Национальная идея как феномен российской политической культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.10, кандидат философских наук Арвеладзе, Георгий Шалвович

  • Арвеладзе, Георгий Шалвович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.10
  • Количество страниц 167
Арвеладзе, Георгий Шалвович. Национальная идея как феномен российской политической культуры: дис. кандидат философских наук: 09.00.10 - Философия политики и права. Ставрополь. 1999. 167 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальная идея как феномен российской политической культуры»

Актуальность темы исследования. Конец XX - начало XXI столетия, рубеж между тысячелетиями человечество встречает в обстановке нестабильности, ознаменованной борьбой за сферы влияния различных социальных сил, политических идеологий, блоков и союзов, этнических и конфессиональных движений. Это побуждает ее участников использовать, различные средства и способы деятельности, включая поиск и формулировку соответствующих геополитических, социально-экономических и культурно-идеологических концепций, посредством которых артикулируются их интересы, реализуются потребности самосознания и самоутверждения.

Россия издревле является полноправным и авторитетным членом мирового сообщества. Ее геополитический и цивилизационный статус предполагает вовлеченность в мировые дела. Однако следует отметить, что за последнее десятилетие место России в мире существенно изменилось. Из второй по своей значимости в мире супердержавы после распада СССР и вызванных этим социальных потрясений, Россия превратилась в общество, находящееся в процессе перманентной нестабильности, с неопределенными перспективами дальнейшего исторического развития. В этих условиях предпринимаются и попытки извне подорвать устои российского общества, дезориентировать россиян в важнейших вопросах национального бытия.

Ситуация усложняется еще и тем, что к экономическому, социально-политическому и национально-государственному кризису добавляется кризис духовно-идеологический. Достаточно длительный период монополизма коммунистической идеологии, которая, надо признать, на протяжении десятилетий выполняла роль достаточно мощной идейной скрепы народов СССР и стран социалистического содружества, сменился духовным безвременьем, насаждением в стране с самобытной культурой идеологии «атлантизма», господством прагматических оценок, отвечающих интересам олигархических групп.

Разорванность» российской истории XX века на противоположные по своей социально-экономической, политической и идеологической направленности этапы развития, и, как следствие, различное толкование фундаментальных проблем человеческого бытия, привело общество к отходу от социально-экономической идентификации в сторону этносоциальной. Можно констатировать, что в современной российской политической культуре достаточно остро стоят вопросы национальной идентификации россиян, проблем национального самосознания, национальной аутентичности.

Исторической особенностью российской политической культуры, народа России является его консолидация в сложных исторических ситуациях. В них проявились высоты духа россиянина. И в настоящее, сложное для России время, народ ставит своей целью ее возрождение, видит ее наследницей всего достойного и славного, что было в дореволюционном и советском прошлом. В связи с этим российский народ испытывает потребность в оформлении своих представлений о самом себе и своем планетарном месте в надлежащих идеях. Ими, как показывает прошлое России, он был вооружен не в меньшей мере, чем силой промышленности, земледелия и военной мощи. Достаточно назвать здесь одну лишь русскую идею, выполняющую роль интегратора духовных усилий такого полиэтнического социума как российский. Ныне страна не меньше, чем в прошлом, нуждается в комплексе традиционных для нее и обновленных за минувшее столетие идей, способных вдохнуть в нее жизнеутверждающий пафос, повести российский народ к преобразованиям.

Обращение к истокам наших национальных идей, анализ их перипетий в процессе исторического и социально-политического развития, творческая переоценка всего наработанного классиками отечественной мысли в этой области - актуальная потребность нашего времени. Это подразумевает пристальное внимание к мировоззренческим, методологическим, социально-аксиологическим установкам, порождающим национальные идеи. Насущной задачей становится восстановление исторической преемственности в эволюции национальных идей россиян.

Российское общество в настоящее время поставлено в ситуацию идеологического выбора, должно из массы конкурирующих между собой идей национального возрождения и согласия выбрать именно те, которые соответствуют самобытному культурно-цивилизационному типу России, которые реально могли бы гарантировать ее процветание. Наличие достаточно зрелых и цивилизованных национальных идей в политической культуре России - показатель ее духовной мощи и самобытности.

Исследование национальной идеи возможно в различных концептуальных рамках. Диссертационная работа реализует собою попытку рассмотрения вышеуказанного комплекса проблем с позиции философии политики и права, поскольку, с одной стороны, сам феномен национальной идеи непосредственно включен в сферу политико-правовых воззрений народа, с другой стороны, сама национальная идея предполагает большой пласт политико-правовой рефлексии.

Степень исследованности проблемы. Исследование феномена национальной идеи в политической культуре России имеет давнюю, почти двухвековую традицию. Особенности этнокультурного, цивилизационного и общеполитического развития страны были таковы, что в центре внимания теоретиков оказывалась, как правило, русская идея, сопряженная, впрочем, с идеями этнической жизни других народов, обитающих бок о бок с титульным этносом. Полиэтничность российского социума, выдержавшего в течение столетий испытание на прочность, обусловила особый интерес русской мысли к национальному вопросу, сердцевиной которого является этнонациональное самосознание, наиболее рельефно представленное в национальной идее.

Добротный и обстоятельный материал, связанный с историческим и философским анализом национальной идей можно найти в работах классиков отечественной истории и философии: H.A. Бердяева, А.И. Герцена, И.А. Ильина, В.В. Зеньковского, Л.П. Карсавина, В.О Ключевского, Н.О. Лосского, С.Ф. Платонова, В.В. Розанова, С.М. Соловьева, B.C. Соловьева, Н.С. Трубецкого, Г.Г. Шпета1 и др.

1 Бердяев Н.А. Русская идея // «Вопросы философии»,- 1990,- № 1.-2; Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала- 1990,- № 1; Герцен А.И. О развитии революционных идей в России // Соч.: в 9 т. - Т.З.; Былое и думы // Соч.: в 9 т. - Т.4.-5 - М.: Художественная литература, 1956,-Ильин И.А. Основы христианской культуры // Собр. соч. в 10 т. - Т. 1. Ильин И.А.О сущности правосознания // Собр. соч. в 10 т. - Т.4.; Духовный смысл сказки // Собр. соч.: в 10 т. Т. 6. Кн. II. - М.: Русская книга, 1996;. Сущность и своеобразие русской культуры. Три размышления // Собр. соч.: В 10 т. - Т.6.-Кн. 2. - М.: Русская книга, 1996; Зеньковский В.В. История русской философии. - Т.1.-Ч.1.-Л.: «ЭГО», 1991; Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея //Сочинения. М.: Раритет, 1993; Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. - М.: Мысль, 1993; ЛосскийН.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991; Характер русского народа // Условия абсолютного добра. - М.: Политиздат, 1991; Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - Петрозаводск, АО «Фолиум», 1996; Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. Кн.1. Т.1-2. «История России с древнейших времен» - М: Голос, 1993; Соловьев B.C. Русская

Современная литература, посвященная различным аспектам национальной идеи, весьма многообразна. Обращаясь к исследованиям, примыкающим к парадигме философии политики и права, можно выделить работы Ю.В. Арутюняна, Е.В. Барабанова, В.Г. Гельбраса, Б. Гройса, Д.В. Гудименко, Драгунского, П.Е. Канделя, A.A. Кара-Мурзы, JI.B. Карасева, Н.В. Карлова, В.В. Лапкина, В.И. Мильдона, М.В. Назарова, A.C. Панарина, И.К. Пантина2 и др. идея // Соч.: В 2 т. - Т.2. - М.: Правда, 1989. Розанов В.В. Возле «русской идеи». // Сочинения. М.: Сов. Россия, 1990; Идея «мессианизма». По поводу новой книги H.A. Бердяева «Смысл творчества» // H.A. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. - СПб.: РХГИ, 1994; Трубецкой Н.С. Верхи и низы русской культуры (этническая основа русской культуры) // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. - М.: Русская книга, 1992; Национальный вопрос. Константинополь и Святая София // Смысл жизни. -М. «Республика», 1994; О туранском элементе в русской культуре // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. В 2 т. Т.2. М.: Искусство, 1994. Общеевразийский национализм // История. Культура. Язык. М.:«Прогресс», 1995. Шпет Г.Г. Очерки развития русской философии // Очерки истории русской философии. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.

Арутюнян Ю.В. Симптомы исторической трансформации социально-политического сознания русских // «Общая история»,- 1994- № 3; Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе// «Вопросы философии»,- 1990.- №8;Русская философия и кризис идентичности // «Вопросы философии»,- 1991,- № 8; Русская философия и кризис идентичности // «Вопросы философии»,- 1991,- №8; Гельбрас В.Г. Национальная идентификация в России и в Китае (опыт сравнительного анализа) // «Полис».- 1997,- № 1; ГройсБ. Поиск русской национальной идентичности // «Вопросы философии». - 1998. - № 1; Гудименко Д.В. Политическая культура России: преемственность эпох // «Полис»,- 1994,- №2; Драгунский Д.В Этнополитические процессы на постсоветском пространстве и реконструкция Евразии // «Полис»,- 1995- № 3; Макрополитика (Заметки о детерминантах национального поведения) // «Полис»,- 1995,- №5; Кандель П.Е. Национализм и проблема модернизации в посттоталитарнном мире // «Полис»,- 1994- № 6; Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., ПантинИ.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития / «Полис»,- №4; Карасев JI.B. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии».- 1992,- №8; Карлов Н.В. Честь имени, или о русском национальном самосознании // «Вопросы философии»,- 1997,- № 4. Лапкина В.В. и Пантина В.И. Русский порядок // «Полис»,- 1997,- №3;

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является комплекс идейных образований, традиционно характерных для политической культуры России. Предметом исследования выступает национальная идея, сопряженная с другими компонентами отечественной политической культуры.

Цель исследования - рассмотреть проблему национальной идеи в политической жизни российского общества в соответствии с идейно-теоретическими и методологическими парадигмами философии политики и права.

Задачи исследования:

• провести анализ эволюции национальной идеи на основных этапах развития России в концептуальных рамках философии политики и права;

• определить методологию исследования, позволяющую адекватно интерпретировать важнейшие события в политической и культурной жизни России, оставившие заметный след в национальном самосознании россиян;

• охарактеризовать современную интерпретацию основополагающих фактов отечественной истории с целью обнаружения социально-гносеологических причин, побуждающих исследователей давать им в то или иное толкование, сопряженное с национальной идеей;

• провести в рамках философии политики и права концептуально-понятийное исследование национальной идеи на основе выявления ее связи и другими элементами политической культуры

Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века //«Вопросы философии»,- 1996.-№ 6; Назаров М.В. Тайна России. Историософия XX века. - М.: Альманах «Русская идея» (Вып. 6).- 1999; Русская идея и современность. Доклад на VI Всезарубежном съезде русской православной молодежи в Монреале 4-11 августа 1990 г. - Ставрополь: Кавказский край, 1992. С.З. российского общества, в которых выражается ее этническое самосознание;

• соотнести национальную идею с национальной идеологией, обозначив проблему отношения к национализму в свете новых исследовательских парадигм и способов истолкования этого феномена политической культуры.

• выявить основные характеристики русской идеи как элемента политической культуры, обратив внимание на способность ее выразителей адекватно отвечать потребностям своего времени;

• определить перспективы возрождения общенациональной идеи (идеологии) в России.

Методология исследования. Методологическими основаниями исследования явились общенаучные методы исследования, цивилизационный подход к явлениям отечественной и мировой культуры, принцип историзма, социокультурная методология, субъектно-деятельностный подход.

Принципиальное методологическое значение для диссертационного исследования имели положения и выводы, содержащиеся в трудах классиков отечественной философии: B.C. Соловьева, Н.С. Трубецкого, H.A. Бердяева, В.В. Розанова, И.А. Ильина, Г.Г. Шпета и др.

Автором использовались элементы диалектического, герменевтического методов, сравнительный анализ, в отдельных случаях дескриптивный метод.

Научная новизна работы определяется тем, что национальная идея как феномен политической культуры России изучена не в полной мере. В работе национальная идея рассмотрена самостоятельно и целостно в единстве социокультурного, историко-философского и абстрактно-логического подходов. В содержательном плане научная новизна диссертации заключается в следующем:

• произведен анализ генезиса и эволюции национальной идеи в истории России с методологических позиций философии политики и права;

• показано место национальной идеи в политической культуре российского общества, ее органическое взаимодействие с другими элементами политической культуры российского общества;

• описаны многообразные конкретно-исторические модификации национальной (русской, по преимуществу) идеи, которые обеспечивали стабильность самосознания русского этноса, политической культуры российского общества на различных этапах его развития;

• в рамках методологических установок философии политики и права произведен мировоззренческо-методологический анализ национальной идеи, показана детерминированность представлений о национальной идее и ее содержания социально-аксиологическими установками исследователей;

• выявлены перспективы создания общенациональной идеологии, способной консолидировать российское общество;

• определены перспективные направления дальнейших исследований в области этнонациональных идей.

Положения, выносимые на защиту:

• этнонациональные идеи являются важным фактором этнической идентификации, формой обнаружения этнонационального самосознания и средством интеграции членов этноса в единую жизнеспособную целостность, существующую на протяжении длительного времени;

• интерес к национально-традиционным идеям в современной России порожден кризисным состоянием российского общества, ищущего способы его преодоления перед лицом угрозы со стороны тех сил, которые заинтересованы в его ослаблении;

• ретроспективный анализ исторического прошлого показывает, что на всех этапах эволюции российского общества весомые события его исторической судьбы находили свое воплощение в конкретно-исторической формулировке сути национальной идеи;

• методология социокультурного, цивилизационого культурантропологического подходов требует при анализе национальной идеи исходить из многообразия исторических, природно-географических и социально-духовных факторов, порождающих дух народа - его национальный характер, одним из этапов становления которого является пробуждение национального самосознания и его главной доминанты - национальной идеи;

• широко используемое в современной науке понятие «национальная идея» обозначает специфику концептуально-понятийного реагирования этнического целого на социально-значимые события;

• идея русского народа (русская идея) является одним из значимых вариантов национальной идеи, конкретным воплощением представлений русского этноса о своем месте в мире;

• русская идея является национальной, выражающей самосознание русского народа, и общенациональной, поскольку утверждает себя в полиэтническом социуме России, где один народ отождествляет свою судьбу с судьбой других народов;

• базовыми ценностями общенациональной идеологии, наделенной традиционной для страны этнической «окраской» могут стать историческая судьба России, гуманизм, социальная справедливость.

Практическое значение диссертации состоит в разработке концепции национальной идеи как феномена политической культуры российского общества.

Материал диссертации может быть использован по следующим направлениям:

• в научно-теоретических исследованиях, посвященных эволюции идей в России, как в методологическом, так и в содержательном аспектах;

• при анализе различных сфер духовной жизни России, где можно встретиться с той или иной трансформацией национальной идеи;

• в разработке методологии познания феноменов политической культуры;

• в исследованиях, связанных с этнонациональной проблематикой;

• в разработке программ политических движений и партий, апеллирующих к национальным идеям

• в деятельности средств массовой информации, связанной с этнонациональными проблемами;

• при анализе конкретных идеологических ситуаций, пробуждающих в обществе интерес к национальным идеям и символам

• в преподавании политологии, культурологии, а также при разработке интегративных спецкурсов

Апробация работы. Основные положения работы были изложены автором на международной конференции: "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру", Пятигорск, сентябрь, 1998 г.; на региональной конференции «Северный Кавказ на пороге XXI века», Пятигорск, май, 1998 г., на методологическом семинаре кафедры социологии и политологии Пятигорского государственного лингвистического университета. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 3.5 п. л.

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из 6 параграфов, и заключения. Она изложена на 176 страницах. Список использованной литературы составляет 272 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия политики и права», 09.00.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия политики и права», Арвеладзе, Георгий Шалвович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос о генезисе национальной идеи в России сопряжен с решение множества проблем, среди которых проблема ее начала, точнее сказать, исходной точки, представляется нам одной из самых трудных. Понятно, что любая идейная система возникает лишь тогда, когда для этого созрели необходимые культурно-исторические предпосылки, когда уровень социально-философского мышления народа обеспечивает возможность национального самосознания и самовыражения, что подразумевает в свою очередь оформление в мировом цивилизационном поле соответствующего социально-этнического образования - народности или нации, заявляющей о своих потребностях и правах в ряду такого же рода образований.

Нет необходимости подчеркивать, что все это возможно лишь на стадии письменной истории этноса, когда вместе с разветвленной сферой литературно-художественных жанров появляются оригинальные мыслители и художники, четко обозначающие в своих творениях особенности духа народа, отливающиеся в уникальных, характерных только для него национальных идеях, темах и образах. По этой причине можно сказать, что история становления и развития отечественных национальных идей во многом совпадает с эволюцией политической культуры России.

Тем не менее, можно констатировать, что предыстория национальной идеи, ее наиболее общие и весьма фундаментальные предпосылки уходят своими корнями в дописьменный период, в седую древность народа, когда складывались не только первичные родоплеменные общности, но и заявляли о себе такие важнейшие инструменты их объединения, как верования, зачатки культуры и языки, посредством которых один этнос отграничивал себя от других. Уже в ту пору сеялись зерна того социально-психологического феномена, который в последующем будет назван духом народа - его национальным характером. Он станет и производным от всех обстоятельств, обусловивших возникновение этноса, активной силой, влияющей на совокупность этнообразующих факторов, способной консолидировать их, предопределять общую направленность национальной идеи.

При анализе эволюции национальной идеи в Древней Руси (Х-ХШвв.) мы обратили взгляд на те факторы, которые сформировали русский этнос и его производное - этнонациональный характер, породивший идеи и образы русского народа. К этим факторам относятся не только памятники письменной культуры, произведения живописи и архитектуры, но и важнейшие события светской и религиозной истории отклик на которые становился вехами развития национального самосознания. При этом мы не обошли стороной природно-климатических, географических условий обитания русского этноса, Косвенно, через систему социокультурных опосредований, они влияли на формирование антропологического, физического и духовного облика русских. Чувство общей территории, места обитания всех славянских племен, чувство земли-матушки, которая нуждается в покровительстве и защите, станет фундаментальной основой единого сознания русского этноса. «Русская земля» осмысливалась на ранних этапах как символ рода и Родины, дополнилась впоследствии системой религиозных ценностей, становилась землей истинно православной.

Акт сознательно-осмысленного выбора русскими христианской веры знаменовал переход чувства этнического единства на более высокий уровень. Происходило совмещение этнического с религиозным в духовном мире древнерусский людей. Церковное единовластие дополняло собой потребность в политическом централизме страны. Истоки соборности, свойственного русским, следует искать в этом периоде истории. Единство патриотизма с православием можно считать лейтмотивом национальной идеи.

В силу того, что Россия была на положении «осажденной крепости» в течение столетий, в национальном духе культивировались, прежде всего, те ценности, которые способствовали этническому выживанию и самоутверждению. Вместе с тем, соприкосновение русского народа с народами, населяющими Степь, не могло не привести к расширению этнического самосознания, что нашло свое отражение в концепции евразийства, хотя немало правоты есть в мысли Бердяева о том, что русскую идею нельзя подменять туранской.

Покровительство над инородцами дополнялось в национальном самосознании идеями мессианизма, которые тоже войдут в русскую национальную идею. Своеобразным пиком этнического самосознания россиян этого периода станет концепция Москвы как третьего Рима.

Исследуя национальную идею в эпоху преобразований XVIII в., мы заметили, что, подобно тому, как Запад по-настоящему утвердил себя на планете только в деяниях Ренессанса и Нового времени, Россия явила миру свое национальное самосознание только с Петра I и Екатерины II. Колонизационный процесс и внешнеполитическая активность позволила стране стать исполинским государством, занявшим громадные территории Европы и Азии. Классики отечественной философской и исторической мысли за всеми зигзагами внешней и внутренней политики России того времени прозревали национальную идею государства и общества. Русское и иностранное образовывали единство, помогавшее укреплению патриотического самосознания россиян.

Подлинным мерилом национальной идеи можно считать ее соответствие духу и потребностям собственного народа. Деятельность Петра и его идейных наследников была традиционной в лучшем смысле этого слова, ибо позволяла развивать потенции, заложенные в русском народе на предыдущих этапах его развития. Русский этнос сохранил свою идентичность и самодостаточность и в эпоху преобразований. Тогда же он приобщался к достижениям западной культуры и искал свои собственные формы выражения национального духа.

К исходу столетия появятся мыслители, которые обозначат важнейшие поиски русского духа в сфере национального самовыражения. Национальная идея станет сопрягаться с настроениями гуманизма и протеста против сложившихся социальных порядков.

XIX в. характерен прежде всего бурным расцветом духовной жизни нации, ее литературы, искусства, философии, чрезвычайно обогатившим содержание национальной идеи, поставившим перед русским обществом ряд геополитических, религиозных, социально-политических и духовных проблем. Социально-классовая дифференциация общества обернулась тем, что сформировались два направления в истолковании русской национальной идеи: правительственное, сформулированное Сперанским и Уваровым, и оппозиционное нему. Последнее дало свои ветви в трактовке идеи нации: славянофильскую и западническую.

С появлением на арене общественной жизни идеологов разночинного движения, народничества и, особенно, социал-демократии, полемика вокруг национальной идеи приобрела крайнюю остроту.

Она стала сердцевиной размежевания общества на оборонцев и социал-пораженцев в годы первой мировой войны. Она сыграла роковую роль в событиях февральской и октябрьской революций 1917 года. Парадоксально и примечательно лишь то, что враждующие стороны всегда оставались сторонниками сильной и неделимой России, наследницей всего, что было завоевано и мирно нажито нашими предками.

Практика утверждения национальной идеи в СССР не стала радикальным разрывом с прошлым. Она унаследовала многое от предыдущего этапа в принципах государственного строительства и в апелляции к мессианским устремлениям народа.

Во второй части работы проводился анализ мировоззренческих, методологических, структурно-логических характеристик национальной идеи, о ее сущности, связи с основными политическими и философскими концепциями и о проблемах создания современной национальной идеологии, отвечающей запросам российского общества. Таким образом, вслед за историческим подходом к национальной идее в России, был предпринят логический анализ. Следует отметить, что те или иные постулаты входят в жизнь народа значительно раньше, чем наступает время рефлексии по поводу этих категорий.

Рассмотрев аргументы противников наличия у русского этноса своей национальной идеи, мы пришли к выводу, что достаточно серьезных оснований отказываться от данного идейно-мировоззренческого комплекса и, соответственно, от употребления понятия «национальная идея» нет. Понятие «национальная идея» широко используется мировой практикой познания этнонациональных феноменов. В письменной и устной культуре, в памятниках духовности, в исторических свершениях народа имплицитно присутствует именно та специфика познания, преобразования и духовного освоения действительности, которая определяет национальный колорит, придающий неповторимые черты особенностям мысли и действия людей, принадлежащих к определенному этносу.

Соображения, что национальная идея порождает национализм, мы отрицаем, поскольку национализм - это конкретно-историческое явление, рационально объяснимое с позиций детального анализа всех социальных реалий данного общества.

Национальную идею мы трактуем как мировоззрение, систему идей, национальное сознание и самосознание, целью которых является отстаивание важнейших принципов бытия нации. Национальная идея - духовный способ бытия нации, сравнимый по значимости с материальным производством, социально-политической деятельностью и художественным творчеством народа. Ее можно назвать квинтэссенцией устремлений этноса во всех областях социального бытия и самоидентификации. В таком смысле национальная идея совпадает с национализмом, не требующим никаких реабилитирующих его в глазах общественного мнения оговорок. Национализм столь же правомерен, сколь правомерны любые другие социально-политические и духовные доктрины, выражающие соответствующие потребности развития народа.

Наиболее ценным в методологическом отношении нам представляется тот подход к национальной идее и национализму, при котором они рассматриваются и конкретно-исторически, и реалистически, и в тесной связи со многими факторами, порождающими этническое целое.

Этнической (национальной) идеей можно назвать комплекс достаточно типичных для определенного этноса мировоззренческих и социально-психологических установок относительно их природно-географического, хозяйственно-экономического, социально-политического и духовного бытия. Поскольку национальная идея существует всегда в определенном этнически оформленном, конкретно-историческом виде, русскую идею можно назвать одним из ее вариантов, т.е. воплощением представлений русского этноса о своем месте в мире. Русская идея является национальной и общенациональной. Это порождено тем, что она развивалась в полиэтническом социуме, причем ее творцами были как русские мыслители, так и иноземцы, которые связали свою судьбу с культурно-историческим опытом России. Когда русская идея становится общенациональной, ее субъектами являются все народы, обогащающие стержневую, русскую идею своими собственными ценностными ориентирами и установками.

Методология познания русской идеи обоснована ее создателями. Хомяковым, Герценом, Достоевским, Соловьевым, Бердяевым, Розановым, Карсавиным и др. В относительном постоянстве русской идеи мы видим способность русского этноса всегда находить адекватный ответ вызову, который бросают ему обстоятельства. Взаимосвязь конкретно-исторического с доминирующими, «сквозными» тенденциями в развитии русской идеи -одна из интереснейших тем исследования. Ее следует изучать, опираясь исключительно на культурно-исторический опыт русской цивилизации, без обращения к каким-то метафизическими сущностям, фатально детерминирующим эволюцию русской идеи. Ретроспективный анализ русской идеи показывает, что она способна утвердить себя в любом обличье: будь-то христианско-православная, либерально-гуманистическая, консервативная или марксистская идеология.

Годы «перестройки» и идеологического безвременья, когда в качестве единственной модели российского посттоталитарного развития выдавалась западная (либерально-демократическая), не сумели преодолеть в сознании россиян русской идеи. Ответ на запросы времени этнос ищет в глубинах отечественной истории, в традициях и ценностях народа, составляющих

154 основное содержание и многочисленные конкретно-исторические варианты русской идеи. Методология этого поиска может быть представлена комплексным, системно-структурным методологическим плюрализмом, позволяющим высветить ту или иную грань русской идеи или дать цельное представление о ней, сведенное в единую формулу. Идейно-концептуальное перепутье, на котором оказалась нынешняя Россия, не создает условий для плодотворного синтеза воззрений в рамках приемлемой для всех идеологии.

Преодоление кризиса в духовно-идейной сфере - это едва ли не первый шаг к преодолению кризисного состояния нации во всех других областях. Реальный процесс создания общенациональной идеологии происходит в атмосфере идейного противоборства, когда старые, традиционные идеи, среди которых русская занимает не последнее место, переплетаются с новыми, в том числе заимствованными. Каким идеям суждено утвердиться, покажет время. Однако нельзя игнорировать опыт отечественной мысли, демонстрирующей богатство идей национального достоинства и патриотизма. Общенациональная идеология должна быть открыта для всех идейных систем, выработанных цивилизованным человечеством.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Арвеладзе, Георгий Шалвович, 1999 год

1. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. Ставрополь: СГПУ, 1994.

2. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М.: Современник, 1981.

3. Алексеева И. А. Рациональный эгоизм национального интереса // «Полис»,- 1995,-№ 1.

4. Алексеева Т.В., Капустин Б.Г., ПантинИ.К. Перспективы интегративной идеологии (Тезисы) // «Полис»,- 1997,- №3.

5. АрутюнянЮ.В. Симптомы исторической трансформации социально-политического сознания русских // «Общая история»,- 1994- № 3.

6. Асмус В.Ф. B.C. Соловьев: опыт философской биографии // «Вопросы философии»,- 1988,- № 6.

7. Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // «Вопросы философии»,- 1990,- №8.

8. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // «Вопросы философии»,- 1991,- № 8.

9. Белинский В.Г. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России. Сочинения И.И. Голикова. История Петра Великого. Сочинения Вениамина Бергмана. Статья 11.// Избр. философ, соч.: в 2 т. Т.1. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1948.

10. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина // Собр. соч.: в 9 т. Т. 6. - М.: Худож. литература 1981.

11. Белинский В.Г. Собр. соч.: в 9 т. Т. 4. - М.: Художественная литература, 1979.

12. Белявский М.Т., Кислягина Л.Т. Общественно-политическая мысль // Очерки русской культуры XVIII века. Ч.З. М., Наука, 1978.

13. Бердяев H.A. Душа России // Судьба России /Опыты по психологии войны и национальности/. М.: Изд-во МГУ, 1990.

14. Бердяев H.A. Евразийцы // «Путь»,- 1925- № 1.

15. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.

16. Бердяев H.A. Русская идея // «Вопросы философии»,- 1990,- № 1.

17. Бердяев H.A. Русская идея //«Вопросы философии»,- 1990,- №2.

18. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // «Вопросы философии». 1990,- № 1.

19. Бердяев H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии) М.: «Книга», 1991.

20. Бердяев H.A. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. В 2 -х т. - Т. 1. - М.: Искусство, 1994.

21. Бердяев H.A. Судьба России (Опыты по психологии войны и национальности // Судьба России: Сочинения. М: ЗАО Изд-во «ЭКСМО-ПРЕСС; Харьков: Изд-во Фолио 1998.

22. Бирюков Н.И., Сергеев В.М. «Соборность» как парадигма политического сознания// «Полис».- 1997,-№3.

23. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988.

24. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М, 1983.

25. Брук С.М. Население мира. Этнодемографический справочник. М.: Наука, 1986.

26. Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М.: «Наука», 1986.

27. Брук С.И., Козлов В.И. Общая характеристика языкового и национального состава населения мира // Население мира (Справочник). Под общ. ред. Б.Ц. Урланиса. М.: Политиздат, 1965.

28. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип // Соч.: в 8 Т.- Т. 1. М.: Наука, 1993.

29. Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Соч.: в 8 Т.- Т. 1. М.: Наука, 1993.

30. Буслаев Ф.И. Материалы для русской стилистики // Преподавание отечественного языка. М. «Просвещение», 1992.

31. Введенский А.И. Судьбы философии в России // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.

32. Витте С. Ю. Воспоминания в 3 т. Т. 2 (1894 октябрь 1905) Царствование Николая II - Таллинн; М.: Скиф Алекс, 1994.

33. Витте С.Ю. Воспоминания. В 3 т, т.1 (1849-1894) Таллинн; М.: Скиф Алекс, 1994.

34. Витте С.Ю. Воспоминания. В 3 т. Т. 3 (17 октября 1905-1911). Таллинн; М.: Скиф Алекс, 1994.

35. Гайдар Е.Т. Это решение чисто политическое // «Известия», 20.01.1994.

36. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // «Путь»,-1992,-№1.

37. Геллнер Э. Нации и национализм // «Вопросы философии»,- 1989- №7.

38. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

39. Геллнер Э. Условия свободы: гражданское общество и его исторические соперники. М., 1996.

40. Гельбрас В.Г. Национальная идентификация в России и в Китае (опыт сравнительного анализа) // «Полис»,- 1997,- № 1.

41. Герцен А.И. О развитии революционных идей в России // Соч.: в 9 т. Т.З.

42. Герцен А.И. Собр. соч. в 30 томах, т.ХШ. М., 1958.

43. Герцен А.И. Былое и думы // Соч.: в 9 т. Т.4. - М.: Художественная литература, 1956.

44. Герцен А.И. Былое и думы // Соч.: в 9 т. Т. 5. - М.: Художественная, литература, 1956.

45. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х-ХУП веков. -М.: Изд-во МГУ, 1990.

46. ГройсБ. Поиск русской национальной идентичности // «Вопросы философии»,- 1998,-№ 1.

47. Грунт З.А., Кертман ГЛ., Павлова Т.В., Патрушев С.В., ХлопинА.Д. Российская повседневность и политическая культура: проблемы обновления // «Полис»,- 1996,- № 4.

48. Гудименко Д.В. Политическая культура России: преемственность эпох // «Полис»,- 1994,- №2.

49. Гумилев Л.Н. Биография научной теории, или автонекролог // «Знамя». -1988-№5.

50. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. СПб., 1994.

51. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992.

52. Гумилев Л.Н. О термине «этнос» // Доклады отделений Географического общества СССР. Л., 1967. Вып.З.

53. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. Баку, 1991.

54. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли // Свод №3 .Международный альманах/ Сост. Н.В. Гумилева,- М.-М.:ТАНАИС ДИ-ДИК. 1994.

55. Добролюбов H.A. Первые годы царствования Петра Великого. История царствования Петра Великого. Н. Устрялов // Избранные философ, произвед. В 2 т. Т.1.

56. Дойчер И. Троцкий в изгнании. М.: Политиздат, 1991.

57. Достоевский Ф.М. Мы в Европе лишь стрюцкие // Возвращение человека.

58. М.: Советская Россия, 1989.

59. Достоевский Ф.М. Пушкин (очерк) // Возвращение человека. М.: Советская Россия, 1989.

60. Достоевский Ф.М. POST SCRIPTUM // Возвращение человека. М.: Советская Россия, 1989.

61. Достоевский Ф. М. Сила мертвая и силы грядущие // Возвращение человека. -М.: Советская Россия, 1989.

62. Достоевский Ф. М. Три идеи // Возвращение человека. М.: Советская Россия, 1989.

63. Достоевский Ф. М. Утопическое понимание истории // Возвращение человека. -М.: Советская Россия, 1989.

64. Достоевский Ф.М. О любви к народу. Необходимый контракт с народом // Возвращение человека. М.: Советская Россия, 1989.

65. Достоевский Ф.М. Одна из современных фалыней // Возвращение человека. -М.: Советская Россия, 1989.

66. Драгунский Д.В Этнополитические процессы на постсоветском пространстве и реконструкция Евразии // «Полис».- 1995- № 3.

67. Драгунский Д.В. Макрополитика (Заметки о детерминантах национального поведения) // «Полис».- 1995,- №5.

68. Дулов A.B. Географическая среда и история России. Конец XV середина XIX в.-М., 1983.

69. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М.: Политиздат, 1988.

70. Ельцин Б.Н. Россия: человек, семья, общество, государство. Программа действий на 1996-2000 годы. М., 1996.

71. Желтов В.В. и др. Политические идеологии. Кемерово, 1996.

72. Житие Аввакума и другие его сочинения. М.: Сов. Россия, 1991.

73. Записки С. П. Трубецкого // Мемуары декабристов. Северное общество. -М.: Изд-во МГУ, 1981.

74. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1.-Ч.1.-Л.: «ЭГО», 1991.

75. Зотов А. Ф. Существует ли мировая философия? // «Вопросы философии»,- 1997,-№4.

76. Игнатов А. Богословские аргументы в политической борьбе // «Вопросы философии»,- 1997,- № 5.

77. Избранные социально политические и философские произведения декабристов. В 3 т. Т. 2.

78. Иларион митрополит Киевский. Слово о законе и благодати // «Альманах библиофила», вып. 26. М.: Книга, 1989.

79. Ильин В.В., ПанаринА.С., Рябов A.B. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М.: МГУ, 1994.

80. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Собр. соч. в 10 т.- Т.1.

81. Ильин И.А.О сущности правосознания // Собр. соч. в 10 т.- Т.4.

82. Ильин И.А. Духовный смысл сказки // Собр. соч.: в 10 т. Т. 6. Кн. II. М.: Русская книга, 1996.

83. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. Три размышления // Собр. соч.: В 10 т. Т.6.- Кн. 2. - М.: Русская книга, 1996.

84. Ильин М.В. Выбор России: миф, судьба, культура //Via Regia Международный журнал культурного общения. 1995,- №1-2.

85. Ильин М.В. Миф выбора судьбы и его современные метаморфозы //Россия и Запад: диалог культур. М., 1994.

86. Ильин М.В. Очерки хронополитической типологии, М., 1995.

87. Ильин М.В. Проблемы формирования «острова России» и контуры его внутренней геополитики //«Вестник МГУ». Сер. 12 -1995,- № 1.

88. Ильин М.В. Русь, куда же несешься ты? //«Бизнес и политика», 1995, №2.

89. Ильин М.В. Слова и смыслы. По уставу судьбы: русская идея // «Полис».-1996.-№4.

90. Ильин М.В. Слова и смыслы: Полития. Республика. Конституция. Отечество (II) // «Полис».- 1994,- № 5.

91. Иовчук М.Т., Петров Л.А. Философские и социологические взгляды идеологов петровских преобразований и их противников // История философии в СССР: в 5 т. Т.1.

92. Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней России // Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. -М.: Правда, 1989.

93. Кандель П.Е. Национализм и проблема модернизации в посттоталитарнном мире // «Полис»,- 1994- № 6.

94. Кантор В.К. Карнавал и бесовщина // «Вопросы философии»,- 1997,- № 5.

95. Кантор В.К. О национальном мифе непонимания // «Вопросы философии»,- 1997.- №2.

96. Кара-Мурза A.A., ПанаринА.С., ПантинИ.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития / «Полис».- №4.

97. Карамзин Н.М. О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеств// Литературная критика 1800-1820-х годов. М.: Художественная, литература, 1980.

98. Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 1 IV. - Калуга: Золотая аллея, 1993.

99. Карамзин Н. М. О случаях и характерах в российской истории.// Литературная критика 1800 1820-х годов. М.: Художественная, литература, 1980.

100. Карамзин Н. М. Речь, произнесенная в торжественном собрании императорской Российской академии // Литературная критика 1800 1820-х годов. М.: Художественная, литература, 1980.

101. Карамзин Н.М. Предания веков. М.: Правда, 1989.

102. Кара-Мурза A.A., ПанаринА.С., ПантинИ.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития// «Полис».- №4.

103. Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии».- 1992,- №8.

104. Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии»,- 1992,-№8.

105. Карлов Н.В. Честь имени, или О русском национальном самосознании // «Вопросы философии»,- 1997,-№4.

106. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея //Сочинения. М.: Раритет, 1993.

107. Карсавин Л.П. О сущности православия //Сочинения. /Сост. вступ. ст. и прим. С.С. Хоружего. М.: Раритет, 1993.

108. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., АО «Комплект», 1993.

109. Карякин Ю.Д. Достоевский и канун 21-го века. М., 1989.

110. Келле В., Ковальзон М. Идеология // Философская энциклопедия. Т.2. М., 1962.

111. Керенский А.Ф., Княгиня Палей. Царская семья и временное правительство. Махачкала: Даг. кн. изд - во, 1991.

112. Кирпиченко А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // «Вопросы истории»,- 1966,- № 11 12.

113. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах.1. Кн. 1. -М.: Мысль, 1993.

114. Клямкнн И.М. Советское и западное: возможен ли синтез?// «Полис».-1994.-№' 4-5.

115. Клямкин И.М., Лапкин В.В. Дифференциация, ориентации в российском обществе: факторы влияния // «Полис»,- 1997,- № 6.

116. Клямкин И.М., Лапкин В.В. Русский вопрос в России // «Полис».-1996.-№1.

117. Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания 1911 1919 - М.: «Современник», 1991.

118. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986.

119. Кондаков Н.И. Логический словарь. М.: Наука, 1971.

120. Копнин П.В. Идея // Философская энциклопедия. Т.2,- М.: 1962.

121. Корбелецкий Ф. И. Французы в Москве // Русские мемуары. Избранные страницы. 1800 1885 гг. - М.: Правда, 1989.

122. Коэн С. Большевизм и сталинизм // «Вопросы философии»,- 1989,- № 7.

123. Краткая философская энциклопедия. М.: «Прогресс»-«Энциклопедия», 1994.

124. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1988.

125. Кудрявцев И.Н. Национальное «Я» и политический национализм // «Полис».- 1997,- №2.

126. Куницын А.П. Замечания на нынешнюю войну. 1812 // Русские просветители (от Радищева до декабристов). Собр. произвед.: в 2т. Т. 8. -М.: Мысль, 1966.

127. Куницын А.П. Послание к русским. 1812. // Русские просветители (от Радищева до декабристов). Собр. произвед.: в 2т. Т. 8. М.: Мысль, 1966.

128. Курилов A.C. Константин и Иван Аксаковы // К.С. Аксаков, И.С. Аксаков. Литературная критика. Литературные взгляды и творчество славянофилов. М., 1978.

129. Кутковец Т.И., Клямкин И.М. Русские идеи // «Полис»,- 1996- №1-2.

130. ЛапкинаВ.В., ПантинаВ.И. Русский порядок // «Полис»,- 1997,- №3. -С.

131. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон, 1996,131. Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме // Поли. собр.соч. Т. 41.

132. Ленин В.И. О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности // Полн. собр. соч. Т. 36.

133. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов // Полн. собр. соч. Т. 26.

134. Ленин В.И. Реферат на тему «Пролетариат и война» // Полн. собр. соч. Т. 26.

135. Ленин В.И. Положение и задачи Социалистического интернационала // Поли. собр. соч. Т. 26.

136. Ленин В.И. Социализм и война // Полн. собр. соч. Т. 26.

137. Ломоносов М.В. Из «Древней Российской истории от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года».// О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991.

138. Ломоносов М.В. Из «Российской грамматики» // О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991.

139. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т.1. М.-Л., 1952.

140. Лосев А.Ф. Русская философия // Очерки истории русской философии.- Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.

141. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990.

142. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.

143. Лосский Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра.- М.: Политиздат, 1991.

144. Лубский A.B. Русский культурный архетип // Культурология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.

145. Лысенко В.Г. Компаративная философия в России // «Вопросы философии»,- 1992. -№9.

146. Люкс Л. Интеллигенция и революция. Летопись триумфального поражения//«Вопросы философии»,- 1999.-№11.

147. МалининВ.А. Идеалистическая философия начала. XIX в. // История философии в СССР. T. 2.-М.: Наука, 1968.

148. Материалы XXIV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1972.

149. Матц У. Идеологии как детерминанта политики в эпоху модерна // «Полис»,- 1992,- №1-2.

150. Межу ев Б.В. Понятие «национальный интерес» в российской общественно-политической мысли // «Полис»,- 1997,- №1.

151. Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века // «Вопросы философии».-1996,-№6.

152. Миллер А.И. Национализм как теоретическая проблема (ориентация в новой исследовательской парадигме) // «Полис». 1995,- №6.

153. Милюков H.H. Интеллигенция и историческая традиция // Вехи; Интеллигенция в России: Сб.ст. 1909-1910. М.: Молодая гвардия, 1991.

154. Милюков Н. Очерки по истории русской культуры, изд.б-е, ч.1. СПб., 1909.

155. Милюков H.H. Очерки по истории русской культуры. Ч.З. Национализм и общественное мнение. Вып.1. // Этнопсихологические сюжеты. СПб., 1909.

156. Милюков H.H. Очерки по истории русской культуры. В 3 Т.-Т.2. Ч.1.-М.: «Прогресс-Культура»,- 1994.

157. МитюшинА.А. Творчество Г. Шпета и проблема истолкования действительности// «Вопросы философии»,- 1988-№ 11.

158. Мостовая И.В., СкорикА.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности // «Полис». 1995,- №4.

159. Муравьев В.Н. Письмо Л.Д. Троцкому // Вопросы философии». 1992. №1.

160. Назаров М.В. Тайна России. Историософия XX века. М.: Альманах «Русская идея» (Вып. 6).- 1999.

161. Назаров М.В. Русская идея и современность. Доклад на VI Всезарубежном съезде русской православной молодежи в Монреале 4-11 августа 1990 г. Ставрополь: Кавказский край, 1992.

162. Немировская Л.З. Философия: Учебное пособие. М., 1996.

163. Овсянико-Куликовский Д.Е. Психология национальности // Этнопсихологические сюжеты: (из отечественного наследия). Сб. ст. М.: ИФРАИ, 1992.

164. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // «Вопросы философии»,- 1989,- № 4.

165. Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий. М.: О-во «Знание» России, 1993.

166. Памятники литературы Древней Руси. XI нач. XII вв. - М., 1978.

167. Памятники литературы Древней Руси. XIV середина XV в. - М., 1981.

168. ПанаринА.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим» // «Вопросы философии». -1996,- №10.

169. Панарин A.C. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). М., 1995.

170. Петро Н. О концепции политической культуры, или Основная ошибка советологии // «Полис»,- 1998,- № 1.

171. Письмо С.Н. Трубецкого о славянофильстве // «Вопросы философии».-1996. -№ 1.

172. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Петрозаводск, АО «Фолиум», 1996.

173. Повесть временных лет // Изборник: Повести Древней Руси. М.: Художественная литература, 1986.

174. Повесть о нашествии Тохтамыша // Изборник: Повести Древней Руси. -М.: Худож. литра, 1986.

175. Повесть о разорении Рязани Батыем // Изборник: Повести Древней Руси. М.: Художественная литература, 1986.

176. ПоздееваИ.В. Первые Романовы и царистская идея (XVII век) // «Вопросы истории»,- 1996. № 1.

177. Политология: практикум / Колл. авт. под ред. A.B. Миронова. М.: Социально-полит, журн. 1993.

178. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. Коммерч. ун-та, 1993.

179. Празаускас И.А. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации // «Полис»,- 1997- № 2.

180. Прокопович Ф. Сочинения. M.-JL, 1961.

181. Пушкин A.C. История русского народа, сочинение Николая Полевого Т. 1. // Сочинения. М. Художественная литература, 1978. Т.9.

182. Пушкин A.C. О причинах, замедливших ход нашей словесности // О литературе. Избранное. М., 1988.

183. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын отечества // Избранные философ, соч. М. Гос. изд-во полит, литературы, 1949.

184. Радлов Э.Л. Очерки истории русской философии // Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.

185. Робинсон А.Н. Аввакум (личность и творчество) // Житие Аввакума и другие его сочинения.

186. Розанов В.В. Возле «русской идеи». // Сочинения. М.: Сов. Россия, 1990.

187. Розанов В.В. Идея «мессианизма». По поводу новой книги H.A. Бердяева «Смысл творчества» // H.A. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. -СПб.: РХГИ, 1994.

188. Розанов В.В. Сочинения: Иная земля, иное небо. Полн. собр. путевых очерков, 1899-1913 гг. /Сост., коммент. и ред. В.Г. Сукача. М.: Танаис, 1994.

189. РормозерГ. К вопросу о будущем России // «Вопросы философии».-1993-№4.

190. Россия под скипетром Романовых. 1613 1913. - М.: СП «Интербук», 1990г.

191. Рубцов A.B. Наказание свободой (Смысл и перспективы либеральных тенденций в современной России) // «Полис».- 1995- № 6.

192. Сапов Б. Русская идея // Русская философия, энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995.

193. Сапов В. Достоевский Ф.М. // Русская философия, энциклопедический словарь.

194. Сапов В. Киреевский И. В. // Русская философия, энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995.

195. Сараскина Л. «Бесы»: роман предупреждение. - М., 1990.

196. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. М., 1980.

197. Сборник Императорского русского исторического общества. Т.42. СПб., 1885.

198. Седов Л.А. Место русской культуры среди мировых культур // «Полис»,- 1994,- № 4.

199. Сирота Н.М. Современные политические идеологии. Кемерово, 1995.

200. Словарь иностранных слов. Под ред. И.В.Лехина и Ф.Н.Петрова. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей. 1955.

201. Словарь русского языка. Сост. С.И. Ожегов. М.: Гос.изд-во иностр. и нац.словарей. 1953.1. Малый Малый Малый

202. Словарь русского языка С.И. Ожегова. Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: русский язык, 1987.

203. Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х-ХХ вв. М.: Московский рабочий, 1992.

204. Слово о погибели Русской земли // Изборник: Повести Древней Руси. -М.: Художественная, литература, 1986.

205. Слово о полку Игореве // Изборник: Повести Древней Руси. М.: Художественная литература, 1986.

206. Смилянская И.М. Восточное Средиземноморье в восприятии россиян и в Российской политике (вторая половина XVIII в.) // «Восток»,- 1995,- № 5.

207. Смирнов В.Г. Феофан Прокопович. М.: Соратник, 1994.

208. Современные зарубежные исследования политики и политической идеологии. Реф. сб. Отв. ред. Разумович H.H. М.: ИНИОН, 1989.

209. Советский энциклопедический словарь М.: «Советская энциклопедия», 1981.

210. Современники. Жизнь и деятельность Е.Р. Дашковой и Н.И. Новикова. Воспроизведение изданий 1892-1893 гг. М.: Фирма «Альфа», 1991.

211. Солженицын А. Россия в обвале. М.: Русский путь, 1998.

212. Солженицын А.И. «Русский вопрос» к концу XX века // «Новый мир»,-1994,-№7.

213. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. Вып.1-й // Соч. В 2 т. -Т.1.М: Правда, 1989.

214. Соловьев B.C. Памяти императора Николая I // Соч. В 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1989.

215. Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. Кн.1. Т.1-2. «История России с древнейших времен» М: Голос, 1993.

216. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. VII. Т. 13 14.История России с древнейших времен. - М.: Мысль, 1991.

217. Соловьев B.C. Русская идея // Соч. : в 2 т.- М.: Правда, Т. 2.

218. Соловьев В. С. Три силы // Соч. : в 2 т. Правда, Т. 1.

219. Сталин И.В. Демьяну Бедному //Соч. Т. 13.

220. Сталин И.В. Об основах ленинизма // Соч. Т. 6.

221. Старец Филофей. Послание великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV первая половина XVI века. - М.: Художественная литература, 1984.

222. Татищев В.Н. Избр. произведения.-JI., 1979.

223. Тишков Б. А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // «Вопросы философии»,- 1990- № 12.

224. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.

225. Трубецкой Е. Н. Гоголь и Россия // Смысл жизни. М. «Республика», 1994.

226. Топорков A.JI. Земля // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995.

227. Троцкий Л.Д. Итоги и перспективы // К истории русской революции, М. .Политиздат, 1990.

228. Троцкий Л.Д. О Ленине // К истории русской революции. С. 234-235.

229. Трубецкой E.H. Два зверя // Смысл жизни. М. «Республика», 1994.

230. Трубецкой Н.С. Верхи и низы русской культуры (этническая основа русской культуры) // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М.: Русская книга, 1992.

231. Трубецкой Е. Н. Национальный вопрос. Константинополь и Святая София // Смысл жизни. М. «Республика», 1994.

232. Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. В 2 т. Т.2. М.: Искусство, 1994.

233. Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм // История. Культура. Язык. М.:«Прогресс», 1995.

234. Трубецкой Е. Н. Смысл войны // Смысл жизни. М. «Республика»,1994.

235. Трубецкой Е. Н. Старый и новый национальный мессианизм // Смысл жизни. М. «Республика», 1994.

236. Тургенев Н.И. Россия и русские // Русские мемуары. Избранные страницы. 1800 1885 гг. - М.: Правда, 1989.

237. Туронок С.Г. «Идеология» как проблема социального знания. М.: МГУ,1995.

238. Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XVII -начала XIX века. М., 1985.

239. Федосов И.А. Абсолютизм // Очерки русской культуры XVIII века. 4.2.-М.: МГУ, 1987.

240. Федотов Г.П. Александр Невский и Карл Маркс //«Вопросы философии»,- 1990,- № 8.

241. Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // Судьба и грехи России (избр. ст. по философии русской истории и культуры). В 2 т. Т.1. СПб, София, 1991.

242. Федотов Г.П. Защита России // Судьба и грехи России (избр. ст. по философии русской истории и культуры). В 2 т. Т.2. СПб.: София, 1991.

243. Федотов Г.П. Как Сталин видит историю России? // «Вопросы философии»,- 1990- № 8.

244. Федотов Г.П. Культурные сдвиги // Судьба и грехи России (избр. ст. по философии русской истории и культуры). В 2 т. Т.2. СПб, София, 1991.

245. Федотов Г.П. Новый идол // Судьба и грехи России (избр. ст. по философии русской истории и культуры). В 2 т. Т.2. СПб.:, София, 1991.

246. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

247. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции //Судьба и грехи России (избр. ст. по философии русской истории и культуры). В 2 т. Т.1. СПб, София,1991.

248. Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М., 1981.

249. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия. 1989.

250. Фукуяма Френсис. Конец истории // «Вопросы философии»,- 1990.-№3.

251. Хайек Ф.А. Дорога к рабству // «Вопросы философии»,- 1990,- № 12.

252. Ходанович В. Несовременные американские концепции идеологии. Харьков, 1991.

253. Хомяков A.C. О старом и новом: Статьи и очерки. М.: Современник,1988.

254. Хомяков A.C. Политические письма 1848 года // «Вопросы философии».- 1991,- № 3.

255. Цимбаев Н.И. «Под бременем познанья и сомненья.» идейные искания 1830 х годов) // Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи: (Мемуары Современников) - М.: Изд-во МГУ, 1989.

256. Цимбаев Н.И. До горизонта земля! (К пониманию истории России) // «Вопросы философии»,- 1997,- № 1.

257. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Статьи и письма. М.: Современник, 1989.

258. Чаадаев П.Я. Философические письма // Статьи и письма. М.: Современник, 1989.

259. Чернышевский Н.Г. Апология сумасшедшего// Соч.: в 2 т. Т.2.-М.: Мысль, 1987.

260. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М.: Гардорика, 1998. -с.

261. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1866.

262. Шанский Историческая мысль // Очерки русской культуры XVIII века. Ч.З.

263. Шатилов H.A. Пересвет и Челубей братья навек // «Родина»,- 1997,- № 3-4.

264. Шевцова Л.Ф. Дилеммы посткоммунистического общества // «Полис».-1996,-№5.

265. Шкуринов П.С. Философия России XVIII века. М.: Высшая школа,1992.

266. ШпетГ.Г. Введение в этническую психологию // Соч. М.: «Правда»,1989.

267. Шпет Г.Г. Очерки развития русской философии // Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.167

268. Шульгин B.B. Дни // Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев, документы. Репринтное издание. М: Сов. писатель, 1990.

269. Щербатов М.М. О повреждении нравов в России // «Вопросы философии». 1982. № 9.

270. Эйдельман Н.Я. «О повреждении нравов в России» М.М. Щербатова // «Вопросы философии». 1982. - №9.

271. Экштут С.А. «Доступим мира мы средины» // «Вопросы философии».-1997- № 4. ЯковенкоИ.Г. От империи к национальному государству (Попытка концептуализации процесса) // «Полис».- 1996,- № 6,- С.

272. Ян 3. Демократия и национализм: единство или противоречие? //1. Полис»,- 1996,- № 1.