Мультикультурализм: Идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, доктор социологических наук Куропятник, Александр Иванович

  • Куропятник, Александр Иванович
  • доктор социологических наукдоктор социологических наук
  • 2000, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 332
Куропятник, Александр Иванович. Мультикультурализм: Идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ: дис. доктор социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Санкт-Петербург. 2000. 332 с.

Оглавление диссертации доктор социологических наук Куропятник, Александр Иванович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН МУЛ ЬТИ КУЛЬТУ РАЛ ИЗМА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

§ 1. Мультнкультурализм как мегодолгпческий принцип н научная категория

§ 2. Основные типы государственной либеральной идеологии, формы мультикультурализма

ГЛАВА 2. МУЛЬТИКУЛЫУРАЛИЗМ В СТРАНАХ КЛАССИЧЕСКОЙ ИММИГРАЦИИ

§ 1. Основные подходы к социальным и этнокультурным проблемам полиэтнических обществ

§ 2. Канадский мультнкультурализм

§ 3. Австралийский мультнкультурализм

§ 4. Мультнкультурализм в США

ГЛАВА 3. МУЛЬТНКУЛЬТУРАЛИЗМ И МИГРАЦИЯ-ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПЛЮРАЛИЗАЦИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ОБЩЕСТВ

§ 1. Факторы этнокультурной плюрализации Европы

§ 2. Этнокультурный плюрализм и проблема интеграции общества.

ГЛАВА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАНТОВ

§ 1. Иммиграция в страны Западной и Северной Европы: история, причины« основные Факторы

§ 2. Франция

§ 3. Великобритания

§ 4. Германия

§ 5. Швеция

ГЛАВА 5. МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ И НАЦИЯ $1. К определению этнокультурного и социально-идентификационного содержания термина «нация» в современных полиэтнических государствах

§2. Регионализм в Западной Европе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мультикультурализм: Идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ»

Актуальность исследования. Современные национальные общества переживают один из наиболее сложных периодов своей истории. Процессы глобализации в сферах экономики, политики, культуры, социальной жизни, технологической модернизации производства и средств массовой коммуникации постепенно стирают границы между континентами, цивилизациями, обществами, национальными государствами, которые еще несколько десятилетий назад представлялись относительно обособленными и не столь активно подвергающимися взаимным влияниям.

Наиболее мощным дестабилизирующим фактором современного межгосударственного взаимодействия и внутреннего социального «порядка» является глобальное движение населения. В связи с этим термин «глобализация» является альтернативным по отношению к термину «стабилизация». В границах национальных государств иммиграция принимает проблемную форму не столько из-за сложностей интеграции «своего» и «чужого» (этот опыт хорошо известен в различных национальных и культурных традициях), сколько из-за объемов, массовости иммиграционных потоков, изменяющих в сравнительно короткие сроки этнокультурный и социальный облик исторически сложившихся национальных образований. Нарастание иммиграционного давления на западноевропейские государства и другие индустриально развитые страны мира в последние несколько десятилетий XX в. столь велико, что ни национальное государство (в его привычном понимании), ни его центральная культурная система (Э.Шилз) справиться с ним в полном объеме и в привычном интеграционном, ассимиляцинно-диспаритетном модусе уже не могут. Это означает, что прежние формы межкультурного, межэтнического взаимодействия между национальным большинством и меньшинствами нуждаются в серьезной трансформации. В первую очередь, требуется поиск оптимальных алгоритмов межгруппового взаимодействия, а также изменение характера отношений между государством, его институтами и различными группами населения. В этом смысле развитые формы демократического правления, организации политической, социально-экономической, культурной жизни, а также творческой инициативы индивидов и социальных коллективов в западных обществах являются полезным и весьма продуктивным приобретением определенного типа цивилизации (М.Вебер).

Для групп иммигрантов из неевропейских стран современные демократические государства, с одной стороны, предоставляют возможность интеграции и освоения накопленного европейского цивилизационного опыта, а с другой, - выступают как условие, среда, политико-правовое основание воспроизводства ими этнокультурного сообщества в границах уже существующего национального общества. Возникающий в результате этого конфликт между новыми этнокультурными группами меньшинств и национальным большинством рассматривается в настоящем исследовании не просто как конфликт «большинства» и «меньшинства», но как ситуация социального противостояния этнического сообщества, конституирующего себя на примордиальных основаниях, обществу, существующему на либеральных принципах и подверженному разрушительному воздействию индивидуализма.

Усиление плотности социокультурных, межэтнических коммуникаций на уровне локальных социальных образований, регионов и национальных сообществ, имеет два важных следствия. Во-первых, непосредственные переживания этнических и культурных различий, повседневные столкновения с «инаковостью», затронувшие большие группы людей явились, важным стимулом широкого обсуждения форм сосуществования различных этнокультурных и социокультурных групп населения на национальном и наднациональном уровнях, во-вторых, поставили под сомнение результаты интеграционных усилий национальных государств, успешности их национальных политик. Характер отношений сложившийся между национальными государствами, между государством и его периферийными регионами, между национальным большинством, национальными, этническими и культурными меньшинствами, манифестирующими свои требования в форме социальных движений, инициатив, заметно подрывает сформированную усилиями «народа», государства и «истории» внутреннюю социальную и национальную стабильность.

Впервые за всю историю существования наций национальный вопрос превратился в этнонациональный и стал одним из самых актуальных в жизни многих народов. Нация, как форма организации социально-политической, национально-государственной жизни человеческих общностей, трактуется, при этом, то как этнокультурное партикулярное образование, т.е. нация-этнос, то как государственно-политическая общность. Проблема состоит в том, что и в одном, и в другом случае нация стремится к устранению этнокультурного плюрализма, поощряет ассимиляцию национальных, этнических, культурных меньшинств в пользу этничности и культуры национального большинства.

Мультикультурализм приобретает в этом случае особое социальное и политико-идеологическое значение. Он предлагает новые подходы к трактовке сущности нации, национального общества как образований полиэтнических, поликультурных, осознающих себя таковыми и реализующими на уровне государственной идеологии, в конкретных национальных политиках принципы признания, не дискриминации, свободы группового и индивидуального выбора, социального согласия, межэтнической и межкультурной толерантности. Мультикультурапизм охватывает весь спектр социальных, этнокультурных, политических проблем, которые возникают во взаимоотношениях между государством, национальным большинством - с одной стороны, национальными коренными меньшинствами, этническими группами иммигрантов - с другой. К ним относятся, в частности, требования национальных меньшинств, касающиеся сохранения, развития и публичного использования национальных языков, предоставления им региональной автономии, политического представительства в государственных органах власти, особых прав на этническую территорию, создания такой системы государственного образования, которая учитывала бы их национальные интересы. Для групп иммигрантов первостепенными являются требования равных гражданских прав с национальным большинством, недискриминации на рынке труда, в образовательных учреждениях, в сфере социального обеспечения и правовой защиты. В данном контексте значимы как собственно инструментальные - социально-технологические средства ослабления социального напряжения, так и меры, направляемые на трансформацию политических и правовых систем соответствующих национальных государств, их внутренней национальной политики к изменяющимся социальным и этнокультурным условиям.

Это обстоятельство обусловило выбор круга изучаемых в диссертации национальных государств, одни из них - Австралия, Канада, США являются обществами классической иммиграции, другие - обществами, находящимися на стадии осмысления себя в качестве стран постоянной иммиграции, то есть обществами мультикультуральными - Великобритания, Франция, Германия, Швеция. Можно выделить разные типы либеральных идеологий, национальных политик, реализуемых по отношению к национальным, культурным и этническим меньшинствам двумя группами этих государств: в США, Австралии, Канаде - это поддержка этнокультурного и национально-регионального плюрализма; в западноевропейских странах - поддержка этничности, национальной идентичности и культуры национального большинства. Это позволяет соотнести мультикультурализм иммигрантских обществ с политикой социальной стабилизации (сохранение должного равновесного состояния экономики, социальной, политической и этнокультурной жизни общества), мультикультурализм западноевропейских обществ -с политикой стабильности, направленной на сохранение исторически сложившейся национальной идентичности, этнического и культурного облика национального общества, нации. В обоих случаях конечной целью усилий национальных правительств является достижение определенного стабильного состояния общества. Поэтому политика стабильности понимается в данном исследовании как обобщающий термин, включающий все возможные политические меры по стабилизации социальной системы или ее сохранения. Ее важнейшая функция состоит, таким образом, в недопущении дисбаланса, кризиса в социальном развитии общества.

Разнообразие подходов к осмыслению мультикультуральной реальности в различных национальных обществах позволяет предположить, что обеспечение мирного сосуществования групп людей с различной историей, культурой и идентичностью не могут быть достигнуты на основе общих, универсальных принципов взаимной толерантности. В каждом конкретном случае социальной стабилизации сложной этнокультурной и этносоциальной среды они должны иметь свою специфику, принимающую во внимание не только групповые, но и индивидуальные интересы. Как представляется, именно на этом основании должна строиться конкретная национальная политика, а так же оцениваться ее эффективность.

Необходимость специального освещения мультикультурализма как социального феномена и научной категории обусловлена также и тем, что в отечественной научной традиции этот термин известен небольшому кругу специалистов и, соответственно, не имеет необходимого инструментального научного значения.

Между тем, мультикультурализм как идеология и политика социальной стабильности, межэтнического согласия имеет особое значение для стран полиэтнических. Именно в них попытки создания либерально - демократических режимов и институтов чаще всего подрываются националистическими конфликтами, а этническая мобилизация, этнокультурные противоречия используются для завоевания политической власти. В связи с этим обсуждение темы мультикультурализма в современной России, переживающей период межэтнической, культурной и, шире, социальной дезинтеграции является важным и своевременным.

Степень разработанности проблемы. Проблема социальной стабильности полиэтнических, культурно плюралистических обществ, обсуждаемая в рамках концепций мультикультурализма, уже более трех десятилетий находится в центре внимания социальных наук индустриально развитых стран мира. Однако было бы преждевременным утверждение о том, что в теоретическом плане мультикультурализм, как система взглядов и принципов, достиг определенной зрелой стадии развития. Показательна в этом плане неоднозначность его оценок в социальных и политических науках.

Так, например, в западноевропейском научном сообществе некоторые ученые отвергают сам термин «мультикультурализм». Одни соотносят его с идеей безудержной этнической, культурной диверсификации национальных обществ, привносящей в их коллективную идентичность чувство неуверенности и дестабильности (Ленцен Д., Хоффманн Л.). В этом случае мультикультурализм рассматривается как идеология «стареющей» нации (Адам К., Фауль Э.). Другие - с американским коммунитаризмом, который ведет национальные общества не к интеграции, а к «балканизации» и конфликту (Мартиниелло М., Мейер Т.). Третьи - рассматривают мультикультурализм как «монокультуру», то есть как форму культурного обогащения одних за счет других (Ленцен Д.).

Между тем, рост числа исследований, посвященных политическим, социально-экономическим и культурным проблемам полиэтнических обществ, свидетельствует об усилении интереса ученых к изучению перспектив их мультикультурального развития. В опубликованных к настоящему времени работах мультикультурализм рассматривается преимущественно с социально - философской, морально-этической или политико-правовой точек зрения (Аппиа К., Вольф С., Кимликка У., Гутман Э., Оберндерфер Д., Тайлор Ч., Уальцер М., Хабермас Ю. и др.).

Мультикультурализм трактуется при этом не только как форма ( теоретической концептуализации роста этнического и культурного плюрализма современных национальных обществ, проблем межэтнической коммуникации, взаимодействия различных культур, но и как важное направление развития современной социальной теории. Оно включает в себя изучение вопросов социального, политического и экономического равенства членов мультикультурального общества, как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. В соответствие с этим фокус мультикультуральной рефлексии развития полиэтнических обществ направлен, во - первых, на исследование этносоциальных и культурных процессов, механизмов интеграции национальных обществ или причин развития в них центробежных тенденций. Во-вторых, на изучение проблем социальной стратификации обществ, вызванных иммиграцией, социально-экономическим положением национальных меньшинств и новых иммигранстских групп населения (Арзаканян М. Ц., Блау П., Баде К., Гайзлер Р., Кастлес С., Любарг М. К., Парсонс Т., Сиджански Д., Янг К. и др.).

Проблема состоит в том, что эти два направления изучения мультикультуральной реальности развиваются обособленно друг от друга. В связи с этим, в настоящем диссертационном исследовании внимание уделяется не только особенностям межэтнических, межкультурных и политико-правовых отношений между национальным большинством и меньшинством, но и социально-экономическому положению этнических, национальных меньшинств, детерминирующему формы их социальной активности.

Особенность мультикультурального взгляда на природу и сущность современного общества состоит в признании его культурного и этнического многообразия. Представление об этнокультурной гомогенности национальных обществ, нации как высшей форме существования этноса, предопределяющих состояние социальной стабильности, трактуется в концепциях мультикультурализма с точки зрения социальной динамики, процессу ал ьности их культурных, этнических и социальных параметров, а социальная стабильность понимается как устойчивое равновесие. В этом состоит одно из важных методологических положений мультикультурализма. Изменение этнической структуры национального общества или общностей иного уровня, их культурных компонентов, происходящее в результате массовой иммиграции населения ведет не только к трансформации характера, качества социальной среды принимающего общества, но является главной причиной изменения коммуникативных стратегий взаимодействующих групп населения, повышения конкуренции на рынке труда, социального напряжения в целом.

При этом, важное значение имеют исследования этничности, причин и механизмов установления групповых границ, а также их соотнесенности с этнокультурными параметрами групп населения (Арутюнов С., Вермюллен X., Барт Ф., Бромлей Ю. В., Буков В., Мюльман В., Скорцов Н.Г., Шилз Э., Эриксен Т. и др.).

Попытки рационализации, оптимизации взаимодействия индивидов и групп иммигрантов с окружающей этнокультурной средой предпринимаются в рамках так называемой мультикультуральной образовательной теории. Последняя имеет своей целью включение в учебные планы и программы учебных заведений дисциплин, которые способствуют формированию у молодежи представлений об образе жизни в иных культурах, содействуют выработке принципов межкультурного взаимодействия и взаимопонимания в целом (Боммес М., Глейзер Н., Гутманн Э., Ленцен Д., Радтке Ф-0 и др.).

В рамках концепций мультикультурализма особое место занимает обсуждение проблемы нации, национальной идентичности, так как этнокультурная диверсификация современных национальных обществ ведет не только к изменению их этнокультурного и расового облика, трансформации национального самосознания, но ставит под сомнение сам термин «нация», как форму организации жизни национально-государственной общности. Важное методологическое значение при исследовании этой проблемы имеют работы Андерсона Б., Бороноева А.О., Брубекера Р., Геллнера Э., Гетце Д., Здравомыслова А Г.,

Мыльникова A.C., Мюнклера X., Оберндерфера Д., Отто К., Рихтер Д., Тишкова В. А., Уоллерстейна И., Хобсбаума Э. и др.

Между тем эти весьма важные подходы к изучению современного общества недостаточно полно охватывают круг вопросов, затрагивающих такую тему как «национальное государство и иммиграция». В связи с этим в данном исследовании доминирующим является взгляд на мультикультурализм как социальный, этнокультурный и политико-идеологический феномен, прежде всего, через призму современных иммиграционных процессов. Вероятно, именно иммиграция в совокупности с другими социально-экономическими, демографическими, политическими факторами - тот катализатор неблагоприятных тенденций, которые определяют внутреннее развитие современных национальных государств, международной социальной системы в целом.

В российской научной традиции, в частности, в социологии, социальной/культурной антропологии, этнологии, этнопсихологии мультикультурализм ни как социальный феномен, ни как научная категория не получил еще достаточного признания. Своеобразная стигма, закрепившаяся за ним в советской научной литературе еще в 1970 - е гг. как о неудавшейся политике «многокультурья» в Канаде явилась важной причиной того, что термин мультикультурализм только в последние годы стал проникать в отечественные социальные науки. Между тем, круг основных проблем как теоретических, так и практических, поднимаемых в рамках концепций мультикультурализма, довольно успешно разрабатывается в отечественной этнологии, социологии, этнической социологии, социальной антропологии. В частности, это касается изучения миграций, этнических диаспор, межэтнических отношений, этнических сред, этнонационализма, этничности, правового положения меньшинств (Арутюнян Ю.В., Бромлей Ю.В., Бороноев А.О., Дробижева J1.M, Губогло М.Н., Здравомыслов А.Г., Клементьев Е.И. Кондратьев B.C. Костин P.A., Сикевич З.В., Старовойтова Г.В., Сусоколов A.A., Тишков В.А., Тощенко Ж.Т., Хабибуллин К.Н., Чебоксаров H.H. и др.).

Объектом диссертационного исследования являются западноевропейские национальные общества и общества иммигрантские - Австралии, США, Канады. Предметом исследования является мультикультурализм, нацональные концепции и подходы, сформировавшиеся на основе либеральных идеологий, к решению проблемы стабильности, стабилизации динамично изменяющих свои этнокультурные и социальные параметры современных западных обществ.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертации является определение феномена мультикультурализма, выявление его методологического значения при формировании национальных идеологий и политик, возможностей использования для изучения динамики развития современных полиэтнических обществ. Ее достижение потребовало решения следующих задач:

- выявление основных тенденций современного развития этносоциальных процессов в западноевропейских обществах и обществах классической иммиграции США, Австралии и Канады;

- определение основных форм и типов мультикультурализма как либеральной государственной идеологии;

- проведение историко-социологического анализа основных причин и факторов этнокультурной плюрализации западных обществ;

- выявление основных подходов к проблемам социальной и этнокультурной стабилизации иммигрантских полиэтнических обществ, их социальной интеграции на основе национальных политик мультикультурализма;

- исследование национальных концепций мультикультурализма, политик стабильности, реализуемых в западноевропейских странах: Великобритании, Франции, Германии и Швеции;

- определение содержания, функций и политической релевантности этничности в мультикультуральном обществе в контексте взаимодействия гражданского общества и этнического, культурного сообщества;

- определение основных тенденций и проблем развития современных национальных обществ на основе анализа социально-идентификационного и этнокультурного содержания терминов «мультикультурализм» и «нация»;

- выявление теоретико-методологических и гносеологических возможностей мультикультурализма, особенностей, перспектив его использования при изучении современных этносоциальных процессов, решении задач по их оптимизации.

Научная новизна исследования. Исследование мультикультурализма, как идеологии и политики социальной стабильности полиэтнических обществ, впервые избрано в качестве темы специального диссертационного исследования в рамках этнической социологии.

1. Впервые в отечественной социологии, социальной антропологии и этнической социологии мультикультурализм представлен как сложный социальный, культурный и политико-идеологический феномен, отражающий три уровня теоретической рефлексии развития современных национальных обществ: дескриптивный или демографический, политический и идеологический.

2. Изучены исторические причины, а также выявлены особенности использования иммигрантскими и западноевропейскими национальными обществами различных типов либеральных идеологий для оптимизации этнокультурных и этносоциальных процессов.

3. Предложено выделение двух основных форм мультикультурализма, реализуемых, с одной стороны, в странах Западной Европы, а с другой - в Австралии, США и Канаде. Выявлена их сопряженность с такими базовыми социологическими категориями как «стабильность» и «стабилизация».

4. В отличие от известных в западной научной традиции подходов к анализу проблем полиэтнических обществ, в настоящем исследовании мультикультурализм рассматривается через призму современных иммиграционных процессов.

5. Иммиграция анализируется при этом как один из наиболее значимых факторов не только этнокультурной плюрализации национальных обществ, но и как важный фактор дестабилизирующий исторически сложившиеся формы их социальной и культурной жизни.

6. Предложен новый для отечественной социологии взгляд на социальную роль этничности как политически нерелевантную. Этничность, этническая принадлежность граждан государства должна исключаться из национально-государственной идеологии и занимать периферийное положение.

7. Впервые в отечественной социологии и социальной антропологии представлен опыт, проблемы и перспективы мультикультурального развития таких государств как Великобритания, Германия, Франция и Швеция, их национальные политики мультикультурализма.

8. На примере развития современных этносоциальных процессов в таких странах как Франция и Германия сформулирована и изучена проблема взаимных отношений национального общества и новых этнических групп меньшинств, на основе категорий «общество», «сообщество», как имеющая важное методологическое значение для решения задач социальной стабильности западноевропейских обществ.

9. Показано, что идея о двух базовых типах социальных общностей «общество» и «сообщество», характере и принципах их взаимодействия, предложенная немецким социологом Ф.Теннисом и развитая в трудах М.Вебера, Т.Парсонса, сегодня приобретает особое значение для изучения проблем этничности, нации, национальной идентичности. Особенность современной этносоциальной ситуации состоит в том,*'.? этнические сообщества, сформировавшиеся из иммигрантов в странах Западной Европы, противостоят «принимающим» западноевропейским национальным обществам не только в этнокультурном, но и политическом плане, разрушают основы их существования.

10. Проблема современной нации рассматривается в контексте мультикультурального общества. Ее важнейшими основаниями являются не только культурные или политические параметры национальной идентичности, но их взаимное пересечение, историческая сопряженность.

11. Мультикультурализм, динамика развития этнокультурных параметров национальных обществ выступают важными факторами трансформации, рекодификации национальной идентичности. Исходя из этого, нация, национальная идентичность понимаются как процессуальные явления, включающие в себя в различные периоды истории нации, в различных социально-политических и этнокультурных условиях разные уровни индивидуальной и групповой самоидентификации: локальный, региональный и общенациональный.

12. Проанализирован опыт стран Западной и Северной Европы, а также США, Канады, Австралии по стабилизации национальной идентичности. Доказано, что политические основания идентификации граждан государства всегда имеют приоритетное положение в национальных идеологиях даже в тех случаях, когда этнические и культурные различия между национальным большинством и меньшинствами поддерживаются государственными мерами.

Практическая значимость полученных результатов. Некоторые теоретические положения и практические рекомендации, получившие развитие в диссертационном исследовании, были использованы при разработке в НИИ Комплексных социальных исследований «Программы поддержки и развития культуры в Ленинградской области на 1993-1995 гг.» по заказу Комитета по культуре Администрации Ленинградской области (Санкт-Петербург, 1993 г.).

Важнейшие методологические положения диссертационного исследования, а также принцип регионального подхода к изучению современных этносоциальных процессов нашли применение при разработке тем: «Современное этнокультурное и этносоциальное развитие народов России»; «Человек в национально-культурном мире: отчуждение и созидание. Пути демократизации межнациональных отношений»; «Человек в системе сфер общественной жизни: закономерности взаимодействия сфер общественной жизни, их отражение в сознании человека» в рамках Программы «Народы России: возрождение и развитие» в 1992 - 1995 гг.

Некоторые теоретические положения межэтнического и межкультурного взаимодействия были использованы при работе над темой «Этносоциология» в рамках Программы «Университеты России» в 1992- 1993 г.

Основные положения диссертации были использованы в разработанных автором и утвержденных ученым советом факультета социологии программах курсов: «Этническая социология», «Методы антропологических исследований», «Этнология», «История антропологических учений», а также спецкурсов: «Миграции: этносоциальные и культурные аспекты межэтнической коммуникации», «Нация, народ, этничность» на русском и немецком языках (в соавторстве с проф. К. Отто). Спецкурс «Межэтнические конфликты в современной России» был подготовлен автором на немецком языке и прочитан в университете г. Билефельда (Германия) в 1994- 1995 г.

Ряд положений диссертации был использован при написании учебного пособия для немецких студентов заочной формы обучения университета г. Хагена (Германия) «Европейское общество: Россия», Хаген. 1997.

Апробация научных результатов. Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию на Ежегодных Российско - Финляндских гуманитарных чтениях «Шегрен - академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. К 200 - летию со дня рождения» (Санкт-Петербург, 5-7 октября 1993 г.), на Международной конференции «Проблемы культурогенеза и культурное наследие» (Омск, 1993), на Первых социологических чтениях «Социолгия, социальность, современность» (Москва, ноябрь 1994 г.), на Всероссийской научной конференции, посвященной 275-летию Санкт-Петербургского государственного университета «Социологические образование в России: итоги, проблемы, перспективы» (25 - 27 июня 1998 г.), на Всероссийской научной конференции «Социология в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургском государственном университете», посвященной 10 - летию факультета социологии СпбГУ (Санкт-Петербург, 28 - 30 июня 1999 г.), на Третьем международном симпозиуме «Этничность и этнический менталитет в циркумбалтийском ареале», (Санкт-Петербург, 23 - 25 сентября 1999 г.), на Юбилейных ХУ чтениях «Этнография Петербурга - Ленинграда», (Санкт-Петербург, 5-7 декабря 1999 г.), на Первом Всероссийском социологическом конгрессе «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» (Санкт-Петербург, 27 - 30 сентября 2000 г.).

Диссертация была обсуждена на кафедре культурной антропологии и этнической социологии факультета социологии СПбГУ и рекомендована к защите.

По результатам диссертационного исследования опубликована монография: Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб., 2000.

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Куропятник, Александр Иванович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мультикультурализм представляет собою одно из важных теоретико-методологических направлений, развивающихся в социальных науках индустриально развитых стран Западной и Северной Европы, Австралии, США и Канады. Его важной особенностью является то, что попытки теоретической рефлексии современного состояния и перспектив развития полиэтнических, мультинациональных обществ тесно связаны с практикой разрешения социальных, межэтнических, межкультурных противоречий и конфликтов, возникающих в национальных государствах. Являясь одной из форм либеральной идеологии, мультикультурализм в той или иной мере затрагивает весь спектр социальных, политических и этнокультурных проблем современных национальных обществ. Он включает не только национальный уровень анализа отношений между различными этническими и культурными группами, между меньшинствами и национальным большинством, между центром и периферийными регионами, но и интернациональный - между отдельными нациями, национальными государствами и международным сообществом.

В связи с этим выделяются несколько уровней понимания мультикультурализма: идеологический, политический и демографический или дескриптивный, каждый из которых отражает определенную сферу социальной реальности, ее процессуальный характер, а так же основные подходы к осмыслению и оптимизации этносоциальных процессов.

Методологическое значение мультикультурализма наиболее отчетливо представлено на идеологическом уровне. Два основных типа либерализма, в рамках которых получают развитие мультикультуральные идеологии, предполагают определенный алгоритм взаимотношений между национальным большинством и меньшинствами, а также определяют позицию и роль государства как действующего актора в формировании и поддержке политических, культурных коммуникативных стратегий социальных групп в границах национального общества.

Сущность либерализма первого типа состоит в том, что государство придерживается в отношениях с меньшинствами такой стратегии взаимодействия, которая позволяет включать различные их группы в процесс управления и самоуправления на разных уровнях госудаственной иерархии. В этом случае государство занимает нейтральную позицию к различным группам своего населения. Конечной целью нормализации отношений между национальным большинством и меньшинствами является выравнивание «степеней^ О раска», которое завершается ассимиляцией меньшинства.

Сущность либерализма второго типа заключается в том, что государство несет ответственность за выживание всех групп меньшинств, сохранение и развитие их этнического, культурного своеобразия. Принципиально важным является осуществление такого характера отношений между национальным большинством и меныпиствами, при котором они на паритетных основаниях смогут сохранять свои культуры и идентичности.

Либеральные мультикультуральные идеологии второго типа реализуются преимущественно в государствах, население которых сформировалось за счет иммиграции: в Канаде, США, Австралии. Полиэтничность, поликультурность национальных обществ этих стран является своеобразной исторической предпосылкой взаимной этнокультурной толерантности различных групп их населения, особых путей формирования нации, а также ведущей роли в этом процессе государства и его институтов.

Мультикультуральная идеология первого типа осуществляется в западноевропейских индустриально развитых странах. Признание мультинационального, мультикультурного характера западноевропейских национальных обществ является важным стимулом реализации их правительствами политики этнокультурной поддержки национального большинства. Исторически сложившаяся этнокультурная гомогенность населения западноевропейских стран, олицетворяемая культурой и этничностью национального большинства, выступает в системе национальной идеологии важнейшим фактором сохранения и укрепления социальной стабильности национальных обществ привычными, исторически верифицированными политическими мерами и механизмами. Б соответствии с ними, этнические и культурные меньшинства, как коренные, так и сложившиеся в результате иммиграции должны подвергнуться ассимиляции и принять соответствующую национальную идентичность.

Мультикультуральные идеологии реализуются в форме национальных политик национальных государств. Их основными принципами являются: принцип недискриминаци национальных и этнических меньшинств, социального и правового равенства с большинством в границах национальных обществ; межэтнической и межкультурной толерантности различных групп населения; принцип признания, во-первых, мультиэтнического, мультикультурного характера национального общества, во-вторых, равноправного статуса меньшинств по сравнению с национальным большинством, права на сохранение и развитие меньшинствами своей культуры, этничности, языка, образа жизни, права на этническую территорию, на принятие решений, имеющих принципиальное значение для их этнокульурной и * политической будущности.

Политики мультикультурализма в иммигрантских обществах США, Австралии и Канады имеют как сходства, так и существенные отличия. Общим для них является признание меньшинств в структуре национального общества, их прав на культурную и этническую аутентичность. В Канаде, например, политика признания коренных меньшинств и франкоканадцев самостоятельными нациями, интегрированными в нацию канадскую, требует от правительства этой страны поиска новых механизмов интеграции общества, утверждения общеканадской идентичности на основе политического гражданства. Многочисленные группы иммигрантов европейского, азиатского происхождения постепенно интегрируются в состав англоязычного канадского большинства.

В Австралии формирование общей национальной идентичности населения страны происходит на основе поддержки его этнокультурного плюрализма. Отчетливая этническая дифференциация групп населения, проявляющаяся в системах расселения, взаимной отчужденности представителей различных этнических групп используется правительственными учреждениями посредством сотрудничеств с лидерами этнических общин для решения или улаживания острых социальных коллизий. Идея полиэтнического национализма австралийцев соединяет в себе две формы идентичности - политическую на общенациональном уровне и этнокультурную на уровне локальном.

В США этнокультурный плюрализм населения страны освящен историей и законом. Этнические группы достаточно отчетливо оформлены. Государство и нация, занимая надэтническую позицию, выступают главными социально-политическими акторами, регулирующими как межгрупповые отношения через сеть специальных государственных социальных учреждений и фондов, так и отношения «группа» - «государство», предполагающими борьбу меньшинств за перераспределение властных ресурсов. Отмечаемая , некоторыми учеными слабость этнокультурных групп меньшинств США объясняется отчасти динамичным развитием индивидуализма, дезинтегрирующим американское общество. По справедливому замечанию М.Уолцера мультикультурализм в этих условиях является больше источником беспокойства, нежели надежды.

В западноевропейских государствах Великобритании, Франции, Германии мультикультурализм не получил необходимого официального признания. Исключение в этом отношении составляет Швеция, где государственная политика мультикультурализма осуществляется с 1975 г. Важное отличие указанных европейских стран от стран классической иммиграции состоит в том, что они не признают себя иммигрантскими обществами. Соответственно, их политики по отношению новым этническим группам иммигрантов, проживающих на территории этих государств уже не одно поколение, существенно отличаются от политик иммигрантских обществ. В целом, они сопряжены с проблемой гражданства, политической и культурной интеграцией иммигрантов (Германия), признанием этнокультурных групп как самостоятельных частей общества, а так же признанием публичного характера их религий, в частности, ислама (Франция), расовой и этнической дискриминацией, ослабить которую не могут мультикультуральные образовательные программы (Великобритания). Характер взаимных отношений между национальным большинством и этническими меньшинствами иммигрантов детерминируются здесь традиционалистской конфигурацией национальных идеологий. Поддержка этнокультурного выживания национального большинства имплицитно предполагает постепенную интеграцию и ассимиляцию меньшинств. Эта стратегия по отношению к меньшинствам реализуется на том идеологическом основании, что стабильность, диахронная устойчивость национального общества могут быть обеспечены лишь при условии общей национальной идентичности их населения.

Новые подходы к пониманию сущности современной нации, а так же характера национальной идентичности стали формироваться в условиях глобализации экономики и все возрастающих иммиграционных потоков в западноевропейские страны. Европейская интеграция вызвала к жизни рост региональных и этнонациональных движений, которые наряду с политическими лозунгами активно формируют этнодетерминированные региональные и локальные идентичности. Вследствие этого европейские национальные общества подвергаются разрушительному влиянию как изнутри, так и извне. Идея нации, базировавшаяся на известной культурной и этнокультурной гомогенности, а также общей идентичности ее членов постепенно осознается населением западноевропейских государств как образование этнически и культурно гетерогенное, отдельные группы населения которого имеют свою идентичность, превращающую некогда целостную национальную идентичность в иерархию идентичностей.

Это обстоятельство не могло не вызвать противодействия и этнокультурной активизации национального большинства, Европейские национальные общества, существующие на принципах либеральной демократии, подвергающиеся разрушительному воздействию индивидуализма, столкнувшись с этнокультурными группми иммигрантов или этническими, этнорелигиозными сообществами, противопоставили им «свою идеологию сообщества» -национализм, культурный фундаментализм и праворадикальные движения. Весьма показателен тот факт, что нации, национальные общества Франции и Германии, сформировавшиеся на различных основаниях: политическом и этнокультурном, по отношению к новым этническим меньшинствам, ¿;х требованиям публичного признания и недискриминации обнаруживают сходные стратегии противодействия. Они направлены в обоих случаях на сохранение этничности, культуры и идентичности национального большинства, ассимиляцию меньшинств, что отвечает исторической логике, опыту сохранения политической, социальной и этнокультурной стабильности национального общества. Как представляется, этот подход к исследованию характера и тенденций развития западноевропйеских национальных обществ может стать весьма перспективным.

При постановке проблемы мультикультуральной перспективы развития России важно принимать во внимание то важное обстоятельство, что наряду с группами иммигрантов в Российской Федерации проживают многочисленные коренные народы, имеющие свою историю, этничность, этническую территорию, исторические традиции государственности, свою логику этнокультурного развития в границах российского общества и государства. Политика «плавильного котла» или ассимиляции является по отношению к ним неприемлемой. Сосуществование, сотрудничество меньшинств и национального большинства в пределах единого государства, общества возможно на принципах мультикультурализма второго типа. Признание и поддержка этнокультурной аутентичности коренных народов страны силами и средствами государства должно сопровождаться утверждением в национальной идеологии политического принципа гражданства, многоуровневого характера идетичности.

Современные формы социальной, этнокульутной и политической активности этнических и национальных меньшинств в многонациональных государствах свидетельствуют о том, что стремление к защите этничности, культуры, образа жизни, требования различных форм самоуправления, автономии является характерным не только для России, но представляет собою общую тенденцию развития мировых этносоциальных процессов. Они характерны как для европейских обществ, так и для обществ иммигрантских.

Признание культурного плюрализма национального общества является первым шагом на пути признания его мультикультуральности. В этом плане мультикультурализм не совпадает по своему содержанию с культурным плюрализмом. Его сущность состоит не в описании или констатации факта культурного или этнического многообразия, а в определении, выработке важнейших принципов социального, этнического, культурного сосуществования различных групп населения в полиэтнических и полинациональных обществах. Проблема их социальной, политической и этнокультурной стабилизации не может быть решена без выработки и пропаганды новых форм толерантности между этническими и культурными группами как внутри государства, так и на международном уровне, т. е. между различными государствами и национальными обществами. Взаимное признание и уважение взаимодействующих этнических и культурных сообществ в границах национального государства предполагает не только формирование новой морали, но и, в первую очередь, выведение всех социальных противоречий, конфликтных ситуаций в правовое поле государства. Эффективное функционирование правовой системы, права, равного для всех членов и групп национального общества, позволит достичь действительного политического, культурного, социального равноправия и равенства различных групп населения.

Список литературы диссертационного исследования доктор социологических наук Куропятник, Александр Иванович, 2000 год

1. Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования. 1996. № 12. 43 - 49.

2. Андерсен О.С. Многонациональный Копенгаген? Новые меньшинства // Ленинградская конференция по правам меньшинств / Под ред. Юхневой Н. В., Краг X. Л., 1991. 36-43.

3. Арзаканян М.Ц. Иммигранты во Франции // Расы и народы. 1989. В.19. 83- 102.

4. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. 244 с.

5. Бороноев А.О. Предисловие // Обновление: межнациональные отношения и перестройка / Под ред. Бороноева А.О., Итса Р.Ф., Росенко М.Н. Л., 1989. С.З 7.

6. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. 281 с.

7. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981. 390 с.

8. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса М., 1983. 412 с.

9. Ван Дейк Т. А. Язык, познание, коммуникация. М., 1989. 312с.

10. Веселкин Е.А. Культурная антропология США: теория и действительность (взгляд со стороны) // Этнологическая наука за рубежом / Под ред. Козлова С.Я., Пучкова П.И. М., 1991. 3 23.

11. Воронкова В.Г. Современный французский консерватизм. Киев, 1990.129 с.

12. Гачев Г. Образы Индии. М., 1993. 390 с.

13. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1990.

14. Графмейер И. Социологические исследования города // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.Н. СПб., 1999. № 2. 157 — 168.

15. Дресслер-Холохан В. Национальные движения: интернационализация протеста, идеология и утопия // Этничность. Национальные движения. Социальная практика / Под ред. Дресслер-Хологан В., Скворцова Н.Г., Хабибуллина К.Н. СПб., 1995. 26 -50

16. Зарипов А.Я. Общие проблемы этногенеза и научная теория // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.П. СПб., 1999. №4. 66-78.

17. Здравомыслов А.Г. Релятивистская теория наций и рефлексивная политика // Общественные науки и современность. 1997. №4. 115-122.

18. Иванов В.Н. Конфликтогенные факторы и проблемы межнациональных отношений // Этничность. Национальные движения. Социальная практика / Под ред. Дресслер-Хологан В., Скворцова Н.Г., Хабибуллина К.Н. СПб., 1995. 71 -85.

19. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования. 1995. №11. 26-34.

20. Кан A.C. История скандинавских стран. М., 1980. 311 с.

21. Кисс Э. Национализм реальный и идеальный. Этническая политика и политические процессы // Этничность и власть вполиэтничных государствах / Под ред. Тишкова В.А. М., 1994. 133 -177.

22. Комарова О.Д., Тишков В.А. Миграции и миграционная политика // Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах / Отв. ред. Тишков В. А. М., 1996. 11 54.

23. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания в конце XX в. // Этничность и власть в полиэтничных государствах / Под ред. Тишкова В.А. М., 1994. 35 70.

24. Краснодембская Н.Г. Шри Ланка: этнический конфликт и проблемы национальной культуры // Советская этнография. 1988. №4. 49-61.

25. Кузеев Р.Г. Национальные движения в Волго-Уральском регионе и федерализм России // Этничность и власть в полиэтничных государствах / Отв. ред. Тишков В.А. М., 1994. 239 256.

26. Куропятник А.И. О специфике межнациональных отношений в условиях адаптации // Обновление: межнациональные отношения и перестройка / Под ред. Бороноева А.О., Итса Р.Ф., Росенко М.Н. Л., 1989. 168-171.

27. Куропятник А.И. Профориентационная работа и межэтнические отношения в ПТУ // Перестройка социально-экономической жизни Киргизской ССР и задачи социологии / Тез. докладов республиканской научно-практической конференции. Фрунзе, 1990. 41-43.

28. Куропятник А.И. Этносоциальные процессы в регионе (на примере Ленинградской области в 1920-е гг.). Автореф. . канд. дис. СПб., 1992. 17 с.

29. Куропятник А.И. Этническая среда и межэтнические контакты // Традиционное и новое в культуре народов России. Саранск, 1992. 6768.

30. Куропятник А. И. К методике исследования этноконтактного поведения (на основании материалов Ленинградской области) // Этническая история народов России / Краткое содержание научных докладов. СПб., 1993. 12-13.

31. Куропятник А.И. Маргинальное™ и кросскультурные исследования /к постановке проблемы/ // Проблемы культурогенеза и культурное наследие. Часть 1. Культура и культурное наследие в современном мире. СПб, Í993. 27-30.

32. Куропятник А.И. (в соавт.) Программа поддержки и развития культуры в Ленинградской области. СПб., 1993. 142 с.

33. Куропятник А.И. Отделение социальной антропологии и социальной работы на факультете социологии СПбГУ // Пути развития социологического образования. СПб., 1994. 105 109.

34. Куропятник А.И. Особенности этноконтактного поведения сельского населения Ленинградской области (по материалам переписей 1920 и 1926 гг.) // Вестник СпбГУ. Сер. 6. 1994. Вып. 4. №2. 155 163.

35. Куропятник А.И. Профессионализация социального работника // Социология, социальность, современность. Вып. 1. M., 1994. 41-45.

36. Куропятник А.И. Мультикультурализм и полиэтничность, парадигмы изучения этносоциальных процессов // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1997. Вып. 3. 155- 158.

37. Куропятник А.И. (в соавт.) Европейское общество: Россия. Хаген, Í997. 94 с.

38. Куропятник А.И. Социология и смежные дисциплины (опыт комплексной реализации образовательных программ) // Социология и социальная антропология / Под ред. Виноградова В.Д., Козловского В.В. СПб., 1997.57-73.

39. Куропятник А.И. Традиции антропологического образования // Социологическое образование в России: итоги, проблемы, перспективы / Тез. Всероссийской научной конференции. СПб., 1998. 16-17.

40. Куропятник А.И. Национальное меньшинство // Нации и этносы в современном мире. Словарь справочник / Под ред. Росенко М.Н. СПб., 1999.42-43.

41. Куропятник А.И. К построению моделей этносоциальных процессов // Социология в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургском государственном университете / Тез. Всероссийской научной конференции посвященной 10-летию факультета социологии. СПб., 1999. 92-94.

42. Куропятник А.И., Куропятник М.С., Саамы: современные тенденции этносоциального и правового развития // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.П. СПб., 1999. №4. 172177.

43. Куропятник А.И. Мультикультурализм: идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.111. СПб., 2000. №2. 53-66.

44. Мультикультурализм и нация: к проблеме стабильности мультинациональных и полиэтнических обществ // Социология иобщество. Тез. Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. 61 -62.

45. Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб., 2000. 207 с.

46. Кушнер П.И. Этническая граница (К вопросу об этнических рубежах в Европе) // Советская этнография. 1947. №2.

47. Лаллукка С. Восточно-финские народы России. СПб. 1997. 391с.

48. Латамендия Ф. Построение Европы: региональный, государственный и надгосударственный уровни // Этничность. Национальные движения. Социальная практика / Под ред. Дресслер-Холохан В., Скворцова Н.Г., Хабибуллина К.Н. СПб., 1995. 164 177.

49. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999. 223 с.

50. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. 316 с.

51. Луман Н. Почему необходима «системная теория»? // Проблемы теоретической социологии / Отв. ред. Бороноев А.О. СПб., 1994. В.1. 43 -54.

52. Любарт М.К. Бретонцы Франции // Этнические меньшинства в современной Европе / Отв. ред. Кожановский А.Н. М., 1997. 268 -308.

53. Любарт М.К. Регионализм и культурно-лингвистические меньшинства во Франции // Этнические проблемы и политика государств Европы / Отв. ред. Мартынова М.Ю., Грацианская Н.Н. М., 1998. 109- 133.

54. Малахов В.С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. № 2. 43 53.

55. Мартынова М.Ю. Этносоциальные особенности современных иммигрантов в СФРЮ // Расы и народы. М., 1989. №19. 134 148.

56. Матвеева С.Я. Национальные проблемы России: современные дискуссии // Общественные науки современность. 1997. №1. 52-62.

57. Мейбери-Льюис Д. Демократия, тоталитаризм и этнический плюрализм // Расы и народы. М., 1998. В.24. 18-26.

58. Мыльников A.C. Синкретизм культуры эпохи становления наций // Расы и народы. М., 1987. В.17. 28 43.

59. Нагенгаст К. Права человека и защита меньшинств: этничность, гражданство, национализм и государство // Этничность и власть в полиэтничных государствах / Отв. ред. Тишков В.А. М., 1994. 177 -202.

60. Острич-Лури Н. Современное положение американских индейцев // Североамериканские индейцы / Под ред. Аверкиевой ЮЛ. М., 1978. 398-456.

61. Остроух И.Г., Шервуд Е.А. Проблема иммиграции в ФРГ и динамика ее развития // Этнические проблемы и политика государств Европы / Отв. ред. Мартынова М.Ю., Грацианская H.H. М., 1998. 93 -108.

62. Павленко А.П. Европейские иммигранты в Великобритании // Расы и народы. М., 1976. В.6. 162 173.

63. Панарин A.C. Экономический кризис и реставраторство «новых экономистов» // Франция глазами французских социологов. М., 1990. 96- 105.

64. Парсонс Т. Система современных обществ. М.,1998. 268 с.

65. Петриковская A.C. Австралийский мультикультурализм: опыт этнической политики // Этнографическое обозрение. 1993. №2. 28 -44.

66. Погам С. Исключение: социальная инструментализация и результаты исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. № 2. 140 156.

67. Росенко М.Н. Нации в современном обществе: теоретико-методологический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. Том 11,1999, №4, 56-65.

68. Садыков Ф.Б. «Центр регион»: проблемы взаимоотношения // Социологические исследования. 1997: № 8. 5 - 9.

69. Семенов Ю.А. Общество, страны, народы // Этнографическое обозрение. 1996. №2. 3-13.

70. Серио П. Этнос и демос: дискурсивное построение коллективной идентичности // Этничность. Национальные движения. Социальная практика / Под ред. Дресслер-Холохан В., Скворцова Н.Г., Хабибуллина К.Н. СПб., 1995. 51 -60.

71. Сиджански Д. Федералистское будущее Европы. От Европейского сообщества до Европейского союза. М., 1998.419.

72. Сикевич З.В. Этнический фактор в политических процессах современной России. Автореф. дис.д.с.н. Спб. 1996. 58 с.

73. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб. 1999. 203 с.

74. Сикевич З.В. Русские: «образ» народа. Спб. 1996. 152 с.

75. Скворцов Н.Г. Этничность и трансформационные процессы // Этничность. Национальные движения. Социальная практика /Под ред. Дресслер-Холохан В., Скворцова Н.Г., Хабибуллина К.Н. СПб., 1995. 8 -25.

76. Скворцов Н.Г. Этническое меньшинство // Нации и этносы в современном мире. Словарь справочник / Отв. ред. Росенко М.Н. СПб., 1999. 96-97.

77. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1996. 183 с.

78. Смирнова JI.A. «Утечка умов» в Соединенные Штаты из развивающихся стран в начале 1970-х годов // Расы и народы. М., 1976. В.6. 102-118.

79. Смуха С. Стратегии управления конфликтом и возможности их использования в Содружестве Независимых Государств // Расы и народы. М., 1998. В.24. 264 275.

80. Соколов Б.В. Население Новой Зеландии // Расы и народы. М., 1987. В.17. 153-171.

81. Стельмах В.Г., Тишков В.А., Чешко C.B. Тропою слез и надежд. Книга о современных индейцах США и Канады. М., 1990. 317.

82. Суси П.И. Нация, культура и кризис идентичности: эссе о мультикультуральных обществах // Этничность. Национальные движения. Социальная практика / Под ред. Дресслер-Холохан В., Скворцова Н.Г., Хабибуллина К.Н. СПб., 1995.

83. Сусоколов A.A. Изучение сельских миграций: комплексность и историзм // Этносоциальные проблемы сельских миграций / Отв. ред. Сусоколов A.A., Степанов B.B. М., 1990. 3 12.

84. Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке. Критический обзор основных этносоциологических концепций. М., 1985. 152 с.

85. Тамбиа С. Национальное государство, демократия и этнонационалистический конфликт // Этничность и власть в полиэтничных государствах / Отв. ред. Тишков В.А. М., 1994. 203 -238.

86. Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996.499 с.

87. Тенула Дж. История и культура решения конфликтов в Соединенных Штатах // Расы и народы. М., 1998. В.24. 240 251.

88. Тишков В.А. Политика двуязычия в Канаде // Расы и народы. М., 1977. В. 7. 207-224.

89. Тишков В.А. Англо-французское двуязычие в Канаде // Советская этнография. 1985. №4. 47 56.

90. Тишков В.А. Аборигены Канады: современная этноязыковая ситуация // Советская этнография. 1986. №6. 35 46.

91. Тишков В.А. Введение // Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах / Отв. ред.Тишков В.А. М., 1996.

92. Тишков В.А. Забыть о нации (пост-националистическое понимание национализма) // Вопросы философии. 1998, №9. 3-26.

93. Тишков В.А. Антропология российских трансформаций // Этнографическое обозрение. 2000. №1.1-19.

94. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1996. № 12. 33-42.

95. Уолцер М. О терпимости. М., 2000. 160 с.

96. Ургалкин Ю.А. Регионализация национальных отношений в Российской Федерации. Философско-методологический аспект. Самара, 1995. 161 с.

97. Ургалкин Ю.А. Лабиринты этнонационального регионализма в России. Самара, 1999. 99 с.

98. Фадеева Т.М. «Новые правые» и их роль в выработке стратегии правой оппозиции // Франция глазами французских социологов. М., 1990. 56-79.

99. Фаис Леутовская О.Д. Корсиканцы // Расы и народы. 1989. №19. 228-243.

100. Хабибуллин К.Н., Алхазишвили В.И. Самосознание наций в условиях их взаимной зависимости // Российская Федерация: обновление национальной жизни и межнационального взаимодействия. Казань, 1996. В.6. 94 99.

101. Хазанов A.M. Национальные меньшинства, модернизация и гражданское общество // Расы и народы. М., 1998. В24. 251 263.

102. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998. 306 с.

103. Чехочинска М., Дресслер-Холохан В. Этнические установки и поведение в условиях региона (на примере Польши) // Этничность. Национальные движения. Социальная практика / Под ред. Дресслер-Холохан В., Скворцова Н.Г., Хабибуллина К.Н. СПб., 1995. 218 234.

104. Чешко C.B. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. 1994. №6. 35 49.

105. Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред.Осипова Г.В. М., 1972. 341 -359.

106. Эрвье Леже Д. Социология религии во Франции: от социологии секуляризации до социологии современной религиозности // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.П. СПб., 1999. №2.232-241.

107. Этнические процессы в современном мире / Отв. ред. Бромлей Ю.В. М., 1987.447 с.

108. Янг К. Диалектика культурного плюрализма: концепция и реальность // Этничность и власть в полиэтнических государствах / Отв. ред. Тишков В.А. М., 1994. 85 132.

109. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 523 с.

110. П 6. Aktuell. Einñterung I I Auslaender, Aussiedler, Asuel in der Bundesrepublik Deutschland / (Hrsg) Bade К. Hannovar, 1994. 7 74.

111. Schaeuble W. Konzeption der Bundesregierung zur Loesung der Fiuechtlingsproblematik // (Hrsg) Bade K., Aktuell. Auslaender, Aussiedler, Asuel in der Bundesrepublik Deutschland. Hannovar, 1994. 97.

112. Anderson B. Die /Erfindung der Nation. Zur Karriere eines folgenreichen Konzepts. Campus Verlag. Frankfurt; New York, 1993. 216.

113. Appiah A. K. Identity, Authenticity, Survival: Multicultural Societies and Social Reproduction // Multiculturalism / Ed. Gutmann A. Princeton, New Jersey, 1994. 149 152.

114. Assmann A. Zum Problem der Identitaet aus kulturwissenschaftlicher Sicht // Die Wiederkehr des Regionalen. Ueber neue Formen kultureller Identitaet / (Hrsg) Linder R. Frankfurt am Main; New York, 1994. 13-35.

115. Afheidt H. Europa vor dem Ansturm der Armen // Auslaender, Aussidler, Asyl in der Bundesrepublik Deutschland / (Hrsg) Bade K. Hannover, 1994. 200 202.

116. Bade K. «Billig» und «willig» // Die auslaendische Wanderungsarbeiter im Keiserlichen Deutschland / (Hrsg) Bade K. Muenchen, 1992. 311 -324.

117. Bade K. Tabu Migration: Belastungen und Herausforderungen in Deutschland // Das Manifest der 60 Deutschland und die Einwandening / (Hrsg) Bade K. Muenchen, 1994. 13-21.

118. Banks M. Ethnicity . Anthropological Constructions. London&New York, 1997. 210.

119. Baker D., Lehnhard G. Auslaenderintegration, Schuhle und Staat 11 Koelner Zeitschrift fuer Soziologie und Sozialpsychologie. 1988. Heft 1. Jg. 40. 40-61.

120. Barth F. Introducton // Ethnic groups and boundaries. The Social organization of Culture Difference. Bergen Oslo, 1969. 9 - 38.

121. Barth F. Enduring and emerging issues in the analysis of ethnicity // The Anthropology of Ethnicity. Beyond «Ethnic Groups and Boundaries». Amsterdam, 1996. 11 -31.

122. Berger H. Vom Klassenkampf zum Kulturkonflikt — Wandlungen und Wendungen der westdeutschen Migrationsforschung // Ethnizitat Wissenschaft und Minderheiten / (Hrsg) Dittrich E., Radtke F.-O. Opladen, 1990.119-138.

123. Blomert R. Wandlungen des «Wir Gefuehls» am Beispiel des Nationalismus // Das Fremde / (Hrsg) Schaeffter O. Opladen, 1991. 97 -116.

124. Bommes M., Radtke F.O. Institutionalisierte Diskriminierung von Migrantenkindern. Die Herstellung ethnischer Differenz in der Schule // Zeitschrift fuer Poedagogik. 1993. 39/3. 483 497.

125. Bommes M., Halfmann J. Migration und Inklusin. Spannungen zwischen Nationalstaat und Wohlfarstaat // Koelner Zeitschrift flier Soziologie und Sozialpsychologie. 1994. Heft 3. 406 424.

126. Bommes M. Migration und Ethnizitaet im nationalen Sozialstaat // Zeitschrift fuer Sozioligie. 1994. Heft 5. 364 377.

127. Bourne J. Rassismus in Grossbritanien Grossbritanien in Europa // Frauen zwischen Grenzen. Rassismus und Nationalismus in derfeministischen Diskussion / (Hrsg) Uremovic O., Oerter G. Frankfurt; New York, 1994. 144-154.

128. Bredow W. Kanada auf dem Weg zum postmodernen Nationalstaat? // Das Prinzip Nation in modernen Gesellschaften / (Hrsg) Estel B., Mayer T. Opladen, 1994. 131 - 144.

129. Bredow W. Nation // Handbuch Politikwissenschaft. Grundlagen -Forschungsstand Perspektiven / (Hrsg) Goerlitz A. Praetorius. Hamburg, 1987.312-317.

130. Brubaker R. Citinzenship and Nationhood in France and Germany. London, 1996. 270.

131. Brugger E. A. "Endogene Entwicklung". Ein Konzept zwischen Utopie und Realitaet // Informationen zur Raumentwicklung. Heft 1-2. 1984. 4-10.

132. Bukow W. D. Feinbild: minderheit zur Funktion von Ethnisierung. Opladen, 1996. 240.

133. Castles S. Sozialwissenschaften und ethnische Minderheiten in Australien // Ethnizitat Wissenschaft und Minderheiten / (Hrsg) Dittrich E., Radtke F.-O. Opladen. 1990. 43 71.

134. Castles S. Zeitalter der Migration // Auslaender, Aussiedlerö Asyl in der Bundesrepublik Deutschland / (Hrsg) Bade K. Hannover. 1994. 211.

135. Ceyhun O. Die neue Einwanderungs-, Fluechlings- und Integrationspolitik // Einwanderungsland Deutschland. Goettingen, 1993. 30-40.

136. Coenen-Huther J. Zwei mehrsprachige Laender im Vergleich: Belgien und die Schweiz // Kollektive Identität in Krisen / ( Hrsg) Hettlage R., DegerP., Wagner S. Opladen, 1997. 142 148.

137. Cohn-Bendit D., Schmid T. Wenn der Westen unwiederstehlich wird // Auslaender, Aussiedler, Asyl in der Bundesrepublik Deutschland / (Hrsg) Bade K. Hannover. 1994. 184 185.

138. J46. Cinar T. Studenten // Das Tuerkische Berlin / (Hrsg) Greven M., CinarT. Berlin, 1997. 38-39.

139. Deger P. Ethnische Grenzziehungen, Buergerstatus und multikulturelle Gesellschaft. Gastarbeiter in Deutschland, // Kollektive Identität in Kriesen / (Hrsg) Hettlage R., Deger P., Wagner S. Opladen, 1997.98-111.

140. Demirovic A. Rechtsextremismus in der Bundesrepublik // Rechtsextremismus und Fredenfeindlichkeit / (Hrsg) Institut fiier Sozialforschung. Frankfurt; New York, 1994. 29 57.

141. Dittrich E., Radtke F. O. Einleitung. Der Beitrag der Wissenschaften zur Konstruktion ethnischer Minderheiten /Ethnizitat Wissenschaft und Minderheiten / (Hrsg) Dittrich E., Radtke F.-O. Opladen, 1990. 11 40.

142. Eichberg H. Nationale Identitaet. Entfremdung und nationale Frage in der Industriegesellschaft. Muenchen Wien, 1978. 195.

143. Eriksen T. H. Us and Them in Modern Societies. Ethnicity and Nationalism in Mauritius, Trinidad and Beyond. Oslo, 1992.

144. Eriksen T. H. Ethnicity and nationalism. Anthropological perspectives. London, 1993. 179.

145. Esser H. Auslaendische Bevoelkerang und grossstaedtische Entwicklungen // Die Staedte in den 80 er Jahren. Demogaphische, Oekonomische und Technologische Entwicklungen / (Hrsg) Friedrichs J. Opladen, 1985. 117-146.

146. Estel B. Moderne Nationsverstaendnisse: Nation als Gemeinschaft // Kollektive Identität in Krisen / ( Hrsg) Hettlage R., Deger P., Wagner S. Opladen, 1997. 73 85.

147. Faul E. Gegen die Multikulturisten // Auslaender, Aussidler, Asyl in der Bundesrepublik Deutschland / (Hrsg) Bade K. Hannover, 1994. 185 -187.

148. Feagin J. Theorien der rassischen und ethnischen Beziehngen in den USA. Eine kritische und vergleichende Analyse // Ethnizitaet Wissenschaft und Minderheiten / (Hrsg) Dittrich E., Radtke F.- 0.1990. 85 118.

149. Flohr A.K. Fremfeindlichkeit. Biosoziale Grundugen von Ethnozentrismus. Opladen, ¿994. 271.

150. Forst R. Kommunitarismus und Liberalismus Stationen einer Debatte // Kommunitarismus. Eine Debatte ueber die moralischen Grundlagen moderner Gesellschaften / (Hrsg) Honneth A. Frankfurt; New York, 1994. 181 -212.

151. Forudastan F. Kommentar// Frankfurter Rundschau. 1996. 29. 02.

152. Friedrichs J. Stadtanalyse. Soziale und raeumliche Organisation der Gesellschaft. Opladen, 1981. 386.

153. Galembert C. Die katholische Kirche und die Muslime in Frankreich // Migration und State / (Hrsg) Leveau R., Werner R. Muenster, 1991.183 -196.

154. Gebauer G., Taureck B., Ziegler T. Auslanderfeindschaft ist Zukunftfeindschaft Plaedyor fuer eine kulturintegrative Gesellschaft. Frankfurt am Main, 1993. 206.

155. Gehrmann M. «Jeder lebt hier mehr fuer sich .» Zur sozialen Integration von DDR Zuwanderern in der alten Bundesrepublik Deutschland und West - Berlin // Berliner Journal fuer Soziologie. Heft 2. 1992. 173- 193.

156. Geiss I. Geschichte des Rassismus. Neue Historische Bibliothek. Frankfurt am Main, 1988. 375.

157. Geissler R. Die Sizialstruktur Deutschlands. Opladen, 1992. 348.

158. Gellner E. Nationalismus und Moderne. Berlin, 1991. 216.

159. Giordano C. Ethnizitaet: Prozesse und Diskurse im interkulturellen Vergleich // Kollektive Identitaet in Kriesen / (Hrsg) Hettlage R., Deger P., Wagner S. Opladen, 1997. 56 72.

160. Gleassner D. Das Fremde, Fremdheit und Identitaet // Das Fremde / (Hrsg) Schaeffier O. Opladen, 1991.45 55.

161. Goetze D., Muehlfeld C. Ethnosoziologie. Stuttgart, 1984. 326.

162. Goetze D. Ethnische und nationale Strategien in Katalonien // Kollektive Identität in Krisen / ( Hrsg) Hettlage R., Deger P., Wagner S. Opladen, 1997. 112-122.

163. Gosztonyi K. Nationalitaetenkonflikte in ehemals sozialistischen Laendern, Ein Apieltheoretisches Modell // Osteuropa. 1993. № 7. 630 -640.

164. Grabmann B. Ethnizitaet und kollektive Identitaet in Schottland und Bayern // Kollektive Identität in Krisen / (Hrsg) Hettlage R., Deger P., Wagner S. Opladen, 1997. 149 169.

165. Greven M. «Der Schoss, aus dem das kroch.», ist «diese unsere Geselschaft» Zur Immanenz des «Rechtsextremismus» // Migration und Auslaenderfeindlichkeit / (Hrsg) Boehme G., Chakraborty R., Weiler F. Darmstadt, 1994. 145 - 156.

166. Greve M., Cinar T. Die Tuerken // Das Tuerkische Berlin / (Hrsg) Greven M., Cinar T. Berlin, 1997. 19-48.

167. Gutmann A. Introduction // Multiculturalism / Ed. Gutmann A. Princeton; New Jersey, 1994. 3-24.

168. Gutmann A. Die kommunitaristischen Kritiker des Liberalismus // » Kommunitarismus Eine Debatte ueber die moralischen Grundlagenmoderner Gesellschaften / (Hrsg) Honnerth A. Frankfurt; New York, 1994. 68-83.

169. Habermas J. Vergangenheit als Zukunft Das alte Deutschland jm neuen Europa? Ein Gespraech mit Michael Haller. Zuerich, 1993. 217.

170. Habermas J. Die Festung Europa und das neue Duetschland \\ Die Zeit. 1993. №22.3.

171. Habermas J. Struggles for Recognition in the Democratic Constitutional State // Multiculturalism. Examining the Politics of Recognition / Ed. by Gutmann A. Princeton; New Jersey, 1994. 107- 148.

172. Hahn A. Identitaet und Nation in Europa // Journal fuer Soziologie, 1993. Heft 2. 193-203.

173. Hansen G. Migration und Fremdfeinlichkeit soziale und kulturelle Wirkungen IL Migration und Auslanderfeindlichkeit / (Hrsg.) Böhme G., Chakraborty R., Weiler F. Darmstadt, 1994. 81 - 88.

174. Heckmann F. Towards the Development of a Typology of Minorities // Minorities: Community and Identity / Ed. by Fried C. Berlin; Heidelberg; New York, 1983.9-23.

175. Heckmann F. Ethnische Kolonien // Oesterreichische Zeitschrift fiier Soziologie. 1991. № 3. 25 41.

176. Heckmann F. Ethnische Minderheiten, Volk, Nation: Soziologie interethnischer Beziuhngen. Stuttgart, 1992. 279.

177. Heckmann F. Ethnische Vielfalt und Akkulturation im Einwanderungsprozess // Das Manifest der 60 Deutschland und die Einwanderung / (Hrsg.) Bade K. Muenchen, 1994. 148-163.

178. Hettlage R. Identität und Integration: Ethno-mobilisierung zwischen Region, Nation und Europa eine Einfijerung U Kollektive Identität in Krisen / ( Hrsg) Hettlage R., Deger P., Wagner S. Opladen, 1997. 12-44.

179. Hettlage R. Nationalstaat und Nationen in Spanien // Das Prinzip Nation in modernen Gesellschaften / (Hrsg) Estel B., Mayer T. Opladen, 1994. 145- 170.

180. Heuer H. Die veraenderte oekonomische Basis der ,Staedte // Die Staedte in den 80 er Jahren. Demogaphische, Oekonomische und Technologische Entwicklungen / (Hrsg) Friedrichs J. Opladen, 1985. 23 -47.

181. Hoffmann L. Die unvollendete Republik Zwischen Einwanderungsland und deutschem Nationalstaat. Koeln, 1992. 229.

182. Hoffmann L. Globale Stabilisirung. Neue Aspekte der Wanderungspolitik nach dem Ende des bolschewistischen Imperiums // Einwanderungsland Deutschland. Goettingen, 1993. 10- 17.

183. Hoffmann L. Einwanderundspolitik und Volksverstaendnis // Oesterreichische Zeitschrift fuer Politikwissenschaft. 1994. № 3. 253 266.

184. Huebner K. Nation und Mythos // Jstueropa im Umbruch. Fite und neue Mythen / (Hrsg) Friedrich C., Menzel B. Frankfurt am Main, 1994. 29 -43.

185. Hutchinson M. Nathan Glazer. We are All Multiculturalists Now. Book Review // Ethnic and Racial Studies. Vol.21.1998. №2. 1008 1009.

186. Jafari-Gorzini M. Migrationsgesellschaft // Einwanderungsland -Deutschland. Goettingen, 1993. 22 28.

187. Ipsen D. Ueberlegungen zum politischen Charakter einer psychosozialen Raumkategorie // Die Wiederkehr des Regionalen. Ueber neue Formen kultureller Identitaet /(Hrsg) Linder R. Frankfurt am Main; New York, 1994. 232 254.

188. Kalpaka A. Die Helfte des (geteilten) Himmels: Frauen und Rasismus // Frauen zwischen Grenzen. Rassismus und Nationalismus in der feministischen Diskussion / (Hrsg) Uremovic O., Oerter G. Frankfurt; New York, 1994. 33-46.

189. Kamper D. Lob das Fremde, Kritik der Heimat // Das Fremde / (Hrsg) Schaeffier O. Opladen, 1991.187 194.

190. Kastorjano R. Integration und Suche nach kollektive Identitaet von Einwanderervereinigungen in Frankreich // Migration und State / (Hrsg) Leveau R., Werner R. Muenster, 1991. 236 258.

191. Kimminich O. Minderheiten, Volksgruppen, Ethnizitaet und Recht // Das Manifest der 60 Deutschland und die Einwanderung / (Hrsg) Bade K. Muenchen, 1994. 180-197.

192. Knoerr J. Kreolisierung versus Pidginisierung als Ketegorien kultureller Differenzierung. Varianten neoafrikanischer Identitaet und Inteethnik in Freetawn. Sierra Leone; Hamburg, 1995. 304.

193. Kohl H. Migration und Minderheitenschuyz in Europa // Aktuell. Auslaender, Aussiedler, Asuel in der Bundesrepublik Deutschland / (Hrsg) Bade K. Hannovar, 1994. 213 215.

194. Kontos M. Etnische Kolonien und multikulturelle Gesellschaft // Migration und Auslanderfeindlichkeit / (Hrsg.) Böhme G., Chakraborty R., Weiler F.Darmstadt, 1994. 89 95.

195. Kriener M. Kommunikative Identitaet. Zur Vielfalt und Einheit kultureller Kommunikation // Internationale Kommunikation.Eine Einftierung / (Hrsg) Meckel M„ Kriener M. Opladen, 1996. 201 212.

196. Kymlicka W. Liberalism, Community and Culture. Oxford. 1991.

197. Kymlicka W. Multicultural Citizenship. A liberal theory of minority rights, Clarendon press Oxford, 1995. 280.

198. Larmore C. Poliytische Liberalismus // Kommunitarismus. Eine Debatte ueber die moralischen Grundlagen moderner Gesellschaften / (Hrsg) Honnerth A., Campus Verlag. Frankfurt; New York, 1994. 131 156.

199. Lenzen D. Multikulturalism als Monokultur// Das Fremde / (Hrsg) Schaeffier O. Opladen, 1991. 147- 157.

200. Leveau R. Krise des Schieiers oder Krise der Gesselschaft? -Laizismus und Multiethnizitat in Frankreich // Migration und Staat / (Hrsg) Leveau R., Werner R. Muenster, 1991. 172 182.

201. Lexikon zur Soziologie / (Hrsg) Fuchs Heinritz W., Lautmann R., Wienold H. Opladen. 1994. 763.

202. Linder R. Einleitung // Die Wiederkehr des Regionalen. Ueber neue Formen kultureller Identitaet /(Hrsg) Linder R. Frankfurt am Main New York, 1994. 7 - 12.

203. Lichtenberg J. Nationalism, For and (Mainly) Against // The Morality of Nationalism / Ed. By McKim R., McMahan J. New York; Oxford, 1997. 158- 175.

204. Lipp W. Regionen, Multikulturalismus und Europa: Jenseits der Nation // Das Prinzip Nation in modernen Gesellschaften /(Hrsg.) Estel B., Mayer T. Opladen. 1994,97 114.

205. Luhmann N. Die Realitaet der Massenmedien. Opladen, 1995.

206. Manfrass K. Reichtum und Armut Entwicklung und Unterentwicklung // Migration und Auslaenderfeindlichkeit / (Hrsg)Boehme G., Chakraborty R., Weiler F. Darmstadt, 1994. 47 - 58.

207. Martin H.-P., Schumann H. Die Globalisierungsfalle. Der Angriff auf Demokratie und Wohlstand. Hamburg, 1996. 352.

208. Martiniello M. Wieviorka's view on multiculturalism a critique // Ethnic and racial stadis. Vol. 21. 1998. N 2. 911 916.

209. Mayer T. Kommunitarismus, Patriotismus und das nationale Proekt (Hrsg) // Das Prinzip Nation in modernen Gesellschaften / (Hrsg) Estel B., Mayer T. Opladen, 1994. 115 128.

210. Morel J. Soziologische Werterelativierung // Kulturanthropologie. Beitraege zum Neubeginn einer Disziplin. Berlin, 1987. 217 229.

211. Moussalli M. «Viele der abgelehnten Asylbewerber koennten 3 annerkannt werden» // Auslaender, Aussiedler, Asyl in der Bundesrepublik

212. Deutschland / (Hrsg) Bade K. Hannover, 1994. 206 208.

213. Muehlmann W. Methodik der Voelkerkunde. Stuttgart, 1938. 227.

214. Muehlmann W. Ethnologie und Geschichte // Studium Generale. 1954. Bd. 7. 165- 177.

215. Muehlmann W., Rassen, Ethnien, Kulturen. Moderne Ethnologie. Berlin, 1964. 398.

216. Muehlmann W. Soziologie und Ethnologie. Zu ihrer wechselseitigen Korrektur // Internationales Jahrbuch fiier interdisziplinaere Forschung. 1975. Bd.2. 78 97.

217. Mueller E.W. Ethnologie als Sozialwissenschaft // Ethnologie ajs Sozialwissenschaft / (Hrsg) Mueller E.W., Koenig R., Koepping K.P., Dreschke P. Opladen, 1984. 36 43.

218. Muenkler H. Reich, Nation, Europa. Modelle politischer Ordnung. Weinheim, 1996. 150.

219. Muenz R. Rahmenbezug. Bevoelkerung und Wanderung in Europa // Das Manifest der 60. Deutschland und die Einwanderung / (Hrsg) Bade K. Muenchen, 1994. 26 30.

220. Neckel S., Koerber K. Last exit ethnicity? Zur politischen Konstruktion von Ethnizitat in den USA und Deutschland / (Hrsg.) Hettlage R., Deger P., Wagner S. Opladen, 1997.

221. Niemi E. Ethnonyms and Minority policies in Norway. A comparative perspective on the interwar period and fin de siecle //

222. Государство, религия и этносы на Севере. 700 1990 / Под ред.

223. Голдина В.И., Теребихина Н.М. Архангельск, 1998. 80 86.

224. Oberndoerfer D. Nationale Identität und multikulturelle Gesellschaft // Auslander, Aussidler, Asyl in der Bundesrepublik Deutschland / (Hrsg) Bade K. Hannover, 1994. 174 176.

225. Oberndoerfer D. Multikulturalismus in der Einwanderungsgesellschaft // Das Manifest der 60. Deutschland und die Einwanderung / (Hrsg) Bade K. Muenchen, 1994. 34 38.

226. Oberndoerfer D. Politik fuer eine offene Republik: Die ideologischen, politischen und sozialen Herausforderungen einer multikulturellen Gesellschaft // Das Manifest der 60. Deutschland und die Einwanderung / (Hrsg) Bade K. Muenchen, 1994. 133 147.

227. Parnreiter C. Migrationspolitik im Wandel. Bestimmungsfaktoren oesterreicher Wanderungspolitik im Lichte des Umbruchs der Weltwirtschaft // Oesterreichische Zeitschrift fuer Pojitikwissenschaft. 1994. №3.283-298.

228. Poergzen G. SPD Wahlkampf schuerft Ansicht der Caritas «Sozialneid» \\ Frankfurter Rundschau. 1996. 29. 02.

229. Radtke F.-O. Reaktiver Nationalismus oder Verfassungschauvinismus? // Westwerts Heimwerts? Aussiedlerpolitik zwischen "Duetschtumelei" und "Verfassungsauftrag" /(Hrsg) Otto К. A. Bielefeld, 1990. 11 -68.

230. Radtke F.-O. Multikulturalismus. Ein posmoderner Nachfahre des Nationalismus // Auslaender, Aussiedler, Asyl in der Bundesrepublik Deutschland / (Hrsg) Bade K. Hannover, 1994. 175 178.

231. Rechtsextremismus und Fremdenfeindlichkeit. Studien zur aktuellen Entwicklung. Einleitung. / (Hrsg) Institut fuer Sozialforschung. Frankfurt am Main; New York, 1994. 9 27.

232. Richter D. Nation als Form. Opladen, 1996. 294.

233. Rose W. Ethnische Differenzierung und Integrationsproblematik (dargestellt am Beispiel zweier Schuhlklassen) // Oesterreichische Zeitschrift flier Soziologie. 1993. № 1. 48 -55.

234. Runblom H. Immigration to Scandinavia after World War II // Ethnicity and Nationalism in the Nordic World / Ed. Tagl S. London, 1995. 282-322.

235. Saifullah Khan V. Formation of Consciousness // Minority and Identity / Ed. by Fried C. Berlin; Heidelberg; New York, 1983. 95 107.

236. Sandel M. Die verfahrensrechtliche Republik und das ungebundene Selbst // Kommunitarismus. Eine Debatte ueber die moralischen Grundlagen moderner Gesellschaften / (Hrsg) Honneth A. Frankfurt; New York, 1994. 18-35.

237. Schmiede R. Migration und Arbeiysmarkt Deutschland als Einwanderungsland // Migration und Auslaenderfeindlichkeit / (Hrsg) Boehme G., Chakraborty R., Weiler F. Darmstadt, 1994. 70 - 80.

238. Schräder A., Nickles B., Griese H. Die Zweite Generation. Sozialisation und Akkulturation auslaendischer Kinder in der Bundesrepublik. Kronberg, 1976. 234.

239. Schubert K. Frankreich von der Grossen Nation zur ziellosen Nation? // Das Prinzip der Nation in modernen Gesellschaften. Laenderdiagnosen und theoretische Perspektiven / (Hrsg) Estel B., Mayer T. Opladen, 1994. 171 - 196.

240. Schulte A. Multikulturelle Gesellschaft Chanse, Ideologie oder Bedrohung? // Aus Politik und Zeitgeschichte, Beilage zur Wochenzeitung «Das Parlament». 1990. Juni. 3-16.

241. Schulz E. Die deutsche Nation in Europa. Internationale und historische Dimensionen. Bonn, 1982. 272.

242. Schwarz K. Tuerkisch deutsche Beziehungen // Das Tuerkische Berlin / (Hrsg) Greve M., Cinar T. Berlin, 1997. 7 - 10.

243. Seifert W. Gie zweite Auslaendergeneration in der Bundesrepublik // Koelner Zeitschrift fuer Soziologie und Sozialpsychologie. 1992. Heft 44. 677-696.

244. Shell K. Liberalismus // Handbuch Politikwissenschaft. Grundlagen Forschungsstand - Perspektiven / (Hrsg) Goerlitz A. Hamburg, 1987. 264 -269.

245. SPD fordert Klarheit ueber Ausssiedler // Neue Westfaelische. 1996. 1.03.

246. SPD streitet ueber Aussiedler//Frankfurter Rundschau. 1996. 1.03.

247. Sraieb N. Ein oder Auswanderer: Die Frage nach der Identitaet // Migration und State / (Hrsg) Leveau R., Werner R. Muenster, 1991. 212 -220.

248. Stefani W. Mehrheitsentscheidung und Minderheit in der pluralistischen Verfassungsdemokratie // Neue soziale Bewegungen in der Bundesrepublik Duetschland / (Hrsg) Roth R., Rucht D. Frankfurt; New York. 1987.344-360.

249. Stichweh R. Nation und Weltgesellschaft // Das Prinzip Nation in modernen Gesellschaften / (Hrsg) // Estel B., Mayer T. Opladen, 1994. 83 -96.

250. Takenaka A. Nation und Staatsbürgerschaft in Japan und Geutschland // Zeitschrift fuer Soziologie. 1994. Heft 5. 345 363.

251. Taylor C. Die kommunitaristische Kritik am Liberalismus // Kommunitarismus. Eine Debatte ueber die moralischen Grundlagen moderner Gesellschaften / (Hrsg) Honnerth A. Frankfurt; New York, 1994. 103- 130.

252. Taylor C. The Politics of Recognition // Multiculturalism. Examining the Politics of Recognition / Ed. Gutman A. Princeton; New Jersey, 1994. 25-73.

253. Thadden R. Aufbau nationaler Identität .Deutschland und Frankreich im Vergleich // Nationale und kulturelle Identität. Studien zur Entwicklungdes kollektiven Bewusstseins in der Neuzeit / (Hrsg) Geisen B. Frankfurt am Main, 1991.493-510.

254. Tibi B. Im Banne des Multikulturalismus // Aktuell. Auslaender, Aussiedler, Asuel in der Bundesrepublik Deutschland / (Hrsg) Bade K., Hannovar, 1994. 189.

255. Todd R. Multiculturalism // Dictionary of Race and Ethnic relations / Ed. by Cashmore E. London; New York, 1994. 216-217.

256. Verbunt G. Minderheiten und Sozialwissenschaften in Frankreich // Ethnizitat / (Hrsg.) Dittrich E., Radtke F.-O. Opladen, 1990. 73 83.

257. Vermeulen H., Govers C. Introduction // The Anthropology of Ethnicity. Beyond «Ethnic Gröps and Boudaries» / Ed. by Vermeulen H., Govers C. Amsterdam, 1996. 1-9.

258. Wagner H. Stabil itaetspolitik. Theoretische Grundlagen und institutionelle Alternativen. Muenchen/Wien., 1992, 322.

259. Wallerstein I. Krise als Uebergang // Dynamik der Globalen Krise / (Hrsg) Amin S., Arrighi G., Frank A.G., Wallerstein I., Opladen. 1986. 4 -35.

260. Walzer M. Spheres of Justice. A Defence of Pluralism and Equality. Oxford, 1983. 340.

261. Walzer M. Comment H Multiculturalism. Examining the Politics of Recognition / Ed.Gutman A. Princeton; New Jersey, 1994. 99- 103.

262. Walzer M. Die Kommunitaristische Kritik am Liberalismus // Kommunitarismus. Eine Debatte ueber die moralischen Grundlagen moderner Gesellschaften / (Hrsg) Honnerth A. Frankfurt; New York, 1994. 157-180.

263. Walzer M. The Politics of Difference: Statehood and Toleration in a Multiculturaf World // The Morality of Nationalism / Ed. by McKim& McMahan. New York; Oxford, 1997. 245 -257.

264. Wenden C. Einwanderug aus dem Maghreb in der franzosischen politischen Wahrnehmung // Migration und Staat / (Hrsg) Leveau R., Werner R. Muenster, 1994. 221 235.

265. Wieviorka M. Is the multiculturalism the solution? // Ethnic and Racial Studies. Vol. 21. 1998. №2. 881 -910.

266. Wir werden die Zukunft miteinander gewinnen oder verlieren // Auslander, Aussidler, Asyl in der Bundesrepublik Deutschland / (Hrsg) Bade K. Hannover, 1994. 179 181.

267. Wolf S. Comment // Multiculturalism. Examining the Politics of Recognition / Ed. Gutman A. Princeton; New Jersey, 1994. 75-85.

268. Wollenschlaeger M. Migrationspolitik und Zuwanderungsrecht, Illigalitaet und Legalisierung, Integration und Staatsangehoerigkeitsrecht // Das Manifest der 60. Deutschland und die Einwanderung / (Hrsg) Bade K. Muenchen, 1994. 198-212.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.