Онтология музыкальной духовности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Сутормина, Нинель Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 154
Оглавление диссертации кандидат философских наук Сутормина, Нинель Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ДУХОВНОСТЬ И МУЗЫКА.
1.1. Музыка и её место в духовном бытии.
1.2. Музыка как потенция духовности.
Глава 2. ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МУЗЫКИ В
СТРУКТУРЕ ДУХОВНОСТИ.
2.1. Музыка как воплощение диалектики субъективного и объективного в сфере духовности.
2. 2. Истинность произведений музыкального искусства.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Истинность музыки: Онтологический аспект2006 год, кандидат философских наук Бахтизина, Дильбяр Исмаиловна
Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании2002 год, кандидат философских наук Хрипун, Виктор Иванович
Философский анализ онтологической истинности музыки2012 год, доктор философских наук Бахтизина, Дильбяр Исмаиловна
Музыка как фундаментальное выражение культуры и предвосхищение особенностей ее развития1999 год, доктор философских наук Апрелева, Виктория Александровна
Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа2006 год, кандидат философских наук Загитова, Лилия Чулпановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтология музыкальной духовности»
Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа взаимосвязи музыки и такой составляющей компоненты человеческого бытия как духовность.
Духовность человека является мировоззренческим основанием истинности и истоком бытия самого человека. Духовность есть феномен личностно-надличностной реальности, а музыка, в свою очередь, «оказывается ни чем иным, как услышанным ритмом и гармонией самого зримого универсума»1. Если взять эти два предположения за основу отношений между человеком и мирозданием, то сами собой возникают вопросы: как музыка находит своё выражение в духовной жизни людей? какое место она занимает в структуре мироздания? какую роль играет в бытийственных отношениях человека и универсума? Эти вопросы были актуальны в прошлом; остаются они таковыми и по сей день.
В традиционном понимании музыка мыслится в её принадлежности к искусствознанию и эстетике как вид искусства, тип художественной деятельности, и является предметом познания различных научных дисциплин — музыкознания, семиотики, психологии творчества и др. Узость подобного подхода (который, несомненно плодотворен в определенных исследовательских ситуациях) очевидна, что наиболее зримо обнаруживается тогда, когда речь идет о специфике отношения человека к миру, неповторимости бытия в контексте музыкально-возможного, несомненной обусловленности музыкального целого некими фундаментальными законами бытия, лежащими за пределами музыкальной технологии и выразительности. Музыка органически пронизывает собой онтологию человеческого бытия, многообразие форм человеческой деятельности, тем самым препятствуя традиционно-классификаторскому стремлению втиснуть её в привычно-безопасную ячейку теории художественного видообразования.
Преодолевая узкие рамки частных исследовательских позиций, музыка становится предметом более широкого — философско-онтологического - исследовательского контекста, в границах которого исследовательский интерес направлен на анализ музыкальной реальности во взаимосвязи с феноменом духовности в его наиболее исторически репрезентативных и социально наследованных формах.
В контексте философского осмысления музыки возможно нахождение необходимого уровня абстракции, обеспечивающего целостную интерпретацию онтологических структур качественно особого — музыкального - способа бытия духовности человека и мира.
Музыка не есть случайное событие в бытии человека, некая мутация духовных коллизий его социокультурного развития. Появление музыки в жизни человечества восходит в своих онтологических основаниях к фундаментальным причинностям бытия универсума; музыка есть феноменальное проявление сущностной взаимосвязи человека и мироздания в своей опосредованности социокультурным способом бытия человека.
Философская рефлексия как стремление к мудрости не есть познание «всего и вся», а есть постижение самого важного, значимого для бытия человека в мире. Философское осмысление музыки в контексте духовности обретает особую актуальность в связи с осознанием проблематичности дальнейших путей развития современной цивилизации. Сегодня становится очевидным, что возникновение глобальных проблем современности коренится в исчерпании ресурсов парадигмы технократического развития общества с его постулатом всесилия материально-преобразующей, инженерно-утилитарной деятельности «человека разумного».
В сообществе перспективно мыслящих ученых всё большее распространение получает идея необходимости духовно-нравственного переосмысления места и роли человека в системе мироздания - возникает представление о необходимости ограничения идеологии потребления, перехода к новому, постнеклассическому, типу научной рациональности, учитывающему ценностно-этические аспекты научного познания, к новому мировоззренческому «диалогу» человека с природой, антропному принципу в научном мировоззрении и т.п.
Поиск новых смыслосоставляющих в парадигме развития человека направляется идеей того, что дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет определяться не столько интеллектуальным, сколько духовно-нравственным, духовно-эстетическим потенциалом общества и человека.
Во все времена своего исторического развития человек в музыке и через музыку стремился осознать и пережить свое сущностно-гармоничное единство с мирозданием, с культурой, другими людьми, с самим собой. Так религиозно-культовая музыка прошлых эпох (из которой вышла классическая музыка), воплощая божественный смысл бытия, одухотворяла человека, открывая новые потенции его возможностей. Она давала ответы на животрепещущие вопросы бытия, и более того, человек, слушая духовную музыку, сталкивался с истиной бытия эпохи, ибо настоящее искусство способно донести смысл произведения до человека доступными средствами.
Музыка, как синтез материального и идеального, природы и духа, позволяет осознавать человеку своё место в мироздании; она помогает человеку преодолевать себя, переступать «профанность» бытия и рутину повседневности, достигать духовной проницательности, укреплять свой дух, направляя его на отыскание истины, на самосозидание и самоопределение своей личности.
В свете вышеизложенного представляется актуальным исследование онтологических оснований и аспектов музыкальной духовности как особого вида духовного бытия.
Степень разработанности проблемы. Вопросы о сущности музыки, её связи с законами мироздания, воспитанием человека и организацией общественной жизни волновали умы еще мыслителей Древнего мира. Размышления о духовной сущности музыки и её воздействии на человека мы находим в трудах древнекитайских (Конфуций, трактаты «Люйши-Чуньцю» «Юэцзи») и древнеиндийских (Матанга, Шарнгадева) мыслителей. Тема музыки как основы космической гармонии, средства познания мироздания и нравственно-духовного и эстетического воспитания выступала предметом размышлений античных философов - Гераклита Эфесского, Сократа, Пифагора, Платона, Прокла, Аристоксена, Плутарха, Квинтилиана.
В средневековой философии теоретические вопросы музыкального творчества разрабатываются Аврелием Августином, Аль-Газали, Боэцием, Ибн-Синой в тесной связи с богословско-теологическими вопросами постижения величия божественного бытия и духовного возвышения человеческой души.
В эпоху Возрождения формируется европейско-светская музыкальная традиция, в рамках которой разрабатываются преимущественно вопросы музыкальной эстетики (Глареан, Рамос де Пареха, Иоанн де Грохео, Иоанн Тинкторис, Дж. Царлино).
В Новое время и Просвещение музыкальная тематика привлекает ученых-естествоиспытателей, математиков, философов, которые в своих концепциях разрабатывают общетеоретические вопросы музыкального творчества (Р. Декарт, Г. Галилей, И. Кеплер, Г. Лейбниц, М. Мерсен), исследуют взаимосвязь музыки и поэзии (Г. Котлэ, К. Лежен), обращают внимание на эстетико-воспитательные возможности музыки (Д'Аламбер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо)'.
В XIX веке происходит активное осмысление духовных потенций музыки как содержательно-смыслового вида искусства в философско-эстетических воззрениях Г.Гегеля, И. Гердера, И. Канта, С. Кьеркегора, Ф.
Ницше, Новалиса, B.C. Соловьева, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Ф.Шлегеля, А.Шопенгауэра и др.
Становление и развитие дисциплинарно организованных гуманитарных исследований в XX веке порождает многообразие подходов к содержательному анализу музыки: различные аспекты музыкальной реальности исследуются с позиций семиотического, исторического, лингвистического, логического, психологического, художественно-эстетического и других подходов в трудах как отечественных (JI.C. Выготский, Е.Г. Гуренко, Г.К. Гальцева, Ю. Кон, А.Ф. Лосев и др.), так и зарубежных (Т. Адорно, Р. Бит-нер, Н. Гартман, Г. Зиммель, Р. Ингарден, Г. Марсель, Л. Ферраре, Г.А. Франкфорт и др.) мыслителей.
В настоящее время интерес к теме взаимосвязи духовности и музыкального искусства возрастает. Роль музыкального искусства в формировании мировоззрения, мироотношения, эстетических и морально-нравственных взглядов личности рассматривается в трудах А.В. Азархина, М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, Л.П. Буевой, В.П. Зинченко, А.Ф. Кудряшева, А.В. Лукьянова, Ф.Т. Мартынова, Б.В. Сафронова, С.Н. Сулеймановой, Л.Б. Султановой, Л.М. Хуснияровой, В.И. Шинкарука, Е.П. Шудри и др.
Подход к музыке как к духовному феномену бытия человека и общества реализуется в исследованиях как зарубежных (В. Вейдле, Г.Г. Гада-мер, Х.Г. Герцман, С. Кьеркегор, Ж. Маритен, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, Г.К. Честертон, Ф.В. Шеллинг, А. Шопенгауэр и др.), так и отечественных философов (В.В. Бычков, О.В. Дубова, У.С.Вильданов, Г.Б. Вильданова, Л.Ч. Загитова, А.Б. Ладыгин, Л.П. Рапацкая, З.Я. Рахматудли-на, М.А. Салонов и др.). Вопросам природы музыкального творчества, характеристик личности и деятельности композитора посвящены труды Б.В. Асафьева, З.Г. Апресяна, Р.А. Гальцевой, И.Н. Экономцева и др.
Общетеоретические проблемы духовности, её бытийственного статуса, роли в жизни человека и общества, её генезиса, мировоззренческих оснований, рациональных и иррациональных составляющих исследуются в работах А.Р. Абдуллина, Т. Адорно, А.В. Азахина, Б.С. Аничкова, Г.С. Ба-тищева, Н.К. Бородина, Л.П. Буевой, Г.Э. Бурбулиса, А.Н. Волкова, Б.С. Галимова, А .Я. Канапацкого, А.Ф. Кудряшова, Р.Н. Ревякиной, В.В. Соколова, В.Н. Шевченко, C.JI. Франка, Г.А. Франкфорта, B.C. Хазиева, М. Хайдеггера, B.C. Швырёва, В.П. Шестакова, и др. Вопросам духовного развития личности, её творческого потенциала посвящены труды A.M. Бут-таевой, О.И. Даниленко, К.Я. Вазина, Б.В. Сафронова, Д.В. Пивоварова.
Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на разработку широкого круга вопросов, связанных с музыкой и духовностью, проблемное поле исследования собственно онтологических оснований и аспектов музыкальной духовности представлено в недостаточной мере.
Объектом исследования является музыкальная духовность в структуре духовного бытия.
Предметом исследования выступают онтологические основы бытия музыкальной духовности.
Цель диссертации заключается в выявлении и исследовании онтологических оснований и аспектов музыкальной духовности как особого вида духовного бытия.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
- определение онтологического статуса музыки в духовном бытии;
- обоснование правомерности рассмотрения музыки как потенции духовности;
- выявление иррациональной составляющей музыки в сфере духовности;
- исследование диалектики субъективного и объективного в музыкальной духовности;
- выявление онтологической истинности произведений музыкального искусства в контексте проблемы универсализации духовного бытия человека.
Теоретико-мировоззренческую базу настоящего исследования составили труды выдающихся отечественных философов дооктябрьского и послеоктябрьского периодов, а также представителей экзистенциализма, философии искусства, философской антропологии, трансцендентальной философии.
Методологическими основами исследования являются: метод экспликации онтологических оснований музыкальной духовности, а также методология системного, диалектического и экзистенциального подхода к исследованию бытийственных характеристик музыкальной духовности.
Научная новизна диссертации определяется нетрадиционным, авторским подходом к исследованию музыки в сфере духовности. В ходе проделанного анализа сформулированы положения, отличающиеся следующими элементами новизны:
-обосновано, что музыку можно понимать как процессуальную модель действительности, включающую в себя осуществление фундаментальных духовных законов универсума в сфере их социокультурного освоения посредством становления собственно музыкальной смысловырази-тельности и конструктивности;
-выявлено, что субстанцией (онтологической предметностью) бытия музыки является перевоссоздание, трансформация процессуальности бытия в его актуальном социокультурном освоении на уровне организации процесса звуковых событий.
-предложено авторское определение музыкальной духовности как процесса ценностно-смыслового упорядочивания бытия посредством ритмично-интонационной организации звуковых событий в соответствии с идеалами истины, добра и красоты;
-обосновано, что в силу конструктивной природы музыкального творчества в музыкальной духовности происходит гармонизация мировоззренческого уровня сознания личности как органического единства объективного и субъективного в духовном бытии;
-доказано, что музыка выступает смыслообразующим началом и концентрированным выражением общезначимых ценностей духовного бытия, являясь особым видом художественного познания духовной действительности и своеобразной формой существования истины как явленной открытости духовного бытия в экзистенциальном переживании.
Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретическая значимость работы проявляется в том, что выводы и положения исследования могут служить основой для разработки соответствующих разделов онтологии и теории познания. Практическое значение диссертации определяется тем, что материалы диссертации могут быть полезны как при подготовке к чтению лекций и проведению семинарских занятий по общему курсу философии, так и по соответствующим спецкурсам и спецсеминарам.
Апробация работы. Основные идеи диссертации и её концептуальный замысел изложены автором в девяти статьях, опубликованных в философских сборниках научных трудов, в том числе в одном, из рекомендованных ВАК МОиН РФ. Положения диссертационного исследования обсуждались на научных конференциях и семинарах различного уровня: региональной конференции «Философия и история педагогики» (Уфа, 2004); городском семинаре преподавателей средней и высшей школы, работников системы дополнительного образования «Культорологизация образования как фактор повышения эффективности процесса самореализации личности педагога» (Уфа, 2004); всероссийской конференции «Трансформация общества: наука, педагогика, производство» (Уфа, 2005); международной научно-практической конференции «Онтология и понимание: проблемы взаимоотношений» (Уфа, 2005); всероссийской научно-практической конференции «Человек в условиях социальных изменений» (Уфа, 2007).
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и списка литературы, включающего 213 работ отечественных и зарубежных авторов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Трансцендентальная природа музыки: онтологический и гносеологический аспекты2007 год, кандидат философских наук Яруллин, Вильдан Халидарович
Музыка и философское осмысление мира2001 год, кандидат культурол. наук Жаворонкова, Татьяна Петровна
Музыка в культурных образах мира2004 год, кандидат культурологии Митриковская, Людмила Степановна
Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром2006 год, доктор философских наук Коломиец, Галина Григорьевна
Философия музыки А. Ф. Лосева: Онто-гносеолог. основы1998 год, кандидат философских наук Чаптыкова, Татьяна Владимировна
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Сутормина, Нинель Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовав проблему музыкальной духовности, мы определили онтологический статус музыки в духовном бытии, обосновали правомерность рассмотрения музыки как потенции духовности, выявили иррационально-чувственную составляющую музыки в сфере духовности, исследовали диалектику субъективного и объективного в музыкальной духовности, выявили онтологическую истинность произведений музыкального искусства в контексте проблемы универсализации духовного бытия человека.
В свете проведенного анализа нами было обосновано, что музыку можно понимать как процессуальную модель действительности, включающую в себя осуществление фундаментальных духовных законов универсума в сфере их социокультурного освоения посредством становления собственно музыкальной смысловыразительности и конструктивности. В процессе исследования мы выявили, что субстанцией (онтологической предметностью) бытия музыки является перевоссоздание, трансформация процессуальности бытия в его актуальном социокультурном освоении на уровне организации процесса звуковых событий. В работе было предложено и обосновано авторское определение музыкальной духовности как процесса ценностно-смыслового упорядочивания бытия посредством ритмично-интонационной организации звуковых событий в соответствии с идеалами истины, добра и красоты. Также мы обосновали, что в силу конструктивной природы музыкального творчества в музыкальной духовности происходит гармонизация мировоззренческого уровня сознания личности как органического единства объективного и субъективного в духовном бытии. В завершающей стадии исследования было доказано, что музыка выступает смыслообразующим началом и концентрированным выражением общезначимых ценностей духовного бытия, являясь особым видом художественного познания духовной действительности и своеобразной формой существования истины как явленной открытости духовного бытия в экзистенциальном переживании.
Оценивая результаты проведенного исследования в целом, можно констатировать, что поставленные в начале исследования задачи были решены, а цель работы - выявление и исследование онтологических оснований и аспектов музыкальной духовности как особого вида духовного бытия - достигнута.
С той поры, когда Сократ поставил во главу угла проблему внутреннего мира человека, прошли века, а она не утратила своей актуальности и в наши дни. Внутренний мир личности необъятен, в нём всегда будут открываться всё новые и новые глубины. Произведения искусства предоставляют возможность исследования этих глубин. Общение с произведением есть процесс постижения сущности человека, приоткрывающий завесу тайны своего «Я». Кроме того - это сфера свободы, представляющая собой особую ценность, такую, как верность самому себе.
Так, возникнув как состояние, музыкальная духовность прошла путь до предмета. В античности широко использовалась рациональная сторона музыкальной духовности. В наблюдениях пифагорейцев содержалось первое обоснование законов музыкальной акустики. Число нот, ладов, интервалов было возведено в закон вселенной. С точки зрения рационализма музыку использовали в качестве воспитательного средства, интеллектуального развлечения, дающего отдых от напряжённой деятельности. Живой дух античного искусства проявился в учении об этосе. Таким образом, музыке придавалось государственное значение, как науке, функция которой заключалась в воспитании молодёжи.
Средние века ознаменовались расцветом музыкальной теории, где использовалась её технологическая сторона. Поставив музыку в один ряд с астрономией, геометрией, арифметикой, средневековые мыслители воспринимали музыку как науку. Наряду с теоретической составляющей, развивается и эстетическая сторона музыкальной духовности, воплощённая в прекрасных церковных песнопениях. В музыкальной духовности отразилась главная идея средневековья - его божественная суть. Таким образом, музыкальная духовность средневековья отражала как с научную, так и эстетическую сторону музыки.
В эпоху Ренессанса прогрессирует эстетическая мысль. На общем фоне литературы о музыке трактат Иоанна де Грохео выделяется своей небывалой жизненностью, демократизмом содержания и тона. В нём содержится идея прямой связи теории с практикой. Печатью новой эпохи был так же труд Рамоса де Пареха «Musica practica», где автор стремится внушить читателю мысль о том, что каждый должен дойти до основ науки о музыке собственным разумом. Впервые в истории музыки поднимается тема творческой личности (композитора или артиста-исполнителя). Новые принципы объединения музыки и поэзии выдвигают деятели французского просвещения (Г. Котлэ, К. Лежен). Вопросы церковного пения специально обсуждаются на Тридентском соборе.
Заметно расширяются и сами рамки литературы о музыке; специальные теоретические трактаты, всевозможные практические руководства (часто не на латыни, а на родном языке), полемические «диалоги», творческие декларации (например, посвящения у Дж. Габриели, Палестрины, Джезуальдо) свидетельствуют о широте и мощности движения.
В XVII столетии, с одной стороны, необычайную активность проявляют сами представители новых творческих направлений, выступающие с теоретическим их обоснованием, с другой - наука о музыке привлекает внимание учёных широкого профиля, философов, математиков, астрономов, естествоиспытателей, и они дают ей место в своих обобщающих концепциях (Р. Декарт, Г. Галилей, И. Кеплер, М. Мерсенн).
В соответствии с этим участием различных авторских сил и сама литература о музыке с гораздо большей резкостью делится на злободневные творческие и эстетические отклики и специальные теоретические труды, тяготеющие к универсальным концепциям, при этом реальную жизненную роль для науки в большей мере выполняют труды художников (Дж. Кач-чини, Я. Пери). Основная их цель - наилучшее выражение чувства в музыке. Таким образом, музыкальная духовность Ренессанса касается отображения внутреннего мира человека, параллельно происходит и поиск адекватных средств выражения.
В XVIII веке происходит поворот к некоторому осознанию процесса в развитии музыкального искусства. Обосновываются важные принципы передовой музыкальной эстетики, большую роль здесь сыграли Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро и Ж.Л. Д'Аламбер. Ими были выдвинуты принципы содержательности и реалистичного понимания музыкального искусства. Таким образом, с поворотом в эпоху Ренессанса музыки в сторону человека, музыкальная духовность, отталкиваясь от эстетических взглядов мыслителей, обращена к внутреннему миру человека, становясь предметом.
В XIX веке предмет музыкальной духовности приобретает наиболее больший размах, развиваясь сразу в нескольких эстетических направлениях, приоритетным из которых становится романтизм.
XX век ставит проблему человека на глобальный уровень.Но «общество существует постольку, поскольку существует духовность и наоборот»1. Ибо она позитивна и созидательна. Духовность работает на поднятие человеческой активности и способности и доводит их до совершенства.
Если рассматривать духовность как состояние, то оно обязательно эмоционально-нравственное, и сознание направлено на такие ценности как Истина, Красота, Добро, которые реализуются в предметно-целесообразной деятельности и общении. Сущность духовности проявля
1 Канапацкий, А. Я. Мир истинной духовности и система образования / А.Я. Канапацкий. - Уфа: БГУ, 2002.-С. 131. ется в стремлении человека к высшим ценностям, в познании самого себя и своего места в мире.
В природе существует бесконечное звуковое пространство. В музыкальном же искусстве используется только его часть, ограниченная слуховыми возможностями и эстетическими запросами человека. Но для того, чтобы эта часть звукового пространства могла служить материалом для художественного творчества, она должна быть функционально освоена, т.е. должна быть понята как организация. Как показывает история развития музыкального мышления, человечество никогда не осваивало звуковое пространство как единую систему, т.к. это ему не дано в силу ограниченности слуховых возможностей. Каждая частичка и заключала в себе функциональность, т.е. многообразие жанров, каждый из которых обладал определённой функциональностью.
Человек с самого рождения связан с космосом, он в равной степени земное и космическое существо. В учении Н.К. Рериха и Е.И. Рерих содержится мысль о том, что человек есть ни что иное, как организованная космической структурой земная природа. Но в повседневной суете, в погоне за материальными благами человек об этом забыл. В век рационализма утратилась способность постигать окружающий мир с помощью духовного зрения.
Человек всегда существовал бинарно: с двумя наборами органов чувств, с двумя системами измерений, выстраивающими жизненное пространство, но имеющими единую точку отсчёта - субъективное «я». Первая плоскость, обслуживаемая логическим сознанием, представляет собой внешний мир, вторая обслуживается досознанием и представляет собой мир внутренний, с той исторической памятью поколений, которая есть «внутренняя связь досознания с субъективностью всемирного сознания»1.
1 Франкфорт, Г.А. В преддверии философии: духовные искания древнего человека / Г. А. Франкфорт.-М.: Наука, 1984. - С. 98.
Эти две стороны жизни не касаются друг друга, так как воспринимаются разными наборами органов чувств, они расположены в разных жизненных пространствах и, соответственно, существуют в разных системах измерений. «Я» является единственной точкой соприкосновения этих двух сторон. Деятельность сознания протекает в реальности, деятельность досознания — в трансцендентности. Первобытный человек с позиции соприкосновения с Вселенским разумом был более духовен, чем все последующие поколения людей. Его сознание ещё не было логически выстроено, не было прагматичным.
По мере развития рационального начала в человеке шло вытеснение досознания сознанием. Это позволяет говорить о том, что исторически до-сознание старше сознания, но ему в современной жизни отведена слишком малая роль. Оно живёт в форме пророчеств, просветлений, прозрений. Эти способности получили статус сверхспособностей.
Эта историческая память обнаруживается в виде потребности самовыражения. Человек, стремясь к самосовершенству и к самовыражению, постигает тайны и законы бытия, тем самым приобщаясь к духовности. Так или иначе, человек стремится понять своё место, своё назначение в бытии и тем самым старается придать своей жизни смысловую подлинность.
Истинная духовность нелегка, она требует определённого альтруизма души, и поэтому не всем дано быть истинно духовными, но стремление постичь, приобщиться к ней делает человека добрее, светлее, радостнее.
Прожив какое-то время и накопив определённый жизненный опыт, человек, оценивая свои поступки, обнаруживает, что он жил как- то не так, то есть становится чем-то недоволен, стремится что-то поменять, приходит к выводу о том, что он живёт в слишком замкнутом пространстве, которое ограничено домом и работой. Жизнь, в которой ампутирован «смысл духовной мирообъёмности, не приносит достоверной истины. В ней все обречены довольствоваться ложью преходящих иллюзий».1
До определённого момента в жизни человек способен обходиться «преходящими иллюзиями», но наступает момент тупикового состояния, когда по причине безволия происходит утеря духовных интересов, существование становится бесцельным, сужение устремлений падает до уровня псевдоценностей, происходит деградация личности.
Выход может быть найден с помощью волевой напряжённости и поиска духовного подвижничества, что приводит к расширению сознания. А так как музыка для человека — это не только объект становления, но и аспект бытия, то рассмотрение музыки не только как музыкального произведения, но и как звуковой формы космического и культурного универсума позволяет глубже осознать структуру Вселенной. При этом должна быть выработана адекватная человеческому духу картина Вселенной, чтобы понять музыкальную картину.
Более того, сущность музыки носит трансцендентальный характер, ибо в великом искусстве мы обретаем не только любовь, но и свободу, самостоятельность - а это есть духовный мир. Музыка придаёт энергию духовной жизни.
Для полноценного существования человеку необходимо наличие двух планов: тайного и явного, активного и пассивного, духовного и телесного, непостижимого и постижимого, творческого и тварного. Музыка, раскрепощая нашу «самость», устремляется к свободе. Она - та потенция, которая свободно «парит» между силой бытия и силой небытия. С одной стороны, музыка позволяет оформиться бытию, а с другой - не позволяет Бытию «разлететься» на части от своей полноты.
1 Канапацкий, А.Я. Мир истинной духовности и система образования / А.Я. Канапацкий. - Уфа: БГУ, 2002.-С. 152.
История духовности двигалась от состояния (духовности) к предмету (духовности) и поднималась с низшей ступени развития на более высокую. Она постепенно проникала во все сферы человеческой деятельности, делая их более совершенными, поскольку духовность - это творческая сила, которая определяет новое качество жизни. Музыкант, как своеобразный трансцендентальный деятель, погружается в свой собственный духовный мир и посредством этого сливается с другими жизненными мирами и сферами бытия.
Музыка - это «вечное движение». Случается, что жизнь произведения в духовной сфере «запаздывает» по отношению к его идее и к самому факту его создания. Экзистенция как бы отрывается от идеи во времени для того, чтобы полнее раскрыть все её грани, всю её многослойную природу. Совпадение же экзистенции и сущности часто приводит к тому, что идея, достигнув сознания и стадии рефлексии, умирает. Поэтому музыка есть энергия идеи, она не позволяет последней изнурить себя в духовном бытии.
Таким образом, музыка, как духовная потенция, укоренена в бытии, придавая ему энергию и поэтому никогда не исчерпает себя и будет двигать бытие к созиданию разумного, доброго, вечного.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сутормина, Нинель Владимировна, 2008 год
1. Абдуллин, А.Р. Диалог о смысле жизни / А.Р. Абдуллин // Ядкар. -1998. №2.-С. 41-50.
2. Аберт, Г. В.А. Моцарт. В 2 кн.: Кн. 1 / Г. Аберт. М.: Музыка, 1987. - 543с.
3. Августин, А. О музыке. Кн. 1.гл.2. Пер. с лат. В.П. Зубова / А. Августин. М.: Искусство, 1966. - 230с.
4. Азаматов, Д.М. Философская и социологическая мысль в Башкотро-стане / Д.М. Азаматов // Башкирская энциклопедия. Уфа, 1998.- С. 22с.
5. Азархин, А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности / А.В. Азархин. Киев: Наукова Думка, 1990. -126с.
6. Акопян, К.З. Онтология П. Флоренского и проблема генезиса духовности / К.З. Акопян. СПб.: Наука, 1993. - 220с.
7. Александрова, Н.Р. Роль ритмики в воспитании оперного певца / Н. Александрова// Музыкальное исполнительство: Сб. ст. Сост. и общ. ред. В.Ю. Григорьева, Н.П. Корыхаловой, В.А. Натансона. М., 1992. - Вып.9. - С. 25-29.
8. Ананьев, Ю.В. Культура как интегратор социума: автореф. дисс. канд. фил. наук. Нижний Новгород, 1997. - 20с.
9. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребеление / С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1998. - 253с.
10. Аничков, Б.С. Мысли о душе. Слово о невещественности души человеческой / Б.С. Аничков. СПб.: Наука, 1996. - 286с.
11. Апресян, З.Г. Свобода художественного творчества / З.Г. Апресян. -М.: Искусство, 1985. 235с.
12. Аралова, Е.А. Социально-философский аспект проблемы духовности / М.: Наука, 1992. 235с.
13. Ардаширова, Э.Т. Интеграция музыкального искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками в педвузе (Краткий историко-теоретический очерк: классика и современность) / Э.Т. Ардаширова. М.: ВЛАДОС, 2001. - 67с.
14. Аристотель. Политика. 133 Ь. Соч. в 4 т.: Т. 4 / Аристотель. М.: Мысль, 1951. - 830с.
15. Аристотель. Поэтика. 1448. Ь. Соч. в 4 т.: Т. 1 / Аристотель. М.: Мысль, 1951.- 550с.
16. Аристотель. Проблемы. XIX 27. Соч. в 4 т.: Т. 3 / Аристотель. М.: Мысль, 1981.-613с.
17. Арсентьева, И.И. Культурная идентичность в условиях глобализации / Вопросы гуманитарных наук. 2005. - № 4. - С.23-29.
18. Артемьева, Т.В. Русская метафизика XVIII века / Т.В. Артемьева. -СПб.: Наука, 1996.-286с.
19. Асадуллин, А.Р. Истинность социума: Монография / А.Р. Асадул-лин, В. С. Хазиев, А.Р. Шарипов. Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. - 145с.
20. Асафьев, Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века / Б.В. Асафьев. Л.: Искусство, 1979. - 356с.
21. Асмус, В.Ф. Платон философ-художник античного мира. Платон. Избранные диалоги / В.Ф. Асмус. - М.: Наука, 1965. - 324с.
22. Атаджанова, Ш.А. Эстетическое воспитание личности / Ш.А. Атад-жанова. Ашхабад, 1990. - 123с.
23. Бабушкин, В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа) / В.У. Бабушкин. М.: РАН, 1995. - 148с.
24. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. -СПб, 1997.-463с.
25. Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л.М. Баткин. М.: Мысль, 1989. - 270с.
26. Бахтизина, Д.И. Истинность музыки: философско-онтологический аспект / Д.И. Бахтизина, А .Я. Канапацкий. Уфа: РИО БашГУ, 2006.- 101с.
27. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. М.: Мысль, 1965. - 348с.
28. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Мысль, 1979. - 424с.
29. Бекетова, Н. Проблема веры в отечественной культуре как проблема свободы / Н. Бекетова // Музыкальное искусство и культура: Сб. науч. тр./ Наука. М., 1994. - Вып.9. - С. 31-37.
30. Беленкова, О.А. Этика — учение о морали: история и теория. Учебное пособие / О.А. Беленкова. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2006. - 268с.
31. Беляев, В.М. Мусоргский, Скрябин, Стравинский / В.М. Беляев. -М.: Искусство, 1972. 380с.
32. Бердяев, Н.А. Дух и реальность / Н.А. Бердяев // Философия свободного духа: Сб. науч. тр./ Республика. М., 1994. - Вып. 12. - С. 364-462.
33. Бердяев, Н.А. Царство Духа и царство Кесаря / Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1995. - 383с.
34. Болдырев, Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауер / Н.Ф. Болдырев. М.: Наука, 1995. - 525с.
35. Бондаренко, Л.И. Основные этапы становления сознания (логическое и историческое в генезисе сознания) / Л.И. Болдырев. Киев: Вища шк., 1979.-385с.
36. Бонфельд, М.Ш. Введение в музыкознание / М.Ш. Бонфельд. М.: ВЛАДОС, 2001.-224с.
37. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. М.: Мысль, 1981. - 285с.
38. Бородина, Н.К. Духовность: феномен и понимание / Н.К. Бородина.- Волгоград: ВолгГАСА, 1999. 129с.
39. Бородина, Н.К. Проблема духовности: Онтологическая компонента «параллельного сознания» / Н.К. Бородина // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Мат-лы 3-его Росс-кого Фил-кого конгр. В 3 т. Т.1/ СКНЦВШ Ростов-на-Дону, 2002. - С. 15-16.
40. Брагина, JI.M. Социально-политические идеи в итальянском гуманизме XV в./ JI.M. Брагина // Культура Возрождения и общество/ Наука. М., 1986. - Вып.1. - С. 7-20.
41. Будда. Жизнь и учение / Будда, Конфуций. М.: Мысль, 1995. -435с.
42. Буева, Л.П. Духовность проблемы нравственной культуры / Л.П. Буева // Круглый стол: Духовность, художественное творчество, нравственность: Вопросы философии. 1996. - №2. — С.3-9.
43. Бунин, И.А. Собр. соч. в 9 т. Т.9 / И.А. Бунин. М.: Мысль, 1967. -356с.
44. Бунге, М. Интуиция и наука / М. Бунге. Л.: Наука, 1967. - 220с.
45. Бурбулис, Г.Э. Духовность и рациональность / Г.Э. Бурбулис, В.Е. Кемеров. М.: Знание, 1986. - 117с.
46. Бурханов, Р.А. Трансцендентальная антропология И. Канта и В. Шеллинга / Р.А. Бурханов. М.: Мысль, 1998. - 138с.
47. Буттаева, A.M. Духовность личности в поликультурной среде / A.M. Буттаева // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Мат-лы 3-его Росс-кого Фил-кого конгр. В 3 т. Т.2./ СКНЦ ВШ. -Ростов-на-Дону, 2002. С.292-293.
48. Быховский, Б.Э. Кьеркегор / Б.Э. Быховский. М.: Мысль, 1972. -220с.
49. Бычков, В.В. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма. Философия искусства в прошлом и настоящем / В.В. Бычков. М.: Искусство, 1981.-280с.
50. Бычков, В.В. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы: XI-XII вв. / В.В. Бычков. М.: Научно -издательский центр Ладомир, 1987. - 556 с.
51. Бычков, В.В. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XV. Музыкальная эстетика/ В.В.Бычков. М.: Научно-издательский центр Ладомир, 1996. - 680с.
52. Вазина, К.Я. Человек и духовное развитие / К.Я. Вазина. Нижний Новгород: ВИЛИ, 1997. - 234с.
53. Валитов, O.K. СМИ, гласность и безопасность страны / O.K. Вали-тов. Уфа: Изд-во БашГУ, 2005. - 437с.
54. Вальков, А.А. Философское постижение идеи нации /А.А. Вальков. -Уфа: Изд-во БашГУ, 1966. 157с.
55. Валькова, B.C. Религиозное сознание и музыкальный тематизм (на материале европейского Средневековья) / B.C. Валькова // Музыкальное искусство и религия. 1994. - Вып.5. - С. 34-40.
56. Ванслов, В.В. Прекрасное в действительности и искусстве / В.В. Ванслов. М.: Наука, 1957. - 225с.
57. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. М.: Мысль, 1984. - 186с.
58. Вдовина, И.С. Философы XX века / И.С. Вдовина. М.: Искусство XXI века, 2004. - 526с.
59. Вейдле, В. Умирание искусства / В. Вейдле // Самосознание европейской культуры XX века/ Изд-во полит, лит-ры. М., 1991. -Вып.1. - С.75-88.
60. Вильданов, У.С. Оккультно-трансцендентальная природа звука и музыки в бытии человека / У.С. Вильданов, Г.Б. Вильданова, Л.Ч. Заги-това. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. - 304 с.
61. Волков, А.Н. Проблемы духовной философии / А.Н. Волков. М.: ДОК, 1995.-285с.
62. Волкова, Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа / Е.В. Волкова. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. - 175с.
63. Волкогонова, О.Д. Образ России в философии русского зарубежья / О.Д. Волкогонова. М.: Наука, 1998. - 235с.
64. Володин, Э.Ф. Искусство и мировоззрение / Э.Ф. Володин. М.: Наука, 1991.-270с.
65. Гадамер, Х.Г. Актуальность прекрасного. Пер.с нем / Х.Г. Гадамер. -М.: Искусство, 1991. 145с.
66. Гадамер, Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1998. - 110с.
67. Галимов, Б.С. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека / Б.С. Галимов, Г.И. Васильева. -Уфа: Препринт, 2001. 68с.
68. Галимов, Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы / Б.С. Галимов. Саратов: Изд-во СГУ, 1981. - 247с.
69. Гальцева, Р.А. Ответственность художника перед миром гуманного / Р.А. Гальцева // Самосознание Европейской культуры XX века / Полит. лит-ра. М., 1991. - С. 23-30.
70. Гегель, Г.В. Эстетика. В 4-х т. / Г. Гегель. М.: Наука, 1970. - 520с.
71. Герцман, Е. Античное музыкальное мышление / Е. Герцман.- Д.: Музыка, 1986. 245с.
72. Гилязитдинов, Д.М. Обновление духовной деятельности в обновляющемся обществе / Д.М. Гилязитдинов. Уфа: Изд-во БашГУ, 1994.-55с.
73. Гилязитдинов, Д.М. Тюркские народы России / Д.М. Гилязитдинов. -М.: Наука, 1995. -67с.
74. Гильбурд, Г.И. Исполнительское искусство сфера проявления художественной идеи / Г.И. Гильбурд. - Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1984.- 110с.
75. Громов, Е.С. Природа художественного творчества / Е.С. Громов. -М.: Просвещение, 1986. 257с.
76. Громов, М.Н. Русская философская мысль X-XVII веков / М.Н. Громов, Н.С. Козлов. М.: Мысль, 1990. - 425с.
77. Гуренко, Е.Г. Проблема художественной интерпретации / Е.Г. Гу-ренко. Новосибирск: Наука, 1982.- 187с.
78. Гусев, Ю.А. Познание и творчество: логико-гносеологические проблемы художественного творчества / Ю.А. Гусев. Минск: Университет, 1982. - 176с.
79. Даниленко, О.И. Психологический потенциал духовной культуры / О.И. Даниленко. СПб.: Наука, 1993. - 85с.
80. Декарт, Р. Страсти души. Сочинения/ Р. Декарт.- М.: Наука, 1989.-245с.
81. Диденко, Н.Д. Музыка речь духовная / Н.Д. Диденко // Музыкальное искусство и религия: мат-лы конф. РАМ им. Гнесиных / РАМ им. Гнесиных. - М., 1994. - С. 67-80.
82. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы. Полн. собр. соч. в 30-ти т.: Т.14 / Ф.М. Достоевский. Л.: Искусство, 1976. - 768с.
83. Достоевский, Ф.М. Бесы. Полн. собр. соч. в 30-ти т.: Т.5 / Ф.М. Достоевский. Л.: Искусство, 1973. 670с.
84. Дубова, О.Б. Мимесис и Пойесис. Античная концепция «подражания» и зарождение европейской теории художественного творчества / О.Б. Дубова. М.: Памятники исторической мысли, 2001. - 45с.
85. Елина, Н.Г. О народной культуре эпохи Возрождения и поэме Пуль-. чи «Моргайте» / Н.Г. Елина // Культура Возрождения и общество / Наука.- М., 1986.-С. 77-86.
86. Ерёмин, И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского. Т.4. / И.П. Ерёмин // Литературное наследие отдела древнерусской литературы/ М.: Мысль, 1946. 480с.87
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.