Мировоззренческие и художественные особенности творчества передвижников: религиозный аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, доктор искусствоведения Москалюк, Марина Валентиновна

  • Москалюк, Марина Валентиновна
  • доктор искусствоведениядоктор искусствоведения
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 325
Москалюк, Марина Валентиновна. Мировоззренческие и художественные особенности творчества передвижников: религиозный аспект: дис. доктор искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2006. 325 с.

Оглавление диссертации доктор искусствоведения Москалюк, Марина Валентиновна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Религиозность в художественном творчестве

1.1. Основные характеристики религиозного опыта

1.2. Специфика религиозности в изобразительном искусстве.

1.3. Секуляризм и традиция православного миросозерцания в русской культуре второй половины XIX века.

Глава 2. Концепция религиозного миросознания в творчестве передвижников

2.1. Сюжетная и жанровая структура наследия передвижников с точки зрения религиозной проблематики

2.2. Сюжет «Гефсиманского сада» в контексте русской художественной культуры второй половины XIX века

2 3 Жанр портрета как «духовный автопортрет» времени.

2.4. Религиозные основы «чувства природы» в русской пейзажной живописи.

Глава 3. Трансформация традиции православного миросозерцания в творчестве ведущих представителей передвижничества

3 1 «Блаженны чистые сердцем»: христианское в мироощущении Василия Перова.

3.2. Трагедия «неверящей веры» Ивана Крамского.

3.3. «Вера ему до мучения теперь нужна»: проблемы религиозного опыта Николая Ге

3.4. Путь религиозных поисков Василия Поленова: идеальный человек в идеальном пейзаже

3.5. Илья Репин, «великий «щупалыцик» существа человеческого»

3.6. Творчество Василия Сурикова в русле православной традиции русской культуры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мировоззренческие и художественные особенности творчества передвижников: религиозный аспект»

Актуальность исследования

В обращении к изобразительному искусству каждый исследователь вправе выбирать свои, наиболее близкие его интересам приоритеты. В силу того, что религия выражает взгляд человека на Абсолютное, она является особо значимой областью бытия. Определение человеком (в нашем случае художником) высших ценностей и жизненное отношение к ним обусловливает содержание его духовной и творческой жизни. Кроме того, стремление русского человека к Абсолютному нередко обнаруживается не только на вершинах религиозности, но и, как ни парадоксально, р атеистическом мировоззрении, сознательно отрицающем всякую определенную форму религиозности. Таким образом, можно утверждать, что включение категории религиозности в практику художественного анализа не только актуально, но и закономерно.

Долгое время по идеологическим причинам религиозная проблематика в российском искусствознании была почти полностью закрыта, что значительно обедняло наши представления о самобытности и неповторимой уникальности периода, который принято называть демократическим реализмом. В последние десятилетия проблемам религиозности искусства по праву уделяется все большее внимание Глубокие, разнообразные по направлениям исследования ведущих российских ученых-искусствоведов составляют в наши дни достаточно прочный фундамент, позволяющий перевести на качественно новый уровень представления о сложности и антиномичности русской художественной культуры второй половины XIX века. Проблемы религиозности искусства в целом и искусства передвижников в частности оказались настолько востребованными в миростроительных поисках начала третьего тысячелетия, что сами по себе диктуют искусствоведению необходимость все более полного переосмысления, расширения, углубления подходов.

Неоднозначность и кризисная острота духовного состояния современного российского общества способствует постоянной актуализации христианской проблематики.

На историческом пути русского народа на протяжении последнего тысячелетия одним из факторов, способствующих духовной и социальной устойчивости нации, являлось православие. Также и в отечественном художественном наследии нечто самобытное и ценное формировалось в определенной степени через складывающуюся веками традицию православного миросозерцания. Несмотря на то, что православие в прошлом и настоящем русского общества является предметом дискуссий, сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что данная составляющая русской культуры была и остается одним из значимых явлеций исторического становления России. Отсюда важным видится не только использование общих представлений о религиозности и духовности, но и переосмысление данных качеств в контексте совершенно определенной конфессиональной традиции -православной. Данный подход позволяет избежать некоей унификации, усредненности оценок, а также помогает выявить сущностные черты отечественного художественного наследия в сопоставлении с аналогичными явлениями западноевропейской культуры, обнаружить направление и силу западных влияний и заострить проблемы сохранения национальной специфики. В современных тенденциях гуманитарной науки с ее стремлением построить адекватную модель человеческого бытия профессиональный уровень осознания и оценки законченных результатов здесь приемлем для людей самого широкого образа мыслей, независимо от принадлежности к той или иной конфессии.

В данном исследовании речь не идет об использовании художниками второй половины XIX века древнерусского иконографического канона (вопросы сохранения и модификации которого важны и по сегодняшний день для искусства связанного с православным богослужением). Творчество художников-передвижников рассматривается исключительно как явление светское, далекое от Церкви и культа, но обнаружение в нем переданного в той или иной степени, в той или иной форме религиозного опыта видится актуальным и перспективным для раскрытия глубинных мировоззренческих и художественных характеристик русского демократического реализма. Несмотря на то, что художественное творчество второй половины XIX века в целом неоспоримо свидетельствует о весьма значительном оскудении православного начала в русском обществе, тем не менее, наиболее ценное в нем во многом определялось религиозными переживаниями и устремлениями.

Актуальность данной научной работы заключается и в том, что религиозная компонента в изобразительном искусстве передвижнического периода прежде не подвергалась столь комплексному анализу и последовательному сопоставлению с традицией православного миросозерцания, присущей русской культуре. Надеемся, подобный методологический подход позволит восполнить существующие пробелы в понимании религиозных координат искусства второй половины XIX века и будет способствовать интеграции подлинно ценных, но нередко носящих частнонаучный характер искусствоведческих наблюдений и выводов последних лет в некую единую картину.

Цели и задачи исследования

Главная цель работы - расширить имеющиеся в отечественном искусствознании представления о творчестве художников-передвижников, переосмыслить их художественное наследие через религиозную компоненту.

Целью работы является также рассмотрение на примере Товарищества передвижных художественных выставок религиозного опыта творческой интеллигенции второй половины XIX века, сопоставление его с традицией православного миросозерцания отечественной культуры, выявление степени влияния и различные симптомы отторжения от данной традиции Причем учитывалось, что влияние или отторжение может быть вполне осознанным, в какой-то мере декларированным и формируемым конкретной творческой личностью, но может быть и подсознательным, интуитивным, выступающим помимо воли художника.

Рассмотрение в контексте Православия одного из наиболее важных периодов в истории русского искусства предпринималось также для раскрытия специфики духовной эволюции русского общества через художественное творчество, так как определение качественных особенностей национальной духовности указывает причины ее взлетов и кризисов.

Исходя из поставленных целей научной работы, необходимо было последовательно решить достаточно большой объем задач, из которых обозначим наиболее существенные:

- изучение широкого круга источников из различных областей научного знания: искусствоведческого, философского, богословского, культурологического, литературоведческого. Нахождение области их пересечения в применении к поставленной проблеме и разработка методологических принципов данного исследования;

- анализ основных теорий и положений, связанных с понятиями «религиозный опыт» и «традиция православного миросозерцания», раскрытие их специфики в применении к художественному творчеству;

- выявление и уточнение в памятниках изобразительного искусства демократического реализма (как достаточно известных, так и сравнительно недавно введенных в зрительский и научный оборот) разных форм отражения религиозного сознания русского общества второй половины XIX века;

- иконографическое, жанровое и монографическое рассмотрение творчества передвижников и воссоздание на основе проведенных исследований по возможности целостной картины религиозного содержания их художественного наследия.

Объект исследования: творчество художников-передвижников

Предмет исследования: специфика религиозного содержания искусства русского демократического реализма.

Методологическая и теоретическая основа исследования

В решении обозначенного круга проблем использовались общенаучные методы исследования, прежде всего, такие как наблюдение, анализ и синтез, методы сравнений и аналогий, методы обобщений. Однако непосредственно из проблематики работы, из специфики ее объекта и предмета вытекают методологические принципы, базирующиеся на междисциплинарном подходе. В полной мере употребляются разработанные и апробированные российским и зарубежным искусствознанием методы философско-искусствоведческого анализа произведений художественной культуры. Некоторые позиции формируются в комплексном использовании базовых методов богословских и культурологических наук. Методика работы в целом направлена на то, чтобы через художественную форму произведения (при необходимости с привлечением отдельных положений эпистолярного наследия автора и художественной критики) раскрыть содержательную сущность конкретного памятника культуры.

Базовые теоретические положения, отправные точки данного исследования формировались, прежде всего, в результате тщательного штудирования фундаментальных монографических изданий. Многое уточнялось затем при обращении к более оперативным материалам, таким как публикации статей в научных журналах, сборники докладов различных конференций и семинаров, изучение смежных направлений диссертационных изысканий, использование информационных ресурсов интернета. Круг источников, послуживший теоретической основой проведенной научной работы, можно условно разделить на следующие группы: искусствоведческие, богословские, философские, литературоведческие. Предпримем краткую характеристику каждой из них.

Искусствоведение- В трудах выдающегося историка искусства Дмитрия Владимировича Сарабьянова вопросы внутренней традиции, вопросы влияния на художественное творчество христианского мироотношения являются приоритетными Широта научных интересов, глубина и тонкость анализа, неординарность и убедительность выдвигаемых концепций придают особую значимость каждой из его работ. Как наиболее близкую к обозначенной нами проблематике назовем книгу «Русская живопись. Пробуждение памяти», где Сарабьянов приводит убедительные примеры дополнительных возможностей анализа, которые дает раскрытие религиозного смысла художественного образа при обращении к уже неоднократно исследованным явлениям русского искусства

Не менее глубоко вскрываются общие закономерности развития изобразительного творчества в исследованиях Глеба Геннадьевича Поспелова. Процесс сложения национальной картины мира и ее отражение в художественном образе, проблемы художественного самосознания разными гранями высвечиваются в его обобщающих публикациях последних лет: «Русское искусство XIX века: Вопросы понимания времени» и «Русское искусство начала XX века' Судьба и облик России». Предпринятое им выявление сквозных связей в основных духовных потенциях XIX и начала XX века дают импульсы к самым серьезным размышлениям, выходящим далеко за переделы изложенного текста.

Изучение художественной жизни России XIX века без работ Григория Юльевича Стернина не может быть полным. В общем пространстве российского искусствознания они занимают особое место и самобытностью исследовательского метода, и широтой фактического материала. Ученый моделирует различные явления истории художественной жизни, и приводит целостные характеристики той или иной художественной эпохи. Под редакцией Стернина вышли сборники «Русская художественная культура второй половины XIX века», где в комплексном изучении изобразительного искусства, театра, музыки, архитектуры раскрываются проблемы художественного самосознания, определяются подлинно национальцые черты культуры.

Научным изысканиям Д.В.Сарабьянова, Г.Г.Поспелова, Г Ю.Стернина присущи фундаментальность, подлинный профессионализм, разносторонность и глубина, а также пристальное внимание к нравственной проблематике искусства, к изучению корней национального своеобразия. Вот почему именно их труды стали необходимыми точками опоры для дальнейшей разработки проблем национального сознания в предпринятом нами исследовании православных традиций русской культуры в изобразительном искусстве второй половины XIX века. Но, безусловно, нельзя не обозначить еще целый ряд имен, без которых уточнение и развитие теоретических положений данной работы было бы невозможно. Русское искусство второй половины XIX века своей онтологической глубиной неизменно привлекало и привлекает к себе многих исследователей. Как в советский период, так и в последние десятилетия оно не было обделено вниманием, и по сумме публикаций и объему накопленных фактов является, возможно, наиболее полно исследованным периодом. В контексте же предмета наших интересов назовем, прежде всего, М Алленова, С.Даниэля, А.Верещагину, В.Леняшина, В. Петрова, Т.Карпову, Г.Ельшевскую, Т. Юденкову, Г. Чурак, С.Попова. Каждый из них внес свой существенный вклад либо в создание общих работ по истории данного этапа, либо в постановку и разработку кардинальных проблем искусства демократического реализма, либо в составление монографий об отдельных мастерах. В целом на сегодня сложилось достаточно обширное, хотя в чем-то противоречивое искусствоведческое поле, способное продуктивно инициировать выдвижение новых подходов к традиционной научной проблематике.

Богословие: Характеристику круга источников, сформировавших наши представления о сущности православия, следует начать с трудов о.Павла Флоренского (1882-1937) и о.Сергия Булгакова (1871-1944). Основные стороны и особенности православного учения, раскрываемые ими в многочисленных творениях, подкупают научной объективностью и одновременно духоносным богатством изложения. В свете поставленных данным исследованием вопросов соотношения православной традиции и художественного творчества особо ценными являются разрабатываемые богословами положения православной антропологии, онтологии и космологии.

Проблемы взаимоотношений христианства и художественной культуры также являются одними из приоритетных для о.Павла Флоренского и о.Сергия Булгакова на протяжении различных периодов творчества Назовем книги, концентрирующие в себе необходимые нам теоретические положения: «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи», «Иконостас», «Обратная перспектива» Павла Флоренского и «Православие: Очерки учения православной церкви», «Свет невечерний: Созерцания и умозрения» Сергия Булгакова.

Центральной для князя Е.Н.Трубецкого (1863-1920) была тема неизменного и вечного смысла жизни, не случайно одно из наиболее фундаментальных его религиозно-философских произведений так и называется «Смысл жизни». Принципиально важное для нас переплетение религиозной и эстетической мысли Е.Н.Трубецкого воплотилось в работах «Умозрение в красках» и «Два мира в древнерусской иконописи», где анализируются связь религии и искусства, глубокий духовный смысл, заложенный в русских иконах и внутреннем убранстве православных храмов.

Большое влияние на формирования основополагающих установок диссертационного исследования оказали не только вышеназванные классические труды представителей русского религиозного ренессанса начала ХХ-го века, но и произведения духовных писателей века Х1Х-го* святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867, «Творения: Аскетические опыты. Слово о человеке. Слово о смерти») и святого праведного Иоанна Кронштадского (1829-1908, «Моя жизнь во Христе»). Осмысление трудов Игнатия Брянчанинова и Иоанна Кронштадского позволяют лучше осознать их уникальный опыт личного духовного подвижничества, который сочетается с глубочайшим познанием Священного Писания и сочинений святых отцов Православной церкви.

Особое значение в процессе современного богопознания имеют труды всеобъемлющего религиозного мыслителя XX века А.Ф.Лосева (18931988). Нельзя не отметить его блестящие переводы средневековых трактатов и такие работы как «Имяславие» и «Первозданная сущность», так как проблемы имени наряду с мифом и числом остаются жизненными и сегодня. Для искусствоведческой практики актуальны положения книги «Проблемы символа и реалистическое искусство».

Можно было бы ограничиться перечислением вышеназванных богословских источников, но видится необходимым отметить также, что в соотнесении теоретических знаний с реалиями сегодняшнего дня для автора данного диссертационного исследования весьма значимы были неоднократные беседы о смысле художественного творчества с позиций христианской картины мира с известными сибирскими священнослужителями протоиереем Андреем Юревичем и кандидатом богословия протоиереем Геннадием Фастом.

Философия- В такой всеобъемлющей области знания как философия, прежде всего следует начать с трудов по истории развития русской духовной мысли, где основополагающими для нас явились два фундаментальных издания: Г.В.Флоровский (1893-1979) «Пути русского богословия» и В.В.Зеньковский (1891-1962) «История русской философии». Оба автора рассматривают процесс формирования отечественной мыслью «предельных вопросов бытия и действия» (Флоровский) от средних веков до первых десятилетий XX века. Они последовательно выделяют ключевые позиции интеллектуально насыщенного философского контекста, что в дальнейшем помогает найти идейные ориентиры развития культуры художественной.

Начиная с 90-х годов XX века до сегодняшнего дня, выходит целый ряд интереснейших философских антологий, затрагивающих теми или иными гранями обозначенную нами проблематику. Зачастую в них публикуются избранные работы русских мыслителей XIX и XX векр, большинство из которых еще 20-30 лет назад были труднодоступны. Вводя в научный оборот ценный материал, подобные издания успешно заполняют идеологические лакуны советского периода. Круг активно публикуемых философов, разрабатывающих с тех или иных позиций проблемы православной культуры, достаточно широк, центральными фигурами обозначим три: Бердяев Н.А. (1874-1948), Ильин И.А. (1883-1954), Вышеславцев Б.П. (1877-1954).

В обширном исследовании «Аксиомы религиозного опыта» Ильин, подчеркивая субъективность религиозного опыта отдельного человека, всесторонне исследует его метафизическую объективность и систематизирует основы истинной религиозности. Попытка дефиниции такого трудно уловимого понятия как религиозный опыт художника как лица, обладающего определенными особенностями творческого мировосприятия, в нашем исследовании предпринята на основе некоторых положений труда Ильина.

Рассматривая исторический смысл и предназначение человеческой личности, Бердяев («Смысл творчества: Опыт оправдания человека», «Самопознание») и Ильин («Путь к очевидности», «Одинокий художник») видят обоснования сущности человека в возложенной на него Творцом миссии преображения мироздания, считая, что «бремя эмпирического существования преодолевается только творчеством». Именно через творчество определяется категория свободы личности. Представляя собой «рецидив романтизма» в русском сознании, этические и эстетические построения философов в полной мере раскрывают особенности мессианских черт отечественной культуры.

Один из организаторов и активный участник Вольной академии духовной культуры Вышеславцев значительную часть своего философского творчества также посвятил эстетической проблематике. Разработанная им философия сердца («Сердце в христианской и индийской мистике») при всей своеобразности общей концепции выявляет специфические грани русской духовной традиции. В «Этике преображенного эроса» ученый утверждает, что духовное начало человеческой жизни именно в искусстве предстоит в своей полноте и целостности, так как произведение искусства всегда духовно по содержанию и материально по форме.

Литературоведение: Обращение к данной области гуманитарного знания отнюдь не случайно. С одной стороны, литература и изобразительное искусство как сферы художественного творчества развиваются по близким друг другу закономерностям. С другой, мировое значение русской литературы нам видится в ее насыщенности мировоззренческим, идеологическим, философским материалом. При изучении идеалообразующей роли Православия в русском изобразительном искусстве для сопоставления, прояснения и уточнения многих позиций неоднократно предпринимались обращения как непосредственно к литературному и публицистическому наследию Федора Михайловича Достоевского (18211881), так и к многочисленным работам филологов, посвятивших свои труды изучению творчества этого сложнейшего и значительнейшего писателя-философа XIX века.

Вообще, изучение проблемы «Русская литература XIX века и христианство» является одной из приоритетных в современном российском литературоведении, и здесь сделано многое. Наверное, не будет преувеличением сказать, что, по сравнению с объемом и глубиной накопленного в филологии опыта, искусствознание находится лишь на подступах к данной проблематике. Причин этому не мало, с одной стороны, сама структура литературного текста предопределяет большую проявленность мировоззренческого содержания, чем структура текста изобразительного. В какой-то мере сама уникальность, многогранность и загадочная непостижимость личности Достоевского стимулирует постоянное обращение к его наследию. Так еще в 1894 году В.В.Розановым (1856-1919) были предприняты критические комментарии к «Легенде о Великом Инквизиторе» из «Братьев Карамазовых», которые вылились в непростое размышление об острых вопросах богоборчества и богопознания, показали образец подхода к литературному тексту как проявлению религиозного опыта.

Непререкаемой авторитетностью обладали и обладают труды М.М.Бахтина (1895-1975), круг философских, эстетических и критических интересов которого необычайно широк Отметим лишь наиболее близкие нашей проблематике работы «Проблемы творчества Достоевского», «Искусство и ответственность», «К философии поступка», «Автор и герой в эстетической деятельности», хотя этот список отнюдь не исчерпывает важных для нас положений.

Энциклопедичность гуманитарного знания, потрясающая эрудиция, особая способность к строгой систематизации и неповторимая тонкость анализа, явленная в трудах М.М.Бахтина, в не меньшей мере свойственна и такому выдающемуся ученому нашего времени как С.С.Аверинцев (19372004). Вне всякого сомнения, личность С.С.Аверинцева, ставшего в конце жизни православным священником, является в современной отечественной культуре особым примером нравственного служения.

До сегодняшнего дня широчайший спектр ключевых проблем метафизических тайн бытия, глубинных слоев индивидуальной и национальной жизни вызывает у литературоведов пристальное внимание, последние филологические диссертационные исследования насыщены подобной проблематикой. Многие источники филологической области знаний становятся для нас принципиально важными не только с информационной стороны, но и как пример параллельной методологии изучения художественного творчества

В заключении, отметим также значительное по охвату памятников и персоналий русских писателей и поэтов исследование М.М.Дунаева «Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XY1I - XX веках», основным посылом которого является положение о том, что «Православие на протяжении веков так воспитало русского человека, так учило его осмыслять свое бытие, что он даже видимо порывая с веррю, не мог до конца отрешиться от православного миросозерцания».

Такова краткая характеристика теоретической основы нашей работы. Хочется подчеркнуть, что в любом междисциплинарном исследовании, каковым и является проблема «Православие и художественная культура» важно осознать и выявить некую целостность. Исходя из этого, мы и искали в тех или иных научных концепциях положительные зерна, которые становились вехами для последующих шагов.

Такова краткая характеристика теоретической основы работы. Хочется подчеркнуть, что в любом междисциплинарном исследовании, каковым и является поставленная тема «Мировоззренческие и художественные особенности творчества передвижников: религиозный аспект» важно осознать и выявить некую целостность. Исходя из этого, в тех или иных научных концепциях выделялись положительные зерна, которые становились вехами для последующих шагов. В целом степень исследованности обозначенной в диссертации проблемы можно определить как достаточно высокую. Перед нами широкое поле ценнейших выводов, предложенных учеными разных областей знания. Здесь прослеживается определенная логика современного исследования, позволяющая вскрывать духовную проблематику отечественной культуры. Но существует потребность и необходимость обобщить и углубить имеющиеся наработки и достижения и предложить методологию, позволяющую рассматривать произведения светского изобразительного искусства с точки зрения религиозности.

Научная новизна работы

-впервые в отечественной искусствоведческой практике концептуальной основой исследования становится религиозность творческого наследия художников русского демократического реализма;

-обобщаются различные междисциплинарные подходы в изучении религиозного опыта художника, разрабатываются и конкретизируются понятия, применимые непосредственно к проблемному полю теории и истории изобразительного искусства;

-обозначаются критерии определения религиозного содержания творчества художников, работающих в светской, внецерковной сфере.

Причем речь идет не только о картинах с сюжетами Священного писания, но и жанровых, исторических, пейзажных и портретных произведениях,

-через художественную практику творческой личности второй половины XIX века выявляется специфика религиозного опыта данного периода, что позволяет вскрывать позитивные и кризисные явления русской духовности как изучаемого, так и последующих этапов развития отечественной культуры;

-работа построена на рассмотрении различных областей целостной системы изобразительного искусства. Иконографические и жанровые общности в совмещении с монографическими разделами дают разнонаправленные, как горизонтальные, так и вертикальные срезы исследуемого поля, что позволяет получить определенный уровень целостности и почноты представчений о феномене передвижничества.

Чем глубже постигаешь проблему, тем отчетливее проступает ее неоднозначность. Проведенные исследования, тем не менее, в полной мере подтверждают научную перспективность и необходимость изучения изобразительного искусства как области духовного творчества в тесной взаимосвязи с религиозными понятиями.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования

Полученные результаты могут быть употреблены для дальнейших исследований отечественного художественного наследия как особой духовной области культуры. Отдельные положения возможно использовать как основу последующей разработки категориального аппарата, необходимого для изучения религиозного содержания изобразительного творчества.

Проблемы, поставленные в работе, предполагают развитие за счет расширения круга исследования, включения новых персоналий и обращения к русскому искусству не только второй половины XIX века, но и других исторических этапов. На материалах и выводах диссертации возможна разработка спецкурсов истории и теории искусства, углубление и расширение базовых образовательных искусствоведческих и культурологических программ.

Разработанный в диссертации подход к оценке произведений искусства в тесной связи с религиозной проблематикой может быть реализован в различных областях культурологической и искусствоведческой практики (критической, социальной, музейной, выставочной, экскурсионной и др.).

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается планомерным и тщательным изучением фундаментальных работ в различных областях знания (искусствоведение, философия, богословие, литературоведение) и последовательным выстраиванием методологических принципов с использованием междисциплинарного опыта. Основательность работы в полной мере подтверждена использованием для анализа широкого и разнохарактерного круга художественных произведений, привлечением эпистолярного, публицистического и критического материала.

Качество и достоверность результатов исследования подтверждены их апробацией в процессе научно-исследовательской, учебно-педагогической и художественно-практической деятельности соискателя.

Апробация результатов исследования

Полученные автором результаты обсуждались на кафедре искусствоведения Красноярского государственного университета и кафедре мировой культуры Красноярского государственного художественного института, а также на всероссийских и региональных симпозиумах и научно-практических конференциях. Основные материалы по проблеме исследования изложены в научных и методических публикациях.

Теоретические и практические выводы на протяжении более чем пяти лет нашли свое применение в процессе преподавания ряда учебных курсов студентам факультета искусствоведения и культурологии Красноярского государственного университета и студентам различных специальностей Красноярского государственного художественного института.

Практическая проверка основных положений научной работы о религиозных основах искусства состоялась также в результате создания концептуально-теоретического проекта выставок современного христианского искусства. Затем последовало практическое проведение автором диссертации трех (2000, 2002, 2004 годы) общероссийских выставок, на каждой из которых было представлено более чем по 150 работ ведущих художников из Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Новосибирска, Челябинска, Иркутска, Красноярска, Благовещенска и др. городов.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и содержит введение, три главы (13 параграфов), заключение, библиографический список (более 150 наименований), приложение в виде цветных таблиц с иллюстративным материалом (94 страницы, 287 изображений).

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Москалюк, Марина Валентиновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращение к постоянно возникающей проблеме национальной специфики художественной школы, проблеме разрыва, преемственности и единства национальной традиции имеет особое социально-культурное значение. Специальное внимание к ней определено тем положением, что без культурной идентичности невозможно достижение целостности и гармоничности самоощущения человеческой личности. Специфика проявления традиции православного миросозерцания, рассмотренная в разных аспектах - религиозном, философском, мировоззренческом, историческом, художественном, не только позволяет выстраивать определяющие черты национального самосознания второй половины XIX века, но и проливает свет на состояние сегодняшнего общества

Периоды осмысления российским искусствознанием феномена передвижничества имеют свою историю, и она столь же противоречива и неоднозначна, как и исследуемый материал. Но в общем поступательном движении благодаря разным точкам зрения углубляется и расширяется объем художественной «информации», заложенный в изобразительной фактуре искусства демократического реализма Сам же процесс познания неисчерпаем, невозможно сказать, что на этом пути достигнута абсолютная полнота. Предпринятая в данном исследовании актуализация христианской компоненты в творческом наследии ведущих живописцев Товарищества передвижных выставок для нас не самоцель, а лишь средство постепенного приближения к наиболее важным и значимым по содержанию пластам художественной культуры.

Обращение лучших представителей эпохи к евангельской образности обуславливало содержательную глубину и широкую ассоциативность воспроизводимых сюжетов, зачастую позволяло уходить от прямого морализирования и идеологизирования. Христианские принципы сострадания и всемерной отзывчивости обостряли социальную чуткость искусства. Ценность религиозной составляющей изобразительного творчества второй половины XIX века в том., что она не была тенденциозной, а исходила из внутренней потребности художника, из самой логики творческого и личностного развития

В результате многостороннего анализа памятников изобразительного искусства, созданных русскими художниками второй половины XIX века, можно проследить специфику позитивистского мировоззрения, проявившуюся именно в данную эпоху. «[.] ни искусство, ни наука ни есть еще условие достаточное для счастья. Правда, эта деятельность человеческого духа необходима нам, но она не достаточна. Религия есть синтез всего человеческого знания. [.] возьмем науку. Она не выходит за свои пределы сколько бы ее не изучали. Она может захватить вас, но у вас будет чувство только к определенной части действительности Для того же, чтобы все ваши чувства хорошего, светлого и святого слились в один гимн красоте, в одно настроение, окрыляющее ваш дух бессмертной силой, нужна вера в красоту, вера в возможность этого настроения, т.е. религия. Сомневайтесь сколько хотите, но вы веруйте. Пусть ум ваш занят философскими вопросами о мире, о Боге, человеке, но не трогайте вашей души, не трогайте вашей религии»,1 - предостерегал и призывал к неделимости мировосприятия А.Ф.Лосев.

Для позитивистского мышления характерна опора исключительно на научное знание и изъятие из полноты бытия трансцендентного начала, чему в известной мере отвечал складывающийся реалистический художественный метод. Стремление объективно отражать жизнь в формах самой жизни, требование правдоподобия и исследования действительности, с одной стороны, расширяло диапазон художественного творчества, делало эстетически ценным все, что раньше не могло быть предметом живописного

1 Лосев А Ф Светлое Христово Воскресение //Лосев А Ф Имя Сочинения и переводы -СПб, 1997 - СЗ воспроизведения: скромный пейзажный мотив, судьбу «маленького» человека и т д. С другой стороны, реалистический метод во многом ограничивал предмет изображения, формировал его понимание исключительно в мирской плоскости.

И когда творческий дух художника пытался проникнуть в тайный, неявленный зримо образ, он зачастую терпел неудачу. Воплощение Божественного начала полнее всего проявилось в пейзажном жанре, где оно не было персонифицировано, не требовало сюжетного истолкования, а выражалось в особой религиозной окраске чувства природы, в полном приятии мироздания и тихом благодарении за его божественную красоту. Неприглядные серые деревни в живописном воспроизведении на холстах осенялись беспредельностью небесных пространств, усложнялись религиозно осмысленным мотивом пути-дороги, который в кризисном состоянии общества трансформировался в бесконечную распутицу. В этих бесхитростных изображениях представало щемящее чувство Родины.

Принцип исторической достоверности в создании художественного образа Иисуса Христа проявлялся в произведениях большинства художников в целенаправленном показе его как реально существовавшей личности, в подчеркнутом умалении или даже отрицании в нем Божественной природы. Исторические реалии становились самодовлеющими, за частным не вырисовывались универсальные, всеобщие закономерности (наиболее яркий пример «Христос и грешница» В Г.Поленова)

Процесс познания мира и самопознания личности, проявленный в изобразительном творчестве изучаемого периода, показывает, насколько в позитивистском мировоззрении отчуждаются друг от друга религиозная и мирская сторона человеческого существования. Таким образом, не только нарушается единство мироздания, но у отдельных представителей интеллигенции вместо Богочеловека выстраивается умозрительная категория человекобога. Одновременно последовательный отказ от догмата двуединой природы Богочеловека сопровождается беспрецедентным повышением интереса к христианской проблематике. Поставить знак равенства между проводимым во многих полотнах передвижников принципом историзма и последовательно материалистическим мировоззрением, неизбежно перерастающим в атеизм, на русской почве невозможно. Скорее можно говорить о мучительных и кризисных поисках новых форм выражения религиозного опыта

Преобладают способы решения евангельских сюжетов с использованием однофигурных композиций (в частности, все рассмотренные интерпретации «Гефиманского сада») или двухфигурных с укрупненной масштабностью изображений Если же берется многофигурный вариант, то подчеркивается противопоставленность Спасителя толпе. В подобных композиционных приемах считывается присущее эпохе ощущение трагического одиночества нравственного героя, его отчуждение обществом. Эталоном такого героя и выступает в мировосприятии художников Христос.

Кризисные обстоятельства личных и творческих судеб, к примеру, Ге и Крамского (ни тот, ни другой не смогли облечь свои евангельские искания в завершенную реалистическую художественную форму) показывают бесперспективность и внутреннюю опасность одностороннего толкования христианства, свойственного позитивизму. Это положение остается в силе даже тогда, когда основополагающей становится такая важная в истории человечества сторона христианства учения как морально-этическая.

Лишь творчество Сурикова дает нам пример сохранения без существенных разрывов традиции православного мировоззрения. Именно поэтому в восприятии уже нескольких поколений зрителей он и остается русским историческим живописцем, наиболее ярко выразившим суть национального

Внутренняя противоречивость эпохи обуславливалась тем парадоксальным положением, что богоборческие идеи рационалистического типа, попытки привить позитивистскую методологию всему строю человеческого познания имели в русской культуре сильное противодействие. Оно проявлялось в интуитивном приятии Бога, в глубинном поиске Истины, лежащей в непостигаемых разумом сферах иррационального. Не случайно как раз в ту пору правила жизненного поведения так часто выстраивались именно в свете евангельских истин, а нравственным Учителем поколения избирался Иисус Христос.

Даже там, где русский секуляризм срастается с крайним и последовательным материализмом, он остается пронизанным своеобразной религиозной психологией. Нечего поэтому удивляться, что разложение философской идеологии, связанной с тенденциями секуляризма, ведет на русской почве очень часто к рецепции основных идей христианства, к перестройке всего мировоззрения в духе христианства. Это внутреннее разложение секуляризма образует очень характерное и творческое движение в русской мысли, длящиеся до наших дней, - и существенным здесь является то, что возврат к христианству возникает в данном случае на почве распада секулярных тенденций», - пишет исследователь истории философии В.В. Зепьковский.

Невозможность реального преобразования кризисной социальной ситуации России, преследование революционно настроенных людей правительством порождали среди разночинной интеллигенции самочувствие «мученичества и исповедничества». Но сам крах народничества, неприятие обществом террористических форм борьбы и поиски глубинных основ человеческого существования приводили к возврату к христианству уже на новом уровне. Ярко выраженный в данный период секуляризм, направленный преимущественно против конкретно-исторического института церкви, не принимавший Церковь как особый духовный организм, не исключал внутренней религиозности личности.

2 Зеньковский В В История русской философии - М , 2001 - С 364

В художественном творчестве доминировал достаточно цельный круг тем и мотивов: проблема нравственной ответственности человека за свои поступки, проблема приоритетов в выборе жизненного пути, проблема жизни и смерти, проблема трагического столкновения личности с надличностными силами. Изобразительный пласт художественной культуры второй половины XIX века в полной мере свидетельствует, что русский человек склонен был верить в жизненные сверхзадачи и придавал им фактически религиозный смысл

В католицизме первичным в деле спасения считается организующая и посредническая роль церкви, олицетворением мощи и силы которой выступает папская власть. В протестантизме на первый план выдвигается идея личной ответственности человека перед Богом, «каждый спасается сам». Православное же сознание основано на убеждении в общей нравственной ответственности каждого за всех и всех за каждого. Отсюда постоянно разрабатываемая в различных своих аспектах национальная идея соборности и свойственные национальной философии глубинные размышления о русском народе, о его исторической судьбе и призвании. В рассматриваемый нами период всеобщая ответственность, во многом сформированная православным мировоззрением, выразилась в страстном стремлении к просвещению низов народа («хождение в народ»).

В изобразительном искусстве в уникальной портретной галерее представителей интеллигенции второй половины XIX века мы видим такую же повышенную нравственную ответственность, осознание необходимости общественного служения. В русском искусстве демократического реализма непререкаемым идеалом становится пророческий тип художника, осознающего творчество не как процесс самовыражения, но как один из путей поиска Истины (можно отметить повышенный интерес к личности Александра Иванова). Такой тип художника через творчество выбирает путь последовательного служения общественным интересам.

Но одновременно поражает трагичность мироощущения личности Между требованиями совести и действительностью лежала настоящая пропасть, которая в полной мере содействовала религиозной взволнованности человека, обостренности его религиозных чувств. Неприятие конкретной исторической ситуации, ощущение трагедийных сторон мироздания И.А. Ильин считает одной из «аксиом религиозного опыта»: «Духовная трагедия заложена в объективном порядке вещей, в основе бытия, в законах природы, обременительных или унизительных для духа, в несоответствии целей и средств, в несогласуемости должного и неизбежного, в неустранимости неприемлемого, в страдании невинного за вину виновных, в столкновении духа с чужой пошлостью и пустотой, в поругании толпы над гением. [ .] И чем духовнее человек, чем глубже его душа, чем тоньше его чувствилище, - тем больше его жизнь насыщена трагическим. Там, где недуховный человек - бессердечный и бессовестный обыватель видит задачу личного или семейного жизнеустроения, там чуткий дух несет бремя жизненной трагедии. Чем значительнее человек, тем более его жизнь полна скорби, постоянно перерастающей в мировую скорбь».

Нравственная скорбь. тревожное восприятие мира, бескомпромиссность и максимализм морально-этических установок, по словам о Сергия Булгакова есть «родная болезнь, составляющая наше национальное отличие, болезнь совести».4 И данное качество самосознания творческой личности в искусстве демократического реализма выражалась в самых обостренных чертах.

Первичность чувства и сердца над разумом, свойственная Православию, - исток специфически русского сострадания к «униженным и оскорбленным». Русскому самосознанию свойственен особый тип веры, веры не от страха последнего дня, а от любви сердца. В наибольшей полноте это качество проявилось в творчестве Федора Михайловича Достоевского,

3 Ильин, И А Аксиомы религиозного опыта Исследование Т 1-2 - М, 1993 - С 234

4 Булгаков С Н Сочинения в двух томах Т 2 Избранные статьи - М, 1993 -С 43 провозгласившего заповедь любви к ближнему как наиболее действенную из заповедей христианства Но и в изобразительном искусстве любовь к малым мира сего вылилась в целый ряд художественно значимых образов Особое внимание к теме сострадания проявил Василий Григорьевич Перов, найдя для ее раскрытия яркие, чуть не плакатные по остроте образы.

Испытывая недоверие к богатству, понимая буквально притчу о том, что легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Небесное, русский человек по-особому чтит нищих и убогих, а также тех, кто уже на земле отказался от любых материальных благ: странников, странниц, блаженных, юродивых. Эти специфические формы народного правдоискательства, практически неизвестные и непонятные в западных странах, вызывали в художественной среде эпохи особый интерес.

Поиски типического в национальном характере, предпринятые живописцами через обращение к разноликим образам мужиков, показывали не только художническое любопытство к иному социальному укладу, но и подлинное восхищение сложностью и силой характера «простого» народа.

Русское искусство демократического реализма не приукрашивало, не прятало за академическим лоском ту сторону России, где разворачивались судьбы «униженных и оскорбленных», но любило ее всей полнотой чуткого сердца, принимало ее во всех противоречиях, страдало вместе с ней и упорно искало пути для ее лучшего будущего. В картинах же с «хоровым началом» показывало красоту и силу национального характера

Во второй половине XIX века все резче выступали вопросы о «последнем смысле существования», обострялась эсхатологическая сторона миросознания. Все более ощущалось, что изобразительному искусству «тесно» в земной плоскости, кризис безверия перерастал в опустошенность и тоску. Религия постепенно начинает осознаваться как возможность возврата к целостности. Русское самосознание находится на пороге религиознофилософского пробуждения, в преддверии религиозного ренессанса начала XX века.

Русский тип мышления и миросозерцания с такой яркостью, с такой определенностью вырисовывается за XIX век, несмотря на смену разных течений, пестроту духовных исканий. [.] В русском художественном творчестве все напряженнее выступает идея религиозного искусства. От Гоголя через Достоевского и Скрябина, через различные этапы вырабатывается теургическое отношение к искусству, возникает своеобразная аскетика творчества. [.] В этом отдельный случай целостности того потока, который изливается и изливался в русскую душу от Православия, с его покоящейся и законченной полнотой, с его заветом преображения всего натурного, с его верой в сердце и исканием свободного обращения к Богу».5

На примере изобразительного искусства невозможно говорить о возвращении к вере, но очевидно, что религиозные искания неумолимо и настойчиво заполняли проблемное поле художественного сознания второй половины XIX века, становились обнаженным нервом художественного творчества

Демократизация художественного языка в реалистическом методе по сравнению канонами классицизма и романтизма сопровождалась одновременно интенсивным насыщением содержательной стороны произведений искусства сложнейшим идеологическим, философским, мировоззренческим материалом. В основе мощной эволюции русского духа лежит глубинная, формируемая веками традиция.

Становление реалистической художественной формы происходило в русском искусстве постепенно. Но онтологизация его проблематики не только способствовала постоянному развитию формы, но и предопределяла

5 Зеньковский В В Православие и русская культура/ Проблемы русского религиозного сознания сб ст - Бертин, 1924 - С 272 ее эволюцию, зачастую во многом опережая те или иные стадии ее созревания Отсюда нередкое несоответствие глубины замысла художника и формальных возможностей его воплощения, переизбыток этического пафоса, готовность пренебречь эстетической стороной ради прямого воздействия на моральные стороны в восприятии зрителя. Через содержание живописно-пластических образов выстраивается иерархия художественных и нравственных ценностей рассматриваемой эпохи.

Не столько завершенностью и полнотой художественной формы (что в большей мере свойственно все-таки западноевропейской культуре), а глубиной осмысления основополагающих принципов человеческого существования искусство русского демократического реализма становится не только национальным, но и мировым явлением

Список литературы диссертационного исследования доктор искусствоведения Москалюк, Марина Валентиновна, 2006 год

1. А. Р. Иуда-предатель на картине Н. Н. Ге Текст. / А. Р. Казань : Типография Т-ва Печенкина и К0,1892. - 20 с.

2. Аверинцев, С. С. Византия и Русь: два типа духовности / С. С. Аверинцев // Новый мир. 1988. -№7. - С.210-220. -№9. - С.227-236

3. Альбом художественных произведений Николая Николаевича Ге Текст. -М.-Спб: Складъ издания Г. И. Кнебель, 1903. 105 е., 180 ил.

4. Андронникова, М. И. Об искусстве портрета Текст. / М. И. Андронникова. М.: Искусство, 1975. - 326 с.

5. Антрощенко, О. Д Евангельские темы в творчестве Поленова Текст.: дис. канд. искусствоведения : 17.00.04 / О. Д. Антрощенко. М., 200.

6. Баташова, О. От иконы к иконе Текст. / О. Баташова // Художник. 2000. -№ 1. - С. 29-33.

7. Бердяев, Н. А. Самопознание Текст. / Е. А. Бердяев. М.: Фолио, 2000. -624 с. - (Антология мысли).

8. И.Бердяев, Н. А. Смысл творчества : опыт оправдания человека Текст. / Н. А. Бердяев. Харьков : Фолио; М.: ACT, 2002. - 698 с. - (Вершины человеческой мысли).

9. Н.Булгаков, С. Н. Православие: очерки учения православной церкви Текст. / С. Н. Булгаков. М.: Терра, 1991. - 416 с.

10. Булгаков, С. Н. Свет невечерний : созерцания и умозрения Текст. / С. Н. Булгаков. М.: Республика, 1994. - 415 с. - (Мыслители XX века).

11. Булгаков, С. Н. Сочинения в двух томах. Т. 2. Избранные статьи Текст. / С. Н. Булгаков. М.: Наука, 1993. - 752 с. - (Из истории отечественной философской мысли).

12. В. Г. Перов Текст. / [текст А. А. Федорова-Давыдова]. М.: Государственное изд-во изобразительных искусств, 1934. - 359 с. -Приложения: документы, письма и рассказы, каталог произведений, библиография.

13. В. И. Суриков. Письма. 1868- 1916 Текст. М.-Л.: Искусство, 1948. - . с.

14. В. М. И. Е. Репин. Характеристика Текст. / В. М. // Артист. Театральный, музыкальный и художественный журнал. 1893. - Апрель; № 29. - 158 с.

15. В. Перов. Выставка произведений к 150-летию со дня рождения : каталог. -М.: Советский художник, 1988. 223 с.

16. В. Суриков. Письма. Воспоминания о художнике Текст. Л. • Искусство, 1977.-382 с.

17. В.П. Из жизни Христа Текст. / В. П. М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1909. - 44 с.

18. Вагнер, Г. К. В поисках Истины. Религиозно-философские искания русских художников, середина XIX нач. XX в. Текст. / Г. К. Вагнер. - М.:

19. Искусство : Рос. фонд культуры, 1993. 175 с. - Парал. загл.: In search of Truth.

20. Вагнер, Г. Об истолковании картины И. Н. Крамского «Христос в пустыне» Текст. / Г. Вагнер // Вопросы искусствознания. 1995. - № 1 -2. - С 408-431.

21. Василий Григорьевич Перов : живопись, графика / авт. вступ. статьи, летописи жизни и творчества и сост. альбома М. Н. Шумова. J1.: Аврора, Б. г. (1989) - 159 с.

22. Василий Перов Текст. / [авт. текста: Е. Алленова]. М.: Белый город, 2001.-47 с.

23. Василий Суриков в Государственном Русском музее Текст. / авт. ст.: Вл. Леняшин, И. Шувалова. Спб.: Palage Editions, 2000. - 127 с.

24. Василий Суриков в Русском музее. К 150-летию со дня рождения : каталог / авт. ст. В. Леняшин. Спб.: Palace Editions, 1998. - 128с.

25. Васильева-Шляпина, Г. Л. Типологический образ в русской живописи второй половины XIX начала XX веков. Эволюция портретной концепции Текст. / Г. Л. Васильева-Шляпина. - Красноярск : Платина, 1999. - 75 с.

26. Вера в горниле сомнений : православие и рус. лит. в XVII-XX вв. Текст. / М. М. Дунаев. М.: Изд. Совет Рус. Православ. Церкви, 2002 - 1055 с.

27. Верещагина, А. Г. Ге Текст. / А. Г. Верещагина. М.: Художник РСФСР, 1988.- 184 с.

28. Верещагина, А. Г. Евангельские сюжеты и темы в русской живописи второй половины XIX века Текст. / А. Г. Верещагина // Вопросы искусствознания. 1997. -№ 1. - С. 291-305.

29. Верещагина, А. Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XYIII начала XX века Текст. / А. Г. Верещагина. -Л.: Искусство, 973. - 130 с.

30. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. Идейные принципы. Структурные особенности Текст. / ред. Г. Ю. Стернин. М.: Наука, 1982. - 352 с.

31. Волошин, М. Суриков Текст. / М. Волошин; публ., вступ. ст. и примеч. В. Н. Петрова. Л.: Художник РСФСР, 1985. - 222 с.

32. Воспоминания, статьи и письма из-за границы И. Е. Репина Текст. Спб. : Коммерч. Скоропеч. Евгения Тиле, 1901. - 269 с.

33. Вышеславцев, Б. П. Вера, неверие и фанатизм Текст. / Б. П. Вышеславцев. -Варшава, 1928.-30 с.

34. Вышеславцев, Б. П. Русская стихия у Достоевского Текст. / Б. П. Вышеславцев. Берлин, 1923. - 54 с.

35. Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного Эроса Текст. / Б П. Вышеславцев; вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова. М. : Республика, 1994. - 368 с. - (Б-ка этической мысли).

36. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: В 4-х т. Т. 4. / В. Даль. -М.: О-во любителей российской словесности, учр. при Имп. Моск. ун-те, 1866. 625 с.

37. Даниэль, С. М. Библейские сюжеты Текст. / С. М. Даниэль. Спб. : Художник России, 1994. - 216 с.

38. Даниэль, С. Русская живопись: между Востоком и Западом : альбом. / С. Даниэль. Спб.: Аврора, [2000?]. - 287 с. - (Национальные школы живописи).

39. Дитерихс, Л. К. В. Г. Перов. Его жизнь и художественная деятельностьТекст. / Л. К. Дитерихс. Спб.: Типография Ю. Н. Эрмихъ, 1893.-80 с.

40. Дмитриев, Вс. Николай Николаевич Ге Текст. / Вс. Дмитриев. Спб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборгъ, 1913. - 43 с.

41. Дмитриева, Н. А. Передвижники и импрессионисты. Из истории русского искусства второй половины 19 начала 20 века: сб. исследований и публикаций Текст. / Н. А. Дмитриева. - М.: Искусство, 1978. - С. 27-38.

42. Достоевский, Ф. М. Об искусстве. Статьи и рецензии. Отрывки из

43. Дневника писателя». Письма. Из записных тетрадей и записных книжек. Из315художественных произведений. Из воспоминаний о Ф. М. Достоевском Текст. / Ф. М. Достоевский. - М.: Искусство, 1973. - 632 с.

44. Дунаев, М. М. Своеобразие русской религиозной живописи XII XX веков : очерки рус. культуры, XII - XX вв. Текст. / М. М. Дунаев; Моск. духов, акад. - М.: Филология, 1997. - 221 с.

45. Евдокимов, И. Суриков Текст. / И. Евдокимов. M.-JI.: Искусство, 1940. -224 с.

46. Елыневская, Г. В. Илья Репин Текст. / Г. В. Ельшевская. М.: Слово, 1998. - 95 с. - (Картинная галерея).

47. Елыиевская, Г. Пространство истории в пространстве картины Текст. / Г. Ельшевская // Вопросы искусствознания. 1993. - № 4. - С. 94-108.

48. Зингер, JI. С. Очерки истории портрета Текст. / J1. С. Зингер. -М.: Изобразительное искусство, 1986. 328 с.54.3ограф, Н. Ю. Николай Ге Текст. / Н. Ю. Зограф. М. : Изобразительное искусство, 1974. - 168 с.

49. И. И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания Текст. / общ. ред. и вступ. статья А. Федорова-Давыдова. М.: Искусство, 1956. - 336 с.

50. Иван Крамской Текст. / [авт. текста: Т. Карпова]. М.: Белый город, 2001.-63 с.

51. Игнатий; Брянчанинов, Д. А. Творения: аскетические опыты. Слово очеловеке Текст. / Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и

52. Черноморский. М.: Лепта, 2001. - 824 с.3165 8. Из истории русского искусства второй половины XIX-начала XX века Текст.: сборник исследований и публикаций. М : Искусство, 1978. - 151 с.

53. Ильин, И. А. Аксиомы религиозного опыта. Исследование : Т. 1-2 Текст. / И. А. Ильин; [Сост. и авт. вступ. ст. И. Н. Смирнов]. М.: Рарогъ, 1993. - 448 с.

54. Ильин, И. А. Одинокий художник Текст.: статьи, речи, лекции / И. А. Ильин; [сост., предисл., примеч. В. И. Белова]. М.: Искусство, 1993. - 347 с. - (История эстетики в памятниках и документах).

55. Ильин, И. А. Основы христианской культуры Текст.: [выдержки из глав] / И. А. Ильин. Псков : Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь, 1998. - 8 с.

56. Ильин, И. А. Путь к очевидности Текст./ И. А. Ильин. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. - 912 с. - (Антология мысли).

57. Илья Ефимович Репин. К 150-летию со дня рождения Текст.: сб. статей / Гос. Рус. музей; [сост. И. Шувалова]. СПб.: Palace ed.: Киблицкий (Германия), Б. г., 1996). - 192 с.

58. Илья Репин Текст. / [авт. текста: Е. Алленова]. М.: Белый город, 2001. -63 с. - (Мастера живописи).

59. Иоанн Кронштадтский; св. Моя жизнь во Христе Текст. / Иоанн Кронштадтский. М.: Терра - кн. клуб, 2003. - 367 с. - (Русь православная : История православ. церкви, Жития святых, романы и повести о более чем тысячелетней истории православия на Руси).

60. Карпова, Т. Смысл лица. Русский портрет второй половины XIX века. Опыт самопознания личности Текст. / Т. Карпова. СПб.: Алетейя, 2000. - 221 с.

61. Кеменов, В. Историческая живопись Сурикова 1870х-1880х годов Текст. / В. Кеменов. М.: Искусство, 1980. - 340 с.

62. Кончаловский, Д. Суриков как художник-историк Текст. / Д. Кончаловский // Наше наследие. 1998. - № 47. - С. 3-13.

63. Кочетков, Г. О проблемах современной эсхатологии : доклад на

64. Крамской об искусстве Текст. / сост., авт. вступ. статьи Т. М. Коваленская. М.: Изобразительное искусство, 1988. - 176 с.

65. Крамской, И. Н. Переписка с художниками Текст. М.: Искусство, 1954.-668 с.

66. Крамской, И. Н. Письма, статьи Текст.: В 2-х т. Т. 2 / И. Н. Крамской; подгот. к печати и примеч. С. Н. Гольштейн. М.: Искусство, 1966. - 531 с.

67. Крамской, И. Н. Письма. Статьи Текст.: В 2-х т. Т. 1 / [подгот. к печати и примеч. С. Н. Гольштейн]. М.: Искусство, 1965. - 627 с.

68. Кристи, И. Историческая правда в искусстве : по поводу картин Поленова Текст. / И. Кристи. М.: Университетская типография, 1887. - 20 с.

69. Лев, еп. Новгородский и Старорусский. Размышления о религии и культуре Текст. / еп. Новгородский и Старорусский Лев // Москва. 1999. - № 12. - С. 15-28.

70. Лобас, В. Достоевский Текст.: [В 2-х кн.] / В. Лобас. М.: ACT, 2000. -Кн. 1. 576 е.; Кн. 2. 608 с. - (Всемирная история в лицах).

71. Лосев, А.Ф. Имя: Сочинения и переводы Текст. / А.Ф.Лосев. Спб.: Алетейя, 1997. - 617 с. - (Памятники религиозно-философской мысли нового времени).

72. Лосев, А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство Текст. / А.Ф.Лосев. М.: Искусство, 1976. - 368 с.

73. Лясковская, О. А. В. Г. Перов. Особенности творческого пути художника Текст. / О. А. Лясковская. М.: Искусство, 1979. - 175 с.

74. Ляшко, А. В. Автопортрет как феномен самосознания культуры Текст.: дис. канд. культурол. наук : 24.00.01 / А. В. Ляшко. СПб., 2001. - 217 с.

75. Маковский, С. Страницы художественной критики : современные русские художники Текст. / С. Маковский. СПб.: Пантеон, б.г. - 164 с.

76. Мальцева, Ф. С. Мастера русского реалистического пейзажа Текст. Вып. 2 / Ф. С. Мальцева. М.: Искусство, 1953. - 301 с.

77. Мень, А. В. История религии Текст.: В 2-х кн. Кн. 1. В поисках пути, истины и жизни / А. В. Мень. М.: Форум, Инфра-М. - 1998. - 216 с.

78. Минченков, Я. Д. Воспоминания о передвижниках Текст. / Я. Д. Минченков, [авт. вступит, статей М. В. Лобанов, Б. Сурис]. Л.: Художник РСФСР, 1980.- 475 с.

79. Николай Ге Текст. / [Авт. текста Т. Карпова]. -М.: Белый город, 2001 63 с.

80. Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников Текст. / вступ. статья, сост. и примеч. Н. Ю. Зограф. М. : Искусство, 1978.-399 с.

81. Никольский, В. А. История русского искусства Текст. / В. А. Никольский. -Берлин, 1923.-250 с.

82. Никольский, В. А. Суриков: творчество и жизнь Текст. / В. А. Никольский. М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1918. - 150 с.

83. Никольский, В. А. Творческие процессы Сурикова Текст. / В. А. Никольский. М.: Всекохудожник, 1934. - 134 с.

84. Перов, В. Г. Рассказы художника Текст. / В. Г. Перов. М.: Академия художеств СССР, 1960. - 190 с.

85. Петров, В. А. Василий Перов. Творческий путь художника Текст. / В. А.

86. Петров. М.: Трилистник, 1997. - 194 с.319

87. Петрова, М. Поэт задушевных движений Электронный ресурс. / М. Петрова // Москва. 2004. - № 4. - Электрон, текстовые дан. - М., 2004. -Режим доступа: http://www.moskvam.ru/2004/04/petrova.htm. - Загл. с экрана.

88. Попов, С. Религиозное творчество позднего Ге как практика богоискательства Текст. / С. Попов // Искусствознание. 2002. - № 1. - С. 386-414.

89. Попов, С. Религиозное творчество позднего Ге как практика богоискательства Текст. / С. Попов // Искусствознание. 2002. - № 1. - С. 386-414.

90. Поспелов, Г. Г. Русское искусство XIX века: вопросы понимания времени Текст.: [очерки] / Г. Г. Поспелов; [Гос. ин-т искусствознания]. М.: Искусство, [1997].-287 с

91. Поспелов, Г. Г. Русское искусство начала XX века : Судьба и облик России Текст. / Г. Г. Поспелов; Рос. акад. наук. Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации. -М.: Наука, 2000. 126 с.

92. Поспелов, Г. Позднее творчество Ге. Человек перед лицом смерти Текст. / Г. Поспелов // Вопросы искусствознания. 1993. - № 4. - С. 136-165.

93. Поспелов, Г. Художник читает Библию Текст. / Г. Поспелов // Наше наследие. 1995. - № 33. - С.

94. Православие: pro et contra : осмысление роли православия в судьбе России со стороны деятелей рус. культуры и церкви Текст. / [сост.: В. Ф. Федоров]. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманитар, ин-та, 2001. - 791 с.

95. Серия "Русский путь" / Сев.-Зап. отд-ние Рос. акад. образования. Рус. Христиан, гуманитар ин-т).

96. Проблемы русского религиозного сознания Текст.: сб. статей / Б. Вышеславцев, Н. Бердяев, Л. Карсавин, В. Зеньковский, С. Франк, Н. Лосский, Н. Арсеньв. Берлин, 1924. - 390 с.

97. Прохоров, Г. «Христос, величайший из атеистов.». Евангельский цикл И. Крамского Текст. / Г. Прохоров // Вопросы искусствознания. 1993. - № 4. -С. 122-136.

98. Пьяных, Е. П. Феномен русской религиозности : Ист. динамика и типология, соц.-филос. анализ Текст.: дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Е. П. Пьяных. Екатеринбург, 1997. - 140 с.

99. Ремезов, А. Жизнь Христа в трактации современных художников. К выставке картин академика Поленова «Из жизни Христа» Текст. / А. Ремезов. М.: Сергиев Посад, 1915. - 31 с.

100. Репин близкое, далекое Текст.: сб. науч. тр. Рос. акад. худож. С.-Петерб. гос акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; [сост. Н. С. Кутейникова]. -СПб., 1999. - 88 с.

101. Репин, И. Е. Далекое близкое Текст. / И. Е. Репин; ред. и вступит, статья К. Чуковского. М.: Искусство, 1964. - 512 с.

102. Русская идея : сб. произведений рус. мыслителей Текст. / сост. Е. А. Васильев; предисл. А. Е. Гулыш. -М.: Айрис-пресс, 2002. 512 с. -(Библиотека истории и культуры).

103. Ш. Русская религиозная антропология. Текст. Т. 1. Антология. / сост., общ. ред и предисл. Н. К. Гаврюшина. М. : Моск. фил. Фонд Моск. дух. акад.,1997. 528 с. - (Сокровищница русской религиозно-философской мысли Вып. 3).

104. Русская художественная культура второй половины XIX века : диалог с эпохой Текст. М.: Наука, 1996. - 336 с.

105. Русская художественная культура второй половины XIX века Текст. / В. Г. Кисунько, М. И. Бойко, JI. С. Корабельникова и др. М.: Наука, 1988. -388 с.

106. Сабко, Н. П. Василий Григорьевич Перов. Его жизнь и произведения Текст. / Н. П. Сабко. Спб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1892. - 84 с.

107. Сарабьянов, Д. В. История русского искусства второй половины XIX века Текст. / Д. В. Сарабьянов. М.: МГУ, 1989. - 381 с.

108. Сарабьянов, Д. В. Русская живопись XIX века среди западноевропейских школ Текст. / Д. В. Сарабьянов. М.: Сов. художник, 1980. - 240 с.

109. Сарабьянов, Д. В. Русская живопись среди западноевропейских школ: опыт сравнительного исследования Текст. / Д. В. Сарабьянов. М. : Советский художник, 1980. - 261 с. - (Библиотека искусствознания).

110. Сахарова, Е. В. Василий Дмитриевич Поленов, Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников Текст. / Е. В. Сахарова; общ. ред. А. И. Леонова. М.: Искусство, 1964. - 840 с.

111. Смысл жизни Текст.: антология / сост., общ. ред и предисл. Н. К. Гаврюшина. М.: Прогресс, Культура, 1994. - 592 с. - (Сокровищница русской религиозно-философской мысли. Вып. 2).

112. Соболев, А. Евангельская эпоха в картине В. Д. Поленова «Христос и грешница». Опыт художественной критики и пояснение картины Текст. / А. Соболев. М.: тип. Мамонтова и К*, 1887. - 60 с.

113. Стасов, В. В. Избранные сочинения. Живопись. Скульптура. Музыка Текст.: В 3-х т. Т. 3 / В. В. Стасов; сост. П. Т. Щипунов, коммент. П. Т. Щипунова, М П. Блиновой М.: Искусство, 1952. - 888 с.

114. Стасов, В. Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка Текст. / В. Стасов. М.: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнеровъ и К0, 1904.-410 с.

115. Стернин, Г. Между «идеей» и «почвой». (К вопросу о русском художественном самосознании 1870-1880-х годов) Текст. / Г. Стернин // Вопросы искусствознания. 1993. -№ 4. - С. 108-122.

116. Стернин, Г. Ю. «Образы» и «образа'» в русском искусстве и в художественной жизни России 1830-1840-х годов. К постановке проблемы Текст. / Г. Ю. Стернин // Искусствознание. 2003. - № 2. - С. 109-125.

117. Стернин, Г. Ю. Религиозное сознание в поэтике русской культуры второй половины XIX века Текст. / Г. Ю. Стернин // Вопросы искусствознания. 1997. -№ 2. - С. 457-465.

118. Стернин, Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX века Текст. / Г. Ю. Стернин. - М.: Советский художник, 1984. -289 с. - (Библиотека искусствознания).

119. Стернин, Г. Ю. Христианское и языческое в творчестве Репина Текст. / Г. Ю. Стернин // Вопросы искусствознания. 1995. - № 1-2. - С. 353-368.

120. Стернин, Г. Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы Текст. / Г. Ю. Стернин. М.: Наука, 1987. - 220 с.

121. Струве, Н. А. Православие и культура Текст.: [сб. статей] / Н. А. Струве. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Рус. путь, 2000. - 629 с.

122. Тарасов, В. «Николай Ге, из Chateau de Gingins, близ Женевы» Текст. /

123. В. Тарасов // Творчество. 1991. - № 12. - С. 2-4.323

124. Тарасов, В. Картины евангельского цикла Николая Ге как материал к выяснению его этико-философских взглядов Текст. / В. Тарасов // Советское искусствознание, 78. М., 1979. - С.

125. Типология русского реализма второй половины XIX века Текст. / отв. ред. Г. Ю. Фернин; Академия наук СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания Министерства культуры СССР. -М .Наука, 1979.-352 с.

126. Толстой, Л. Н. Исповедь Текст. / Л. Н. Толстой // Собрание сочинений : В22-хт.Т. 16.-М. :Худож. лит., 1983.-С. 106-165.

127. Третьяков, Н. Н. Образ в искусстве : основы композиции Текст. / Н. Н. Третьяков. Козельск : Свято-Введ. Оптина Пустынь , 2001 - 261 с. -Библиогр.: с. 250-252.

128. Турчин, В. С. Портреты русских писателей в русской живописи XIX века Текст. / В. С. Турчин. М.: Просвещение, 1971. - 96 с.

129. Федоров-Давыдов, А. А. Русский пейзаж XYIII начала XX века Текст. / А. А. Федоров-Давыдов. - М.: Советский художник, 1986. - 300 с. -(Библиотека искусствознания).

130. Федоров-Давыдов, А. А. Русский пейзаж XYII начала XX века Текст. / А. А. Федоров-Давыдов. - М.: Сов. художник, 1986. - 302 с.

131. Федоров-Давыдов, А. Русское искусство промышленного капитализма Текст. / А. Федоров-Давыдов. М. : Центр, полиграф, шк. ФЗУ им. Борщевского, 1929. - 248 с.

132. Философия русского религиозного искусства XYI XX вв. Текст. : антология / сост., общ. ред и предисл. Н. К. Гаврюшина. - М.: Прогресс, 1993.- 400 с. (Сокровищница русской религиозно-философской мысли. Вып. 1).

133. Флоренский, П. А. Христианство и культура Текст. / П. А. Флоренский; вступ. и примеч. А. С. Филоненко. М.: ACT, Харьков : Фолио, 2001. - 672 с.- (P. X. 2000. Религиозная философия).

134. Флоровский, Г. В. Из прошлого русской мысли Текст.: [статьи] / Г. В Флоровский. М.: Аграф, 1998.-431 с.

135. Флоровский, Г. В. Из прошлого русской мысли Текст. / Прот. Г. Флоровский. М.: Аграф, 1998. - 432 с.

136. Франк, С. JI. Реальность и человек Текст. / С. J1. Франк. М.: Республика, 1997. - 479 с. - (Мыслители XX века).

137. Франк, С. Л. С нами Бог Текст. / С. Л. Франк. Париж : YMCA, 1964. -261 с.

138. Художественные проблемы русской культуры второй половины XIX века Текст. / Ин-т искусствознания М-ва Культуры РФ. М.: Наука, 1994. -425 с.

139. Чурак, Г. С. Василий Суриков Текст. / Г. С. Чурак. М.: Трилистник, 1998 -32 с.

140. Чурак, Г. С. Илья Репин Текст. / Г. С. Чурак. М.: Трилистник, 2000. -32 с

141. Эфрос, А. Два века русского искусства Текст. / А. Эфрос. М., 1969. -230 с.

142. Юденкова, Т. В. Духовный автопортрет общества в русской живописи1870-1880-х гг.: И. Н. Крамской «Христос в пустыне», И. Е. Репин «Не325ждали» Текст.: Дис. канд. искусствоведения : 17 00.04 / Т. В. Юденкова. -М., 1998.-226 с.

143. Юденкова, Т. В. Картина Репина «Не ждали». Художественное самосознание общества 1880-х годов Текст. / Т. В. Юденкова // Искусствознание. 1998. - № 2. - С. 393-407.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.