Мистико-философское учение Фаридуддина Аттора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Аземун Мухаммад Аббас

  • Аземун Мухаммад Аббас
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2012, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 171
Аземун Мухаммад Аббас. Мистико-философское учение Фаридуддина Аттора: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 2012. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Аземун Мухаммад Аббас

Введение.

Глава I. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ШЕЙХА АТТОРА

§ 1. Эпоха жизни Фаридуддина Аттора.

§ 2. Жизнь и творческое наследие Аттора.

§ 3. Учение о шариате и хакикате в творчестве Аттора.

Глава II. ЛЮБОВЬ И РАЗУМ

§1. Понятие и смысл любви по Аттору.

§ 2. Смысл разума по Аттору.

ГЛАВА III: ИНТУИЦИЯ, СОЗЕРЦАНИЕ И ЕДИНСТВО БЫТИЯ

§1. Интуиция (кашф) и созерцание (шухуд) с точки зрения

Фаридуддина Аттора.

§2. «Единство бытия» и «единство созерцания» в творчестве Аттора.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мистико-философское учение Фаридуддина Аттора»

Актуальность темы исследования. Динамика жизни современного общества не имеет аналога в истории человечества. Человечеству благодаря использованию своего интеллекта, к XXI в. удалось достичь колоссального научного, технического и технологического прогресса.

Научно-технологический прогресс сократил расстояние не только между континентами, но и между странами, народами, способствовал более глубокому взаимопониманию людей. Человеческий мир за относительно короткое время стало глобальным и единым. Сейчас уже всякое событие в одной части планеты дает моментальный резонанс в другой. Это показывает насколько огромны ресурсы человеческого разума не только для материального благополучия, но и для духовного единства человека. Вместе с тем игнорирование человеком в своей деятельности «универсального и созерцательного разума» («акли кулли ва шухуди») весьма снизило в нем уровень духовности, нравственности и гуманности. Угрожающую бездуховность во многом можно объяснить тем, что «инструментальный разум» («акли абзор,)» человека ориентирован на материальное начало и служит технологическому прогрессу. При этом духовным аспектам развития общества уделяется второстепенное значение. Для изменения сложившей ситуации к лучшему и возрождения вечных нравственных ценностей необходимо обратиться к богатому литературно-философскому наследию. По мнению автора диссертации, обращение к духовной и интеллектуальной жизни иранских народов, внесших огромный вклад в сокровищницу культурных ценностей человечества, поможет современному человеку понять свой внутренний мир и смотреть на внешний мир другими глазами.

Глубокое изучение эзотерических, мистических идей Фаридуддина Аттора Нишапури, направлено именно на то, чтобы, используя его богатейшее духовное наследие, сделать эти идеи достоянием современных поколений. Мировоззрение Аттора и современная жизнь представляют собой яркий контраст между объективностью и субъективностью (айният ва зехният). Исходя из вышеизложенного, актуальность данного исследования можно обосновать следующими обстоятельствами:

1) обращение к прошлому духовному началу является одним из путей спасения современного человека от духовных кризисов. Иначе говоря, прогрессивный человек, обладающий идейным базисом (зербано), может на его основе создавать прочные интеллектуальные надстройки;

2) знакомство с творчеством представителей тех или иных исторических эпох играет весьма значительную роль. В данном случае духовное наследие Аттора во взаимообогащении различных культур имеет важное значение;

3) в процессе духовного воспитания нынешнего поколения вместо сложных дефиниций целесообразнее использовать понятия более простые, но «вдохновляющие». Аттор смог очень изящно и искусно соединить глубокие религиозные постулаты со многими человеческими знаниями, применяя их в притчах и рассказах;

4) мистицизм Аттора учит человека душевному спокойствию и равновесию,, а это то, в чем очень нуждается современный, часто подавленный и растерянный человек;

5) мистицизм Аттора имеет цель проявить миру сокрытые и сакральные ценности человеческого бытия, исследуя которых человек может постичь сущность «самопознания» («худшинос»), и Аттор, ведя путника поэтапно по этому пути, знакомит его со всеми путями духовного совершенствования, показывает ему его сущность.

Таким образом, актуальность темы предлагаемого исследования, в первую очередь, подтверждается духовным состоянием современного общества, которое оказалось сейчас в глубоком нравственном и идейном кризисе.

Нам представляется, что выход современного общества из подобного сложного нравственного кризиса является, безусловно, непростым, не одновременным, а долгим процессом, он не происходит в одночасье.

Духовное или моральное обновление общества обычно сопровождается социально-экономическими и политическими изменениями, они по существу суть комплексный общественно-культурный процесс. Очень важно, чтобы это обновление с начало происходило в умах представителей интеллигенции и способствовало переоценке ценностей в умах простых людей, препятствовало распространению потребительного отношения ко всем благам жизни, к природе, а находило баланс между материальным благополучием и духовным прогрессом человечества.

Наследие Фаридуддина Аттора и других представителей суфизма является, конечно, не панацея от всех социальных бед, но оно как важный компонент социального капитала может служить духовным толчком для такого обновления. Наследие Аттора и других суфиев воодушевляет нас в понимании того, что духовный прогресс человечества возможен, если к этому приложит усилие каждого отдельного человека.

Степень разработанности темы. Фаридуддин Аттор является одним из самых плодотворных представителей персидско-таджикского суфизма, который оставил после себя огромное наследие. Не случайно, что иногда число его произведений сравнивают с числом сур священного Корана. Творчество Аттора привлекало внимание ученых еще при его жизни, но и по прошествии многих веков его богатое наследие не потеряло своей актуальности.

Исследованию и изучению творческого наследия Фаридуддина Аттора уделяется особенно большое внимание в современном Иране. Об этом свидетельствует, в частности тот факт, что в этой стране многократно изданы труды мыслителя, а анализу его мировоззрения посвящены исследования многих ученых.

Большую ценность в изучении творчества Аттора имеют работы известного иранского исследователя Сайда Нафиси. Особого внимания заслуживают две его книги: «Джустуджу дар ахвол ва осори Фаридуддин

Аттор»1 («Поиски в жизни и творчестве Фаридиддина Аттора») и «Зиндагиномаи шайх Фаридуддин Аттори Нишопури» («Биография шейха Фаридиддина Аттора Нишапури»). В этих произведениях впервые критически анализируются сведения, из антологий о жизни и творчестве мыслителя. В результате подробного изучения произведений Аттора и литературных источников, Нафиси пришел к выводу, что ряд произведений, которых относят к Аттору, на самом деле не принадлежат перу нишапурского мудреца. Нафиси удалось при помощи убедительных аргументов доказать, что в истории персидской литературы и мысли существовали лже-Атторы, которых авторы антологий ошибочно принимали за Фаридуддина Аттора.

Что касается мировоззрения, то Сайд Нафиси считает Аттора последователем теории единства бытия, согласно которой мир бытия является тождеством Бога (олам Айни Худо), а Бог - тождеством мира бытия. Отрицая позицию Сайда Нафиси диссертант приходит к выводу, что, на самом деле для Аттора мир бытия является проявлением сияния красоты Бога (таджаллии партави хусни Худо) и это не есть тождества в прямом смысле слова. Мистическая любовь у Аттора выражается восходящей линией в сторону исходного пункта созерцания. Единство, о котором идет речь в творчестве Аттора, предполагает самопознание и «утопление» в сущность Бога (истигрок дар зоти ИллоИ,), а не соединение с ним. Однако, если рассматриваемое Аттором единство бытия (вахдати вуджуд) является однокоренным со словами «ваджд» - «видждон», используемыми в значении «находить», то «двойственность» между познающим (мудрик) и познаваемым (мудрок) исчезает и возникает единство бытия (пантеизм).

Другой видный иранский ученый Бадеуззамон Фурузонфар также предпринял попытку на основе средневековых источников восстановить жизненный путь Фаридуддина Аттора и дать общую характеристику

1 Нафиси, Сайд. Джустуджу дар ахвол ва осори Фаридуддин Аттор. Тегеран, Икбол, 1320.

2 Нафиси, Аттор. Зиндагиномаи шайх Фаридудин Аттори Нишобури. Техрон, 1384. 6 творческого наследия мыслителя. В своей монографии «Шархи ахвол ва накду тахлили осори Фаридуддин Мухаммад Аттори Нишобури»1 («Жизнеописание и критический анализ творчества Фаридидцина Аттора») он солидарен с мнением Нафиси о существовании лже-Атторов. В монографии особое внимание уделено мистическим, литературным, философским, религиозным и другим аспектам учения мыслителя. Фурузонфар также и рассматривает вопрос об отношении Аттора к философии в том варианте, которая была представлена в средние века. Основную причину осуждения философии мыслителем он видит в том, что преследования, убийства, заточение в тюрьмах таких свободомыслящих представителей суфизма, как Мансур Халладж, Айнал-Кузот, Сухраварди и другие, возможно, послужили поводом для того, чтобы Аттор, ради спасения своей жизни и репутации, не стал заниматься философией и критически относился к ней. На самом же деле все творчество Аттора является своего рода «философией самопознания» («фалсафа ва Иикмати худшинос,»), и направлено против единичного разума (aqли Сузь,), который вводит в заблуждение человека и не приводит его к желаемой цели, а не против всеобщего разума (арли кулл,) и высшей философии (фалсафаи ол,), которая считается лучшей из всех наук. Поскольку Аттор не был скован наукой, то благодаря своей дальновидности ему удалось подарить людям «целебное вино любви и миротворное противоядие самопознания».

Из исследований других иранских ученых, посвященных изучению наследия Фаридуддина Аттора, также следует отметить также работы Абдулхусейна Зарринкуба1 и Ризо Ашрафзода. Эти авторы высказывают

1 Фурузонфар Бадеъуззамон. Шархи ахвол ва нукд ва тахлили осори Фаридуддин Аттори Нишобури. Техрон, 1340.

1 Зарринкуб Абдулхусейн. Пала пала то мулокоти Худо. (По ступеньям общения с Богом). Техрон, 1373; Его же: Бо корвони хула (С караванном хулле). Техрон, 1374; Его же: Чустучу дар тасаввуфи Эрон. (В поисках иранского суфизма). Техрон, 1369. ценные суждения об отдельных сторонах учения Аттора, в частности по проблемам «единства бытия», «божественной любви» и др.1

Наряду с работами иранских исследователей можно также отметить книгу египетского ученого Абдулвахоба Азома «Ат-тасаввуф ва Фаридудцин Аттор»,2 где на основе обширных источников исследуется история возникновения суфизма, а затем излагается жизнь и творчество Аттора. Но, к сожалению, при анализе суфийского учения Аттора, автор, как и большинства исследователей, опирается на те книги, которые были ошибочно приписаны Аттору.

В Европе интерес к творческому наследию Аттора возник со второй половины XIX в., о чем свидетельствует издание критического текста главной поэмы мыслителя «Мантик-ут-тайра» («Язык птиц») французским ученым Герсеном де-Тасси в 1857 г. В дальнейшем на творчество Аттора обратили свое внимание такие известные востоковеды, как Э.Браун, X. Эте, X. Риттер и др.

В России впервые краткая характеристика жизни и творчества Фаридуддина Аттора была дана в книге А.Крымского.

В СССР творчеству Фаридуддина Аттора были посвящены солидные работы Е.Э.Бертельса,4 А.М.Богоутдинова5 и А.Мухаммедходжаева.7 Е.Э Бертельс в своих многочисленных работах высоко оценивает вклад Аттора в историю философии и общественной мысли иранских народов. Большую ценность в связи с этим имеет его труд «Навои и Аттор» где он рассматривает их литературные и философские взгляды в сравнительном аспекте, показывает их вклад в разработке суфийской терминологии и взгляд на мир. Таджикский советский историк философии А.М.Богоутдинов в

1 Ашрафзода Ризо. Аттор ва дигарон. Машхад, 1382. Его же: 1) Тачаллии рамзу ривоят дар шеъри Аттор. (Отражение, категории и предание в стихах Аттора). Техрон, 1373; Его же: Оби оташафруз. (Зажигающая вода). Техрон, 1358; Его же: Оташи обсуз. (Огонь обжигающий воду). Машхад, 1384; Его же: Шархи гузидаи Мантик-ут-тайр, ё макомоти туюр. Мешхед. 1374.

2 Абдувахоб Азом. Аттасаввуф ва Фар иду дин Аттор. Кохира, 1945.

3 Крымский А. История Персии, ее литературы и дервишской теософии. -М, 1912.

4 Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература, М.,1965.

5 Багаутдинов, A.M. Очерки по истории таджикской философии. Сталинабад, 1961.

7 Мухаммедходжаев Ахмаджон. Мировоззрение Фаридуддина Аттора. Душанбе, 1974. 8 книге «Очерки по истории таджикской философии» особое внимание обращает на пантеическое учение Аттора.

Среди работ советского периода, посвященных жизни и наследию Фаридуддина Аттора, особого внимания заслуживает монография таджикского исследователя А.Мухаммедходжаева «Мировоззрение Фаридуддина Аттора», где внимание преимущественно уделяется выяснению позиции Аттора по ключевым проблемам средневековой философии в целом и суфизма в частности: проблеме бога и природы, суфийской гнесологии, отношению суфизма к другим философским течениям. В данной монографии анализируются общественно-политические и этические взгляды Аттора, определены достоинства и недостатки его учения. А.Мухаммедходжаев также предпринял попытку на основе обширных источников описать жизненный путь Фаридуддина Аттора, в его работе даются также комментарии к основным произведениям мыслителя. Исследования А.Мухаммадходжаева об Атторе представляют собой первый системный анализ его многогранного творчества.

Однако, мы считаем, что при всей значимости исследований, посвященных учению Аттора, многие аспекты наследия мыслителя, такие как анализ понятий «любовь» и «разум», «интуиция» и «созерцание», а также «соотношение», «единство бытия» и «единство созерцание» в учении Аттора остаются неизученными и требуют более глубокого и пристального внимания как отечественных, так и зарубежных ученых.

Одним из таких важных аспектов является современная интерпретация суфийской доктрины Аттора, критический анализ его мистицизма и возможного ее вклада в разрешении или смягчении духовного и морального кризиса современного общества как на Западе, так и на Востоке.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является критический анализ мистицизма Аттора на основе его произведений, Исходя из этого, автором ставятся и решаются следующие задачи: проанализировать социально-политические условия эпохи Фаридуддина Аттора с привлечением новых источников;

- дать наиболее полную картину жизни Аттора и характеризовать аутентичность произведений и учение мыслителя исходя из его биографических данных;

- обратить внимание на динамичный мистицизм («ирфони пуё») Аттора, вселяющий в душу человека голос природы;

- реконструировать систему этических идей Аттора, способствующие развитию духовного величия человека и вступлению его на путь искренности внутренней и внешней согласованности с собой с внешним миром и с Богом;

- восстанавливать общий контур мистико-философских воззрений Аттора и их соотношение с нормами шариата;

- раскрыть сущность концепции Фаридуддина Аттора о божественной любви и его имплементацию для совершенности;

- раскрыть философско-мистические идеи Аттора о совершенствовании личности, способствующие познанию человеком своей сущности.

Научная новизна работы. В диссертации всесторонне исследуются жизнь, научное наследие и учение Фаридуддина Аттора. Новизна работы состоит в том, что в ней:

- обосновывается идея о том, что учение Аттора о бытии, познании, а также его социально-политические воззрения представляла и представляет большую значимость в развитии свободомыслия как в прошлом, так и для современного общества;

- исходя из актуальности идеи единство мира и человеческой цивилизации в современном мире проанализировано соотношение единства бытия и единства созерцания и доказано, что обе эти идеи имеют место в философско - мистической концепции мыслителя, хотя часто идея единства бытия превалирует над идеей единства созерцания;

- доказывается, что основу гносеологии Аттора составляет мистическая форма познания в виде любви, основанная на боли и познавательной роли сердца;

- показано, что Аттор в своем учении признает единство трех основных ступеней суфизма в познании Бога, т.е. шариата, тариката и хакиката, и этим мыслитель хотел расширить горизонты человеческого познания и одновременно примирить суфизм с богословием;

- доказано, что учение Фаридуддина Аттора о познании Бога построено на отрицании узкой интерпретации рационального мышления и в целом направлено на постижение Истины путем интуиции озарения и экстаза;

- предпринята попытка критического анализа мистического аспекта проблемы самопознания («худшиносТ») человека на примере учения Аттора и важности современной интерпретации этой концепции.

Основные положения диссертации, вносимые на защиту:

1. Исходным пунктом всех произведений Аттора является «интуитивное познание» («илми шухуди»), он не может представить философское мышление без мистического духовного совершенствования. По его мнению, посредством разума и рассудка невозможно достичь практического результата в познании Бога. Обладание эзотерическими знаниями, их соединенные с человеческой этикой и есть путь к духовному совершенствованию

2. В основе этики Аттора лежит знание. Он по достоинству оценивает возможности различных форм познания исходя из доступного для его эпохи уровни знания в том числе рационального познания в его средневековой интерпретации. Но для Аттора, самым высшим познанием, которое достигается посредством души мистика, считается «интуитивное познание» («маърифати шухуди»).

3. По мнению мыслителя, достижение самых важных истин возможно только посредством любви - это один из самых страстных способов и человеческого ощущения, которое осуществляется посредством сердца (калб), откуда и исходят свет и любовь. Философско-мистические воззрения Аттора являются той начертанной линией познания бытия, которая искусно связывает природу со сверхприродой, землю с небом, ограниченного человека с неограниченным бытием на многосторонней основе. Универсальность концепции любви, её актуальность для современного мира, где насилие, терроризм диктуют свои условия не вызывает никакого спора. Тексты произведения Аттора говорят не о столкновении цивилизации, а о диалоге, об их гармонической единстве.

4. Мистицизм Аттора начинается с «самопознания» («худшиноси») и продвигается вперед посредством шариата, тариката и хакиката в сторону познания Бога («худошиноси»). Его мистицизм - это путь внутреннего странствия с целью достижения желаемой цели в собственной душе, интеграции мира и Бога в себе.

5. Мистицизм Аттора имеет цель выявить скрытые ценности человеческой натуры, и познаются эти ценности через боль и страдания, что не всегда по достоинству оценивается современной цивилизацией.

Теоретической и методологической основой работы послужили принципы историко-философского и историко-культурного исследования, среди которых особенно важное значение имеют диалектический метод (всеобщая связь явлений) историзм, логический и сравнительный анализ и объективность в освещении проблем с общечеловеческой позиции.

Практическое значение работы состоит в том, что она дает цельное представление о философско-мистическом учении Фаридуддина Аттора и способствует новому восприятию его учения современниками. Основные положения и выводы диссертации, а также проанализированные материалы могут быть использованы при изучении историко-философской мысли народов Ближнего и Среднего Востока и при чтении лекций по истории суфизма.

Источники исследования. Главными источниками исследования послужили неоспоримые произведения Аттора - «Мантик-ут-тайр», «Асрарнаме», «Илахиноме», «Мусибатнаме», «Мухтарнаме», «Диван Аттора» и прозаическое произведение «Тазкират-ул-авлиё». В диссертации также использованы труды Саади, Хафиза, Джалолуддина Руми, Ибн Сины, Джами и др.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором в его публикациях, посвященных жизни и творчеству Фаридуддина Аттора, а также в выступлениях на конференциях, проводимых ежегодно в апреле в Нишапуре в честь Аттора, и в лекциях для студентов в Политехническом университете им. Хумейни (г.Сабзвор). Работа была обсуждена на заседании Отдела истории философии Института философии, политологии и права им.А.М.Богоутдинова АН РТ (Протокол № 3 от 18 января 2011 г. ) и рекомендована к защите.

Объем и структура диссертации подчинены ее общей задаче. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Аземун Мухаммад Аббас

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя мистицизм Шейха Аттора Нишапури можно сказать следующее:

1. Аттор стоит на такой вершине мистической мысли, откуда он посредством общих понятий и интеллектуального мышления лучше познает свой внутренний и внешний мир, где истины в лишены временного и пространственного свойства.

2. По Аттору разум неспособен постичь Бога, потому что сам разум является частицей бесконечного бытия, а часть не может проникать в общее. И хорош тот разум, который способен озарить человека светом Всевышнего и установить связь с духом человека, чтобы стать частью его сущности. В таком случае степень человека больше возвеличивается, а это и есть цель Аттора. Причиной конфликта Аттора с философией заключается в его неудовлетворенности знанием. Он считал, что философия станет преградой на пути человека, в процессе богопознания.

3. Учение Аттора приобретает большое значение при воспитании подрастающего поколения, которое склонено к современной науке побуждающей к удовлетворению материальных потребностей. При изучении мистицизма Аттора человек шаг за шагом приобретает желание увидеть себя духовным и узнать свои духовные потребности. Принимая во внимание тот факт, что всякая внешность имеет в себе внутреннее содержание, человек, приобщаясь к внутреннему миру лучше познает свои потребности. Когда человек видит себя несовершенным, то он движется в сторону нужды. А когда человек чувствует себя духовным, то уясняет, что его должна удовлетврять очень малая потребность, к этому он стремится. Подобно тому, как жаждущий идет в сторону воды. Все творчество Аттора - подтверждает, что он полон движения от несовершенства к совершенству.

4. Мистицизм Аттора- это мистицизм свободы и непринужденности человека, его полета на бескрайные просторы. Мистический свет Аттора озаряет подобно падающей звезде души талантливых людей и изгоняет из

154 них чувство самомнения и самонадеянности, открывает путь к будущему. Аттор, благодаря особому внутреннему движению и пользе, извлеченной из наук своей эпохи, смог создать ищущий и подвижный мистицизм, который не похож на «статичный суфизм» («суфизми исто»), мистицизм, погружающий путника в свой высокий и страдающий дух, призывающий человека освободиться от плена своих чувств. Мистицизм Аттора - это интеллектуальная реакция на господстве такой культуры, которая в протяжении веков наводила страх смерти на все интеллектуальные школы, стерженном её является «линия сопротивления» («хати муковимат»). Аттор не произносит слов о том, что «мы после смерти постигнем Бога», ибо в конце его исканий, нет ничего кроме самого человека. Повествуя о тридцати птицах, в нашедших после изнурительного путешествия своего «Симурга», лежит идея самопознания («худшиности»). Ибо перед смертью Бог находится ближе всего к самому человеку, чем его артерия. Такое самопознание свойственное Аттору, заканчивается познанием Бога. Мистицизм Аттора вольно и не произвольно уходит корнями к доисламской иранской культуре. Все главные понятия, такие как «свет», «зеркало», «солнце», встречающиеся в заключении поэмы «Мантик-ут-тайр» имеют мифические арийские значения. Аттор также, как и многие мистики, является символом динамичных духов, находящихся в летящем состоянии между землёй и небом. Чувства боли и страдания являются их отличительными признаками от людей. Также как он сам считает «боль» признаком отличающим человека от ангелов.

В практическом мистицизме Аттора эти эстетические воззрения сконструированы с большим искусством, и их духовное изящество устанавливает связь между людми. В теории прекрасного Аттор не разделяет красоты рациональных утопий (« зебоихои ормонхои маъкул») от ощущаемых красот («зебоихои махсус»), а имеет в виду взаимозависимость и единство бытия и психики человека («вахдати хасту равон»).

Подытоживая мистическую философию Аттора можно заключать, что всякий, познающий себя, имеет чувство собственного достоинства, что делает его способным так же познавать Бога. Практический мистицизм Аттора существует параллельно с теоретическим мистицизмом, и по его мнению, воссоединение с истиной посредством «тариката» и «хакиката» представляется возможным. В этом отношении он считает на это способным каждого и полагает, что всякий, кто опьянно миром мистицизма, будет править миром. Мистицизм Аттора - это не комментирующий мистицизм («тафсир»), а мистицизм изменения («тагийр»), то есть, Аттор считает, что человек должен изменить себя не только на слова. Этот мир для таких видающихся личностей как Аттор тесен и именно это теснота стала причиной того что он прибегал к помощи символов и тайн.

5.Творчество Аттора отчетливо характеризует непринужденное независимое состояние поэта. Очевидно, что он является свободомыслящим, великодушной личностью и человеком, далеким от плотских желаний. Встав на путь искренности, для него нет другой цели кроме созерцания лика Всевышнего. Аттор никогда не проявлял подобострастья правителям своего времени и сам никогда не стремился к власти. В основном мучительный вздох, боль и страдание в стиле его изложения связаны с пребыванием в состоянии «разлуки с другом».

6. Аттор не опирается на знание, напротив сущностью его деятельности является практика, и даже свою стихотворческий дар считает идолом («бут»). По его мнению, знание само является следствием и продуктом практики («амал»), то есть, для достижения мистического познания человеку необходимо преодолеть определенные ступени духовного совершенствования. Поэтому частичный разум, наедине подвергается критики с его стороны, и он считает его преградой на пути к достижению цели. Для Аттора способности рассудка и философские размышления являются нецелесообразными без мистического опыта («сайру сулук»). Он считает, что разумом невозможно добиться достоверного результата в

156 практическом мистицизме и называет его навязчивым («фузули»). Аттор верит в истиность потустороннего мира и в реальность единства этой истины. Для него это истина имеет внешность и проявление и множество проявляется в этой внешности. Истина, о которой говорит Аттор, имеет также внутреннюю сторону, в которой сущая истина («хакикати махз») со своим совершенным единством («вахдати комил») чиста от всякого раскола и множества. Мыслитель считает, что между сущностью Бога и множественными проявлениями вселенной существует некая связь, о количестве и качестве («каму кайф») которой разум не осведомлен. Он верит в подлинность созерцательной связи («иртиботи шухуди») между человеком и истиной. Аттор не был «привязанным» к науке («донишмехвар») и хотел увидеть, пределы знания и верил, что свет человеческой мысли, прежде чем выйти наружу, должен странствовать внутри самого человека, чтобы с верой в одну единственную истину, являющуюся целью воссоединения с ней каждого мистика, выявить сперва способности своего организма. В практике он также не исключал аскетизм и усердие («риёзат ва мучохида»).

7. Аттор рассматривает любовь, как главный элемент своей жизни и философии. По его мнению, разум является новичком, изучающим азбуку у любви («панчаи акл аст абчадхони ишк.»). Любовь с точки зрения Аттора, берет свое начало из чувства боли и разлуки. Мыслитель обращает внимание опрометчивого человека к его внутреннему миру. Различие между человеком и ангелами он видит в «боли» («дард»), то есть в той движущей силе духа, которая ведет человека к истине. Аттор считает «земную любовь» («ишки мачози») мостом для достижения настоящей любви («ишки хакики»), а в своем творчестве старается освободить сущность человека от его «Я» («худиятро» аз «маният»), обогатить ее божественной любовью и запретить тем самым душу от сатанинской страсти. Лаконичность рассказов Аттора-это быстрый путь к намеченной цели.

9. Аттор на пути тариката считает необходимым наличия наставника и проводника, наряду с шариатом, являющимся, по его мнению, светильником на пути.

10. Аттору - «влюбленному путнику» («мачзуби солик»), странствующему в семикратной долине, Бог своей милостью зажег в душе искру в качестве духовной пищи и такая милость выпадает лишь на долю избранных, знающих язык птиц («илламно мантик-ут-тайр - нас научили языку пернатых «Коран, сура 27, аят-15»).

11. Изучая творчество Аттора можно делать такой вывод, что духовное деяние внутреннего сознания людей неразрывно связано с очищением души и милостью Всевышнего Бога. Аттор считает человеческие ценности основой формировании личности («худсози»). Эти ценности являются творением святых («авлиё») людей, суть которых одна - «человечность» («инсоният»).

12. Войдя в мир Аттора на самом деле, человек отрекается от всего постороннего и без всяких зависимостей обращает свое внимание на свой внутренний мир и человеческую сущность. Аттор попытается объединить философское знание, удел которого изучение высшего мира, с мистическим знанием, которое проявляет интерес к внутреннему миру. И на самом деле познание мистицизма Аттора Нишапури может служить сохранению культурных ценностей и оказать сопротивление экспансии чужих культур. Высокий человеческий нрав состоит из красот, в котором сознательный человек создал прекрасную среду для познания, что нашло свое отражение в творчестве Аттора. Поскольку он никогда не стремился к власти и был всегда среди народа, то обычные люди в его творчестве занимают особое место. Не дворцовые люди, а ремесленники, земледельцы и крестьяне имеют живое и теплое присутствие во многих его рассказах и притчах. По этой причине его творчество является сокровищницей народной культуры. Во многих случаях он в своих произведениях отражает протест народной массы, иногда говорит о том, как люди, ставшие пленниками своих страстей, причиняют страдание друг другу, а иногда поднимет голос против правителей, угнетающих людей. Аттор в своих вдохновляющих и чувственных газеллях проникает во все слои общества и дает уроки назидания. Жизнь великих людей бывает таковой, что каждый человек познает их по мере своего восприятия и таланта и смотрит на них особым взглядом. В противном случае, книга их жизни закрылась бы раньше, чем мы стали бы думать о них. Но благодаря этому свету, которым они озарили сердца людей, их творения постоянно будут пользоваться уважением и книга их жизни на века останет открытой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Аземун Мухаммад Аббас, 2012 год

1. Р 1> J3 < 1 I J J О 3 р I J )с — I I I < I (21337 I Схм\—3 I 1> C5J ^ааг

2. JJ < ¿}—)J-S c5JLд Л—¡Ьо < J I I < (3

3. Э з О I J I п1л—11 < 1дЬ ,5 I « 1» <*« Л5«о^>902 < 1386 < I

4. У^ Ь I I О 4-<Ы-)—Э уш I < с5 JUj I (4244'(3 I о <3 I J 1и11>1 < J^ I—• с.• Iр «31 J !»> 1 ') I , и-о!^ I (3 13>с <)и»>> < <3 Ц^ I (513684л>*и> <>!> .н ' * * «

5. J О о 3 — (Зу-ии^^-Ь О 6 1—1. ) 3 ^л-Х-й I JJ I (61374 -4од.^712«

6. ОЧ ц Д^ ¿)-и>-5>-Л-*> 4 1 (751—£) (3 9 I . з 4о Л5л I) < J II < ¿ьи^ Iо о . 1—3 «(-¡¡-оЫ-и)!о 1з < «Iо I—л<а3 I о < у-Ье ^ < I—*о—!' (8и о189. 1331< лI1.!»1 ^ 1 J »I < и<-*-л

7. О Iях!я5 з 3« 5о« < J}J^■ I I 5; I I 1> «1366 ( 1 2. < и ' ' 0 ^ ^ ^ ' J I ~у3' «^ ^ ^ IJL5 о14785 цо < 1372 < и I о I—з I ^ о!> < йLлiLJ>■ I1.(*1. Л11 «■ < 1 5 з (3 I« . о. з < лТц! I (151367 <

8. МуБ^аэт апс^ 0^1 бч-М о1—О

9. Philosophy, W.T.Stace, Macmillan. London, 1973

10. I j LiLLi I < j j c^lJ I I « Lo jjLS o < o o I j <J I19208 < 1358, 8*20-¿'-a < j<Jo Luj I o I j Li)Jj I <j T j9 Jo ILJ I Ol J jJLo J> j -Li" jJ « olc I j < I ^ i„o I (21

11. O I j I 1*11il < L5JJujl> L2>JODLC J > »i JLS 3 J-*1 juijLJ IitocLÖ732j I < 351yo< 2Jjl>< 1383« a

12. O I J LuÜjl c (J 0 J j « ij I J \ > i *i I a * ^ i I ß o.n I (22138, 1352, 5St p.1. JwUJ)j I -L0J I JL1) « O LIL-£ < « (j j J I—jJ I (23

13. Jiil3 (j l Ii I Hi <oJLäfl 1J< (j Jj-5-JLuO J—j ¡jjsya172 «1382, 1 xj^4 j>ä ö I j LiLLJ I < tsjLjLLiil) Lc I Oj I j j < ¿jj ! «ül I aic < (j j l «-iL I (261. SLuO 555. 1355 (tJ

14. J-jL^i ( j LLo-J I—i—91 ) j ^J-Li j-jQ JLo IJ < 1/-9J L*-J I 0 I j < -Ül I I < < (i J LuOj I (271353 < 1 £ < v ^ i11 öux-s—j 01LJ L> 01 j I »1151 < £-jj j 1 0 1 j—0

15. J «LÍAJÍ> I < LX-S ¿-A-oL?- ti <LÍ"J3 . . . j (¿ LJLÍl) I Jl?t—iiO 131 j i < 16yo < 1387 « o i34139931,31800, 1377 < 1s<-Üo jj-^—La j9 d „1 '1 j л

16. ОI j LiJ31 < jLj ^—o «(> ^ j^j j (9j Le — о I < ^i I (46s*-Ju¿> 280 < 1352 «ú'j-f5« <yo^Lu)i

17. J <-u> JLa J 0 J-äx ulJ jLo < «Ш I < CSJо T (5 о I 9> (51

18. U. а., л 256 1386 « 2K < pi < «■ I j-u) I О I j I " ' I < i > J)

19. Lo262 < 1360« 1 g < j i < LfiL-L» j3 «U^j-J < j j—J I t ') JJ IJ — I wLic I < if j I »> t j p£ L- (57

20. J-oljS jLSj J < (j j j>1.д>.1,.) «LJLXL> (y~M>j> I JaSла^1375'410 < 1 « ¿i 4iT y-s-x-Li L¿j

21. I j^J i ^-oü^c О I j LL¡51 < IJ j I j aLeo^1373'300j—ljjlí ^ "> < j—5.c j l Ljj « ¿j—j J11 pjí < ti j ' j (661352,•Leí j3 o LSLJ « 1 .ñ i 1-u) J 0 J—li 0 LSJLI—) I J < OlJ>- I *> »IJ I loe < Lój JAá ( JjbjS jJü I J (67132, 108ся< 1385 , 1 д < J.rf ni л

22. ОI j LÍLLJI , ^"áJüLuil J—J ILe yJLc < ^JLLJLÜJ (68ot—<Ü¿ 1380'304< 1 ^ Í p§< 2)L¿LJ S ' Ú ' J-& ' ■"' ? ^ О I j Liü—5I < i^—j I jjjl> übaSL> — pjb LA < (691380'718 , 2

23. O I j Lu» .1j I < (j j L.sua ¿y¿-> ti «L£"jJ < p9Lc ¿—¿J '« J—¿ i^—¿ ' J-"1 J J ("70л 961 < 132(^3 < 1378 t 7g < j i « jj-л iol—Jjj (>ü p>JLo < (j L> (J Ij j О с О jojLe ( j—>J (712^< tSJ-^JI y-JUl úi-í Ol jLLLJI I—j j I—iï j ¿ ojLÍ ¿ ju^ 1377'978

24. О I Jî) j j I < ú^uJljÍ- I Jic jL£ О с o j j j (72

25. SUP31 6 < 9yû < 1 353 < 3 ¡ç < (j I J^J < I О I j I " ' I « J^Oо Lu) Ji j L> ¿j—j I Ja£ < ISLaJ I J j I "i < yj Inc JLS 0 < i) I) j j (731373 « 1- < 1>r-aLc Ol jULLJI < <JJJ>J¡O Jjjju J

26. I J> Ol9"Яо I—3 «ULJ <ULJ < цьuni-I -L-ic < i)ó-Jjj (741373'394 < ^-íJLc o i j Liu;il «ú'j-^4 ts j' ° v—^ >j о j Ijj ^

27. О I j I A 1 11 < j I J-jj ^ I CxjyS^x (jJ -JII < ' I ¿ « (904J*l¿> 454j i < 1367« ú1^ o LLiuJi Ji j—j Lft < О ILLA.<i 4c < (j—J J11 о I ¿ < (i 0 j j j j (911370<4rU^j9 ö I—дгj I Ь л j L »,i.J I p J-L-c o Lliui j jj < j I j^j <

28. A) L^i LJ L^- < l> i j I dud I (j Lu) I J—> — j L> с ti J J-SL-Ц) (981996 4 .t-Lûi j о j ^ £i i 1 g < J—j 3-i—J o I j Lälj—51 < jLi I j j .a I < j I o o LxJLÍ < (i j>j<j ydi^ (99367 iy3 с fx^j i) L> « 1362 < i

29. О I J LâjJi') I < 0 J—i. I yiíJ Li ~ «Ül I J J3 j^j^b I9 < (J jLa)1001354'513 < «L-J^^LjI ^JJ-LJULÍ10132(/з ( Xff" I (jJ J—! I j ^м^Л-С

30. J) « Jll. ■) I 0 4 ' "' J yi)> I 0 ( j) J JJ « <J J IIJ £ (102328j i < 194(уз< 1376, Is.'û'j-^* ij—3 < <jj Ijj ^ »'jJJ

31. О IRl I lo a 3 vj Lut—j I p 9LC л I К *i a j J и j I U e j Ijj j 0-ЛХиэ 704« 1373 <1^ j I < .^jJL-La Ji

32. JjLc<«Üll I J^-LulJJMJJ 0 Jo ¿ул-^JlC (lirJjJ> (>rJ I J (111

33. О I j LAJ5 l < i9 l jui ^ I <J j I < ¿b-JJI I jya—> I J-> < ^^ J-^ (1161 361 '169 í <S

34. I5 J i j « 4o I) j I I < J J11 ■ i j j i < j I be (12664 ^a 1 383 с (j I j¿¡ < <3 j I j ^Л) j J—¿-i LLÍ < ism> Llc1. < 4o I5 j I jid I < 4o Ij J I j < 4—0 Ii I < (jj JI I J> J < j I be (127

35. J 4¿lj Jj I s>§LLaj9 tS АииХм) j)о < J Ii9 I .)tgijJ (j 4oJJLo

36. JJ Ij J JJ J Jj-X—iL^ Ь II.) IlC < y—j Li® j (132а.л390 « 1367 « ù 1 J-^J 4 xo!¡Lo ^ I I j I J О I j mi I í (Jj^aJ)jl I о LSLLo <J?j—5—iIl-olüó j j i JjJ piо I < (j, I jc (133

37. Aj>.i,n 77 с j I с j LA-.Üi I j^^-o Lf-O) Oui < 0 I ji I i ^ -U^j—J <

38. O 0 LsjJ tS L-X-ОЛ i < (J I j¿ JLo^i

39. J Lu) < (j 0 j—Я—u) ¿j LLuL-í j-c О I j l ">j I « «do ¿ IД—jLe « Ja LkúA-1 « ¡k, ¡ I6044 tS>-°-3

40. J j Lio ^ j-û) < цд j <n ') ¿J.j<¿>jJ! I j wLlO « (s j > ') 3j (147

41. J11 JLí « JJÜJ (jj диы ¿t I «úl I JLLJ (1584—0 JJLo ( J¡jJ- I I .ll»u.) I (J I J L^- < J Jt Ij I < o Lí I ilt I j I A 1t1 < L¿j Ja£ о I ö i I » "ij199. 1366 <1s<

42. J^L> y-Jj-k-lc Jt J-I-J 4! I¡Lo < jL>J<M í <JI 4>l (159y-u) l.L¿i J j> < j I be (jJ J11 Jjjij ^—Ùj ¿t J11

43. CtjLÎLLJI « j Uslc L3 jc «LÍn)Jtl ^jj-j « ts-bouí (1604?tLo 1368*295 <1 ^ < Q i j^j « ut.) j i y-JLÍJ—tj ^jJj < ^ LLC 4! j J) l fr^Lc < pJólí< (j (161t5 jjljí p i «> й j p 1.¿.a (jj—5 <-ij Le j p > *v-?- ¿JjLut j 4-Íl) jJ I <

44. I j-^3 < j^'íLj I i Lij I 3 &-La j-j O j I j j dt I j 1 »> "tti j o L> ¿Io j Ljíi <s>1381'372 <1^<o L> (j Io j LuJ ( y—} I9 Jc ^mX-P j 0 (iJJ-^ Ifi—t 4oJj> < pJó Lí < (J (1 624pt¡L¿5 1381*288 < 1 £ < ji J^JÍ^-í^íLut i o Lij i j líÁj^p i jj

45. Jj Le < dt Jí < 4xJ9 < J9 Le j < pió L£ < I5> I j iíJjlí (163192^.1382 «1s<

46. J-P' 1 o Li J I J iíLe>J Oj I j J < . . jjJLJ « j j> j dt J> j jj 41 Loi j < ^,,-Lc a i «i < jlb л yj j jo (1641379'98 í1g,«ó' ^ 'Д ijlJT jl (jl o Jt jS — jç^ I < ^ a (1651381 < 1 g < j LLe dt I j L¿J11 < ií j jt l A i, .j j LLe ó—¡ta11 Jtj9

47. JLa5 .^^J-C о jll ju^i I i (186Ù ' « p J I О I j I, it, 1) I < ¿ La 1>r»u) «i > yd Lu) I jj < J752 oa! 1382ydj Jо (>ju)LJ>- 3 < <9j) in 3 j p"iLu> I < . I . J < .i 1 i ' (1871341*1644 Ü ' J-4*' J ' J j ^ ' J I "'-I I < cSOJ j L^j

48. J£ j-3 < LS «L-iuiJLi j j ö9jxo to J: qXLu) jj < ¿i LL3j La (188166.181

49. LLii—i I j jJLi < (j I < (j I jujlc J; я с

50. U^utlJ < О I J—t ^ С < Ja£ I 411 о I .Л я П ö-i-c i JLi* (191523 (/.i J^3< j I JUiLff !j 1 .Я.С

51. IIJ LLAJLL) JL-SJ) о !><() I9J-C 4 <UiLi < J^-J^t—J < J^j-i—j (192518ул<pit£Lia j9 о 1. a j < (j I9}c 0 > »)) < < vj j—>—J193t*JLo244 ^3*1386^« о i < ^^Luj i ^

52. ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ И АНГЛЫЙСКОМ ЯЗЫКАХ

53. Е.Э. Бартелсь. Суфизм и суфийская литература. Москва. 1965.

54. A.M. Богоутдинов. Очерки по истории таджикской философии. Душанбе, 2011.

55. Мухаммадходжаев. А. Мировоззрение Фаридуддина Аттора. Душанбе. 1974.

56. Islam,(University of North Carolina Press, 1975) p.16 Annemarie Schimmel, Mystical

57. Richard Swinburne,The Existence of God(Oxford University Press, 1979),pp.249-52.

58. Rudolf Otto ,The of Holy (London : Oxford University Press , 1928), P.l.

59. William James,The Varieties of Religious Experience (New York: New American Library, 1958 ) p.392

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.