Мюзикл как феномен музыкальной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Ся Цзыхань

  • Ся Цзыхань
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 218
Ся Цзыхань. Мюзикл как феномен музыкальной культуры: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки». 2022. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ся Цзыхань

Введение

Глава1. Истоки и эволюция мюзикла

1.1. Мюзикл и его жанровые предшественники

1.2. Из истории мюзикла: процесс формирования жанра

1.3.От "золотого века" к мировой экспансии

Глава 2. Мюзикл как проявление принципа кроссовера

2.1. Музыкальный кроссовер: проблема генезиса

2.2. Полижанровость и полистилистика в мюзикле Э. Ллойд

Уэббера«Кошки»

2.3.Диффузная полижанровость и полистилистика в мюзиклеР. Коччанте «Нотр-Дам де Пари»

2.4. Мюзикл Р. Игнатьева «Анна Каренина» как явление стилевого синтеза

Глава 3. Жанр мюзикла и особенности его интерпретации в России и Китае

3.1. Основные тенденции развития российского мюзикла

3.2. Некоторые особенности массовых музыкальных жанров и перспективы развития мюзикла в Китае

Заключение

Словарь терминов

Список литературы

Приложение 1. Нотные примеры

Приложение 2. Схема-таблица мюзикла «Анна Каренина» Р. Игнатьева

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мюзикл как феномен музыкальной культуры»

Введение

Актуальность данного исследования обоснована композиторской и исполнительской практиками, а также научной полемикой, возникшей вокруг темы мюзикла. Возраст мюзикла достаточно молодой, по сравнению с другими театральными жанрами он зародился лишь в прошлом веке. Данный музыкально-сценический жанр, начиная со второй половины XX века и по настоящее время, переживает период расцвета, как в мировой, так и в российской культуре. И если в американском и западноевропейском музыкознании мюзикл уже давно рассматривается как один из ведущих жанров коммерческой театральной эстрады, имеющий собственную историю и традиции, то для России и, в особенности, Китая, это сравнительно новый феномен, связанный, прежде всего, с массовой культурой.

Природа мюзикла синтетическая по своему происхождению, объединяет в себе элементы театрального, музыкального, хореографического действа, иногда даже кинематографического и циркового искусства. Изначально он возник как жанр развлекательного характера, как шоу, поэтому при создании мюзикла авторы придумывали, как правило, захватывающий сюжет, «легкую» для восприятия и запоминающуюся музыку, броскую хореографию, зрелищные декорации и спецэффекты. По энергии и вовлеченности аудитории в творческий процесс он должен превосходить близкие ему музыкально-театральные жанры: оперу и оперетту.

Жанр мюзикла, как и одного из его ответвлений — рок-оперы, привлекает широкую аудиторию еще и потому, что они объединяют в себе два пласта (по терминологии В. Д. Конен): второй (профессиональное композиторское искусство) и третий (бытовая музыка и массовые жанры). Его пограничным положением объясняется интерес к мюзиклу самых разных

композиторов, тяготеющих как к более серьезному и высокому искусству (Л. Бернстайн, Э. Ллойд Уэббер, С. Сондхайм, А. Журбин, А. Рыбников), так и массовому развлекательному его направлению (Р. Роджерс, Дж. Кандер, Ж. Пресгюрвик, К. Брейтбург).

В настоящее время жанр мюзикла чрезвычайно востребован. За время его существования, различными композиторами были созданы сочинения, которые сейчас считаются шедеврами, концентрирующими в себе наивысшие достижения в этой области: «Призрак оперы» и «Кошки» Э. Ллойд Уэббера, а также его рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда», «Вестсайдская история» Л. Бернстайна, «Отверженные» К. -М. Шенберга и А. Бублиля. Они заслужили не только признание театральной общественности, но и всеобщую любовь зрителей и любителей музыки. Среди российских образцов классическими признаны рок-оперы «Орфей и Эвридика» А. Журбина и «Юнона и Авось» А. Рыбникова. Эти произведения не только возобновляются и ставятся в различных городах, но и создаются новые, в том числе и в России. Так, за последние пять лет были поставлены «транскрипции» зарубежных мюзиклов: «Призрак оперы» Э. Ллойд Уэббера, «Бал вампиров» М. Кунце и Дж. Стейнмана, «Золушка» Р. Роджерса, «Привидение» Д. Стюарта, «Суини Тодд» С. Сондхайма, «Шахматы» Т. Райса, Б. Андерссона и Б. Ульвеуса, а также «Мисс Сайгон» К.-М. Шёнберга и А. Бублиля. Среди российских мюзиклов, созданных за последнее время, отметим «Анну Каренину» Р. Игнатьева, «Джейн Эйр», «Мост над рекой» К. Брейтбурга, «Преступление и наказание» Э. Артемьева, «Декабристы» Е. Загота, «Собака на сене» А. Клевицкого, «Доходное место» Г. Гладкова, «Стиляги» на музыку отечественных групп Браво, Кино, Наутилус Помпилиус, Чайф и др.(по одноименному фильму).

Жанр мюзикла возник в первой половине XX века, и его появление связано с ярко выраженной тенденцией становления массовой культуры. Ее развитие влияло и на динамику реагирования развлекательных

театрализованных представлений. Фиксация этих процессов, анализ влияния, равно как политических и социальных явлений, на изменения в жанре мюзикла, представляют собой научную проблему.

Вопросы академического и неакадемического (популярного) искусства изучены раздельно в достаточно высокой степени. Однако в России исследований, посвященных их интеграции в мюзикле как форме межкультурного общения, немного. Большая часть работ посвящена явлению синтеза пластов академической и массовой культуры. Однако это явление наблюдается также и в жанре мюзикла. Тем не менее, специальных исследований, посвященных данной теме, до сих пор не обнаружено.

На фоне всеобщей тенденции взаимопроникновения европейской и китайской культур, жанр мюзикла распространился и в Поднебесной. Сегодня наблюдается попытка соединения высоких технологий и грандиозности визуального ряда китайского мюзикла с элементами китайского театрального искусства, а также создания собственных национальных моделей жанра. В связи с этим актуальность изучения и осмысления плодотворного опыта, накопленного китайскими авторами в области создания мюзикла, и оценка перспектив развития жанра представляются очевидными.

Цель настоящего исследования рассмотреть феномен мюзикла XX и начала XXI века в контексте проблем синтеза жанров, в аспекте диалога массового и академического искусств и выявить отличительные черты его традиций в различных регионах мира.

Музыкальный материал диссертации представлен тремя мюзиклами, относящимся к разным национальным школам: «Кошки» Э. Ллойд Уэббера (английская), «Нотр-Дам де Пари» Р. Коччанте (французская) и «Анна Каренина» Р. Игнатьева (русская). Изучение истории и традиций мюзикла в разных странах влечет за собой экскурсы в творчество Л. Бернстайна,

С. Сондхайма, Р. Роджерса, Дж. Хермана, Дж. Гершвина, Ф. Лоу, Дж. Керна, В. Юманса, В. Херберта, К.-М. Шёнберга, И. Дунаевского, Н. Стрельникова, А. Колкера, А. Журбина, А. Рыбникова, А. Иващенко и Г. Васильева, К. Брейтбурга, Ли Цзиньхуэя, Хао Вэйи.

Объектом диссертации является феномен мюзикла в его разновидностях.

Предметом — жанрово-стилевые взаимодействия.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

• охарактеризовать феномен мюзикла, его генезис и этапы эволюции;

• выделить явление рок-оперы как ответвления жанра мюзикла, повлиявшего на его мировую экспансию и породившего множество образцов и национальных традиций;

• рассмотреть феномен музыкального кроссовера как синтез академического музыкального творчества и популярного искусства;

• определить взаимоотношение жанровых составляющих мюзикла и полистилистических принципов образования его художественно-организованной целостности;

• охарактеризовать историко-стилевой контекст и особенности интерпретации жанра мюзикла, наметив перспективы развития его в России и Китае.

Методологической основой работы стали принципы историзма, системный и комплексный подходы к предмету исследования, методы научного описания, аналогий, принципы историко-типологического, эстетического, стилевого анализа. Использовано знание, отраженное в трудах по проблемам музыкального театра, вопросам синтеза искусств [7; 8; 11; 14; 17; 20; 21; 22; 25; 26; 45; 74; 84; 90; 93; 99; 123; 128; 139; 140; 146; 148].

Степень изученности проблемы. В процессе исследования нами было изучено 176 источников на русском и иностранных языках, включая Интернет-ресурсы. Мюзикл как один из ведущих жанров художественной практики второй половины XX - начала XXI века имеет широкую исследовательскую основу. Вопросы его возникновения и развития, взаимодействие со смежными жанрами оперы, оперетты, рассмотрение в контексте проблем массовых жанров и диалога культур освещаются в исследованиях С. Бушуевой [22], Л. Данько [37], Э. Кампуса [55], Е. Андрущенко [7], А. Сысоевой [79], М. Бобровой [14], М. Гринберг, М. Тараканова [36].

Историческую эволюцию жанра раскрывают в различной степени исследования Л. Данько [37], Л. Гавриловой [33], диссертационные исследования М. Бобровой [14], Е. Андрущенко [7], В. Брейтбург [17; 20]. Среди зарубежных исследователей истории мюзикла отметим М. Лаббока [123], М. Бауха [107], Э. Лэмба [121], Дж. Стернфельд [131], В. Сиропулоса [128].

Жанр мюзикла довольно часто освещается в научно-популярной литературе. Примерами тому служат издания Н. Енукидзе [44], статьи И. Емельяновой в энциклопедии «Великие мюзиклы мира»[42; 43] и Адабашьяна В. в энциклопедии «Музыка наших дней» [1]. Историческая характеристика жанра представлена в учебных пособиях К. Акопяна [3], А. Мешковой и А. Коробовой [64], Е. Костюк [61].Проблемам интерпретации и постановки мюзикла (особенно в российском пространстве) посвящено исследование Брейтбургов «Мюзикл: искусство и коммерция» [20].

Монографические исследования и очерки представлены различными источниками. Прежде всего, это многочисленные интернет-ресурсы, в которых содержится информация о биографиях композиторов и их сочинениях. Творчество композиторов рассмотрено также в диссертациях Е. Андрущенко [7] и А. Сахаровой [74], посвященных мюзиклам, Э. Ллойд

Уэббера, М. Бобровой - творчеству А. Журбина и А. Рыбникова [14], В. Брейтбург, посвященной мюзиклам К. Брейтбурга [17]. Еще одним типом источников являются автобиографические труды композиторов, содержащие информацию об их личности и творческом пути, имеющуюся в работах А. Журбина [49] и С. Сондхайма [130].

Проблемы диалога культур и музыки «третьего направления» освещены в труде выдающегося музыковеда XX века В. Конен «Третий пласт» [59], книге А. Цукера «И рок, и симфония» [93]. Феномен «классического кроссовера» и «массовой культуры» отражены в работах

A. М. Цукера[93; 94; 95], Т. В. Адорно[2], Ф. М. Шак [103], Д. Дидерихсен [114], Дж. Тойнби [132].

Проблемами современной эстрадной музыки занимались А. Акопян[3], Ч. Мукерджи[68], И. Пригожин[71], Т. Чередниченко[96, 97, 98]. В сфере изучения жанра мюзикла следует выделить диссертацию В. Брейтбург[17], посвященную жанру эстрадного мюзикла в творчестве К. Брейтбурга, а также диссертационные исследования А. Бахтина[11], Е. Андрущенко [7], М. Бобровой[14], А. Сахаровой[74] и А. Сысоевой[79].

Основные положения данной работы учитывали достижения исследований, посвященных жанру мюзикла. В первую очередь, имеются в виду диссертации Е. Андрущенко [7], М. Бобровой [14], А. Сысоевой [79],

B. Ткаченко [84], В. Сиропулоса [128], Ван Минсюнь [25], исследования Л. Гавриловой [33], В. Брейтбург [16; 17; 20], А. Цукера [93, 94], Н. Енукидзе [44], Дж. Стернфельд [131], Ван Юйхе [135-137], статьи Цай Чжо [90; 91], Т. Ф. Шак [102], Н. В. Ройтберг [72], В. Шулина [105], Э. Лэмба [120], в которых рассматриваются различные аспекты данного жанра. Отметим также статьи А. Цилинко [92], Ф. М. Шака [103], Е. Семенченко [75], Ю. Антиповой [9], М. Зайцевой [51] и диссертационное исследование Л. И. Данько [39], посвященные феномену музыкального кроссовера.

Процесс влияния европейской массовой музыкальной культуры на эстрадное музыкальное искусство Китая стал предметом пристального внимания целого ряда исследователей. Среди них особенно выделяется диссертация Хуань Сяньюй, посвященная становлению и развитию системы музыкального эстрадно-джазового образования в России [89], затрагивается также труды Ван Юйхе о современной китайской музыке [135,136, 137]. Среди авторов, занимающихся разработкой данной проблематики, можно назвать Ван Минсюнь [24; 25], Ван Юн И [138], Линь Жун [140], Фэн Юаня [146], Цзюй Цихун [148; 149] и ряд других исследователей.

Таким образом, знание, сложившееся в этой области, многогранно и многовариантно, насыщено экспериментами и поисками. Оно позволяет в свете заявленной проблематики выделить вопрос о влиянии европейской популярной музыки на массовую музыкальную культуру в Китае, в том числе и на жанр мюзикла.

Научная новизна. Данная работа представляет комплексное исследование, посвященное истории мюзикла и специфике его интерпретации в разных странах мира (Америке, Англии, Франции, России, Китае), а также анализу образцов, относящихся к некоторым из перечисленных национальных традиций. Систематизирована терминология (в том числе зарубежная), исследованы разновидности и ответвления мюзикла в широком историческом контексте. Представлен новый ракурс мюзикла «Кошки» Э. Ллойд Уэббера, впервые введены в научный обиход мюзиклы «Нотр-Дам де Пари» Р. Коччанте и «Анна Каренина» Р. Игнатьева.

Степень достоверности и апробация результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечена, с одной стороны, применением комплекса методов, апробированных в российском и мировом музыкознании в области современных музыкально-театральных жанров, с другой - использованием широкого круга источников, связанных с изучением мюзикла в разных странах.

По материалам диссертации опубликованы статьи «Массовые музыкальные жанры в Китае», «Жанр рок-оперы и его выдающиеся образцы в музыкальной культуре последней трети XX века» и «Мюзиклы в творчестве Р. Игнатьева и К. Брейтбурга» в журналах, рекомендуемых ВАК РФ. Вопросы, поднятые в работе, освещались в докладах автора на международных научных конференциях «Искусство, дизайн и современное образование» (Москва, 2019). Тема доклада «Жанр рок-оперы и его претворение в творчестве композиторов второй половины ХХ — начала XXI века. «Творчество и исполнительство: взгляд молодых ученых на мир искусства» I,II (Москва, 2021). Тема доклада: «Мюзикл в аспекте жанрово-стилевых взаимодействий».

Практическая ценность. Материалы диссертации могут быть использованы в курсе истории музыки и музыкальной литературы, истории театра и мировой художественной культуры.

Теоретическая ценность. Данная работа содержит ряд наблюдений и выводов, которые могут послужить базой дальнейших исследований, посвященных жанрам мюзикла, рок-оперы, произведений массовой культуры;

Положения, выносящиеся на защиту:

• тенденция доминирования различных национальных школ на разных этапах развития жанра: американской — в первой половине XX века, английской — во второй половине XX века, французской — на рубеже XX-XXI веков, является определяющей;

• конструктивным стержнем мюзикла второй половины XX - начала XXI века становится принцип кроссовера, синтезирующий элементы академического и массового искусства;

• авторская индивидуальность, основанная на полистилистическом и полижанровом решениях трактовки мюзикла, играет ведущую роль в музыкальной драматургии спектакля;

• своеобразие интерпретации жанра мюзикла базируется на специфических особенностях театрального искусства России и Китая, способствующих появлению его самобытных разновидностей;

• мюзикл с его синтезирующими тенденциями и объединением элементов неакадемического и академического пластов - явление, свойственное культуре эпохи постмодернизма.

Структура диссертации. Диссертация содержит введение, три главы, заключение, словарь терминов, список литературы и два приложения. В первой главе представлена эволюция жанра, начинающаяся с характеристики развлекательных сценических жанров-предшественников и заканчивающаяся современными тенденциями и особенностями становления мюзикла в различных странах, здесь также систематизированы терминология и разновидности жанра. Во второй главе охарактеризован феномен музыкального кроссовера, проанализированы мюзиклы «Кошки» Э. Ллойд Уэббера, «Нотр-Дам де Пари» Р. Коччанте и «Анна Каренина» Р. Игнатьева с точки зрения их полижанровых и полистилистических особенностей, а также с позиции стилевого синтеза. В третьей главе выявлена специфика становления и развития жанра мюзикла в России и Китае на примере постановок, привезенных зарубежных образцов и создания отечественными композиторами собственных произведений .

Глава 1. Истоки и эволюция мюзикла 1.1. Мюзикл и его жанровые предшественники

В сравнении с другими музыкально-сценическими жанрами мюзикл является молодым и активно развивающимся жанром. Его история началась в прошлом веке и продолжаетсядо сих пор. Поэтому в музыковедческих исследованиях, несмотря на множество попыток дать научное определение этому жанру, оно до сих пор остается размытым. В большинстве случаев удается уловить лишь специфические черты мюзикла. Главным образом, исследователи отмечают равноправность его трёх составляющих— музыки, текста1 и хореографии. М. Е. Тараканов рассматривает этот жанр как «особый тип синтеза элементов ... (драматургия, музыка, хореография, ритм, пластика и др.»[36, 231]. Точнее определяет мюзикл Н. И. Енукидзе как «грандиозное шоу2 (то есть, представление, зрелище), в котором наиболее важными и практически равноправными элементами стали музыка, динамичная драматургия и развитая хореография» [44, 62]. Она также отмечает его двойственную природу, поскольку, по ее мнению, это одновременно и искусство, и мощная развлекательная индустрия.

Еще одно мнение, на котором сходятся исследователи: мюзикл результат синтеза черт различных развлекательных музыкально-театральных жанров прошлого. Как правило, это — европейские жанры, завезенные в Америку и пользовавшиеся там успехом. С другой стороны, в Америке появлялись и свои самобытные жанры, как, например, театр менестрелей, который был одним из предшественников мюзикла.

Показателем синтеза многочисленных истоков в одном конкретном жанре является изменяющаяся природа терминологии. Так, само слово «мюзикл» представляет собой субстантивацию прилагательного musical,

1 Недаром, в отличие от оперных произведений, где принято указывать только имя композитора, рядом с названиями мюзиклов обычно пишется имя композитора и автора либретто, который играет не менее важную роль в создании спектакля.

2 Под шоу Н. Енукидзе также подразумевает киноверсии мюзиклов.

которое стало сокращением обозначений musical comedy («музыкальная комедия») или musical play («музыкальная драма»). Термин musical comedy изначально употреблялся для обозначения американских и английских музыкальных спектаклей 80-х и 90-х годов Х1Хвека. В первой половине XX столетия стали применяться другие обозначения, чаще всего musical romance («музыкальный роман») и musical play («музыкальная драма»). Этот термин также используется для обозначения мюзиклов, созданных после «Оклахомы» Р. Роджерса (то есть, после 1943 года), где музыка, драма и танец стремятся к единому драматическому целому. Благодаря этому произведению в 40-х годах минувшего века произошло сокращение названий до слова musical. Это обстоятельство стало свидетельством того, что драматические качества, ранее представленные понятиями «комедия», «пьеса» стали частью исторически устоявшегося жанра «мюзикл».

В 70-х и 80-х годах XX века возникла разновидность «мюзикла сквозного музыкального развития» (по определению А. В. Сахаровой). В англоязычной литературе он получил название megamusical («мегамюзикл») или sung-through/through-sungmusical («полностью поющийся мюзикл»). Отличие от классического мюзикла в этом случае сосредоточено во втором варианте названия: в данной разновидности разговорные диалоги заменены различными вариантами речитативов accompagnato. В таком типе мюзикла музыке отводится ведущая роль: с ее помощью композитор стремится объединить действие, преодолеть дискретность номерной структуры. Это явление, прежде всего, характерно для мюзиклов Эндрю Ллойда Уэббера: именно в его творчестве данная жанровая разновидность стала наиболее показательной. Вследствие доминантной роли музыкальной драматургии стирается грань между мюзиклами сквозного музыкального развития и операми, поэтому для них стали более употребительными обозначения «рок-опера», «поп-опера».

Мюзиклы типа sung-through стали особенно значимыми вследствие популярности таких произведений как «Кошки» и «Призрак оперы» Эндрю Ллойда Уэббера, «Отверженные» Клода-Мишеля Шёнберга: это обстоятельство неожиданно привело к повторному введению термина musical comedy. Однако значение его изменилось, и теперь он стал использоваться для разновидности мюзиклов с разговорными диалогами.

Как уже отмечалось, у мюзикла были предшественники в виде различных развлекательных музыкально-театральных жанров европейского происхождения. Исследователи приводят различные источники мюзикла. Е. Ю. Андрущенков в своей кандидатской диссертации «Мюзиклы Э. Ллойда-Уэббера конца 1960-1980-х годов: Сюжеты. Жанр. Стилистика» выделяет семь жанров: балладная опера, театр менестрелей, экстраваганца, бурлеск, водевиль, ревю, оперетта. Те же самые жанры приводит и М. С. Боброва в работе «Отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины XX - начала XXI века». Л. В. Гаврилова в свою очередь выявляет десять жанров: балладная опера, бурлеск, водевиль, мюзик-холл, театр менестрелей, экстраваганца, эстрадное ревю, кабаре, варьете, европейская оперетта/музыкальная комедия. Н. И. Енукидзе рассматривает только пять предшественников мюзикла: балладную оперу, театр менестрелей, экстраваганцу, бурлеск и водевиль.

В настоящем исследовании остановимся на семи основных музыкально-театральных жанрах, которые повлияли на формирование жанра мюзикла:

• Балладная опера

• Театр менестрелей

• Оперетта

• Экстраваганца

• Бурлеск

• Водевиль

• Ревю

Появление балладной оперы связано с музыкально-театральными процессами, происходившими в XVIII столетии в различных странах Европы. В это время получили распространение разновидности комических опер, которые имели в разных странах собственные названия. В Италии они назывались opera buffa, во Франции —opera comique, а в Англии —ballad opera. В свою очередь истоки английской балладной оперы восходят к комическим представлениям XVI века, которые назывались drolls и разыгрывались бродячими актёрами. Они исполняли свои собственные стихотворные тексты, используя в качестве мелодий популярные английские, шотландские и ирландские баллады. Этой характерной особенностью объясняется название музыкальных спектаклей XVIII века, в которых балладная опера сохранилась с далеких времен.

Её отличительной чертой, подобно французской комедии в водевилях и немецкому зингшпилю, являлось чередование музыкальных номеров с разговорными диалогами часто сатирического характера. Они представляли собой аранжировку мелодий популярных песен или итальянских оперных арий и были довольно лаконичными, дабы минимизировать отстранение от сюжетного хода истории. Другая особенность балладной оперы заключалась в использовании известных сюжетов мировой истории или литературы, которые трактовались в нарочито сниженном варианте с добавлением черт повседневного быта. Так, персонажи балладных опер часто являлись представителями низшего класса или были связаны с криминальной средой.

Наиболее показательным образцом этого жанра стала «Опера нищего»3, созданная в 1728 году драматургом Джоном Геем и композитором Иоганном Кристофом Пепушем. Дж. Гей сочинил текст пьесы и стихи для музыкальных номеров, а немецкий музыкант И. К. Пепуш создал оригинальные мелодии, обработки мелодий баллад и известных песен того времени. Кроме того, в музыке использовались фрагменты из произведений Г. Пёрселла, Г. Ф. Генделя, Дж. Бонончини и других композиторов. А идею сюжета подсказал Дж. Гею Джонатан Свифт, предложив историю, действие которой разворачивается в среде мошенников и уголовников4. Авторство оперы приписывается нищему, чем обусловлено ее название. «Опера нищего» стала не только своеобразной сатирой, высмеивающей политику и коррупцию во всех слоях общества, но и пародией на увлечение в Англии итальянской opera seria. Поэтому произведение трактуется порой как опера-пародия или анти-опера.

Премьера «Оперы нищего» состоялась в театре Линкольнс-Инн-Филдс 29 января 1728 года. Спектакль выдержал 62 представления, что по тем временам считалось необычайным успехом. После этого события многие английские композиторы XVIII века, такие как Генри Филдинг, Колли Сиббер, Чарльз Коффи, Томас Арн, стали писать балладные оперы, которые пользовались большой популярностью. Однако уже к середине века этот жанр пришел в упадок.

Все популярные английские балладные оперы получили известность и в Америке. Однако, как и другие европейские жанры, «Опера нищих», завезенная в 1751 году в Нью-Йорк, адаптировалась к вкусам американского зрителя. Спектакли пополнялись американскими народными песнями, иногда с новыми стихами, отражающими повседневную жизнь жителей Нового Света. Постепенно стали появляться собственные произведения. Одной из

3 В исследовательских работах также встречается название «Опера нищих».

4 Надо отметить, что сюжет оказался актуальным и в XX веке: в 1928 году по мотивам «Оперы нищих» немецкий драматург Б. Брехт в содружестве с композитором К. Вайлем создал «Трёхгрошовую оперу».

первых американских балладных опер принято считать спектакль «Лучники, или Швейцарские горы» («The Archers, Or Mountaineers of Switzerland») У. Дунлапа (William Dunlap) и Б. Карра (Benjamin Carr), поставленный в Нью-Йорке в 1796 году. Этот жанр оставался ведущим для музыкальных театров Англии и Америки до середины XIX века.

Интересен тот факт, что во многих драматических спектаклях, ставившихся на английских сценах, использовался комический образ чёрного невольника. Эта традиция стала связующим звеном между театральной культурой Англии и Америки, а также основой создания собственно американского театрального жанра — театра менестрелей.

С другой стороны, именно такие отличительные черты балладной оперы, как ее злободневность, тяготение к сатиричности сюжета, изображению сторон современной бытовой жизни, использованию популярных городских песен, в будущем станут определяющими чертами жанра мюзикла.

В конце XVIII века в Америке стали популярными представления, в которых белые исполнители изображали негров. Они раскрашивали лицо жжёной пробкой, надевали кудрявый парик и исполняли комические песенки, шаржи и скетчи, порой аккомпанируя себе на банджо. С другой стороны, Л. В. Гаврилова упоминает о существовании традиции выступлений белых в роли негров в итальянской опере buffa [33, 16].

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ся Цзыхань, 2022 год

Список литературы

1. Адабашьян, В. Мюзикл/ В. Адабашьян // Музыка наших дней: Современная энциклопедия / Под ред. Д. Володихина. - М.: Аванта+, 2002. -С. 80-83.

2. Адорно, Т. Избранное: Социология музыки / Т. Адорно, сост.: С. Я. Левит; пер.: М. И. Левина, А. В. Михайлов.- М.; СПб.: Университетская книга, 1999. - 445с.

3. Акопян, К.З. Массовая музыкальная культура/ К. З. Акопян. - М.: Альфа, 2004.- 226 с.

4. Алексеев, Э. Е. Азбука жанра. Творческие проблемы мюзикла/Э. Е. Алексеев // Театр. журнал, 1967. - № 9. - С. 141-147.

5. Андрущенко, Е. Ю. Ллойд-Уэббер и «Музыка из бывшего СССР»: у истоков «Третьего направления» / Е. Ю. Андрущенко // Южно-Российский музыкальный альманах, 2014. - № 4 (17). - С. 40-50.

6. Андрущенко, Е. Ю. Новая ипостась Шалюмо (об интертекстуальных параллелях к мюзиклу «Призрак Оперы» Э. Ллойда-Уэббера) / Е. Ю. Андрущенко // Научный вестник Московской консерватории, 2012. - № 1. - С. 92-99.

7. Андрущенко, Е. Ю. Мюзиклы Э. Ллойда-Уэббера конца 19601980-х годов. Сюжеты. Жанр. Стилистика: дис...канд. искусств.: 17.00.02/ Е. Ю. Андрущенко. - Ростов-на-Дону, 2007. - 242 с.

8. Андрущенко, Е. Ю. Современная опера «под знаком мюзикла»: предпосылки, истоки, тенденции (статья 1)/ Е. Ю. Андрущенко // Южнороссийский музыкальный альманах, 2015. - №4. - С. 89-94.

9. Антипова, Ю. В. Стиль фьюжн: к вопросу о различных формах диалога в отечественной массовой музыке / Ю. В. Антипова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2017. - №4 (78).- С. 24-27.

10. Артемьев, Э., Лессер, В., Журбин, А. Рок-музыка: продолжение разговора / Э. Артемьев, В. Лессер, А. Журбин // Музыкальная жизнь, 1987. -№ 1. - С. 22-23.

11. Бахтин, А. А. Синтез искусств как основа мюзикла для взрослых и детей: дис... канд. искусств/ А. А. Бахтин. - М., 2006. - 143 с.

12. Бернстайн, Л. Музыка — всем /Л. Бернстайн, пер. с англ. В. Н. Чемберджи; вступ. ст. Е. Ф. Бронфин. - М.: Сов. Композитор, 1978. -258 с.

13. Боброва, М. С. Отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины ХХ века - начала XXI века: автореф. дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / М. С. Боброва. - Ростов, 2011. - 23 с.

14. Боброва, М. С. Отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины XX века - начала XXI века: дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / М. С. Боброва. - Ростов, 2011. - 297 с.

15. Боброва, М. С. Рок-опера Александра Журбина «Орфей и Эвридика»: проблемы драматургии / М. С. Боброва // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2011. - Вып. 4. - С. 172-175.

16. Брейтбург, В. В. Особенности эстрадных мюзиклов К. А. Брейтбурга / В. В. Брейтбург // Манускрипт. - Тамбов: Грамота, 2018. -№ 8(94).- С. 101-105.

17. Брейтбург, В. В. Жанр эстрадного мюзикла и его преломление в творчестве Кима Брейтбурга: драматургия, режиссура, постановочные процессы: дисс. канд. искусств.: 17.00.02 / В. В. Брейтбург. - Саратов, 2018. -250 с.

18. Брейтбург, В. В. Отечественный эстрадный мюзикл в контексте бытования массовых жанров: к постановке проблемы/ В. В. Брейтбург // Манускрипт. - Тамбов: Грамота, 2018. - № 8(94). - С. 106-111.

19. Брейтбург, В. В. Стилистические приемы создания образа Джейн Эйр в мюзикле Кима Брейтбурга / В. В. Брейтбург // Вестник КемГУКИ,2017. - № 41. - т. 1. - С. 143-149.

20. Брейтбург, К. А., Брейтбург, В. В. Мюзикл: искусство и коммерция: учебное пособие/ К. А. Брейтбург, В. В. Брейтбург. - Спб.: Лань, Планета музыки, 2020. - 288 с.

21. Будаева, Т. Б. Музыка традиционного китайского театра цзинцзюй: Пекинская опера: дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / Т. Б. Будаева. -М., 2011.- 253 с.

22. Бушуева, С. К. Мюзикл/С. К. Бушуева // Искусство и массы в современном буржуазном обществе. - М.: Искусство, 1989. - С. 170-193.

23. Ван, Дун. Западный мюзикл и его положение в Китае / Дун Ван // Научный вестник Института Искусств Народно-Освободительной армии, 2007. - №2.- С. 28-33.

24. Ван, Минсюнь. Китайский мюзикл на рубеже веков: в поисках самобытности / Минсюнь Ван // Актуальные тенденции развития современной белорусской культуры: материалы научной конференции (Минск, 23-24 ноября 2011) / Белорусский государственный университет культуры и искусства. - Минск, 2014. - С. 98-102.

25. Ван, Минсюнь. Развитие мюзикла в музыкально-театральном искусстве Китая XX - начала XXI века: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.09 / Минсюнь Ван. - Минск, 2015. - 24 с.

26. Ван, Пэйи. Генезис и современное состояние региональных видов традиционного китайского театра сицюй: авторефю дис. ... канд иск.: 17.00.09 / Пэйи Ван. - Минск, 2016. - 24 с.

27. Ван, Цюн. Национально-культурные традиции в вокально-сценическом искусстве (на примере Пекинской музыкальной драмы и русского оперного театра): автореф. дис. ... канд. иск.: 24.00.01. / Цюн Ван. -СПб., 2008. - 23 с.

28. Васильченко, Е. В. Китайская музыка/ Е. В. Васильченко // Музыка: Большой энциклопедический словарь / ред. Г. В. Келдыш. -М., 1998. -С. 250-251.

29. Васильченко, Е. В. Китайская музыка / Е. В. Васильченко // Музыкальная энциклопедия. [В 5 т.]. Т. 2. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. -М., 1974. -С. 807-815.

30. Великие мюзиклы мира. Популярная энциклопедия / Науч. ред. И. Емельянова. -М.: Олма-Пресс, 2002.-704 с.

31. Виноградова, Т. И. Китайская классическая драма/ Т. И. Виноградова. -СПб.: Северо-запад Пресс, 2005.- 416 с.

32. Вульф, В. Я. От Бродвея немного в сторону: Очерки о театральной жизни США и не только о ней: 70-е годы/ В. Я. Вульф. -М.: Искусство, 1982.-С. 41-54.

33. Гаврилова, Л. В. Мюзикл: страницы истории: учебное пособие / Л. В. Гаврилова, Э. А. Кочурова; ФГБОУ ВПО «Красноярская

государственная академия музыки и театра».-Красноярск: ФГБОУ ВПО КГАМиТ, 2015.- 84 с.

34. Гайда, И. В. Китайский традиционный театр сицюй / И. В. Гайда. -М.: Наука, 1971. -126 с.

35. Гайда, И. В. Театр китайского народа/ И. В. Гайда. -М.: Знание, 1959. -32 с.

36. Гринберг, М. М. Современный мюзикл / М. М. Гринберг, М. Е. Тараканов // Советский музыкальный театр. Проблема жанров: сб. науч. ст. // ВНИИ искусствоведения; ред.-сост. М. Е. Тараканов. - М.: Сов. композитор, 1982. -С. 231-285.

37. Данько, Л. Г. Мюзикл как особая форма музыкально-драматического спектакля: лекция для студентов институтов культуры по курсу «История музыки» / Л. Г. Данько. -Л.: Сов. музыка, 1977. - 26 с.

38. Данько, Л. И. Classical crossover: эволюция и формы проявления/ Л. И. Данько // Известия Уральского государственного университета: Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры, 2010. -№ 5 (84).- С. 284-289.

39. Данько, Л. И. Музыкальное направление classical crossover в современной аудиовизуальной культуре: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.09 / Л. И. Данько -СПб., 2013. -23 с.

40. Димитрин, Ю. Г. Избранное в 5 книгах. Мюзикл/ Ю. Г. Димитрин. -СПб.: Лань, Планета музыки, 2016.- 276 с.

41. Древняя и современная культура Китая. -М.: Прогресс, 1984. -

184 с.

42. Емельянова, И. А. «Кошки» <Э.Ллойда-Уэббера>/ И. А. Емельянова // Великие мюзиклы мира: Популярная энциклопедия. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. -С.505-572.

43. Емельянова, И. А. Мюзиклу можно всё / И. А. Емельянова // Великие мюзиклы мира: Популярная энциклопедия. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. -С. 5-26.

44. Енукидзе, Н. И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла: Книга для чтения/ Н. И. Енукидзе. -М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. -125 с.

45. Жабинский, К. А. О синтезе искусств в неакадемических разновидностях оперного театра XX века // Оперный театр: вчера, сегодня, завтра: сб. ст. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2010. С. 323-339.

46. Жарков, А. Д. Социокультурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология / А. Д. Жарков. -М.: МГУКИ, 2003. -188 с.

47. Жукова, Л. Л. Мюзикл на советской сцене / Л. Л. Жукова // В мире оперетты. 1-е изд. -М.: Знание, 1976. -С. 107-111.

48. Журбин, А. Б. Эндрю Ллойд Уэббер композитор для театра / А. Б. Журбин // Музыкальная жизнь, 1988. -№ 18.-С. 6-8.

49. Журбин, А. Б. Композитор, пишущий о себе и своей работе/ А. Б. Журбин. -М.: Композитор, 2005. -372 с.

50. Жученко, А. Эндрю Ллойд Уэббер и его мюзиклы. Выпуск 1: Из истории музыки ХХ века. Учебное пособие/ А. Жученко. -СПб.: Композитор, 2012. -65 с.

51. Зайцева, М. Л., Будагян, Р. Р. Синтетические черты музыкального направления classical crossover и его проявление в исполнительском искусстве рубежа XX-XXI веков / М. Л. Зайцева, Р. Р. Будагян // Colloquium-journal, 2019. -№ 2 (26). -С. 20-24.

52. Заднепровская Г. В. Литературная опера в теории Карла Дальхауза // Успехи современной науки и образования, 2017, т. 2, № 3. С. 186 - 189.

53. Игнатьев, Ф. И. Эндрью Ллойд-Уэббер как феномен современной художественной культуры: автореф. дис. канд. искусств.: 17.00.09/ Ф. И. Игнатьев. - СПб.: РИИИ, 2004. -25 с.

54. Кабачёк, Н. Л. Танец в российском мюзикле. Теория и практика / Н. Л. Кабачёк // Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2017. -№ 2. -С. 51-64.

55. Кампус, Э. Ю. О мюзикле: [пер. с эст.] / Э. Ю. Кампус. - Л.: Музыка, 1983. -128 с.

56. Китайская музыка // Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ. и ред. Л. О. Акопян. - 2-е рус. изд., испр. и доп. -М.: Практика, 2007. -С. 406-407.

57. Клитин, С. С. Эстрада: проблемы теории, истории и методики / С. С. Клитин. - Л.: Искусство, 1987. -67 с.

58. Кондаков, И. В. Прорыв к полистилистике (Творчество А. Шнитке и искусство XXI в.) / И. В. Кондаков // Общественные науки и современность, 2006. -№ 1. -С. 147-159.

59. Конен, В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века/ В. Д. Конен. -М.: Музыка, 1994. -160 с.

60. Конрад, Н. И. Философия китайского Возрождения: Запад и Восток/ Н. И. Конрад. -М.: Наука, 1966. -124 с.

61. Костюк, Е. Б. Популярные музыкальные направления и жанры XX века: джаз, мюзикл, рок-музыка, рок-опера: учебное пособие/ Е. Б. Костюк. -СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. -196 с.

62. Кудинова, Т. Н. От водевиля до мюзикла/ Т. Н. Кудинова. -М.: Сов. композитор, 1982. -175 с.

63. Ли, Чао. Пекинская опера. Танец. Музыка. Пантомима/ Чао Ли. -СПб., 2003.- 266 с.

64. Мешкова, А. С. Массовая музыкальная культура XX века: учеб. пособие для гуманитар. вузов/ А. С. Мешкова, А. Г. Коробова. -Екатеринбург: УГК, 2004. -100 с.

65. Михеева, Л. В.В мире оперетты/ Л. В. Михеева, А. А. Орелович. -Л.-М.: Сов. композитор, 1977. -383 с.

66. Мозгот, В. Г. Некоторые тенденции развития художественного вкуса современной студенческой молодёжи / В. Г. Мозгот // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. -2007. -№ 2.- С. 292-300.

67. Морозов, Д. «Мяу» по-русски. Легендарный мюзикл «Кошки» поставлен в Москве / Д. Морозов// Культура, 2005. -№ 11 (24 марта). -С. 15.

68. Мукерджи, Ч. Новый взгляд на поп-культуру / Ч. Мукерджи, М. Шадсон, пер. с англ. Захаров А. - М.: Полигнозис, 2000.- №1. - С.23-29.

69. Мюзикл в России: круглый стол // Музыкальная жизнь. -М., 2011. -№5.-С. 12-47.

70. Мюзиклы. Знаменитые и легендарные/ ред. Г. В. Краснова, М. Xаниш. -М.: АСТ, 2017. -336 с.

71. Пригожин, И. И. Политика и вершина шоу-бизнеса / И. И. Пригожин.-М.: ООО «Алкигамма», 2001. -320 с.

72. Ройтберг, Н. В. Что есть «рок», или экзистенциально-трагедийное начало как смысловая доминанта рок-жанра/ Н. В. Ройтберг // Русская рок-поэзия: текст и контекст. -2011. -№ 12. - С. 7-13.

73. Рыбакова, Е. Л. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы исследования /Е. Л. Рыбакова, ред. С. Н. Иконникова. -СПБ.: СПбГУКИ, 2006. -279 с.

74. Сахарова, А. В. Музыкальный театр Эндрю Ллойд Уэббера: жанрово-стилевые модели массовой и академической музыки: дис... канд. иск.: 17.00.02 - М., 2008. -249 с.

75. Семенченко, Е. В. Классический кроссовер как объект массовой культуры / Е. В. Семенченко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2016. -№ 1 (63). -С. 165-168.

76. Стасюк, С. А. Сакральное и профанное в художественном пространстве оперы-драмы / С. А. Стасюк // Academy. -2015. -№1. -С. 21-26.

77. Сыров, В. Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей музыке»: автореф. дисс.докт иск.: 17.00.02 / В. Н. Сыров. - М., 1998. -42 c.

78. Сысоева, А. В. Определение жанровой типологии американского мюзикла 20-х годов XX века в серии постановок Принцесс театра в 1915-1918 гг. / А. В. Сысоева // Театр. Живопись. Кино. Музыка: Межвуз. сб. науч. трудов молодых ученых. Вып. 1.- М.: РАТИ-ГИТИС, 2004. -С. 344-367.

79. Сысоева, А. В. Бродвейский мюзикл. Процесс формирования жанра в 10-20 годы ХХ века: дисс. ... канд. иск.: 17.00.01 / А. В. Сысоева. -М., 2005. -181 с.

80. Ся, Цзыхань. Массовые музыкальные жанры в Китае/ Цзыхань Ся // Художественное образование и наука, 2019. -№ 3 (20). -С. 79-84.

81. Ся, Цзыхань. Жанр рок-оперы и его выдающиеся образцы в музыкальной культуре последней трети ХХ века / Цзыхань Ся // Художественное образование и наука, 2020. -№3 (24). -С. 168-172.

82. Ся, Цзыхань. Интерпретация жанра мюзикла в творчестве Р. Игнатьева и К. Брейтбурга / Цзыхань Ся // Художественное образование и наука, 2021. - №2 (27). - С. 121-126.

83. Таюшев, С. С. Жанр crossover как явление популярной культуры/ С. С. Таюшев // Знание. Понимание. Умение, 2011. -№ 1.- С. 231-237.

84. Ткаченко, В. В. Проблемы рок-оперы (на примере музыкально-сценических произведений А. Рыбникова): автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / В. В. Ткаченко. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1993. -24 с.

85. Труфанова, Е. «Звездный Экспресс» <Э. Ллойда-Уэббера>/ Е. Труфанова // Великие мюзиклы мира: Популярная энциклопедия. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. -С. 573-594.

86. У, Ген-Ир. История музыки Восточной Азии: Китай, Корея, Япония: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Ген-Ир У.-СПб.: Планета музыки, 2010. -541 с.

87. Ханиш, М. О песнях под дождём: пер. с нем. / М. Ханиш; [Предисл. И. Шиловой]. -М.: Радуга, 1984. -162 с.

88. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие/ В. Н. Холопова. -СПб.: Планета музыки, 2014.-320 с.

89. Хуан, Сяньюй. Становление системы эстрадно-джазового образования в современном Китае: автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.02 / Сяньюй Хуан. -СПб., 2015. - 19 с.

90. Цай, Чжо. Движение мюзикла в культурной перспективе ХХ-ХХ1 столетий/ Чжо Цай // Актуальные проблемы высшего музыкального образования, 2018. -№1 [47]. -С. 64-67.

91. Цай, Чжо. Мюзикл как «успешный проект»: перспектива жанра в контексте глобальной культуры / Чжо Цай // Манускрипт. -2019. -Том 12. -Выпуск 6. -С. 203-206.

92. Цилинко, А. П. Интеграция традиций в музыкальном стиле «кроссовер» как способ минимизации межпоколенческого ценностного раскола / А. П. Цилинко, Н. Н. Илларионова // Ученые записки Российского государственного социального университета, 2019. -Т. 18. -№ 1 (150). -С. 100-106.

93. Цукер, А. М. И рок, и симфония/ А. М. Цукер. -М.: Композитор,

1993. - 302 с.

94. Цукер, А. М. Отечественная массовая музыка 1960-1990/ А. М. Цукер. -Ростов н/Д, 2012.-256 с.

95. Цукер, А. М. Проблемы взаимодействия академических и массовых жанров в современной советской музыке: автореф. дис. ... докт. иск.: 17.00.02 / А. М. Цукер. -М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1991. -48 с.

96. Чередниченко, Т. В. Музыка в истории культуры/ Т. В. Чередниченко. -М.: Аллегро-Пресс, 1994. -Вып. 1. -215 с.

97. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры/ Т. В. Чередниченко. -М.: Аллегро-Пресс, 1994. -Вып. 2. -173 с.

98. Чередниченко, Т. В. Типология советской массовой культуры: между «Брежневым» и «Пугачевой»/ Т. В. Чередниченко. -М.: Культура,

1994. -256 с.

99. Чёрная, Г. И. О сценической природе мюзикла / Г. И. Чёрная // Вопросы театрального искусства: сборник научных статей. 1-е изд. -М.: ГИТИС, 1977.- С. 228-259.

100.Чжан, Личжэнь. «Седая девушка» — первая китайская национальная опера / Личжэнь Чжан // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. -СПб., 2008. -№ 37 (80). -С. 361-365.

101.Чигарева, Е. И. Полистилистика / Е. И. Чигарева // Теория современной композиции: Учебное пособие. -М.: Музыка, 2005. -С. 431-449.

102. Шак, Т. Ф. Стилистические особенности киномузыки

A. Рыбникова (К проблеме стилевого анализа музыки в медиатексте)/ Т. Ф. Шак // Культурная жизнь Юга России, 2009. - № 5 (34). - С. 61-63.

103. Шак, Ф. М. Академическое исполнительство и шоу-бизнес на пути к взаимной интеграции / Ф. М. Шак // Культурная жизнь Юга России, 2013. -№4 (51). -С. 23-26.

104. Шидфар, Б. Я. Театр и культура стран Азии/ Б. Я. Шидфар // Культура, 1985. -№ 3. -С. 116-122.

105. Шулин, В. В. Российский мюзикл в контексте развития жанра,

B. В. Шулин // Вестник СПбГУКИ, 2016. - № 2 (27) июнь.- С. 140-143.

106. Этингер М. Мюзиклы. Взгляд в прошлое /М. Этингер // Америка, 1976. -№231. -С. 31-34.

107. Bauch, M. The American Musical: A Literary Study Withinthe Context of American Drama and American Theater with References to Selected American Musicals by Richard Ro[d]gers, Oscar Hammerstein II, Arthur Laurents, Leonard Bernstein, Stephen Sondheim, and James Lapine. -Marburg: Tectum Verlag, 2003. -175 p.

108. Bean, M. Performance Technique for Singers: Bringing the Song to Life. Part 2. The Two Halves // Journal of Singing. -1997. -No 2 (54). -P. 39-42.

109. Beaufort, J. An opera-style musical from Lloyd Webber // Christian Science Monitor. -1990. -30 April. -P. 2-3.

110. Beckingham, C. Moribund Music: can classical music be saved? -Sussex Academic Press, Brighton, Portland, 2010. - 220 p.

111. Bordman, G. Jerome David Kern: Innovator/Traditionalist // The Musical Quarterly. - 1985. - Vol. 71, No. 4. - P. 468-473.

112. Brace, T. L. Modernization and Music in Contemporary China: Crisis, Identity, and the Politics of Style /Ph.D.dissertation. -Austin: The University of Texas at Austin, 1992. -358 p.

113. Bradley, E. M. The First Hollywood Musicals: A Critical Filmography of 171 Features, 1927 through 1932. -Jefferson, North Carolina and London: McFarland & Company, 1996. - 386 p.

114. Diederichsen, D. Über Pop-Musik. -Köln: Kiepenheuer & Witsch, 2014. - 474 S.

115. Evans, M. Musicals: Facts, Figures & Fun.- London: AAPPL, 2006.

-96 p.

116. Everett, W. A., Laird, P. R. The Cambridge Companion to the Musical. - Cambridge University Press, 2008. -310 p.

117. Garofallo, R. Black popular music: the crossover debate // Rock and popular music: Politics, policies and institutions. - Routledge, 1993. - P. 229-232.

118. Gotteried, M. Broadway musicals. - New York: Abradale press / H. N. Abrams, 1984. -352 p.

119. Horn, D., Shepherd, J. Continuum Encyclopedia of Popular Music of the World Volume 8: Genres: North America. -London: Bloomsbury Publishing, 2012. -584 p.

120. Hull, L. S. Strasberg's method as taught (a practical guide for actors, teachers, and directors).- Woodbridge, Conn.: Ox. Bow. Pub., 1985. -358 p.

121. Lamb, A. From Pinafore to Porter: United States-United Kingdom Interactions in Musical Theater, 1879-1929 // American Music. -1986. -Vol. 4, №1. - P. 34-49.

122. Liu, C. A critical history of new music in China. - Hong Kong: The Chinese University Press, 2010. -910 p.

123. Lubbock, M. The Complete Book of Light Opera. - New York: Appleton-Century-Crofts, 1962. - 953 p.

124. Prince, H. Contradictions. - N. Y.: Dodd, Mead and Company, 1974.

-242 p.

125. Robinson, M. A. The World of Musicals: An Encyclopedia of Stage, Screen, and Song [2 volumes]. -Santa Barbara, CA: Greenwood, 2014. - 887 p.

126. Shen, S. Chinese music in the 20th century. - [E. m.], 2001. - 458 p.

127. Siropoulos, V. Cats, Postdramatic Blockbuster Aesthetics and the Triumph of the Megamusical // Image & Narrative. - 2010. - Vol. 11, № 3. -P. 128-145.

128.Siropoulos, V. The Ideology and Aesthetics of Andrew Lloyd Webber's Musicals: From Broadway Musical to the British Megamusical/ Ph.D. Dissertation. Aristotle University of Thessaloniki. - [Greece], 2008. -324 p.

129.Snelson, J. Andrew Lloyd Webber. -Yale: University Press, 2004. -

288 p.

130. Sondheim, S. Look, I Made a Hat: Collected Lyrics (1981-2011) With Attendant Comments, Amplifications, Dogmas, Harangues, Digressions, Anecdotes and Miscellany. -New York: Alfred A. Knopf, 2011. - 480 p.

131. Sternfeld, J. -The Megamusical. Indiana University Press, 2006. -

441 p.

132. Toynbee, J. Making Popular Music: Musicians, Creativity and Institutions. -Oxford: Arnold Wade, 2000. - 199 p.

133. Wall, T. Studying popular music culture. -Oxford: Arnold Wade, 2003. -336 p.

Литература на китайском языке

134. Ван, Сичи. Эстрадная музыка в настоящее время/ Сичи Ван. -Шанхай, 2009. -291 с. [Ориг. на кит. яз.].

135. Ван, Юй Хе. Краткая история музыки современного Китая/ Юй Хе Ван. -Пекин, 1991. -277 с. [Ориг. на кит. яз].

136. Ван, Юйхе. История китайской музыки в новой эпохе/ Юйхе Ван. -Пекин, 2006.- 468 с. [Ориг. на кит. яз].

137. Ван, Юйхе. История современной музыки Китая (1949-2000)/ Юйхе Ван. -Пекин, 2009. -297 с. [Ориг. на кит. яз].

138. Ван, Юн И. Китайское музыкальное образование новой эпохи: 1840-1949/ Юн И Ван. -Шанхай, 1999. -408 с. [Ориг. на кит. яз].

139. Ду, Высиан. Направление развития Пекинской оперы/ Высиан Ду. -Пекин: [б. и.], 2005. -265 с. [Ориг. на кит. яз].

140. Линь, Жун. Развитие мюзикла в Китае / Линь Жун // Мир музыки, 1997. -№ 3. -С. 24-29. [Ориг. на кит. яз.].

141. Лю, Хунмэй. Артисты мюзикла. Китайский театр/ Хунмэй Лю // Китайский театр. -Пекин. -2008. -№ 10. -С. 35-37. [Ориг. на кит. яз].

142. Ню, Синсы. Воспитание артистов китайского мюзикла. Обучение артистов мюзикла в Китае/ Синсы Ню. - Пекин: Культура и искусство, 2007. -210 с. [Ориг. на кит. яз].

143. Сунь, Цзинань. Летопись китайского музыкального образования в период новой истории 1840-2000 гг./ Цзинань Сунь. - Шаньдун, 2004. -609 с. [Ориг. на кит. яз].

144. Сунь, Цзинань. Ли Цзиньхуй и его музыка / Цзинань Сунь. -Шанхай, 2007.- 353 с. [Ориг. на кит. яз].

145. У, Цзюньда. Краткая история музыки и драма сицюй/ Цзюньда У. -Пекин: Культура и искусство, 1999. - 392 с. [Ориг. на кит. яз].

146. Фэн, Юаня. Современное положение китайской оперы и мюзикла / Юаня Фэн, Чжунлин Ло. -Харбин: Хэйлунцзян народ, 2003. -390 с. [Ориг. на кит. яз].

147. Хэ, Бинь. Языковые трудности постановки западных мюзиклов в Китае / Бинь Хэ // Драм Сычуань. -2004. -№ 6. -С. 20-22. [Ориг. на кит. яз].

148. Цзюй, Цихун. Китайская опера и мюзикл в новом веке/ Цихун Цзюй // Народная музыка, 2001. -№ 9. -С. 20-23.[Ориг. на кит. яз].

149. Цзюй, Цихун. Обзор китайских мюзиклов последних лет / Цихун Цзюй // Народная музыка, 1991. -№ 2. -С. 16-18. [Ориг. на кит. яз].

Интернет-источники

150. Анна Каренина (мюзикл) [Электронный ресурс] // Википедия -свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0 %D0%9A %D0%B0%D 1 %80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0 (%D0%B

C%D 1 %8E%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%BB, 2016)(дата обращения: 12.05.2021).

151. Баяхунова, Л. Б. Классический кроссовер в культурном пространстве России [Электронный ресурс] // Сайт «Росинформкультура». URL: http: //infoculture.rsl .ru/donArch/home/KVM_archive/articles/2012/03/2012-03_r_kvm-s7.pdf (дата обращения: 12.05.2021).

152. Брейтбург, К. А. Интервью [Электронный ресурс] // Николаевская общественно-политическая интернет-газета. URL: http://malina.am/video/2016/3/21/kim_breytburg997990(дата обращения: 12.05.2021).

153. Виды монтажа — параллельный монтаж // Craftkino: Как снимать кино. Кинематограф и его основы. URL: https: //craftkino .ru/vidy-montazha-paral l el nyj-montazh/ (дата обращения: 12.05.2021).

154. Журбин, А. Тезисы о мюзикле в России [Электронный ресурс] // Газета «Известия». URL: https://iz.ru/news/374927(дата обращения: 12.05.2021).

155. Интервью — Алексей Рыбников, композитор [Электронный ресурс]// Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/library/articles/2014/06/06/intervyu-aleksei-rybnikov-kompozitor(дата обращения: 12.05.2021).

156. Монте-Кристо (мюзикл)[Электронный ресурс] // Википедия -свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5-%D0%9A%D 1 %80%D0%B8%D 1 %81 %D 1 %82%D0%BE (%D0%BC%D 1 %8E %D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%BB)(дата обращения: 12.05.2021).

157. Официальный сайт мероприятия Notre Dame de Paris в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. URL: https://spb.notre-dame-de-paris.ru/(дата обращения: 12.05.2021).

15S. Официальный сайт мюзикла «Анна Каренина» [Электронный ресурс]. URL: https : //karenina-musical .ru/(дата обращения: 12.05.2021).

159. Официальный сайт мюзикла «Граф Орлов» [Электронный ресурс]. URL: https : //www. orlov-musical. ш/(дата обращения: 12.05.2021).

160. Официальный сайт мюзикла «Монте-Кристо»[Электронный ресурс]. URL: https ://montecristo-musical. ш/(дата обращения: 12.05.2021).

161. Почему поп не является музыкой [Электронный ресурс]// DW: Madeforminds. URL: https://www. dw. com/ru/%D0%BF%D0%BE%D 1 %S7%D0%B5%D0%BC%D 1% S3-%D0%BF%D0%BE%D0%BF-%D0%BD%D0%B5-

%D 1 %SF%D0%B2%D0%BB%D 1 %SF%D0%B5%D 1 %82%D 1 %S 1 %D 1 %SF-%D0%BC%D 1 %83%D0%B7%D 1 %SB%D0%BA%D0%BE%D0%B9/a-17601068(дата обращения: 12.05.2021).

162. Сондхайм, Стивен [Электронный ресурс]// Мюзиклы.т: Мюзиклы в Москве, в России и за рубежом: статьи, афиша, отзывы. URL: http://musicals.ru/world/persons/sondheim stephen(дата обращения: 12.05.2021).

163. Шадронов, В. Увидал большой вокзал: «Анна Каренина» Р. Игнатьева-Ю. Кима в Театре оперетты, реж. Алина Чевик[Электронный ресурс]. URL: https : //users .livej ournal .com/-arlekin-/3447277. ЫшКдата обращения: 12.05.2021).

164. Шашин, Eгор [Электронный ресурс]// Peoplelife.ru: Биографии известных людей. Факты, фото, видео, интересные истории. URL: https://www.peoplelife.ru/325680(дата обращения: 12.05.2021).

165. Internet Broadway Database [Электронный ресурс]. URL: http s : //www. ibdb. сот/(дата обращения: 12.05.2021).

166. Jerome Kern [Электронный ресурс] // Active Theory DIY Study Course. URL: http : //activetheory2100.com/kern.html (дата обращения: 12.05.2021).

167. Kaye, Kimberly. Broadway.com at 10: The 10 Biggest Broadway Trends of the Decade [Электронный ресурс] // Broadway.com. URL: https://www.broadway.com/buzz/152360/broadwaycom-at-10-the-10-biggest-broadway-trends-of-the-decade/Гдатаобращения: 12.05.2021).

168. Kenrick, J. Musicals оп Stage: A Capsule History [Электронный ресурс] // Musicals101.com: The Cyber Encyclopedia of Musical Theatre, Film &Television. URL: https://www.musicals101.com/stagecap.htm (дата обращения: 12.05.2021).

169. List of the longest-running Broadway shows [Электронный ресурс]// Wikipedia, the free encyclopedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List of the longest-

running Broadway shows(датаобращения: 12.05.2021).

170. List of the longest-running West End shows [Электронный ресурс]// Wikipedia, the free encyclopedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List of the longest-running West End shows(дата обращения: 12.05.2021).

171. Musical theatre [Электронный ресурс] // Wikipedia, the free encyclopedia. URL: https : //en. wikipedia. org/wiki/Musical theatre (дата обращения: 12.05.2021).

172. Notre Dame de Paris: Histoire [Электронныйресурс] // Notre Dame de Paris Comédie Musicale: Le Spectacle. URL: https://notredamedeparislespectacle.com/histoire(дата обращения: 12.05.2021).

173. The Black Crook [Электронный ресурс] // Wikipedia, the free encyclopedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/The Black Сгоок(дата обращения: 12.05.2021).

174. The Broadway League [Электронный ресурс]. URL: https://www. broadwayleague. com/home/Гдата обращения: 12.05.2021).

175. Valencia, B. D. Musical of the Month: Evangeline [Электронный ресурс] // New York Public Library. URL: https://www. nypl. org/blog/2012/11/30/musical-month-evangeline(дата обращения: 12.05.2021).

176. Zoglin, R. Natasha, Imelda and the Great Immersion of 2013 [Электронный ресурс] // Time: Current & Breaking News. National & World Updates. URL: https://entertainment.time.com/2013/05/20/natasha-imelda-and-the-great-immersion-of-2013/(датаобращения: 12.05.2021).

https: //baike. baidu. com/item/%] (дата обращения: 12.05.2021).

Приложение 1. Нотные примеры

Пример 1. Э. Ллойд Уэббер «Кошки», Увертюра, первая тема

A Allegro agitato J.=126

Пример 2. Э. Ллойд Уэббер «Кошки», Увертюра, вторая тема

Пример 3. Э. Ллойд Уэббер «Кошки», №3 «The Naming of Cats»

Пример 4. Э. Ллойд Уэббер «Кошки», №2 «Jellicle Songs for Jellicle Cats», основная тема(а) и раздел Meno mosso (b)

а

Пример 6. Э. Ллойд Уэббер «Кошки», №5 «The Rum Tum Tugger»

Пример 7. Э. ЛлойдУэббер «Кошки», №17 «Mr. Mistoffelees»

Пример 8. Э. Ллойд Уэббер «Кошки», №6 «Bustopher Jones», основная тема (a) и сольный эпизод Бастофера (b)

a

b

Пример 9. Э. Ллойд Уэббер «Кошки», №15 «Skimbleshanks: The Railway Cat»

Пример 10. Э. ЛлойдУэббер «Кошки», №7 «Mungojerrie and Rumpleteazer»

Пример 11. Э. Ллойд Уэббер «Кошки», тема Макавити

a

b

Пример 14. Э. Ллойд Уэббер «Кошки», №11 «Grizabella, the Glamour Cat», основная тема^) и тема «Memory» (b)

а

i Andante

b

Пример 15. Э. Ллойд Уэббер «Кошки», №20 «The Ad-dressing of Cats»

Пример 16. Э. Ллойд Уэббер «Кошки», №9 «The Awefull Battle of the Pekes and Pollicles»

Пример 17. Э. Ллойд Уэббер «Кошки», №9 «The Awefull Battle of the Pekes and Pollicles»

Пример 18. Р. Коччанте «Нотр-Дам де Пари», I акт, №2 «Le temps des cathédrales»

Пример 19. Р. Коччанте «Нотр-Дам де Пари», I акт, №22

«Ave Maria Païen»

Пример 19b. Л. ван Бетховен, Соната для фортепиано №14, I часть

Пример 20. Р. Коччанте «Нотр-Дам де Пари», I акт, №14 «La Courdes Miracles»

Пример 20. Р. Коччанте «Нотр-Дам де Пари», I акт, №4 «Intervention de Frollo»

Пример 21. Р. Коччанте «Нотр-Дам де Пари», II акт, №20 «Déportés»

Пример 23. Р. Коччанте «Нотр-Дам де Пари», II акт, №14 «Libérés»

Пример 24. Р. Коччанте «Нотр-Дам де Пари», II акт, №19 «L'attaque de

Notre-Dame»

Пример 26. Р. Коччанте «Нотр-Дам де Пари», I акт, №13

«Tentative d'enlèvement»

Пример 27. Сань Бао. «Золотоносный песок». II акт

«Тогда, в то время»

Приложение 2. Схема-таблица мюзикла «Анна Каренина»

Р. Игнатьева

I акт

№ Название номера Персонажи (исполнители) Тональность Примечания

1 Увертюра Оркестр §-шо11 Реминисценция в

2 Хор «Мы пассажиры» Распорядитель и хор е-то11 Синтез куплетно-припевной и контрастно-составной форм: ААВАВСБ. Второй куплет исполняется Распорядителем. В этом номере проводятся все три его темы

3 Сцена на катке: диалог Левины и Стивы, Хор «Искрится лед» Левин, Стива Облонский, хор, Кити, Вронский О-ёиг

4 Ария Левина «Домой» Левин с-то11, а-то11

5 Сцена бала: интродукция Распорядитель Б-ёиг

6 Сцена бала: Ария Кити «Мечтает рыцарь о походе» Кити Б-ёиг

7 Сцена бала: хор Хор, Кити, Вронский е-шо11

8 Сцена бала: Вальс Анна, Вронский, хор, Кити §-шо11, ББ-ёиг Первое появление темы Анны Карениной

9 Сцена бала: Мазурка Анна, Вронский, хор, Кити, Стива ОеБ-ёиг

10 Ария Кити «Домой» Кити ё-шо11 Реприза №4

11 Реприза темы Распорядителя «Вообще не ходи туда» Распорядитель, Кити е-то11 Реприза №2

12 Сцена на вокзале: дуэт Анны и Вронского Анна, Вронский О-ёиг, Б-ёиг

13 Сцена на вокзале: Ария Каренина Каренин, Анна, Сережа Б-ёиг

14 Сцена на вокзале: Диалог Каренина и Вронского Вронский, Каренин, Анна, Сережа ё-то11 В сопровождении при упоминании о скачках присутствует тема №1 II акта

15 Сцена светского собрания: хор Распорядитель, хор Ь-то11, §1Б-то11

16 Сцена светского собрания: дуэт Анны и Вронского Анна, Вронский §1Б-то11

17 Сцена светского собрания: хор хор е8-то11 Реприза №15

18 Квартет Анна, Каренин, Графиня Вронская, Вронский с-то11, Б-ёиг; ё-то11

19 Дуэт Анны и Вронского Анна, Вронский ЙБ-тоП, А-ёиг

II акт

1 Сцена конных скачек Распорядитель, хор, Каренины ё-то11, е-то11

2 Ария Карениной Анна §-то11 Строится на первой теме Анны

3 Дуэт Каренина и княгини Бетси Каренин, княгиня Бетси 1-то11

4 Сцена Анны и Вронского Анна, Вронский Б-ёиг

5 Сцена косарей Хор, Стива Облонский, ё-то11 Первое появление песни крестьянок

Левин «Ой, любовь»

6 Сцена свидания Анны и ее сына Сережи Анна, Сережа ё-шо11 Поет Сереже колыбельную асаре11а

7 Ария Каренина Каренин, Сережа ЙБ-шоП

8 Сцена московского светского общества Хор, Стива Облонский ё-шо11 Реприза темы №15

9 Ария Облонского Стива Облонский ё-шо11, ЙБ-шоП

10 Сцена встречи Левина и Кити Кити, Левин ЙБ-шоП

11 Квартет Кити, Левин, Анна, Вронский 1-шо11, с-шо11 Есть реприза №2

12 Реприза темы Распорядителя «Соблюдайте правила» Распорядитель §-шо11 Реприза №2

13 Ария Кити Кити ББ-ёиг

14 Сцена Кити, Левина и Стивы Кити, Левин, Стива Облонский, крестьянки с1Б-шо11 Звучит песня крестьянок «Ой, любовь»

15 Дуэт Анны и Кити Анна, Кити Ь-шо11 Строится на материале увертюры

16 Сцена чиновников Хор, Вронский, Анна Ь-шо11 Строится на теме светской толпы из №15

17 Ария Анны Анна §-шо11 Строится на второй теме Анны

18 Сцена в опере Хор, Анна, Каренин, княгиня Бетси, Левин, Кити О-ёиг, е-шо11 Осуждение Анны строится на материале № 15

19 Ария Патти Патти Б-ёиг

20 Сцена и дуэт Каренина и Вронского Анна, Каренин, Вронский ё-шо11 Реприза темы дуэта №12

21 Финал: сцена самоубийства Анны Анна §-шо11

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.