Художественная публицистика Мусы Ахмадова: особенности проблематики, структуры и поэтики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Товсултанова, Джамиля Салавдиевна

  • Товсултанова, Джамиля Салавдиевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Грозный
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 150
Товсултанова, Джамиля Салавдиевна. Художественная публицистика Мусы Ахмадова: особенности проблематики, структуры и поэтики: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Грозный. 2015. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Товсултанова, Джамиля Салавдиевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Жанр слова в публицистике Мусы Ахмадова 2000-х годов как наиболее мобильная форма отражения актуальных проблем современности

1.1. Освещение формирования духовно-нравственной, философской и эстетической концепции Мусы Ахмадова в публицистике последних лет (История литературного

объединения «Пхьармат» («Прометей»)

1.2. Жанр аналитико-полемического выступления в публицистической деятельности Мусы Ахмадова в контексте писательской публицистики Северного Кавказа

1.3. Отражение личности и общественно-гражданской позиции Мусы Ахмадова в текущих публицистических текстах средств

массовой информации (рубеж 2000-2010-х гг.)

1.3.1. Проблемы современных «толстых» журналов на постсоветском пространстве в оценке Мусы Ахмадова

1.3.2. Вопрос о месте писателя в кризисные моменты политической истории новейшего периода в трактовке Мусы Ахмадова

1.3.3. Анализ в публицистике Мусы Ахмадова причин межэтнической и межконфессиональной дисгармонии в российском обществе

1.3.4. Проблемы расширения информационного пространства и коллизия нового и старого в новейшей публицистике Мусы Ахмадова

1.3.5. Публицистическое начало в драматургии М. Ахмадова, сценической истории спектаклей по его пьесам и интервью средствам массовой информации

Глава II. Место и роль компонентов публицистики и эссе в содержании и структуре этно-культурологической прозы Мусы

Ахмадова

2.1. Своеобразие жанровой природы и структуры этико-культурологической прозы Мусы Ахмадова

2.2. Выражение открытой авторской позиции в осмыслении

и декларировании приоритетных принципов чеченского национального характера

2.3. Специфика публицистического освещения Мусой Ахмадовым системы и структуры нравственных ценностей

чеченского народа

2.4. Особенности этнической истории чеченцев и эволюция народной этики и культуры в книге Мусы Ахмадова

2.5. Анализ нравственно-религиозных представлений

чеченцев в публицистическом тексте Мусы Ахмадова

Заключение

Список использованной литературы

Список иллюстративного материала

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная публицистика Мусы Ахмадова: особенности проблематики, структуры и поэтики»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная публицистика Чечни, как, впрочем, и сама история чеченской публицистики, представляет собой живой «слепок» времени и его основных драматических коллизий и процессов, требующий всестороннего исследования и осмысления основных особенностей и закономерностей ее развития на материале публицистического творчества Мусы Магомедовича Ахмадова - одного из крупнейших прозаиков, драматургов, публицистов, литературных редакторов Чеченской Республики на протяжении нескольких десятилетий и в настоящее время.

Публицистическая деятельность Мусы Ахмадова заслуживает особого внимания, поскольку его творчество характеризуется активным темпераментом и смелой гражданственностью, что можно обнаружить во всех его публицистических выступлениях. В его публицистических текстах заключен истинный патриотизм, в которых боль за происходящее выливается в экспрессивную речевую форму.

Публицистика Мусы Ахмадова отражает психологию времени, национальное сознание, общественно-культурные, духовно-нравственные проблемы, принимает активное участие в процессах, происходящих в Чеченской республике на рубеже ХХ-ХХ1 вв. и в последующий период. Кроме того, по верному определению Леонида Теракопяна по поводу повести Мусы Ахмадова "Дикая груша у светлой реки", «психологическая аналитика прозы Мусы Ахмадова пульсирует в такт его публицистике» [Теракопян. С. 155].

Являясь выразителем авторской позиции Мусы Ахмадова, его публицистика отражает позиции весьма широкого общественно-культурного движения, к числу которого примыкали и примыкают также другие наиболее

достойные люди своего времени и своего народа, благодаря чему публицистика писателя сыграла немаловажную роль в формировании морально-этических ориентиров общественного сознания, в том числе на генезис чеченской художественной литературы рубежа веков.

Изучение публицистики Мусы Ахмадова представляется актуальным и в связи с положением, сложившимся в современных условиях, когда многие писатели, деятели культуры Северного Кавказа ощущают угрозу национальной самобытности и национальным языкам в эпоху глобализации и осознают необходимость ее сохранения, а в некоторых случаях и возрождения.

За последние двадцать лет в северокавказских литературах почувствовали всю опасность, которую представляет глобализация поступательному развитию национальных литератур и языков. При этом особую ценность представляет осознание деятелями культуры важности сохранения национальных корней и культурного наследия.

Проблема национального в течение всей его творческой деятельности волновала и волнует Мусу Ахмадова, в центре внимания которого всегда стоял вопрос об истории и культуре Чечни. Предыдущий опыт показывает, что на сломе эпох именно публицистика оказывается наиболее действенным инструментом, усиливающим духовный потенциал общества.

Поскольку публицистика - это «тип социально-преобразующей, творческой деятельности журналистики, направленной на исследование духовных ценностей человека и общества, основанный на методе художественно-документального отражения и воспроизведения социальной действительности» [Марущак, 2009. С. 13], литературная публицистика, призванная отразить «связь философско-эстетических идей с политическими, религиозными и национальными процессами эпохи» [Серегина. С. 6],

привлекает к себе в последние десятилетия более пристальное внимание исследователей.

Теоретико-методологическая база исследования. Основным методом исследования в настоящей диссертации является историко-культурный метод (М.М. Бахтин, А.Лосев, Г.Гачев). Использованы труды по теории и истории публицистики (в частности, публицистики российских писателей - Л. Кройчика, Я.Засурского, А. Факторовича, В. Здоровеги, Ю. Лучинского, Ю. Соловьева, В. Перхина, Е. Корнилова, Н. Черепахова, Л. Усенко, А. Станько, В.Чередниченко, Е. Ивченко, Т.Степановой, И. Голубевой). Методологической и теоретической основой культурологического и литературоведческого изучения публицистического текста послужили также труды В. Хорольского, М. Стюфляевой, Ф.Бешуковой и др.

В данной диссертации использованы литературоведческие работы, посвященные проблемам и тенденциям развития литературы и публицистики народов Северного Кавказа: Л.А. Бекизовой, Г.Г. Гамзатова, Л.П. Егоровой, К.К. Султанова, К.Г. Шаззо, У.М. Панеша, Т.М. Степановой, З.К. Магомедовой, а также чеченских литературоведов и критиков: X. Туркаева, Т. Джамбековой, Г. Индербаева, X. Юсуповой, С. Инаркаевой, О. Джамбекова, М. Исмаиловой, Э. Минкаилова, М. Губанукаевой, Л. Довлеткиреевой, Р. Татаевой, обращенные к особенностям развития чеченской публицистики, отчасти исследованию творчества Мусы Ахмадова.

В основу методологии анализа публицистического текста Мусы Ахмадова положены историко-культурный, культурологический, системно-структурный, типологический и текстологический методы анализа.

Объект исследования - публицистические произведения Мусы Ахмадова в контексте современной чеченской, северокавказской и российской публицистики.

Предмет исследования - художественно-публицистическая деятельность Мусы Ахмадова, особенности творческой индивидуальности писателя.

В качестве материала диссертации привлечены публицистические тексты М. Ахмадова: его статьи, выступления, беседы, интервью," книги, созданные в документально-публицистической форме эссе.

Степень разработанности темы. В работе над исследованием мы использовали различные области гуманитарного знания: литературоведения, теории журналистики, фольклористики, истории, этнологии. В.Хорольский справедливо констатирует, что теоретики СМИ (В. Ученова, Е.Прохоров, И.Дзялошинский, Б.Есин и др.) подчас изучают публицистический текст с позиций «идеологизма» и «содержанизма» (в смысле анализа идей и способа их выражения), минуя или упрощая их философско-эстетическую суть. Отдельные ученые (В. Хорольский, Е. Корнилов, Т. Степанова, Ю. Лучинский) давно осознали необходимость комплексного, проблемно-концептуального рассмотрения именно культурологической и эстетической стороны теории, истории и практики публицистики, этой важной части человеческой культуры.

Изучение и анализ публицистики как особой общественно-литературной деятельности, в основу которой входит этика и эстетика коммуникативных процессов, должны проводиться и с учетом инструментария теоретической и исторической поэтики. Таким образом, публицистика крупных мастеров слова, к числу которых, несомненно, можно отнести и Мусу Ахмадова, способна вырастать до глубоких обобщений, содержать в себе высокий духовно-нравственный и эстетический потенциал.

В целом публицистику, освещающую проблемы культурного развития

и научно-популярные тексты, вызванные культурной ситуацией, изучают

многие исследователи, однако работ по документально-художественной и

7

публицистической прозе Северного Кавказа, той отрасли литературы, которая получила в настоящее время название литературы поп fiction явно недостаточно.

Среди существующих необходимо отметить исследования О. Журавлевой, С. Богатыревой, Н. Золотухиной, М. Ворониной, О. Павлюк, J1. Маргания, С. Инаркаевой, JI. Меграбян, в ряде которых освещены отдельные проблемы чеченской литературы и публицистики в контексте северокавказского и общероссийского литературного процесса, включая документалистику и публицистику.

Недостаточная включенность чеченской национальной литературы в исследовательский процесс обусловлена, в частности, тем, что она в основном создается на национальном языке. «Большинство произведений остаются недосягаемыми иноязычным исследователям по причине неинтерпретированности с чеченского языка на русский язык. Данные произведения, которые переведены на русский язык, в основном публикуются в республиканской прессе - литературных национальных журналах «Вайнах», «Нана» и др., которые также являются слабо доступными для широкого российского читателя, потому что имеют преимущественное распространение на территории Чеченской Республики. Только немногие авторские тексты национальных прозаиков в последние годы вышли на российского читателя» [Довлеткиреева, 2010. С. 3].

Характерно, что это, в первую очередь, художественные произведения М. Ахмадова «Чтобы свечу не задуло ветром», «Дикая груша у светлой реки». Материалы международных, российских и региональных форумов по проблемам Северного Кавказа, изданные в журналах и газетах (М. Ахмадов, JI. Егорова, J1. Куни, В. Медведев, J1. Теракопян и др.), информируют читателя о некоторых аспектах чеченской литературы и публицистики и за пределами Чеченской Республики.

В материалах «круглых столов» журнала «В айнах» при участии крупных чеченских литераторов - писателей, ученых, публицистов (М.Ахмадов, М. Бексултанов, J1. Абдулаев, Л. Жумалаева, X. Бурчаев, И. Мунаев, Ш. Цуруев, Г. Индербаев, X. Туркаев, А.Исмаилов, Р. Межиева, С. Мусаев, Э. Минкаилов, М. Нашхоев и другие) - также были в какой-то мере отражены отдельные проблемы и тенденции развития публицистического компонента в национальной литературе: «Великая Отечественная война в чеченской литературе. К 60-летию великой Победы» [№5, 2005], «Чеченская литература: итоги XX в. и перспективы дальнейшего развития» [№6, 2004], «Тема войны в русской и чеченской литературе: старые проблемы в новых условиях» [№4, 2007].

Определенная работа по исследованию теории, истории и практики чеченских СМИ ведется учеными кафедры журналистики ЧТУ Турпаловым Л.А., Магомедовым Г.А., Осмаевым М.К., Кусаевым А.Д., Магомадовым М.Г.

Особый вклад в развитие чеченской фольклористики и

литературоведения внесли научные работы З.К. Мальсагова «Чеченский

народный стих» (Владикавказ, 1933), Я.С. Вагапова «Чечено-ингушские

эпические песни XVI-XVIII вв.» (Грозный, 1969), Б.Б. Садулаева

«Волшебные сказки вайнахов» (Алма-Ата, 1980), И.Б. Мунаева «Поэтика и

системные связи чечено-ингушских героико-эпических песен илли» (М.,

1981), Т.Б. Джамбековой «Чеченские малые фольклорные жанры

(пословицы, поговорки и загадки)» (Тбилиси, 1986), O.A. Джамбекова

«Жанровые и поэтические особенности чеченских героико-исторических

песен илли» (Майкоп, 2008), отражающие основные направления литературы

и фольклористики. В данных работах была создана система изучения

национального народного художественного наследия, оказавшего, в

частности, значительное влияние на формирование и развитие духовно-

9

нравственной и философской концепции М. Ахмадова, нашедшей самое прямое отражение и в его публицистике и эссеистике.

В своей работе мы также учитываем опыт авторов кандидатских диссертационных исследований последних десятилетий по проблемам чеченской литературы, свидетельствующих об активизации исследовательского интереса в данном направлении - Инаркаевой С.И. «Эволюция жанров малой прозы в современной чеченской литературе» (Майкоп, 2000), Х.В. Юсуповой «Жанр повести в чеченской и ингушской литературах 20-30-х гг.: становление и развитие» (Москва, 2000); М.М. Губанукаевой «Фольклорное и художественное мировидение С-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы» (Майкоп, 2006), М.В. Исмаиловой «Проблемы традиций и жанровой разновидности в чеченском романе 80-90-х гг. XX века» (Майкоп, 2008), Л.М. Довлеткиреевой «Современная чеченская "военная" проза: историко-культурный контекст, жанровый состав, поэтика: 1990-2010 гг.» (Махачкала, 2010), Р.Б. Татаевой «Своеобразие авторской концепции в осмыслении исторических проблем в русскоязычной чеченской прозе 20-90 гг. XX века» (Махачкала, 2011). В кандидатской диссертации Г.В.Индербаева «Роль художественного конфликта в становлении, развитии и современном состоянии чеченской драматургии» (Майкоп, 2009) одна из глав посвящена творчеству М. Ахмадова в контексте современной чеченской драматургии (конфликты и характеры).

Большое значение для установления места художественного и публицистического творчества М.Ахмадова в истории национальной литературы имеет комплекс положений докторских диссертаций Х.В.Туркаева «Зарождение и становление реализма в чеченской и ингушской литературе (60-е годы XIX века - 40-е годы XX века)» (Тбилиси, 1984) и

Т.Б.Джамбековой «Роль фольклора в эволюции чеченской прозы XX века» (Майкоп, 2010).

Однако следует отметить, что большинство данных исследований чеченской литературы (пожалуй, за исключением указанной работы М.М.Губанукаевой) носит проблемно-обзорный характер, что объяснимо для предшествующей стадии национального литературоведения. Вместе с тем назрела необходимость перехода к работам, носящим более конкретный характер, посвященным анализу творческих индивидуальностей отдельных крупных писателей Чечни.

Это касается, в первую очередь, творчества Мусы Ахмадова. Однако ряд названных выше диссертаций касается его произведений в общем плане, монографические исследования его многогранной деятельности пока отсутствуют. Мы можем назвать лишь ряд интересных статей разных авторов, посвященных непосредственно ему: Верольский Ю.Б. Муса Ахмадов и его романы: рецензия для скрипки с оркестром // М. Ахмадов. На заре, когда звезды гаснут. Грозный, 1992; Инаркаева С.И. Образ женщины в новеллистическом творчестве Мусы Ахмадова // Тезисы докладщв межвузовской научно-практической конференции, посвященной 20-летию ЧГПИ. Грозный, 2001; Р.Б. Татаева Поверхностная множественность подхода к истине (в романе М. Ахмадова «МаьркГажехь дитташ») // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Грозный, 2007. с.530-537; Довлеткиреева Л.М. Особенности онтологической поэтики рассказов и повестей Мусы Ахмадова // Ахмадов М.М. Деревянные куклы. Избранное в 2 томах. Том I. Грозный, 2010.

Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать, что

именно поэтому важна публицистика писателя Мусы Ахмадова, как, в

частности, отражение и одновременно комментарий опыта его

11

самопознания, дающая большой материал для исследования его творческой биографии, мировоззрения, жизненной и авторской позиции.

Публицистика Мусы Ахмадова - наиболее прямое и адекватное отражение переживаемого лично им, и эта часть его деятельности является остроактуальной и в общественном плане, поскольку подчинена универсальной задаче - написать о человеке и мире в целом.

Научная новизна работы заключается в том, что до сих пор не существует системных исследований по изучению чеченской публицистики в целом и творчества Мусы Ахмадова, в частности. Возникла необходимость систематизации и конкретного анализа публицистических текстов писателя с точки зрения их жанровой принадлежности и особенностей их художественного мира.

В данной диссертации впервые анализируется материал чеченской художественной публицистики, и одновременно эта работа является первым исследованием творчества крупнейшего писателя современной Чечни в отмеченном выше аспекте.

Цель исследования - определить основные особенности развития публицистики Мусы Ахмадова, рассмотреть его публицистическое творчество как отражение общественного сознания эпохи, личности и художественного потенциала писателя.

В данном исследовании поставлены следующие задачи:

- изучить особенности публицистики писателя как синтетической формы художественного творчества, с применением методологии литературоведения, оперируя его категориями и приемами анализа;

- определить в творчестве Мусы Ахмадова специфику жанров эссе, выступления как пограничного явления между литературой, наукой, публицистикой;

- охарактеризовать нечеткость, зыбкость жанровых границ внутри циклов и отдельных текстов;

рассмотреть средства художественной выразительности и образности публицистики Мусы Ахмадова, способы реализации скрытых смыслов в публицистических текстах, выявить их поэтику и отличие от других видов публицистики, преобладавших в предшествовавшие и последующие периоды.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Публицистичность творчества М. Ахмадова проявляет себя уже в 1970-годы в деятельности оппозиционного студенческого объединения «Пхьармат» («Прометей»), направленной на пропаганду и утверждение национальной идентичности, традиционных культурных и духовных ценностей чеченского общества.

2. Публицистика Мусы Ахмадова, как и драматургия и проза писателя, поднимает актуальные проблемы современности, которые находят выражение в форме открытой авторской позиции, знаменующей единство его художественных и публицистических текстов.

3. В духовно-моралистической, документально-публицистической и эссеистической прозе М. Ахмадова в синтетической форме анализируются и утверждаются чеченские нравственно-этические ценности, выраженные в таких традиционных категориях, как «маршо» (свобода), «иман» (религиозность, вера), «сий» (честь), «яхь» (соревновательность в достойных делах), «собар» (терпимость), «къонахалла» (мужественность, благородство).

4. Актуальные проблемы современности находят наиболее адекватное выражение и в таких жанрах публицистики Мусы Ахмадова, как интервью, выступление, участие в дискуссиях и «круглых столах», отличающихся наиболее полемическим характером.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что рассмотрение документально-художественного, публицистического и эссеистического творчества Мусы Ахмадова позволяет внести вклад в разработку общих вопросов теории и истории художественной публицистики чеченских писателей, журналистов и общественных деятелей. Кроме этого, теоретическая значимость данной работы, на наш взгляд, не ограничивается только чеченским литературоведением, она может способствовать также дальнейшей разработке и внедрению системы ключевых понятий, связанных с содержанием и художественной формой данного вида текстов.

Практическая ценность работы состоит в том, что его результаты могут быть использованы в преподавании истории чеченской литературы, журналистики, культурологии в вузе, создании специальных курсов, при издании учебных пособий, а также при проведении дальнейших исследований в области национального литературоведения.

Апробация диссертации. Результаты исследования были проанализированы и обсуждены на заседаниях кафедры литературы и методики её преподавания Чеченского государственного педагогического института; изложены в докладах автора на Международных научных конференциях «Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации: генезис и развитие» (Майкоп, 2013), «Дешериевские чтения -2014» (Грозный, 2014), на Международной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 2014). Основные положения диссертации отражены в 3 статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК: в «Вестнике Адыгейского государственного университета», журнале Астраханского государственного университета «Гуманитарные исследования», в 3 сборниках материалов конференций.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 221 наименование и 19 источников. Общий объем диссертации - 150 страниц.

ГЛАВА I.

ЖАНР СЛОВА В ПУБЛИЦИСТИКЕ МУСЫ АХМАДОВА 2000-х гг. КАК НАИБОЛЕЕ МОБИЛЬНАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

1.1. Освещение формирования духовно-нравственной, философской и эстетической концепции Мусы Ахмадова в публицистике последних лет (История литературного объединения «Пхьармат» («Прометей»)

В публицистике, эссеистике и документалистике каждого писателя находит ясное и прямое выражение авторская позиция писателя, не опосредованная художественным замыслом и условностью. В данных материалах находятся биографические сведения о Мусе Ахмадове как человеке и гражданине, а также история его творческой индивидуальности писателя.

Изучение публицистических произведений требует проводение анализа отдельных текстов с выявлением вымысла автора, с моментов, воплощающих в себе общественно значимые поведенческие модели. «Политические, эстетические, философские идеалы обосновывают выбор средств аргументации, выбор жанровых форм, а также возможность воплощения идеи в самом произведении. Суть публицистического текста категорически нельзя сводить к агитации, но без убеждения пропадает типологическое ядро данного целого» [Хорольский, 2001. С. 14].

В публицистике М. Ахмадова содержится также беглая информация о его писательских, жизненных симпатиях и предпочтениях, что представляет собой важный источник для исследователей творчества автора. В этом прослеживается также история изменения, развития его взглядов под

воздействием разных факторов, история нравственных и эстетических исканий, открытая и честная для контактов со своим читателем, эстетические и идейно-духовные параметры, в рамках которых развивается публицистическая активность М. Ахмадова.

Что касается журнала «Вайнах», его главным редактором является Муса Ахмадов, следует отметить, что вокруг «толстых» общественно-политических и литературно-художественных журналов всегда группировались писательские силы, способствуя формированию эстетических ориентиров в писательской и читательской среде. Образцом подобного типа издания можно считать журнал «Новый мир» А. Твардовского, который является наследником лучших традиций литературно-художественных журналов в России, таких как «Отечественные записки», «Современник», «Русское богатство», «Русская мысль» и др.

Следует провести аналогию между журналом «Вайнах» М. Ахмадова и журналом «Новый мир» А. Твардовского, который определил этическую и эстетическую меру вещей, ориентированную на выработанное духовным опытом человечества единство добра, красоты, истины, ставшей критерием оценки и отбора публицистических и литературно-художественных материалов. Их основными задачами выступало основательное воспитание эстетического вкуса у читателей.

В целом публицистика М. Ахмадова представляет собой один из значимых нравственных источников умонастроений, идей, поисков и устремлений, которые определяют наиболее важные тенденции развития современной культурной и духовной жизни Чеченской Республики.

Творческая самобытность писателя в большей степени выявляется в различных жанрах - и большом интервью, статье, где публицист имеет возможность ставить частные проблемы и активно выражать свое

субъективное мировоззрение, при этом активно используя изобразительно-выразительные средства и приемы художественной литературы.

Виктор Хорольский выявляет следующие признаки «культурософской публицистики», которая стала неотъемлимой частью общественной жизни, а именно - журналистики, и не потеряли своей актуальности на сегодняшний день также и в культуре местных народов:

а) культурократическая ориентация авторов (как правило, деятелей культуры);

б) масштабность размышлений о судьбах национальных культур и мировой цивилизации;

в) апелляция к глубинно-традиционным ("архетипичным") формам коммуникации, суггестивность авторского слова;

г) образно-эмоциональный, «лирический» стиль повествования (в большинстве случаев - «мифологизация» и «символизация», как доминанты стиля) [Хорольский, 2001. С.13].

Эти признаки возникли заново в эпоху обострившегося в согодняшнем мире противостояния сторонников всемирной глобализации и антиглобалистов. Этот факт притягивает творческое наследие современных публицистов и интеллектуалов как с предшественниками - романтиками, так и с последователями: модернистами и постмодернистами.

Ахмадов Муса Магомедович - это крупнейший современный национальный чеченский писатель, драматург и поэт, член Союза писателей России, Народный писатель Чечни (2006), Заслуженный работник культуры Чеченской Республики, главный редактор литературно-художественного журнала «В айнах», автор и ведущий познавательной телевикторины «Хаарийн б1ов» («Башня знаний») на ЧГТРК «Грозный», лауреат премии «Серебряная сова» (2006), вице-президент Клуба писателей Кавказа.

Муса Ахмадов родился 28 января 1956 года в Киргизии. В 1957 году его семья вернулась из высылки на родину в село Лаха-Варанды Шатойского района, где он окончил восьмилетнюю школу, затем среднюю - в Шатое. В 1979 г. он окончил филологический факультет Чечено-Ингушского государственного университета (русско-вайнахское отделение), работал учителем в родной школе, старшим редактором детского журнала «Стела1ад» («Радуга»), редактором книжного издательства, главным редактором литературно-художественного журнала «Орга», преподавателем ЧТУ, заведующим отделом учебно-методического центра министерства культуры Чеченской Республики заведующим литературным отделом Чеченского национального театра.

С 2004 г. по сегодняшний день он является главным редактором литературно-художественного журнала «Вайнах». М Ахмадов внес особый вклад в пропаганду и развитие чеченской культуры и языка. Многие произведения автора переведены на многие языки народов Северного Кавказа и мира (балкарский, японский, французский и немецкий языки).

Муса Ахмадов является автором большого количества произведений почти во всех прозаических и драматургических жанрах, издающихся с конца 1980-х годов. Итогом этих трудов стали «Избранное в 2-х томах» (2010), «Собрание сочинений в 5 томах» (2005-2012).

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Товсултанова, Джамиля Салавдиевна, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулаева Х.Р. Творчество первых чеченских литераторов. Начало XX века // Нация. Личность. Литература. Вып. 1: диссерт. канд. филол. наук. М.: Наследие, 1996. С.226-239.

2. Абдуллаева Х.Р. Чеченская проза: историко-культурный аспект. Автореф. диссерт. канд. филол. наук. М., 1998. 22 с.

3. Абдуллаева Х.Р. Чеченская проза. М., 1998. 153 с.

4. Абуков К.И. Новаторские тенденции в младописьменных литературах (Современная проза Дагестана и Северного Кавказа): автореф. диссерт. канд. филол. наук. М., 1971. 20 с.

5. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов A.B. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. С.3-38.

6. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски, перспективы. М., 1991. 12 с.

7. Агержанокова С.Р. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве писателей-просветителей конца XIX-начала XX вв. Майкоп, 2003. 75 с.

8. Айдаев Ю.А. От эпической песни до эпопеи: Сборник литературно-критических статей. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1975. 93 с.

9. Айдаев Ю.А. Чечено-ингушская советская драматургия (1920— 1940). Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1975. 138 с.

10. Айдаев Ю.А. Зеркало жизни. (Сборник литературно-критических статей). Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1987. 147 с.

11. Акаев В., Абдулазиева А. Культура чеченцев в постконфликтный период: состояние и динамика возрождения // Вайнах. 2007. №10. С. 5254.

12. Александров Н. Журнализм как способ общественного бытия // Общественные науки и современность. № 2. М., 1992. С.67-73.

13. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный: Книга, 1990. 368 с.

14. Амагова М., Хава Ахмадова: Режиссер, певица, мама («Твой выходной») Беседа с певицей, главным режиссером молодежного театра «Серло», Заслуженным деятелем искусств Чеченской Республики Хавой Ахмадовой.

15. Антология чечено-ингушской поэзии. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство. 1981. 463 с.

16. Аргументация в публицистическом тексте (жанрово-стилистический аспект). Учебное пособие. Свердловск: Уральский университет, 1992. 242 с.

17. Азамов С.Н. Единство информации и анализа в публицистике: Сб. ст. Казань: Казанский университет, 1974. 110 с.

18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров; текст подготовили Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 424 с. (Из истории советской эстетики и теории искусства).

19. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману (Национальные художественные традиции и становление повествовательных жанров адыгских литератур). Черкесск: Кар.-Черк. отделение Ставропольского книжного издательства, 1974. 287 с.

20. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману (Национальные

художественные традиции и становление повествовательных жанров

129

адыгских литератур). Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного изд-ва, 1974. 287 с.

21. Березин В.М. Теория массовой коммуникации. М.: РУДН, 1997.

32 с.

22" Бёрже А.П. Чечня и чеченцы. Грозный: «КНИГА», 1991. 60 с.

23. Богатырева C.B. Россия и Кавказ в литературе и публицистике XX - начала XXI вв.: автореф. дисс. канд. фиол. наук. Майкоп, 2008. 23 с.

24. Быкова Н.В. Социально-философский анализ роли публицистики в инновационных процессах общественного сознания: автореф. дисс. канд. филос. наук. Томск, 2000. 22 с.

25. Быченков В.М. Журналистика в системе познания и социальной деятельности: автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1987. 21 с.

26. Вагапов Я.С. Чечено-ингушские эпические песни XVI-XVIII в. Автореферат дисс. канд. филол. наук. Махачкала, 1968. 18 с.

27. Варустин Л.Э. Человеческий фактор в публицистике: современные способы познания и отображения: автореф. дисс. докт. филол. наук. Л., 1987. 45 с.

28. Великая Отечественная война в чеченской литературе. (По материалам круглого стола) // Вайнах. 2005. №5. С.53-56.

29. Верольский Ю. Муса Ахмадов и его романы: рецензия для скрипки с оркестром // М. Ахмадов. На заре, когда звезды гаснут. -Грозный, 1992.

30. Верольский Ю. Наш край и литература. Грозный: Чечено-ингушское кн. изд-во, 1969. 128 с.

31. Висаева 3. Муса Ахмадов: печатная книга выдержит конкуренцию с айфонами и айпадами.

32. Висаева 3. Спектакль, который заставляет думать.

33. Воронина М.С. Динамика развития национальных литератур Северного Кавказа в условиях лингво-культурной ситуации (двуязычия): автореф. дисс. канд. филол. наук. Нальчик, 2004. 23 с.

34. Гадагатль A.M. Память нации. Генезис эпоса «Нарты». Майкоп, 1997. 399 с.

35. Гайтукаев К.Б. В пламени слова. Грозный: Книга, 1989. 223 с.

36. Гайтукаев К.Б. Традиции A.C. Пушкина и М.Ю. Лермонтова в лирике А.Сулейманова // Вопросы литературных связей. T.VIII. Грозный, 1979. С.121-137.

37. Гакаев Д. Штрихи к историко-культурному портрету чеченцев // Очерки политической истории Чечни (XX век). В двух частях. М.: Изд. ЧКЦ, 1997. С.9-50.

38. Гамзатов Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Истоки, традиции и своеобразие художественной системы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. 420 с.

39. Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988.233 с.

40. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981. 247 с.

41. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л.: Художественная литература, 1977. 443 с.

42. Гиреев В.Ю. К вопросу о клишированности в жанре илли II Поэтика чеченских героических песен илли. Грозный, 1983. С.22-32.

43. Глушков Н.И. Очерковая проза. Ростов на Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1979. 215 с.

44. Головинский П. Заметки о Чечне и чеченцах. ССТО, вып.1. Владикавказ, 1878. 253 с.

45. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. М.: Мысль, 1975. 191 с.

46. Горохов В.М. Публицистика: теория и практика. Теоретический курс. М.: МЭГУ, Академия культуры, 1995. 190 с.

477" Губанукаева М.М. Фольклорное и художественное мировидение С.-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы: автореф. дисс. канд. филол. наук. Майкоп, 2006. 22 с.

48. Гуртуева Т.Б. Маленький человек с большой буквы (Поэзия Северного Кавказа в контексте постмодернизма). Очерки творчества. Нальчик, 1994. С.94-108.

49. Гусейнов Ч. Этот живой феномен: Советская многонациональная литература вчера и сегодня. М.: Советский писатель, 1988. 429 с.

50. Гутов A.M. Поэтика и типология нартского эпоса. М., 1993. 204 с.

51. Далгат У. Горские песни, предания и сказка в «Хаджи-Мурате» Л.Толстого и их художественное значение // Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. Т.П. Вып. 3. Грозный, 1959. С.11-24.

52. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей: исследования и тексты. М., 1972. 469 с.

53. Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов. Грозный: Книга, 1991.336 с.

54. Дедков И. Публицистика // Краткая литературная энциклопедия: В 9 томах. Т. VI. М.: Советская энциклопедия, 1971. С.71-75.

55. Дешериев Ю.Д. Закономерности развития литературных языков народов СССР в советскую эпоху. М.: Наука, 1976. 431 с.

56. Дешериев Ю.Д. Роль русского языка и русской культуры в

развитии языков и культур народов СССР // Взаимоотношение развития

национальных языков и национальных культур. М.: Наука, 1980. С.90-100.

132

57. Джамбеков O.A. О художественном времени и устно-поэтическом наследии чеченцев // Культура Чечни. История и современные проблемы. М: Наука, 2002. С.71-77.

58. Джамбеков O.A. Жанровые и поэтические особенности чеченских героико-исторических песен илли: автореф. дисс. канд. филол. наук. Майкоп, 2008. 22 с.

59. Джамбеков O.A. История записи и публикаций чеченских народных лирических песен в XIX-XX вв. // Проблемы чеченской филологии. № 1. Грозный, 1999. С.22-28. (на чеченском языке)

60. Джамбеков O.A. Роль и место женщины в общественном устройстве чеченцев. (По материалам чеченской народной бытовой лирики). Вайнах. 2003. № 3. С.29-33.

61. Джамбекова Т.Б. , Джамбеков O.A. Чеченское устное творчество как основа национальной культуры. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск, 2009. Вып. 2. С.104-117.

62. Джамбекова Т.Б. Влияние устного народного творчества на развитие жанра чеченского романа 80-90-х годов XX века (на примере романа Ш. Арсанукаева «Линии судьбы») // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Филология и искусствоведение. Майкоп, 2010. Вып. 1. С. 18-23.

63. Джамбекова Т.Б. Восхождение к Лермонтову (О некоторых аспектах переводческой деятельности Арби Мамакаева) // Межвузовская научно-практическая конференция. Грозный, 2001. С. 104-106.

64. Джамбекова Т.Б. Женские образы в романе М. Мамакаева «Зелимхан» // Орга: литературно-публицистический журнал. Выпуск 12. Грозный, 2010. С.30-33.

65. Джамбекова Т.Б. Историзм и фольклорные истоки трилогии Абузара Айдамирова «Долгие ночи» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Филология и искусствоведение. Майкоп, 2009. Вып. 4. С.14-16.

66. Джамбекова Т.Б. Положительные и отрицательные женские сказочные персонажи. // Тезисы межвузовской научной конференции. Назрань, 1999. С.68-69.

67. Джамбекова Т.Б. Роль и место народных песен в романах «Долгие ночи» и «Молния в горах» Абузара Айдамирова // Общечеловеческое и национальное в чеченской литературе: материалы науч.-практ. конференции Грозный, 2002. С.23-24.

68. Джамбекова Т.Б. Роль фольклора в эволюции чеченской прозы XX века: автореф. дисс. докт. филол. наук. Майкоп, 2010. 46 с.

69. Джамбекова Т.Б. Фольклор как источник чеченской прозы XX века. // Майкоп: Издательство МГТУ, 2010. 236 с.

70. Джамбекова Т.Б. Функции фольклорных элементов в романах Абузара Айдамирова // Тезисы межвузовской научной конференции. Назрань, 1999. С.65-67.

71. Джамбекова Т.Б. Характер использования легенд и притч в романах Абузара Айдамирова. // Общечеловеческое и национальное в чеченской литературе: материалы научно-практической конференции Грозный, 2002. С.22-23.

72. Джамбекова Т.Б., Джамбеков O.A. Гуманистическая концепция прозаического творчества Сайда Бадуева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Филология и искусствоведение. Майкоп, 2009. Вып. 2. С.20-25.

73. Джамбекова Т.Б., Джамбеков O.A. Поэтическая лексика и фразеология в чеченском фольклоре // Материалы межвузовской научно-практической конференции. Грозный, 2005. С.370-372.

74. Джамбекова Т.Б., Джамбеков O.A. Роль чеченского фольклора в развитии героико-исторической темы в дилогии Ш. Окуева «Красные цветы на снегу» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2010. Вып. 1. С.24-29.

75. Джамбекова Т.Б., Исмаилова М.В. Героико-эпические песни илли как фактор истории чеченцев // Межвузовская научно-практическая конференция, посвященная 20-летию ЧГПИ. Грозный, 2001. С.105-106.

76. Джамбекова Т.Б., Исмаилова М.В. Образ Вдовьего сына в чеченских героико-эпических песнях шли II Тезисы межвузовской научной конференции. Назрань, 1999. С.64-65.

77. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996.

78. Дирр А. М. Языковой и поэтический дар чеченцев и дагестанцев. Тифлис, 1914.

79. Довлеткиреева J1.M. Особенности онтологической поэтики рассказов и оовестей Мусы Ахмадова. Предисловие // Ахмадов М.М. Деревянные куклы. Избранное в 2 томах. Том I. Нальчик, 2010. 582 с.

80. Довлеткиреева JI.M. Современная чеченская «военная» проза: историко-культурный контекст, жанровый состав, поэтика: 1990-2010 гг.: автореф. дисс. канд. Филол. наук. Махачкала, 2010. 21 с.

81. Дыхаев В. Поэтический образ Родины. Грозный: Чечено-ингушское кн. изд-во, 1968. 272 с.

82. Егоров Б. О мастерстве литературной критики: Жанры.

Композиция. Стиль. JL: Советский писатель, 1980. 318 с.

135

83. Ершов Ю.М. Методы познавательной деятельности публициста и жанры публицистики: диалектика взаимодействия: автореф. дисс. докт. филол. наук. М., 1987. 22 с.

84. Жирмунский В. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. М - Л.: АН СССР, 1979. С.375-397.

85. Жирмунский В.В. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М.-Л., 1962. 436 с.

86. Журавлева O.A. Феномен Кавказа в российской литературе и публицистике последних десятилетий: автореф. дисс. канд. филол. наук. Майкоп, 2008. 21 с.

87. Журналисты XX века: люди и судьбы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

824 с.

88. Завриев М.А. В поисках художественного метода (критические статьи). Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1988. 67 с .

89. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания: Коллективная монография / Науч. ред. A.A. Стриженко. Барнаул: Издательство АГТУ, 2003. 300 с.

90. Засурский И.И. СМИ России в условиях глобального процесса трансформации и формирования новой системы средств информации и их роль в политической жизни страны: автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1998. 28 с.

91. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. М.: Изд-во Московского ун-та, 2004. 464 с.

92. Здоровега В. И. Публицистика, её природа, общественная роль, гносеологические и психологические основы: автореф. дисс. докт. филол. наук. М., 1970. 62 с.

93. Инал-Ипа Ш.Д. Исторические корни древней культурной

общности кавказских народов: опыт сравнительного изучения нартского

136

эпоса // Сказания о нартах - эпос народов Северного Кавказа. М., 1969. С. 3048.

94. Инаркаева С.И. Образ женщины в новеллистическом творчестве Мусы Ахмадова. // Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции, посвященной 20- летию ЧГПИ. Грозный, 2001. С.22-24.

95. Инаркаева С.И. Эволюция жанров «малой прозы» в современной чеченской литературе: автореферат дисс. канд. филол. наук. Майкоп, 1999. 18 с.

96. Индербаев Г. Проза журнала «Орга» за 2003 год: приобретения и потери // Вайнах. № 6. Грозный, 2004. С.56-60.

97. Индербаев Г.В. Чеченская литература: итоги XX в. и перспективы дальнейшего развития. (По материалам «Круглого стола») // Вайнах. 2004. № 6. С.2-5.

98. Исаев Э.А. Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов: автореф. дисс. докт. филос. наук. Махачкала, 2009. 34 с.

99. Исмаилова М.В. Женские образы нартиады. Сборник «Известия». ЧГПИ. №1 (3). Грозный, 2010. С.137-145.

100. Казакова Н.В. Русская публицистика в социально-философском осмыслении приоритетных глобальных проблем: автореф. дисс. канд. филол. наук. Саранск, 1999. 19 с.

101. Караева З.Б. Концепция личности в карачаевской литературе 2030-х годов // Литературы народов Карачаево-Черкесии. Концепция художественного развития. Черкесск, 1990. С.35-52.

102. Ключников Б. О глобализации, новом тоталитаризме и России // Наш современник. № 5. 2000. С.148-165.

103. Кобзева О.С. Проза Чингиза Айтматова в журнальном контексте «Нового мира»: автореф. дисс. канд. филол. наук. Воронеж, 2004. 25 с.

104. Ковалева М.М. Концептуальные основы науки о журналистике// Журналистика конца XX столетия: уроки и перспективы. Воронеж, 1998. 91 с.

105. Ковалева М.М. Отечественная журналистика: вопросы теории и истории: Сб. статей. Екатеринбург: УрГУ, 2000. 108 с.

106. Кон И.С. Психология предрассудка (О социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Новый мир. № 9. 1966. С. 187-205.

107. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. С.729.

108. Корзун В.Б. Советская чечено-ингушская литература. Грозный, 1966. 242 с.

109. Корзун В.Б. Литература горских народов Северного Кавказа. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1966. 130 с.

110. Корзун В.Б. Фольклор горских народов Северного Кавказа. Грозный, 1966. 204 с.

111. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Знание, 2000. 272 с.

112. Корнилов Е.А. Методологические проблемы исследования журналистики // Акценты. Альманах. № 2. Воронеж, 1997. С.6-12.

113. Косарев А. Философия мифа. М., 2000. 303 с.

114. Кострова О. Отражение общественно-политических взглядов А.Солженицына в публицистике и художественно-литературной критике: автореф. дисс. канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 25 с.

115. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960. 520

с.

116. Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 1998. 132 с.

117. Кузнецова О.Г. Основные способы воздействия СМИ на читательскую аудиторию // Основы информационной культуры. СПб.: СПбГУ, 1998.

118. Кумахов М. А., Кумахова 3. Ю. Нартский эпос: язык и культура. М.: Наследие, 1998. 311 с.

119. Кусаев А. Писатели Чечни: био-библиографические очерки, Книга 1. Грозный: Чеченское книжное изд-во, 2005. - 185с.

120. Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов.энциклопедия, 1987. 752 с.

121. Лучинский Ю.В. «Новый журнализм». СМИ на современном этапе развития // Очерки истории зарубежной журналистики.

122. Лысякова Ю.А. Культурософская публицистика Андрея Белого первого десятилетия XX века: концепция, проблематика, образы: авторефер. дисс. канд. филол. наук. Воронеж, 2007. 18 с.

123. Магомедова З.К. Дагестанская публицистика XX века: формирование, развитие, тенденции. Махачкала: Изд-во «Эпоха», 2005. 356 с.

124. Мадияров А.Б. Влияние СМИ на формирование идеологии межэтнического согласия*, автореф. дисс. канд. филол. наук. Казань, 1998. 21 с.

125. Мальсагов А.О. Нарт-орстхойский эпос вайнахов. Грозный, 1970.

180 с.

126. Мальсагов А.У., Туркаев Х.В., Писатели советской Чечено-Ингушетии. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1969. 455 с.

127. Мансурова В.Д. Современная журналистика как способ рефлексии и индивидуализации информационной картины мира // Журналистика конца XX столетия: уроки и перспективы. Воронеж, 1998.

128. Марущак A.B. Объективные и субъективные предпосылки возрождения отечественной публицистики во второй половине XX века // Система ценностей современного общества. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции / Под общей редакции С.С. Чернова. Новосибирск: ЦРНС - Издательство СИБ-ПРИНТ, 2008. С.113-117.

129. Марущак A.B. Публицистика нравственных исканий как результат эпохи хрущевской «оттепели» // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета: материалы XXXV научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2008. Вып.5. С.435-438.

130. Марущак A.B. Традиции отечественной публицистики в деятельности современных СМИ // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета: материалы XXXIV научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. -Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2007. Вып.4. С.433-436.

131. Марущак A.B. Отечественная публицистика периода "оттепели": автореф. дисс. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009. 25 с.

132. Мединский В.Р. Международные отношения и глобальное информационное пространство//Россия. Духовная ситуация времени. 1. М., 1999. 1,5 п.л.

133. Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Грозный, 1992.

134. Мелетинский Е.М. Классификация народной прозы // VII международный конгресс антропологических наук: Труды. Т. VI. М., 1969.

135. Мелетинский Е.М. Литературные архетипы и универсалии. - М.:

Российский государственный гуманитарный университет, 2001. 433 с.

140

136. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература, 2000. С.295-296.

137. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаичные памятники. М., 1963. С. 163.

138. Мельник Г.С. Современная публицистика: смена духовных прооритетов // Акценты. №3-4. 2002. С.25-29.

139. Минкаилов Э. Глазами исследователя и очевидца // Вайнах. №6. Грозный, 2007. С.51-57.

140. Минкаилов Э.С. По следу боли: чеченская литература периода депортации (1944- 1956 гг.) // Вайнах. №2. Грозный, 2008. С.60-64.

141. Музаев Н.Д. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1974. 234 с.

142. Музаев Н.Д. Новейшая чеченская литература на путях социалистического реализма: автореферат дисс. канд. филол. наук. М., 1966. 18 с.

143. Мунаев И.Б. Поэтика чечено-ингушских героических песен илли (проблема формирования жанра и его системные связи): автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1981. 17 с.

144. Мусаев Р. Высокая цена свободы слова. Памяти журналистов, погибших в Чечне посвящается.

145. Осипова Н.О. Поэты и писатели Северного Кавказа в литературных портретах С. Дангулова // Советская литература и Кавказ. Грозный: Книга, 1991. С.77-81.

146. Османова З.Г. Современные аспекты литературно-художественного двуязычия // Способность к диалогу. Часть 1. М.: Наследие, 1993. С.76-104.

147. Очерк истории чечено-ингушской литературы. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1963. 240 с.

148. Ошаев Х.Д. К истории возникновения чеченских героико-исторических песен илли // Известия ЧИНИИЯЛ. Т.П. Вып.1. История. Грозный, 1960. С.50-53.

149. Ошаев Х.Д. Фольклорные заметки // Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института. T. II. Вып. 3. Грозный, 1959. С.146-151.

150. Петров В.Т. Взаимодействие традиций в младописьменных литературах. Новосибирск: Наука, 1987. 238 с.

151. Писатель и правда жизни (сборник литературно-критических статей). Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1974. 109 с.

152. Поспелов, Г.Н. Очерк / Г.Н. Поспелов // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. 750 с.

153. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества: учебное пособие / Е.Е. Пронина. - М.: КДУ, 2006. 368 с.

154. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976. 330 с.

155. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1998. 351 с.

156. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия / Е.П. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004. 352 с.

157. Салихов Н. Проблемы формирования общественного сознания в таджикской публицистике периода государственного суверенитета: автореф. дисс. докт. филол. наук. Душанбе, 2010. 47 с.

158. Саришвили В. Отиа Иоселиани. Посредник между Грузией и Вечностью. // Общеписательская литературная газета № 8 (21), август 2011.

159. Сенук З.В. Публицистика как фактор развития политической культуры: автореф. дисс. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1993. 18 с.

160. Серегина Д.В. Литературно-критическая деятельность В. Лакшина в журнале "Новый мир": автореф. дисс. канд. филол. наук. Махачкала, 2007. 30 с.

161. Сказки и легенды ингушей и чеченцев. Сост., пер., предисл. и примеч. А. О. Мальсагова. М., 1983. 384 с.

162. Смольянов В. Образ автора в публицистике и художественной литературе//Журналистика конца XX столетия: уроки и перспективы. -Воронеж, 1998.

163. Солганик Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник Московского университета. Сер. 10. №3. 2001. С.74-83.

164. Солганик Г.Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. М.: МГУ, 2000. С. 1216.

165. Средства массовой информации постсоветской России. М.: Аспект-Пресс, 2002. 303 с.

166. Степанова Т.М. Автобиографическая проза Исхака Машбаша. Проблематика и жанр. Структура и поэтика. Майкоп: ОАО «Полиграф-Юг», 2013.240 с.

167. Степанова Т.М. Литературная публицистика русского зарубежья. Мотивы. Тенденции. Имена. Учебное пособие для студентов факультетов филологии и журналистики. Майкоп, 2005. 164 с.

168. Степанова Т.М. Фольклорные элементы художественной структуры дилогии Р.Гамзатова «Мой Дагестан» в контексте интеллектуальной прозы Северного Кавказа. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. №4. С.71-76.

169. Степанова Т.М. Художественные искания в мире публицистики Бориса Зайцева: автореф. дисс. докт. филол. наук. Краснодар, 2005. 45 с.

170. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982. 121

с.

171. Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1975. 154 с.

172. Сулейманов A.C. Топонимия Чечни. Нальчик: ЭЛЬ-ФА, 1997.

341 с.

173. Султанов К.К. Лабиринт сцеплений. Этническое-национальное-художественное // История национальных литератур, перечитывая и переосмысливая. М.: Наследие, 1996. С.150-161.

174. Султанов К.К. Национальное самосознание и литература // Способность к диалогу. М.: Наследие, 1993. С.51-55.

175. Султанов К.К. Динамика жанра. Особенное и общее в опыте современного романа. М.: Наука, 1989. 151 с.

176. Суровцев Ю. О публицистике и публицистичности. // Знамя. № 4. 1986. С.208-244.

177. Танкиев А.Х. К проблеме эстетического сознания в фольклоре и современной ингушской литературе // Советская литература и Кавказ. Грозный: Книга, 1991. С.88-94.

178. Танкиев А.Х. Свет народного сознания вайнахов. Грозный, 1990.

168 с.

179. Тарланов Е.З. Публицистика Бунина. // Русская литература. № 1. 2000. С. 179-187.

180. Татаева Р.Б. Поверхностная множественность подхода к истине (в романе М. Ахмадова «Маьркъажехь дитташ»). // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Грозный, 2007. С.530-537.

181. Татаева Р.Б. Своеобразие авторской концепции в осмыслении исторических проблем в русскоязычной чеченской прозе 20-90 гг. XX века: автореф. дисс. канд. филол. наук. Махачкала, 2011. 124 с.

182. Теракопян Л. Уроки чеченского, или Работа над ошибками // «Дружба народов». № 9. 2008. С. 152-155.

144

183. Тертычный A.A. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М.: Гендальф, 1998. 254 с.

184. Тов З.Д. Публицистический компонент в творчестве адыгских просветителей (С.Хан-Гирей «Черкесские предания») // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». Майкоп: изд-во АГУ. Вып.1. 2008. С.56-64.

185. Туркаев Х.В. О путях развития чеченской литературы. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1973. 163 с.

186. Туркаев Х.В. Зарождение и становление реализма в чеченской и ингушских литературах (60-е годы XIX века -40-е годы XX века). Тбилиси, 1984. 47 с.

187. Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1978. 348 с.

188. Ужахова Р.К. Женские образы в героико-историческом эпосе // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. Грозный, 1988. С. 128-132.

189. Умаров С.Ц. О чеченских героико-эпических песнях // Интернационализм и атеизм в литературе и фольклоре чеченцев и ингушей. Грозный, 1979. С.79-82.

190. Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание, 2. Тифлис, 1988.

341 с.

191. Факторович A.JL Взаимодействие смыслов в медиатексте и PR-приоритеты // Медийные стратегии современного мира: материалы V Межд. научно-прак. конф. Краснодар, 2011. С.488-491.

192. Хакуашева М.А. Литературные архетипы в художественных произведениях адыгских писателей. Нальчик, 2007. 378 с.

193. Хализев В. Теория литературы. М., 1999. 158 с.

194. Хан-Гирей С. Черкесские предания. // Шаги к рассвету. Адыгские писатели-просветители XIX века. Краснодар, 1986. 398 с.

195. Хасиев С.-М. Чеченцы. - Пхьармат («Прометей»). 1991. № 1-2.

196. Хасиев С.-М.А. Этнографические реалии в героических песнях илли // Поэтика чеченских героических песен илли. Грозный, 1983. С.48-73.

197. Хасмагомадова X. В Чечне вспоминали погибших журналистов 12 декабря 2012 год.

198. Хаткова И.Н. Идейно-эстетические искания в русской литературе 1830-60-х годов и художественное творчество адыгских писателей-просветителей: автореф. дисс. канд. филол. наук. Майкоп, 1996. 22 с.

199. Хорольский В. Культурологический метод изучения публицистического дискурса, (на примере статей А.Блока, У.Б.Иейтса, О.Уайльда).

200. Хорольский В. Публицистика и литература в эпоху постмодерна: сотрудничество и конкуренция // Акценты. Вып. 2. Воронеж, 1997. С.65-68.

201. Хорольский В.В. Интердисциплинарность как методологический принцип изучения публицистики // Журналистика конца XX столетия: уроки и перспективы. Воронеж, 1998.

202. Хорольский В.В. Культурологический метод изучения публицистического дискурса // Акценты. Новое в массовой коммуникации. №3-4. 2001. С. 13-21.

203. Хоффман Дастин «Правила жизни», 2007.

204. Цвик B.JI. Введение в журналистику, М. 1985.

205. Цуруев Ш. Листая страницы «Вайнаха» // Вайнах. №1. 2005. С.

59-62.

206. Чахкиева P.A. Эволюция повествовательных форм в чечено-

ингушской литературе (преемственность и национальные закономерности

развития младописьменной литературы). М., 1975. 201 с.

146

207. Чентиева М.Д. Черты современника и проблемы чечено-ингушской художественной литературы. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1967. 85 с.

208. Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики / М.С.Черепахов. М., 1973. 266 с.

209. Чеченский фольклор. Сост., науч. комм. Ш. Джамбеков. Грозный: Чеч.-Инг. издат.-полиграф, объединение "Книга". 1991.- 592 с. (На чеченском языке).

210. Шеина И. Литературно-художественные журналы в современной социокультурной конъюнктуре // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: тезисы всероссийской научн.-практ. конференции «Коммуникации в современном мире». Воронеж, 12-14 мая 2003 г. Воронеж, 2003. С.84-87.

211. Шкляр В.И. Публицистика и художественная литература: продуктивно-творческая интеграция: автореф. дисс. докт. филол. наук. Киев, 1989. 53 с.

212. Элебаева А.Б. К вопросу о причинах межнациональных конфликтов // Противоречия в национальных отношениях и поиски межнационального консенсуса. М.: ИФАН, 1990. С.89-95.

213. Элиаде М. Трактат по истории религии / М.Элиаде. Спб.: Алетейя, 2000. В 2. тт. Т.2. 416 с.

214. Эльмурзаев С.Ч. Общее и специфическое чечено-ингушских нарт-эрстхойских сказаний в кавказском эпосе «Нарты» // Известия. Вопросы чечено-ингушской литературы. Т.У. Вып. 3. Грозный, 1968. С.73-95.

215. Эпштейн М.Н. На перекрестке образа и понятия (эссеизм в культуре нового времени) // Парадоксы новизны: О литературном развитии Х1Х-ХХ веков. М., 1988. 369 с.

216. Юсупова X. Тема войны в современной чеченской литературе // Вайнах. № 5. 2006. С.57-58.

217. Юсупхаджиева Х.У. Особенности языка чеченской художественной литературы: автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 2000. 22 с.

218. Якиев Умар. О топонимии. Языке земли. И не только... Нийсо-Дагестан. Выпуск № 17 (577).

219. Яковлев Н.Ф. Вопросы изучения чеченцев и ингушей. Грозный.

220. Янь Лэ. Научно-интеллектуальные элементы в публицистике журнала «Ноовый мир» второй половины 60-х годов // Вестник молодых ученых ИВГУ. Вып. 6. Иваново, 2006.

221. Янь Лэ. Публицистика журнала "Новый мир" 1958-1970 годов: автореф. дисс. канд филол. наук. Иваново, 2006. 16 с.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Ахмадов М. А мельница крутилась и на рассвете. Рассказ // Вайнах. 2005. № 5. С.30-32.

2. Ахмадов М. Взаимосвязь чеченской народной культуры с природой и трудовой деятельностью // «Дружба народов», 2009, № 5.

3. Ахмадов М. Гора и море. Рассказ // Вайнах. 2007. № 12. С. 1521.

4. Ахмадов М. Деревья в сумерках. Грозный, 1993. 272 с.

5. Ахмадов М. Деревянные куклы. Избранное в 2 томах. Том I. -2010. (Редактор и автор вступительной статьи Л.М. Довлеткиреева).

6. Ахмадов М. Деревянные куклы. Рассказ // Вайнах. 2004. № 2. С.

18-23.

7. Ахмадов М. Дикая груша у светлой реки. Повесть // Вайнах. 2007. № 2. С.28-40.

8. Ахмадов М. И в ночь уходила река. Роман // Вайнах. 2004. № 8. С. 2-17; № 9. С.9-21; №10. С.33-36.

9. Ахмадов М. Идти, не сбиваясь с этого пути. Повесть // Вайнах. 2005. № 3. С.5-29.

10. Ахмадов М. Кружиться в этих волнах. Рассказ // Вайнах. 2007. №7. С.9-17.

11. Ахмадов М. Литературные журналы - реальность и перспективы. Переделкинские встречи-2006.

12. Ахмадов М. Наша литература как будто застыла // Панорама литературы на фоне гор. Круглый стол «Дружбы народов» 2006.

13. Ахмадов М. Ответственность слова // Вайнах. 2007. № 11. С.62-

14. Ахмадов М. Перед выбором: жить по Богу или по Сатане.

149

15. Ахмадов М. Предания, исполненные благородства. Версия для печати. «Дружба народов». Из кн. "Чеченская традиционная культура и этика", Грозный, 2006.

16. Ахмадов М. Собрание соч.: В 5 томах. Том I. Рассказы. Повести. Грозный: «Дош», 2005. 655 с.

17. Ахмадов М. Украденное время. Рассказ // Вайнах. 2009. № 1. С.

2-6.

18. Ахмадов М. Чеченская традицонная культура и этика: ГУП "Издательско-полиграфический комплекс "Грозненский рабочий". Грозный, 2006. 107 с.

19. Ахмадов М. Чтобы свечу не задуло ветром. Повесть // Вайнах. 2005. № 1. С.25-33.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.