Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Елисова, Надежда Николаевна

  • Елисова, Надежда Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 158
Елисова, Надежда Николаевна. Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2002. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Елисова, Надежда Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПОМОРСКОМУ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОМУ ФОЛЬКЛОРУ

1.1. Понятие и сущность музыкального календарно-обрядового фольклора.

1.2. Поморский календарно-обрядовый фольклор в контексте историко-культурологического подхода.

1.3. Восприятие и понимание дошкольниками и младшими школьниками музыкальных календарно-обрядовых произведений.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПОМОРСКОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОМУ ФОЛЬКЛОРУ

2.1. Современное состояние проблемы воспитания детей средствами календарно-обрядового фольклора.

2.2. Принципы и условия приобщения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к поморской календарной обрядности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору»

Актуальность исследования. Современное российское общество пришло к осознанию необходимости формирования в личности духовности, эмоционально-ценностного и творческого отношения к миру. В этой связи крайне важным видится вопрос об эстетическом воспитании детей, потому как процесс воспитания наиболее плодотворен, если он осуществляется с раннего возраста.

В решении задач эстетического развития ребенка значительное место всегда отводилось фольклору (К.Д. Ушинский, В.П. Аникин, В.А. Василенко, Т.Ю. Камаева, М.Н. Мельников и др.). Изучение фольклорных произведений позволяет познать историю Отечества, национальные особенности своего народа, приобщиться к традициям, творчеству, искусству Родного края. Именно поэтому, знание фольклора воспринимается как составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений.

Фольклор во все времена органично вписывался в народную педагогику. С его помощью испокон веков в наиболее доступной форме передавались молодому поколению сложившиеся в течение столетий эстетические, нравственные, трудовые идеалы, представления о мире и человеке. Художественные формы «фольклорного общения» воспринимались народом как обязательные: крестьянский быт был наполнен народной музыкой и звучащим образным словом, играми и шутками, потешками и прибаутками, а благодаря этому формировалось образное мышление, развивались эмоции и чувства ребенка. Произведения народного творчества доставляли детям наслаждение, определяли объем жизненно необходимой информации.

Педагогическая направленность всех видов и жанров фольклора очевидна, поэтому обращение к сокровищам, сохраненным в фольклоре, является насущной необходимостью.

Дошкольное детство и младший школьный возраст по праву определяется психологами как период становления первооснов личности, как этап подготовки ребенка к «эре социальной зрелости» (А.В. Петровский). Именно в этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для воспитания в восприимчивой детской душе начал духовности, гуманизма, творческого отношения к миру. Этому способствует высокая эмоциональность ребенка, его активный интерес к окружающему миру, родственность природе, стремление к деятельности.

Приобщение дошкольников и младших школьников к фольклорной культуре можно считать одним из определяющих факторов воспитания личности. Освоение культурного наследия всегда расценивалось как восхождение растущего человека к вершинам ценностей, созданных человечеством.

Представляется, что наиболее отвечает особенностям детской психики обрядовый фольклор, который сочетает в себе музыку и движение, песню и танец, содержит элементы театрально-игровых действий.

Произведения словесного, музыкального, танцевального искусства всегда находят яркий отклик в детской душе, а их сочетание усиливает чувственное восприятие, делает его более глубоким и многогранным.

Взаимосвязь слова, музыки, театрального действия и танцевальных движений в произведениях обрядового фольклора позволяет задействовать воспринимающую, эмоционально-чувственную и двигательную сферы ребенка, что создает прекрасные возможности для комплексного решения многих задач эстетического воспитания и развития детей.

Образы, сюжеты, мотивы обрядовых песен, игр, хороводов естественны, просты, легки для восприятия, осознания, запоминания и, в своей основе, отвечают психологическим возможностям ребенка, соответствуют уровню его познавательной деятельности.

Ряд исследователей (М.Ю. Новицкая, O.JI. Князева, JI.JI. Куприянова, JI.B. Шамина, И.В. Кадобнова, В О. Усачева, JI.B. Школяр, JI.C. Стрельцова,

Н.Д. Тамарченко, Т.Д. Доронова и др.) предлагают ознакомление дошкольников и младших школьников с различными жанровыми разновидностями обрядового фольклора (календарным, семейно-бытовым).

Мы поддерживаем позицию авторов современных программ, которые рекомендуют использовать в педагогической работе с детьми дошкольного возраста произведения календарной обрядовой поэзии /84, 126, 130, 131, 161165 и др./.

Однако большинство созданных для детских садов и начальной школы программ ориентировано на региональные особенности средней полосы России и не учитывают специфического своеобразия Крайнего Севера.

С первой половины XI века Терский берег Белого моря осваивался и заселялся новгородцами, которые впоследствии были названы поморами, а их потомки в настоящее время представляют особую этническую группу русскоязычного населения Кольского полуострова, имеющую самобытный и оригинальный фольклор.

Многие названные педагоги подчеркивают значение национальных традиций в воспитании детей, что может предполагать региональный вариант решения проблемы. Формирование представлений о своей стране, усвоение понятий об общечеловеческих ценностях убедительнее осуществляется на близком для ребенка материале, который может быть включен в повседневную деятельность. Отсюда видится актуальным приобщение дошкольников, живущих на Кольском полуострове, к культурно-историческим традициям и обычаям поморов'.

Принимая во внимание региональные особенности Мурманского края, психологические возможности и потребности дошкольников и младших школьников, мы считаем, что детей, живущих в Кольском Заполярье, целесообразно приобщать к поморскому музыкальному капендарно-обрядовому

1 Поморы - этническая группа русскоязычного населения, проживающая в северном регионе России фольклору как доступному для детского восприятия и понимания, простому, но глубокому по содержанию и форме.

Глагол «приобщить» имеет значение «дать возможность включиться в какую-нибудь деятельность, сделать участником чего-нибудь», а «приобщиться» означает включиться или стать участником какой-либо деятельности /135, С.596/.

Следовательно, приобщение детей к поморскому музыкальному кален-дарно-обрядовому фольклору возможно при организации соответствующей деятельности. В данном случае такой деятельностью является участие дошкольников и младших школьников в календарно-обрядовых праздниках и действах, основанных на этнических традициях поморов.

В. Даль определяет значение слова «приобщать» также как «.присоединять, причислять, .прилагать одно к другому в одно целое, в один счет» /59, С.463/. Последнее, на наш взгляд, существенно. Важно не просто включить ребенка в обрядовые формы деятельности, а дать ему возможность почувствовать себя частью единого целого, ощутить соборность, полную причастность к тому, что происходит. Ибо, как полагает М.М. Бахтин ощущение праздника может иметь только его участник, но не зритель.

Нельзя сказать, что национально-региональный компонент не находит отражения в современной теории и практике /17, 18, 19, 58, 67, 166, 189, 196/, однако аспект приобщения детей к музыкальному поморскому календарно-обрядовому фольклору не был прежде предметом специального изучения в дошкольной педагогике и педагогике начальной школы.

Объект исследования - поморский музыкальный календарно-обрядовый фольклор как основа приобщения дошкольников и младших школьников Кольского Заполярья к национальной художественной культуре.

Предмет исследования - процесс приобщения детей к поморским национальным музыкальным традициям.

Цель исследования - определить воспитательные возможности произведений поморского календарно-обрядового фольклора и разработать методику включения детей в обрядовые формы деятельности.

Задачи исследования:

1. Выявить своеобразие поморской музыкальной обрядовой культуры.

2. Исследовать традиционные виды и формы приобщения детей к этнической календарно-обрядовой культуре и современные взгляды на воспитание дошкольников и младших школьников средствами музыкального фольклора.

3. Определить наиболее эффективные и целесообразные формы приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста Кольского Заполярья к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору.

4. Разработать методику воспитания детей на музыкальных традициях поморов в условиях дошкольных учреждений и общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору станет наиболее эффективным в том случае, если:

- дети будут включены в разнообразную, яркую, эмоционально окрашенную жизнь, отвечающую традиционным занятиям и обычаям поморов;

- найдены способы обогащения эстетического и познавательного опыта ребенка, включающее как накопление впечатлений об окружающем мире, так и расширение знаний о содержании и форме музыкальных произведений народного творчества поморов;

- определены виды и формы деятельности, поддерживающие активность и творчество детей в освоении регионального музыкального материала.

Методологическую основу составили идеи, теории и концепции, позволившие обосновать возможность приобщения детей к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору: этнографические исследования (А.В. Терещенко, М.И. Забылин, Т А. Бернштам, В.И. Чичеров и др.), работы по ис-я кусствознанию и культурологии (Э.А. Баллер, Д.С. Лихачев, М.С. Каган и др.), фольклористике (В.Я, Пропп, О.И. Капица, В.П. Аникин, Н.И. Кравцов, М.Н. Мельников, Ю Г. Круглов и др.), этнопедагогике (Г.Н. Волков, Т.С. Буторина и др.).

Музыковедческая база исследования представлена исследованиями И.И.Земцовского, Э.Я. Кокаре, Ю.Е. Красовской, В.А. Лапина, Д.М. Балашова и др., обосновывающими типологические и особенные музыкальные характеристики календарно-обрядового фольклора.

Психолого-педагогический аспект диссертации опирается на общую теорию деятельности Л .С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, Л.П. Робустовой, Л.В. Орловой, Е.И. Корнеевой и др.

Методы исследования: изучение этнографической, музыковедческой, философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; анализ программ для дошкольных учреждений и начальной школы; целенаправленное педагогическое наблюдение и эксперимент; анализ детских творческих работ; математические методы обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

На основе сравнения русской и поморской календарной обрядности выявлены как общие (российские корни обрядовых традиций, календаря, основного содержания обрядовых праздников и ритуалов), так и особенные (локальное своеобразие, текстовые диалектные характеристики обрядовых произведений, иноэтнические элементы в содержании праздников и ритуалов) признаки календарно-обрядового фольклора поморов.

Теоретически обоснована и экспериментально доказана целесообразность и возможность воспитания обрядовой культуры дошкольников и младших школьников в процессе приобщения к поморской календарной обрядности, а также их творческого развития в результате освоения музыкального календарно-обрядового фольклора поморов.

Разработана программа и методика приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарнообрядовому фольклору на основе комплексного подхода к воспитанию обрядовой культуры, интеграции предметов гуманитарного и эстетического циклов, взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности детей.

Практическая значимость определяется тем, что результаты исследования могут использоваться в практике работы учреждений в системе общего и дополнительного художественного образования. Предложенный в диссертации подход к воспитанию детей средствами поморской календарной культуры может использоваться при создании региональных программ, учебных пособий для музыкального развития детей в детском саду, школе и семье.

Результаты исследования, методические рекомендации по приобщению детей дошкольного и младшего школьного возраста к музыкальному капен-дарно-обрядовому фольклору поморов могут использоваться преподавателями ВУЗов и педагогических колледжей при разработке содержания курса теории и методики музыкального воспитания, спецсеминаров, факультативов.

Этапы исследования.

На 1 этапе (1994-1996) изучалась этнографическая, музыковедческая, фольклорная, философская литература, анализировалось состояние педагогической работы в воспитательно-образовательных учреждениях. Разрабатывалась программа исследования, определялись содержание и формы опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

На 2 этапе (1996-1999) проводилась экспериментальная работа в дошкольных учреждениях и начальной школы г.Мурманска. Отрабатывалась программа исследования по приобщению детей к традиционной культуре Кольского региона на основе поморского музыкального календарно-обрядового фольклора.

3 этап (1999 - 2001) был посвящен анализу и обработке полученных данных, работе над текстом диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Поморский календарно-обрядовый фольклор обладает педагогическими возможностями музыкального, речевого, познавательного и творческого развития детей и является эффективным средством приобщения дошкольников и младших школьников к этнической культуре Кольского Севера.

2. Эффективность процесса воспитания обрядовой культуры обусловливается активизацией эмоционально-чувственной сферы дошкольников и младших школьников, их когнитивного и художественно-творческого развития; интеграцией видов деятельности, имеющих гуманитарно-эстетическую направленность; комплексным взаимодействием видов детской и педагогической деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы в ясли-садах №№ 129, 138; общеобразовательной школе №11; путем обсуждения на заседаниях лаборатории музыкального искусства Института художественного образования Российской Академии Образования (Москва, 1996 - 2001); Всероссийском совещании-семинаре «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» (Москва, 1996); Международной научно-практической конференции «Национально-региональный компонент в содержании художественно-эстетического образования» (Москва, 1997); научно-практической конференции Мурманского областного института повышения квалификации работников образования «Адаптация, обучение и воспитание детей в современном мире» (Мурманск, 1998); в ходе работы курсов повышения квалификации работников образования (Мурманск, 1997-1999).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Елисова, Надежда Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В художественном воспитании и развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста Кольского Заполярья следует опираться на поморское народное искусство, фольклор и культуру, где органично соединяются языковые и духовные традиции, отражается региональное своеобразие Северного края.

Поморский музыкальный календарно-обрядовой фольклор является основой воспитания у детей этнической обрядовой культуры, формирование которой, в свою очередь зависит от усвоения дошкольниками и младшими • школьниками историко-культурологических знаний, стремления к получению таких знаний; эмоциональной восприимчивости детей при освоении поморского музыкального фольклорного материала; активности в празднично-зрелищных формах общения.

Ведущими видами педагогической деятельности по приобщению дошкольников и младших школьников к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору, позволившими сформировать у детей знания и представления о поморской этнической культуре, видах и жанрах поморского творчества, формах художественного отражения действительности; освоить щ художественно-выразительные средства произведений и найти способы их применения в собственной творческой деятельности; обогатить эстетический и познавательный опыт, явились музыкальное воспитание, познавательное и речевое развитие ребенка.

Наиболее эффективными видами и формами организации учебной и внеучебной (внеклассной) деятельности по воспитанию этнической обрядовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста явились календарные праздники, зрелища, развлечения, игры-занятия и игровые уроки (сю-жетно-ролевые, проблемно-моделирующие, путешествия, погружения и др.), экскурсии, викторины.

Вхождению дошкольников и младших школьников в обрядовую этническую культуру способствует разработанная программа «Край морошковый», основанная на общедидактических, современных и специфических принципах работы педагогов.

Проведенная работа по знакомству детей дошкольного и младшего школьного возраста с поморским народным творчеством показала, что дошкольники и младшие школьники проявляют интерес к поморской обрядовой культуре и фольклору, способны воспринимать, осознавать содержание и форму поморских календарно-обрядовых произведений разных жанров (игровых, плясовых, кружальных, хороводных, лирических песен, закличек и припевок), использовать музыкальные и поэтические средства малых жанров поморского фольклора в своей творческой деятельности.

Проведенная экспериментальная работа в дошкольных учреждениях и начальной школе по приобщению детей к поморскому календарно-обрядовому фольклору убедила нас в том, что необходимыми условиями для педагогической работы являются следующие:

• обучение, как специально организованный процесс воспитания и развития, который охватывает все виды художественной деятельности, образное восприятие поморского фольклора;

• комплексное взаимодействие видов педагогических видов деятельности (музыкального воспитания, познавательного и речевого развития, экологического, физического и трудового воспитания);

• обогащение эстетического и познавательного опыта ребенка, предполагающее накопление впечатлений об окружающем мире; формирование знаний о содержании и форме произведений народного творчества поморов, их художественных средствах и способах применения при создании творческих произведений;

• включение дошкольников и младших школьников в игровые и праздничные формы общения.

Именно в этом случае впечатления, знания, полученные в процессе ознакомления дошкольников и младших школьников с народным творчеством поморов, способствуют отражению детских впечатлений о мире в образном слове, музыкальной импровизации, влияют на творческие проявления ребенка, потому как он получает возможность осваивать и действовать с богатым и разнообразным фольклорным материалом.

Ознакомление с поморским фольклором наиболее успешно осуществляется и тогда, когда дети включаются в активную познавательную деятельность: высказывают суждения, выражают представления и оценки.

Осваивая музыкальную фольклорную культуру поморов, ребенок приобщается к многовековым этническим традициям, постигает народную философию, мировосприятие.

На основании полученных данных предлагаем дополнить программу воспитания, обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста региональным компонентом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Елисова, Надежда Николаевна, 2002 год

1. Абрамский А.С. Песни русского севера. - М.: Советский композитор, 1959. - 153 с.

2. Азбелев С.Н. Фольклор в системе общественного сознания //Проблемы фольклора. М. Наука, 1975 С.21-30

3. Алексеев В.А. Русская народная песня в начальной школе. Оса: Росстани-на-Каме, 1994. - 78 с.

4. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школь• ников и молодежи // Развитие детского голоса / Под. ред. В Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. С 18-27.

5. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. М.: Изд-во МГУ, 1970. -122 с.

6. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор (Исследования и тексты). М., 1957. 240 с.

7. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л.: Просвещение, 1983. - 416 с.

8. Ануфриев В.В. Специфика региональной культуры (на материале культурырусского Севера): Автореф. .дис. канд. философ, наук. М., 1995. - 20 с.

9. Баженова А.И. Солнечные боги славян // Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И. Баженова, В.И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1993. С.3-16.

10. Ю.Байбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. Л. Наука, 1989.-31 с.

11. П.Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб: Наука, 1993. -237 с.

12. Балашов Д.М. Как собирать фольклор. М.: Знание , 1971. с.

13. Балашов ДМ. Красовская Ю.Е. Русские свадебные песни Терского берега

14. Белого моря. Л.: Музыка, 1969. - 168 с ,Д.Балашова С.С., Шентшшнская Т.С. Музыкальный фольклор и школа

15. Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. - С 126-236.

16. Баплер Э.А. Преемственность и развитие культуры. М, Наука, 1969.

17. Беляева Л.С. Поморская музык^ьная культура //Учители, о народной культуре поморов и саамов Кольского Севера. Мурманск. МГПИ, 1994.

18. Беляева Л.С. Саамская этническая педагогика: Учеб. пособие к спецкурсу.

19. Г Науменко. М.: Дет лит., 1980 - 63 с. 23 Бернштам Т А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX века: Половозрастной аспект тргшиции культуры. - Л.: Наука, 1988.- 275 с.

20. Бернштам Т А. Поморы. Формирование группы и системы хозяйства Л.: Наука, 1978 174 с.

21. Бернштам Т.А. Роль верхневолжской колонизации в освоении Русского Севера (IX-XV в в.) // Фольклор и этнография Русского Севера / Отв. ред. Б.Н. Путилов, К В. Чистов. Л.: Наука, 1973. - С.5-29.

22. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX начале XX века. Этнографические очерки. Л.: Наука, 1983. - 237 с.

23. Бернштам Т.А. Русский Север: Ареалы и культурные традиции. СПб, 1992.-357 с.

24. Бернштам Т.А. Русский народный свадебный обряд. Мурманск: Книжное издательство, 1979. - 158 с.

25. Бернштам Т.А. Свадебная обрядность на Поморском и Онежском берегах Белого моря // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор / Отв. ред. Б.Н. Путилов. Л. Наука, 1974. С. 181-188.

26. Бернштам Т.А , Лапин В.А. Виноградье песня и обряд // Русский Север: Проблемы этнографии и фольклора. ~ Л., 1981. - С.3-109.

27. Бернштам Т.А., Лапин В.А. Поморы Кандалакшского и Терского берегов Белого моря // Новое в этнографических и антропологических исследованиях. М„ 1974. 4.1. С. 16-26.

28. Бернштейн Б.Н. Традиция и социокультурные структуры // Советская этнография. 1981. - №2. - С. 107-109.

29. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.И. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1.465 с.

30. Боровиков Л.И. Принцип народности в практике обучения и воспитания средствами искусства // Формирование эстетического отношения к искусству. Т.2. М . 1991. С.122-126.

31. Боровина Л. Оберег: Программа комплексного изучения музыкальногофольклора в детском саду. М., 1996.

32. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.

33. Буторина Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев //Советская педагогика, 1989 №7. С. I 11 -116.

34. Бурцев А.Е. Обзор русского народного быта Северного края. СПб, 1902. -т.З. - №36. - С. 140.

35. Василенко В.А. Детский фольклор // Русское народное поэтическое творчество. М.,1978. - С. 15-19.

36. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. Хабаровск, 1989. - 144 с.

37. Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П. Платонова. СПб. Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1995. - 197 с.

38. Ветлугина Н А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. -416 с.

39. Ветлугина Н.А. Развитие слуха и голоса у ребенка 5-7 лет в процессе обучения пению // Развитие детского голоса / Под. ред. В.Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - С.213-227.

40. Виноградов Г .Д. Фольклор и быт. Программа наблюдений. Иркутск, 1925. -с.

41. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. М.: Наука, 1982. - 256 с.

42. Виноградова Л.Н. Польские народные календы (Ист.-сравнит. анализ): Ав-тореф. дис. .канд.филол. наук. -М., 1973. 19 с.

43. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. - 376 с.

44. Воробьева Д.И. Гармония: Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. СПб, 1995.

45. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избр. труды. М.: Советский художник, 1972. - 350 с.

46. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. - 93 с.

47. Выходцев П С. Современное состояние русского фольклора на Беломорье (проблема регионального обследования) // Русский фольклор. Полевые исследования. Л.: Наука, 1984. - Вып. 12.

48. Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1983. - 239 с.

49. Герцова О.Г. Проект архангельского областного словаря. М., 1970.

50. Глинка Г.А. Древняя религия славян // Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.М. Баженова, В.И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1993. -С.89-142.

51. Гохман В.М. География культурных традиций и ее место в их комплексном использовании // Советская этнография, 1981. №2. - С.110-134 с.

52. Гурина Н.Н. Некоторые данные о заселении южного побережья Кольского полуострова // Советская археология, 1950. №2. - С.105-127.

53. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М.: ГРДНТ, 1994. -233 с.

54. Грушанина О.С. Северное сияние: Региональная программа художественного воспитания детей дошкольного возраста. Мурманск, 1996. - 48 с.

55. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1980.-Т. 3.-555 с.

56. Дерягин В.Я. Из истории лексических изоглосс в говорах Архангельской области // Этимология. М., 1966. - С. 25-28.

57. Дерягин В.Я. О развитии диалектов Архангельской области по данным истории и географии слов: Автореф. .канд. дис. М., 1966. - 21 с.

58. Детские праздники и развлечения. Йошкар - Ола, 1996. - 116 с.

59. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. СПб: Изд-во «Акцидент», 1996. - 288 с.

60. Дмитриева С.И. Русские. Традиционный фольклор русского Севера. М., 1993.-200 с.

61. Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М.: Наука, 1988. - 240 с.

62. Добров В.В. Население Кольского Севера. Мурманск: Книж. изд-во, 1973. 148 с.

63. Евтюкова О.А., Киселева Т.А., Иванова Е.В., Беляева Л.С. Учителю о народной культуре поморов и саамов Кольского Севера. Мурманск, 1994. -112 с.

64. Иванова Ю.В. Следы солярного культа // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев / Отв. ред. С.А. Токарев. М.: Наука, 1983. - С. 105-116.

65. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М.: Наука, 1973. - 495 с.

66. История России с древнейших времен / Отв. ред. Н.А. Иванов. М.: Голос, 1993.-768 с.

67. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 44 с.

68. Кадобнова И.В., Усачева В О., Школяр Л.В. Шестилетние дети и музыка // Воспитание музыкой / Сост Т.Е. Всндрова, И В. Пигарева. М. Просвещение, 1991. - С. 11-31.

69. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И. Баженова, В.И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1993. -320 с.

70. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев /Отв. ред. С.А.Токарев. М.: Наука, 1983. -224 с.

71. Камаева Т.Ю. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. М.: Лайда, 1994. - 70 с.

72. Капица О.И. Детский народный календарь. Вступление и подготовка публикации Ф.С.Капицы // Поэзия и обряд: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И.Ленина, 1982. - С. 127-146.

73. Капица О.И. Детские фольклорные песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение. Собирание. Обзор материала. Л.: Прибой, 1928. - 222 с.

74. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 1998. - 304 с.

75. Князькина О.А. Обрядность как разновидность культурной жизни общества (на примере исторической традиции свадебного обряда Российских царей XVI-XVII столетий): Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 1997. -16 с.

76. Кокаре Э.Я. Комплексный анализ народной песни // Фольклор: песенное наследие. М.: Наука, 1991. - С. 23-30.

77. Колпакова Н.П Песни и люди о русской народной песне. Л.: Наука, 1977. - 135 с.

78. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.-Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1962. - 284 с.

79. Колпакова Н.П. Терский берег (очерки о старом и новом быте рыбаков-поморов). -Вологда: Сев. Печатник, 1937. 185 с.

80. Колпакова Карзубова Н. Фольклор Терского берега // Советская этнография. - 1934. -№1-2. - С.215-217.

81. Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний возраст): Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1995. 18 с.

82. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Сост., предисл., примеч. С.Л. Николаева М.: Экономика, 1993. 399 с.

83. Кошечкин Б.И. Открытие Лапландии. Мурманск. Книж. изд-во, 1983. -128 с.

84. Красовская Ю.Е. Интонационный строй песен Терского берега // Музыка, 1973. №3. - С.11-13.

85. Красовская Ю.Е. Человек и песня. М. Сов. Россия, 1989. 160 с.

86. Кравцов Н.И. Проблемы теории фольклора // Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975.-С.З-11.

87. Кравцов Н.И. Проблемы славянского фольклора. М.: Наука, 1972. - 360 с.

88. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.: Высш. школа, 1977. - 375 с.

89. Кривошеева Г.А. Народные праздники в детском саду. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. Ульяновск, ИПК ПРО, 1995. - 48 с.

90. Криничная Н.А. Домашний дух и святочные гадания (по материалам северно-русских обрядов и мифологических рассказов). Петрозаводск, 1993. - 29 с.

91. Круглое Ю.Г. Русские обрядовые песни (классификация, поэтика, вопросы истории): Автореф. дис. докт, филологич. наук. М.,1984. - 38 с.

92. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой . М.: Правда, 1991. - 496 с.

93. Куприянова З.Н. Собирание и изучение фольклора народов Севера в Советскую эпоху. Л.,1969. - 148 с

94. Лапин В.А. Напевы свадебных песен Поморского берега Белого моря // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Л.: Наука, 1974.- С. 189-200.

95. Лапин В.А. Русские свадебные песни поморов, как музыкально-этнографическая система: Автореф. дис.канд. искусствоведения Л., 1976. -22 с.

96. Литвин Э.С. К вопросу о детском фольклоре // Русский фольклор. М.-Л., 1958.-Вып. 3.

97. Литературный энциклопедический словарь / Под. общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А.Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

98. Лихачев Д.С. Экология культуры // Узорочье жизни. М.: Молодая гвардия, 1989. - С.124-136.

99. Максимов С.В. Год на Севере. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1984.- 605 с.

100. Максимов С.В. Крестная сила. Нечистая сила. М.: ACT, 1999. - 507 с.

101. Марков А.В., Маслов А.Л., Богословский Б.А. Терский берег Белого моря // Труды музыкально-этнографической комиссии общества любителей антропологии, естествознания и этнографии. -М., 1911. -т.2. -ч.2.

102. Мартынова А.Н. Детский фольклор. Поэтические жанры II Детский поэтический фольклор: Антология / Сост. А.Н. Мартынова. Отв. ред. Б.Н. Путилов. СПб, 1997. - т.15. - С.5-27.

103. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики // Сибирский фольклор. Новосибирск, 1971,- Вып. 11.

104. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987. -240 с.

105. Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск: Зап.-Сиб. книж. изд-во, 1970. - 218 с.

106. Меркурьев И.С. Живая речь Кольских поморов. Мурманск: Книж. изд-во, 1979. - 184 с.

107. Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. -М.: Беловодье, 1995. 320 с.

108. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре / Сост., под-гот. текстов, вступ. статья и коммент. В. Аникина. М.: Худож. лит., 1991. - Вып. 1.-589 с.

109. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Выл.З. Юность и любовь: Девичество / Сост., подг. текстов, вступ ст. и коммент. Л.Астафьевой и В.Бахтиной. М.: Худож. лит., 1994. 525 с.

110. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание (1-4 классы): Программа для общеобразовательной школы / Н А. Терентьева, Р.Г. Шитикова; науч. ред. Н.А. Терентьева. М.: Просвещение, 1994. 69 с.

111. Музыкальное искусство (1-3 классы): Программа для общеобразовательной школы / Усачева В О., Школяр Л.В., Школяр В.А. М., 1995. - 32 с.

112. Музыкальный фольклор 1-4 кл.: Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1992. - 67 с.

113. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г.Д.Рыженков. М.: Современник, 1991. - 127 с.

114. Народы Европейской части СССР. М.: Наука, 1964. - т. 1. - 984 с.

115. Наумекко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. М.: Сов. Композитор, 1988. - 192 с.

116. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. ~М.: Издательский центр «Академия», 1996. 136 с.

117. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища: конец XVIII начало XIX в. - М.: Искусство, 1988. - 215 с.

118. Неруш И.А. Очерк истории строительства и формирования городов на Кольском полуострове Мурманск: Книж. изд-во, 1978. - 112 с.

119. Новицкая М.Ю. Русский детский внеигровой фольклор (стихотворные жанры): Автореф. дис. канд. фил ос. наук. JI., 1985. - 20 с.

120. Новицкая М.Ю., Соловьева Е.В., Царенко П.И. Наследие: Программа и руководство для воспитателей детских садов по патриотическому воспитанию и введению детей в традиционную отечественную культуру. Мурманск, 1998. - 56 с.

121. Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре: Методические рекомендации к занятиям 1-го года обучения по программе факультатива «Введение в народоведение». М.: Изд-е центра «Планетариум», 1994. - 26 с.

122. Обереги и заклинания русского народа / Сост. М.И. и A.M. Песковы. -М.: Просвещение, 1994. 192 с.

123. Обряды и обрядовый фольклор / Отв. ред. В.К. Соколова. М.: Наука, 1982.-280 с.

124. Обрядовая поэзия / Сост., предисл., примеч., подгот. текстов В.И.Жекулиной, А.Н.Розова. М.: Современник, 1989. - 735 с.

125. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

126. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика. 1989. - №7. - С. 106-111.

127. Орлова Л.В. Формирование творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 15 с.

128. Отражение межэтнических процессов в устной прозе: Сб-к статей / Отв. ред. Э.В. Померанцева. М.: Наука, 1979. - 173 с.

129. Пантелеева Л.Т. С любовью к родному краю. Мурманск: Мурманское книж. изд-во, 1988. - 120 с.

130. Пантелеева JI.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага / Ред. Л.Ф. Жданова. Мурманск: МГПИ, 1994. - 115 с.

131. Песни Кольских поморов / Сост. И. Дубовская. Вып.1. - Мурманск, 1996. -122 с.

132. Песни Кольских поморов / Сост. И. Дубовская. Вып. 2. - Мурманск: Альта, 1998. - 110 с.

133. Песни Кольских поморов / Сост. И. Дубовская. Вып. 3. - Мурманск: Альта, 1999.- 116 с.

134. Песни Кольских поморов / Сост. И. Дубовская. Вып. 4. - Мурманск: Альта, 2000. - 97 с.

135. Подл асы й И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.

136. Покровская Л.В. Земледельческая обрядность // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев / Отв. ред. С.А. Токарев. М.: Наука, 1983. - С.67-90.

137. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1987. -368 с.

138. Полевые исследования. Русский фольклор. Л.: Наука, 1985. - Вып. 23. - с.

139. Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Пан-кеевым. М.: ОЛМА-Пресс, 1998. - Т.2. - 688 с.

140. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. -М„ 1975.- 191 с.

141. Потемкин Л. У северной границы. Мурманск: Книж. изд-во, 1965. -210 с.

142. Праздники для детей и взрослых: В 2-х кн. / Авт.-сост. Н.В. Чудакова. -М: Изд-во ACT, 1999. 528 с.

143. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М.: Просвещение, 1987. - 192 с.

144. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4)

145. Сост. Л. А. Вохмянина, Т.В. Игнатьева, Е.О. Еременко. М.: Просвещение, *1998.-624 с.

146. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. М.: Дрофа, 2001. - 288 с.

147. Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора // Русская литература, 1964. №4. - С.58-77.

148. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. - 144 с.

149. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. - 326 с.

150. Путилов Б.Н. Историко-фольклорный процесс и эстетика фольклора // Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975. - С. 12-21.

151. Путилов Б.Н. Проблемы типологии этнографических связей фольклора // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л.: Наука, 1977. - С.3-14.

152. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей первой мл. группы дет. сада / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, С.Г. Якобсон и др. М.: Просвещение, 1993.-224 с.

153. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей второй мл. группы дет. сада / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. М.: Просвещение, 1993.-224 с.

154. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей сред, группы дет. сада / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. М.: Просвещение, 1994. -208 с.

155. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, обучению и развитию детей 5-6 лет в детском саду (старшая группа). М., 1994. - в 2-х ч. - 351 с.

156. Радуга: Программа и методическое руководство (подготовительная группа).-М., 1996 189 с.

157. Развитие региональной системы образования: Материалы областной научно-практической конференции 27-28 апреля 1993. Мурманск, 1993. - 53 с.

158. Робустова Л.П. Взаимодействие музыки и речи в детском фольклоре: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1987. - 24 с.

159. Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы /Под ред. К.В.Чистова, Т.А.Бернштам. Л.: Наука, 1978. - 277 с.

160. Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникина. М.: Худож. лит., 1985. - 367 с.

161. Рыбаков Б.А. Рождение богинь и богов // Мифы древних славян. Велесо-ва книга / Сост. А.И. Баженова, В.И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1993. -С. 146-246.

162. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987.-198с.

163. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. - 608 с.

164. Сабурова Л.М, Об изучении народных обрядов // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор / Отв. ред. Б.Н. Путилов. Л.: Наука, 1974.-С.З-8.

165. Святки: Сборник. М.: ЗАО РИФМЭ, 1997. - 128 с.

166. Серов С.Я. Календарный праздник и его место в европейской народной культуре // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев / Отв. ред. С.А. Токарев. М.: Наука, 1983. -С.39-54.

167. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. -М.: Унив. тип., 1837. Вып. 1.-246 с.

168. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. -М.: Унив. тип., 1838. Вып. 2. - 143 с.

169. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. -М.: Унив. тип., 1838. Вып. 3. - 216 с.

170. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. -М.: Унив. тип., 1839. Вып. 4. - 41 с.

171. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX начале XX в. М.: Наука, 1979. - 288 с.

172. Соколова В.К. Заклинания и приговоры в календарных обрядах //Обряды и обрядовый фольклор / Отв. ред. В.К. Соколова. М.: Наука, 1982. - С.11-25.

173. Соловьев С.М. Сочинение. В 18 кн. Кн. 11. - Т. 5-6. История России с древнейших времен / Отв. ред. Н.А. Иванов - М.: Голос, 1993. - 768 с.

174. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция // Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. - С.5-15.

175. Стельмахович М.И. Народная педагогика. Киев: Радяньска школа, 1985.-312 с.

176. Степанов К.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский Раритет, 1991. -80 с.

177. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Программа литературного образования в гуманитарных классах и школах. М.: Логос, 1991. - 32 с.

178. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. - 216 с.

179. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. -Горький: Волго-Вят кн. изд-во, 1973. 254 с.

180. Телицына С.В. Поэтика саамского фольклора в обучении словесному творчеству детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1998.- 18 с.

181. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1985. -328 с.

182. Терещенко А.В. Быт русского народа. М.: Русская книга, 1997. - Ч. 1. -288 с.

183. Токарев С.А. Истоки этнографической науки (До середины XIX в.). М.: Наука, 1978. - 167 с.

184. Токарев С.А. История изучения календарных обычаев и поверий // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев / Отв. ред. С.А. Токарев. М.: Наука, 1983. - С.8-23.

185. Толстые Н.И. и С.М. О вторичной функции обрядового символа (на материале славянской народной традиции) // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974.

186. Томилов Ф.С. Север в далеком прошлом. Архангельск: ОГИЗ, 1947. -96 с.

187. Трудкова Е.Г. Эстетическое воспитание студентов педагогического ВУЗа средствами поморских народных музыкальных традиций: Автореф. .дис. канд. пед. наук. Мурманск, 1998. - 22 с.

188. Угринович Д.М. Искусство и религия: Теоретический очерк. М.: Политиздат, 1982. - 228 с.

189. Угринович Д.М. Обряды. За и против. М.: Политиздат, 1975. - 175 с.

190. Угринович Д.И. Психология религии. М.: Знание, 1969. - 48 с.

191. Ушаков И.Ф. Кольская земля. Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период. Мурманск: Книж. изд-во, 1972. - 672 с.

192. Философский словарь / Под ред. И Т. Фролов. М.: Политиздат, 1991. -560 с.

193. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах ученых // СЭ. 1964. - №4. - С.94-95,

194. Чистов В.К. Актуальные проблемы изучения традиционных обрядов русского Севера //Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор /Отв. ред. Б.Н.Путилов. Л.: Наука, 1974. - С.9-18.

195. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков (Очерки по истории народных верований). М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. - 236 с.

196. Шаповалова Г.Г Майский цикл весенних обрядов // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами / Отв ред. Б.Н. Путилов. Л.: Наука, 1977. С. 104-111.

197. Школа русского фольклора. Обучение в младших классах / Науч. ред М.Т. Картавцева. М.: МГИК, 1994. 72 с.

198. Щекина С.С. Воспитание в поморской семье XVIII-XIX веков: Автореф дисс.канд. пед. наук. Петрозаводск, 1995. - 22 с.

199. Чуковский К.И От двух до пяти // Чуковский К.И. Собр. соч. М., 1965 -Т.1.

200. Эвальд З.В. Песни свадебного обряда на Пинеге // Искусство Севера. -Л.: Гос. ин-т истории искусств, 1928. т. 2. с.

201. Яковенко Н.Г. Терский берег. Мурманск: Книж. изд-во, 1985. 120 с.

202. Яшнов А.И. По русскому Северу. Новгород, 1913. 64 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.