Учение Наджмуддина Рази о бытии и познании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Камолов, Усмонали Нусратович

  • Камолов, Усмонали Нусратович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 153
Камолов, Усмонали Нусратович. Учение Наджмуддина Рази о бытии и познании: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 2010. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Камолов, Усмонали Нусратович

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I: ЖИЗНЬ И НАСЛЕДИЕ НАДЖМУДДИНА РАЗИ

§1. Социально политические условия эпохи Наджмуддина Рази.15

§ 2. Идейные истоки формирования воззрений Наджмуддина Рази.31

§ 3. Религиозно-философское наследие Наджмуддина Рази.40

ГЛАВА II : УЧЕНИЕ НАДЖМУДДИНА РАЗИ О БЫТИИ И ПОЗНАНИИ

§ 1. Проблемы бытия в воззрениях Наджмуддина Рази.46

§ 2. Учение Наджмуддина Рази о познании.77

§ 3. Вопросы соотношения души и тела.117

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учение Наджмуддина Рази о бытии и познании»

Актуальность темы исследования. Проблемы бытия и познания -многоаспектны и всегда находились в центре внимания философов и религиозных мыслителей. Наджмуддин Рази - видный представитель суфизма XIII столетия, особое внимание уделял проблеме человека, его места в обществе. По его мнению, человек священное создание, наделенное особыми качествами, и является целью мироздания. Целью создания человека, в соответствии с учением суфизма вообще, и в учении Наджмуддина Рази в частности, является самопознание человека и познание Бога. Без самопознания, как он считает, не только невозможно ориентироваться человеку на жизненном пути, в жизненных проблемах, но и трудно отличить его самого от животного, так как последний не познает смысл своего существования. Именно самопознанию подчинена вся онтологическая система мыслителя, и оно как конечная цель выдвигает человека к совершенству. С одной стороны познание придает человеку смысл человечности, выражает его стремление к достижению истины, а с другой - самопознание совершенствует человека до уровня божества. Эти -идеи освещаются мыслителем в контексте анализа проблем бытия и познания.

В учении Наджмуддина Рази человек находится в центре всего божественного творения, как сущность бытия. Рази учит нас не терять эту. сущность, умножая при этом человеческие ценности, правильно использовать свои духовные возможности и всегда, не теряя надежду, бороться ради полноценной и совершенной жизни.

Социо-политические и этико-прагматические идеи Наджмуддина Рази, их изучение способствуют решению многих современных проблем, особенно оно может внести свой весомый вклад в искоренении одного из самых наболевших проблем ХХ1-го века - духовного кризиса и может воспитать молодёжь в духе доброты, справедливости, честности, порядочности, терпимости и внутреннего совершенства человека.

Актуальность исследуемой темы вытекает из его практического значения для выявления духовных процессов происходящих в современном таджикском обществе. Назад к источникам, выявление истинного смысла духовного наследия прошлого, особенно анализ учений ярких представителей философии и суфизма, которые имеют собственную систему мировоззрений, коим является Наджмуддин Рази, придаёт настоящей работе еще большую актуальность.

В центре учения Наджмуддина Рази великая творческая и созидательская сила человека и религиозный гуманизм, а последний, в свою очередь, всегда и во все времена, независимо от социально политических изменений и госудрственного строя останется актуальным и современным. Выявление универсальных моральных ценностей в суфийской доктрине Наджмуддина Рази нам представляется важным и вполне современным. Без ориентации на духовное совершенство и жизненно важные моральные ценности построение справедливого, демократического общества невозможно. В учение Наджмуддина Рази духовное совершенство составляет цель нравственного совершенства человека. Основополагающими критериями нравственности человека, в учении Наджмуддина Рази, считаются законы и правила мусульманского шариата, высказывания пророка Мухаммада, который считается прототипом совершенного человека. На первый взгляд учение мыслителя носит религиозную окраску, но анализ его творчества свидетельствует о том, что он при решении многих вопросов как онтологического, так и гносеологического характера выходит из рамки учения ашаритского толка и прибегает к философскому осмыслению вопросов бытия и познания.

После приобретения национальной независимости современное таджикское общество ориентируется именно на подобные теоретико-познавательные концепции возрождения духовных ценностей. Ибо, утверждение общечеловеческих, мировоззренческих и национальных ценностей, их гармония способствуют нравственному воспитанию, духовному очищению и внутреннему совершенству человека.

Другим аспектом актуальности изучения учения Наджмуддина Рази является то, что для достижения путником истины и совершенства ему необходимо приобрести целый ряд моральных качеств, в результате чего происходит «изменение поведения», т.е. отчуждение от противных человеку негативных качеств и освоение положительных, прекрасных общечеловеческих норм морали. Между тем, исследование учения Наджмуддина Рази, его вклад в разработку основных морально-этических и мистико-философских воззрений как духовную ценность не только помогло бы правильно расставить акценты в исторической оценке его учения, но и способствовало бы раскрытию сути учения и его влияния через средневековье на современные общественно-политические и культурные явления.

Степень научной разработанности проблемы. Первые исторические сведения о Наджмуддине Рази и его сочинениях мы находим в «Нафахот-ул-унс» Абдурахмана Джами, где он дает краткую характеристику жизни и наследия мыслителя. Почти все последующие биографы ссылаются на сведения «Нафахот-ул-унса», ничего существенного не прибавляя.

Современные иранские исследователи Такии Тафзили и Муджтабии Минави во введении к книге Наджмуддина Рази «Ишк ва акл» («Любовь и разум»)1 дают весьма краткую характеристику жизни и творчества Наджмуддина Рази. Однако, более подробные сведения биографического характера приводятся во введении Мухаммад Амин Раёхи к книге Наджмуддина Рази «Мирсод-ул-ибод».2 Опираясь на доступные первоисточники, он скрупулезно и детально рассматривает жизнидеятельности мыслителя и подвергает анализу некоторые аспекты

1 Наджмуддин Рази. Ишк ва акл. Техрон, 1345.

2 Наджмуддин Рази. Мирсод-ул-ибод. Техрон, 1352. сочинения Наджмуддина Рази. К сожалению, его работа, как подготовка к изданию указанного сочинения мыслителя, больше всего носит комментаторский характер и не затрагивает философские аспекты трудов Наджмуддина Рази.

К числу авторов рассматриваемых Наджмуддина Рази как философа-суфия можно отнести иранского исследователя Сайд Яхя Ясриби и французского исследователя Анри Карбена. Первый в своем исследовании «Теоретический суфизм»1 подвергая анализу представителей суфийской школы Ибн Араби, наряду с другими видными представителями суфизма, перечисляет и Наджмуддина Рази. Он в частности ссылается на его главный труд «Мирсод-ул-ибод» и считает, что основная тема этого произведения -духовное путешествие путника по лестнице совершенствования.

Этой точки зрения придерживается и Анри Карбен. Он в своем исследовании «Истории исламской философии»" Наджмуддина Рази, известного как «Доя», считает учеником Наджмуддина Кубро (1145 - 1221). По его мнению, Рази сочиняя свой трактат «Мирсод-ул-ибод» не только прославился в суфийском кругу того времени, но и внес весомый вклад в развитие теории суфизма в целом. Это заметил еще при жизни мыслителя другой ученик Наджмуддина Кубро — Алоуддавла Симнани (1261 - 1336), который назвал это произведение Наджмуддина Рази «одним из шедевров по философии суфизма».

Во многих работах по истории суфизма имя Наджмуддина Рази перечисляется как представитель суфизма ХШ-го века наряду с другими его современниками в исламском мире. К числу таких работ можно отнести «Фарханги суханварон» («Культура мастеров слова») Хаямпура, заметки Саддата Насери на полях «Оташкадаи Озар» («Храм огня»), введение Муджтаба Минави к трактату «Любовь и разум» Наджмуддина Рази, «История монголов» Аббаса Икбала, введение Мухаммад Ризо Шафии

1 Ясрнбм Сайд Яхё. Ирфони назари. Тахкикоте дар сайри такомули ва усулу масоили тасаввуф. Кум, 1377. -С. 192.

2 Карбен Хенри. Таърихи фалсафаи нсломи. Тарчимаи Чавод Таботабои. Техрон, 1380. -С. 423. 6

Кадкани в «Псалмы Асади в ответ на псалмы Давида» и т.д. Но в связи с тем, что в них нет ничего существенного по анализу воззрений Рази, мы воздержимся от простого перечисления подобных исследований. Однако, в небольшом исследовании иранского ученого Гулямхусейна Ибрагима Динони рассматривается творчество Наджмуддина Рази более скрупулезно, чем в названных выше литературе.

Как нам кажется, работа указанного ученого в которой подробно анализируются основные аспекты философско-мистического учения Наджмуддина Рази, является пока единственным исследованием, где рассматриваются такие существенные вопросы творчества мыслителя, как направление взглядов, его борьба с мутазилитами относительно роли разума в познании, качества которыми обладает истинный наставник, проблемы креационизма - сотворение из ничего и появление мира во времени, сотворение человека Богом и определение его задач, стремление к достижению качеств и уровня Совершенного человека.

Другим важным моментом, удачно рассматриваемый Динони в своем исследовании, являются вопросы познания, где ясно вырасовывается соотношение человека и Бога, разума и любви и соответственно роли души в познании материального и метафизического миров. Под этим углом зрения Гулямхусейн Ибрагим Динони особо почеркивает, что хотя Наджмуддин Рази является ярым приверженцем ашаризма, в своих рассуждениях по вопросам онтологии и гносеологии он не всегда придерживается учения ашаритского калама и часто выходя за рамками учения каламистов, рассматривает их с точки зрения философии и мистицизма. На этой основе указанный исследователь показывает общности и отличительные черты системы взглядов Рази с иллюминативной философией (ишрок), с учением Газали и «божественных философов» («фалсафаи мутаолиха»),1 что нами

1 Гуломхусайн Иброхими Динони. Дар шуои нури ирфон андешан ашоира уфул мекунад// Дафтари акл ва ояти ишк. Т. 3. Техрон, 1383. -С. 296 - 336. будет проанализировано в соответствующих параграфах настоящей диссертации.

Что касается отечественной исследовательской литературы по рассматриваемой нами теме, она выглядит весьма скудно, поскольку кроме некоторых статей таджикских ученых, где косвенно затрагиваются воззрения Наджмуддина Рази, нет более менее завершенной работы по его творчеству. Среди них можно назвать статью Мухаммадходжаева А. «Социальное бытие в суфизме»,1 где автор рассматривает не только проблемы бытия в суфизме, но и социально-этические идеи Наджмуддина Рази.

В статье 3. Хасановой «Роль и место человека в мировоззрении Наджмуддина Рази»,2 сделана попытка определить место и роль человека в мировом пространстве исходя из философских позиций Наджмуддина Рази. В ее диссертационной работе «Социально-политические и этические взгляды Наджмуддина Рази», подробно рассматриваются социально-политические и этические воззрения Наджмуддина Рази, не затрагивая другие аспекты, особенно проблемы онтологии и гносеологии в учении мыслителя.

Салими Хатлони в статье «Джахонро баландиву пасти туи»4 (Ты вершина и низменность мира) анализирует воззрения средневековых мыслителей, в том числе Наджмуддина Рази, о величии человека доказывая, что человек является высшей ценностью мироздания.

В этих работах нет концептуального анализа философских, философско-мистических и религиозных воззрений мыслителя.

Нами сделана попытка всесторонне изучить и проанализировать философские и религиозно-мистические взгляды учения Наджмуддина Рази, ибо, по нашему убеждению, его учение не только повлияло на дальнейшей ход развития суфизма, оставило определенный след в развитии теории

1 Известия АН РТ. Серия: философии и права, Душанбе, 2007. № б. -С. 11-18.

2 Известия АН РТ. Серия: философии и права, Душанбе, 2006. №1-2. -С. 12-20.

3 Хасанова 3. Социально-политические и этические взгляды Наджмуддина Рази. Душанбе, 2009.

4 Журнал «Садои Шарк». Душанбе, 2006. №12. -С. 36. мистицизма, но и оказало огромное воздействие на повышение уровня самосознания личности, что в современных условиях может быть полезным в формировании национального самосознания, осуждения невежества и фанатизма, падения морали.

Источники исследования темы. Основными источниками нашего исследования являются сочинения самого Наджмуддина Рази, произведения великих суфиев, где разработаны основные положения мистико-теологического учения суфизма, источники по классическому исламу и средневековая исследовательская литература, представляющий собой базисную основу по теории и практике суфизма.

Целью и задачей исследования является изучение и определение основных принципов и положений учения Наджмуддина Рази о бытии и познании, его систему взглядов. Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

- восстановление научной биографии Наджмуддина Рази;

- выявление сути религиозно-мистических учений и основных положений учения Наджмуддина Рази; определение онтологического и гносеологического учения Наджмуддина Рази, соотношение и связь человека и Бога, соответственно роль и задачи человека в мироздании с точки зрения мыслителя;

- более подробно проанализировать наиболее существенные положения мыслителя о познании, роли души, разума и любви в процессе совершенства человека, специфику его учений о Совершенном человеке;

- выявление прогрессивной сущности мистико-философских учений Наджмуддина Рази;

- определение места социальных и этических воззрений Наджмуддина Рази в системе средневековых идей;

- выявление общности и различий концепций Наджмуддина Рази с учениями других представителей философии и суфизма.

Научная новизна диссертации. Впервые наследие Наджмуддина Рази становится объектом глубокого и всестороннего анализа. В диссертации впервые:

- выявлено влияние мистических, религиозно-философских, этических и других идейных течений, особенно учение Корана и Сунны на формирование и развитие учения Наджмуддина Рази;

- исследованы онтологические аспекты учения Наджмуддина Рази. Доказывается, что в учении Наджмуддина Рази присутствуют элементы пантеизма («вахдати вучуд» - дословно «единство бытия»), хотя в его высказываниях можно наблюдать отдельные элементы панентеизма («ваадати шухуд» - дословно «единство видимого»);

- проанализированы основные положения концепции Наджмуддина Рази о познании и самопознании, и выявлено, что самопознание составляет основу его гносеологии, ведущей к познанию Божества;

- исследовано его учения об интуиции и самопознании человека;

- доказывается, что Наджмуддин Рази творчески подходит к решению мистико-философского учения о нисхождении и восхождении («к,оби кдвсайн») души, являющееся детализацией его учения о бытии и познании.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Наджмуддин Рази предлагает вполне стройную познавательную концепцию, представляющей собой достижение истины путем божественной любви. Его познавательное учение во многом уточняет учение Ибн Араби о теоретическом познании суфизма и дополняет учение его учителя Наджмуддина Кубро о «единстве бытия» («вахдати вуцуд»).

Он, хотя не создал какую-то особую философскую систему, однако, в рамках своей концепции, развивал принципы персидско-таджикской поэзии, применяя ее при рассмотрении религиозно-мистических учений, показал общий дух религиозного учения, которое по истечению периода классического ислама и начала позднего средневековья, все больше тяготело к «ирфану» («суфизму»).

В единстве и взаимосвязи с великими общечеловеческими ценностями, Наджмуддин Рази анализировал и другие вопросы социально-этического и политического характера ираноязычных народов, и создал в этом направлении новые культурные ценности, которые могут быть применены и в нынешных условиях. Этот синтез его философского учения, не стихийно или имитационно придумано, наоборот, создано творчески, созидательно, мудро и рассудительно.

2. Иранский ученый Мухаммад Амин Раёхи упрекает Наджмуддина Рази в религиозном фанатизме и ненависти к философии и философам. Гуломхусайн Ибрагим Данони, наоборот, считает, что Наджмуддин Рази был ярым приверженцем суфизма ашаритского толка, он при рассмотрении вопросов мистико-философского характера отходит от учения ашаризма и приближается к учению основателя иллюмината вной философии Шахобуддина Сухраварди. Указанный исследователь пищет, что Наджмуддин Рази хотя не выдвигает свое видение философских проблем и философской терминологии и использует цитаты из священной книги и сунны, должны признать, что его воззрения по теории эманации, особенно первого абстрактного образования (содири аввал) из Единого напоминает по всем параметрам, появление «Нур-ал-акраб» («ближайщий Богу свет») из «Нур-ал-анвор» («Света всех светов»).1

Если далее проследить суждения мыслителя исходя из его «Мирсод-ул-ибод», действительно можно без сомнения согласиться с мнением Гуломхусейн Ибрагима Динони, ибо Наджмуддин Рази в решении излюбленного им вопроса о связи человека с Богом и другие вопросы самопознания, особенно преодоления препятствий - материального и духовного характера в процессе познания путником Истины, пренебрегает религиозное учение и рассуждает вполне философски. Ярким примером этого служит его анализ термина «яхуббухум» и «яхуббуна» («О вы, которые

1 Гуломхусайн Ибрагим Динони. Дар шуои нуру ирфон андешаи ашоира уфул мекунад//Дафтари акл ва ояти ишк. Т. 3.-С. 415. веруете! Если найдутся среди вас такие, кто отречется от религии своей, Господь других людей поставит, которых будет Он любить, и кто любить будет Его.»),1 что более подробно будет рассмотрено в соответствующих главах.

Вот почему нам кажется, что Наджмуддин Рази как знаток исламского учения никоим образом не допускает религиозного фанатизма в своем учении, поскольку по его мнению, истинный ислам по своей гуманистической природе органически не воспринимает фанатизм и всякого рода предрассудков. Последнее свойственно мутакаллимам, которые всячески стараются защитить религию от разумного подхода и философских выпадов. Система взглядов Наджмуддина Рази была воспринята такими великими философами как Шахобуддин Сухраварди, Шейх Мухаммад Куфи, Мавлоно Джалолуддин Руми и другими, которым были чужды фанатизм и предрассудки.

Наджмуддин Рази как истинный мусульманин неприемлет лишь тех философских идей, которые соприкасаются с илхадом — безбожием. Это ни в коей мере не означает, что мировоззрение религиозного характера или же мистико-философское учение средневековых мыслителей не входит в рамки философского мировоззрения и учения.

3. Следующим положением, выносимое на защиту является то, что Наджмуддин Рази считает человека единственным существом в мире, которому изначально дано познание Истины. Он с первых страниц своей книги «Мирсод-ул-ибод» пишет, что Истинное познание дано только человеку, ибо ангелы, как и люди, покорны Божеству, но только человек испытает на себя тяжелую и трудную миссию познания материального и метафизического мира. Т.е. ангелы в абстрактном, а животные, демоны и сатана в материальном мире не имеют такой возможности. Дело в том, что конечная цель сотворения мира заключалась в создании (души) человека, он является зерцалом красоты Единого и олицетворением всех имен и качеств

1 Коран Моида/54. Перевод Порохова.

Бога, что указывает на суры «Азхоб» («Сонмы»), стих 7, где говорится, что

Бог создал человека по своему образу и подобию».1

Здесь явно чувствуется, что, по мыслителю, только человек является носителем частицы Бога. Человек является владельцем моря и сущи (бахру бар),2 где внутреннее значение первого (т.е. моря) указывает на метафизический (олами малакут), второго (т.е. бар) - на материальный мир.

А если еще глубже рассматривать смысл этого стиха Корана, то «бахру бар» означает соотношение влюбленного и возлюбленного и между ними не з существуют никаких преград.

Исходя из этого, Наджмуддин Рази акцентируя свое внимание на соотношение человека с Богом, связывает онтологические и гносеологические проблемы и показывает роль души и разума в познании, рассматривает вопросы земной любви и перерастание ее до божественного, соотношение единичного и множественного вплот до определения функции Совершенного человека.

Теоретической основой исследования служили труды отечственных и зарубежных авторов, в частности произведения известных персоязычных, русских, европейских, арабских учёных, . исследовавших историю философии, философию суфизма и суфийско-религиозных учений, этические и социально-политические воззрения а также труды посвященные непосредственно изучению и анализу произведений Наджмуддина Рази.

Методологическую основу диссертации составляют общефилософские и объективно-исторические методы.

Практическая значимость диссертации. Результаты и выводы работы могут быть применены при изучении и анализе философских, философско-религиозных и суфийских учений народов Центральной Азии и Ближнего Востока. Кроме того, они могут служить пропаганде общечеловеческих норм и ценностей, проведения спецкурсов по истории

1 Наджмуддин Рази. Мирсод-ул-ибод. Техрон, 1379, -С. 2-3. Коран. Азхоб, стих 7.

2 Коран 17/70. Мы даровали почет сынам Адама и по Нашей воле они передвигались по земле и морю. Мы наделили их благами и дали им явное превосходство над другими тварями. Перевод Османова.

3 Наджмуддин Рази. Мирсод-ул-ибод. Техрон, 1379, -С. 48-49.

13 философии, культурологии, истории, доктрине суфизма, этических и воспитательных целях и т.д. Основное содержание диссертации можно использовать при написании и подготовке монографических ислледований по истории философии и суфизма.

Апробация исследования. Работа обсуждалась в отделе истории таджикской философии и сопредельных стран Института Философии им. академика Богоутдинова A.M. Академии Наук Республики Таджикистан. Отдельные проблемы и части работы изданы в виде тезисов, докладов и статей, материалы диссертации использованы в преподавании курсов по истории и философии суфизма по программе высшей школы.

Структура и содержание работы подчинены её общей задаче. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Камолов, Усмонали Нусратович

Заключение

Наджмуддин Рази как прославленная фигура суфизма конца ХП-го и начало ХШ-х вв., не смотря на сложный и трагический в социально-политическом плане жизненной ситуации, оставил после себя богатое наследие, на котором воспитывалась плеяда учёных, поэтов и суфиев. Велика роль его трудов в развитии общественно-политической, философской и религиозно-суфийской мысли Востока, так как во многих трудах известных учёных, поэтов и мистиков можно наблюдать влияние его учения. Особенно в его богатой лингвистической и литературно-поэтической стилистике, имеющая огромную историческую ценность, ярко выражены философские, религиозно-мистические и этико-социальные воззрения, многие из которых не утратили свое значение, и актуальность по сей день.

Наджмуддин Рази как многие учёные того времени не сомневался в существовании Единого Творца - Бога, благодаря которому все сущее обрело бытие. Бог предшествовал возникновению всех вещей, так как все вещи происходят от Него, Он превосходит все остальное. Более того, согласно концепции Наджмуддина, Бог является вечной субстанцией и «Душой всего мира», растворившийся в бытии. Бог существует везде, куда бы ни обратил свой взор человек, в какую сторону бы он не смотрел, всюду он видит божественный лик: Бог разлит во всех вещах этого мира.

Бытие обрело явство путём эманации сверху вниз - от Вечной субстанции - Вечной Души и до человека. Первоначально от сияния Вечной Души проявляются Абсолютная Душа, Абсолютный Разум, Трон и престол, а от сияния Трона появляются небеса, звёзды и планеты. Четыре элемента — земля, вода, воздух и огонь приобрели бытие от блеска небес и звёзд. В свою очередь от четырех элементов, эманируют минералы, растения, птицы и животные.

Небожители, т.е. ангелы, наиболее приближённые к Богу создания, сотворены Богом сугубо для выполнения определенных задач, за пределом которых неспособны выходить. Они лишены земных, материальных, чувственных аспектов и служат исключительно Богу и человеку. Они в отличие от человека не в состоянии развит свой потенциал.

Минералы лишены души, восприятия, ощущений, чувств и разума, но они играють большую роль в формировании живых сущесвтв. С точки зрения мыслителя, минералы только кажутся мёртвыми, хотя они тленны и для них нет Судного Дня, однако перед Богом являются живыми существами, которые действуют по Его воле.

Растения как живые существа, лишены активной души и разума, и имеют только несовершенные, низменные чувства; сила роста и размножения заложено им Богом в недрах их семян (в их генах).

Являясь земными созданиями, животные и птицы, лишены «божественной души»: их душа и тело тленны, и Воскрещение им не присуще. Познание мира соответствует их низкому уровню интеллекта, благодаря которому живут и размножаются.

Человек в отличие от вышеперечисленных сущих, является наиболее сложным созданием, и обладает тем, что есть у ангелов, и тем, что встречается у сотворенных существ. Иначе говоря, он и небесный и земной, состоит как из высшей, так и из низшей субстанций. Одна группа из творений создана из абсолютного света; другая группа, которая включает в себя животных, создана из гнева и страстей; и только человека Бог создал из нескольких начал. Человек как высшее, в плане сущности создания, и по фазам творения последнее творение Творца, считается Его наместником в посюсторонних и потусторонних мирах. Человек, являясь сущностью бытия во имя и ради которого создано все сущее в явных и скрытих мирах, считается олицетвореним сущности Бога, в облике и образе которого Бог созерцает самого себя. В натуре человека заложена потребность открыть то, что скрыто за покровом вселенной, и это объясняет, почему человек имеет тенденцию достигать все больших высот, какою бы ни была цель его устремлений - материальной или духовной.

Цель создания человека является не что иное, как познание человеком себя и Бога. Ангелы, планеты, звёзды, минералы, растения, животные и многие другие виды сущих, которым была предложена нести бремя познания, отказались ее нести. И только человек отважился брать на себя эту ношу. Познание истины начинается сначало с самопознания человека, цель которого познание сущности самого индивида.

Наджмуддин Рази разделяет виды познания на рациональное, теоретическое и созерцательное. Познавательную функцию в человеке выполняют внешные и внутренные чувства человека. В познании материального - посюстороннего мира внешные пятеричные чувства -зрение, слух, обоняние, осязание и чувство вкуса играют значительную роль. Однако, в процессе познания таинственного - потустороннего, сокровенного главная, первостепенная роль отводится мистическому и иррациональному методу достижения истины: здесь главная роль отведена внутренним чувствам - общее чувство (х,исси муштарак), представление (хаёл), догадка(вах,м), инстинкт, воображение (мутасввира), разум (ак;л), и сердце (дил, сирр). Любовь как наивысший способ познания Истины, сопровождает путника до Его дворца (дарбор): она охватывает все человеческие способности, и поэтому является объединяющим в объяснении познавательной силы человека.

Согласно концепции суфиев, и в частности в соответствии с суфийской доктриной Наджмуддина, возвеличивая и обожествляя человека как одного из высших видов творения, который, считаясь имманентным Богу, способен не только познать истинность Творца, но и, отождествлять себя с самой Истиной. Именно данная концепция, т.е. концепция о достижении единичным разумом Всеобщего, Таинственного, Абсолютного Разума, говорит о божественной сущности человека, является определяющей и центральной.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Камолов, Усмонали Нусратович, 2010 год

1. Абдурахмони Чоми. Нафахот-ул-унс мин хазарот-ил-кудс. Техрон, 1336 х. 679 с.

2. Аттор. Тазкират-ул-авлиё. Бомбей. 1325 х.

3. Аттор. Мантик;-ут-тайр. Техрон, 1319 х.

4. Аттор. Мусибатнома. Техрон, 1338 х.

5. Аттор. Иллохинома. Техрон, 1339 х.

6. Афлоки Ах,мад. Манокиб-ул-орифин. Техрон. 1896. 396 с.

7. Валад Бахоуддин. Маориф. Техрон. 1338 х. Том 1. 498 с. Том 2. 416 с.

8. Начмуддини Рози. Мирсод-ул-ибод. Техрон, 1352 и 1387.

9. Начмуддини Рози. Ишк ва Акл. Техрон, 1345.

10. Начмуддини Кубро. Ал-асвал-ул-ушрат. Техрон, 1363 х. -111 с.

11. Саноии Газнави. Девон. Бо кушиши мударрис Разави. Техрон, 1341 х.

12. Санои. Хадикат ул - хакика. Лакхнав, 1886.

13. Шайх Ахмади Чоми (Жандапил). Унс-ул-тойибин. Техрон. 1368 х. том 12.

14. Мулло Мухсин Файзи Кошони. Ахлоки хасана. Техрон, 1369х. -275с.

15. Руми Чалолуддин. Маснавии маънави. Техрон, 2001. 728с.

16. Руми Чалолуддин. Фихи мо фихи. Техрон, 1330 х. 383 с.

17. Табрези Шамс. Маколот. Техрон. 1349 х. 400 с.б) Исследования:

18. Абдуллаев М.А. Важнейший источник средневекового суфизма// Вопросы философии. 1986. -№ 7. -С. 82-90.

19. Аббоси Кайманиш. Партави ирфон. Техрон, 1366х. 935с. (на перс. яз.).

20. Акимушкин О.Ф. Суфийские братства: сложный узел проблем// Тримингейм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. — М., 1989. С. 3-13.

21. Алиев А.Г. Заметки о суфийском ордене сухравардийа//Ислам в истории народов Востока. -М., 1981.-С. 154-159.

22. Амиршохи Нурмухаммад. Давлатдории точикон дар асрхои 1Х-Х. Душанбе, 1999.

23. Андерхилл Э. Мистицизм. М., 2000. - 496 с.

24. Арберри А.Дж. Суфизм. Мистики ислама. М., 2002. - 272 с.

25. Арабзода Н. Носири Хусрав. Душанбе, 1994.-176с.

26. Асимов М.С., Ашуров Г.А., Диноршоев М.Д. Философия и общественно-политическая мысль таджикского народа/ЛГаджикская ССР. ЭСТ. -Душанбе, 1984.

27. Асмус В.Ф. Античная философия.-2-e изд., -М.:Высш.шк.1976.-543с.

28. Афсахзод А. Тахаввули афкори Абдурахмони Чоми.- Душанбе, 1981.-159с.

29. Ашуров Г. Философские взгляды Носири Хисрава. -Душанбе, 1965. -113с.

30. Баррасихо аз таърихи фалсафаи точику форс. Душанбе, 2002. - 621 с. (на тадж. яэ.).

31. Бартольд В.В. Сочинения Т.2.-Ч. 2. - М., 1964.

32. Беков К. Мухаммад Шахристани историк философии. - Душанбе, 1987. 118 с.

33. Бертельс А.Е. Насир Хосров и исмаилмзм. М.: Изд. Вост. лит. 1959. -289с.

34. Бертельс С.Э. Избранные труды.- Суфизм и суфийская литература.- Т.З.-М.,1965.-523с.

35. Бёрк О.М. Среди дервишей. М., 2002. - 235 с.

36. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии.-Сталинабад, 1961.-331с.

37. Богоутдинов A.M. Избранные произведения.-Душанбе, 1980.-418 с.

38. Болтаев М.Н. Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн Сины и его школы. Душанбе, 1965. 600 с.

39. Босворт К.Э. Мусульманские династии. Пер. с анг. П.А. Грязневича. М. 1971.-324 с.

40. Брагинский И.С. Исследования по таджикской литературе. М.: Наука, 1976. 288 с.

41. Вазиров 3. Социально-политические и нравственно-религиозные учения в философской системе футуввата. Автореф.: дис. канд. филос. наук. Алма-Ата, 1981.

42. Вклад эпохи Саманидов в культурное наследие Центральной Азии; //Материалы международного симпозиума. Душанбе, 1999. 239с.

43. Гафуров Б.Г. История таджикского народа. М., 1949.

44. Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. — Кн., 1-2,- Душанбе, 1989.

45. Григорян С.Н. Прогрессивная философская мысль в странах Ближнего и Среднего Востока 1X-X1V вв. //Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. -М., 1961. 352 с.

46. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. -М., 1966.

47. Диноршоев М. Аз таърихи фалсафаи точик. Душанбе, 1988. 220 с. (на перс. яз.).

48. Диноршоев М. Философия Насириддина Туси. Душанбе, 1968 - 157 с.

49. Диноршоев М. Кулматов Н. Бахси мутакаллим бо файласуф. //Мушкилоти Ибни Сино. Душанбе, 1980. -С. 116-131. -Тадж. яз.

50. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе, 1985. -256 с.

51. Диноршоева 3. Аль-Газали и его отношение к философским наукам. -Душанбе, 2000. -41 с.

52. Дуорант В. Таърихи фалсафа. Техрон, 1350 х. 422 с. (на перс. яз.).

53. Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 1987. -432с.

54. Жуковский P.A. Человек и познание у персидских мистиков. — Санкт-Петербург, 1985.

55. Зарринкуб А. Арзиши мероси суфия. Техрон. 1362. -316 с. (на перс. яз.).

56. Зарринкуб А. Бахр дар куза. Накд ва тафсири казияхо ва тамсилоти «Маснави». Техрон, без года изд. 616 с. (на перс. яз.).

57. Зарринкуб Абдулхусайн. Палла-палла то мулокоти Худо. Техрон, 1358 х. -394с. (на перс. яз.).

58. Зарринкуб А. Чустучу дар тасаввуфи Эрон. Душанбе, 1992. 396 с. (на тадж. яз.).

59. Зиёев И. Проблема человека в философии Мухаммада Икбала. Душанбе, 1998. -115 с.

60. Зиёев Х.М. Мировоззрение Бахоуддина Валада. Душанбе, 1992. -114 с.

61. Зиёев Х.М. Суфийский орден мавлавия. Душанбе, «Хумо», 2007. 276 с.

62. Ибни Сина. Указания и наставления. Соч., т.1.- Душанбе,-2005.

63. Ибни Сина. Трактат «О любви». Душанбе,-2000,-62с.

64. Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л.,1980.-224с.

65. Иванов В.Г. История этики средних веков. Л.,1980.-279с.

66. Идрис Шах. Магия Востока. М., 2001. -304с.

67. Идрис Шах. Мудрость блаженных. М., 2000.- 125 с.

68. Идрис Шах. Особое озарение. М., 2002.- 46 с.

69. Идрис Шах. Суфии. М., 2001,- 444 с.

70. Из реки изречений. Суфийские афоризмы и истории. М., 1999. -167 с.

71. Имам Газзали. Кимиёи саодат. Т. 1-2. Душанбе, 2009.

72. Инаят Хан П.В. Пробуждение. -М., 2002. -234 с.

73. Инаят Хан X. Чаша саки. Мысли для ежедневной медитации. —М, 2001.

74. Инаят Хан X. Учение суфиев. -М., 1998. -344с.

75. Инаят Хан X. Мистицизм звука. -М., 1998. -329с.

76. Ислам в истории народов Востока. -М., 1981. -195с.

77. Исматов Б. Пантеистическая философская традиция в персидско-таджикской поэзии IX XV вв. - Душанбе, 1986. -256с.

78. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.-315с.

79. Камю А. Творчество и свобода. -М., 1990. 608с.

80. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. -Санкт-Петербург. 1999.-471с.

81. Касрави А. Суфигари. Техрон. без года изд. 100с. (на перс.яз.).

82. Кирабаев Н.С. Проблема человека в доктрине Аль-Газали: Автореф. дис. канд. М., 1979.-21с.

83. Кныш А.Д. Некоторые проблемы изучения суфизма. //Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

84. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. М., Спб., 2004. 454 с.

85. Комилов P.C. Назарияи чомеаи ормони дар таърихи фарханги форсу точик. Душанбе, 1997.-288с. Тадж.яз.

86. Кулматов Н. Фахриддини Рози. Душанбе, 1980.-66с.

87. Кулматов H.A. Этические взгляды Саади. Душанбе. 1968. -128с.

88. Курбонмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма.- Душанбе, 1987.-108с.

89. Лавский В. Введение // Суфийская мудрость. Минск, 1998.

90. Махмаджонова М.Т. Этические взгляды Джалолуддина Руми. Душанбе, 2001.- 168с.

91. Махмуди М.Х. Он чо, ки холл аст, на кол. Техрон, 1339 х. 83с. (на перс.яз.).

92. Махмаджонова М. Религиозно-философское учение Джалолуддина Руми. Душанбе, 2007. 237 с.

93. Мехрин А. Тасаввуф. Гелон., без года изд., -84с. (на перс. яз.).

94. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1966. - 458 с.

95. Мирбобоев М.К. Этика Джалолиддина Давони. Душанбе, 1992. — 140 с.

96. Моситиюн Кравс. Ахбори Халлоц. Техрон, 1373х. -94с. (на перс. яз.).

97. Мудрость суфиев. Спб., 2001. - 439 с.

98. Муминов И.М. Выдающиеся мыслители Средней Азии. -М., 1966. -47с.

99. Муминджонов X. Философские проблемы зороастризма. Душанбе. 2000. -243с.

100. Муртаза Мутаххари. Совершенный человек в исламе. Санкт -Петербург, 2008. 207с.

101. Муртазо Мутаххари. Ошнои бо улуми исломи. Душанбе, 1999. Т. 1,2.

102. Мусаффо Мухдммад Чдъфар. Бо пири Балх. Техрон, 1370. 383с. (на перс, яз.).

103. Мухаммадходжаев А. Мировоззрение Фаридуддина Аттора. Душанбе, 1974.-116с.

104. Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма. Душанбе, 1990.-232с.

105. Мухаммадходжаев А. Идеология накшбандизма. Душанбе, 1991.232с.

106. Мухаммадходжаев А. Ходжа Ахрор. Душанбе, 2000. 88с.

107. Мухаммадходжаев А. Накшбандия ва Хоча Ахрор. Душанбе, 2007.-263с.

108. Мухаммад-Али М. Введение в антропологию. Душанбе, 1999,-130с.

109. Мухсини М. Тахкик дар ахвол ва осори Начмуддин Куброи Увайси. -Техрон, 1346 х. -266 с. (на перс. яз.).

110. Мучтабии Минави. Ахвол ва афволи Шайх Абулхасани Харафони. Техрон, 1363. -180с. (на перс. яз.).

111. Насиров Р.Н. Вопросы теории познания во взглядах прогрессивных мыслителей Средней Азии. Ташкент, 1988.-120с.

112. Нафиси С. Сарчашмаи тасаввуф дар Эрон. -Техрон. 1342 х. -276 с. (на перс. яз.).

113. Никелсон Рейнолд А. Тасаввуфи исломи. Техрон, 1358х.-254с. (на перс, яз.).

114. Нурбахш Д. Духовная нищета в суфизме. Великий демон Иблис. —М., 2000. -266 с.

115. Нурбахш Д. Иисус глазами суфиев. М., 1999. -127 с.

116. Нурбахш Д. Таверна среди руин. Семь эссе о суфизме. М., 1999. -133 с.

117. Одилов Н. Мировоззрение Джалалиддина Руми. Душанбе, -1974. -117с.

118. Одинаев Я.К. Ибн Араби. Душанбе, 1979. -128с.

119. Олимов К. Мировоззрение Санои. Душанбе, 1973. 135с.

120. Олимов К. Харасанский суфизм. Душанбе, 1994. - 285с.

121. Олимов К. Баррасихо дар тасаввуф. Душанбе, 1999. - 140с. Тадж.яз.

122. Олимов К. Чахонбинии Абдуллохи Ансори. Душанбе, 1999. Тадж.яз.

123. Осими М. Пайдоиш ва ташаккули тафаккури фалсафи. — Душанбе, 1970.-140с. Тадж.яз.

124. Полотин В.А. Евангелия глазами мусульманина. Два взгляда на одну историю. М., 2006. 346 с.

125. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв.-Л.1966.-400с.

126. Раджабов М. Философские и социально-этические взгляды Амира Хусрава Дехлави. Душанбе, 1982 .-95 с.

127. Размчу X. Инсони ормони ва комил дар адабиёти хамоси ва ирфонии форси. Техрон, 1368 х. - 432 с. (на перс. яз.).

128. Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987. - 333 с.

129. Рахматуллоев Н. Философские взгляды Ибн Сино в книге «Указания и наставления». Душанбе, 1980.-92с.

130. Рейнолд А.Никелсон. Ирфони орифони мусалмон. Техрон, 1382х. (на перс. яз.).

131. Сагадеев А. В. Гуманистические идеалы мусульманского средневековья. //Человек как философская проблема: Восток Запад. М., 1991.

132. Сагадеев A.B. Свободомыслие мусульманского средневековья. //Свободомыслие и пантеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения. -1986.

133. Саидов И.А. Проблемы онтологии и гносеологии в философии Хади Сабзавори. Душанбе, 1998. - 290 с.

134. Сафозода Сиддик. Ахли хак. Техрон, 1361 х. 254 с. (на перс. яз.).

135. Саччоди 3. Мукаддима бар мабонии ирфон ва тасаввуф. Техрон, 1380. (на перс. яз.).

136. Сироцев Ф. Масъалахои фалсафаи хасти дар «Начот»-и Ибни Сино. -Душанбе, 1980. -137с.

137. Спиркин А.Г. Сознание и самопознание. М., 1972. - 304 с.

138. Степанянц М.Т. Исторические судбы суфизма. //Вопр. философии. М. 1980. №6.

139. Степанянц М.Т. Проблемы познания в суфизме. //Вопр. философии.-1988 №4.

140. Степанянц М.Т. Концепция совершенного человека в творчестве Джалалиддина Руми и Мухаммада Икбала.-М.,1982.

141. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987. - 190 с.

142. Султонов М. Концепция совершенного человека в суфийской доктрине Али Хамадани. //Истории философии и современность.-Душанбе, 1988.

143. Султонов М. Суфийская доктрина Алии Хамадани. Душанбе, 1993. -137с.

144. Суруш Абдулкарим. Авсофи порсоён. Техрон, 1371. 381с. (на перс. яз.).

145. Соъиди Абдулазим. Бо Хофиз то Кахкашони ирфон ва ахлок. Техрон, 1362 х. 140с. (на перс. яз.).

146. Суратгар Лутфали. Тачаллиёти ирфон дар адабиёти форси. Техрон, 1359. -254с. (на перс. яз.).

147. Суфии: Восхождение к истине. М., 2001. - 639 с.

148. Суфийская мудрость. Минск. 1998. - 397 с.

149. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989. -338 с.

150. Суфизм в Центральной Азии. Спб., 2001. - 392.

151. Сухо Манучехр Садуки. Таърихи хукамо ва урафо. Техрон, 1359.-254с. (на перс. яз.).

152. Тримэнгем Д.С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. -328 с.

153. Турсунов А.К. Дискуссия вокруг концепции Восточного Ренессанса. //Памир. 1981.№10.

154. Турсунов А.К. От мифа к науке. М., 1973.-152 с.

155. Умаров И. Айнулкузот и идеология суфизма. -Ташкент, 1979.

156. Хазраткулов М. Философские взгляды Садриддина Ширази.-Душанбе, 1985.-144 с.

157. Хазраткулов М. Тасаввуф. Душанбе, 1988.-124с. - Тадж. яз.

158. Хазраткулов М. Философия ишрак (озарения): истоки, проблемы, тенденция развития: Автореф.: д-ра филос. наук. Ташкент, 1991.-42 с.

159. Халаби A.A. Таъсири Куръон ва хадис дар адабиёти форси. Техрон, 1371 х.

160. Фаршод Мухсин. Инсон ва чахони фароогохи. Техрон, 1362.351с. (на перс. яз.).

161. Шамолов А. Хуччат-ул-ислом Газзоли. Андешах,ои ичтимои ва сиёси. Душанбе, «Дониш», 1996.

162. Шамолов А. Хикмати назми ниёгон. Душанбе, 1999.

163. Шамолов А. Машхади Ризо. Душанбе, 1998.

164. Шамолов A.A. Ахвол, осор ва афкори Имоми Аъзам. Душанбе, 2009. 318 с.

165. Шодиев М. Мансур Аль-Халладж и его поэтическое наследие. Душанбе, 1963.

166. Эрнст К. Суфизм. М., 2002. -320 с. ИССЛЕДОВАНИЯ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

167. Browne Edward С. A literary history of Persian, vol IV. Cambridg at the University Press, 1930.

168. Tabibi Abdul Hay. Sufism in Afganistan. Kaboul, 1977. 81 pp.

169. Cyprian Rice. The Persian Sufis. London, 1964. - 104 c.

170. Early Sufi Women. USA, 1999. -334 c.

171. Idries Shah. The Sufism. London, 1971.-408 pp.

172. In Seach of Hafiz. London, 1996. - 249 c.

173. Rastagi T.C. Islamic mysticism, Sufism. New Delhi, 1982. -126 pp.

174. Rizvi S.A. A history of Sufism in India. New Delhi, 1978. vol. I. 467 pp.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.