Дизайн интерьера ресторанных заведений России конца XIX-начала XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат искусствоведения Митрофанова, Елена Викторовна

  • Митрофанова, Елена Викторовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 231
Митрофанова, Елена Викторовна. Дизайн интерьера ресторанных заведений России конца XIX-начала XXI веков: дис. кандидат искусствоведения: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ярославль. 2006. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Митрофанова, Елена Викторовна

Введениие

Глава I. Развитие ресторанного интерьера в России (конец XIX

- начало 1990-х гг.)

1.1 Кафе и рестораны эпохи модерна.

1.2 Рестораны сталинской эпохи.

1.3 Интерьеры предприятий общественного питания периодов «оттепели» и «застоя».

Выводы

Глава II. Структурно-семантические аспекты современного ресторанного интерьера.

2.1 Интерьер ресторанных заведений как среда массовой культуры.

2.2 Интерьер ресторанных заведений как пространство визуальной коммуникации.

2.3 Функциональная типология современных предприятий общественного питания в столицах и провинции

2.4 Пространственно - средовое решение ресторанного интерьера

2.5 Архитектурно-художественная организация и формирование среды ресторанных интерьеров.

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дизайн интерьера ресторанных заведений России конца XIX-начала XXI веков»

В гуманитарных науках сегодня все чаще говорится о необходимости исследования морфологии и признаков созданной человеком среды как целостной сферы обитания, с учетом возможно большего количества ее параметров: материальных, функционально-прагматических, социальных, эмоциональных и эстетических.

Настоящее исследование посвящено изучению общественной среды «моноструктурного» типа, где доминирует функциональная «связка» питания и отдыха. Сюда мы относим: кафе, бары, рестораны, бары-бильярды, специализированные, в том числе детские кафе, кафетерии, а также клубы и развлекательные комплексы. Все их можно условно объединить в одно понятие - ресторанные заведения. Именно их интерьерное пространство сочетает в себе многообразные и мало исследованные в своем комплексном качестве параметры, упомянутые выше.

Все более очевидным становится изменение структуры и смыслов времяпрепровождения жителей городов в общественном месте с сопутствующими функциями питания. Сегодня люди все чаще идут на деловую встречу в кафе, не стесняются брать комплексные обеды в ресторане, проводят вечера в барах с различным набором развлечений, а торжественные события отмечают в банкетных залах. Причем налицо рост культуры потребления блюд и напитков, а вместе с тем - рост уровня требований к системе обслуживания и разнообразию развлечений.

Социально-культурный контекст динамично меняющейся российской повседневности требует как анализа качества функционально-планировочной и архитектурно-художественной организации пространства, так и изучения среды существующих ресторанных заведений. Важным представляется и понимание степени удовлетворения потребностей визуального восприятия посетителей, принадлежащих к различным социальным группам. Причем возникает проблема формирования именно комплексной методологии анализа данной ситуации, включая понимание традиций и новаций в данной области.

Современные культурные практики обозначили довольно широкие границы творческого подхода к формированию пространства и созданию внутренней среды ресторанных заведений с учетом и на основе художественно мотивированных критериев. Очевидно, что «фоновый» интерьер, лишенный образности и драматургии, уже неинтересен ни заказчику, ни посетителю, ни, тем более, архитектору-дизайнеру. Избалованный разнообразными дизайнерскими находками в этой области, посетитель сегодня идет «на интерьер» с тем же энтузиазмом, что «на повара и его кухню». При этом он критичен, «включен в процесс», имеет выбор и на этом основании формирует собственное мнение.

Актуальность исследования связана: во-первых, с собственно культурной ситуацией - социальной потребностью в появлении разноплановых ресторанных заведений, в том числе и с расширенной функцией досуга. На практике это подтверждается массовым ростом в России (и, в частности в Ярославле) за последние 6-8 лет количества новых баров, кафе, клубов, ресторанов, кофеен, чайных, пиццерий, кафе-бистро, по разному сочетающих питание и отдых. Причем сегодняшний подход к созданию их объемно-планировочной и образно - стилистической организации внутренней среды кардинально отличается от принципов, известных в предыдущие исторические периоды; во-вторых, с отсутствием исследований восприятия сложившихся интерьеров непосредственными потребителями посетителями ресторанных заведений различного социального уровня; в-третьих, с отсутствием последовательных в плане методологии аналитических работ по историческому контексту развития ресторанного интерьера в России.

Следует добавить также, что современный ресторанный интерьер как сложная комплексная система, интегрирующая в единое целое многочисленные эстетические и технические составляющие, является в целом мало изученным, с научной точки зрения, архитектурно-дизайнерским феноменом. Можно констатировать отсутствие даже попыток комплексного осмысления и изучения данного явления, как с целью теоретического обобщения признаков этого феномена, так и с целью практического применения изученного опыта в дальнейшем проектировании.

Цель исследования - выявление типологических особенностей формирования и трансформаций ресторанного интерьера в России с конца XIX до начала XXI века.

Задачи исследования:

1. Выявить специфику исторической трансформации ресторанного интерьера в России на протяжении почти полутора столетий;

2. Систематизировать структурно-семантические признаки, отличающие объемно - пространственное решение и среду ресторанных заведений от других общественных пространств в прошлом и настоящем;

3. Актуализировать представление об эстетической ценности предметно-пространственной среды интерьеров ресторанных заведений и ее зависимости от историко-культурных, социокультурных и социопсихологических условий, бытовой прагматики;

4. Структурировать представления обо всем спектре ресторанных заведений, в том числе с расширенной функцией досуга, с учетом архитектурно-художественного качества среды.

Проблема исследования связана, во-первых, с дизайнерским «бумом» в сфере интерьерного проектирования ресторанных заведений, который происходит в современной России, и, во-вторых, с отсутствием четких историко-культурных ориентиров, а также сформированной искусствоведческой базы при выборе конкретных образных и архитектурно-пространственных решений того или иного создаваемого интерьера. Проблема актуализирует существующее противоречие между активным стремлением к наследованию характерных для разных исторических эпох дизайнерских приемов и далеко не всегда адекватным умением на практике освоить это многообразное наследство.

Объектом исследования является ресторанный интерьер в России с конца XIX до начала XXI века.

Предмет исследования - архитектурно-пространственные, конструктивные и декоративно-художественные решения интерьеров ресторанных заведений в России в диахроническом и синхроническом аспектах.

Хронологические и географические рамки исследования обусловлены наиболее характерными периодами появления и функционирования ресторанных заведений в связи с социальными, политическими и экономическими условиями в России конца XIX - начала XXI веков. В данном аспекте видится уместным выделить четыре основных периода, и применительно к основополагающим тенденциям каждого исследовать ресторанные интерьеры тех городов, где складывались образцы, влиявшие на соответствующую сферу всей России.

1 - Рубеж XIX - XX веков, явившийся для России эпохой трагических противоречий и быстро меняющихся социальных устоев. Эпоха модерна искала обновления и слияния жизни с искусством, а, с другой стороны являлась в архитектуре завершающим периодом историзма.

В связи с данным периодом уместным было рассмотрение ресторанных интерьеров Санкт - Петербурга, имевшего столичный статус. Возникающие в нем ресторанные заведения, (как и все что, происходило в столице), соответственно, поневоле воспринимались всей страной как образцовые.

2 - Период с 1932 по 1955 годы, ставший для молодой советской страны годами утверждения идейно-психологического климата тоталитарной эпохи. Всеми средствами, в том числе и художественными необходимо было показать миру, что только в социалистическом обществе и под руководством Сталина возможны колоссальные успехи и достижения во всех областях жизни. Архитектурное творчество с помощью командно-административных методов было направлено на создание произведений социалистического реализма путем освоения «классического наследия».

В этот период большое значение придавалось перестройке и формированию Москвы как столицы нового социалистического государства, отражающей и символизирующей изменения, произошедшие в стране в целом, рост и могущество СССР. Соответственно и ресторанные интерьеры, создаваемые в обновлявшейся столице, отражали основные тенденции этой эпохи и должны были служить образцами для повсеместного подражания.

3 - 1960 - 1980-е годы, характерные сначала размыванием «большого стиля» тоталитарной эпохи и складыванием плюралистической культуры «оттепели», а потом сменой политических тенденций в стране в сторону «похолодания» и «застоя». Период, с одной стороны, характеризующийся установками на унификацию и функциональную детерминированность создаваемой среды, а, с другой, поиском нового языка архитектурно-художественной выразительности.

Постепенное исчезновение идейной цельности и неотчетливость задач в эстетической сфере проектирования породило и неотчетливость стилевых и географических границ проявления новых тенденций в дизайне ресторанных интерьеров.

4 - Период с 1990-х годов и по настоящее время, называемый исследователями эпохой информационного бума и глобализации во всех сферах человеческой жизни. Не стала исключением и интерьерная среда возникающих повсеместно ресторанных заведений.

В тексте диссертации первые три периода изучены в их исторической динамике (глава I), четвертый период, являющийся еще и временем собственной практической деятельности автора исследования, представляет наибольшую сложность для изучения в силу своей незавершенности. Поэтому ему целиком посвящена глава II, а принцип ее организации обусловлен потребностями искусствоведческого анализа объектов на основе интегративных теоретико-методологических подходов.

Материал исследования - интерьерные пространства и среда как современных, так и исторических, сохранившихся либо утраченных ресторанов, кафе, клубов, баров, кофеен, чайных. Следует отметить, что ряд характеристик объемно - пространственных решений и стилистических особенностей интерьеров утраченных ресторанных заведений восстанавливался в диссертации по документам, историческим свидетельствам и путем экстраполяции представлений, полученных при изучении сохранившихся аналогов интерьеров.

Источниками исследования, обеспечившими возможность рассмотрения исторических ресторанных интерьеров, явились документы из Центрального государственного исторического архива Санкт - Петербурга, Центрального государственного архива кипофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Российской национальной библиотеки (Санкт - Петербург), Государственного музея архитектуры им. A.B. Щусева, Российской государственной библиотеки (Москва); непосредственно памятники архитектуры, доступные эмпирическому изучению.

Относительно современных ресторанных заведений - были предприняты натурные обследования в ряде российских городов (Москве, Санкт - Петербурге, Ярославле, Костроме, Вологде, Владимире, Рыбинске, Ростове, Суздале, Муроме), а также сбор эмпирического материала на основе многочисленных периодических изданий по архитектуре, дизайну («Проект Россия», «Архидом», «Лучшие интерьеры», «Salon», «Мезонин»,) и ресторанному делу («Ресторанные ведомости», «Ресторатор», «Империя вкуса», «Гостиница и ресторан»).

Методология исследования.

Будучи архитектором-дизайнером, по образованию и по роду практической деятельности, автор исследования считает наиболее репрезентативным искусствоведческий подход к материалу, где в качестве основополагающей определена художественно-образная доминанта пространства с учетом специфики определенных временных периодов. Кроме искусствоведческой доминанты, в анализе изучавшегося комплексного явления, в силу специфичности пространства, учитываются социальные, психологические и экономические факторы.

Искусствоведческий анализ интерьеров включает в себя:

- Сравнительно-типологические и структурно-типологические подходы к анализу архитектурной среды в различные исторические периоды, изучение научных и литературных источников, рассмотрение нормативной документации и современной практики проектирования.

В приложении к искусствоведческому анализу ориентиром являлись идеи и подходы специалистов по анализу архитектурно-художественной среды и ее взаимосвязи с культурным контекстом в России в различные исторические периоды. (Б.Г. Бархина, Е.А. Борисовой, В.Л. Глазычева, Н.Э. Грабаря, A.B. Иконникова, Б.М.

Кирикова, Е.И. Киричеико, A.B. Степанова, Д.В. Сарабьянова, ГЛО. Стернина, М.П. Тубли, С.О. Хан-Магомедова)

- При анализе визуальных коммуникаций и архетипических значений интерьерной среды ресторанных заведений использован семиотический подход. Здесь основой служили исследования Р. Барта, К. Дея, Ю.М. Лотмана, В.В. Федорова, У. Эко.

- Осуществлялся также эмпирический анализ конкретных интерьеров, опиравшийся на проектировочные, архитектурно -дизайнерские (практические) подходы.

В анализе, основанном па методах архитектурно-дизайнерского проектирования, мы опирались на исследовательский опыт работы А.П. Ермолаева, A.B. Ефимова, Г.Б. Миневрина, Ю.В. Назарова, Е.Б. Новиковой, В.Р. Раннеева, В.Т. Шимко.

В процессе разработки темы было пройдено несколько взаимосвязанных этапов исследования. На первом этапе (2003-2004 годы) проводился сбор эмпирического материала, научной и критической литературы по теме исследования, определялись методологические и методические подходы к проблеме.

На втором этапе (2004-2005 годы) проводился анализ научно-методической литературы; производилась классификация материала, определялась гипотеза исследования и структура работы.

На третьем этапе (2005-2006 годы) проводилось обобщение результатов исследовательской работы, литературное оформление диссертации.

Гипотеза исследования включает в себя следующие положения:

- ресторанный интерьер в России представляет собой специфическое явление, имеющее историю развития как в прагматическом, так и в эстетическом аспектах;

- наиболее продуктивными, однако, оставившими далеко не бесспорные с эстетической и прагматической точки зрения ресторанные интерьеры, в России были эпоха модерна и сталинская эпоха, а также советский период «оттепели» и «застоя»;

- ресторанный интерьер отличается характерными способами организации среды в коммуникативном, эстетическом и утилитарном аспектах;

- на своеобразие установки и результата при проектировании ресторанного интерьера влияют: социально-политическая ситуация в российском обществе (установление или отсутствие официально или негласно утвержденных норм и правил), традиция отношения к ресторану, кафе, бару, клубу (с точки зрения поведения посетителей, хозяев и дизайнеров), модные тенденции и направления в дизайне и архитектуре;

- на сегодняшний день в ресторанном интерьере проявляются тенденции к активному дальнейшему формированию и трансформации образно-функциональной среды в связи с социокультурным развитием и ростом технологических новаций.

Степень разработанности проблемы.

Ресторанный интерьер в России как целостное явление, имеющее свою историю, закономерности развития и характерные черты, практически никем не изучался. Статьи по данной тематике можно встретить в основном лишь в периодических архитектурно-дизайнерских и художественных журналах, либо в ресторанных путеводителях. Однако они носят, как правило, описательный характер презентуя то или иное открывшееся заведение на популярном уровне. Очень редко встречаются статьи по этому вопросу в научной периодике, по они также не дают системного аналитического подхода к проблеме. Поэтому возможно охарактеризовать лишь в самом общем виде исследовательский (историко-теоретический), публицистический и практико-методический круг работ, так или иначе связанных с изучением архитектурно-художественной среды интерьера ресторанных заведений. Классификация видится возможной в нескольких аспектах.

1. Исходя из известного представления о том, что развитие архитектуры неотделимо от создания интерьера, ибо здание без внутреннего пространства не существует, следует отметить работы по теории и истории архитектуры, дающие разноплановый анализ архитектурной среды различных исторических эпох как в контексте изучения объемно - пространственных, так и художественно-образных характеристик. В этой связи в диссертации были востребованы исследования Б.Г. Бархина, B.J1. Глазычева, Н.Ф. Гуляницкого, А.Э. Гутнова, Ч. Джепкса, A.B. Иконникова, Б.Мейтленда, H.H. Нечаева, О. Нимейера, В.И. Пилявского, С.С. Подьяпольского, А.Г. Раппапорта, Н.И. Смолиной, A.B. Степанова, К. Танге, И.А. Урбаха, З.Н. Яргиной.

2. Историко - культурный контекст проблемы (конец 19 -начало 20 века) разнообразно по глубине и конкретности исследования значимых явлений отражен в искусствоведческих работах, связанных с изучением архитектурной среды (Е.А. Борисовой, B.C. Горюнова, И.Э. Грабаря, Ю.В. Демиденко, Б.М. Кирикова, Е.И. Кириченко, М.В. Нащокиной, Д.В. Сарабьянова, Г.Ю. Стернина, М.П. Тубли). Представления об эпохе модерна, были дополнены историко-культурными очерками и исследованиями полезными для понимания повседневной жизни и досуговых учреждений дореволюционного Петербурга (Ю.Л. Алянского, И.А. Богданова, Г.Г. Бунятина, С.С. Клитина, И.А. Муравьевой, A.M. Конечного, М.И. Пыляева, М.Г. Чарной, Е.Д. Уваровой).

3. Для нашей работы имели значение историко-теоретические исследования, дающие понимание развития архитектурной среды в социокультурном контексте Советской России (К.Н. Афанасьев, А.К. Буров, Н.П. Былинкин, Е.А. Ермолин, В.Н. Калмыкова, A.B. Рябушин, В.Э. Хазанова, С.О. Хан - Магомедов, К. Фремптон).

4. Применительно к вопросам символического восприятия и образно-художественного языка архитектурной среды, в том числе - как явления массовой культуры уместно упомянуть работы Р. Арнхейма, Р. Барта, К. Дея, Т.С. Злотниковой, Ю.М. Лотмана, В.Ф. Маркузона, В.В. Федорова, У. Эко.

5. Отдельный массив составляют научные труды, посвященные как анализу, так и рекомендациям по практическому проектированию в области дизайна интерьерной среды (работы A.A. Гаврилиной, О.И. Генисаретского, А.П. Ермолаева, A.B. Ефимова, Н. Ивановской, Г.Б. Миневрина, Ю.В. Назарова, Е.Б. Новиковой, В.Р. Раннеева, Н.К. Соловьева, В.П. Толстого, В.Т. Шимко, Г.П. Щедровицкого).

6. В связи с рассматриваемой темой важно зафиксировать существование научно-методических рекомендаций по проектированию предприятий общественного питания, а именно таким термином в Советском Союзе называли ресторанные заведения. (Такое общепринятое название существует, и по сей день, согласно нормативной проектной документации.) Этот круг источников важен тем, что в нем дается критический анализ ряда существующих отечественных и зарубежных ресторанных заведений, в основном с утилитарно-технической стороны, а также даются конкретные рекомендации по их проектированию, что в свою очередь дает понимание некоторых факторов, благодаря которым происходило и происходит формирование ресторанного интерьера в России. К этой группе публикаций относятся работы В.Н. Аладова, В.Ф. Алексеева, Г.И. Колчановой, Н. Мгалоблишвили, A.A. Поляниной, В.П. Уренева.

Научная новизна исследования состоит в том что:

- впервые предпринята попытка изучения ресторанного интерьера как целостного явления, с позиций функционально - технических и архитектурно-художественных, а также с точки зрения анализа визуальных коммуникаций;

- произведено типологическое структурирование по специально выявленным признакам как самих интерьеров, так и их элементов; выявлены отличительные особенности архитектурно-пространственных и стилистических решений ресторанных интерьеров в различные исторические периоды;

- введен в научный обиход последовательно презентуемый визуальный ряд наиболее характерных для каждого исторического периода ресторанных интерьеров, дающий относительно целостное представление об их формировании и временных модификациях.

- понятию «ресторанный интерьер» придан научный статус, основанный на экстраполяции в сферу его изучения методов анализа архитектуры и дизайна как признанных видов искусства.

Теоретическая значимость исследования определена тем, что:

- в работе доказана необходимость комплексного научного подхода к феномену ресторанного интерьера на основе анализа функционально-технологических и архитектурно-художественных аспектов;

- обобщены представления о генезисе ресторанного интерьера в России в контексте развития архитектурно-художественной среды;

- определены специфические характеристики ресторанного интерьера относительно каждого рассматриваемого периода;

- систематизирован значительный эмпирический материал по архитектурному проектированию и дизайну в области ресторанного интерьера в России; выявлены специфические особенности объемно -пространственной структуры и отдельных средоформирующих элементов ресторанного интерьера;

- обозначены наиболее характерные стилистические и образно -художественные темы интерьеров современных ресторанных заведений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут способствовать дальнейшим научным разработкам, связанным с проблемами изучения закономерностей формирования, структуры и особенностей общественного интерьера, а также быть использованы при чтении спецкурсов и лекций для искусствоведов, культурологов, архитекторов по темам, связанным с отличительными чертами и историей архитектурно - пространственных решений и дизайна интерьера в России.

Результаты исследования могут быть использованы в качестве информативного и методически репрезентативного материала в интересах действующих архитекторов и дизайнеров, занимающихся практическим проектированием ресторанов, баров, кафе, кофеен, клубов и различных других заведений с функцией питания и досуга. Это, в свою очередь, позволит практикам находить наиболее целесообразную, эстетически и функционально корректную модификацию интерьерного пространства в каждом конкретном случае, что при проектировании и реализации будет способствовать принятию более обоснованных решений и повышению эффективности творческого процесса создания интерьера, вне зависимости от уровня сложности задачи.

Личный вклад состоит в том, что представление о феномене ресторанного интерьера в России было введено в контекст истории русского зодчества. Произведена актуализация художественных и конструктивных решений исторических, ставших по-своему классическими ресторанных интерьеров с учетом интересов современной архитектуры и дизайна.

На защиту выносятся следующие положения:

- в период с конца XIX века и до 1990-х ресторанный интерьер в России (СССР) развивался в русле основных архитектурно -художественных тенденций, обусловленных социально-экономическими, а иногда и политическими условиями;

- наиболее яркий период развития ресторанного интерьера в последние полтора столетия связан с эпохой модерна, что связано с отсутствием жесткого диктата государства в вопросах формообразования и стилистики, в частной собственности на заведения, с сочетанием разноплановых форм досуга с основной функцией питания, с конструктивными и технологическими новациями, а также с профессиональным мастерством авторов российской школы зодчества и декоративно-прикладного искусства; следствие этого - разнообразие и особый художественный уровень объемно - пространственных и образных решений ресторанных интерьеров, создание эстетически гармоничной среды для отдыха человека, несмотря на неоднозначность и критический настрой общественных взглядов в отношении архитектурной стилистики той поры;

- пространственное формообразование и стилистика ресторанного интерьера в советский период самым непосредственным образом отражают общее состояние в сфере архитектуры и дизайна: подчинение ригористичному государственному заказу, меняющемуся в зависимости от первостепенных общественно-политических задач; отсюда -унификация, негативно повлиявшая на формирование интерьеров ресторанных заведений;

- формирование ресторанного интерьера в современной России обнаруживает себя как особое явление в области архитектуры и дизайна, проявляющее как историческую преемственность, так и новые стилистические и конструктивно-технологические тенденции;

- современный ресторанный интерьер - «упаковка», определяющая лицо заведения па рынке услуг, посредством осознанно выстроенных визуальных коммуникаций, своеобразный продукт массовой культуры и индустрии дизайна с соответствующими характерными признаками;

- систематизация всего рассмотренного спектра сегодняшних ресторанных интерьеров может осуществляться по таким параметрам как содержание деятельности (досуг) и художественно-стилевой контекст;

Апробация работы. Представленное исследование явилось результатом как научных исследований в области дизайна ресторанных интерьеров, так и результатом десятилетней работы автора в качестве практикующего архитектора - дизайнера. За период с 2000 rio 2006 гг. в Ярославле диссертантом были реализованы проекты интерьеров ресторанно-развлекательного комплекса «Поплавок», спорт-бара «Шайба», при гостинице «Юбилейная» созданы лобби-бар, кофейня, банкетный зал «Звездное небо», ресторанные комплексы «Знаменский» и «Юбилейный», при салоне красоты «Рашель» - специализированное кафе, проведен ряд проектпо-консультативных работ по ресторанно -развлекательному комплексу «Пристань» при Центре спорта и отдыха в д. Демиио (Ярославская обл.), по кофейне при ДК «Авиатор» и банкетному залу при Доме отдыха НПО «Сатурн» в г. Рыбинске.

Основные положения работы обсуждены на заседаниях кафедры культурологии и журналистики ЯГПУ имени К.Д.Ушинского; на региональных и международных научно-практических конференциях 2003-2006 годов в Москве и Ярославле: «Человек в информационном пространстве» (Международные научно-практические конференции, Ярославль, 2003-2005 гг.), «Науки о культуре - шаг в XXI век» (VII всероссийская конференция - семинар молодых ученых, Москва 2005 г.), «Диалог языков и культур» (Международная научная конференция, Ярославль 2006 г.), «Столицы и столичность в истории русской культуры» (научная Интернет-конференция, 2005 г.), на научных чтениях им. К.Д. Ушинского ЯГПУ, (2004 г.)

Структура работы обусловлена целыо и задачами исследования, состоянием изученности темы и постановкой проблемы. Особенности конкретного материала продиктовали композицию диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, в которых содержится иллюстративный ряд, отражающий основные ресторанные интерьеры, исследуемые в работе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Митрофанова, Елена Викторовна

Выводы

Формирование ресторанного интерьера в современной России отмечено, с одной стороны, массовым количественным ростом самих ресторанных заведений разнообразных функциональных типов, а, с другой, многообразием объемно-пространственных, а главное образно -художественных решений интерьерной среды.

Пространственная основа, являющаяся, как правило, следствием реализации утилитарно-прагматических задач, а также конкретного расположения в структуре здания или (реже) в рамках определенной территории. В итоге взору посетителей предлагается более или менее целостная интерьерпая «картина», воспринимаемая в процессе их постепенного включения в созданный средовой образ. Система визуальных коммуникаций, характерная для современных ресторанных интерьеров, с мягкой или агрессивной настойчивостью предлагает посетителям максимально удовлетворить их потребности в питании и досуге, что, в конечном счете, выгодно для владельцев заведений. Чем более компетентно, в профессиональном отношении, простроена интерьерная система визуальных кодов и значений, тем больше коммерческий успех. Ресторанный интерьер является своеобразной упаковкой для «товаров и услуг», с одной стороны, а с другой - самостоятельным предметом эстетического потребления и источником эстетического переживания. Такая функциональная двойственность делает феномен ресторанного интерьера по-настоящему эксклюзивным архитектурно-дизайнерским явлением.

Структурирование многообразия функций, характерных для в современных ресторанных заведений, сводится в основном к пониманию уровня взаимосвязи основной функции питания с разнообразными элементами досуга. И, соответственно каждому конкретному варианту этой взаимосвязи, делается попытка адекватного архитектурно-художественного решения интерьера посредством комплексной организации пространства и функционального зонирования, разработки композиционной структуры объемных форм и элементов, подбора целесообразных отделочных и декоративных материалов, а также реализации светоцветового замысла и комплектации необходимой мебелью, оборудованием и интерьерными аксессуарами.

Насколько же функционально удобным и эстетически выразительным является то или иное решение, зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов, начиная от уровня профессионализма автора и заканчивая сугубо прагматичным, но зачастую не менее значимым фактором финансовых вложений в создание конкретного ресторанного интерьера.

Заключение

В процессе нашего исследования была поставлена проблема, изучен и систематизирован с точки зрения архитектурно -художественных и функционально-технических особенностей ряд наиболее репрезентативных ресторанных интерьеров России конца 19 -начала 21 веков, сохранившихся, перестроенных и не сохранившихся.

В результате можно констатировать, что ресторанный интерьер развивался в русле общих архитектурно-художественных тенденций, свойственных развитию каждого рассматриваемого периода в целом. С другой стороны, существовал ряд характерных отличительных особенностей, связанных, прежде всего, со спецификой протекающих здесь функциональных процессов. В итоге проведенного исследования открывавшихся в предшествующие исторические периоды и современных ресторанных заведений важно заметить, что их интерьер отражает двуединство «среды действия» и «среды восприятия». А бытовое и социокультурное наполнение архитектурной среды составляет процесс коллективного питания и отдыха в общественном месте.

Исследование феномена ресторанного интерьера в России, как в прагматическом, так и в эстетическом аспектах показало, что утилитарная основа (питание и отдых), а, соответственно, и функциональный тип остаются относительно постоянными. В то же время как происходит смысловое наращивание функций и технологий. Сегодня акцент все чаще смещается в сторону отдыха и досуга, хотя и по-прежнему в привязке к «питанию».

Такое смещение как установлено в диссертации, имеет глубокие исторические корни. Так, санкт-петербургские ресторации конца XIX -начала XX века являлись деловыми и культурными центрами, а, зачастую, и своеобразными клубами по интересам. Это отразилось в их объемно - планировочных структурах, характеризующихся, помимо технологически выверенной системы обслуживающих помещений, взаимосвязанным набором разногабаритных залов, кабинетов и буфетных, направленных удовлетворению всего многообразия функциональных потребностей.

В диссертации установлено, что пространственные решения «эксклюзивных» ресторанных заведений эпохи модерн выражают характерные для того времени технологические новации в применении конструктивных систем, строительных и отделочных материалов, систем освещения и прочего оборудования. Стилистически ресторации конца XIX - начала XX века содержали в своей структурной организации стремление к синтетичности и гармоничности предметного окружения, когда использовались как традиционные композиционно декоративные черты художественной системы эклектики, так и новые декоративные веяния стиля модерн, причем с различным исторически - стилевым оттенком (например в Санкт - Петербурге - неоклассика, а в Москве -неорусский стиль).

В целом для ресторанных интерьеров эпохи модерн, в отличие от других общественных или приватных интерьеров, характерна высокая степень стилевой эклектичности и компилятивности; видимо, это происходило потому, что сами функции питания и отдыха настраивали на отсутствие строгости и официальности, предполагая театральность и игровое начало не только в разнообразии происходящих в заведениях зрелищных мероприятий, но и в их статичном антураже. Зачастую не создавая собственных символов, интерьерная среда в образном выражении питалась как бы «отраженным светом» архитектуры прошлого, при этом вся история зодчества являлась набором материала для творчества.

В сталинскую эпоху ресторанные заведения, являясь далеко не первостепенными среди создаваемых общественных пространств, в своих архитектурно-пространственных и стилистических решениях полностью соответствовали основным тенденциям данного периода. Наиболее характерные образцы ресторанных интерьеров в этот момент могла предъявить новая советская столица, Москва, реконструируемая с целью создания эталонного социалистического города.

Ресторанные заведения, появлявшиеся здесь, отличались явным отсутствием уюта и камерности создаваемой среды, стремлением выставить процесс коллективного питания и отдыха напоказ в апфиладно выстроенных, строго симметричных пространствах «сверхчеловеческого» масштаба. Происходило своеобразное уподобление ресторанных интерьеров залам станций строящегося одновременно, московского метрополитена. Налицо проявление неукоснительного доминирования коллективного над частной жизнью частного человека даже в минуты отдыха.

В архитектурно-художественных решениях явно просматривается стремление перенести в интерьерные пространства напоминания о традициях русского зодчества, прежде всего, на ассоциативном уровне. Делается это в виде акцентов на ампирный размах и барочную мажорность, местами с грубым нарушением стилистических канонов и пропорций, что особенно характерно для послевоенного периода. В отделке свойственно увлечение «холодными» материалами (полированным мрамором, гранитом или их имитациями, тяготение к имперской роскоши в декоративных деталях и аксессуарах, а также использование иллюзорных фресок с изображением социалистических сюжетов, в тяжеловесных лепных барочных обрамлениях.

Ресторанные заведения 1930-1950х гг., несмотря на, казалось бы, далекую от социально-политических процессов функцию, в своих интерьерах отражали торжество тоталитарной системы, утверждавшей себя через символические архетипы, основанные на исторических архитектурно-пространственных и стилистических аналогиях, служащих для возвеличения властных структур (будь это власть церкви или власть светская), через натиск исполинских гипертрофированных парадных архитектурных форм, композиционную центричность и масштабную надчеловечность.

Периоды «оттепели» и «застоя» принесли в интерьерные решения ресторанных заведений сначала (1960е - 1970е гг.) тотальную унификацию и стандартизацию среды на основе специально разработанной типологии ступенчатой организации сети предприятий общественного питания, а несколько позже (1970е - 1980е гг.) -разнообразные творческие попытки уйти от сложившегося объемно-пространственного однообразия и стилистической скудности. Во главу любых проектных решений ставилась функциональность и экономичность. Эстетическим вопросам было уготовано второстепенное место, что, естественно, отразилось на примитивности и декоративном однообразии ресторанных интерьеров.

Перспективными новациями в соответствии утилитарному назначению явились асимметричность планировки, взаимоперетекание функциональных зон и акцент на взаимосвязь с внешним окружением. В архитектурно - художественных решениях идет поиск новых средств образной выразительности через применение композиционных и декоративных элементов, ранее для ресторанных интерьеров абсолютно не свойственных. К таким выразительным средствам относят керамические, стеклянные и деревянные декоративные изделия; чеканка по металлу и ковка; декоративные ткани и ковры; витражи и мозаики; условно-декоративные росписи - все эти элементы являлись своеобразными интерьерными акцентами на фоне аскетично решенных ограждающих плоскостей.

В данный период заложены и многие нормативные установки для проектирования ресторанных заведений, которые существуют, и по сей день, безусловно, целесообразные с точки зрения санитарно гигиенических и технологических аспектов упорядочивания среды, но не всегда полезные для создания оригинальных образно-художественных интерьерных решений.

Проведенные натурные обследования значительного количества появившихся за последнее десятилетие творческих решений внутренних пространств ресторанных заведений явно показали, что в современном ресторанном интерьере проявляются тенденции к разнообразному формированию и трансформации архитектурно-художественных решений в связи с социокультурным развитием и ежедневным ростом технологических новаций.

В диссертации установлено, что комплексы интерьеров современных ресторанных заведений, являясь по целому ряду признаков средой массовой культуры, содержат в своей структуре многообразные коды и значения, обладающие своеобразной мифологичностыо в восприятии их посетителями. Ресторанный интерьер как среда восприятия является источником разнообразных эмоциональных переживаний, возникающих у человека в процессе пребывания в конкретном интерьерном пространстве. Эстетическое воздействие данного пространства складывается из художественного единства, образуемого последовательным развитием композиционного замысла, плоскостей ограждения, фактурных качеств материалов, света, цвета, а также предметного наполнения среды. Целостный художественный образ ресторанного интерьера рождается от всего комплекса форм, масс, фактур, светоцветового решения и от производимых ними ассоциативно - символических переживаний.

Пространственная форма для ресторанного интерьера при этом является одним из определяющих факторов в эмоциональном отношении. Здесь важно ощущение величины пространства по отношению к человеку и возможный уровень его масштабного выражения. Современные пространственные решения интерьеров ресторанных заведений отличаются сложностью своей морфологии, ввиду того, что они призваны не только отвечать основному функциональному содержанию, но и обеспечивать человеку соответствующую эмоциональную атмосферу и создавать определенный психологический фон.

Функциональная направленность современных ресторанных заведений в свою очередь формируется на сочетании различных вариантов конкретных функций связанных как с коллективным питанием, так и с элементами досуга. И в силу такого функционального разнообразия варьируются и объемно-пространственные интерьерные решения, основанные на необходимом «досуговом» акцепте.

Комплексность восприятия целостного «организма» ресторанного интерьера основана па смысловых и композиционных взаимосвязях временно независимых систем элементов, выстраиваемых в подчинении функциональной и образно-художественной задаче в разнообразные информационные системы, между которыми в свою очередь устанавливаются пространственно-композиционные и тематические зависимости.

Интерьер ресторанных заведений имеет, на наш взгляд, достаточно обширные перспективы для дальнейшего исследования.

Они могут быть связаны, во-первых, с более углубленным изучением истории и особенностей формирования ресторанного интерьера в России, как с точки зрения расширения географии исследования для каждого конкретного исторического периода, так и с целью изучения влияния архитектурно-пространственных и образно-художественных решений на последующее развитие процесса в интерьерном дизайне ресторанных заведений.

Во-вторых, исследования могут быть связанны с более подробным анализом современной ситуации в архитектурном проектировании и дизайне внутренней среды появившихся в последние годы ресторанов, баров, кафе и клубов, как с позиции рассмотрения взаимосвязи новых функциональных комбинаций с соответственными архитектурно пространственными решениями, так и с точки зрения более тщательного исследования все новых особенностей, наблюдаемых здесь визуальных коммуникаций.

Третьим ракурсом рассмотрения проблемы в плане дальнейшего исследования может быть проведение аналогий с развитием ресторанного интерьера и его особенностей в других странах, как на сегодняшний день, так и в историческом аспекте.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Митрофанова, Елена Викторовна, 2006 год

1. Агеева Е.Ю. Феномен провинциальной культуры России в архитектурной среде середины 19 - начале 20 вв.: автореф. дис. канд. культурол. Наук / Е.Ю. Агеева.-Н-Новгород. 1999.-18с.

2. Аладов В.Н. Архитектура предприятий общественного питания для стабильных социальных структур: автореф. дис. доктора архитектуры / В.Н. Аладов: Белорусская государственная политехническая академия. -Минск. 1998.-31 с.

3. Алешина Л.С. Образы и люди Серебряного века / Л.С. Алешина, Г.Ю. Стернин. М.: Галарт, 2002. - 272 с.

4. Акимова Л.А. Социология досуга / Л.А. Акимова. М.:МГУКИ, 2003 -123 с.

5. Альманах. Памятники Отечества. №25 1992. М. 167 с.

6. Алянский Ю.Л. Увеселительные заведения старого Петербурга / Ю.Л. Алянский СПб.: Аврора, 2003. - 352 с.

7. Анализ архитектурных форм гостиницы «Москва» /А.И. Некрасов (и др.) // Академия архитектуры. 1936, - № 3. - С. 73-78

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М.: Прогресс, 1974. -392с.

9. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм. М.: Стройиздат, 1984.-230 с.

10. Архитекторы строители Санкт - Петербурга сер. 19 - нач 20 вв. / Б.М. Кириков (и др.). - СПб.: Пиллигрим, 1996. - 400 с.

11. Архитектурная бионика / Ю.С. Лебедев (и др.). М.: Стройиздат, 1990. -269 с.

12. Архитектура и эмоциональный мир человека/ Забельшанский Г.Б, Миневрин Г.Б, Раппапорт А.Г.- М: Стройиздат, 1985. 207 с.

13. Архитектура СССР 1917 -1987 / Ю. Бочаров (и др.). М.: Стройиздат, 1987.-552 с.

14. Архитектура, строительство, дизайн / В. И. Бареев (и др.). Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-320 с.

15. Архитектурная физика: Учебник для вузов: Спец. «Архитектура» / В.К. Лицкевич (и др.). М.: Стройиздат, 2001. - 448 с.

16. Архитектурное проектирование жилых зданий: Учебник для вузов: Спец. «Архитектура» / М.В. Лисициан (и др.). М.: Стройиздат, 1990. -488 с.

17. Архитектурно историческая среда / О.И. Пруцин (и др.). - М.: Стройиздат, 1990. - 408 с.

18. Афанасьев К.Н. A.B. Щусев / К.Н. Афанасьев. М.: Стройиздат, 1978. -191с.

19. Ашрапян Г.Л. В содружестве с художниками / Г.Л. Ашрапян // Строительство и архитектура Ленинграда. Л.: Лениздат, 1974. №7. -С.21-22

20. Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины 19 в.: в 7-ми т. / Г.В. Барановский. СПб.: Журнал «Строитель», 1902-1907.

21. Бархин М.Г. Город. Структура и композиция / М.Г. Бархин М.: Наука, 1986.-264 с.

22. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб. метод. Пособие/ Б.Г. Бархин-3-е изд.-М.: Стройиздат, 1993.-438 с.

23. Бархин М.Г. Метод работы зодчего / М.Г. Бархин М.: Стройиздат, 1981.-216с.

24. Бауман 3. Мыслить социологически / 3. Бауман. М.: 1996. - 225 с.

25. Бартенев И.А. Русский интерьер 19 вв. / И.А. Бартенев, В.И. Батажкова. -Л.: Художник РСФСР, 1984. 128 с.

26. Барт Р. Мифологии / Р. Барт. пер. с фр. М.: Изд - во им Сабашниковых, 1996. - 312 с.

27. Богданов И.А. Старейшие гостиницы Петербурга / И.А. Богданов- СПб.: Искусство, 2001. 336 с.

28. Богданов И.А. Гранд-отель «Европа» в Санкт-Петербурге / И.А. Богданов СПб.: Блиц, 1999 - 136 с.

29. Борисова Е.А. Русская архитектура конца 19 начала 20 в. / Е.А. Борисова, Т.П. Каждан. - М.: Наука, 1971. - 240 с.

30. Борисова Е.А. Русский Модерн / Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин. М.: Галарт, 1990. - 360с.

31. Буров А.К. Об архитектуре / А.К. Буров. М.: Стройиздат, 1960. - 146 с.

32. Бунятин Г.Г. Петербург серебряного века. Дома, события, люди / Г.Г. Бунятин, М.Г. Чарная Лениздат., 2002. - 256 с.

33. Брусиловская Л.Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели»: метаморфозы стиля / Л.Б. Брусиловская М.: УРАО, 2001. - 188 с.

34. Витрувий Десять книг об архитектуре / Витрувий. М.: Издательство всесоюзной академии архитектуры, 1936.-344 с.

35. Волков Ю.Ф. Интерьер и оборудование гостиниц и ресторанов / Ю.Ф. Волков Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 352 с.

36. Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры 20 века / Я. Вуек. М.: Стройиздат, 1990-286 с.

37. Гаврилина A.A. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды: Учеб. пособие / A.A. Гаврилина, В. Т. Шимко. М.: Архитектура - С, 2004. - 104 с.

38. Гене Л.Ю. Интерьеры общественных зданий Прибалтики / Л.Ю. Гене // Искусство и быт. Вып.1. М., 1964.- С.35

39. Гидеон 3. Пространство, время, архитектура. М., 1975 456 с.

40. Гиляровский В.А. Москва и москвичи / В.А. Гиляровский. М.: Московский рабочий, 1959. - 376 с.

41. Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха / М.Я. Гинзбург М.,1924

42. Глазычев В.Л. Городская среда. Технология развития: Настольная книга / В.Л. Глазычев, М.М. Егоров, Т.В. Ильина М.: Ладья, 1995. - 240 с.

43. Глазычев В.Л. Зарождение зодчества / В.Л. Глазычев. М.: Стройиздат, 1983.- 126 с.

44. Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города / В.Л. Глазычев, А.Э. Гутнов. М.: Молодая гвардия, 1990. - 350 с.

45. Глазычев В.Л. О дизайне / В.Л. Глазычев М.: Искусство, 1970

46. Глазычев В.Л. Организация архитектурного проектирования / В.Л. Глазычев-М.: Стройиздат, 1977.

47. Глазычев В.Л. Открытая лекция «Культура в городе город в культуре» / В.Л. Глазычев. - Тольятти, 16 октября 2003 // www.glazvchev.ru /courses/ 2003-10-16 lecture cultura v gorode.htm

48. Глазычев В.Л. Поэтика городской среды: Эстетическая выразительность города / В.Л. Глазычев М.: Наука, 1986. - 21 с.

49. Глазычев В.Л. Проблемы «массовой культуры» / В.Л. Глазычев // Вопросы философии.-1970.-№ 12. С.137 - 239

50. Гнедич П.П. История искусств: Зодчество, живопись, ваяние: в 3-х т. / П.П. Гнедич. М.: Ольма - пресс, 1995.

51. Горюнов B.C. Архитектура эпохи модерна / B.C. Горюнов, М.П. Тубли. СПб.: Стройиздат, 1992 - 360 с.

52. Грабарь Н.Э. История русского искусства. В 6 тт. М., 1909

53. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов / A.B. Ефимов (и др.). -М: Архитектура С, 2004. - 504 с.

54. Дей. К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство / К. Дей. М.: Ладья, 1994. - 280 с.

55. Демиденко Ю.В. Интерьер в России / Ю.В. Демиденко СПб.: Аврора, 2000.-256 с.

56. Денисова Н.И. Ресторанный интерьер: идеи и дизайн / Н.И. Денисова -М.: Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2004. 160 с.

57. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Ч. Дженкс. М.: Стройиздат, 1985.

58. Ермолаев А. Новая специальность архитектор - дизайнер / А. Ермолаев, Г. Миневрин // Техническая эстетика. - 1989. № 11

59. Ермолин Е.А. Материализация призрака. Тоталитарный театр советских массовых акций 1920 -1930-х годов: Монография / Е.А. Ермолин. -Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1996. 144 с.

60. Ефимов A.B. Формообразующее действие полихромии в архитектуре / A.B. Ефимов. М.: Стройиздат, 1984- 168 с.

61. Жилище в России: век 20 / Монографический сборник. М.: Три квадрата, 2001 - 192 с.

62. Злотникова Т.С. Человек хронотоп - культура / Т.С. Злотникова -Ярославль: изд-во Александр Рутман, 2003. - 172 с.

63. Зодчие Москвы: времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е -1917 годы) / М.И. Аруин (и др.) М.: КРАБиК, 1998 - 322 с

64. Зодчество -3 (33): сборник статей / Союз архитекторов СССР; гл. ред. Ю. Яралов. М.: Стройиздат, 1989 - 271 с.

65. Золотницкий Д.И. Будни и праздники театрального Октября / Д.И. Золотницкий JL: Искусство, 1978 - 255 с.

66. Иконников A.B. Архитектура XX века: Утопии и реальность: в 2-х т. / A.B. Иконников М.: Прогресс - традиция, 2001.

67. Иконников A.B. Архитектура Москвы XX век / A.B. Иконников М.: Московский рабочий, 1984. - 222 с.

68. Иконников A.B. Искусство, среда, время: Эстетическая организация городской среды / A.B. Иконников М.: Советский художник, 1985. -336 с.

69. Иконников A.B. Историзм в архитектуре / A.B. Иконников М. Стройиздат, 1997. - 557 с.

70. Иконников A.B. Художественный язык архитектуры / A.B. Иконников -М.: Искусство, 1985 175 с

71. Иконников A.B. Эстетические ценности предметно пространственной среды / A.B. Иконников (и др.) - М.: Стройиздат, 1990 - 335 с.

72. Иконников A.B. Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции / A.B. Иконников, Г.П. Степанов. М.: Искусство, 1971. - 224 с.

73. Исаченко В.Г. Федор Лидваль / В.Г. Исаченко, Г.А. Оль. Л.: Лениздат, 1987-94 с.

74. История русской архитектуры: Учеб. для вузов / Пилявский В. И. (и др.) 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Стройиздат СПб, 1994. - 600 с.

75. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение. / под ред. С.Д. Серебряного М., Российск. гос. гуманит. Ун-т, 1998-429 с.

76. История советской архитектуры, 1917-1954гг. / Н.П. Былинкин (и др.). -М.: Стройиздат, 1985 256 с.

77. История Ярославля: с древнейших времен до наших дней: Научно -популярное издание / ред. Т.К. Лимпиас Чавес. М.: Интербук - бизнес, 1999-352 с.

78. Кадлечикова М. Альфонс Муха / М. Кадлечикова, Д. Кусак., альбом иллюстр. М.: Принтэкс, -158 с.

79. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости / В.В. Кандинский. СПб.: Азбука-классика, 2004. - 240 с.

80. Каплун А.И. Стиль и архитектура / А.И. Каплун. М.: Стройиздат, 1985.-232 с.

81. Кавтарарадзе С. Сталинская архитектура: образы рая и ада / С. Кавтарарадзе, А. Тарханов // А11СН1ТЕСТОЫ-93 (1), Екатеринбург, 1993. -С. 25-29.

82. Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна: Особняки и доходные дома / Б.М. Кириков. СПб.: Изд-во «Журнал «Нева», 2003. -512 с.

83. Кириков Б.М. Невский проспект. Архитектурный путеводитель / Б.М. Кириков, Л.А. Кирикова, О.В. Петрова. -М.: Центрполиграф, 2004-378 с.

84. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна: Опыт формологического анализа / В.В. Кириллов. М.: Изд - во МГУ, 1979. - 214 с

85. Кириченко Е.И. Запечатленная история России. Монументы 18 начала 20 века. Книга 1. Архитектурный памятник / Е.И. Кириченко. - М.: Жираф, 2001.- 352 с.

86. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-х 1910-х годов. / Е.И. Кириченко. - М.: Искусство, 1978.- 400 с.

87. Кириченко Е.И. Русский стиль / Е.И. Кириченко. М.: Галарт, 1997. - 431 с.

88. Клитин С.С. Эстрадные заведения / С.С. Клитин. М.: ГИТИС, 2002. -352 с.

89. Князькин И.В. История петербургской проституции / И.В. Князькин. -СПб.: Балтика, 2005 612 с.

90. Колчанова Г.И. Интерьер современных гостиниц / Г.И. Колчанова. М.: Стройиздат,1971. - 128 с.

91. Комеч А. И. Гостиница «Москва» — лица не общее выражение: Вступительное слово / А. И. Комеч. http://hotelmoscow.muar.ru

92. Конечный A.M. Быт и зрелищная культура С-Петербурга Петрограда 18 - начало 20вв. / A.M. Конечный. - СПб., 1997.

93. Корпус. Первый Ярославский архитектурный альманах / Н.Н. Кудряшов (и др.). Ярославль: изд-во ЯГТУ, 2000 - 2001

94. Кудряшов М.Н. Архитектура современного российского города: инверсия и интерпретация постмодернизма: автореф. дис. канд. искусст. наук / М.Н. Кудряшов: Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. -Ярославль. 2006. 22 с.

95. Jle Бон Г. Психология масс / Г. Jle Бон // Психология масс. М,1998. -320 с.

96. Лернер Г.И. Психологические механизмы восприятия изображений объемных тел / Г.И. Лернер, H.H. Нечаев // Вестник МГУ Сер. 14. Психология, 1977.

97. Лисовский В.Г. Национальный стиль в архитектуре России / В.Г. Лисовский. М.: Совпадение, 2000. - 416 с.

98. Литвинова O.A. Русские архитекторы / O.A. Литвинова. М.: Росмэн -Пресс, 2003.-366 с.

99. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда / Д.С. Лихачев. М.: Искусство, 1974. - 407 с.

100. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: изд-во. МГУ, 1982 - 480 с.

101. Лотман Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство - СПБ, 2000.-704 с.

102. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблема семиотики города / Ю.М. Лотман // Избранные статьи. В Зтт. Т.2 Таллин, 1992. - 408 с.

103. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. -М.: Искусство, 1970.

104. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс / Ю.М. Лотман // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки.- М.: Наука, 1973.

105. Лоусан Ф. Рестораны, клубы, бары: планирование, дизайн, управление / Ф. Лоусан . 2-е изд. М.: Проспект, 2004. - 392 с.

106. Массовая культура и массовое общество: «За» и «против» / К.З. Акопян (и др.). М.: Гуманитарий, 2003. -512 с.

107. Мастера советской архитектуры об архитектуре: Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. В 2-х т. / под общ. ред. М.Г. Бархина М.: Искусство, Т.2. - 1975. - 584 с.

108. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе- М.: "REFL-book" 1994. -368 с.

109. Маркузон В.Ф. Семиотика и художественные проблемы предметно -пространственной среды / В.Ф. Маркузон // Эстетические проблемы дизайна.-М.: 1978

110. Мгалоблишвили Н.М. Новые рестораны, кафе, столовые / Н.М. Мгалоблишвили М.: Госторгиздат, 1962. - 68 с.

111. Мейтленд Б. Пешеходные торгово общественные пространства / Б. Мейтленд. - пер. с англ. - М.: Стройиздат, 1989. - 159 с.

112. ИЗ.Миневрин Г.Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды / Г.Б. Миневрин. М.: Архитектура - С, 2004. - 96 с.

113. Миневрин Г.Б. Основы проектирования оборудования для жилых и общественных зданий / Г.Б. Миневрин. М.: Архитектура - С, 2004. -112с.

114. Мириманов В.Б. Искусство и миф // Центральный образ картины мира / В.Б. Мириманов М.: Согласие, 1997. - 328 с.

115. Московичи С. Наука о массах / С. Московичи // Психология масс. -Самара, 1998.

116. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. М., - 1973. - 408 с.

117. Муравьева И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т.1 / И.А. Муравьева - СПб.: Издательство «Пушкинского фонда», 2004. - 272 с.

118. Муравьева И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т.2 (Серия: Былой Петербург) / И.А. Муравьева - СПб.: Издательство «Пушкинского фонда», 2004. - 272 с.

119. Нащокина M.B. Московский модерн / M.B. Нащокина М.: Жираф, 2005. - 560 с.

120. Нащокина М.В. Сто архитекторов московского модерна. Творческие портреты / М.В. Нащокина М.: Жираф, 2000. - 304 с.

121. Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий: Художественные проблемы / Е.Б. Новикова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1991.-368 с.

122. Нащокина М.В. Художественная открытка русского модерна / М.В. Нащокина М.: Жираф, 2004. - 472 с.

123. Новикова H.J1. Повседневность как феномен культуры / H.JI. Новикова. Саранск: Изд во Мордов. Ун - та, 2003. - 120 с.

124. Нойферт Э. Строительное проектирование / Э. Нойферт. пер. с нем. -2-е изд., - М.: Стройиздат, 1988. - 392 с.

125. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. / X. Ортега-и-Гассет // Психология масс Самара, 1998 - 592 с.

126. Полевой В.М. Малая история искусств // Искусство XX века 1901-1945 /В.М. Полевой.-М.: Искусство,1991.-304 с.

127. Полянина A.A. Принципы формирования и архитектурно -планировочные решения предприятий общественного питания с досуговыми функциями: автореф. дис. канд. архитектуры / A.A. Полянина: ЦНИИЭП жилища. М., 1991. - 24 с.

128. Прахт К. Мебель и архитектура / К. Прахт пер. с нем. - М.: Стройиздат, 1993. - 168 с.

129. Предприятия общественного питания: Пособие по проектированию / В.Ф. Алексеев (и др.). М.: Госстройиздат, 1963. - 272 с

130. Проблемы дизайна. Сборник статей / под ред. B.JI. Глазычева. М.: Союз дизайнеров России, 2003. - 256 с.

131. Проект Россия. 2004. №4 (XII). - С.5-8

132. Прыжов И.Г. История кабаков в России / И.Г. Прыжов- М.: Дружба народов, 1992. -384 с.

133. Пыляев М.И. Старое житие: Замечательные чудаки и оригиналы / М.И. Пыляев. СПб.: Паритет, 2004. - 660 с.

134. Раннев В.Р. Интерьер / В.Р. Раннев. М.: Высшая школа, 1987. - 232 с.

135. Ресторанное Дело. 1911. № 8 СПб.: - С.8-9

136. Ресторанное Дело. 1911. № 10 СПб.:- С.9-11

137. Ресторанное Дело. 1911. № 11 СПб.: - С.8-9

138. Ресторанное Дело. 1912. № 7 СПб.: - С.10-12

139. Ресторанное Дело. 1912. № 10 СПб.: - С.9-11

140. Ресторанный интерьер: идеи и дизайн / под ред. A.C. Пьянкова М.: Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2003. - 168 с.

141. Рыженко В.Н. Новый ресторан в центре города / В.Н. Рыженко // Строительство и архитектура Ленинграда. JL: Лениздат, 1974. №7. - С.20

142. Рябушин A.B. Гуманизм советской архитектуры / A.B. Рябушин М.: Стройиздат, 1986.-376 с.

143. Рябушин A.B. Новые горизонты архитектурного творчества, 19701980-е годы / A.B. Рябушин М.: Стройиздат, 1990. - 327 с.

144. Самарский В.И. Долгая жизнь «Европейской» / В.И. Самарский // Ленинградская панорама. 1987. - № 10. - С.27-29

145. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / М. Вебер (и др.) М.: Политиздат, 1991. - 366 с.

146. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 начала 20 века / Д.В. Сарабьянов. - М.: МГУ, 1993. - 320 с.

147. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы / Д.В. Сарабьянов. М.: Искусство, 1989. - 294 с.

148. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре / Н.И. Смолина. М.: Стройиздат, 1990. - 344 с.

149. Советская архитектура за 50 лет / под. ред М.В. Посохина (и др.). М.: Стройиздат, 1968. - 543 с.

150. Советское декоративное искусство, 1917 1945: очерки / В.П. Толстой ( и др.). - М.: Искусство, 1989.-256 с.

151. Соколина А. Архитектура и антропософия / А. Соколина. М.: 2001 -268 с.

152. Соколов Л.И. Центр города функции, структура, образ / Л.И. Соколов. - М.: Стройиздат, 1992. - 352 с.

153. Справочное пособие к СНиП 2.08.02 -89 // Проектированиепредприятий общественного питания. 2003.-293 с.

154. Степанов A.B. Архитектура и психология: Учебное пособие для вузов / А.В.Степанов, Г.И. Иванова, H.H. Нечаев. М.: Стройиздат, 1993. - 295 с.

155. Степанов A.B. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов / A.B. Степанов. М.: Стройиздат, 1993. - 256 с.

156. Степанов Т.П. Композиционные проблемы синтеза искусств / Г.П. Степанов. Л.: Художник РСФСР, 1984. - 320 с.

157. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины 19 -начала 20 века / Г.Ю. Стернин. М.: Советский художник, 1984. - 296с

158. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже 19 -20 веков / Г.Ю. Стернин. -М.: Искусство, 1970. 293с.

159. Стерноу С.А. Арт Деко / С.А. Стерноу. пер. с англ. - Минск, Белфаксиздатгрупп, 1997.- 128 с.

160. Столица и усадьба. -1914. №23

161. Тасалов В.И. Светоэнергетика искусства / В.И. Тасалов. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2004

162. Тыдман J1.B. Изба, дом, дворец / J1.B. Тыдман М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 336 с.

163. Уварова Е.Д. Как развлекались в российских столицах / Е.Д. Уварова. -СПб.: Алетейя. 2004. 205 с.

164. Уренев В.П. Интерьеры предприятий общественного питания / В.П. Уренев. Киев: Буд1вельник, 1973. 144 с.

165. Фар-Беккер Г. Искусство модерна / Г. Фар-Беккер. пер. нем. - Köln, 2000.-426 с.

166. Фотоальбом: В память открытия московского ресторана «Медведь», СПб.: 1907 (Архивы Российской национальной библиотеки)

167. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм- М.,1990. 384 с.

168. Философия: Энциклопедический словарь / Под. ред. A.A. Ивина М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

169. Федоров В.В. Символическое бытие архитектурных пространств / В.В. Федоров: Монография. Тверь: ТГТУ, 1999. - 104 с.

170. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой / 3. Фрейд. СПб.: Алетейя, 1998. -253 с.

171. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития / К. Фремптон пер с англ. - М.: Стройиздат, 1990. -535 с.

172. Хазанова В.Э. Клубная жизнь и архитектура клуба 1917 -1941 / В.Э. Хазанова. М.: Жираф. 2000. - 160 с.

173. Хан Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: в 2 кн.: Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения / С.О. Хан -Магомедов - М.: Стройиздат, 1996. - 709 с.

174. Хан Магомедов С.О. Семантика предметной среды / С.О. Хан -Магомедов // Декоративное искусство СССР. - 1976. - № 5. -10-12 с.

175. Харрис Н. Густав Климт: жизнь и творчество / Н. Харрис. М.: Спика, 1995.-80 с.

176. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории / М.: СПЦ принт, 2003. 297 с.

177. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование / В.Т. Шимко. М: Архитектура - С, 2004. - 160 с.

178. Щусев А. В. Гостиница «Москва / А. В. Щусев // Строительство Москвы. 1935. - № 17, с. 3—6

179. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко СПб.: Петрополис, 1998.-420 с.

180. Юнг. К Собрание сочинений. Т. 16., Параграф 534

181. ЯргинаЗ.Н. Эстетика города / З.Н. Яргина М.: Стройиздат, 1991. — 366 с.

182. Saarinen Е. The search for form in art and architecture / E. Saarinen. -New York: Dover publications, 1985. 354 c.

183. Colgan, Susan. Restaurant design: Ninety-five spaces that work / New-York: Whitney libr. of design, 1987-255 c.

184. Commercial space: Restaurants / England: Arco Editorial SA, 1996. -159 c.

185. Peel L. An introduction to 20th- century architecture / L. Peel, P. Powell, A. Garrett. New Jersey: Chartwell Books, 1989. - 128c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.