Художественно-философское осмысление взаимосвязи человека и природы в чеченской прозе: 50-90-е годы XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Садулаева, Марьям Хасмагомедовна

  • Садулаева, Марьям Хасмагомедовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 156
Садулаева, Марьям Хасмагомедовна. Художественно-философское осмысление взаимосвязи человека и природы в чеченской прозе: 50-90-е годы XX века: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2013. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Садулаева, Марьям Хасмагомедовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Человек и природа как философско-художественная проблема

1.1. Философская концепция человека и природы

1.2. Человек и природа в русской литературе

1.3. Трансформация художественного опыта русской прозы в северокавказские литературы и его отражение в научной мысли

ГЛАВА ВТОРАЯ. Человек и природа в чеченской этнохудожественной традиции

2.1. Роль природных символов в национальном фольклоре

2.2. Мифопоэтические особенности взаимосвязи человека и природы

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Проблема взаимосвязей человека и природы в чеченской прозе

3.1. «Человек и природа» - смыслообразующий концепт в чеченской прозе 50-60-х годов XX века

3.2. Эволюция взаимосвязей человека и природы в чеченской прозе 70-90-х годов XX века

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественно-философское осмысление взаимосвязи человека и природы в чеченской прозе: 50-90-е годы XX века»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема художественно-философского взаимодействия человека и природы в литературе, несмотря на достаточно большое внимание к ней учёных и писателей, остаётся актуальной, поскольку человеческие возможности в освоении природного пространства расширяются, накопленный научный опыт позволяет решать поставленные задачи на новом уровне, существенно дополняя теоретические концепции и развивая практические подходы в осмыслении поставленной проблемы.

Актуализация данной проблемы, по мнению Д. Фельдштейна («Психология развития человека как личности», 2009), обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, сложилась исторически новая ситуация развития общества и человека. Во-вторых, современное состояние общества отражает значительные изменения самой личности как главного действующего исторического лица. В-третьих, усилилось проявление активной роли человека в природном мире. В-четвёртых, принципиально изменились уровень, структура и характер знаний, появились новые возможности управления природой и человеком. В-пятых, установился определенный уровень «общественного понимания» сложности и значимости принципов взаимодействия человека с природой.

В этом видится актуальность исследования, позволяющая впервые провести анализ произведений этого периода с позиций выявления и осмысления новых теоретических предпосылок в русле обозначенной проблемы.

Степень изученности темы диссертации. Активное изучение проблемы взаимосвязи человека и природы в литературах Северного Кавказа берет свое начало с первого десятилетия XXI века, однако мысль учёных была сконцентрирована на исследовании этой проблемы в контексте других

литератур: адыгской, карачаевской, балкарской. Объяснение этому находится в активной работе региональных научно-исследовательских центров и школ.

В научном исследовании Э. Баховой «Традиция русской литературы в осмыслении темы «человек и природа» в литературе народов Северного Кавказа» (Нальчик, 2005) раскрываются аспекты взаимоотношений человека и природы в кабардинской и балкарской литературах.

В работе Л. Чанкаевой «Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева» (Майкоп, 2006) рассматривается проблема этнокультурной типологии, характерная для северокавказских литератур, обусловленная общностью литератур соседей, что дает возможность проследить взаимосвязи разных культур.

Большой интерес представляет диссертационное сочинение В. Романенко «Человек и природа гор в художественной литературе Северного Кавказа. Эволюция взглядов и нравственный аспект проблемы» (Карачаевск, 2008), в котором изучаются эволюции философских и нравственных концепций отношения человека и природы от античных эпох до настоящего времени — в мифологии, фольклоре и в литературе.

Р. Жажиева в своем исследовании «Природа в формировании художественно-творческих и духовно-философских воззрений Тембота Керашева» (Майкоп, 2009) пришла к выводу, что в творчестве указанного писателя подчеркивается мысль о сложном и плодотворном воздействии природы на формирование его художественного мира.

Учитывая, что чеченская литературоведческая наука восстанавливается после трагических событий 90-х годов XX века, переживает этап возрождения, целесообразным и необходимым представляется исследование не обозначенных в ней и малоизученных проблем, в том числе и художественно-философского взаимодействия человека и природы в прозе 50-90-х годов XX века.

Объектом анализа являются эпические произведения русских и чеченских писателей 50-90-х годов XX века, рассматриваемые в аспекте поставленной проблемы.

Предметом исследования является художественно-философская взаимосвязь человека и природы в чеченской прозе второй половины XX века в контексте достижений и теории отечественной литературы.

Цель исследования - выявление особенностей художественно-философских взаимосвязей человека и природы в эпических произведениях чеченских писателей второй половины XX века. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить философский аспект проблемы взаимодействия человека и природы и выявить его реализацию в художественном творчестве.

2. Сформулировать основные принципы концепции взаимодействия человека и природы в русской и советской литературах, оказавших влияние на формирование и развитие северокавказских литератур XX века. Выявить традиции этой концепции в чеченской прозе второй половины XX века.

3. Определить роль и значение символических образов природы в национальном чеченском фольклоре, нашедших реализацию в произведениях чеченских писателей указанного периода. Выявить мифологические традиции, оказавшие влияние на художественно-философское решение проблемы взаимодействия человека и природы в чеченской прозе.

4. На основе полученных теоретических знаний и накопленного научного опыта, представлений о типологическом взаимодействии литератур во второй половине XX века исследовать произведения известных чеченских писателей С. Арсанова, М. Мамакаева, X. Ошаева, М. Мусаева, А. Айдамирова, М. Ахмадова и др.,

определивших идейно-художественный уровень чеченской прозы, но не исследованных с позиций новых теоретических установок.

Методы исследования. В работе используются принципы историко-литературного и сравнительно-типологического изучения литературных произведений, системный подход, позволяющий выявить художественно-философскую взаимосвязь человека и природы в прозе чеченских писателей 50-90-х годов XX века.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили отдельные научные положения о взаимосвязи человека и природы в трудах Г. Гегеля, Ф. Бэкона, И. Канта, Л. Фейербаха; работы отечественных философов и ученых - Вл. Соловьева, Н. Фёдорова, П. Флоренского, Н. Лосского, М. Бахтина, В. Кожинова, Ю. Селезнёва, М. Храпченко, М. Эпштейна, М. Полякова, В. Агеносова, Ю. Сохрякова, С. Липина и др. Важное значение в формировании концепции исследования имели выводы исследователей современного многонационального процесса Ч. Гусейнова, Г. Ломидзе, Г. Гачева, К. Султанова и др.

В диссертационном исследовании учтён опыт изучения литератур Северного Кавказа Л. Бекизовой, К. Шаззо, У. Панеша, К. Паранук, Ф. Хуако и др.; объектом внимания стали работы чеченских ученых X. Туркаева, О. Джамбекова, Т. Джамбековой, М. Губанукаевой, Л. Ибрагимова, С. Инаркаевой, М. Исмаиловой, X. Темаевой и др.

Материалом исследования являются произведения писателей современной отечественной литературы Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина, Л. Леонова, М. Пришвина, В. Солоухина и др., проза чеченских писателей С. Арсанова, М. Мамакаева, X. Ошаева, М. Мусаева, А. Айдамирова, М. Ахмадова и др., где прослеживается художественно-философская взаимосвязь человека. К исследованию привлекаются материалы из произведений русской классики и национального чеченского фольклора, отражающие отдельные аспекты поставленной проблемы.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые на научно-теоретической основе исследуются особенности художественно-философского взаимодействия человека и природы в чеченской прозе 50-90-х годов XX века. Нами предпринята попытка осмысления обозначенной проблемы в ее неразрывной связи с общим ходом историко-литературного процесса, со спецификой поступательного развития литературы 1950-90-х годов XX века, с выявлением ее типических и новаторских черт. С другой стороны, разграничены отдельные направления внутри исследуемой проблемы, раскрыта их идейно-художественная сущность и определены качественно новые черты, обусловленные стремительно обновляющейся жизнью.

Теоретическая значимость работы заключается в выявлении и исследовании художественно-философских взаимосвязей человека и природы в произведениях чеченских писателей второй половины XX века, дополняющих общую картину исследования проблемы в северокавказских литературах.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью применения полученных знаний в курсе «История литературы Северного Кавказа», а также при проведении спецкурсов, спецсеминаров по проблеме взаимодействия человека и природы в творчестве чеченских писателей. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке курсовых и дипломных работ. Научный подход и интерпретация художественных текстов чеченских писателей могут служить ориентиром для дальнейшего исследования чеченской прозы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Взаимосвязь человека и природы философски обоснована в трудах зарубежных философов Г. Гегеля, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Канта, Э. Фромма и др. В работах российских мыслителей Вл. Соловьёва, Н. Фёдорова, П. Флоренского, Н. Лосского и др. эта проблема

связывается с творчеством писателей и определяет философский аспект в художественном произведении.

2. Типологическая близость в литературном процессе XX века в чеченской прозе создала сложную парадигму традиций проблемы художественно-философского взаимодействия человека и природы, включающую в себя опыт русской классики, отечественной литературы, северокавказских литератур и национального фольклора.

3. В произведениях чеченских писателей второй половины XX века (С. Арсанова, М. Мамакаева, X. Ошаева, М. Мусаева, А. Айдамирова, М. Ахмадова и др.) выработана художественно-философская концепция взаимосвязей человека и природы на основе опыта национальной культуры, в которой отразилась история многовековых отношений человека и природы.

4. Символика образов природы и мифологическое мышление писателей усиливают в чеченской прозе философское направление и способствуют формированию в них национальной специфики, в которой смыслообразующими компонентами становятся «национальный пейзаж», «национальный характер», «национальный герой».

5. «Национальный пейзаж» в произведениях чеченских писателей второй половины XX века «полифункционален», он усиливает художественность, психологизм, воссоздает социально-историческую атмосферу. Природа выступает неотъемлемой частью эпического повествования, усиливая философско-художественное начало произведений.

6. Человек и природа в чеченской прозе 50-90-х годов XX века представлены в гармонии неразрывных связей, образующих устоявшуюся систему, в которой в зависимости от социально-

исторических преобразований меняется их внутреннее соотношение. Однако неизменными остаются любовь человека к природе и чувство обостряющегося патриотизма к родной земле.

Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на кафедре литературы ДГПУ; отражены в докладах на научных конференциях: «Наука и молодежь» (Грозный, 2011), «Мир гуманитарного и естественного знания» (Краснодар, 2012), «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2013).

По материалам диссертации опубликованы статьи в научных сборниках, в том числе одна статья в научном издании «Казанская наука» (Казань, 2013), рекомендованном ВАК РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 238 наименований.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Человек и природа как философско-художественная

проблема

1.1. Философская концепция человека и природы

Взаимодействие человека и природы обусловлено исторически и составляет основу бытия современного общества, поэтому данная проблема находит решение в истории, философии, социологии, культурологии.

«Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек. И в этом взаимодействии природы и общества окружающая природная среда как необходимая естественная предпосылка и основа человеческой истории в целом никогда не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на все стороны человеческой деятельности, на сам процесс общественной жизни, на социальный прогресс вообще, замедляя или ускоряя его, причем его роль в различных регионах и в различные исторические эпохи была различна».

Известно, что на протяжении исторических формаций менялось отношение человека к природе, но постоянной всегда оставалась их взаимосвязь. Человек, на заре первобытности, отделившись от природы, остался её частью, в то время он не мог и не ставил задачи радикального преобразования природы: установки по отношению к ней были по преимуществу приспособительными. В ходе эволюции «человек вплетается в ритмы природы, сливается с природой, становится ее частью и даже свое бытие ощущает не как нечто самостоятельное, а как следствие движущегося мира...» [172. С. 18].

Взаимосвязи человека и природы были обусловлены мифологическим образом мира, человек не вырывал себя из всеобщей связи явлений,

постоянно подчеркивал свою связь с миром, брал природу в качестве критерия совершенства.

Однако в ходе стремительного развития общества человек стал осознавать себя более свободным и создал новую мировоззренческую парадигму, отвечающую идейным запросам новой эпохи. Первым шагом в этом направлении были эстетика и наука Возрождения, значимость которых заключалась в том, что научные открытия Н. Кузанского, Л. да Винчи, Дж. Бруно, Г. Галилея и Н. Коперника оказали огромное влияние на освобождающееся от теологической догматики самосознание человека и развитие творческой активности, которая способствовала выработке рационалистического подхода в отношении к природе.

Стремительное развитие философской мысли (Г. Гегель, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Л. Фейербах и т.д.) сфокусировало внимание учёных на проблеме взаимосвязи человека и природы. По мысли Ф. Бэкона, в познании природы необходимо руководствоваться её законами. Природу можно побеждать, только повинуясь ей.

В XVIII веке возникли и получили дальнейшее развитие в XIX веке идеи о нравственной основе «сотрудничества с природой». Эта традиция прослеживается в философии И. Канта. Переосмыслив традиционные установки, он совершил поворот от онтологии к гносеологии, от натурфилософии к антропологии, результатом чего явилось созидание им стройной философской системы, оказавшей громадное воздействие на последующее развитие философии и науки.

Философ в «Критике способности суждения» убедительно доказывает, что целесообразность природы имеет свое основание в рефлектирующей способности суждения и носит антропоморфный характер; причинность же по целям свойственна только разумной деятельности человека. Иначе говоря, целесообразность природы имеет лишь субъективное значение, но отнюдь не отражает объективный порядок природы.

В другой работе «Идея всеобщей истории во всемерно гражданском плане» И. Кант говорит о наличии общих законов природы, согласно которым реализуется человеческая история. Человек, как звено в цепи целей природы, может не осознавать собственного значения, но природа «знает» лучше. «Поскольку нельзя предполагать у людей и в совокупности их поступков какую-нибудь разумную собственную цель, нужно попытаться открыть в этом бессмысленном ходе человеческих дел цель природы, на основании которой у существ, действующих без собственного плана, все же была возможна история согласно определенному плану природы» [92. С. 78]. Но, согласно И. Канту, человек, наделенный уникальной способностью ставить цели, пользуется природой как средством сообразно своим целям.

Не менее значимой для осмысления поставленной проблемы является диалектическая философия Г. Гегеля, в основе которой лежала идея единства и борьбы противоположностей. Она явилась системной предпосылкой к рождению в будущем нового представления о взаимодействии общества и природы.

Природу философ рассматривал как ступень становления, проявления и формирования разума, как орудие возникающего сознания. Г. Гегель относился к природе как к пассивному материальному началу. Идея Г. Гегеля выражала духовное отчуждение общества от природы, разрыв единой природно-культурной целостности человека.

В природе, по Г. Гегелю, духовное содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой, поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, оказывается, в конечном счёте, историей познания и самопознания.

Рассматривая развитие индивидуального сознания, философ приходит к заключению, что в его основе лежит «объективный дух», понятие, охватывающее правовые и нравственные отношения. Нравственность, таким образом, идеалистически истолковывается как внутреннее содержание и

движущая сила, различные формы которой рассматриваются как необходимые стадии развития объективного нравственного духа. В гегелевском понимании нравственности присутствует глубокая догадка об объективном характере ее развития, о связи этого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.

Значение природы в жизни человека, отмечал Л. Фейербах, исключительно велико. Природа есть причина, основа, источник существования человека. Природе человек обязан своим происхождением и своим существованием. Человек - часть природы, и может существовать только в природе и благодаря природе. Природа - мать-кормилица человека. Это значение природы для человека, говорит Л. Фейербах, и было причиной того, что она стала первым предметом религии, первым богом человека. Старейшая религия людей - это религия, обожествляющая природу, "естественная" религия, язычество. Для первобытного человека только природа была предметом религиозного поклонения. По Л. Фейербаху, не только животные, но и природа в целом становится объектом религиозного почитания лишь тогда, когда она приобретает для человека культурное значение.

Известный мыслитель, философ Э. Фромм подчеркивал: «Став хозяином природы, человек превратился в раба созданной им же самим машины» [206. С. 28]. Он говорил о мегамашине, как «полностью организованной и гомогенной социальной системе, в которой общество как таковое функционирует подобно машине, а люди - подобно ее частям» [206. С. 322].

Во второй половине XIX века в России возникает своеобразное умонастроение, названное русским космизмом, представленное в философии работами Вл. Соловьёва, Н. Фёдорова, П. Флоренского, Н. Лосского; в литературе - Л. Толстого, Ф. Достоевского.

В основе русской философской мысли лежат представления о взаимоотношении человека и природы. Тезисами их можно обозначить так: 1. Человек — основная часть Природы; 2. Человека и Природу не следует противопоставлять; 3. Человека и Природу необходимо рассматривать в единстве.

Идею о том, что человек не может ставить себя по отношению к природе в положение завоевателя, не заботящегося о последствиях своей деятельности, утверждал русский философ Вл. Соловьёв. Он отмечал, что «возможно троякое отношение человека к природе: страдательное подчинение ей... затем деятельная борьба с нею, покорение ее и пользование ею как безразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеального состояния - того, чем она должна стать через человека» [169. С. 111].

В философии Вл. Соловьёва, как и в учении Г. Гегеля, онтология и гносеология, бытие и познание не разделимы и опираются на единую основу, поэтому его систему называют «философией всеединства».

По утверждению Вл. Соловьёва, Благо, Истина и Красота являются видами единства, абсолютным содержанием которых является любовь. Концепция целостного знания предполагает синтез религии, философии, науки.

Вл. Соловьёв обращает внимание на формы познания, которые оставались на периферии рационалистических систем, а именно, на роль интуиции и умственного созерцания. Эти формы знания близки мистическому и в то же время художественному видению мира, которое успешнее, чем понятийное мышление справляется с задачей охватить все в единстве. Интуиция и непосредственное умосозерцание являются связующими звеньями между научным, художественным и религиозным видением мира. В концепции цельного знания содержится мысль о единстве познавательной и этической деятельности (истина и добро). Вл. Соловьев считает, что невозможно без опоры на нравственность получить критерий

истины. В реальном художественном творчестве преобразуются общество, земная природа, универсум.

Для исследования поставленной проблемы принципиальное значение имеют идеи Вл. Соловьёва о познании природы и мира через художественное творчество с «опорой на нравственность».

Мыслителем, который не только задумался над «вековечной природой», но и организовал свое учение вокруг одной цели - преодоление природы и смерти, - является Н. Фёдоров. Признавая внутреннюю направленность природной эволюции к все большему усложнению и, наконец, появлению сознания, философ в своём научном труде «Философия общего дела» выдвинул необходимость нового, сознательно управляемого её этапами: всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными разрушительными силами вне и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преображения, обрести новый бессмертный статус, причем в полном составе прежде всего живших поколений («всеобщее воскрешение»).

Н. Фёдоров первым взглянул на природу не только как на окружающую нас совокупность всего живого и неживого, но и как на определенный способ существования, стоящий на взаимном вытеснении и борьбе. В своих антропологических построениях философ опирался на сверхприродные, божественные задатки человека. Определение природы человека как двусоставной: животно-природной, с одной стороны, и самодеятельнотрудовой, творческой - с другой, - важнейшая посылка фёдоровской антропологии, из которой вытекают выводы его учения. То, что человек произвел себя сам, через труд и сознание, и есть его собственно человеческая сущность, которая непрерывно расширяется, и в итоге должна совершенно преобразить его природно-биологическую основу. На человеке с его несовершенной, противоречивой природой нельзя основать абсолют. За абсолют может быть принят только идеал, стоящий выше человека. Для

Н. Фёдорова это мог быть только Бог или высший преображенный человек в составе богочеловеческого единства. Поэтому необходима реальная, активная работа над преодолением своей нынешней «промежуточности» и несовершенства. Философ утверждал факт восхождения сознания в мире, сделав из этого вывод: необходимо сознательно управлять эволюцией, преобразовывать природу исходя из глубинных потребностей разума и нравственного чувства человека. Эту центральную идею своего учения назвал «регуляцией природы» и «супраморализмом».

«Нравственность, - писал Н. Фёдоров, - не только не ограничивается личностями, обществом, а должна распространяться на всю природу. Задача человека - морализовать всё естественное, обратить слепую, невольную силу природы в орудие свободы» [204]. Регуляция - это и овладение природой в противоположность её эксплуатации, и переустройство самого организма человека, и выход в космос, и управление космическими процессами, и, как пик регуляции, - победа над смертью, установление преображенного, бессмертного порядка бытия.

Н. Фёдоров в своём труде выдвинул проблемы, которые в наше время получили название «глобальных проблем современности». Он писал: «И в самом деле, человек сделал, по-видимому, все зло, какое только мог, относительно и природы (истощение, опустошение, хищничество), относительно и друг друга (изобретение истребительнейших орудий и вообще средств для взаимного уничтожения); самые пути сообщения, чем особенно гордится современный человек, и те служат лишь стратегии или торговле, войне или барышничеству; а барышничество смотрит на природу именно как на кладовую, откуда можно добывать средства для удобства жизни и наслаждений, и хищнически истребляет и расточает веками накопленные в ней богатства» [204].

В основе федоровского плана регуляции жизни лежит убеждение, что человечество отказывается быть пассивным созерцателем этого развития и

направляет развитие в новую сторону, в космические дали. Идеи Н. Фёдорова нашли отражение, как в отечественной космической мысли (К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский), так и в художественном творчестве писателей XX века.

Проблема человека и природы глубоко осмыслена и в философии П. Флоренского, основной тезис которой заключается в том, что человек представлен в «порядке природы».

Природное у П. Флоренского окружено философским почитанием. В детстве он воспринимал Природу как личность и всем своим существом отдавался ей - жил природным и раскрывал природное в себе самом. «Я <...> всегда был упоен цветами, запахами, звуками и, главное, - формами и соотношениями их, так что не выходил из состояния экстаза» [164. С. 85], -вспоминал он о детстве, проведенном на лоне природы Кавказа. «Мне странно думать сейчас, - признавался он, - а тем более писать, что в такой насыщенной взаимным признанием и взаимной любовью семье, как наша, я, в сущности, может быть, никого не любил, то есть любил, но любил Одну. Этой единственной возлюбленной была Природа» [164. С. 91].

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Садулаева, Марьям Хасмагомедовна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агеносов В. Советский философский роман. - М., 1989.

2. Аджаматова Н. Проблема эволюции конфликта и национального характера в прозе народов Дагестана и Северного Кавказа // Автореф. дис... доктора фил. наук. - Махачкала, 2007.

3. Аджаматова Н. Фольклорные образы как предпосылки формирования национального характера в прозе народов Дагестана и Северного Кавказа (вторая половина XX века) // Вопросы филологии, 2006.- №5.

4. АйдамировА. Буря. [Электронный ресурс]: http://chechenmedia.at. ua/load/fajly biblioteki/khud lit ra/a_ajdamirov_quotburjaquot/31 -1 -0-3.

5. Айдамиров А. Долгие ночи: [Электронный ресурс]: http://www.checheninfo.ru/files/22 dolgie-nochi-.-abuzar-aydamirov-zip.html.

6. АйдамировА. Молния в горах. [Электронный ресурс]: http://zhaina.com/historv/141-molniia-v-gorakh.htm.

7. Айтматов Ч. Национальные истоки и проблемы взаимосвязей современных советских литератур // Закономерности развития новописьменных литератур и проблемы социалистического реализма. - Фрунзе, 1985.

8. Айтматов Ч. Начиналось все замечательно // Литературная газета, 1998.-№28.

9. Айтматов Ч. Ответственность перед будущим. (О развитии советской литературы) // Вопросы литературы. - 1967. - № 9.

10. Айтматов Ч. Хрупкий жемчуг Иссык-Куля / В судьбе природы — наша судьба. - М., 1990.

11. Актуальные проблемы северокавказских литератур в контексте общероссийского литературного процесса: перспективы развития на рубеже XX - XXI веков. - Грозный, 2012.

12. Алиева А. Формирование общесоветских традиций в художественной культуре народов Северного Кавказа // Всесоюзная научная конференция. 19-22 сентября 1984 г.: тезисы докладов. - Черкесск, 1984.

13. Апухтина В. Современная советская проза: 60-е начало 70-х годов.- М., 1977.

14. Арсанов С. Когда познаётся дружба. - Грозный, 1982.

15. Арутюнов Л. Национальный мир и человек / Советская литература и мировой литературный процесс. - М., 1972.

16. Арутюнов Л. Проблемы исследования художественных форм национального самосознания / Национальное и интернациональное в советской литературе. - М., 1971.

17. Арутюнов Л. Развитие этических традиций в современной советской литературе / Взаимодействие литератур и культур развитого социализма. - М.: Наука, 1981.

18. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1995.

19. Ахмадов М. Во время листопада в горах // Вайнах, 2004. - № 12.

20. Ахмадов М. Деревянные куклы. . Избранное в 2 томах. Том 1. -М., 2010.

21. Бадуев С. Повести. - Грозный, 1978.

22. Баймухаметов С. Поле битвы / В судьбе природы - наша судьба. — М., 1990.

23. БаховаЭ. Традиция русской литературы в осмыслении темы «человек и природа» в литературе народов Северного Кавказа // Автореф. дис... канд. фил. наук. - Нальчик, 2005.

24. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.

25. Бахтин М. Литературно-критические статьи. - М., 1986.

26. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

27. БекизоваЛ. От богатырского эпоса к роману. Национальные и художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур.- Черкесск, 1974.

28. Бекизова Л. Черкесская советская литература.- Черкесск, 1964.

29. Бексултанов М. Ягнёнок // Вайнах, 2004. - № 12.

30. Белая Г. Литература в зеркале критики: современные проблемы .

-М., 1986.

31. Белая Г. Художественный мир современной прозы. - М.: Наука, 1983.

32. Белинский В. Пол. собр. соч. Т.2. - М., 1953.

33. Белов В. Лад. [Электронный ресурс]: http://www.netda.ru/belka/texty/lad/ladl .Ыт#Ы01.

34. Белов В. Ремесло отчуждения / В судьбе природы - наша судьба. -М., 1990.

35. Богатырева С. Россия и Кавказ в литературе и публицистике XX -начала XXI веков // Автореф. дис... канд. фил. наук. - Майкоп, 2008.

36. БойкоВ. Эстетическая культура личности и технизированная среда // Проблемы этики и эстетики.- Л. 1977.

37. БонецкаяН. Философская антропология П.Флоренского // Вопросы философии. - 2010.- № 4. - С. 89. [Электронный ресурс]: Ьцр://урЫ1.ги/^ех.р11р?ор1юп=сот content&task=view&id=l 14.

38. Бочаров А. Бесконечность поиска: художественные поиски современной советской прозы. - М., 1982.

39. БоташеваЗ. Мифо-фольклорные истоки и литературные взаимодействия в карачаевской прозе второй половины XX века // Автореф. дис... канд. фил. наук. - Майкоп, 2009.

40. Бочаров А. Чем жива литература?.. Современный литературный процесс. - М, 1986.

41. БушминА. Методические вопросы литературоведческих исследований. - М., 1969.

42. Виноградов В. Избранные труды. О языке художественной прозы. - М., 1980.

43. Воробьева Н. Принцип историзма в изображении характера. - М., 1978.

44. Воронов В. Художественная концепция: Из опыта советской прозы 60-80-х гг. - М., 1984.

45. Выходцев П. Народно-поэтические основы философской прозы М. Пришвина // Русская литература, 1980. - № 1.

46. Газиева А. Известный чеченский писатель отметил 56-летие. [Электронный ресурс]: http ://www. grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=26&PubID=19544.

47. Гайтукаев К. Писатель и его герои - Грозный, 1998.

48. Гайтукаев К. В пламени слова. - Грозный, 1989.

49. Гамзатов Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии. - Махачкала, 1990.

50. Гамзатов Г. Перестройка и национальное сознание // Вопросы литературы. — 1989. — № 1.

51. Гамзатов Г. Преодоление. Становление. Обновление: на путях формирования дагестанской советской литературы. - Махачкала, 1986.

52. Гачев Г. «Задумавшийся скиф и космический монах» // Свободная мысль, 1995. - № 8.

53. Гачев Г. Содержательность художественных форм. - М., 1968.

54. Гачев Г. Ментальности народов мира.- М., 1988.

55. Гачев Г. Национальные образы мира. - М., 1988.

56. Гегель Г. Собр. соч. в 4 т. Т.З. - М.: Искусство, 1968.

57. Гизатов К. Национальное и интернациональное в советском искусстве.- Казань, 1982.

58. Гинзбург Л. О психологической прозе - Л, 1971.

59. Грузман Г. Ноосфера как философия экологии // Грани эпохи. -2012. - № 5. [Электронный ресурс]: http://www.ethics.narod.ru/ аШсЬэ! 0/4304Мт.

60. Гулыга В. Искусство в век науки. - М., 1978.

61. Гуртуева Т. О генетической близости ощущения природы в поэзии Федора Тютчева и Кайсына Кулиева // Уч. зап. Азерб. пед. ин-та русск. яз. и лит. - Баку, 1977.

62. Гусев В. Память и стиль. Современная советская литература и классическая традиция. - М., 1981.

63. Гусев В. Эстетика фольклора.- Л., 1967.

64. Гутов А. Слово и культура. - Нальчик, 2003.

65. Далгат У. Литература и фольклор: теоретические аспекты. - М., 1981.

66. Далгат У.О фолыслорно-этнографическом контексте литературного произведения / Роль фольклора в развитии литератур народов СССР - М., 1975.

67. Дедков И. Возвращение к себе: Литературно - критические статьи. Из опыта советской прозы 60-70-х гг.: герои, конфликты, нравственные искания. - М.; 1978.

68. Дёмина Л. Кожинов о развитии деревенской темы в литературе // Творчество В. Кожинова в контексте научной мысли XX - XXI веков. - Армавир, 2008.

69. Дикаев М. Жанры и виды чечено-ингушской лирики дооктябрьского периода // Вайнах, 2007.- № 6.

70. Джамбеков О. Жанровые и поэтические особенности героико-исторических песен (илли) // Дис... канд. фил. наук.- Майкоп, 2008.

71. Джамбекова Т. Роль фольклора в эволюции чеченской прозы // Дис... доктора фил. наук. - Майкоп, 2010.

72. Джусойты Н. Мир сквозь сердце // Дружба народов, 1965 - № 3.

73. Джусойты Н. Уходя от фольклора // Вопросы литературы, 1977. -№ 1.

74. Довлеткиреева Л. Особенности онтологической поэтики рассказов и повестей Мусы Ахмадова // Ахмадов М. Деревянные куклы. Избранное в 2 томах. Т. 1. - М., 2010.

75. Дорошевич А. Миф в литературе XX века // Вопросы литературы, 1970.-№2.

76. Дыгова О. Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов (в контексте северокавказской прозы) // Автореф. дис... канд. фил. наук. -Майкоп, 2006.

77. Ершов Л. Виктор Астафьев и лирико-философская проза // Русская литература, 1984. - № 1.

78. Жажиева Р. Природа в формировании художественно-творческих и духовно-философских воззрений Тембота Керашева // Автореф. дис... канд. фил. наук. - Майкоп, 2006.

79. Жангуразова Н. Проблемы пространственно-временного моделирования в национальной прозе // Вестник СамГУ, 2007. -№ 5/2 (55).

80. Залыгин С. Комиссия. - М., 1975.

81. Залыгин С. Критика. Публицистика. - М., 1987.

82. Залыгин С. Литературные работы. - М., 1979.

83. Залыгин С. Поворот / В судьбе природы - наша судьба. - М., 1990.

84. Зелинский К. Октябрь и национальные литературы. - М., 1967.

85. Зотов И. Человек и природа в творчестве М. Пришвина. - М.,1982.

86. Ибрагимов Л. Национальное своеобразие чеченской прозы // Нана.-2007. - №11. [Электронный ресурс]: http://www.nana-iournal.ru/states/litr/842-2011-1 l-14-09-35-23.html.

87. Ильясов Л. Чеченский фольклор [Электронный ресурс]: http://chechenasso.ru/7page \&=Ъ2А4.

88. Индербаев Г. Отражение времени. - Грозный, 2007.

89. ИсмаиловаМ. Проблема традиций и жанровые разновидности в чеченском романе 80-90-х годов XX века // Автореф. дис... канд. фил. наук. - Майкоп, 2007.

90. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. - М., 1988.

91. История советской многонациональной литературы в 6 т. Т. 5. -М.,1974.

92. Кант И. Собр. соч. в 8 т.Т.6. - М., 1994.

93. Кедрина 3. Социалистический реализм и развитие многонациональной советской литературы // Социалистический реализм на современном этапе развития.- М., 1977.

94. Клюшников В. Певец природы и человека // Народное образование, 1973. - № 2.

95. Ковалев А. Этюды о Леониде Леонове. - М., 1973.

96. Ковский В. Литературный процесс 60-70-х гг. - М.: Наука, 1983.

97. Ковский В. Пафос гуманизма: современная советская литература и духовный мир личности. - М., 1985.

98. Кожинов В. Авторитет истории // Литературное обозрение, 1977. -№3.

99. Кожинов В. Проблемы художественной формы социалистического реализма в 2 т. Т. 2. - М., 1971.

100. Козолупенко Д. Мифопоэтическое мировосприятие и миф: принципы взаимодействия и проявления в культуре // Вопросы культурологии, 2009. - № 6.

101.КорзунБ. Фольклор горских народов Северного Кавказа. -Грозный, 1966.

102. Косарев А. Философия мифа. - М., 2000.

ЮЗ.КрутьИ., Забелина И. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. - М., 1988.

104. Кузнецов Ф. За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе - М., 1975.

105. Кузьменко Р. Особенности соотношения образа повествования и героев в «Царь-рыбе» В. Астафьева // Вопросы русской литературы, 1984. - Вып.2 (44).

106. Курляндская Г. О философии природы в произведениях Тургенева // Вопросы русской литературы, 1971. - Вып. 2 (№17).

107. Кучукова 3. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики. -Нальчик, 2005.

108. Лапченко А. Человек и земля в русской социально - философской прозе 70-х гг. - Л.; 1985.

109. Лебедева Л. Главное в человеческой жизни // Дружба народов, 1971.-№ 1.

110. Лебедева Л. Неразделимые контрасты // Новый мир, 1966. -№9.

111. Липин С. Сквозь призму чувств. О лирической прозе. - М., 1978.

112. Липин С. Человек глазами природы. - М., 1985.

113. Лихачев Д. Диалог в природе как признак жизни и одухотворения в литературе // Русская литература, 1997. - № 3.

114. Личутин В. Помни род свой, и песню, и слово // Литературная учеба, 1978.-№ 1.

115. Локтев Н. Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов.-Л, 1981.

116. Ломидзе Г. Расширение эстетического диапазона // Вопросы литературы, 1971. - №9.

117. Ломидзе Г. Творческое взаимодействие литератур народов СССР / Литература и современность. - М., 1960.

118. Ломидзе Г. Чувство великой общности // Движение жизни и литературы. - М., 1978.

119. Лосев А. Античная философия истории.- М., 1977.

120. Лосев А. Знак. Символ. Миф.- М., 1982.

121. Лосев А. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991

122. Мамакаев М. Зелимхан. - М.,1990.

123. Мамакаев М. Мюрид революции. - М., 1968.

124. Мамакаев Т. Слово об отце / Мамакаев М. Зелимхан. - М.,1990.

125. Манн Ю. Диалектика художественного образа - М., 1987.

126. Меграбян Л. Кавказ в творчестве адыгских писателей-просветителей. - Майкоп, 1998.

127. Меграбян Л. Художественная концепция Кавказа в русской литературе и творчестве адыгских писателей-просветителей / Автореф. дис... канд. фил. наук.- Майкоп, 1999.

128. Мелетинский Е. Поэтика мифа. - М., 1976.

129. Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаичные памятники. - М., 1963.

130. Можаева А. Миф в литературе XX века: структура и смыслы / Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. -М., 2002.

131. Морозов А. Человек и природа. - М., 1978.

132. Музаев Н. Взаимосвязь литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. - Грозный, 1974.

133.МунаевИ. Когда звезды не гаснут. [Электронный ресурс]: http ://vaynakh-j ornal .ru/publ/tvorcheskaj alabaratorii a/jubile j/kogda zvezdy ne gasnut muse akhmadovu 55 let/18-l-0-273comments.

134. МунаевИ. Лироэпические узамы в чеченском фольклоре // Вайнах, 2007. -№1.

135. Мунаев И. Песенно-эпические и лирические мотивы в романе С. Арсанова «Когда познается дружба» / Чеченский и ингушский роман: проблемы жанра. - Грозный, 1986.

136. Мусаев М. После выстрела. - М., 1973.

137. Мусаева А. Мифо-фольклорные традиции в творчестве Ч. Айтматова / Читатель и современный литературный процесс. -Грозный, 1989.

138. Мусин Ф. Связь времен. - Казань, 1979.

139. Мусукаева А. Жанровое (реалистическое) обогащение кабардинской повести // Вестник КЕНИИ. Вып. 7. - Нальчик, 1972.

140. Найдыш В. Мифотворечство и фольклорное сознание // Вопросы философии, 1994. -№.2.

141. Никольский В. Природа и человек в русской литературе XIX века (50-60-е годы). - Калинин, 1973.

142. Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия. - М., 1981.

143. От мифа к литературе. - М., 1993.

144. Очерки истории чечено-ингушской литературы. - Грозный, 1963.

145. Ошаев X. Пламенные годы. - Грозный, 1966.

146. Панеш У. Типологические связи и формирование художественно -эстетического единства адыгских литератур.- Майкоп, 1990.

147. Панченко И. Вопрошая прошлое заглянуть в будущее: заметки о мифо-фолыслорной традиции в современной советской литературе // Вопросы литературы, 1983. - № 6.

148. Паранук К. Мифопоэтика и художественный образ мира в современном адыгском романе.- Майкоп, 2006.

149. Пархоменко М. Многонациональное единство советской литературы - М.,1978.

150. Паустовский К. Повести и рассказы. - М., 1962.

151. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже сер. XIX в. - М., 1972.

152. Петелин В. Родные судьбы. - М., 1976.

153. Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. - М., 1978.

154. Потебня А. Символ и миф в народной культуре. - М., 2002.

155. Потебня А. Эстетика и поэтика. - М., 1976.

156. Пришвин М. Дневники, 1990.

157. Пришвин М. Собр. соч. в 8 т. - М., 1982.

158. Пропп В. Поэтика фольклора. - М., 1998.

159. Пропп В. Фольклор и действительность. Статьи. - М., 1976.

160. Пруцков Н. Русская классическая литература и наша современность. - M.-JL, 1965.

161. Распутин В. Прощание с Матёрой. Последний срок. Повести и рассказы. - М., 1985.

162. Романенко В. Человека и природа гор в художественной литературе Северного Кавказа. Эволюция взглядов и нравственный аспект проблемы // Автореф. дис... канд. фил. наук. - Нальчик, 2006.

163. Саводник В. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева.- М., 1911.

164. Священник Павел Флоренский. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. - М., 1992.

165.Селедец В., Коженкова С. Социальная экология. [Электронный ресурс]: http://abc.vvsu.ru/Books/sotsialnaia ekologiia upchl/ pageOOOl.asp.

166. Селезнёв Ю. Мысль чувствующая и живая. - М., 1982.

167. Скатов H.H. Русские поэты природы. - М., 1980.

168. Современная русская советская литература. 4.1. Литературный процесс 50-80-х гг. - М, 1987.

169. Соловьев В. Соч. в 2 т. Т.1. - М., 1988.

170. Солоухин В. Собр. соч. - М., 1982.

171. Сохряков Ю. Природа и человек (по страницам современной литературы). -М., 1990.

172. Социально-философские проблемы экологии. - М., 1989.

173. Стюфляева М. Образные ресурсы публицистики. - М., 1982.

174. Султанов К. Во имя жизни // Литературная газета, 1982. -15 сентября.

175. Султанов К. Динамика жанра: Особенное и общее в опыте современного романа. - М., 1989.

176. Султанов К. Национальное самосознание и ценностные ориентиры литературы. - М., 2001.

177. Султанов К. Неизбежность выбора // Литературное обозрение, 1982.-№8.

178. Султанов К. По законам художественности. - Махачкала, 1979.

179. Султанов К. Сложность и многообразие связей // Вопросы литературы, 1978. - №11.

180. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. - М., 1970.

181. Танкиев А. К проблеме эстетического сознания в фольклоре и современной ингушской литературе / Советская литература и Кавказ. - Грозный, 1991.

182. ТемаеваХ. Духовно-нравственный и художественный мир Чингиза Айтматова и его мотивы в северокавказской прозе // Автореф. дис... канд. фил. наук. - Майкоп, 2009.

183.Тетуев А. Межнациональные отношения на Северном Кавказе: эволюция, опыт, тенденции. - Нальчик, 2006.

184. Тимофеев JI. Советская литература. Метод. Стиль. Поэтика. - М., 1964.

185. Тищенко И. Природа и проблемы экологии как объект художественного осмысления в русской прозе и публицистике XX века и традиции их в адыгейской литературе. - Майкоп, 2007.

186.Толгуров 3. В контексте духовной общности. (Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа). - Нальчик, 1999.

187. Толгуров 3. Время и литература. - Нальчик, 1978.

188. Толгуров 3. Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа. - Нальчик, 1991.

189. Толстой JI. Собр. соч. в 4-х томах. - М., 1986.

190. Тургенев И. Собр. соч. Т.5. - М., 1963.

191.Туркаев X. О путях развития чеченской литературы. - Грозный, 1973.

192.Туркаев X. Путь к художественной правде (Становление реализма в чеченской и ингушской литературах). - Грозный, 1987.

193. Туркаев X. На переломе. - Грозный, 1991.

194. Туркаев X. Путь к зрелости. Заметки о современной чечено-ингушской литературе.- Грозный, 1968.

195. Туркаев X. Открывая новые горизонты / Писатель и правда жизни: сб. литературно-критических статей. - Грозный, 1974.

196. Тхагазитов Ю. Адыгский роман. - Нальчик, 1987.

197. Ужахова Р. Поиски нравственных ценностей героев в современном чеченском и ингушском романе / Чеченский и ингушский роман: проблемы жанра. - Грозный, 1986.

198. Утехин Н. Жанры эпической прозы. - Л.: Наука, 1982.

199. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века.-М., 1953.

200. Фельдштейн Д. Психология развития человека как личности. Избранные труды в 2 т. - М., 2009.

201. Фидарова Р. Современный осетинский роман-миф. Генезис. Структура. Жанровые особенности // Автореф. дис... доктора фил. наук. - Махачкала, 1997.

202. Филиппов Г.В. Русская советская философская поэзия. Человек и природа.- Л., 1984.

203. Философские проблемы глобальной экологии. - М., 1983.

204. Философская концепция Н. Ф. Федорова. [Электронный ресурс]: http://www.sorman.ru/fedorov/page/1 /index.php.

205. Флоренский П. У водоразделов мысли.- М., 1990.

206. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя. - М., 2004.

207. Хакуашева М. Литературные архетипы в художественных произведениях адыгских писателей. - Нальчик, 2007.

208. Хапсироков X. Жизнь и литература - М., 2002.

209. Хватов А. На родной земле, в родной литературе. - М., 1980.

210. Храпченко М. Горизонты художественного образа. - М., 1974.

211. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 1970.

212. Храпченко М. Художественное творчество, действительность, человек. - М., 1982.

213. Хуако Ф. Двадцатый век: эпоха и ее художественное отражение в северокавказской лирической повести - Майкоп, 2005.

214. Хуако Ф. Жанр лирической повести в северокавказском литературном процессе. - Майкоп, 2003.

215. Хусиханов А. Молодые прозаики Чечено-Ингушетии (М. Бексултанов, М. Ахмадов) / Советская литература и Кавказ. -Грозный, 1991

216. Цуев Я. Короткие летние ночи. - М., 1999.

217. Чанкаева Л. Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева // Автореф. дис... канд. фил. наук. - Майкоп, 2006.

218. Чекалов П., Тыщук О. Литературный пейзаж А.И. Солженицына. -Невиномысск, 2008.

219. Чеченская народная поэзия XIX - XX вв.- М., 2005.

220. Чувство природы в русской литературе.- Сыктывкар, 1995.

221. Шагалов А. Изменения человечности: Нравственный выбор героя современной прозы. - М.; 1983.

222. Шаззо К. XX век: эпоха и человек. Размышления об отечественной литературе двадцатого столетия. - Майкоп, 2006.

223. Шаззо К. Новые рубежи / Проблемы адыгской литературы и фольклора. - Майкоп, 1988.

224. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси, 1978.

225. Шаталова Л. Человек и природа в современной советской прозе.-М., 1980.

226. Шаталова Л. Защитники земной биосферы. - Кишинёв, 1979.

227. Шестой съезд писателей СССР. Стенографический отчет. -М.,1978.

228. Шкловский В.О теории прозы - М., 1983.

229. Шортанов А.Т. Адыгские культы. - Нальчик, 1992.

230. Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. -М., 1987.

231. Эльяшевич А. Герои истинные и мнимые. - М.-Л., 1963.

232. Эльяшевич А. Горизонтали и вертикали: современная проза от семидесятых к восьмидесятым. - Л., 1984.

233. Эльяшевич А. Единство цели, многообразие поисков в литературе социалистического реализма. - Л., 1973.

234. Эпштейн М. Природа, мир, тайник вселенной. - М., 1990.

235. Эстетика природы. - М., 1994.

236. Юлдашева В. Концепция нравственного выбора в художественном мировидении Чингиза Айтматова и её влияние на северокавказскую прозу // Автореф. дис... канд. фил. наук. -Майкоп, 2002.

237. Юлдашева В. Эффект духовно-эстетического родства в современной прозе - Майкоп: Изд-во МГТИ, 2000.

238. Ябл оков Е. Художественное осмысление взаимоотношений природы и человека в советской литературе 20- 30-х гг. - М., 1990.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.