Своеобразие художественного конфликта в чеченской повести 50-80-х годов XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Хунарикова, Петимат Хамидовна

  • Хунарикова, Петимат Хамидовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 147
Хунарикова, Петимат Хамидовна. Своеобразие художественного конфликта в чеченской повести 50-80-х годов XX века: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2013. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хунарикова, Петимат Хамидовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Художественный конфликт как идейно-

эстетическая категория в литературе

1.1. Типы и виды художественных конфликтов

1.2. Своеобразие эпического конфликта

ГЛАВА ВТОРАЯ. Формирование и эволюция жанра повести в

чеченской литературе

2.1. Фольклорный и художественный синтез в жанре повести

2.2. Роль реалистических тенденций в жанре повести

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Художественный конфликт в чеченской

повести (50-80-е годы XX века)

3.1. Конфликт и «бесконфликтность» в чеченской повести конца 50-х - начала 60-х годов

3.2. Характер как движущая сила конфликта в чеченской повести 70-80-х годов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Своеобразие художественного конфликта в чеченской повести 50-80-х годов XX века»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Изучение поставленной проблемы обусловлено недостаточной исследованностью заключенных в ней вопросов развития жанра повести и художественного конфликта в чеченской литературе советского периода (20-80-е годы XX века) и необходимостью на новом этапе развития литературоведческой науки в Чечне обратиться к её разработке.

Каждая национальная литература представляет собой самостоятельную творческую систему, вписанную в единый литературный процесс социально-историческими связями, развивающуюся за счет собственного национально-духовного потенциала и типологических взаимосвязей. Чеченская литература с первых лет своего становления и до сегодняшнего дня проделала сложнейший путь эволюции от первых письменных произведений до высокохудожественных образцов слова. Литературный процесс Чечни осложнялся репрессиями и войнами, но в нем всегда было национальное творчество, сохранившее в генетической памяти героику и культуру предков и передающее духовные ценности новым поколениям.

Процесс эволюции чеченской литературы отразил формирование и развитие жанров, совершенствование художественного мастерства писателей. Жанровая парадигма в чеченской литературе обусловлена развитием национальных традиций и типологией взаимодействия с другими литературами, в которой повесть занимает одно из значимых положений, дающих возможность рассматривать её как связующее звено в эпическом жанровом пространстве.

Жанр повести в чеченской литературе имеет свою специфику, отраженную в видовых формах и художественном конфликте, изучение которых представляется актуальным в связи с тем, что повесть в отличие от других жанров стала более поздним открытием в творчестве чеченских писателей, её видовые формы отразили спектр проблем в историческом, социальном, морально-этическом, нравственном планах.

Исследование жанровой эволюции повести позволяет установить причины возникновения и функционирования разновидностей жанра повести в чеченской литературе, создать классификацию видов и выявить особенности художественного конфликта, являющегося основой повествования и ключом к идейному содержанию и характеристике героев.

Степень изученности темы. Для решения исследуемой проблемы в диссертации были использованы труды северокавказских ученых. X. Туркаев, Ю. Айдаев, О. Джамбеков, Т. Джамбекова, В. Корзун и другие иследователи в своих научных работах неоднократно доказывали факт влияния фольклора на развитие национальных литератур.

Значительным подспорьем стала монография X. Туркаева «О путях развития чеченской литературы» (1978). В своей работе профессор Х.Туркаев подчеркивает, что именно фольклорные традиции послужили основным источником для первых произведений чеченской литературы, в частности прозы.

В свою очередь, Т. Джамбекова отмечает в своём исследовании, что «чеченская литература начала 20-х годов XX века» развивалась как явление общественное, как одна из форм выражения духовной культуры.

В работе М. Губанукаевой глубоко изучается «Фольклорное и художественное мировидение С.Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы» (2006).

Мы опирались в своей работе также на диссертацию Инаркаевой С.И. «Эволюция жанров малой прозы в современной чеченской литературе» (Майкоп, 2000). В диссертационной работе Исмаиловой М.В. «Проблемы традиций и жанровой разновидности в чеченском романе 80-90-х гг. XX века» (Майкоп, 2008) прослеживаются жанровые особенности и состояние современного романного эпоса.

В своем диссертационном исследовании «Фольклорное и художественное мировидение С.-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы» (Майкоп, 2006) Губанукаева М.М. анализирует

творчество известного чеченского писателя С.-Б. Арсанова. Большой интерес представляет диссертационное исследование X. Юсуповой «Жанр повести в чеченской и ингушской литературах: Становление и развитие, 20-30-е годы», где опираясь на научные заключения Ю. Айдаева, Г. Гакаева, И. Дахкильгова, Е. Крупнова, Ю. Дешериева, X. Туркаева и других ученных, она подчеркивает общность чеченского и ингушского фольклора, доказывая тем самым, что возникновение, формирование и становление письменной литературы у чеченцев и ингушей протекало на общей основе.

Так же исключительно важное значение в изучении художественного конфликта в чеченской повести имеют статьи Юсуповой Х.В. « О некоторых аспектах повестей С.Бадуева», «Особенности конфликта в рассказе М.Кибиева «Звездная рыба», В.Г. Индербаева «Современная драматургия: конфликты, герои», Л.Ибрагимова «Национальное своеобразие чеченской прозы».

Таким образом, необходимо отметить, что в чеченской литературе проблема художественного конфликта остается недостаточно изученной, поскольку, не исследованы в полной мере типы художественных конфликтов. На сегодняшний день исследование художественного конфликта в чеченской повести нуждается в глубоком всестороннем исследовании.

Объектом исследования является чеченская повесть 50-80-х годов XX века сквозь призму поликонфликтности.

Предмет исследования - художественный конфликт в жанре повести, определивший идейно-тематическое содержание чеченской прозы советского периода.

Эмпирическая база исследования - чеченские повести советского периода, критические, литературоведческие, научные источники из научных фондов Российских библиотек, а также интернет-ресурсы, указанные в библиографическом списке.

Целью исследования является выявление истоков жанра повести в чеченской литературе, особенностей его развития и определения жанровых разновидностей с учетом идейно-художественных, тематических направлений и специфики художественного конфликта. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- изучить формирование и эволюцию жанра повести в чеченской литературе, выявив источники, повлиявшие на тематический и идейно-художественный уровень;

- определить роль традиций национального фольклора, жанра русской советской повести и их значимость в развитии чеченской повести;

- провести анализ научных работ, связанных с проблемой художественного конфликта, выделить типы и виды конфликтов, характерных для жанра повести, функционирующие в литературном пространстве Чечни в советский период;

- выделить механизмы возникновения и трансформации художественного конфликта в жанре повести, рассмотреть их органическую взаимосвязь с характерами героев;

- выявить особенности развития жанра повести в чеченской литературе в соответствии с историческими и социальными характеристиками обозначенного периода;

- на основе полученных научных знаний о жанре повести и художественном конфликте, и проведенного исследования повестей в чеченской литературе (20-80-е годы XX века) определить ключевые моменты в эволюции и жанровом содержании чеченской повести, включающие тематическую доминанту, специфику конфликта и создать жанровую классификацию, подтверждающую научную концепцию данной исследовательской работы.

Методы исследования. В работе используются принципы историко-литературного и сравнительно-типологического изучения литературных произведений, а также системный подход, позволяющий выявить

особенности эволюции жанра повести в чеченской литературе и значимого художественного конфликта в ней.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды: В. Белинского, В. Кожинова, Ю. Лотмана, Ю. Манна, П. Палиевского, Г. Поспелова, Л. Тимофееева, В. Шкловского, Б. Храпченко, научные концепции А. Бочарова, В. Головко, Е. Горбуновой, Л. Деминой, Л. Егоровой, С. Жукас, А. Кузьмина, Д. Медриш, А. Коваленко, А. Погрибного и других ученных.

В научном осмыслении проблемы использованы исследования северокавказских ученых: X. Туркаева, Ю. Айдаева, X. Абдуллаевой, Л. Бекизовой, М. Губанукаевой, С. Гусейнова, О. Джамбекова, Т. Джамбековой, Л. Ибрагимова, Г. Индербаева, С. Инаркаевой, М. Исмаиловой, В. Корзуна, Н. Музаева, У. Панеша, К. Султанова, Р. Татаевой, Л. Тасуевой, Р. Ужаховой, Ф. Хуако, К.. Шаззо и др.

Материалом исследования послужили повести Ш. Айсханова, С. Бадуева, У. Гайсултанова, А.-Г. Гойгова, М. Мамакаева, М. Мусаева, 3. Муталибова, X. Ошаева, Ф. Эсмурзиевой и др., позволяющие выявить специфику художественного конфликта и жанровые разновидности чеченской повести 50-80-х годов XX века.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что впервые комплексно рассматривается жанровое своеобразие повести советского периода в чеченской литературе с учетом национальных традиций и идейно-художественного типологического влияния, где исключительную важность имеет художественный конфликт как концептуально значимая категория в эпическом пространстве произведения.

Известные повести У. Гайсултанова, 3. Муталибова, Ф. Эсмурзиевой и др. впервые исследуются сквозь призму конфликтности и рассматриваются как источники видовых разновидностей при создании классификации жанра повести в чеченской литературе.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что

предложенное системное описание литературоведческой концепции о художественном конфликте и жанре повести углубляет научное представление о специфике конфликта в чеченской повести 50-80-х годов XX века и дополняет исследованность проблем чеченской литературы этого периода.

Практическая ценность исследования. В диссертации разработан и апробирован инструментарий, который, при условии его дальнейшего совершенствования, может служить моделью изучения художественного конфликта в других жанрах чеченской литературы.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы на занятиях по истории литературы Северного Кавказа, при разработке спецкурсов, спецсеминаров, посвященных изучению отдельных проблем литературы советского периода, а также творчества писателей Чечни, на гуманитарных факультетах и в практике школьного преподавания.

Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, доложены на секционных заседаниях II Международной научно-практической конференции «Мир гуманитарного и естественнонаучного знания» (Краснодар, 2012), VII Международной научной конференции «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии» (Майкоп, 2013), Научной конференции «Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации» (Майкоп, 2013), VI Международной конференции «Мир гуманитарного и естественнонаучного знания» (Краснодар, 2013).

Отдельные разделы, теоретические положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в ряде опубликованных статей в научных сборниках (Краснодар, Майкоп, Грозный), в издании, рекомендованном ВАК (ж-л «Казанская наука», 2013, № 5).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав,

заключения, библиографического списка, включающего 239 источников. Общий объем работы составляет 147 страницы.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Художественный конфликт как идейно-эстетическая

категория в литературе

1.1. Типы и виды художественных конфликтов

Одним из ключевых смыслообразующих составляющих художественного произведения является конфликт. По сути, он определяет драматургию сюжетного действия, расстановку персонажей, их характеры. Существует несколько определений художественного конфликта. В «Краткой литературной энциклопедии» подчеркивается, что конфликт -«противоборство характеров, идей и настроений в художественном произведении, в литературоведении употребляется термин «коллизия», имеющий широкое и специфически эстетическое значение. Коллизию образует противоречие между характерами и обстоятельствами, либо внутри характера, лежащее в основе литературного произведения» [114. С.716].

В свою очередь, проблема конфликта волнует не только теоретиков литературы, но и психологов, социологов, политологов, в последние два десятилетия успешно развивается конфликтология. В Словаре конфликтологии (2009) дается определение, включающее, на наш взгляд, различные научные концепции и подходы в изучении интересующего нас понятия: «Конфликт художественный (коллизия художественная) -противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. Конфликт художественный -многофункциональная и многослойная категория, которая является средством выражения противоречивого движения идей, мыслей, чувств, образов и воплощается на макро - и микроструктурном уровнях произведения (А.Г. Погрибный, 1982). Конфликт художественный раскрывается непосредственно в сюжете и композиции, является основой развивающегося действия, находит свое логическое разрешение в кульминации и развязке. Конфликт художественный осваивает драматические процессы в жизни. Однако он характерен не только для

драматургических произведений, но и для эпических, лирических произведений. Поэтому конфликт художественный оказывает существенное влияние на формирование жанрово-родовых признаков литературы. Рассмотрение конфликта как всеобъемлющей и всепроникающей эстетической категории позволяет обнаружить его многоуровневость и многофункциональность (Т.П. Дудина, 1989). Мировоззренческая функция художественного конфликта выражается в своеобразии отражения сложных противоречий действительности, в расстановке противоборствующих сил, в оценке перспектив их развития позволяет обнаружить противоречия писателя в их понимании и определить его идейную позицию, и жизненную концепцию. Художественно-эстетическая функция художественного конфликта, выявляя средства художественной типизации, средства создания художественных образов, концепцию характеров, своеобразие сюжетно-композиционной структуры произведения, позволяет ответить на вопрос о своеобразии использования автором исторического материала и тем самым определить своеобразие творческого метода и стиля писателя» [11. С. 168].

Важно отметить, что конфликт художественный по своим функциям определяет основные структурно-содержательные элементы произведений различных жанров. Исследователи художественного конфликта: А. Бочаров, Е. Горбунова, JI. Демина, С. Долгов, А. Коваленко, А. Погрибный, К. Шаззо и другие ученные разносторонне подходят к изучению научной проблемы, доказывая в своих работах многоплановость и сложность этого понятия.

Проблема художественного конфликта в литературоведении всегда была в центре внимания и у дагестанских литературных критиков и исследователей: Ф. Абакаровой, А.-К.Ю. Абдуллатипова, К.И. Абукова, С.Х. Ахмедова, A.M. Вагидова, Г.Г. Гамзатова и др.

Отталкиваясь от общепринятого смысла, который заложен в «конфликте», определим основные составляющие понятия «художественный конфликт». Обратимся к суждениям известных ученых П. Пал невского, Г. Поспелова, J1. Тимофеева, Ю. Манна и других, которые рассматривали

конфликт как противоречие, столкновение, борьбу, противостояние взглядов, позиций и т.д., в художественном произведении «конфликт жизненный» эстетически преобразовывается.

П. Палиевский считает, что в каждом отдельном случае конфликт реализуется в зависимости от специфики жанра, стиля, он «растворяется» в произведении, определяя специфику. Г. Поспелов выделяет особую значимость конфликта в эпических и драматических произведениях. «В реальной жизни, - пишет он, - конфликты между людьми обычно возникают в различных сферах и могут иметь различные свойства. Эпический писатель всегда сосредоточивается на таких конфликтах, в которых с наибольшей полнотой и силой выявляются особенно интересующие его стороны их характеров... У драматурга несколько иная задача, так как драматические произведения предназначены для постановки на сцене, и это предъявляет свои требования. Пьесы должны быть конфликтными и вместе с тем компактными» [171. С.116].

На наш взгляд, научная концепция Г. Поспелова положила основу в исследовании художественного конфликта по жанровым признакам, которая была успешно реализована К. Шаззо, А. Погрибным, А. Коваленко и др.

Важной и значимой для нас является научная концепция Л. Тимофеева, который, во-первых, разграничивал «конфликт жизненный» и «конфликт художественный» и, во-вторых, особо подчеркивал значимость характера в контексте последнего. Причем, конфликт и характер он рассматривал в тесной связи вне зависимости от жанровых и родовых признаков произведения.

В дагестанской литературе наметился интерес к внутреннему миру человека, его мыслям, чувствам, переживаниям. Поэтому на первый план (наряду с другими видами) выдвигается психологический конфликт. Развитие этой тенденции продолжается и по сей день.

В свою очередь, Ю. Манн видел в художественном конфликте источник формирования композиции и идеи произведения:

«Художественный конфликт - структурная категория, ведущая в глубь художественного строя произведения или системы произведений. Эта категория находится в особых отношениях с художественной структурой... Конфликт вбирает в себя моменты в различных плоскостях структуры» [137. С.15-16].

Совершенно очевидным является зависимость композиционного построения произведения от художественного конфликта, динамику и концентрацию которого во многом определяют жанровые характеристики произведений. В качестве основных признаков художественного конфликта К. Шаззо рассматривал жанровые признаки и в связи с этим выделил три типа конфликта: эпический, лирический, драматический.

В эпическом типе конфликта ученый в качестве основного признака выделял многоступенчатость, поскольку писатель, исследуя жизнь, вводит в произведение множество фактов, событий, которые образуют непрерывную связь, и за счет этого выстраивается множество картин, эпизодов. «Эпос собирает по деталям, фактам, событиям «распыленную действительность» и, соотнося её с жизнью личности, создает неделимое целое, модель мира. Стремление эпоса охватить многогранность мира и формы проявления в нем человеческой личности обусловливает своеобразие его художественного конфликта.

Движение фактов, эпизодов, картин есть элементы сюжетного движения. Но подлинная сюжетность фактов, картин зависит от присутствия среди них человека... Реальные события становятся тогда художественными, когда они проявляют противоречивый мир личности, вскрывая тем самым противоречивые процессы самой жизни» [226. С.24].

В лирическом конфликте главное, по утверждению К. Шаззо, передать настроение, подчеркнуть участие лирического героя в происходящем. В лирическом конфликте нет такой описательности, как в эпическом, но есть степень драматизма событий и обстоятельств, раскрывающих отношение субъекта к действительности. «Специфику лирического конфликта, - пишет

ученый, - не так легко определить. Лирика создает свой мир, свои принципы познания жизни. Лирика, будучи субъективным началом, включается в такие общественные и психологические процессы, которые не всегда подвластны эпическому анализу. Ей чаще всего выпадает на долю кардинальное обновление принципов художественного мышления, с одной стороны, и с другой, - философских и эстетических оснований поэзии вообще» [226. С.34].

Более того, в структуре лирического конфликта отражается динамика событий и раскрываются глубинные процессы человеческой психологии. Сложность лирического конфликта обусловливается реалистической, романтической, философской направленностью. «Лирический конфликт, как и эпический, вводит в свои контуры весь мир вместе с человеком, но в нём, в отличие от эпической структуры конфликта, мир не изображен, а выражен в мыслях и деяниях личности» [226. С.34].

Третий тип художественного конфликта, который выделяет К. Шаззо, -драматический. «Конфликтные основы драмы предопределяют противоречия в мировосприятии героев... Если конфликт эпического произведения возникает с создания обстоятельств и описания к ним отношений действующих лиц, то конфликтные структуры драмы возникают с идей, с которыми связаны мощные типы. Столкновение идей создаёт единую систему типов и их действий» [226. С.44].

По утверждению К.Шаззо, драматический конфликт представляет собой наиболее трудный тип художественного конфликта, поскольку он включает в себя и эпическое, и лирическое начала, и в то же время он им противопоставлен как особая эстетическая реальность.

Эволюция литературы происходит благодаря развитию, усложнению различных типов конфликтов. Исследование художественного конфликта открывает новые пути решения проблем в литературе. Необходимо отметить, что в чеченской литературе проблема художественного конфликта остается недостаточно изученной, поскольку нет отдельных монографических работ по этой проблеме, не исследованы в полной мере типы художественных

конфликтов, за исключением драматического, который представлен в работе Г. Индербаева «Роль художественного конфликта в становлении, развитии и современном состоянии чеченской драматургии» (2009).

В данном исследовании автор впервые обращается к исследованию эпического конфликта в чеченской повести второй половины XX века, поскольку в этот период происходило активное развитие эпической формы и художественного конфликта в ней. Для нас важен не только научный опыт в изучении этой проблемы, но и глубинные связи между типами конфликтов, на которые указывал К.Шаззо в своей монографии «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978).

Взяв за основу работу Ю. Айдаева «Чечено - Ингушская советская драматургия» (1975), Г. Индербаев выявляет в чеченской драматургии зерна национальной психологии и духовности, которые определяют специфику конфликта в драматургии. Несмотря на засилье «советчины», «вайнахи сохранили огромный художественный опыт, созданный ими в сказаниях и сказках, в народных играх и обычаях. Он послужил главной опорой в развитии чеченской драматургии» [92. С. 10].

О влиянии национального фольклора на формирование и развитие чеченской драматургии указывал известный фольклорист К. Давлетов: «Если мы подойдем к драматическому искусству народа в широком «родовом» плане как искусству изображения в лицах, искусству сопереживания и живого эмоционального воплощения, то окажется, что развито это искусство необычайно сильно и многообразно, что им пронизаны все формы фольклора, все виды и жанры» [65. С.298].

Данное высказывание для нас особенно важно, поскольку автор подчеркивает влияние фольклора на формирование и развитие драматургии и конфликта в ней. Аналогично можно сказать и об эпосе, и о лирике, поскольку фольклор оказал влияние на формирование и развитие эпических и лирических жанров в чеченской литературе, следовательно, повлиял и на структурно-составляющие элементы. Представляется необходимым

обратиться к другим научным теориям в области изучения художественного конфликта, которые помогут нам выделить сущностное в эпическом конфликте чеченской повести второй половины прошлого века.

А. Погрибный в монографии «Художественный конфликт и развитие современной прозы» (1981) глубоко исследует вопросы конфликта, поставленные известными учеными М. Храпченко, Ф. Кузнецовым, В. Ковским, отталкиваясь от таких разновидностей конфликта, как художественный, литературный, драматический, эстетический, которые чаще всего употреблялись в качестве синонимов, ученый выделяет несколько типов конфликта:

1. Моделирующий.

2. Проблемно-тематический.

3. Сюжетно-событийный.

4. Конструктивно-типологический.

5. Образно-структурный.

6. Процессуально-творческий.

Приведенная выше классификация художественного конфликта А. Погрибный синтезирует научные подходы, в основе которых заложены жанрово-родовые признаки, и является универсальной, поскольку применима к исследованию конфликта и в эпических, и в лирических, и драматических произведениях. Для нашего исследования она представляет особый интерес, поскольку в ней мы находим типы конфликта, реализованные в чеченской повести: это моделирующий, проблемно-тематический, сюжетно-событийный, образно-структурный, о которых будем говорить применительно к художественным произведениям в последующих главах.

В основе моделирующего конфликта лежит мысль о том, что художественный конфликт - форма отражения конфликта в жизни. В нем наблюдается максимальное сближение этих явлений в действительности и литературе.

Проблемно-тематический конфликт в большей степени связан с идейно-тематической направленностью произведения. В выделении данного типа конфликта А. Погрибный руководствовался идеями Гегеля, который в своё время высказывал мысль о «зависимости силы идеи», В. Белинского, указывающего на противоположность направленных друг на друга идей, проявляющихся как страсть, как пафос, Е. Горбуновой, объясняющей конфликт на уровне идеи. «Соотношение художественного конфликта с идеей, - пишет А. Погрибный, - имеет чрезвычайно важный смысл и, безусловно, является обязательным при полной его характеристике. Действительно, правильно постигать сущность конфликта - значит проникать в сердцевину идейной сущности произведения. И в то же время нельзя акцентироваться лишь на этой стороне конфликта, несмотря на всю её значимость» [170. С. 17].

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хунарикова, Петимат Хамидовна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдуллаева Х.Р. Чеченская проза: историко-культурный аспект // Автореферат дис... докт. наук. - Махачкала, 1998.

2. Абуков К. Новаторские тенденции в младописьменных литературах (Современная проза Дагестана и Северного Кавказа) // Дис...канд. фил. наук. -М., 1971.

3. Айдаев Ю. Чечено-Ингушская советская драматургия (19201940). - Грозный, 1975.

4. Айдаев Ю. Зеркало жизни. - Грозный, 1987.

5. Айсханов Ш. Белая курица. - Грозный, 1933.

6. Акаев В. Когда познаётся дружба // Вайнах. - 2003. - № 10.

7. Актуальные проблемы северокавказских литератур в контексте общероссийского литературного процесса: перспективы развития на рубеже XX-XXI веков. - Грозный, 2012.

8. Алироев И. Язык, история и культура вайнахов. - Грозный, 1990.

9. Андреев Ю. Революция и литература. - М., 1969.

10. Антология литератур народов Северного Кавказа. - Пятигорск,

2003.

11. Анцупов А., Шипилов А. Словарь конфликтологии. - М., 2009.

12. Арутюнов Л. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. - М., 1972.

13. Ауэзов М. Мысли разных лет. - Алма-Ата, 1961.

14. Ахмадов Я. Исторические реалии в героических песнях илли / Поэтика чеченских героических песен илли. - Грозный, 1983.

15. Бадуев С. Адаты. - Грозный, 1930.

16. Базиев P.C. Роль поэтической традиции в развитии прозы в литературах Северного Кавказа // Дис... канд. фил. наук. - М., 1983.

17. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.

18. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

19. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. - Черкесск, 1974.

20. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Художественные национальные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур. - Черкесск, 1974.

21. Бекизова Л. Ответственность слова. - Черкесск, 1981.

22. Бекизова Л. Черкесская советская литература. - Ставрополь, 1964.

23. Белая Г. Художественный мир современной прозы. - М., 1983.

24. Белинский В. Полн. собр. соч. Т.1. -М., 1953.

25. Берберов Б. Тема народной трагедии и возрождения в карачаево-балкарской поэзии // Дис... канд. фил. наук. - Нальчик, 2002.

26. Берберов Б. Тема народной трагедии и возрождения в карачаево-балкарской поэзии // Автореф... канд. фил. наук. - Нальчик, 2002.

27. Берже А. Чечня и чеченцы. - Тифлис, 1859.

28. Берков П. Проблемы исторического развития литератур. - Л.,

1981.

29. Биографический справочник Писатели Чечни. - Грозный, 2003.

30. Бочаров А. Круги художественного конфликта // Вопросы литературы. - 1974. - № 5.

31. Бочаров А. Сквозь призму поликонфликтности / Проблемы художественной литературы развитого социализма. - М., 1978.

32. Бочаров А. Требовательная любовь: концепция личности в современной советской прозе. - М., 1977.

33. Бочаров А. Чем жива литература? Современность и литературный процесс. -М., 1986.

34. Бочаров А. Эффект взаимных пересечений // Дружба народов. -

1982. -№ 11.

35. Бреус Ф. Когда познаётся дружба // Коммунист Казахстана. - 1957.

- № 7.

36. Бушмин А. Методологические вопросы литературоведческих исследований. - Л., 1969.

37. Бушмин А. О ранней советской прозе // Вопросы советской литературы. Т.1. -М.-Л., 1953.

38. Верольский Ю.Б. Наш край в литературе. - Грозный, 1969.

39. Веронов В.М. Художественная концепция: из опыта советской прозы 60-70-х годов. - М., 1984.

40. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов. - Л., 1940.

41. Виноградов В. Россия и Северный Кавказ: история в зеркале художественной литературы. - Армавир, 2003.

42. Волков И. Художественная система как форма исторического развития литературы / Литературный процесс. - М., 1981.

43. Воробьёв Н. На новых рубежах: О многонациональной прозе наших дней. - М., 1974.

44. Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. -М., 1956.

45. Гайсултанов У. Александр Чеченский. - Грозный, 1981.

46. Гайтугаев К. В пламени слова. - Грозный, 1989.

47. Гайтугаев К. Писатель и его герои. - Грозный, 1998.

48. Галай Е. Специфика и реализация конфликта в русской и адыгейской драматургии 50-70-х годов XX века // Автореф. дис... канд. фил. наук. - Майкоп, 2009.

49. Галястанова Э. Художественное решение проблемы национального характера в балкарском романе (1960 - 1990 годы) // Автореф. дис... канд. филол. наук. - Нальчик, 2000.

50. Гачев Г. Ускоренное развитие литературы. - М., 1964.

51. Герасимова С. Художник и его герой // Литературная газета. -1954. - 31 августа.

52. Гинзбург Л. Принципы построения характера // Вопросы литературы. - 1970. - №7.

53. Гойгов А.-Г. Избранное. - Грозный, 1962.

54. Головко В. Историческая поэтика русской классической повести. -М., 2010.

55. Головко В. Русская реалистическая повесть: герменевтика и типология жанра. - Ставрополь, 1995.

56. Горбунова Е. Идеи, конфликты, характеры. - М., 1960.

57. Горловский А. Герой современной советской литературы. - М.,

1987.

58. Грани жизни: Сборник литературно-критических статей. -Грозный, 1976.

59. Гречнев В. Герой современной литературы. Статьи. - М.-Л., 1963.

60. Григорьев А. Типологические и контактные отношения национальных литератур. - М., 1986.

61. Гринберг И. О поэтике горской прозы // Дон, 1969. - № 3.

62. Грознова Н. Ранняя советская проза: 1917 - 1925. - Л., 1976.

63. Губанукаева М. Фольклорное и художественное мировидение С.-Б.Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы //Автореф. дис... канд. наук. - Майкоп, 2006.

64. Гусейнов Ч. О сущности и формах единства современного литературного процесса // Современный литературный процесс и критика. -М., 1975.

65. Давлетов К. Фольклор как искусство. - М., 1966.

66. Далгат У. Героический эпос чеченцев и ингушей: исследования и тексты.-М., 1972.

67. Далгат У. О фольклорно-этнографическом контексте литературного произведения / Роль фольклора в развитии литератур народов СССР.-М., 1975.

68. Демина Л. Конфликт в литературном процессе 50-60-х годов XX века. - М., 2007.

69. Демина Л. Формирование эстетического содержания конфликта в послеоктябрьской литературе // Филологический вестник. - 2002. - № 4.

70. Демина Л. Эволюция конфликта в русском литературном процессе 50-60-х годов XX века // Автореф... доктора фил. наук. - Краснодар, 2002.

71. Демина Л. Эволюция конфликта как идейно-эстетической категории в русском литературном процессе 50-60-х годов. - М., 2001.

72. Джамбеков О. Жанровые и поэтические особенности чеченских героико-исторических песен илли // Автореф... канд. фил. наук. - Майкоп, 2008.

73. Джамбеков О. К проблеме гуманизма в творчестве Сайда Бадуева // Общечеловеческое и вечное в литературе XX века (Русская и советская литература). Тезисы всесоюзной научной конференции. - Грозный, 1989.

74. Джамбекова Т. Роль фольклора в эволюции чеченской прозы XX века // Дис. доктора фил. наук. - Майкоп, 2010.

75. Дыгова О. Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов (в контексте северокавказской прозы) // Автореф... канд. фил. наук. - Майкоп, 2008.

76. Дыхаев В. Поэтический образ Родины. - Грозный, 1968.

77. Егорова Л. Изучение литературы как фактор стабилизации этнических отношений в регионе / Этнические проблемы современности. -Ставрополь, 1996.

78. Егорова Л. Литературные связи: новые подходы к изучению // Фольклорно-литературные связи как фактор развития культур Северного Кавказа. - Черкесск, 1994.

79. Егорова Л. Литературы народов Северного Кавказа. - Ставрополь,

2001.

80. Егорова Л. Личность и национальное бытие в прозе Северного Кавказа 1970-х гг // Вестник СГУ. 1995. - №1.

81. Еременко В. Проблема социальной активности героя современной советской прозы: 80-е годы. - М., 1989.

82. Жукас С. О соотношении фольклора и литературы / Фольклор. Поэтика. Традиция. - М., 1982.

83. Журавлева О. Духовно-эстетическое осмысление Кавказа в современной литературе России / Художественная литература и Кавказ: Материалы 2-й научно-практической конференции. - Сочи, 2008.

84. Завриев М. В поисках художественного метода. - Грозный, 1988.

85. Зелинский К. Октябрь и национальные литературы. - М., 1967.

86. Зись А. Искусство и эстетика. - М., 1975.

87. Зубайраев А. Взаимосвязи и взаимодействие русской советской и чечено-ингушской литератур 20-40-х годов // Автореф... канд. фил. наук. -М., 1976.

88. Ибрагимов Л. Национальное своеобразие чеченской прозы // Нана. - 2007. - № 4. Электронный ресурс: http://www.nana-iournal.ru/states/litr/842-2011-1 l-14-09-35-23.html.

89. Исмаилова М. Проблема традиций и жанровые разновидности в чеченском романе 80-90-х годов XX века // Автореф. дис... канд. фил. наук. -Майкоп, 2007.

90. Инаркаева С.И. Эволюция жанров «малой прозы» в современной чеченской литературе / Автореф. дис... канд. фил. наук. - Майкоп, 1999.

91. Индербаев Г.Отражение времени. - Грозный, 2007.

92. Индербаев Г. Роль художественного конфликта в становлении, развитии и современном состоянии чеченской драматургии // Автореф. дис...канд. фил. наук. - Майкоп, 2009.

93. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып.1. -М., 1995.

94. История национальных литератур: Перечитывая, переосмысливая. Вып. 2.-М., 1997.

95. История русской советской литературы в 4 т. Т.2. - М., 1967.

96. История русской советской литературы в 4 т. Т. 1. - М., 1967.

97. История советской многонациональной литературы в 6 т. Т.2. Кн.2. -М.,1972.

98. История советской многонациональной литературы в 6 т. Т.1. - М.,

1970.

99. История советской многонациональной литературы в 6 т. Т.2. КнЛ.-М, 1971.

100. Караганов А. Характеры и обстоятельства. - М., 1959.

101. Киселёв И. Конфликты и характеры. - М., 1957.

102. Коваленко А. Художественный конфликт в русской литературе XX века (структура и поэтика) // Автореф... доктора фил. наук. - М., 1999.

103. Коваленко А. Художественный конфликт в русской литературе. -М., 1996.

104. Коваленко А. Очерки художественной конфликтологии (Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века). - М., 2010.

105. Ковский В. Литературный процесс 60-70-х гг. - М. 1983.

106. Ковский В. Пафос гуманизма: Современная советская литература и духовный мир личности. - М., 1985.

107. Кожинов В. Статьи о современной литературе. - М., 1983.

108. Кожинов В. Повесть // Словарь литературоведческих терминов в 2 т. Т.2.-М., 1991.

109. Кожинов В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. -М., 1964.

ПО.Комина Р. Современная советская литература: (художественные тенденции и стилевое многообразие). -М., 1978.

Ш.Корзун В. Литература горских народов Северного Кавказа: (дооктябрьский период). - Грозный, 1966.

112. Корзун В. Советская чечено-ингушская литература. - Грозный,

1966.

113. Костанов Д. Некоторые вопросы становления и развития адыгейской советской литературы. УЗ АНИИ. Т. 23. - Майкоп, 1964.

114. Краткая Литературная Энциклопедия. Т.З. - М., 1996.

115. Кузнецов Ф. Самая кровная связь. - М., 1981.

116. Кузнецов Ф. Современная советская проза. - М., 1986.

117. Кузьмин А. Повесть как жанр литературы. - М., 1984.

118. Кулиева Г. Концепция личности эпохи развитого социализма // Вопросы литературы. - 1981. -№ 10.

119. Кунижев М. Формирование жанров адыгейской литературы // Автореф. дис... канд. фил. наук. - М., 1971.

120. Кусаев А. Писатели Чечни. Книга 1.- М.,2005.

121. Кусаев А. Писатели Чечни. Книга 2.- М.,2009.

122. Кусаев А. Писатели Чечни. Книга 3.- М., 2011.

123. Кусаев А. Чечня: годы и люди. - М.,2007.

124. Кусаев. А. Писатели Чечни. Электронный ресурс: http://zhaina.eom/2007/05/l 1/page, 56, pisateli_chechni.html.

125. Литература и Кавказ. - Ставрополь, 1972.

126. Ломидзе Г. Единство и многообразие. -М., 1960.

127. Лотман Ю. Структура художественного текста. - М., 1970.

128. Магомедова З.К. Зарождение и развитие малой прозы в дагестанской литературе 20-30-х годов. // Дис... канд. фил. наук.-Махачкала, 1987.

129. Мальсагов 3. Культурная работа в Чечне и Ингушетии в связи с унификацией алфавитов // Избранное основоположника ингушской грамматики, классика ингушской литературы. - Нальчик, 1998.

130. Мальсагов О., Мальсагов 3. // Очерк истории чечено-ингушской литературы. - Грозный, 1963.

131. Мамакаев М. Избранная проза. Повести и рассказы. - М., 1964.

132. Мамий Р. Идейно-нравственные основы и жанрово-стилевая эволюция адыгейской прозы второй половины XX века // Дис... доктора фил. наук. - Майкоп, 2002.

ИЗ.Мамий Р. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы второй половины XX века. -Майкоп, 2001.

134.Манджиев Н. Калмыцкая проза о депортации (некоторые аспекты концепции человека). - Элиста, 2005.

135. Манджиев Н. Калмыцкая проза о депортации: концепция человека // Автореф... канд. фил. наук. - Майкоп, 2005.

136. Манджиев Н. Проза 60-70-х годов о депортации калмыцкого народа: новый взгляд. - Элиста. 2004. - 58 с.

137. Манн Ю. Поэтика русского романтизма. - М., 1976.

138. Манн Ю. Парадоксы литературоведения // Вопросы философии. -1983.-№10.

139. Масеев И. Сущность и роль конфликта в искусстве /.Проблемы эстетики. - М., 1958.

140. МедришД. Взаимодействие двух словесно-поэтических систем как междисциплинарная теоретическая проблема / Русская литература и фольклорная традиция. - Волгоград, 1983.

141. Михеев Ю. Типология временного конфликта в русской драме // Автореф... канд. фил. наук. - М., 2001.

142. Музаев Н. «Слово о полку Чечено-Ингушском» X. Ошаева // Вайнах. - 2004.- № 5.

143. Музаев Н. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе жанрового становления. - Грозный, 1974.

144. Музаев Н. Новейшая чеченская литература на путях социалистического реализма // Автореф... канд. фил. наук. - М., 1966.

145. Музаев Н. Чеченская литература на путях социалистического реализма. - Грозный, 1963.

146. Музаев Н. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе жанрового становления. - Грозный, 1974.

147. Мусаев Х.М. Творчество М. Мамакаева и проблемы соцреализма в чеченской советской литературе // Дис... канд. фил. наук. - М., 1985.

148. Мусаев М. Анзор. - Грозный, 1967.

149. Мусукаева А. Жанровое (реалистическое) обогащение кабардинской повести // Вестник КЕНИИ. Вып. 7. - Нальчик, 1972.

150. Мусукаева А. Кабардинская повесть 30-х годов // Вестник КЕНИИ. Вып. 7. - Нальчик, 1972.

151. Муталибов 3. Две дороги. - М., 1981.

152. Нагибин Ю. Жанр - не условность // Литературная газета. - 1959. -№ 156.

153. Николаенко А. Горами пленённый // Грозненский рабочий. -1969. - 3 января.

154. Новиков В. Советская литература на современном этапе. - М.,

1981.

155. Овчаренко А. Большая литература: основные тенденции развития советской художественной прозы 1945-1985. -М., 1985.

156. Овчаренко А. Советская художественная проза семидесятых годов.-М., 1975.

157. Османова 3. Встречи и преображения: поэтика повествовательных жанров в контексте взаимосвязей национальных литератур. - М., 1993.

158. Османова 3., Хитарова С. Традиционные образы в современном искусстве: пути развития советской многонациональной литературы. - М., 1967.

159. Отарова М. Художественное осмысление проблемы депортации (на материале литератур народов Северного Кавказа и Калмыкии // Дис... канд. фил. наук. - Нальчик, 2006.

160. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР: в 2 т. Т.2. - Грозный,

1972.

161. Очерки истории ЧИАССР. - Грозный, 1967.

162. Ошаев X. Брест - орешек огненный // Брестская крепость перед

нападением гитлеровской Германии. - Грозный, 1990.

163. Ошаев X. Нарушители его воли // Вайнах. - 2002. - № 5.

164. Павлов Ю.М. Художественная концепция личности в русской и русскоязычной литературе XX века // Автореф... доктора фил. наук. -Краснодар, 2004.

165. Павлюк О. Автобиографическая литература о Кавказе второй половины XX века // Автореф... канд. фил. наук. - Армавир, 2006.

166. Панеш У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. - Майкоп, 1990.

167. Панков А. Вечные и злободневные: современная проза: конфликты, темы, характеры. -М., 1981.

168. Пархоменко М. Многонациональное единство советской литературы. - М., 1978.

169. Петровский М. Повесть // Словарь литературных терминов в 2 т. Т.2.-М., 1991.

170. Погрибный А. Художественный конфликт и развитие современной прозы.-Киев, 1981.

171. Поспелов Г. Теория литературы. - М., 1978.

172. Поспелов Т.И. Эстетическое и художественное. -М., 1965.

173. Репрессированные народы: история и современность / Сборник материалов научной конференции. - Нальчик, 1994.

174. Репрессированные народы: упразднение их национальной государственности и проблемы реабилитации / Сборник материалов научной конференции. - Элиста, 1993.

175. Русская художественная культура и вопросы духовного наследия чеченцев и ингушей. - Грозный, 1982.

176. Русские писатели в нашем крае. - Грозный, 1958.

177. Семёнов Л. Ингушская и чеченская народная словесность // Известия. Т.1. Вып.З. Литература. - Грозный, 1959.

178. Сидникова Jl. Проблема конфликта и характера в советской драматургии 70-х - начала 80-х годов // Автореф... канд. фил. наук - М., 1986.

179. СинкхР. Рассказы В.Шукшина (Конфликты и характеры) // Автореф... канд. фил. наук. -М., 1992.

180. Современная русская советская повесть. - Л., 1975.

181. Субботин А. Как кончаются войны. - М., 1968.

182. Султанов К. Динамика жанра. - М., 1989.

183. Султанов К. Национальное самосознание и ценностные ориентиры литературы. - М., 2001.

184. Султанов К. Не храм, а мастерская // Вопросы литературы. -1978. -№ 8.

185. Султанов К. Сложность и многообразие связей // Вопросы литературы. - 1978. - № 11.

186. Султанов К. Структура характера и современный опыт прозаического повествования // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. - М., 1981.

187. Суровцев Ю. Национальное своеобразие искусства и национальный характер: методологические заметки // Пути развития советской многонациональной литературы. - М., 1967.

188. Танкиев А. Свет народного сознания вайнахов. - Грозный, 1990.

189. Тасуева Л. Чеченская советская проза. 20-30-е годы // Дис. канд. филол. наук. - Махачкала, 1975.

190. Татаева Р. Своеобразие авторской концепции в осмыслении исторических проблем в русскоязычной чеченской прозе 20-90-х годов XX века // Диссертация канд. фил. наук. - Махачкала, 2010.

191. Теппеев А. Из истории балкарской повести // Вестник КЕНИИ. -Вып. 4. - Нальчик, 1970.

192. Теракапян Л. Уроки чеченского, или работа над ошибками // Дружба народов. - 2008. - № 9.

ч

193. Теракопян Л. Параллели и пересечения. Современная проза: герои, проблемы, конфликты. -М., 1984.

194. Тимаев А. Этимологии слова «туьра» (сказка) в чеченском языке // Интернационализм и атеизм в литературе и фольклоре чеченцев и ингушей. -Грозный, 1979.

195. Туркаев X. Зарождение реализма в чеченской и ингушской литературах (60-е гг. XIX - 40-е гг. в.) // Автореф...доктора фил. наук. -Тбилиси, 1984.

196. Туркаев X. О путях развития чеченской литературы. - Грозный,

1973.

197. Туркаев X. Самобытный талант // Грозненский рабочий. - 1980. -23 января.

198. Туркаев X. Чеченская литература // История советской многонациональной литературы в 6 т. Т. 5. - М., 1974.

199. Туркаев Х.В., Мальсагов А.У. Путь к зрелости. Заметки о современной чечено-ингушской литературе. - Грозный, 1968.

200. Туркаев X. В семье братских литератур. - Грозный, 1983.

201. Туркаев X. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. -Грозный, 1978.

202. Тхагазитов Ю. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. - Нальчик, 1994.

203.Ужахова Р.К. Проблема эстетических ценностей в прозе Сайда Бадуева // Вопросы эстетики фольклора и литератур чеченцев и ингушей. -Грозный, 1985.

204. Ужахова Р. Взаимосвязь фольклорных, мифологических элементов в романах Сайда Бадуева «Петимат» и Идриса Базоркина «Из тьмы веков» // Актуальные проблемы северокавказских литератур в контексте общероссийского литературного процесса: перспективы развития XX -XXI веков». - Грозный, 2012.

205. Урусбиева Ф. Самый рабочий жанр: Заметки о современной балкарской повести // Эльбрус. - 1988. - № 1.

206. Утехин Н., Павловский А. Современная русская советская повесть. - Л., 1975.

207. Фидарова Р. Проблема характера в современной северокавказской прозе. - Орджоникидзе, 1987.

208. Хапсироков Х.Х. О литературных взаимосвязях народов Северного Кавказа // Учёные записки Адыгейского НИИЯЛИ. Фольклор и литература. Т.З. - Майкоп, 1964.

209. Хитарова С. Стилевые поиски и взаимодействие литератур. Опыт советской многонациональной литературы. - М., 1976.

210. Храпченко М Художественное творчество, действительность, человек. - М., - 1982.

211. Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы и его принципы // Вопросы литературы. - 1986. - № 2.

212. Храпченко Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 1976.

213.Хуако Ф. Лирическая повесть в адыгейской литературе 40-70-х годов // Автореф... канд. фил. наук. - Майкоп, 1996.

214. Хуако Ф. Проблема авторства и исповедь героя в лирической повести 40-80-х годов. - Майкоп, 1998.

215. Хуако Ф. Своеобразие эпохи и ее художественное отражение в северокавказской лирической прозе. - Майкоп, 2004.

216. Хуако Ф. Художественное осмысление процессов жизни северокавказского общества в контексте духовно-нравственных и интеллектуально-философских исканий личности в лирической повести // Автореф... доктора фил. наук. - Майкоп, 2005.

217. Чахкиева Р. Эволюция повествовательных форм в чечено-ингушской литературе (преемственность и национальные закономерности развития младописьменной литературы) // Дис. канд. фил. наук. - М., 1975.

218. Чентиева М. Черты современника и проблемы чечено-ингушской художественной литературы. - Грозный, 1967.

219. Чеченский и ингушский рассказ. - Грозный, 1985.

220. Чеченский и ингушский роман. - Грозный, 1986.

221. Чотчаева М. Художественное осмысление темы депортации в карачаевской литературе / Актуальные проблемы общей и адыгской филологии. - Майкоп, 2008.

222. Чотчаева М. Художественное осмысление философской и нравственно-психологической концепции свободы и несвободы личности в русской и северокавказской литературы второй половины XIX-XX веков // Дис. доктора фил. наук, - Майкоп,2010.

223. Чуякова Б. Структура и типология конфликта и эволюция характера в творчестве А. К. Евтыха // Автореф... канд. фил. наук. - Майкоп, 2006.

224. Шаззо К. Художественная структура конфликтов эпохи и духовно-философские искания личности. Размышления о процессах в современной литературе (поэтика, жанр, стиль). - Майкоп, 2007.

225. Шаззо К.Г. Новые рубежи. О некоторых тенденциях развития современной северокавказской прозы. - Майкоп, 1988.

226. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси, 1978.

227. Шаталов С. Время. Метод. Характер. - М., 1976.

228. Шкловский В. Художественная проза: размышления и разборы. — М., 1961.

229. Шкловский В. За сорок лет. - М., 1965.

230. Шошин В. Взаимодействие национальных культур. (Проблема инонационального героя в русской советской прозе). - JL, 1979.

231. Эдилов X. Приговор. - М., 1967.

232. Эйхенбаум Б. О прозе. - Л., 1969.

233. Эльяшевич А. Горизонты и вертикали: современная проза от

семидесятых к восьмидесятым. - Л., 1984.

234. Эльяшевич А.П. О лирическом начале в прозе // Звезда. - 1961. -

№8.

235. Эсалнек А. Внутрижанровая типология и пути её изучения. - М.,

1985.

236. Эсмурзиева Ф. Чинара в поле. - Грозный, 1986.

237. Яблокова Г. У^истоков книги. - Грозный, 1990.

238. Якименко Л. Границы и возможности // Вопросы литературы. -1987. - № 2.

239. Якименко Л. Художественные искания современной прозы: размышления и критика. -М., 1984.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.