Музыкальность как свойство живописи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Сухорукова, Наталия Анатольевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 257
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Сухорукова, Наталия Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ПРОЯВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ В ИСКУССТВЕ ЖИВОПИСИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 .Музыкальность как феномен искусства живописи.
1 ^.Формирование многообразия проявлений «музыкальности» в западноевропейской и отечественной живописи.
Глава 2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ЖИВОПИСИ
2.1. Музыкальность как составляющая творческого метода в живописи XX века.
2.2.Жанровые особенности проявления музыкальности живописи.
Глава 3. ТРАДИЦИИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ЖИВОПИСИ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ АЛТАЯ
3.1. Проявление музыкальности живописи Алтая в жанре пейзажа и натюрморта.
3.2. Алтайская сюжетно-тематическая картина и портрет с точки зрения музыкальности живописи.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Музыкальные идеи в теоретическом и художественном наследии В.В. Кандинского2003 год, кандидат искусствоведения Каргаполова, Надежда Александровна
Пейзажная живопись Алтая 1960-1970-х гг.2002 год, кандидат искусствоведения Нехвядович, Лариса Ивановна
Синтез музыки, поэзии и живописи в сочинениях Арнольда Шенберга 1908 - 1913 годов2010 год, кандидат искусствоведения Ницевич, Евгения Вячеславовна
Синестетичность музыкально-художественного сознания: На материале искусства XX века2006 год, доктор искусствоведения Коляденко, Нина Павловна
Архетипические мотивы и мифологические образы в современном изобразительном искусстве Алтая2006 год, кандидат искусствоведения Афанасьева, Наталья Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальность как свойство живописи»
Актуальность темы исследования
Все виды искусства глубоко взаимосвязаны. Замкнутость каждого вида искусств в своих устоявшихся формах становится одной из причин, тормозящих развитие искусства в целом. В настоящее время все более ярко проявляется тенденция расширения границ взаимопроникновения видов и жанров искусства. Взгляд на живопись сквозь призму другого вида искусства — музыки - расширяет границы духовного зрения, чувствования, понимания не только произведений живописи, но и ценности жизни, так как корни музыкальности лежат, по нашему мнению, в основе космической гармонии, во всеобщей гармонии мира, нарушение которой ведет к краху культуры и системы общечеловеческих ценностей.
Новая историческая ситуация в России, изменение культурного контекста влекут за собой поиск новых форм анализа действительности и искусства. Искусствовед ныне призван выполнять роль толкователя, интерпретатора современного искусства, посредника между художником и зрителем. Творческие достижения искусства являются вершиной пирамиды духовно-нравственного развития и воспитания, вершиной высокой образовательной и общей культуры общества. Синтез искусств - основа этих достижений. В работе рассматриваются проявления музыкальности в живописных произведениях на основе принципа дополнительности. Современная живопись, в контексте заявленной темы в литературе, особенно в региональном аспекте, практически не представлена, что актуализирует обращение к ней.
Степень разработанности проблемы
Изучение «музыкальности» как свойства живописи берет свое начало в античности. Пифагор Самосский в учении «Гармония (или Музыка) сфер» обнаружил, что строение музыкальной гаммы подчинено строгим числовым пропорциям, которые применялись для объяснения всего сущего, включая космос. И. Кеплер, а позже И. Ньютон строили свои эксперименты, опираясь на выводы Пифагора, результатом чего стала общность в темперации звука и цвета. Вопросы синтеза искусств развили в своих трудах Е.П. Блаватская, А.В. Захарьина-Унковская, М.А. Марутаев, Т.Н. Левая, И.Л. Ванечкина, А.И. Бандура, А.Н. Бенуа, Б.В. Асафьев, Н.А. Дмитриева. В трудах А.Ф. Лосева «Музыка как предмет логики», П.А. Флоренского «Анализ пространственно-сти и времени в художественно-изобразительном искусстве» прослежены вопросы родственности двух видов искусства — музыки и живописи.
Проблема музыкальности живописи затрагивалась в мемуарах, письмах, статьях, дневниках зарубежных и отечественных живописцев: Э. Делакруа, Ж. Сёра, П. Синьяка, А. Матисса, К.А. Коровина, С.А. Чуйкова. Однако живописцы в анализе художественных элементов живописи разных стилей и направлений проводили аналогии с искусством музыки, не давая явлению музыкальности глубокого обоснования. Большой вклад в изучение проблемы музыкальности живописи внес В.В. Кандинский. В теоретических трудах «Точка и линия на плоскости», «О духовном в искусстве», «О сценической композиции» художник подробно описал все основные слагаемые живописи (точку, линию, ритм, плоскость, композицию, цвет и т.д.), давая им свои музыкальные характеристики. В.В. Кандинский сам так оценивал необходимость данных работ: «Одной из важнейших задач зарождающейся сейчас науки об искусстве должен стать детальный анализ всей истории искусства на предмет художественных элементов, конструкции и композиции. Анализ художественных элементов, помимо своей научной ценности, связанной с точной оценкой элементов в отдельности, перекидывает мост к внутренней пульсации произведения» [127, с.198,200]. Б.М. Галеев, освещая творчество В.В. Кандинского, отмечал устремленность художника к идеям синестезии и светомузыки, а также проводил параллель с цвето-звуковыми поисками А.Н. Скрябина и А. Шёнберга. Проблема тождественности колористического решения картины и звуковой ткани музыкального произведения присутствует в работах Н.Н. Волкова «Цвет в живописи», «Композиция в живописи».
Большое значение для осуществления данного исследования имели труды В.В. Ванслова «Изобразительное искусство и музыка» и «Эстетика романтизма», посвященные проблеме взаимодействия искусств, их взаимосвязям, взаимовлиянию и вытекающим отсюда проблемам художественной практики. Искусствовед пояснил понятие «музыкальность», его хронологическое и стилевое рождение, наметил общности между двумя видами искусства и показал проявления «музыкальности» на разных примерах живописи. Но В.В. Ванслов говорил о музыкальности как о частном проявлении в живописи отдельных художников. Советский период развития живописи признавался им маломузыкальным, роль музыкальности живописи этого периода «незначительна и преувеличение ее неправомерно»[25, с.109].
Проблему музыкальности живописи поднял О .Я. Кочик в книге «Живописная система Борисова-Мусатова». Анализ творчества художника выявил его отказ от живописной системы, имеющей целью прямое непосредственное воспроизведение действительности, и становление на путь воссоздания на полотне реального мира, построенного по законам искусства. «Эти законы не придуманы художником, они извлечены им из действительности как сознание внутренней логической необходимости, изначально присущей самой натуре, но требующей рационального обобщения» [62, с.223-224]. Музыкальность, по мнению О .Я. Кочика, является одним из механизмов данных законов.
Аспекта музыкальности живописи касались в своих трудах Д.В. Са-рабьянов, В. Розенвассер, М. Милишникова, Ф.С. Мальцева, Н.М. Малеева, В.Липатов, В.В. Ландсбергис, Г. Дунаев, Е.О. Денисова, А. Гастев, Л. Дьяков, В. Зименко, Б. Калаушин, К. Богемская, М.П. Сокольников, М.Г. Эткинд.
Л.А. Рытикова, В. Зименко, Л.С. Зингер, М.П. Сокольников, А.Я. Зись, Б. Эренгросс, Г. Пакевич, анализируя произведения живописи советского периода, ограничиваются музыкальной терминологией, не прибегая к глубокому анализу явления музыкальности живописи. В книге Л.С. Зингер «Портрет в русской советской живописи» прослежены основные вехи развития этого жанра с 1917 года до 60-х годов. Этот труд представляет собой опыт обобщения почти полувековых творческих исканий русских портретистов, попытку рассмотреть их произведения на «фоне» развития советского искусства в целом, во взаимосвязи с работами мастеров смежных жанров. А .Я. Зись, Б. Эренгросс, Г. Пакевич в коллективной монографии «Виды искусства в социалистической художественной культуре» осветили вопросы взаимодействия различных видов искусства в художественной культуре социалистического общества. Авторы не ограничились рассмотрением системы искусств, обращаясь к более широкому контексту художественной жизни.
Работая над проблемой анализа живописного произведения, В.В. Визер приводит массу аналогий между произведениями музыки (преимущественно вокальной) и живописи. Раскрывая тесную взаимосвязь выразительных средств вокальной музыки и живописи, В.В. Визер обосновывает актуальность и необходимость музыкального образования для творческого становления и роста живописца.
Указанные выше труды построены на привлечении анализа произведений мировой и столичной отечественной живописи. Региональное искусство осталось вне поля зрения исследователей, чтобы в некоторой степени восполнить этот пробел, автор диссертации обратился к современному искусству Алтая, рассмотрев алтайскую живопись с позиции проявления в ней музыкальности. Живопись художников региона представлена в монографиях, сборниках научных статей, материалах конференций, буклетах и вступительных статьях к каталогам. В некоторых из них присутствует оценка живописных произведений с точки зрения проявления музыкальности (Т.М. Степан-ская, Л.И. Снитко, В.И. Эдоков, Л.И. Нехвядович, Л.И. Леонова, Н.А. Щетинина, Л.И. Лихацкая). Специальному исследованию музыкальность живописи алтайских художников не подвергалась.
Цель исследования: выявить проявление музыкальности как свойства живописи в произведениях различных жанров, стилей и направлений.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «музыкальность» как свойство живописи.
2. Проследить изменение проявлений музыкальности живописи в зависимости от стиля и направления.
3. Определить «музыкальность» как составляющую творческого метода.
4. Выявить особенности проявлений музыкальности в разных живописных жанрах.
5. Показать проявления музыкальности в современной региональной живописи на примере творчества алтайских художников.
Объект исследования: произведения живописи. Предмет исследования - музыкальность живописи. Методология и методы исследования основаны на комплексном подходе к достижению цели и решению поставленных задач.
Основой методологии исследования является принцип дополнительности, а также в работе применялись междисциплинарные и комплексные методологические принципы, принципы единства логического и исторического. Общие теоретические проблемы решались с помощью общенаучных методов, в частности, системного, структурно-функционального, формально-аналитического, применялись различные формы компаративной методики, такие, как сравнительно-сопоставительный метод, историко-типологическое сравнение, логическое следование и другие.
Основополагающим значением обладают труды В.В. Ванслова с точки зрения структуры и логической организации научного исследования проблемы. Большую значимость для диссертации имеет работа О.Я. Кочика, содержащая анализ художественных средств выразительности произведений В.Э. Борисова-Мусатова, его поиск в области колорита, линии, формы, композиции, техники, увенчавшийся многими находками неизвестных ранее приемов письма. Анализ художественных элементов живописи, данный в теоретических работах В.В. Кандинского, является основой рассуждений и выводов автора. Важное значение имеют работы ведущих исследователей искусства: Н.Н. Волкова, Д.В. Сарабьянова, Б.В. Асафьева, И.Ф. Волкова, М.А. Марутаева и других, философов: Г.В. Плеханова, А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского. В работе использована «Элементарная теория музыки» В.А. Вахромеева, в которой собраны правила соотношений выразительных средств музыки, сложившиеся многовековой народной и классической музыкальной практикой.
Концептуальный подход к решению данной проблемы предполагает использование метода экстраполяции и широких аналогий применительно к анализу живописи, а также искусствоведческий, описательный, ассоциативный, корпоративный методы, метод сравнительного стилистического и художественно - структурного анализа. Проблема диссертации рассматривалась в историческом и аналитическом аспектах, поэтому для решения поставленных задач были использованы принцип восхождения от абстрактного к конкретному, проблемно-логический, типологический, культурно-исторический методы, а также методы сравнения и аналогии, анализа и синтеза.
Источниковой базой явились античное эстетико - космологическое учение Пифагора Самосского «Гармония (или Музыка) сфер», результаты экспериментов И. Кеплера и И. Ньютона, теоретические труды В.В. Кандинского, А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского, Г.В. Плеханова, эпистолярное и мемуарное наследие Э. Делакруа, Ж. Сера, П. Синьяка, А. Матисса, М.А. Врубеля, И.Н. Крамского, В.В. Кандинского, С.П. Дягилева, С.А. Чуйкова, А.В. Захарьеной — Унковской. Важную группу источников составили произведения западноевропейских, русских, советских живописцев, опубликованные в различных альбомах репродукций, и произведения алтайских художников, систематизированные по хронологическому, жанровому и тематическому признакам. Для рассмотрения регионального аспекта исследования диссертантом привлекались материалы архива Союза художников Алтая, личных архивов, разнообразные опубликованные в литературе материалы: каталоги художественных выставок, материалы периодической печати, репродукции произведений живописного искусства, а так же музейные и выставочные экспозиции (постоянные, сменные, передвижные), фотографии живописных произведений. В процессе исследования обозначенной проблемы были изучены фонды: Государственного художественного музея Алтайского края, Новосибирской картинной галереи, Барнаульской картинной галереи «Союз художников России», картинной галереи «Кармин» - частной галереи С.Г. Хачатуряна, галереи Современного искусства факультета искусств АГУ «Универсум», Рубцовской картинной галереи имени В.В. Тихонова, фонды научных библиотек: Новосибирской государственной областной библиотеки, Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова, Рубцовской центральной городской библиотеки, библиотек Алтайского государственного университета и Государственной академии искусств и культуры, библиотеки Университета Российской академии образования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Исследована музыкальность живописи в контексте теоретических трудов и взглядов В.В. Кандинского, А. Матисса, К.А. Коровина, С.А. Чуйкова, Н.Н. Волкова, В.В. Ванслова, О.Я. Кочика, Б.В. Асафьева, А.Н. Бенуа, А.Ф. Лосева, А.Н. Скрябина, Р. Вагнера и других деятелей искусства.
2. Дано авторское определение «музыкальность» живописи, «музыкальность» признается свойством живописи.
3. Определены преимущественные проявления музыкальности живописи разных стилей и живописных жанров.
4. Показано, что «музыкальность» является одной из составляющих творческого метода и одним из критериев художественности.
5. Проанализирована общность развития живописи и музыки советского периода, и на основе этого анализа рассматриваются проявления музыкальности живописи советских художников.
6. Проанализированы проявления музыкальности живописи художников Алтая с учетом жанровых особенностей.
Научно - практическая значимость исследования. Данное исследование углубляет и расширяет ранее существующий взгляд на такое явление в живописи как «музыкальность» с точки зрения его определения, основ, стилевых и жанровых приоритетов, составляющей творческого метода вообще и социалистического реализма в частности, а также в контексте развития алтайской живописи. Интерпретация живописного произведения с помощью элементов теории и формообразования музыкального искусства дополняет и обогащает теорию анализа произведений живописи. Учитывая ведущее положение живописи в ряду изобразительных искусств, данная работа открывает возможность дальнейшего исследования «музыкальности» графики, скульптуры. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении учебных курсов по эстетике, истории искусств, МХК, культурологии, спецкурсов по проблемам взаимодействия и синтеза искусств в высших учебных заведениях. Также они могут быть полезны работникам картинных галерей и музеев для разработки текстов экскурсий.
Основные положения, выносимые на защиту:
1.Существует органичная общность средств выразительности живописи и музыки. Ее основой является тождественность физической природы звука и цвета. Остальные общности в области времени, движения, ритма, формы, композиции, точки, линии вытекают из этого положения. Результатом данной тождественности становится возможность применения элементов теории и формообразования музыкального искусства в анализе произведения живописи, что определяется нами как «музыкальность», которая, в свою очередь, является свойством живописи.
2.Анализ музыкальности произведений живописи, принадлежащих разным стилям, доказывает наличие проявления этого свойства на всех уровнях: каждый стиль расставляет лишь свои приоритеты.
3.Логические рассуждения о творческом методе художника, подтвержденные анализом художественных произведений, позволяют говорить о музыкальности как одной из составляющих творческого метода; музыкальность является одним из критериев художественности.
4. Жанрам присущи свои акценты в проявлениях музыкальности произведений живописи.
5. Художники Алтая сохраняют традиции музыкальности, заложенные западноевропейскими и отечественными мастерами живописи, их работы обладают музыкальностью и в этом качестве отвечают тенденциям отечественного духовного и культурного наследия. Наиболее ярко проявления музыкальности выражены в произведениях таких авторов: музыкальная программа, изображение музыкантов и музыкальной символики (А.П. Фризен, В.Э. Октябрь, Ю.Ю. Никитюк, А.А. Дрилев); ослабление предметности изображения, усиление декоративной роли цвета (Д.В. Октябрь, А.П. Фризен); увеличение лиричности и особой выразительности изображения (А.П. Щебланов,
A.П. Щетинин, М.Я. Будкеев); усиление динамических возможностей изображения: движения, времени, ритма (В.Э. Октябрь, В.П. Кукса, А.П. Фризен); увеличение выразительности цвета и линий, цветовых и линейных ритмов (В.П. Максименко, Ю.Ю. Никитюк, JT.P. Цесюлевич, Ф.С. Торхов, Д.В. Октябрь); близкий музыке ассоциативный ряд (А.Е. Емельянов, А.А. Дрилев, И.В. Щетинина, А.П. Щетинин, А.П. Щебланов, М.Я. Будкеев, Ф.С. Торхов,
B.П. Кукса, А. Иванов); музыкальный способ организации живописного материала и аналогия с музыкальным формообразованием (П.Д. Джура, А.П. Фризен, И.Р. Рудзите, JI.P. Цесюлевич, А.А. Дрилев).
Апробация результатов исследования. Аспекты исследования проблемы были представлены в выступлениях на конференциях и семинарах: IV Всероссийской Научной конференции ученых «Интеллектуальный потенциал ученых России» (Барнаул, март 2004), II Искусствоведческих чтениях, посвященных 65-летию Союза художников Алтая (Барнаул, ноябрь 2005). Положения исследования обсуждались на методологических семинарах кафедр Теории искусства и культурологии, Истории отечественного и зарубежного искусства АлтГУ.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Музыкальность как фактор формирования художественно-ассоциативного ландшафта города (на примере скульптуры, архитектуры, живописи Барнаула)2018 год, доктор наук Прядуха Наталия Анатольевна
Творческое наследие В.Ф. Одоевского в аспекте интермедиального анализа2011 год, кандидат филологических наук Хаминова, Анастасия Алексеевна
Историческое развитие ритма как образно-композиционного средства в живописи2006 год, кандидат исторических наук Ларькова, Надежда Леонидовна
Мир пространства в пейзажной живописи средневекового Китая: X - XIV вв.2009 год, кандидат искусствоведения Ковалевский, Ярослав Викторович
Взаимодействие балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX - начала XX вв.2009 год, доктор искусствоведения Портнова, Татьяна Васильевна
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Сухорукова, Наталия Анатольевна
Заключение
На основе изучения литературы и источников в соответствии с поставленными в исследовании задачами, можно сделать следующие выводы:
1. Понятие «музыкальность» живописи основано на стремлении живописи передать духовную сторону существования человека. Главное в анализе живописного произведения заключается в том, чтобы раскрыть эту духовную, образную часть произведения. Иными словами от плосковещественно-материального сделать шаг в область идеального, духовного, так как образная сущность произведения живописи принципиально не материальна. Средства музыки по своей природе также не материальны. Тождественность в системе средств художественной выразительности музыкального и живописного произведения дает возможность опереться на элементы теории, формообразование музыкального искусства и раскрыть образную сущность произведения живописи. Музыкальность живописи рассматривается как общее и как частное.
Общее понятие музыкальности живописи строится на родстве волновой природы цвета и звука, понятия живописного и музыкального тона тождественны. Тесные связи музыки и живописи с математикой приводят к следующему тождеству - точка приравнивается звуку. Отсюда вытекают все дальнейшие связи между музыкой и живописью на уровне ритма, движения, формы, композиции, времени и т.д. Результатом тождественности средств выразительности двух видов искусства (живописи и музыки), является применение элементов теории и формообразования музыки в живописном искусстве, определяемая нами как «музыкальность». Средства и элементы теории музыкального искусства отделяются от музыкального искусства, проникают в иное бытие - живопись и обретают в ней свою видимость и существование. Такая возможность появляется в результате общности двух предметов: музыки и живописи. Опираясь на существующие определения понятия «свойства», мы приходим к выводу, что «музыкальность» - есть свойство живописи. Данное свойство позволяет применять в анализе произведения живописи принцип дополнительности.
Высказанное нами предположение подтверждается - музыкальностью (в своей основе) обладает любое изображение. Частные проявления музыкальности вытекают из общих и делают эти проявления более наглядными: программа, сюжет, влекущий за собой прямые музыкальные ассоциации, усиление лиричности, чувственности изображения, декоративных качеств живописи, использование критериев музыкального искусства (ритма, движения, динамики, времени), а также форм и способов изложения материала.
2. Романтизм, являясь родоначальником музыкальности как свойства живописи, показал её в виде повышения чувственности, обращения, больше к внутреннему миру героя с его переживаниями, эмоциями, страстями. Эмоциональности и чувственности романтики подчинили и цвет. Импрессионизм развил музыкальное начало романтизма. Он усилил эмоционально-чувственное влияние цвета на зрителя и развил вибрацию живописного мазка, бывшую уже у романтиков. Выявлено, что неоимпрессионизм развил подходы импрессионизма в изучении эмоциональных законов цвета, линий, направлений, углов и т.д., неоимпрессионисты добивались более точной передачи того настроения, которое было задумано изначально. Дробление цвета привело к дроблению формы и контура, что помимо музыкальности на уровне повышения красочности, дает музыкальность на структурном уровне. Символизм определяют как неоромантизм, так как это направление апеллирует к всевозможным ассоциациям: цветовым, сюжетным, двигательным, они, в свою очередь, ведут к разнообразию эмоций и чувств, переживаемых человеком. Авангард и экспрессионизм вывели живопись на уровень беспредметности и наивысшей эмоциональности, что, по своей сути, наиболее близко искусству музыкальному. Все эти явления имели место в живописи Западной Европы и нашли яркое отражение в искусстве России.
Анализ общей культурной атмосферы России показал, что влияние синтетических идей оказывает мощное воздействие на уровень музыкальности живописи, которая является частным их проявлением. В.В. Кандинский обобщил достижения и взгляды на проблему музыкальности живописи многих художников, создав своеобразную теорию беспредметной музыкальной живописи. М.К. Чюрленис создал самый яркий пример наиболее редкого проявления музыкальности в живописи на уровне формы. В.Э. Борисов-Мусатов создал яркий пример проявления музыкальности в живописи на уровне музыкального развития композиции и красочности.
3. Анализ проблемы художественного (творческого) метода показал, что музыкальность, являясь одним из критериев художественности, является одной из составляющих художественного (творческого) метода. В данном случае теория подтверждена практикой, анализом живописных произведений, созданных с помощью разных творческих методов.
Советский период развития живописи не является исключительным в этом отношении. Анализ произведений советской живописи доказывает, что она развивалась параллельно с советской музыкой, во всех позитивных и негативных проявлениях. Методом социалистического реализма создано огромное количество примеров проявлений музыкальности живописи, на основе богатейших музыкальных традиций мировой живописи.
4. Анализ музыкальных свойств русской живописи в жанрах пейзажа, портрета и сюжетно-тематической картины показал, что каждый жанр обладает музыкальностью, а также, имеет свои особенности и свое индивидуальное развитие. Для пейзажа наиболее характерны: приближенное к музыке настроение, лиричность, выразительность, музыкальные способы организации материала (песенность и мелодичность композиционного строения для равнинного пейзажа и полифоничность и партитурность для горного пейзажа), эмоциональность красок и ритма, подвижность. Сюжетно-тематической картине более близки аналогии с музыкальными формами, музыкальными способами организации живописного материала, а также близкий музыке контекст, полифония ритмов, цвета, движений, направлений. Портрет - жанр, обращенный к миру человеческих чувств, эмоций, переживаний, что выдвигает на первый план такие проявления музыкальности: эмоциональность цвета, повышение роли цветовых и линейных ритмов, использование музыкальных категорий: ритма, движения, времени.
5. Анализ алтайской живописи показал, что музыкальность ей не чужда. Это ещё раз подтверждает высказанную нами гипотезу, что музыкальность - это свойство живописи, не зависящее, в своей основе, от стиля направления, эпохи, метода, жанра, таланта и места жительства художника. Наиболее ярко проявления музыкальности выражены в произведениях таких авторов: музыкальная программа, изображение музыкантов и музыкальной символики (А.П. Фризен, В.Э. Октябрь, Ю.Ю, Никитюк, А.А. Дрилев); ослабление предметности изображения, усиление декоративной роли цвета (Д.В. Октябрь, А.П. Фризен); увеличение лиричности и особой выразительности изображения (А.П. Щебланов, А.П. Щетинин, М.Я. Будкеев); усиление динамических возможностей изображения: движения, времени, ритма (В.Э. Октябрь, В.П. Кукса, А.П. Фризен); увеличение выразительности цвета и линий, цветовых и линейных ритмов (В.П. Максименко, Ю.Ю, Никитюк, JI.P. Цесюлевич, Ф.С. Торхов, Д.В. Октябрь); близкий музыке ассоциативный ряд (А.Е. Емельянов, А.А. Дрилев, И.В. Щетинина, А.П. Щетинин, А.П. Щебланов, М.Я. Будкеев, Ф.С. Торхов, В.П. Кукса, А. Иванов); музыкальный способ организации живописного материала и аналогия с музыкальной формообразованием (П.Д. Джура, А.П. Фризен, И.Р. Рудзите, JI.P. Цесюлевич, А.А. Дрилев).
Таким образом, полученные результаты анализа музыкальности как свойства живописи позволяют считать задачи решенными, а выдвинутое предположение подтвержденным.
Проведенное исследование оставляет возможность уточнения, развития и рассмотрения в иных аспектах проблем, связанных с проявлениями музыкальности живописи или других видов искусства.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Сухорукова, Наталия Анатольевна, 2006 год
1. "Notes posthumes."- "La Revue Blanche". 1896.
2. Абызова E.H. Гармония. M.: Музыка, 2004. - 383с.
3. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М.: 1990. - 302с.
4. Альшванг А. Клод Дебюсси.-М.: 1935.
5. Аполлон. М.: 1997. - 736с.
6. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. - Л.: Музыка, кн.1 и 2.,1971.- 376с.
7. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980. -260с.
8. Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. Л.-М.: Искусство, 1966.-243с.
9. Асафьев Б.В., (Глебов И.) Путеводитель по концертам. 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1978. - 199с.
10. Ю.Багданова Л. Левитан и московская пейзажная живопись второй половины XIX века. М.: 1983.
11. Бандура А.И. Структура тонких миров в музыкально философской космогонии А.Н.Скрябина. / Искусство как способ познания. Материалы международной конференции./ Рериховская научно - популярная библиотека.
12. Белякаева-Казанская Л.В. Эхо серебряного века. Малоизвестные страницы петербургской культуры первой трети XX века. СПб.: Канон, 1999.-304с.
13. Бенуа А.Н. Бенуа размышляет.- М.: Советский художник, 1968.- 749с.
14. Н.Бенуа А.Н. Книга о новом театре. СПб.: 1908.
15. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. В 5 т. М.: 1980. - Т.4. - 743с.
16. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Новосибирск: 1993. - Т.З. - 512с.
17. Богемская К. К.Моне./Искусство 1990. №3.
18. Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. /Под ред. Прохорова, 3-е изд.-М.: Советская Энциклопедия, 1978. -T.17,T.16, Т.14, Т.8, Т.2, Т.1.
19. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1988. - 496с.
20. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. М.: Эксмо, 2002. - 667с.
21. Будкеев М.Я. Живописцы Алтая. Барнаул: 1980.
22. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. 5-е изд. - JL: Музыка, 1980. -223с.
23. Ванечкина И.Л., Галлеев Б.М. Поэма огня. / Концепция светомузыкального синтеза А.Н. Скрябина.- Казань: Издательство Казанского университета, 1981.
24. Ванслов В.В. Эстетика романтизма.- М.: Искусство, 1960.-404с.
25. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1983 .-400с.
26. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. -М.: Музыка, 1971. 231с.
27. Велькмар Эссерс Матисс.- Арт Родник, 2002.
28. Визер В.В. Система цвета в живописи. М.и др..2004 - 190с.
29. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. -М.: 1972.
30. Волков Н.Н. Композиция в живописи.- М.: Искусство, 1977.- 263с.
31. Волков Н.Н. Цвет в живописи.- М.: Искусство, 1985.- 320с.
32. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1989.-251с.
33. Галеев Б.М. Концепция «полифонического синтеза» и Внутреннего контрапункта» Кандинского. /Многогранный мир Кандинского. М.: Наука, 1998.-С. 145-154.
34. Гастев А. Сарьян.-М.: 1961.-26 с.
35. Глазычев В.Л. Эстетическое воспитание — вторая функция. /Из истории эстетического и художественного воспитания. -М.: 1975.
36. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. -М.: Асадема, 1999. 318с.
37. Денисова Е.О. Интерпретация музыкальных идей в живописи П.Клее /
38. Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. тр. Вып. 1291 РАМ им. Гнесиных. -М.: 1994.
39. Денисова Е.О. Пауль Клее и его влияние на современное композиторское творчество.-М.: 1997.
40. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1968. Т. 11.- 527с.
41. Джемс Мак. Нейль Уистлер. Изящное искусство создавать себе врагов.-М.: 1970.
42. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 314с.
43. Днепров В. Проблемы реализма. Л.: Советский писатель, 1961. - 371с.
44. Должанский А. Краткий музыкальный словарь.-М.: Музыка, 1966.- 517 с.
45. Долматов Н.А. Гармония. М.: Асадема, 1999 - 287с.
46. Дунаев Г.С. Композиция Боттичелли «Весна». //Искусство. 1970. №11.
47. Игорь Грабарь. /Авт. вст. ст. и сост. В.Г. Азаркович, Н.В. Егорова. -Л.: 1977.
48. Игорь Грабарь. /Авт. вст. ст. Н.Мамонтова М.: Белый город, 2001. -48с.
49. Изобразительное искусство Алтая. Сборник очерков. / Сост. П.И. Снитко. -Барнаул: 1977.- 102с.
50. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. — М.: 1989. 400с.
51. История русского искусства. В 2 т. М.: Изобразительное искусство, 1981.- Т.2., Кн. 1, Кн.2. - 305с., 172с.
52. Каган М.С. Лекции по маркссистско ленинской эстетике. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1971. — 766с.
53. Калаушин Б. Николай Кульбин: поиск. Из истории русского авангарда. -Альманах «Аполлон». СПб.: 1994. - Т.1. Кн.1.- 496с.
54. Каменева Е. Песня лесной тропинки. //Дошкольное воспитание. 1972.№4. с.60.
55. Книга о музыке./Сост. Г.Л.Головинский, М.И.Ройтерштейн. М.: Советский композитор, 1988. -220с.
56. Книга об эстетике для музыкантов. М.: Музыка, 1989. - 270с.
57. Корин П.Д. //Новый мир. 1980.№3. с.223.
58. Костерин Н.П. Учебное рисование. -М.: Просвещение, 1980. -272с.
59. Кочик О.Я. Живописная система Борисова-Мусатова.- М.: Искусство, 1980.-236с.
60. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Л.: Музыка, 1986. -69с.
61. Краткий музыкальный словарь для учащихся. 10-е изд. - Л.: Музыка, 1990. -342с.
62. Краткий педагогический словарь пропагандиста. М.: Издание политической литературы, 1984. — 318с.
63. Кривицкая А.И. Голоса хорошие и разные. //Алтайская правда. 1970. январь.
64. Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А. Словарь иностранных музыкальных терминов. 4-е изд. - Л.: Музыка, 1984. - 142с.
65. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. -М.: 1972.
66. Ландсбергис В.В. Музыкальная живопись Чюрлениса.// Творчество. 1975 .№ 10.
67. Левая Т.Н. Скрябин и новая русская живопись: от модерна к абстракционизму. //Нижегородский скрябинский альманах. Нижний Новгород: 1994. №.1.-С. 151-171.
68. Левая Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контекстеэпохи,-М.: 1991.- 166с.
69. Липатов В. Краски времени. -М.: 1983. 319с.
70. Малеева Н.М. Выдающиеся русские художники педагоги. - М.:1991. -414с.
71. Мальцева Ф.С. А.К.Саврасов. Л.: 1989. - 190с.
72. Милишникова М. Живописец из Армении. //Творчество. 1988. №10.
73. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Советский композитор, 1984- 168с.
74. Многогранный мир Кандинского.- М.: Наука, 1998.- 208с.
75. Музыка. Большой энциклопедический словарь./ Гл. ред. Г.В. Келдыш. -М.: Н.И. «Большая Российская энциклопедия», 1998.- 672с.
76. Музыкальная энциклопедия. /Гл. ред. Ю.В. Колдыш. М.: Советская энциклопедия, 1981. -1056с.
77. Музыкальный энциклопедический словарь./ Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672с.
78. Недошивин Г.А. Очерки теории искусства. М.: Искусство, 1953. - 340с.
79. Нехвядович Л.И. Пейзажная живопись Алтая 1960-1970х годов. -Барнаул: 2004. 80с.
80. Никулина О.Р. Природа глазами художника. Проблемы развития современной пейзажной живописи. М.: Советский художник, 1982. — 175с.
81. Основы эстетики и искусствознания. /Ред. И.Л. Любинский, В.К. Скатерщиков -М.: Просвещение, 1973.-270с.850 спорах о методе. Л.: 1934.
82. Панкевич Г. Музыка как вид искусства. /Виды искусства в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1984. -255с.
83. Попова Т.В., Скудина Г.С. Зарубежная музыка XIX века. М.: Просвещение, 1981 -207с.
84. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство./ Гл.ред. В.М.Полевой.-М.: Советская энциклопедия. Кн.1., Кн.2. 1986.- 447с., 432с.
85. Радлов Н. О футуризме и «Мире искусства» //Аполлон. 1917.№1 с. 11,12.
86. Рамазанов Н.А. Нечто по поводу выставки, бывшей в московском Училище живописи и ваяния. //Московитянин. 1851.октябрь.№ 19-20.
87. Рогальская О. Словарь иностранных музыкальных терминов. СПб.: Композитор, 2003. - 79с.
88. Розенвассер В. К вопросу о творческом методе И.И.Левитана. //Искусство. 1985.№8. С.53-59.
89. Романовский Н.В. Хоровой словарь. -М.: Музыка, 2000. -230с.
90. Рытикова Л.А. Социалистический образ жизни в советской живописи 6070-х годов. М.: 1987. - 143с.
91. Сарабьянов Д.В. Живопись Владимира Татлина. //Искусство. Ю87.№7. -С.31.
92. Сарабьянов Д.В., Автономова Н.Б. Василий Кандинский. Художник и время,- М.: Галарт, 1994.- 174с.
93. Советский энциклопедический словарь./Гл. ред. А.М.Прохоров. 3-е изд.-М.: Советская энциклопедия, 1984.-1600с.
94. Современный словарь по искусству./ Научный ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство ACT»» 1999. - 816с.
95. Соколов Б. Забывшее весь мир аллилуя. Образ Москвы и тема города в творчестве В.Кандинского. // Вопросы искусствознания. 1995. № 1-2.
96. Сокольников М.П. Пейзажи Родины. М.: 1980. - 125с.
97. Соловьев А. Передать мир в целом. //Искусство. 1987. №5. с. 10.
98. Степанская Т.М. / Нехвядович JI.H. Пейзажная живопись Алтая 1960-1970-х годов. Барнаул: 2004. - 80с.
99. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М.: Издательство Московского университета, 1993. - 246с.
100. Учебник гармонии./ И. Дубовский, С.Евсеев и др.- М.: Музыка, 1987.-480с.
101. Фадеев А. За тридцать лет.- М.: Советский писатель, 1957.- 986с.
102. Фёдоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж конца XIX XX века. Очерки.-М.: 1974.
103. Философский словарь. /Ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1986. - 590с. * Философский словарь. /Ред. И.Т.Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1980.-444с.
104. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840с.
105. Художники Алтая XX века. /Вст. ст Л.И. Леоновой. -Барнаул.:2001. -296с.
106. Щевелев И.Ш., Щмелев И.П., Марутаев М.А. Золотое сечение: три взгляда на природу гармонии. М.:Строиздат,1990. - 343с.
107. Энциклопедический словарь школьника./ Сост. П.Кошель. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.- 446с.
108. Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1989. -416с.
109. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Ред. В.И.Новиков. -М.: Педагогика, 1987. -416с.
110. Энциклопедический словарь юного художника./Сост. Н.И.Платонова, В.Д. Синюков. М.: Педагогика, 1983. - 416с.
111. Энциклопедия живописи.- М.: ООО «Фирма «Издательство ACT»», 1997.-799с.
112. Энциклопедия искусства XX века./Сост. О.Б.Краснова. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 352с.
113. Эренгросс Б. Изобразительные искусства их социальная роль и художественная специфика. /Виды искусства в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1984. - 255с.
114. Эткинд М.Г. Мир как большая симфония. JL: Искусство, 1970. -156с.
115. Янковский Максимов Н. Сквозь магический кристалл. - М.: 1975. -253с.1. Источники:
116. Опубликованное теоретическое, эпистолярное, мемуарное наследие
117. Kandinsky. Du theatre. -Письмо В.В. Кандинского Г.Мютнер от 27 октября 1910 г.
118. Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. J1-M.: Искусство, 1963.-362с.
119. Делакруа Э. Дневник. М.: Академия художеств СССР, 1961.- Т.1.-453с.
120. Кандинский В.В. О духовном в искусстве.- JL, 1990.- 66с.
121. Кандинский В.В. О сценической композиции. /Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости СПб.: Азбука, 2001- 560с.
122. Кандинский В.В. Письмо к А.А. Шеншину. Берлин, 1 март 1922 года. РГАЛИ.Ф.1964, оп.1, ед.хр. 139, л.1.
123. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости.- СПб.: Азбука, 2001.-560с.
124. Крамской И.Н. Письма, статьи. В 2 т. М.: Искусство, 1965. - Т.1. -627с.
125. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. / Лосев А.Ф. Из ранних произведений.- М.: Правда, 1990.-655с.
126. Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве.- М.: Художественная литература, 1967. Т. 1.- 734с.
127. Мастера искусства об искусстве: Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов в семи томах. В 8 т. / Ред. А.А. Губерта. -М.: Искусство, 1970.- Т.7. 654с.
128. Мастера советского изобразительного искусства. Произведения и автобиографические очерки. Живопись. -М.: Искусство, 1951.- 1т.
129. Матисс А. Сборник статей о творчестве.- М.: Издание иностранной литературы, 1958.- 126с.
130. Плеханов Г.В. История в слове. М.: Современник,1988. - 508с.
131. Сёра Ж., Синьяк П. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников,- М.: Искусство, 1976.-335с.
132. Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве. В 2 т.- М.: Искусство, 1982.-Т.1.- 493с.
133. Степанская Т.М. Культурное наследие Сибири. Избранные статьи и очерки.- Барнаул: Издательство алтайского университета, 2005.- 198с.
134. Чуйков С.А. Заметки художника. М.: 1967.1. Периодическая печать
135. Захарьена — Унковская А.В. Письмо о музыке. //Вопросы теософии. 1913.№7.1. Каталоги и буклеты
136. Александр Емельянов. Живопись. Барнаул: Союз художников России, 2001.182
137. Алексей Дрилев. Живопись. Буклет. Барнаул: 2001.182
138. Альфред Фризен. Каталог. Живопись./Вст. ст. С. Мягких. Барнаул:1.«2
139. ОАО «Алтайский полиграфический комбинат»,2000.
140. Анатолий Щебланов. Лирический пейзаж. Живопись. Барнаул: Союз художников России, 2002.182
141. Анатолий Щетинин. Живопись. Каталог./Авт. вст. ст. Н.А.Щетинина, Ред. Т.М. Степанская. Барнаул:2001. - 31с.
142. Василий Кукса. Художник. От Сибири до Парижа./ Вст. ст. Л.1R1}
143. Леоновой. Барнаул: Агенство рекламы «Крафт», 2003.
144. Денис Октябрь. Буклет/Вст. ст А.Л. Усановой. -Барнаул: Dezign, 2001.182
145. Александр Емельянов. Барнаул: Государственный художественный музей Алтайского края, Союз художников России, 2001.182
146. Максименко В. Цвет и линия. Барнаул:2003.182
147. Степанская Т.М. Михаил Будкеев. Живопись. Каталог. -Барнаул: 1995.182
148. Цветы моей души. Ирина Щетинина.Каталог./ Ред. Т.М. Степанская. Авт.вст.ст и сост. Н.А. Щетинина. Барнаул :2001. - 31с.
149. Юлия Никитюк. Живопись Барнаул: Союз художников России, 2000.182
150. Совесть. Илзе Рудзите. /Авт. Ст. В.Н. Леонов. Барнаул: Алтайский дом печати, 2004.182
151. Опубликованные в литературе произведения живописи
152. Айвазовский И.К. «Черное море». /Иван Айвазовский./ Авт. вст. ст и сост. В.Н. Пилиненко- Л.: Художники РСФСР, 1983.- 190с.
153. Бродский И.И. «Портрет A.M. Горького». / Зингер Л.С. Портрет в русской советской живописи. Л.: 1966.- 157с.
154. Выставка посвященная 50-летию творческой деятельности Михаила1. Яковлевича Будкеева.
155. Будкеев М. Я. «Стоянка под облаками. Курай»./Степанская Т.М. Михаил Будкеев. Живопись. Каталог. Барнаул: 1995.
156. Весна на Ильгумени»./Степанская Т.М. Михаил Будкеев. Живопись. Каталог. — Барнаул: 1995.
157. Катуньские пороги»./Степанская Т.М. Михаил Будкеев. Живопись. Каталог. — Барнаул: 1995.
158. На альпийских лугах. Маралы»./Степанская Т.М. Михаил Будкеев. Живопись. Каталог. Барнаул: 1995.
159. Северо — Чуйский хребет»./Степанская Т.М. Михаил Будкеев. Живопись. Каталог. Барнаул: 1995.
160. Васильев Ф.А. «Мокрый луг»./Чурак Г. Федор Васильев. М.: Белый город, 2000.- 64с.
161. Джура П.Д. «Горное озеро»./Художники Алтая XX века./ Авт. вст. ст. и сост. Л.И. Леонова.- Барнаул: 2001.- 296с.
162. Зимний вечер»./Художники Алтая XX века./ Авт. вст. ст. и сост. Л.И. Леонова. Барнаул: 2001.- 296с.
163. Дмитриева Н.А. Михаил Александрович Врубель.- Л.: Художники РСФСР, 1984.- 179с.
164. Экспозиция выставки Алексея Дрилева «Исповедь» 2001г.
165. Дрилев А.А. «Анатолий Корнев в роли А. Пушкина». /Алексей Дрилев. Живопись Буклет. Барнаул: 2001.
166. Исповедь или пути Господни неисповедимы». /Алексей Дрилев. Живопись. Буклет. Барнаул: 2001.
167. Связь времен или парадоксы России». /Алексей Дрилев. Живопись. Буклет.- Барнаул: 2001.
168. Танец Кармен». /Алексей Дрилев. Живопись. Буклет.- Барнаул: 2001.
169. Дюфи Р. «Большой оркестр». / Энциклопедия живописи.- М.: ООО «Фирма «Издательство ACT»», 1997. 799с.
170. Емельянов А.Е. «Сюжет». / Александр Емельянов. Живопись. -Барнаул: Союз художников России, 2001.
171. Жилинский Д. Д. «Альтист». /Ванслов В.В. Что такое социалистический реализм.- М.: Изобразительное искусство, 1988.- 160с.
172. Иванов Н.П. «Алтайское лето»./ Изобразительное искусство Алтая. Сборник очерков. / Сост. П.И. Снитко. Барнаул: 1977. - 102с.
173. Кандинский В.В. «Аккорд»/ Кандинский В.В. «Стихи без слов» Альбом гравюр.- М.: 1903
174. Кандинский В.В. «Два овала»./Русские художники от «А» до «Я». / Авт.: Е.М. Апленова, Н.А. Борисовская, Т. И. Володина и др.- М.: Слово/Slovo, 1996.-216с.
175. Кандинский В.В. «Маленькие акценты»/ Кандинский В.В. «Стихи без слов» Альбом гравюр.- М.: 1903.
176. Кандинский В.В. «Тридцать»/ Кандинский В.В. «Стихи без слов» Альбом гравюр,- М.: 1903.
177. Корин П.Д. «Портрет народных художников СССР М.В.Куприянова, Н.П. Крылова и Н.А. Соколова». / Зингер JI.C. Портрет в русской советской живописи. JL: 1966.- 157с.
178. Коровин К.А. «Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина». / И.С. Ненарокомова Константин Коровин.- М.: Слово/ Slovo, 1997.- 96с. «Пристань в Гурзуфе». / Ненарокомова И.С. Константин Коровин.- М.: Слово/Slovo, 1997.- 96с.
179. Куинджи А.И. «Ночь над Днепром». / Манин B.C. Архип Иванович Куинджи.- Л.: Художники РСФСР, 1990.- 159с. «Украинская ночь». / Манин B.C. Архип Иванович Куинджи.- JL: Художники РСФСР, 1990.- 159с.
180. Экспозиция выставки Василия Куксы «От Сибири до Парижа»
181. Кукса В.П. «Горная вода». /Василий Кукса. Художник. От Сибири до Парижа./ Вст. ст. Л.И. Леоновой. Барнаул: Агенство рекламы «Крафт»,
182. Чуйский тракт». /Василий Кукса. Художник. От Сибири до Парижа./ Вст. ст. Л.И. Леоновой. Барнаул: Агенство рекламы «Крафт», 2003.
183. Максименко В.П. «Красное вино». / Максименко В.П. Цвет и линия. -Барнаул:2003.
184. Цветок солнца». / Максименко В.П. Цвет и линия. Барнаул:2003.142
185. Малявин Ф.А. «Вихрь». /Русские художники от «А» до «Я». / Авт.: Е.М. Апленова, Н.А. Борисовская, Т. И. Володина и др.- М.: Слово/Slovo, 1996.-216с.
186. Матисс А. «Танец». / Энциклопедия живописи.- М.: ООО «Фирма «Издательство ACT»», 1997. 799с.
187. Матюшин М.В. «Кристалл». /Русские художники от «А» до «Я». / Авт.: Е.М. Апленова, Н.А. Борисовская, Т. И. Володина и др.- М.: Слово/Slovo, 1996.-216с.
188. Моисеенко Е.Е. «Нас водила молодость». / Кекушева Г. Евсей Моисеенко.-М.: Советский художник, 1981.- 151с.
189. Моне К. «Руанский собор». / Каппелли И.Д.С. Моне.- М.: Белый город, 2000,- 63с.
190. Нестеров М.В. «Портрет В.И. Мухиной». /Никонова И.И. Михаил Васильевич Нестеров.- 2-е изд., испр.- М.: Искусство, 1984.- 24с. (Жизнь в искусстве).
191. Экспозиция выставки Ю.Ю. Никитюк 2000.
192. Никитюк Ю.Ю. «Бездна». /Юлия Никитюк. Живопись Барнаул: Союз художников России, 2000.
193. Любовь». /Юлия Никитюк. Живопись Барнаул: Союз художников России, 2000.
194. Нелюбовь». /Юлия Никитюк. Живопись Барнаул: Союз художников России, 2000.
195. Река забвенья». /Юлия Никитюк. Живопись Барнаул: Союз художников России, 2000.
196. Октябрь В.Э. «Безумие. Ван Гог». /Валерий Октябрь. Живопись. Альбом. - Барнаул: 2003.- 120с.
197. Волосяная музыка воды». /Валерий Октябрь. Живопись. Альбом.
198. Барнаул: 2003 .-120с. «Музыка». /Валерий Октябрь. Живопись. Альбом.- Барнаул: 2003.- 120с. «Портрет А. Г. Росинского». /Валерий Октябрь. Живопись. Альбом.-Барнаул: 2003 .-120с.
199. Прорыв». /Валерий Октябрь. Живопись. Альбом.- Барнаул: 2003.- 120с. «Римская ночь». /Валерий Октябрь. Живопись. Альбом.- Барнаул: 2003.-120с.
200. Столкновение». /Валерий Октябрь. Живопись. Альбом.- Барнаул: 2003.-120с.
201. Танцующий». /Валерий Октябрь. Живопись. Альбом.- Барнаул: 2003.-120с.
202. Тишина». /Валерий Октябрь. Живопись. Альбом.- Барнаул: 2003.- 120с.
203. У моря». /Валерий Октябрь. Живопись. Альбом.- Барнаул: 2003.- 120с.
204. Орешников В.М. «Портрет балерины Шелест». / Кузнецов Ю.И. Виктор Михайлович Орешников.- JL: Художники РСФСР, 1985.- 157с.
205. Петров Водкин К.С. «Скрипка». /Костин В.В. Кузьма Сергеевич Петров — Водкин: Альбом,- М.: Советский художник, 1986.- 163с.
206. Петровичев П.И. «Осень». / Сокольников М.П. Пейзажи Родины. М.: 1980.- 125с.
207. Попков В.Е. «Шинель отца». / Ванслов В.В. Что такое социалистический реализм.- М.: Изобразительное искусство, 1988.-160с.
208. Рудзите И.Р. «Иван дурак». /Совесть. Илзе Рудзите. / Текст В.Н. Леонова - Барнаул: ОАО «Алтайский Дом печати», 2001.
209. О, Господи!». /Совесть. Илзе Рудзите. / Текст В.Н. Леонова- Барнаул: ОАО «Алтайский Дом печати», 2001.
210. Письмо матери к усопшему сыну». / Совесть. Илзе Рудзите. / Текст В.Н. Леонова Барнаул: ОАО «Алтайский Дом печати», 2001.
211. Саврасов А.К. «Вечер. Перелет птиц». /Мальцева Ф.С. Алексей Кондратьевич Саврасов. Л.: Художники РСФСР, 1984.- 191с.
212. Сарьян М.С. «Портрет поэта Егише Чаренца»./Хачатрян Ш.Г. М. Сарьян. Избранные произведения. Альбом.- М.: Советский художник, 1983.182 «Улица. Полдень». /Хачатрян Ш.Г. М. Сарьян. Избранные произведения. Альбом.- М.: Советский художник, 1983.182
213. Соколов В.И. «Купальщицы». /Русские художники от «А» до «Я». / Авт.: Е.М. Апленова, Н.А. Борисовская, Т. И. Володина и др.- М.: Слово/Slovo, 1996.-216с.
214. Татлин В.Е. «Матрос»./ Энциклопедия живописи.- М.: ООО «Фирма «Издательство ACT»», 1997. 799с.
215. Тимуш В.Ф. «Заздравная». /Художники Алтая XX века./ Авт. вст. ст. и сост. Л.И. Леонова.- Барнаул: 2001.- 296с.
216. Туржанский Л.В. «Этюд. Средний Урал». /Леонард Викторович Туржанский.: Альбом / Авт. Н.И. Станкевич. Сост. И.П. Туржанская.- Л.: Художники РСФСР, 1982.- 160с.
217. Фризен А.П. «А. Шнитке». /Альфред Фризен. Каталог. Живопись./Вст. ст. С. Мягких. Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат»,2000.
218. Автопортрет с бокалом красного вина». /Альфред Фризен. Каталог. Живопись./Вст. ст. С. Мягких. Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат»,2000.
219. Уличные музыканты». /Альфред Фризен. Каталог. Живопись./Вст. ст. С.
220. Мягких. Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат»,2000.
221. Цесюлевич JI.P. «Е.И.Борисов главный дирижер Великорусского оркестра народных инструментов «Сибирь»». / Авт. вст. ст. и сост. Л.И. Леонова.Художники Алтая XX века. - Барнаул: 2001.- 296с.
222. Чуйков С.А. «Прикосновение к вечности». /Ванслов В.В. Что такое социалистический реализм.- М.: Изобразительное искусство, 1988.- 160с.
223. Чюрленис М.К. «Соната весны» Andante./Ландсбергис В. Соната весны,- Л.: Музыка, 1971.- 327с.
224. Фуга». /Эткинд М. Мир как большая симфония,- Л.: Искусство, 1970.-156с.
225. Швиндт М. «Симфония». / Энциклопедия живописи.- М.: ООО «Фирма «Издательство ACT»», 1997. 799с.1 й")
226. Экспозиция выставки А.П. Щебланова «Лирический пейзаж» 2002 г.
227. Щебланов А.П. «Вершина». /Анатолий Щебланов. Лирический пейзаж. Живопись. Барнаул: Союз художников России, 2002. «Весенние грозы». /Анатолий Щебланов. Лирический пейзаж. Живопись. -Барнаул: Союз художников России, 2002.
228. Зимний вечер». /Анатолий Щебланов. Лирический пейзаж. Живопись. -Барнаул: Союз художников России, 2002.
229. Зимовье рыбака». /Анатолий Щебланов. Лирический пейзаж. Живопись. Барнаул: Союз художников России, 2002.
230. И осени прекрасная пора»./Анатолий Щебланов. Лирический пейзаж.
231. Живопись. Барнаул: Союз художников России, 2002.
232. На закате. Осень в горах». /Анатолий Щебланов. Лирический пейзаж.
233. Живопись. Барнаул: Союз художников России, 2002.
234. Ранний снег». /Анатолий Щебланов. Лирический пейзаж. Живопись.
235. Барнаул: Союз художников России, 2002.
236. Теплая осень в горах». /. Анатолий Щебланов. Лирический пейзаж. Живопись. Барнаул: Союз художников России, 2002.
237. Оттепель. Дорога домой»./Анатолий Щебланов. Лирический пейзаж. Живопись. Барнаул: Союз художников России, 2002.
238. Щетинин А.П. «Весенний вечер в Мунах». /Анатолий Щетинин. Живопись. Каталог./Авт. вст. ст. Н.А.Щетинина, Ред. Т.М. Степанская. -Барнаул:2001. 31с.
239. Щетинина И.В. «Белая сирень и ландыши». /Цветы моей души. Ирина Щетинина. Каталог./ Ред. Т.М. Степанская. Авт.вст.ст и сост. Н.А. Щетинина. Барнаул:2001. - 31с.
240. Белые хризантемы». / Цветы моей души. Ирина Щетинина. Каталог./ Ред. Т.М. Степанская. Авт.вст.ст и сост. Н.А. Щетинина. Барнаул:2001. -31с.
241. Букет из солнечных цветов». / Цветы моей души. Ирина Щетинина. Каталог./ Ред. Т.М. Степанская. Авт.вст.ст и сост. Н.А. Щетинина. -Барнаул:2001. 31с.
242. Весна в Чемитоквадже». /Цветы моей души. Ирина Щетинина. Каталог./
243. Ред. Т.М.Степанская. Авт.вст.ст и сост. Н.А. Щетинина. Барнаул:2001. -31с.
244. Весна на Барнаулке». /Цветы моей души. Ирина Щетинина. Каталог./ Ред. Т.М. Степанская. Авт.вст.ст и сост. Н.А. Щетинина. Барнаул:2001. -31с.
245. Восхитительный закат». / Цветы моей души. Ирина Щетинина. Каталог./ Ред. Т.М. Степанская. Авт.вст.ст. и сост. Н.А. Щетинина. Барнаул:2001. -31с.
246. Июньские цветы. Красные маки». /Цветы моей души. Ирина Щетинина. Каталог./ Ред. Т.М. Степанская. Авт.вст.ст и сост. Н.А. Щетинина. -Барнаул :2001. -31с.
247. Июньское цветение. Красные маки». /Цветы моей души. Ирина Щетинина. Каталог./ Ред. Т.М. Степанская. Авт.вст.ст и сост. Н.А. Щетинина. Барнаул:2001. -31с.
248. Конец ноября на черноморском побережье». / Цветы моей души. Ирина Щетинина. Каталог./ Ред. Т.М. Степанская. Авт.вст.ст и сост. Н.А. Щетинина. Барнаул :2001. -31с.
249. Красный арбуз и подсолнухи». /Цветы моей души. Ирина Щетинина. Каталог./ Ред. Т.М. Степанская. Авт.вст.ст и сост. Н.А. Щетинина. — Барнаул:2001. 31с.
250. Натюрморт на отдыхе. Караси». /Цветы моей души. Ирина Щетинина. Каталог./ Ред. Т.М. Степанская. Авт.вст.ст и сост. Н.А. Щетинина. -Барнаул :2001. -31с.
251. Натюрморт с айвой на синей скатерти». /Цветы моей души. Ирина Щетинина. Каталог./ Ред. Т.М. Степанская. Авт.вст.ст и сост. Н.А. Щетинина. Барнаул :2001. -31с.
252. Перламутровый букет». /Цветы моей души. Ирина Щетинина. Каталог./ Ред. Т.М. Степанская. Авт.вст.ст и сост. Н.А. Щетинина. Барнаул:2001. -31с.
253. Натюрморт с орехами». /Цветы моей души. Ирина Щетинина. Каталог./ Ред. Т.М. Степанская. Авт.вст.ст и сост. Н.А. Щетинина. Барнаул:2001. -31с.
254. Шкиль В.К. «Женщина с гитарой». //Художники Алтая XX века./ Авт. вст. ст. и сост. Л.И. Леонова,- Барнаул: 2001,- 296с.
255. Юон К.Ф. «Мартовское солнце». /Осмоловский Ю.Э. Константин Федорович Юон. М.: Советский художник, 1982.- 246с.
256. Яблонская Т.Н. «Гаяне». /Короткевич Е. Татьяна Яблонская.1Й")
257. Живопись. Графика.- М.: Советский художник, 1980. Альбом.
258. Неопубликованные произведения живописи
259. Экспозиция краевой выставки, посвященной 65-летию Творческого Союза181
260. Художников Алтая. Барнаул, 2005 (27 сент.-1 дек.)
261. Арестов А.В. «Флора» х., акрил. 140x140. 1994.
262. Борзов В.П. «Пробуждение нового дня» х., м. 38x100. 2003.
263. Будкеев М.Я. «Табунщики Курая» х., двп., м. 107x165. 2005.
264. Дрилев А.А. «Курай» х., м. 70x100. 2005.
265. Марченко В.П. Осень сжигает осины» х., м. 90x100. 2004.
266. Никитюк Ю.Ю. «Золотой бубен шаманки» х., м. 116x75. 2004.
267. Никитюк Ю.Ю.«Мотыльки» х., м. 85x70. 2001.
268. Октябрь В.Э. «Вечер. Венеция» х., м. 2002.
269. Октябрь В.Э. «Кармен» х., м. 2003.
270. Фризен А.П. «Танец» х., м. 120x105. 2002.
271. Цесюлевич JI.P. «Царица Алтая» х., м. 142,5x142,5. 2002.
272. Шишкин А.Н. «Рождественское утро» х., м. 90x80. 2003.
273. Щебланов А.П. «Утро в горах» х., м. 75x100. 2005.
274. Щетинина И.В. «Маковый июнь» х., м. 50x70. 2005. Экспозиция выставки галереи современного искусства факультета1 Я1искусств АГУ «Универсум»
275. Швиндт М. «Симфония» 1852, х., м., 166x98 Новая пинакотека, Мюнхен 115, с.759.
276. Моне К. «Руанский собор» (серия) 1892-1894, х., м. Музей Орсе, Париж178, с.56.
277. Матисс А. «Танец» 1909-1910, х., м.260х391 Эрмитаж, Санкт-Петербург 115, с.433.
278. Дюфи Р. «Большой оркестр» 1942, х., м. Частное собрание, Париж 115, с.234.
279. Чюрленис М.К. «Фуга»1908, к., темпера. 62,6x73 118, с.75.
280. Чюрленис М.К. «Соната весны» Andante, 1907, темпера. Каунасский Художественный музей имени М.К.Чюрлениса69, с.262.
281. Матюшин М.В. «Кристалл» 1919-1920, х., м. 68x50. ГТГ, Москва 176, с. 120.
282. Кандинский В.В. «Два овала» 1919, х., м. 107x89,5. Русский музей, Санкт Петербург 166, с.79.
283. Татлин В.Е. «Матрос» (автопортрет) 1911, х., темпера. 71,5x71,5. Русский музей, Санкт-Петербург 191,115, с.94.
284. Сарьян М.С. «Улица.Полдень»1910, карт., темпера. 66x39. ГТГ 189.
285. Попков В.Е. «Шинель отца» 1970-1972 186, с.116.12' Чуйков С.А. «Прикосновение к вечности» 1973 196, с.130.
286. Жилинский Д.Д. «Альтист» 1972 163, с. 121.
287. Айвазовский И.К. «Черное море» 1881, х., м. 149x208 ГТГ, Москва 154, с.56.
288. Саврасов А.К. «Вечер. Перелет птиц»1874, х., м. 82,5х 65,8. Одесский художественный музей, Одесса 188, с.51.
289. Васильев Ф.А. «Мокрый луг» 1872, х., м. ГТГ, Москва. 157, с.58.
290. Коровин К.А. «Пристань в Гурзуфе» 1913, х., м. 67,5x84,5. ГТГ, Москва 170, с.72.
291. Юон К.Ф. «Мартовское солнце» 1915, ГТГ, Москва 203.1922,23,24,25,26,27,28,2930,31,32,33,34,35.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.