Художественный мир и философия природы в творчестве Мусы Ахмадова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Яхьяева Зухра Идрисовна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 180
Оглавление диссертации кандидат наук Яхьяева Зухра Идрисовна
Введение
Глава 1. Духовно-нравственное и философско-эстетическое осмысление проблем традиционной народной экологии в публицистике Мусы Ахмадова
1.1. Литературно-публицистическое освещение культурно-этического смысла анималистических образов чеченской мифологии, фольклора и литературы в книге Мусы Ахмадова «Взаимосвязь чеченской народной культуры с природой и трудовой деятельностью»
1.2. Этноментальные и фольклорные истоки художественно -публицистического осмысления природного ландшафта и аграрной культуры в книге Мусы Ахмадова «Взаимосвязь чеченской народной культуры с природой и трудовой деятельностью»
1.3. Художественно-публицистическая и нравственно-дидактическая трактовка традиционного народного понимания трудовой деятельности в книге Мусы Ахмадова «Взаимосвязь чеченской народной культуры с природой и трудовой деятельностью»
Глава 2. Авторская концепция природы в повестях и новеллах Мусы Ахмадова
2.1. Символика природы и поэтика заглавий прозы Мусы
Ахмадова
2.2. Художественно-философская интерпретация мотивов и образов родной природы Кавказа в прозе Мусы Ахмадова как фактор создания им национальной картины мира
2.3. Формы и способы выражения авторской концепции природы в повести Мусы Ахмадова «Горы воздвигая на земле»
Глава 3. Модификации авторской концепции природы и особенности пейзажа в повести Мусы Ахмадова «После землетрясения»
3.1. Бытие природы как мерило ценностей в повести М.Ахмадова
«После землетрясения»
3.2. Образ чеченской сторожевой башни и комплексное представление о национальном (чеченском) образе мира в повести «После землетрясения»
3.3. Повседневно-обыденный реалистический пласт повести «После землетрясения» в контексте художественного исследования социально-общественной проблематики жизни Чечни 1980-х годов
3.4. Роль природы и памятников национальной истории в процессе эволюции характеров основных персонажей повести «После землетрясения»
Глава 4. Эволюция концепции природы в современной прозе Мусы Ахмадова (Повесть «Косари»)
4.1. Актуальность и новизна решения проблемы «природа и
цивилизация» в повести «Косари»
4.2. Природа как фактор возвращения к исконным ценностям в повести «Косари»
4.3. Гибель архитектора Ягаева в качестве главного испытания для
героев в идейно-художественном замысле повести
Заключение
Библиографический список
Интернет-ресурсы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Художественная публицистика Мусы Ахмадова: особенности проблематики, структуры и поэтики2015 год, кандидат наук Товсултанова, Джамиля Салавдиевна
Художественно-философское осмысление взаимосвязи человека и природы в чеченской прозе: 50-90-е годы XX века2013 год, кандидат наук Садулаева, Марьям Хасмагомедовна
Отражение духовно-нравственных и эстетических исканий в художественной прозе Мусы Бексултанова2020 год, кандидат наук Килабова Марет Ароновна
Роль фольклора в эволюции чеченской прозы XX века2010 год, доктор филологических наук Джамбекова, Тамара Белаловна
Современная чеченская "военная" проза: историко-культурный контекст, жанровый состав, поэтика: 1990-2010 гг.2010 год, кандидат филологических наук Довлеткиреева, Лидия Махмудовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный мир и философия природы в творчестве Мусы Ахмадова»
Введение
Органическое восприятие и художественное осмысление писателем мира природы как среды обитания человека и всего сущего на земле является неотъемлемой частью его художественного мира.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью определить роль и значение мотивов, образов, символов природы в творчестве крупнейшего чеченского писателя современности Мусы Ахмадова.
«Мир истории», «Мир искусства», «Романтический мир», «Поэтический мир», «Художественный мир» - все эти понятия созданы с известной долей образности. В основе семантики данных понятий и аналогичных им лежит метафорический смысл. Одновременно мир человека и мир природы воспринимаются и транслируются писателем в единстве всей их сложной и глубокой символики, начиная от солнца, неба, звезд, продолжая реальным национальным природным ландшафтом, включающим в себя образы гор, ущелий, рек, лесов, полей, конкретных представителей мира растений и обитателей животного мира.
Глубокую тревогу писателя вызывают современные процессы отчуждения человека от природы, разрушения ее генофонда, ведущие зачастую к утрате современным человеком глубинных связей с землей, исконными ценностями, непосредственно выраставшими именно в неразрывной связи человека с природой. Природный и человеческий миры у Мусы Ахмадова не существуют изолированно один от другого, жизнь одного без другого немыслима.
Натурфилософия Мусы Ахмадова также является неотъемлемой частью его антропологии. Сфера природы увидена глазами различных персонажей и самого автора, она постигается ими во всех своих проявлениях, природа для чеченского писателя - и храм, и мастерская. Природа для
чеченского народа - исконная сфера язычески-мифологического, пантеистического мировоззрения, восприятия, истолкования и поклонения.
Необходимо отметить несколько типов природного пространства в художественном мире прозы М. Ахмадова, в частности, более конкретное и более символическое, внешнее и внутреннее пространство, наличие пространственных единиц, считающихся при этом устойчивыми природными образами. Движение времени, природные изменения у писателя чаще всего соотносятся с движением человеческой жизни. И отсюда - символическое значение некоторых образов природы, в частности, первостихий воды, земли, огня и воздуха и глубоко философическое их наполнение в контексте мифопоэтических традиций.
В понимании Мусы Ахмадова природа - это нечто гармоничное, существующее в равновесии доброго и злого, вечного и сиюминутного, необходимого и бесполезного и т. д. Именно поэтому природа диалектична, она является одновременно созидающим и разрушающим фактором, сохраняющим при этом вечное равновесие.
Тема природы для Мусы Ахмадова, как и для многих других художников в мировой литературе (Роберт Бернс, Сэмюэл Кольридж, Александр Пушкин, Алексей Кольцов, Тарас Шевченко, Сергей Есенин и многие другие) - одним из важнейших факторов отражения национальной самобытности, эта тема непосредственно слита с темой Родины. «Сформировавшиеся на едином жизненно-природном пространстве, практически одновременно начавшие путь к вершинам профессионализма, литературы народов Северного Кавказа составляют своеобразный, оригинальный целостный контекст национальных авторов, которые описывали в своих произведениях регион, близкий в территориальном и культурном отношении» [Чанкаева, 2006, с.6].
В творчестве М. Мамакаева, С. Бадуева, Х. Аппаева, Т. Керашева, А. Кешокова, И. Машбаша, Х. Жирова, А. Охтова, Ф. Абдулжалилова, З.
Толгурова, А. Евтыха, Х. Байрамуковой, Н. Джусойты, Э. Гуртуева, Н. Куека и др. раскрывается глубокое и многофункциональное воздействие природы на человека. В национальной прозе «сохраняются и развиваются традиционные архетипы, наполняясь новой символикой. Функции изображения природы, пейзажных зарисовок многообразны, в них прослеживается преемственность и типология» [Чанкаева, 2006, с. 6].
Г.Д. Гачев считает, что «первое, очевидное, что определяет лицо народа - это природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю. Здесь коренится и образный арсенал национальной культуры (архетипы, символы), метафорика литературы, сюжеты искусства - все весьма стабильные» [Гачев, 1977, с. 42].
Художественная проза Мусы Ахмадова органично сочетает в себе признаки всех трех родов литературы - эпоса, лирики и драмы, что естественным образом сказывается и на характере и типах отражения им природы. Добавим, что большой ряд произведений, включаемых автором в собрания его художественных текстов, помимо трех основных родов имеют также дополнительный, внеродовой документально-художественный, публицистический, мемуарный, либо автобиографический компонент.
Общепринятое в эпосе достаточно объективированное, всестороннее изображение пейзажа сочетается у М. Ахмадова и с субъективно выраженным и субъективно осмысленным отношением к природе, когда это происходит выборочно, импульсивно, подано через призму индивидуальных ощущений персонажей, автора, а также того субъекта литературного текста, которого принято называть лирическим героем.
На наш взгляд, рассмотрение философии природы в национальных литературах необходимо проводить с учетом особенностей этнопсихологии, этноэкологии, национальных образов мира. «Художническая интуиция позволила Мусе Ахмадову увидеть глубинные проблемы нашего времени, почувствовать его драматизм. В его произведениях все сведено к главным
категориям: время, человек-личность, судьба, человеческая память» [Инаркаева, 2001 ].
Муса Магомедович Ахмадов (родился 28 января 1956) - автор крупнейших произведений чеченской поэзии, прозы, драматургии, вошедший в национальную литературу в середине 1980-х годов. М. Ахмадов одновременно с писательским творчеством является крупнейшим публицистом, главным редактором литературно-художественного журнала «Вайнах», этнопсихологом и этнопедагогом, общественным деятелем, автором уникальной трилогии книг «Чеченская традиционная культура и этика» (2002), «Взаимосвязь чеченской народной культуры с природой и трудовой деятельностью» (2008) и учебного пособия для 4 класса средней школы «Ты пришел в этот мир» (2006).
Авторы, на протяжении многих лет писавшие и пишущие о творчестве Мусы Ахмадова (Верольский Ю., Инаркаева С.И., Татаева Р.Б., Довлеткиреева Л.М., Товсултанова Д.С.), отмечают в его творчестве непосредственную обращенность к глубинным, базовым основам мироздания и человеческого бытия, среди которых большое место занимает именно тема природы, мира и человека.
Объектом исследования являются методы и приемы художественного постижения мира природы в произведениях М. Ахмадова.
Предмет исследования - изображение природы в произведениях Мусы Ахмадова.
Материал исследования - произведения М. Ахмадова, созданные в жанре документально-публицистической прозы («Взаимосвязь чеченской народной культуры с природой и трудовой деятельностью») и в жанре повести («Горы воздвигая на земле», «После землетрясения», «Косари») в период с 1980-х гг. по 2008 г.
Степень изученности темы. Различные аспекты проблемы мира природы и человека рассматривались в работах северокавказских
литературоведов X. Бакова, Т. Биттировой, Л. Бекизовой, А. Гутова, 3. Кучуковой, И. Маремшаовой, А. Мусукаевой, А. Теппеева, 3. Толгурова, Т. Толгурова, Ю. Тхагазитова, Ф. Урусбиевой, Р. Фидаровой, А. Хакуашева, Р. Хашхожевой, К. Шаззо, Н. Шогенцуковой, Т. Эфендиевой и др.
За последнее десятилетие по близкой проблематике были защищены также кандидатские диссертации: Романенко В.П. «Человек и природа гор в художественной литературе Северного Кавказа. Эволюция взглядов и нравственный аспект проблемы» (Нальчик, 2008), Чанкаева Л.Р. «Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева» (Майкоп, 2006), Бахова Э.А. «Традиции русской литературы в осмыслении темы "человек и природа" в литературах народов Северного Кавказа» (Нальчик, 2005).
В течение нескольких десятилетий (особенно - в последние полтора десятилетия) происходит интенсивное развитие чеченского литературоведения, по преимуществу в области фольклористики и изучения художественной прозы. В этот период были созданы докторские диссертации и проведены другие исследования Туркаева Х.В. (1973, 1984, 1987), Джамбековой Т.Б. (2010), кандидатские диссертации Чахкиевой Р.А. (1975), Тасуевой Л.С. (1975), Ужаховой Р. (1984), Мусаева Х.М. (1985), Инаркаевой С.И. (1999), Губанукаевой М.М. (2006), Исмаиловой М.В.(2007), Джамбекова О.А. (2009), Довлеткиреевой Л.М. (2010), Татаевой Р.Б. (2011), Ибрагимова Л.М. (2011), посвященные различным аспектам произведений эпических жанров в чеченской литературе.
В той или иной мере в связи с конкретными задачами каждой работы многие из них касаются анализа проблем художественного исследования в чеченской литературе мира природы в его многообразнейших прямых и опосредованных взаимосвязях с миром человека. Однако подобное обращение к рассмотрению мотивов и образов природы в чеченской литературе оказывается поверхностным, эпизодическим.
Целью работы является исследование основных закономерностей развития темы природы в творчестве Мусы Ахмадова.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
- определить фольклорные истоки темы природы в прозе Мусы Ахмадова;
- рассмотреть основные мировоззренческие аспекты (философский, этнокультурный, этнопедагогический, этический, экологический) воплощения темы в контексте творческой индивидуальности М. Ахмадова.
- выявить особенности взаимодействия национального и общечеловеческого в раскрытии мотивов и образов природы в повести М. Ахмадова «Горы воздвигая на земле»;
- охарактеризовать специфику художественного выражения концепции личности в повести «После землетрясения»;
- проанализировать основные признаки художественного времени и пространства природы в повестях М. Ахмадова «После землетрясения» и «Косари»;
- установить соотношение лирического и эпического в художественном исследовании темы «человек и природа» в прозе М. Ахмадова.
Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые в чеченском литературоведении осуществлен подход к исследованию темы "человек и природа" в творчестве отдельного писателя, в работе проводится комплексное системное исследование многообразных функций мотивов и образов природы в творчестве конкретного писателя - Мусы Ахмадова.
Методологическая основа исследования включает в себя несколько основных аспектов: во-первых, историко-литературоведческие и литературно-философские работы и коллективные труды «Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения: Человек-природа-искусство», «Древнерусская литература. Изображение человека и природы», «Чувство природы», посвященные теме природы в литературе (А.Ф. Бритиков, Е.Н.
Купреянова, Г.Б. Курляндская, В.А. Никольский, М.Н. Эпштейн, Т.Л. Гринфельд, Л.В. Гурленова, Н.В. Кожуховская); во-вторых, работы ученых Северного Кавказа, частично посвященные проблемам литературы и экологии (Ю. Айдаев, Ю. Верольский, Л. Бекизова, Т.Б. Джамбекова, О.А. Джамбеков, Ч. Гусейнов, А. Гутов, У. Далгат, М.М. Губанукаева, М.В. Исмаилова, В. Корзун, Н. Музаев, У. Панеш, К. Султанов, X. Туркаев, К. Шаззо, Ш. Шаззо, А. Шарипов, Т.М. Уздеева и др.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. В центре внимания Мусы Ахмадова в его творчестве оказываются вопросы этноэкологии, раскрываемые через триаду «Экология природы - экология культуры - экология души», где Человек выступает как часть экосистемы, и, одновременно, как часть своего этноса.
2. В книге М. Ахмадова «Взаимосвязь чеченской народной культуры с природой и трудовой деятельностью» отсутствуют признаки художественной прозы, однако сам документально-публицистический и дидактический материал, достоверно и одновременно образно изложенный писателем, отличается истинной поэзией и любовью к природе.
3. Повести М. Ахмадова, основанные на архетипах коллективного бессознательного, в метафорической, мифологизированно-аллегорической форме раскрывают исконные связи человека с природой.
4. Пейзаж в художественной прозе М. Ахмадова многофункционален: он выступает в качестве структурообразующего фактора, актуализирует хронотоп, разрабатывает и дополняет психологическое содержание характеров персонажей, углубляет эмоциональную семантическую составляющую образа, эпизода и произведения в целом.
5. Повесть Мусы Ахмадова «Горы воздвигая на земле» - первый опыт целенаправленного и осознанного через восприятие, умонастроения и умозаключения, особую концентрацию духовности героя, прошедшего через
определенный обет, размышления автора о сути мироздания и места человека в нем.
6. Усиление драматического начала в повести «После землетрясения» -способ яркого и многофункционального осмысления мотивов и образов природы, которые не существуют изолированно и искусственно, некая сумма приемов.
7. Актуализация дихотомий «природа-цивилизация», «деревня-город», широко известных в литературе разных времен и народов, в повести Мусы Ахмадова «Косари» выступает как выражение авторской трактовки данного противостояния.
Для выполнения поставленных задач были применены следующие методы исследования: историко-литературный, типологический, философско-культурологический.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что исследование художественного и документально-публицистического решения различных аспектов проблемы «Человек и природа» в творчестве Мусы Ахмадова дает возможность разработки многих общих вопросов теории и истории философии природы, экологии природы, человека и культуры как в традиционном художественном творчестве чеченского народа, так и в деятельности современных чеченских писателей в теоретико-литературном и историко-литературном плане, а также с точки зрения типологии и поэтики художественных текстов разных литературных жанров и родов, посвященных природоведческой (в самом широком смысле) проблематике.
Практическая ценность данной работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в преподавании истории и теории чеченской литературы и фольклора, культурологии в высшей и средней школе, при подготовке учебных пособий, создании специальных курсов, а
также при дальнейшей разработке аналогичных проблем в творчестве других чеченских писателей.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на Международных научных конференциях «Кросскультурное пространство литературной и массовой коммуникации - 2» (Майкоп, 2013), «Актуальные проблемы чеченской и общей филологии» (Грозный, 2014), «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 2014).
Содержание работы отражено в 9-ти публикациях, включая три в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для опубликования результатов кандидатских диссертаций. Диссертационная работа обсуждалась на заседаниях кафедры литературы и методики ее преподавания Чеченского государственного педагогического института.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемой литературы. Общий объем диссертации 180 страниц.
Глава 1. Духовно-нравственное и философско-эстетическое осмысление проблем традиционной народной экологии в публицистике Мусы Ахмадова
Восприятие и художественное отражение мира природы является яркой и содержательной частью мировидения крупнейшего чеченского писателя современности Мусы Ахмадова, что находит всестороннее и последовательное воплощение в его поэзии, прозе и драматургии. Наследуя традиции природоописания, уходящие в глубь веков, каждый писатель может создавать «новаторские произведения, насыщенные картинами природы, расширяющими художественно-изобразительные возможности и философские рамки (...) литературы» [Иванова, 2004]. «В искусстве слова чувство природы все более сливается с чувством родины, отсюда пейзаж становится своеобразным портретом родины, а единение с природой перерастает в близость к народу» [Чанкаева, 2006. с. 5]. Истоками этого являются до настоящего времени сохранившиеся в народном календаре чеченцев «отзвуки тотемических верований, реликты земледельческих и скотоводческих культов, космогонические сюжеты» [http://www.nnre.ru/ kulturologij a/povsednevnaj a_zhizn_gorcev_severnogo_kavkaza_v_xix_veke/p 19^ hp].
Имена божеств, олицетворявших различные стихии природы,
свидетельствуют об анимистских представлениях чеченцев: Латта-нана -
Мать земли, Хи-нана - мать воды, Меха-нана - мать ветров, Ун-нана - Мать
болезней. Чеченская космогония сохранилась в различных мифах о
происхождении земли, солнца, луны, звезд. В них, как и в мифологии любого
народа, присутствует гносеологический компонент. Так, в чеченском мифе
«О том, как произошло солнце, луна и звезды» солнце и луна представлены
как юноша и девушка, которые гоняются друг за другом по кругу, но
которым не суждено встретиться никогда. Названия созвездий, отдельных
звезд, Млечного пути также связаны с космогоническими мифами: Млечный
13
путь - «Ча такхина тача - тропа рассыпанной соломы», Большая медведица - «Ворх вешин ворх седа - семь звезд семерых братьев».
Языческая религия древних вайнахов представляет собой смесь различных культов, в том числе анимизма и политеизма. Древние вайнахи верили, что деревья являются обителями различных невидимых духов. Особое место в мифологии занимает груша
[http : //www.nnre.ru/kulturologij a/povsednevnaj a_zhizn_gorcev_severnogo_kavka za_v_xix_veke/p 19. php].
В работе Мусы Ахмадова «Взаимосвязь чеченской народной культуры с природой и трудовой деятельностью» в центре внимания оказываются вопросы этноэкологии, раскрываемой через триаду «Экология природы -экология культуры - экология души», где Человек выступает как часть экосистемы, и, одновременно, как часть своего этноса [Ислам©Портал-Credo.ru.]. Книга «Взаимосвязь чеченской народной культуры с природой и трудовой деятельностью» увидела свет в современный период, тогда, когда творческий опыт писателя насчитывает уже более трех десятилетий. Однако мы считаем правильным начать свое исследование именно с этого текста, (несмотря на отступление от хронологического принципа), поскольку данную книгу можно и должно рассматривать как своеобразный комментарий, самокомментарий автора к вопросу философского, духовно-нравственного, художественного осмысления им проблемы «Человек и природа» в его прозе, как изложение предыстории, основ и истоков активной реализации данной проблемы в художественных текстах Мусы Ахмадова. Таким образом, можно проследить явную преемственность между художественными и документально-публицистическими текстами писателя, раскрывающими проблему «человек и природа».
«Первое и очевидное, чем определяется тип национальной модели мира, - писал Георгий Гачев - это, конечно, природа, среди которой
вырастает народ и сотворяет свою историю. Природа - это постоянно действующий фактор. Тело земли, лес - и какой, хвойный или лиственный -горы, степи, море, пустыня, тундра, вечная мерзлота или джунгли, климат умеренный или подверженный катастрофическим изломам, ураганам и землетрясениям, животный мир, растительность. Все это предопределяет и последующий род труда (охота, бортничество, скотоводство-кочевье, торговля-мореплавание) и модель мира: устроен космос как мировое яйцо или мировое древо (ясень Игдрасиль в скандинавском эпосе), или как тело кита (Левиафан и Моби Дик), или как священный конь и верблюд (у кочевников и в символике киргизского писателя Чингиз Айтматов. Здесь коренится арсенал и символов-архетипов: образность, литература и искусство, которые весьма стабильны» [Гачев, 1999, с. 56].
1.1. Литературно-публицистическое освещение культурно-этического смысла анималистических образов чеченской мифологии,
фольклора и литературы в книге Мусы Ахмадова «Взаимосвязь чеченской народной культуры с природой и трудовой деятельностью»
Национальная проза народов Северного Кавказа развивалась в направлении исканий духовно-нравственного и философского характера. «Именно многочисленность вариантов осмысления окружающего бытия, многочисленность этико-эстетических истоков гносеологии национальной прозы - от норм социалистического реализма до самых новационных и модернистских находок западной романистики, ставших объектом осмысления уже в середине 1970-х - начале 1980-х годов - именно эта инвариантность и породила структурную сложность произведений (...) писателей, стала той генерационной базой, на которой возросло
хронотопическое многообразие каждого отдельно взятого произведения» [Бродзели, 2008, с. 20].
Комплексный исследовательский подход предполагает анализ каждого произведения литературы и публицистики с учетом специфики традиционной этнической культуры, конфессиональных взглядов, особенностей сознания народа и философских аспектов проблемы мира и человека в целом. Само понятие «мир», модель которого описывается в произведении художественной литературы, следует понимать как человека и среду в их взаимодействии; в этом смысле мир есть результат переработки информации о среде и о самом человеке, причём «человеческие» структуры и схемы часто экстраполируются на среду, которая описывается на языке антропоцентрических понятий. Для мифопоэтической модели мира существен вариант взаимодействия с природой» [Топоров, 1980. - Т. 2. - С 161].
В понимании мира и способов его познания чеченским писателем Мусой Ахмадовым в его книге «Взаимосвязь чеченской народной культуры с природой и трудовой деятельностью» [Ислам...] можно наблюдать стремление передать жизнь природы и всего мироздания с помощью системы представлений и образности, пантеистического ощущения всеобщей одушевленности, ощущения родственной близости всего живого, в том числе и внутреннего родства человека с окружающим миром. Мусой Ахмадовым движет желание полнее почувствовать и понять жизнь природы в ее закономерностях и частностях.
Основные параметры системы чеченской традиционной народной этики и культуры оказываются для Мусы Ахмадова, в первую очередь, связанными с отношением человека к природе. Писателя привлекают разные уровни и смыслы этого явления, от великого до самого будничного и простого. Так, например, Муса Ахмадов пишет: «Человеку вменяется в
обязанность относиться к природе так же бережно, уважительно и милосердно, как и к людям. Поэтому в народной этике выработаны определенные нормы отношения к диким и домашним животным, птицам, земле, лесам, водам, сенокосным угодьям и т. д.» [http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2169]. Предельно проста, естественна, лаконична и чрезвычайно ясна сама интонация автора в этом его монологе о природе и человеке, живущем на земле: «Прежде всего необходимо должным образом заботиться о домашней живности: не оставлять ее голодной, беречь от диких зверей, обеспечить хорошее содержание, лечить в случае необходимости. Потому что, во-первых, Бог спросит человека о его домашней живности так же, как о нем самом и о его семье; во-вторых, в отношении человека к его домашним животным проявляется полная картина его внутренней культуры» [Там же].
Такие речевые обороты, как «человеку вменяется в обязанность», «необходимо должным образом заботиться» восходят, отчасти, к исламским текстам, в которых, как и в другой религиозной публицистике (в первую очередь, в жанре проповеди), содержится императивное, убеждающее и побуждающее начало. Завершающая этот фрагмент текста такая развернутая, но в то же время четкая формула, как «полная картина его внутренней культуры» является достойным заключительным аккордом.
Вслед за данным вступлением Муса Ахмадов приводит одно из народных преданий, иллюстрирующих высказанные выше авторские положения, заканчивающееся следующей впечатляющей сентенцией: «Для своей живности я слуга, а для людей вроде вас - князь». Автор выделяет сразу несколько смыслов в этом предании, которое, в первую очередь, показывает, что человек должен проявлять милосердие по отношению к животным. "Как можно бить бессловесное животное?" - обычно упрекают того, кто ударами прогоняет со своего двора случайно забредшую животину.
Из приведенного рассказа следует также, что должный уход за домашним животным важнее, чем даже проявление внимания к гостям.
Автор делает акцент не столько на утилитарной, практической важности и необходимости должного ухода за живностью, а на духовной, гуманистической составляющей подобного отношения: «. потому, что животное зависит от человека, а слабость и физическая немощь, согласно чеченской народной культуре, требуют особого внимания, и выше всего остального ценится готовность прийти на помощь слабому (исламская религия, например, разрешает отложить обязательный намаз, чтобы накормить голодное животное)» [http://www.portaI-
credo.ru/site/?act=lib&id=2169].
Второй момент, выделяемый автором, обращен на то, что «в чеченском сознании любой человек (даже князь или царь) не должен стыдиться ухаживать за принадлежащей ему скотиной» [Там же]. Наоборот, это считается почетным.
И, наконец, третий аспект писателя-публициста обращен к тому, что «княжеская честь заключается не в том, чтобы гордиться и чураться черной работы, а в готовности прийти на помощь нуждающемуся в поддержке. Именно этот смысл содержится в последних словах, сказанных хозяином своим гостям» [Там же]. Здесь Муса Ахмадов концентрирует внимание адресата текста на глубоком философском аллегорическом значении мудрости, вложенной в фольклорное предание.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Своеобразие творческой индивидуальности чеченских поэтов второй половины XX – начала XXI вв. Шайхи Арсанукаева и Шаида Рашидова2019 год, кандидат наук Хазуева Барият Абусупьяновна
Место фольклора в системе мировидения, литературно-эстетической концепции и творческой индивидуальности чеченских писателей ХХ века (проза Магомета Мамакаева, Абузара Айдамирова, Шимы Окуева)2016 год, доктор наук Джамбеков Овхад Алихаджиевич
Национальная идея как смыслообразующий фактор в чеченской прозе: 20-80-е годы XX века2013 год, кандидат наук Бачалова, Инна Бисолтовна
Своеобразие художественного конфликта в чеченской повести 50-80-х годов XX века2013 год, кандидат наук Хунарикова, Петимат Хамидовна
Эволюция жанров "малой прозы" в современной чеченской литературе2000 год, кандидат филологических наук Инаркаева, Субран Исламовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Яхьяева Зухра Идрисовна, 2015 год
Библиографический список
1. Абаев В.И. Нартский эпос // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. - Дзауджикау, 1945. - Т. Х, вып. 11.
2. Абаев В.И. Нартский эпос. - Орджоникидзе, 1957.
3. Абдулаева Х.Р. Творчество первых чеченских литераторов. Начало XX века //Нация. Личность. Литература. Вып. 1. - М., 1996.
4. Абдуллаева Х.Р. Чеченская проза. - М., 1998.
5. Абдуллаева Х.Р. Чеченская проза: историко-культурный аспект: Автореф. дис. .канд. филол. наук. - М., 1998.
6. Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей: Автореф. дис. .д-ра филол. наук. - Махачкала, 1993.
7. Абуков К.И. Новаторские тенденции в младописьменных литературах (Современная проза Дагестана и Северного Кавказа) - М., 1971.
8. Аверинцев С.С. Вода / С.С. Аверинцев // Мифы народов мира. - М., 1987. Т.1.
9. Агаева З.А. Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Махачкала, 2004.
10. Агержанокова С.Р. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве писателей-просветителей конца Х1Х - начало ХХ вв. - Майкоп, 2003.
11. Азыркина Е.И. Человек и природа в мордовской прозе / Е.И. Азыркина: Автореф. дис. канд. филол. наук. - Саранск, 1996.
12. Айдаев А.Ю. Жизнь и слово. - Грозный, 1992.
13. Айдаев Ю.А. Грани жизни. - Грозный, 1976.
14. Айдаев Ю.А. Зеркало жизни: Сборник лит.-критич. ст. - Грозный, 1987.
15. Айдаев Ю.А. От эпической песни до эпопеи: Сборник лит.-критич. ст. - Грозный, 1975.
16. Айдаев Ю.А. Чечено-ингушская советская драматургия (1920-1940). -Грозный, 1975.
17. Акаев В., Абдулазиева А. Культура чеченцев в постконфликтный период: состояние и динамика возрождения // Вайнах. № 10. - Грозный, 2007.
18. Алиева А.И. Жанрово-исторические разновидности эпоса адыгских народов // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: поэтика и стилистика. - М., 1980.
19. Алиева А.И. Фольклорные традиции в младописьменном романе / Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. - М.,1978.
20. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. - Грозный, 1990.
21. Антология чечено-ингушской поэзии. - Грозный, 1981.
22. Арутюнов Л.Н. Взаимодействие литератур и проблемы новаторства. -М., 1972.
23. Арутюнов Л.Н. Национальный мир и человек // Советская литература и мировой литературный процесс. Изображение человека. - М.,1972.
24. Архетипы в фольклоре и литературе: Сборник научных статей. -Кемерово, 1994.
25. Астафьев В. Царь-рыба. Повествование в рассказах. - Наш современник. № 4. - М.,1976.
26. Астахов С.Х. Ритуальные действия народов Северного Кавказа. -СПб., 1996.
27. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. - М., 1982.
28. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. - М., 1994.
29. Ахмадов М. А мельница крутилась и на рассвете. Рассказ // Вайнах. № 5. - Грозный, 2005. - С. 30-32.
30. Ахмадов М. Гора и море. Рассказ // Вайнах. № 12. - Грозный, 2007.
31. Ахмадов М. Деревья в сумерках. - Грозный, 1993.
32. Ахмадов М. Деревянные куклы. Рассказ // Вайнах. № 2. - Грозный, 2004.
33. Ахмадов М. Дикая груша у светлой реки. Повесть // Вайнах. № 2. -Грозный, 2007.
34. Ахмадов М. И в ночь уходила река. Роман // Вайнах. № 8. - С. 217; № 9. - С. 9-21; № 10. - С. 336. - Грозный, 2004.
35. Ахмадов М. Идти, не сбиваясь с этого пути. Повесть // Вайнах. № 3. -Грозный, 2005.- С. 5-29.
36. Ахмадов М. Кружиться в этих волнах. Рассказ // Вайнах. № 7. -Грозный, 2007.- С. 9-17.
37. Ахмадов М. Ответственность слова // Вайнах. № 11. - 2007. С. 62-63.
38. Ахмадов М. Собрание соч.: В 5 томах. Том 1. Рассказы. Повести. -Грозный, 2005.
39. Ахмадов М. Украденное время. Рассказ // Вайнах. №1.- Грозный, 2009. С. 2-6.
40. Ахмадов М. Чеченская традиционная культура и этика. - Грозный, 2006.
41. Ахмадов М. Чтобы свечу не задуло ветром. Повесть // Вайнах. №1. -Грозный, 2005. - С. 25-33.
42. Ахмадов М.М. Деревянные куклы. Избранное в 2 томах. Том 1. - 2010.
43. Ахмадов Я.З. Исторические реалии в героических песнях илли // Поэтика чеченских (героических песен) илли. - Грозный, 1983.
44. Бахова Э.А. Традиции русской литературы в осмыслении темы «человек и природа» в литературах народов Северного Кавказа: Автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Нальчик, 2005.
45. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману (Национальные художественные традиции и становление повествовательных жанров адыгских литератур). - Черкесск, 1974.
46. Бекизова Л.А. Художественная трактовка нового героя в современной прозе Северного Кавказа. // Традиции и современность. Метод и жанр. -Черкесск, 1986.
47. Белощин А. М. Роль пейзажа в рассказе К. Г. Паустовского «Снег» / А. М. Белощин // Русская речь. № 1. 2003.- С. 9-12.
48. Берже А. Чечня и чеченцы. - Элиста, 1990. - С. 33.
49. Бродзели А.О. «Художественная концепция мира и человека в романе Алима Теппеева "Мост Сират"»: Автореф. дис. .канд. филол. наук. -Пятигорск, 2008.
50. Бурносова И.В. Тенденции развития натурфилософской поэзии Мордовии: Автореферат дис. .канд. филол. наук. - Саранск, 2012.
51. Вагапов Я. С. Чечено-ингушские эпические песни XIV-XVШ в.: Автореферат дис. .канд. филол. наук. - Махачкала, 1968.
52. Вазина М. Ф. Природа в прозе И. А. Бунина: Автореферат дис. .канд. филол. наук. - Санкт-Петербург, 2000.
53. Вахитова Т. М. Природные стихии в творчестве Леонида Леонова / Т.М. Вахитова // Русская литература. № 3. 2005.- С. 73-90.
54. Верольский Ю. Муса Ахмадов и его романы: рецензия для скрипки с оркестром // М. Ахмадов. На заре, когда звезды гаснут. - Грозный, 1992.
55. Верольский Ю. Наш край и литература. - Грозный, 1969.
56. Волкова Т.Ф. Принципы и формы изображения природы в древнерусской литературе // Тема природы в художественной литературе. -Сыктывкар, 1995.
57. Вопросы чечено-ингушской литературы. - Грозный, 1968.
58. Вопросы чечено-ингушской литературы. - Грозный, 1972.
59. Воронина М.С. Динамика развития национальных литератур Северного Кавказа в условиях лингво-культурной ситуации (двуязычия): Автореф. дис. .канд. филол. наук. - Нальчик, 2004. - С. 23.
60. Выходцев И.С. Деревня. Земля. Человек: Проблемы русской советской литературы. - Л., 1976.
61. Гадагатль A.M. Память нации. Генезис эпоса «Нарты». - Майкоп, 1997.
62. Газдарова А.Х. Эстетика природы в современной осетинской литературе // Лингвистические заметки: Сборник научных трудов. - Выпуск № 1. - Владикавказ, 2005. - С. 240-249.
63. Гайтукаев К.Б. В пламени слова. - Грозный, 1989.
64. Гайтукаев К.Б. Традиции А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова в лирике А.Сулейманова // Вопросы литературных связей. T.VIII. - Грозный, 1979. -С. 121-137.
65. Гакаев Д. Штрихи к историко-культурному портрету чеченцев // Очерки политической истории Чечни (XX век). В двух частях. - М., 1997. -С. 9-50.
66. Галанов Б. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. - М., 1974.
67. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. -М., 1995. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. - М., 2003.
68. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. - М., 1981.
69. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством. - М., 1997.
70. Гинзбург Л. О психологической прозе. - Л., 1977.
71. Гиниятуллина А. Ф. Проблема «человек и природа» в татарской прозе 60-90-х годов XX века: Автореф. дис. .канд. филол. наук. - Казань, 2006. -С. 26.
72. Гиреев В.Ю. К вопросу о клишированности в жанре илли // Поэтика чеченских героических песен илли. - Грозный, 1983. - С. 22-32.
73. Головинский П. Заметки о Чечне и чеченцах. ССТО. Вып.1. 1878.
74. Гринфельд-Зингурс Т.Я. Природа в художественном мире М.М. Пришвина. - Саратов, 1989.
75. Губанукаева М.М. Фольклорное и художественное мировидение С.-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы: Автореф. дис. .канд. филол. наук. - Майкоп, 2006.
76. Гумилев JJ.H. Этносфера: история людей и история природы. - М., 1993.
77. Гуртуева Т.Б. Маленький человек с большой буквы (Поэзия Северного Кавказа в контексте постмодернизма). Очерки творчества. - Нальчик, 1994.
78. Гусейнов Ч. Этот живой феномен: Советская многонациональная литература вчера и сегодня. - М., 1988.
79. Гутов А.А. Поэтика и типология нартского эпоса. - М., 1993.
80. Далгат У.Б. Горские песни, предания и сказка в «Хаджи-Мурате» Л.Толстого и их художественное значение // Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. Т. 2. Вып. 3. - Грозный, 1959.
81. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей: исследования и тексты. - М., 1972.
82. Далгат У.Б. Типовые черты нартского эпоса // Типология нартского эпоса. - М., 1975.
83. Далгат У.Б. Литература и фольклор: теоретические аспекты. - М., 1981. - 304 с.
84. Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов. - Грозный, 1991. - 336 с.
85. Дешериев Ю. Д. Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов. - Грозный, 1963. - 555 с.
86. Дешериев Ю.Д. Закономерности развития литературных языков народов СССР в советскую эпоху. - М., 1976. - 431 с.
87. Дешериев Ю.Д. Роль русского языка и русской культуры в развитии языков и культур народов СССР // Взаимоотношение развития национальных языков и национальных культур. - М., 1980. С. 90-100.
88. Джамбеков О.А. художественном времени и устно-поэтическом наследии чеченцев // Культура Чечни. История и современные проблемы. -М, 2002. - С. 71.
89. Джамбеков О.А. История записи и публикаций чеченских народных лирических песен в Х1Х-ХХ вв. // Проблемы чеченской филологии. № 1. -Грозный, 1999. - С. 22-28. (На чеченском языке)
90. Джамбеков О.А. Роль и место женщины в общественном устройстве чеченцев. (По материалам чеченской народной бытовой лирики). - Вайнах. № 3. - Грозный, 2003. С. 29-33.
91. Джамбеков О.А. Жанровые и поэтические особенности чеченских героико-исторических песен илли: Автореферат дис. .канд филол. наук. -Майкоп, 2008. - 25 с.
92. Джамбекова Т.Б. Роль фольклора в эволюции чеченской прозы XX века: Автореферат дис. .д-ра филол. наук. - Майкоп, 2010.
93. Джамбекова Т.Б. Женские образы в романе М. Мамакаева «Зелимхан». - Орга. Выпуск 12. - Грозный, 2010.
94. Джамбекова Т.Б. Положительные и отрицательные женские сказочные персонажи. Тезисы межвузовской научной конференции. - Грозный-Назрань, 1999.
95. Джамбекова Т.Б. Влияние устного народного творчества на развитие жанра чеченского романа 80-90-х годов XX века (на примере романа Ш. Арсанукаева «Линии судьбы») / Т.Б. Джамбекова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Филология и искусствоведение. -Майкоп, 2010. - Вып. 1. - С. 18. - Грозный, 23.
96. Джамбекова Т.Б. Восхождение к Лермонтову (О некоторых аспектах переводческой деятельности Арби Мамакаева) / Т.Б. Джамбекова // Межвузовская научно-практическая конференция. - Грозный, 2001. - С. 104106.
97. Джамбекова Т.Б. Героико-эпические песни илли как фактор истории чеченцев / Т.Б. Джамбекова, М.В. Исмаилова // Межвузовская научно-практическая конференция, посвященная 20-летию ЧГПИ. - Грозный, 2001. -С. 105-106.
98. Джамбекова Т.Б. Гуманистическая концепция прозаического творчества Саида Бадуева / Т.Б. Джамбекова, О.А. Джамбеков // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение.- Майкоп, 2009. - Вып. 2. - С. 20-25.
99. Джамбекова Т.Б. Историзм и фольклорные истоки трилогии Абузара Айдамирова «Долгие ночи» / Т.Б. Джамбекова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. -Майкоп, 2009. - Вып. 4. - С. 14-16.
100. Джамбекова Т.Б. Образ Вдовьего сына в чеченских героико-эпических песнях илли / Т.Б. Джамбекова, М.В. Исмаилова // Тезисы межвузовской научной конференции. - Назрань, 1999. - С. 64-65.
101. Джамбекова Т.Б. Поэтическая лексика и фразеология в чеченском фольклоре / Т.Б. Джамбекова, О.А. Джамбеков // Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Грозный, 2005. - С. 370-372.
102. Джамбекова Т.Б. Роль и место народных песен в романах «Долгие ночи» и «Молния в горах» Абузара Айдамирова / Т.Б. Джамбекова // Общечеловеческое и национальное в чеченской литературе: материалы научно-практической конференции. - Грозный, 2002. - С. 23-24.
103. Джамбекова Т.Б. Роль чеченского фольклора в развитии героико-исторической темы в дилогии Ш. Окуева «Красные цветы на снегу» / Т.Б. Джамбекова О.А., Джамбеков О.А. // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. - Майкоп, 2010. - Вып. 1. - С. 24-29.
104. Джамбекова Т.Б. Фольклор как источник чеченской прозы ХХ века. - Майкоп, 2010. - 236 с.
105. Джамбекова Т.Б. Функции фольклорных элементов в романах Абузара Айдамирова / Т.Б. Джамбекова // Тезисы межвузовской научной конференции. - Назрань, 1999. - С. 65-67.
106. Джамбекова Т.Б. Характер использования легенд и притч в романах Абузара Айдамирова / Т.Б. Джамбекова // Общечеловеческое и национальное в чеченской литературе: материалы научно-практической конференции. - Грозный, 2002. - С. 22-23.
107. Джамбекова Т.Б. Чеченское устное творчество как основа национальной культуры / Т.Б. Джамбекова, О.А. Джамбеков // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -Пятигорск, 2009. - Вып. 2. - С. 104-117.
108. Дирр А.М. Языковой и поэтический дар чеченцев и дагестанцев. - Тифлис, 1914.
109. Довлеткиреева Л. М. Особенности онтологической поэтики рассказов и повестей Мусы Ахмадова // Ахмадов М.М. Деревянные куклы. Избранное в 2 томах. Том 1. - 2010.
110. Довлеткиреева Л. Реки времени. О романах Мусы Ахмадова // Ахмадов М. Деревянные куклы Избранное в 2 томах. Том 1. Повести, рассказы, пьесы. - 2010. с. 3-16.
111. Довлеткиреева Л.М. Современная чеченская "военная" проза: историко-культурный контекст, жанровый состав, поэтика: 1990-2010 гг.: Автореф. дис. .канд. филол. наук. - Махачкала, 2010. - 210 с.
112. Долгов K.M. Эстетика природы как форма философской антропологии // Эстетика природы. - М., 1994.
113. Дыхаев В. Поэтический образ Родины. - Грозный, 1968. - С. 72.
114. Егорова Л.П. Пейзаж в произведениях К.Паустовского. Язык и текст в пространстве культуры: Сборник статей научно-методического семинара «TEXTUS». Вып. 9. - Санкт-Петербург - Ставрополь, 2003. - С. 273-282.
115. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. - М.-Л., 1979. - С. 375-397.
116. Жирмунский В.В. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. - М. -Л., 1962.
117. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. - П., 1974. - 727
с.
118. Завриев М.А. В поисках художественного метода (критические статьи) - Грозный, 1988. - 67 с.
119. Зотов И.А. Человек и природа в творчестве М. Пришвина: пособие для учителей / И. А. Зотов. - М., 1982. - 80 с.
120. Зухба С.Л. Типология абхазской несказочной прозы. - Майкоп, 1995.
121. Иванова Д.М. Мифопоэтический и философско-эстетический аспекты воплощения образа природы в прозе И.А. Бунина: Автореферат дис. .канд филол. наук. - Елец, 2004.
122. Инал-Ипа Ш.Д. Исторические корни древней культурной общности кавказских народов: опыт сравнительного изучения нартского эпоса // Сказания о нартах - эпос народов Северного Кавказа. - М., 1969.
123. Инаркаева С.И. Образ женщины в новеллистическом творчестве Мусы Ахмадова (Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции, посвященной 20-летию ЧГПИ). - Грозный, 2001.
124. Инаркаева С.И. Эволюция жанров «малой прозы» в современной чеченской литературе: Автореферат дис. .канд. филол. наук. - Майкоп, 1999.
125. Индербаев Г. Проза журнала «Орга» за 2003 год: приобретения и потери // Вайнах. 2004. № 6. - С. 56-60.
126. Интернационализм и атеизм в литературе и фольклоре чеченцев и ингушей. - Грозный, 1979. - 122 с.
127. Исаев Э.А. Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов: Автореферат дис. .д-ра филос. наук. - Махачкала, 2009. - 347 с.
128. Исмаилова М.В. Женские образы нартиады. Сборник «Известия»: ЧГПИ. № 1 (3). - Грозный, 2010. С.137-145
129. Кабулова Г. С. Художественное отражение природы в осетинской поэзии: Автореферат дис. .канд. филол. наук. - Владикавказ, 2009. - 17 с.
130. Караева З.Б. Концепция личности в карачаевской литературе 2030-х годов // Литературы народов Карачаево-Черкессии. Концепция художественного развития. - Черкесск, 1990. - С. 35-52.
131. Колясников Н.И. Нравственно-эстетическая организация базовых элементов культуры кавказского эпоса «Нарты». - Майкоп, 2005.
132. Конрад Н.И. Запад и Восток. - М., 1972. - С.429.
133. Корзун Б.В. Фольклор горских народов Северного Кавказа. -Грозный, 1966.
134. Корзун В. Б. Советская чечено-ингушская литература. - Грозный, 1966. - 242 с.
135. Корзун В.Б. Литература горских народов Северного Кавказа. -Грозный, 1966.
136. Красносельская Ю.И. Символика природы в творчестве Л.Н. Толстого 1850-60-х гг. в контексте литературных и общественно-политических полемик эпохи: Автореферат дис. .канд. филол. наук. - М., 2008.
137. Крупнов Е.И. Древнейшее культурное единство Кавказа и кавказская этническая общность. - М., 1963.
138. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. - М., 1960. -С. 372.
139. Крупнов Е.И. Изучение нартского эпоса и археология. Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. 7. Вып. 1. - Грозный, 1969.
140. Крупнов Е.И. О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа // Сказания о нартах - эпос народов Кавказа. - М., 1969.
141. Кумахов М. А., Кумахова 3. Ю. Нартский эпос: язык и культура.
- М., 1998. - 311 с.
142. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. - М., 1985.
143. Кусаев А. Писатели Чечни: био-библиографические очерки, Книга 1. - Грозный, 2005.
144. Кусаев А. Писатели Чечни: био-библиографические очерки, Книга 2. - Грозный, 2010.
145. Кучукова З. А. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики. -Нальчик, 2005. - С. 67.
146. Кожуховская Н. В. Эволюция чувства природы в русской прозе XIX века / Н.В. Кожуховская. - Сыктывкар, 1995. -146 с.
147. Легонькова В.Б. Человек и природа в романе Л. Н. Толстого "Война и мир": Автореферат дис. ...канд. филол. наук. - Магнитогорск, 2001.
- 18 с.
148. Липин С.А. Человек глазами природы. - М., 1985. -232 с.
149. Липин С.А. Проблема взаимоотношений человека и природы в современной советской литературе: Автореф. дис. .д-ра филол. наук. - М., 1985. - 29 с.
150. Литература народов России: XX век: словарь / Отв. редактор Надьярных. - М., 2005. - 365 с.
151. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М., 2003.
152. Лихачёв Д.С. Диалог в природе как признак жизни и одухотворения в литературе / Д. С. Лихачёв // Русская литература. — 1997. -№3. - С. 3-5.
153. Мальсагов А.О. Нарт-орстхойский эпос вайнахов. - Грозный, 1970.
154. Мальсагов А.У., Туркаев Х.В. Писатели советской Чечено-Ингушетии. - Грозный, 1969.
155. Мальсагов З.К. Чеченский народный стих. - Орджоникидзе-Грозный, 1935.
156.Марковин В.И. Архитектурные памятники чеченского исторического общества Чаберлой // Археологические памятники Чечено-Ингушетии. -Грозный, 1979. - с. 95.
157. Материалы научно-практической конференции «Национальное и общечеловеческое в чеченской литературе». - Грозный, 2001.
158. Мациев А.Г. Очерки по лексикологии современного чеченского языка. - Грозный, 1973. -146 с.
159. Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. - Грозный, 1992.
160. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 2000. - С. 295-296.
161. Мелетинский Е.М. Классификация народной прозы // VII международный конгресс антропологических наук. - Т. 6. - М, 1969.
162. Мелетинский Е.М. Литературные архетипы и универсалии. - М., 2001. - 433 с.
163. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаичные памятники. - М., 1963. - С. 163.
164. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 1976.
165. Минералова И.Г. Пейзаж в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». - 2002. № 7. - С. 17-19.
166. Минкаилов Э. Глазами исследователя и очевидца // Вайнах. № 6. - Грозный, 2007.- С. 51-57.
167. Минкаилов Э. По следу боли: чеченская литература периода депортации (1944-1956 гг.) // Вайнах. № 2. - Грозный, 2008. - С. 60-64.
168. Минц З.Г., Лотман Ю.М. Образы природных стихий в русской литературе (Пушкин - Достоевский - Блок) // Типология литературных взаимодействий. - 1983. Вып. 620. - С.35-41.
169. Музаев И.Д. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. - Грозный, 1974. - 234 с.
170. Музаев Н.М. Новейшая чеченская литература на путях социалистического реализма: Автореферат дис. .канд. филол. наук. - М., 1966.
171. Мунаев И.Б. Поэтика чечено-ингушских героических песен илли (проблема формирования жанра и его системные связи): Автореферат дис. .канд. филол. наук. - М., 1981. - 17 с.
172. Мунаев И.Б. Торжественно-грустный напев. Лиро-эпические узамы в чеченском фольклоре. Литературная газета. - 2007. № 52. - С. 2.
173. Мунаев И.Б. Чеченский эпический сказитель-илланча Магомед Гакашев (Гакаш Мохьмад). Сайт © 2008—2013 Министерства культуры Чеченской Республики. 09.02.2012
174. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. - Нальчик. 1993.
175. Нажаев А. Нохчийн иллеш. - Грозный,1926.
176. Назарова Л.Н. О пейзаже в "Записках охотника" Тургенева и рассказах Бунина / Л.Н. Назарова // Поэтика и стилистика. - Л., 1971. С. 255271.
177. Национальное и интернациональное в чеченском и ингушском фольклоре и литературах. - Грозный, 1990.
178. Нефедова С.Н. Образ природы как компонент поэтической модели мира / На материале произведений В.М. Шукшина: Автореферат дис. .канд. филол. наук. - Северодвинск, 2001.
179. Нохчийн иллеш, эшарш. I том. / Составители Джамалханов 3., Эльмурзаев С. - Грозный, 1959.
180. Нохчийн фольклор. - Грозный, 1990.
181. Нохчин советски литературан очеркаш. - Грозный, 1961.
182. Осипова Н.О. Поэты и писатели Северного Кавказа в литературных портретах С. Дангулова // Советская литература и Кавказ. -Грозный, 1991. - С. 77-81.
183. Османова З.Г. Современные аспекты литературно-художественного двуязычия // Способность к диалогу. Часть 1. - М., 1993. -С. 76-104.
184. Очерк истории чечено-ингушской литературы. - Грозный, 1963. -240 с.
185. Ошаев X.Д. К истории возникновения чеченских героико-исторических песен илли // Известия ЧИНИИ. Т. 2. Вып.1. - Грозный, 1960.
186. Ошаев X.Д. Фольклорные заметки // Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института. Т. 2. Вып. 3. - Грозный, 1959. - С. 146-151.
187. Пашкевич О.И. Проблема национального менталитета в литературе народов Якутии: Автореф. дис. .канд. филол. наук. - Якутск, 2002.
188. Петров В.Т. Взаимодействие традиций в младописьменных литературах. - Новосибирск, 1987. - 238 с.
189. Писатели Чечни. Биографический справочник. - Грозный, 2003.
190. Писатель и правда жизни (сборник литературно-критических статей). - Грозный, 1974. - 109 с.
191. Поэты Чечено-Ингушетии. - М., 1935.
192. Природа в художественном мире писателя. - Волгоград, 1994. -106 с.
193. Природа и человек в русской литературе: Материалы Всероссийской научной конференции. - Волгоград, 2000. -188 с.
194. Природа и человек в художественной литературе: Материалы Всероссийской научной конференции. - Волгоград, 2001. - 317 с.
195. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. - М., 1976.
196. Рабинович Е. Г. Земля // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 2. - М., 1980.- С.681.
197. Раков В.П. Батюшков и Гоголь (мифологема сада в русской литературе) // Художественная традиция в историко-литературном процессе: сборник статей. - Л., 1988. С. 11-18.
198. Романенко В.П. Астрономические мотивы в мифологии и фольклоре Северного Кавказа. //«Образование, наука, творчество». № 2. -Майкоп, 2006.
199. Романенко В.П. Человек и природа гор в художественной литературе Северного Кавказа. Эволюция взглядов и нравственный аспект проблемы: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Нальчик, 2008. - 22 с.
200. Романенко В.П. В поисках гармонии природы и личности. Традиции романтизма в поэзии А.Кешокова. //«Образование, наука, творчество». № 4. - Майкоп, 2005.
201. Романенко В.П. Поэзия высоты и высота поэзии. //«Образование, наука, творчество». № 2. - Майкоп, 2004.
202. Романенко В.П. Философское и нравственное значение природных феноменов в эпосе «Нарты». //«Образование, наука, творчество». № 3. - Майкоп, 2005.
203. Саввинова Г.Е. Художественные аспекты изображения природы в якутской литературе / По произведениям якутских писателей начала XX века: Автореф. дис. .канд. филол. наук. - Якутск, 2005. - 16 с.
204. Саськова Т.В. Образ Кавказа в русской литературе // Советская литература и Кавказ. - Грозный, 1991. - С.5-11.
205. Семенов Л.П. Ингушская и чеченская народная словесность / Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. Т.1. Вып. 3. - Грозный, 1959.
206. Сказки и легенды ингушей и чеченцев. - М., 1983.
207. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии. 2003. № 4. - С. 18-31.
208. Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза второй половины XX века / А. И. Смирнова. М.: Флинта: Наука, 2009. - 288 с.
209. Степанова Т.М. Художественные искания в мире публицистики Бориса Зайцева: Авторефер. дис. .д-ра филол. наук. - Краснодар, 2005. - 45 с.
210. Степанова Т.М. Мироздание глазами писателя и философа. Мотивы и образы природы в творчестве Исхака Машбаша / Т.М. Степанова, С.Д. Хагундокова. - Майкоп, 2012. - 152 с.
211. Степанова Т.М. От лирики - к эпосу: некоторые идейно-художественные особенности романа Исхака Машбаша «Сто первый перевал» / Т.М. Степанова // Проблемы творческой индивидуальности писателя в адыгейской литературе: сборник статей. - Р-н-Д., 1975. - С. 4047.
212. Степанова Т.М. Тема «Человек и природа» в романе И. Машбаша «Сто первый перевал» / Т.М. Степанова, С.Д. Хагундокова // Материалы VII международной научной конференции, посвященной 70-летию АГУ. Т.1. -Майком, 2010. - С. 220-223.
213. Степанова Т.М. Философия природы и лирический хронотоп поэзии И. Машбаша / Т.М. Степанова, С.Д. Хагундокова // Вестник МГОУ. Вып. 22. - М., 2010. - С. 32-41.
214. Степанова Т.М. Художественный мир литературного произведения как философско-эстетический феномен / Т. М. Степанова // Образование. Наука. Творчество. № 1. - Армавир, 2003.- С.53-58.
215. Степанова Т.М. Концепция природы как часть философско-эстетической системы творчества И. Машбаша / Т.М. Степанова, С.Д. Хагундокова // Вестник АГУ. Сер. «Филология и искусствоведение». Вып. 2. - Майкоп, 2010. - С.66-71.
216. Степанова Т.М. Философско-эстетическая система поэзии И.Машбаша: фольклорные истоки концепции природы / Т.М. Степанова, М.Н. Хачемизова // Культурная жизнь Юга России. № 1. - 2012. - С. 38-41.
217. Сулейманов А.С. Топонимия Чечено-Ингушетии. - Нальчик, 1997.
218. Султанов К.К. Динамика жанра. Особенное и общее в опыте современного романа. - М., 1989. - 151 с.
219. Султанов К.К. Лабиринт сцеплений. Этническое-национальное-художественное // История национальных литератур, перечитывая и переосмысливая. - М., 1996. - С. 150-161.
220. Султанов К.К. Национальное самосознание и литература // Способность к диалогу. - М., 1993. - С. 51-75.
221. Суменова З.Н. Пейзажная лирика К.Хетагурова // Изв.СОНИИ. Т. ХХ! Вып.3. - Орджоникидзе, 1959. - С. 119-128.
222. Танкиев А.Х. К проблеме эстетического сознания в фольклоре и современной ингушской литературе // Советская литература и Кавказ. -Грозный, 1991. - С. 88-94.
223. Танкиев А.Х. Свет народного сознания вайнахов. - Грозный, 1990.
224. Татаева Р.Б. Поверхностная множественность подхода к истине (в романе М. Ахмадова Маьркъажахь дитташ) / (сборник материалов всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов). - Грозный, 2007. С. 530-537.
225. Татаева Р.Б. Своеобразие авторской концепции в осмыслении исторических проблем в русскоязычной чеченской прозе 20-90 гг. XX века: Автореферат дис. .канд. филол. наук. - Махачкала, 2011.
226. Тема природы в художественной литературе: Материалы Всероссийской научной конференции (20-23 ноября 1995 г.). - Сыктывкар, 1995.
227. Теракопян Л. Уроки чеченского, или Работа над ошибками // Дружба народов. № 9. 2008. - С. 152-155.
228. Тов З.Д. Публицистический компонент в творчестве адыгских-просветителей (С.Хан-Гирей «Черкесские предания»). Вестник Адыгейского государственного университета. Вып.1. - Майкоп, 2008. - с. 56-64.
229. Топоров В.Н. Еда // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1. -М., 1980. - С. 427-429.
230. Топоров В.Н. Модель мира (мифопоэтическая) // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 2. - М., 1980. - С. 161.
231. Топоров В.Н. Заметки о растительном коде основного мифа / Балканский лингвистический сборник. - М., 1977.
232. Топоров В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева» // Труды по знаковым системам. Т. 5. - Тарту, 1971.
233. Топоров В.Н. Мировое древо // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1. - М., 1980. - С.389-406.
234. Трефилова Г. Время выбора (Художественное осмысление взаимоотношений человека и природы в советской литературе) / Г. Трефилова // Вопросы литературы. № 12. 1982. - С. 47-55.
235. Туркаев Х.В. В семье братских литератур. - Грозный, 1983.
236. Туркаев Х.В. Зарождение и становление реализма в чеченской и ингушских литературах (60-е гг. XIX века - 40-е годы XX века). -Тбилиси, 1984.
237. Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. - Грозный, 1978. - 348 с.
238. Туркаев Х.В. О путях развития чеченской литературы. -Грозный, 1973. - 163 с.
239. Туркаев Х.В., Мальсагов А.У. Путь к зрелости. Заметки о современной чечено-ингушской литературе. - Грозный, 1968.
240. Ужахова Р.К. Женские образы в героико-историческом эпосе // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. - Грозный, 1988. -С. 128-132
241. Уздеева Т.М. Тема нравственного возмездия в повести «Выговор» С-Х. Нунуева. Журнал «Нана». - Грозный, 2003.
242. Умаров С.Ц. К вопросу об историческом осмыслении вайнахского нартского эпоса // Известия. Вопросы чечено-ингушской литературы. Т. 4. Вып. 3. - Грозный, 1979.
243. Умаров С.Ц. О чеченских героико-эпических песнях // Интернационализм и атеизм в литературе и фольклоре чеченцев и ингушей. -Грозный, 1979. - С. 79.
244. Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. 2. - Тифлис, 1988. - С. 82.
245. Филиппов Г.В. Русская советская философская поэзия. Человек и природа / Г.В. Филиппов. - Л., 1984. - 206 с.
246. Хализев В.Е. Природа. Пейзаж // Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999. -С. 206-212.
247. Хакуашева М.А. Литературные архетипы в художественных произведениях адыгских писателей. - Нальчик, 2007. - С. 21.
248. Хан-Гирей С. Черкесские предания / С. Хан-Гирей // Шаги к рассвету. Адыгские писатели-просветители Х1Х века. - Краснодар, 1986. -398 с.
249. Хасиев С.-М.А. Чеченцы. - Пхьармат. № 1-2.1991.
250. Хасиев С.-М.А. Этнографические реалии в героических песнях илли // Поэтика чеченских героических песен илли. - Грозный, 1983. - С. 4873.
251. Хаткова И.Н. Идейно-эстетические искания в русской литературе 1830-60-х годов и художественное творчество адыгских писателей-просветителей: Автореферат дис. ...канд. филол. наук. - Майкоп, 1996. - 22 с.
252. Хацкевич Д^. Природа как эстетическая ценность. - М., 1987. -120 с.
253. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения: Человек - природа - искусство. - Л., 1986. - 272 с.
254. Хутыз К.К. Некоторые обычаи и традиции, связанные с охраной природы и животного мира у адыгов // Региональная научно-практическая конференция «Биосфера и человек» (Материалы конференции). - Майкоп, 1997. - С.196.
255. Цуруев Листая страницы «Вайнаха» // Вайнах. № 1. - Грозный, 2005.
256. Чанкаева Л.Р. Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева: Автореферат дис. ...канд. филол. наук.
- Майкоп, 2006. - 18 с.
257. Чахкиева Р. А. Эволюция повествовательных форм в чечено-ингушской литературе (преемственность и национальные закономерности развития младописьменной литературы). - М., 1975.
258. Человек и природа в советской прозе / Межвуз. сб. научных трудов. - Пермь, 1980. - 156 с.
259. Чентиева М.Д. Черты современника и проблемы чечено-ингушской художественной литературы. - Грозный, 1967.
260. Чеченская литература: итоги XX в. и перспективы дальнейшего развития. (По материалам «круглого стола») // Вайнах. № 6. - Грозный, 2004.
- С. 2-5.
261. Чеченский и ингушский рассказ. - Грозный, 1985.
262. Чеченский и ингушский роман. - Грозный, 1986.
263. Чувство природы в русской литературе: Коллективная монография. / Отв. ред. Т.Я.Гринфельд / Чувство природы в русской литературе. - Сыктывкар, 1995. - 432 с.
264. Чудесные родники. Сказания, сказки и песни народов Чечено-Ингушской АССР / Вступ. ст. В.Б. Корзун. - Грозный, 1963.
265. Шабдарова Л.Е. Символика образов растительного мира в марийских народных песнях: Дис. ...канд. филол. наук. - Йошкар-Ола, 2001.
266. Шайтанов И.О. Мыслящая муза: "Открытие природы" в поэзии XVIII века. - М., 1989.
267. Шайтанов И.О. Ф.И. Тютчев: поэтическое открытие природы (В помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам) / И.О. Шайтанов. - М., 2001. - 128 с.
268. Элебаева А.Б. К вопросу о причинах межнациональных конфликтов // Противоречия в национальных отношениях и поиски межнационального консенсуса. - М., 1990. - С. 89-95.
269. Эльмурзаев С.Ч. Общее и специфическое чечено-ингушских нарт-эрстхойских сказаний в кавказском эпосе «Нарты» // Известия. Вопросы чечено-ингушской литературы. - Т^. - Вып. 3. - Грозный, 1968. - С. 73-95.
270. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной»: Система пейзажных образов в русской поэзии / М.Н. Эпштейн. - М., 1990. - 320 с.
271. Эпштейн М. Н. Мир животных и самопознание человека (по мотивам русской поэзии XIX XX вв.) / М.Н. Эпштейп // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения: Человек - природа -искусство. - Л., 1986. - С. 126-146.
272. Юсупова X.В. Тема войны в современной чеченской литературе // Вайнах. № 5. - Грозный, 2006. - С. 57-58.
273. Юсупхаджиева Х.У. Особенности языка чеченской художественной литературы: Автореферат дис. .канд филол. наук. - М., 2000. - 22 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. Ахмадов М., Муса Ахмадов: Перед выбором: жить по Богу или по Сатане. http://kavpolit.com/pered-vyborom-zhit-po-bogu-ili-po-satane/06.09.2012
2. Ахмадов М. Взаимосвязь чеченской народной культуры с природой и трудовой деятельностью. «Дружба народов», 2009, №5 zhz@russ.ru и [ислам] © Портал-Credo.ru 2002-13.
3. Ахмадов М. Предания, исполненные благородства. «Дружба народов». Из кн. «Чеченская традиционная культура и этика». - Грозный, 2006 © Портал-Credo.ru 2002-13.
4. Ахмадов М. Наша литература как будто застыла. // Панорама литературы на фоне гор. Круглый стол "Дружбы народов"http://magazmes.russ.ru/druzhba/2006/8/pa13.htm. 2006.
5. Ахмадов М. Литературные журналы - реальность и перспективы. Переделкинские встречи-2006. http://magazines.russ.ru/druzhba/2007/4/pe11
6. Бакурадзе Л.А. Человек - природа. Новый подход к проблеме. - М., 2004 // Режим доступа: http : //www.i-u.ru/biblio/archive/bakuradse chelover;
7. Висаева З., Муса Ахмадов: http://ms-chr.ru/index.php?option= com content&view=article&id=938:2013-06-21-12-36-40
8. Висаева З. Спектакль, который заставляет думать http://www.ms-chr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=343:2012-04-13-13-56-36&catid13.04.2012
9. Мусаев Р. Высокая цена свободы слова. Памяти журналистов, погибших в Чечне посвящается...http://kavpoHt.com/vysokaya-cena-svobody-slova/02.02.2013 16:22 | 0 | 828
10. Якиев Умар. О топонимии, языке земли. И не только... | Нийсо-Дагестан. Выпуск № 17. http://www.etnosmi.ru/niiso/one_stat.php?id=20105)
11. Яковлев Н.Ф. Вопросы изучения чеченцев и ингушей. Грозный, 1926165. http:// www. chechenpress. info / feedback, shtml
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.