Музыка как способ человеческого общения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Щербакова, Алла Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.04
- Количество страниц 180
Оглавление диссертации кандидат философских наук Щербакова, Алла Александровна
Введение. I
Глава I. Проблема "искусство и общение" в марксистской эстетике.
§ I. Общение как междисциплинарная проблема.
Роль философии в создании теории общения
§ 2. Проблемы общения в марксистской эстетике
§ 3. Проблема общения в советской музыкальной эстетике.
Глава П. Формирование музыкального произведения как средства
• общения (исторический аспект)
§ I. От сигнала к художественному образу.
§ 2. Музыка как средство общения
Глава Ш. Музыкальное произведение как способ общения композитора - исполнителя - слушателя .85'
§ I. Общение в творческой деятельности композитора и исполнителя.
§ 2. Музыкальное произведение как модель реального человеческого общения . .Л1б
§ 3. Восприятие музыкального произведения как форма общения.
§ 4. Общение с миром как условие и результат музыкального общения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Проблема музыкально-эстетического предмета в контексте отечественного музыкознания конца XIX - начала XX века2004 год, кандидат философских наук Высоцкая, Лариса Николаевна
Принципы интерпретации и отбора дидактического материала в условиях общего музыкального образования старших школьников2006 год, кандидат педагогических наук Ежова, Людмила Алексеевна
Фортепианный дуэт в системе художественной коммуникации: на примере творчества композиторов Урала2013 год, кандидат искусствоведения Субботина, Екатерина Ивановна
Автор в музыкальном содержании1998 год, доктор искусствоведения Казанцева, Людмила Павловна
Формирование профессионально-коммуникативных качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе камерного ансамбля2006 год, кандидат педагогических наук Лукьянова, Елена Павловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыка как способ человеческого общения»
Первостепенной задачей развитого социалистического общества является коммунистическое воспитание масс. Огромное значение в связи с этим приобретает сегодня сохранение и умножение, оптимальное функционирование духовных ценностей, созданных человечеством на историческом цути его прогресса. Серьезнейшая роль в формировании личности, интересов и потребностей человека на нынешнем этапе развития общества цринадлежит искусству. Эта мысль с особой силой подчеркнута в новой редакции Программы КПСС: "Партия будет всемерно способствовать повышению роли литературы и искусства. Они призваны служить интересам народа, делу коммунизма, источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, активно помогать их идейному обогащению и нравственному воспитанию*
В современных условиях идеологического обострения борьбы социальных миров, борьбы человечества за сохранение жизни на земяе особое значение цриобретает взаимопонимание, общение, единение народов. В упрочение и развитие этих связей, отношений свой вклад призвано внести и искусство.
Оптимальное использование всех ресурсов социалистического государства - магистральная линия политики коюфгшстической партии и советского правительства во всех сферах культурного строительства. В свете решения этой задачи актуальное значение получает конструктивная разработка путей и методов сохранения и умножения духовных ценностей, формирования запросов и потребностей личности, оптимального функционирования искусства.
Общение в сфере искусства - одна из проблем, с которой свя Программа КПСС (новая редакция). М., 1966, с.59. заны всестороннее и гармоническое развитие человека, разработка дальнейшего совершенствоания форм и методов нравственного и эстетического воспитания. В условиях возрастающей коммуникативной роли искусства во всех сферах его бытования, в странах социалистического содружества и в мировом масштабе, особенное значение цриобретает характер взаимодействия человека с произведениями искусства, вопросы содержания искусства и его воздействия на массы.
Резкое усиление роли информативных процессов в жизни современного общества, в том числе в художественной, в частности, вдузы-ч кальной культуре, требует их теоретического осмысления. Количественные и качественные изменения в музыкально-информационншс процессах (резкое усиление тиражирования музыки в условиях НТР и бурного роста массовой культуры) побуждают к их всестороннему изучению с целью оптимизации управления этими процессами.
Одной из теоретических интерпретаций информационных цроцес-сов, развертывающихся в современном мире, служит сегодня изучение искусства как системы социального общения. Выбор в качестве объекта исследования общения в сфере музыки связан с неразработанностью данной проблемы как в философской эстетике, так и в музыкально-эстетической науке. Более того, общение - наименее изученная социальная функция искусства музыки. Вместе с тем вопросы общения настоятельно выдвигаются в сегодняшней творческой практике (композиторской, исполнительской, слушательской).
Среди особенных качеств музыки художники и мыслители различных исторических эпох непременно называли ее общительность. В научных и литературных работах философов, искусствоведов и музыкантов отмечается уникальная способность музыки в установлении между людьми глубоких духовных контактов, обращенность цузыки к неповторшоыу миру отдельной личности и в то же время к миллионным человет ческим массам . Из жизненной практики и из художественного творчест ва хорошо известна роль музыки в личном интимно-дружеском общении, в установлении ею тончайших, сокровеннейших духовных связей между людьми. История открывает взору 1фасноречивые факты выражения в музыке духовных устремлений целых народов, их единение через музыку, которая оказывается средством сплочения различных общностей - от отдельных социальных групп и классов до выражения солидарности целых народов. Общительность музыки нашла отражение в ее терминологии - гармония, лад, аккорд, ансамбль и др.
Отдельные аспекты общения в музыке (социологический, исторический, искусствоведческий) затрагивались в концепциях, трудах, суждениях исследователей , но в целом проблема общения в музыке
1 См.: Роллан Р. Собр.соч., т.ХП, М., 1957, с.228, 293, 26139; Энгельс Ф. Рейнские празднества. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,, т.II, с.226-227. 2
Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи, Ч.1-З.М., 1908; Он же. Текст и »музыка. - Музыка, 1914, f 163, 166, 169; Дунашре-кий A.B. В мире ляузыки. М., 1971; Асафьев Б.В. йзбр.труды в 5-ти т., М., 1952-1957; Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М., 1968; Он же. Социология и »музыкальная культура. М., 1975; Медушевский В.В. 0 закономерностях и средствах художественного воздействия ьфгзыки. М., 1976; Он же. Человек в зеркале интонационной формы. - Советская музыка, 1980, № 9; Дуков Е.В. Социальное общение как фактор преобразования музыкального жанра, дисс. канд.искусствовед. М., 1983; Коленько Р. Инструментальный диалог и его значение в музыке Д.Шостаковича, дисс. канд. искусствовед. Л., 1979. в эстетике еще не разрабатывалась.
Универсальным ключом к пониманию общения в творческом процессе композитора и исполнителя, в вопприятии цузыки служит материалистическая диалектика, определяющая исторический принцип в исследовании музыки в системе общения, указывающая путь изучения развивающейся системы музыкального общения, изучения совокупности цро-тивоборствующих тенденций этой системы, их социальных детерминант. В свете марксизма выявляется подлинное значение слушательских масс в развитии музыкального искусства, находит объяснение эволюция их установок и потребностей.
Цель настоящего исследования - конкретизировать и развить на материале музыки важнейшие выводы, сложившиеся сегодня в философской и эстетической теории общения, цроследить его общие для искусства и специфические для музыки черты. Задача заключается в том, чтобы выявить широту спектра и глубинный уровень общения в музыкальном искусстве, специфическую диалогичность процесса музыкального творчества, структуры ¡музыкального произведения и музыкального восприятия, выявить все виды, формы, звенья, уровни общения в сфере музыкальной деятельности, раскрыть содержательную специфику музыкального общения, его механизмы и средства; соотнести структуру общения и структуру музыкальной образности, раскрыть их связи; исследовать общение субъектов музыкальной деятельности в их полимодальности, единые для всех "блоков* общения в музыке черты.
В основе данной работы лежит признание общения видом даятель-ности, основанном на взаимодействии субъектов и несводимого к процессу передачи информации.
Методологической задачей в настоящем исследовании является синтез философско-эстетического и конкретного музыковедческого знания, теоретическое освещение "изнутри", из интонационной сущности музыкального искусства процессов музыкального общения. Это необходимая ступень в восхождении от абстрактного к конкретному. Практической задачей исследования служит кон1фетизация философской категории общения применительно к музыкальной практике и музыкознанию. Речь идет о структурировании языка, общего для философии и музыкознания, о создании терминологического аппарата для передачи философских понятий и в то же время сущностных свойств живых явлений, фактов искусства. Постановка столь сложной задачи возможна в связи с тем, что создание посредствующих языков находится сегодня на повестке дня во многих областях научного знания и практической деятельности. Значение интерпретации научных знаний, их перевода с одного языка науки на другой шрово используется в практике современных исследований
Настоящая работа ставит целью продолжить на материале музыкознания и ^музыкального искусства поиск по установлению основных соприкосновений философской теории и художественной практики. Актуальность этой цели подтверждается тенденцией развития эстетики и языкознания за последние 15-20 лет. Четко прослеживается их обоюдное, встречное движение; црямое вторжение эстетиков в музыкознание (работы С.Х.Раппопорта, А.Н.Сохора, А.А.Фарбштейна), теоретический "взрыв" в языкознании (работы В.В.Медушевского, Е.В. Назайкинского, В.Бобровского, Л.А.Мазеля, Е.А.^учьевской, М.Г.Ара Подтверждением этого является ряд статей в сб.: Психологические проблемы системы "человек-машина*. М., 1966; Философские цроблемы психологии общения, Фрунзе, 1976; Новые исследования в педагогических науках. М., 1967. невского, Т.В.Чередниченко и др.) На смену описательному музыкознанию 50-60-х годов приходит период эстетического осмысления явлений музыкального искусства, выход музыкознания к широким обобщениям в терминах эстетики, в использовании ее категорий. Продуктивно "работает* в музыковедческих исследованиях диалектика материального и идеального, философские категории содержания и формы, пространства и времени, межсубъектиого взаимодействия. Идея срастания теоретического музыкознания с эстетикой становится лэзунгом музыкально-теоретической науки.
В соответствии с поставленными задачами настоящая работа включает главы: I - Проблема "искусство и общение" в марксистской эстетике; П - Формирование музыкальноголфоизведения как средства общения (исторический аспект); Ш - Музыкальное произведение как способ общения композитора - исполнителя - слушателя.
В Первой главе анализируется современное состояние разработки проблемы в марксистской философии, эстетике, музыкознании. В § I "Общение как междисциплинарная проблема. Роль философии в создании теории общения* определяется методологическое направление исследования, в § 2 "Проблемы общения в марксистской эстетике* обобщается опыт исследования общения в марксистской эстетике, в § 3 "Проблема общения в советской музыкальной эстетике* анализируется подход к проблеме в советской музыкальной эстетике и музыкознании.
Во Второй главе рассматривается историческое становление музыкального цроизведения как центра еивтемы музыкального общения и специфического субъекта художественной деятельности. В § I "От сигнала к художественному образу" эволюция музыки освещается во взаимодействии художественного и внехудожественного общения, в § 2 "Музыка как средство общения" анализируется с позиций общения эволюции языка, многообразных жанров, форм в музыке.
В Третьей, теоретической главе, исследуются система музыкального общения, ее главные звенья, основные механизмы и средства. В § I "Общение в творческой деятельности композитора и исполнителя" на различных этапах творческого процесса анализируются оцре-деляющие звенья функциональной системы: композитор - слушатель, композитор - художественный образ, исполнитель - композитор и др. В § 2 "Музыкальное произведение как модель реального человеческого общения" описывается внутренняя диалогическая структура музыкального произведения, приводится типология в/музыкальной диалогичности . В § 3 "Общение в восприятии музыкального произведения" рассматривается диалогичность в функционировании ^музыкального произведения, общение трактуется как оптимальный способ восприятия цузыки. В § 4 "Общение с миром как условие и результат музыкального общения* рассматривается взаимодействие крайних звеньев цепи общения - композитора и слушателя - с объективной реальностью как общение субъектов с метасубъектом.
В Заключении подчеркивается значение фактора общения в творческой практике, в массовом музыкальном воспитании и образовании, значение общения как 1фитерия художественности в »узыке.
Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Комическое в музыке как феномен истории художественной культуры2009 год, кандидат философских наук Горячева, Татьяна Анатольевна
Интонационно-фабульная природа музыкальной формы1981 год, доктор искусствоведения Медушевский, Вячеслав Вячеславович
Валторна в музыке композиторов венской классической школы2005 год, кандидат искусствоведения Вдов, Анатолий Федорович
Музыкальное искусство как средство создания и трансляции культурных ценностей2008 год, кандидат философских наук Лозинская, Вера Петровна
Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве2007 год, доктор искусствоведения Силантьева, Ирина Игоревна
Заключение диссертации по теме «Эстетика», Щербакова, Алла Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем исследовании рассмотрены основные, системообразующие связи субъектов общения в сфере музыкальной жизни общес.тва. Анализ этих связей позволил установить их иерархию, выявить в качестве центрального звена системы общения музыкальное произведение как носителя художественных образов. Последнее, являясь .кристаллом, преломляющим "лучи общения", исходящие от всех субъектов общения рассмотренной системы, само в силу этих преломлений обладает свойством субъекта общения. В результате интеграции энергии общения, "излучаемой" субъектами музыкальной деятельности, искусственный субъект, квазисубъект, очеловеченный объект получает значение высокой духовной ценности, высокого факта культуры. Очевидно, что совокупность отношений общения в системе музыкальной жизни общества составляет содержание понятия "музыкальная жизнь".
Музыка как способ общения служит одним из средств внутренней организации духовной эволюции общества, постоянного динамического взаимодействия общества и личности.
При анализе музыки в свете общения открываются .такие общие для искусства закономерные черты, как материально-духовный уровень связи субъектов общения, социально-историческая обусловленность этой связи; непрерывность параллельного потока информации, циркуляция в художественном общении ценностей гуманистической культуры, изменении информации в ходе её передачи; психологическая цеяеотаость, комплексная активность общающихся субъектов, диалогичность процесса общения, близость к межличностному общению, целостность художественного произведения.
Взаимодействие с художественным произведением раскрывается не как информационно-познавательный процесс, а как сотвор-ческий акт одновременного познания и проникновения, приобщения, сопереживания.
Влияние музыки на формирование мировоззрения и мироощущения личности во многом может быть объяснено психологическим процессом общения с искусством в процессе его восприятия. Без общения, с необходимым для него процессом обратной связи между субъектом творческой деятельности и произведением, невозможно воздействие музыки на целостность сознания человеческой личности. Исследование музыки как средства общения связано с проблемой бытия художественного произведения - произведение не текст в интерпретации эпохи, но интерпретация текста в контексте культуры, его породившей. Прочтение произведения вне авторского потока информации ведет к разрыву содержания и формы, к уничтожению художественных ценностей и общения посредством искусства.
Специфика музыкального общения полностью определяется интонационной природой музыки, двойственностью ее знакового слоя 'знак иконический и ассоциативный), законами музыкально-тематического развития, интонационного единства музыкального произведения, спецификой ладогармонического языка и музыкальной драматургии. Именно с позиций общения открывается ущербность течений музыкального авангардизма и поп-музыки.
Интонация как элементарная частица музыки эмоционально окрашена, имеет эмоциональный тонус, температуру, она - "живая". Отсутствие жестко фиксированной смысловой нагрузки, вариантность смыслов дает большую свободу для воёриятия; интонация "приспосабливается" к каждому индивидууму, "учитывая" психические особенности личности. Музыкальный образ (образы), созданный в этой же системе, то есть на интонационной основе, обладает характерными особенностями, индивидуализирован,, узнаваем, но сохраняет свойство интонации создавать широкое смысловое поле, дающее возможность свободно достраивать, наполнять художественный образ сообразно логике развития музыки и .духовному опыту слушателя.
Судьба образа (образов) развертывается во времени со своими кульминациями, спадами, сгущениями и разряжениями, изоморфно человеческому сознанию, динамике эмоциональных состояний. Это качество (изоморфизм) придает музыкальной речи естественность, интимность; именно оно стимулирует рождение искусственного субъекта, равноправного партнера общения.
Все это позволяет говорить об особой общительности музыки.
Преимущественное моделирование эмоций определяет непосредственное воздействие музыкального'языка, его остроту и силу, значение музыки как средства быстродействующей эмоциональной связи людей. В связи с этим общение с музыкой развертывается от эмоционального уровня вопприятия к его идейно-философскому осмыслению. Специфическим качеством музыки, ее бытия является широта сферы общения в музыке, связанная с видами тиражирования, массовыми формами исполнения и восприятия музыки, с не специфичностью музыкальной условности, со смысловой абстракцией музыкальной интонации, с распространенностью бытовой, прикладной, обрядовой музыки, с широким синтезом музыки с другими искусствами.
Л Исследование общения в музыке - область, соприкасающаяся с проблемами музыкознания, социологии, социальной психологии, эстетики. Основной вопрос в исследовании.общения в музыке глубинно-целостный контакт, интеллектуально-духовный уровень связи субъектов деятельности.
При анализе музыки в данном аспекте■обнаруживается ее особое место в человеческом общении, связанное с ее близостью к непосредственному, межличностному общению. Особое значение для практики организации музыкальной жизни, развития, музыкальной культуры, общественных институтов музыкального воспитания, образования, просвещения имеет понимание музыкального произведения как центра системы музыкального общения.
Система музыкального общения включает различные звенья и уровни - общение композитора и слушателя, слушателя и исполнителя, .общение в, исполнительском коллективе.(профессиональном или самодеятельном), в ансамбле, в слушательской массе, общение образов и тем в произведении, моделирующее реальное общение, общение композитора, исполнителя, слушателя с музыкальным произведением. Каждая из фаз общения может быть, в свою очередь, дифференцирована. Разнохарактерно общение в музыке инструментальной и соединенной со словом, жесФом, изображением.
Специфика музыки открывается в интенсивности общения, которая вызвана высоким уровнем внутренней диалогичности, многообразно проявляющейся посредством полифонической или ансамблевой фактуры, концертного или сонатного принципа музыкальной композиции.
Преимущественнойотражение в музыке движения чувств и идей! человека, внешняя беспредметность музыки связывают ее с сущностями явлений, определяют смысловую обобщенность образов, глубинный уровень общения с ними.
Особенная общительность музыки выявляется на уровне формы и на уровне содержания, во всех фазах, звеньях системы музыкального общения, на всех уровнях порождения и восприятия музыкального произведения. Отличительная общительность музыки в синкретической нерасторжимости полярных свойств музыки - конкретной чувственности и свободной абстрактности, острой эмоциональности и строгой конструктивности.
Генезис музыкального языка раскрывает фундаментальное значение социальной функции общения в музыкальном искусстве. В ходе эволюции музыкальной жизни прослеживается диалектика взаимосвязи музыки, вплетенной во внехудожественнов общение, и музыки как средства собственно художественного общения, при становлении и развитии социального и художественного типов функционирования музыки, формирования субъектных свойств музыкального . произведения. С позиций общения новое освещение получает эво- ' люция языка, жанров, форм и стилей в музыке. Будучи духовно-практической формой деятельности, общение служит критерием подлинности искусства. г ■
Результатом исследования музыки как способа общения является выход в теорию и практику музыкального творчества и восприятия, образования и воспитания, музыкальной науки и критики. Конечной целью исследования проблемы является доказательство значения общения как способа функционирования музыкальной культуры.
Особенная общительность музыки открывает широкие возможности для решения на материале музыки проблематики общения в целом, -бщение же в сфере музыки является полем.исследования сущностных свойств самой музыки.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Щербакова, Алла Александровна, 1986 год
1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.З, с.69, 36.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Л.Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений (новая публикация 1-й гл. "Немецкой идеологии"). Маркс К. и Энгельс Ф. М., 1966, с.4.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Экономико-философские рукописи 1844 г. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.т.42, с.41-174.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Экономические рукописи'1857-1859 гг. -Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, с.3-48.
5. Энгельс Ф. Рейнские празнества. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.II, с.226-227.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Сб искусстве. М.: Искусство, 1983, в 2-х томах. 605 с., 704 с.
7. Ленин В.И.Философские тетради.
8. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.29>-с. 3-.&2.0-.
9. Ленин В.И. Е.Потье (к 25-летию его смерти). Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.22, с.273-274.
10. Ленин В.И. Развитие рабочих хоров в Германии. В кн.: Ленин В.И. 0 литературе .и искусстве. М.: Художественная литература, 1979.
11. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976- 256 с.
12. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.
13. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г., М.: Политиздат, 1983. - 80 с.
14. Материалы Пленума ЦК КПСС, 23 апреля 1985 г. М.: Политиздат 1985. 31 с.
15. Гобачев М.С. Политический доклад Центрального Комитета КПСС ХХУП съезду Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986. 125 с.
16. Программа Коммунистической партии Советского Союза (новая редакция). М.: Политиздат, 1986.
17. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта. В сб.: Человек и общество, вып.2. - Л.: изд-во ЛГУ, 1967. - с.235-249.
18. Арановский М.Г. Симфонические искания. Л.: Советский композитор, 1979. 285 с.
19. Арановский М.Г. К вопросу о структуре творческого процесса (тезисы докладов). Проблемы музыкального мышления и восприятия. Ташкент: изд-во Ташкентск.консерв., 1972. - с.1-6.
20. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика. Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - с.90-128.
21. Асафьев Б.В. йзбр.труды в 5-ти т. М.: изд-во Академии Наук СССР. 1952-1958. 397 е., 382 е., 333 е., 437с., 386 с.
22. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс, кн. I и 2. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
23. Асмус В. Чтение как труд и творчество. В кн.: Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.
24. Ваткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука,- 1978. 199 с.
25. Баткин Л.М. Итальянский гуманистический диалог ХУ века. -В сб.: Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976, с.175-221.
26. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики исследования разных лет. М.: Худок.лит., 1975. - 502 с.
27. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
28. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов.Россия, 1979. 318 с.
29. Бахтин М.М. К методологии литературоведения. В сб.: Контекст, 1974.-М.: Наука, 1975, с.203-212.
30. Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику . мысленного диалоги). М.; Политиздат, 1975. 299 с.
31. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. М.: Музыка, 1974. 144 с.
32. Блинова М. П. Временная природа музыкального восприятия в свете учения о высшей нервной деятельности. В сб.: Вопросы эстетики и теории музыки, вып.8. Л.: Музыка, 1968, c.III-127
33. Бобровский В.П. ¿^национальные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978. 332 с.33^ Буева Л.II. Человек, деятельность, общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
34. Буева Л.П. Общественные отношения и общение. В кн.: Методологические проблемы поциальной психологии. М.: Наука, 1975, с.136-150. .
35. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. 415 с.
36. Видинеев Н.Б. Материальные формы мышления и общения. Ростов изд-во Рост.ун-та, 1978. 176 с.
37. Волкова Е.В. Произведение искусства в сфере художественной культуры. М.: Знание, 1979. 64 с.3,8. Волкова Е.В. Произведение искусства щэедмет эстетического анализа. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976. - 286 с. ^
38. Вопросы социологии искусства. Сб.статей. Л.: ЛГИТМиК, ■ 1980, 149 с.40. \Восприятие музыки. М.: Музыка, I960. 256 с.
39. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. -- 516 с.
40. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Изд-во Акад.пед.наук, I960. 500 с.
41. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике, кн.З Гегель Г.В.Ф. Собр.соч. М.: изд-во соц.-эконом.лит., 1958, т.14. - 437 с.
42. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. 4.1. М.: Музыка, 1965. 484 с.
43. Голованова В.Г. Искусство и система общения. Ташкент: Фан, 1977. 137 с.
44. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпреяации. Новосибирск: изд-во Наука, 1982. 255 с.
45. Гуревич П.С. Музыка и борьба идей в современном мире. М.: изд-во Музыка, 1984. 127 с.
46. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: изд-во Наука, 1976. 190 с.
47. Дидро Д. Собр.соч. в 10-ти т., т.5. М-Л.: 1936 637 с.
48. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Знание. 1978. -143 с.
49. Дуков S.B. Социальное общение как фактор преобразования музыкального жанра. Дисс. . канд.искусствовед. М., 1983.
50. Еремеев А.у?. Искусство как вид общения. В сб.: Эстетикув жизнь. Свердловск. Изд-во Уральского университета. 1973. -с. 3-13.53.- Золтан Д. Это с и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.; Прогресс. 1977. -371 с.
51. Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка. 1965 354 с.
52. Иоффе И.И. Мистерия и опера. Л.: Музыка. 1937 235 с.
53. Искусство и общение. Л.: Изд-во ЛГИТМиК, 1984. 107 с.
54. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. 766 с.
55. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972 -440 с.
56. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л.: Знание. 1978 -34 с.
57. Каган-М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. 325 с.
58. Каган М.С. Опыт системного анализа человеческой деятельности. Философские науки: Высшая школа. 1970, №5. - с.43-53.
59. Каган М.С., Общение как философская проблема. Философские науки: Высшая школа. 1975, № 5. - с.40-51.
60. Каган М.С. Художественная деятельность как информационная система. Искусство кино, 1975, № 12. - с.99-121.
61. Каган М.С. Человек как субъект общения. В кн.: Методологические проблемы изучения человека в марксистскойфилософии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1979, с.71-82.
62. Каган М.С.Что же это такое драма? Театр: Известия,1>1979, ?Г° 6. с.57 - 60.
63. Каган М.С. Проблема субъектно- объектных отношений в марксистской философии. Философские науки, Ivu: Высшая школа. 1980, № 4. - с. 40-49.
64. Каган М.С. Художественная культура как система. В кн.: Вопросы социологии искусства. Л., I960, с.76-97.
65. Каган М.С. Внутренний диалог как закономерность художественно-творческого процесса. Советское искусствознание, вып. 19. М.: Изд-во "Советский художник", 1985, с.184-219.
66. Каган М.С. Целостная концепция. 0 формировании музыкально-эстетического учения Б.В.Асафьева. Советская музыка, 1985, $ I, с.71г79.
67. Кант И. Критика способности суждения. Кант И. Соч. в 6-ти т., т.о. к.: Мысль. 1966. - с.loi- 387. .
68. Климовицкий А.И. 0 творческом процессе Бетховена .Л.: Изд-во "Музыка", 1979, 174 с.
69. Кожинов В.В. Проблема автора и путь писателя. В сб.: Контекст; aI977. М.: Наука, 1978, с.23-47.
70. Коленько Р. Инструментальный диалог и его значение в Музыке Д.Шостаковича. Дисс. . канд. искусствовед. Л., 1979.
71. Конев В.А. Социальное бытие искусства. Изд-во Сарат. ун-та. . 1975. 188 с.
72. Копленд А. Музыка и воображение. В сб.: Музыка и время.
73. М.: Изд-во "Советский композитор". 1970, -с.-40-85.
74. Коробейников B.C. Духовное общение, обмен информацией,идеологическая борьба. М.: Политиздат, 1976. 143 с.
75. Кризис буржуазной культуры и музыка. вып.З. М.: Музыка, 1976. 208 с.
76. Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1980, 269 с.
77. Кряжев U.E. Диалектика материальной и духовной жизни общества в период строительства коммунизма. М., 1966.
78. Левидов A.M. Автор образ - читатель. Л.: Изд-во ЛГУ. 1977, 359 с.
79. Леонтьев A.A. Общение как объект психологического исследования. Философские проблемы психологии общения. Фрунзе, 1976, с.43.
80. Леонтьев A.A. Психология общения. Тарту, Изд-во Тарт. ун-та, 1974. -.219 с.
81. Леонтьев A.A. Поэтический язык как способ общения искусством. Вопросы литературы; М.: Известия, 1973, № 6. - с.93-115.
82. Леонтьев A.A. Искусство как форма общения. В сб.: Психологические исследования. Тбилиси, Мецниереба, 1973, с.213-222.
83. Лист Ф. Избр.ст. в 2-х т. М.: Музгиз, 1956. 539, 334 с.
84. Ломов Е.Ф. Общение как проблема общей психологии. В сб.: Методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во "Наука", 1975, с.124-135. •
85. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение.1973. 271 с. \
86. Лосев А.Ф. Античная музыкльная эстетика. М.: Музгиз. I960.304 с., .
87. Луначарский A.B. В мире музыки. М.: Советский композитор, 1971. 540 с.
88. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения поэтического музыкознания и эстетики. М.: Сов.комп., 1978. 352 с.
89. Мазель Л.А. 0 природе и средствах музыки. М.: Музыка.- 1983. 72 с.
90. Маркарян Э. Культура как система. Вопросы философии, ^ . Правда, 1984, II. - с.113-123.93.'Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. ы.: Музыка, 1976. 254 с.
91. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы. -Советская музыка, М.: Сов.Комп., 1980, № 9. с.39-48.
92. Медушевский З.В. Интонационная теория в исторической перспективе. Советская музыка, М.: Сов.комп., 1985,7. -•с.66-70.
93. Мейлах Б. Замысел фильм - восприятие. - Искусство кино. 1968, $ 10. - с.66-79.
94. Методологические проблемы современного искусствознания. -Л.: ЛГИТМиК, 1980. 138 с.
95. Михайлов М.К. Стиль .в музыке. Л.: Музыка, 1981, 261 с. J
96. Муха А.И. Процесс композиторского творчества. Киев: "Музична Украина", 1979, 269 с.
97. Набок И.Л. Вроблемы социальной природы музыкального творчества в теоретическом наследии Б.Л. Яворского. В кн.: Музыкав социалистическом обществе. Л,, 1977, вып.З. с.219-232.
98. Назайкинский Е.В. 0 психологии музыкального восприятия. ; М.: Музыка, 1972. 383 с.
99. Общение и культура личности. Томск: Изд-во ТУ, 1984, 175 с. ЮЗ.'Онеггер А. Я композитор. Л., Музгиз. 1963. - 207 с.
100. Очеретовская Н.Л. Об отражении действительности в музыке. Л.: Музыка, 1975. 72 с.
101. Очеретовская Н.Л. Со,держание и форма в музыке. Л.: изд-во "Музыка", 1985, III с.
102. Перов Ю.В. Эстетическое восприятие в сфере непосредственного общении. Проблемы этики и эстетики. Изд-во Ленингр.ун-та. Вып.1. Л.: 1973, с.122-133.
103. Перов Ю.Б. Искусство в сфере общения. В кн.: Эстетическая культура советского человека. Изд-во Лен. ун-та.1976, с.89-96.
104. Подопригора С.Я. Философский анализ форм общения в трудах К.Маркса. Автореф. дис. . канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 1974.
105. Покровский Б.А. Размышления об опере. М.: Советский композитор, 1979. 27? с.
106. Ражников В.Г. Исследования музыкального исполнительского образа. Вопросы психологии, М.: Педагогика, 1978. 12.- с.70-80.
107. Раппопорт С.Х. Природа искусства и специфика музыки. -В сб.: Эстетические очерки. М.: Изд-во Музыка, i960.с.63-102.
108. Раппопорт С.X-, Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. -167 с.
109. Раппопорт С.Х. 0 авриантной множественности исполнительства. В сб.: Музыкальное исполнительство, вып.7. М.: Музыка,1972. с.3-46.
110. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып.1, М.: Изд-во "Музыка", 1973, 528 с.- IIb. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика,1973. 423 с. те
111. Р^чьевская Е.А. Функции музыкальной ефмы. Л.: Изд-во "Музыка",1977, 159 с.- 118. Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления.
112. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,. 1982. 142 с. 119. Соковнин В.М. 0 природе человеческого общения. Фрунзе: Мекпет, 1974. - 147 с.
113. Соколов Э.В. Культура и личность JI. : Наука, 1972. 228 с.121 . Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. JI. : Сов.коми., 1983. 304 с.
114. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. комп., 1975,- 202 с.
115. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в.музыке. М.: Музыка, 1968. 103 с.
116. Сохор A.M. Социалистическая музыкальная культура. (Некоторые закономерности формирования и исторического: развития). В кн.: Музыка в .социалистическом обществе, Вып.З. JL: Музыка, 1977. - с.3-15.
117. К5. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. В сб.: Проблемы музыкального мышления. М.: ,Музыка, 1974. - с.59-74.
118. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр.соч. в ■8-ми т., т.2, M., -1964. - 253 с.
119. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. 335 с.
120. Тисленко В.М. Человеческое общение как социальный процесс,. Вестник МГУ: Изд-во Моск. ун-та, $ 5, 1975. с.35-43.
121. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи. JI. : Музыка, 1971.
122. Фарбштейн A.A. Теория реализма и проблемы музыкальной эстетики. Л.: Музыка. 1973. 114 с.
123. Феофанов O.A. Музыка молодежного бунта. США. Экономика, политика, идеология. 1975, №7.
124. Ферман В.З. Основы оперной .драматургии. В кн.: Оперный театр. М.: Музыка. 196I. - 354 с.
125. Художественная культура в докапиталистических формациях. Под. ред. М.С. Кагана. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984, 301 с.1ГЧГЧО
126. Цуккерман В .АМузыкальный жанры и основы музыкальных форм.
127. М.: Музыка, 1964. 159 с. Г35. Чавчавадэе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: Изд-во Ме^ниереба, 1984. - 169 с.
128. Чередниченко Т.В. Ценностный подход к искусству и музыкальная критика. В сб.: Эстетические очерки, вып.5,
129. М.: Музыка, 1979. с.65-101.
130. Шералиева Р. Сигнал как носитель информации и его роль в коммуникации. Философские проблемы общения. Фрунзе, 1976. '
131. Шестаков В.П. Музыкальная эстетика Западно-Европейского средневековья и Возрождения. М.: Музыка, 1966. 974 с.
132. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986.
133. Яворский БДСтроениче музыкальной речи. Ч. 1-37 М., 1908.1417 Ярустовский Б.М. Очерки по .драматургии оперы XX века.
134. М.:. Музыка. 1971, 1978 гг. 356 е., 260 с.
135. К- МиЪ ¿к иы ЛЬтМьсЬЦ^, сЫ/Ъ Ь-Гш 3 § ^4ЧЪ \vJxt "СаШ-Ьи^е е£ сп£о±Соп ти«<;с.«£. ' Рола., л
136. ЪЛсиШп. иияС&Ь. Т.1. Х^сиНоъ е£ г омы;а ¿¿синьор ьЪ -¿^¿¡плязСоп. Рии&яь ¿Л 4954
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.