Монастыри Кубани в конце XVIII - начале XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Горбова, Ирина Александровна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 206
Оглавление диссертации кандидат наук Горбова, Ирина Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ
1.1 Классификация и размещение обителей
1.2 Организация управления монастырями
1.3 Складывание монастырских комплексов на Кубани
1.4 Численность и состав монахов кубанских обителей
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНАСТЫРЕЙ
2.1 Религиозная деятельность черного духовенства
2.2 Хозяйство обителей
2.3 Просветительская и миссионерская деятельность монастырей
2.4 Благотворительная деятельность монашества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Монастыри и церковная власть в Вологодской губернии в конце XVIII - начале XX века2012 год, кандидат исторических наук Рожина, Анастасия Владимировна
История монастырей и монашества Курской епархии во второй половине XIX в.2003 год, кандидат исторических наук Жиров, Сергей Сергеевич
Женские монастыри в социокультурном пространстве российской провинции второй половины XIX – начала XX века (по материалам Симбирской епархии)2021 год, кандидат наук Елисеева Екатерина Александровна
Развитие православного храмового строительства на Ставрополье и Кубани в конце XVIII - начале XX вв.2005 год, кандидат исторических наук Вихрева, Анна Анатольевна
Пинежские монастыри Архангельской губернии в XVII - начале XX века2006 год, кандидат исторических наук Есеева, Ольга Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Монастыри Кубани в конце XVIII - начале XX в.»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. История церкви, и в том числе монастырей, является важной составляющей истории любого государства, в котором существуют религиозные традиции. Россия имеет такие традиции, и рассмотрение процессов становления монастырей очень важно для понимания культурных, экономических, социальных и других процессов в развитии нашей страны. Снятие идеологических запретов позволило более объективно взглянуть на данный церковный институт, открылись и перспективы новых аспектов изучения темы. Привлечение ранее неопубликованных источников позволило глубже познать деятельность монастырей, определить их роль в жизни российского общества.
В последние десятилетия в России произошли перемены в государственной, общественной жизни, а самое главное в идеологии и сознании всего российского общества. Произошла переоценка ценностей. Монастыри в России, и в том числе на Кубани, начали активно возрождаться, оказывать влияние на духовную жизнь людей. В связи с этим необходимо рассмотреть монастырскую деятельность со всех сторон, чтобы в современных условиях использовать положительный опыт православных обителей как. духовно-религиозных и социальных центров, очагов православной культуры, накопленный в течение многих веков.
История русской православной церкви на Кубани значима не только в качестве самостоятельного предмета исследования, но и как неотъемлемая часть гражданской истории, объективное изучение которой невозможно без рассмотрения деятельности монашества в регионе.
Монастыри играли особую роль на окраинах страны. Христианство здесь переживало то расцвет, то упадок, и даже периоды почти полного исчезновения. В XIX - начале XX века роль и значение христианской религии в регионе возросли. Появилась и доктрина восстановления христианства. История распространения православия в полиэтничном, поликультурном и поликонфессиональном регионе была связана, в том числе
с. появлением монастырей и формированием монашества. Монастыри являлись средоточием духовной жизни. Имея огромный авторитет, они оказывали влияние на все сферы жизни общества. Развивая свое хозяйство, обители влияли на экономику региона, оказывая благотворительную помощь, - на социальную сферу, исповедуя, наставляя и приобщая к христианству, -на духовную.
Деятельность монастырей не раз испытывала сильное влияние со стороны государства, подвергалась изменениям, например в пореформенный период, но всегда приносила реальную пользу российскому обществу. Монастыри Кубанской области являлись не только религиозными, но и хозяйственными, просветительскими, миссионерскими, благотворительными центрами. Здесь их роль отличалась от роли в других районах Центральной России. В частности, они выполняли и общественно-политическую функцию, пытались примирить и объединить горцев и казаков. Эти особенности также нуждаются в специальном изучении.
Слова Алексея Алексеевича Павловского, написанные в предисловии к «Всеобщему иллюстрированному путеводителю по монастырям и святым местам Российской империи и Афону» в 1907 г. не потеряли своей актуальности и сегодня: «Значение монастырей как хранителей и укрепителей родной православной веры давно признано, и в среде истинно православных людей это значение трудно поколебать... О святынях, дорогих религиозному человеку, почти забыли, но я думаю, что все-таки сильна вера в народе, и он по-прежнему, как и предки его, относится с полным уважением и любовью к святыням»1.
Объектом исследования данной работы является история православных монастырей и монашества на Кубани.
1 Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907. С.5.
Предмет исследования: просветительская, миссионерская, благотворительная, религиозная, хозяйственная деятельность местных обителей в конце XVIII - начале XX века.
Хронологические рамки данной работы включают период с 1794 по 1917 гг. Нижняя граница характеризует время основания в крае первого монастыря, что было тесно связано с появлением казачества, отличавшегося религиозностью и приверженностью к православной вере. Именно по желанию казачества появилась на Кубани первая обитель. Верхняя граница -время прихода к власти большевиков, что привело в дальнейшем к разрушению и закрытию в крае всех монастырей.
Территориальные рамки исследования охватывают право- и левобережье Кубани, территорию будущей Кубанской области, созданную в 1860 г. Кроме нынешнего Краснодарского края, в ее состав входили Адыгея и Карачаево-Черкесия. .
Постановка и степень научной разработанности проблемы. Аспекты темы получили определенное отражение в исследовательских работах, прямо или косвенно связанных с проблематикой диссертации. Историографию вопроса можно разделить на церковную и светскую, а каждую из них, в свою очередь, на несколько периодов: дореволюционный, советский и постсоветский.
В церковной историографии дореволюционного периода православные монастыри рассматривались как исключительно важные и полезные религиозные институты. О многих негативных сторонах их жизни замалчивалось. Это было связанно с тем, что авторами работ по истории обителей были представители православного духовенства. Они по разным причинам не освещали отрицательные моменты жизни монашества2. Кроме того, существовала идеология государства и поставленные перед монастырями цели, как в изучаемом регионе, так и во всей России. С помощью цензуры, правительство не допускало к публикации работы, в
2 Игнатий Брянчанинов. Аскетический опыт Т. 1-2. СПб. 1886.
которых авторы критически относились к православной церкви и монастырям. Но практически все исследования этого периода содержали богатый фактический материал по истории монастырей и монашества.
Лишь после Первой русской революции начали появляться работы, в которых критиковалась монастырская деятельность.
Исследования дореволюционного периода, относящиеся к церковной историографии по интересующей нас проблематике, можно разделить на две большие группы. К первой относятся те, что имеют характер общих историко-философских исследований, посвященных изучению роли монастырей в жизни Российского государства и общества второй половины XIX века. Их появление связанно с реформами. К таким работам можно отнести труды архимандритов Пимена (Благово), Игнатия (Малышева)3. В них авторы пытались убедить всех в необходимости существования монастырей в том виде, в котором они возникли. Монографии указанных авторов носят обобщающий характер, они не останавливаются на конкретных епархиях. В работе Е.Е. Голубинского, наоборот, присутствует попытка подтолкнуть правительство к реформированию русской церкви, в том числе монастырей4.
Во вторую группу входят региональные исследования обобщающего характера. В них затрагиваются многие аспекты церковной истории региона, монастырской в частности. Следует обратить внимание на монографии Игнатия (Брянчанинова) и архиепископа Иеремии (Соловьёва). Материалы их работ имеют информацию о состоянии духовенства и прихожан Ставропольской епархии (в которую входила и Кубань), носят мемуарный характер5. Работа Игнатия содержит значительное количество впервые публикуемых текстов о епископской деятельности в условиях кавказской
3 Пимен (Благово). В защиту монашества. СПб., 1876; Игнатий (Малышев). Слово в защиту русских монастырей. СПб., 1874.
4 Голубинский Е.Е. О реформе в быте Русской церкви: сб. ст. М., 1913.
5 (Брянчанинов) Игнатий, святитель. Полное Собрание Творений. М., 2008. Т. 2. Прил.; Святитель Игнатий на Кавказской кафедре; (Соловьёв) Иеремия, архиепископ. Записки преосвященного Иеремии (Соловьёва) архиепископа Нижегородского (1799-1884) за время бытности его епископом Кавказским и Черноморским в г. Ставрополе в 1846, 1847, 1848 годах. Томск, 1901.
действительности. Здесь же мы находим сведения о некоторых монастырях епархии и их краткое описание. Рассматривается информация о годе основания обители, настоятеле и количестве насельников. Интересны материалы, раскрывающие церковные взгляды епископа Игнатия на произошедшие изменения в пореформенный период. Иеремия на страницах своего труда повествует об основных событиях епархиального управления в Кавказской епархии в период ее управления. Здесь говорится об устройстве учебных заведений, строительстве церквей и монастырей.
Сюда же мы относим публикации связанные с непосредственным изучением монастырей Кубани. Эти работы интересны своим богатым фактическим документальным материалом. В основном авторы описывают обители, начиная с момента их основания до времени публикации своих материалов.
В частности можно выделить работы А. Воскресенского6. Его путевые заметки паломника описывают монастыри Кубанской области. В них мы находим сведения о хозяйственных комплексах, земельных наделах, занятиях, религиозной деятельности монашествующих. Сведения основаны на личных наблюдениях и беседах с насельниками конкретных обителей Кубанской области.
Архимандрит Самуил описал процесс роста и развития Екатерино-Лебяжской мужской- обители, во главе которой находился сам7. Статья содержит информацию о настоятелях монастыря, их деятельности.
Игумен Серафим дал подробную информацию об устроении Свято-
о
Александре-Афонского Зеленчукского монастыря . Он характеризует древние храмы, найденные в Баталпашинском отделе Кубанской области.
6 Воскресенский А. Святой Фавор Северного Кавказа - Спасо-Преображенский женский монастырь на р. Теберде, в Кубанской области (Из путевых заметок паломника). Одесса, 1910; его же. Черноморская Екатерино-лебяжеская Николаевская общежительная пустынь Кубанской области (Из путевых заметок паломника). Нижний Новгород, 1909; его же. Ново-Покровский женский монастырь в Кубанской области (Из путевых заметок паломника). Сергиев Посад, 1910.
7 Самуил архимандрит. Екатерино-Лебяжская-Николаевская пустынь // Ставропольские епархиальные ведомости, 1878.
8 Серафим игумен. Древнехристианские храмы и Свято-Александро-Афонский-Зеленчукский монастырь, Кубанской области Баталпашинского отдела. Одесса, 1896.
Основание этой обители было вызвано желанием сохранить и восстановить древнейшие христианские храмы Кавказа, способствуя распространению христианства среди местных жителей. Также существует публикация неизвестного автора «Историческое описание Кавказского миссионерского монастыря», которая дает полное представление о предпосылках, причинах образования Кавказской миссионерской обители9. Рассматривается деятельность только что учрежденного монастыря. Но эта довольно значимая информация по изучаемой теме в основном содержит описательный характер.
В дореволюционный период светский характер имела справочная литература, в которой в краткой форме описываются все монастыри Русской православной церкви. Наибольший интерес представляет работа В.В. Зверинского, где мы находим сведения об обителях, их местоположении, классификации, времени появления10. Исследование Л.И. Денисова представляет более подробную информацию об изучаемых объектах11. Автор приводит сведения о культово-хозяйственном комплексе, земельных владениях, настоятелях, уставах монастырей, описывает существующие святыни и даже останавливается на количественном составе обителей.
19
Справочник «Православные русские обители» дает ту же информацию, но в сокращенном варианте. Еще один труд справочного характера, в котором присутствуют материалы по монастырям Кубани - «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам
1 "Я
Российской империи и Афону» A.A. Павловского . В книге даются краткие указания о каждой обители, упоминаются их святыни, описываются храмы в них находящиеся, содержится краткая история развития. Сведения
9 Историческое описание Кавказского миссионерского монастыря. Ставрополь, 1898.
10 Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. СПб., 1892.
11 Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. М., 1908.
12 Денисов Л.И. Православные русские обители. СПб., 1909.
13 Павловский A.A. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907.
собирались как A.A. Павловским лично, так и присылались по его запросам из монастырей. В первой части путеводителя есть описания обителей епархий Европейской России, Сибири и Кавказа.
В указанных работах не все монастыри описаны подробно, о некоторых сведения вообще отсутствуют, в связи с тем, что эти монастыри образовались после публикации работ. Следует также сказать и о том, что некоторые данные не соответствуют действительности, так как авторы при составлении справочников не опирались на первоисточники. Они ссылались на ранее вышедшие работы.
Среди работ дореволюционных светских авторов по монастырям и монашеству отметим общие публикации, в которых затрагивались отдельные стороны жизни монашества. В книге Д.И. Ростиславова «Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей»14 проводится анализ экономической деятельности монастырей разных епархий. Ростиславов опирался на первоисточники, проводил беседы с монашествующими, совершал поездки в различные епархии, сравнивал полученные данные. Профессор Д.И. Ростиславов останавливается не только на положительных сторонах экономической жизни обителей, но и рассматривает отрицательные, что говорит об объективности его исследования. В этой публикации не представлены данные о Кубанском регионе, но, тем не менее, сведения общего характера подтвердили наши умозаключения в отношении экономики монастырей изучаемого региона и позволили сравнить положение дел в епархиях..
Среди региональных работ отметим труды по истории казачества (И.Д. Попко, Е.Д. Фелицын, Ф.А. Щербина). В них мы находим некоторые данные об устройстве духовной жизни казаков, в том числе и о возникновении монастырей. По мнению авторов, появление обителей было тесно связано с религиозностью казачества, с сохранением традиций, привнесенных ими на
14 Ростиславов Д.И. Опыт исследования об имуществе и доходах наших монастырей. Рязань, 2010.
Кубань15. В 1880-1890 гг. по программе статистическо-этнографического описания населённых мест Кубанской области, разработанной Е.Д. Фелицыным, приходские священники готовили описания станиц, уделяя в них особое внимание нравам и обычаям местных жителей, истории религиозных учреждений.
Войсковой архивариус Кубанского казачьего войска есаул И.И. Кияшко в своих публикациях опирался на архивные источники. Его работы изобилуют статистическими данными, указами, постановлениями как Войскового правительства, так и Святейшего Синода16, имеют огромную историческую ценность.
Перечисленные исследования характеризуют в основном историю монастырей Кубани с момента открытия до момента опубликования работ. В них хорошо освящена история возникновения обителей, кратко описываются их земельные владения, постройки, местоположение; много рассказывается о настоятелях обителей. Но такие вопросы как численность монашества, его сословный состав, а также благотворительная, образовательная, хозяйственная деятельность монастырей практически не затрагиваются.
Труды дореволюционных авторов ценны тем, что порой только в них сохранились сведения, полученные из документов, которые на сегодняшний день утрачены.
Следующий в историографии советский период в истории нашей страны полностью изменил отношение к данной теме. Церковная • историография прекратила свое существование. Да и количество вышедших светских работ резко сократилось. Большинство монастырей в это время было закрыто, и их прошлым мало кто интересовался.
15 Попко И.Д. Черноморские казаки. СПб., 1858; Фелицын Е Д. Кубанское казачье войско. 16961888 гг. Воронеж, 1888; Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т. 1-2. Екатеринодар, 1910-1912
16 Кияшко И. И. Екатерино-Лебяжская-Свято-Николаевская пустынь // Кубанский сборник, 1910. Т. 15; его же. Черноморская Марие-Магдалиновская женская монашеская общежительская пустынь//Кубанский сборник, 1910. Т. 15.
Все публикуемые работы по истории церкви носйли. в основном пропагандистский антицерковный характер. Оценка монастырской деятельности в трудах советских историков была негативной.
Статья Я.Е. Водарского «Землевладение русской православной церкви и ее хозяйственно-экономическая деятельность» имела научный характер, так как была создана на большом количестве источников, с опорой на дореволюционную историографию17. В ней представлен обширный статистический материал по православным монастырям России.
Монография Г.Г. Прошина опирается на церковные источники. Но с позиции научного атеизма он раскрывает социальную и идеологическую роль монастырей в истории русского православия18. Автор показывает, как складывалась монастырская система, как она служила целям социального и духовного гнета.
Особенно ценен для изучения внутренней истории Церкви двухтомный труд И.К. Смолича - историка-эмигранта, работавшего в Берлине19. Его работа является подробным исследованием по истории русского православного монашества с его зарождения вплоть до 1917 г. Данная монография была издана в 1952 г. в Германии. Значимую роль в развитии монастырской жизни XIX века автор видит в движении русского старчества. Особое место исследователь отводит женским общинам и монастырям, которые создавались выходцами из народа, без всякого содействия церковных властей. Стремление женщин к самостоятельности и образованию могло быть удовлетворено во многом именно в монастырях, нацеленных на служение миру в области народного просвещения. Он отмечает подъем религиозности во второй половине XIX века.
По истории монастырей Кубани краеведческих исследований в советской историографии не появилось.
17 Водарский Я. Е. Землевладение Русской Православной Церкви и её хозяйственно' экономическая деятельность (XI — начало XX вв.) // Русское православие: вехи истории / Научн.
ред. А.И. Клибанов. М., 1989.
18 Прошин Г.Г. Черное воинство: Русский православный монастырь. Легенда и быль. М., 1985.
19 Смолич И. К. История Русской церкви 1700-1917. М., 1997.
Современный период российской историографии характеризуется снятием идеологических запретов и ограничений в отношении научных исследований по истории Русской православной церкви. Следствием этото стало увеличение количества работ и переиздание дореволюционных трудов, посвященных истории православных монастырей, как в общероссийском, так и в региональном масштабе. Нужно отметить, что и церковные деятели на современном этапе не проходят мимо этой темы. Историографию этого периода, также как и дореволюционную, можно разделить на церковную и светскую. Исследования этого периода отличаются наибольшей объективностью.
В церковной историографии следует обратить внимание на монографию митрополита Гедеона, где рассматривается история распространения христианства на Северном Кавказе, разделенная на периоды: до присоединения этого региона к России и после20.
В 2007 г. вышла фундаментальная монография монаха Свято-Михайло-
л 1
Афонского Закубанского монастыря Прокопия . В публикации рассматривается история обители от момента основания до сегодняшнего дня. Ценность работы заключается в привлечении архивных источников. Уделено внимание как хозяйственной деятельности, так и социальному составу, численности насельников. Также в работе повествуется о монастырском быте. Отец Прокопий является одним из первых исследователей, чьи интересы целиком посвящены Свято-Михайло-Афонской пустыни.
Иеромонах Андрей написал о Ставропольской епархии краткий исторический экскурс22.
20 Гедеон, митрополит. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992.
21 Прокопий (Леонов), монах. История Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной пустыни. Ростов-на-Дону, 2011.
2 Андрей, иеромонах. Ставропольская епархия (краткий исторический экскурс) // Церковь и общество: 160 лет совместного служения. Ставрополь, 2004.
Уже несколько лет подряд в г. Ставрополе проходят Международные научно-практические конференции «Актуальные вопросы истории христианства на Северном Кавказе». Они организуются при поддержке Высокопреосвященного Кирилла, митрополита Ставропольского и Невинномысского. На конференции представляются результаты новейших исследований, в том числе и духовных лиц, по различным вопросам истории христианства в изучаемом регионе, в том числе и вопросов деятельности монастырей и возрождения монашества23.
Светская историография постсоветского периода представлена обобщающей монографией В.П. Зырянова, которая содержит сведения по монастырям в пределах всего государства24. Несомненна заслуга автора в рассмотрении многих сторон жизни монашества. В работе он характеризует юридическое положение монастырей, численность монашества, социальный состав, благотворительная, религиозная, экономическая деятельность. Исследователь отмечает существование с середины XIX века тенденции к быстрому росту числа женских монастырей. Характерно это явление было и для Кубани, где подобный процесс наблюдался несколько позднее, с конца XIX века. Книга основана на богатом материале, собранном из разных источников: законодательных актов и статистических сведений, мемуарной литературы, прессы. Многие материалы извлечены из исторических архивов. Автор исследует, в основном, наиболее известные монастыри Русской православной церкви, но сведений о Кубанских монастырях в его работе нет.
В настоящее время, когда общество активно проявляет интерес к возрождению православной церкви, многие историки, краеведы, церковные деятели возвращаются к теме ее дореволюционной деятельности. Появилась масса научной и публицистической литературы, посвященной этому вопросу.
В одной из последних работ Е.Б. Емченко развивает и дополняет основные положения ó женском монашестве, впервые высказанные И.К.
23 Актуальные вопросы истории христианства на Северном Кавказе: Материалы I - VI Свято-Игнатиевских чтений. Ставрополь, 2008 - 2014.
24 Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX - начале XX вв. М., 2002.
Смоличем (социальный состав, «мотивация ухода», причины «феминизации»)25.
>
Активизировалось и изучение монастырей в северокавказском регионе. Духовная жизнь казачества, неразрывно связанная с православной верой, нашла отражение в работе С. Шептуна «Из истории православной церкви на Кубани» . Автор привлек материалы из краевых архивов, и уточняет многие сведения, касающиеся монастырских обителей.
В 2009 г. под редакцией известного кубанского историка профессора О.В. Матвеева опубликован крупный труд по истории православия на Кубани . В статьях этого сборника рассмотрены многие аспекты развития кубанских монастырей.
С.А. Раздольский рассмотрел историю становления монастырей Северного Кавказа, представил обзор истории миссионерства с апостольского периода, сосредоточившись на ситуации конца XIX - начала XX веков. Автором выделена миссия монастырей как центров сохранения
христианских древностей. В работе собран богатый материал из
28
периодической печати дореволюционного периода .
В последние годы появились статьи, касающиеся истории отдельных монастырей региона и отдельных сторон их деятельности. Весомый вклад в изучение монастырей Северного Кавказа, в том числе и Кубани внесла В.Е. Бороденко29. Ею подробно рассмотрены Екатерино-Лебяжский, Марие-Магдалиновский, затронуты Свято-Михайло-Афонский, Александро-
25 Емченко Е.Б. Женские монастыри в России // Монашество и монастыри в России XI —XX века. М„ 2002.
л/Г
Матвеев О.В. Слово о Кубанском Казачестве. Шептун C.B. Из истории православной церкви на Кубани. Краснодар, 1995.
27 Дело мира: очерки истории культуры и православия на Кубани / науч. ред. О.В. Матвеев. Краснодар, 2009.
28 Раздольский С. А. Монастыри Кавказской епархии и их роль в культурном развитии Северного Кавказа: Майкоп (Южнороссийское обозрение). Вып. 33. 2006.
29 Бороденко В.Е. Землевладение и доходы монастырей Предкавказья (конец XVIII-нач. XX вв.) // Проблемы истории Северного Кавказа / КубГУ; отв. ред. П.П. Матющенко, сост. Л.М. Галутво, П.П. Матющенко. Краснодар, 2000. С. 68-73; ее же. К вопросу о периодизации основания монастырей Северного Кавказа (конец XVIII - начало XX века); Монастыри и монашество // Дело мира: очерки истории культуры и православия на Кубани. Краснодар, 2009. С. 218-230; ее же. Правовой статус северокавказских монастырей и монашества (XVIII - начало XX вв) // Актуальные вопросы истории христианства на Северном Кавказе. Ставрополь, 2013. С. 133 - 145.
Афонский-Зеленчукский и другие монастыри изучаемого региона. Публикации содержат сведения об их правовом статусе, землевладении, доходах. Ее статьи изобилуют материалами местных и центральных архивов.
Отметим и работы А.Ю. Хлопковой30, в которых исследованы имущественное положение монастырей Кубани второй половины XIX -начала XX веков, автор коснулась деятельности обителей в военные годы. Статьи автора также основаны на архивных материалах. У A.A. Киселева имеется публикация о возникновении монастырей на Кубани в конце XVIII -начале XX века31. Он затрагивает в статье причины появления обителей в регионе и места их строительства.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Женские монастыри в Центральном Черноземье: XX – начало XXI вв.2017 год, кандидат наук Антоненко Елена Александровна
Православные монастыри, архиерейские дома и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX вв.2002 год, кандидат исторических наук Овчинников, Владислав Алексеевич
Причины и обстоятельства ухода в мужские православные монастыри в России XIX - начала XXI вв.2009 год, кандидат исторических наук Андрианов, Алексей Юрьевич
Женские монастыри России: своеобразие культурных традиций : на примере монастырей Волгоградской области2010 год, кандидат исторических наук Курышова, Людмила Вениаминовна
Деятельность Русской православной церкви в Кубанской области (1860-1917 гг.): управление, церковная жизнь, духовное образование, просвещение2011 год, кандидат исторических наук Рыбко, София Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Горбова, Ирина Александровна, 2014 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Источники 1.1 Архивные материалы
Российский государственный исторический архив (РГИА)
1. Ф. 796. Канцелярия Святейшего Синода. Оп.128. Д.405; Оп.159. Д.1235; Он. 168, Д. 1043; Он. 175. Д. 1965; Он. 178. Д. 1427;Оп.184. Д. 2293;
. Оп.198. Д. 5; Он. 205. Д. 684; Оп. 442. Д. 1156, 1207, 1258, 1308, 1359, 1418, 1923.
2. Ф.797. Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Оп. 17.. Д. 39612.
3. Ф.799. Хозяйственное управление при Синоде. Оп. 25. Д. 826,
Государственный архив Ставропольского края (ГАСК)
4. Ф. 135. Ставропольская духовная консистория. Оп. 1. Д. 150, 169, 190, 213, 205, 216; Оп.2. Д.166, 213; Оп.4 Д. 212, 907, 1647; Оп. 5. Д. 28, 32; Оп. 12.
. Д. 219; Оп. 31. Д. 540; Оп.38. Д. 538; Оп.41. Д. 307; Оп.48.Д. 240, 307, 512, . 519; Оп. 53. Д. 409; Оп. 57. Д. 796; Оп.58.Д. 506; Оп. 59. Д; 319; Оп. 61. Д. 391, 472, 615, 648, 684, 722, 743, 770, 1689; Оп.62. Д. 830, 1429; Оп.65. Д. 1870; Оп.66. Д. 1689; Оп.68. Д. 663, 722; Оп. 69. Д. 348; Оп. 70. Д. 853, 873; Оп. 71. Д. 1032; Оп. 72. Д. 1089, 1288; Оп.73. Д. 486; Оп.75. Д. 215, 1032; Оп. 178. Д. 1427.
Государственный архив Краснодарского края (ГАКК)
5. Ф 249. Канцелярия наказного атамана Кубанского казачьего войска. Оп. 1. Д. 338,1911,2869,2957.
в.. Ф. 250. Войсковая канцелярия Черноморского казачьего войска.
Orí. 1. Д. 37,53, 1114. 7. Ф. 252. Войсковое правление Кубанского казачьего войска. Оп.1. Д. 413; Оп.2. Д. 385, 2854.
8. Ф.260. Гражданская канцелярия командующего Правого фланга Кавказкой линии и наказного атамана Черноморского казачьего войска. Он. 1. Д. 48, Д. 604, Д. 2229, Д. 2239.
9. Ф.318. Казачье отделение Кубанского казачьего войска. On. 1. Д. 313; Оп. 6. Д. 701.
10.Ф.418. Управление атамана Темрюкского отдела. On. 1. Д. 6164.
11.Ф. 449. Кубанское областное правление г. Екатеринодар Кубанской области. Оп. 2. Д. 427.
12.Ф.454. Канцелярия начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска. On. 1. Д. 6235; Оп. 2. Д. 23; Оп. 7. Д. 455.
13.Ф.574. Кубанская областная чертежная. On. 1. Д. 1101, 2441,4660.
14.Ф.670. Коллекция документов по истории Кубанского казачьего войска. Оп. 23. Д. 1.
15.Ф. 801. Коллекция документов церквей г. Екатеринодара по актам гражданского состояния. Оп. 2. Д. 67.
1.20публикованные документальные материалы
1. Ведомость о мужских и женских монастырях и общинах за 1901 г. - СПб.: Синодальная тип., 1902. - 129 с.
2. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по Ведомствам Православного исповедания за 1883 г. -СПб.: Синодальная тип., 1889. - 313 с.
3. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по Ведомствам Православного исповедания за 1885 г. -СПб.: Синодальная тип., 1889. - 302 с.
4. История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России: Аннотированный справочник-указатель. - М.: Новоспасского монастыря, 1993. - 691 с.
5. Монастыри Русской православной церкви: Справочник-путеводитель /
Сост. Л.Г. Рудин и П.В. Кузнецов. - М.: РПЦ и др., 2001. - 464 с.
6. Обзор деятельности ведомства православного исповедания за 1915 г. -Петроград: Тип. Синодальная, 1917. - 145 с.
7. Обзор деятельности общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1910 гг. Издание Совета Общества, -Тифлис, 1910.-236 с.
8. Обзор Кубанской области / Под ред. И.И. Кияшко. Сост. Орлов П.П. -Екатеринодар, 1911.-215с.
9. Отчет о состоянии Кубанской области за 1914 г. Кубанский сборник на 1916 год: Труды Кубанского областного статистического комитета / Под ред. Л.Т.Соколова. Т. 21. - Екатеринодар: Тип. Кубан. обл. правления, 1916.-С. 423,641-663.
10. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. / Под ред. Н.А.Тройницкого. Кубанская область. Т. 65. - СПб.: Центрстатком МВД, 1905.-С. 238-239.
11. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т.6. - СПб.: Тип. II Отделения Собственной его императорского Величества канцелярии, 1832.-710 с.
12. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т.9. - СПб.: Тип. II Отделения Собственной его императорского Величества канцелярии, 1835.-828 с.
13. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. 16. - СПб.: Тип. II Отделения Собственной его императорского Величества канцелярии, 1842. - 332 с.
14. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т.23. - СПб.: Тип. II Отделения Собственной его императорского Величества канцелярии, 1849. - 534 с.
15. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т.40. - СПб.: Тип. II Отделения Собственной его императорского Величества канцелярии, 1830. - 761 с.
16. Правила благоустройства монастырской жизни. - Казань: Императорский универ.,1910. - 64 с.
17. Православная церковь на Кубани (конец XVIII - начало XX в.). Сборник документов (К 2000-летию христианства) / Упр. по делам архивов Краснодарского края. Госархив Краснодарского края. Госархив Ставропольского края. - Краснодар, 2001. - 728 с.
18. Распоряжение церковной власти по монастырям [Электронный ресурс] // Русский инок. - 1912. - № 14 - Режим доступа: 1Шр://\у\у\у.1т^ап-inok.org/books/ri 1412 .^тШосаМО.
19. Сборник действующих и руководственных церковных законов и церковно-гражданских постановлений / Сост. Т. Барсов. - СПб.: Синодальная тип., 1885. Т. 1. - 567 с.
20. Сборник законов о монашествующем духовенстве / Сост. А. И. Проволович. - М.: Тип. И. Ефимова, 1897. - 100 с.
21. Свод законов Российской империи. Свод законов о состояниях. Т.9. -СПб.: Государственная типография, 1899. - 466 с.
22. Северный Кавказ в зеркале имперской статистики конца XIX - начала XX в. // Северный Кавказ в составе Российской империи. - М., 2007. -С.385-395.
23. Северный Кавказ: российская политика и практика христианизации; Извлечение из Ставропольских (Кавказских) епархиальных ведомостей (1873-1917 гг.). - Майкоп: Издательство Адыгейского государственного университета, 2009. - 460 с.
24. Серафим (Кузнецов), иеромонах. Женские иноческие уставы [Электронный ресурс] / Серафим (Кузнецов). Режим доступа: МрУ^раБ-топа51егу.Ьу/НЬгагу/Ьоок5.р11р?1с1=4336
25. Серафим (Кузнецов), иеромонах. Мужской общежительский устав. - М.: Изд. им. Св. Игнатия Ставропольского, 2000. - 336 е..
26. Серафим (Кузнецов), иеромонах. Скитские иноческие уставы. [Электронный ресурс] / Серафим (Кузнецов). Режим доступа: ШрУ/Браз-
шопа51егу.Ьу/НЬгагу/Ьоок8.рЬр?1ё=4336
27. Собрание церковно-гражданских постановлений о монашествующих и монастырях / Сост. И.Л. Чижевский. - Харьков: Тип. Печатное дело, 1898. -192 с.
28. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви / Сост. П.М Строев. - СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1877. - 1064 с.
1.3Публикации в периодических изданиях
29.Воскресенский, А. Казанская мужская общежительная киновия в Кубанской области, Ставропольской епархии / А. Воскресенский // Ставропольские епархиальные Ведомости. - 1908. - С.1403,1430-1433.
30.Воскресенский, А. Покровский женский монастырь в Кубанской области, Ставропольской епархии / А.Воскресенский // Ставропольские епархиальные ведомости. - 1908. - С. 1396-1404.
31. Историческая записка о христианстве на Северном Кавказе // Ставропольские епархиальные ведомости.- 1888. - С. 713 - 749, 772 - 799.
32.Кияшко, И.И. Екатерино-Лебянская-Свято-Николаевская пустынь / И.И. Кйяшко // Кубанский сборник, Екатеринодар. Т.15. -1910. - С. 209 - 230.
33.Кияшко, И.И Черноморская женская монашеская общежительная пустынь во имя Св. Марии Магдалены / И.И. Кйяшко // Кубанский сборник, Екатеринодар. - Т. 15. -1910. - С. 231 - 236.
34.Крыжановский, П.Н. Исторический очерк о женской во имя Марии Магдалины иноческой за 50 лет существования пустыни / П.Н. Крыжановский // Ставропольские Епархиальные Ведомости. - 1902. - С. 723-743, 786-808, 842-877, 893-927, 964-979, 1017-1040.
35.Кубанский сборник на 1916 г. // Под ред. Соколова Т.21. - Екатеринодар, Изд. Кубанского Областного Статистического комитета. - 1916. - С. 19, 113,379.
36.0 сборе пожертвований в неделю о слепом // Ставропольские епархиальные ведомости. - 1889. - С.126.
37.Описание Свято-Михайло-Афонской Закубанской пустыни Кубанской области, Майкопского отдела // Ставропольские Епархиальные ведомости. - 1897 г. - С. 1123 - 1126.
38. Определение Святейшего Синода епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Владимиру об учреждении Александро-Афонской Зеленчукской пустыни И Ставропольские епархиальные ведомости. -1889.-С. 307,309.
39.Освещение древнего храма при Спасо-Преображенской женской общине, что на р. Теберде в Баталпашинском отделе Кубанской области // Ставропольские епархиальные ведомости. - 1896. - С. 1329-1331.
40.Открытие и освящение Свято-Александро-Афонской Зеленчукской Пустыни // Ставропольские епархиальные ведомости. - 1889. - С.481-491.
41.Очаг горского православия // Московские ведомости. - 1903. - 3(16) мая. -С. 1-3.
42.Присоединение к православной церкви // Кавказские епархиальные ведомости. 1882. - С.80-81, 281-282.
43.Прохожий,'Промысел особого рода // Северный Кавказ. Ставрополь. -
. 1891.-№8.-С. 2-6.
44. Самуил, архимандрит. Екатерино-Лебяжеская Николаевская общежительная пустынь Кубанской области / Самуил // Кавказские Епархиальные ведомости. - 1878. - С. 440 - 464.
45.Сведения о состоянии Свято-Михайло-Афонской Закубанской мужской пустыни // Ставропольские епархиальные ведомости. -1901. - С.209, 214.
46.Священные достопримечательности по pp. Теберде, Кубани и Большого Зеленчука: Из дневника Преосвещенного Владимира, Епископа Ставропольского и Екатеринодарского, веденного Его Преосвященством
. при обозрении епархии в 1886 году // Ставропольские епархиальные ведомости. - 1888. - С. 932-944.
47. Сообщение о службе сестер Марие-Магдалиновской пустыни и иеромонахов Кизлярского монастыря по уходу за больными и ранеными воинами // Кавказские епархиальные ведомости. - 1878. - С. 366.
48.Тихомиров, В. Сентинский Спасо-Преображенский монастырь на Кавказе / В. Тихомиров // Московские ведомости. - 1903. - 28 апреля. - С. 1-2.
49.Убийство двух монахов Зеленчукского монастыря //Ставропольские епархиальные ведомости. - 1889. - С. 383-384.
50.Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода, Преосвященному Владимиру епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому от 18.10. 1887 г. №4060 // Ставропольские епархиальные ведомости. - 1887. - С. 307.
51.Указ Святейшего Синода об учреждении Кавказского миссионерского монастыря // Ставропольские Епархиальные Ведомости. - 1892. - С.1140.
52.Щепинский, П.А. Зеленчукская пустынь. Очерк монастыря / П.А. Щепинский // Кубанские областные ведомости. - 1892. - № 4, 5, 6.
1.4 Справочная литература
53. Азбука веры. Православная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://azbvka.ru/dictionarv/12/monashestvo-all.shtml
54. Монастыри: Энциклопедический справочник (Русская православная церковь) / Сост. A.B. Никольский. - М.: Изд-во Моск. Патриархии: Республика, 2000. -460 с.
55. Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/5228.html
56. Православная энциклопедия: Русская православная церковь / Под. ред. Апесия. М.: Православная энциклопедия, 2000. 655 с.
2. Литература
2.1 Специальная литература
1. Анастасия (Ченикалова Е.В.), монахиня. Миссионерский монастырь в степях Предкавказья [Электронный ресурс] / Анастасия. Режим доступа: http://ruskline.ru/monitoring smi/2012/04/20120420/missionerskii monastvr v
stepvah predkavkazva/
2. Акоева, Н.Б. К проблеме социально-семейного положения кубанских женщин-казачек в конце XVIII - начале XX века / Н.Б. Акоева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - №34. - С. 21- 32.
3. Альбом древних христианских храмов, принадлежащих Св. Александро-Афонскому монастырю, в Зеленчукском ущелии Кавказского Хребта Кубанской Области, Баталпашинского уезда. - Одесса: Типо-Хромо-литография Е.И. Фесенко, 1891. - 44 с.
4. Беликов, Г. Спасо-Преображенский женский монастырь / Г. Беликов // Ставропольские губернские ведомости. - 1997. - №.177. - С.7.
5. Беляев, И.И. Русские миссии на окраинах. Историко-этнографический очерк / И.И. Беляев. - СПб. Тип. П.П.Сойкина, 1900. - 316 с.
6. Бороденко, В.И. Периоды создания и основная деятельность монастырей Северного Кавказа / В.И. Бороденко // Проблемы и перспективы исследования церковной истории Северного Кавказа. Материалы IV
• Свято-Игнатьевских чтений, г. Ставрополь. 11-12.05. 2011 г. Выпуск II. -Ставрополь: Издательский центр СтПДС, 2012. - С.26-42.
7. Бороденко, В.Е. Монастыри кубанского казачества в дореволюционный период / В.Е. Бороденко // Из дореволюционного прошлого кубанского казачества: сб.статей. - Краснодар, 1993. - С.47 - 51.
8. Бороденко, В.Е. Монастыри Северного Кавказа в XVIII - начале XX вв /
B.Е. Бороденко // Вопросы историографии и истории Северного Кавказа XVIII- начала XX вв. - Краснодар, 1997. - С. 136 - 137.
9; Бороденко, В.Е. Монастыри и монашество / В.Е. Бороденко // Дело мира: очерки истории культуры и православия на Кубани. - Краснодар, 2009. -
C.218 -230.
Ю.Бороденко, В.Е. Землевладение и доходы монастырей Предкавказья (конец XVIII - нач. XX вв.) / В.Е. Бороденко // Проблемы истории Северного Кавказа: Сб. науч. статей к 60-летию со дня рождения и 30-летию науч. деятельности проф. В.Н.Ратушняка / КубГУ; Отв. ред. П.П. Матющенко; Сост. JI.M. Галутво, П.П. Матющенко. - Краснодар, 2000. -С. 68-73. .
П.Бодяев, Ю. Покровская община [Электронный ресурс] / Ю. Бодяев // Трибуна. - 2010. - 8 июля. Режим доступа: http://media-kuban.ru/ Tfibvna/ Pokrovskaya obitel.html.
12.Бусева-Давыдова, И.Л. Монастыри русские православные: до 1917 г. / И.Л. Бусева-Давыдова // Русская Православная Церковь. Монастыри: энциклопедический справочник / Под общ. ред. Архиепископа Бронницкого Тихона; сост. А. В. Никольский. - М., 2000. - С. 382-412.
13.Вельяминов, H.A. Пирогов и вопросы частной помощи на войне / H.A. Вельяминов Л Русский хирургический архив. - 1907. - № 1. - С. 9-13
14.Воскресенский, А. Екатерино-Лебяжская Николаевская общежительная пустынь Кубанской области / А. Воскресенский. - Н.-Новгород, 1909. - 35 с.
15. Воскресенский, А. Святой Фавор Северного Кавказа - Спасо-Преображенский женский монастырь на р. Теберде, в Кубанской области (Из путевых заметок паломника) / А. Воскресенский. - Одесса, 1910. - 29 с.
16;Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до после присоединения его к России / Гедеон. -Пятигорск-Москва, 1992. - 192 с.
17.Георгиевский, П. И. Призрение бедных и благотворительность / П.И. Георгиевский. - СПб.: Тип. Морского министерства, 1894. - 118 с.
18.Голубинский, Е.Е. История русской церкви. / Е.Е. Голубинский. - Т. 1.4. 2. - М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1997. - 356 с.
19.Горелова, Л.Е., Кудря, Д.П. Роль Красного Креста в подготовке сестер милосердия / Л.Е. Горелова, Д.П. Кудря // Медицинская сестра. - 1987. - № 12. - С. 52 - 56.
20.Горобец, A.A. Информационная деятельность Русской Православной Церкви на Северном Кавказе: история, современность, перспективы / A.A. Горобец // Проблемы и перспективы исследования церковной истории Северного Кавказа. Материалы IV Свято-Игнатьевских чтений, г. Ставрополь. 11-12.05. 2011 г. Выпуск II. - Ставрополь : Издательский центр СтПДС, 2012. - С. 72-87.
21.Горожанина, М.Ю. Деятельность православной церкви в годы первой мировой войны / М.Ю. Горожанина // Доклады Академии военных наук. -
2006. - № 5 (23). - С. 255-264.
22.Горожанина, М.Ю. Изучение истории Православной Церкви на Северном Кавказе: основные этапы и их специфика / М.Ю. Горожанина // Проблемы и перспективы исследования церковной истории Северного Кавказа. Материалы IV Свято-Игнатьевских чтений, г. Ставрополь. 11-12.05. 2011 г. Выпуск II. - Ставрополь: Издательский центр СтПДС, 2012. - С. 88-104.
23.Горожанина, М.Ю. Просветительская деятельность Православной Церкви на Кубани в дореволюционный период / М.Ю. Горожанина // Образование, просветительство и гражданское общество. - Краснодар,
2007. - С. 47 - 53.
24.Григорьев, В.В. Исторический очерк русской школы / В.В. Григорьев. -М.: Т-во Тип. А.И. Мамонтова, 1900 г. - 600 с.
25.Громов, В.П. Административно - территориальное деление и церковное управление Черномории в конце XVIII - первой половине XIX вв. [Электронный ресурс] / В.П. Громов. Режим доступа: http://mdvug.ru/viewtopic.php?f=55&t=997
26.Дворцова, Е.Г. 110 лет кубанскому Обществу взаимопомощи учителей [Электронный ресурс] / Е.Г. Дворцова. Режим доступа: http ://www. slavakubani.ru/
t t<
27. Денисов, Jl.И. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин / Л.И. Денисов. - М.: Изд-во А.Д. Ступина, 1908. - 984 с.
28 Дианов, И.И. Социальные противоречия среди казачества и народов Кубани в к. XIX - начале XX вв. [Электронный ресурс] / И.И. Дианов. Режим доступа: http://vyww.slavakubani.nl/
29.Древние христианские храмы. Свято-Александро-Афонский Зеленчукский монастырь в Зеленчукском ущелье Кавказского хребта Кубанской области Баталпашинского отдела. - М.: Изд. Св. Александро-Афонской Зеленчукской пустыни, 1894. - 27 с.
30.Емченко, Е.Б. Благотворительная и просветительская деятельность женских монастырей и общин в синодальный период / Е.Б. Емченко // Церковь в истории России. - М., 2005. - Вып. 6. - С. 67-120.
31.Ефимов, А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви / А.Б. Ефимов. - М.: Изд-во Православного Свято-Тйхоновского Гуманитарного университета, 2007. - 688 с.
32.3веринский, В.В. Монастыри в Российской империи. Статистический очерк и перечень существующих монастырей / В.В. Зверинский. - СПб.: Тип. Эттингера, 1887. - 106 с.
33.Знаменский, В.П. История русской церкви / В.П. Знаменский. - М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. - 209 с.
34.3убенко, В. М. Исправительные учреждения для несовершеннолетних в России в XIX - начале XX в. [Электронный.ресурс] / В.М. Зубенко. Режим доступа: http://www.fpa.sii/gosiidarstvennoe-stroitelstvo-i-pravo/ispravitelnye-uchrezhdeniva-dlva-nesovershennoletnih-v-rossii-v-xix-nachale-xx-v-zubenko-v-m html
35.3ыбковец, В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917 - 1922 гг.) / В.Ф. Зыбковец. - М.: Наука, 1975. - 432 с.
36.Зырянов, П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века / ГШ. Зырянов. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 1999. - 312 с.
37.Игнатий, Брянчанинов. О монашестве. [Электронный ресурс] / Игнатий Брянчанинов. Режим доступа: http://www.pravbeseda.ru/librarv/index.php?page=book&id=814
38.Игнатий, Брянчанинов. Правила наружного поведения для новоначальных иноков. - СПб.: Тип. И.И. Глазунова, 1864. - 46 с.
39.Игнатий (Малышев), архимандрит. Слово в защиту русских монастырей. -СПб.: Тип. И.И. Глазунова, 1874. - 76 с.
40.Из истории Екатеринодарской и Кубанской епархии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.slavakubani.m/content/detail.php?ID=l 552&page=l
41.Ильинский, В. Благотворительность в России / В. Ильинский. - СПб.: Тип. Императорского человеколюбивого общества, 1908. - 32 с.
42.Историческое описание Кавказского миссионерского монастыря. -Ставрополь, 1898. - 25 с.
43.История основания старинной Марие-Магдалинской женской пустыни. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dimitrivhram.narod.ru/historv/
44.Киселев, A.A. Возникновение монастырей на Кубани в конце XVIII -начале XX века / A.A. Киселев // Новейшие исследования по истории Кубани. - Краснодар. - 1992. - С. 75 - 78.
45.Концевич, И.М. Стяжание Духа Святого / И.М. Концевич. - М.: Институт русской цивилизации, 2009. - 864 с.
46.Курышова, JI.B. Социокультурная деятельность женских монастырей во второй половине XIX - начале XX века (на материалах женских монастырей Волгоградской области) / Л.В. Курышова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - №2. - С. 117-123.
47. Марков, И. Исторические сведения о всех находящихся в России монастырях / И. Марков. - М.: Тип. С. Орлова, 1872. - 130 с.
48. Матвеев, О.В. Этнические миграции на Кубани: история и современность
/О.В. Матвеев, В.Н. Ракачев, Д.Н. Ракачев. - Краснодар: КУБГУ, 2003. -200 с.
49.Матвеев, О.В. Слово о Кубанском Казачестве / О.В. Матвеев, Шептун C.B. Из истории православной церкви на Кубани. - Краснодар: Советская Кубань, 1995.-464 с.
50. Монастырские храмы как центры православной идеологии на Ставрополье и Кубани [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.allbest.nl/
51. Монашество и монастыри в России. XI - XX века: Исторические очерки / Под ред. Н.В. Синицына. - М.: Наука, 2005. - 346 с.
52.Наскидаева, Е.Х. Строительство храмов как основа церковно-практической деятельности российских православных миссий на Кавказе / Е.Х Наскидаева // Материалы международной юбилейной научной конференции «Россия и Кавказ» (Владикавказ, 6-7 октября 2009 г.). -Владикавказ, 2009. - С. 88-91.
53.Недвига, Н.Г. Кубанское •казачество: религия, образ жизни и культура (по документам конца XVIII — начала XX вв.) / Н.Г. Недвига. - Краснодар, 1997.-318 с.
54.Недвига Н.Г. Из истории взаимоотношений кубанского казачьего войска и православного духовенства / Н.Г. Недвига // Первые кубанские литературно-исторические чтения. - Краснодар, 1999. - С. 56 - 58.
55.0спищева, JI.E. Благотворительная помощь заключенным. Кубань, конец XIX - начало XX вв. [Электронный.ресурс] / Л.Е. Оспищев // Вопросы казачьей истории и культуры. Вып. 2. - Майкоп: Качество, 2003. Режим доступа: http://www.slavakubani.ru/print.php?table=l&tvpe=l&id=3082
56.Основы православной культуры в контексте истории Кубани / Под ред. Н.Б. Акоевой. - Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. - 435 с.
57.Открытие Покровской общины, что близ станицы Динской, Кубанской области. - Ставрополь-Кавказ: Тип. Литография Т.М. Тимовеева, Театрал, 1899.- 16 с.
58.Очерки из истории православных Северных женских монастырей середины XIX - начала XX века [Электронный.ресурс]. Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/17077/ocherki-iz-zhizni-pravoslavnvh-severnvh-zhenskih-monastvr
59.Павловский, A.A. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по . монастырям и святым местам Российской империи и Афону / A.A. Павловский. - Н. Новгород: Изд-во И.М. Машистова, 1907. - 784 с.
60.Пимен (Благово), архимандрит. В защиту монашества. Опыт ответа на книгу «Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей» /Пимен (Благово). - СПб.: Тип. А. Траншеля, 1876. - 76 с.
61.Плугина, Л.Б. Милосердие и русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. / Л.Б. Плугина // Году России в Болгарии посвящается: 130-летие окончания русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. и освобождение Болгарии. - М:, 2008.-С. 37.
62.Полное жизнеописание епископа Игнатия Кавказского. - М.: Изд-во им. Св. Игнатия Ставропольского; - СПб.: Российская Национальная библиотека, 2002. - 512 с.
63.Попко, И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту: очерки края, общества, вооруженной силы и службы / И.Д. Попко. Ч. 1. -СПб.: Тип. П.А. Кулиша, 1858. - 315 с.
64. Православные монастыри и архиерейские дома в России, ныне существующие. - М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Рожана, 1889. - 82 с.
65. Прокопий (Леонов), монах. История Свято-Михайло-Афонской . Закубанской общежительной пустыни / Прокопий (Леонов). - Ростов-на Дону: ЗАО «Книга», 2011. - 288 с.
66.Прошин, Г.Г. Черное воинство: Русский православный монастырь. Легенда и быль / Г.Г. Прошин. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1988. - 350 с.
67.Раздольский, С.А. Монастыри Кавказской епархии и их роль в культурном развитии Северного Кавказа / С.А. Раздольский // Южнороссийское обозрение. Вып. 33. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. - 160 с.
68.Раздольский, С.А. Ведущие монастырские обители Северного Кавказа в XIX - начале XX веков / С.А. Раздольский // Христианство и христианская культура в Степном Предкавказье и на Северном Кавказе. Сборник научных статей. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. C.B. Рахманинова, 2000. - С. 23-25.
69.Ростистлавов, Д.И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей / Д.И. Ростиславов. - СПб.: Тип. Морского мин-ва, 1876. - 396 с.
70.Самойленко, П. История Ставропольской епархии (1843 - 1918) [Электронный ресурс] / П. Самойленко. Режим доступа: http://korolev.msk.ru/books/dc/bv а_р v a mb_ae897.txt#5
71.Свято-Михайловская-Афонская Закубанская пустынь. - Одесса: Тип. Е.И. Фисенко, 1902. - 21 с.
72.Савенко, Е.А. Вопросы периодизации распространения и восстановления христианства на Северном Кавказе / Е.А. Савенко // Проблемы и перспективы исследования церковной истории Северного Кавказа. Материалы IV Свято-Игнатьевских чтений, г. Ставрополь. 11-12.05. 2011г. Выпуск II. - Ставрополь: Издательский центр СтПДС, 2012. - С.238-255.
73.Серафим, игумен. Древнехристианские храмы и Свято-Александро-Афонский-Зеленчукский монастырь Кубанской области Баталпашинского отдела / Серафим. - Одесса, 1896. - 13 с.
74.Слуцкий, А. Судьба реликвий Межигорского монастыря на Кубани / А. Слуцкий, Б. Фролов // Родная Кубань, Краснодар. - 1999. - № 1. - С. 135137'
75.Смолич, И.К. История русской церкви. 1700-1917 / И.К. Смолич. Ч. 2. -М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - 794 с.
76.Справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области) / Сост. Н.Т. Михайлов. - Екатеринодар: Тип. Кубанского областного правления, 1911. -501 с.
77.Тальберг, Н. История русской церкви / Н. Тальберг. - М.: Сретенский монастырь, 2004. - 924 с.
78.Темиров, С.Г. К вопросу о создании первых школ при кубанских монастырях / С.Г. Темиров // Православие, традиционная культура,
. просвещение. - Краснодар, 2000. - С. 155 - 158.
79.Титоренко, М.Ф., Православное образование на Кубани / М.Ф. Титоренко, С.Н. Рыбко // Дело мира: очерки истории и культуры православия на Кубани. - Краснодар, 2009. - С. 241 - 257.
80.Товекалова, С. Милосердие и благотворительность на Кубани: история и современность [Электронный ресурс] / С. Товекалова. Режим доступа: kultura.kubangov.ru>
81.Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби. - М.: Прогресс, 1991. . -736 с.
82.Ушинский, К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими / К.'Д. Ушинский // Педагогические чтения. Т. 2. - М.: Педагогика, 1988. - 496 с.
83.Успенский, Д. Древнехристианские храмы и Св. Александро-Афонский Зеленчукский монастырь в Зеленчукском ущелье Кавказского хребта, Кубанской Области, Баталпашинского отдела (с рисунками древних храмов). Издание Св. Александро-Афонской Зеленчукской пустыни / Д. Успенский. - М.: Высочайше утвержденное Товарищество Скороп. A.A. Левенсон, 1892.-40 с.
84.Федоров, В. А. Русская православная церковь и государство: синодальный . период: 1700-1917 / В.А. Федоров. - М.: Русская панорама, 2003. - 480 с.'
85.Федосеев, В.А. Церковь и государство в XVIII - начале XX в.: Историографический и источниковедческий аспекты изучения, проблемы
[Электронный ресурс] / В.А. Федосеев. Режим доступа: http://pravmisl.ru/index.php?option=com content&task=view&id=352.
86.Фелицын, Е.Д. Кубанское казачество и его атаманы / Е.Д. Фелицин. - М.: Вече, 2007. - 320 с.
87.Финогина, JI. С. Православные библиотеки Кубани (конец XVIII - начало XX в. / JI.C. Финогина // Федор Андреевич Щербина, казачество и народы Северного Кавказа: ист. и современность: к 160-летию со дня рождения Ф. А. Щербины: сб. материалов IX междунар. научн.-практ. конф. -Краснодар, 2009. - С. 281-293.
88. Финогина, JI. С. Роль духовенства в формировании книжной культуры . Кавказской (Ставропольской) епархии (XIX - нач. XX вв.) / JI.C. Финогина
// Книжное дело на Северном Кавказе: история и современность: сб. ст. / ред.-сост. А. И. Слуцкий. - Краснодар, 2005. Вып. 3. - С. 49 - 63.
89.Фирсов, М.В. История социальной работы в России / М.В. Фирсов. - М: ВЛАДОС, 1999.-256 с.
90.Хлопкова, А.Ю. Имущественное положение монастырей Кубани (вторая половина XIX - начало XX вв.) / А.Ю. Хлопкова // Научные проблемы гуманитарных исследований. Вып. 10. - Пятигорск, 2010. - С. 64 - 66.
91.Хлопкова, А.Ю. Монастыри Кубани в военные годы (конец XIX - начало XX в.) / А.Ю. Хлопкова // Инновационные технологии в педагогическом образовании: материалы научно-практической конференции / Под общ. ред. А.М. Гатиевой, C.B. Недбаевой. Ч.Ш. Кн. 5. - Армавир: РИЦ АГПУ, 2010. - С. 277-279.
92.Хлопкова, А.Ю. О некоторых особенностях функционирования женских монастырей на Кубани (XIX - начало XX вв.) / А.Ю. Хлопкова // Женщины в истории: недостающие фрагменты исторического полотна: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. С.Л. Дударев, Н.Л. Пушкарева / Сост. А.А. Цибульникова. - Армавир: РИЦ АГПУ, 2010. - С. 254-258.
93.Шафранова, О.И. Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX веков [Электронный ресурс] / О.И. Шафранова. Режим доступа:
http://knowledge.allbest.ru/moscow/3c0a65635a3ad68b4c53a88521316c27 O.h tml
94.Цыпин, В., протоиерей. История Русской православной церкви. Синодальный и новейший периоды (1700-2005) / В. Цыпин. - М.: Московская духовная академия, Изд-во Сретенского монастыря, 2006. -816 с.
95.Чурсина, В.И. Православие как первооснова духовной культуры на Кубани [Электронный ресурс] / В.И. Чурсина. Режим доступа: www.superinf.ru
96.Щербина, Ф. История Кубанского казачьего войска / Ф. Щербина. Т 2. -Екатеринодар: Тип. Кубанское областное правление, 1910. - 786 с.
2.2. Диссертации и авторефераты диссертаций
97.Беликов, A.B. Иногороднее население Кубани во второй половине XIX века: автореф. дис. ... к.и.н. / A.B. Беликов. - Майкоп, 2002; - 27 с.
98.Вантеева, Н.В. Общественное призрение на Ставрополье и Кубани в XIX-начале XX века: автореф. дис. ...к.и.н. /Н.В. Вантеева, Ставрополь, 2000. -28 с.
99.Зудин, А.И. Старообрядчество на Кубани в конце XVIII - начале XX веков: исторический аспект: автореф. дис. ...к.и.н. / А.И. Зудин. -Краснодар, 2009. - 23 с.
100. Жиров, С.С. История монастырей и монашества Курской епархии во второй половине XIX в.: автореф....к.и.н. / С.С. Жиров. - Курск, 2003. - 24 с.
101. Колесник, JI. Л. Духовно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в пореформенный период (на материалах юга России): автореф. дис. ...к.и.н. / Л.Л. Колесник. - М., 2011. - 25 с.
102. Кузнецова, Т. Ф. Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в' XIX - начале XX века: на примере художественных промыслов женских монастырей Московского региона: автореф. дис. ... к.и.н. / Т.Ф. Кузнецова. - М., 2005. - 24 с.
103. Кумпан, E.H. Конфессиональная политика Российской империй и ее реализация на Северо-Западном Кавказе в 1861 - 1917 гг. : автореф. ... канд. ист. наук / E.H. Кумпан. - Краснодар, 2005. -21 с.
104. Мальцева, К.В. Частная благотворительная деятельность женщин Ставрополья и Кубани конца XIX-начала XX вв. в сфере церковных нужд: автореф. дис. ...к.и.н. /К.В. Мальцева. - Ставрополь, 2007. - 25 с.
105. Мушегян, C.B. Правовое регулирование земельных отношений на Кубани в конце XVIII - начале XX века: автореф. ...к.ю.н. / C.B. Мушегян. - Краснодар, 2009. - 24 с.
106. Остапенко, P.A. Миссионерская деятельность русской православной церкви среди адыгов Северо-Западного Кавказа (1864 - 1917 гг.): дис. ...к.и.н. / P.A. Остапенко. - Майкоп, 2012. - 203 с.
107. Паршина, Н.В. Влияние русского православия на исторические процессы в северокавказском регионе (XVIII-XIX вв.): автореф. дис. ...к.и.н. / Н.В. Паршина. - Пятигорск: ПГТУ, 2002. - 26 с.
108. Пашков, В.В. Монастыри в СССР: идеология и деятельность (опыт социологического анализа): автореф. дис. ...к.ф.н. / В.В. Пашков. - М., 1989.-23 с.
109. Раздольский, С.А. Миссионерская деятельность православной церкви на Северном Кавказе в XIX - начале XX веков: автореф. дис. ...к.и.н. / С.А. Раздольский. - Краснодар, 1997. - 31 с.
110. Рыбко, С.Н. Деятельность русской православной церкви в Кубанской области (1860 - 1917): управление, церковная жизнь, духовное
образование, просвещение: автореф, дис. ...к.и.н. / С,Н. Рыбко. -Краснодар, 2011. - 25 с.
111. Савенко, Е.А. История восстановления христианства в центральных районах северного кавказа в 1742-1917 гг. (идеи, практика, результаты): автореф. дис. ...к.и.н. / Е.А. Савенко. - Краснодар, 2013. - 27 с.
112. Стикина, Н.В. Повседневная жизнь русского православного монастыря во второй половине XIX - первой четверти XX вв. (на материалах Вологодской епархии): автореф. дис. ... к.и.н. / Н.В. Стикина. -Архангельск, 2007. - 21 с.
113. Цыбульникова, A.A. Казачки Кубани в конце XVIII - середине XIX в.: специфика повседневной жизни в условиях военного времени: автореф. дис. ...к.и.н. / A.A. Цыбульникова. - Армавир, 2004. - 21 с.
114. Чурсина, В.И. Духовная жизнь славянского населения Кубани конца XVIII-XX вв.: динамика и традиции народной культуры: дис. ... д-ра и. н. / В.И. Чурсина. - Ставрополь, 2005.- 446 с.
115. Шафранова, О.И. Образование, общественная и профессиональная деятельность женщин .Северного Кавказа во второй половине XIX -начале XX в.: автореф. дис. ...к.и.н. / О.И. Шафранова. - Ставрополь, 2004.-24 с.
116. Щербич, С.Н. История монастырей Тобольской епархии во второй половине XVIII - начале XX вв. Опыт социокультурного исследования: автореф. дис. ...к.и.н. / С.Н. Щербич. - Тюмень, 2001. - 26 с.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Акафист - это особый чин торжественных песнопений в честь Господа и святых.
Артос — освящённый квасной (дрожжевой) хлеб, используемый в Православной церкви на Пасхальной седмице, иначе — просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из неё частиц).
.Архиепископ - это первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархии.
Архимандрит - это титул настоятеля монастыря (или нескольких монастырей), введенный в русской Православной Церкви во второй половине XIX века.
Богадельня - благотворительное заведение для содержания лиц, по какой-либо причине нетрудоспособных, как то: престарелых, немощных, инвалидов, калек и выздоравливающих.
Двунадесятые праздники (также дванадесятые праздники) — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии.
Диакон - лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.
Духовник — в православной Церкви обычно священник как совершитель таинства покаяния. У духовника православный христианин регулярно исповедуется.
Епископ - это высшее духовное лицо в православной, англиканской, католической церквах, глава церковного округа.
Епитрахиль - принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь.
Игумен (женск.: игуменья, церк. игумения) - духовный сан в Православной Церкви, настоятель православного монастыря. Игумен саном ниже архимандрита.
Иеродиакон (иеродьякон) - монах в сане диакона.
Иеромонах - в православии монах, имеющий сан священника, принадлежащий к церковному священноначалию, являющийся священнослужителем.
Камилавка - головной убор в Православной церкви красного, фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра, является также наградой для священников.
Келиот - лицо, готовящееся к поступлению в монашество, но еще не принявшие обета, а также миряне, удалившиеся от мирских сует на житье в монастырь.
Киновия - общежительное монашество, одна из двух основных форм монашества, при которой монахи объединены в общину монастырь во главе с духовным наставником (настоятелем).
Клиросное послушание - это церковное служение, которое совмещает церковное пение и молитву.
Крестное шествие - торжественное шествие с крестом, хоругвями и иконами, сопровождаемое молебнами о милости Божией, по тому или иному случаю.
Минея - богослужебная книга православной церкви, содержащая службы годового круга. В Минеи месячные входят службы святых на каждый день года (Издается, как правило, в 12 томах по числу месяцев). Минея Общая содержит общие службы для всех святых одного лика. Например: «службы праздникам господским», «служба праздникам богородичным» и т.д. Минея дополнительная содержит службы ново прославленным святым, которых нет в месячной Минее. Праздничная минея содержит службы на праздники Господни, Пресвятой Богородицы и особо почитаемых Святых. Митрополит - это первоначально архиерей, глава митрополии крупной церковной области, объединяющей несколько епархий.
Молебен - краткое общественное богослужение просительного или благодарственного характера с молитвенным обращением к Богу, Богоматери или святым.
Монастырь - религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
Монашество, иночество - уединённое, одинокое жительство. Монах, жен. монахиня - член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве.
Нестяжание (бедность) - удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши. Милосердие к нищим.
Общежительный монастырь - Монашеская обитель, все члены которой находятся на общем монастырском довольствии. Панихида - это церковная служба по умершему.
Подвижник - самоотверженный человек, целиком отдающий себя делу, преследующему высокие цели Монах, аскет, давший обет самоотречения во имя служения Богу.
Послушание - это обязанность, которая возлагается на каждого монаха, а также в монастырях: специальная работа, назначаемая в искупление греха, проступка.
Послушник (послушница) - лицо, готовящееся принять монашество и не давшее еще монашеских обетов.
Причетник - член причта церкви, иначе церковнослужитель; общее название всех клириков, за исключением священника и диакона.
Проскомидия - первая часть литургии западно-сирийского и византийского обряда (как в литургии Иоанна Златоуста, так и в литургии Василия Великого).
Просфора - богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для таинства Евхаристии и для поминания во время Проскомидии живых и мёртвых.
/у
Просфорник - благочестивый сотрудник монастыря или храма, часто, -клирик, занимающийся выпечкой различных просфор, хлебов для литии и артосов.
Просфорная - это помещение, где пкут или продают просфоры. Пустынь - монашеское поселение в традиции православия, обычно удалённый от основного монастыря скит, располагавшийся в незаселённом людьми месте.
Скит - небольшой монастырь со строгим уставом; старообрядческий (раскольничий) монастырь в безлюдной местности; келья монаха-отшельника, расположенная в стороне от монастыря.
Схимонах - монах, принявший великую схиму, иначе - великий ангельский образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего мирского.
Трудничество - направление деятельности людей, работающих при монастыре или храме на добровольной и бескорыстной основе во славу Божию.
Фелонь - верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов, в древности исключительно белого цвета.
Хиротония - посвящение человека, наделяющее его дарами и правом совершать таинства и обряды; это возложение рук епископа или епископов на человека, которого рукополагают в дьякона, священника или епископа.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.