Мировоззрение молодежи в современной России: Религиозный аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Андрякова, Татьяна Вячеславовна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 191
Оглавление диссертации кандидат философских наук Андрякова, Татьяна Вячеславовна
Введение 2с.
1 глава Социально-философские проблемы 13с. концептуализации феномена мировоззрения
1.1. Постановка проблемы мировоззрения 13с. в западноевропейской философии
1.2. Проблема мировоззрения в контексте отечественной 37с. философской мысли: религиозно-философская традиция понимания мировоззрения и светская (советская и постсоветская) интерпретация мировоззрения
1.3. Проблемы и особенности общей интерпретации 64с. религиозности как составляющей мировоззрения
2 глава Социально-философские аспекты трансформации 84с. мировоззрения молодого поколения россиян в постсоветскую эпоху
2.1. Проблемы общей интерпретации религиозности 84с. мировоззрения россиян в советский период
2.2. Социально-философские аспекты трансформации 98с. мировоззрения россиян в постсоветскую эпоху
2.3. Особенности современной молодежной религиозности 121с.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социально-философский анализ феномена целостности мировоззрения: на материале творчества И-В. Гете2007 год, кандидат философских наук Шадрина, Ольга Николаевна
Социально-философский анализ концепций психологических аспектов религиозности в культуре XX столетия2003 год, кандидат философских наук Нефёдова, Ирина Дмитриевна
Структура и динамика религиозно-этических представлений студенческой молодежи г. Красноярска в 1988 - 2000 гг.: Социально-философский анализ2001 год, кандидат философских наук Стариков, Павел Анатольевич
Проблема религиозной идентичности и религиозности в старообрядческом социуме: социально-философские аспекты2006 год, кандидат философских наук Арсенина, Ольга Владимировна
Религиозность современного российского общества: социально-философский анализ2010 год, доктор философских наук Лобазова, Ольга Фёдоровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мировоззрение молодежи в современной России: Религиозный аспект»
Актуальность темы исследования
На смену господствующей идеологии и глобального идеологического противостояния приходит новая социальная ситуация, характеризующаяся стремлением к диалогу, плюрализму, свободному обмену мнениями. Данная тенденция требует глубокого знания разнообразных мировоззренческих позиций членов социума для утверждения подлинно демократической атмосферы в обществе. Это вызывает необходимость глубокого и многостороннего анализа распространенных типологий мировоззренческих форм и тех методологических оснований, на которые они опираются, преодоления практики рассмотрения мировоззрений в рамках прежних идеологических стереотипов. Современная социальная философия, переживающая глубинные изменения, связанные в первую очередь с все набирающим силу процессом интеграции знаний и их синтезом, позволяет провести такой анализ наиболее плодотворно.
Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует сознавать, что молодежь несет в себе потенциал как позитивных перемен, так социальной нестабильности, обусловленный её особым положением в обществе. Молодежь всегда отличается поиском собственных форм самоутверждения и самоопределения в обществе, что становится особенно проблематичным в периоды радикальных изменений, подобных тем, что произошли за последние два десятилетия в России. Характерной особенностью и условием формирования личности является возможность её свободного и творческого становления в конкретных обстоятельствах отношений с природой и обществом, включая вопросы предельного постижения основ бытия, трансцендентного, абсолютного. В этой связи особенно актуальным становится анализ религиозности современных молодых россиян, нуждающийся не столько в сопоставлении данных конкретных социологических исследований, которые порой очень противоречивы, сколько в рассмотрении методов, подходов и общих методологических оснований, в свете которых устанавливаются сами критерии измерения религиозности, принятые в социологии.
Религиозность, понимаемая как один из типов мировоззрения, в рамках философии советского периода явно или неявно трактовалась как исторически преходящий, устаревший и отмирающий феномен, порождаемый только определенными общественными отношениями. Религиозность в качестве сущностной составляющей духовности человека отвергалась. В настоящее время меняется общее понимание религиозности, форм её существования и соотношения её с многообразием форм мировоззрений. В этой связи современный анализ категорий религиозности и мировоззрения становится особо востребованным.
Степень разработанности проблемы
Проблема мировоззрения традиционна для философии, хотя сам термин «мировоззрение» появился только во второй половине XVIII столетия. Исследователи связывают появление этого термина с именами И.Канта и Ф.Шлейермахера, которые под мировоззрением понимали коренящуюся в самой природе субъекта способность творческого осмысления человеческого бытия, в основе которого лежит стремление к целостному осознанию общих взаимосвязей природы, общества и индивида в единой системе взглядов и представлений.
Основоположниками нового направления в философии, связанного с постановкой проблемы обоснования мировоззрения и его типологии стали работы Г.Гегеля, С.Кьеркегора, О.Конта и В.Дильтея. В целом, проблематика мировоззрения была тесно связана с динамикой и внутренней логикой развития самой философии, в частности таких направлений как позитивизм, «философия жизни», экзистенциализм. Проблематика мировоззрения тесно связана с вопросами становления личности и педагогической методологии, что находит отражение в работах различных христианских философов, в частности, Д.Сайра, предложившего соответствующую типологию мировоззрений, отождествляя мировоззрение и философскую позицию.
Психологическому аспекту мировоззрения, анализу его места и роли в психологической структуре личности, связи мировоззренческих идей и персональных установок человека и т.п. посвящены работы К.Г.Юнга. Диссертант также обращался к работам других представителей зарубежной психологической науки, в том числе и аналитической психологии: Ч.Райкрофта, В.Франкла, Э.Фромма, Б.Фурста.
В рамках решения проблемы предельно широкого понимания природы мировоззрения особую позицию занимает М.Хайдеггер. Он ищет ответ на вопрос, почему именно в Новое время появляется термин «мировоззрение» и связывает данный факт с отчуждением человека, с его превращением в субъект, стремящийся все заключить в рациональные схемы, структурировать. Мировоззрению Хайдеггер противопоставляет философию.
Важные аспекты мировоззрения и его связи с религиозностью были разработаны в отечественной литературе, что вызвало необходимость обращения диссертанта к работам о.Павла Флоренского, других религиозных и светских исследователей. П.Флоренский разрабатывает свою типологию мировоззрений, соответствующую разделению культуры на три особых типа: религиозное (христианское), «возрожденческое» (антропное, гуманистическое) и эклектическое, смешанное. Близкие идеи развивались в работах В.С.Соловьева, С.Булгаковова, других религиозных философов, в теории культурной динамики П.Сорокина.
Проблема определения природы мировоззрения и его сущностных аспектов отражена в многочисленных справочных изданиях, позволяющих проследить в историко-социальном контексте изменение содержания данного термина. Диссертант обращался к словарям русского языка В.Даля и М.И.Михельсона, словарю русского языка, составленному вторым отделением Императорской Академии Наук в 1891г., к церковно-славянскому словарю 1900г., составленному Г.Дьяченко, к «Большой энциклопедии» 1896 года издания, редактировавшейся С.И.Южаковым, к не утратившему своей актуальности и сегодня энциклопедическому словарю издателей Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона 1896г. и энциклопедическому словарю Русского библиографического института Гранат. Динамика изменения содержания термина «мировоззрение» в советские годы прослеживается по переизданиям Большой Советской энциклопедии, редакторами которой в разные годы выступали О.Ю.Шмидт (1938 г.) и Б.А.Введенский (1954), а также по многочисленным философским и энциклопедическим словарям. Внимание данной проблематике уделяли и такие авторы учебников и учебных пособий по философии, как П.В.Алексеев, А.В.Панин, В.Т.Горбачев, В.А.Канке, Е.В.Попов, В.П.Кохановский, В.Л.Калашников, В.Н.Лавриненко, А.Н.Чанышев, включавшие, в качестве неотъемлемой составляющей части издания, главу или параграф о мировоззрении.
Обсуждение сущности мировоззрения, его формирования, типологии, его роли и места в общественной и личной жизни человека представлено в работах философов советского периода. Среди них на первый план выходят исследования В.П.Коблякова, И.С.Кона, М.В.Мостепаненко, В.П.Рожина, В.Ф.Черноволенко, А.Г.Спиркина, Р.А.Арцишевского, Н.С.Богомолова, Т.И.Ойзермана, В.Л.Василенко, Г.М.Гака, В.С.Овчинникова, Б.А.Грушина, Е.И.Кукушкиной, Л.БЛогуновой, А.С.Тонких. Сопоставлению мировоззрения с другими формами общественного сознания - идеологией и общественной психологией - посвящены работы Н.И.Михальченко, ГЛ.Нестеренко, Т.И.Ойзермана,
A.К.Уледова, А.Г.Спиркина и других.
В эпоху перестройки и постперестроечное время проблематикой мировоззрения и взаимодействия мировоззренческих парадигм в современном обществе занимались Б.П.Шулындин, М.В.Воронина, С.С.Гусев, Б.Я.Пукшанский, Е.И.Аринин, Л.А.Курбатова и другие.
При анализе мировоззрения в рамках субъект-ориентированного подхода в понимании его природы представляется плодотворным обращение к работам представителей психологической науки. В работах С.Л.Рубинштейна, Р.С.Немова, Г.Е.Залесского, Н.П.Дубинина, И.И.Карпца, В.Н.Кудрявцева,
B.Д.Шадрикова, А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского обсуждается содержание понятия «мировоззрение», соотношение мировоззрения и сознания, вопросы выбора смысла жизни, жизненных целей, ценностных ориентиров личности, проблема формирования мировоззрения и др. В работах психологов даются определения и анализируется содержание таких понятий, как «мироощущение», «ми-рочувствование», «миропонимание», «мировосприятие» и т.п., которые зачастую используются в качестве синонимов слова «мировоззрение».
Системный подход, который ряд авторов применяет к мировоззрению, разрабатывалась А.И.Уемовым. Мировоззрение в качестве системного образования разбирается в работах М.В.Ворониной, В.П.Коблякова, В.Ф.Черноволенко Р.А.Арцишевского, А.К.Уледова, В.С.Буянова, И.С.Кона, А.С.Тонких и др. авторов. Применяя системный метод, ряд авторов определял структуру и типологию мировоззрений, среди них И.С.Кон, А.ИАнищенко, В.С.Овчинников, В.П.Рожин, А.Н.Чанышев и другие исследователи.
Уточнение содержания категории «религиозности» опирается на анализ работ теологов, философов, социологов, психологов, этнографов, занимавшихся религиозно-мировоззренческой проблематикой. В диссертации мы использовали труды таких теологов и конфессионально-ориентированных авторов как П.А.Флоренский, И.Ильин, С.Булгаков, К.Боа, А.Мень. Важные аспекты проблемы рассматривали экономисты, политологи, этнографы и социологи - К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм, Б.Малиновский, Т.Лукман, П.Бергер; существенный вклад внесли и такие философы, религиоведы и культурологи как Э.Фромм, К.Ясперс, И.Н.Яблоков, М.Элиаде и другие. Научный анализ религии и религиозности, предполагающий отказ от обсуждения вопроса об абсолютном приоритете и априорной истинности исповедания той или иной конфессии, проводится в классическом философско-теологическом наследии Н.Кузанского, Б.Спинозы, И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля и С.Кьеркегора.
Проблема диссертационного исследования потребовала обращения к трудам отечественных и зарубежных историков и политологов. Среди них наше внимание привлекли те, кто занимался изучением истории России и Русского Севера в широком социально-философском контексте: А.П.Бутенко, А.К.Уледов, Дж.Хоскинг, Л.Р.Гэхэм, В.И.Коротаев и другие.
Еще одной группой источников диссертационного исследования явились работы, связанные с социологическими опросами. Описание результатов опросов и их анализ содержится в работах К.Каариайнена, Д.Е.Фурмана, М.П.Мчедлова, Б.А.Грушина, В.В.Чикина, В.А.Зайцева, Ю.Ф.Лукина и ряда других авторов.
Цель работы состоит в социально-философском анализе подходов к пониманию общей природы мировоззрения, его типов, связи с религиозностью и процессами формирования личности современной молодежи в интерпретациях различных представителей теологического и светского направления мысли в свете данных социологических исследований.
Определяемые целью работы решаются следующие задачи исследования:
• Выяснить происхождение и становление понятия «мировоззрение», а также уточнить наиболее общие подходы и направления к пониманию его содержания.
• Осуществить социально-философский анализ существующих типологий мировоззрения, выявить критерии этой классификации и специфические особенности различных мировоззренческих форм.
• Охарактеризовать основные логико-методологические подходы к описанию происхождения, функционирования и развития мировоззрения.
• Классифицировать основные методологические подходы к пониманию «религиозности» в теологии, философии, социологии, психологии.
• Сравнить в социально-философском контексте приоритеты в формировании мировоззрения молодежи в советской и постсоветской России.
• Проанализировать методологические аспекты социологических исследований религиозности мировоззрения и дать её характеристику на примере современной российской молодежи.
В качестве объекта исследования выступает молодежь, ее мировоззрение и религиозность, взятые в динамике социально-культурной ситуации в России.
Предметом исследования выступают социально-философские аспекты содержания и структуры мировоззрения и его религиозной составляющей, характерные для молодежной среды и общества в целом и на современном этапе историко-культурного развития страны.
Методологическая основа исследования
В качестве методологической основы работы представлен междисциплинарный системный подход, предполагающий интеграцию социально-философских, антропологических, исторических, социологических, религиоведческих, культурологических и аксиологических методов рассмотрения проблемы мировоззрения и его религиозности, изложенные в отечественных и зарубежных источниках, которые в свою очередь изучались и интерпретировались с использованием герменевтического анализа.
В качестве базисного в трактовке и толковании проблемы мировоззрения использовались психоаналитическая теория К.Г.Юнга и концепции экзистенциалистов (К.Ясперса, М.Хайдеггера).
Сочетание сравнительно-исторического метода социальной философии и методов анализа, сравнения, обобщения дает возможность максимально разносторонне и всеобъемлюще подойти к рассмотрению проблем мировоззрения и его типологии. Более того, сравнительный анализ позволил выявить сильные и слабые стороны выдвинутых различными авторами концепций и определить потенциал творческого синтеза ряда предложенных ими подходов.
Социально-философский анализ проблемы мировоззрения осуществлялся с опорой на базовые понятия и концепции, положения и выводы научных трудов отечественных и зарубежных философов, психологов, этнографов, религиоведов и социологов. Это позволило в синтезе комплексно рассмотреть мировоззрение и как социальное явление, и как индивидуально-личностный феномен, имеющий ряд уровней и состоящий из различных компонентов. В частности, диссертант обращался к анализу понятий «мироощущения», «миропонимания», «мирочув-ствования», «мировосприятия», как неотъемлемых составляющих мировоззрения, к выявлению сходства и различий мировоззрения с «идеологией» и «картиной мира»; к анализу соотношения сознательного и бессознательного в мировоззрении (К.Г.Юнг).
Обращение к системному методу позволило выявить не только составляющие мировоззрение компоненты, но и определить характер его формирования и функционирования в связи с такими системными образованиями, как сознание, бессознательное и социум. Данная проблема интерпретировалась с позиции психоаналитического подхода.
Системно-концептуальный подход к проблеме природы религиозности выявил возможность рассматривать последнюю не только в качестве принадлежности к конкретной конфессиональной традиции, но и как особое вечное измерение отношения человека к миру, присутствующее наряду с наукой и магией, во всех типах мировоззрения (Б.Малиновский).
Исторический и социально-философский анализ применялся для исследования проблем анализа религиозности россиян в советскую эпоху, для выявления приоритетов в формировании мировоззрения в тот период, в сопоставлении с современностью, а также для постановки вопроса о влиянии народных традиций, религии, науки и атеистической пропаганды на мировоззрение россиян.
Для определения религиозности молодежи проводился вторичный анализ социологических материалов, а также самостоятельные социологические исследования в России, Архангельской области, в Поморском университете.
Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в исследовании проблем мировоззренческой и религиозной ориентации специфической группы общества - молодежи, религиозность которой в переходный исторический период крайне мало отражена в работах по социальной философии. Рассмотрение проблем взаимосвязи мировоззрения и религиозности молодежи на материале социологических исследований выступает в качестве особой специфической компоненты диссертации. Впервые в рамках социальной философии была предпринята попытка проведения методологического анализа различных подходов к пониманию мировоззрения, его сущности, типологии и связи с религиозностью.
Научная новизна конкретизируется в основных положениях и выводах:
1. Появление и использование термина «мировоззрение» в философских работах и повседневной речи в конце XVIII и начале XIX столетия связано с бурным развитием естественных и технических наук, с потребностью переосмыслить положение человека в мире, а философии - в общей системе знаний, с усилением связи философии с политикой, с появлением нового обширного историко-философского, историко-культурного, этнографического и религиоведческого материала, продемонстрировавшего чрезвычайное многообразие мировоззренческих форм и поставивших вопрос об условиях формирования мировоззрения, о его связи с условиями жизни, уровнем культуры и социальными отношениями, об идейной преемственности и т.д.
2. Термины «мировоззрение» и «картина мира» явились результатом объективного исторического процесса отчуждения человека от мира, от бытия сущего.
3. По отношению к пониманию мировоззрения в западноевропейской и русской философской мысли сложилось два направления. Первое - субъектно-центрированное - рассматривает мировоззрение в тесной связи с сознательными и бессознательными психологическими особенностями жизни человека, с ощущением, восприятием мира, целостность которого априорно присутствует или задана от природы в человеке, например в качестве некоего фундаментального архетипа нашей души. Исходя из этих заданных изначально параметров и реального взаимодействия с миром, социумом складывается субъективная сознательная картина мира, взгляды, убеждения, ценностные установки, определяющие отношение индивида к миру. Второе направление - объектно-центрированное -отождествляло мировоззрение с объективной, рационально построенной картиной мира, с сознанием как таковым или какой-либо философской системой, формирующейся у индивида под влиянием объективных факторов мира, общества и эпохи.
4. Мировоззрение, понимаемое как образование, полученное путем рационального системосозидания, не способно адекватно отобразить целый мир, а потому отчуждает человека от него, подменяя реальный, целый мир как сущее схематичной картиной мира.
5. В современной литературе представлены три формы результатов взаимоотношений человека с миром: 1) мировоззрение как мировосприятие, основанное на бессознательной символизации реальности в совокупности с теми сознательными установками по отношению к миру, которые индивид некритично усваивает в процессе социализации; 2) мировоззрение как картина мира (философская система), ограничивающая возможность индивида переживать связь с целым миром путем замены последней на рационально составленную схему; 3) мировоззрение как философствование, выражающее истинное бытие человека, характерными чертами которого выступают трансцендентность, мистичность, антиномичность, подвижность.
6. Термин «религиозность» может иметь три основные значения: а) религиозность в строго конфессиональном понимании; б) религиозность как субъективная живая «вера», устремленность личности к Сакральному, особая, присущая лишь человеку способность сознания к трансцендированию, присутствующая во всех культурно-исторических формах мировоззрения; в) религиозность как некое единство субъективного и объективного, «встреча» индивида с проявлениями Сакрального, переживание непосредственного единения с Ним в конкретном месте и в конкретное время. Категории же «верующих-колеблющихся-неверующих», применяемые в социологических опросах, выявляют не столько фундаментальную религиозность как таковую, сколько именно принадлежность к конкретной конфессии.
7. Молодежь оказывается в центре современных противоречий, складывающихся между различными влиятельными социальными силами, определяющими мировоззренческую и религиозную идентичность, преодолеть которые призвано толерантное интеллигентное воспитание и приобщение к культуре диалога, бытийственного «философствования» (М.Хайдеггер, М.М.Бахтин).
Апробация работы
Результаты исследования получили отражение в материалах следующих конференций: «Истоки: 2000 лет христианству» (Архангельск, сентябрь 1999), «Истоки - IV» (Архангельск, сентябрь 2000 г.), «Русский Север и Российская империя» (Архангельск, ноябрь 2001 г.), «Гуманитарные исследования и гуманитарное образование на Европейском Севере» (Архангельск, 2002), «Истоки-VI: Толерантность в религии и культуре» (Архангельск, Владимир, Москва, 2002).
Теоретическая и практическая значимость работы
Результаты диссертационного исследования дают возможность для более глубокого понимания основных особенностей и тенденций в динамике становления, развития и трансформации мировоззрения и религиозности, во взаимосвязи с другими его элементами.
Особое методологическое значение основные положения диссертации могут иметь для социологических исследований при разработке критериев определения и анализа религиозной идентификации респондентов.
Положения и выводы, изложенные в диссертационном исследовании, могут быть использованы для учебно-методической работы, при чтении курсов по таким учебным дисциплинам, как философия, социальная философия, религиоведение, культурология, социология и психология.
Структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав (по три параграфа каждая), заключения, библиографии и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Специфика проявления конфликтности и деструкции в религиозной жизни общества1999 год, кандидат социологических наук Ним, Евгения Генриевна
Социально-философские аспекты концептуализации религиозности в современной науке2013 год, кандидат философских наук Хлопкова, Оксана Васильевна
Оппозиционная религиозность в России: Социально-философский анализ2000 год, доктор философских наук Бажан, Татьяна Алексеевна
Социальные концепции русской религиозной философии в контексте современности2008 год, доктор философских наук Лагунов, Алексей Александрович
Философско-культурологический анализ феномена народной религиозности2006 год, кандидат философских наук Цуканова, Ирина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Андрякова, Татьяна Вячеславовна
Заключение
Современная социально-культурная ситуация характеризуется как такими особенностями как противостояние между мультикультурализмом и тенденциями к обретению идентичности, между размытостью нравственных ориентиров и страстными поисками новых духовных и мировоззренческих форм, отражая общие особенности сложившегося отношения человека к миру. В связи с этим социально-философский анализ мировоззрения, его религиозных аспектов, их формирования и трансформации, особенно в молодежной среде чрезвычайно актуален. Такое исследование предполагает переосмысление сложившихся представлений о сущности мировоззрения, его формах и религиозных аспектах, что позволит преодолеть односторонность ряда распространенных трактовок данного объекта философской рефлексии.
В результате проведенного диссертационного исследования в целях решения поставленных задач были получены следующие выводы.
1. Следствием освобождения человека Нового времени явились субъективизм и индивидуализм; появляются понятия статуса человека, мировоззрения, картины мира и др. Термин «мировоззрение», возникший в немецком языке, с которого калькировался и на другие, этимологически является сложением слов «мир» и «взгляд», «воззрение». В немецкой философии сформировалось два диаметрально противоположных по своим характеристикам понятия «мира». В рамках первого, мир представляется как данность, субъективно внешне воспринимаемая и познаваемая через множество составляющих (космос, природа, социум, вещи и т.д.). Второе направление рассматривает мир, прежде всего, как нечто целое, как объективно само-в-себе-сущее, единое, неделимое, неизмененное и вечное.
2. М.Хайдеггер показывает, что мировоззрение, помимо картины мира, включает в себя жизненную позицию человека, «принципиальное отношение к сущему».445 Формой существования и сущностью мировоззрения или картины мира является составность или система. Но любая система ограничивает мир. Кроме того, где мир становится системой, система приходит к господству, притом не только в мышлении, тем самым человек оказывается отчужденным от мира. Мир в мировоззрении ограничен бытием и жизненными интересами индивида. Мировоззрению противостоит философия, которая несть философствование»,446 то есть процесс, тогда как собственно мировоззрение полагается им именно как результат размышления, переживания, чувствования мира, сущего.
3. В отечественной философской мысли тоже выявляются три основных подхода к осмыслению мировоззрения: объектно-центрированный (социоцен-тричный, идеологизированный), субъектно-центрированный (мистико-религиозный и психолого-личностный) и системный подходы к пониманию и анализу мировоззрения.
4. Субъектно-центрированная, мистико-религиозная трактовка мировоззрения разрабатывалась в трудах русских религиозных философов Серебряного века, прежде всего, П.Флоренского. Подлинный способ найти себя в мире и целый мир, по мнению В.С.Соловьева, Н.Бердяева, Л.П.Карсавина и др., - диалог, как со-гласие, как принимающее понимание или понимающая любовь, социальным выражением которой является соборность, «царство Божие» и т.п.
5. Советский вариант марксизма представлял собой в самом общем плане объектно-центрированный подход к действительности, где доминирующая роль отводилась общественным и социально-экономическим факторам. Вместе с тем, и в этих рамках можно выделить три направления в толковании мировоззрения. Первое, собственно социоцентричное, отождествляло данный термин с объективной, рационально построенной картиной мира, сознанием или какой-либо философской системой. Второе направление, подобно «философии жизни» и религиозно-философской традиции, рассматривает мировоззрение как элемент духовной структуры личности, в тесной связи с внутренними, личностно-психологическими аспектами и особенностями жизни человека, его самосознанием, ощущением, восприятием мира и т.д. Третье направление пыталось выйти за пределы односторонне классовых подходов к пониманию мировоззрения, его объективных и субъективных аспектов. В качестве таковых представлены концепции А.Н.Чанышева и сторонников системного подхода.
6. Мировоззрение может пониматься:
445 Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993. - С.51.
446 Там же. С.329.
• объектно-центрично, как система общепризнанных истин и легитимных ценностей, которые как данность необходимо принять (иначе индивид обречен на страдания и гибель), поскольку они выступают общим руководством к действию;
• субъектно-центрично, как интимный и вечный поиск фактически-уникальной истины гармонии отношения конкретной личности и бытия.
7. В исследованиях теологов, философов, социологов и психологов выделяют:
• Субъективную религиозность, фундаментальное религиозное измерение мировоззрения каждого человека, заключающегося в ощущении, переживании и осознании причастности бытию, сущему, миру
• Объективную религиозность, поляризующуюся в конкретных культурно-исторических условиях на эмпирические институциональные формы, доступные научному (в том числе социологическому) анализу:
8. Для социологов критерием религиозности выступает идентификация с конкретной формой организации и упорядочивания мира в повседневном бытии, сознании, совпадая с понятием систематизированного мировоззрения как некоего институционального (конфессионального) вероучения или идеологии.
9. Сравнивая в социально-философском контексте приоритеты в формировании мировоззрения молодежи в советской и постсоветской России, следует отметить, что в эпоху социализма молодежь рассматривалась как объект для активного влияния на него власти и общества. Формирование атеистического мировоззрения молодежи происходило посредством мощного и всестороннего пропагандистского аппарата, включающего средства как рационального, так и эмоционального воздействия. Тем не менее, данные показывают, что хотя православие как социальный институт и идеология утратило свои господствующие позиции в жизни советских людей, православные традиции продолжали существовать, а само устройство жизни в советском государстве носило крипторелиги-озный характер.
10. За прошедшее десятилетие в молодежной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта.
Изменение социальных условий, смена общественных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства собственно духовно-ценностных ориентации перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам.
И. Новая общественная ситуация определяет необходимость поворота к личности как к центру системы общественных отношений. Личность, как и общество в целом, должна стать не средством, но в большей степени целью общественного развития. Спецификой личности является её свободное и творческое самоопределение в мире и обществе. Развитие и совершенствование духовной культуры личности становится все более очевидной необходимостью в современном обществе средств массовой информации и массовой культуры. Свобода выбора и нравственная ответственность за него становится важнейшим условием становления правового государства, основой развертывания демократических процессов в жизни общества и его социальных институтов.
12. Существенной проблемой социологических опросов является то, что они имеют дело как с убеждениями людей, так и с их настроениями, меняющимися гораздо чаще, чем убеждения. Их необъективность обусловлена также ограниченностью выборов ответов. Наиболее часто используемые в опросах категории, выявляют не столько фундаментальную религиозность как таковую, сколько институциональные предпочтения или конфессиональную идентификацию респондентов, оставляя, тем самым в стороне изучение сложных аспектов собственно субъективной религиозности.
13. Исследования показывают потребность молодого поколения осознать себя в знаках либо традиционной, либо новой и экзотической религиозной символики. Молодые люди обращаются к религии потому, что её духовное содержание традиционно давало смысложизненную опору и нравственные ориентиры. В соответствии с этим именно атмосфера свободы совести, свободы вероисповедания благотворно влияет на развитие религиозной жизни России, стимулирует утверждение высоких религиозных идеалов.
14. Антропологически присущая человеку фундаментальная религиозность ещё ищет те формы легитимной и достойной социальной организации, которые наиболее соответствовали бы современному состоянию социума. В сущности, конечно, меняются лишь внешние формы проявления религиозности как фундаментальной устремленности к трансцендентному. Вместе с тем очевидно и то, что обществу отнюдь не безразлично в каких конкретных социальных и институциональных формах будет манифестирована эта религиозность. Многообразие форм религиозности в обществе делает крайне актуальной задачу формирования установок толерантного сознания, особенно в молодежной среде. Требуется дальнейшее исследование и мониторинг мировоззренческих настроений в молодежной среде, разработка современных форм категориального анализа условий и закономерностей формирования религиозности и духовности нового поколения россиян.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Андрякова, Татьяна Вячеславовна, 2004 год
1. Абрамова Е.М. Естественнонаучная и философская тенденции в мировоззрении современных ученых капиталистических стран: Дисс. на соискание уч. степ, кандидата филос. наук. -М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 1985. — 148с.
2. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейский литературной традиции. -М.: Просвещение, 1996.-476с.
3. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия: Учебник. — М.: Проспект, 1997. -568с.
4. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.-608с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. - 361с.
6. Андреева. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 2000. -288с.
7. Анищенко А.И. Структура общественного сознания. М.: Высшая школа, 1973.-88с.
8. Античность и современность. М.: Наука, 1972. - 504с.
9. Аринин Е.И. Локальная религиозность в постсоветской перспективе // Государство, религия и этносы на Севере, 700-1990: Междунар. Российско-скандинавская конференция / Отв. Редакторы: Голдин В.И., Теребихин Н.М. Архангельск: Солти, 1998. - с.66-69.
10. Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа. Дисс. на соискание уч. степ, доктора филос.наук. Архангельск, 1998. - 294с.
11. Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография. Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова, 1998. - 297с.
12. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения. В 4 т. М.: Мысль, 1975. -т.1. - С.33-381.
13. Арцишевский P.A. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. — Львов: В ища школа, 1986. 198с.
14. Н.Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта (социо-культурная динамика России) В 2-х тт. - Т.Н. Теория и методология: Словарь. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. - 595с.
15. Барабанов E.B. О письмах из тюрьмы Дитриха Бонхеффера // Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1994. - 343,1.с. -С.3-24.
16. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997. - 336с.
17. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. под ред. Г.С.Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996. - 168 с.
18. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: Наука, 1990. -224с.
19. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -607с.
20. Бердяев H.A. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники // Вопросы философии. 1989. - №2. - С.143-162.
21. Бердяев H.A. Я и мир объектов // Бердяев H.A. Философия свободного духа. -М.: Республика, 1994. С.228-359.
22. Бибихин В .В. Мир. Томск: Водолей, 1995. - 144с.
23. Боа К. Лабиринты веры. -М.: Республика, 1992. 134с.
24. Богомолов Н.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М.: Политиздат, 1983. - 387с.
25. Большая Советская энциклопедия / гл. ред. Б.А.Введенский. — М.: -Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», второе издание, 1954.
26. Большая Советская энциклопедия / гл. ред. О.Ю.Шмидт. М.: Государственный институт «Советская энциклопедия», ОГИЗ РСФСР, 1938.
27. Большая Советская энциклопедия. В 30 томах / гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1974. - Т. 16. Мёзия - Моршанск. 1974. -616с. с илл.
28. Большая энциклопедия: Словарь общедоступных сведений по всем знаниям / под ред.с.И.Южакова. 13й том. Меланезийцы - Нерчинский завод. - СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1896.
29. Борецкий Р. Академики и «всякая чертовщина» // Новое время. № 42. -1996. — с.35-40.
30. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 462,1.с.: ил.
31. Булгаков С.Н. О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения // История религии / А.Ельчанинов, В.Эрн, П.Флоренский, С.Булгаков. -М.: Центр «Руник», 1991.-С.212-245.
32. Бутенко А.П. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества. Л.: Лениздат, 1990. - 288с.
33. Бэкон Ф. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и царства человека // Сочинения. В 2 т. Перевод. / Сост. и общ. ред. А.Л.Субботина. -М.: Мысль, 1978. Т.2. - с.12-88.
34. Буянов B.C. Научное мировоззрение: Социально-философский аспект. М.: Политиздат, 1987.-208с.
35. Василенко В.Л. Научное мировоззрение и теоретические проблемы его формирования в социалистическом обществе. Автореф. Дис. . докт. филос. наук.-М.,1975.
36. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. 4.1. / Под общ. ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1989. - 367с.
37. Виглянский В.Н., свящ. Новое исследование по старым рецептам (эл. ресурс http: // novosti.online.ru / magazine / novyimi / n4-01 / wigl.htm).
38. Витгенштейн Л. Лекции о религиозной вере // Вопросы философии. 1998. -№5. — с.122-134.
39. Волков С.Н. Эзотерика и ценностный мир молодого человека в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2003. - №1. - С.27-53.
40. Гаврилюк В.В., Трикоз H.A. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // СоцИс. 2002. - №1. -с.89-102.
41. Гак Г.М. Избранные философские труды. М.: Мысль, 1981. - 380с.
42. Гараджа В.И. Образование и трансляция культуры // Вопросы философии. -1997. -№ 2. -с.49-51.
43. Гараджа В.И. Социология религии: Уч. пос. для студ. вузов. М.: Наука, 1995.-223.
44. ГараджаВ.И. Религиеведение: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школ. — М.: Аспект-Пресс, 1995. 351с.
45. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т.Т.1. М.: Мысль, 1976. - 532с.
46. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З: Философия духа. Отв. ред. Е.П.Ситковский. М.: Мысль, 1977. - 471с.
47. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.: Прогресс, 1987. - 368с.
48. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М.: ЧеРо, 1996. 336с.
49. Горбачев В.Т. Основы философии: Курс лекций. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - 352с.
50. Государство, религия и этносы на Севере, 700-1990: Международная российско-скандинавская конференция / Отв. Редакторы: Голдин В.И., Теребихин Н.М. Архангельск: Солти, 1998. - 128с.
51. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. — М.: Книжный дом "Университет", 2001. 216с.
52. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М.: Политиздат, 1967. - 400с.
53. Грушин Б.А., Чикин В.В. Исповедь поколения. М.: Молодая гвардия, 1962. -248с.
54. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. — М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. 240с.
55. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: (Для чего мы живем и каково наше место в мире): Пер. с англ. / Общ. Ред. Т.В.Барчуновой. Ярославль, «ДИА-пресс», 2000.- 134с.
56. Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение. Структура и способы организации. С.-Пб.: Наука, Санкт-Петербург, изд. фирма, 1994. -86,2.с.
57. Гуревич А.Я. «Жизнь после смерти» или нечто о современности и средневековье // Знание сила. - 1990. -№11.- с.55-62.
58. Гуревич П.С. Мистика как культурная традиция // Общественные науки и современность. 1994. -№ 5. — с. 136-145.
59. Гуревич П. Спасение в неоязычестве // Общая газета. - 1997. - №38. - с.7.
60. Гуревич П.С. Человек.-М.: Дрофа, 1995.-336с.
61. Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания: Пер. с болгарского Е.И.Степанова; общ. ред. и вступит, ст. А.К.Уледова. М.: Прогресс, 1982. -312с.
62. Гэхэм JI.P. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. -М., 1991. -480с.
63. Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка: Т. 1-4. Второе издание. М.-СПб.: изд-е книгопродавца-типографа М.О.Вольфа, 1881. -Репринтное издание. - М.: Русский язык, 1978.
64. Данные опроса, проведенного исследовательской группой «Мониторинг.ру» в канун православного Рождества в январе 2001 г. (эл. ресурс http://www.strana.ru/print/97868048.html).
65. Деборин A.M. Марксизм и культура // Революция и культура. 1927. - №1 -С.9-17.
66. Деборин A.M. Редакционная статья // Революция и культура. 1927. - № 1. -4-8.
67. Декарт Р. Избранные произведения: Пер. с франц. и испанского. М.: Госполитиздат, 1950. - 711с.
68. Делокаров К.Х. Рационализм и социосинергетика // ОНС. 1997. - №1. -с.117-125.
69. Дильтей В. Типы мировоззрения // Новые идеи в философии: Сб. первый: Философия и ее проблемы. / Пер. Г.А.Котляр и С.О.Гессен СПб.: Книгоиздательство «Образование», 1912. - С.120-181.
70. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. — С.-Пб.: Андреев и сыновья, 1993.-418с.
71. Дидье Жюлиа. Философский словарь: Пер. с фр. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 416с.
72. Довгаль A.A. Структура и исторические типы мировоззрения. Дисс. на соискание уч. степ, кандидата филос. наук. Киев, 1981. - 139с.
73. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. — 334с.
74. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М.: Политиздат, 1989. - 351с.
75. Дубровский Д.И. Постмодернистская мода // Вопросы философии. 2001. -№ 8. — С.42-55.
76. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Наука, Гл. редакция вост. лит-ры, 1990. - 247с.
77. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь (со внесением в него важнейших древне-русских слов и выражений). Репринтное воспроизведение издания 1900 г. М., 1993. - 526с.
78. Зайцев В.А. Беломорский Север: религия, свободомыслие, атеизм. Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1983. -203с.
79. Зайцев В.А. Потребность души или крик моды? // Позиция. 1991. - №1. -С.8-9.
80. Зайцев В.А. Преодоление религиозных пережитков составная часть формирования коммунистического мировоззрения. - Архангельск: Архангельская областная организация общ-ва «Знание» РСФСР, 1972. — 37с.
81. Зиновьев A.A. Коммунизм как реальность. М.: Центрполиграф, 1994. -495с.
82. Зобов P.A., Келасьев В.Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации // Психология сознания / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. -СПб.: Питер, 2001. С.346-357.
83. Зуев Ю.П. Динамика религиозности в России в 20-м веке и её социологическое изучение // Гараджа В.И. Социология религии: Уч. пос. для студ. вузов. -М., 1995. С.187-194.
84. Из истории русской гуманистической мысли / Сост. А.Ф.Малышевский и др.; Общ. ред. А.Ф.Малышевского. М.: Просвещение, 1993. - 288с.
85. Интервью с Клодом Леви-Стросом // Курьер ЮНЕСКО. 1990. - № 12. - С.5-7.
86. История государства и права. М.: Юрайт, 2000. - 221с.
87. История религии / А.Ельчанинов, В.Эрн, П.Флоренский, С.Булгаков. М.: Центр «Руник», 1991. - 255с.
88. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И.Богута. М.: Мысль, 1994.-590, 1.с.90.3алесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: Изд. МГУ, 1994.-144с.
89. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии. 1997 - № 6 - С.35-52.
90. Каманина Е.В. Спустя век: российская интеллигенция и феномен «несчастного сознания» // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. -1998. №6. - С.30-44.
91. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М.: Издательская корпорация ЛОГОС, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания НАУКА,
92. К9Фке-Е&$2сФилософия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2002. - 344с.
93. Кант Иммануил. Трактаты. С.-Пб.: Петрополис, 1996. - 452с.
94. Келле В.Ж. Структура общественного сознания. М.: Знание, 1964. - 48с.
95. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Аспект Пресс, 1996. -215с.
96. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. -М.: Мысль, 1989. -286с.
97. Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л. Наука и религия: Историко-культурный очерк. -М.: Наука, 1988. 1732.с.
98. КирьязевО.В. Традиционно верующих становится меньше. Религиозная ситуация в России вступает в полосу постмодернистского эклектизма // НГ-Религии. 25 сентября 1997 г. - С.2.
99. Князева Е., Курдюмов С. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. 1993. -№ 2. - С.38-51.
100. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1979.-224с.
101. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335с.
102. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1987. -64с.
103. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л.: Изд-во Ленинградского унив-та, 1964.-204с.
104. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1976. -175с.
105. Константинов Ф.В. Человек и общество // Человек и эпоха. М.: Наука, 1964. - С.77-103.
106. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль, 1974.-568с.
107. Коротаев В.И. Судьба «русской идеи» в советском менталитете (20-30 годы). -Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1993. — 108с.
108. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М.: Академический Проект, 2001.-672с.
109. Краткая философская энциклопедия. М.: А/О Прогресс, 1994. - 574с.
110. Краткий философский словарь / Алексеев А.П., Васильев Г.Г. и др.; под ред. Алексеева А.П. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 496с.
111. Крутоус В.П. Культура и идеология (современная русская культура в ситуации гражданского раскола) // Вестник Московского университета. — Сер.7. Философия. 2002. - № 6. - С.49.
112. Кукарцева М.А., Коломец E.H. Некоторые идеи постструктурализма и де-конструктивизма в философско-историческом знании США // Философия и общество.- 1999.-№1.-С.116-138.
113. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. — М.: Политиздат, 1989. С. 299,4.
114. Куницын И. Угроза национальной безопасности? // НГ-Религии. 24 июля 1997 Г.-С.2.
115. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. 2001. - № 8. - С.56-65.
116. Курбатова Л.А. Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека. Дисс. на соискание уч. степ, кандидата филос. наук. М., 1999. - 163с.
117. Кьеркегор С. Страх и трепет: Этич. трактаты: Пер. с дат. М.: Республика, 1993. - 383с. - (Библиотека этической мысли).
118. Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии // Философия и социология. Избранные произведения. В 2 т. М.: Просвещение, 1965.-Т.1.-С. 15-59.
119. Лагин Н.И. Введение // Философское сознание: драматизм обновления / Отв. ред. Н.И.Лапин; сост. Е.Н.Шульга. М.: Политиздат, 1991. -413с.
120. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. М.: Политиздат, 1979. — 17с.
121. Ленинская теория отражения. Ценностные аспекты отражения: Сб. статей. Свердловск: Изд-во Свердловского педагогического института, 1977. — 86с.
122. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1983. 392с., ил.
123. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского унта, 1981.-584с.
124. Лики культуры: Альманах. М.: Юристь, 1995. - 527с.
125. Лисовский В. Т. Эскиз к портрету: Жизненные планы молодежи (По материалам социологических исследований). М.: Знамя, 1962. - 76с.
126. Лобковиц Н. Предисловие // Классики мирового религиоведения: Антология. Т.1.: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н.Красникова. М.: Ка-нин, 1998.-С.5-32.
127. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Сочинения. В 3 т. М., 1985. -Т.1.-79-142.
128. Лосев А.Ф. Диалектика мифа: Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.-655с.
129. Лукин Ю.Ф. История и экология, экономика в меняющейся России: Монография. Архангельск: Поморский госуниверситет им. М.В.Ломоносова, 2001.-400с.
130. Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы философии. № 2. -1983.-С.116-124.
131. Мамфорд Л. Миф машины // Вестник Московского университета. Социально-политические исследования. 1992. -№1. - С.62-81.
132. Марксизм: pro и contra. М.: Республика, 1992. - 334с.
133. Марксистско-ленинская теория культуры / А.И.Арнольдов, Е.А.Ануфриев, С.Н.Артановский и др. М.: Политиздат, 1984. — 384с.
134. Мень А. Два понимания христианства // Новое время. 1996. - № 36. -С .42-44.
135. Мень А. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. — М.: Мысль, 1991. Т. 1: Истоки религии. - 304с.
136. Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. Т.2: Магизм и Единобожие. М.: Мысль, 1991. - 426.
137. Миддельманн У.В. Открытое сознание в изменяющемся мире // Религия вчера, сегодня, завтра: Курс лекций по истории и философии религии. Вып. 3. / Отв. ред. Е.И.Аринин. Архангельск: Изд-во Поморского педуниверсите-та, 1994. - С.46 - 63.
138. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. -М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. 240с.
139. Миронов В.В. Специфика гуманитарного познания и философия как интерпретация (деконструктивизм или конструктивизм?) // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 1998. - № 6. - С.3-29.
140. Михальченко Н.И. Политическая идеология как форма общественного сознания. Киев: Наук, думка, 1981. - 262с.
141. Михельсон М.И. Русская мысль и речь: Свое и чужое: Опыт русской фразеологии: Сборник образных слов и иносказаний. — Посмертное издание. СПб.: Тип. Акц. Об-ва «Брокгауз-Ефрон», 1912. - 103 с.
142. Молодежь Архангельской области: краткий статистический сборник. -Архангельск: Архангельский облкомстат. 16с.
143. Молодежь Севера: прошлое, настоящее, будущее: Сборник материалов конференции. Архангельск: Изд-во «Боргес», 2001. - 120с.
144. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. — М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997.-448с.
145. Момов В. Человек, мораль, воспитание: Пер. с болгарского. М.: Прогресс, 1975.-168с.
146. Морозов А.О. Сколько православных в России. Можно ли говорить об ангажированности социологических опросов? // НГ-Религии. — 23 октября 1997 г.-С.б.
147. Моррис Г. Христианское образование для реального мира. — М., Протестант, 1993.-297с.
148. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. JL: Лениз-дат, 1972.-264с.
149. Мчедлов М.П. Вера России в зеркале статистики // НГ-религия. 17 мая 2000. (эл. ресурс religion.ng.ru).
150. Немов P.C. Психология: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 1997.-688с.
151. Немов P.C. Психология: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. М.: ВЛАДОС, 1997.-608с.
152. Нестеренко Г.Я. Идеология, её особенности и формы. М.: Мысль, 1964.- 199с.
153. Ницше Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства // Сумерки богов / Сост. И общ. Ред. А.АЛковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1989. - С. 1793.
154. Новые идеи в философии: Сб. первый: Философия и ее проблемы. СПб.: Книгоиздательство «Образование», 1912. - 183с.
155. О времени и о себе. Интервью с Л.Н.Митрохиным // Вопросы философии.- 1995. -№ 6. С.98-110.
156. Овчинников B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества: Опыт анализа понятий. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1978. -100с.
157. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов. Изд. 11-е, стереотип / Под ред. д-ра филолог. Наук проф. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1975.-846с.
158. Ойзерман Т.И. Исторический материализм и идеология «технического» пессимизма. М.: Знание, 1976. - 64с.
159. Опрос РОМИР: Декабрь 2000 http://www.nns.ru/analytdoc/romopr247.html http://www.nns.ru/analytdoc/romopr249.html).г. (эл. ресурси
160. Опрос РОМИР: Март 2001 http://www.nns.ru/analytdoc/romopr82.html).г.эл. ресурс
161. Опрос РОМИР: Сентябрь 2000г. http://www.nns.ru/analytdoc/romopr6.html).эл. ресурс164. Опрос РОМИР: Январь 2001г.эл. ресурсhttp://www.nns.ru/analytdoc/romopr78.html).
162. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды: Пер. с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевича. — М.: Весь Мир, 2000. 700с.
163. Ортега-и-Гассет X. Новые симптомы // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С.202-206.
164. Ортега-и-Гассет X. Солнце незрячих И Новое время. 1994. - №1. - 56-59.
165. Основы религиоведения: Учеб. / Под ред. И.Н.Яблокова. М.: Высш. шк., 1994.-368с.
166. Основы философии: Учеб. Пособие для вузов / Рук. автор, колл. и отв. ред. Е.В.Попов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
167. Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.: Академический проект, 2001. - 304с.
168. Паршинский А. Как работать юным безбожникам: методическое пособие для школ I ступени. Архангельск: Государственное издательство, Северное краевое отделение, 1930. - 47с.
169. Паскаль Б. Мысли.: Пер. с фр. К.: REIX- book, 1994. - 528с.
170. Пейкова 3. Отношение российского населения к православию (эл. ресурс www. state-religion, ru).
171. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2 т. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. Т.2. - 416с.
172. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. -М.: ИНФРА-М, 1998. 528с.320с.
173. Петров-Стромский В.Ф. Три эстетики европейского искусства // Вопросы философии. №10. - 2000. - С. 155-170.
174. Платон. Федон. Пир. Федр. Парменид.: Пер. с древнегреч. / Ред. А.Ф.Лосев, В.Ф.Асмус, А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999. - Т.2. - 528с. -(Классическая философская мысль).
175. Плюснин Ю. Психология выживания: Мировоззрение и социальные диспозиции поморского населения Русского Севера // Наш Север. 1998. - № 1. - С.24-26.
176. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии: Пер. с англ. / Общ. ред. Лекторского В.А., Аршинова В.И. М.: Прогресс, 1985. - 344с.
177. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И.Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. Ун-та, 1993. -431с.
178. Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С.Гуревича; общ. ред. Ю.Н.Попова. М.: Прогресс, 1988. - 552с.
179. Проблема человека в истории науки и философии: Межвузовский сборник научных трудов. Л.: РТП ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1990. - 166с.
180. Проблема человека в современной философии: Сб. статей. М.: Наука, 1969.-431с.
181. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656с.185. 50 / 50: Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. М.Ферро и Ю.Афанасьева. М.: Прогресс, 1989. - 560с.
182. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. Л.В.Топоровой, С.В.Воронина и И.Н.Гвоздева под ред. канд. философ, наук С.М.Черкасова. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.-288с.
183. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность. СПб.: Петрополис, 1994. - 336с.
184. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. СПб.: Петрополис, 1997. - 880с.
185. Религиозная жизнь Архангельского Севера: история и современность. -Архангельск: Поморский гос. университет им. М.В.Ломоносова, 1997. 279с.
186. Религиозность в США: Данные социологических опросов (эл. ресурс http://ww.svoboda.org/programs/Christ/2000/Christ/030500.shtml-9c.).
187. Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник / Под общ. ред. М.М.Прусака, В.В.Борщева. М.: Знание, 1996. - 296с.
188. Ричмонд У. Учителя и машины. М.: Знание, 1968. - 94с.
189. Робинсон Д.А.Т. Быть честным перед Богом. М.: Высш. шк., 1993. -157,2.с.: ил.
190. Рожин В.П. Мировоззрение советского человека. Л.: Лениздат, 1960. -С.52.
191. Розин В. Личность в религиозном, эзотерическом и научном мире // Общественные науки и современность. 1994. — № 5. - С. 128 - 135.
192. Розов В. В поисках радости // Свободная мысль. 1992. - №9. - С.36-42.
193. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 720с.
194. Рубинштейн С.Л. Основы психологии: Пособие для высших педагогических учебных заведений. М.: Гос-е учебно-педагогическое изд-во, 1935. — 496с.
195. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. -М.: Наука, 1997. 191с.
196. Рузавин Г. Парадигма организации как основа нового мировоззрения // Свободная мысль. 1993. - № 17-18. - С.51 -62.
197. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // СоцИс. 1998. — № 5. - С.90-98.
198. Рыбаков Б.А. Одна из задач // Наука и религия. 1974. - №5. - С.11-20.
199. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М.: Молодая гвардия, 1972. -224с., с ил.
200. Сайр Д. Парад миров: Типология мировоззрений: Пер. с англ. СПб.: Мирт, 1997. - 248с.
201. Сартр Ж.П. По поводу «Иванова детства» // Мир и фильмы Андрея Тарковского: Сост. А.М.Сандлер. М.: Искусство, 1990. - С.11-21.
202. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева: Перевод. - М.: Политиздат, 1989. - 398с. - С.319-344.
203. Свеча 97: Сборник методологических и методических материалов по религиоведению и культурологии / Ред.-сост. Е.И.Аринин. - Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета им. М.В.Ломоносова, 1997. -247с.
204. Сергеев К.А. Философия Канта и новоеврепейская метафизическая позиция // Иммануил Кант. Трактаты. СПб.: Наука, 1996. - С.5-24.
205. Силуянова И.В. Доказательство торжества веры. То, что происходит с душой, нельзя вычислить калькулятором // НГ-Религии. — 23 октября 1997 г. -С.6.
206. Скриптунова Е.А., Морозов A.A. О предпочтениях городской молодежи (заметки об исследовании) // СоцИс. 2002. - №1. - С.103-112.
207. Словарь русского языка, составленный вторым отделением Императорской Академии Наук. СПб.: Тип. Импер. Академии Наук. - 1891. - 834с.
208. Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов B.C., Филатов В.П. -М.: Политиздат, 1991. -414с.
209. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высш. шк., 1984.-448с.
210. Соловьев B.C. Об упадке средневекового миросозерцания / Соловьев B.C. Избранное. М.: Советская Россия, 1990. - С. 114-132.
211. Соловьев Э.Ю. Даже если Бога нет, человек не бог // Освобождение духа / Под ред. А.А.Гусейнова, В.И.Толстых. - М., 1991. - С.315-325.
212. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1993. -542,1.с.
213. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. Пособие для вузов. М.: Политиздат, 1988. - 592с.
214. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303с.
215. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. Проф. К.Каариайнена и проф. Д.Е.Фурмана. -СПб., М.: Летний сад, 2000. 248с.
216. Стеблин-Коменский М.И. Миф. Л.: Наука, 1976. - 104с.
217. Степин B.C. Анализ исторического развития философии науки в СССР // Гэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991. - 480с.
218. Стругацкие А. и Б. Избранное. М.: Моск. Рабочий, 1990. - 714с.
219. Сэв Люсьен. Марксизм и теория личности. М.: Прогресс. 1972. - 584с.
220. Тезисы докладов научно-практической конференции на тему: «Атеистическое воспитание составная часть формирования коммунистического сознания». - Архангельск: Общество «Знание» РСФСР Архангельская областная организация, 1969. - 34с.
221. Тонких A.C. Научное мировоззрение: понятие, структура, функции. — Воронеж: Воронежское кн. изд-во, 1980. 157с.
222. Трофимова З.П. Современное англо-американское свободомыслие. Автореферат на соискание уч. степ, доктора филос. наук. М.: ИНИОН РАН, 1995.-42с.
223. Тульчинский Г.Г. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999. - № 10. -С. 35-53.
224. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. -272с.
225. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. -333,2.с.
226. Уледов A.K. Общественная психология и идеология. М. .: Мысль, 1985. -268с.
227. Уледов А.К. Структура общественного сознания (Теоретико-социологическое исследование). М.: Мысль, 1968. - 324с.
228. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки: Переводы с англ. и нем. / Общ. ред. и авт. вступ. ст. И.С.Нарский. М.: Прогресс, 1986. - 542с.
229. Филимонов Э.Г., Элбакян Е.С. Религия в системе духовных ценностей современной российской интеллигенции // Кентавр 1993. - № 5. - С.57 - 68.
230. Философия / Отв. ред. В.П.Кохановский. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. - 576с.
231. Философия: Курс лекций / Науч. руководит, авт. колл. В.Л.Калашников. -М.: Гуманитарный издательский центр В Л АД ОС, 1997. 384с.
232. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.Н.Лавриненко. М.: Юристь, 1996.-512с.
233. Философия и методология науки / Под ред. В.И.Купцова. М.: Аспект Пресс, 1996.-551с.
234. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. XVI Всемирный философский конгресс. М.: Наука, 1981. - 382с.
235. Философия истории / Под ред. Проф. А.С.Панарина. М.: Гардарики, 1999.-432с.
236. Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. — М.: Госполитиздат, 1953. 824с.
237. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 815с.
238. Философское сознание: драматизм обновления / Отв. Ред. Н.ИЛапин; сост. Е.Н.Шульга. М.: Политиздат, 1991. -413с.
239. Флоренский П.А. Вступительное слово пред защитою на степень магистра книги «О Духовной Истине» // Флоренский П.А. Столп и утверждение истины.-М.: Правда, 1990.-T.I (II).-С.817-826.
240. Флоренский П.А. Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания // Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4 т. Т.3(2). М.: Мысль, 1999. - С.386-503.
241. Фофанов В.П. Экономические отношения и экономическое сознание. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1979. 270с.
242. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. Ред. Л.Я.Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 368с.
243. Фромм Э. Иметь или быть? / Общ. ред. и послесл. В.И.Добренькова. М.: Прогресс, 1990.-330,1.с.
244. Фромм Э. Во имя жизни // О любви к жизни, о смерти и тайнах иного бытия. -М., 1992.-С.5-42.
245. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1986. - 702,1.с.: ил.
246. Фуре В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. -Мн.: ЗАО "Экономпресс", 2000. 224с.
247. Фурст Д.Б. Невротик. Его среда и внутренний мир. — М.: Изд. Иностр. литературы, 1957. 375с.
248. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447с.
249. Хевеши М.А. Анархизм и нигилизм как умонастроение // Социс. 1998. — №2.-С.119-126.
250. Хоскинг Дж. История Советского Союза 1917-1991 гг. М.: Вагриус, 1994.-510с.
251. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М.: Высш. шк., 1999. - 703с.
252. Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сб. статей / Под ред. В.Н.Келасьева. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. -196с.
253. Человек и эпоха. М.: Наука, 1964. - 259с.
254. Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев.: Изд-во Киевского ун-та, 1970. - 173с.
255. Черняховский Ф.И. Вопросы научно-атеистического воспитания. Архангельск: Архангельское книжное изд-во, 1962. — 108с.
256. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка: Пособие для учителя / Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова. М.: Просвещение, 1971. - 267с.
257. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 1999. - 200с.
258. ШахновичМ.И. Первобытная мифология и философия. Л.: Наука, 1971. -240с.
259. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. В.Б.Ольшанского. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 544с.
260. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону: Изд-во Город N. 1994.-287с.
261. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям её презирающим: Монологи / Пер с нем. С.Л.Франка. СПб.: АО Алетейя, 1994. - 336с.
262. Шопенгауэр А. Избранные произведения / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И.С.Нарский. М.: Просвещение, 1993. - 479с.
263. Шулындин Б.П. Методологические основы мировоззренческого диалога в условиях современного общества: Дисс. на соискание уч. степ, доктора фи-лос. наук. Н.Новгород, 1994. - 363с.
264. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП, 1995. - 238,1.с.
265. Элиаде М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения: Перев. с англ. — М.: Ладомир, 1999. 488с.
266. Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К.Горбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144с.
267. Энциклопедический словарь / начатый проф. И.Е.Андреевским, продолжается под ред. Е.Е.Петрушевского. СПб.: издатели Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон; Типо-Литография И.А.Ефрона, 1896.
268. Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. 7-е изд-е. М., 1936.
269. Юнг К. Аналитическая психология и мировоззрение // Юнг К. Проблемы души нашего времени. СПб.: Питер, 2002. - С. 236-265.
270. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. / Предисл. А.В.Брумлицкого. — М.: Прогресс, Универс., 1994. — 336с.
271. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. М.: Космополис, 1994. - 222с. - (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»).
272. Ясперс К. Общая психопатология: Пер. с нем. М.: Практика, 1997. -1056с.
273. Green John C. Science, ideology, and world view: Essays in the history of evolutionary ideas. Berkeley etc.: Univ. Of California press, 1981. - x - 202 p.
274. World views / Ed. With in introd. A retrospect by Macnamara M. Pretoria: Van Schaik, 1980. - 333 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.