Музыкальное искусство как фактор гуманизации общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ташлыкова, Наталья Юрьевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ташлыкова, Наталья Юрьевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава первая. Формирование философски-эстетических концепций музыки.
1. Философско-музыкальные учения Древнего Востока.
2. Древнегреческая концепция «Гармонии сфер».
3. От средневековой теории 3-х видов музыки к теории аффектов» Нового времени.
4. Философские концепции музыки XIX века.
5. Проблема идеального в музыке в теоретических концепциях XX века.
Глава вторая. Музыкальное искусство и процесс гуманизации общества.
1. Идеал как объективное содержание искусства.
2. Истинность и ложность в музыке. Диалектика взаимосвязи идеала и художественной формы.
3. Причины кризиса процесса туманизации общества.
4. Роль музыкального искусства в формировании гуманистических отношений между людьми и гуманного отношения людей к миру.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Интонационно-фабульная природа музыкальной формы1981 год, доктор искусствоведения Медушевский, Вячеслав Вячеславович
Феномен музыкального искусства в становлении и развитии культуры2012 год, доктор культурологии Щербакова, Анна Иосифовна
Формирование эстетических и этических идеалов педагога-музыканта: на материале освоения творческого наследия Дмитрия Борисовича Кабалевского2010 год, кандидат педагогических наук Щербаков, Василий Федорович
Функции музыки в европейской культуре: философско-антропологический аспект2007 год, доктор философских наук Олейник, Марина Алексеевна
Онтология музыкальной духовности2008 год, кандидат философских наук Сутормина, Нинель Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальное искусство как фактор гуманизации общества»
Актуальность темы исследования.
Каждая эпоха противоречива, имеет свои сложности, накладывает специфическую печать на историю. Но никогда прежде никакие "повороты" в прогрессивном развитии общества не носили столь вопиюще противоречивых героических и трагических черт, как XX век и, особенно, его завершающее десятилетие.
Прежде всего, не снята пока еще угроза гибели человечества через ядерную войну. Дальнейшее прогрессивное развитие общества происходит в условиях кризисного его состояния, когда восходящее общественное движение сопровождается регрессивными процессами, торможениями и застойными явлениями. Усиление сложности экологической ситуации и обострение проблемы технологического развития, безопасности человеческой жизни - все это свидетельствует о регрессивных тенденциях в различных сферах общественных отношений, о кризисе гуманизма и духовной культуры общества - важнейшей области существования человечества. Поэтому, современная эпоха поставила проблему человека, проблему гуманизации общества в центр всеобщего внимания.
В связи с этим усилилась необходимость оценить возможности музыкального искусства, с точки зрения его исторического развития, по формированию "человеческого" в человеке, формированию целостной личности. XX веку суждено было стать эпохой очередного «поворота» в европейском музыкальном мышлении. Именно в нашем веке произошел образно-стилевой слом - «дегум ангоация» музыки, было подорвано трехвековое господство мажорно-минорной системы. Зачастую новизна музыкального языка и предельная сложность композиционных структур, основанных на новых современных техниках создают барьер между звучанием и ее слуховым восприятием. Глубокие изменения, происходящие в музыкальном искусстве: возникновение новых массовых жанров музыкальной культуры - джаз, рок, слом тональной системы и появление серийной музыки, распространение религиозной музыки различных конфессий, поставили вопрос о музыке как содержательном виде искусства. Каково ее высокое социальное предназначение ?
Нередко получается, что опору для этих трудно уловимых явлений ищут в конкретных стилях. Однако первейшей задачей философского осмысления музыкального искусства является постижение законов, по которым гармония звуков становится в высшем смысле "гармонией" душевного равновесия. Поиск в этом направлении соприкасается с весьма тонкой проблемой "музыкально-прекрасно го. Решение этой проблемы должно опираться как на предшествующие ценные достижения в области философии, так и на современные исследования в области гуманитарных и естественных наук.
Отечественная музыкальная эстетика получила заметное развитие лишь в последние два десятилетия. Выделение отечественной музыкальной аксиологии в самостоятельную область наук произошло в 80-е гг., когда вышли первые концептуальные работы такого рода.1 На сегодняшний день мы имеем дело с множеством разных, самостоятельных оценок, которые по-своему объясняют, в чем состоит музыкально-прекрасное, зачастую сводя подлинную красоту музыки только к соразмеренное™, упорядоченности и художественной целесообразности всех ее элементов. Ценность музыки и ее предназначение в обществе - пожалуй, одна из труднейших тем для исследования и познания. Этой теме и посвящена данная диссертация.
Степень разработанности проблемы.
Проблемам происхождения музыки, ее воздействию на человека и роли в обществе посвящены труды многих мыслителей, начиная с древности. Известны древнеиндийские трактаты "Брихаддеши" Матанги VII в., "Сангитаратнакара" Шарангадевы. В древнем Китае взгляды на музыку отражены в "Юэцзи" Ш-П в. до н.э., "Ле-цзи",
1 НазайккнскийЕ. Оценочная деятельность при восприятии музыки. М., 1980, Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления. М., 1982, Чередниченко Т. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М., 1989, Холопова В. Музыка как вид искусства. М. 1991.
Люйши Чуньцю". В Ближнем и Среднем Востоке следует выделить трактаты о музыке Аль-Кинди, Ибн-Сины, Аль-Фараби. В эгах трактатах содержатся идеи о космологическом происхождении музыки, тем самым остаются в тени ее земные, человеческие истоки.
В древнем пифагорействе рационально разрабатывались система моральных предписаний и учение о катарсическом, очистительном воздействии музыки на человека. Наиболее подробную музыкально-космологическую эстетику мы находим в комментариях Прокла (V в н.э.) на "Тимея" Платона. Идеи о музыке высказываются Аристотелем в "Метафизике", "Политике", "Поэтике". В эпоху эллинизма создают свои трактаты эпикуреец Филодем, скептик Секст Эмпирик, в которых содержится критика всей греческой эстетики. В конце I века до н.э. начинается постепенная реставрация музыкально-эстетической классики. Аристоксен, Плутарх и Квинтилиан доказывают воспитательное значение музыки. В IV-V веках в странах Западной Европы появляется обширная литература на латинском языке, посвященная теоретическим вопросам музыки (Клавдий, Макробий, Августин, Боэций). Сочинения Боэция завершают античную традицию, открывают начало многочисленным средневековым исследованиям о музыке.
В IX веке появляется трактат Аврелиана из Реоме, в X - сочинения Региио из Прюма, в ХП - трактат Гвидо из Ареццо, Иоанна Коттона, в ХП1 Иоанна де Муриса, в XIV - Вальтера Одингтона, Симона Тунстеда, Иоанна да Грохео. Завершает средневековую традицию сочинение Адама из Фу льда. В этих трактатах этичное учение о музыке переосмысливается в соответствии с христианскими догматами. В эпоху Ренессанса зарождается светская музыкальная европейская традиция, появляется целая плеяда выдающихся теоретиков, среди них - Иоанн де Пареха, Иоанн Тинкторис, Дж, Царлино, Салинас, Глареан. Ими разрабатываются основы музыкальной эстетики Нового времени.
Пантеистические концепции музыки - идеи соразмеренное™ объективной гармонии мира и гармонии субъективной, гармонии человеческой души развивались Р. Декартом, И. Кеплером, М. Мерсенном. В 17-18 веках разрабатываются "теория аффектов", теории подражания и выражения (Ж. Руссо, аббат Морелли, М ТПабанон).
Начало XIX века принесло толкование музыки как содержательного и осмысленного вида искусства. Весь XIX век - время небывалого разнообразия философско-эстетических учений (И. Кант, Ф.В.Шеллинг, Г.ФХегель, И.Гердер, Э.Гофман, Ф.Шлегель, А.Шлегель, Новалис, В.Вакенродер, К. Золь rep, Брентано Беттина,
A.Шопенгауэр, Ф.Ницше, Э.Ганслик).
Следует отметить разработку К. Марксом и Ф. Энгельсом общефилософских методологических принципов и понятий в области искусства, имеющих значение для исследования эстетической теории музыки.
В XX веке, в связи с изменениями музыкального языка, исследователей занимает проблема адеквации восприятия смысла музыкального произведения. Этому посвящены труды западных мыслителей (Т.Адорно, М.Мерсман, Г.Кречмар, А.Халъм, Л.Ферраре, А.Шерринг, МХурте, А.Лисс, Н. Гартман, Р.Ингарден, Э. Эггебрехт, К. Дальхауз, Д.Кин, Р.Биттаер, А. Ритмюллер, Р. Арнхейм, Р. .Штайнер, П. Кайви, Д. Jle-винсон, М. Будд, Д. Раффман, Л. Гер и др.), в работах которых развиваются семиотический, лингвистический и феноменологический подходы к обоснованию содержания в музыке. При этом отмечается полярность и множественность взглядов на природу музыки и ее предназначение в обществе.
Среди отечественных исследователей необходимо выделить работы А. Со хора,
B.Холоповой, А.Фарбштейна, Е.Малышева, Т.В.Чередниченко. В этих работах развиваются представления о музыке как искусстве интонируемого смысла, выдвинутые Б.Асафьевым. Музыка рассматривается как совокупность социально значимых звуковых образований и как способ отражения. Среди философов XX века особый вклад в развитие философских идей о музыке сделал А.Ф.Лосев. Он обосновал проблему оформления личности в художественном произведении. Тем не менее, в современной литературе недостаточно разработана проблема предназначения музыки в обществе. Поэтому музыка постепенно становится насилием над человеком.
Следует отметить, что в современной эстетике и философии работ об общих принципах построения художественной формы в музыке - единицы. Необходимо отметить исследования Г.Конюса, Э.Розенова, А.Лосева, Б.Асафьева, В.Медушевского, Е.Назайкинского.
В анализе музыкально-эстетического сознания второй половины XX века, связанного в частности с эволюцией музыкального авангарда и массовой культуры, автор опирался на тот уровень осмысления характера изменений в музыкальном общественном сознании, который достигнут в современном отечественном и зарубежном музыкознании (Т. Адорно, И.Барсова, Е.Герцман, К. Дальхауз, В.Конен, Т. Курышева. Л. Кирилина, В .Медушевский, И.Набок, О.Лосева, С.Савенко, С.Х.Раппопорт, Ю.Холопов, В.Холопова, Т.Чередниченко, Н Шахназарова и др.)
Рад важных выводов и наблюдений по музыкальной психологии почерпнуто автором в работах отечественных психологов (Л. Выготский, Л. Рубинштейн, Г. Готсдинер, В.Теплов, В. Петрушин).
Применяя методологические принципы для реализации философского подхода к проблеме гуманизации общества штор учитывал труды философов и культурологов, обращенные к разным аспектам взаимоотношений искусства и культуры (А.Лосев, В л. Соловьев, П. Флоренский, К Бердяев, Л.Карсавин, С.Булгаков, О.Шпенглер, М.Хайдеггер, Э.Фромм, X.Ортега-и-Гассет, В.Вейдле, Ж.Маритен, Ал.Михайлов, П.Гуревич, В.Шестаков, В. Фролов, В. Степин, В.Межуев, В. Малинин).
В отечественной литературе современного периода сделан значительный вклад в методологию исследования проблемы; это разработка теории познания (Алексеев А.П.,
Ильин В.В., Каганова З.В., Коршунов А.М., Лекторский В. А., Микентна Л. А., Самойлов Л.Н., Шулевский Н.Б., Ястремский И.Н. ); работы по структуре общественного сознания и непосредственно по формам общественного сознание (Барулин B.C. , Желени-на И.А., Квасова И.К, Кириленко Г.Г., Ковальзон М.Я, Костикова КВ., Логунова Л.Б., Мишина И.А., Николаева Л.В., Рачков НА., Серцова А.П. Шишкина В. И., Уле-дов А. К. Фурманов Г.Л.); работы по отдельным проблема эстетики (Кудрявцев Ю. Г., Лармин О. В., Воробей Ю. Д., Гольдентрихт С.С., Шевцов Е.В., Яковлев Е.Г.) Вместе с тем, следует отметить, »по во всей этой обширной литературе философский анализ некоторых специфических проблем музыкального искусства как фактора гуманизации общества не был предметом специального внимания.
Цель и задачи исследования.
Исходя из необходимости исследования общих проблем музыки, ее роли в общественной жизни общества, определены цель и задачи исследования.
Целью диссертации является философская рефлексия специфики музыкального искусства как фактора гуманизации общества.
Цель предполагает исследование следующих задач: 1. Выявить исторически сложившиеся философские подходы к пониманию природы музыки на основе анализа эстетических концепций различных эпох.
2. Вскрыть диалектику взаимосвязей становления художественной формы и идеала в музыкальном искусстве.
3. Определить условия и основания европейского гуманизма, актуальные для выяснения причин кризиса процесса гуманизации современного общества.
4. Выяснить роль музыкального искусства в формировании и развитии социальных отношений.
Методологическая основа диссертационного исследования
Сложность и многогранность предмета исследования потребовали сочетания историко-философских и социокультурных подходов к феномену музыкального искусства в контексте его специфического назначения в обществе. Здесь особое значение имеет теория отражения. При этом объективная рефлексия музыкального искусства предполагала совмещение исторического и логического подходов. При изучении историко-философского материала использовались принципы сравнительного анализа, конкретности, преемственности. Анализ проблематики диссертации осуществлялся на основе социально-философских представлений о сущности процессов гуманизации общества, о закономерностях формирования и самореализации личности.
Диссертация основывается на идеях, высказанных в работах представителей мировой философской мысли, теоретиков-музыковедов, музыкантов-исполнителей и композиторов, затрагивающих проблемы специфического назначения музыкального искусства, принципы создания и исполнения музыкального произведения как выражения идеала.
Методы исследования обусловлены спецификой решения поставленных задач и целью диссертационного исследования:
-теоретический анализ историко-философской, философско-эстетической, в том числе философско-религиозной литературы в аспекте изучаемой проблемы, -музыковедческий анализ музыкальных произведений, -историко-хронологический анализ развития музыки.
Конкретные результаты исследования и их научная новизна. 1.В диссертационном исследовании выявлены основные исторически сложившиеся философские подходы, имеющие значение для понимания природы музыки. Установлено, что традиционно специфическую природу музыки объясняли ее непосредственной взаимосвязью с различными формами проявления Абсолюта. При этом музыка понималась как особая сила, способная как восстановить утраченную гармонию между человеком и миром, так и окончательно разрушить ее; поэтому в любой кулыуре музыка изначально строго ограничивалась рамками культово-религиозного предназначения. В современных музыкально-эстетических исследованиях преобладает философское понимание природы музыкального произведения как самоценной и саморазвивающейся звуковой структуры, в которой смысл безотсылочен и развнозначен структуре произведения, либо сводится к субъективной интерпретации, ассоциациям исполнителя, критики, слушателя.
В отечественном музыковедении преобладает теория социального происхождения музыки. Музыка признается искусством интонируемого смысла, каждая интонация характеризуется закрепленным в сознании эмоционально-смысловым тонусом, у каждой эпохи выделяется свой «словарь» интонаций, приоритетность отдается гносеологическому аспекту. Ценностный аспект музыкального искусства намечен в работах некоторых исследователей (Чередниченко Т.В., Медушевский В.В.).
Научная новизна полученного результата состоит в том, что воззрения различных направлений философии на сущность музыки даны в уточненно-систематизированном виде, показаны с точки зрения единых критериев и сравнительно-методологического подхода.
2. Вскрыта диалектика взаимосвязей становления художественной формы в музыке и идеала. Дано философское обоснование специфики музыки как вида искусства. В диссертации обосновано, что только стремление к идеалу дает искусству возможность познавать истину в аспекте свободы человека. Художественная форма в музыке является символом идеала, который выражается и не выражается в ней целиком. Анализ творчества выдающихся композиторов прошлого и современности (И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.В.Бегховена, Ф.Шопена, М.Глинки, П.И.Чайковского, из современных
А.Веберна) показал, что в творениях гениев логика музыкальной композиции в своем развитии подчиняется: а) закону золотого сечения, который устанавливает диалектическую зависимость между частями и общим смыслом целого. б) закону циклически-становяще гося отражения, в котором выражен принцип становления одного и иного, в нем кроются все общеизвестные пропорциональности частей.
Выяснено, что исполнение музыки происходит по закону «сквозного пульса», благодаря которому соотношение темпов в многочастных произведениях очень близко подходит к отношению небольших целых чисел: 1:1, 2:3, 3:4 и т.д. или наоборот. Это соотношение обнаруживается во всякой музыке, независимо от ее эмоционального характера, назначения и обстоятельств исполнения. Числовое соотношение темпов между частями соответствует отношению частот в натуральном звукоряде ( так называются основной тон и его обертона, возникающие при колебании струны или столба воздуха 1:2:3:4:5:6:7:8 до 16 ), что свидетельствует о связи любого музыкального произведения с неизменяемым смыслом, выраженным в числовом становлении. Известно, что И.Кеплер математически доказал, взаимосвязь между натуральным звукорядом и орбитами планет.
Научная новизна полученного результата состоит в том, что в диссертации выявлены некоторые аспекты диалектики взаимосвязей становления художественной формы в музыке и идеала, подтверждающие взгляд на музыку как вид искусства, который выражает какие-то глубинные основания бытия. Впервые удалось идентифицировать созданные музыкальные произведения с моделью идеальной целостной художественной формы в музыке.
3. Систематизированы философские основания гуманизма. Показано, что гуманизм - это традиция европейской культуры. Гуманизм возник в точке пересечения христианства и античности. Проблема гуманизма - это не только проблема высокого и достойного отношения к человеку. Это проблема, формирования человеческого в человеке, живущем в системе общественных отношений. Кризис процесса гуманизации констатирует кризис 3-х оснований гуманизма: 1) - человек целиком не сводим к двум субстанциям ( телесной и духовной, или природной и божественной), он образует собой 3-ю субстанцию и выступает как самоопределяющееся существо, т.е. как субъект, 2) - человек сам себе очерчивает границы, эти границы исторически подвижны. Классический гуманизм фундаментально историчен, 3) - человек ставит себе границы благодаря разуму. Это кризис человека как исторического субъекта действующего с помощью своего разума. Экологический кризис бросил вызов гуманизму.
Научной новизной данного результата является то, что в диссертации расширены понятия гуманизма и человека: выделены аспекты, которые улавливаются только посредством музыки. Кризис гуманизма обоснован как кризис трех его метафизических оснований, что позволяет наметить пути выхода из кризиса. Усилены аргументы в пользу идентификации гуманизма как явления культуры, приравнивающего человека не к части богатства, а к целому , и либерализма как принципа цивилизации, защищающего идеал частной собственности и приравнивающего человека к части .
4. Выяснено, что специфика музыки - идеально выражать сущность Бытия, позволяет дать особое возвышенное восприятие жизни. Музыке европейской культуры, одухотворенной христианским идеалом божественной любви (о чем есть множество конкретных высказываний самих композиторов) - наиболее сродни трагическое ощущение жизии в мире становления, которое с непостижимой естественностью, переходит в чувство утешения и просветленной радости, поскольку говорит не о смерти, а о жизни. И все же, музыкальное образование не представляет однозначно нравственное развитие личности, система образования должна стать институтом человека.
Показано, что музыкальное искусство ограничено самим материалом в своих возможностях в приобщении к вечным ценностям и формировании целостностного сознания. Тем не менее, музыка наиболее близко выражает сущность внутренней жизни личности, и поэтому для европейской культуры она стала центральным видом искусства. Обосновано, что кризис гуманизма выразился и в противоречивых явлениях европейского музыкального искусства. Современная академическая музыка ищет интеграции с литургической и развлекательной музыкой. Открытия композиторов XX века : А. Веберна, И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Б. Бартока, К. Штокхаузена, А. Шнитке, Г. Свиридова, Р. Щедрина, А. Чайковского и других расширяют наши взгляды на мир и открывают новые грани в человеке.
Показано, что развлекательная музыка основана на использовании средств, позволяющих выплеснуть телесную энергию, вызвать у публики смех, посредством трюков и самодовлеющей виртуозности, а также смещением стилей. В современных эстрадных «хитах» фразы становятся кратки, одинаковы по объему и жестко разделены цезурами. Остается ритмический каркас, вызывающий бессмысленное и бессознательное движение тела. Это состояние диаметрально противоположно состоянию, познающей себя души в шедеврах ИХ. Баха, В. А. Моцарта, Я В. Бетховена, И.Брамса, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и других великих композиторов. Вместе с тем, легкая развлекательная музыка, регулирующая психическое напряжение необходима в обществе. Как известно, с древности существуют традиции проведения карнавалов и коллективных праздников, а центры музыкотерапии активно работают после второй мировой войны в странах Европы и США. Способность музыки выражать глубинные смыслы жизни, сплачивать и объединять людей позволяет широко использовать ее в синтезе с другими видами искусства в прикладных целях в различных сферах культуры. Так, например, музыка как «международный язык» помогает привлечь внимание всего человечества к проблемам мира и экологии.
Научная новизна полученного результата состоит в том, что в диссертации впервые более глубоко философски обоснованы механизмы воздействия различных типов музыки на сознание и чувства человека. Определены возможности музыки как вида искусства в формировании целостности человека, установлении гармоничных отношений людей друг к другу и к миру. Раскрыта особенность европейской культуры как музыкоцентричность, в которой средоточием стала инструментальная музыка. Диссертация позволила обосновать использование музыки в прикладных целях в других сферах культуры.
Практическая значимость работы Материалы и теоретические выводы, сделанные в работе, могут быть использованы в научных исследованиях по теории и истории эстетики, истории и теории культуры, искусствоведческих дисциплин, а также при составлении спецкурсов и лекции по данной проблеме.
Апробация основных результатов диссертации
По основным положениям диссертации сделаны доклады и сообщения на конференции "Ломоносовские чтения" Москва, МГУ, в 1996 и 1997 гг., на семинаре для аспирантов кафедры. Фрагменты данного исследования опубликованы в сборнике "Проблемы управления в контексте гуманитарной культуры". М.,1997. Диссертация обсуждена на кафедре философии гуманитарных факультетов ИГУи СИ МГУ им М.В. Ломоносова в январе 1997г. и рекомендована к защите.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании2002 год, кандидат философских наук Хрипун, Виктор Иванович
Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации: На материалах Республики Татарстан2006 год, кандидат социологических наук Миннегулов, Раис Мотигуллович
Духовные идеалы личности: Теория, история и современные проблемы формирования1999 год, доктор культурол. наук Зорилова, Лариса Сергеевна
Микрохроматика в музыкальном искусстве позднего Возрождения: вопросы истории, эстетики, теории2010 год, кандидат искусствоведения Полунина, Елена Николаевна
Философско-эстетическая сущность музыки в суфизме: на материале музыкально-философских исследований суфия Хазрата Инайят Хана2010 год, кандидат философских наук Манько, Людмила Ивановна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ташлыкова, Наталья Юрьевна
Заключение.
Гуманистический идеал образования наделяет его особой притягательной силой, самостоятельной ценностью для человека. И все же, око не представляет однозначно нравственное развитие личности. Музыка способна подарить нам глубокие знания о природе нашей души, но в тоже время примитивная музыка может и заглушить вообще потребность заботиться о своей душе. Глагол «формировать» оказывается весьма емким по смыслу. Согласно словарю Ожегова, формировать - значит придавать форму, законченность, порождать составлять, а формироваться - приобретать законченность, зрелость. Формирование личности оказывается ее образованием в почт буквальном смысле. Так, Аристотель считал необходимым практическое овладение музыкальным инструментом и техникой пения, для того чтобы самому судить о достоинствах той или иной музыки1, но в профессиональные инструменты, по его мнению, не должны были быть использованы при обучении музыке юношей, чтобы они не стали профессиональными музыкантами. Грубость зрителей, их вкусы могут в значительной степени повлиять и на характер самих исполнителей. Профессиональным музыкантам приходится подлаживаться под вкусы зрителей. За примерами для доказательства подобного утверждения далеко ходить не нужно. Работа в области развлекательной музыки, в сфере шоу-бизнеса снижает уровень профессионального мастерства музыкантов и неумолимо сказывается на их моральном облике.
В условиях чудовищной монополизации средств массовой информации музыкально-развлекательной индустрией особую сложность и значимость приобретает вопрос об эстетическом воспитании детей, юношества. Общество не может удовлетво
1 Аристотель. Попишка// соч. в 4-х томах М., 1984, Т.4, С. 641. рить сложившийся сегодня уровень решения проблемы формирования молодежной субкультуры, когда воспитание молодежи в сфере свободного времени ориентировано, в основном, на слушание развлекательной музыки. Есть такая закономерность: человек, знающий и любящий серьезную музыку, обычно умеет оценить и прелесть хорошей легкой музыки. Программа по музыке Д.Б. Кабалевского для общеобразовательных школ сдвинула положение в лучшую сторону. Ее девизом стали слова В.А. Сухомлин-ского «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Но одной программы по музыкальному образованию, конечно недостаточно. Композитор в одной из своих статей отметил, что оградить человека от плохой музыки и даже вредной нельзя, если в нем нет «иммунитета» против всякой пошлости, хамства, безвкусицы.1 Это же можно отнести и ко всему нашему российскому обществу, которое тяжело больно и в нем исчезает «иммунитет» к фальши, пошлости, обману.
Признав человека во всем совершенным, гуманисты конечно идеализировали человеческую природу. Человеческая природа несовершенна, человек далеко не ангел. Можно с большой долей осторожности называть некоторых людей идеалом. Но настоящая музыка способна пробудить в человеке возвышенную любовь к людям.
Автор остро осознает, сколь ограниченно сделанное им, по сравнению с масштабами темы. По мере того как будет углубляться наше понимание природа музыки, наше постижение общих и частных закономерностей ее развития, будут приоткрываться все новые и новые связи музыки и общества. Тема диссертации далеко выходит за рамки обычной кандидатской диссертации, выступая скорее как обозначение глобальной исследовательской программы. Более того, можно сказать, что эта проблема есть особое выражение онтологической загадай бытия мира, и она не столько ставится человеком, сколько навязывается ему самим миром, говоря: «Реши меня и ты найдешь Смысл всех смыслов».
1 Кабалевский Д.Б. Воштание умай сердца. М., 1984, с. 206.
Искаженная» музыка страшная, опасная и тревожная сила, неосознанное использование которой может 1розигъ чем-то ужасным. Примером может служить шоу Жанн Мишеля Жара на Воробьевых горах в День празднования 850-ти летия Москвы. Но эта музыка не нацелена на вызов агрессии. Она скорее только несколько завораживает внимание. За все надо платить: «Следовательно, за музыку тоже». Кто платит, тот заказывает музыку, в частных случаях это ясно, а вот в общем, пока нет. Кто вообще заказывает музыку человечеству? И чем человечество расплачивается за обладание ею? Можно вспомнить, что Гитлер, желая снизить культурный уровень покоренных юродов, планировал, чтобы по радио звучала только «музыка, музыка, ничего кроме музыки», но музыка примитивная1, хотя сам предпочитал музыку Брамса и Вагнера.
В современных условиях гуманизм выступил как концептуальный принцип, возвеличивающий человека в ранг высшей ценности, как ориентир и критерий определения основных общественных достижений, обеспечивающих личную и общественную совокупность потребностей человека и его свободу, на цивилизованном уровне мира, прогресса и общечеловеческого выживания. Идеологизированные концепции гуманизма, абсолютизирующие либо творческую самодетерминированность свободы человека, либо космическую природу человека, либо гуманизм религиозного покровительства, а также абсолютизация потенциальной универсальности человека - еще не отыскали пути выхода из кризиса в данной сфере общественной жизни. В поиске путей выхода из кризисного состояния, надо полагать, обновленная теория музыкального искусства в единении с гуманизмом на основе диалектических принципов познания мышления и осмысления смогут содействовать в поиске преодоления существующего кризиса.
1 Циг. по: Серцова А.П., Карпов Ю.Д. Москва устояла. 1941. История и судьбы люден. М., 1996, с. 309.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ташлыкова, Наталья Юрьевна, 1998 год
1. Августин. Исповедь. М, 1991.
2. Adorno Th.W. Philosophie der Neuen Musik. 2. Aufl. Fr. a. M,1958.
3. Акопян К. Эстетическое: диалога о таинственном. Нижний Новгород, 1996.
4. Акопян Л.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М.} 1995.
5. Алиханова Ю. Музыкальная эстетика Индии.// Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1966.
6. Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века. Екатеринбург, 1997.
7. Античная музыкальная эстетика М., 1966.
8. Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки. М., 1992.
9. Аристотель. Соч. в 4-х тт. М., 1984.
10. Банфи А. Философия искусства. М., 1989.
11. Барсова H.A. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество. Л., 1986.
12. Барулин B.C. Социальная философия в 2-х тт. М., 1996.
13. Бердяев h.A. Философия неравенства. М., 1991.
14. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусств в 2-х тт. М., 1994.
15. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М.,1997.
16. Bittner R.Ein Versuch zur Sprachartigkeit der Musik // BzmH.
17. Букхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.
18. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцание и умозрение. 1994.
19. Булгаков С.Н. Философия имени. М., 1997.
20. Булез П. Музыкальное время. // Альманах музыкальной психологии М., 1995.
21. Булез П. Идея, реализация, ремесло. // Альманах музыкальной психологии М., 1994
22. Быков Ф. Музыкальная эстетика Китая.// Музыкальная эстетика стран Востока. М.,1966.
23. В алькова В. Рождение музыкальной темы из духа новоевропейского рационализма. // Музыкальный язык в контексте культуры. М., 1989., вып. 106.
24. Васильченко С. Музицирование на цине и его место в китайской культуре. // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. М., 1986.
25. Вебер. М. Рациональные и социологические основания музыки.// Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
26. Веберн А. Лекции о музыке. М., 1975.
27. Вейдле В. Умирание искусства.// Самосознание европейской культуры. М., 1991.
28. Вико Дж. Основание новой науки об общей природе наций. М., 1994.
29. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества, М., 1984.
30. Восприятие музыки, сб. ст. М., 1980.
31. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
32. Гамаюнов М.М К учению А.Ф. Лосева о музыке как жизни «чисел»// Лосев А.Ф. и культура XX века. М., 1991,
33. Гартман Н. Эстетика М., 1958.
34. Гегель Г.В.Ф. Наука лотки, т. З.М., 1972.
35. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, т.1.,М, 1929.
36. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, т. 3., М, 1956.
37. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в 2-х т. М., 1972.
38. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х тт. М, 1968.
39. Генон Рене. Символы священной науки. М., 1997.
40. Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество.// Вопросы философии 1995, № 6.
41. Герцман В. Музыка Древней Греции и Рима. СП б., 1995.
42. Гольдентрих С.С. О природе эстетического творчества. М., 1966.
43. Готсдинер A.JL Музыкальная психология. М.,1993.
44. Gtosos Ph. La musique et les limites du system// Arch. de philosophie P. 1993, т. 56, cah. 1.
45. Грубер Р.И. История музыкальной кульутры. М-Л., 1941.
46. Гуревич П.С. Антропологическая катастрофа. // Свободная мысль, 1997, №11.
47. Гуревич П.С. Гуманизм как проблема и как ересь. // Свободная мысль, 1995, № 5.
48. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. 5. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996
49. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркаск., 1994.
50. Dahlhaus С. «Neuen Musik» als historische Kategorie // Musica, 1968, № 3.
51. Dahkhaus C. Die Idee der absoluten Musik. Kassel, Basek u.a., 1978.
52. Давыдов Ю. Искусство и элита. М., 1956.
53. Давыдов Ю. Искусство как социологический феномен. М., 1968.
54. Дева Б.Ч. Индийская музыка. М., 1980.
55. Диалоги о гуманизма. Спб, 1992.
56. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. СПб., 1997.
57. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1995.
58. Дъячкова JL Гармония в музыке XX века. М, 1994.
59. Ермакова Г. Категория « банальное» и ее место в художественной критике.// Эстетические очерки М., 1980, вып. 5
60. Eggebrecht H.K Uber begriffliches und begriffloses Verstehen von Vusik // MV.
61. Житомирский Д.В. К истории музыкального «классицизма» XX века ( Идеи Ф. Бу-зонк.). // Западное искусство XX век. М, 1978.
62. Журнал Московской Патриархии. М., 1959, № 12, 48.
63. Курышева Т. Слово о музыке. М, 1992.
64. Здравый смысл. М., 1996, № 1, 1997, № 2.
65. Золтаи Д. Этос и аффект. М, 1995.
66. Иванов Вяч. Лик и личина России. М, 1995.
67. Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. Сб. тр. вып. 129. М., 1994, МПТИ им. Гнесиных.
68. Кабалевский ДБ. Воспитание ума и сердца. М., 1984.
69. Калащсий В.П. метода научного познания. М., 1985.
70. Кандинский В. О духовном в искусстве. М, 1992.
71. Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.
72. Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. М., 1992.
73. Карсавин JI. Проблема учения об ангелах.// Символ. Париж., 1994, №31.
74. Киприан Архимандрит. Антропология Св. Григория Паломы. М, 1996.
75. Кириленко Г.Г. Самосознание и мировоззрение личности. М, 1988.
76. Кириленко Г.Г. Жизненный путь и судьба // сер. Философия и жизнь. М., 1992, № 4.
77. Keane D. A. Composer's Aproach to Music, Cognition and Emotion// MQ, 1982/
78. Келдыш Ю. История русской музыки. M-JI., 1948.
79. Келле В.Ж. Ковальзон МЯ. Теория и история. М, 1981
80. Клодин Бреле-Руэф. Сакральная медицина. Изд-во «Ваклер», 1995.
81. Козлова H.H. Введение в социальную антропологию. М., 1996.
82. Конен В. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. М., 1994.
83. Коршунов А.М Мантанов В.В. Диалектика социального познания. М., 1988.
84. Корыхалова Н.П. Кризисные тенденции в буржуазном массовом музыкальном воспитании. М., 1989.
85. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М., 1995.
86. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. М., 1972.
87. Kreztchmar Н. Neue Anregungen zur Forderung musikalicher Htumeneutik // JbP, 1902.
88. Ксенакис. Я. Беседах, il Альманах музыкальной психологии М., 1994.
89. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. М., 1991.
90. Кузанов С.Г. Музыкальное мышление в аспекте проблемы онтологии музыки. М., 1993.
91. Кураев А. Сатанизм дня интеллигенции в 2-х тт. М,, 1997.
92. Курбатская С. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. М., 1996
93. Курт Э. Музыкальная психология (Области и границы музыкальной психологии). // Альманах музыкальной психологи,. М., 1994.
94. Ланкин В.Г. Своеобразие художественного мышления в музыке. Дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. М, 1994.
95. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.
96. Логунова Л.Б. Кукушкина В.И. Мировоззрение, познание, практика. М, 1989.
97. Лосев А.Ф. Диалектика числа у Плотина .// Миф-Число-Сущность. М. 1994.
98. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы.// Форма-Стиль- Выражение. М., 1995.
99. Лосев А.Ф. музыка как пред мет логики. // Форма-Стиль Выражение. М, 1995.
100. Лосев А.Ф. История эстетических учений.// Форма-Стиль-Выражение. М., 1995.
101. Лосев А.Ф. Очерк о музыке. // Форма-Огаль-Выражение.М., 1995.
102. Лосев А.Ф. Мировоззрение Скрябина. // Форма-Сгилъ-Выражение.М., 1995.
103. Лосев А.Ф. Проблема Рихарда Ватера в прошлом и настоящем. // Вопросы эстетики. М., 1968.
104. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки.// Философия, мифология, культура. М., 1991. Лосев А.Ф. Женщина-мыслитель.//Москва, 1993., № 5.
105. Лосев А.Ф. Трио Чайковского // Жизнь. Спб., 1993.
106. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1994.
107. Лосев А.Ф. Философия имени. // Бытие-Имя-Космос. М, 1993.
108. Лосева О.Т. «Внеевропейское» в западной музыке 1970-80-х годов( Медитативная музыка новая ориентация поставангарда).// Западное искусство. XX век. М> 1992.
109. Лосева О. Музыка и глаз.// На грани тысячелетий М., 1994.
110. Архиепископ Лука. Дух. Душа и Тело. М, 1997/
111. МалининВ.А. Русь и Запад. М, 1995. в 3-х тт.
112. МалининВ.А. Пушкин как мыслитель. Красноярск, 1990.
113. Макарова Г.И. Роль художественной культуры в процессе гуманизации личности. Дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. Казань М., 1994.
114. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
115. Маркус С. История музыкальной эстетики. М., 1968.
116. Маритен Ж. Ответственность художника перед миром гуманного. // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
117. Маритен Ж. Философ в мире М., 1994.
118. Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. М., 1997.
119. Медушевский В.В. Художественная картина мира в музыке.// Художественное творчество Л., 1986
120. Медушевский В. В. Религиозная природа музыкального слуха. // Альманах музыкальной психологии. М., 1995.
121. Медушевский В.В. Мысли о православной психологии музыки. И Альманах музыкальной психологии М., 1994.
122. Медушевский B.B. Онтологические основы интерпретации музыки // Интерпретация музыкального произведения в контексте культур. М., 1994, сб. тр. вып. 129.
123. Mersmann Н. Angewandte Musikästhetik. Bln., 1926.
124. Фомин В. Пифагор в эзотерическом контексте античных музыкально-философских представлений. //Мир глазами музыканта. М., 1993.
125. Михайлов Ал. В. Этапы развита музыкально-эстетической мысли в Германии XIX // Музыкальная эстетика Германии XIX века. М, 1981. Т.1.
126. Музыка в школе. М.,1993. № 1.
127. Мушка в контексте духовной культуры. М., 1992, вып. 120.
128. Музыкальная культура Средневековья М., 1992, вып. 2.
129. Музыкальная эстетика стран Востока. М, 1966.
130. Музыкальная эстетика Западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966.
131. Музыкальна эстетика России XI-XVIII веков. М.,1971.
132. Музыкальная эстетика Германии XIX века в 2-х тт. М, 1981,
133. Музыкальная Боэциана Спб., 1995.
134. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 1994
135. Набок ПЛ. Рок-культура как эстетический феномен Дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. М, 1993.
136. Назайкинский £. Логика музыкальной композиции. М, 1982.
137. Николаев Б. Знаменный распев как основа русского православного церковного пения М., 1995.
138. Николаева Л. В. Объективные и субъективные факторы социального прогресса и свободы. М., 1974.
139. Николаева Л.В. Общественный прогресс. М-, 1979.
140. Ницше Ф. Соч. в 2-хтт. М., 1990.
141. Ортега- и-Гассет X. Детуманизациия искусства.// Эстетика. Философия. Культура. М., 1991.
142. Ортега-и-Гассет H. Musicalia.// Эстетика. Философи. Культура. М., 1991.
143. О церковном пении. Сборник статей. М, 1997.
144. Перфильева И.А. Эстетический анализ кризиса ладогармонического начала в европейском музыкальном мышлении XX века. Дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1995.
145. Петриков С.М. Закономерности художествешюго мышления. Томск. 1993.
146. ПетрушинВ.И. Музыкальная психология. М., 1997.
147. Пилыун А. Музыка как символ гармонии мироздания (анализ анонимного трактата ХШ-ХГ/ вв. «Сумма музыки».// Музыкальный язык в контексте культуры М., 1989, вып. 106.
148. Платон. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1989.
149. Плотин Сочинения. //Плотин в русских переводах СПб., 1995.150. Плотин. Космогония. 1995.
150. Радхакришнан С. Индийская философия в 2-тг. СПб., 1994.
151. Расулова Т.С. Музыка и мировоззрение. Ташкент, 1990.
152. Расулова Т.С. Роль музыки в идейно-эстетическом воспитании молодежи. Ташкент, 1993.
153. Рачков ПА. Важнейшие условия существования и развития союза философии и общественных наук// Вестник МГУ, сер. 7. Философия, 1985. № 2.
154. Rietmuller A. Musik als Abbild der Realitat: zur dialektischen Widerspiegelung»theo-rie in der Aesthetik, Wisbaden, 1976.
155. Розова H. Вопросы периодизации индийской музыкальной культуры. // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. М., 1986.
156. Розенов Э.К. Закон золотого сечения в поэзии и музыке// Труды гос.института муз. науки, секция по физиологии и психологии. М., 1925, вып. 1.
157. Савенко С. Карлхайнц Штокхаузен // XX век. Зарубежная музыка: очерки, документы, вып.1,1995.
158. Салтанович И.П. Музыка как элемент возрастной субкультуры. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук.
159. Самосознание европейской культуры. М., 1991.
160. Серцова А. П. Гуманизм как принцип взаимодействия культур Восток-запад. // XIX Международный философский конгресс. Нью-Йорк, 1995.
161. Серцова А.П., Карпов Ю.Д. Трагическая демография смутного времени. // Национальные интересы русского народа и демографическая ситуация в России. М, 1997.
162. Скрябин. А.Н. сборник статей. М., 1973.
163. Соколов А. Музыкальная композиция века: диалектика творчества. М, 1992.
164. Сохор А.Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки. // Музыка в социалистическом обществе. М., 1967, выть 2.
165. Социология музыки М., 1990.
166. Scruton R. Recent books in the philosophy of music// Philos quart. St, Andrews. 1994, Vol. 44. № 177.
167. Теплов Б.МПсихология музыкальных способностей.// Избр. труды, в 2-х тт. М, 1985., т.1.
168. Толстой Л.Н. Искусство как передача эмоций.// Современная книга по эстетике. M., 1957.
169. Фарбштейн А. К постановке проблемы реализма в музыкальном искусстве. // Музыка в социалистическом обществе. М., 1967. вып. 2.
170. Флоренский П. А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях. Собр. соч. Париж, 1985» т.1.
171. Ferrara L.Fenomenologie as a fool for musical analysis // MQ, 1984, № 3.
172. Франк С. JL Предмет знания. Душа человека. СПб, 1995.
173. Фролов И. Новый 1уманизм.// Свободная мысль, 1997, Jfe 4.
174. Фром Э. Бегство от свободы. М., 1990.
175. Фром Э. Душа человека. М., 1990.
176. Фром Э. Иметь или быть? М, 1986.
177. Хайдегтер М. Исток художественного творения. // Работы разных лет. М., 1993.
178. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. М, 1997.
179. ХолоповаВ-П Музыка как вид искусства. М.,1991.
180. Холопова В. Музыка спасет мир. // Сов. музыка. М, 1990. № 9,
181. Холопова В. Чигарева Е. Альфред Шнитке. М., 1990.
182. Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления. М, 1982.
183. Холопов Ю.Н. О формах постижения музыкального. // Вопросы философии, 1993, №> 4.
184. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада XX века. М., 1994.
185. Halm A. Einführung in Musik. Bln. 1926.
186. Hurte M. Musik . Bild.Bewegung. Theorie und Praxis auditivvisueller Konvergenzen. Bonn, 1982.
187. Хосперс Д. Содержание в музыке.// Современная книга по эстетике. М, 1957.
188. Чайковский П. И. Литературные произведения и переписка. Т. VI, М., 1961.
189. Чаплыгина М. Музыкально-теоретическая система К.1Птокхаузена М., 1990.
190. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. М, 1994.
191. Чередниченко Т.В.Кризис общества кризис искусства. М., 1985.
192. Чередниченко Т.В. Типология советской массовой музыкальной культуры. М.,1994.
193. Чередниченко Т.В. Тенденции в современной западной музыкальной эстетике. М., 1989.
194. Шаповалов В.Ф. Русская история и герменевтическое непонимание// Свободная мысль, 1992, № 10.
195. Шахназарова Н.Г. Феномен традиции в западном музыкальном искусстве XX века. II Западное искусство XX века. М., 1992.
196. Шевляков Е. Бытовая музыка и социальная психология: лики общности.// Муз. академия, 1995, № 3.
197. Шеллинг Ф. Соч. в 2-х тт. М., 1987.
198. Шеллинг Ф. Философия искусства. СПБ., 1996.
199. Шевцов Е.В. Классический балет: эстетические аспекты анализа. // Творчество, исполнение, восприятие. Сб. тр. МПС. М., 1992.
200. Шевцов Е.В. Образ неоклассической эстетики в трудах А,Ф. Лосева. // Философия, эстетика, культурология. М., 1995, вып. 1.
201. Шевцов Е.В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы. М, 1988.
202. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. М., 1979.
203. Шиллер И.Ф. собр.соч. в 7-ми тт. М, 1957.
204. Шкловская Л.П. Социально-философские проблемы развития музыкальной культуры. Дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. М, 1995.
205. Шишкина В.П Хосе Марш о месте литературы и искусства в национальном движении. // Культура Кубы. М., 1979.
206. Шишкина В.И. Революционный романтизм поэта. М., 1982.
207. Shering A. Musikalische Symbolkunde// JbP, Bd.XUI 1935
208. Шопенгауэр А. Собр. соч. в 2-х т. М., 1993.
209. Шпенглер О. Закат Европы. М.Д993 т. 1.
210. Шостакович Д.Д. О времени и о себе. М., 1980.
211. Штайнер Р. Теософия. Ереван, 1990.
212. Штокхаузен К. Мировая музыка// XX век. Зарубежная музыка, вып. 1, М, 1995.
213. Штокхаузен К. Структура и время переживания. // Альманах музыкальной пси-хологаи. М., 1995.
214. Шулевский Н.Б. Интеллект в сфере философии и управления.// Философия управления. М., 1996.
215. Шульгин Д.И. Теоретические основы современной гармонии. М., 1994.
216. Эстетика. Словарь М., 1989.
217. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
218. Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. Собр. соч. в 19-ти тт. т. 15.М., 1992.
219. Яковлев. Е. Эстетическое как совершенное. М., 1995.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.