Модусы времени в модернистском нарративе: на материале англоязычной прозы XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат наук Силантьева, Вероника Георгиевна

  • Силантьева, Вероника Георгиевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 197
Силантьева, Вероника Георгиевна. Модусы времени в модернистском нарративе: на материале англоязычной прозы XX века: дис. кандидат наук: 10.02.04 - Германские языки. Санкт-Петербург. 2017. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Силантьева, Вероника Георгиевна

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования времени в англоязычном художественном нарративе XX века

1.1. Модус и категория времени

1.1.1. Модус в художественном нарративе

1.1.2. Категория времени в сюжетном нарративе

1.1.3. Категория времени в модернистском нарративе

1.2. Представление о времени в философии модерна

1.2.1. Модели времени в философии модерна

1.2.2. Концепция ритмо-времени в философии модерна

1.2.2.1. Музыкальный ритм как способ моделирования времени

1.3. Категория времени в русле современной лингвистики

1.3.1. Онтологоцентрическая концепция времени

1.3.2. Интерпретация абсолютной и референциальной стратегий в современной лингвистике

1.3.2.1. Гибридная концепция времени

1.3.2.2. Семантико-синтаксическая концепция времени

1.3.2.3. Синтактикоцентрическая и функциональная концепции времени

1.3.2.4. Концепция временных отношений

Выводы к главе 1

Глава 2. Ассоциативные поля лексемы 'time' в модернистском

нарративе

2.1 .Кластерный анализ

2.1.1. Кластерный анализ лексемы 'time' в англо-английских нормативных словарях

2.1.2. Кластерный анализ лексемы 'time' в электронном тезаурусе «урбанистический словарь»

2.1.3. Кластерный анализ лексемы 'time' в романе Джеймса Джойса «Поминки

по Финнегану»

Выводы к главе 2

Глава 3. Лингвистические способы моделирования нелинейного времени

в модернистском нарративе

3.1. Моделирование времени модернистского нарратива с помощью фонетических и графических единиц

3.1.1. Звуковая симметрия и типы рифмических построений в романе Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану»

3.1.2. Синтагматическая омонимия как нарративное событие в романе Джемса Джойса «Поминки по Финнегану»

3.2 Моделирование времени модернистского нарратива с помощью грамматических структур слова и предложения

3.2.1 Простые и сложные рекурсивные лингвистические структуры

3.2.2. Грамматическое и синтаксическое время в модернистском нарративе

3.2.2.1. Особенности употребления грамматических времен в модернистском нарративе

3.2.2.2. Особенности употребления темпоральных наречий в модернистском нарративе

3.2.2.3. Особенности использования инверсии и эллипсиса в модернистском нарративе

Выводы к главе 3

Заключение

Список литературы

Список словарей

Список источников примеров

Список сокращений

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Модусы времени в модернистском нарративе: на материале англоязычной прозы XX века»

Введение

Данное диссертационное исследование посвящено выявлению и описанию особенностей репрезентации категории времени в модернистской англоязычной прозе, изучению закономерностей объективации ее синтаксических, структурных, когнитивно-семантических и лингвокультурологических параметров в нелинейном нарративе. Таким образом, объектом исследования выступают языковая и текстовая категории времени, которые рассматриваются во всем многообразии проявления своих характеристик. Предметом исследования являются иррегулярные единицы текстообразования, представляющие собой сложное синтаксическое целое с интегральной семантической структурой, и называемые нами модусами времени.

Актуальность данного исследования обусловлена рядом факторов, а именно:

(1) обращением к изучению особенностей языковой репрезентации понятия время в структуре спонтанного и художественного нарративов, которое способствует дальнейшей детализации комплексного представления о времени в современной англоязычной картине мира;

(2) его включенностью в контекст научных работ по когнитивной нарратологии и психолингвистике текста, ориентированных на субъект языкового действия, моделирующего свою деятельность, опыт и представления в форме повествования в соответствии с социальными и психологическими установками;

(3) его соответствием общей направленности современных лингвистических исследований нарратива на системное и всестороннее изучение текстовых категорий и их соотношения с фактами языка.

Теоретической основой исследования послужили положения когнитивной нарратологии (H.P. Abbott, M. Jahn, D. Herman, M. Bortolussi, P. Dixon, M. Fludernik, A. Banfield, U. Margolin), корпусной стилистики (J. Culpeper, E. Semino, M. Short, M. Toolan), лингвистики текста (И.В. Арнольд, А.А.

Масленникова, М.М. Бахтин, У. Эко, Р. Барт) и гипертекста (P. George, J. Landow, J. December, Thomas J. Farrell), функциональной и коммуникативной грамматик (W. Klein, N. Hornstein, Tompson, А. В. Бондарко), психолингвистики (Белянин, Н.А. Рубакин И.Ю. Марковина, Т.М. Дридзе).

Цель работы состоит в выявлении грамматических, лексических и фонологических инструментов моделирования времени, используемых в модернистском нарративе в соответствии с концепцией нелинейного времени, лежащей в основе его поэтики.

Для того чтобы установить, является ли модернистский нарратив нелинейным несюжетным повествованием с особыми временными характеристиками, мы предполагаем решить несколько задач:

1) Осуществить типологизацию модусов времени: выделить фонологические, морфологические, грамматические, синтаксические уровни моделирования времени в модернистском тексте и определить их суггестивную, эстетическую и структурообразующие функции;

2) Выявить относительно стабильные аспекты темпорального значения, то есть те, которые не зависят от изменения представлений о времени и нарративе, целей автора или субъективного восприятия реципиента. Найти и проанализировать новые с точки зрения нормы английского языка и традиционного повествования способы моделирования категории времени в модернистском нарративе;

3) Провести кластерный анализ лексемы 'time' в словарях, электронном дискурсе и в модернистском романе Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану». Сопоставив дефиниционные кластеры, ассоциативные поля в спонтанных и художественных нарративах, описать новые способы тематизации времени, то есть изменения в структуре лексического значения времени.

4) Определить сегментные и супрасегментные способы ритмизации модернистской прозы. Обнаружить, каким образом чередования, повторы и рифма влияют на временные характеристики нелинейного повествования.

5) Проанализировать морфологические и синтаксические категории, задействованные в моделировании нарративного времени бессюжетного повествования.

Материалом исследования реализации категории времени в модернистском нарративе послужили 176 дефиниций из 8 толковых словарей английского языка, 45 спонтанных нарратива, а также 150 фрагментов художественных текстов Джеймса Джойса, Самюэля Беккета, Вирджинии Вульф, Томаса Пинчона, Джона Барта и т.д.

Методологической основой исследования категории времени в нарративе являются сложившиеся представления о том, что: а) нарратив относится к формам познания, а модели времени в нарративе являются результатом категоризации опыта сообщества, на языке которого создан данный нарратив, поэтому нарративные проекции категории времени связаны с дискурсом и метадискурсом времени; б) структура модернистского нарратива отличается от поэтики сюжетных, линейных повествований предшествующей литературной традиции, поскольку в ней реализуются новые концепции времени; в) прозаический ритм является динамическим фактором текстообразования, то есть выступает в качестве нарративного времени, поддерживающего целостность и развитие повествования.

При решении поставленных задач в ходе исследования применялись следующие методы и приемы лингвистического анализа:

1) метод кластерного анализа словарных дефиниций, спонтанных нарративов и фрагментов модернистского нарратива, который использовался в работе для выявления ассоциативного поля 'time', представляющего лексический уровень понятия время в виде слов, употребляемых в минимальном контексте ядерной единицы 'time';

2) сравнительно-сопоставительный анализ ассоциативных полей лексемы 'time' в разных видах нарратива и метод лингвистического моделирования для наглядного представления результатов, полученных в ходе исследования;

3) метод фоноритмического анализа лексических единиц, направленный на определение взаимосвязи звукового рисунка слов и композиций звукобуквенных ритмов с временными характеристиками нарратива;

4) структурно-семантический анализ нарратива, включающий логико-смысловой анализ текста и семантико-синтаксический разбор отдельных предложений, нацеленный на выявление особенностей языковой репрезентации категории грамматического времени в модернистском нарративе.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые (1) систематизированы параметры нарративного события, модуса времени, для нелинейного повествования; (2) выработан алгоритм комплексного анализа фонологических, морфологических, лексических и синтаксических уровней текста, определяющий способы моделирования времени в модернистском нарративе; (3) представлена концепция и апробация методики кластерного анализа художественного нарратива, совмещающая математико-статистический, лексико-семантический, сравнительно-сопоставительный и интерпретационный методы исследования; (4) предложен оригинальный подход к изучению фоноритмической структуры нарратива, выявляющий рифмические построения и их динамические свойства; (5) в исследовании художественного повествования применен метод анкетирования для подтверждения восприимчивости реципиента к закономерностям чередований лексических единиц и структурных блоков, лежащих в основе цельнооформленности модернистского нарратива.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что работа вносит вклад в изучение способов моделирования нарративного времени в

модернистских текстах, соотношений категории времени и ее нарративных проекций, а также проливает свет на изменения темпорального дискурса английского языка.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования её результатов в дальнейших научных исследованиях, а также в учебном процессе - в лекционных и семинарских занятиях по риторике, когнитивной нарратологии, психолингвистике, при разработке и чтении спецкурсов по лингвистике текста и корпусной стилистике. Положения, выносимые на защиту:

1. Нарративное время в модернистском повествовании задаётся композиционным ритмом, включающим лексический ритм, фонемику, рифмическое словообразование, рекурсивные синтаксические структуры и нарративный дейксис. Параметры нарративного события или модуса времени, представленного в модернистском тексте в виде ритмического построения, вариативны, различаются по рецептивной сложности и степени тематизации.

2. Серийный ритм синтагмовых омофонов, разложенных тоталлитетов и тавтологических синтаксических структур, предполагающий большее количество маркированных позиций при экономии языковых средств, динамизирует повествование. Макротематизация в виде открытых рекурсивных структур и сквозных лексических повторов отвечает за поддержание целостности нарратива, но не способствует текстовой прогрессии.

3. Тематические группы для лексемы 'time' в романе Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану» отличаются от дефиниционных кластеров, но имеют некоторые сходства с дескрипторами, выявленными в спонтанных нарративах электронного контента. Минимальный контекст лексемы 'time' в модернистском нарративе реализует представление о мифологическом времени природных, аграрных циклов и архетипических сюжетов.

Отвлеченное, абстрактное, научное или наоборот крайне субъективное толкование времени не свойственно произведению Джойса.

4. Значения акцентируемых морфем, деривативов и синонимов в «Поминках по Финнегану» не формируют единой эмоционально-смысловой доминанты текста, что способствует фрагментации повествования на уровне восприятия. В лексическом ритме романа совмещаются психостилистические характеристики «темных», «светлых», «печальных», «веселых» текстов [Белянин 2000], варьируя суггестивные функции нарратива.

5. На грамматическом уровне моделирования нелинейного времени модернистский нарратив прибегает к инвертированному порядку слов, ситуативному эллипсису, несогласованному употреблению грамматических времён, дейктических наречий, использует фрагментированные предложения с невербалиями вместо глагольных предикатов.

Апробация работы. Основные положения диссертации были отражены в 6 публикациях, 3 из которых в изданиях, зафиксированных в перечне ВАК РФ.

Структура диссертации Настоящее исследование общим объемом 177 страницы печатного текста состоит из введения, трех глав и заключения. К работе прилагается список использованной литературы, включающий 104 наименований на русском и 130 на иностранных языках, список использованной литературы, список использованных словарей, список источников примеров, список сокращений.

Глава 1. Теоретические основы исследования категории времени в англоязычном художественном нарративе XX века 1.1. Модус и категория времени

Мы предлагаем использовать термин «модус времени», обозначающий форму представления и говорения о времени, для того чтобы подчеркнуть функциональную направленность нашего исследования, задача которого состоит в типологизации способов моделирования времени в модернистском нарративе.

Согласно логико-семантической концепции, понятие «модус» обозначает высказывание, в котором содержание, имеющее отношение к действительности (факт, событие или состояние), объединяется с интенцией говорящего [Балли 1955: 44; Lyons 1996: 254; Гак 2000: 10]. При этом модус и пропозиция находятся в отношениях выводимости, то есть пропозиции соответствует определённая форма выражения, модальная рамка.

Более поздние исследования в русле семантико-синтаксического подхода рассматривают модус как модально-прагматическую рамку, имеющую относительно независимую синтаксическую позицию по отношению к пропозиционному, предметному значению. Мнение о том, что модусы автономны и вариативны, обнаруживает себя в исследованиях Н.Д. Арутюновой, Б.М. Гаспарова, Е.С. Кубряковой, О.А. Кобриной, О.А. Березиной и т.д.

В сборнике «Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста» Н.Д. Арутюнова говорит о разных и конфликтующих факторах, которые действуют в рамках текста [Арутюнова 1990: 176]. Б.М. Гаспаров в книге «Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования» пишет, что категориальная форма образуется в столкновении смысловых перспектив отдельных компонентов высказывания [Гаспаров 1996: 211]. О.А. Кобрина называет модус полифункциональной структурой [Кобрина 2003: 11]. В целом лингвисты указывают на существование разных интенций и смыслополаганий в структуре модуса [Золотова 1998: 60].

Понятие модус начинает подразумевать внешнюю модальность или оценку [Никитин 2000: 7]. Модально-прагматическая рамка включает аксиологическую, эмоционально-экспрессивную, социальную и другие виды оценки, имеющие опосредованное отношение к внутренней модальности, задаваемой семантикой глагола. Б.М. Гаспаров представляет модус как объединение категорий наклонения, отрицания, вида; предметного значения; общих тематических, коммуникативных, жанровых свойств высказывания и ситуации в целом [Гаспаров 1996: 213]. О.А. Кобрина включает в сферу модуса категории модальности, оценочности, эмотивности, эвиденциальности, приблизительности, отрицания, персуазивности [Кобрина 2006: 90].

Переход от концепции модальной рамки к представлению о модально-прагматической рамке способствует переосмыслению категории времени. В формальной концепции модуса время рассматривается как шифтерная категория, которая соотносит сообщаемый факт или время пропозиции с фактом сообщения, моментом речи. [Якобсон 1972: 101]. В новой семантико-синтаксической интерпретации модусные роли, в том числе время, относятся ко всей пропозиции, а не только предикату [Богданов 2007: 112]. Категориальный кластер, объединяющий семантику глагола с временной морфологией, дополняется коммуникативными установками субъекта, то есть момент речи переосмысляется в ситуацию или событие говорения.

Темпоральное значение высказывания определяется отношениями трёх компонентов: грамматического, лексического и контекстуального признаков времени [Бондарко 1971: 66, 1983: 106]. Трёхуровневая модель времени также интерпретируется как соотношение внешнего, внутреннего и субъективного времён [Chafe 1976: 27, Гак 1997: 127, Красухин 1997: 63].

Внешнее время или грамматический признак отвечает на вопрос когда, то есть локализует событие. Грамматическое время обычно считается наиболее регулярным способом передачи временных отношений. Внутреннее время или лексический признак отвечает на вопрос как, связывается лингвистами с

аспектуальностью, а также внутренней модальностью. Контекстуальное или субъективное время является наиболее вариативным компонентом темпорального значения, поскольку связана с категорией оценки.

Контекстный или субъективный признак времени может приписываются любым языковым средствам, уточняющим грамматическое действие, например, адвербиальным детерминантам для глагольных форм, просодическим средствам для выражения определённости/неопределённости. Контекст не только модифицирует грамматическое и семантическое значение предиката, но и определяет положение высказывания в дискурсе [ван Дейк 1989: 42]. l.l.l. Модус в художественном нарративе

Главное свойство художественного повествования состоит в том, что оно не только рассказывает историю, но и предоставляет инструкции по ее интерпретации, называемую сюжетом, дискурсом, логикой истории [Herman 2002, Genette 1980, Успенский 2000]. В процессе чтения временная и пространственная дистанция между нарративными партиципантами: автором, персонажами и читателем сокращается, и восстанавливаются недостающие информативные лакуны в истории. Инактивация смыслов происходит благодаря нарративному времени, то есть ритмической композиции текста, чередующей и повторяющей отдельные высказывания повествования в определённой последовательности.

Нарративное время непрерывно и направлено [Partee 1984; Dowty 1986; Бондарко 1999, Genette 1980, Chatman 1990, Rimmon-Kenan 2002, Margolin 2003]. В нарратологии существуют разные объяснения динамики нарратива или текстовой прогрессии. Многие исследователи интерпретируют линейное развитие нарративна, используя термин возможный мир [Eco 1984: 246; Рикер 1998: 174; Лотман 1996: 238; Степанов 1983: 22-23; Dolezel 1998: 10; Ryan 1991: 21; Wales 2001: 64].

Возможные миры в повествовании являются желаемыми мирами авторов, персонажей и читателей. Под авторами и читателями

понимаются десубстанциализированные рассказчик и реципиент, то есть

структуры текста, а не реальные участники коммуникации. Нарратив динамизируется благодаря возникающим конфликтам между возможными мирами нарративных партиципантов и насущными мирами текста.

Нарративная прогрессия осуществляется персонажами на событийном или повествуемом уровне. Миры персонажей рассматриваются как набор пропозиций, управляемых модальными операторами или предикатами с пропозиционной семантикой [Barthes 1993: 278; Dolezel 1998: 45]. Ментальные миры верований, статические модальные миры долженствований и желаний, динамические модальные миры, связанные с реализацией целей и планов акторов могут не актуализироваться в тексте. В результате персонаж сталкивается с необходимостью принятия решения, от которого зависит развитие событий и следующие предпочтения. Варианты преодоления конфликта, из которых могут выбрать персонажи в каждой точке истории, определены характером повествуемого субъекта, а также конвенциями жанра.

Аукториальные миры или воображаемые миры автора формируют внешнюю модальность нарратива, в отличие от миров персонажей, которые соответствуют внутренней модальности нарратива, фиксируемой семантикой предиката. Миры автора ассоциируются с категориями времени, модальности, указывающими на дистанцию от излагаемого, и залогом, передающим связь глагольного действия и субъекта: персонажа, читателя или нарратора [Женетт 1998: 224]. Аукториальные миры ограничивают варианты развития нарратива, то есть миры персонажей, навязывая событиям свои причинно-следственные отношения.

Роль реципиента относительно пассивна в нарративе: ожидания реального читателя вынесены за пределы текста, основаны на стереотипных представлениях о хронологии и сюжете, то есть читательской компетенции. Универсальный способ интерпретации повествования, называемый идеальным читателем [Шмидт 2003: 35], определяется точками зрения автора.

В тех случаях, когда в сюжете литературного произведения, то есть в организации повествуемых событий наблюдаются отступления от традиционных событийных ходов, миры реального читателя не актуализируются. Новые причинно-следственные отношения между событиями, устанавливаемые персонажами и авторами, создают ситуацию выбора для реципиента, поскольку ему необходимо поменять представление о модели текста. Однако решения, принятые нарраторами и персонажами, ограничивают выбор читателя.

В модальной концепции нарратива, миры персонажей соответствуют диктуму, авторов - модусу; читателю отводится функция оценки, относящаяся к модально-прагматической рамке высказывания. Миры персонажей, авторов и читателей не только дополняют, но и взаимно ограничивают друг друга. Благодаря конфликту между желаемыми и насущными мирами нарративных партиципантов повествование приобретает свои динамические свойства. Ограниченный выбор или фактор нарративной предсказуемости определяет линейный характер нарративного времени [Бремон 1980: 406].

1.1.2. Категория времени в сюжетном нарративе

Модальная концепция нарратива объясняет текстовую прогрессию, то есть линейное время повествования, как конфликт миров. В рамках данного подхода грамматическое время, отвечающее за локализацию событий, рассматривается как модусная категория, то есть авторская точка зрения, координирующая развитие истории. Однако временные отношения в нарративе, так же как и в высказывании, определяются не только грамматическими временами, но другими показателями времени: существительные, наречия, частицы, предложно-падежные конструкции с временным значением или другие элементы, обладающие потенциальной способностью к временной локализации события [Козинцева 1991: 24; Долинина 1996: 233]. Дейктические слова могут относиться как к плану повествования, так и плану повествуемого, то есть мирам персонажей.

В художественном нарративе встречаются высказывания, в которых грамматическое время употребляется с несвойственным дейктическим наречием, что создаёт ситуацию двойственной временной соотнесённости [Pyrhonen 2007: 112]. Такие случаи несогласованности причисляются исследователями к примерам несобственно прямой речи [Banfield 1982; Recanati 2000: 170], свободного косвенного дискурса [Fludernik 1993] или внутренней фокализации [Женетт 1972: 205-207].

Суть явления заключается в том, что пространственно-временная позиция [Stockwell 2002: 96] нарратора, задаваемая грамматическим временем, совмещается с точкой зрения персонажа. Используя терминологию Женетта, можно сказать, что наречие обозначает первичного диегитического нарратора или экстрадиегитического-гомодиегитического автора, то есть повествование ведётся не от лица актора, участника событий, но наблюдателя, являющегося частью диегесиса, рассказываемой истории [Женетт 1972: 253]. Другие исследователи причисляют временные наречия к контексту мысли или сознания, в противовес контексту высказывания, к которому относятся грамматические времена и местоимения [Sperber 1995: 2; Schlenker 2004: 284]. Контекст мысли или сознания также принадлежит плану повествуемого, то есть отождествляется с персонажем.

В следующем примере №1 наречие теперь/сейчас 'now' согласуется с глаголом в прошедшем времени:

(1) She leaned against the high-backed bus seat and watched the last of the fast-food restaurants and muffler shops fall away. Now it was just the countryside — newly ploughed fields and belts of trees that were turning that fabulous cloudy green that belongs only to April. [RM: 2].

Дейктическое наречие настоящего времени служит для сокращения дистанции между нарратором и повествуемым событием, установленной формой глагола в прошедшем времени. Рассказчик выступает в качестве достоверного свидетеля происходившего или участника описываемых событий,

а затем актуализирует события для реципиента. Наречие now, относящееся к моменту речи или ситуативному контексту [Kamp 1971: 230], маркирует общий для рассказчика и читателя временной план: режим реального времени. Художественное повествование приобретает свойства спонтанного нарратива.

Аналогичным образом Анна Бэнфилд интерпретирует следующий пример:

(2) The sun had now sunk lower in the sky. [WVW: 129]

Наречие now приписывается субъекту сознания, который противопоставляется рассказчику, чья точка зрения реализуется в глагольной форме Past Perfect ('had sunk').

Указательные местоимения в обстоятельственных словосочетаниях времени также относятся к временной перспективе персонажа или автора второго порядка:

(3) He told her about his encounter with the man and the switchblade and their family portrait. Normally, she or any mother would have been shocked. But for Dianne, it was just another event in this horrible week [JGC: 17].

В словосочетании 'this horrible week' элементом несобственно прямой речи или свободно-косвенного дискурса является не только дейктическое местоимение 'this', но и эпитет 'horrible', являющийся дополнительным показателем субъективности, то есть внутренней фокализации.

(4) Then he sank heavily in his chair. Was that the man who had prevented him from being happy? Was that the man whom Sally had loved all these years and for whom she had waited so desperately? It was grotesque. He had been cheated. [Red: 295]

В словосочетании 'all these years' субъективизация повествуемого усиливается за счёт прилагательного 'all', подчёркивающего длительность и мучительность ожидания персонажа. Внутренне состояние или контекст мысли оказывается современным повествованию, а не повествуемому ('had loved', 'had waited').

Для объяснения несогласованного использования наречий 'today', 'yesterday', 'tomorrow', не указывающих на время говорения, но соотносящихся с ним, также применяется концепция несобственно прямой речи. Высказывания, в

которых употребляется наречие 'yesterday' с предикатом в настоящем времени или наречие 'tomorrow/today' с формой прошедшего времени, рассматриваются в рамках данной концепции как совмещение временных перспектив автора и персонажа.

(5) Tomorrow was Monday, Monday, the beginning of another school week! [WinL: 185]

С точки зрения Анны Бэнфилд, в данном примере наречие tomorrow относится к миру персонажа, контексту мысли, а грамматическое время Past Simple - к контексту высказывания, передаёт авторскую перспективу [Banfield, 1982: 98].

(6) John bid me goodbye, and walked home. He would ask me to marry him today (, he thought). evoked scene: John to himself: "I will ask Yael to marry me today." [Op. Cit. Sharvit 2006: 366]

Местоимения me/I указывают на нарратора первого порядка, today относится к внутренней фокализации, would фиксирует временную дистанцию между двумя точками зрения, локализуется там же где и гомодиегитический автор.

Нарративное время или линейная динамическая модель повествования определяется конфликтом миров авторов, персонажей и читателя, тогда как время в нарративе структурируется конфликтом временных пространств рассказчика и актора. Для того чтобы соотнести нарративное время и лингвистическую категорию времени, мы предлагаем использовать термин модус времени.

1.1.3. Категория времени в модернистском нарративе

Работа посвящена исследованию способов моделирования времени в модернистском нарративе на материале произведений британских писателей Джеймса Джойса, Самюэля Беккета, Вирджинии Вульф, Томаса Пинчона, Джона Барта. Термин модернизм, используемый нами для противопоставления анализируемых текстов традиционным типам повествования, передаёт интерес писателей к истории, биографии, то есть подчёркивает их стремление к созданию иных способов моделирования времени в произведении.

Мы не дифференцируем рассматриваемые литературные тексты, разделяя модернистский и постмодернистский нарративы, с точки зрения их жанровой, стилистической или хронологической принадлежности, как это предлагают делать некоторые отечественные и зарубежные историки литературы и литературоведы. Большинство исследований, посвящённых интересующей нас тематике, различают модернизм и постмодернизм в литературе на основании мировоззренческих концепций и настроений: модернизм характеризуется как стремление к обновлению, а постмодернизм как утрата веры в создание принципиально нового высказывания [Bradbury and McFarlane: 19; Levi: 117; Eysteinsson: 129; Perloff: 571; Hoffmann, Hornung, Kunow: 20].

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Силантьева, Вероника Георгиевна, 2017 год

Список литературы

1. Автономова Н. Рассудок. Разум. Рациональность. М.: Наука, 1988. - 287с.

2. Анкерсмит Ф. Нарративная логика: Семантический анализ языка историков. М.: Идея-Пресс, 2003. - 360с.

3. Антонова М.Ф. Некоторые особенности стиля "Жития Стефана Пермского".//Куликовская битва и подъем национального самосознания. Т. XXXIV. Л.: Наука, 1979. - С.127-133.

4. Аристотель. Физика. Соч. в 4-х т. Т 3. М., 1981. - 610c.

5. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. М.: Просвещение, 1990. - 301с

6. Арто А. Нервометр // locus Solus. Антология литературного авангарда XX века. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2006. - C. 70-77.

7. Арутюнова Н.Д. Время: модели и метафоры //Логический анализ языка: Язык и время. Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. М.: Индрик, 1997. - С. 51-61.

8. Аскольдов С.А. Время и его преодоление.//На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение/Сост. П.В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990. - С.398 - 402.

9. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1955. - 416 с.

10.Барашенков В.С. Проблемы субатомного пространства и времени. М.:Атомиздат, 1979. - 200с.

11.Бергсон А. Непосредственные данные сознания (Время и свобода воли) Т. 2/A. Бергсон//Собрание сочинений в 5-ти т. Санкт-Петербург, 1914. - 224 с.

12.Бернштейн Очерки по физиологии движений и физиологии активности. Москва: Издательство «Медицина», 1966. - 349с.

13.Богданов В.В. Структурно-семантическая организация предложения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 381 с.

14.Богданов В.В. Предложение и текст в содержательном аспекте. С-Пб.: С-Петербургский государственный университет, 2007. - 280 с.

15.Бондарко А.В. Грамматическая категория и контекст. Л.: Наука, 1971. - 114с.

16.Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. Л.: Наука, 1983. - 208с.

17.Бондарко А.В. Основы функциональной грамматики: Языковая интерпретация идеи времени. СПБ, 1999. - 260с.

18.Бычков Ю. Парадигматические и синтагматические отношения в ладовой организации. М., 1990. - 56с.

19.Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.: ИСА, 1994. -618с.

20. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1. М.: Издательства Гнозис, 1994. -612с.

21.Волкова Е.В. Ритм как объект эстетического анализа//Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. - С. 73-85

22.Ворожбитова А. А. Теория текста: Антропоцентрическое направление: учеб. пособ. М., 2005. - 367 с.

23.Вригт Г.Х. Логико-философские исследования. Избранные труд. М.: Прогресс, 1986. - 600с.

24.Гак В.Г. Пространство времени//Логический анализ языка. Язык и время/Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. М: Издательство «Индрик», 1997. - С.122-130.

25.Гак В.Г. Языковые преобразования. М.: Школа Языки русской культуры, 1998. -768 с.

26. Гак В.Г. Пространство вне пространства.//Логический анализ языка: Языки пространств. Отв. Ред. И.Д.Арутюнова, И.Б.Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. - С.127-135

27.Гак В. Г. Теоретическая грамматика французского языка. М.: Добросвет, 2000. - 832с.

28.Гак В.Г. Семантическое поле конца //Логический анализ языка. Семантика начала и конца / Под ред. Ярцевой В.Н М.: Индрик, 2002. - С. 50-55.

29. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. -140с.

30.Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 352с.

31.Гаспаров Б.М. Об античной поэзии. Азбука, 2000. - 480с.

32.Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1987. - 366с.

33.Гуссерль Э. Философия как строгая наука//Логос, 1911. № 1 [Электронный ресурс] URL: http://www.avorhist.ru/publish/gusserl.html.

34.Даан-Дальмедико А., Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики. М.: Мир, 1986. - 432c.

35. Давыдов В. Вульгарно-потребительский гедонизм и кризис художественного восприятия //Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып.2 М., 1973. - С.5-64.

36.Делез Ж. Логика смысла. М., 1998. - 480с.

37.Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985. - 136с.

38.Дедова О. В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма // Вестник Московского университета. Сер. 9. № 4, 2001. - С. 22-36.

39.Денеш З. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.:Прогресс, 1977. - 376с.

40.Дейк Т.А. ван. Вопросы прагматики текста //Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. - М.: Прогресс, 1978. - С. 259-337.

41.Дейк Т.А. ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста //Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. М.: Прогресс, 1988. - С. 153-211.

42. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. - 353с.

43. Долинина И.Б. Количественность в сфере предикатов//Теория функциональной грамматики. Качественность. Количественность. Ред. А.В. Бондарко. СПб, 1996. - С. 232-245

44.Женетт Ж. Повествовательный дискурс.//Фигуры. В 2-х тт. М., 1998. - 472с. 45.Зелинский Ф. Ритмика и психология художественной ре-чи // Мысль. 1922.

№ 2. - 320с.

46.Золотова Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка//Текст/Г.А. Золотова. М., 1998. - 544с.

47.Иволгина С.В. Уровни концептуализации количества и их языковая репрезентация//Методологические проблемы когнитивной лингвистики (научное издание). Воронеж: ВТУ, 2001. - С. 151-153

48.Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. Москва: Интрада, 1998. - 417с.

49.Ильин И.П. Постмодернизм: словарь терминов. М.: ИНИОН РАН-Интрада, 2001. - 384с.

50. История математики с древнейших времен до начала XIX столетия, под ред. А.П. Юшкевича. М.:Наука, 1970. - 353с.

51.Каган М.С. Музыка в мире искусств // Сов. музыка. №1, 1987. - С.26-38.

52.Кант И. Критика чистого разума // Собр. соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 3. - 678с.

53.Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос / пер. с нем. А.Г.Гаджикурбанов, Д.О.Кузнецов, М.И.Левина и др. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. -653с.

54.Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М.: Гардарики, 1998. - 784 с.

55.Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: КомКнига, 2006. - 231с.

56.Кобрина Н.А. Механизмы речепорождения и восприятия текста в рамках когнитивной лингвистики. // Когнитивная лингвистика. Современное состояние и перспективы развития. Ч. 1. Материалы 1-ой международной

школы-семинара по когнитивной лингвистике. 26-30 мая Тамбов. - Тамбов, 1998. - С 11-13.

57.Кобрина О.А. Культура и ее роль в лингвокреативной деятельности человека// БШ&а Ы^ШБЙса. Вып. XII. СПб, 2003.

58.Кобрина О.А. Модусные категории как способы выражения субъективного отношения человека к высказыванию //Вопр. когнитив. лингвистики. Тамбов, 2006. № 2 (008). - С. 90-100.

59.Козинцева Н.А. Временная локализованность действия и ее связи с аспектуальными, модальными и таксисными значениями. М.: Наука, 1991. -143 с.

60.Красухин К.Г. Три модели индоевропейского времени на материале лексики и грамматики// Логический анализ языка. Язык и время. М., 1997. - С. 62-77

61.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы//Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3-х т. Л.: Худож. Лит., 1987. - 657с.

62.Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. Ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Наука, 1990. - 280с.

63.Лодатко Е. А. Рекурсивные лингвистические структуры.//Теоретические и прикладные проблемы русской филологии: Научно-метод. сборник. Вып. XII. Отв. ред. В. А. Глущенко. Славянск: СГПУ, 2004. - С. 86-95.

64.Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М.: «Языки русской культуры», 1996. - 464с.

65. Лукашевич Н.В., Добров Б.В. Исследования тематической структуры текста на основе большого лингвистического ресурса//Труды международного семинара "Диалог 2000". М.: 2000. Том 2, - С.252-258.

66.Медведев Ф.А. Развитие теории множеств в XIX. М.: Наука, 1965. - 231с.

67.Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М.: Высш. шк., 1998. - 144с.

68.Молчанов Ю.Б. Развитие и время // Материалистическая диалектика как общая теория развития. Философские основы теории развития. М., 1982. - С. 229-250.

69.Москальчук Г.Г. Структурная организация и самоорганизация текста / Г.Г. Москальчук. Барнаул, 1998. - 240 с.

70.Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 384с.

71.Никитин М.В. Заметки об оценке и оценочных значениях//31:иё1аЬт§Ш811са: когнитивно-прагматические и художественные функции языка. СПб.: Тригон, 2000. - С. 6-22.

72.Падучева Е.В. О семантике синтаксиса. М., 1974.

73. Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. - М.: Языки русской культуры, 1996. -С.260-268.

74.Падучева Е.В. Пространство в обличии времени и наоборот (к типологии метонимических переносов) //Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 239-254.

75.Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - С.373-400.

76.Петрова Е.С. Ковариантные ряды и каналы общения // Studia Lingüistica. Вып. 12: Перспективные направления современной лингвистики. СПб, 2003. - С. 107-113.

77.Пешковский А. М. Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы. — М. : Гос. акад. художеств. наук, 1927. - 68 с.

78.Рикер П. Время и рассказ. Т. 2. Интрига и исторический рассказ. М., СПб.: Университетская книга, 1998. - 313с.

79.Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995. - 415с.

80.Робустова Л.П. О взаимодействии музыки и речи в процессе развития музыкального слуха и мышления (традиционный и современный подход к проблеме)//Традиции и новаторство в музыке/Тезисы Межреспубликанской науч.-теоретической конференции, посвящённой 60-летию КазССР и КП Казахстана. Алма-Ата, 1980. - С. 243-246.

81.Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М, 2001. -608с.

82. Сидоров Е.Ю. Время, писатель, стиль. М., 1983. - 320с.

83.Степанов Ю.С. В мире семиотики.//Семиотика. М.: Радуга, 1983. - 636 с.

84.Татару Л.В. Композиционный ритм и когнитивная лингвистика нарративного текста (сборник Дж.Джойса «Дублинцы»).//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена №75, 2008.

- С.24-37.

85.Татару Л.В. Точка зрения и ритм композиции нарративного текста (на материале произведений Дж. Джойса и В. Вульф)/Автореферат док. фил. наук. Саратов, 2009. - 45 с.

86.Тимофеев Л.И. Ритм стиха и ритм прозы // На литератур-ном посту. 1929. №20. - С 28-33.

87.Томашевский Б. В. Ритм прозы// Томашевский Б. В. О стихе: Статьи. - Л., 1929. - С. 254-318.

88.Успенский Б.А. Поэтика композиции. - СПб.: Азбука, 2000. - 348 с.

89.Философия без основания. Беседа Михаила Рыклина с Ричардом Рорти // Логос. 1996. № 8. - С. 132-154.

90. Фрэнк Дж. Пространственная форма в современной литературе. М.: Директ-Медиа, 2007. - 50 с.

91. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977.

- 488с.

92.Фуко М. Воля к истине: по сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум, 1996. - 447с.

93.Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект//Вопросы философии. 1992. № 4. - С.40-51.

94.Харлап М.Г. Ритмика Бетховена.//Бетховен. Сб. ст. М.: Музыка, 1971. - С. 370-421.

95.Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки.//Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. - С. 221-273.

96.Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.: Музыка, 1986. -102с.

97.Хартунг Ю. Гипертекст как объект лингвистического анализа// Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. № 3, 1996. - С. 61-77.

98.Чейф У.Л. Память и вербализация прошлого опыта // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1983. - С. 35-73.

99.Чикина Е.Е. Текстообразующие функции языкового ритма в аспекте когнитивной лингвистики//Человек и язык в поликультурном мире. Доклады и тезисы докладов на межд. науч. конф. 19-21 окт. 2006 г. - В 2-х томах. Том 1.-Владимир: ВГПУб 2006. - С. 51-58.

100. Шмид B. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.

101. Щирова И. А., Тураева З. Я. Текст и интерпретация: взгляды, концепции, школы. СПб, 2005. - 155с.

102. Эко У. Поэтики Джойса. СПб.: Symposium, 2003. - 494с.

103. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы. М., 1989. - С. 427-468.

104. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. - С.193-230.

105. Abbott H. P. The Cambridge Introduction to Кагга^уею Cambridge: Cambridge University Press, 2002. - 218p.

106. Bach E. Informal lectures on formal semantics. New York: State University of New York Press. 1989. - 150p.

107. Banfield A. Unspeakable Sentences: narrative and representation in the language of fiction. Boston: Routledge, 2014. - 340 p.

108. Banfield A. Describing the Unobserved: Events Grouped Around an Empty Centre// The Linguistics of Writing. Eds. N. Fabb et al. Manchester: Manchester UP, 1987. - P. 265-285.

109. Bateson G. The Message 'This is Play'.// Group Processes: Transactions of the Second Conference. Ed. B. Schaffner. New York: Josiah Macy Foundation, 1956. -P. 145-256.

110. Blackburn P. Indexical Hybrid Tense Logic [Электронный ресурс] URL: http://www.patrickblackburn.org/uploads/6/2/8/3/6283774/indexical hybrid logic. pdf (дата обращения 10.07.2015)

111. Blackburn P. Tense, Temporal Reference and Tense Logic/Journal of Semantics Vol.11, 1994. - P. 83-101.

112. Blakemore D. Apposition and affective communication//Language and Literature. Vol. 17. No.1- 2008. - P. 37-58

113. Blakemore D. On the descriptive ineffability of expressive meaning/Journal of Pragmatics Vol. 43-2011 - P. 3537-3350

114. Bremond C. The Logic of Narrative Possibilities//New Literary History. Vol. 11-1980. - P.387-411.

115. Brent D. Oral Knowledge, Typographic Knowledge, Electronic Knowledge: Speculations on the History of Ownership//EJournal 1,3, November 1991 [Электронный ресурс] URL:

http: //www. ucal gary. ca/ej ournal/archive/rachel/v 1 n3/article. html (дата обращения 15.07.2014)

116. Bruner J. The Narrative Construction of Reality//Critical Inquiry. Vol 18- 1991. - P. 1-21.

117. Bruno E. Ethnography as Narrative//The Anthropology of Experience. Eds. V.W. Turner and E.M. Bruno-Urbana: University of Illinois Press, 1986. - P. 139155.

118. Carnie A. Syntax: A generative introduction. Oxford: Blackwell Publishers, 2007. - P.71-75.

119. Carter R., McCarthy M. Cambridge grammar of English. Cambridge, 2007. -984p.

120. Chafe W.L. Language and consciousness //Language. Vol.50. No.1, 1974. - P. 110-133.

121. Chafe W.L. Givenness, contrastiveness, definiteness, subjects, topics, and point of view//C.N. Li ed. Subject and topic. N.Y.: Acad.Press, 1976. - P. 345-368

122. Chatman S. Story and discourse: narrative structure in fiction and film. Ithaca and London: Cornell University.Press, 1980. - 277p.

123. Chatman S. Coming to Terms: The Rhetoric of Narrative in Fiction and Film. Ithaca and London: Cornell University Pres, 1990. - 241p.

124. Childs P. Modernism. London: Routledge, 2000. - 236p.

125. Chisholm R. M. Parts as Essential to Their Wholes//Review of Metaphysics Vol. 26. No. 4, 1973. - P. 581-603.

126. Chomsky N. Syntactic structures. The Hague: Mouton, 1957. - 117 p.

127. Comrie B. Tense. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. - 139p.

128. Craig W.L. The Tensed Theory of Time: A Critical Examination. Dordrecht: Kluwer, 2000. - 287p.

129. Croft W. and Cruse D.A. Cognitive Linguistics. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. - 356p.

130. Davidson D. Essays on Actions and Events. Oxford: Clarendon Press, 1980. -P. 105-129.

131. December J. Characterstics of Oral Culture in Discourse on the Net. Pennsylvania, July 8, 1993. [Электронный ресурс] URL: http://www.december.com/iohn/papers/pscrc93.txt (дата обращения 7.06.2014)

132. Deixis in Narrative: A Cognitive Science Perspective. Eds. J. F. Duchan et al. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1995. - 522p.

133. Derrida J. Two Words for Joyce. // Post-Structuralist Joyce: Essays from the French. Eds. D. Attridge and D. Ferrer. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. - P. 145-159.

134. Dolezel L. Heterocosmica: Fiction and Possible Worlds. Baltimore: Johns Hopkins UP, 1998. - 352p.

135. Dowty D. Word Meaning and Montague Grammar: The Semantics of Verbs and Times in Generative Semantics and in Montague's PTQ. Dordrecht: Reidel, 1979. - 435p.

136. Duffy E. The Speed Handbook: Velocity, Pleasure, Modernism. Durham, NC: Duke University Press, 2009. - 320p.

137. Eco U. The role of the reader: Explorations in the semiotics of texts. L. et al: Bloomington: Indiana University Press, 1984. - 273p.

138. English Grammar. Betty Schrampfer Azar. Longman. 1998.

139. Eysteinsson A. The Concept of Modernism. Ithaca: Cornell University Press, 1990. - 280p.

140. Fludernik M. The Fictions of Language and the Languages of Fiction: The Linguistic Representation of Speech and Consciousness. Routledge, 1993. - 536 p.

141. Fraise P. The Psychology of Time. New York: Harper and Row, 1963. - 343p.

142. Frank J. Spatial Form: Some Further Reflections//Critical inquiry. Chicago: The University of Chicago Press. № 5, 1978. - P. 275-290.

143. Frye N. Rhetorical Criticism: Theory of Genres, Essay 4//The Novel An Anthology of Criticism and Theory 1900—2000. Ed. D.J. Hale. Oxford: Blackwell, 2006 [1957/1985]. - P. 98-106.

144. Genette G. Narrative Discourse: An Essay in Method. New York: Cornell University Press, 1980. - 288p.

145. Givon T. Syntax. An introduction. Vol. 1. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 1984. - 519 p.

146. Gumperz J. J. Discourse Strategies. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. - 225p.

147. Hayes P. The Second Naive Physics Manifesto//Formal Theories of the Commonsense World. Eds. J. R. Hobbs and R. C. Moore. Norwood: Ablex, 1985. - P. 71-107.

148. Heidegger М. Sein und Zeit. Tübingen, 1979. - 325 s.

149. Heidegger M. Unterwegs zur Sprache. Pfullingen, 1977. - 269 s.

150. Herman D. Narratology as a cognitive science//Image and Narrative. Cognitive Narratology. Issue 1, Sept 2000. [Электронный ресурс] URL: http: //www. imageandnarrative. be/narratol ogy/davidherman. htm (дата обращения 10.08.2015)

151. Herman D. Story Logic: Problems and possibilities of narratives. Lincoln: University of Nebraska Press, 2002. - 477 p.

152. Herman D. Histories of Narrative Theory (I): A Genealogy of Early Developments//A Companion to Narrative Theory. Eds J. Phelan and P. Rabinowitz. Oxford: Blackwell, 2005. - P. 19-35.

153. Herman D. Directions in Cognitive Narratology: Triangulating Stories, Media, and the Mind. // Postclassical Narratology Approaches and Analyses. Eds. J. Alber and M. Fludernik . Columbus: Ohio State University Press, 2010. - P. 137-162.

154. Herman H. Type change semantics: The scope of quantification and coordination.//Categories, polymorphism and unification. Eds. E. Klein and J. van Benthem. Edinburgh: Centre for Cognitive Science, 1988. - P. 96-119.

155. Higdon D. L. Time and English Fiction/D.L. Higdon. London and Basingstroke: Macmillan, 1977. - P. 45-50.

156. Hinchliff M. The puzzle of change//Philosophical Perspectives Vol. 10, 1998. -P.119-36.

157. Hoffmann G., Hornung A., Kunow R. Modem, postmodern and contemporary as criteria for the analysis of 20th century literature. // Amerikastudien. No. 22, 1987. - P. 19-46.

158. Hopper P. J. and Thompson S. A. Transitivity in Grammar and Discourse// Language. Vol. 56, 1980. - P. 251-299.

159. Hornstein N. As time goes by: Tense and Universal Grammar. Cambridge, MA: MIT Press, 1993. - 256p.

160. Jackendoff R. Semantics and Cognition. Cambridge (MA): MIT Press, 1983. -283p.

161. Jahn M. Frames, Preferences, and the Reading of Third-Person Narratives: Towards a Cognitive Narratology. // Poetics Today. 1997. Vol. 4 № 18. - P. 44167.

162. Johnston M. Is there a problem about persistence?//Aristotelian Society Vol. 61 (Suppl.), 1987. - P. 107-135.

163. Kamp H. Tense logic and the theory of linear order. Ph. D. thesis. Los Angeles: University of California, 1968, [Электронный ресурс] URL: http://books.google.com/books?id=FURDAAAAIAAJ (дата обращения 21.08.2016)

164. Kamp H. Formal Properties of Now//Theoria. 1971. Vol. 37. - P. 227-273

165. Kamp H. and U. Reyle. From discourse to logic: introduction to model-theoretic semantics of natural language, formal logic, and discourse representation theory. Kluwer: Dordrecht, 1993. - 713p.

166. Kaplan D. Demonstratives: An Essay on the Semantics, Logic, Metaphysics, and Epistemology of Demonstratives and Other Indexicals// Themes from Kaplan. Eds. J. Almog, J. Perry and H. Wettstein. Oxford, New York: Oxford University Press, 1989. - P. 481-564.

167. Kim J. On the psycho-physical identity theory.//American Philosophical Quarterly Vol. 3 No. 3, 1966. - P. 227-235.

168. Klein W. Time in Language. London and New York: Routledge, 2000. - 243p.

169. Klinkowitz J. The Novel as Artifact.//Spatial Form in Narrative. Eds. J. R. Smitten and A. Daghistany. Ithaca: Cornell University Press, 1981. - 275p.

170. Kluge Е.-Н. The metaphysics of Gottlob Frege. The Hague, 1980. - 296p.

171. Kreisworth M. Trusting the Tale: the Narrativist Turn in the Human Sciences // New Literary History. Vol. 23. № 3. 1992. - Р. 629—657.

172. Krifka M. The origins of telicity// Events and Grammar. Ed. S. Rothstein. Dordrecht: Kluwer, 1998. - P.197-235.

173. Langacker R.W. The Form and Meaning of the English Auxiliary//Language, Vol. 54, No. 4. December 1978, P. 853-882. [Электронный ресурс] URL: http://www.jstor.org/stable/413237 (дата обращения 20.05.2015)

174. Langacker R.W. Noun and Verbs//Language, Vol. 63, No. 1. March 1987, P. 53-94. [Электронный ресурс] URL: http://www.jstor.org/stable/415384 (дата обращения 11.06.2015)

175. Langacker R.W. Cognitive Grammar: A Basic Introduction. Oxford: Oxford University Press, 2008. - 562p.

176. Language Typology and Syntactic Description. Vol. 1: Clause Structure. Ed. Timothy Shopen. Cambridge: Cambridge Univrsity Press, 2007. - 477p.

177. Lausberg H. Handbuch der literarischen Rhetorik. Bd 1—2, München, 1960. -954p.

178. Lesk M. Understanding Digital Libraries. Second Edition. Burlington: Morgan Kaufmann Publishers, 2005. - 456 p.

179. Levi N. The persistent of the old regime: late modernist form in the postmodern period.//Modernism and Theory A Critical Reader. Ed. S. Ross. London: Routledge, 2009. - P. 117-126.

180. Lewis D. K. Events//Philosophical Papers. Vol. 2. New York: Oxford University Press, 1986. - P. 241-269.

181. Lewis D. Papers in Metaphysics and Epistemology. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1999. - 441p.

182. Lombard L. B. Events: A Metaphysical Study. London: Routledge, 1986.

183. Lyons J. Linguistic Semantics. An Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - 376 p.

184. Lyotard J.-F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1984. - 111p.

185. Margolin U. Of What Is Past, Is Passing, or to Come: Temporality, Aspectuality, Modality, and the Nature of Narrative.//Narratologies: New Perspectives on Narrative Analysis. Ed. David Herman. Ohio State University Press, 1999. - P.142-166.

186. Margolin U. Cognitive Science, the Thinking Mind, and Literary Narrative.// Narrative Theory and the Cognitive Sciences. Ed. David Herman. Stanford: CSLI Publications, 2003. - P. 271-294.

187. Mai H.-P. Bypassing Intertextuality: Hermeneutics, Textual Practice, Hypertext// Intertextuality. Ed. H. F. Plett. Berlin: Walter de Gruyter, 1991. - P. 30-59.

188. McCarthy J., Hayes P. Some philosophical problems from the standpoint of artificial intelligence. Stanford: Stanford University, 1968. - 51p.

189. McCawley J. D. Everything that Linguists have always wanted to know about logic but were ashamed to ask. The University of Chicago Press, 1993. - 503p.

190. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: the Making of Typographic Man. Toronto: University of Toronto Press, 1965. - 294 p.

191. McTaggart J. E. M. The Unreality of Time//Philosophical Studies. Ed. S. V. Keeling. London: Edward & Arnold & Co., 1934. - P. 110-34

192. Mellor H. Real Time. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1981.

193. Michon J.A. Processing of Temporal Information and the Cognitive Theory of Time Experience.//The Study of Time. Ed. J.T. Fraser. Vol. 1. New York: Springer-Verlag, 1972. - P.242-57.

194. Modernism. Eds. M. Bradbury and J. McFarlane. London: Penguin Books Ltd., 1991. - 688p.

195. Montague R. Universal grammar//Theoria Vol. 36, 1970. - P.373-398.

196. Montague R. The Proper Treatment of Quantification in Ordinary English.// Approaches to natural language, Vol. 49, 1973. - P. 221-242.

197. Narratology: An Introduction. Eds. S. Onega and J.A.G. Landa. London and New York: Longman, 1996. - 324p.

198. Ornstein, R.E. On the Experience of Time. Harmondsworth: Penguin, 1969. -126p.

199. Oral and Written Communication: Historical Approaches.//Written Communication Annual, Vol. 4. Ed. R. L. Enos. Newbury Park, Calif.: Sage, 1990. - P. 206-215.

200. Partee B. H. The development of formal semantics in linguistic theory.//The handbook of contemporary semantic theory. Ed. Shalom Lappin. Oxford: Blackwell, 1996. - P. 11-38.

201. Perloff M. Epilogue: Modernism Now//A Companion to Modernist Literature and Culture. Eds D. Bradshaw, D. and K.J.H. Dettmar. Oxford: Blackwell, 2006. -P. 571-578.

202. Prior A. Time and modality. My present modification of the position there stated owes much to PT Geach's criticism in the Cambridge Review Oxford: Oxford University Press, 1957. - 543p.

203. Prior A. Past, present and future. Oxford: Claredon Press, 1967. - 217p.

204. Prior A. Papers on time and tense. Oxford: Claredon Press, 1968. - 166p.

205. Prior A. Objects of Thoughts. Oxford: Clarendon Press, 1971. - 175p.

206. Pustejovsky J., Moszkowicz J. The qualitative spatial dynamics of motion.//The Journal of Spatial Cognition and Computation. Vol. 11 No. 1, 2011. - P. 15-44.

207. Puttenham G., Puttenham R., Lumley J. The arte of English poesie. Ohio: Kent State University Press, 1970. - P. 301.

208. Pyrhonen H. Genre//The Cambridge Companion to Narrative. Ed. D. Herman. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. - P. 94-123.

209. Radev D., Jing H., Budzikowska M. Centroid-based summarization of multiple documents: sentence extraction, utility-based evaluation, and user studies//ANLP/NACCL Workshop on Summarization. Seattle, 2000. [Электронный ресурс] URL: http: //ucrel .lancs. ac. uk/acl/W/W00/W00-0403. pdf (дата обращения 10.07.2015)

210. Recanati F. Oratio Obliqua, Oratio Reca: the Semantics of Metarepresentations. Cambridge MA: MIT Press, 2000. - 360p.

211. Ricoeur P. The Model of the Text: Meaningful Action Considered as Text//From Text to Action: Essays in Hermeneutics II. Evanston: Northwest-ern University Press, 1991. - P. 144-167.

212. Riffaterre M. Fictional Truth. Baltimore: London: The Johns Hopkins University Press, 1990. - 164p.

213. Rimmon-Kenan S. Narrative Fiction: Contemporary Poetics. 2nd ed. London and New York: Routledge, 2002. - 192p.

214. Rorty R. The Linguistic Turn: Essays in Philosophical Mind. Chicago, 1967. -207.

215. Ryan M.-L. Possible Worlds, Artificial Intelligence, and Narrative Theory. Bloomington: Indiana UP, 1991. - 291p.

216. Schafer R. Narrative Actions in Psychoanalysis. Worcester, Mass, 1981. - 58c.

217. Schlenker Ph. Context of Thought and Context of Utterance.//Mind and Language. Vol. 19, No. 3, 2004. - P. 279-304.

218. Sharvit Y. The Puzzle of Free Indirect Discourse.// Linguistics and Philosophy. Vol. 31 No. 3, 2008. - P.353-395

219. Spatial Form in Narrative. Eds. J. R. Smitten and A. Daghistany. Ithaca: Cornell University Press, 1981. - 275p.

220. Sperber D. Relevance: Communication and Cognition. Oxford: Blackwell, 1986/1995. - 326p.

221. Stockwell P. Cognitive Poetics. London and New York: Routledge, 2002. -204p.

222. Talmy L. Toward a Cognitive Semantics. Vol. 1. MIT Press, 2000. - 565p.

223. Taylor I. Introduction to Psycholinguistics. New York: Holt, Rinehart, and Winston, 1976.

224. Tannen D. Talking voices: Repetition, dialogue, and imagery in conversational discourse. Cambridge, 1989. - 246p.

225. Textual strategies: Perspectives in post-structuralist criticism. Ed. J. V. Harari. L., 1980. - 475 p.

226. Thomason S. K. Free Construction of Time from Events/Journal of Philosophical Logic Vol. 18, 1989. - P. 43-67.

227. Turner M. The Literary Mind. New York: Oxford University Press, 1996. 187p.

228. van Inwagen P. Four-dimensional objects//NMs Vol. 24. No. 2., 1990. - P. 245255.

229. Vendler Z. Verbs and Times//The Philosophical Review, Vol. 66, No. 2. (Apr., 1957), P. 143-160 [Электронный ресурс] URL: http://links.jstor.org/sici?sici=00318108%28195704%2966%3A2%3C143%3AVA T%3E2.0.CO%3B2-2 (дата обращения 14.06.2016)

230. Verkuyl H. and Zwarts J. Time and space in conceptual and logical semantics: The notion of path // Linguistics 30, 1992. - P.483-511.

231. Verkuyl H. A Theory of Aspectuality: The Interaction between Temporal and Atemporal Structure. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. - 411p.

232. Wilson M. The Labors of Modernism: Domesticity, Servants, and Authorship in Modernist Fiction. Surry, UK: Ashgate, 2013. - 176p.

233. Whitson J. A., Galinsky A. D. Lacking Control Increases Illusory Pattern Perception//Science Vol. 322 (5898), 2008. - P. 115-117.

234. Zwarts, J. Prepositional aspect and the algebra of paths. Linguistics and Philosophy Vol. 28, No. 6, 2005. - P.739-779.

Список словарей

1. American Heritage® Dictionary of the English Language, Fourth Edition [Электронный ресурс]. URL: http://www. wordnik. com/words/time (дата обращения 20.07.2014).

2. Cambridge dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://dictionary. Cambridge. org/search/british/?q=time (дата обращения 20.07.2014).

3. Collins dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/time (дата обращения 20.07.2014).

4. Collins Cobuild English Dictionary for Advanced Learners. 4th edition. HarperCollins Publishers, 2003.

5. Macmillan dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://www.macmillandictionary.com/dictionary/american/time#time_6 (дата обращения 22.07.2014).

6. Merriam-Webster dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://www. merriam-webster.com/dictionary/time (дата обращения 22.07.2014).

7. Oxford dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://oxforddictionaries. com/definition/time ?q =time (дата обращения 22.07.2014).

8. Urban dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://www.urbandictionary.com/ (дата обращения 12.10.2015).

9. WordNet [Электронный ресурс] URL: http://www. onelook. com/?w=time&ls=b (дата обращения 22.07.2014).

Список источников примеров

1. Adebayo D. Come Back, We'll Do Some Calculos//New writing # 12. An anthology of stories. Eds. Diran Adebayo, Blake Morrison and Jane Rogers. Picador, 2003. - 352p.

2. Barth J. Chimera. Boston, New York: Mariner Books, 2001. - 308p.

3. Beсkett S. Three Novels: Molloy. Malone Dies. The Unnamable. New York: Grove Press, 1994. - 414p.

4. Brockes E. Visiting Time//New writing # 12. An anthology of stories. Eds. Diran Adebayo, Blake Morrison and Jane Rogers. Picador, 2003. - 352p.

5. Grisham J. The Client. Published by Arrowbooks, 1993. - 640p.

6. Joyce J. Finnegans Wake. L.: Penguin, 1992. - 628p.

7. King S. Rose Madder. Hodder and Stoughton, 1995. - 652p.

8. Lawrence D.H. Women in Love. London: Heinemann, 1971. - 432p.

9. Maugham W.S. Red//Rain and Other Short Stories. Прогресс, 1977. - 408 p.

10.Pinchon Th. Gravity's Rainbow. Penguin, 2006. - 784.

11.The Old English Orosius// Early English Text Society. Ed. Janet Bately. Ser. 2. No 6, 1980. - 44 p.

12.Woolf V. The Waves. Wordsworth, 2000. - 192p.

Список сокращений

Finnegans Wake - FW

King S. Rose Madder - RM

Woolf V. The Waves - WVW

Grisham J. The Client - JGC

Maugham W.S. Red - Red

Lawrence D.H. Women in Love - WinL

Pinchon Th. Gravity's Rainbow - GR

Barth J. Chimera - JBCh

Beсkett S. Molloy - SBM

Brockes E. Visiting Time - VT

The Old English Orosius - OEO

Adebayo D. Come Back, We'll Do Some Calculos - DA

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.