Структура и динамика религиозно-этических представлений студенческой молодежи г. Красноярска в 1988 - 2000 гг.: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Стариков, Павел Анатольевич

  • Стариков, Павел Анатольевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 195
Стариков, Павел Анатольевич. Структура и динамика религиозно-этических представлений студенческой молодежи г. Красноярска в 1988 - 2000 гг.: Социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Красноярск. 2001. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Стариков, Павел Анатольевич

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы изучения современных инновационных процессов в области религиозных и этических воззрений

1.1. Религиозные представления студенческой молодежи как индикатор современных инновационных процессов в духовной жизни обгцества

1.2. Концепция «положительного всеединства» русской социально-философской мысли

1.3. Предпосылки формирования этики положительного всеединства в современных социокультурных процессах

Глава 2. Структура и динамика религиозно-этических представлений студентов вузов города Красноярска (по материалам эмпирических исследований 1988-2000 гг.)

2.1. Гипотезы и методы эмпирического исследования

2.2. Анализ мировоззрения студенческой молодежи в контексте «новой религиозности»

2.3. Отношение студенчества к религиозно-духовным учениям и практикам

2.4. Отношение студенческой молодежи к христианским заповедям

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структура и динамика религиозно-этических представлений студенческой молодежи г. Красноярска в 1988 - 2000 гг.: Социально-философский анализ»

Актуальность темы исследования

В области духовных представлений в России имеют место противоречивые тенденции. С одной стороны, несомненной проблемой является безответственный, потребительский подход к поиску новых "духовных" идеалов. Упрощенная трактовка религиозно-мистических учений, а подчас, и прямое манипулятивное воздействие на психику, внедрение в сознание человека новых норм и ценностей, породили эпидемию "новых религий", невиданный размах движений, школ, организаций, оздоровительных и медитативных техник. Современные проблемы российского общества: массовое обнищание населения и его поляризация по уровню материального достатка, неопределенность будущего, несоответствие навязываемых "западных" стандартов экономической и социальной жизни традиционному укладу и мировоззрению являются благоприятной почвой для развития различного рода деструктивных мифов: "сверхчеловека" и абсолютной свободы, "спасения в секте", "спасения в трансцендентном" и так далее.

С другой стороны, в бесчисленных вариациях убеждений и предпочтений на уровнях индивидуального и группового сознаний нельзя не видеть отражение более глубокого и устойчивого процесса. Обостренное внимание к этической сфере выразило себя в концепциях "этической революции", "этосферы", "ноосферного сознания". Все большее влияние на жизнь общества оказывают современные социокультурные процессы, связанные с познанием и освоением внутреннего мира человека, с формированием институтов поддержания и развития саногенного (ведущего к здоровью) мышления и поведения, с трансформацией ключевых представлений о человеке и мире в рамках становления современной научной картины мира.

В этих условиях, формирование культуры духовного самоопределения иЛ развития становится важной задачей гуманитарного образования, предполагает создание адекватных средств и методов изучения религиозноэтических представлений молодежи. Проблема осведомленности, зрелости и ответственности в духовных вопросах становится еще более острой в отношении современной студенческой молодежи, поскольку именно в этой социальной группе формируется интеллектуальный, культурный авангард общества, от созидательной или деструктивной направленности которого зависит будущее России. Именно в студенческом возрасте происходит процесс личностного самоопределения, часто неосознаваемый поиск мировоззренческой основы для самоутверждения и адаптации к требованиям социальной среды, что делает современных студентов восприимчивыми к идеологическому проповедничеству, использующему весь арсенал суггестивно-манипулятивных способов воздействия на личность.

С этих точек зрения, исследование религиозных, этических представлений студенческой молодежи, ценностных установок и интересов, проявляемых в отношении "сакрального и мирского", представляется своевременным и актуальнымЛ

Б то же время, в методологическом плане изучение и интерпретация религиозных, этических представлений на уровне массового сознания связаны с очевидными трудностями. По мнению Е.Б. Рашковского, "неотъемлемое присутствие этих предметов в человеческой мысли и практике легко удостоверяется любой областью гуманитарного знания. Легко удостоверяется, но описывается и толкуется лишь условно и с чрезвычайным трудом" [154, С. 130].Трудности, определяемые необходимостью глубинной рефлексии относительно "культурно-генетических кодов" норм и представлений, задают поисковый характер современных эмпирических исследований в рассматриваемой области.

Особую важность в этой связи приобретает проблема философско-теоретического осмысления основных тенденций формирования современного мировоззрения, современной культуры духовного развития и самоопределения, разработки на этой основе теоретико-методологических подходов к указанной области, их апробации в эмпирических исследованиях.

Степень научной разработанности проблемы. Оценивая социальную, духовную и психотерапевтическую значимость религиозных и этических представлений и убеждений, приходится иметь дело со сложными вопросами. Прежде всего, это вопросы, касающиеся глубины и сложности человеческой индивидуальности, ее сопричастности окружающему миру. Специфическая сложность, "многомерность" анализируемой темы отражена Т.Парсонсом в определении религии, как человеческого феномена, объединяющего культурную, социальную и личностную системы в осмысленное целое [73].

Попытки препарировать эту многомерность выявили многообразие подходов, взаимодополнительность различных точек зрения, развитых в рамках философии, социологии, психологии, религиоведения.

Не теряет своей актуальности дискурс в отношении базовых определений религии, содержания религиозного опыта (Ю. А.Кимелев, Д.В.Пивоваров, Е.В.Гутов, П.Тиллих, В.И.Гараджа, Р.Н.Белла, П.Бергер, И.Вах, А.Н.Уайтхед, Э.Фромм и др.). Проблемы соотношения знания и веры становятся актуальными в контексте развития современной научной картины мира, рассматриваются философами и учеными Л.Н.Митрохиным,

В.С.Поликарповым, Л.А.Марковой, Ю. А.Григоренко, П.Куртцем,

Дж.Холтоном, Р.Фейнманом и др. Все большее значение приобретает психологический подход к изучению и интерпретации религиозных феноменов. Среди наиболее плодотворных концепций следует указать на психоанализ и аналитическую психологию (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э. Фромм, Р.Мэй, Р.Ассаджиолли и др.), трансперсональную психологию (С.Гроф, К.Уилбер, Р.Уолш и др.). Растет количество научных публикаций, которые удостоверяют существование определенных метафизических феноменов (Helen Wmbach, lan Stevenson, Р.Моуди, А.П.Дубров, В.Н.Пушкин).

Актуальным для современной ситуации темам человеческого бессмертия, теодицеи, религиозного опыта посвящены во многом опередившие свое время работы С.Л.Франка, Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, Е.Н.Трубецкого, И.А.Ильина, П.А.Флоренского и др. В работах русских философов всеединства развитие человеческой индивидуальности рассматривалось в контексте исторического процесса становления Богочеловечества.

Становление мировоззрения, имплицитно содержагцего в себе культуру ненасилия, миротворчества, составляет актуальный предмет обсуждения как на уровне широких социально-философских обобщений, так и на уровне эмпирических исследований. В концепциях Пьера Тейяра де Шардена,

Д.Радьяра, А.Швейцера, современных российских философов В.В.Налимова, Ю.М.Федорова, А.А.Гостева и др. нравственное развитие человечества рассматривается в контексте формирования новой картины мира, современного мировоззрения.

Важнейшие составляющие этого процесса осмыслены в трудах диалогистов М.Бубера, М.М. Бахтина, О.Розеншток-Хюсси, Х.Ортеги-Гассета и др. как конец монологического мышления, как становление этики диалогического общения в контексте формирования планетарного, универсумного мироощущения. Не меньшую важность представляет процесс легитимизации символического, образного, мифологического типов мышления, необходимо дополняющих рациональное мышление, посредством которого утверждается в современной культуре некартезианская картина отношений человека и окружающего его мира, отношений человека и Вселенной (А.Ф.Лосев, Я.Э.Голосовкер, П.С.Гуревич, Е. А.Торчинов, В.Б.Касевич, К.Юнг,М.Элиаде, Э.Нойманн и др.).

Студенческая молодежь является одной из социальных групп общества,А которые наиболее чувствительны к изменениям в культуре, общественном сознании. Нельзя не отметить, что в отечественных школах философии, социологии накоплен большой опыт исследования молодежи в контексте "вопросов о главном" (т.е., определяющих смысложизненную направленность личности), которые рассматривались в широком спектре подходов (И.Кон, С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский, В.Г.Немировский и др.). В то же время, как отмечает Н.И.Челыщева [201], специальные исследования молодежи по отношению к религии, религиозным и метафизическим представлениям начались совсем недавно. Проведены социологические опросы, показавшие масштабы современного "религиозного возрождения" (Л.Г.Новикова, К.Каариайнен, Д.Е.Фурман, В.Г.Немировский, В.И.Лебедев и др.). В последнее время, среди российских исследователей - социологов, философов, психологов, психиатров и юристов - развернулась острая дискуссия о деструктивном характере новых религиозных движений (Э.Г.Филимонов, Л.Н.Митрохин, В.А.Богданов, Е.Г.Балагушкин, Е.Н.Волков, Н. А.Трофимчук, В.М.Макаров, Е.С.Прокошина и др.). Позитивный характер становления новой духовной культуры исследуется в работах И.М.Тоненковой, К.И.Шилина, В.И.Болгова, В.Г.Немировского, П.С.Гуревича и др.

Вместе с тем, нельзя не согласиться с мнением В.М.Петрова о необходимости целенаправленных программ для координации и объединения работ в гуманитарной области, сопоставимых с известной Международной профаммой "Геном человека" [141, с. 10]. Преждевременная и искусственная рационализация понятий, отсутствие синергических отношений между различными дисциплинами, изучающими человека, порождают как трудности интерпретации эмпирических исследований, так и их относительную непродуктивность.

Поэтому, в диссертационной работе была предпринята попытка найти целостные, органические, а не рационально синтезированные подходы к проблеме изучения религиозных и этических представлений студенческой молодежи, а именно:

- исследование отношения студентов к христианским заповедям Ветхого и Нового Заветов, поскольку именно эти заповеди предопределили направление развития современной цивилизации. Правомочность такого подхода апеллирует к нравственному абсолюту, к развитию современной нравственности из "семян", смысл и значение которых раскрывается постепенно в историческом процессе;

- операционализация идей, развитых в работах русских философов всеединства. Представляется, что именно этот путь позволяет учесть своеобразие нравственно-духовного пути развития России, основанное на понимании особенностей русского национального характера, его укорененности в прошлом, его архетипической связанности с рождающимся ноосферным мышлением.

Указанные подходы, широко обсуждаемые, но не разработанные в теоретико-методологическом плане для анализа процессов формирования современного мировоззрения на уровне массового сознания, не апробированные в эмпирических исследованиях, определили цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является изучение религиозно-этических ориентации студенческой молодежи в соотнесении с широким контекстом формирования современной духовной культуры.

Достижение этой цели потребовало решения следующих задач:

1) проанализировать основные причины изменения мировоззрения, роста интереса к "сверхестественному" в современной культуре; определить специфические особенности мировоззрения современной студенческой молодежи;

2) раскрыть мировоззренческие аспекты концепции положительного всеединства; обосновать актуальность этой концепции для анализа современных инновационных процессов в области религиозных и этических воззрений; выделить основные индикаторы для исследования массового сознания, операционализирующие концепцию положительного всеединства;

3) определить значение современных социокультурных процессов, связанных с познанием и освоением внутреннего мира человека, духовно-нравственного космоса, для формирования этики положительного всеединства;

4) выделить основные тематические блоки исследования, разработать систему индикаторов, отражающих характер и уровень религиозности студенческой молодежи;

5) исследовать структуру и динамику мировоззренческих представлений студентов вузов города Красноярска за последние годы;

6) проанализировать особенности духовной ориентации современного студенчества - отношение к религиозно-духовным учениям и практикам, представления о будущем человеческой цивилизации, концепции смысла жизни студентов, факторы, мотивирующие интерес студентов к духовному опыту и знанию;

7) исследовать отношение студенческой молодежи к христианским заповедям Ветхого и Нового Заветов; на этой основе выявить и описать типы религиозно-этического сознания молодежи.

Объектом исследования выступает мировоззрение студенческой молодежи (на примере студентов вузов г.Красноярска)

Предмет исследования - структура и динамика религиозных, этических представлений.

Теоретико-методологическая основа исследования. В решении поставленных задач диссертант опирался на положение о диалектическом единстве индивидуального и общечеловеческого уровней социализации личности. Систематизация мировоззренческих представлений студенческой молодежи осуществлялась на основе диалектики общего, особенного и единичного.

Анализ основных причин изменения мировоззрения, роста интереса к "сверхестественному" в современной культуре проводился в контексте положения о становлении духовно-информационного уровня социума, развиваемого группой ученых под руководством В.Г.Немировского. В рамках этого подхода, для анализа современных инновационных процессов в духовной сфере общества диссертант использовал ключевые идеи философии всеединства.

Для философско-теоретического осмысления тенденций формирования современного мировоззрения большое значение имели труды Б.П.Вышеславцева, Р.Тарнаса, Р.Ф.Абдеева, А.Назаретяна, В.В.Налимова, П.Сорокина, Р.У.Сперри, В.С.Поликарпова, А.Ф.Лосева, Е. А.Торчинова, Ю.М.Федорова, В.Б.Касевича, А.Швейцера, К.Г.Юнга, М.Элиаде, Э.Нойманна.

Для философско-методологического осмысления закономерностей нравственно-духовного развития молодежи диссертант руководствовался идеями Б.С.Братуся, В.Л.Войекова, В.Г.Немировского, Л.И.Михайловой, В.А.Петровского, Л.Деминой, С.Франка, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, концепциями Э.Фромма, А.Маслоу, Р.Мэя и др.

В качестве методологических инструментов для эмпирического анализа представлений студенческой молодежи использованы диалектический метод, системный, структурно-функциональный и ценностный подходы.

Эмпирическую базу исследования составили: 1) данные социологического исследования, проведенного диссертантом в 1999-2000 гг. среди студентов вузов г. Красноярска и специалистов, работающих на разных предприятиях г. Красноярска; 2) данные социологических исследований, проведенных с 1988 по 1993 гг. с участием и под руководством В.Г.Немировского среди студентов вузов г. Красноярска.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней обоснована актуальность концепции положительного всеединства для анализа трансформационных изменений мировоззрения на уровне современного массового сознания, разработаны адекватные этой концепции методы и инструментарий исследования и апробированы в эмпирических исследованиях религиозно-этических представлений студентов вузов города Красноярска.

Положения диссертации, содержащие новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1. Совокупность процессов, протекающих в общественном сознании (легитимизация представлений о существовании духовных измерений на уровне массового сознания, формирование современной научной картины мира, осознание катастрофичности пути техногенного развития цивилизации, становление холистического мировосприятия, революционные изменения в области коммуникаций и информации), подтверждает прогностическую значимость концепции становления духовно-информационного уровня социума, что дает возможность идентифицировать направленность изменений мировоззрения на уровне современного массового сознания.

2. Анализ ключевых положений русских философов всеединства (утверждение человеческого микрокосма, сопричастного миру в целом, мифологический синкретизм, нравственный космос) позволяет сформулировать положение о формировании этики положительного всеединства как важной составляющей современного социокультурного процесса. В качестве основных положений, раскрывающих содержание этого процесса на уровне массового сознания, можно выделить три основные темы:

- становление "органического миропонимания", выражающего себя верой в существование "связи всего со всем", определяющей в самом общем виде современные представления о микрокосмичности, универсумной сопричастности человека;

- развитие веры в существование Высшего разума, отражающего идею Логоса, в результате чего преодолевается мистика субъективно-произвольная;

- развитие диалектического понимания связи добра и зла, что проявляет себя в симметричном процессе признания "Я" и "Другого", "врага своего".

3. Ориентация на познание и освоение внутреннего, мира человека, духовного измерения в современной культуре является предпосылкой формирования этики положительного всеединства. В развитии этой тенденции выделяются два взаимосвязанных социокультурных процесса (актуализация роли эмоционально-образного мышления, развитие принципов диалогизма и ненасилия).

4. Сравнительный анализ результатов социологических опросов, в период с 1988 по 2000 гг., среди студентов вузов г.Красноярска, показал наличие следующих тенденций:

-на уровне массового сознания студенческой молодежи существует выраженный процесс трансформации мировоззренческих представлений, что включает в себя: рост в процентном отношении количества студентов, верящих в различные "квазирелигиозные" представления, изменение представлений о смерти и бессмертии, рост распространенности христианского представления о бессмертии, что статистически взаимосвязано с уменьшением представленности нигилистической концепции смысла жизни;

-"новая религиозность" студенческой молодежи представлена в равной степени двумя тенденциями: тенденцией к поверхностной вере или склонности к "суеверию" и развитием определенного типа целостного мировоззрения, духовные основы которого определяются логикой развития положительного всеединства.

5. Эмпирический анализ особенностей религиозно-духовной ориентации современного студенчества выявил следующие тенденции:

-религиозно-духовная ориентация студентов прямо связана с осознанием кризисного положения современной цивилизации, осознанием важности и необходимости духовного развития, как условия спасения от надвигающейся катастрофы;

-больше трети студентов и специалистов проявляют выраженный и целенаправленный интерес к духовному опыту и знанию;

-степень информированности студенческой молодежи в отношении современной литературы духовного содержания взаимосвязана с верой в существование особой реальности духовного мира, верой в бессмертие души;

-степень интереса студентов к духовному опыту положительно коррелирует с верой в комплекс мировоззренческих представлений, определяемых логикой положительного всеединства.

6. Результаты проведенного кластерного анализа показали актуальность анализа отношения к христианским заповедям как методологической основы изучения закономерностей нравственного развития личности. В соответствии с таким подходом:

- выявлено четыре типа религиозно-этической ориентации студенческой молодежи: эгоцентрическая, группоцентрическая, гуманистическая и эсхатологическая, что совпадает с типологией развития нравственности, разработанной Б.С. Братусем;

- показано, что стремление студенческой молодежи руководствоваться в своей жизни христианскими нормами милосердия, принципами ненасилия связано с формированием целостного комплекса представлений, определяемого логикой положительного всеединства; данный комплекс представлений является важным индикатором духовного и нравственного развития современных студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно уточняет современное понимание религиозно-этических представлений студенческой молодежи, рассматривая их в контексте становления современной духовной культуры. Основные положения и выводы могут быть использованы при чтении специальных разделов курса социальной философии, проведении целенаправленной идеологической работы с молодежью. Результаты работы акцентируют значимость внимания, уделяемого внутреннему миру человека, значимость гуманитарного образования, воспитывающего некартезианское мировоззрение, в процессе формирования нравственных и духовных представлений студенческой молодежи.

В теоретическом плане проведенное исследование демонстрирует возможность структурирования мировоззренческих представлений студенческой молодежи на основе развиваемого положения о формировании этики положительного всеединства. В методологическом плане показана актуальность христианских заповедей Ветхого и Нового Заветов для изучения закономерностей нравственного и духовного развития личности.

Апробация работы.

Содержание исследования обсуждено на заседании кафедры социологии Красноярского государственного университета.

Результаты исследования докладывались на Международном симпозиуме "Теоретические и организационные проблемы развития науковедения" (Красноярск, сентябрь 1999), на VI Всероссийской научно-практической конференции "Педагогика развития: содержание образования как проблема" (Красноярск, апрель 1999), на межвузовской научно-практической

14 конференции "Духовно-исторические чтения" (Красноярск, июнь 2000), на краевой научной конференции студентов и молодых ученых "Психолого-педагогическая наука и образование для современных гуманитарных технологий" (Красноярск, апрель 2000), на Первом Всероссийском социологическом конгрессе "Общество и социология: новые реалии и новые идеи" (Санкт-Петербург, сентябрь 2000).

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБЛАСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ И ЭТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Стариков, Павел Анатольевич

Заключение

Стремительно меняется современность. Будущее "вторгается в нашу жизнь". Так описывает актуальную ситуацию Алвин Тоффлер, давая ей характеристику футуршока. Его мнение трудно оспаривать. Все явственнее обнаруживается угроза планетарной экологической катастрофы. Меняются социальные верования, общемировоззренческие основания убеждений.

По результатам проведенного исследования, большая часть современной студенческой молодежи осознает катастрофичность пути исключительно техногенного развития цивилизации. Студенты 2000-го верят в важность и необходимость духовного развития человека как условие спасения от катастрофы, верят в возможность существования мира добра, как будущее человечества.

Сравнение мировоззрения студенческой молодежи 1988-го и 2000-го года отчетливо показывает, что значительные изменения произошли как в количественном, так и в качественном, структурном отношениях. Так, 17% опрошенных в 1993 и 61%- в 2000 году полностью или частично были согласны с утверждением "после смерти человека душа его попадает в ад или рай в зависимости от того, как он прожил жизнь". Если в 1988-м вера студентов в бессмертие души, согласно исследованиям Немировского В.Г., была связана в целом с гедонистической, потребительской смысложизненной ориентацией, то в 2000-м году эта же вера определяется религиозно-духовной ориентацией молодежи, отрицательно коррелирует с представлением, что "нужно взять от жизни все, что можно".

В то же время, как показали результаты проведенного анализа, в представлениях студенческой молодежи присутствует выраженный процесс активной трансформации традиционных религиозных представлений о смерти и бессмертии. Эти данные совпадают с результатами широкомасштабных исследований Киммо Каариайнена и Д.Е.Фурмана, которые сделали вывод о нарастании мировоззренческой неопределенности и эклектики на уровне массового сознания. В отличие от упомянутых авторов, в нашем исследовании специфики современной религиозности студенческой молодежи исходным было положение о существовании на уровне массового сознания не мировоззренческой эклектики частных концепций и мнений, хотя эта тенденция и имеет место, а определенным образом организованной системы религиозно-этических представлений. В поисках этой структуры внимание было обращено на творческое наследие русских философов всеединства. Гений Соловьева и его последователей разработал "особую и оригинальную философскую транспозицию общехристанских идей", в которой стержневым понятием стала идея "положительного всеединства"- "вечно недосказанная, лишь приблизительно схватываемая в опыте философских символизации онтологическая структура" [153].

Полученные в ходе исследования данные, подтвердили наше исходное предположение, показав существование целостной структуры представлений мировоззренческого уровня на уровне массового сознания студенческой молодежи. Широкое распространение получила вера в существование "незримой связи всего со всем", между людьми, людьми и природой, всем миром, которая является необходимой основой формирования современных представлений о микрокосмичности человека, определяет на эмоционально-образном уровне идею сопричастности человека всему миру. 69 процентов студентов в полной мере разделяют эту веру. Становление "органического миропонимания" положительно связано с развитием идеи Логоса, в котором преодолевается мистика субъективно-произвольная, "оторванная от мирового смысла". Основа Логоса есть Смысл, который связан с идеей Высшего разума. Веру в существование Высшего разума полностью разделяют 58 процентов студентов.

Изучение взглядов студенческой молодежи показало, что становление этой "новой" для рационального типа мышления мировоззренческой парадигмы, по-видимому, является важной составляющей процесса утверждения в современной культуре принципов миротворчества и ненасилия, может служить качественным индикатором духовного и нравственного развития студентов. Рассматриваемая мировоззренческая парадигма взаимосвязана с представлениями о том, что путь к здоровью и счастью лежит через совершенствование внутреннего мира, души (64% студентов полностью разделяют эту веру), с верой в действенность изменения отношения к людям, миру, прощения своих "врагов" (58 % студентов).

Интересные предварительные результаты были обнаружены с использованием метода корреляционного анализа. В процессе исследования были выявлены положительные связи выявленного целостного комплекса представлений с рядом факторов, имеющих различную природу: биографическую (наличие мыслей о смерти в детстве), социокультурную (обладанием терпением в значительной степени по самооценке респондентов, что связывает современный тип религиозного мировоззрения и исторически сложившуюся на Руси церковно-христианскую практику аскетизма, которая выражается в кротости, смирении, терпении, прощении и любви), этическую (готовность оказать моральную и физическую поддержку человеку, нуждающемуся в ней; отказ преступать моральные нормы ради своей выгоды; склонность вкладывать душу в каждое исполняемое дело), мировоззренческую (самооценка респондентов степени определенности своих жизненных взглядов; отсутствие эмоций растерянности и беспокойства, вызываемых окружающим миром; вера в то, что человек может осуществить свой жизненный выбор по своему желанию). Многообразие указанных взаимосвязей, с одной стороны, подтверждает значимость выявленного комплекса мировоззренческих представлений, как структурообразующего, с другой - обозначает перспективы дальнейшего иззЛения данной тематики.

На связь исследуемого комплекса представлений с "правополушарным", эмоционально-образным типом мышления косвенно указывает существование значимых, положительных корреляций со следующими особенностями респондентов: способностью к восприятию красоты мира, степенью испытываемого удовольствия респондентов при рассматрийании живых цветов; увлеченностью, в той или иной степени, поэзией; наличием перед засыпанием непроизвольных "наплывов" цветных узоров, картин, видений; ощущением "звенящего пространства" при нахождении в тищине и покое. Наоборот, эгоцентрическая нравственная позиция респондентов, как показали результаты кластерного анализа, оказалась связанной с низким уровнем развития эмоционально-образного мышления. Уточнение и детализация указанной взаимосвязи может представлять прямой интерес для проведения дальнейших исследований.

Тема целостности комплекса мировоззренческих представлений и отношений, определяющих позитивную смысложизненную направленность личности, волнует многих авторов. Здесь, в такого рода вопросах, открываются "малоизученные земли", требующие новых парадигмальных и методологических подходов, что во многом определяет поисковый характер проводимых исследований.

Использование кластерного анализа позволило выявить четыре типа религиозно-этической ориентации студенческой молодежи: эгоцентрическую, группоцентрическую, гуманистическую и эсхатологическую, что совпадает с типологией развития нравственности, разработанной Б.С.Братусем. Если проводить аналогию с героями романа Ф.М.Достоевского, то эти ориентации олицетворены образами братьев Карамазовых.

Эгоцентрическая ориентация современного студента взаимосвязана с маловерием, отсутствием интереса к духовным традициям и опыту, низким уровнем этической культуры. Для "группоцентрической" религиозно-этической ориентации вера в Бога (представители этого типа считают православие своей верой) сочетается с характерной тенденцией придавать наименьшее среди других типов значение подчинению чужому влиянию и фанатизму, позитивным отношением к комбинированию добра и зла, стремлением решать проблемы через насилие, отсутствием признания за Другим права на индивидуальность.

В "гуманистической" религиозно-этической ориентации отвергается Бог и утверждается самоценность каждого человека, пусть даже далекого, не входящего в группу. С этого уровня нравственного развития начинает выполняться Золотое правило этики. На уровне мировоззренческих представлений для этой ориентации наиболее характерна вера в существование незримой "связи всего со всем" и значительно слабее - вера в существование Высшего разума. Данная ориентация взаимосвязана с симпатией к буддизму, трансперсональной психологии, психоанализу и современной психологии, эзотерическим знаниям.

Эсхатологическая" религиозно-этическая ориентация современной студенческой молодежи в значительной степени отличается от "группоцентрической" приверженностью принципам ненасилия, миротворчества и милосердия, интересом к духовному знанию и опыту, смысложизненной ориентацией на творчество, регулярное чтение книг и серьезную культурную жизнь, жизнь ради людей, духовное развитие и нравственное самосовершенствование.

По всей видимости, результаты кластерного анализа позволяют предполагать, что существенную роль в определении качественных особенностей выделенных типов религиозно-этического сознания молодежи играет целостный комплекс мировоззренческих представлений, определяемый логикой "положительного всеединства".

Позитивной тенденцией современного гуманитарного образования является ориентация на конкретные ситуации нравственной жизни, мировоззренческие аспекты морального выбора. В развитии данной тенденции представляется целесообразным анализ разрушительных и созидательных смыслообразов культуры и массового сознания, создание адекватных методов их изучения, адаптация образовательных программ к базовым архетипам, глубинным основам "души", что с необходимостью требует обращения к религиозно-этической проблематике. Современное гуманитарное образование должно быть в равной степени готово как институцион'ализировать рост интереса у молодежи к духовному опыту, практикам "духовных путешествий", к "встрече" с важными экзистенциальными проблемами, возникающими на этом пути, так и бороться с идеологией аморализма и вседозволенности, против кумиров потребления и деструктивизма.

Именно сегодня имеет смысл проанализировать своеобразие нравственно-духовного пути развития России, основанное на понимании особенностей русского национального характера, его укорененности в прошлом, его архетипической связанности с рождающимся ноосферным мышлением. Следует согласиться с мнением Н.М.Лебедевой, что "России в наше время как никогда важно осознать и осмыслить свои культурные и социальные архетипы, не отвергать их, а разумно и бережно встроить в бурно идущий процесс общественного развития" [94, с. 106].

Историческая традиция апофатичности, противопоставления положительного юридического права и души, закона и благодати ставят тему "положительного всеединства" в центр развития русской духовной мысли, связывая на глубинном архетипическом уровне православие, мучительные нравственные искания и полемику русских мыслителей, направление современных духовных поисков. Отсюда берут свое начало значимые для развития русской мысли темы прощения и милосердия, "связи всего со всем", тема всеобщей ответственности и отсюда общего соборного дела.

В то же время, эти идеи, "архетипы" русского менталитета существуют в целостном комплексе взаимосвязей, которые объединяют мировоззрение, стремление жить в соответствии с нравственными нормами, религиозно-духовную ориентацию. Изучение этой целостности является необходимым этапом развития методологических подходов к анализу современных социокультурных процессов, организации эффективной идеологической работы с молодежью.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Стариков, Павел Анатольевич, 2001 год

1. Аббаньяно Н. Мудрость жизни. Санкт-Петербург: Алетейя,1996.- 320 с.

2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Гуманитарный издат. центр "Владос",1994.- 336с.

3. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара: БАХРАХ-М, 2000.- 336с.

4. Адлер А. Наука жить. Пер. с англ. и нем. К.: Порт-рояль, 1997.- 288с.

5. Акимов А.Е., Шипов Г.И. Отражение дзосовной миссии России в развитии земной цивилизации // Духовный образ России. (Материалы Международной общественно-научной конференции. 1996), М.: Международный Центр Рерихов, 1998.-С.251-259

6. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1990.- 158 с.

7. Апресян Р.Г. Золотое правило // Этика: новые и старые проблемы. К шестидесятилетию Абдуласама Абдулкеримовича Гусейнова.- М.: Гардарики, 1999.-C.9-29

8. Аргайл М. Психология счастья. М.:Прогресс, 1990.- 336с.

9. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: Рефл-бук, 1994.- 314 с.

10. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи (к русской народной психологии).- Вопросы философии. 1996.- N12- С.84-102

11. Балагушкин Е.Г. Структура религиозной деятельности (К определению понятий "церковь", "секта", "культ", "богоискательство")// Вопросы научного атеизма. вып. 38.- М.: 1989.- С.64-85

12. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. -М.:Наука, 1993.-352с.

13. Белла Роберт П. Социология религии.// Американская социология. М.: Прогресс, 1972.- С.265-281

14. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. М.:Канон.-464с.

15. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии).- М.: Международные отнощения, 1990.- 336с.

16. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993.- 382с.

17. Бердяев H.A. Судьба России. Самосознание. Ростов н/Д: Феникс, 1997.-544с.

18. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.- 382с.

19. Бергер П. Религиозный опыт и традиция // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич.- М.: Аспект Пресс, 1996.-С.339-364

20. Бернщтам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб.:Петербургское востоковедение, 2000.-400с.

21. Берри Т. Будущие формы религиозного опыта.// Антология гнозиса. СПб.: Медуза, 1994.-С. 19-24

22. Бессмертный А. Национализм и универсализм в русском религиозном сознании //На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989.- С. 122-172

23. Болгов В.И. Новые формы жизни. М.: Диалог МГУ, 1997.- 19с.

24. Братусь Б.С. Нравственная психология возможна// Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 1999.-С.29-48

25. Бубер М. Я и Ты / Пер. с нем. М.: Высщ. щк., 1993.- 175 с.

26. Будыко М.И. Эволюция биосферы .-Л.:Гидрометеоиздат., 1984.- 488с.

27. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. -М. :Республика.- 1994.-415с.

28. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука,1990.- 412с.

29. Бызов Д., Филатов С. Религия и политика в общественном сознании советского народа. //Религия и демократия М.: Прогресс, 1993.- С.9-42

30. Варшавский В.И., Поспелов Д.А. Оркестр играет без дирижера. М.: Наука, 1984.-202с.

31. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации).- СПб.: Лань.- 1999.- 480с.

32. Вастиян Е.А. Духовная сторона ухода за раковыми больными //Журнал клиницистов онкологов.- 1986.- Т.36.- N2.- С. 16-21

33. Волков E.H. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога.-1996.-М2.- С.87-94

34. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь.- М.: Гардарики, 1999.- 520С.

35. Вульф В. Как развивать и управлять своей внутренней личностной силой.-Ассоциация Холодинамики, 1995.- 186с.

36. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994.368 с.

37. Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Аспект Пресс, 1996.- 239с.

38. Гвардини Р. Конец нового времени // Культурология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- С. 536-548

39. Горохов М.Г. Книга насущных вопросов о православной вере. М.: АРБОР, 1998.- 160с.

40. Грановская P.M., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.- 272с.

41. Григорьев С, Немировский В. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге 21 в. Барнаул-Красноярск, 1995.- 148 с.

42. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток // Вопросы философии.-1997.-N3.-С.90-102

43. Гримак Л.П. Гипноз и преступность. М.: Республика, 1997.- 302 с.

44. Гримак Л.П. Магия биополя: Энергоинформационное лечение. М.: Республика, 1994.-448с.

45. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1994.- 342с.

46. Гроф Станислав и Кристина Сияющие города и адские муки //Жизнь после смерти.- М.: Советский писатель, 1990.-С.64-96

47. Гроф С. Космическая игра. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997.-256с.

48. Губин В.Д. Любовь, творчество и мысль сердца //Философия любви. Ч.1.-М.: Политиздат, 1990.- С.231-267

49. Гулыга A.B. Космическая ответственность духа. // Наука и религия. 1989.-N8.- С.32-34

50. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Танаис, 1994.- 544с.

51. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М.:Республика, 1995.- 351с.

52. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика. М.:Гардарики, 1998.- 472с.

53. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия (проблемы нравственной философии).- М.: Молодая гвардия, 1989.- 317с.

54. Демина Л. Рефлексия в структуре системной социологической парадигмы. // Социология на пороге 21 века. М.: ИНТЕЛЛЕКТ, 1988.- С. 147-155

55. Джефрис В. Интегрализм П.А. Сорокина: новая общественная наука и реконструкция человечества // СоцИС.-1999.- N11.- С.13-17

56. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / Пер. с англ.- М.:Наука, 1993.- 432с.

57. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП.- М.: Класс, 1997.- 192 с.

58. Донченко А.П. Фактор времени в нравственном становлении и развитии личности. Л.:Изд-во ЛГУ, 1988.- 120с.

59. Достоевский в Германии // Литературное наследство.-т.86.-М.: Наука, 1973.-С.659-725

60. Ермичев А. Введение в богопознание по С.Л.Франку // Франк СЛ. Реальность и человек". СПб.: РХГИ, 1997.- С.405- 425

61. Ермолаева В.Е. От доказательств к естественной доброте: Психологизация философии отношений с природой //Человек и культура: критикаантропоцентризма. М.: РАН Институт научной информации по общественным наукам, 1995.- С.71-113

62. Ерощенков М.Г., Бадаев В.В. Введение в современную магию. М.: Диалог-МГУ, 1998.- с.44

63. Журавлев А.П. Звук и смысл. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1991.- 160с.

64. М.А.Жутиков Темнеющая цивилизация // Природа и человек. 2000.- N2.-С. 18-20

65. Завьялов В.Ю. Необъявленная психотерапия. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 250с.

66. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие и Практикум. Мн.: ТетраСистемс, 1997.- 320 с.

67. Знаков В.В. Понимание правды и лжи в русской историко-культурной традиции //Этническая психология и общество. М., 1997.- С. 119-126

68. Зыкова А.Б. Хосе Ортега-и-Гассет: поиски новой философии" // Ортега -и-Гассет X. Что такое философия ? М.: Наука, 1991.- С.353-382

69. Иеремиас Иоахим Богословие Нового Завета. Часть первая. Провозвестие Иисуса. М.: "Восточная литература" РАН, 1999.- 367с.

70. Изгоевъ A.C. Объ интеллигентной молодежи // Вехи.- М.:"Горизонт", 1990.-С.97-125

71. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.912 с.

72. Ионии Л. От моностилической к полистилической культуре. Современное развитие России. // Социодинамика культуры: Сборник. М.:1993, С.5-26.

73. История теоретической социологии. В 4-х т. Т.З / Ответ, ред. и составитель Ю.Н.Давыдов.- М.: Канон, 1997.- 448 с.

74. Йейтс Ф. Искусство памяти. С-Пб.: "Университетская книга", 1997.- 479с.

75. Йоманс Т. Дущевная рана и психотерапия // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. М.: Смысл, 1997.- С.176-197

76. Йоманс Т. Введение в психологию духовного измерения // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии М.: Смысл, 1997.- С. 154-175

77. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1991.-304с.

78. Калина Н.Ф. Основы психотерапии. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997.- 272с.

79. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства).- М.: Мысль, 1984.- 222с.

80. Касевич В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб.: Петербургское востоковедение, 1996.- 288 с.

81. Киммо Каариайнен, Д.Е.Фурман Верующие, атеисты и прочие адепты российской религиозности. // Вопросы философии. 1997.- N6.- С.35-52

82. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.:Наука, 1983.- 368с.

83. Кленденин Даниэл Апофатизм в православном богословии или протестантское понимание православной апофатики. Вести. Московского университета. - сер. 7 (Философия).- 1995.-N4.- С. 63-77

84. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: ФОЛИО, Санкт-Петербург: КРИСТАЛ, 1996.- 414с.

85. Князева E.H., Курдюмов СП. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997.- N3.- С.62-79

86. Коган Л.Н. Зло. М.: Изд-во Уральского университета, 1992.- 1 Юс.

87. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности М.1996, -224с.

88. Кравченко В.В. Вестники русского мистицизма. М.:Издатцентр,1997.-300с.

89. Кураев А. Почему православие не стало "молодежной религией" // Диакон Андрей Кураев Все ли равно, как верить ?.-Клин.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1994.-С.21-30

90. Кураев А. Особенности религиозной ситуации в России. // Культурология, XX век. Проблемно-тематический сборник. ИНИОН РАН.- 1997.- С. 147-150.

91. Кюблер-Росс Э. "Весной она вернется."// Жизнь после смерти. М.: Советский писатель, 1990.- С57-63

92. Ланин Б. Жизнь в антиутопии: государство или семья // Общественные науки и современность. 1995.-N3.- С. 149-160

93. Лебедев В.И. Сомнительный эксперимент на людях в масштабах всей страны // Советская культура. 1989.-28 ноября

94. Лебедева Н.М. Введение в этическую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М., "Ключ-С", 1999.- 224с.

95. Левинсон Ю.М., Левинсон М.Ю. Целительство: пути и возможности.- М.: АВЕРС, 1993.-336с.

96. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. М.: Прогресс, 1994. - 352 с.

97. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.- С.21-187

98. Лосский И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991.-368с.

99. Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Избранное. М.: Правда, 1991.- С.334-471

100. Малахов В.А. Искусство и человеческое мироотношение. -Киев: Наукова Думка, 1988.-21 1с.

101. Мальцев В. Христианство. История и мораль. Красноярск, 2000.- 218с.

102. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Лань, 1997.-384с.

103. Мартынов В.Ф. Философия красоты. Минск: ТетраСистемс, 1999.- 336с.

104. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997.- 300с.

105. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.- 430с.

106. Матяш Т.П. Князь Евгений Николаевич Трубецкой (предисловие) // Трубецкой E.H. Избранные произведения.- Ростов-на-Дону:Феникс,1998.- С.З-14

107. Мелешко Е.Д. Понятие непротивления и способы его истолкования в истории культуры // Этика: новые старые проблемы. М. :Гардарики, 1999.-С.169-190

108. Менегетти А. Клиническая онтопсихология. М.: Славянская ассоциация Онтопсихлогии, 1997.- 320 с.

109. Мень A.B. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В семи томах. Т.1. Истоки религии. М.: Слово, 1991.-287с.

110. ПО. Меняйлов A.A. Катарсис: Подноготная любви. Психоаналитическая эпопея.- М.- КРОН-ПРЕСС, 1997.- 640с.

111. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов.- М.: ФАИР, 1998.- 352с.

112. Минделл А. Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии).- М.: Институт психологии РАН, 1993.- Часть 1.- 88с., Часть 2.-74с.

113. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Ф АИР-ПРЕСС, 1999.-23 2с.

114. Моисеев H.H. Человек во Вселенной и на Земле. // Вопросы философии. -1996.-N6.-C. 11 -27

115. Москалькова Т.Н. Противодействие злу в русской религиозной философии. М.: Проспект, 1999.- 128с.

116. Моуди Р. Жизнь до жизни. Жизнь после жизни. К.: София, 1994.- 352с.

117. Мэй Р. Любовь и Воля. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997.- 384с.

118. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1994.-144с.

119. Назаретян А. Интеллект во вселенной. М.: Недра, 1991.- 211с.

120. Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 344с.

121. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в 21 веке // Вопросы философии. 1996.- N11.- С.65-75

122. Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. 1993.- N9.- С. 85-86 .

123. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс- 1993.- 280 с.

124. Наранхо К. Агония патриархата и надежда на триединое общество. -Воронеж: МОДЭК, 1995.- 224с.

125. Никифорова Б.З. Социально-психологические функции нетрадиционной религиозности//Вопросы научного атеизма. М.: Мысль, 1989.- вып.38.- С.297-315

126. Новикова Л.Г. Основные характеристики динамики религиозности населения.// Социологические исследования. 1998.- N9.- С.93-98

127. Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция? (Эстет, деятельность в системе обществ, практики).- М.: Политиздат, 1976.- 287с.

128. Нэйманн Э. Творческий человек. // Психоанализ и искусство .- М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. С.208-249

129. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика.- СПб.: Академический проект, 1999.- 206с.

130. Пойман Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл-бук, 1998.-464с.

131. Нолл Р. Тайная жизнь Карла Юнга. Пер. с англ.- М.: Рефл-бук, 1998.- 432с.

132. Оттен М., Банса А. Чародеи с Явы. М.: Наука, 1973.- 135с.

133. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.-287с.

134. Орлов Б.В., Эйнгорн Н.К. Духовные ценности: проблема отчуждения. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993.- 288с.

135. Основы религиоведения. М.:Высшая школа, 1998- 480с.

136. Парамонова СП. Типы морального сознания студентов // СоцИС- 1997.-N10.-C.69-78

137. Петров В.М. Прямое и непрямое воздействие искусства: Проблемы методологии и методики исследования. М.: Русский мир, 1997.- 175с.

138. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 512с.

139. Печенев В.А. Правдоискательство: нравственно-философская идея и жизнь // Этическая мысль. М.:Изд-во политической литературы, 1990.- С. 138-197

140. Цит. по Поликарпов B.C. Восточная мудрость и новейшая наука.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- с.445

141. Поликарпов B.C. Феномен "жизни после смерти". Ростов на дону: "Феникс", 1995.- с.576

142. Поликарпов B.C. , Поликарпова В.А. Феномен человека накануне XXI столетия// Феномен человека- вчера и завтра. Ростов -на - Дону: Феникс, 1996.-С.7-221

143. Полосухин Б.М. Феномен вечного бытия. Некоторые итоги размышлений по поводу алгоритмической модели сознания. М.: Наука, 1993.- 176с.

144. Померанц Г. Долгая дорога истории // Выход из транса. М.: Юрист, 1995.-С. 239-283.

145. Потапков А.Г. Организация добра и зла и диалектика самоорганизации. -Суздаль: Б. И., 1994.- 201с.

146. Прокофьев A.B. Морализаторство: этико-теоретические и психологические аспекты //Этика:старые и новые проблемы. М.: Гардарики, 1999.- С. 126-148

147. Радьяр Д. Астрология личности: Представление астрологических понятий и идей в свете современной психологии и философии. М.: "Антарсис", 1991 .-352с.

148. Раушенбах Б.В. К рационально-образной картине мира// Коммунист.-1989.-N8.- С.89-98

149. Рашковский Е.Б. Современное мирознание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл.Соловьева// Вопросы философии.1997. -N6.-C.92-105

150. Рашковский Е.Б. Гражданское общество: религиозное измерение проблемы. // Путь.- 1995.- N7.- С. 130-153

151. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1993.- 240с.

152. Ринг К. Проект "Омега".- М.: Изд-во Трансперсональнго Института,1998. -256с.

153. Розеншток- Хюсси О. Бог заставляет нас говорить/ Составл., пер. с нем. и англ., послесловие и коммент. А.И.Пигалева.- М,: Канон, 1997.- 288с.

154. Ротенберг B.C. Две стороны одного мозга и творчество // Интуиция, логика, творчество.- М.: Наука, 1987.- С.54-64

155. Ротовский A.A. Неомистицизм и проблемы идеологической борьбы // Вопросы научного атеизма. 1989.- вып. 38.- С.316-331

156. Сабиров В.Ш. Два лика зла (размышления русских мыслителей о добре и зле).- М.: Школа-Пресс, 1996.- 272с.

157. Священник Ричард (Ньюхауз), Дж. Вайгель, К.Хилл. Христианство и демократия. // Религия и демократия. М.: Прогресс, 1993.- 592с.

158. Сикевич З.В. Национальный характер русских // Вестн.С-Пб ун-та.- 1995.-сер.6.- ВЫП.4.- С.58-64

159. Сильва X., Стоун Р.Б. Ты- целитель. Мн.: Попурри, 1998.- 288с.

160. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989.-352с.

161. Скрипка Н. Иван Охлобыстин: Мы живем на эмоциональном пике.// Аргументы и факты.- 1998.- N8

162. Смирнов И. Религия завтрашних дней // Свободная мысль.-1998.- N3.-С.36-46.

163. Соловьев B.C. Избранное.- М.: Советская Россия, 1990.- 270с.

164. Сорокин Питирим Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.- С.427-488

165. Сперри Р.У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировоззрения // Мозг и разум. М.: Наука, 1994.- С.20-45

166. Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания. СПб: Гарт-Курсив, Фонд "Ленинградская галерея", 1996, 128с.

167. Степин B.C. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль. М.:Мысль, 1992.- С. 182-199

168. Суворов О.В. Сознание и абсолют (философский трактат).- М.: Логос, 1999.- 192 с.

169. Сусоколов A.A. Структурные факторы самоорганизации этноса// Расы и народы.- М., 1990.-ВЫП.20. -С.5-36

170. Тарнас Р. История западного мышления. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.- 448с.

171. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. Учебно-справочное пособие.- М.: Бизнес- школа, 1998.- 238с.

172. Токарев CA. Религия в истории народов мира. М. :Политиздат, 1976.-576с.

173. Толстой Л.Н. Не убий никого // Этическая мысль: Научн.-публицист. Чтения .- М.:Республика. 1991.- С. 154-167

174. Тоненкова М.М. Социология духовной жизни России: Новая парадигма. -Нижний Новгород: Вектор, 2000.- 96с.

175. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния.- СПб.: Центр "Петербургское Востоковедение", 1998.-384с.

176. Трубецкой E.H. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-5 12с.

177. Трубецкой E.H. "Иное царство" и его искатели в русской народной сказке//Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- С.-442-489

178. Тузов Н.В. Философия теории Единой идеи.-М.:Мысль, 1994.- 251с.

179. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986.- 350с.

180. Уилсон P. Психология эволюции. К.: Янус, 1998.- 304с.

181. Уолш Р. Дух шаманизма / Пер.с англ. С.Каноненко.- М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.- 288 с.

182. Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень: Российская АН Сиб.отд., 1992.-416 с.187. цит. по Философский практикум/ Сост. Гладков В.А.-М.: Наука , 1994.-236с.

183. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1.-М.: Правда, 1990.-490с.

184. Франк СЛ. Крушение кумиров // Сочинения. М.: Изд-во "Правда", 1990.-С111-180

185. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем.- М.: Прогресс, 1990.-368 с.

186. Фрилинг Р. Христианство и ислам: Духовные борения человечества на пути к самопознанию.- М.:Энигма, 1997.-144с.

187. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Мысль, 1989.-559 с.

188. Фромм Э. Иметь или быть?: Пер. с англ./ Общ.ред. и поел. В.И.Добреньков.- М.: Прогресс, 1990.- 336с.

189. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ACT-ЛТД, 1998.672 с.

190. Фромм Э. Душа человека: Перевод.- М.: Республика, 1992.-430с.

191. Фурман Д.Е. Религия, атеизм и перестройка //На пути к свободе совести М.: 1989, С.7-18

192. Филиппов А.Ф. Ясность, беспокойство и рефлексия: к социологической характеристике современности. Вопросы философии. - 1998.- N8. - С.38-58

193. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России // Общественные науки и современность. 1995.-N3.- С.133-136

194. Хольгер Калвайт Шаманы, целители, знахари. Древнейшие учения, дарованные самой жизнью. М.: Совершенство, 1998.- 224с.

195. Чайковский Ю.В. К общей теории эволюции.// Путь.- 1993.- N4.- С.101-141

196. Челыщева Н.И. Религиозность молодежи // Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т.Лисовского.- СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996.- С.380-412

197. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого Бессознательного. М.: КСП, 1996.-384с.

198. Чуковенков Ю.А. Предмет, структура и метод православной антропологии (критический анализ) Вопросы научного атеизма М,: Мысль, 1988.- вып.37.-С.252-271

199. Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996.- 102с.

200. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 1999.- 200с.

201. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973.- 341 с.

202. Швейцер А. Воспитатель человечества Толстой // Вопросы литературы. -1976.-N5.- С.315-316

203. Швейцер А. Жизнь и мысли.- М.: Республика, 1996.- 528с.

204. Шилин К.И. Живая логика творчества. М.: "Восток-Запад", 1999.- 440с.

205. Шрейдер Ю.А. Этика. М.: Текст, 1998.- 271 с.

206. Шульгин В.В. Три столицы М.: Современник, 1991.- 495с.

207. Эдвард Эдингер. Эго и архетип. Индивидуация и религиозная функция психического (Главы из книги) //К.Г.Юнг и Христианство.- СПб: Академический проект, 1999.- С. 127-233

208. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994.-144 с.

209. Энциклопедия представлений о жизни после смерти. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-С.5

210. Юдин А. Россия и Вселенская Церковь: судьбы российского католичества. // Религия и демократия. М.: Прогресс, 1993.- 592с.

211. Юнг К.Г. О жизни после смерти: Пер. И.Булкиной // Тайна смерти. -М., Рипол, 1995.- С.95-141

212. Юнг К.Г. Воспоминания , размышления , сновидения. М.: ACT-ЛТД, 1998.-480 с.

213. Юнг К.Г. Синхроничность. Сборник. Пер. с англ.- М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.- 320с.

214. Юнг К.Г. К феноменологии духа в сказке // Культурология. 20 век: Антология.- М.: Юрист, 1995.- С.ЗЗ 1-378

215. Юнг К.Г. Психология и алхимия. М.: Рефл-бук, 1997.- 571 с.

216. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.-320 с.

217. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. М.: Наука, 1993.- 192с.

218. Beckford James А. and Martine Levasseur New religious movements in Western Europe// New religious movements and rapid social change.- Unesco, 1986.-pp.29-55

219. Cox Richard Symbols and rituals in brief psychotherapy/ Individ.Psychol. 1989 v.45,Nl-2,p.238-242

220. Grosso The Near-Death Experience: Is It a Clue to the UFO Mystery and the Message ofthe Contactees? UFO Universe (Fall 1989) pp.49-50

221. New religious movements and rapid social change.- Unesco, 1986.- 246 pp.

222. Ring K. The nature of personal identity in the near-death experience. // Anabiosis 4(1), 1984, p.3-20.

223. Rodney Stark and William Sims Bainbridge The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation / Berkeley and Los Angels, 1985.-185p.

224. Stevenson Ian Children Who Remember Previous Lives.- Charlottesville: University Press of Virginia, 1987.- 214 pp.

225. Wmbach Helen Reliving Past Lives: The Evidence Under Hypnosis. New York: Bantam Books, 1979.- 176 p.

226. Wuthnov Robert Religious movements and counter-movements in North America // New religious movements and rapid social change.- Unesco, 1986.- pp.l-28

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.