Валторна в музыке композиторов венской классической школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Вдов, Анатолий Федорович
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 192
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Вдов, Анатолий Федорович
Введение. 3
Глава I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВАЛТОРНЫ
1.1. Истоки валторновой исполнительской культуры. 10
1.2. Дальнейшее совершенствование валторны, ее место и функции в раннеклассическом периоде развития западноевропейского инструментального искусства. 20
1.3. Утверждение валторны и ее трактовка в музыкальном творчестве эпохи классицизма. Исполнители середины XVIII-начала XIX века. 39
Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ ВАЛТОРНОВОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
II. 1. Проблемы стиля и традиции исполнения музыки. 64
II.2. Валторна в «гармонической» музыке венских композиторов-классиков . 81
Глава III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ СОЛИРУЮЩЕЙ ВАЛТОРНЫ
III. 1. Й.Гайдн. Концерт № 4 для валторны с оркестром.100
111.2. В.Моцарт. Концерт № 3 для валторны с оркестром.123
111.3. Л.Бетховен. Соната Фа мажор для валторны и фортепиано . 143
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Партия валторны в контексте эволюции симфонической партитуры XVIII - XX веков2005 год, доктор искусствоведения Беленов, Леонтий Дмитриевич
Гобой в инструментальной музыке XVIII века1982 год, кандидат искусствоведения Давыдов, Вячеслав Петрович
Альтгорн в духовом исполнительском искусстве2001 год, кандидат искусствоведения Коваленко, Александр Николаевич
Искусство оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне2005 год, кандидат искусствоведения Лаптев, Роман Геннадьевич
Жанрово-стилевые параметры альтового концерта в творчестве композиторов Мангеймской школы2015 год, кандидат наук Дарда, Валерия Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Валторна в музыке композиторов венской классической школы»
Актуальность исследования. В настоящее время отечественное искусство игры на валторне представляет собой достаточно большой пласт в российском музыкально-исполнительском творчестве, отличающийся разнообразием форм инструментальной практики, своеобразием стилистики и эстетики игры. Отечественная валторновая школа - самобытное творческое явление, истоки которого лежат в традициях сольной, оркестрово-ансамблевой практики музыкантов прошлого и настоящего.
Сейчас в сфере исполнительства на валторне продолжается процесс накопления практического опыта, обогащения репертуара и научно-методического потенциала, что позволяет сказать о прогрессивности воздействия этого хода развития на воспитание новой генерации отечественных валторнистов. Нет сомнения в том, что продуктивность данного процесса не может обойтись без дальнейшего комплексного выявления и анализа закономерностей в области теории и практики игры на валторне, без определения содержательности выразительных возможностей инструмента, стилистики и интерпретации валторновой музыки. И здесь особое место должно принадлежать серьезному изучению лучших художественных образцов валторновой литературы разных эпох, в том числе сочинений для валторны композиторов венской классической школы, которые прошли испытание временем и заняли достойное место в репертуарном багаже исполнителей-валторнистов.
Исполнение музыки барокко, рококо и классицизма - показатель не только уровня исполнительской техники, но и уровня художественной культуры, мастерства современного валторниста, реализуемых им на основе индивидуальной интерпретации, стилистики нотного текста, классических звуковых форм, эстетики музыкального языка и, конечно, художественнообразного видения и творческой фантазии. Стало быть, современный исполнитель, кроме владения всем арсеналом исполнительских и выразительных средств и приемов, должен изучать и понимать законы построения музыкальных произведений далеких нам эпох, постигать секреты их исполнительской «расшифровки» и, в конечном счете, правильно и стилистически оправданно доносить авторский замысел до слушательской аудитории. Вместе с тем интерпретация музыки прошлых эпох открывает путь к новым исполнительским решениям и поискам, так или иначе связанными как с творчеством конкретного композитора и исполнителя, так и с конкретной исторической эпохой. Исторический опыт показывает, что во всех случаях содержание «ретроспективных» произведений раскрывается по-разному в зависимости от художественной индивидуальности и исполнительского почерка музыканта-интерпретатора. Не случайно выдающийся русский композитор и исполнитель А.Рубинштейн говорил, что «воспроизведение - новое творчество с. .> Великий артист всегда играет современника <. .> и делает музыку близкой современнику, знает его волнения» (125, 118). Все это необходимое условие к качественному повышению непосредственно исполнительских результатов и как итог - дальнейшее обогащение художественной стороны игры. Другими словами - изучение произведений старинных мастеров при соответствующей направленности становится важным средством формирования ценных профессиональных качеств, таких, как интуиция, эмоциональная отзывчивость, музыкально-образное воображение и сопереживание, творческий порыв и т.п.
Мировое валторновое исполнительское искусство предстает сегодня как результат деятельности многих поколений исполнителей-духовиков и педагогов, как результат истории с непрерывно изменяющейся с течением времени формой проявления, мироощущения и эстетикой музыкально-художественного восприятия. По мере изменений во времени эта исполнительская культура меняла свой стилистический и эстетический фон, особенно на стыке разных культурных эпох. Современное искусство игры на валторне постоянно обращается к прошлому, к его наследию и живой практика Согласно культуроведческой концепции Б.Асафьева в основе наблюдения музыки лежит «прежде всего, умение воспринимать ее» (5). В этом «диалоге культур» возникает всегда одна серьезная проблема - восприятие и понимание чужих культур, их своеобразия, внутренних взаимосвязей, среды, языка и т.д. в ином, отделенном от нас временном масштабе. Понять природу исполнительской культуры прошлого, в том числе и валторновой, - насущная задача исследователей, поскольку музыка в современном мире - могучее средство воспитания личности.
Обозначившиеся сегодня проблемы и закономерности музыкально-исполнительского искусства, а также законы диалектики художественного прочтения музыки и призвана раскрыть искусствоведческая наука. Откликом на требование исполнительской практики, на запросы времени стала настоящая научная работа. В ее основе лежит исследование эволюции валторны в западноевропейской музыкальной культуре второй половины XVIII века, а также изучение вопросов интерпретации сочинений для этого инструмента в эпоху венской классической школы.
Таким образом, актуальность темы определяется давно назревшей необходимостью проведения целостного музыковедческого и исполнительского анализа наследия мастеров исследуемой эпохи и как следствие этого -дальнейшего познания тонкостей многообразного исполнительского процесса валторниста и поиска интегративного подхода в его обучении.
Цель такого рода исследования видится в следующем:
- проследить исторический путь развития валторны и исполнительства на ней от истоков до конца XVIII столетия;
- исследовать роль и значение валторны в оперно-симфоническом оркестре западноевропейских стран второй половины XVIII столетия;
- изложить особенности интерпретации «гармонической музыки» венских классиков с участием валторны;
- дать детальный анализ литературы для солирующей валторны в творчестве композиторов венской классической школы.
В качестве главной задачи работы в процессе реализации указанных целей выступает синтез специальных знаний: о закономерностях музыкального восприятия и мышления, опосредуемых музыкальным языком; об особенностях строения музыкального произведения; о формировании эмоциональной программы исполнителя; об изучении характера исполнительской интерпретации через комплексную оценку технико-смысловой организации игры.
Научная новизна работы определяется тем, что впервые в отечественном музыкознании проводится специальное исследование, связанное с исполнительской и педагогической практикой, репертуаром для валторны в рамках одного из интереснейших творческих явлений в мировой музыкально-художественной культуре прошлого — венской классической школы. Исследовательское внимание к этому явлению, имеющему внутри себя систему сложных взаимосвязей, объясняется, прежде всего, его чрезвычайно важным воздействием на интенсивный подъем сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства еще не хроматической, а натуральной валторны, что позволяет определить этот временной срез эволюции инструмента как «золотой век». В работе находит место изучение шедевров валторновой литературы, связанной с именами Гайдна, Моцарта, Бетховена, Розетти. Важное место принадлежит анализу выразительных средств, обобщению творчества венских классиков, раскрытию особенностей их композиторского почерка, творческого метода. Автор расширяет и уточняет источниковедческие сведения, дает конкретную оценку этому периоду эволюции валторны, определяет ее место в общем процессе развития западноевропейской музыкально-исполнительской культуры той эпохи.
Характер новизны во многом усиливается тем, что избранный объектом исследования пласт западноевропейской валторновой музыки второй половины XVIII века, представленный как выдающимися композиторами, так и виртуозами-исполнителями, фактически не освоен отечественной музыкальной наукой. Открыть доступ к этой замечательной эпохе духового инструментального искусства - значит познать еще одну страницу художественно ценных явлений мировой музыкальной культуры. «Духовная информация» анализируемых в работе музыкальных произведений и является теми новыми данными, которые сопоставляются с имеющимся исполнительским опытом и музыкальным восприятием.
Предлагаемая работа - это первая попытка детального стилевого исполнительского анализа, выявления прогрессивного опыта и исполнительских традиций музыкантов-духовиков второй половины XVIII столетия — эпохи классицизма - в контексте общей истории развития и бытования клас-сицистского искусства. В диссертации охватываются и анализируются зарубежные и отечественные публикации по избранной теме, представляющие сегодня исключительно большой исторический, научно-аналитический и ис-полнительско-педагогический интерес. Этот материал, содержащий много ценных сведений и фактов, пополняет «банк данных» новой информацией по истории исполнительства на духовых инструментах, расширяет и обновляет представления об академических формах музицирования на валторне. Одновременно воссоздается картина неповторимого творчества композиторов венской классической школы, их музыкального мышления, а также освещается тот вклад, который они внесли в развитие технических и выразительных возможностей валторны, как сольного, ансамблевого и оркестрового инструмента.
Материалом диссертации послужили различные труды видных отечественных и зарубежных музыковедов: Б.Асафьева, А.Баранцева, П. и Е.Баду-ры-Скоды, В.Березина, Ч.Бёрни, Ю.Булучевского, Э.Бюкена, Ф.Геварта, Л.Гинзбурга, К.Закса, А.Карса, Ю.Келдыша, С.Левина, В.Медушевского, Е.Назайкинского, Б.Ноздрунова, Д.Рогаль-Левицкого, Ю.Усова, Г.Фармера, В.Фомина, А.Хобокена, Т.Чередниченко, Д.Шулера, и др. В своих трудах эти авторы касаются отдельных сторон музыкального мышления, особенностей исторического развития музыкальной культуры классицизма и, в частности, эпохи бытования венской классической школы. В диссертации использованы работы Л.Беленова, Б.Берхарда, В.Буяновского, Г.Герберта, К.Гигова, Ю. Гриценко, Л.Полех, И.Станкевича, А.Усова, И.Якустиди, К.Янетцки и др., посвященные исполнительству на валторне.
Несомненную ценность представляют публикации по музыкальной психологии и педагогике М.Блиновой, Н.Назарова, В.Петрушина, В.Поду-ровского, В.Ражникова, Б.Теплова, О.Шульпякова, Г.Цыпина и др. Кроме того, интересующая нас проблематика вызвала необходимость анализа архивных материалов, публикаций в периодике, аудио- и видеозаписей с исполнением современными валторнистами музыки исследуемого периода. В работе нашел отражение личный многолетний исполнительско-педагогический опыт автора, а также его многочисленные контакты с коллегами по творческому «цеху», с последующим обобщением и анализом их практической деятельности.
Методологическая основа работы. Особенностью решения научно-исследовательских задач явился для автора настоящей диссертации принцип совокупности методов исследования, означающий использование нескольких способов проникновения в суть исследуемого явления, объекта: историко-теоретический, музыкально-эстетический, общекультурологический, а также методы документального анализа и наблюдения. Системный подход позволил автору получить достаточно полное представление о разработанности проблемы и продуктивно заполнить то искусствоведческое пространство, которое оказалось вне поля зрения отечественной науки. Автор подходил к применению методов научного поиска творчески, модифицируя и приспосабливая их к теме, задачам, объекту и условиям диссертационного исследования.
Практическое значение исследования обусловлено всеповышаю-щймся интересом со стороны исполнителей, педагогов, музыковедов и слушателей к инструментальному музыкальному наследию эпохи классицизма, и к валторновой музыке в частности. Материал диссертации может войти в курсы инструментоведения, истории зарубежного исполнительства на духовых инструментах, анализа музыкальных произведений, истории зарубежной музыки, которые включены сегодня в государственный образовательный стандарт среднего и высшего музыкального образования (специальности 0501 и 0503 «инструментальное исполнительство»).
Автор ставил задачу стимулирования интереса исполнителей и педагогов к расширению концертного репертуара для валторны на основе изучения лучших образцов музыки венской композиторской школы и одновременно повышения эстетико-воспитательной роли классических сочинений в подготовке валторнистов к профессиональной деятельности. Исходя из этого, в работе изложены конкретные практические рекомендации по разучиванию и трактовке произведений для валторны классицистского стиля. Использование результатов исследовательского анализа темы будет способствовать улучшению методики работы над классическим репертуаром в классе валторны, придаст работе более планомерный, рациональный и эмоционально-творческий характер.
Работа прошла апробацию на кафедре инструментов военных оркестров Московской военной консерватории, обсуждена и рекомендована к защите. Отдельные положения диссертации нашли отражение в различных публикациях.
Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы (187 наименований) и Приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Духовая инструментальная культура Беларуси: XIX-XX столетия2005 год, доктор искусствоведения Ничков, Борис Владимирович
Камерный оркестр как явление в музыкальной культуре XVII - XX веков2003 год, доктор искусствоведения Прейсман, Эмиль Моисеевич
Истоки, формирование и развитие московской школы игры на флейте до середины XX века2003 год, кандидат искусствоведения Иванов, Валерий Петрович
Труба в эпоху барокко: Инструментарий, репертуар, исполнительские традиции2005 год, кандидат искусствоведения Проскурин, Сергей Георгиевич
Русское альтовое искусство XVIII - начала XX века: Инструмент, сфера применения, композиторское творчество2004 год, кандидат искусствоведения Горбунов, Валерий Николаевич
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Вдов, Анатолий Федорович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Валторна как духовой инструмент медной группы появилась в середине XVII века вследствие новых идейно-эстетических потребностей музыкального искусства, прежде всего в области оркестрово-исполнительской практики. Введение охотничьих рогов в состав оркестра, несомненно, является заслугой Ж.Б.Люлли, который применил их впервые в дивертисменте-балете к комедии Мольера «La Princesse d'Elide», поставленном в 1664 году в Версале. В дальнейшем, в результате усилий французских мастеров и музыкантов, в 1680 году на основе охотничьего рога была создана первая оркестровая натуральная валторна.
Вскоре после своего появления валторна выходит за пределы Франции и находит широкое применение сначала в Богемии, а затем в других западноевропейских странах и в России.
Замечательные темброво-звуковые свойства валторны (выразительность, певучесть и гибкость, способность к тонким динамическим градациям) обеспечили ей огромную популярность и выдвинули в число ведущих инструментов оркестра XVIII века. В это время переживает подъем не только оркестровое, но и сольное и ансамблевое исполнительство на валторне, чему способствовала система обучения игре на духовых инструментах в странах Западной Европы (консерватории в Италии, институт «Бедных школьников» в Германии, всеобщее музыкальное обучение в Чехии и т.д.) и в России (крепостные оркестры, театральные школы, воспитательные дома, инструментальные классы Придворной певческой капеллы).
Музыкальная культура западноевропейских стран XVIII века дала образцы индивидуальной трактовки темброво-звуковой палитры валторны, раскрыв свойственные ей певучие качества. Выдающуюся роль в становлении валторны как концертного, ансамблевого и оркестрового инструмента сыграли А.Вивальди, Г.Ф.Телеман, Г.Ф.Гендель, К.Глюк, И.С.Бах, однако высшей точки развития валторна достигла в музыке композиторов венской классической школы - И.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена. Без эволюции валторны трудно представить историю развития военно-духовой музыки того времени.
Западноевропейские композиторы создали для валторны обширную концертную и ансамблевую литературу, не потерявшую своего значения до наших дней. Она и сейчас входит в концертный репертуар валторнистов, в учебные программы музыкальных училищ и вузов, в программы Всероссийских и Международных конкурсов.
На основании результатов исполнительского анализа концертных сочинений для валторны композиторов эпохи классицизма, автор приходит к выводу о том, что они заключают в себе сложные художественные и технические задачи, способствующие развитию всех компонентов исполнительского мастерства валторниста. Можно с уверенностью утверждать, что сольная литература для валторны XVIII столетия служит воспитанию чувства стиля, общей музыкально-исполнительской и эмоциональной культуры валторниста.
Приводимые в исследовании практические рекомендации и указания по исполнению сольных произведений, трактовка динамики, артикуляции, темпа, мелизмов и т.д. не являются чем-то единственно возможным. Музыка XVIII века предоставляет валторнисту достаточный простор для реализации творческих намерений.
Изучение музыки прошлого не должно замыкаться только рамками репертуара своего инструмента. Чтобы осмыслить музыку той или иной эпохи, нужно проиграть много сочинений оперной, симфонической, сольной, ансамблевой литературы композиторов XVIII столетия и таким образом постичь их образно-эмоциональный и интонационный строй.
Задача интерпретации музыкальной классики XVIII века не может успешно решаться без учета достижений современной музыкальной науки в области исторического и теоретического музыкознания, без учета работ по общей и частной методикам преподавания игре на духовых инструментах.
Разработка вопросов исполнения старинной музыки находится в тесной зависимости от состояния развития истории, теории и практики игры на валторне. Становится ясным, что дальнейшее развитие исполнительского искусства невозможно без серьезного осмысления вопросов теории и истории исполнительства, решения актуальных проблем современной педагогической мысли. А это удел будущих исследователей-духовиков.
И последнее: успешное освоение творческого наследия классиков XVIII века служит улучшению подготовки всесторонне образованных музыкантов, подъему на более высокий уровень искусства игры на валторне.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Вдов, Анатолий Федорович, 2005 год
1. Аберт Г. Моцарт. 4.1, кн.1. 2-е изд. М.: Музыка, 1987.- 544 с.
2. Аберт Г. Моцарт. 4.1, кн.2. 2-е изд. М.: Музыка, 1988.- 608 с.
3. Анохин П. Философские аспекты теории функциональных систем. — М.: Наука, 1978.-400 с.
4. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз, 1963- 378 с.
5. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении, воспитании, образовании. М. - Л.: Музыка, 1965. - 151 с.
6. Асафьев Б. Путеводитель по концертам. 2-е изд. М.: Советский композитор, 1978.-200 с.
7. Асафьев Б. Об опере: Избранные статьи 2-е изд. - Л.: Музыка, 1985. - 344 с.
8. Асафьев Б. О симфонической и камерной музыке. Л.: Музыка, 1981. - 216 с.
9. Аулих Б. «Лунная соната», «Кошачья фуга» или Любопытные истории о знаменитых произведениях трех столетий. М.: «Классика -XXI», 2002. — 256 с.
10. Бадура-Скода П. и Е. Интерпретация Моцарта.- М.: Музыка, 1972. 373 с.
11. Бадура-Скода П. Моцарт беспределен//Сов. Музыка №12.-1991.-С. 122.
12. Баренбойм Л.А. Как исполнять Моцарта? // Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. М.: Музыка, 1972. - С. 247.
13. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. М.: Музыка, 1974.-336 с.
14. Барсова И.А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI- первая половина XVIII века). М.: Моск. Гос. Консерватория, 1997. - 413 с.
15. Беленов Л. Исследование развития конструктивных особенностей современной валторны и принципов игры на ней: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1977. - 206 с.
16. Баранцев А. Педагогическая деятельность Яна Тамма // Музыка и музыканты братских народов Советского Союза. М., 1972. - С. 60-65.
17. Баранцев А. Виталий Буяновский // Портреты советских исполнителей на духовых инструментах. М., 1989. - С. 232-242.
18. Березин В. Камерная музыка Моцарта для духовых инструментов: Дис. . канд. Искусствоведения. — М., 1984. — 223 с.
19. Березин В. Черты стилистической эволюции дивертисментов и серенад Моцарта для духовых инструментов // Стилевые особенности исполнительской интерпретации. М., 1985. - С. 38-57. - В надзаг.: Московская консерватория.
20. Березин В. Серенады Моцарта для духовых инструментов в контексте эпохи // Проблемы творчества Моцарта / Сб. научных трудов Московской консерватории. Вып. 5. - М., 1993. - С. 72-86.
21. Березин В. Духовые инструменты в раннеклассическом оркестре // Инструментальная музыка классицизма / Сб. научных трудов Московской консерватории. Вып. 22. - М., 1998. - С. 4-25.
22. Березин В. Немного нового о хорошо забытом: К истории духового ансамбля Harmoniemusik в России // В журн. «Старинная музыка», Nr. 2. — М., 1999.-С. 10-12.
23. Березин В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. — М.: Издательство Института общего среднего образования Российской Академии образования, 2000. 388 с.
24. Берни Ч. Музыкальные путешествия: Дневник путешествия 1772 г. По Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии. М. - JL: Музыка, 1967. — 290 с.
25. Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. JL: Музыка, 1974. - 143 с.
26. Бодина Е. Творческая природа музыкального исполнительства. Дис.-канд. Искусствоведения. Киев, 1975. - 194 с.
27. Булучевский Ю. и Фомин В. Старинная музыка. Л.: Музыка, 1974. — 144 с.
28. Буяновский В. Валторна. М.: Музыка, 1971. — 70 с.
29. Буяновский В., Орехов П. Губные трели на валторне и их роль в развитии амбушюрной техники // Вопросы исполнительства на духовых инструментах. —Л., 1987. С. 27-45. — В надзаг.: Ленинградская консерватория.
30. Буяновский В. М.Н.Буяновский валторнист и педагог // Методика обучения игре на духовых инструментах. - Вып. 4. - М., 1976 - С. 188-195.
31. Бэлза И. Очерки развития чешской музыкальной классики. М.: Музыка, 1951.-586 с.
32. Бюкен Э. Музыка эпохи рококо и классицизма. М.: Музгиз, 1934. - 270 с.
33. Вдов А. Концерт № 3 ми-бемоль мажор для валторны с оркестром В.А.Моцарта // В помощь военному дирижеру. Вып.25. — М., 1987. - С. 33-76. - В надзаг.: Военно-дирижерский ф-т при Моск. Консерватории.
34. Вдов А. Й.Гайдн. Концерт № 4 ре мажор для валторны с оркестром. Методические рекомендации по работе над сольной партией. — Московская военная консерватория. М., 2002. - 26 с.
35. Вертков К. Русская роговая музыка. Л. — М.: Музгиз, 1948. — 83 с.
36. Веприк А. Очерки по вопросам оркестровых стилей. — М.: Сов. Композитор, 1978.-428 с.
37. Вольфганг Амадей Моцарт. Письма / Пер. с нем., франц., итал., лат. -М.: «Аграф», 2000. 448 с.
38. Выготский Л. Психология искусства. — Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1998.-480 с.
39. Геварт Ф. Новый курс инструментовки. М.: П.Юргенсон, 1892. - 363 с.
40. Гигов К. Основные проблемы исполнительства на духовых инструментах в камерном ансамбле (на примере духового квинтета: флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна): Дис. канд. Искусствоведения. -М., 1977. 198 с.
41. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. М.: Музыка, 1968.- 112 с.
42. Гинзбург JI. Исследования, статьи, очерки. М.: Советский композитор, 1971.-398 с.
43. Гинзбург JI. Об интерпретации музыки XVIII века // Музыкальное исполнительство. -Вып. 8. — М.: Музыка, 1973-240 с.
44. Гинзбург JL, Григорьев В. История скрипичного искусства. — М.: Музыка, 1990.-285 с.
45. Гуренко Е. Проблемы художественной интерпретации. Новосибирск: Наука, 1982.-256 с.
46. Гриценко Ю. Некоторые закономерности звукоизвлечения на валторне: Дис. . канд. искусствоведения. — JI., 1980. 166 с.
47. Гриценко Ю. Роль объективных и субъективных факторов в исполнительстве на валторне // Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1990. - С. 42-56.
48. Грачев В Военно-духовая музыка России: Традиции духовности (о сохранении октологических смыслов трубных гласов) М.: Военно-дирижерский ф-т при Моск. консерватории, 2001. 92 с.
49. Давыдов В. К интерпретации произведений для гобоя западноевропейских композиторов XVII века / Моск. консерватория. — М., 1982 — 20 с. — Деп. в НИО Информкультура Гос. Б-ки СССР им. В.И.Ленина 12.11.82, № 311.
50. Давыдов В. Гобой в инструментальной музыке XVIII века: Канд. Дисс. / МДОЛГК им. П.И.Чайковского. М., 1982. - 193 с.
51. Дикенсон-Аунер М. Магическое и мистическое влияние музыки // АУМ, № 2 М.: Изд. Центр «У лас», 1990. - С. 272-282.
52. Димонт А. Талант и мастерство (А.И.Усов) // Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории. М., 1979. - С. 119-126.
53. Друскин М. Клавирная музыка: Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков. Л.: Музгиз, 1960. — 282 с.
54. Живов В. Теория хорового исполнительства. М.: «Эдиториал УРСС», 1998.-192 с.
55. Закс К. Современные оркестровые инструменты. ОГИЗ, 1932. - 88 с.
56. Ермоленко А. Предыстория духового оркестра в России // Проблемы инструментовки. Вып. 2. - ВДФ при МГК, 2000.- С. 4-33.
57. Иванов В.Д. Современное искусство игры на саксофоне (проблемы истории, теории и практики исполнительства): Дис. . доктора искусствоведения. М., 1997. - 296 с.
58. Кадачигов В. Военные марши Бетховена. ВДФ при МГК М.: 1991— 38 с.
59. Каре А. История оркестровки. М.: Музыка, 1990. - 303 с.
60. Кванц И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте // Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика.: Сб. ст. / Ред.-сост., авт. вступ. статьи, доп. и коммент. Л.Гинзбург. — М., 1975. — С. 10—63.
61. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века М.: Наука, 1965. - 454 с.
62. Келдыш Ю. История русской музыки. М.: Музыка, 1990. - 429 с.
63. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII-начала XIX веков: // Самосознание эпохи и музыкальная практика. — М.: Моск. гос. консерватория, 1996.-192 с.
64. Кожевников Б., Хаханян X. Материалы по истории военной музыки в первой половине 19-го века // Труды факультета. — Вып. 5. М., 1961. - С. 82-125. - В надзаг.: Военно-дирижерский ф-т.
65. Конен В. История зарубежной музыки. -Вып. 3. -М.: Музыка, 1981. — 534 с.
66. Копленд А. Музыка и воображение. // Сов. Музыка № 4,1968. С. 117-122.
67. Корыхалова Н. Интерпретация музыки. Л.: Музыка, 1979. - 207 с.
68. Корыхалова Н. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. — С-Пб.: Композитор, 2000. 272 с.
69. Кюрегян Т. Форма в музыке XVII-XX веков. -М.: ТЦ Сфера, 1998-343 с.
70. Кочнев Ю. Музыкальное произведение и интерпретация // Сов. Музыка № 12, 1969.-С. 56-63.
71. Ландовска В. Старинная музыка. М.: Юргенсон, 1913. — 132 с.
72. Лаул Р. О функциональной динамике сонатной формы венских класс-сиков (этюд о побочной теме) // Форма и стиль. — ЛОЛГК им. Н.Рим-ского-Корсакова. Ч. 2. - М., 1990. - С. 109-128.
73. Левик Б. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1974. - 277с.
74. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. — 4.1.-Л. Музыка, 1973.-262 с.
75. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Ч. 2. -Л.: Музыка, 1983. - 192 с.
76. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т.2. - М.: Музыка, 1982. - 669 с.
77. Ливанова Т. Западно-европейская музыка XVII XVIII веков в ряду искусств. -М.: Музыка, 1977. - 528 с.
78. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность — М.: Сов. Композитор, 1990.-312 с.
79. Лысань Г. Составы военного оркестра русской гвардии в 1-й половине XIX века: Дис. канд. Искусствоведения. — М., 1946. — 136 с.
80. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.: Музгиз, 1960. — 466 с.
81. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967.-752 с.
82. Мазель Л. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, 1978. -351 с.
83. Мазель Л. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие. — 3-е изд. М.: Музыка, 1986. - 528 с.
84. Мальцев С. Нотация и исполнение // Мастерство музыканта-исполнителя. — Вып.2. М.: Советский композитор, 1976 — С. 68-104.
85. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.
86. Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. — М.: Советский композитор, 1983.-226 с.
87. Михайлов М.К. Стиль в музыке: Исследование. Л.: Музыка, 1981 -262 с.
88. Моцарт В. Проблемы стиля. (Ред. сост. Л.Л.Гервер, И.П. Сусидко)- М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1996. - 159 с.
89. Музыкальная эстетика западной Европы XVII-XVIII веков / Сост. В. Шестаков М.: Музыка, 1971. - 675 с.
90. Музыкальный словарь Гроува. (под ред. Л.О. Акопяна). — М.: Практика, 2001. 1095 с.
91. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 248 с.
92. Назаров Н. Основы музыкально-исполнительской техники и методы ее совершенствования. Л.: Музыка, 1969. — 134 с.
93. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 5. - М.: Музыка, 1987.-239 с.
94. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.: Музгиз, 1958. 318 с.
95. Ноздрунов Б. Русская военная музыка второй половины XIX века (пореформенный период): Автореф. Дис. . канд. искусствоведения. М., 1967.-24 с.
96. Орвид Г. Некоторые объективные закономерности звукообразования и искусство игры на трубе // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып.2 — М.: Советский композитор, 1976 — С. 186-211.
97. Павчинский С. Некоторые новаторские черты стиля Бетховена. М.: Музыка, 1967.-84 с.
98. Пазовский A.M. Записки дирижера. М.: Музыка, 1966. - 562 с.
99. Петров В. Концерт для кларнета с оркестром Моцарта // Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4 - М., 1976 - С. 150-187.
100. Петрушин В. Музыкальная психология. М.: ТОО «Пассим», 1994. — 304 с.
101. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. М.: Музгиз, 1958. - 47 с.
102. Подуровский В., Суслова Н. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.-320 с.
103. Полех Л. Антонио Розетти в истории валторнового искусства // Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1990. С. 57-67.
104. Полех Л. История создания и проблемы интерпретации концертов В.А.Моцарта / Моск. консерватория. М., 1988. - 25с. - Библиогр.: 13назв. Деп. В НИО Информкультура Гос. Б-ки СССР им. В.И. Ленина 12.09.88, № 1834.
105. Полех Л. К проблеме импровизационной техники в современном исполнительстве (на примере Концертов для валторны В.А. Моцарта) // Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства. — М., 1988. С. 15-22. - В надзаг.: Моск. гос. консерватория.
106. Проблемы бетховенского стиля (под редакцией Пшебышевского Б.) — М.:Музгиз, 1932.-363 с.
107. Протопопов В. Принципы музыкальной формы Бетховена. М.: Музыка, 1970.-331 с.
108. Протопопов В. Из истории форм инструментальной музыки XVI-XVIII веков. Хрестоматия. М., 1980.
109. Раабен Л. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1. — Л.: Музыка, 1962. -С. 20-51.
110. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль. Вып. 2. - М.: Сов. композитор, 1981.-229 с.
111. Ражников В. Исполнительство как творчество // Сов. музыка № 2, 1972.-С. 72.
112. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. -141 с.
113. Риман Г. Музыкальный словарь. — М.: Юргенсон, 1901. — 1533 с.
114. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. Т.1. - М.: Музгиз, 1953.481 с.
115. Рогаль-Левицкий Д. Беседы об оркестре. М.: Музгиз, 1961. — 288 с.
116. Розанов С. Основы методики преподавания и игры на духовых инструментах. -2-е изд. М.: Музгиз, 1938. 52 с.
117. Розенберг А. О русском производстве духовых инструментов в XVIII веке // Традиции русской музыкальной культуры XVIII века. Вып. 21. - М., 1975 - С. 164-180. - В надзаг.: Гос. муз. - пед. ин-т им. Гнесиных.
118. Розенберг А. Музыка охотничьих фанфар в России XVIII века // Традиции русской музыкальной культуры XVIII века. Вып. 21. - М., 1975-С. 187-194. - В надзаг.: Гос. муз. пед. ин-т им. Гнесиных.
119. Розенберг А. Русская культура духовых инструментов XVIII века: Дис. . канд. искусствоведения. — М., 1976. — 183 с.
120. Ройтерштейн М. Основы музыкального анализа. — М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 2001. 112 с.
121. Роллан Р. 1. Гендель. 2. Музыкальное путешествие в страну прошлого. З.Заметки о клас. Т. 17.- JL: Художественная литература, 1935.- 320 с.
122. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие Вып. 3. Музыканты прошлых дней. Музыкальное путешествие в страну прошлого. - М.: Музыка, 1988.-448 с.
123. Рубинштейн А. Короб мыслей // Рукописный отдел Гос. Публичной библиотеки им. Н.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф. 733, оп. 170, ед. хр. 1120, л. 118.
124. Рыцарев С. Симфония во Франции до Берлиоза. М.: Музыка, 1977. — 104 с.
125. Сакмаров О. Дифирамб валторне // Сов. Музыка № 10, 1981.— С. 141. (О юбилейных концертах, посвященных 300-летию валторны).
126. Сахалтуева О.Ф., Назайкинский Е.В. О взаимосвязи выразительных средств в музыкальном исполнении // Музыкальное искусство и наука. — Вып. 1.-М.: Музыка, 1970. С. 59-94.
127. Серов А. Избранные статьи. Т. 2. - М., 1957. - 733 с.
128. Словарь античности. Сост. Йоханнес Ирмшер. Пер. с нем.— М.: Эллис Лак; С 48 Прогресс, 1994. 704 с.
129. Станкевич И. Двойная валторна и ее освоение музыкантами военных оркестров // В помощь военному дирижеру. Вып. 14. - М., 1974 - С. 96-124. - В надзаг.: Военно-дирижерский ф-т при Моск. консерватории.
130. Станкевич И. Разносторонне одаренный музыкант. (К 100-летию со дня рождения В.Н. Солодуева) // Советский артист. — Январь 1986 г.
131. Степанов А. Духовые инструменты в творчестве Дж. Сарти в России // Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Л., 1987. - С. 90-95. - В надзаг.: Ленинградская консерватория.
132. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.-446 с.
133. Теплое Б. Психология музыкальных способностей. М. — Л.: Изд. Пед. Наук РСФСР, 1947. - 335 с.
134. Терехин Р. Концерт для фагота с оркестром си-бемоль мажор В.А.Моцарта//Методика обучения игре на духовых инструментах.— Вып. 3. -М., 1971.-С. 127-149.
135. Тутунов В. 250 лет военно-оркестровой службе в России // Труды факультета. Вып. 5. - М., 1961. - С. 4-29. - В надзаг.: Военно-дирижерский ф-т.
136. Усов А. О некоторых вопросах музыкального исполнительства на примере сонаты Бетховена для валторны и фортепиано фа мажор, ор. 17 // Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. I. - М., 1964.-С. 204-231.
137. Усов А. Вопросы теории и практики игры на валторне. 2-е изд. - М.: Музыка, 1965.- 135 с.
138. Усов А. Пути совершенствования исполнительской техники валторниста//Методика обучения игре на духовы инструментах.— Вып. 3.— М., 1971.-С. 248-266.
139. Усов А. Главное любовь к музыке (Ф.Ф.Эккерт) // Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории. - М., 1979. - С. 109-118.
140. Усов Ю. Советские исполнители-духовики на международных конкурсах // Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3. - М., 1971.-С. 267-271.
141. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1972. - 348 с.
142. Усов Ю. Современная зарубежная литература для духовых инструментов. Вып. 4. // Методика обучения игре на духовых инструментах. -М., 1976.-С. 196-223.
143. Усов Ю. К интерпретации концерта для трубы с оркестром И.Гайдна // Музыкальное исполнительство. Вып. 2. - М., 1983. — С. 255-273.
144. Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. М.: Музыка, 1984. - 216 с.
145. Усов Ю. Валерий Полех // Портреты советских исполнителей на духовых инструментах. М., 1989. - С. 208-231.
146. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах: Дис. д-ра искусствоведения. М., 1978. - 395 с.
147. Усов Ю. «Школы для трубы» в формировании исполнительской культуры // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства / Научные труды Московской консерватории. — М., 1991. — С. 81-104.
148. Фаркас Ф. Искусство игры на медных духовых инструментах. — М.: Издательство МГК, 1998. 68 с.
149. Ферман В. История новой западно-европейской музыки. — Т.1. М.: Музгиз, 1940. - 445 с.
150. Философский словарь. М.: Политиздат, 1980. - 444 с.
151. Фишман Н. Этюды и очерки по бетховениане. М.: Музыка, 1982. -263с.
152. Фишман Н. Людвиг ,ван Бетховен о фортепианном исполнительстве и педагогике // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 1. — М.: Музгиз, 1963,-С. 118-157.
153. Фортунатов Ю.А. Оркестр Моцарта // Инструментальная музыка клас-ссицизма / Научные труды Московской консерватории. Вып. 22. - М.,1998.-С. 51-66.
154. Харлап М. Исполнительское искусство как эстетическая проблема // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 2. - М.: Советский композитор, 1976.-С. 5-67.
155. Холопова В. Музыка как вид искусства. — М.: НТЦ «Консерватория», 1994.-260 с.
156. Холопова В. Цицерон и Бетховен // Контекст. 1994, 1995; М., 1996. — С. 323-337.
157. Холопова В. Формы музыкальных произведений. СПб.: «Лань»,1999.-496 с.
158. Холопов Ю.Н. Концертная форма у И.С.Баха // О музыке. Проблемы анализа. — М.: Сов. Композитор, 1974. С. 119-149.
159. Цуккерман В.А. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика // Интонация и музыкальный образ. — М.: Музыка, 1965. — С.264-320.
160. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Рондо в его историческом развитии. 4.1: Учебник. М.: Музыка, 1988, - 175 с.
161. Цыпин Г. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. — Кн. 1. М.: Советский композитор, 1988. - 382 с.
162. Цыпин Г. Исполнитель и техника. М.: Издат. Центр «Академия», 1999.- 192 с.
163. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып. 2. — Долгопрудный: Аплегро-пресс, 1994. - С. 29-43.
164. Черняков И. Эстетика игры и художественное творчество. — М.: «ТЕК ЛТД», 1993.-122 с.
165. Чигарева Е.И. Семантика музыкального языка Моцарта. К постановке проблемы // Инструментальная музыка классицизма / Научные труды Московской консерватории. — Вып.22. М., 1988. - С. 67-88.
166. Чигарева Е.И Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика. М.: «Эдиториал УРСС», 2001.-280 с.
167. Чичерин Г.В. Моцарт: Исследовательский этюд,. 4-е изд. -Л.: Музыка, 1979.-225 с.
168. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. -М.: Музыка, 1965. 724 с.
169. Шостакович Д. Мастерство и ремесло // Советская культура. 20 декабря 1965 г.
170. Шулер Д. Если бы Моцарт вел дневник. 2-е изд. - Будапешт: Кор-вина, 1963. - 107 с.
171. Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986. - 128 с.
172. Эйнштейн А. Моцарт: Личность. Творчество. — М.: Музыка, 1977. — 451 с.
173. Ягудин Ю. О развитии выразительного звука // Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3. - М., 1971. - С. 193-203.
174. Ягудин Ю. Славный юбилей // Сов. Музыка. 1975. - 30 июня. (К 80-летию профессора Усова А.И.).
175. Якустиди И. К вопросу формирования губного аппарата валторниста: Дис. . канд. Искусствоведения. Киев, 1982. - 160 с.
176. Ambras A. Geschichte des Musik. Т.4. - Breslau; Leuckart., 1878 - 487 s.
177. Farmer H. The Rise and development of militari musik. London., w. Peeves, 1912.-156 p.
178. Fitzpatrik H. "Antonio Posetti". ML, xliii. 1962. - 284 p.
179. Fortescue, John William a history of the British army. — London; n. j.: Macmillian, 1899.-vol. 1.-591 p.
180. Heyde Herbert. Horner und Zinken. Leipzig: Dt. Verl. Fur Musik, 1982. -272 s.
181. Hoboken A. Joseph Haydn. Thematisch bibliographisches werkerzeichnis. Jnstrumentalwerke. Mainz., 1957. 848 s.
182. Janetzky, Kurt; Briichle Bernhard. Das Horn: Eine kleine chronik seines Werdens und Wirkens. Bern; Stuttgart: Hallwag, con. 1977. -112 s.
183. Morley—Pegge P. The French Horn. London / Ernest Benn limited, 1978. — 222 p.
184. Murray S. "The Rosler-Rosetti problem: A confusion of pseudonym and mistaken identity". ML, lviii, 1976. - 130 p.
185. Neukomm E. Histoire de la musique militaire Paris 1889/ - 214 p.
186. Натуральные валторны XVIII века
187. F V' ° tief A (A-basso)j5£
188. Следует отметить, что натуральный звукоряд для всех строев валторн записывается одинаково, но звучание при этом получается разное в зависимости от строя инструмента.1. CHASSE.f1. Adagio
189. DIVERTIMENTO (PartMa) in G Hoboken 11:3.1. JOSEPH HAYDN (ca. 1760)1. Allegro1. CORNI I in Sol <G II1. FAGOTTI1. Cor
190. Свое переложение для валторны с фортепиано Концерта № 3 В.Моцарта, изданное фирмой «Брейткопф», Клинг впервые опубликовал в 1880 году.
191. Свою редакцию сольной партии Концерта № 3 для валторны с оркестром В.Моцарта в переложении А.Клинга, В.Полех опубликовал в Москве (Издательство «Музыка») в 1972 году.1. Схема рондо-сонаты:
192. Pi С Э1 • К Р2 Э2 Рз Эз I Р4 I1. А м в А С А В А
193. Тема « М Тема < Тема Тема Тема Темагл. п. и поб.п. м гл. п. эпизод гл. п. поб.п. гл.п. .или экспозиция РАЗРАБОТКА РЕПРИЗА КОДА J
194. Таковы общие законы взаимодействия двух форм рондо и сонаты, где важнейшим сонатным признаком является проведение Рз и Эз (главная и побочная темы) в главной тональности в репризе.
195. Схема финальной части Сонаты F-dur для валторны и фортепиано:
196. РАЗДЕЛЫ РОНДО-СОНАТНОЙ ФОРМЫ . Т А ; К Т Ы . .
197. ЗАТАКТ 1-16 17-30 31-38 39-45 46-61 62-92 93-101 102-116 117-120 121-130 ЗАТАКТ 130-161 доп. 162-167
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.