Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Савзиханова, Марьям Абдулахадовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 155
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Савзиханова, Марьям Абдулахадовна
Введение.
Глава 1. Народно-патриотическое воспитание как проблема межкультурной коммуникации
1.1. Сущность, структура и особенности народно-патриотического воспитания.
1.2. Народный патриотизм как категория межкультурной коммуникации.
1.3. Особенности народно-патриотического сознания современной молодежи.
Глава 2. Условия народно-патриотического воспитания учащихся в межкультурной коммуникации.
2.1. Патриотический потенциал содержания межкультурной коммуника
2.2. Технологии организации народно-патриотического воспитания учащихся.
2.3. Требования к организации народно-патриотического воспитания учащихся в условиях межкультурной коммуникации.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Реализация педагогических возможностей этнокультуры в мультикультурном воспитании учащейся молодежи2005 год, кандидат педагогических наук Кузнецова, Рауза Хабдуалиевна
Патриотическое воспитание студентов вузов в условиях поликультурного общества2013 год, кандидат педагогических наук Черняк, Анатолий Григорьевич
Этнокультурные традиции как средство патриотического воспитания подростков2006 год, кандидат педагогических наук Еникеева, Алсу Рашидовна
Коммуникативные процессы в полиэтничном социокультурном пространстве2005 год, доктор философских наук Волова, Людмила Анатольевна
Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: На материале Республики Бурятия2005 год, доктор педагогических наук Солодухина, Татьяна Константиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации»
Наличие целостной программы и молодежной политики является непременным условием устойчивого развития и стабильной общественной жизни в любом государстве. Осознавая важность такой сферы управления, любая партия, государство стараются принимать социальные меры по улучшению условий жизни, развитию образования и воспитания молодежи. Однако успех молодежной политики зависит от ее ориентированности на народный дух, традиционный уклад и менталитет народа, на национальный характер и этнокультуру.
О силе влияния этих факторов на воспитание и развитие молодежи убедительно говорил основатель российской педагогики К.Д. Ушинский. Он говорил: «Если мы действительно образованны, то должны преклоняться с благоговением перед самим народным историческим организмом, непостижимому творчеству которого мы можем только удивляться, не будучи даже в состоянии подражать, и счастливы, если можем почерпать жизнь и силу для наших собственных созданий из родников духовной жизни, таинственно кроющихся в недрах народных» (180, с. 209). Таким образом, силу воспитательного влияния общества на человека он видит в его народном характере.
Однако по ряду причин традиционная система образования и воспитания, государственная молодежная политика и деятельность общественных и политических организаций в период реформ не обращали должного внимания на этот незыблемый и сильный фактор в воспитании самостоятельной, идейной, ответственной и патриотической молодежи в современном обществе.
Это явление в равной мере относится и к организованности социальных отношений, и к работе образовательных учреждений, и к научным изысканиям в области этнопедагогики и расширения влияния межкультурной коммуникации.
Наблюдения, анализ реального состояния и итоги массового обследования межнациональных отношений среди молодежи в нашей стране показывают, что 35 % молодых людей испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, а 51 % одобрил бы решение о выселении за пределы своего региона некоторых национальных групп. Следствием таких отношений являются в частности события в Карелии, произошедшие в конце 2006 года. Однако наше исследование показывает, что в Дагестане 55 % молодых людей отдают предпочтение народным традициям, 98 % одобряют курс на развитие межнациональных отношений.
Анализ государственных документов «Стратегия государственной молодежи политики в Российской Федерации» и «Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» показывает, что в них едва заметны следы народно-патриотического воспитания молодежи, а основной акцент сделан на гражданско-патриотическое воспитание. Анализ учебных программ и учебников по гуманитарным дисциплинам с позиции отражения в них этнокультуры, межкультурного диалога или целей формирования народно-патриотического сознания также выявил отсутствие в них необходимого потенциала этнокультуры народов России или Дагестана.
Изучение в научных исследованиях разных подходов роли межкультурной коммуникации и этнокультуры в воспитании этнической идентичности учащихся позволило выявить несколько позиций.
При этимологическом подходе (словари и учебники педагогики) пытаются выявлять и характеризовать патриотическое воспитание как воспитание любви к Родине, не упоминая о народе и его культуре, соответственно и о народном патриотизме.
При этноцентристском подходе (Алимова Б.М., Магомедов P.M., Мирзо-ев Ш.А., Саидов Т.Г., Магомедова З.М., Гасанов М.Р., Волков Г.Н., Кон И.С. и др.) придерживаются приоритетов народных традиций исторической памяти народа и надеются образумить молодёжь, возвращая ее к опыту прошлого.
Сторонники подхода межкультурного диалога (Ахмадеева К.А., Груше-вицкая Т.Г., Мусаева М.К., Нюдюрмагомедов А.Н., Садохин А.П., Холл Э. и др.) призывают сглаживать межкультурные различия и привести молодёжь к общим человеческим ценностям, возможность ослабления народно-патриотических чувств и сознания.
В подходе межнационального общения (Гасанов З.Т., Омаров К.О., Гаса-нов М.М., Дамаданова Х.Д., Алиева СЛ., Закарьяева С.З. и др.), несмотря на глубокое проникновение в иерархию отношений человека к различным культурным средствам и общностям, слабое внимание уделяется первичной привязанности человека к народным, семейным, родственным и социокультурным факторам.
В исследованиях гражданско-патриотического воспитания приоритетом исследований (Алиева С.А., Козлова А.А., Лисак С.В., Ломоносов М.Ю., Маго-медова М.А., Фенева Л.М. и др.) являются гражданская ответственность, законопослушность и готовность к служению и защите страны в широком государственном понимании.
При религиозном подходе все верующие одной конфессии считаются равноправными и одинаковыми независимо от национальных различий в нем отсутствуют понятия «народная культура», «этническая идентификация», «национальный характер» и «народный патриотизм».
В выделенных нами основных направлениях научного поиска в решении проблемы патриотического воспитания ещё существуют следующие противоречия:
-общество и государство имеют целью утверждение гражданской ответственности, но игнорируют при этом роль народно-патриотических чувств и этнической идентификации человека;
- этноцентристы призывают к оздоровлению молодёжной среды через возврат к народным традициям, но понимают ими роли новообразований в жизни молодёжи;
- расширяется влияния массовой культуры и межкультурной коммуникации, но отсутствуют механизмы использования этих средств в целях углубления народного сознания и оценки специфического менталитета своего и других народов.
Для устранения этих противоречий требуется поиск резервов воспитания народно-патриотического сознания молодежи, что побудило нас избрать темой исследования «Народно-патриотическое воспитание молодежи в условиях межкультурной коммуникации».
Объект исследования - межкультурная коммуникация в учебной и вне-учебной деятельности учащихся.
Предмет исследования - народно-патриотическое воспитание молодёжи в межкультурной коммуникации.
Цель исследования - выявление эффективных условий влияния межкультурной коммуникации на народно-патриотическое воспитание молодежи.
Задачи исследования:
1. Выявление сущности, специфики и содержания процесса взаимодействия межкультурной коммуникации и народно-патриотического воспитания путём анализа теоретических исследований.
2. Социологическое исследование отношения учащихся и педагогов к роли народной культуры в этнической идентификации человека.
3. Разработка и обоснование средств, методов и форм межкультурной коммуникации, влияющих на эффективность воспитания народно-патриотических чувств и сознания школьников.
4. Разработка рекомендаций педагогам по эффективной организации народно-патриотического воспитания молодёжи.
В исходной позиции мы предполагали, что включение учащихся в условия оценки своей народной культуры в сравнении с культурами иных народов позволит углубить и развить их народно-патриотическое сознание. Такая закономерная связь возможна при активизации следующих механизмов межкультурной коммуникации:
- понимание педагогами и учащимися народно-патриотического сознания как изначальной, непреходящей и фундаментальной ценности любого человека;
- разработке и целенаправленном включении в содержание учебного материала текстов с многокультурным содержанием и механизмами сравнения разных культур;
- создании условий для сравнительного анализа учащимися разных культур и выходе на понимание ценности своей этнической идентификации;
- методическая и практическая подготовка педагогов к использованию резервов межкультурной коммуникации в народно-патриотическом воспитании учащихся.
Теоретической основой исследования являются: концепция этнопедаго-гического подхода к региональному образованию (Арабов И.А., Волков Г.Н., Белогуров А.Ю., Макаев В.В., Магомедов A.M., Мирзоев Ш.А., Мукаева О.Д., Саидов Т.Г., Семёнов К.Б., Якубов З.Я. и др.), теория культуры межнационального общения (Гасанов З.Т.), концепция ментальных программ (Г. Хофстеде), теория взаимодействия этноцентризма и этнорелятивизма (М. Беннета), теория нелинейных открытых социальных систем и теория координации управления смыслами (Бахтин М.М., Вебер М., Гадамер Г., Франки В., Хайдеггер М. и
ДР-)
Методологической основой исследования является закон о всеобщей связи явлений, функциональный, интерпретационный и критический подход к социальным явлениям, исторический подход к оценке общественных явлений, эт-нометодологический подход к положению о соотношении народного и общечеловеческого компонентов в социокультурной сущности человека.
Методы исследования: сравнение, конкретизация и обобщение, многофакторный анализ, интерактивное моделирование, метод анализа группового диалога, метод имитационных игр, изучение и обобщение опыта, полевое монографическое наблюдение, тестирование, эксперимент, метод экспертных оценок, метод стимуляции, статистические методы оценки результатов.
Базой исследования были: образовательные учреждения, средние школы № 1, 13, 39, 3, города Махачкалы, научно-методическая база грантов РГНФ 2004г. «Синтез нравственных ценностей в многонациональном образовательном пространстве», 2006г., «Концептуальные основы формирования мировоззрения в многоконфессиональном регионе».
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (2003 - 2004 гг.) на основе теоретического анализа философской, этнологической, культурологической, педагогической и психологической литературы установлены характер и особенности проблемы, путём тестирования выявлена специфика отношений школьников к этнокультуре и этнокультурной идентификации, сформулированы концептуальные подходы к исследованию.
На втором этапе (2004 - 2005 гг.) выявлен этнокультурный потенциал содержания гуманитарного образования, разработаны материалы для эксперимента, проверена эффективность влияния текстов с многокультурным содержанием, диалогов со сравнительным анализом культур и тренингов на формирование национального характера и на воспитание народно-патриотических чувств и сознания молодёжи.
На третьем этапе проанализированы и обобщены результаты исследования и разработаны методические рекомендации по организации народно-патриотического воспитания учащихся.
Научная новизна исследования заключается в выявлении закономерной последовательности народного, межкультурного и общечеловеческого компонентов в этнической идентификации человека; в установлении народного патриотизма как изначальной, непреходящей и фундаментальной ценности человека; в раскрытии закономерной зависимости глубины народного патриотизма от изучения и сравнительных оценок иных культурных ценностей; в установлении сущности, структуры и механизмов развития народного патриотизма как категории этнопедагогики.
Теоретическая значимость исследования.
1. Теория межнационального общения расширена закономерностями формирования народно-патриотического сознания.
2. Теория межкультурной коммуникации дополнена обоснованием и разработкой методики сравнительного анализа этнокультур в области их взаимодействия.
3. Теория этноцентризма дополнена полем этнорелятивизма в условиях резкой смены социальных ценностей.
4. Этнопедагогическая теория восполнена свойствами «народной памяти», которая специфична для соотечественников, проживающих за рубежом.
Практическая значимость исследования:
1. Установленная специфика глубоких народно-патриотических чувств соотечественников, проживающих за рубежом, рекомендована для использования в патриотическом воспитании как веский аргумент в обосновании фундаментального характера народной идентичности и народного патриотизма молодёжи.
2. Разработанные многокультурные интегративные тексты на английском языке, методы сравнительного диалога культур и тренингов по формированию национального характера помогут классным руководителям и учителям в воспитании народного патриотизма у учащихся.
3. Разработанные методические рекомендации помогут педагогам повысить эффективность народно-патриотического воспитания.
4. Отработанные технологии тренингов межкультурной коммуникации можно использовать в вузе для подготовки студентов к воспитательной работе в школе.
Основные защищаемые научные положения, выявленные и обоснованные в исследовании:
1. Народный патриотизм и этнокультурная идентичность являются изначальными, непреходящими и фундаментальными качествами и ценностями любого человека.
2. Глубина осознания и уровень формирования народного патриотизма зависят от степени включения учащихся в сравнительный анализ разных культур в межкультурной коммуникации.
3. Эффективными условиями формирования народно-патриотических чувств и сознания учащихся являются:
- выявление этнокультурного потенциала содержания образования;
- интеграция содержания разных культур в сравнительных текстах;
- организация межкультурного анализа ментальных черт этнокультур и национального характера;
- проведение тренингов формирования национального характера в межкультурной коммуникации.
4. В формировании народно-патриотического сознания молодежи более логичной и продуктивной является концепция, предлагающая первоначальное укрепление этнокультурной идентичности с последующим выходом на межкультурную коммуникацию и общечеловеческие ценности.
Достоверность и обоснованность хода и результатов исследования достигнуты:
- теоретическим сравнительным анализом специфики народно-патриотического воспитания в разных областях знаний о человеке;
- получением и оценкой большого эмпирического материала, характеризующего представления современной молодежи о роли этнокультуры, этнической идентичности в народном патриотизме;
- широтой эксперимента с многосторонним количественным и качественным анализом результатов;
- адекватными предмету исследования методами;
- подтверждением выдвинутых предположений полученными результатами.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Промежуточные результаты подводились в ежегодных отчетах о научной работе и обсуждались на кафедрах педагогики ДГУ, результаты на разных уровнях исследования обсуждались на педагогических чтениях в Ростове-на-Дону (2007), Волгограде (2005), Нальчике (2006), Махачкале (в 2004 - 2006 годы). Разработанные учебные тексты с многокультурным содержанием, тренинги формирования национального характера и методики организации межкультурных сравнительных диалогов используются в работе учителей школ г. Махачкалы и Дербента. Многокультурные тренинги используются в педагогическом практикуме для студентов «Основы методики воспитательной работы».
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза2010 год, доктор педагогических наук Маркова, Надежда Григорьевна
Теоретические основы и методы реализации этнонационального воспитания в современной российской педагогике2012 год, доктор педагогических наук Мубинова, Зульфия Фаритовна
Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования2005 год, кандидат педагогических наук Гасанова, Севинч Султановна
Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования)2012 год, доктор педагогических наук Карпушина, Лариса Павловна
Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников: На материале Республики Башкортостан1998 год, доктор педагогических наук Валеев, Ильяс Иштуганович
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Савзиханова, Марьям Абдулахадовна
Заключение
Решение проблем возрождения, сохранения и развития народного самосознания и этнической идентичности людей является значительным вкладом в оздоровление социокультурной жизни в стране. Но к этой проблеме пока продолжают идти в разных направлениях почти противоположных друг другу. Одни исследователи доказывают необходимость снижения влияния национального сознания через общечеловеческие ценности, глобальное образование, общие религиозные заповеди, ведущие к универсализации сознания поведение людей. Другие предлагают возврата к старинным традициям и обычаям народа.
В данном исследовании предлагается решение проблемы через воспитание народного сознания и различение этнической идентификации как фундаментального качества человека сравнительного и межкультурного выхода на общечеловеческие ценности. Такой подход является более естественным, объективным и сообразным жизненной линии и социализации личности.
Для решения этой проблемы в исследовании дается разносторонний сравнительный анализ патриотизма в системе этнокультурных ценностей, который позволил характеризовать народный патриотизм как одно из глубинных сущностных качеств человека.
Одним из основных средств оценки динамики и качеств становления народного патриотизма в работе использована межкультурная коммуникация, позволяющая смотреть на себя, на культуру своего народа глазами, оценками других народов.
Эмпирическая часть исследования проведена на основе теоретических концептуальных положений интеграции этнокультуры посредством межкультурного диалога и с учетом специфики отношений молодежи к своей этнической идентификации.
В исследовании разработаны учебные тексты с интегративным многокультурным содержанием, понимание, анализ и обсуждение которых позволяют каждому ученику выбирать, оценивать и принимать форму своей принадлежности к этнокультуре.
Межкультурные тренинги использованы в целях отработки у учащихся опыта поведения и отношений с другими народами и людьми иной культурной идентичности.
Продолжительный эксперимент по использованию межкультурной коммуникации в народно-патриотическом воспитании учащихся через анализ текстов с многокультурным содержанием и межкультурные диалоговые технологии позволил выявить механизмы зарождения, развития и становления этнокультурной идентичности и народно-патриотического сознания молодежи.
Использованные методики оценки результатов эксперимента через отношение к областям культурной жизни народа, компонентам народного характера и уровням развития народно-патриотического сознания позволили выявить значительные темпы роста исследуемых качеств (почти в 3 раза), что является свидетельствах эффективности и достоверности хода и результатов исследования.
Подготовка экспериментальных материалов и их апробация в разных типах образовательных учреждений г. Махачкалы позволили нам набрать и большой объем учебно-методических средств и разработок воспитательных мероприятий, которые классные руководители могут использовать в народно-патриотическом воспитании.
В работе также выявлены возможные трудности в организации народно-патриотического воспитания учащихся и предложены рекомендации педагогам в их преодолении.
Обобщение результатов исследования приводит к следующим научным выводам:
1. Народный патриотизм является глубинным фундаментальным чувством и качеством человека, выражающим степень его близости, причастности к судьбе своего народа, его гордость за такую причастность и активные усилия за благополучие народа.
2. В современном обществе становление человеческого сознания и поведения происходит под влиянием трех взаимосвязанных явлений: этнокультуры в обособленной ее форме при компактном проживании одного народа; межкультурного диалога через СМИ или в личных контактах с представителями иных культур; выбора человеком своей культурной идентичности.
3. В формировании народно-патриотического сознания людей более логичной и продуктивной является концепция, предлагающая первоначальное укрепление этнокультурной идентичности с последующим выходом на межкультурную коммуникацию, позволяющую углубить качество народно-патриотического сознания и поведения молодежи.
4. Многовековой опыт дружеских отношений народов Дагестана, сохранение у мухаджиров в других странах «народной памяти» и тяги к родным местам можно использовать в аргументировании фундаментального характера народного патриотизма в жизни человека.
5. Несмотря на навязывание СМИ массовой культуры, молодежь Дагестана настроена на сохранение и уважение своей культуры и выход на этническую идентичность, в чем виден большой потенциал в организации народно-патриотического воспитания, учащихся.
6. Межкультурная коммуникация в патриотическом воспитании может выполнять разные функции: взаимодействие культур в одной среде; условие сравнения разных культур; помощь человеку накопить культурный опыт; возможность выработки умений коммуникации и понимания других людей; условие презентации, выражения и отстаивания своей культурной позиции; возможности оценки своего народно-патриотического сознания и поведения.
7. Использование межкультурной коммуникации в учебном процессе как средства воспитания народно-патриотических чувств и сознания невозможного без выявления потенциала содержания учебного материала разных дисциплин и дополнения их текстами с многокультурным содержанием, требующими методов сравнения, анализа и диалога культур и учета присутствия учащихся с разной культурной идентичностью.
8. Организация межкультурных тренингов позволяет учащимся накапливать опыт проявления народного характера, сравнивая его со спецификой характера представителей иных культур. Такой опыт межкультурной коммуникации позволит расширить этнокультурное сознание и патриотизм и одновременно воспитать на уважение к другим народам и толерантное сознание и поведение.
9. Организация народно-патриотического воспитания в выявленных нами условиях педагогического процесса требует специальной подготовки учителей, руководителей, организаторов жизни молодежи.
125
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Савзиханова, Марьям Абдулахадовна, 2007 год
1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991.-169 с.
2. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге 21 века: состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Славянский диалог, 1996. - 255 с.
3. Абдулкадыров С.Г. Национальные проблемы школьного образования в Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1995. - 132 с.
4. Агаев А.Г. Патриотизм: Содержание и объём развивающего понятия // Патриотизм: Истоки и современные проблемы. Махачкала: ДГУ, 1995. - 128 с.
5. Алиев М.Н., Абдуллаева P.M. Дагестанские национально-народные игры и их педагогическое значение // Интеграция культур в смыслосозидающем образовании. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - с. 134 - 135.
6. Алимова Б.М., Лугуев С.А. У истоков этнографического изучения народов Дагестана // Народы Дагестана. 2006. № 6 с. 55 - 56.
7. Алимова Б.М., Сефербеков Р.И. Табасаранцы // Народы Дагестана: этнос и политика. Махачкала, 1994. № 1. - с. 27 - 33.
8. Алиева С.А. Патриотическое воспитание старших школьников в условиях актуализации и социализации активности и инициативности. М., 2005. - 230 с.
9. Алъ-Газали Абу-Хамид. Весы деяний и другие сочинения: Пер. с арабского. М.: Ансар, 2004. - 216 с.
10. Аль-Газали Абу-Хамид. Исламская нравственность. М.: Наука, 1986 -176 с.
11. Алъ-Газали М. Права человека в Исламе. М.: ИПЦ Андалус, 2006. - 176 с.
12. Андреева Г.М. Межличностное восприятие и групповые процессы // Межличностное восприятие в группе. М.: Изд-во Моск. университета, 1981. - С. 85 -168.
13. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина: Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1996. - 238 с.
14. Артеменко В.В. Основы процесса патриотического воспитания учащихся старших классов на традициях башкирского народа: Дис. . канд. пед. наук. -Уфа, 2000.-216 с.
15. Афанасьева О.В. Английский язык: Учеб. для 7 кл. шк. с углубл. изучением анг. яз., лицеев, гимназий, колледжей. 2-е изд. - М.: Просвещение. - АО «Московские учебники», 2001. - 302 с.
16. Афанасъва О.В., Mwceeea КВ. Английский язык: Учеб. для 6 кл. шк. с углубл. изуч. анг. яз., лицеев, гимназий, колледжей. 2-е изд. - М.: Просвещение.- АО «Московские учебники», 1999 351 с.
17. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова литературные цитаты, образные выражения. - М.: Худ. лит., 1988. - 528 с.
18. Бабаян А.В. Региональное телевидение и формирование ценностных ориентации старшеклассников. Пятигорск: ПГЛУ, 2001. - 168 с.
19. Багдасаров Э.Р. Общение как фактор патриотического воспитания школьников.: Дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1991. - 225 с.
20. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурных коммуникаций // Ин. языки в школе. 2002. № 3. с. 28 - 32.
21. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.Ф. Смирнова М.: Педагогика, 1982. - 288 с.
22. Белогуров А.Ю. Цивилизационный принцип в концепции построения модели современного поликультурного образования // Мир на северном Кавказе через языки, образование и культуру: Мат-лы Межд. конгресса-симпозиума 13.- Пятигорск, 2004. с. 4 - 6.
23. Бестужев-JIada КВ. История твоих родителей. Разговор с молодым поколением о патриотизме и любви к Родине. М., 2003. - 125 с.
24. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в 21 веке. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.
25. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. СПб.: ЛГПН, 1965. - 316 с.
26. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: ООО «Русские словари», издат. ACT., 2003. - 957 с.
27. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: НОРИНТ, 2001. -1536 с.
28. Большой энциклопедический словарь. 2-е издание - М.: БРЭ. СПб: НОРИНТ, 2001 -1456 с.
29. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью: Избр. пед. труды: В 2 т. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. - 420 с.
30. Бондаревская Е.В. Единое образовательное пространство Северного Кавказа как среда воспитания человека, культуры и нравственности // Интеграция культур в смыслосозидающем образовании. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - с. 8 -10.
31. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы - М.: Мысль, 1990.-391 с.
32. Бромлей Ю.В. Этносоциальные аспекты формирования человека // Вестник высшей школы. 1989. № 1. с. 23 - 27.
33. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец 17-19 век: учеб. для 10 кл. 6-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 303 с.
34. Булатов Б.Б., Лугуев С. А. Духовная культура народов Дагестана в 18 19 вв. - Махачкала.
35. Бутаева М.А. Национальное и общечеловеческое в этнокультуре // Интеграция культур в смыслосозидающем образовании. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002.-с. 143-144.
36. Валеев И.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников: Дис. . докт. пед. наук. -М., 1998. 321 с.
37. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376 с.
38. Волкова Н.Г., Сергеева Г.А. Дагестан: исторические и современные аспекты этнокультурных процессов // Дагестанский этнополитический портрет: очерки, документы, хроника. Т. 3. М.: 1995. - С. 20 - 42.
39. Воспитание дружбы народов и веротерпимости: Мат-лы Всерос. научно-практ. конференции / Под ред. Гасанова З.Т. М.: Махачкала, 2001. - 286 с.
40. Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Матер, второй Всероссийской научно-практ. конф. Махачкала: ДГПУ, 2003. - 382 с.
41. Гаджиев А.Г. Этническая антропология Дагестана. М.: Политиздат, 1963.- 165 с.
42. Гаджиев Б. Учителю о Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. - 296 с.
43. Гаджиев Р.Г. Час испытания. Хроника военных действий в Дагестане, август сентябрь 1999 года, ч. 1. - Махачкала, 2000. - 151 с.
44. Газалиев М.Г. Воспитывая на традициях предков: Из опыта работы Ан-дыхской средней школы // Учитель Дагестана. 2000. № 5. С. 8.
45. Газалиев М.Г. Этноэкология горцев // Народы Дагестана. 2006. № 4. С. 26-28.
46. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала, 1970. - 396 с.
47. Гарунов Э.Г. Реализация идей поликультурного образования в школах со смешанным национальным составом учащихся. // Поликультурное образование на Северном Кавказе: Мат-лы Межд. конференции. Махачкала - Пятигорск, 2000.-С. 37-39.
48. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. - 338 с.
49. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения: Учеб. пособие. -М, 1999.-390 с.
50. Гасанов 3. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. 2005. № 6. С. 46 - 51.
51. Гасанов М.М. Дагестанские пословицы, поговорки и загадки. Махачкала: Дагучпедгиз, 1971.
52. Гасанов М.Р. Учёные, патриоты, поэты Табасарана. Махачкала: Даг.Книжн. изд-во, 1996. - 34 с.
53. Гасанова С. С. Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования: Дис. . канд. пед. наук. Махачкала: ДГПУ, 2005.-205 с.
54. Гасанова С.С., Нюдюрмагомедов А.Н. Проблемы организации многокультурного образования. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. - 86 с.
55. Горшков М.К. Социальная ситуация в России в фокусе общественного мнения // Социс. 2006. № 12. с. 3 - 8.
56. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 2010 годы» // ОБЖ, декабрь, 2005. - С. 3 - 7.
57. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. B.C. Леднёва и Н.Д. Никандрова и др. М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2002. - 384 с.
58. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. М.: Юнита - Дана, 2003. - 325с.
59. Грушевицкая Т.Г. Русская культура в контексте МКК. // Основы межкультурной коммуникации. 2003. - с. 283 - 320.
60. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. - 351 с.
61. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М.: Русский язык, 1998. - 555 с.
62. Дамаданова ХД. Воспитание культуры межнационального общения у старшеклассников средствами телевидения: Дис. . канд. пед. наук. Махачкала: ДГПУ, 2002. - 163 с.
63. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. -М., 1951.-284 с.
64. Декларация Мехико по политике в области культуры (Мехико, 6 авг. 1982 г.): Пер. с анг. // Давыдов Ю.С. Власть культуры в ун-те. Пятигорск: ПГЛУ, 2004. - с. 233 - 242.
65. Джабиров Р. П. Структура этноса: социальные и культурные компоненты. // Гуманитарные науки: новые технологии образования. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.-с. 116-119.
66. Джуринский А.-Н. Развитие образования в современном мире. М.: Вла-дос, 1999.-200 с.
67. Дмитриев Г.Г. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999.-208 с.
68. Ерофеев Н.А. Туманный Альбион: Англия и англичане глазами русских. -М.: Наука, 1982.-320 с.
69. Жумаканов М.А. Патриотическое и интернациональное воспитание в школе. Алма-Ата: Мектеп, 1971. - 150 с.
70. Закарьяева С.З. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников на народных традициях (На материале Республики Дагестан): Дис. канд. пед. наук- Махачкала; ДГПУ, 2005. 186 с.
71. Закон Республики Дагестан «Об образовании». Махачкала: Госкомиздат, 2001.-34 с.
72. Закон Республики Дагестан «О культуре»- Махачкала, 2000. 76 с.
73. Закон РФ «Об образовании». Махачкала: Слово, 2002. - 32 с.
74. Запесоцкий А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор // Социс. 2006. № 12.-С. 98- 104.
75. Зимбардо, Ляйппе М. Социальное влияние. СПб: Питер, 2000. - 448 с.
76. Изиева A.M. Этикетные традиции дагестанцев в современном воспитании детей младшего возраста Махачкала: Дагучпедгиз, 1995. - 216 с.
77. Ильинский И.М. Между будущим и прошлым. Социальная философия происходящего. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. - 664 с.
78. Ильминский Н.И. Беседы о народной школе / Антология педагогической мысли России второй половины 19 начала 20 века. - М.: Педагогика, 1990. - С. 163-165.
79. Ильясов И.О. Методика обучения английскому языку учащихся многонациональных школ. Махачкала: Дагучпедгиз, 1999. - 334 с.
80. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М.: Да-гучпедгиз, 1971. - 226 с.
81. Карамзин Н.В. Избранные педагогические сочинения: В 5 т. М., 1968. -126 с.
82. Кирабаев Н.С. Идея современного человека в этике Аль-Газали // Философия зарубежного востока о социальной сущности человека: Сб. научн. трудов. М.: Ун-т дружбы народов, 1986. - С. 88 - 116.
83. Кирилл Митрополит Смоленский и Калининградский. Права человека и нравственная ответственность // Педагогика. 2006. № 6. С. 50 - 57.
84. Кислова Г.И. Формирование этнического сознания учащейся молодёжи в многокультурной образовательной среде // Интеграция культур в смыслосози-дающем образовании. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - С. 150- 152.
85. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов вузов. М.: Академия, 2001. - 176 с.
86. Козлов А.А. Социальная динамика формирования гражданских и патриотических позиций молодёжи в современном Российском обществе: Автореф. дис. д-ра соц. наук. СПб: СПбГУ, 2001 - 34 с.
87. Кон КС. Национальный характер: миф или реальность? // Новый мир. 1968. №9.-С. 219.
88. Конвенция о правах ребёнка // Народное образование. 1993. № 5. С. 24 -31.
89. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. № 1.- С. 97 126.
90. Концепция государственной национальной политики РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25.
91. Конституция РФ. -М., 1993. 43 с.
92. Корнюшкин Н.П. Разработка региональной концепции образования: Дис. . канд. пед. наук. Саратов, 1994. - 164 с.
93. Коровин В.К. Литература 10 кл. М.: Просвещение, 2003. - 336 с.
94. Кошелёва В.Л., Хайдеггер М. Феноменологическое осмысление современной культуры и проблемы образования. / Философия образования для 21 века. -М.: Наука, 1992.-С. 36-94.
95. Краткий словарь по философии: 3-е изд. - М.: Изд. полит, лит., 1979. -412 с.
96. Краткий словарь современных понятий и терминов 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Республика, 2000. - 670 с.
97. Кудинова Т.А. Русский язык: схемы, образцы, алгоритмы, тренинг (Совершенствование умений и навыков в подготовке к ЕГЭ. Ростов н/Д: Феникс, 2006.-347с.
98. Кукушкин B.C., Столяренко А.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Ростов на/ Д: Феникс, 2000. 243 с.
99. Культура взаимопонимания; взаимопонимание культур. Воронеж: ВГУ, 2004.-219 с.
100. Кутлугилъдина Ю.З. Идеи патриотического воспитания в народной педагогике. Казань: Казаньиздат, 2002. - 111 с.
101. Лазарев Ю.В. Национально-региональный компонент в формировании патриотически ориентированной личности старшеклассника: Дис. . канд. пед. наук. М., 1999.-157 с.
102. Латчук В.И., Марков В.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл: Учебник для общеобразоват. учеб. завед. М.: Дрофа, 2001. - 320 с.
103. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов // О воспитании и образовании / Сост. В.П. Груздев. -3-е изд.- М.: Просвещение, 1973. С. 245 -248.
104. Лисак С.В. Воспитание гражданственности в условиях полиэтнической группы студентов: Автореф. канд. пед. наук. СГУ, 2005. - 27 с.
105. Лисовский В.Т., Гурьянова М.П., Козлов А.А. Жизненные ориентиры и профессиональные намерения выпускников средних школ (результаты социологического исследования). М.: АСОПИ и Р, 2000. - 60 с.
106. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. 10-е изд. - М.: Русский язык, 1988. - 632 с.
107. Ломоносов В.М. Воспитание гражданина ради славы Отечества. Псков: ШЛИ, 1956.-286 с.
108. Лугуев С.А. Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана (19 начало 20 века) - Махачкала: ДНЦ РАН, 2001. - 216 с.
109. Магомеддадаев А. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю: история и современность: Кн. 2. Махачкала: ДНЦ РАН, 2001 .-212 с.
110. Магомедов А.А. Дагестан и дагестанцы в мире. Махачкала: Юпитер, 1994.-344 с.
111. Магомедов A.M. Традиции Кавказских горцев. Махачкала: Юпитер, 1999.-316 с.
112. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала: Да-гучпедгиз, 1992. - 134 с.
113. Магомедова А. С. Патриотическое воспитание учащейся молодёжи в условиях диаспоры: Дис. канд. пед. наук. Махачкала: ДГПУ, 2004 - 186 с.
114. Магомедова З.М. Культура и Народные традиции Дагестана.-Махачкала: ДГПУ, 1997-94 с
115. Магомедова М.А. Особенности формирования гражданского общества в многонациональном регионе: Дис. . канд. филос. наук. Махачкала ДГУ, 2005.- 186 с.
116. Макаренко А. С. О моём опыте // История педагогики в России: Хрестоматия. М.: Академия, 1999. - С. 361 - 371.
117. Маллаев Д.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей // Поиск истины Дагестан. 2003. № 9 - 10. - С. 46 -50.
118. Маллаев Д.М., Шамхалова A3. Нравственные устои как основа формирования личности младшего школьника // Тезисы докл. 2-й Всероссийской научно-практ. конференции, 6-18 мая 2000. Махачкала: ДГПУ, 2000.-С. 23-24.
119. Марков А.П. Кризис идентичности и ресурсы гуманитарного образования. // Педагогика 2001 № 7. С. 12.
120. Марков Б.В. Храм и рынок: человек в пространстве культуры. СПб: А. Латейа, 1999. - 296.
121. Марксистская этика: 2-е изд. М.: Политиздат, 1980. - 352 с.
122. Mud М. Культура и мир детства. М.: Главная ред. вост. лит-ры, 1998. -429 с.
123. Мирзабеков М.Я. Культура дагестанского села 20 века / Под ред. Кайма-разова Г.Ш. Махачкала: ДНЦ РАН, 1996. - 309 с.
124. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала, 2005.- 198 с.
125. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.-125 с.
126. Миронова Н.А. Тематическое поурочное планирование к учебной хрестоматии «Литература 8 кл.» / Авт.-сост. Г.И. Беленький. М.: ООО Экзамен, 2003. -127 с.
127. Мовсесян Я.С. Поликультурная образовательная среда как условие актуализации национально-этнического сознания // Поликультурное образовательное пространство: пути и формы интеграции. Бендеры: Полиграфист, МГУ, 2006.-С. 13-16.
128. Мусаева М.К. Дагестанская диаспора в Турции: Историко-этнографический очерк. Махачкала: ДНЦ РАН, 1999. - 340 с.
129. Народы Дагестана / Под ред. С.А. Арутюнова М.: Наука, 2002 -588 с.
130. Никандров Н.Д Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетия. Махачкала: Юпитер, 2000. - 111с.
131. Новый взгляд «Основные направления социальной политики и культурного развития России и Дагестана: История и современность». - Махачкала: ДГПУ, 2003.-67 с.
132. Нюдюрмагомедов А.Н., Ахмедова М.Г., Хаджиалиев К.И., Якубов З.Я. Синтез нравственных ценностей в многокультурной молодёжной среде: Монография. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. - 168 с.
133. Нюдюрмагомедов А.Н., Назиров С.Я. Интеграция социальных ценностей в образовательном пространстве многонационального региона // Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру. Симп. 13. Пятигорск: ПГЛУ, 2004.-С. 21-23.
134. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Р.Ф.: Письмо МОРФ от 15.01.03 №13-51-08/ 13 //Вестник образования РФ. 2003 № 7. с. 26-28.
135. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Институт русского языка. 22-е издание. - М.: Русский язык, 1990. - 921 с.
136. Омаров О.А., Омаров К.О., Мирзаева А.Р. Патриотическое воспитание учащейся молодежи Республики Дагестан. Махачкала: ,2005-228с
137. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пе-добщество России, 2001.-640 с.
138. Педагогический словарь: В 2 т. Т. 1. М.: Изд-во АПН СССР, 1960. - 766с. '
139. Пелипенко А.А. Культура как пространство смыслов: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. М., 1999. - 50 с.
140. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991. - 216 с.
141. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. школа, 1984. - 174 с.
142. Поддубный Е.Н. Патриотическое воспитание школьников в изменяющейся России. Ставрополь. 2004. - 290с.
143. Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1999. - 704 с.
144. Пулатова ГШ. Педагогическое управление в многонациональных детских учреждениях: Дис. канд. пед. наук. Махачкала: ДГПУ, 2004. - 130 с.
145. Пушкин А.С. народном воспитании. // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Академия, 1999. - С. 131 - 132.
146. Рерих Н.К. О вечном., М.: Республика, 1994. - 462 с.
147. Рамазанов МБ Педагогические основы Формирования социально-экономической активности школьников в процессе трудовой деятельности.-Махачкала:ИПУ ДГУ, 1997. -263с.
148. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры 20 века: Ключевые понятия и тексты. М.: Мысль, 2002. - 340 с.
149. Русская литература 21 века. 10 кл.: Учебник для общеобр. учреждений; В 2 ч. Ч. 1 / В.И. Коровин. 3-е изд. - М.: Просвещение - АО «Московские учебники», 2003. - 336 с.
150. Садохин Л. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология.- М., 2000.- 342 с.
151. Савзиханова М.А. Воспитание патриотических чувств школьников при изучении иностранного языка // Гуманитарные науки: новые технологии образования. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. - С. 265 - 267.
152. Савзиханова М.А. Диалог гуманистических ценностей в воспитании нравственной позиции молодёжи // Проблемы гуманитарного образования. Вып. 11. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004. - С. 58 - 62.
153. Савзиханова М.А. Межкультурная коммуникация как средства воспитания народного-патриотического сознания молодёжи //Проблемы гуманитарного образования. Вып: 13, Махачкала: ИПЦ ДГУ,2006-с,29-33.
154. Савзиханова МА. Межкультурная коммуникация как средство воспитания патриотизма у школьников // Развитие личности в общеобразовательных системах Южно-Российского региона. Ростов н/Д: РГГТУ, 2005. - С. 92 - 93.
155. Савзиханова МА. Народный патриотизм как характерная черта жизненного уклада мухаджиров// Развитие личности в образовательных системах Южнороссийского региона. Ростов н/Д.: ПИ ЮФУ, 2007. - с. 153-154.
156. Савзиханова М.А. Роль межкультурной коммуникации в воспитании народно-патриотических чувств молодёжи. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 8. С. 58 - 60.
157. Савзиханова М.А. Специфика патриотических чувств молодёжи в Республике Дагестан // Гуманитарные науки: Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. - С. 305 -307.
158. Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана: Становление мужчины. Подготовка юношей к жизни а для учащихся 10 11 кл. - М.: Гном-Пресс, 1998.-320 с.
159. Саидова И.О., Нюдюрмагомедов А.Н. Традиции и свобода ребёнка. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - 47 с.
160. Самосознание русской культуры // Основы межкультурной коммуникации.-М.: Юнита-ДАНА, 2003.-с. 291-312.
161. Семендуева В.П. Программа реализации общечеловеческих ценностей в преподавании иностранных языков. Махачкала: ООО Деловой мир , 2003. - 26 с.
162. Семенов К. Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория практика (на примере адыгского, балкарского и карачаевского народов): Автореф. Дис. . докт. пед наук. Майкоп, 2000. - 38 с.
163. Серкин А. В. Тематическое планирование по истории России 20 века: 9 класс: К учебнику Н. В. Загладина, С. Т. Минакова История отечества. 20 век: 9 класс-М.: Экзамен, 2006.- 190 с.
164. Сивецева Т.Ф. Культурная трансформация и смена идентичностей (Дагестан. Цумадинский р-н) // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: Моск. центр Карнеги, 1997. - С. 168 - 186.
165. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
166. Современная культура и быт народов Дагестана / Отв. ред. С.Ш. Гаджие-ва. М., 1971.-456 с.
167. Современные этнонациональные процессы в странах западной Европы / Под ред. Г.И. Антохина. -М.: Наука, 1981. 171 с.
168. Соловьёв B.C. Идея сверх человека: В 2 т. Т. 2. -М.: Мысль, 1988 342 с.
169. Стихотворения Р. Гамзатова: Пер. с авар. 1979. - 456 с.
170. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации. М.: МО и науки РФ, 2006. - 38 с.
171. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1985.- 124 с.
172. Тагирова Х.Н. Воспитание у школьников дисциплинированности на основе идей народной педагогики Дагестана: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.: 1996.-22 с.
173. Тихонова ЕЛ. Культура и смысл: Опыт онтологического анализа: Автореф. дис. канд. филос. наук, Томск, 1996. - 22 с.
174. Тёмина С.В. В поисках альтернативных путей воспитания // Народное образование. 1999. № 6. С. 193 - 197.
175. Традиционный фольклор народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.-94 с.
176. Тучалаев С. Т Национальная школа Дагестана: проблемы, опыт, перспективы развития. Ростов н/Д, 2001. - 214 с.
177. Узденов A.M. Методы запретов в нравственном воспитании карачаевцев: Автореф. дис. канд. пед. наук. Карачаевск: КЧГПУ, 2003. - 23 с.
178. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Антология педагогической мысли России второй половины XIX века начала 20 века / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. - С. 41 - 44.
179. Ушинский К.Д. Родное слово // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Р. Егоров. М.: Академия, 1999. - С. 208 - 216.
180. Фенева JI.M. Педагогические условия формирования гражданственности старших подростков общеобразовательной школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук Карачаевск: КЧГУ, 2006. - 22 с.
181. Фернхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001.-368 с.
182. Филонов Г.Н. Патриотическое чувство и его развитие. М.: 1976. - 182 с.
183. Философский словарь / Под ред. И.Т Фроловой 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986.-602 с.
184. Франки В. Человек в поисках смысла: Пер. с анг. / Под общ. ред. Л.Я. Гозмана. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
185. Фурсенко А.А. Об основных направлениях развития российского образования // Вестник образования. 2006. № 3. С. 6 - 8.
186. Хасаева А.В. К вопросу о формировании позитивной этнической идентичности у учащейся молодежи Дагестана // Гуманитарные науки: новые технологии образования. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. - С. 316 - 317.
187. Xamaee Е.Е Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Нар. образование, 1993. -132 с.
188. Холл Э. Как понять иностранца без слов. М.: Педагогика 1995. - 430 с.
189. Цатуров В.Н. Этнокультура и менталитет основные факторы воспитательной ситуации // Народная педагогика воспитания детей, подростков и молодежи: материалы VII Виноградовских чтений 15-20 июня 1996 г. - Екатеринбург: УГПИ, 1996.-С. 171 - 173.
190. Цатурян А. С. Этническая идентичность: Трасформация в условиях современной культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 9. С. 60-62.
191. Чеснов Я.В. О принципах типологии традиционно-бытовой культуры. // Проблемы типологии и этнографии М.: Наука, 1979. - С. 46 - 54.
192. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Логос, 1993. 181 с.
193. Шахбазова М.А. Героические традиции народа в системе патриотического воспитания старшеклассников: Дис. . канд. пед. наук. Махачкала: ДГПУ, 2005.-210 с.
194. Шевелёва С. С. Открытая модель образования (синергетический подход). -М.: ИЧП магистр, 1997. 48 с.
195. Ширекина Е.В. Патриотическое воспитание школьников во внеклассной работе. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Махачкала: ДГПУ, 2006. - 20 с.
196. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Искусство, 1993. - 298 с.
197. Шацкий С.Т. Изучение жизни и участие в ней // Избр. пед. сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. - С. 152 - 159.
198. Эмиграция Северо-Кавказских народов в Османскую империю: Вторая половина 19 века начало 20 в. / Сост Алибеков. С.Ф. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2000.- 118 с.
199. Этика: словарь афоризмов и изречений / Сост. В.Н. Назаров, Е.Д. Мелеш-ко. М.: Аспект прессе, 1995. - 335 с.
200. Этика: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова, E.JI. Дубко. М.: Гардарики, 2003.-496 с.
201. Этнология: Учебник для высших учебных заведений / Ред. Г.Е. Марков, В.В. Пименов. М.: Наука, 1994. - 192 с.
202. Юсупов X., Муталимов М. Харбукцы: История и культура. Махачкала: Юпитер, 1997.-316 с.
203. Ядова М.А. Поведенческие установки постсоветского поколения // Социс. 2006. № 10.-С. 46-54.
204. Якубов З.Я. Использование этнопедагогики в воспитании школьников. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. 34 с.
205. Якубов З.Я. Культурологическая концепция содержания регионального компонента воспитательной работы национальной школы // Актуальные теоретические и методологические проблемы современной педагогики. Махачкала: ООО Деловой мир, 2007. - С. 83 - 127.
206. Якубов З.Я. Влияние народных традиций на синтез нравственных ценно-стей.//Синтез нравственных ценностей в многокультурной молодёжной среде .Махачкала :ИПЦ ДГУ ,2005.с.63-76.
207. Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт: Энциклопедия. М.: ACT: Астроль, 2002.-464 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.