Религиозно-мистические воззрения Шихабуддина Абухафса Умара Сухраварди на основе его трактата "Авариф ал-маариф" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат философских наук Ахроров, Фуркат Мукумович
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 145
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ахроров, Фуркат Мукумович
Введение.3
Глава 1. Социально-политические и культурные условия формирования религиозно-мистических взглядов Шихабуддина Абухафса Умара Сухраварди.12
1.1. Социально-политическая и культурная жизнь эпохи мыслителя.
1.2. Жизнь и наследие Сухраварди.
1.3. Суфийское братство-тарикат Сухравардия.
Глава 2. Религиозно-мистическое и этическое учение Сухраварди.64
2.1. Воззрения Сухраварди относительно этимологии термина «тасаввуф» и сущности суфизма.
2.2. Сухраварди о суфиях и расхождении их путей.
2.3. Сухраварди об этике и этикете суфиев.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Суфизм как мистико-аскетическое течение в мусульманской культуре2005 год, кандидат философских наук Мекерова, Мариям Джамаловна
Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: возникновение, идеология, практика2011 год, кандидат философских наук Эскарханов, Гелани Лёмович
Социально-этическое учение накшбандия2011 год, кандидат философских наук Сафарова, Сайлинисо Додиевна
Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа: идейно-философская эволюция2007 год, кандидат философских наук Солтамурадов, Магомед Дикалович
Критический анализ нравственных норм среднеазиатского суфизма1983 год, кандидат философских наук Шодиев, Рустам Тохирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозно-мистические воззрения Шихабуддина Абухафса Умара Сухраварди на основе его трактата "Авариф ал-маариф"»
Актуальность темы исследования. Средневековая научная, религиозная, философская и общественно-политическая мысль народов Центральной Азии занимает особое место в истории мировой духовной культуры. Однако творчество многих мыслителей этого региона до сих пор не подвергалось должному научному исследованию. Это касается в особенности суфизма, исследование которого значительно расширилось в последние десятилетия.
Актуальность изучения суфизма определяется необходимостью усиленного поиска средств установления толерантности и взаимопонимания в обществе с использованием исламских культурных ресурсов, эта необходимость усиливается активизацией в современных условиях религиозного фактора в мусульманских странах. Выдающиеся деятели суфизма своими трудами и деятельностью внесли значительный вклад в стабилизацию обстановки своей эпохи, выступали за справедливость, мир и дружбу между людьми, используя религию и мистику.
Развитие и духовно-интеллектуальный прогресс мирового сообщества немыслим без дальнейшей разработки и исследования духовного наследия, так как именно оно связывает различные поколения народов и обеспечивает передачу и обмен творческим опытом, научными, духовными достижениями различных эпох. Эта взаимосвязь наиболее рельефно прослеживается в истории философии средневековья.
После обретения Таджикистаном независимости, обусловившей развитие национальной самоидентификации и обращение к своим корням, исследование возникновения и развития философского мировоззрения персоязычных народов становится насущной необходимостью.
В связи с этим приобретает большое значение исследование творчества одного из известнейших представителей суфизма, основателя ордена (тарикат) Сухравардия - Шихабуддина Абухафса Умара Сухраварди (1145-1234), одного из известнейших представителей средневековой религиозно-философской мысли, посвятившего свою деятельность «фалсафаи илохи» - «божественной философии», крупного мыслителя аббасидского периода (750-1258), чье влияние испытали многие суфийские мыслители, вплоть до наших дней.
Важность изучения воззрений Сухраварди обусловливается большим влиянием его учения на деятельность его последователей, объединенных понятием «Сухравардия», на дальнейшее формирование и развитие суфийской и общественной мысли региона.
Тарикат Сухравардия в течение многих веков объединял большое количество представителей тасаввуфа, различных суфийских школ и их ответвлений, охватил длительный исторический период, начиная с XII в. и по сей день. Сухравардия имеет обширный географический регион распространения - Ирак, Иран, Афганистан, Пакистан, Индия и др. Исследование и обобщение учения этого суфийского братства позволит шире осветить развитие и распространение религиозно-мистических и этических взглядов в арабо-мусульманских странах.
Целостное исследование тариката Сухравардия представляется сложной задачей, которую невозможно решить в рамках одной диссертационной работы. Поэтому в своем диссертационном исследовании мы ограничиваемся исследованием религиозно-мистических взглядов Сухраварди, акцентируя внимание на определении идейной сущности и мировоззренческой направленности его учения, при необходимости сопоставляя его учение с другими концепциями, мистико-философскими школами и направлениями.
Степень разработанности проблемы. Учение Сухраварди было широко известно и популярно в средние века. Свой вклад в изучение и распространение наследия Сухраварди внесли многие мыслители того времени. Среди них особо следует отметить Иззуддина Махмуда Алии Кашани (ум. в 735/1334г.) - одного из последователей учения Сухравардия, автора трактата «Мисбах ал-хидая ва мифтах ал-кифая» («Светильник праведного пути и ключ к достаточности»).
А.Д.Кныш отмечает: «Среди мусульман, говорящих на персидском языке, Абухафс Умар Сухраварди известен как мыслитель, прежде всего, благодаря этому сочинению (т.е. «Мисбах ал-хидая ва мифтах ал-кифая» Иззуддина Махмуда Алии Кашани. - Ф.А.). Это сочинение представляет собой детальное изложение «Авариф ал-маариф» («Дары божественного знания»)1, которое дополнено собственными рассуждениями Кашани относительно этики и правил поведения, принятых среди суфиев этой эпохи»2.
Помимо отдельных работ по суфизму имелся и ряд комментариев, написанных к трактату Сухраварди «Авариф ал-маариф» Саидом Шарифом Джурджани (ум. в 816/1438г.), Касимом Давудом, Абубакром Мухаммадом Хавафи, Садриддином Джунайдом ибн Абдурахманом Ширази, Абдулхалимом Махмудом и Махмудом ибн Шарифом.
Вместе с тем существует ряд работ персидско-таджикских мыслителей, в которых исследуются различные аспекты учения Сухраварди: «Нафахат ул-унс» («Дуновения ветра дружбы») Абдуррахмана Джами, «Сафинат ул-авлиё» («Антология святых») Доро Шукуха, «Бустан» («Розовый сад») Саади Шерази, «Силсилахои суфияи Эрон» («Цепь суфиев Ирана») Нуриддина Чахордахи, «Футувватномаи султони» («Книга благородства султанов») о
Мавлоно Хусайна Воизи Кошифи .
Учение Сухраварди привлекало внимание и западных ученых. Так, можно отметить труды Уилберфорса Кларка - «Awarif u'1-ma'arif» («Авариф ул-маариф»), Р.Николсона - «Mystics of Islam» («Мусульманские суфии»)4, которые внесли большой вклад в исследование учения Сухраварди.
1 В некоторых источниках упоминается как «Авариф ал-хакаик». См.: Clarke H.W. Awarif u'l-ma'arif. «Preface». л
Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм / Пер. с англ. М.Г.Романовой. СПб.: Диля, 2004. С.230.
3 См.: А. Джами. Нафахат ул-унс. Техрон, 1337х.; Доро Шукух. Сафинат ул-Авлиё.; С. Шерази. Бустан. Т. 4, Душанбе: Адиб, 1991; Нурридцин Мударриси Чахордахи. Силсилахои суфияи Эрон. Техрон: Интишороти Бетунак, 1360х.; Мавлоно Хусайн Воизи Кошифи. Футувватномаи султони. Техрон, 1350х.
4 См.: W. Clarke. The «Awarif u'l-ma'arif» Shaikh Shahab-ud-Din Umar B. Muhammad Suhrawardi (trans, from Persian to English). Lahore, Pakistan, 298 p.; Nicholson R.A. Mystics of Islam. London, 1970.
Кроме того, имеется ряд исследований зарубежных ученых, посвященных мистико-философской литературе и суфизму, где прямо или косвенно уделено внимание творчеству Сухраварди. Среди них можно назвать работы Аннемари Шиммель - «Мир исламского мистицизма», Дж. С.Тримингэма - «Суфийские ордены в исламе», Ибида Неттона - «The Breath of Felicity: Adab, Ahwal, Maqamat and Abu Najib al-Suhrawardi, Classical Persian Sufism from its Origin to Rumi» («Дуновение счастья: адаб, ахвал, макамат и Абунаджиб ал-Сухраварди, классический персидский суфизм от его происхождения до Руми»), Броккельмана - «Geschichte der Arabischen Litteratur» («История арабской литературы»), А.Ризви - «А History of Sufism in India» («История суфизма в Индии»), Х.Алгара - «The Path of God's Bondsmen From Origin to Return: A Sufi Compendium by Najm ad-Din Razi» («Путь раба Господа от происхождения до возвращения: суфийский справочник Наджмаддина Рази»), А.Арберри - «Sufism: An account of the mystics of Islam» («Суфизм: взгляды мусульманских суфиев»), «The Mystics of Islam» («Мусульманские суфии»), «The Doctrine of Sufis» («Доктрина суфиев»), Х.Риттера - «Das Meer der Seele» («Океан души»), К.Аддаса -«The Quest for Red Sulphur» («Поиски красной серы»), Дж. Болдика -«Mystical Islam: An Introduction to Sufism» («Мистический ислам: введение в суфизме»), Х.Палмера - «Oriental Mysticism» («Восточный мистицизм»)1 и др. Необходимо особо отметить работу «Мусульманский мистицизм» профессора А.Д.Кныша, где им кратко рассматривается ряд религиозно
1 См.: А. Шиммель. Мир исламского мистицизма/Пер. с англ. Н.И.Пригариной, А.С.Раппопорта. М.: Алейта, Энигма, 2000; Дж.С. Тримингэм. Суфийские ордены в исламе/Пер. с англ. О.Ф. Акимушкина. М.1989; Netton I. The Breath of Felicity: Adab, Ahwal, Maqamat and Abu Najib al-Suhrawardi, Classical Persian Sufism from its Origin to Rumi. London, N.Y., 1993; Carl Brockelmann. Geschichte der Arabischen Litteratur. Vol. 3,
Leiden E.J. Brill, 1943; Rizvi A. A History of Sufism in India. New Dehli. Vol. 2, 1968. P. 397
398; Algar H. the Path of God's Bondsmen From Origin to Return: A Sufi Compendium by Najm ad-Din Razi. Delmar, NY, 1982; Arberry A. Sufism: An account of the mystics of Islam.
5th ed. London, 1969; The Mystics of Islam. Cambridge, 1974; The Doctrine of Sufis. Cambridge reprinted, 1991; Ritter H. Das Meer der Seele. Leiden, 1955. P. 473-476; Addas C. The Quest for Red Sulphur. Cambridge, 1993. P. 239-241; Baidick. J. Mystical Islam: An Introduction to Sufism. London, 1989; Palmer E.H. Oriental Mysticism. London, 1969. мистических проблем учения Сухраварди, а также тариката Сухравардия.1 Другой работой, дающей сведения об Сухраварди, которая заслуживает особого внимания, является труд иранского ученого Абдулхусайна Зарринкуба «Чустучу дар тасаввуфи Эрон» («Поиски в иранском суфизме»). В ней, в частности, рассмотрены условия формирования религиозних и этико-суфийских воззрений Сухраварди, говорится о наследии Сухраварди, месте и роли его трактата «Авариф ал-маариф» в прохождении суфийского пути.2
Среди отечественных ученых, исследовавших мистическое течение в исламе и в этих рамках в той или иной степени освещавших деятельность Сухраварди, следует назвать М.Хазраткулова и Я.К.Одинаева. М.Хазраткулов в своей книге «Тасаввуф» («Суфизм») приводит сведения об Сухраварди и его тарикате Сухравардия. В ней отмечается, что тарикат Сухравардия распространился в Индии благодаря его ученику Закария Мултани. Тарикаты Джалолия в Индии, Джамолия в Иране, Зайния и Хилватия в Малой Азии и Равшания в Афганистане - являются о ответвлениями тариката Сухравардия. В энциклопедической статье М.Хазраткулова приводятся сведения о жизни и творчестве Абухафса Сухраварди.4 Я.К.Одинаев в своей книге «Фахриддин Ираки: эпоха, жизнь, учение и его трактат «Ламаат» («Отблески»)» кратко говорит о тарикате Сухравардия и о Бахауддине Мултани, ученике Шихабуддина Сухраварди.5
Следует отметить, что отечественные ученые, такие как А.М.Богоутдинов, М.Р.Раджабов, К.О.Олимов, А.А.Шамолов, А.Мухаммадходжаев, М.Хазраткулов, Н.Н.Садыкова, М.Махмаджанова,
1 См.: Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. С. 221-237.
2 См.: Зарринкуб, Абдулхусайн. Чустучу дар тасаввуфи Эрон (Поиски в иранском суфизме). Душанбе: Ирфон, 1992.
3 См.: Хазраткулов М. Тасаввуф. Душанбе: Ирфон, 1988. С. 94.
4 См.: Хазраткулов М. Сухравардия // Таджикская советская энциклопедия. Т.7. Душанбе, 1978. С. 214.
5 См.: Одинаев Я.К. Фахриддин Ираки: эпоха, жизнь, учение и его трактат «Ламаот» («Отблески»). Душанбе: Ирфон, 2008. С. 27.
Х.Зиёев, Е.К.Одинаев и другие внесли большой вклад в исследование суфизма.1
Ценная работа в этом направлении была проделана также и такими выдающимися российскими учеными, как А.Крымский, Е.Э.Бертельс, М.Т.Степанянц, А.Д.Кныш и др.
В то же время в целом религиозно-мистическое учение Сухраварди, ставшее объектом изучения во всем мире, пока не подвергалось всестороннему исследованию и анализу ни в Таджикистане, ни в других странах постсоветского пространства. К сожалению, в существующей советской и постсоветской литературе, освещающей развитие суфизма и мистико-философские взгляды суфиев, отсутствуют специальные работы, посвященные учению Сухраварди. Таким образом, многие аспекты жизни и научной деятельности Сухраварди остаются неисследованными. Его
1 См.: A.M. Богоутдинов. Очерки по истории таджикской философии. 3-е изд. Душанбе: Дониш, 2011; Раджабов М. Абдурахман Джами и таджикская философия XV в. Душанбе: Ирфон, 1968; Олимов К.О. Мировоззрение Санои. Душанбе: Дониш, 1973; его же: Чахонбинии Абдуллохи Ансори. Душанбе: Дониш, 1988; его же: Баррасих,о дар тасаввуф. Душанбе: Шарки Озод, 1999; его же: Хорасанский суфизм. Душанбе, 1994; Шамолов A.A. Худжат-ул-ислом Газали: социально-политические взгляды. Душанбе: Дониш, 1996; его же: Философско-теологические воззрения Газали. Душанбе: Дониш, 2002; его же: Философия теологии Газали. Душанбе: Пайванд, 2008; Мухаммедходжаев А. Мировоззрение Аттора. Душанбе: Дониш, 1974; его же: Гносеология суфизма. Душанбе: Дониш, 1990; его.же: Идеология Накшбандизма. Душанбе: Дониш, 1991; его же: Ходжа Ахрор: жизнь и творчество. Канибадам, 2000; его же: Накшбандия ва Хоча Ахрор. Душанбе: Дониш, 2007; Хазраткулов М. Мировоззрение Садридцина Шерози. Душанбе: Дониш, 1985; его же: Тасаввуф. Душанбе: Ирфон, 1988; Садыкова H.H. Философская антропология Мирзо Абдулкодира Бедиля'. Душанбе: Дониш, 2007; Махмаджанова М. Этические взгляды Джалолудцина Руми. Душанбе: Деваштич, 2001; Зиёев X. Мавлавия ва таърихи тахаввули он. Душанбе: Ирфон, 2004; его же: Суфийский орден Мавлавия. Душанбе: Хумо, 2007; Одинаев Ё.К. Философия озарения (Хикмат ал-ишрак). Душанбе: Ирфон, 2004; его же: Фахриддин Ираки: эпоха, жизнь, учение и его трактат «Ламаот» («Отблески»). Душанбе: Ирфон, 2008.
2 См.: Крымский А. Очерк развития суфизма. М., 1898; его же: История Персии, её литературы и дервишской теософии. М., 1912; Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М.: Наука, 1965; его же: Избранные труды. История литературы и культуры Ирана. М.: Наука, 1988; Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М.: Наука, 1987; ее же: Исторические судьбы суфизма //Вопросы философии. - 1980. - №6. -С. 101-112; ее же: Проблемы познания в суфизме //Вопросы философии. - 1980. - №4. -С. 118-127; Кныш А.Д. Некоторые проблемы изучения суфизма. Ислам, религия, общество, государство. М., 1984; его же: Мусульманский мистицизм / Пер. с англ. М.Г.Романовой. - СПб.: Диля, 2004. религиозно-суфийские и этические воззрения нуждаются во всестороннем объективном анализе на основе его основных произведений. Исходя из этого, и были определены цель и задачи нашего исследования.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование духовных поисков Сухраварди и выявление особенностей сухравардийского суфийского тариката.
В соответствии с основной целью были поставлены следующие задачи:
- дать краткую характеристику социально-политических и культурных условий эпохи мыслителя, оказавших определенное влияние на формирование и развитие его религиозно-мистического мировоззрения;
- давать относительно полную и объективную картину жизни и творчества Сухраварди;
- определить теоретические предпосылки формирования системы взглядов мыслителя;
- определить идейно-теоретические истоки учения Сухраварди, представить генеалогию его тариката;
- раскрыть содержание религиозно-мистических взглядов Сухраварди на основе анализа его трактата «Авариф ал-маариф»;
- определить основные обряды и ритуалы тариката Сухравардия;
- кратко изложить идейный путь последователей Сухраварди - Закария Мултани и Фахриддина Ираки и показать их место в становлении тариката Сухравардия.
Объектом исследования является суфийское учение Сухраварди.
Предмет исследования - религиозно-мистические воззрения Сухраварди на основе его главного произведения «Авариф ал-маариф».
Научная новизна работы. Диссертационная работа является одной из первых попыток всестороннего анализа и изучения религиозно-мистических взглядов Сухраварди. Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые:
- наиболее подробно показана история возникновения, развития и распространения тариката Сухравардия и его генеалогия; становление религиозно-мистических и этических воззрений Сухраварди и его тариката; показана роль последователей Сухраварди в распространении тариката Сухравардия;
- показаны и проанализированы основные теоретические выкладки, обряды и ритуалы тариката Сухравардия;
- показана трактовка Сухраварди проблемы происхождения и сущности тасаввуфа и сущности термина «суфи» и «тасаввуф»;
- выявлены особенности суфийских идей Сухраварди;
- исследовано и обобщено религиозно-мистическое учение Сухраварди;
- подвергается специальному научному анализу трактат Сухраварди «Авариф ал-маариф» («Дары божественного знания»), который до сих пор является учебным пособием любителей мудрости тасаввуфа представителей различных суфийских школ Ирана, Афганистана, Индии, Пакистана, Турции и Саудовской Аравии.
Эти отмеченные положения и выносятся на защиту
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы для развития философии религии и религиоведения, в целях обогащения религиоведческой базы отечественной философии. Полученные в диссертации результаты могут быть использованы при чтении специальных курсов по философии религии и религиоведению, истории философии и культуры таджикского народа, истории мусульманской философии и суфизма в высших учебных заведениях.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическими и методологическими принципами исследования явились логический, исторический и сравнительный методы.
Источниковедческая база исследования. Основным источником исследования является трактат Сухраварди «Авариф ал-маариф» на персидском и английском языках.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии и культуры Таджикского педагогического университета им. С.Айни, а также в отделе истории философии и отделе истории и философии религии Института философии, политологии и права АН Республики Таджикистан. Основные положения диссертационного исследования докладывались на семинарах и научных конференциях, в частности, в докладах: «Философское учение Абухафса Умара Сухраварди» -на научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава, посвященной 1310-летию Имама Азама (Душанбе, 2009); «История возникновения и развития тариката Сухравардия» - на научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. С. Айни (Душанбе, 2010).
Основное содержание диссертации отражено также в публикациях автора.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Философия Шихабиддина Яхья Сухравади (на основе его работы "Хикмат ал-ишрак")1983 год, кандидат философских наук Одинаев, Якуб Курбанович
Суфизм на Северном Кавказе: История и современность1996 год, кандидат философских наук Яхиев, Сайд-Усман Германович
Значение творчества ал-Палимбани в развитии суфийской традиции в Индонезийском регионе нусантары в 18 в.2003 год, кандидат исторических наук Ван Джамалуддин
Философские основания суфийского учения ал-Кушайри: на примере трактатов "Послание о суфийской науке" и "Грамматика сердец"2013 год, кандидат философских наук Лапицкая, Ольга Александровна
Онтологические и гносеологические основания исламского мистицизма: генезис и эволюция2007 год, доктор философских наук Насыров, Ильшат Рашитович
Заключение диссертации по теме «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», Ахроров, Фуркат Мукумович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Шихабуддин Абухафс Умар Сухраварди является одним из известнейших мыслителей-теософов. Он, будучи выдающимся представителем философской, религиозной и мистико-этической мысли мусульманского Востока эпохи средневековья, внес огромный вклад в развитие и распространение религиозно-мистического учения.
Научно-философское и суфийское наследие Сухраварди составляет более 20 трактатов и сборник стихов на персидском и арабском языках, большинство из которых сохранились до наших дней. Его трактат «Авариф ал-маариф» является самым известным среди его трудов и использовалось и используется как руководство для суфиев различных братств. Это нормативный труд по вопросам этики и практики тасаввуфа. Благодаря этому сочинении) влияние учения тариката Сухравардия, -основателем которого -считается Шихабуддин Абухафс Умар Сухраварди, распространилось далеко за пределы Багдада.
Учение Сухраварди имеет теологическую оболочку, его основой является мистическая теософия.
Сухраварди был великим проповедником и красноречивым оратором. Проповеднические выступления Сухраварди ввергали слушателей в экстатическое состояние. Он имел способность очаровывать аудиторию.
Публичные вступления Сухраварди привлекли внимание аббасидского халифа ан-Насира. По поручению халифа Абухафс Сухраварди отправлялся с дипломатическими миссиями к правителю сельджукидского султана в Конье Аллауддину Кайкубаду I (ум. в 1237 г.), в Табрез к Атабеку Узбеку Мухаммаду (время павления: 1229-1245), в Каир к Айюбиду ал-Малику ал-Адулу (1200-1218), и в Бухару к хорезмшаху Мухаммаду (1200-1220). Эта политическая деятельность шейха Сухраварди демонстрирует появление другого измерения в развитии и институционализации суфийских тарикатов в период Х11-Х1У вв. Она также свидетельствует о том, что Сухраварди вел активный образ жизни, отказался от затворничества и поддерживал близкие отношения с власти предержащими.
Сухраварди смог сформировать суфийскую школу Сухравардия во время правления Аббасидской династии. Ему удалось распространить своё учение, в частности, и учение ислама по всему миру. Тарикат Сухравардия достиг пика своего развития в Индии. Представители Сухравардия в Индии, наравне с распространением учения Сухраварди, смогли распространить и ислам. Они боролись с индийскими обычаями, которые бытовали среди индийских мусульман. Его ученик Джалалуддин Бухари даже наложил запрет на обращение к Богу на языке хинди. Это свидетельствует о том, что целью Сухраварди было распространение ислама на неисламских территориях через суфийский орден Сухравардия и духовных наставников.
Сухраварди особое внимание уделял практической стороне тасаввуфа. Во "время "прохождения суфийского-- пути - Сухраварди -наставляет суфиев строго соблюдать предписания шариата и сунны Пророка. Он утверждает, что только таким образом путник сможет преодолеть все неведения и заблуждения и в конечном итоге найти покой.
Согласно Сухраварди, тасаввуф - это воспитание прекрасной нравственности, усвоение хороших качеств и отречение плохих. В этом заключается цель тасаввуфа. Тот, кто понимает тонкость этики суфия, он достигнет цели,' а тот, кто не понимает, еще не знаком с этикой.
Для Сухраварди, суфий - это тот, кто искренне принимает предписания шариата, такие как: пост и молитва, и удовлетворяет душу путем послушания, богослужением и делает сердце покладистым, украшает себя нравственными качествами Пророка. Он должен всеми своими деяниями и всеми своими словами стремиться к довольству Аллаха. Деяния, в которых нет ни капли высокомерия и испорченности, ведут к истинному богослужению. А искреннее богослужение ведет человека к истинной богобоязненности, духовной чистоте и высоте. Только тогда суфий достигнет любви и довольства Аллаха.
Украшение себя всеми прекрасными качествами составляет сущность суфийских норм. Суфий должен украшать себя хорошим нравом и всегда стараться очищать душу и сердце. В сердце, обретшем чистоту, нет ничего, кроме Аллаха, для него драгоценные и простые камни равноценны. Только в этом случае суфий достигнет илм ал-ладуни - тайны мудрости и внутренних духовных открытий. Таким образом, он достигнет самой высокой «стоянки» (макам) суфийского пути. Это будет знаком того, что он стал истинным суфием.
Действие сердца не должно быть слабым, а бодрствующая душа (нафси бедор) не должна дремать, т.е. она должна продвигаться вперёд. Когда сердце привыкнет к Аллаху и достигнет «скрытого вдохновения» (илхам ал-гайб), оно станет непосредственным слушателем голоса Аллаха (вахй).
Сердце имеет две стороны, одной стороной оно склонятся к возвышенной стороне души (рух), а другой — к животной душе-(нафс). Если победит склонность к духовности, суфий должен будет заняться улучшением сердца, и это будет полезным для него. А если победит «животность», суфий станет привязанным к мирским желаниям и инстинктам. В этом случае шайтан получит власть над ним, соблазнит его мирскими удовольствиями и подтолкнет к вожделению, и суфий подвергнется страданиям.
Всё, что слышится сердцем, свидетельствует о том, что все это является словами Аллаха, и суфий должен стараться использовать все это с высшей степенью вкушения (заек) и страстной любовной тягой (шаек).
Сухраварди делил суфиев по их жизненному пути на следующие категории. Первые - суфии, которые вначале путешествовали, а потом осели. Вторые - суфии, которые сначала вели оседлый образ жизни, а после отправились путешествовать. Третьи - которые предпочли пребывание дома и не путешествовали. Четвертые - суфии, которые всегда путешествовали и нигде не поселялись.
По мнению шейха, у тех, кто вначале путешествовал, а потом осел, имелось несколько побудительных причин: во-первых, они стремились к знаниям; во-вторых, достигали общения с шейхами, друзьями и праведными и получали пользу от беседы с ними; в-третьих, прерывалась привязанность к друзьям, родственникам, семье, и они учились терпеть с ними разлуку; в-четвёртых, их поведение и этичность украшали душу и сердце, чтобы очистить душу от пятен, нечистот и гадости; в-пятых, они получили огромное наслаждение от наблюдения удивительных земель, пустынь, рек, гор и посещения могил шейхов; в-шестых, все это делало их души воздержанными.
Суфии, которые вначале вели оседлый образ жизни, а в конце жизни путешествовали — это те суфии, которым Аллах оказал милость в общении с ним. В общении суфий освобождается от неведения и тревог.
Суфии, которые предпочли всегда путешествовать, нашли в нем освобождение сердца.
Суфии, которые предпочли пребывание дома, путешествуют внутри себя и таким образом узнают все тонкости суфийского пути, поэтому им нет надобности в путешествии физическом.
Взгляды Сухраварди на нравственность и мораль выражают типично суфийскую этику поведения и формировались в свете исламской традиции, суфийской этической мысли и наставлений ее лучших представителей: Малика ибн Анаса, Абдулхасана Сари ас-Сакати, Яхьи Муаза Рази, Абу Язида Вистами, Абухафса Хаддада, Абу Мухаммада Салха ат-Тустари, Джунайда ал-Багдади, Абу Али Мухаммада ар-Рудбари.
Согласно учению Сухраварди, такие качества, как деятельность, спокойствие, честность, добропорядочность, смирение, покорность, вежливость, приветливость, мягкость и праведность необходимы для суфия. Тот, кто действует согласно желаниям и страстям души, становится нечестным, недобропорядочным, бездеятельным и неустойчивым, и эти качества приведут суфия к заблуждению и не позволят найти Истину. Для него основой суфийского пути является хорошее поведение, и когда эта основа устойчива, суфий не подвергается заблуждению, и от него не исходит никакого вреда и испорченности. Когда основа неустойчива и имеет какое-нибудь препятствие или вред, то этот вред проявляется и мешает суфию наслаждаться плодами суфийского пути.
Из общего контекста этических воззрений Сухраварди можно заключить, что шейх рассматривает этику в двух ракурсах: мораль людей вообще и мораль путника на пути достижения истины.
Анализируя учение Сухраварди, можно сделать вывод, что Сухраварди не был суфием, удалившимся от мира. Доказательством тому может служить тот факт, что он был политическим деятелем аббасидского халифата. Исходя из этого, можно сказать, что «зухд» для Сухраварди - это не отшельничество и удаление от мира, это воздержание от всяких негативных деяний и болезненных мыслей. Быть воздержанным - значит быть истинным рабом Аллаха.
В Делийском султанате приверженцы Сухраварди, продолжая традиции своего основателя, вели активную политическую жизнь, поддерживая постоянные связи со светскими правителями. Они часто бывали при дворе делийских султанов, не отказывались от почестей и подношений, и центральная обитель Сухравардия в Мултане по своей пышности и великолепию не уступала дворцам знати. Следует отметить, что ученик Сухраварди - Бахауддин Закария Мултани - был богатым человеком.
Религиозно-мистические воззрения Шихабуддина Абухафса Умара Сухраварди сыграли важную роль в развитии и распространении суфизма, а также ислама в целом.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ахроров, Фуркат Мукумович, 2012 год
1. ИСТОЧНИКИна русском, таджикском, персидском и английском языках:
2. Абдурахмони Ч,оми. Нафахот ул-унс. Техрон, 1337х. - Перс, яз.
3. Доро Шукух. Сафинат ул-авлиё. Перс. яз.
4. Коран / Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. Баку: Язычы, 1999.
5. Куръони Карим бо тарчума ва эзохот ба забони точики. Алходж Амир Аббос Бобоназарзода. Исломобод, 2002.
6. Мавлано Хусайн Воизи Кошифии Сабзавори. Футуватномаи султони. «Интишороти бунёди фарханги Эрон». Техрон, 1350х. Перс. яз.
7. Носир Хисрав. Сафарнома. Душанбе: Ирфон, 1970.
8. Нурбахш Джавад. Рай суфиев. М., 1995.
9. Саъди Шерози. Бустон. Т. 4. Душанбе: Адиб, 1991.
10. Саъди Шерози. Куллиёт. Т. 1. -Душанбе: Адиб, 1988.
11. Саади Ширази. Бустон / Пер. В. Державина. Душанбе: Ирфон, 1971.
12. Саади Ширази. Гулистан. М.: Гос. изд. «Художественной литературы», 1957.
13. Ходжа Абдуллах Ансари. Табакат ус-суфия. «Интишороти Туе». Техрон, 1362 ш. Перс. яз.13. ал-Хучвири ал-Чулаби. Кашф ал-махджуб. Тошкент, 1330х. -Перс. яз.
14. Шихабуддин Абухафс Умар Сухраварди. Авариф ал-маариф / Тарчумаи Абумансур ибн Абдулму'мин Исфахони. Техрон, 1386х. Перс. яз.
15. Lieut-col. H. Wilberforce Clarke. The «Awarif u'l-ma'arif» Shaikh Shahab-ud-Din Umar B. Muhammad Suhrawardi (trans, from Persian to English). -Lahore, Pakistan. 298 p.
16. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ на русском языке:
17. Абдуллоев М.А. Важнейший источник средневекового суфизма //Вопросы философии. 1986. - №7. - С. 80-90.
18. Адам Мец. «Мусульманский ренессанс». /Пер. с нем., предисл., библиогр. указатель Е.Э.Бертельса. М.: Издательство «ВиМ», 1996.
19. Акимушкин О.Ф. К вопросу о роли суфийских орденов в традиционном -мусульманском обществе // Ислам и его роль в современной идейно-политической борьбе. М., 1980. - С.5-17.
20. Алиев А.Г. Заметки о суфийском ордене Сухравардийа //Ислам в истории народов Востока. -М.: Наука, 1981.- С.154-158.
21. Анемари Шиммель. Мир исламского мистицизма / Пер. с англ. Н.И. Пригариной, A.C. Раппопорта. М.: Алейта, Энигма, 2000. -274 с.
22. Бартольд В. В. Сочинения. Т. I. М.: Наука, 1963.
23. Беляев Е. А. История стран Азии и Африки в средние века. 4.2. -М., 1968.
24. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.
25. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. -М.: Наука, 1965.
26. Бертельс Е.Э. Избранные труды. История литературы и культуры Ирана. М.: Наука, 1988. - 558с.
27. Богоуддинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. -Сталинабад: Таджикгосиздат, 1961. 332с.
28. Васильев J1.C. История Востока. Изд. 2-е. М.: Высшая школа, 2001.
29. Грязневич П.А. Развитие исторического сознания арабов в VI -VIII вв.// Очерки истории арабской культуры V XV вв. - М., 1982. -С. 5-17.
30. Джумабоев Ю., Мамедов Ш.Ф. Этическая мысль в Средней Азии IV-XV вв. М.: Изд-во МГУ, 1974. - 245с.
31. Диноршоев М.Д. Философия Насриддина Туси. Душанбе: Дониш, 1967.
32. Заходер Б.Н. История восточного средневековья (Халифат и Ближний Восток). М., 1944.
33. Зиёев М.Х. Мировоззрение Бахоуддина Валада. Душанбе, 1992. -114с. " '
34. Зиёев М.Х. Суфийский орден Мавлавия. Душанбе: Хумо, 2007.
35. Идибеков Н. Этика Насриддина Туси в свете его теории свободы воли. Душанбе: Дониш, 1987.
36. Из истории суфизма: источники и социальная практика. -Ташкент: Изд. «Фан» Академии наук Республики Узбекистан, 1991.
37. Ислам и его роль в современной идейно-политической борьбе. -М., 1980.
38. Ислам на европейском Востоке: энциклопедический словарь. -Казань: Магариф, 2004.
39. Ислам: энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991.
40. История Востока. Т. 2: Восток в средние века. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000.
41. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л.: Изд-во ЛГУ, 1958.
42. История средних веков. Учеб. для старш. кл. 27-е изд. -Агибалова Е.В.; Донской Г.М. - М.: Просвещение, 1991. - 319 с.
43. Казанский К. Мистицизм в исламе. Самарканд, 1906.
44. Каримов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку: Элм, 1969.
45. Карл В. Эрнст. Суфизм / Пер.с англ. А. Горкавого. М.: ФАИР-Пресс, 2002.
46. Климович Л.И. Ислам. М.: Наука, 1965. - 334 с.
47. Касым Махмуд. Относительно возникновения суфизма. М., 1966.
48. Кныш А.Д. Некоторые проблемы изучения суфизма. Ислам, религия, общество, государство. -М., 1984. 128 с.
49. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм / Пер. с англ. М.Г.Романовой. СПб.: Диля, 2004. - 464 с.
50. Крымский А.Е. Очерк развития суфизма. М., 1895.
51. Крымский А.Ё. История арабов, их халифат, их дальнейшие судьбы.-М., 1903.
52. Крымский А.Е. История Персии, её литературы и дервишской теософии. Часть 2. М., 1912.
53. Крымский А.Е. История арабов и арабской культуры. 4.1-2. М., 1911.
54. Кулматов H.A. Этические взгляды Саади. Душанбе: Дониш, 1968.
55. Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма. Душанбе: Дониш, 1987.
56. Массэ А. Ислам. -М., 1981.
57. Массэ А. Очерки арабо-мусульманской культуры V-XV вв. М., 1982.
58. Махмаджонова М.Т. Этические взгляды Джалалуддина Руми. -Душанбе: Деваштич, 2001.
59. Махмаджонова М. К характеристике суфийской этики // Мачмуа: Маърузахои олимони чавон Кургонтеппа, 1991. С.
60. Элиаде, Мирча; Кулиаде, Ион. Словарь религий, обрядов и верований /Пер.: Н. Зубков, Е. Морозова. Е.Мурашкинцева. Научный редактор: Е.Мурашкинцева М.: Рудомино, СПб.: Университетская книга, 1997.
61. Мухаммадхаджаев А. Гносеология суфизма. Душанбе: Дониш, 1990.
62. Мухаммадхаджаев А. Мировоззрение Аттора. Душанбе: Дониш, 1990.
63. Наботов 3. Проблема человека в учении Накшбандизма. -Душанбе, 2002.
64. Одилов Н. Мировоззрение Джалалуддина Руми. Душанбе: Ирфон, 1974.
65. Одинаев Я.К. Философия озарения (Хикмат ал-ишрак). Душанбе: Ирфон, 2004.
66. Одинаев Я.К. Влюбленный шейх. Душанбе: Ирфон, 1990.
67. Одинаев Я.К. Фахриддин Ираки: эпоха, жизнь, учение и его трактат «Ламаот» («Отблески»). Душанбе: Ирфон, 2008.
68. Олимов К.О. Ибн Сина и суфизм //Известия АН Тадж. ССР. Отд-ние общ. наук. 1979. - №2. - С.59-66.
69. Олимов К.О. Мировоззрение Санои. Душанбе: Дониш, 1973.
70. Олимов К.О. Хорасанский суфизм. Душанбе: Дониш, 1994. -292с.
71. Петрушевский И.П. Иран и Азербайджан под властью Хулагуидов (1256-1353 гг.) // Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1970. -248 с.
72. Позднеев П. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург, 1886.
73. Раджабов М. Философские и социально-этические взгляды Амира Хурсава Дехлави. Душанбе: Дониш, 1982. - 95с.
74. Саидов И.А. Проблемы онтологии и гносеологии в философии Ходи Сабзавори. Душанбе: Андеша, 1998. - 290с.
75. Словарь по этике. М., 1989.
76. Смирнов A.B. Основания этики в философии Ибн Араби// Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М.: Восточная литература, 1998. - С. 296-319.
77. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
78. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М.: Наука, 1987.
79. Степанянц М.Т. Исторические судьбы суфизма //Вопросы философии. 1980. - №6. - С. 101-112.
80. Степанянц М.Т. Проблемы познания в суфизме //Вопросы философии. 1980. - №4. - С. 118-127.
81. Султонов М. Суфизм как мировоззрение //Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии стран Востока. 4.1. -М., 1986. С. 40-47.
82. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1-987.
83. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в Исламе / Пер. с англ. О.Ф.Акимушкина.-М., 1989.
84. Умаров И. Философские и этические взгляды Айнулкузота. -Душанбе: Ирфон. 1984. 64с.
85. Филынтинский И.М. История арабов и халифата (750-1517гг.) 2-е изд. М.: Муравей, 2001.
86. Филынтинский И.М. История арабов и халифата (750-1517гг.) 3-е изд., испр. и доп. М., 2006. - 349с.
87. Филынтинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры. М., 1971.
88. Фрейджер Р., Дж. Фейдиман. Религиозные теории личности. Йога. Дзэн. Суфизм. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 222с.
89. Хазраткулов М. Сухравардия. ЭСТ. 4.7. Душанбе, 1988.
90. Хасан Камиль Йылмиз. Тасаввуф и тарикаты. М., 2009.
91. Хендрик В. К. Бизнес и духовность. Суфизм в действии. М.: Гаетри, 2007. - 106с.
92. Чалолян B.K. Восток Запад. - М., 1968.
93. Шаймухаббетова Г.Б. Арабоязычная философия и средневековая классическая традиция. М., 1979.
94. Шамолов A.A. Сравнительный анализ этики Газали и Насриддина Туси. Душанбе: Дониш, 1994. - 210с.
95. Шамолов A.A. Философско-теологические воззрения Газали. -Душанбе: Дониш, 2002.
96. Шамолов A.A. Философия теологии Газали. Душанбе: Пайванд, 2008.
97. Шах Идрис. Суфизм. М., 1994.
98. Шах Идрис. Сказки дервишей. М., 1995.
99. Шах Идрис. Вестник суфизма. СПб.: Афина, 2008. - 192с.
100. Юсуф Хаттар Мухаммад. Энциклопедия суфизма. М.: Ансар, 2005. ~ -на персидском и таджикском языках:
101. Абдулхусайн Зарринкуб. Чустучу дар тасаввуфи Ирон. Душанбе: Ирфон, 1992.
102. Абдулхусайн Зарринкуб. Арзиши мероси суфия. Техрон, 1344х. -Перс. яз.
103. Абдулхусайн Зарринкуб. Тасаввуфи Ирон дар манзари таърихи он. Техрон, 1385х. - Перс. яз.
104. Гани К. Бахсе дар тасаввуф. Техрон, 1331х. Перс. яз.
105. Деххудо А. Лугатномаи Деххудо. Часть 29. Терон, 1340. - Перс, яз.
106. Диноршоев М.Д. Аз таърихи фалсафаи точик. Душанбе: Ирфон, 1988.-Перс. яз.
107. Корбен, Хенри. Таърихи фалсафаи исломи. Техрон, 1353х. -Перс. яз.
108. Махмадрахим И. Хикмати амалии Мискавайх. Душанбе, 2003.
109. Мухаммад Муин Амиркабир. Фарханги форси. Ч. 5. Техрон, 1360х.
110. Нафиси С. Сарчашмаи тасаввуф дар Ирон. Техрон. 1342х. - 276с. - Перс. яз.
111. Нурриддин Мударриси Чахордахи. Силсилахои суфияи Эрон. -Техрон: Интишороти Бетунак, 1360х. Перс. яз.
112. Олимов К.О. Чахонбинии Абдуллохи Ансори. Душанбе: Дониш, 1988.-132с.
113. Султонов У. Акидахои фалсафи, ичтимои ва ахлокии Абу Али ибни Сино. Душанбе: Дониш, 1975.
114. Хазрати М. Саидиён И. Ислом: равия, мазхаб ва фиркахои он.-Душанбе, Ориёно, 1993. -224с.
115. Хазраткулов М. Тасаввуф. Душанбе: Ирфон, 1988.
116. Шамолов А.А. Хуччатулислом Газоли: андешахои ичтимои ва сиёси. Душанбе: Дониш, 1996. - 332с.
117. Шерзод Абдуллозода. Асосхои диншиноси. Душанбе, 2001.на английском, французском и немецком языках:
118. A History of Muslim Philosophy. Vol. 1. Wiesbaden, 1963.
119. Addas C. The Quest for Red Sulphur. Cambridge, 1993.
120. Algar H. the Path of God's Bondsmen From Origin to Return: A Sufi Compendium by Najm ad-Din Razi. Delmar, NY, 1982.
121. Al-Gazzali. The alchemy of happiness. (C. Field, Trans.). Lahore, Pakistan: Muhammad Ashraf, 1969.
122. Al-Gazzali. The book of knowledge. (N. A. Fans. Trans.). Lahore, Pakistan: Muhammad Ashraf, 1966.
123. Al-Suhrawardi Abu al-Najib. A Sufi Rule for Novices. Hapward, 1975.•.L
124. Arberry A. Sufism: An account of the mystics of Islam. 5 ed. London, 1969.
125. Arberry A. The Mystics of Islam. Cambridge, 1974.
126. Arberry A. Muslim Saints and Mystics. London, 1990.
127. Arberry A. The Doctrine of Sufis. Cambridge reprinted, 1991.
128. Aizi al-Sayyid. Mutasawwifat Baghdad. Paris, 1994.
129. Ashtor E. Histoire des prix et des salaires dans 1' Orient Medieval. Paris, 1969.
130. Ashtor E. A Social and Economic history of the Near East in the Middle Ages. London, 1976.
131. Baidick. J. Mystical Islam: An Introduction to Sufism. London, 1989.
132. Browne E.G. A Year Among the Persian. London, 1950.
133. Browne E.G. A Literary History of Persia. Vol. 2. From Firdawsi to Sa'di. Cambridge, 1956.
134. Carl .-Brockelmann. Geschichte der Arabischen Litteratur. Vol. 3, Leiden E.J. Brill, 1943.
135. Dasgupta S.K Hindu Mysticism. Delhi, 1983.
136. E.J. Brill's. First Encyclopedia of Islam. Vol. 7. Lei Den. N.Y., 1987.
137. Encyclopedia of Religion and Ethics. Vol. 12. Edinburgh New York, 1954.
138. Encyclopeadia de L'lslam, Abbäsides, 2 ed., 1.1, P.—Leiden, 1960.
139. Encyclopedia of Islam. Second edition, Lei Den, 1954.
140. The Encyclopedia of Islam. Vol. 4, Lei Den, 1954.
141. Hitfi P.K. History of Arabs. Cambridge, 1958.
142. Hitti P. K. History of the Arabs, 8 ed., L., 1964.
143. Ibn 'Arabi, M. Journey to the Lord of Power. (R. Harris, Trans.). NY. Inner Traditions. 1981.
144. Ibn 'Arabi, M. What the seeker needs. (T. Bayrak and R. Harris, Trans.). Putney, VT: Treshhold books. 1992.
145. Idris Shah. The Sufis. London, 1971.
146. Idris Shah. The Way of Sufi. Marcham, 1974.
147. Jean During. Musique et exstase. Paris, 1998.
148. Knysh A.D. Ibn Arabi in Later Islamic Tradition: The making of a polemical image in medieval Islam. Albany, N.Y., 1998.
149. Martin, L. What is Sufism?.Berkeley, University of California Press. 1977.
150. Meier F. Vom Wessen der islamischen Mestic. Basel, 1943.
151. Mole M. Les Mystiques Musulmans. Paris, 1965.
152. Nasr S.H. Shihob-al-Din Suhrawardi Maqtul A History of Mulim Philosophy. Wiesbaden. Vol.1. 1963.
153. Nasr S.H. Science and Civilization in Islam. Cambridge, 1968.
154. Nasr S.H. Islamic Science. Westerham, 1976.
155. Netton I. The Breath of Felicity: Adab, Ahwal, Maqamat and Abu Najib al-Suhrawardi, Classical Persian Sufism from its Origin to Rumi. London, N.Y., 1993.
156. Nicholson R. A. Mystics of Islam: London, 1970.
157. Palmer E.H. Oriental Mysticism. London, 1969.
158. Ritter H. Das Meer der Seele. Leiden, 1955.
159. Rizvi A. A History of Sufism in India. New Dehli. Vol. 2, 1968.
160. Schimmel A. Mystical Dimensions of Islam. Chappel Hill, NC, 1975.
161. Shoor G.A. Mysticism, Science and Revelation. Oxford, 1976.
162. Smith M. An early Mystics of Baghdad. Londod, 1935.
163. Smith M. Early Mysticism in,the Near and Middle East. Oxford, 1995.
164. Valiuddin M. Quranic Sufism. Delhi, 1989.
165. Zachner R.C. Hindu and Muslim Mysticism. London, 1960.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.