Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Казакова, Валентина Петровна

  • Казакова, Валентина Петровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 245
Казакова, Валентина Петровна. Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Чебоксары. 2006. 245 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Казакова, Валентина Петровна

ВВЕДЕНИЕ. ф

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

1.1 .Состояние проблемы социальной адаптации младших школьников в педагогической теории и практике.

1.2. Сущность социальной адаптации младших школьников.

1.3. Педагогический потенциал музыкального фольклора в контексте темы исследования.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ К СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

• СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

2.1. Педагогические условия эффективности социальной адаптации младших школьников.

2.2. Планирование воспитательной работы по социальной адаптации младших школьников.

2.3. Организация, ход и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников»

Современная социокультурная ситуация характеризуется размыванием иерархии социальных ценностей, в ряду которых духовность возводится в ранг высших гуманистических идеалов. Общественный нигилизм, «потеря культурного лица мира» (Д.С. Лихачев), возрастание материальных потребностей личности в ущерб духовным - все это актуализирует проблемы образования. В центре образовательного процесса находится человек, обладающий способностью самопознания и саморазвития, познания и преобразования своего мира, жить и развиваться в новых общественных отношениях, раскрывая заложенные природой человеческие качества. В связи с этим особо возрастает необходимость организации адаптивной среды растущего человека, требующей переориентации позиции педагога со знаниевоцентристской на воспитательную, где духовное, психическое и физическое здоровье ребенка являются определяющим фактором целей и задач образования. Обращение к адаптивной образовательной среде как важнейшей составляющей гуманистической модели образования основывается на понимании ее роли и влияния на развитие, совершенствование личности, что, в свою очередь, обусловливает роль и значение психолого-педагогической помощи и поддержки. При этом особую важность приобретает характер взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса (вербальное и невербальное), направленных на сохранение, развитие личностных качеств каждого участника, раскрытие его природных задатков и способностей и расширение его адаптивных возможностей.

Эффективным средством воздействия на личность является музыкальный фольклор, применение которого в образовательных учреждениях целесообразно для решения практически любой проблемы воспитания, возникающей в работе с детьми младшего школьного возраста. Именно фольклор как народное средство воспитания способствует естественной адаптации ребенка к условиям школьной среды и социального окружения. Он имеет громадный потенциал для осуществления воздействия на личность ребенка через освоение эстетических норм музыкального языка народной культуры и художественных средств других видов искусств. Во-первых, фольклор представляет собой феномен, формы проявления которого изоморфны структуре психологической проблемы. Во-вторых, в результате психолого-педагогического воздействия, основанного на материале национального фольклора, достигаются значимые позитивные изменения в сознании и поведении учеников.

Построению адаптивной модели обучения учащихся посвящены исследования Е.А.Ямбурга, адаптивной системы обучения - А. С. Границкой, разработке концепции адаптивной школы - Т.М.Давыденко, С.В.Красикова, Н.П.Капустина, И.Б.Сенновского, П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой и др. Общие теоретические основы научного управления образованием заложены в трудах Н.Ф.Бунакова, Н.А.Корфа, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского и современных педагогов.

В специальной литературе рассматривается личность в аспекте адаптивного управления педагогической системой (П.К.Анохин,

B.Г.Афанасьев, Ю.А.Конаржевский, Н.В.Кузьмина, В.А.Якунин и др.).

В трудах Б.Г.Ананьева, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, Н.А.Гарбузова, И.А.Догеля, А.В.Запорожца, С.С.Корсакова, А.В.Леонтьева, И.А.Перкалова,

C.Л.Рубинштейна исследуется влияние искусства на формирование, развитие и становление человека. Воздействие музыки, вызывающее многостороннюю реакцию человека, рассматривается в исследованиях Б.В. Асафьева, В.М.Бехтерева, А.Н.Борисова, Л.С.Брусиловского, Л.Демлинга, И.М.Догеля, Е.П.Жиляева, С.С.Корсакова, Ю.П.Лисицына, В. И. Петру шина, К.Рюгера, И.М.Сеченова, И.В.Темкина, Г.П.Шипулина, В.С.Шушарджана и др.

Проблеме педагогической корректировки недостатков развития и поведения детей средствами музыки посвящены работы В.М Бехтерева, П.П.Блонского, А.В.Владимирского, А.Н.Грабова, Е.К.Грачевой,

B.П.Кащенко, А.Ф.Лазурского, Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошина, Н.В.Чехова.

Проблема воспитания школьников на материале музыкального фольклора рассматривается в работах И.С.Белик, Д.Б.Кабалевского, З.Кодая, К.Орфа.

В педагогических трудах Н.И.Ашмарина, Г.В.Верещагина, Г.Н.Волкова, Н.И.Золотницкого, Каюма Насыри, Г.И.Комиссарова, В.К.Магницкого,

C.М.Михайлова-Яндуша, Н.В.Никольского, Ф.П.Павлова, Г.Тукая, М.Ф.Федорова, С.Г.Чавайна, И.Я.Яковлева и других современных ученых-педагогов Урало-Поволжского региона подчеркивается необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности на традициях народной педагогики. В их трудах фольклор представляется важнейшим средством обучения и воспитания. Г.В.Виноградов писал, что связь между педагогической наукой, этнографией и фольклором «особенно ощущается в наши дни, когда так настойчиво и властно привлекают к себе внимание вопросы социальной педагогики. Педагогика должна опираться на этнографию». Г.С. Виноградов здесь имел в виду не только этнографию, но и фольклор. Использование чувашского музыкального фольклора (созданных чувашским народом, передаваемых из поколения в поколение и бытующих до наших дней ценностей народной культуры, быта) в учебном процессе способствует расширению кругозора учащихся, их умственному, нравственному, эстетическому развитию, в связи с чем в настоящее время проблема исследования воспитательной роли фольклора особенно актуальна.

Между тем потенциальные возможности музыкального фольклора в реализации цели адаптации к социальной среде младших школьников, несмотря на значительное количество научных исследований, остаются малоизученными. Фольклор как самое действенное средство социальной адаптации любого школьника, включенного в фольклорную деятельность, не стал обязательным в школе.

Таким образом, налицо противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблемы социальной адаптации младших школьников, и недостаточной ее теоретической и практической разработанностью.

Названное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы педагогические условия эффективной адаптации детей младшего школьного возраста к социальной среде средствами музыкального фольклора?

Целью исследования является выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективной адаптации детей младшего школьного возраста к социальной среде средствами музыкального фольклора.

Объект исследования — процесс социальной адаптации младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия эффективной адаптации детей младшего школьного возраста к социальной среде средствами музыкального фольклора.

Гипотеза исследования основана на том, что адаптация к социальной среде детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора будет эффективной, если:

- разработана и реализована модель социальной адаптации младших школьников, включающая цель, задачи, приоритетные направления, получаемые результаты;

- создана благоприятная морально-психологическая обстановка, обеспечивающая активность учащихся, их саморазвитие и самореализацию в фольклорной деятельности;

- обеспечен необходимый теоретический и методический уровень готовности педагога к деятельности по адаптации младших школьников к социальной среде средствами музыкального фольклора;

- осуществляется диагностика уровня социальной адаптированности младших школьников на основе разработанных критериев.

Цель и гипотеза определили основные задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «социальная адаптация младших школьников».

2. Охарактеризовать педагогический потенциал музыкального фольклора как средства успешной адаптации младших школьников к социальном среде.

3. Определить основные трудности, возникающие у педагогов начальных классов, в использовании музыкального фольклора как средства социальной адаптации младших школьников.

4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективной социальной адаптации детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора.

5. Определить критерии оценки социальной адаптации младших школьников.

Ш Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности явлений реального мира, о роли среды в процессе формирования личности, концепции гуманизации образовательного процесса, фундаментальные положения теории развития личности в деятельности и общении, положения о роли народного искусства в воспитании учащегося.

Теоретическую основу исследования составили: отечественные и ф зарубежные исследования о взаимоотношениях человека и музыки (В.М.Бехтерев, И.М.Догель, Ж. Итар, Я.А.Коменский, С.С.Корсаков, И.Г. Песталоцци, Ф. Платтер, Э.Роттердамский, И.М.Сеченов, И.Р.Тарханов, К.Д.Ушинский, Г.П.Шипулина, Эскироль и др.), концепции адаптивной школы и процесса адаптации ребенка к условиям окружающей среды (А.С.Границкая, Т.М.Давыденко, Н.П.Капустин, С.В.Красиков, И.Б.Сенновский, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова, Е.А.Ямбург и др.), ф положение о единстве закономерностей психического развития нормальных детей и детей, имеющих отклонения в развитии и поведении (И.С.Белик,

Л.С.Выготский, Б.П.Пузанов, Г.Я.Трошин и др.), современные психолого-педагогические концепции обучения и воспитания детей с отклонениями в поведении (М.А.Алемаскин, Б.Н.Алмазов, С.А.Бадмаев, С.А.Беличева, С.А.Белкин, Н.Н.Вербицкая, А.Л.Гройсман, А.И.Долгова, В.Д.Ермакова, Л.М.Зюбин, В.П.Кащенко, А.И.Кочетов, А.Е.Личко, В.Ф.Матвеев, * ^ Г.М.Миньковский, И.А.Невский, А.Ф.Никитин, Н.И.Фелинская, Д.И.Фельдштейн и др.); концепции воспитания школьников средствами музыкального фольклора (И.С.Белик, Д.Б.Кабалевский, З.Кодай, К.Орф), воспитания на основе многовековых традициях народа, его богатейшего национального культурного наследия (Н.И.Ашмарин, Н.И.Золотницкий, В.К.Магницкий, С.М.Михайлов-Яндуш, Ф.П.Павлов, Г.Тукай, М.Ф.Федоров, И.Я.Яковлев).

В ходе исследования использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов: анализ философской, психолого-^ педагогической и учебно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов; изучение и обобщение передового педагогического опыта педагогов, работающих в системе дополнительного образования, учителей начальных классов; изучение нормативных документов и продуктов учебной деятельности учащихся; анализ программ и учебно-методических пособий; социологические методы (интервьюирование, анкетирование, беседа); диагностические методы (тестирование, методика ф Рене Жиля, модифицированный вариант теста М.Люшера - Цветовой тест отношений, методика Филлипса «Диагностика уровня школьной тревожности», качественный и количественный анализ ее результатов с применением методов математической статистики); прямое и косвенное наблюдение, моделирование, педагогический эксперимент.

Экспериментальной базой исследования явились учебно-воспитательные учреждения: Чувашский национальный центр образования ф имени Г.С.Лебедева; муниципальные общеобразовательные школы №19, №41 г. Чебоксары. В эксперименте приняли участие 150 учащихся начальных классов школ разного уровня: школы-лицея, общеобразовательных школ. Исследованием были также охвачены учителя начальных классов школ № 6, 44, 56, 59, 61 г. Чебоксары, Калайкасинской сельской общеобразовательной школы им. А.Г.Николаева, педагоги муниципального учреждения дополнительного образования «Моргаушская детская школа искусств» (всего 74 человека).

Программа исследования включала в себя следующие этапы: Первый этап (1999-2001гг.) - поисково-теоретическая работа, посвященная изучению состояния проблемы, анализу философской, психолого-педагогической, социологической, методической литературы по теме исследования, разработке и концентрации понятийного аппарата, определению теоретической части исследования, разработке программы «Чувашский детский музыкальный фольклор», составлению программы опытно-экспериментальной работы, проведению констатирующего этапа эксперимента.

Второй этап (2002-2004гг.) - опытно-экспериментальное исследование, связанное с проведением формирующего этапа эксперимента, научным обоснованием и апробацией разработанной модели социальной адаптации младших школьников средствами музыкального фольклора, уточнением и апробацией педагогических условий, позволяющих повысить эффективность использования музыкального фольклора в социальной адаптации младших школьников.

Третий этап (2004-2005гг.) - качественная и количественная обработка экспериментального материала, анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование основных теоретических выводов и научно-методических рекомендаций, завершение оформления диссертации.

Научная повита исследования состоит в следующем: - разработана модель социальной адаптации младших школьников средствами музыкального фольклора; выявлены и обоснованы педагогические условия эффективной адаптации детей младшего школьного возраста к социальной среде средствами музыкального фольклора;

- определены критерии оценки эффективности социальной адаптации младших школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют и вносят новые элементы в теорию и методику социальной адаптации младших школьников. Выявлен педагогический потенциал музыкального фольклора как эффективного средства социальной адаптации младших школьников. Определены типичные трудности педагогов начальных классов в использовании музыкального фольклора в социальной адаптации младших школьников. Результаты исследования расширяют научные представления о возможностях использования музыкального фольклора как эффективного средства адаптации к социальной среде детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования внедрена в школьную практику модель социальной адаптации младших школьников средствами музыкального фольклора. Материалы исследования могут быть полезными для практической деятельности, как учителей общеобразовательных учреждений, так и других специалистов (педагогов, детских психологов, воспитателей, музыкальных руководителей и т. д.), профессиональная деятельность которых связана с воспитанием подрастающих поколений.

Достоверность результатов и обоснованность научных положений и выводов исследования обеспечена последовательной реализацией методологической основы исследования на всех его этапах, глубоким анализом предмета исследования, логической структурой построения и проведения научного исследования, совокупностью теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих цели и задачам работы, опытно-экспериментальной проверкой теоретических положений, значительным охватом учащихся начальных классов и педагогов в проведении педагогического эксперимента, воспроизводимостью его результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и научно-практические выводы диссертационного исследования получили отражение в методических рекомендациях, научных статьях и тезисах выступлений автора. Основное содержание исследования отражено в 13 публикациях. Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс кафедры педагогики и психологии, кафедры культурологии Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова, муниципального учреждения дополнительного образования «Моргаушская детская школа искусств», средних общеобразовательных школ №№ 19, 41 г. Чебоксары, Калайкасинской общеобразовательной школы им. А.Г.Николаева.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Социальная адаптация младших школьников понимается как сложный, многомерный, педагогически корректируемый двусторонний процесс (личность - среда) вхождения личности в новое социальное окружение в целях совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности, так и среды. Она является, с одной стороны, важным компонентом педагогического процесса в общеобразовательной • школе, с другой - его целью, поскольку направлена на изменение отношения учащихся к учебе, к труду, нормам морали, самому себе. Соответственно адаптация влияет на сохранение, развитие и совершенствование положительных личностных качеств (доброта, отзывчивость, инициативность, самостоятельность, выдержанность, открытость, готовность к общению, уверенность в деятельности, коллективизм, товарищество и т.д.) младшего школьника, ф 2. Музыкальный фольклор имеет высокий педагогический потенциал: положительное воздействие игровых способов исполнения, обусловленного синкретичностью фольклора; импровизационность действия, способствующая развитию свободы художественного самовыражения, раскрепощенности; безоценочность деятельности ребенка, позволяющая каждому естественно и свободно выражать чувства, переживания; высокая степень активного участия в происходящем фольклорном действе; создание ситуаций успеха; высокий коллективный эмоциональный потенциал.

3. Необходимыми педагогическими условиями, способствующими повышению эффективности социальной адаптации младших школьников средствами музыкального фольклора, являются: разработка и реализация модели социальной адаптации, представляющей собой целостную систему, основными компонентами которой являются: цель, задачи, содержание, формы, методы, средства и результат;

- создание благоприятной морально-психологической обстановки, обеспечивающей активность учащихся, их саморазвитие и самореализацию в фольклорной деятельности;

- обеспечение необходимого теоретического и методического уровня готовности педагога к деятельности по адаптации младших школьников к социальной среде средствами музыкального фольклора;

- осуществление диагностики уровня социальной адаптированности младших школьников на основе разработанных критериев (знания о многообразии фольклорного музыкально-поэтического творчества; умения и навыки традиционного фольклорного исполнения - русского, чувашского; проявление нравственных качеств личности - доброты, отзывчивости, инициативности, самостоятельности, выдержанности, открытости, готовности к общению, уверенности в деятельности, коллективизма, товарищества; интерес к духовным ценностям чувашского и других народов).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Казакова, Валентина Петровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ теории и практики социальной адаптации младших школьников средствами музыкального фольклора, опытно-экспериментальной работы позволил сделать следующие выводы.

1. Теоретическое исследование социальной адаптации младших школьников показал, что данная проблема ставилась и решалась учеными в области философии, медицины, социологии, педагогики и школьной практики на протяжении многих лет. Сложившаяся в последнее десятилетие и развивающаяся сегодня ситуация в стране в значительной степени доказала важность и значительность подготовки учащихся к успешной адаптации в школе. Как показало наше исследование, сущность социальной адаптации младших школьников рассматривается как процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием, самореализацией. Успешная адаптация предполагает баланс между приспособлением учащихся к социальной среде и развитием собственных индивидуально-личностных качеств.

2. Применительно к теме нами установлено и подтверждено в ходе опытной работы, что важнейшим средством целенаправленного психолого-педагогического воздействия на личность в рамках целостного подхода психолого-педагогической коррекции, в котором выражается отношение человека к миру в целом, к самому себе и которое применимо практически к любой проблеме, возникающей в работе с детьми, является музыкальный фольклор. Музыкальная фольклорная деятельность ребенка способствует естественной адаптации его к условиям школьной среды и социального окружения. Важнейшие тенденции развития современного общества и общественного сознания — стремление к целостности, гармоничности и непротиворечивости, потребность в овладении кодом национальной культуры - делают фольклор достойным объектом всестороннего научного изучения, в ходе которого будут раскрыты новые значимые грани этого феномена.

Рассматривая вопрос основных направлений работы в фольклорном коллективе (ритм, звук, унисон, дыхание, ритмические танцевальные движения, игра на музыкальных инструментах) применительно к детям младшего школьного возраста, мы пришли к выводу, что эффективность адаптации возрастает в процессе вовлечения детей в творческую деятельность.

Изучение музыкального фольклора народов, проживающих в России, особенно чувашского, показало, что он обладает огромным педагогическим потенциалом для успешной социальной адаптации младших школьников, включающий положительное воздействие игровых способов исполнения, обусловленных синкретичностью фольклора; импровизационность действия, способствующую развитию свободы художественного самовыражения, раскрепощенности; безоценочность деятельности ребенка, позволяющую каждому естественно и свободно выражать чувства, переживания; высокую степень активного участия в происходящем фольклорном действе; создание ситуаций успеха; высокий коллективный, эмоциональный потенциал. На основании анализа современного состояния системы образования выявлены трудности, возникающие у педагогов начальных классов в использовании музыкального фольклора как средства социальной адаптации младших школьников (недостаток знаний и представлений о многообразии музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте для того, чтобы сформировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания народной музыки на традициях и обычаях чувашского народа; отсутствие исполнительских навыков традиционного фольклорного исполнения (чувашского); неумение использовать разнообразие в композиции урока, сочетать индивидуальную и групповую работы).

3. Повышение уровня социальной адаптации младших школьников осуществлялось в ходе внедрения модели социальной адаптации младших школьников средствами чувашского музыкального фольклора, основными компонентами которой являются: 1) цель - повышение уровня социальной адаптации младших школьников, сохранение, развитие положительных личностных качеств, раскрытие природных задатков и способностей средствами чувашского музыкального фольклора; 2) задачи - вооружение учащихся знаниями о народной культуре, формирование у учащихся младшего школьного возраста умений и навыков фольклорного исполнения (чувашского), формирование, сохранение и развитие духовно-нравственных качеств личности, диагностика уровня тревожности и содействие в самоопределении, социальной адаптации; 3) приоритетные направления -образовательная, социальная, игровая, валеологическая поддержка, психологическая помощь, организация досуга, помощь в быту; 4) получаемые результаты - высокий уровень воспитанности в фольклорном коллективе у всех обучаемых, присутствие постоянной и живой инициативы младших школьников, развитие коммуникативных умений, познавательных интересов, рост симпатии к учителю, способность учащихся организовывать собственную деятельность в соответствии со школьными нормами и требованиями.

4. В целях совершенствования процесса социальной адаптации младших школьников созданы следующие педагогические условия: разработана и реализована модель социальной адаптации; создана благоприятная морально-психологическая обстановка, обеспечивающая активность учащихся, их саморазвитие и самореализацию в фольклорной деятельности; обеспечен необходимый теоретический и методический уровень готовности педагога к деятельности по адаптации младших школьников к социальной среде средствами музыкального фольклора.

5. В ходе исследования были определены критерии оценки социальной адаптации младших школьников средствами музыкального фольклора. К ним относятся: многосторонность адаптивных изменений, взаимодействие и взаимовлияние различных сторон социальной адаптации, достижение высоких показателей в учебно-познавательной деятельности и общении (отношение к учебе, отношение к труду, долг и ответственность, дисциплинированность, коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, инициативность и самостоятельность, уверенность в деятельности, самооценка).

Таким образом, исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и решило все поставленные задачи.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение проблемы использования музыкального фольклора как средства адаптации к социальной среде, оно предлагает один из путей ее решения, открывая новые перспективы для исследования вопросов, направленных на изучение влияния музыкального фольклора познавательной активности школьников других ступеней обучения (средней, старшей). Соответственно предлагаемые теоретические и практические материалы не претендуют на статус окончательных выводов. Они открыты для внесения корректив и призваны активизировать научный и общественный интерес к проблеме адаптивного управления педагогическими системами с позиции демократии и гуманизма. Результаты исследования могут быть рекомендованы для практического применения в процессе подготовки студентов педагогических специальностей и для системы повышении квалификации педагогов.

162

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Казакова, Валентина Петровна, 2006 год

1. Абдиров Ч.С. Здоровье населения и приоритетные проблемы медико-экологических исследований в условиях Южного Приуралья / Ч.С. Абдиров // Медико-экологические проблемы Приуралья и здоровье населения: материалы конф.-Нукус, 1991. С. 12-20.

2. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками.- М.,1979.-70с.

3. Андреев А. Очерки русской этнопсихологии / А. Андреев. СПб.: Трола Троянова, 2000. - 312 с.

4. Андреева Д.А. О понятии адаптации: исслед. адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева // Человек и общество. Л., 1973. - Вып. XIII: Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества - С.62-69.

5. Античная музыкальная эстетика / вступ. очерк, и собр. текстов А.Ф.Лосева. М.: Музгиз, 1960. - 304 с.

6. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для вузов, и сред. проф. образования / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М.: Академия, 2001. - 248 с.

7. Архив МПГУ. Театр. 1988 - III. №159.

8. Асафьев Б.В. Избранные труды. В 3 т. Т.1 / Б.В. Асафьев. М.: Изд-во АН СССР, 1952.-276 с.

9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. М., 1947. -42 с.

10. Ашмарин Н.И. Введение в курс чувашской народной словесности / Н.И. Ашмарин // Чувашский фольклор. Специфика жанров: сб. ст. Чебоксары, 1982.-C.3-53.

11. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С.А. Бадмаев. М.: Магистр, 1999. - 96 с.

12. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. Киев, 1986.-95с.

13. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности /Г.А. Балл // Вопросы психологии. 1989. - № 1. - С. 92-100.

14. Беленкова Л.Ю. Антропо-гуманистическая концепция обучения и воспитания аномальных детей в научном наследии Г.Я. Трошина: автореф. дис. канд.психол.наук / Беленкова Л.Ю. Н. Новгород, 2000. - 27 с.

15. Белик И.С. Глухой ребенок и музыкальная практика // Сб. «Реабилитация детей и подростков с нарушением слуха»,—Н.Новгород: НИРО, 1995.

16. Белик И.С. Дорога к музыке // ВЕС.- 1990-№6.

17. Белик И.С. Играю, пою, слышу // ВЕС 1994.- №11.

18. Белик И.С. Музыка против глухоты: опыт индивид, занятий музыкой с неслышащими детьми по программе дет. музык. шк. / И.С. Белик — М.: ВЛАДОС, 2000.- 160 с.

19. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. М.: Консорциум «Социал. здоровье России», 1993. - 198 с.

20. Бехтерев В.М. Работа головного мозга в свете рефлексологии / В.М. Бехтерев. Л., 1926.

21. Богомолов В. Тестирование детей //Психологический практикум — Ростовн/Д: Феникс.- 2004. С. 177-206.

22. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

23. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психол.-пед. коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / С.Ю. Бородулина. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 220 - 321.

24. Брусиловский J1.C. Использование музыки при групповом аутотренинге в комплексном восстановительном лечении психических больных / JI.C. Брусиловский // Тр. / Ленингр. НИИ психоневрологии. 1975. — Т. 71 -С.97-101.

25. Брусиловский Л.С. Музыкальная терапия: рук. по психотерапии / Л.С. Брусиловский; под. ред. В.Е. Рожкова. М., 1985. - 422 с.

26. Буянова И.Б. Социокультурная адаптация выпускников сельских школ к условиям педагогического вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук / Буянова И.Б. — Чебоксары, 2006. — 24 с.

27. Введение в музыкотерапию / Г.-Г. Декер-Фойгт и др. СПб.: Питер, 2003.-208 с.

28. Виноградов Г.С. Детский фольклор / Г.С. Виноградов // Из истории русской фольклористики.-Л., 1978. — С.158-188.

29. Виноградов Г.С. Детский народный календарь Вып.2 // Симбирская живая старина. Иркутск, 1924. - Вып.2 - 55с.

30. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973. - 175 с.

31. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии / О.А. Ворожцова. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2004. - 90 с.

32. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред.

33. М.И.Рожкова-М.,2001. 552с.

34. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. М.: Искусство,1986.-576 с.

35. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. - 369 с.

36. Гербер Р. Вибрационная медицина / Р. Гербер. М., 2001. - 388 с.

37. Головин Л.А. Конструирование и изобразительная деятельность детей снарушениями слуха / Л.А. Головин, А.А. Катаева, Г.И. Обухов // Дошкольное воспитание аномальных детей. М., 1993.

38. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.А. Ялпаева; под.ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 1999.-280 с.

39. Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегосяповедения подростков / А.Д. Гонеев. Курск, 1998. - 315 с.

40. Гордон J1.A. Социальная адаптация в современных условиях / J1.A. Гордон // Социол. исслед. 1994. - №8-9. - С. 13-15.

41. Готендинер A.JI. Музыкальная психология / A.JI. Готендинер. М., 1993.-326 с.

42. Гринева И.М. Изучение особенностей музыкального восприятия у больных с начальными проявлениями неполноценности кровоснабжения мозга: дис. канд. пед. наук / Гринева И.М. Л., 1981. - 234 с.

43. Гройсман А.Л. Психотерапия для всех / А. Гройсман. М.: Знание, 1981.-64 с.

44. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе.-М., 1982.

45. Грошенков И.А. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы // Воспитание и обучение детей со вспомогательной школы/ Под ред. В.В. Воронковой. М., 1994.

46. Далькроз Ж.Э. Ритм / Ж.Э. Далькроз. М.: Классика, 2001. - 415 с.

47. Денеш 3. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля / 3. Денеш. М., 1977. - С.41.

48. Джинжихашвили Н.Я. К вопросу о психической необходимости искусства. Бессознательная природа, функции, методы исследования / Н.Я. Джинжихашвили. Тбилиси, 1978. - 446 с.

49. Дистервег А.Ф. Избранные педагогические сочинения / А.Ф. Дистервег. М.: Учпедгиз, 1956.-374 с.

50. Догель И.М. Влияние музыки на человека и животных / И.М. Догель.-Казань, 1911.-С.30.

51. Драгунский В.В. Цветовой тест: практ. пособие / В.В. Драгунский. -Минск: Харвест, 1999. 448 с.

52. Ермоленко Н.А. Некоторые вопросы социальной адаптации / Н.А. Ермоленко // Молодые ученые науке. Ростов н/Д, 1974. - Вып.2. -С.9-14.

53. Жирнова И.В. Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников: автореф. дис. к.п.н. / Жирнова И.В. Йошкар-Ола, 2005. - 24 с.

54. Захаров А.И Неврозы у детей и психиатрия / А.И. Захаров. СПб: Медицина, 1988.-246 с.

55. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров.-2-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1993.- 191 с.

56. Захарова Н.Н. Функциональные изменения центральной нервной системыпри восприятии музыки / Н.Н. Захарова, В.М. Авдеев // Журн. высш. нервн. деят. 1982. - Т.32, вып.5. - С.915-929.

57. Зуева Т.В. Русский фольклор: слов. справ.: кн. для учителей / Т.В. Зуева.- М.: Просвещение, 2002. 334 с.

58. Зыкова М.Н. Фольклор как средство психолого-педагогического воздействия на развитие самосознания и формирование самоидентификации школьника / М.Н. Зыкова // Мир психологии. -2004. -№3.-С.72-85.

59. Зюбин J1.M. Все равно я к тебе приду: о психологии подростков /JI.M. Зюбин. JI.: Лениздат, 1990. - 173 с.

60. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися / Л.М.

61. Зюбин.-М.: Высш. шк., 1982. 191 с.

62. Иванова Н.И. Историко-педагогический анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX вв.: автореф. дис. . к.п.н. / Иванова Н.И. Ульяновск, 2004. - 27 с.

63. Игровая терапия как способ решения проблемы ребенка: Учеб.-метод. пособие /Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Д., Свини Д.; Пер. Л.Р. Мошинской. М.: МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 319с.

64. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя / Д.Б. Кабалевский. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

65. Кабалевский Д.Б. Сочинения. Т.23.-М., 1978-421 с.

66. Казаринова А.С. Музыка в системе психопрофилактики / А.С. Казаринова // Тр. / Ленингр. НИИ психоневрологии. Л., 1976. - Т.78.

67. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации / В.П. Казначеев. -Новосибирск: Наука, 1980. 191 с.

68. Калайков И.Д. Цивилизация и адаптация / И.Д. Калайков; пер. с болг. A.M. Бредихина, М.А. Бредихина М.: Прогресс, 1984. - 240 с.

69. Калюжный Л.В. Физиологические механизмы регуляции болевой чувствительности / Л.В. Калюжный. М.: Медицина, 1984. - 215 с.

70. Карабанова О.А. Игры в коррекции психологического развития ребенка. -М., 1947.

71. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. М.: Академия, 2000. -301 с.

72. Кемпбелл Дон. Эффект Моцарта / Дон Кемпбелл // Попурри. Минск,1999.-319с.

73. Кечхаушвили Г.И. Музыка и фиксированная установка / Г.И. Кечхаушвили // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978.

74. Кирнасюк Е.В. О соотношении социализации и адаптации / Е.В. Кирнасюк // Вестн. Оренбург, гос. пед. ун-та. 2001. - №1 . -С.147-149.

75. Коменский Я.А. Избранные сочинения / Я.А. Коменский. М., 1955. -С.300-301.

76. Кон И.С. Социализация / И.С. Кон // БСЭ. 3-е изд. - 1970. - Т.24. - С.221; Кондракова, Э.Д. Ориентиры воспитания в развитии высшей школы.

77. Копытин А.И. Основы арт-терапии / А.И. Копытин. СПб.: Лань, 1999.225 с.

78. Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания / А.И. Кочетов. — Минск, 1981.

79. Кочетов А.И. Работа с трудными детьми / А.И. Кочетов, Н.Н. Вербицкая. -М.: Просвещение, 1986. 160 с.

80. Красавин О.А. Биолокация, музыка и здоровье: практ. пособие / О.А. Красавин, Г.Г. Карасев. М.: СТАРКЛАЙТ, 2004. - 192с.

81. Краткая литературная энциклопедия. В 9 т. Т.8 / гл. ред. А.А. Сурков -М.: Изд-во «Сов. энцикл.», 1975. -. С.31.

82. Круглов Ю.Г. Русский обрядовый фольклор. М., 1999. - С. 5-18.

83. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированное™ личности: дис. . канд. психол. наук / Кряжева Ирина Константиновна. — М., 1980.—159 с.

84. Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития. — 1978 320с.

85. Культура как система механизмов адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности: сб. статей. Карачаевск: КЧГПУ, 1999. - 143 с.

86. Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: кн. для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 266с.

87. Лапшин В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. М.: Просвещение, 1990.- 143 с.

88. Лапшин В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. М.: МПГУ, 1992.-32 с.

89. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей / В.В. Лебединский. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 167 с.

90. Левитес Д.И. Педагогическое наследие / Д.И. Левитес // Нар. образование. 1997. -№10. - С.64.

91. Ливеровская А.В. Социальная адаптация / А.В. Ливеровская // Словарь прикладной социологии / сост. К.В. Шульга. Минск, 1984. - С. 160-162.

92. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев-М., 1999.

93. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков / А.Е. Личко. Л.: Медицина, 1983. - 225 с.

94. Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: исслед. и тексты / С.М. Лойтер. Петрозаводск: КГПУ, 2001.

95. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / А. Лоуэн; пер. с англ. С. Коледа. М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2000. - 375 с.

96. Магницкий В.К. Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде: этногр. сб. / В.К. Магницкий. Казань, 1988.

97. Макаренко А.С. Игра.: сочинения. М., 1957. - 236с.

98. Макаренко А.С. Из опыта работы // Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8т.-М., 1983. Т.1. - С.52-67.

99. Мартынова А.Н. Детский поэтический фольклор / А.Н. Мартынова. -СПб.: Буланин, 1997.

100. Медведев Г.П. Адаптация важная проблема педагогики высшей школы / Г.П. Медведев, Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников // Сов. педагогика. - 1969. -№3. - С. 64-71.

101. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика /Ф.З. Меерсон. М.: Медицина, 1981.-278 с.

102. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству: художеств, развитие ребенка в семье / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. М.: Ред. журн. «Искусство в шк.», 1995. - С. 93.

103. Методологические проблемы социологического исследования / под ред. Д.Ф. Козлова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 224 с.

104. Миллер A.M. Некоторые принципы психотерапевтического использования средств искусства в комплексе санкурлечения /Тез. докл. Всесоюзн. науч.- практ. конф. Харьков, 1979.

105. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: автореф. дисс. . канд. филос. наук /Милославова Ирина Александровна. Л., 1974.-19 с.

106. Миньковский Г.М. Профилактика правонарушений среди молодежи / Г.М. Миньковский. Киев: Вища шк., 1985. - 55 с.

107. Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов / С.М. Михайлов. Чебоксары, 1972. - 423 с.

108. Могендович М.Р. К физиологическому анализу влияния музыки на человека / М.Р. Могендович, В.Б. Полякова // XXI совещание по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1966. - С.204-205.

109. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре: сб. В 10 вып. Вып.1. Младенчество. Детство / сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В.П. Аникина. М.: Худож. лит., 1991. - 590 с.

110. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре: сб. В 10 вып. Вып.2. Детство. Отрочество / сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В.П. Аникина. М.: Худож. лит., 1994. - 525 с.

111. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966. - 157с.

112. Музыкальное воспитание в Венгрии / сов. секция Междунар. о-ва по муз. воспитанию. М.: Сов. композитор, 1983. - 400 с.

113. Мясищев В.Н. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографических и психологических показателей // Вопросы психологи. 1975. № 1. - С.54 - 67.

114. Мясищев В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. - 426 с.

115. Назарова Л.Д. Введение в песенный фольклор / Л.Д. Назарова. Орел: Ключик, 2000.-253 с.

116. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности / А. А. Налчаджян. Ереван: Изд-во АН Армян. ССР, 1988. - 340 с.

117. Невский И А., Овчарова Р.В. Ранняя диагностика и профилактика запущенных детей / И А. Невский. Курган, 1985.

118. Некрасова Ю.Б. Библиотерапия на подготовительном этапе социальной реабилитации заикающихся / Ю.Б. Некрасова. М., 1999. - 335 с.

119. Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И.Н. Никитина // Вопросы теории и методов социологических исследований. -М., 1980. -Вып.З.-С. 57.

120. Об образовании: закон Рос. Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 // Ведомости съезда нар. депутатов Рос. Федерации и Верхов. Совета Рос. Федерации. 1992. - №30. - Ст. 1797.

121. Овчарова Р.В. Социальная защищенность в детском возрасте / Р.В. Овчарова.-М., 1995.

122. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте / Р.В. Овчарова М., 1996.

123. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. М.: Рус. яз., 1984. - С. 20.

124. Ольшанский Д.В. Адаптация / Д.В. Ольшанский // Философский энциклопедический словарь.-М., 1983.-С. 13.

125. Павлов Ф.П. Собрание сочинений: Поэзия. Драматургия. Проза. Очерки, ст., рец. Письма и воспоминания. Примечания / Ф.П. Павлов.-Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. 573 с.

126. Парамонов А.А. Адаптация / А.А. Парамонов // БСЭ. 3-е изд. - 1970. -Т. 1.-С.216.

127. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971.-348 с.

128. Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии/ М.С.Певзнер, М.А.Власова.-М., 1983 182с.

129. Педагогика: учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей / В.И. Журавлев и др.; под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1996. - 602 с.

130. Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины / В.П. Петленко. — JL: Медицина, 1982. 256 с.

131. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитиии: учеб.-метод. пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. М.: МПСИ; ФЛИНТА, 2000. -103 с.

132. Петрова Р.Н. Фольклорная педагогика народов Урало-Поволжья / Р.Н. Петрова. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. — 167 с.

133. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям / В.И. Петрушин. М.: ВЛАДОС, 2000.- 176 с.

134. Петрушин В.И. Теоретические основы музыкального терапевтирования / В.И. Петрушин // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1991.-№3.-С. 36.

135. Пирогов Н.И. Вопросы жизни / Н.И. Пирогов // Избр. пед. соч. М., 1985. - С.29-51.

136. Поварицына В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися и подростками Челябинск, 1984.-317 с.

137. Полунина Е. Катарсис в музыке / Е. Полунина // Совет, музыка. 1991. -№11.

138. Полякова В.Б. К вопросу о влиянии музыки на мышечную и сердечную деятельность человека / В.Б. Полякова // Экспериментальные исследования по физиологии, биофизике и фармакологии. Пермь, 1967. - Вып.7. - С.111-114

139. Полякова В.Б. О возможности применения музыки для стимуляции умственной работоспособности / В.Б. Полякова // Физиологические характеристики умственного и творческого труда. М., 1969. — С. 103— 104.

140. Попов В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России: дис. . докт. пед. наук / Попов В.Г. Екатеринбург, 1997. - 333 с.

141. Посынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности // Психологический журнал. 1993. - Т. 14. - № 4. -С.142 - 146.

142. Программа по музыке: Для общеобразовательной школы. -М., 1982. —

143. Психологический словарь / Айрапетянц А.Т. и др.. М.: Педагогика, 1983.-447 с.

144. Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровского М. Педагогика, 1987. - 239 с.

145. Психология: слов. / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.

146. Разумов А.Н. Здоровье здорового человека: (основы восстановительной медицины) / А.Н. Разумов, В.А. Пономаренко, В.А. Пискунов. М.: Медицина, 1996. - 413 с.

147. Pay ЕЛО. Роль игровой психотерапии (сказкотерапии) в устранении заикания у дошкольников. М., 2000 - 210с.

148. Pay М.Ю.Изобразительная деятельность учащихся с нарушениями слуха.-М., 1989.

149. Роджерс К.Р. Взгляды на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс. М.: Прогресс. Универс, 1994. - 480 с.

150. Ромм М.В. Теоретико-методолгические проблемы исследования социальной адаптации личности: информационный подход: автореф. дисс. . канд. филос. наук / Ромм Марк Валерьевич. Новосибирск, 1995.- 16 с.

151. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т.1 / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Рос. Энцикл., 1993. - 608 с.

152. Русинов B.C. Методика исследования в физиологии труда. М., 1074.С.52-80.

153. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Рус. народ, инструменты : учеб.-метод. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 451 с.

154. Свиридов, Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: дисс. . канд. филос. наук / Свиридов Л., 1974. - 201 с.

155. Серебряный А. Исцеление творчеством // Будь здоров. 1995. - №3. - С. 28 - 29.

156. Симонов П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. -М.: Наука, 1981. -215 с.

157. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / под. ред. Л.А. Баренбойма. Л., 1970.-208с.

158. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (в помощь начинающему исследователю) / М.Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. - 150 с.

159. Славина Л.С. Трудные дети / Л.С. Славина; под. ред. А.Э. Чудновского. -М.: Ин-т практ. психологии, 1998. -447 с.

160. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997.-800с.

161. Слоним, А.Д. Среда и поведение: формирование адаптивного поведения / А.Д. Слоним. Л.: Наука, 1976. - 211 с.

162. Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. A.M. Прохоров М.: Совет, энцикл., 1981. - С 22.

163. Соколов-Каминский А.А. Хореография / А.А. Соколов-Каминский // Восточнославянский фольклор: слов. науч. и народ, терминологии. -Минск, 1993.-С.431.

164. Социальная психология: учебное пособие для вузов / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М.: Академия, 2003 - 600с.

165. Социологический словарь / сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульга. Минск: Университетское, 1991. - 528 с.

166. Стангрит С.Я. Кантеле-терапия: опыт практического исследования // «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке: тез. и докл. I междунар. конгресса. М., 1998. - 489с.

167. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учеб пособие / В.Г. Степанов. М.: Академия, 1996. - 321 с.

168. Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации / Т.Г. Стефаненко // Введение в практическую социальную психологию: учеб. пособие для вузов / под ред. Ю.М. Жукова и др.. -М., 1994.-С. 167-184.

169. Сухая С. Исцеление музыки // Труд. -2000г. 24 июня. — С.2.

170. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1982. - 206 е.;

171. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. -Минск: Нар. асвета, 1982. 288с.

172. Сычев, Ю.В. Микросреда и личность / Ю.В. Сычев. М.: Мысль, 1974. - 192 с.

173. Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы международной научно-практической конференции 30 ноября 1 декабря 2000 года. - СПб: ГАООРДИ, 2001.-220с.

174. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. / ред.-сост. Н.С. Лейтес, И.В. Равич-Щербо.-М.: Педагогика, 1985.

175. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. -М.: Наука, 2003.-378 с.

176. Толстой Н.И. Язык и народная культура: очерки по славян, мифологии и этнолингвистике / Н.И. Толстой. М.: Индрик, 1995. - С.33-34.

177. Третьяков ГТ.И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие / ГТ.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева. М.: Академия, 2003 - 368 с.

178. Третьяков П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе / П.И. Третьяков.- М.: Педагогика, 1991. С.29.

179. Тротт, К.Г. Профессионально-педагогическая адаптация молодого учителя к работе в условиях рыночных отношений: автореф. дисс. . канд. пед. наук / Тротт Константин Генрихович. Челябинск, 1995. -24 с.

180. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1. Вопросы воспитания / К.Д. Ушинский. М.: Учпедгиз, 1953. - 638 с.

181. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 20 т. Т. 10 / К.Д. Ушинский М.; Л., 1950.-378 с.

182. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т.5 / К.Д. Ушинский М.: Педагогика, 1990. - 526 с.

183. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт пед. антропологии. М.; Л., 1950. - С.24.

184. Федорова О. Синергетическая модель образования //Мир образования 1997-№5.-С. 14- 16.

185. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: (избр. психол. тр.) / Д.И. Фельдштейн. М.: Междунар. пед. акад., 1995. -366 с.

186. Физиология человека (Курс лекций)/Агаджанян Н.А. и др. Алма-Ата. 1992.

187. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-оглы, Л.Ф. Ильичев и др.- 2-е изд.- М.: Сов. энциклопндия, 1989 С.13-14.

188. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука: Сборник. М.: Сфера, 2004. -352с - Серия «Суфийское послание».

189. Халмурад У. Секреты китайской медицины / У. Халмурад, В.Г. Начатое. М.: Быстрина, 1992. - 166 с.

190. Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии / М.П. Чередникова. Ульяновск, 1995.

191. Чехов Н.В. На могиле Ушинского Чехов Н.В. / Н.В. Чехов // Для народного учителя. 1910. - №11.

192. Шалова Т.И. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы / Т.И. Шалова, Т.М. Давыденко, Н.А. Рогачева. Архангельск, 1995.

193. Шамина Л.В. Музыкальный фольклор и дети. М., 1992. -52с.

194. Шацкая В.Н. Отчет о музыкальной работе и очерки работы в опытной станции / революция искусство - дети / В.Н. Шацкая. - М., 1988. -С. 197.

195. Школьный быт и фольклор: Учебный материал по русскому фольклору. В 2 ч. /сост. А.Ф.Белоусов. Таллин, 1992.

196. Шмаков С. От игры к самовоспитанию: сб. игр / С. Шмаков, Н. Безбородов. М.: Новая шк., 1995. - 80 с.

197. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе: филос.-социол. проблемы / Л.Л. Шпак. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991.-232 с.

198. Шторк К. Система Далькроза.: Пер. с нем. М. - 1954 - 156с.

199. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам / С.В. Шушарджан. М., 1994. -108с.

200. Шушарджан С.В., Сенченко JI.M. Комплексное применение рефлекса и музыкотерапии/ЯТоволжская учредительная и 1-я Научно-практическая конференция по традиционной медицине: 1993. С. 123.

201. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма / С.В. Шушарджан. -М, 1998. -270с.

202. Шушарджан С.В. Опыт применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней / С.В.Шушарджан. СПб., 1995.

203. Шушарджан С.В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека: Дис. . канд. мед. наук. М., 1996. - 180с.

204. Щук В.В. Мотивация учения средствами музыки / В.В. Щук, А.А. Савельев // Педагог, вест. 1998. - Вып.2. - С.36—49.

205. Элементы теории биологических анализаторов / под ред. Н.В. Позина. -М.: Наука, 1978.-360 с.

206. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978.-304 с.

207. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника / М.Г.Яновская. М., 1974.- 128с.

208. Яркина Т.Ф. Проблемы социальной адаптации в условиях новых ориентиров / Т.Ф. Яркина // Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект — М.: ЦСП РАО, 1996.-С. 40-42.

209. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: учеб. пособие для вузов по специальности 031600 «Сурдопедагогика» / Е.З. Яхнина; под ред. Б.П. Пузанова. М.: ВЛАДОС, 2003.-272 с.

210. Ящунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников / Г.И.

211. Ящунская. М.: Просвещение, 1977.

212. Homo music's: Альм. муз. психологии. -М., 2001. С64-67, 129 - 148.

213. Stutt, Н.А. (1983), The Tomatis method: A review of current research. Montreal: Mc Gill University

214. Gilmore, T.M. (1982), Results of a survey of children's performance on a variety of psychological tests before and after completing the Tomatis program. Rexdale, Ontario: MDS Health Group Ltd.1. Анкета

215. Для учителей начальных классов

216. Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Этим Вы поможете в разработке проблемы использования музыкального фольклора как средство адаптации детей младшего школьного возраста с некоторыми отклонениями.1. Ваш педагогический стаж

217. Образование и место работы

218. Что Вы понимаете под названием «Музыкальный фольклор»?

219. Опишите, пожалуйста, структурные компоненты фольклора (музыкального).

220. Какие методы обучения, на Ваш взгляд, наиболее эффективны в организации музыкальной деятельности? (фольклорной).

221. Имеете ли Вы специальные методические разработки по этой проблеме?

222. Нужно ли вводить музыкальный фольклор в школу? Что Вы можете пожелать для улучшения этой работы?

223. Как Вы думаете, можно рассматривать музыкальный фольклор как средство естественной адаптации ребенка к школе?

224. Чувашский детский музыкальный фольклор

225. Программа и методические указания)1. ВВЕДЕНИЕ

226. Устная народная певческая традиция всегда конкретна. Поэтому обучение музыкальному фольклору надо строить па основе наиболее близкого певческого стиля, т.е. на основе местного речевого и музыкального диалектов.

227. Зав. отделом искусствоведения Чувашского государственного института гуманитарных наук, доктор искусствоведения,профессор М.Г. Кондратьев0604.051. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

228. Фольклорный ансамбль «Илемпи» создан на базе МОУ СОШ № 19 г. Чебоксары. В настоящее время в коллективе занимается более 60 человек от 7 до 14 лет. Все дети обучаются в данной школе.

229. Коллектив неоднократно за 10 лет своего существования становился дипломантом или лауреатом областных, региональных и всероссийских фестивалей и конкурсов.

230. Настоящая программа составлена на основе собственного многолетнего опыта исследовательской, фольклорной и педагогической практики, а также па принципах народной педагогики.

231. Программа имеет сложную нетрадиционную структуру. Прежде всего, определяются воспитательные и учебные цели и задачи.

232. Понимание места и роли воспитания в системе культурных ценностей и назначения воспитания в общем развитии общества дает возможность решить многие частные педагогические проблемы.

233. Воспитательной целью программы является привлечение детей к творчеству, ознакомление с народной чувашской культурой, ее возрождению, сохранению и развитию.

234. Основные задачи, решающиеся в фольклорном коллективе, это:

235. Воспитать уважительное и бережное отношение к фольклору как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы.

236. Дать учащимся знания и представления о многообразии музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте.

237. Сформировать и развить исполнительские навыки, опираясь на традиционное фольклорное исполнение, сформировать детский коллектив, поющий в традиционной манере своего народа, своей местности.

238. Сформировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания народной музыки на традициях и обычаях чувашского народа.

239. Дать представление о традиционной одежде своего региона.

240. Локально характерными могут быть различные элементы фольклорного явления: тембровая окраска звука, специфические исполнительские приемы; особенности хореографии и одежды.

241. Необходимым условием для осуществления главной цели фольклорного ансамбля достоверное воссоздание традиций народной культуры — является понимание закономерностей фольклора и использование их в современном фольклорном исполнительстве.

242. Устность одно из наиболее важных свойств фольклора. Именно в момент исполнения приводится в действие механизм традиционности: «исполнение-восприятие-осозпание-новое воспроизведение».

243. Важно учитывать в работе фольклорного ансамбля свойство вариантности. Прослушивание всех возможных вариантов песни обогащает слуховой опыт и позволяет использовать его в исполнительской практике.

244. Обучаясь по данной программе, дети получают начальные представления о том, что входит в понятие «народное творчество» и «фольклор». Им даются основы знаний и навыков по некоторым видам народного искусства:

245. Знание обрядов и праздников своего народа, различных жанров народного музыкально-поэтического творчества.

246. Знание приуроченности песенных жанров.

247. Владение традиционной манерой исполнения народной песни в ансамбле:- уметь запевать песню;- вести свой голос и находить подголоски;- сохранять диалект исполняемой песни.

248. Знание основных типов хороводов и элементов чувашских плясок.

249. Умение двигаться в хороводе, владеть основными элементами народнойпляски.

250. В структуру зачета включаются упражнения по телесной терапии (хороводы), по построениям и ритмическим рисункам, а также элементы наработанной концертной программы, песни, игры, пляски.

251. Учебный план дополняет «Календарно-тематический план», являющийся компонентом учебно-тематического плана, который отражает содержание деятельности ребенка и показывает количество времени, потрачеппое педагогом на обеспечение развития ребенка.

252. Настоящая программа предназначена для работы как в системе дополнительного образования, так и в средней общеобразовательной школе в 1-8 классах и рассчитана она на 3 года обучения.

253. Учебный план па три года I год обучения (1-4 кл.)1. МЫ ИГРАЕМ И ПОЕМ»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.