Дизайн среды открытых пространств центра исторического города тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Калинина, Наталья Сергеевна

  • Калинина, Наталья Сергеевна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 179
Калинина, Наталья Сергеевна. Дизайн среды открытых пространств центра исторического города: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Москва. 2000. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Калинина, Наталья Сергеевна

Введение.

Глава 1. РАЗВИТИЕ ФОРМ И СУТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ. Среда исторического города и ее компоненты).

Раздел 1.1. Формирование открытых пространств города (морфология).

1.1.1. Городские пространства и средовая обстановка в них как отражение общественной жизни.

1.1.2. Историческая ценность городских пространств.

1.1.3. Композиционно-планировочные принципы в историческом центре города.

1.1.4. Стабильность и подвижность городского организма: слои и их активность ("каркас", "ткань", "плазма").

Раздел 1.2. Пространства исторических русских городов (старое и новое).

1.2.1. Город Вологда.

1.2.2. Город Владимир.

1.2.3. Город Иркутск.

1.2.4. Город Красноярск.

Раздел 1.3. Характеристики пространств города (систематизация, типология).

1.3.1. Типология по фунющям пространств (по видам деятельности потребителей).

1.3.2. Типология по степени зрительной открытости и оптические связи между пространствами.

1.3.4. Размерность пространств (сечения улиц) и их геометрические разновидности.

Выводы по главе 1.

Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ И ХАРАКТЕРИСТИК

ГОРОДСКОГО ДИЗАЙНА. (Объекты дизайна в городе).

Раздел 2.1.Ретроспективное исследование форм городского оборудования исторического города (по материалам архивных документов и т.д.).

2.1.1. Приемы изучения, цель, способ и задачи ретроспективного исследования форм городского оборудования.

2.1.2. Социальные изменения и смена дизайнерских элементов в среде.

2.1.3. Техническое развитие и элементы дизайна.

Раздел 2.2. Анализ характеристик, функций и взаимосвязей элементов.

2.2.1. Временной потенциал объектов городского дизайна (сезонность, мобильность).

2.2.2. Автономность и комплексность элементов городского дизайна.

2.2.3. Смена функций и взаимозаменяемость элементов.

Раздел 2.3. Типология и номенклатура элементов городского дизайна и их систем. (Развитие форм городского дизайна).

2.3.1. Типы и группы элементов городского дизайна.

2.3.2. Номенклатура элементов урбодизайна.

2.3.3. Видоизменения и модификации форм городского дизайна, стили.

Выводы по главе 2.

Глава 3. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СРЕДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА.

Раздел 3.1. Процессы взаимодействия архитектурного и дизайнерского слоя городской среды.

3.1.1. Средовой (контекстуальный) подход к проблеме качества городских пространств.

3.1.2. Понятие комфорта в городской среде и роль дизайна.

3.1.3. Роль потребителя и его влияние на изменения среды.

3.1.4. Решение различных (планировочно-архитектурных и др.) городских проблем за счет средств дизайна.

Раздел 3.2. Реконструкция среды исторических городов.

3.2.1. Отечественный опыт.

3.2.2. Зарубежный опыт.

Раздел 3.3. Взаимодействие архитектурного и дизайнерского слоя.

3.3.1. Классификация взаимодействия архитектуры и дизайна.

3.3.2. Пути адаптации исторической среды современным запросам.

Выводы по главе 3.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дизайн среды открытых пространств центра исторического города»

В проектной культуре всегда существовала проблема взаимоотношения старого и нового, проблема соответствия исторически-сложившейся среды жизнеобитания запросам современной жизни. В настоящее время повысился интерес к формированию городской среды как к особому виду архитектурно-художественной и дизайнерской деятельности. Городская среда при этом понимается как совокупность городского интерьера* и его предметно-пространственной среды**.

Сегодня приобретают актуальность вопросы преобразования и реконструкции среды исторического города с учетом новейших инженерных и социальных требований, с соблюдением интересов пользователей на уровне не столько количественном, сколько качественном. Особо остро встают проблемы в старых городах, где сталкиваются вопросы сохранения исторических средовых ценностей и приобретения новых средовых качеств, соответствующих современному пониманию комфорта.

Городская среда большинства городов (как у нас в стране, так и за рубежом) отличается дискомфортностью: нарушением "человеческих" масштабов; несоответствием реальных метрических и визуально - эстетических свойств улиц и площадей их функциональному использованию и требованиям создания комфортных условий для человека; перенасыщенностью и не структурированностью информационно-рекламных элементов; недостатком информационно-ориентирующих средств; непродуманностью решений оборудования и эксплуатации открытых пространств города в различное время года и суток; плохой организацией среды для разных возрастных и социальных групп людей; отсутствием элементарных удобств для пожилых и инвалидов. Городской интерьер - "целостно воспринимаемый конкретный фрагмент архитектурно освоенного городского пространства" [164]. Предметно-пространственная среда - непосредственное окружение, совокупность природных и искусственных пространств и их вещное наполнение, находящиеся в постоянном взаимодействии с человеком и изменяемые в процессе его деятельности[120].

Современное неудовлетворительное моральное и физическое состояние объектов городской среды и несоответствие их функционального наполнения снижают социальную эффективность пространств города, что требует активного профессионального вмешательства, особенно, в процесс формирования предметно-пространственного окружения активно эксплуатируемых исторически ценных городских пространств.

Развитие дизайна городской среды как новой области творческой деятельности явилось следствием определенных экономических и социальных достижений городской жизни. С увеличением объема информации и расширением сети коммуникаций в городе возрастает значение предметного наполнения.

Т-< W W ♦♦♦ II ||

Городской дизаин , которому отведена роль посредника в решении вопросов соответствия исторически-сложившейся среды жизнеобитания запросам современной жизни, должен охватывать уровень быстрых перемен и деталей организации среды.

В настоящее время, по степени функциональной и художественной разработки он заметно отстает от "большой" архитектуры [147]. Поэтому возникает необходимость рассмотреть возможности разрешения противоречия между сформировавшимся архитектурно-предметным окружением и новыми функциональными процессами, которые уже не вписываются в заданные рамки предметно-пространственных параметров среды. Кроме того, надо определить различные способы (в том числе, малыми средствами; небольшими материальными вложениями и трудозатратами, за небольшое количество времени, мобильно и т.д.) полного или частичного изменения средовых характеристик, без утраты целостности облика, исторически сложившихся пространств города, где невозможны или не эффективны другие преобразования (градостроительные, Городской дизайн (дизайн городской среды) - комплексное формирование предметно-пространственной среды города, путем проектирования элементов среды с помощью методов и средств дизайна на базе градостроительных решений в сочетании с архитектурой, ландшафтной архитектурой и целым рядом технических областей - строительством, инженерным обеспечением, коммунальным хозяйством и пр.[120]. планировочные, ландшафтные, геопластические и архитектурно-строительные работы).

Состояние проблемы:

В основе данного исследования среды города лежат работы, посвященные как проблемам теории дизайна (Асс Е.В., Аркин Д., Генисаретский О.И., Глазычев В.Л., Минервин Г.Б., Сидоренко В.Ф., Соловьев Ю.Б., Тупталов Ю.Б. и др.) и истории дизайна (работы Кондратьевой К.А., Хан-Магомедова С.О. и др.), так и вопросам урбодизайна и благоустройства среды (Ангелов В.Д., Асс Е.В., Волков М.М., Гарин Н.Н., Добрицына И.А., Ефимов А.В., Лекарь Б., Овсянников B.C., Рифкинд К., Салмин Л.Ю., Семенов В.Н., Соловьев Н.К., Хэлприн Л. и др.).

При анализе проблемы, поставленной в диссертации, учитывались различные аспекты формирования, существования и восприятия среды города, которые рассматривают в своих работах Антонов В.А., Арнхейм Р., Бархин М.Г., Беляева Е.Л., Бранч М., Бринкман А., Бунин А.В., Глазычев В.Л., Зитте К., Иконников А.В., Крашенинников А.В., Криворучко Ю.И., Крие Р., Лебедева Г.С., Лежава И.Г., Линч К., Медведков Ю.В., Мухин В.Н., Никитин В.А., Норберг-Шульц К., Ноткин И.И., Пастухов А.В., Попова И.А., Раппапорт А.Г., Рочняк Ю.А., Середюк И.И., Смоленская С.А., Тихонов B.C. и другие.

Поиск путей совершенствования среды исторического города идет в различных направлениях. Исследованию закономерностей функционирования городов, применительно, прежде всего, к исторически сложившимся крупным центрам, посвящены работы Бочарова Ю.П., Высоковского А.А., Гутнова А.Э., Каганова Г.З., Когана Л.Б., Шукуровой А.Н., Яргиной З.Н. и др.

Вопросы сочетания современных включений (объектов) с историко-архитектурным наследием в структуре города рассматриваются в трудах Беккера А.Ю., Пруцына О.И., Ранинского Ю.В., Щенкова А.С. и др.

Возможности изучения, использования и преобразования общественных пространств города освещают: Арапов С.Н., Васильчикова С.Ф., Велев П., Кувшинов А.А., Лавров В.А., Маркус К., Мейтленд Б., Писарский И.В., Регамэ С., Терехина B.C., Трубецков Е.О., Урбах А.И., Харитонова З.В., Шимко В.Т., Щубенков М.В. и др.

В ключе "средового" подхода проблемы города исследуются Высоковским А.А., Никитиным В.А., Степановым В.А., Хейдметсом М. и другими, но на уровне обобщения явлений, наблюдения и теоретического описания, не углубляясь до степени рассмотрения отдельных компонентов и их взаимосвязей, а также поиска возможностей участия в процессе. Хотя объекты городского дизайна* уже давно и плотно насыщают пространство города, "урбодизайн"[18] еще мало изучен на предмет его действительных средообразующих возможностей и специфики, определяемой особенностями городского контекста. Возможности дизайна в этой области еще только начинают систематически исследоваться (Заева Е.А., Салмин Л.Ю., Бандорин В.Г. и др.).

Существуют предпроектные исследования и проектные предложения**, в которых на материале Москвы или других крупных, отдельно взятых городов предлагалась реконструкция в общеградостроительном масштабе с рекомендациями по оборудованию пространств.

Анализ и обобщение ситуации исторических городов, различных по сохранности среды (где проблемы стоят еще не настолько остро и преобразования ведутся не так быстро, как в крупнейших городах) с целью изучения возможности преобразования предметного наполнения и оборудования исторической среды не проводились. Существующие рекомендации по городскому дизайну в системе внешнего благоустройства носят характер нормирования оборудования и его количества [ ].

В практике дизайна*** сказывается отсутствие системных представлений о городской среде как о сложном специфическом социокультурном организме и тех Объекты дизайна городской среды: малые архитектурные формы, технические элементы оснащения города, функциональные строительные элементы городского оборудования, элементы визуальной информации , элементы функционального оборудования и декоративные элементы города.[120]. Комплексная реконструкция Камергерского переулка в Москве, реконструкция Старого Арбата и улицы Кузнецкий мост, предложения по реконструкции кварталов центра Москвы, Стрлецрццсова переулка и т.д.

Дизайн - проектная художественно-техническая деятельность по формированию гармоничной предметной среды. [120]. многообразных следствиях, которые влечет за собой внедрение дизайна в этот организм. Поэтому одним из главных вопросов на современном этапе остается поиск инструментария бесконфликтного проникновения в естественно-исторически сформировавшийся объект - среду открытых пространств исторического города.

Рабочая гипотеза;

Поскольку среда воспроизводит меняющиеся во времени стереотипы культуры и потребительские запросы человека, постольку и она сама, соответственно, должна изменяться, быть адекватной характеру протекающих жизненных процессов.

Городская среда неоднородна [49], структуру ее объемно-пространственной и предметной системы составляют несколько слоев, отличающихся уровнями стабильности во времени (самый динамичный слой - вещное наполнение). Каждый из них имеет свои характеристики и степень свободы (подвижность), относительно других.

Для того, чтобы предметно-пространственное окружение могло отвечать изменчивым потребностям жизни, новым формам поведения человека в определенный период, при уже сформированном архитектурно-планировочном каркасе и сложившейся застройке, необходимо и возможно производить реорганизацию на уровне предметного наполнения. Именно средствами дизайна, с учетом существующих в культуре норм и оценок, преобразовываются материальные и организационные формы данной действительности в целях создания гармоничной среды. Определяя активность свойств разных слоев и возможности их взаимовлияния, можно осуществлять контроль процесса изменения жизни города, регулировать обновление наполнения пространств, находить приемы и способы сохранения ценности среды и ее модернизации.

Объекты дизайна принадлежат уровню наиболее гибких, мобильных, обладающих высокими адаптивными возможностями форм, способных в силу этого актуализировать ее социокультурную и историческую конкретность.

Цель исследования;

Установить закономерности развития среды центров исторических городов с учетом неоднородности их предметно-пространственной основы; предложить систему подходов к разрешению противоречий между исторически сложившейся средовой действительностью и желаемым функционированием среды.

В соответствии с этим определены задачи исследования:

- сбор фактического материала о сложившихся исторически и культурно ценных объектах и их историческом дизайне;

- анализ, обобщение и систематизация данных об этих объектах с позиций идеи неоднородности среды и типологии составляющих элементов;

- выявление специфики взаимодействия (взаимовлияния) различных слоев объемно-пространственной и предметной структуры среды;

- сбор и изучение материалов по современному городскому дизайну с составлением номенклатуры элементов, анализ их свойств и функций, в соответствии со знанием характеристик и активности слоев городской среды;

- формирование принципов проектирования и способов размещения средств дизайна в условиях реконструкции центра исторического города;

- составление рекомендаций совершенствования исторической предметно-пространственной среды с учетом современных требований, разработка предложений по контролю соблюдения сохранности характера места.

Объектом исследования являются открытые пространства исторических городов и их предметное наполнение с изучением эволюции дизайна среды.

К открытым городским пространствам отнесены социально- и функционально- значимые участки города, вычлененные с помощью зданий, различного рода сооружений и ландшафта, которые выполняют специфические градообразующие функции, способствуют улучшению санитарно-гигиенического режима города (аэрация, инсоляция) и являются источниками формирования эмоционально-художественного климата городских территорий.

В работе рассматриваются, прежде всего, те, которые выполняют функции коммуникаций, перераспределения транспортных и пешеходных потоков, концентрация общественной деятельности и торговли: площади и перекрестки, улицы и проспекты, скверы и курдонеры, бульвары и набережные исторических центров городов.

Предмет исследования: Закономерности процесса обновления среды открытых пространств исторических городов и возможности его регулирования.

Границы исследования: Территориальные границы охватывают ряд наиболее характерных исторических городов (Европейской части страны и Сибири) - города Владимир, Вологда, Иркутск и Красноярск. Привлекаются для сравнения и обоснования некоторых положений примеры по северным городам Западной Европы и Америки, что определено наличием подобной проблемной ситуации в открытых пространствах исторических городов и схожестью климатических условий.

Методика исследования, обусловленная целью и задачами работы, включает:

- изучение отечественных и зарубежных литературных источников, справочно-методической документации, результатов работы ряда научно-исследовательских и проектных институтов (ВНИИТЭ, НИИТАГ, ЦНИИП градостроительства). натурные обследования, фото-фиксацию, сравнительный анализ исторических и опорных планов, архивных фотодокументов.

- построение графоаналитических схем.

- комплексный анализ открытых пространств исторических городов и их предметного наполнения с учетом социально-культурных, технико-экономических и композиционно-пространственных закономерностей средоформирования, а также выявлением направленности и способов взаимодействия проблемных ситуаций и инструментов их разрешения.

- систематизацию элементов городского дизайна с учетом их свойств, назначения и функций, месторасположения и временных характеристик; математике-лингвистическую обработку материалов исследования.

Основой предлагаемой работы являются принципы и методы системного, средового и аксиологического подхода.

Научная новизна и практическая значимость:

Впервые положения отечественной архитектурной науки о неоднородности материально-пространственных инфраструктур, составляющих городской организм каркас" - "ткань" - "плазма") приложены к анализу принципов формирования открытых пространств центра исторического города, установлена особая роль третьего слагаемого этой системы - городского дизайна - в деле реконструкции и сохранения своеобразия их облика. Установлены основные типологические и ведущие содержательные характеристики дизайнерской составляющей среды исторического города, показана ее неоднородность с позиций динамики собственных параметров и устойчивости связей с другими компонентами городского ансамбля; рассмотрены варианты смысловой и физической трансформации элементов и комплексов городского дизайна при разных вариантах изменения исторической среды. В результате исследования установлены тенденции изменения слоя ГД: мобильность (увеличение нестабильности в пространстве); сокращение временных параметров функционирования; различие сроков физической и моральной амортизации; взаимозаменяемость элементов и т.д. Выявлены способы взаимодействия различных слоев предметно-пространственной среды с учетом их архитектурно-градостроительной активности и уровня мобильности. Предложены подходы к реконструкции среды центра исторического города с учетом роли и возможностей элементов городского дизайна, как способа и средства гармонизации среды обитания горожанина.

Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в практической проектной работе и в учебных программах дисциплин специальности 290200 "Дизайн архитектурной среды".

На защиту выносятся:

- концепция принципов и приемов формирования комфортной и образно выразительной среды в исторически сложившемся центре города, включающих функционально-организационные и формально-зрительные аспекты.

- обоснование конструктивной роли дизайна в преобразовании предметно-пространственной среды ценных и активно эксплуатируемых открытых пространств исторического города с указанием форм взаимосвязи дизайнерского и архитектурного слоя.

- типология и структура взаимодействия объектов и элементов городского дизайна с выявлением тенденций изменения городского оборудования.

- предложения путей реконструкции и реорганизации открытых исторических пространств с учетом уровней динамики и интенсивности использования, ранжирования их по содержательности, открытости и размерности.

Апробация работы: Основные положения диссертационного исследования докладывались на научных конференциях в С-Пб Гос. Арх.-стр. университете (1997г.), Иркутском Гос. Техн. университете (1994, 1996, 1998гг.) и Пензенской Гос. Арх.-стр. академии (2000г.).

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения с основными выводами и приложения, включающего текстовую часть (примечания) и иллюстративную (представлена на 30 таблицах). Предложена библиография по теме исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Калинина, Наталья Сергеевна

Выводы по 3 главе.

1) Исследование уровня конфликта архитектурно-градостроительных слоев и условий их существования на участке исторического пространства показывает возможность (за счет средств ГД) изменения характеристик, особенностей восприятия и освоения среды города.

2) Основные сферы применения ГД - решение проблем визуально-художественного характера, безопасности, санитарии и гигиены, регулирование транспортного режима, обеспечение работы систем обслуживания, изменение природно-климатического контекста.

3) Основными средствами достижения соответствия городской среды требованиям и нормам жизни являются решаемые дизайном вопросы благоустройства, декорирования и экранирования территорий, организации движения и условий деятельности. При этом в исторической среде ведущие функционально-пространственные параметры остаются относительно неизменными, стремятся к консервации "внешних" признаков.

4) Подчеркивается, что: отдельные мероприятия (применение одних и тех же средств) могут решать разные проблемы; одну и ту же цель можно достичь разными способами. Были выявлены две основные линии мероприятий: направленные на совершенствование облика среды и организацию образа жизни.

5) Приемы и принципы варьируются от степени активности дизайнерского слоя по отношению к архитектурному (в зависимости от сложившейся на данном участке исторического пространства ситуации, от поставленных в каждом конкретном случае преобразовательных задач, от условий и возможностей внесения корректив) от минимальной— соподчинение, до максимальной- лидерство.

6) Предлагается дифференциация слоя дизайнерских средств, в зависимости от времени их рационального существования в среде и степени устойчивости, от уровня подвижности в пространстве: "арматура", "оснастка", "наполнение".

7) Выявлено, что общие сроки жизни элементов и компонентов ГД составляют примерно 10-20 лет, тогда как сроки "нормального" существования отдельных форм ГД, т.е. нижняя граница их стабильности, чрезвычайно разнообразны. Это позволяет формировать дизайнерскую компоненту городской среды исторического города различными способами в зависимости от конкретики проектных целей.

116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Диссертационное исследование показало, что городская среда является подвижным, многокомпонентным и многослойным организмом, при проектном внедрении в который необходимо учитывать различные характеристики средовых пространств: типологические, композиционно-планировочные, содержательные (ценностные), семантические (смысловые). В исторических городах общая направленность соответствующих проектных действий - поддержание, сохранение и обогащение сложившегося архитектурно-дизайнерского облика, за счет совершенствования преимущественно предметной среды в рамках концепции бережного отношения к историческому контексту.

Предлагаемые в данной работе проектные мероприятия принадлежат к сфере дизайна среды и составляют 5- 10 % от общего объема и стоимости работ других действий по реконструкции. Они включают в основном преобразования в области слоя "плазмы" предметно-пространственной среды города, затрагивают ее "ткань" и косвенно влияют на "каркас", т.е. относятся и к частичному изменению функций потребления городской среды. Будучи относительно поверхностными в общем числе возможных преобразований формально-зрительного и функционально-организационного характера, они заметно меняют не только облик среды, но и образ жизни исторического города.

Анализ форм городского оборудования, их характеристик, вариантов взаимосвязей, особенностей, влияния социального, технического и экономического развития городского организма на модификации и стилистику объектов ГД позволяет определить специфику использования этих средств в процессе обновления среды, что приводит к следующим выводам:

1) Предметное наполнение (элементы и комплексы ГД) относятся к самому подвижному из трех различающихся стабильностью и устойчивостью во времени слоев материально-пространственной структуры городской среды, "плазме", и в свою очередь подразделяется на три части в соответствии с собственными подвижностью и долговечностью ("арматура", "оснастка", мобильное "наполнение"). С этих позиций проектные классификации элементов ГД должны преимущественно различать их не по размеру, назначению, а по мобильности и степени связности с работой других слоев общегородской структуры.

2) В наше время в связи с ростом информативной насыщенности и коммуникативности городской культуры в центральных зонах исторических городов происходит перенесение основной функционально-семантической нагрузки с каркасного слоя города, с его планировочной структуры и архитектуры в поверхностный слой восприятия городской среды, формируемый, в основном, элементами благоустройства, городского и графического дизайна.

3) Сохранить (с позиций преемственности) и приспособить для настоящего дня центральные пространства исторических городов (разрешая противоречие между сложившимися формами средовой действительности и желаемыми параметрами ее функционирования) возможно только опираясь на концепцию максимального использования активности дизайнерского слоя городской среды и принимая во внимание тенденции развития элементов ГД с учетом изменений в системе "потребитель-среда".

4) Наиболее "музейны" (историчны по облику) - стационарные и стабильные, статичные формы ГД, а "современны" - динамичные и мобильные. В историческом городе те и другие должны образовывать единую дизайнерскую систему, связанную показателями масштаба, ритма, характером членений и другими визуальными признаками, свойственными данной исторической среде - это обеспечит любым предметно-пространственным включениям стилистическое соответствие визуальному контексту, адаптационную динамичность существования, отвечающую их статусу, и гармоничность средового восприятия в целом.

5) Проектные мероприятия по совершенствованию качества среды центра исторического города делятся на две группы - активно-преобразовательные и адаптационные, которые подразделяются на формально- зрительные и функционально- организационные. Их применение напрямую связано с содержательным анализом характера деятельности в данном месте и его соответствия сложившимся предметно-пространственным характеристикам места. Поэтому в основе разработки способов разрешения проблем современной организации среды открытых пространств исторических городов должно лежать зонирование и ранжирование территорий центра по их содержательности и уровням динамики и интенсивности использования. При этом дифференциация сроков существования дизайнерских объектов внутри слоя вещного наполнения среды позволит максимально приблизить ожидаемый результат проектных вмешательств к оптимальному.

6) В целом проделанная работа позволяет утверждать, что элементы и комплексы

ТТ W W W W /

ГД, этой существенной, самостоятельной части городской среды (в т.ч. в исторических городах), представляют собой особую и чрезвычайно важную сферу визуальной культуры современного города. Она обладает своей собственной системой слагаемых - материально-художественных компонентов, своими путями развития, прежде всего, активной и многослойной динамикой существования этих компонентов, наконец, специфическими целями и возможностями участия в жизни городского организма.

Будучи своего рода мостиком между архитектурными и дизайнерскими возможностями комплексного формирования современного образа жизни в городской среде, ГД исторических городов становится весьма содержательным полигоном для нового типа профессиональных исследований - архитектурно-дизайнерских, соединяющих пристальность изучения предметного мира нашего окружения с масштабностью его пространственного охвата.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Калинина, Наталья Сергеевна, 2000 год

1. Алферов И. А., Антонов В Л., Любарский Р.Э. Формирование городской среды. - М., 1977.

2. Ангелов В.Д. Дизайн в эстетическом формировании городской среды: дисс. -М., 1980.

3. Андреев В.А. Основы реконструкции исторического города (Цикл лекций, МАРХИ) М., 1982.

4. Антонов В.Л. Композиция городской среды (методологические проблемы системного подхода): дисс. М., 1990.

5. Анциферов Н.П. Книга о городе. Л., 1926.

6. Аранович Д.М. Формирование архитектурной композиции города: дисс. М., 1946.

7. Арапов С. Н. Размерные и морфологические характеристики открытых пространств исторического центра: дисс., М., 1990.

8. Аркин Д. Искусство бытовой вещи. М., 1932.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

10. Аронин Дж.Э. Климат и архитектура ( пер. с англ.) М., 1959.

11. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX в. М., 1987.

12. Архитектура и эмоциональный мир человека / Г.Б. Забельшанский, Г.Б. Минервин, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов. М., 1985.

13. Аскаров Ш.Д. Регион пространство - город. - М., 1988.

14. Асс Е.В. Дизайн в контексте. /Труды ВНИИТЭ вып. 29, М., 1981.

15. Асс Е.В. Грродской дизайн.// В серии «Дизайн и архитектура» 1984 №6 -М., 1984.

16. Ащепков Е.А. Об архитектурном декоре в деревянном зодчестве в некоторых районах Сибири //Архитектура Сибири. Новосибирск, 1952.

17. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. М., 1950 (1953).

18. Базазьянц С.Б. Художник, пространство, среда. М., 1983.

19. Бандорин В.Г. Эмотектоника как дизайн метод эстетической организации урбосреды.: дисс. - СП б, 1994.20.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.