Мифосемиотика тюремной субкультуры в контексте маргинального сознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Ткачева, Елена Петровна

  • Ткачева, Елена Петровна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2009, Киров
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 145
Ткачева, Елена Петровна. Мифосемиотика тюремной субкультуры в контексте маргинального сознания: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Киров. 2009. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Ткачева, Елена Петровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. СЕМИОТИКА ТЮРЕМНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Тюремная субкультура как проблемное поле культурологических исследований и возможности семиотического подхода.

1.2. Феномен маргинального сознания в контексте тюремной субкультуры.

Глава 2. ФОРМЫ ЗНАКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТЮРЕМНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ.

2.1. Семантика коммуникативных моделей тюремной субкультуры.

2.2. Роль фольклорно-мифологических стереотипов в формировании тюремной философии».

2.3. Семантика хронотопа в тюремной субкультуре.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифосемиотика тюремной субкультуры в контексте маргинального сознания»

Актуальность темы исследования.

Мифосемиотика повседневного пространства тюремной субкультуры представляется одной из наиболее многогранных, сложных и малоизученных проблем, перспективность исследования которой определяется рядом факторов:

- во-первых, актуальность темы обусловлена ее междисциплинарным характером. Специфика изучения тюремной субкультуры, представленной в виде сложной многозначной системы, требует использования комплексной методологии, позволяющей выстроить историко-культурный, социальный, философский и психологический контексты явления. Интегративный подход дает возможность представить тюрьму как субкультурное образование, неразрывно связанное с общей динамикой развития современного общества и на разных исторических этапах взаимодействующее с базовыми для культуры нормами и ценностями;

- во-вторых, обозначенная проблема отвечает актуальному для современной науки интересу к маргиналистике, где на первый план выступает концепция пограничного сознания. Развиваясь на периферии общества, на перекрестке сразу нескольких культурных пластов, тюремная община сформировала сложный синтез трансформированных мифологических текстов, представленных в виде четко организованного знакового комплекса. Исследование подобного синкретизма во многом выходит за рамки анализа явлений традиционной культуры, открывая новые перспективы изучения развивающихся в настоящее время концепций культурной маргинальности;

- в-третьих, актуальность работы определяется прикладным значением поднятых в ней проблем, которые связаны с диагностикой и особенностями адаптации бывших осужденных в обществе, а также с изучением форм и последствий воздействия тюремной субкультуры на современную жизнь.

Степень научной разработанности проблемы

Серьезные достижения, связанные с изучением различных субкультур, в гораздо меньшей степени связаны с тюремной субкультурой, имеющей многовековую историю. Уже в XVIII веке предпринимались отдельные попытки исследования особенностей жизнедеятельности человека в условиях несвободы, носившие, однако, описательно-констатирующий характер. Со второй половины XIX века в России началось изучение тюремной субкультуры, преимущественно в рамках таких направлений, как правовое, историческое и психолого-педагогическое. Одновременно осваивались философские аспекты проблемы самоидентификации и нравственно-культурной трансформации личности в условиях лишения свободы. Последние и составили основу культурологических исследований феномена русской тюрьмы в XX-XXI веках, в том числе и его мифологической составляющей.

Одним из перспективных в сфере пенитенциарных исследований является психологическое направление, выступающее необходимым элементом развития комплексного изучения тюремной субкультуры1. Оно раскрывает специфику субкультурного сознания, определяя тем самым природу данного явления - биологическую или культурную — и отвечая на вопрос, в какой мере тюремная среда является социокультурным феноменом и одновременно результатом бессознательной рефлексии психики человека на заданные условия жизни. Таким образом, становится очевидной необходимость применения принципов психологической методологии в рамках изучения тюрьмы как социально-культурного явления. Одним из ry первых эту проблему поднял еще в начале XX века М. Н. Гернет".

1 В настоящее время базовой проблемой, выдвигаемой пенитенциарными психологами, является вопрос о влиянии изоляции на человеческое сознание, методах изучения этого влияиия и системе коррекции вызванных условиями изоляции деформаций психики. Характерной особенностью современной пенитенциарной науки является тенденция формирования единого психолого-педагогического направления работы с осужденными. См. подробнее: Зелинский А. Ф. Криминальная психология. Киев, 2006; Пирожков В. Ф. Криминальная психология. М., 2001; Поздняков В. М. Отечественная пенитенциарная психология: История и современность. М., 2000.

2 Гернет М. Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. М., 1927.

Культурологический и социально-антропологический подходы к исследованию тюремной субкультуры представлены работами JL Самойлова3, В. Р. Кабо4, Г. А. Левинтона5, В. М. Анисимкова6. Важным этапом в формировании культурологической методологии исследований тюремной субкультуры стала публикация монографии Е. С. Ефимовой7. Из работ, посвященных знаковому исследованию феномена тюрьмы, о заслуживает внимания статья этнографа В. Р. Кабо «Вечное настоящее» .

Немаловажное значение имеют исследования структурной специфики тюремной субкультуры. В последние годы был опубликован ряд работ социологической направленности, рассматривающих тюремную субкультуру с позиций структурно-системного подхода9, что позволило выделить наиболее значимые компоненты тюремной действительности, обобщив их в целостную систему.

Особая роль в познании онтологических характеристик тюремного пространства принадлежит художественно-философскому анализу и осмыслению феномена тюрьмы, начало которого связано с именем Ф. М. Достоевского10. В трагической ретроспективе XX века, в эпоху беспрецедентных репрессий и создания «архипелага ГУЛАГ» экзистенциальная художественная рефлексия идеи несвободы, объединившая представителей различных сфер гуманитарного знания и творчества (П. А. Флоренского, А. И. Солженицына, Д. С. Лихачева, Е. С. Гинзбург, В.

3 Самойлов Л. Этнография лагеря // Советская этнография. 1990. № 1. С. 96-108.

4 Кабо В. Р. Структура лагеря и архетипы сознания//Советская этнография. 1990. № 1.С. 108—114.

5 Левинтон Г. А. Насколько «первобытна» уголовная субкультура» // Советская этнография. 1990. №2. С. 96-100.

6 Анисимков В. II. Тюремная община: «Вехи истории». Саратов, 1993.

7 Ефимова Е. С. Современная тюрьма: быт, традиции, фольклор. М., 2004.

8 Кабо В. Р. Вечное настоящее // Австралийская мозаика. Сидней. 2004. № 8. С. 57-74.

9 См. работы: Александров Ю. К. Очерки криминальной субкультуры. М., 2001; Олейник А. Н. Тюремная субкультура: от повседневной жизни до государственной власти. М., 2001; Корецкий Д. А., Тулегенов В. В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение. СПб., 2006.

10 Достоевский Ф. М. Моя тетрадка каторжная (Сибирская тетрадь) / сост. В. П. Владимирцева. Красноярск, 1985; Достоевский Ф. М. Записки из Мертвого дома // Достоевский Ф. М. Собр. Соч: :в 15 т. Т. 3. Л., 1988. С. 205-481.

Т. Шаламова и др.11), открыла новый взгляд на тюрьму как на культурно-исторический феномен. Между тем, эта проблематика пока остается предметом исследования филологов — исключительно в границах литературоведческих работ.

Несмотря на имеющиеся научные разработки тюремной субкультуры, культурологическое осмысление этого феномена только начинается. Причина тому - влияние сложившихся в обществе стереотипов восприятия тюрьмы, что не всегда позволяет ученым воспринимать объект исследования как самоценную систему со своей богатой историей и целостной картиной мира. Выявлению этих глубинных структур и способствует предлагаемый мифосемиотический подход к исследованию функционирования субкультуры, который не нашел достаточно полного и глубокого осмысления в научной литературе, в том числе и в аспекте маргиналистики.

Гипотеза автора работы заключается в том, что, представители тюремной субкультуры являются носителями маргинального сознания. Несмотря на непосредственную изолированность осужденных от общества, тюремная субкультура — это открытая и динамично развивающаяся мифосемиотическая система, осуществляющая постоянный информационный обмен с базовой культурой общества.

Объектом диссертационного исследования является тюремная субкультура как сфера маргинального сознания, рассмотренная в ее онтологических характеристиках.

Предмет исследования — мифосемиотический комплекс тюремной субкультуры, его генезис и трансформация в пространстве маргинального сознания.

11 Флоренский П. А. Письма с Дальнего Востока и Соловков. М., 1998; Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ, 1918-1956. Опыт художественного исследования: в 3 т. Екатеринбург, 2007; Лихачев Д. С. Воспоминания. СПб., 1995; Лихачев Д. С. Соловки // Распятые: Писатели - жертвы политических репрессий. Вып. 4: От имени живых. / авт.-сост. Динаров 3. СПб., 1998. С. 129-137; Гинзбург Е. С. Крутой маршрут: Хроника времен культа личности: в 2 т. Рига, 1989. Шаламов В. Т. Собрание сочинений. М., 1998

Цель исследования состоит в мифосемиотическом анализе тюремной субкультуры, сформировавшей собственную знаковую систему.

Цель диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:

1. Изучить существующие в гуманитарных науках направления, связанные с анализом мифосемиотических аспектов тюремной субкультуры и обозначить в рамках данного подхода междисциплинарное пространство исследования.

2. Рассмотреть тюремную субкультуру в контексте маргинального сознания.

3. Показать механизмы формирования картины мира и концепции личности в условиях изоляции (то есть, вне традиционного типа пространства, времени, общественных систем).

4. Исследовать сформировавшийся в повседневной культуре феномен «тюремной философии», представленный как способ пространственной самоидентификации тюремной субкультуры и ее репрезентации в знаках фольклорно-мифологического комплекса.

5. Изучить связи тюрьмы как знаковой системы с архаической и традиционной культурой (на материале повседневных форм поведения, ритуальных практик, специфики пространственно-временных отношений, индивидуального творчества).

Источниковая база. В качестве источников были использованы эпистолярное и мемуарное наследие российских осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, их фольклор, художественное творчество. Привлекались документальные, архивные материалы, а также художественные произведения русских писателей.

Теоретическая и методологическая основа исследования

Анализ мифосемиотических компонентов тюремной субкультуры характеризуется спецификой поставленной проблемы, ее сложностью, многогранностью, неоднозначностью, малоизученностью, что определило выбор методологии. В качестве основополагающего избран системно-семиотический метод исследования пространства тюремной субкультуры с привлечением герменевтического принципа интерпретации тюремной повседневности как культурного текста.

Углубленное изучение мифосемиотических компонентов тюремной субкультуры базируется на теоретических и методологических исследо

1 ^ ваниях по теории и методологии маргинальной антропологии (Р. Парк Э. Стоунквист13, С. Г1. Гурин14 и др.), онтологии и семиотике мифа и мифологического сознания (принципы структурной антропологии К. Ле-ви-Стросса15, концепция мифологического сознания JL Леви-Брюля16,

17 исследование архетипов К. Г. Юнга , психоаналитические концепции 3. Фрейда18, теория мифологического символизма Б. Малиновского19), на семиотических исследованиях Ю. М. Лотмана" и тартуско-московской семиотической школы, в том числе разработках мифопоэтического подхода

21 22 В. Н. Топорова к явлениям культуры), академических трудах М. Элиаде ,

У'У теории диалога М. М. Бахтина" . Анализ фольклорного материала основан на структурном подходе к фольклорным текстам, представленном трудами В. Я. Проппа24, О. М. Фрейденберг25, Е. М. Мелетинского26 и др.). Научная новизна исследования

12 Park R. Е. Human migration and the marginal man // Amerikan Journal of Sociology. Chicago, 1928. №6. Vol. 33.

13 Stonequist E. V. The Marginal Man. A Study in personality and culture conflict. N.Y., 1961.

14 Гурин С. П. Маргинальная антропология. Саратов, 2000.

15 Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2001.

16 Леви-Брюль JI. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

17 Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991; Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М., 1997.

18 Фрейд 3. Избранное. Книга 1. М„ 1990.

19 Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.

20 Лотман Ю. М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. (1968-1992). СПб., 2000.

21 Топоров В. И. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1994.

22 Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

23 Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. М., 1997.

24 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2004.

25 Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

26 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 2006.

Новизна диссертационного исследования заключается в культурологическом осмыслении тюремной субкультуры как знаковой системы, ядро которой составляет мифосемиотический комплекс. В результате:

• обоснована перспективность и результативность мифосемиотического подхода к изучению маргинального сознания осужденных в его функциональных значениях и влиянии на формирование системных характеристик тюремной субкультуры;

• раскрыты возможности синтеза мифосемиотики и маргиналистики в исследовании тюремной субкультуры;

• в рамках мифосемиотического подхода рассмотрены пространственные, временные, иерархические, игровые и визуальные компоненты тюремной субкультуры, позволяющие выделить архетипическую природу данного феномена и раскрыть его культурологический потенциал;

• систематизирован и проанализирован конкретный материал, отражающий специфику и природу мифологических концептов, составляющих дискурсивное поле тюремной субкультуры.

Положения, выносимые на защиту

1.Тюремная субкультура формируется на пересечении разных типов мировосприятия- массового и элитарного, профанического и сакрального, рационального и иррационального. В результате складывается сложный мифосемиотический комплекс, который может быть представлен в виде системы, включающей институциональный, материальный, ценностный, поведенческий, игровой и другие компоненты.

2. Тюремная субкультура функционирует как совокупность знаковых кодов, что позволяет исследовать ее семиотическое пространство.

3. Знаковое поле тюремной субкультуры базируется на синкретизме архаического и религиозного сознания, что формирует устойчивые механизмы трансляции обычаев, опыта, властеотношений (инициальная обрядовость, игра, система заповедей, вербальная магия и т. д.).

4. Фундамент особого - мифологизированного — типа тюремной философии составляют фольклорно-мифологические установки, характеризующиеся этнокультурными особенностями.

5. Мифологизм, свойственный формам маргинального сознания, определяет семиотику хронотопа тюремной субкультуры. В его основе лежит оппозиция свое/чулсое, которая характеризуется многообразием коннотаций, выходящих за пределы замкнутой субкультурной системы и охватывающих практически все сферы жизненного пространства.

Личный вклад автора исследования состоит в культурологическом рассмотрении мифосемиотических смыслов тюремной субкультуры, взятых в аспекте маргинального сознания.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в углублении представлений о механизмах трансляции устойчивых форм культуры в процессе их трансформации в социокультурном пространстве маргинального типа; перспективно в теоретическом отношении использование возможностей разных методологических подходов, позволяющее расширить границы научной интерпретации культурных текстов посредством дальнейшей разработки понятийного аппарата комплексных исследований культуры.

Практическая значимость работы заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения истории и теории культуры, социологии культуры, культурной антропологии, семиотики. Основные положения и материалы диссертационного исследования могут найти применение в вузовских учебных курсах соответствующих дисциплин, в системе поствузовского образования. Материалы диссертации могут быть предложены в качестве учебно-практического пособия для социальных педагогов и психологов, работников центров социальной адаптации, специалистов-практиков в сфере организации работы с молодежью.

Апробация работы. Основные положения диссертации апробированы в докладах на международных, всероссийских и региональных конференциях в период 2005-2009 годов и отражены в 9 публикациях.

Результаты работы введены в учебный процесс в ходе преподавания учебных дисциплин «Молодежные субкультуры», «Социальная работа в учреждениях исполнения наказаний», читаемых диссертантом в Вятском государственном гуманитарном университете.

Работа обсуждалась на кафедре культурологии и рекламы Вятского государственного гуманитарного университета и рекомендована к защите.

Структура и объем диссертационного исследования определены постановкой задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего более 300 наименований. Общий объем диссертационного исследования — 145 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ткачева, Елена Петровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Тюремная субкультура как сфера культуры может быть рассмотрена в рамках интегративного подхода к анализу явлений маргинального типа, на разных этапах вступающих во взаимодействие с базовыми для культуры нормами и ценностями. В границах маргинальное™ формируются условия для функционирования мифологических моделей в их семиотической представленности.

2. Мифосемиотический комплекс тюремной субкультуры предполагает учет ее системных характеристик, включающих материальный, духовный, институциональный компоненты, которые влияют на организацию времени и пространства, фольклорно и вербально закрепленные модели, специфику разнообразных коммуникативных ситуаций.

3. Семантика коммуникативных моделей тюремной субкультуры обусловлена функционированием бинарных оппозиций, составляющих мифоритуальный код знакового пространства (система социальных и нравственных императивов, игровое пространство, символика переходных обрядов, иерархичности и др.).

4. В рамках мифологической сферы формируются стереотипы так называемой «тюремной философии», в основе которой лежат мировоззренческие установки, сформировавшиеся в условиях повседневности тюремного мира. Центральным ядром в этой системе являются экзистенциальные универсалии, связанные с дуальностью оппозиций свободы/несвободы, мифологемой судьбы и характером проявления ментальных характеристик в условиях маргинального сознания. Своеобразная рефлексия этих категорий осуществляется в понятиях народно-мифологической картины мира, что отражается в образах-стереотипах, имеющих фольклорную основу (образы птиц, животных, вещей и т.д.).

5. Одним из системообразующих элементов субкультуры, восходящих к архаической традиции, является категория хронотопа, который строится по модели мифологического времени-пространства, имеющего циклическую природу, обретающего материализованный характер и собственную систему символов.

6. Наиболее последовательным проявлением знаковых характеристик тюремной субкультуры является творчество заключенных, их дневники, письма, воспоминания, устные рассказы.

Следует отметить, что проблема, поставленная в диссертации, не может считаться исчерпанной. В частности, в дальнейшем исследовании нуждается анализ других сфер повседневности, не получивших полного отражения в работе: семантика пищи, вещного мира, религиозной атрибутики, организация праздничного пространства и др.

Одна из перспективных для исследователя проблем — расширение методологического аппарата работы за счет методов, применяющихся в психологии, социологии, исторической и философской антропологии.

Актуальным признаем также дальнейшее исследование характера взаимодействия и взаимопроникновения субкультур и базовой культуры. Процесс влияния на современное общество (вплоть до высших его «эшелонов») вербальных и невербальных компонентов тюремной субкультуры, инвективных форм поведения и речи приобретает особую остроту и носит деструктивный характер, сопровождая кризисные явления в экономике и политической сфере социума.

Тщательного изучения и интерпретации в ракурсе обозначенной темы требуют многочисленные источники, рассказы (так называемая «устная история»), созданные на разных этапах функционирования пенитенциарной системы России в их многоаспектной представленности (социальной, религиозной и др.).

Плодотворным и перспективным, на наш взгляд, является сравнительный анализ пенитенциарных систем (в том числе, и в культурологическом аспекте) Запада и России. В рамках компаративистского подхода представляется возможным проследить типологически общее и особенное в генезисе, эволюции и трансформации различных систем тюремной субкультуры в контексте истории, ментальных характеристик, этнической и национальной составляющих.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Ткачева, Елена Петровна, 2009 год

1. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы Текст. / В. С. Агеев. М., 1990. - 239 с.

2. Аксенов, В. П. Московская сага Текст. Кн. 1. / В. П. Аксенов. М., 2002.-461 с.

3. Александров, А. А. Утомленные зоной Текст. / А. А. Александров. -М., 2006.-384 с.

4. Александров, Ю. К. Очерки криминальной субкультуры Текст. / А. А. Александров. -М, 2001. 152 с.

5. Алексеевский, М. Д. Застолье в обрядах и обрядовом фольклоре русского севера XIX XX Текст.: Автореф. дисс. канд. филол. наук. 10.01.09. /М. Д. Алексеевский. - М., 2005. 20 с.

6. Алферов, Ю. А. Пенитенциарная социология Текст. Домодедово, 1995.- 178 с.

7. Анисимков В. М. Тюремная община: «Вехи истории» Текст. / Ю. А. Алферов. Саратов, 1993. — 67 с.

8. Анисимков, В. М. Криминальная субкультура Текст. / В. М. Анисимков. Уфа, 1998. - 170 с.

9. Анисимков, В. М. Россия в зазеркалье уголовных традиций тюрьмы Текст. / В. М. Анисимков. М., 2004. - 204 с.

10. Анисимков, В. М. Тюрьма и её законы Текст. / В. М. Анисимков. — Саратов.-1998,- 104 с.

11. И. Апинян, Т. А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусства и другие Текст. / Т. А. Апинян. СПб., 2003. - 400с.

12. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти Текст. / Ф. Арьес. М., 1992. — 528 с.

13. Архетип веры: от язычества к христианству Текст.: сб. очерков и эссе. -Екатеринбург, 1998.

14. Атоян, А. И. Социальная маргиналистика. О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза Текст. / А. И. Атоян // Политические исследования. 1993. - № 6. - С. 29-39.

15. Афанасьев, А. Н. Народные русские легенды Текст. / А. Н. Афанасьев. -М, 1990.-270 с.

16. Архетипические образы в мировой культуре Текст.: сб. докл. / Под ред. Г. В. Вилинбахова. СПб., 1998. - 106с.

17. Байбурин, А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян Текст. / А. К. Байбурин. Л., 1983. - 191 с.

18. Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов Текст. / А. К. Байбурин. СПб., 1993.-237 с.

19. Байм, С. Общие места: Мифология повседневной жизни Текст. / С. Бойм. -М., 2002. -320 с.

20. Банников, К. JI. Антропология экстремальных групп Текст. / К. JI. Банников. М., 2002. - 363 с.

21. Баньковская, С. П. Роберт Парк Текст. / С. П. Бапьковская // Современная американская социология / Под ред. В. И. Добренькова. — М., 1994.-С. 3-49.

22. Барабанова, А. И., Вершевская, М. В., Тихонова Н. С. Тайны «Русской Бастилии» Текст. / А. И. Барабанова, М. В. Вершевская. СПб., 2000. - 158 с.

23. Барт, Р. Мифологии Текст. / Р. Барт. М., 2000. - 320 с.

24. Бахтин, В. С. «Гоп со смыком»: История песни Текст. В. С. Бахтин // Нева. 1997.-№ 11.-С. 234-237.

25. Бахтин, М. М. Собрание сочинений Текст. / М. М. Бахтин: в 7 тт. — М., 1997.

26. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике Текст. / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 234-407.

27. Бережной, Н. М. Человек и его потребности Текст. / TI. М. Бережной. -М., 2000.- 170 с.

28. Бернштам, Т. А. Сказка в быту и культуре русского крестьянства (с украинско-белорусскими параллелями) Текст. / Т. А. Бернштайм // Традиционная культура. 2000. - № 1. - С. 26-33.

29. Блажес, В. В. Солдатский юмор Текст. / В. С. Блажес // Традиционная культура. 2000. - № 1. - С. 53-61.

30. Богданова, М. М. Декабрист Ф. П. Шаховской в Туруханском крае Текст. М. М. Богданова // Енисей. 1973. - № 6. - С. 65-68.

31. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма Текст. / О. Ф. Больнов. -СПб., 1999.-224 с.

32. Бортникова, О. Н. Сибирь тюремная: пенитенциарная система Западной Сибири в 1801—1917гг. Текст. / Бортникова О. М. Тюмень, 1999.-301 с.

33. Борцов, А. Концепт и архетип сатаны: современное состояние Электронный ресурс. — Режим доступа: http://warrax.net/76/arhetupe.html. Проверено 26.11.2008.

34. Бродский, И. Писатель в тюрьме Текст. / И. Бродский // Старое литературное обозрение. 2001. - № 2 (278). - С. 9-11.

35. Быков, В. История и современность русского арго Текст. / В. Быков. — Берлин, 1991, № 2. С. 50-59

36. Быков, В. Русская феня Текст. / В. Быков. Смоленск, 1994. - 224 с.

37. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия Текст. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб., 1997.-336 с.

38. Валенцова, М. М. Магические функции еды / М. М. Валенцова // Традиционная культура. 2002. - № 2. - С. 32-40.

39. Василькова, В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной самоорганизации Текст. / В. В. Василькова. СПб., 1999. - 480 с.

40. Вебер, М. Основные понятия стратификации Текст. / М. Вебер // Социологические исследования. 1994. — № 5. -С. 169-183.

41. Ветров, А. А. Семиотика и её основные проблемы Текст. / А. А. Ветров. М., 1968. - 263 с.

42. Виноградова, JI. Н. Стереотипы игрового поведения в рамках обряда Текст. / Jl. Н. Виноградова // Традиционная культура. 2001. - № 1. — С. 39-45.

43. Вильде, Б. Дневник и письма из тюрьмы Текст. / Б. Вильде. М., 2005. - 158 с.

44. Витаньи, И. Общество, культура, социология Текст. / И. Витаньи. — М., 1984.-288 с.

45. Владимиров, Е. Декабристы в Заполярье (Лисовский, Аврамов, Шаховской, Бобрищев-Пушкин, Кривцов) Текст. / Е. Владимиров // Советская Арктика. 1939. - № 1. - С. 76-77.

46. Власкина, Т. Ю. Похоронно-поминальные обряды донских казаков Текст. / Т. Ю. Власкина // Традиционная культура. 2004. - № 4. - С. 35-48.

47. Власов, А. Н., Бунчук, Т. Н. Фольклорный текс и методы его интерпретации Текст. А. Н. Власов, Т. Н. Бунчук // Традиционная культура. 2004. - № 2. - С. 3-10.

48. В нашу гавань заходили корабли. Песни Текст. / Сост. Э. IT. Успенский, Э. Н. Филина. Вып. 3. - М., 2000. - 256 с.

49. Волыюв, В. В. Феномен свободы Текст. / В. В. Вольнов. СПб., 2002. -416с.

50. Волков, Ю. Г., Поликарпов, В. С. Человек Текст. / Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов.- М., 2002. 518 с.

51. Габышев, JI. А. Одлян или воздух свободы Текст. / JI. А. Габышев. -М., 1994.-649 с.

52. Гадамер, Г-Г. Актуальность прекрасного Текст. / Г-Г. Гадамер. М., 1991.-367с.

53. Гадамер, Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики Текст. / Г-Г. Гадамер. М., 1988. - 704 с.

54. Геворкян, Е. «Вахта в прокуренных кухнях»: история мифа // От заката до рассвета: ночь как культурологический феномен Текст. / Е. Геворкян: сб. статей СПб., 2005. - С. 174-182.

55. Геннеп, А., Ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов Текст. / А., Ван Геннеп. М., 1999. - 198 с.

56. Гернет, М. Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии Текст. / М. Н. Гернет. -М., 1927. 264 с.

57. Гернет, М. Н. История царской тюрьмы Текст. / М. Н. Гернет: В 5 т. — М., Т. 1,- 1960,-384 е.; Т.2- 1961.-582 е.; Т.З 1961. - 430 е.; Т. 4. ~ 1962. - 302 е.; Т. 5. - 1963. - 340 с.

58. Гилинский, Я. И. Субкультура за решеткой Текст. / Я. И. Гилинский // Советская этнография. — 1990. № 2. — С. 31—39.

59. Гречишников, С. Е. Магия как социокультурный феномен Текст. С. Е. Гречишников. Калуга, 1999. - 151 с.

60. Гогель, С. К. Значение тюремного заключения в прошлое и настоящее время Текст. / С. К. Гогель. СПб., 1899. - 32 с.

61. Голенкова, 3. Т. Динамика социокультурной трансформации в России Текст. / 3. Т. Голенкова // Социологические исследования. 1998. — № 5.-С. 77-84.

62. Голенкова, 3. Т., Ичитханян, Е. Д., Казаринова И. В. Маргинальный слой: феномен социальной идентификации Текст. / 3. Т. Голенкова,

63. Е. Д. Ичитханян // Социологические исследования. 1996. - № 8. - С. 12-17.

64. Горшков, В. С. Тюрьма особого назначения Текст. / В. С. Горшков. -М., 2006.-448 с.

65. Гриценко, В. В. Вынужденные переселенцы и наркогенная субкультура: мифы и реальностью Текст. / В. В. Гриценко. Балашов, 2002.- 118 с.

66. Гуревич, П. С. Проблема субкультур в современной западной социологии Текст. / П. С. Гуревич // Субкультурные объединения молодежи. М., 1987. - С. 24-31.

67. Гурин, С. П. Маргинальная антропология Текст. / С. П. Гурин. -Саратов, 2000. 366 с.

68. Гуров, А. И. Профессиональная преступность: Прошлое и современность Текст. / А. И. Гуров. — М., 1990. 304 с.

69. Джекобсон, М., Шерер, Д. Песни советских заключённых как исторический источник Текст. М. Джекобсон, Д. Шерер // Живая Старина. 1995. -№ 1,- С. 9-10.

70. Довлатов, С. Д. Записки надзирателя Текст. / С. Д. Довлатов. — М., 2007.-224 с.

71. Доддс, Э. Р. Образы сновидений и образы культуры// Греки и иррациональное Текст. / Э. Р. Доддс. СПб., 2000. - 512 с.

72. Дорошевич, В. М. Сахалин Текст. / В. М. Дорошевич. М., 1996. -540 с.

73. Дубягин, Ю. П., Теплицкий, Е. А. Краткий англо-русский и русско-английский словарь уголовного жаргона Текст. / Ю. П. Дубягин, Е. А. Теплицкий М., 1993. - 288 с.

74. Дубягин, Ю. П. Культ тату (криминальная и художественная татуировка) Текст. / Ю. П. Дубягин. — М., 2003. — 240 с.

75. Едошина, И. А. Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы Текст. / Е. И. Едошина. — М. — Кострома, 2002. 252 с.

76. Ефимова, Е. С. Современная тюрьма: быт, традиции, фольклор Текст. / Е. С. Ефимова. М., 2004. - 398 с.

77. Жан, Ж. Знаки и символы Текст. / Ж. Жан. М., 2003. - 208 с.

78. Жидков, В. С., Соколов, К. Б. Искусство и картина мира Текст. / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. СПб., 2003. - 464 с.

79. Жигалин, А. П. Долгое эхо зоны Текст. / А. П. Жигалин. М., 2007. -320 с.

80. Жиганец, Ф. «Мой дядя, падло, вор в законе.» (русская классическая поэзия в блатных переводах) Текст. / Ф. Жиганец. Ростов-на-Дону, 1995.

81. За железной решеткой. Журнал заключенных Вятского исправтруддома.

82. Заворин, А. В. Об устойчивости процессов маргинализации Текст. А. В. Заворин // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Сборник статей молодых ученых. Вып. 2. - С. 40-42.

83. Змановская, Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения Текст. / Е. В. Змановская. М., 2006. - 228 с.

84. Зуева, М. Ночи черные Текст. / М. Зуева // От заката до рассвета: ночь как культурологический феномен: сб. статей СПб., 2005. - С. 197-220.

85. Иванов, В. В., Топоров, В. Н., Исследования в области славянских древностей Текст. / В. В. Иванов, В. Н. Топоров. М., 1974.

86. Ильин, И. П. Постмодернизм. Словарь терминов Текст. / И. П. Ильин. -М., 2001.-С. 342.

87. Империя страха. Правители преступного мира Текст. // Под ред. А. И. Гурова. М., 1992. - 278 с.

88. Ионин, Л. Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) Текст. / Л. Г. Ионин // Социологические исследования. 1995. - № 4. - С. 3-14.

89. Ионин, Л. Г. Культура и социальная структура Текст. / Л. Г. Ионин // Социологические исследования. — 1996. — № 2. С. 3-12.

90. Ионин, JI. Г. Основания социокультурного анализа Текст. / Л. Г. Ионин.-М., 1995.- 151 с.

91. Кабо, В. Р. Структура лагеря и архетипы сознания Текст. / В. Р. Кабо // Советская этнография. 1990. - № 1. - С. 18-24.

92. Кабо, В. Р. Круг и крест. Размышления этнолога о первобытной духовности Текст. / В. Р. Кабо . — Канберра, 2002. 393 с.

93. Кабо, В. Р. Происхождение религии: История проблемы Текст. / В. Р. Кабо. Канберра, 2002. - 149 с.

94. Кабо, В. Р. Австралийская община как модель первобытного этноса (к проблеме возникновения этноса) Текст. / В. Р. Кабо: материалы 18-й научной конференции по изучению Австралии и Океании. — М., 1987. — С. 54-58.

95. Кабо, В. Р., Говор Е. В. «Закурите трубку мира!» Текст. / В. Р. Кабо // Наука и религия. 1987. - № 6. - С. 62-64.

96. Кабо, В. Р. Модель мира у охотников и собирателей Текст. / В. Р. Кабо // Природа. 1988. - № 3. - С. 26-31.

97. Кабо, В. Р. Этот другой мир Текст. / В. Р. Кабо // Моя Австралия. -Сидней. 1999. - № 3. - С. 18-29.

98. Кабо, В. Р. Вечное настоящее. Время и пространство как категории священного Текст. / В. Р. Кабо // Австралийская мозаика. — Сидней, 2004.-№6.-С. 41-53.

99. Кабо, В. Р. Вечное настоящее. Народ и власть Текст. / В. Р. Кабо // Австралийская мозаика. Сидней. - 2005. - № 7. - С. 62-74.

100. Кабо, В. Р. Вечное настоящее. Тюрьма и общество: архетипы социального поведения Текст. / В. Р. Кабо // Австралийская мозаика. — Сидней. 2006. - № 8. - С. 57-74.

101. Каган, М. С. Введение в историю мировой культуры Текст. / М. С. Каган; в 2 т. СПб., 2003.

102. Каганский, В. В. Вопросы о пространстве маргинальное™ Текст. / В. В. Краинский // Новое литературное обозрение. — 1999. — № 37 (3).

103. Калашникова, М. В. Альбомы современной детской колонии// Фольклор и культурная среда ГУЛАГа Текст. / М. В. Калашникова / Сост. В. С. Бахтин, Б. Н. Путилов. СПб., 1994.

104. Камю, А. Бунтующий человек Текст. А. Камю. 1990. - 415 с.

105. Кандини, Ф. Истоки средневекового рыцарства Текст. — М., 1987.106. «Кирпичики»: Фольклористика и культурная антропология сегодня Текст. / Ф. Кандини: сб. статей / Сост. А. С Архипова, М. А. Гистер. — М., 2008.-588 с.

106. Касавин, И. Т., Щавелев, С. П. Анализ повседневности Текст. / И. Т. Касавин, С. П. Щавелев. М., 2004. - 432 с.

107. Козьякова, М. И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века Текст. / М. И. Козьякова. М., 2002. -360 с.

108. Комисаренко, С. С. Культурные традиции русского общества Текст. / С. С. Комиссаренуо. СПб., 2003. - 304 с.

109. ПО.Корель, Л. В. Социология адаптаций: этюды апологии Текст. / Л. В. Корель.-Новосибирск, 1997.

110. Костина, А. В. Теоретические проблемы современной культурологии. Идеи. Концепции. Методы исследования Текст. / А. В. Костина. М., 2009.-288 с.

111. Котенев, А. А. Архетипы власти Текст. / А. А. Котенев. М., 2000. — 61 с.

112. Кравченко, А. И. Социология девиантности Текст. / А. И. Кравченко. — М., 2003.

113. Краткий каталог блатных татуировок Текст. // Авантюрист. — 1993. — № 3. С. 10-12.

114. Криничная, Н. А. Культурно-религиозные символы мироздания в русских народных легендах Текст. / Н. А. Криничная // Традиционная культура. № 4. - 2006. - С. 20-24.

115. Кропоткин, П. А. В русских и французских тюрьмах Текст. / П. А. Кропоткин. СПб., 1906. - 242 с.

116. Кропоткин, П. А. Тюрьмы, ссылка, каторга в России Текст. / П. А. Кропоткин. СПб., 1908. - 63 с.

117. Кузнецова, В. С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции Текст. / В. С. Кузнецова. Новосибирск, 1997. - 136 с.

118. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении Текст. -М., 1994.-608 с.

119. Левикова, С. И. Молодежная субкультура Текст. М., 2004. - 607 с.

120. Левинтон, Г. А. Насколько «первобытна» уголовная субкультура? Текст. // Советская этнография. 1990. — № 2. — С. 25-31.

121. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление Текст. — М., 1994. — 384 с.

122. Леви-Стросс, К. Структурная антропология Текст. -М., 2001. 512 с.

123. Леви-Стросс, К. Мифологики: Сырое и приготовленное Текст. — М., 2006.-399 с.

124. Леви-Стросс, К. Мифологики: От меда к пеплу Текст. М., 2007. -441 с.

125. Леви-Стросс, К. Мифологики: Человек голый Текст. М., 2007. -784 с.

126. Леви-Стросс, К. Мифологики: Происхождение застольных обычаев Текст.-М., 2007.-461 с.

127. Лекомцева, М. И. Устроение языка: сб. трудов Текст. М., 2007. — 592 с.

128. Лелеко, В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре Текст. СПб., 2002. - 320 с

129. Лисин, А. Г., Петренко Н. И., Яковлева Е. И. Тюремная система Российского государства в XVIII начале XX вв. Текст. - М., 1996. -60 с.

130. Либина, А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? Текст. // Стиль человека: психологический анализ. М., 1998. - С. 4-9.

131. Линьков, В.В. Смысл жизни аномального человека как философская проблема Текст. // Философские исследования. — 1998. № 4. - С. 63— 78.

132. Липе, Ю. История древних цивилизаций Текст. М., 1999. - 480 с.

133. Лихачев, Д. С. Следы примитивизма воровской речи Текст. // Язык и мышление. М.; Л., 1935. - Т. 3-4. - С. 47-100.

134. Лихачев, Д. С. Картежные игры уголовников: Текст. // Соловецкие острова.- 1930. №1. - С. 46-53

135. Лихачев, Д. С. Соловки 1928- 1931гг. Текст. // Фольклор и культурная среда ГУЛАГа. СПб., 1994.

136. Лич, Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии Текст. / Э. Лич. М., 2001.- 142 с.

137. Локерман, А. По царским тюрьмам Текст. // Каторга и ссылка. — 1926. -№ 1 (22).-С. 163-182.

138. Ломброзо, Ч. Преступный человек Текст. М., 2005. - 880 с.

139. Лотман, Ю. М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. (1968-1992) Текст. — СПб., 2000. 704 с.

140. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ХУШ-нач.Х1Х века Текст. СПб., 1994. - 414 с.

141. Львов В. И. Таланты и поклонники: (Уголовный кодекс в картинках) о татуировках Текст. // Столица. 1991. — № 1. — С. 34-36.

142. Любимые песни для хорошего настроения Текст.: сб. / Под ред. И. Ильиченко. М., 2005. - 302 с.

143. Майер, В. Рисунки на теле: Татуировка: от египетских фараонов до русских зеков Текст. // Независимая газета. 1997. — 11 янв. — С. 8.

144. Максимов, С. В. Сибирь и каторга Текст.: в 3-х частях. СПб., 1871. — 1224 с.

145. Малиновский, Б. Магия, наука и религия Текст. М., 1998. - 304 с.

146. Малкольм, Н. Состояние сна Текст. -М., 1993 176 с.

147. Марголис, А. Д. Тюрьма и ссылка в императорской России Текст. -М., 1995.- 208 с.

148. Маслова, Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах 19- начала 20 века Текст. — М. 1984. 216 с.

149. Махмутов, Т. А. Маргинальность в общественных трансформациях Текст. -М., 2003. 180 с.

150. Махов, А. Е. Антиномии игры Текст. // Традиционная культура. № 1.-2001.-С. 3-6.

151. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа Текст. М., 2006. - 406 с.

152. Меркулов, Г. А. Тюремные сны. Сто стихотворений из Бутырки Текст. — б.м., б.и., б.г. 133с.

153. Мертон, Р. Социальная структура и аномия Текст. // Социология преступности. М., 1996. - С. 299-313

154. Миллер, С. Психология игры Текст. СПб., 1999. - 317 с.

155. Мороз, А.Б. Стол в северорусских повериях и обрядах Текст. // Традиционная культура. 2002. - №2. - С. 26-31.

156. Морозов, И. А. «Игра» и «ритуал» в современном научном дискурсе Текст. // Традиционная культура. 2001. - № 1. - С. 20-28.

157. Морозов, И. А. Структура и семантика традиционного застолья Текст. // Традиционная культура. 2002. - № 2. - С. 41-46.

158. Мосс, М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах Текст. // Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. — М., 1996. — С. 83—217.

159. Мурашкова, А. А. Быт заключенных в Вятской губернской тюрьме в нач. XX века Текст. // Европейский север в культурно-историческом процессе. Киров, 1999.

160. Навджавонов, Н. О. Проблема маргинальной личности: постановка задачи и определение подходов Текст. // Социальная философия в конце XX века. -М., 1991.-С. 149-158.

161. Наши любимые песни Текст. / Авт.-сост. JI. И. Кузнецова. — Ярославль, 1995.

162. Неклюдов, С. Ю., Христофорова О. Б. Миф, символ, ритуал. Народы Сибири Текст. М., 2008. - 354 с.

163. Неклюдов, С. Ю. Структура и функция мифа Текст. // Мифы и мифология в современной России. Под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г.Бордюкова. М., 2000. С. 17-38.

164. Нижегородские пенитенциарные учреждения в XVII 20-х гг. XX века: Историко-правовой анализ Текст. — Нижний Новгород, 2005.

165. Никитин, В. Н. Жизнь заключенных: Обзор петербургских тюрем и относящихся до них узаконений и административных распоряжений Текст. СПб., 1871.

166. Николаев, В. Г. Проблема маргинальное™: ее структурный контекст и социально-психологичекие импликации Текст. // Социальные и гуманитарные науки. — Серия 11. — Социология. М., 1998. - № 2.

167. Невская JI. Г. Семантика дороги и смешанных представлений в погребальном обряде Текст. // Судьба традиционной культуры. — СПб., 1998.-С. 228-230.

168. Новик, Е. С. Архаические верования в свете межличностной коммуникации Текст. // Историко-этнографические исследования по фольклору. М., 1994.-С. 110-163.

169. Олейник, А. Н. Тюремная субкультура: от повседневной жизни до государственной власти Текст. М., 2001. - 416 с.

170. Парсонс, Т. О социальных системах Текст. М., 2002. - 832 с.

171. Песни неволи Текст. / Сост. Ю. П. Дианов, А. Д. Мучник, Т. Н. Фабрикова. М.-Минск, 1996. - 224 с.

172. Петров, Д. В. Молодежные субкультуры Текст. / Под ред. В.Н. Ярской. Саратов, 1996. 161 с.

173. Пирожков, В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура) Текст. Тверь, 1994. - 164 с.

174. Пирожков, В. Ф. Криминальная психология Текст. М., 2007. — 704 с.

175. Плюснин, Ю. М. Проблемы социализации маргинальной личности Текст. // Гуманитарные науки в Сибири. Серия «Философия и социология». 1994. - № 1. - С. 49-55.

176. Плюснин, Ю. М. Личность на перекрестке культур: модели социализации в условиях межкультурного взаимодействия Текст. -Новосибирск, 1995. -26 с.

177. Праздник-обряд-ритуал в славянской и еврейской культурной традиции Текст.: сб. статей / Под ред. О. В. Беловой. М., 2004. — 440 с.

178. Пропп, В. Я. Фольклор и действительность Текст. М., 1976. - 328 с.

179. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки Текст. М., 2004.-332 с.

180. Пругавин, А. С. В казематах. Очерки и материалы по истории русских тюрем Текст. СПб., 1909. - 370 с.

181. Пругавин, А. С. Монастырские тюрьмы Текст. М., 1905. - 130 с.

182. Пругавин, А. С. Декабрист князь Ф. П. Шаховской в Спасо-Евфимиевском монастыре (по неизданным данным) Текст. // Русское богатство. 1911.-№ 1.-С. 55-83.

183. Поздеев, В. А. «Третья культура»: проблемы формирования и эстетики Текст. / В. А. Поздеев. М., 2000. - 134 с.

184. Познышев, С. В. Очерки тюрьмоведения Текст. — М., 1912. 669 с.

185. Политические ссыльные в Сибири (XVIII начало XX в.) Текст.: сб. статей / Под ред. JI. М. Горюшкина. — М., 2007. — 237 с.

186. Полная энциклопедия символов Текст. / Сост. В.М. Рошаль. М., 2006. - 520 с.

187. Полное собрание законов Российской империи Текст. Собрание 1. — № 29128.-§ 32.

188. Польский, А. А. Феноменология этносоциальных архетипов в опыте философской интерпретации Текст.: Дисс. канд. филос. наук: 09.00.11. Ставрополь, 2000. - 150 с.

189. Померанцева, Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре Текст. -М., 1975.- 183 с.

190. Попова, И. П. Новые маргинальные группы в российском обществе Текст. // Социологические исследования. — 1999. — № 2. С.62-71

191. Постой, паровоз! Блатные песни Текст. / Сост. И. В.Луговая. М., 2001.-336 с.

192. Преступление и наказание. Ежемесячный общественно-политический и научно-методический пенитенциарный журнал.

193. Преступники и преступления: Законы преступного мира: Обычаи. Язык. Татуировки Текст. / Сост. А. В. Кучинский. — Донецк, 1997. — 448 с.

194. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки Текст. М., 2004.- 332 с.

195. Пропп, В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) Текст. М., 2007. - 256 с.

196. Поэзия узников ГУЛАГа Текст. / Сост. С. С. Виленский. М., 2005. -992 с.

197. Рахманов, В. Уголовная шифровка: татуировки Текст. // Ваше право. -1994. -№ 9. -С. 6.

198. Резникова, И. К. Православие на Соловках. Материалы по истории Соловецкого лагеря Текст. М., 1994. - 208 с.

199. Рывкина, Р. В. Социальные корни криминализации российского общества Текст. // Социологические исследования. 1997. - № 4. - С. 73-83.

200. Саломон, А. П. Тюремное дело в России Текст. — СПб. — 1898. — 206 с.

201. Самойлов JI. Этнография лагеря Текст. // Советская этнография. — 1990. — № 1.-С. 12-18.

202. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии Текст. М., 2000. — 638 с.

203. Сашин, Ю. А. Религия и молодежная субкультура Текст.: Автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.06. -Ростов-на Дону, 1999. 24 с.

204. Седов, Б. К. Владимирский централ. Зэк. СПб., 2003. - 384 с.

205. Симатов, А. А. Тюремная реформа в России (1860-90-е гг.) Текст. Автореф. дисс. . канд. истор. наук. Иркутск, 1998. — 24 с.

206. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона Текст. / Авт.-сост. Д. С. Балдаев, В. К. Белко, И. М. Исупов. М., 1992. - 256 с.

207. Сны и видения в русской культуре Текст.: сб. статей / Под ред. О. Б. Христофоровой. М., 2002. - 382 с.

208. Соколов, К. Б. Субкультурная стратификация и городской фольклор Текст. // Традиционная культура. 2000. - № 1. - С. 10-17.

209. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество Текст. / Под ред. А. Ю.Согомонова. М., 1992. - 468 е.212. «Споем, жиган.» Антология блатной песни Текст. / Авт.-сост. М. Шелег. СПб., 1995. - 382 с.

210. Степаненко, П. Н. Как выжить в современной тюрьме Текст. Минск, 1999.

211. Степанов, Ю. С. Семиотика. Текст. М., 1971. - 167 с.

212. Сушков, И. Р. Психологические отношения человека в социальной системе Текст. М., 2008. - 214 с.

213. Таганцев, Н. С. Русское уголовное право Текст. СПб., 2001. - 1488 с.

214. Тайбаков, А. А. Преступная субкультура Текст. // Социологические исследования. — 2002. — № 3. — С. 17—26.

215. Тальберг, Д. К. Исторический очерк тюремной реформы и современные системы европейских тюрем Текст. Киев, 1875. с.

216. Терц Абрам (Синявский А. Д.) Отечество. Блатная песня Текст. // Нева.-1991.-№4.-С. 14-19.

217. Токарев, С. А. Ранние формы религии и их развитие Текст. М., 1990. - 622 с.

218. Толстая, С. Н. Труды по знаковым системам Текст.: Типология культуры: Взаимное взаимодействие культур. Тару, 1982.

219. Толстой, Н. И. Язык и традиционная культура: очерки по славянской мифологии и этнолингвистике Текст. М., 1995. - 511 с.

220. Топоров, В. Н. Об «эктропическом» пространстве поэзии (поэт и текст в их единстве) Текст. // От мифа к литературе: сб. статей. М., 1993. — С. 21-39.

221. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического Текст. — М., 1994. 621 с.

222. Топоров, В. Н. Пространство и текст Текст. // Из работ московского семиотического круга. — М., 1997. — С. 455-515.

223. Трахтенберг, В. Ф. Блатная музыка (Жаргон тюрьмы) Текст. / Под ред. И. А.Бодуэн-де-Куртенэ. СПб., 1908г. - 116 с.

224. Тыдман, JI. В. Дом, изба, дворец: Жилой интерье России с 1700 по 1840-е годы Текст. М., 2000. - 336 с.

225. Тэрнер, В. Символ и ритуал Текст. М., 1983. - 280 с.

226. Уайт, Лесли А. Работы Л. А. Уайта по культурологии Текст.: сб. работ / Вступ. ст. Е. М. Лазаревой. М., 1996. - 169 с.

227. Упоров, И. В. Пенитенциарная политика России в XVIII-XX вв.: Историко-правовой анализ тенденций развития Текст. СПб., 2004. -610 с.

228. Уличные песни Текст. / Сост.: Т. В.Ахметова. М., - 2000. - 478 с.

229. Уличные песни Текст. / Сост. А. Добряков. М., 1997. - 544 с.

230. Урманцев, Ю. А. Природа адаптации (системная экспликация) Текст. // Вопросы философии. 1998. -№ 12. - С. 21-36.

231. Успенский, Б. А. Культ Николы на Руси в историко-культурном освещении Текст. // Семиотика культуры. Тарту, 1978.

232. Фадеева, Л. В. Символика Страстных икон Богородицы в заговорах Текст. // Традиционная культура. 2000. - № 2. - С. 35-42.

233. Фарж, А. Маргиналы: 50/50. Опыт словаря нового мышления Текст. / Под общ. ред. Ю. Афанасьева и М.Ферро. М., 1989. - 145 с.

234. Фарино, Е. Введение в литературоведение Текст. — СПб., 2004. 639 с.

235. Фельдштейн, Г. С. Ссылка, очерки ее генезиса, значения, истории и ее современного положения Текст. М., 1893. с.

236. Фирсова, А. М. Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции Текст.: Авгореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.01. Н. Новгород, 2005. - 26 с.

237. Феофанов, К. А. Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии. (Обзор) Текст. // Общественные науки за рубежом, РЖ серия 11 Социология. М., 1992.-№2.-С. 70-83.

238. Фойницкий, И. Я. Ссылка или тюрьма? Текст.// Юридический вестник. 1881. Кн. IV. - С. 686-698.

239. Фойницкий, И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением Текст. СПб., 1889. - 504 с.

240. Фрейд, 3. Избранное Текст.: Книга 1. -М., 1990. 160 с.

241. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра Текст. М., 1997. - 448 с.

242. Фролова, Н.А. Маргинализация как социальный феномен Текст. / Дисс. канд. социол. наук. — М., 1994. — 158 с.

243. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности Текст. М., 2006. -635 с.

244. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы Текст. М., 1999.-454 с.

245. Фуко, М. Рождение клиники Текст. М., 1998. - 310 с.

246. Хабаров, А. И. Тюрьма и зона Текст. М., 2003. - 368 с.

247. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры Текст. М., 1997.-416 с.

248. Хёсле, В. «Кризис индивидуальной и коллективной идентичности» Текст. // Вопросы философии. 1994. - № 10. - С. 112-124.

249. Хренов, Н. А. Игра в истории культуры Текст. // Традиционная культура. 2001. - № 1. - С. 7-20.

250. Хренов, Н. А. Игровые проявления личности в переходные эпохи истории культуры Текст. // Общественные науки и современность. — 2001.-№2.-С. 167-180.

251. Хренов, Н. А. Роль мифа в интегральной культуре века Текст. // Тадиционная культура. — 2000. № 1. - С. 63-76.

252. Цеханская, К. В. Икона в родильных и похоронных обрядах русских Текст. // Традиционная культура. 2000. - № 2. - С. 19-26.

253. Черванева, В. А., Артеменко Е. Б. Пространство и время в фольклорно-языковой картине мира Текст. Воронеж, 2004. - 184 с.

254. Чехов,. А. П. Остров Сахалин: Текст. // Собр. соч. в 18т. Т. 16—17. — М., 1978.

255. Шапт, А. А. Тюрьма не школа: поэзия и проза Текст. - Кострома, 1991.

256. Шапинская, Е.М., Шапинский В.А. Постановка и разработка проблемы культурной маргинальное™ теоретиками постмодернизма Текст. // Постмодернизм и культура. М., 1991. - С. 8-33.

257. Шапинский, В. А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема Текст.: Дисс. канд. филос. наук. М., 1990. — 146 с.

258. Шевеленко, А. Апокалипсис и его сюжеты в истории культуры Текст. // Вопросы истории. 1996. - № 11. - С. 43-49.

259. Шелег, М. Споем, жиган. Антология блатной песни Текст. М., 1993.

260. Шинкаренко, В. Д. Смысловая структура социокультурного пространства: игра, ритуал, магия Текст. — М., 2005. 231 с.

261. Шкаратан, О. И., Ильин В. И. Социальная стратификация современной России и Восточной Европы: сравнительный анализ Текст. М., 2006. -472 с.

262. Шкуратов, В. А. Историческая психология Текст. — М., 1997. — 505 с.

263. Шлиссельбург. Суздальская тюрьма. Петропавловская крепость Текст. СПб., 1909.-283 с.

264. Штейнгейль, В. И. Записки несчастного, содержащие путешествие в Сибирь по канату Текст. // Отечеству драгие имена. -42.— Челябинск, 1975.

265. Штернберг J1. Я Первобытная религия в свете этнографии Текст. Д., 1936.-584 с.

266. Шумов, К. Э. Кучевасов С. В. Розы гибнут на морозе, малолетки — в лагерях. Тетради из камеры малолетних преступников Текст. // Живая старина. 2001. - № 1. - С. 20-26.

267. Щеглова, С. Н. «Своя» комната как артефакт молодежной субкультуры Текст. // Социологические исследования. — 2003. — № 3. С. 119—122.

268. Щеголев, П. Е. Алексеевский равелин: Книга о падении и величии человека Текст. -М., 1989. 388 с.

269. Щеголев, П. Е. Декабрист князь Ф.П. Шаховской (Биографическая заметка) Текст. // Былое. 1907. - № 8. - С. 274-289.

270. Щепанская, Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры Текст. — М., 2004.-286 с.

271. Щепановская, Е. М. Архетипический подход как метод гуманитарных наук Текст. // Философские проблемы социальных и гуманитарных наук. Т. 1. - СПБ., 2008. - С. 70-74.

272. Шюц, А. Структура повседневного мышления Текст. // Социологические исследования. 1988. - № 2. - С. 130-141.

273. Элиаде, М. Аспекты мифа Текст. М., 1995. - 240 с.

274. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении: архетипы и повторяемость Текст. СПб., 1998. - 249 с.

275. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии Текст. — Киев, 1996. 288 с.

276. Элиаде, М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения Текст. — М.-СПб., 1999. 352 с.

277. Энциклопедия символов, знаков, эмблем Текст. / Авт.-сост. К. Королев. М., 2003. 608 с.

278. Юнг К.- Г. Архетип и символ Текст. -М., 1991.-304 с.

279. Юнг, К.-Г. Душа и миф. Шесть архетипов Текст. М., 1997. - 382 с.

280. Ядринцев, Н. М. Русская община в тюрьме и ссылке Текст. СПб., 1872. -719 с.

281. Ядринцев, Н. М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении Текст. СПб., 2003. -560 с.

282. Якубович, П. Ф. (Мелынин). В мире отверженных. Записки бывшего каторжника Текст. — М., 1964. — 420 с.286. «Я раб судьбы, но не лакей закона» (о татуировках) Текст. // Родник. — 1992.-№ 1.-С. 27-31.

283. Banerjee, N. Modernisation and marginalization Текст. // Social scientist. Trivandrum, 1985.-Vol. 13.

284. Bunis, W. K., Yancik A., Snow D. A. The cultural pattering of sympathy toward the homeless and other victims of misfortune Текст. // Social problems. Berkeley, 1996. Vol. 43. - № 4.

285. Cohen, E. A. Human Behavior in the Concentration Camp Текст. / E. A. Cohen London, 1954.

286. Dickie-Clark, H. F. The marginal sitation: A cjontribution to marginal theory Текст. // Social forces. Chapel Hill, 1966. - Vol. 44. - P. 363-370.

287. From Death-Camp to Existentialism. A Psychiatrist's Path to a New Therapy Текст. Boston, 1959.

288. Germani, G. Marginality Текст. -NJ., 1980.

289. Samenow, S. Inside the Criminal Mind: Revised and Updated Edition (Hardcover) Текст. / S. Samenow// Hardcover Publisher. 1984.

290. Stonequist, E. V. The Marginal Man. A Study in personality and culture conflict Текст. New Jork, 1961. - 218 p.

291. Hughes, E. C. Social change and status protest: An essay on the marginal man Текст. // Phylon-Atlanta, 1945. № 1- Vol. 10.

292. Hunt, Riegel St., Morales T. Changes in prison culture: Prison gangs and the case of the "pepsi generation" If Social problems Текст. Bercley, 1993. -Vol 40, N3.-P. 398-409.

293. Kerckhoff, A. C., McCormick Т. C. Marginal status and marginal personality Текст. // Social forces. 1955. - № 1. — Vol. 34.

294. Mizruchi, E. H. Regulating society: Marginality a. Social control in hist. Perspective Текст. -N.Y.; L., 1983.

295. Nardini, J. E. Survival Factors in American Prisoners of War of the Japanese Текст. / J. E. Nardini 1952. - P. 242.

296. Park, R. E. Human migration and the marginal man Текст. // Amerikan Journal of Sociology.-Chicago, 1928. № 6. Vol. 33.-P. 881-893.

297. Rutter, M. Psychosocial adversity: risk, resilience and recovery Текст. // Conflict and development in adolescence [Текст] / L. Verhofstadt-Deneve et al., eds. Leiden University, DSWO Press, 1996.

298. Wardwell, W. I. A marginal profesional role: The chiropractor Текст. // Social Forces. Chapel Hill, 1962. № 3. - Vol. 30.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.