Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Гасанова, Севинч Султановна

  • Гасанова, Севинч Султановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 205
Гасанова, Севинч Султановна. Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2005. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гасанова, Севинч Султановна

Введение.

Глава 1. Методологические основы нравственного воспитания в условиях многокультурного образования.

1.1. Интеграция культур в образовательном пространстве.

1.2. Нравственный потенциал многокультурного образования

1.3. Факторы, влияющие на нравственные отношения подростков в многокультурной среде.

Глава 2. Формирование нравственной позиции подростков в условиях интеграции культур.

2.1. Способы конструирования содержания интегративных средств нравственного воспитания подростков.

2.2. Смыслосозидающие технологии интеграции культур в формировании нравственной позиции подростков.

2.3. Требования к организации многокультурного образования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования»

В современных условиях интенсивного преобразования социальных ценностей актуальны такие методы и средства воздействия на молодежь, которые адекватны как историческим культурным традициям, так и ситуативному поведению человека. Острота и проблематичность такого подхода ярко проявляла себя в нашей стране в ходе социальных реформ, приведших к резкой смене социальных и нравственных ценностей.

Для оценки причинности этих явлений мы выделяем несколько разноплановых, но равнозначных аспектов.

Социальным проблемам современной молодежи характерны следующие противоречивые тенденции:

- падение роли молодежи в обществе как социального ресурса в связи с либерализацией общественных молодежных объединений;

- ухудшение физического, духовного и психического здоровья детей и подростков, что может привести к ухудшению культурного, интеллектуального и трудового потенциала страны;

- постепенная тяга детей и молодых людей к «быстрым» деньгам и легкой жизни, которые привели к падению нравов в общественных отношениях;

- обесценивание образования как средства формирования культуры, нравственности и умственного развития человека;

- интенсивное снижение регулятивной роли нравственных ценностей в связи с влиянием массовой культуры, рассеивающей локальные, народные культурные традиции.

В разрешении этих проблем правильнее было бы признать, что каждый человек имеет право на собственное миропонимание, которое складывается под влиянием общественной культуры, в рамках которой определяется ответственность и обязанности граждан, осуществляется воспитание и образование. При этом необходимо придерживаться того, что каждый человек находится на пересечении многих культур и поэтому формируется под влиянием ряда идентичностей. Человек с многокультурным поведением легче адаптируется в обществе, лучше понимает представителей иных культурных образований, гибок в отношениях с людьми в разных жизненных ситуациях.

Проблема создания условий воспитания жизнеспособности молодежи давно стала предметом научных исканий. Основной в этом аспекте взаимодействия социального и личностного статуса молодежи можно считать разработку концепции воспитания жизнеспособной молодежи (93) в России в новых социокультурных условиях, основными принципами которой предложены: гуманность, духовность, патриотичность, толерантность, конкурентоспособность, индивидуализация, вариативность образования и воспитания.

Вариативность отражения культур в содержании образования глубоко исследована учеными педагогами Скатанным М.Н., Лернером И.Я., Краевским В.В. и другими. Они расширили образование до элементов опыта творчества (направленного на развитие) и эмоционально-ценностного отношения (направленного на воспитание).

Проблемы этнокультурного характера образования исследовали Волков Г.Н., Дмитриев Г.Д., Кон И.С., Лихачев Д.С., Тишков В.А. и другие.

Многонациональный характер образования и влияние народных традиций на нравственный облик молодежи исследуется дагестанскими учеными Абдулатиповым Р.Г., Гаруновым Э.Г., Гасановым З.Г., Магомедовым A.M., Магомедовой З.М., Мирзоевым Ш.А., Саидовым Т.Г., Якубовым З.Я. и другими. Они предлагают создание общедагестанского образовательного и культурного пространства через интеграцию и углубление в специфику этнокультур и традиций народов Дагестана. Соответственно свои поиски они ограничивают в области этнокультуры народов Дагестана и Северного Кавказа.

Современные представления о поликультурном образовании как средстве обеспечения межэтнического согласия и мира на Северном Кавказе выражается в идеях и рекомендациях традиционного Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру», который проводится в Пятигорском лингвистическом университете. Под поликультурным образованием участники конгресса в общей позиции понимают «систему обучения и воспитания, в которой обучающиеся на теоретическом и практическом уровнях овладевают системой знаний, умений и навыков, выработанных в рамках нескольких картин понимания мира с присущими им научно-региональными, этносоциальными, религиозно-конфессиональными и языковыми особенностями» (17, с. 5).

В этой позиции многокультурность образования расширяется элементами научной картины мира и религиозным миропониманием.

В психологических исследованиях, посвященных поведению и отношениям детей в многокультурном пространстве (117) выявлены значительные трудности в работе с учащимися подросткового возраста: желание быстро повзрослеть, несдержанность чувств, отсутствие социального опыта, потребность лидерства, подверженность стадного увлечения массовой культурой и т. д.

Известны также попытки отражения многокультурности в содержании образования в национально-региональном компоненте. В этом аспекте в школах Дагестана изучается предмет «Культура и традиции народов Дагестана», а в вузах изучается «Педагогика межнационального общения».

Чтобы уточнить предмет исследования, было изучено отношение учителей и студентов к многокультурному образованию, которое показало, что культурные ценности понимают как нейтральные ценности - 58% , как средство духовного развития человека - 61%, как средство формирования индивидуальной культуры и нравственности - 67%. Эти данные говорят о том, что около половины работающих педагогов не очень четко представляют роль и функции многокультурного образования в нравственном становлении личности. По оценке учащихся только 25% понимают значение многокультурного образования. Значит, в существующей практике образования многокультурный характер содержания и процесса обучения пока остается без должного к нему внимания.

Анализ социальных проблем детства в научных исследованиях, содержании образования и практике работы школы позволяет выделить в формировании нравственного облика учащихся противоречия между: потребностью общества в сохранении и развитии нравственных ценностей и снижением их приоритета у детей под влиянием массовой культуры; принадлежностью каждого человека, ребенка к разным культурным группам и сохраняющимся монокультурным образованием;

- необходимостью формирования активной и ответственной позиции школьников и отсутствием в образовательном процессе тренингов и упражнений для детей в целях отработки поведенческих действий и отношений;

- востребованностью в образовании педагогов, способных организовать многокультурное образование, и отсутствием технологий подготовки таких специалистов в профессиональном образовании.

В целях поиска технологий и средств разрешения этих противоречий современной жизни и в связи со слабой разработанностью проблемы в педагогической науке мы выбрали тему исследования «Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования».

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в дагестанской многонациональной школе.

Предмет исследования - формирование нравственной позиции учащихся подросткового возраста в многонациональной школе.

Цель исследования: выявить и обосновать условия формирования нравственной позиции учащихся подросткового возраста в многокультурном образовании.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и специфику нравственного потенциала многокультурного образования.

2. Характеризовать факторы, влияющие на нравственные отношения учащихся подросткового возраста в многокультурном образовании.

3. Разработать методы и средства учебно-воспитательного процесса, в которых интегрируются особенности разных культур и нравственные ценности.

4. Экспериментально обосновать эффективность влияния интегра-тивных тренингов на нравственную позицию подростков.

5. Разработать требования к организации многокультурного образования.

В исходной позиции исследования мы выдвинули следующую гипотезу:

Эффективность влияния многокультурного образования на нравственную позицию учащихся можно повысить при обеспечении следующих условий:

- выявлении нравственного потенциала многокультурного образования;

- учете в образовательном процессе факторов, влияющих на нравственные отношения подростков;

- конструировании и включении в учебный процесс многокультурных нравственных тренингов;

- целенаправленной подготовке педагогов к организации нравственных тренингов в педагогическом процессе.

Методологической основой исследования послужили: антропологический подход к образованию, методы гуманистической психологии, основные положения теории нелинейных систем, этнокультурные основы образования, культурологический принцип отбора содержания образования, основы межкультурной коммуникации, принципы и правила нормативной этики теория интеграционных процессов в образовании, основные положения теории смыслосозидающего образования.

Методы исследования: теоретический анализ, монографическое описание, моделирование, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, многофакторный анализ, тестирование, апробирование методик, тренинг, эксперимент, сбор, анализ и оценка достоверности эмпирического материала, мозговой штурм, анализ продуктов деятельности, метод статистической оценки результатов.

База исследования: общеобразовательные школы № 3, 4, 8, 11, 12, 13, 15, 18 г. Дербента, средние школы № 1 и 2 села Каякент, факультет истории и права, педагогики и психологии, начальных классов и филологии Дербентского филиала Даггоспедуниверситета.

Исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе (2001 год) выявлялись методологические и фундаментальные основы и концептуальные положения исследования.

На втором этапе (2002-2003) была подготовлена научно-методическая база, разработаны методики, выявлены способы моделирования многокультурных нравственных тренингов.

На третьем этапе (2004 год) экспериментально испытана и обоснована эффективность влияния многокультурных нравственных тренингов на нравственную позицию учащихся и полученные средства и методики апробированы в массовой практике.

На четвертом этапе (2005год) проанализированы и обобщены результаты исследования и оформлены диссертационные материалы.

На защиту выносятся следующие научные положения, полученные в результате исследования:

1. Тенденцией развития образования в многонациональных регионах России является многокультурное образование, в котором интегрируются духовные, научные, нравственные, национальные и личностные ценности.

2. Нравственный потенциал многокультурного образования реализуется через: знания и методы как основы культуры, народные традиции, религиозные чувства, интересы малых групп, мужской и женский характер, отношение к людям с физическими и психологическими недостатками.

3. Эффективность формирования нравственной позиции учащихся через интеграцию культур зависит от следующих условий:

- осознания и признания педагогами многокультурного характера образования;

- признания ценности опыта учащихся в многокультурных социальных группах;

- реализации нравственного потенциала содержания образования в многокультурных нравственных тренингах;

- развития у педагогов умений открытого поведения и опыта организации многокультурных нравственных тренингов;

- введения в учебный план школы дисциплины «Нравственность» с комплексом нравственных тренингов для учащихся.

4. В выявлении и оценке нравственной позиции учащихся оправдывают следующие критерии: принятие нравов как требований взрослых, признание нравов как ответственности, понимание народных традиций, умения межнационального общения, демократичность отношений к другим людям, понимание роли нравов в благополучии и статусе народа, способность к состраданию, использование нравов как регуляторов взаимоотношений людей, признание нравов как собственных ценностей человека.

5. К работе педагогов в многокультурном образовании возникает ряд новых требований:

- понимание специфики интеграции разных культур во взаимоотношениях детей;

- умение моделировать и организовывать тренинги диалога культур;

- переход на открытое поведение в общении с учащимися через смыслосозидающие технологии;

- учет в работе с подростками специфики их субкультуры, требующей выхода за рамки традиций, ожидания успеха, интеллектуального роста и защиты от социального давления.

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что многокультурное образование определено как перспективное направление развития многонациональной школы; многонациональная школа рассмотрена как одна из форм многокультурного образования; выявлены способы интеграции в образовании компонентов культуры и нравственных ценностей; проведена классификация учебных предметов по характеру отражения в них нравственных ценностей; охарактеризованы факторы, влияющие на нравственные отношения подростков в многокультурном образовании; выявлена пропорциональная зависимость между уровнями формирования нравственной позиции подростков и их опытом в нравственных тренингах.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что известное понятие «содержание образования» расширено многокультурным компонентом нравственных ценностей; формы учебно-воспитательного процесса расширены познавательными диалогами культур и многокультурными нравственными тренингами; предложены условия организации многокультурного образования; знания педагогической деонтологии дополнены требованиями к открытому поведению организатора многокультурного образования.

Практическая значимость.

1. Предложенные в работе компоненты многокультурного образования, отражающие специфику разных культур и способов понимания мира, помогут педагогам усилить воспитательное влияние обучения на учащихся.

2. Выявленные в работе факторы, влияющие на нравственные отношения подростков в многокультурной среде, могут быть использованы в формировании толерантных взаимоотношений подростков. и

3. Разработанные познавательные диалоги культур и многокультурные нравственные тренинги открывают путь к открытому поведению педагога и накопления опыта нравственного поведения учащихся.

4. Предложенные требования к работе учителя в организации многокультурного образования выведут их на понимание приоритета воспитания в образовании.

Достоверность результатов исследования достигнута:

1. Разносторонним анализом проблемы в педагогике, социологии и образовательной практике.

2. Многосерийным экспериментом и апробацией результатов в массовой школе и в профессиональной подготовке учителей в вузе.

3. Подтверждением гипотетических положений результатами эксперимента.

4. Применением разнохарактерных критериев оценки и уровней формирования нравственной позиции подростков в учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Промежуточные результаты докладывались в ежегодных научных отчетах на кафедре педагогики, основные положения работы доложены в докладах на региональных (Ростов на Дону, 2004 г.; Махачкала 2005 г.), межвузовских (Дербент, 2004 г.; Махачкала, 2005 г.) конференциях. Методики и условия организации многокультурного образования апробированы в средних школах № 3, 4, 8,11, 12, 13, 15, 18 г. Дербента; средних школах № 1 и № 2 села Каякент; на факультетах истории и права, начального обучения, филологии, педагогики и психологии Даггоспедуниверситета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гасанова, Севинч Султановна

Заключение

Опыт демократических реформ в образовании, проводимых в последние годы в нашей стране, показал, что проблема формирования нравственного сознания и поведения людей меньше всего стала предметом внимания исследователей. В практике образования и социальной жизни детей и молодежи нравственные ценности и отношения людей стали более уязвимыми. Эти проблемы на порядок усложняются в условиях синтеза разных культур. Каждый школьник реально находится в разных культурных образованиях: школьном, микрогруппы, социальном, семейном, национальном, спортивном, маскулинном или феминном и т. д.

Наше исследование показало, что регулировать нравственную позицию подростков в этих культурных образованиях помогают тренинги отношений и поведения.

Для выявления и оценки такой позиции мы изучили историю, теорию и методологические основы проблемы. В первой части проанализированы и охарактеризованы сущность, структура и специфика нравственного воспитания в условиях интеграции культур в образовательном пространстве. Для этого дается анализ различных концепций содержания образования и образовательного пространства (Краевский В.В., Скаткин М.Н., Дмитриев Г.Д., Леднев И.С., Нюдюрмагомедов А.Н.) специфики многонациональной школы (Волков Г.Н., Тишков В.А., Абдулатипов Р.Г., Гасанов З.Т., Мирзоев Ш.А. и другие). Параллельно с теоретическим анализом собран и обобщен огромный эмпирический материал по культурным ценностям народов Дагестана: аварцев, азербайджанцев, даргинцев, кумыков, лакцев, лезгин, рутульцев, табасаранцев, терекеменцев и других.

Выявив и оценив источники многокультурного образования, в работе проведен глубокий анализ их содержания с целью выделения нравственного потенциала, через который можно реализовать воспитательную функцию образовательного пространства. В этих целях проведен ретроспективный анализ этических воззрений исторических и современных позиций в философии, социологии, психологии и педагогике. В ходе такого анализа выявлено недостаточное отражение этого компонента в содержании учебных стандартов, учебных планов и учебных пособий по школьным дисциплинам.

По характеру отражения в содержании нравственных ценностей все школьные дисциплины разделены на следующие группы:

- моральные нормы, принципы, правила и требования являются основной целью и выражаются в поведении и действиях персонажей и конкретных личностей (язык, литература, история);

- нравственные ценности раскрываются в связи с историей открытий и характером учебно-познавательной деятельности (математика, физика, химия, биология и другие);

- нравственные ценности становятся критериями отношений к животному миру, природе (биология, экология, география и другие);

- нравственные ценности становятся основным содержанием и целью изучения (обществознание, нравственность, культура и традиции народов Дагестана и другие).

Для реализации этого потенциала многокультурного образования выявлены факторы, влияющие на нравственные отношения подростков в многокультурной среде. Они раскрываются на основе характеристики психологических особенностей детей подросткового возраста, а также социокультурных отношений в многокультурной среде. Наряду с теоретическим анализом выделению и обоснованию факторов помогли проведенные три теста и собранный материал по десяти признакам многокультурного образования и четырем уровням проявления отношений учащихся, студентов и учителей к ним.

Во второй части исследования разработаны и экспериментально испытаны, обоснованы и апробированы условия формирования нравственной позиции учащихся в многокультурной среде. Разработаны методические рекомендации педагогам по эффективному использованию в работе разработанных технологий. Разработанные технологии испытаны в ходе учебного процесса по истории, литературе восьмого класса, а также по курсу «Нравственность» в 5-9 классах.

Анализ условий реализации нравственного потенциала многокультурного образования показал, что они предъявляют и ряд специфических требований к профессиональной подготовке и работе педагогов. Чтобы готовить студентов к работе в условиях новых требований, предложен ряд рекомендаций к профессиональной подготовке студентов:

- выявление отношения к многокультурному образованию;

- формирование открытого поведения в отношениях с учащимися;

- решение педагогических задач;

- познавательные и имитационные тренинги для развития умений открытого поведения;

- формирование умений организации смыслосозидающих технологий многокультурного образования.

Обобщение результатов исследования приводит к следующим выводам, отражающим основные научные положения работы:

1. Тенденцией развития образования в многонациональных районах России является многокультурное образование, в котором интегрируются духовные, научные, нравственные, личностные и групповые ценности различных культурных сообщества.

2. Социокультурный подход к образованию требует выделения и решения следующих специфических характеристик: удовлетворение потребностей общества в развитии народной культуры, интеграции разных культур для тренинга нравственной позиции учащихся, рассмотрение учебного процесса как разных способов понимания мира и культуры, рассмотрение образования как условий формирования индивидуальной культуры человека.

3. Нравственный потенциал в содержании образования отражается через следующие элементы культуры: национальные традиции, отношение к людям с физическими и психическими недостатками, характеристики социальных групп, религиозные чувства и отношения, узкогрупповые интересы и отношения, приобщение к особенностям мужского и женского характера.

4. Для реализации нравственного потенциала образования необходимо разработать специфические учебные, познавательные и тренинговые задания, учитывающие элементы культуры и факторы влияния на детей психологической и социокультурной среды.

5. Более эффективными в формировании нравственной позиции учащихся в многокультурном образовании являются смыслосозидающие учебные технологии и нравственные тренинги.

6. В выявлении и оценке нравственной позиции учащихся оправдывают следующие критерии: принятие нравов как ответственность, нравы как условия личного спокойствия, нравы как требования взрослых, нравы как традиции народа, нравы в межнациональном общении и отношениях, нравы в благополучии и спокойствии народов, нравы как отношение к людским страданиям, нравы как ценности человека, регулирующие его поведение, характер и отношения к другим людям.

7. Уровнем развития основных компонентов нравственной позиции учащихся можно признать либеральный, понимания и принятия, уважения и стремления к познанию и рефлексивный (самоидентификации).

8. Условиями интеграции культур в формировании нравственной позиции учащихся в многокультурной среде являются:

1. Осознание и признание всеми педагогами многокультурного характера образования.

2. Признание ценности опыта и отношений учащихся в разных многокультурных социальных группах.

3. Выявление нравственного потенциала содержания многокультурного образования и умение учителей по конструированию соответствующих интегральных заданий для учащихся.

4. Развитие у учителей и учащихся умений смыслосозидающего познания и открытого поведения.

5. Введение в учебно-воспитательный процесс школы учебной дисциплины «Нравственность» с комплексом нравственных тренингов для учащихся.

6. Работа в многокультурном образовании предъявляет к педагогам ряд дополнительных и специфических требований:

- признание многокультурности образования;

- учет культурных различий учащихся в учебно-воспитательном процессе;

- формирование нравственных отношений и позиции учащихся на тренингах диалога культур;

- переход на открытое поведение в общении с учащимися через смыслосози-дающие технологии;

- учет в нравственных отношениях с учащимися подросткового возраста их потребностей в выходе за рамки привычной культуры, ожидания успеха и интеллектуального роста, защиты от социального давления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гасанова, Севинч Султановна, 2005 год

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991.- 169с.

2. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI-века: состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Славянский диалог, 1996. - 255с.

3. Абдулкадыров С.Г. Национальные проблемы школьного образования в Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1995. - 132с.

4. Абдуллаева З.Б. Региональные особенности развития начальной школы с полиэтническим составом учащихся (на примере Республики Дагестан): Дисс. .канд. пед. наук. Махачкала: ДГПУ, 2003. - 140с.

5. Абдуллаева З.Б. Роль социально-культурной среды как фактора обновления содержания образования // Влияние качества образования и обучения на формирование личности. Махачкала: ДГПУ, 2004. - С.68-72.

6. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин, XIX начало XX века. -М.: Наука, 1978.-304с.

7. Алибеков М.А. Адаты кумыков. Махачкала: Книжное издательство, 1995.-216с.

8. Алиев М.Н. Гуманизация личности в профессиональном педагогическом образовании // Вестник Дагестанского научного центра РАО. Выпуск 3. -Махачкала: ДГУ, 2004. - С.41-48.

9. Алимова Б.М. Табасаранцы (XIX начало XX в). - Махачкала: Книжное издательство, 1992. - 118с.

10. Аль-Газали Абу Хамид. Весы деяний и другие сочинения: Пер. с арабск. М.: Ансар, 2004. - 216с.

11. Асадулаева Ф.Р. Формирование этнокультуры младших школьников средствами родного языка: Дисс. . канд. пед. наук. Махачкала: ДГПУ, 2001.-140с.

12. Ахмедова М.Г. Нравственные идеалы в СМИ для учащейся молодежи // Гуманитарные науки: Новые технологии образования. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. - С.73-75.

13. Баубурин А.К., Кон И.С. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Спб.: Наука, 1991. - 135с.

14. Байрамбеков М.М. Дагестанский народный орнамент. Махачкала: Дагучпедиз, 2001. - 210с.

15. Байрамкулова А.Х. Трудовое воспитание в карачаевской народной педагогике: Дисс. . канд. пед. наук. Махачкала: ДГПУ, 2004. - 150с.

16. Белогуров А.Ю. Цивилизационный принцип в концепции построения модели современного поликультурного образования // Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру: Матер, междун. конгресса. Симпоз. XIII. Пятигорск, 2004. С.4-6.

17. Бромлей Ю.В. Человечество-это народы. М.: Наука. - 86с.

18. Бромлей Ю.В. Этносоциальные аспекты формирования человека//Вестник высшей школы, 1989. № 1.- С.23-27.

19. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: БРЭ. СПб.: Нор-нинт, 2001.- 1456с.

20. Бондаревская Е.В. Единое образовательное пространство Северного Кавказа как среда воспитания человека культуры и нравственности // Интеграция культур в смыслосозидающем образовании. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - С.8-10.

21. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В., Педагогика: личность в гуманистаческих теориях и системах воспитания. Ростов на /Д: ТЦ «Учитель», - 1999.-560с.

22. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов на /Д: РГПУ, 2000. - 352с.

23. Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева Г.А. Одежда народов Дагестана: Историко-этнографический атлас. Пущино, 2001.

24. Бутаева М.А. Национальное и общечеловеческое в этнокультуре // Интеграция культур в смыслосозидающем образовании. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - С.143-144.

25. Ваксберг А. Можно и нельзя. М.: Детская литература, 1966. - 109с.

26. В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева.- М.: Медицина, 1980. 296с.

27. Волова JI.A. Взаимодействие культур в поликультурном регионе Северного Кавказа // Поликультурное образование на Северном Кавказе. Материалы междунар. конфер. Махачкала-Пятигорск: ИПЦ ДГУ, 2000. - С.37.

28. Гаджиев Б. Учителю о Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. - 296с.

29. Гаджиев А.Г. Этническая антропология Дагестана. М.: Полиздат, 1963. - 165с.

30. Гаджиева С.Ш. Дагестанские азербайджанцы (XIX нач. XX века). - М.: Наука, 1989.-216с.

31. Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы (XIX-начало XXв). М.: Наука, 1990. -310с.

32. Гаджиева У.Б. Психологические механизмы внедрения элементов социально-психологического тренинга в воспитании толерантного сознания //

33. Гуманитарные науки: Новые технологии образования. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. - С.95-98.

34. Газалиев М.Г. Воспитывая на традициях предков: Из опыта работы Андыхской средней школы // Учитель Дагестана, 2000, № 5. С.8.

35. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала: Книжное издательство, 1970. - 396с.

36. Гамзатова П.Р. Женские ювелирные украшения (XVIII нач. XX в). -Махачкала: Книжное изд-во, 1986. - 148с.

37. Гарунов Э.Г. Педагогические проблемы функционирования школ с полиэтническим составом учащихся. Махачкала: ДГПУ, 1995. - 176с.

38. Гарунов Э.Г. Реализация идей поликультурного образования в школах со смешанным национальным составом учащихся // Поликультурное образование на Северном Кавказе: Матер, международ, конференции. Махачкала -Пятигорск, 2000. - С.37-39.

39. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие. -М., 1999.-390с.

40. Гасанов М.М. Дагестанские пословицы, поговорки и загадки. Махачкала, Дагучпедгиз, 1971. 136с.

41. Гасанов М.Р. Очерки истории Табасарана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.- 168с.

42. Гасанова С.С. Проблема нравственного воспитания школьников в условиях интеграции культур и возрождения национального сознания // Влияние качества образования и обучения на формирование личности. -Махачкала, ДГПУ, 2004. С.33-35.

43. Гасанова С.С. Проблема соотношения духовно-нравственной позиции и диалога культур в поликультурном образовательном пространстве // Научное обозрение: Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана. -Махачкала, 2004. №12. - С.133-137.

44. Гасанова С.С. Технология формирования нравственных отношений подростков в многокультурной среде // Гуманитарные науки: Новые технологии образования. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. - С. 107-109.

45. Гасанова С.С. Традиции и тенденции интеграции культур в образовательном пространстве // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Ростов на / Д: РГПУ, 2005. - С.65-66.

46. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. Леднева B.C. М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2002. - 384с.

47. Гусейнов Я.М. Обычаи лезгин. Махачкала, 1991.-236с.

48. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век: учеб. для 9 кл. общеобр. учреждений -8-е изд. М.: Просвещение, 2002. - 336с.

49. Даргинцы //Возрождение. Махачкала, 1998. - №4. - С.64.

50. Декоративное искусство Дагестана. М.: Советский художник, 1971.- 278с.

51. Джабиров Р.П. Структура этноса: социальные и культурные компоненты // Гуманитарные науки: Новые технологии образования. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.-С.116-119.

52. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: ВЛАДОС, 1999.-200с.

53. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999.-208с.

54. Закон РФ об образовании. Махачкала: Слово, 2002. - 32с.

55. Закон Республики Дагестан «Об образовании». Махачкала: Госкомиздат, 2001.-34с.

56. Закон Республики Дагестан «О культуре». Махачкала, 2000. - 76с.

57. Засимовский А.В. Нравственно-волевое воспитание с позиций конфликтологии // Педагогика, 2004. № 3. - С.48-53.

58. Зырянов П.Н. История России. XIX век: учебник для 8 кл. общеобр. учреждений 5-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 254с.

59. Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. - 112с.

60. Ильясов И.О. Английский язык в многонациональной школе: методика обучения. Махачкала, Дагучпедгиз, 1999. - 334с.

61. Интеграция культур в смыслосозидающем образовании: Материалы Всерос. конф. 25-28 февраля 2002 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - 226с.

62. Интеграция федерального и регионального компонентов образования: Сб. тезисов / Под ред. Нюдюрмагомедова А.Н. Махачкала, ИПЦ ДГУ, 1997. - 32с.

63. Инце Георг. Уверенное поведение и хорошие манеры: Пер. с нем.- М.: БММ, 2000. 96с.

64. Казиев Н.Э. Развитие системы образования в Дагестане / Северный Кавказ. Образование: История и современность. Пятигорск, ПЛУ, 2001.-С.63-83.

65. Кислова Г.И. Формирование этнического сознания учащейся молодежи в мультикультурной образовательной среде // Интеграция культур в смыслосозидающем образовании. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - С.150-152.

66. Кобзарь Б.С. Социология образования / Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции и перспективы: Матер, международной конфер. Махачкала - Пятигорск: ИПЦ ДГУ, 2000. - С.11-14.

67. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и ср. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. - 176с.

68. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Медицина, 1980. - С. 15-28.

69. Корнюшкин Н.П. Разработка региональной концепции образования: Дисс. . канд. пед. наук. Саратов, 1994. - 164с.

70. Кошелева B.JL, Хайдегер М. Феноменологическое осмысление современной культуры и проблемы образования / Философия образования для XXI века. М.: Наука, 1992. - С.36 - 94.

71. Краткий словарь по философии / Под ред. И.В. Блауберга. 3-е перер.

72. М.: Политиздат, 1979. 413с.

73. Крупская Н.К. О дружбе ребят всех национальностей//Крупская Н.К. избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. - С.540-542.

74. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. - 255с.

75. Кузьмин М.Н. Проблема сохранения единого образовательного и духовного пространства России//Педагогика, 2004.-№ 4. С.3-11.

76. Кукушкин B.C., Столяренко А.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Ростов на /Дону: Феникс, 2000. 243с.

77. Лай В.А. Школа действия: Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1971. - С.534-558.

78. Леонтович Р.Н. Адаты кавказских горцев. Одесса , 1882 г., т.1.

79. Лернер И.Я. Состав и структура содержания образования./ Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983. - С.173-160.

80. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. 10-е изд. - М.: Рус. яз., 1988. - 632с.

81. Магомедов P.M. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. -Махачкала: Книжное издательство, 1999. 456с.

82. Магомедов P.M. История Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1950. -291с.

83. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 144с.

84. Магомедов A.M. Традиции кавказских горцев. Махачкала, 1999. - 216с.

85. Магомедова З.М. Культура и традиции Дагестана. Махачкала: ДГПУ, 1997. - 94с.

86. Маллаев Д.М. Новая политика и подходы к мировому образованию в XXIвеке // Актуальные проблемы социального образования. Махачкала: ДГПУ, 2003. - С.3-5.

87. Марковин В.И. Дорогами и тропами Дагестана. М.: Искусство, 1988. -200с.

88. Мид М. Культура и мир детства. М.: Главная ред. вост. лит-ры, 1998. -429с.

89. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана: Учебник-хрестомания для 3-4 кл. Махачкала: ПП Гимназия, 2002. - 160с.

90. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 125с.

91. Мирзоев Ш.А. Этнопедагогические условия формирования многокультурной толерантности // Поликультурное образование на Северном Кавказе. Мат. междун. конференции. Махачкала - Пятигорск, 2000. - С.50-51.

92. Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру // Этно-педагогика, сравнительная педагогика и поликультурное образование. -Пятигорск: ПГЛУ, 2004. 294с.

93. Молодежь: будущее России. М.: НИЦ при Институте молодежи, 1995.-240с.

94. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. М.: Знание, 1991. - 80с.

95. Мусаев Т. Рутулы. Махачкала: Книжное издательство, 1997. - 220с.

96. Надолинская J1.H. Влияние тендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика, 2004. № 5. - С.30-35.

97. Народы Дагестана. М., 1955. - 316с.

98. Народы Дагестана / Под ред. Арутюнова С.А., Османова А.И., Сергеевой Г.А. М.: Наука, 2002. - С.106.

99. Народы Кавказа: Даргинцы, т. 1.- М.: Наука. 316с.

100. Национальная доктрина образования в Российской Федерации// Алмаматер, 1999. № 9. - С. 18-20.

101. Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Махачкала: Юпитер, 2000. - 229с.

102. Нюдюрмагомедов А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании: Дисс. . докт. пед. наук. Ростов на/Д: РГПУ, 1999. - 340с.

103. Нюдюрмагомедов А.Н. Методологические основы синтеза нравственных ценностей в многокультурном образовании // Влияние качества образования и обучения на формирование личности. Махачкала: ДГПУ, 2004. -С.119-122.

104. Нюдюрмагомедов А.Н. Смыслосозидающие учебные технологии в воспитании нравственной позиции студентов // Гуманитарные науки: Новые технологии образования. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. - С.238-241.

105. Нюдюрмагомедов А.Н., Рамазанов М.Б. Структурно-логические схемы и задачи по педагогике. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995. - 116с.

106. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов. М.: Азбуковник, 1999. - 944с.

107. Османов М.З. Даргинцы // Эхо Кавказа, 1995. № 3. - С.2-8.

108. Панкеев ИА. Энциклопедия этикета для детей. 2-е изд. М.: OJIMA-ПРЕСС, 2002. - 383с.

109. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / С.А. Смирнов и др. М.: Академия, 1999. - 512с.

110. Педагогика: учебное пособие /Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996, - 640с.

111. Педагогика эксперимента: (Атмосфера поиска дает ребенку больше, чем проверенные временем технологии) // Первое сентября, 1998, 24 янв. С.4.

112. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт. сост. Б.М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576с.

113. Пелипенко А.А. Культура как пространство смыслов: Автор дисс. . докт. пед. наук. М., 1999. - 50с.

114. Петров М.К. Язык, знак и культура, г М., 1991. 216с.

115. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. - 489с.

116. Поликультурное образование на Северном Кавказе: Проблемы, тенденции, перспективы: Материалы международной конференции 30-31 мая 2000 г. Пятигорск: ПЛУ, 2000. - 342с.

117. Пулатова Г.Ш. Педагогический потенциал многонациональных детских сообществ // Культура межнационального общения: проблемы формирования и развития. Махачкала, 2001. - С.101-102.

118. Пулатова ГШ. Педагогическое управление в многонациональных детских объединениях: Дисс. .канд. пед. наук. Махачкала: ДГПУ, 2004.-130с.

119. Пулатова Г.Ш. Специфика детских интересов в многокультурном пространстве // Интеграция культур в смыслосозидающем образовании. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. С.73-74.

120. Радина К.Д. Идейно-нравственное формирование личности подростка// В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Медицина, 1980. - С.170-176.

121. Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. В 3-х частях. Ростов на / Дону.: РГПУ, 2003. - 315с.

122. Реалии и перспективы поликультурного образования в Дагестане: Монография / Под ред. С.И. Муртузалиева, В.Н. Цатурова. Махачкала: ДНЦ РАН, 2003. - 282с.

123. Ризванов 3., Ризванов Р. История лезгин. Махачкала: общество книголюбов, 1990. - 58с.

124. Саидов Т.Г. Методическое руководство к учебнику КТНД для учащихся младшего школьного возраста. «Мудрые адаты народа». Махачкала: НИИ Педагогики, 2002. - 56с.

125. Саидова И.О. Детская субкультура как фактор межнационального общения младших школьников // Культура межнационального общения: Проблемы формирования и развития. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - С.164.

126. Саидова И.О., Нюдюрмагомедов А.Н. Традиции и свобода ребенка.-Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. 47с.

127. Салов Ю.А., Тюнников Ю.И. Психолого-педагогическая антропология: Учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 256с.

128. Северный Кавказ. Образование: История и современность. Пятигорск: ПГЛУ, 2001.- 138с.

129. Северный Кавказ: этнополитические и этнокультурные процессы в XX в. М.: ИН-т этнологии и антропологии РАН, 1996. - С.216.

130. Семья, тендер, культура / Отв. ред. В.А. Тишков. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1999. - 183с.

131. Сиверцева Т.Ф. Культурная трансформация и смена идентичностей (Дагестан. Цумадинский район) // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: Моск. центр. Корнеги, 1997. - С. 168-184.

132. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП Магистр, 1997. - 224с.

133. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 447с.

134. Соковня И. Девочки-мальчики, женщины-мужчины // Директор школы, 1993.-№ 1.-С. 19-22.

135. Супрунова Л.Л. Диалог культур как принцип поликультурного образования // Поликультурное образование на Северном Кавказе: Матер, международ, конференции. Махачкала-Пятигорск: ИПЦ ДГУ, 2000. - С.22-23.

136. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.- 192с.

137. Темирджанова М.А. Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде: Дисс. . канд. пед. наук. -Махачкала, ДГПУ, 2004. 156с.

138. Теоретические основы содержания общего образования / Под ред. В.В. Краевского. М.: Педагогика, 1983. - 352с.

139. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997. - 412с.

140. Тихонова Е.П. Культура и смысл: Опыт октологического анализа: Автор, дисс. . канд. филос. наук. Томск, 1999. - 22с.

141. Традиционный фольклор народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.-94с.

142. Тучалаев С.Т. Национальная школа Дагестана: Проблема, опыт, перспективы развития. Ростов н/Д., 2001. - 214с.

143. Учебные стандарты школ России. Кн. 1. Начальная школа. Обществен-ногуманитарные дисциплины. М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998. - 380с.

144. Фридман И.К. Себя как в зеркале я вижу. Взрослые в общении с детьми, дети в общении со взрослыми: Взаимоотношения и взаимоотражения. -М.: Семья и школа, 1996. 207с.

145. Хаджиалиев К.И. Технологии интеграции нравственных ценностей в самообразовании и досуге учащейся молодежи // Гуманитарные науки: Новые технологии образования. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. - С.311-313.

146. Хасаева А.В. К вопросу о формировании позитивной этнической идентичности у учащейся молодежи Дагестана // Гуманитарные науки: Новые технологии образования. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. - С.316-317.

147. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. - 207с.

148. Храм и рынок: человек в пространстве культуры. СПб.: Алатейа, 1999.- 296с.

149. Черникова Т.В. История России. XVII-XVIII века: Учеб. для 7 кл. общеобр. учрежд / Под ред. А.Н. Газарова.-З-е изд. М.: Дрофа, 2002. - 272с.

150. Чипашвили С.О. Молодежные субкультуры и проблемы маргинальной личности // Поликультурное образование на Северном Кавказе. Материалы междунар. конференции. Махачкала - Пятигорск: ИПЦ ДГУ, 2000. - С.219-221.

151. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Логос, 1993.- 181с.

152. Шахаев А.Ш. Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (На материале Республики Дагестан): Автор, дисс. . канд. пед. наук. Махачкала, ДГУ, 2002. - 23с.

153. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход).- М.: ИЧП магистр, 1997. 48с.

154. Школа и мир культуры этносов: Труды инст-та национальных проблем образования РФ. Владикавказ: ИР, 1994. - 426с.

155. Этика: Учебник / Под ред. Гусейнова А.А. М.: Гардарики, 2003. - 496с.

156. Юсупов X., Муталимов М. Харбукцы: История и культура. Махачкала: Юпитер, 1997. -516с.

157. Якубов З.Я. Использование этнопедагогики в воспитании школьников. -Махачкала, ИПЦ ДГУ, 2000. 34с.

158. Ямбург Е. Школа для всех. М.: Новая школа, 1997. - 216с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.