразие чеченской прозы // Нана. - 2007. - № 11. [Электронный ресурс]: http ://www.nana-iournal.ru/states/litr/842-2011-1 l-14-09-35-23.html,

86. Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. - Грозный,

1979

87. Ильин И. Путь к очевидности. - М., 1993.

88. Ильясов Л. Культура чеченского народа. [Электронный ресурс]: http.7/nohchalla.com/folk-menu/razdel-folklor/649-duhovnava-i-hudoiestvennaya-kultura.html.

89. Инаркаева С.И. Эволюция жанров «малой прозы» в современной чеченской литературе / Автореферат дис... канд. фил. наук. - Майкоп, 1999.

90. Индербаев Г.В. Отражение времени / Сб. литературно-критических статей. - Грозный, 2007.

91. Исаева М. Корень счастья. - Грозный, 1964.

92. Исаева М. Созидатели. - Грозный, 1970.

93. Исмаилова М. Проблемы традиций и жанровые разновидности в чеченском романе 80-90-х годов XX века // Автореф. дис... канд. фил. наук. -Майкоп, 2007.

94. История адыгейской литературы в 3 т. Т. 1. - Майкоп, 1999.

95. История советской многонациональной литературы в 6 т. Т.1.-М., 1970.

96. История советской многонациональной литературы в 6 т. Т.5. -М., 1974.

97. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып.1. -М., 1995.

98. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. 2. - М., 1997.

99. Катасонов В.Н. Национально-государственная идея России. -Пермь, 1998.

100. Кожинов В. Статьи о современной литературе. - М., 1990.

101. Колясников И.Н. Нравственно-эстетическая организация базовых элементов культуры кавказского эпоса «Нарты» / Автореф. дис... доктора фил. наук. - Майкоп, 2005.

102. Корзун В.Б. Фольклор горских народов Северного Кавказа. -Грозный, 1966.

103. Корзун В.Б. Литература горских народов Северного Кавказа: (дооктябрьский период). - Грозный, 1966.

104. Корзун В.Б. Советская чечено-ингушская литература. - Грозный,

1966.

105. Купер Д. Создавая нацию. Идентичность и эстетика в России и Богемии начала XIX века. [Электронный ресурс]: http://www.nlobooks.ru/ node/1770.

106. Кусаев А. Писатели Чечни. Книга 1. - М., 2005.

107. Кусаев А. Писатели Чечни. Книга 2. - М., 2009.

108. Кусаев А. Писатели Чечни. Книга 3. - М., 2011.

109. Кусаев А. Чечня: годы и люди. - М., 2007.

110. Лазарев А.И. Проблема изучения фольклоризма русской литературы. 1870-1890. - Северодвинск, 1985.

111. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб, 1995.

112. Литература и фольклорная традиция: Вопросы и поэтики.-Саратов, 1980.

113. Лихачев Д. О национальном характере русских // Вопросы философии. - 1990.-№ 4. - С.3-6.

114. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979.

115. Ломидзе Г. Истины ясные и спорные // Национальное и интернациональное в советской литературе. - М., 1971.

116. Ломидзе Г. Приникая к народному роднику. - М., 1972.

117. Ломидзе Г. Творческое взаимодействие литератур народов СССР / Литература и современность. - М., 1960.

118. Лурье С. Национализм, этничность, культура. [Электронный ресурс]: http://svlourie.narod.ru/articles/nationalizm.htm.

119. Мальсагов Д. К постановке изучения чечено-ингушского фольклора // Революция и горец. - 1933. - № 5.

120. Мальсагов З.К. Чеченский народный стих / Известия Ингушского НИИ. Т. 4. - Владикавказ, 1933

121. МамакаевВ. Зелимхан. - Грозный, 1971.

122. Мамакаев М. Мюрид революции. - М., 1968.

123.Мамакаев М. Солдаты октября: Рассказы и очерки. - Грозный,

1969.

124. Манджиев Н. Калмыцкая проза о депортации: концепция человека / Дис. канд. фил наук. - Майкоп, 2005.

125. Меграбян Л.Р. Художественная концепция Кавказа в русской литературе и творчестве адыгских писателей-просветителей / Автореф. дис... канд. фил. наук. - Майкоп, 1999.

126. Медриш Д.Н. Взаимодействие двух словеснопоэтических систем как междисциплинарная теоретическая проблема // Русская литература и фольклорная традиция. - Волгоград, 1983.

127. Межидов Д., Алироев И. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. - Грозный, 1992.

128. Мелетинский Е. Классификация народной прозы // VII Международный конгресс антропологических наук: труды. Т.6. -М., 1969.

129. Миансаров М. Библиография Кавказа и Закавказья. - СПб, 18741876.

130. Молотков А. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. [Электронный ресурс]: http://chri-soc.narod.ru/molot 1Ш551а гобзи^ 1 l.htm.

131. Музаев Н.М. Новейшая чеченская литература на путях социалистического реализма / Автореф. дис... канд. фил. наук. - М., 1966.

132. Мунаев И.Б. Поэтика чечено-ингушских героико-исторических печен илли / Автореф. дис... канд. фил. наук. -М., 1981,

133. Мунаев И. Лироэпические узамы в чеченском фольклоре // Вайнах. - 2007.

134. Мунаев И.Б. Поэтика чечено-ингушских героико-исторических песен илли (проблема формирования жанра и его системные связи) / Автореферат дис. канд. фил. наук. -М., 1981.

135. Мунаев И.Б. О чеченском песенном фольклоре. Предисловие к сборнику «Чеченская народная поэзия в записях XIX - XX вв. Илли, узамы». -М., 2005.

136. Мусаев Х.М. К вопросу о героическом в романе М. Мамакаева «Мюрид революции» // Вопросы эстетики фольклора и литератур чеченцев и ингушей. - Грозный, 1985.

137. Мусаев Х.М. Творчество М. Мамакаева и проблемы соцреализма в чеченской советской литературе. Дис... канд. фил. наук. - М., 1985.

138. Новгородцев П. Об общественном идеале. - М., 1991.

139. Одесский М. Особенности национальной литературы: русский и чешский рецепты // Новое литературное обозрение. № 113 (1/ 2012). [Электронный ресурс]: http://www.nlobooks.ru/node/1770.

140. Ольшанский Д. Основы политической психологии. - М., 2001.

141. Осмаев М. Проблема возрождения и развития национальной культуры в Чечне // Культура Чечни. История и современные проблемы. -М., 2002.

142. Оссовецкий И.А. Язык современной русской поэзии и традиционный фольклор // Языковые процессы современной русской художественной литературы. - М., 1977.

143. Отарова М Художественное осмысление проблемы депортации (на материале литератур народов Северного Кавказа и Калмыкии / Дис. канд. фил. наук. - Нальчик, 2006.

144. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР в 2 т. Т.2. - Грозный, 1972. С. 122.

145. Очерки истории ЧИАССР. - Грозный, 1967.

146. Ошаев X. Пламенные годы. - Грозный, 1988.

147. Паламарчук О. О России, россиянах и немножко о национальной идее.- Краснодар, 2010.

148. Паранук К. Мифопоэтика и художественный образ мира в современном адыгском романе. - Майкоп, 2006.

149. Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. - М.,

1978.

150. Попов А. А.С.Пушкин - первооткрыватель Кавказа в

литературе / Русские писатели в нашем крае. - Грозный, 1958.

151. Поэтика чеченских героических песен илли. - Грозный, 1983.

152. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб, 1994.

153. Резунова И. Проблемы двуязычного творчества в северокавказском литературном процессе и своеобразие русскоязычной карачаевской литературы / Дис. канд. фил наук. - Майкоп, 2004.

154. Семёнов JI. Ингушская и чеченская народная словесность // Известия. Т.1. Вып.З. Литература. - Грозный, 1959.

155. Смит Э. Национальная идентичность. - Невада, 1991.

156. Соколов Д. К вопросу об определении национализма. [Электронный ресурс] : http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/legal-and-political-science-41 l/political-culture-and-ideology-411/10962-411-0840.

157. Соловьев В. Национальный вопрос в России. - СПб, 1891.

158. Соловьев В. Национальный вопрос в России. [Электронный ресурс]: http://www.politike.ru/dictionarv/839/word/nacionalnaia-ideia.

159. Степанова Т.М., Бессонова Л.П. Типология фольклоризма литературных текстов // Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп: АГУ, 2007.

160. Струве П.Б. Интеллигенция и национальное лицо // Струве П. Patriotika. Политика, культура, религия, социализм. - М., 1997.

161. Струве П. Интеллигенция и революция / Вехи. Статьи о русской интеллигенции. - М., 1909.

162. Сулаева М. Тавсулан покидает горы. - Грозный, 1967.

163. Сулейманова М. Через национальное согласие - к возрождению чеченского народа // Вайнах. - 2004. - №8.

164. Султанов К. Динамика жанра. - М., 1989.

165. Султанов К. Национальное самосознание и ценностные ориентиры литературы. - М., 2001.

166. Султанов К. Сложность и многообразие связей // Вопросы литературы. - 1978. - № 11.

167. Султанов К. Структура характера и современный опыт прозаического повествования // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. -М., 1981.

168. Сучков Б. Интернациональное искусство // Вопросы литературы. -1974.-№5.

169. Тасуева JI.C. Чеченская советская проза (20-30-е годы) / Автореферат дис... канд. фил. наук. - Махачкала, 1975.

170. Телемтаев М. Национальная идея русского народа. [Электронный ресурс]: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Polit/Article/telem nac.php.

171. Телемтаев М.М. Национальная идея российского народа. - М.,

2004.

172. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. -М., 1995.

173. Топоров В.Н. О мифопоэтическом пространстве. - Рига, 1994.

174. Трыкова О. О классификации способов взаимодействия русской литературы XX в. с фольклором // Педагогический вестник. - 2003.- №1.

175. Тугова В. Фольклор и литература абазин: динамика взаимодействия. - Черкесск, 2003.

176. Туркаев X. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. - Грозный, 1978.

177. Туркаев X. О путях развития чеченской прозы. - Грозный, 1973.

178. Туркаев X. Путь к художественной правде. - Грозный, 1978.

179. Тхагазитов Ю. Развитие жанра романа в адыгских литературах / Автореферат дис... канд. фил. наук. -М., 1984.

180. Ужахова Р. Проблема эстетических ценностей в прозе Сайда Бадуева // Вопросы эстетики фольклора и литератур чеченцев и ингушей. -Грозный, 1985.

181. Ужахова Р.К. Женские образы в героико-историческом эпосе / Героико - исторический эпос народов Северного Кавказа. - Грозный, 1988.

182. Хакуашева М. Формирование и развитие архетипических образов в кабардинской литературе // Автореф. дис... доктора фил. наук. - Нальчик,

2008.

183. Хапсироков Х.Х. О литературных взаимосвязях народов Северного Кавказа // Учёные записки Адыгейского НИИЯЛИ. Фольклор и литература. Т.З. - Майкоп, 1964.

184. Хасбулатова С. Вайнахский этикет (традиционные нормы поведения и формы общения у вайнахов в XIX - начале XX в.) // Культура Чечни. История и современные проблемы. - Грозный, 2002.

185. Хасиев С.-М.А. Этнографические реалии в героических песнях илли / Поэтика чеченских героических песен илли. - Грозный, 1983. - С.48-73.

186. Хаткова И.Н. Идейно-эстетические искания в русской литературе 1830 - 60-х годов и художественное творчество адыгских писателей-просветителей / Автореф. дис... канд. фил. наук. - Майкоп, 1996.

187. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. [Электронный ресурс]: http://nicbar.ru/icleologii 14.htm.

188. Чеснов Я. Быть чеченцем: личность и этнические идентификации народа. [Электронный ресурс]: http://www.adamalla.com/showthread.

189. Чеченцы: история и современность / Под ред. Ю.А. Айдаева. -М., 1996. С. 291.

190. Чотчаева М. Художественное осмысление философской и нравственно-психологической концепции свободы и несвободы личности в русской и северокавказской литературы второй половины XIX-XX веков / Дис. доктора фил. наук, - Майкоп, 2009.

191. Шаззо К. Художественная структура конфликтов эпохи и духовно-философские искания личности. Размышления о процессах в современной литературе (поэтика, жанр, стиль). - Майкоп, 2007.

192. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси, 1978.

193. Шаззо К.Г. Новые рубежи. О некоторых тенденциях развития современной северокавказской прозы. - Майкоп, 1988.

>-167) {

194. Шарипов А.Р. Формирование национального самосознания / Дис... канд. фил. наук. - Уфа, 2000.

195. Шерипов А. Статьи и речи. - Грозный, 1972.

196. Эдилов X. Приговор. - М., 1967.

197. Эльбуздукаева Т.У. Развитие литературы и просветительской работы в Чечне и Ингушетии в 20-30-е годы гг. XX века // Научные проблемы гуманитарных исследований. Вып. 10. - Пятигорск, 2011. - С. 121126.

198. Эльмурзаев С.Ч. Общее и специфическое чечено-ингушских нарт-эрстхойских сказаний в кавказском эпосе «Нарты» // Известия. Вопросы Чечено - Ингушской литературы. Т.У. Вып. 3. - Грозный, 1968. - С. 73 - 95.

199. Энциклопедия. [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Национализм.

200. Эфендиев Ф. Этнокультура и национальное самосознание. -Нальчик, 1999.

201. Эфендиев Ф. Этнокультура и национальное самосознание. [Электронный ресурс: http://sbiblio.com/bibHo/archive/efindiev_etnokultura/ 07.а5рх].

202. Язык и стиль произведения фольклора и литературы. - Воронеж,

1986

203. Якименко Л. На дорогах века. - М.,1973.

204. Электронный ресурс: http://zhaina.eom/2007/05/l l/page,56,pisateli chechni.html.

205. Электронный ресурс: http://www.characterology.ru/characterology/ пайоп-1гага^его1оею/кет 4474.html.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.